Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПРОГРАММА СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 2002 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРОГРАММА СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
                      ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НА 1998 - 2002 ГОДЫ
   
                                      Принята на 119-м общем Собрании
                                       представителей потребительских
                                         обществ Российской Федерации
                                                    30 июля 1998 года
   
                               ВВЕДЕНИЕ
   
       Цель Программы - определить основные направления  стабилизации
   хозяйственно-финансовой   деятельности   и   перехода  организаций
   потребительской кооперации к стадии устойчивого роста.
       Перспективы развития потребительской кооперации рассмотрены  в
   общем контексте социально-экономических задач, решаемых экономикой
   России   в   рамках   Программы   Правительства   РФ  "Структурная
   перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах.
       В Программе максимально учтены:
       -  роль  и  задачи  потребительской  кооперации  в  соблюдении
   экономических интересов пайщиков;
       - многоотраслевой характер деятельности;
       - различия в стартовых условиях организаций;
       -  неоднородность   организаций  потребительской   кооперации,
   обусловленная   их   территориальным   размещением,   природно   -
   климатическими особенностями проживания населения;
       -  тесная  взаимосвязь  с   сельским  хозяйством  и   сельским
   населением.
       В  ней  провозглашается  верность  кооперативным  принципам  и
   ценностям,   необходимость   сохранения   природы  потребительской
   кооперации как социально ориентированной системы, ее  соответствие
   Декларации  о   кооперативной  идентичности,   принятой  на   31-м
   конгрессе  Международного  Кооперативного  Альянса  в  1995  году.
   Программа  ориентируется  на  пайщиков  как  на  социальную   базу
   потребительской кооперации.
       Программа предусматривает:
       - в международной среде - сотрудничество без границ;
       - в России - интеграцию всех видов и форм кооперации;
       - внутри системы потребительской кооперации -  сотрудничество,
   взаимопомощь, кооперативную солидарность.
       Будет продолжен процесс, направленный на правовое  обеспечение
   потребительской  кооперации,  защиту  ее собственности, расширение
   кооперативной демократии, развитие договорных отношений на  основе
   соглашений с органами  местного управления. Программа  ориентирует
   организации  на  собственные   силы,  максимальное   использование
   внутренних резервов и творческую инициативу.
       Основные    параметры    социально-экономического     развития
   потребительской кооперации на  1998-2002 годы определены  с учетом
   экономического  потенциала,  характера  и  динамики   происходящих
   социально-экономических процессов, опыта потребсоюзов,  эффективно
   работающих в рыночных условиях.
       Программа  акцентирует  внимание  на  достижение  безубыточной
   деятельности   за    счет   увеличения    объемных    показателей:
   товарооборота,  выпуска  продукции  предприятиями промышленности и
   питания,    стоимости    оказываемых    услуг,    объема   закупок
   сельскохозяйственной продукции и  сырья, промыслов и  прочих видов
   деятельности.
       Программа  включает  в  себя  решение  наиболее важных проблем
   потребительской  кооперации:  укрепление  социальной базы системы,
   реформирование  организационной  структуры  управления,   правовое
   обеспечение,   кадровая   политика,   образование   и   социальная
   защищенность  работников,  экономика   и  финансы,   экономическая
   работа, рекомендации и предложения по развитию отдельных  отраслей
   и видов деятельности.
       Программа  положила  начало  координации  усилий   организаций
   потребительской  кооперации  по   стабилизации  их   деятельности.
   Реальная  помощь   будет  оказываться   на  основе   кооперативной
   солидарности путем  обмена опытом,  консультирования, контроля  со
   стороны комиссий, созданных Советом Центросоюза.
       Реализация целей  и задач  Программы позволит  потребительской
   кооперации  в  достаточно  короткие  сроки  повысить эффективность
   работы  и  занять  в  экономике  России  и  мировом  кооперативном
   сообществе место, соответствующее ее потенциалу.
   
                 1. ПАЙЩИК - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА
                   ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
   
       Пайщик Законом Российской  Федерации от 11  июля 1997 года  "О
   потребительской кооперации (потребительских обществах, их  союзах)
   в Российской Федерации (в дальнейшем Закон) определен  центральной
   фигурой потребительской кооперации.
       Цель потребительского общества - удовлетворение материальных и
   иных потребностей  своих членов.  В практической  деятельности это
   означает,  что  должен   обеспечиваться  приоритет   экономических
   интересов пайщиков.
       В  настоящее  время  реальные  экономические  отношения  между
   потребительскими  обществами,  пайщиками  и  работниками   требуют
   регулирования.
       За 1990-1997 гг. потребительская кооперация по разным причинам
   потеряла  часть  своих  членов.  В  целом  по  системе Центросоюза
   Российской Федерации на начало 1998 года их численность  составила
   13,8 млн. человек. В некоторых потребительских обществах пайщиков,
   не работающих в системе, практически не осталось.
       Главная  цель  реформы  потребительской  кооперации  состоит в
   восстановлении  численности  пайщиков,  признании  их   социальной
   основой системы не только юридически, но и фактически.
       Для этого  необходимо увеличить  численность пайщиков  за счет
   вновь   кооперированных,   повысить    долю   не   работающих    в
   потребительском  обществе  членов  в  общем  количестве  пайщиков.
   Программа предусматривает ежегодное  увеличение числа пайщиков.  К
   2002 году их  численность возрастет по  сравнению с 1997  годом на
   3,3%  и  составит  14,2  млн.  человек  (приложение  1). Изменение
   численности пайщиков в предстоящем пятилетии по потребсоюзам  дано
   в приложении 2.
       Ставится  задача  усиления  роли   пайщика  в  работе   своего
   кооператива: в укреплении экономики и управления.
       Экономическая поддержка пайщиками кооператива состоит в паевых
   взносах, предоставлении заемных средств, но главное - их участие в
   реализации  товаров  в  качестве  покупателей,  создании тем самым
   кооперативу гарантированного сбыта товаров. Такая поддержка должна
   поощряться в  разных формах  кооперативных выплат:  бонус (возврат
   части стоимости купленных товаров), скидки с цены товара, сезонная
   распродажа товаров  пайщикам, оплата  стоимости доставки,  услуг и
   т. д.  Премирование пайщиков  за покупки  выгодно даже  в условиях
   убыточной  деятельности,  так  как  это стимулирует покупательский
   спрос и в конечном счете приводит к прибыльной деятельности.
       Следует поощрять экономическое участие пайщиков как владельцев
   сельскохозяйственных  продуктов  и   сырья,  поставщиков   товаров
   индивидуальной трудовой деятельности  (изделия из шерсти,  дерева,
   меха  и  т.д.),  дикорастущих,  обеспечивая  им  выгодные  условия
   продажи:  справедливые  цены,  своевременный  расчет наличными или
   товарами в  удобном для  сдатчика месте,  например, в  близлежащем
   магазине, доставку закупленных  товаров транспортом кооператива  и
   др.
       Закон,  примерные  уставы   потребительских  обществ   создали
   правовую   основу   превращения   пайщиков   в   центральную  силу
   потребительской  кооперации   через  их   участие  в   совете  как
   представительном органе управления. В советы должны войти  пайщики
   от   всех   слоев   населения,   обслуживаемого    потребительской
   кооперацией, тогда они будут работать в интересах пайщиков.
       Для  усиления  влияния  пайщиков  на деятельность кооперативов
   необходимы:
       -   усиление   внимания   к   пайщикам,   особенно  в  крупных
   кооперативах;
       -  вовлечение  как  можно  более  широкого  круга  пайщиков  в
   управление делами потребительского общества;
       -  реальный  контроль  со  стороны  пайщиков за хозяйственно -
   финансовой деятельностью;
       - омоложение членского состава.
       Следует на всех уровнях возродить специальные службы по работе
   с пайщиками  и нескооперированным  населением -  службы социального
   управления,  которые  должны  постоянно  работать  с  пайщиками на
   кооперативных   участках   через    опорные   пункты,    магазины,
   уполномоченных.
       Основные задачи такой службы:
       - изучение социальных и демографических изменений  численности
   населения, их финансовых возможностей и спроса на товары и услуги;
       - постоянный учет и контроль экономического участия  пайщиков,
   кооперативных выплат;
       - анализ  возможностей кооперирования  населения и  проведение
   самого кооперирования (прежде всего за счет членства молодежи);
       - характеристика подворий как одного из источников поступления
   сельскохозяйственных  продуктов  и  сырья,  дикорастущих,  товаров
   индивидуальной трудовой деятельности;
       -  широкое  информирование  пайщиков о социально-экономическом
   положении   дел   в   потребительском   обществе,  потребительской
   кооперации через местную  печать, газету "Российская  кооперация",
   радио,  телевидение,  информационные  листки  и  другие   средства
   информации.
       -  Предполагается  ввести  единую  форму паевой книжки пайщика
   потребительского общества, предусмотреть в ней комплекс  сведений,
   в  том  числе  паевые   взносы,  сведения  о  заемных   средствах,
   приобретении товаров, кооперативные выплаты.
       В  перспективе  требуется  отработка  возможности  внедрения в
   потребительской кооперации семейного членства.
       Закон  повышает  роль  пайщиков,  поэтому союзам рекомендуется
   контролировать:
       - состав пайщиков с выделением доли в их числе работающих и не
   работающих в системе;
       -  соблюдение  экономических  интересов  пайщиков, обеспечение
   приоритетов  интересов  пайщиков  по  сравнению с работниками, что
   обеспечит  возрождение,  сохранение  и  развитие  социальной  базы
   потребительской кооперации;
       - сохранность собственности потребительского общества, то есть
   пайщиков, от посягательств извне и со стороны работников;
       -   реализацию   прав   пайщиков   при   формировании   совета
   потребительского общества, учитывая, что совет -  представительный
   орган пайщиков.
       Появилась необходимость ввести в ведомственную  статистическую
   отчетность   показатели   для    контроля   за    кооперированием,
   паенакоплением, объемом и структурой кооперативных выплат, объемом
   покупок пайщиками.
   
                      2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
   
       Центросоюз  Российской  Федерации   (России)  -   добровольное
   объединение  потребительских  обществ  Российской  Федерации.   Он
   консолидирует на начало 1998 года деятельность 4092 организаций  и
   предприятий,  в  том  числе  3406  потребительских  обществ,   301
   районного   и   окружного   потребсоюза,   54   горкоопторга,   77
   республиканских, краевых и областных потребсоюзов.
       Закон  Российской  Федерации  "О  потребительской   кооперации
   (потребительских обществах,  их союзах)  в Российской  Федерации",
   принятый в июле 1997 года, способствовал реформированию управления
   в системе.
       В  соответствии  с  новым  Законом  разработаны  новые уставы,
   которые   принципиально   отличаются   от   предыдущих   тем,  что
   регламентируют работу системы  на основе принципов  международного
   кооперативного   движения,   в   первую   очередь   демократизации
   управления  и  экономического  участия  пайщиков  в   деятельности
   кооперативов.
       Высший  орган  потребительских  обществ   и  союзов  -   общее
   Собрание. В  период между  общими собраниями  управление союзом  и
   потребительским   обществом   осуществляет   совет,    выступающий
   представительным   органом.   Исполнительным   органом   союза   и
   потребительского   общества   является    правление   союза    или
   потребительского общества. Контроль  за соблюдением уставов  союза
   или потребительского общества, их хозяйственной, финансовой и иной
   деятельностью   осуществляет   ревизионная   комиссия   союза  или
   потребительского общества.
       Советы  должны  стать  органами  общественного  самоуправления
   пайщиков.   Правления    являются    органами    профессионального
   менеджмента. Задача новой  структуры управления в  потребительской
   кооперации  -  реализовать  единство  и эффективное взаимодействие
   общественного   самоуправления   пайщиков   и    профессионального
   управления  менеджеров,  обеспечить  эффективный  менеджмент   под
   контролем  пайщиков.  В  единстве  общественного  самоуправления и
   профессионального     менеджмента      первенство      принадлежит
   общественному самоуправлению.
       Управление предполагает  разграничение функций,  полномочий, а
   также  раздельную  оценку  деятельности  советов  и правлений. Это
   можно  сделать  с  помощью  показателей, раскрывающих качественные
   различия деятельности советов и правлений.
       Деятельность  совета  направлена  на  осуществление социальной
   миссии  (основного  предназначения)  потребительского общества или
   союза. Критерий  оценки деятельности  совета -  защита интересов и
   удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий
   конкретизируется  в   системе  показателей:   объем   деятельности
   кооперативного  хозяйства  и   оказания  услуг,  чистая   прибыль,
   экономическое  участие  пайщиков,  кооперативные  выплаты  (льготы
   для пайщиков),  развитие материально-технической  базы, социальной
   сферы.
       Работа  правления   должна  оцениваться   по  тому,   как  оно
   обеспечило   создание   экономических   условий   для   выполнения
   социальной миссии, сформированной советом.
       Основным позитивным оценочным показателем деятельности советов
   и  правлений  следует  считать  безубыточную или прибыльную работу
   потребительских обществ и союзов.
       Реформирование     организационной     структуры    построения
   потребительской  кооперации   -  одно   из  основных   направлений
   преобразований.
       Закон  определил  потребительскую   кооперацию  как   систему,
   состоящую из  потребительских обществ  и их  союзов. Существование
   потребительских  обществ  не  изолированно,  а  в  единой системе,
   объединение потребительских обществ  в союзы представляется  одним
   из   существенных   их   конкурентных   преимуществ,   позволивших
   потребительской    кооперации    выжить    в    сложных   условиях
   разбалансирования экономики.
       Потребительские общества  образуют потребительские  союзы всех
   уровней   -   районный,   областной,   краевой,   республиканский,
   Центросоюз.
       Отношения  между  равноправными  членами  союза  строятся   на
   основании  Закона  и  уставов  Центросоюза  Российской  Федерации,
   потребительских  обществ   и  их   союзов.  Закон    устанавливает
   определенную вертикаль власти,  предоставляя союзам контрольные  и
   распорядительные  функции,  в  том  числе  возможность отстранения
   выборного   должностного   лица   в   потребительском    обществе,
   стимулирует  реформирование  организационной  структуры построения
   системы в направлении  минимизации количества уровней  управления.
   Новгородский  облпотребсоюз,  например,  преобразован  в областное
   потребительское  общество.  Его  учредителями  (членами) выступают
   потребительские общества.
       Реформированию на основе Закона подлежит также организационная
   структура потребительского общества. Сокращение числа организаций,
   имеющих   самостоятельный   баланс,   наиболее   характерно    для
   организационной структуры большинства потребсоюзов. Эта  тенденция
   сохранится на перспективу.
       Предполагается уменьшить количество хозрасчетных организаций в
   системе  за  пятилетие  с  9235  до  6743,  то  есть  почти на 30%
   (приложение 1). Изменение  количества хозрасчетных организаций  по
   потребсоюзам представлено в приложении 3.
       К 2002 году ожидается укрупнение хозрасчетных организаций, что
   соответствует практике работы европейских кооперативов.
       Существует   реальная   угроза   перерождения  потребительских
   кооперативов  в  производственные,  а  следовательно,  потеря  для
   системы отдельных организаций.
       Потребительское общество  - это  кооператив пайщиков,  который
   должен  функционировать   в  их   интересах,  а   производственный
   кооператив  -  это   кооператив  работников,  предоставляющий   им
   материальные выгоды.
       Во многих потребительских обществах пайщиков, не работающих  в
   системе,  осталось  мало,  а  это  означает опасность перерождения
   потребительских кооперативов в производственные.
       Нужны индикаторы  для отнесения  кооператива к  тому или иному
   виду (потребительский или производственный кооператив).
       Возникла  задача  идентификации  организаций,  то есть анализа
   правомерности  их  отнесения  к  потребительским кооперативам. Для
   идентификации необходимо создание целевой программы "Аудит природы
   кооператива. Сохранение  идентичности". Сохранение  идентичности -
   условие существования и развития потребительской кооперации.
       Опыт международного кооперативного движения свидетельствует  о
   тенденции  к  интеграции  всех  видов  кооперативов. Объединение в
   одном        союзе        потребительских,       производственных,
   сельскохозяйственных, медицинских и других кооперативов происходит
   и  в   России.  Потребительская   кооперация  занимает   в   таком
   объединении лидерство, как наиболее массовая и целостная система.
       Созданная  Ассоциация  кооперативных  организаций   Российской
   Федерации (АКОРФ)  укрепит международный  авторитет кооперативного
   движения  России,  повысит  роль   кооперативного  сектора  в   ее
   экономике.  Деятельность   Ассоциации  кооперативных   организаций
   Российской Федерации выразится в следующем:
       -    представление    и    защита    интересов     организаций
   потребительской,      производственной,      сельскохозяйственной,
   кредитной,  артельной,  жилищной,  жилищно-строительной  и  других
   видов кооперации  в Федеральном  собрании Российской  Федерации, в
   администрации  Президента   Российской  Федерации,   Правительстве
   Российской Федерации,  его министерствах  и ведомствах  (участие в
   разработке  государственных  программ  для обеспечения финансовой,
   материально-технической   и   другой   государственной   поддержки
   кооперативных   организаций   Российской   Федерации,   участие  в
   разработке  и  совершенствовании  законодательной  базы  с  учетом
   интересов  кооперативных  организаций,  создание  в  Правительстве
   Российской   Федерации   структуры,   занимающейся  кооперативными
   проблемами и т.д.);
       -  проведение   научных  и  научно-практических исследований с
   целью  выработки  экономической,  социальной  и научно-технической
   политики развития кооперативного сектора экономики;
       -  содействие   совершенствованию  и   развитию   деятельности
   кооперативных организаций;
       -   представление    интересов    кооперативных    организаций
   Российской  Федерации  в  Международном  кооперативном   движении,
   расширение  международного  сотрудничества,  в  первую  очередь  с
   кооперативными организациями СНГ и Европы;
       -  создание  базы  данных  о  состоянии кооперативного сектора
   экономики в целом;
       -   формирование   кадровой   политики   через   подготовку  и
   переподготовку    кадров    в    кооперативных     образовательных
   учреждениях,   расширение   сети   кооперативных   образовательных
   учреждений;
       -  организация   независимой,  в   том  числе   международной,
   экспертизы  российской  правовой  базы  деятельности кооперативных
   организаций;
       - широкая  пропаганда в  средствах массовой  информации, в том
   числе  в  газете   "Российская  кооперация",  идей  российского  и
   международного   кооперативного   движения   и   обобщения   опыта
   деятельности кооперативных организаций Российской Федерации.
       В  перспективе  ожидаются  следующие  позитивные  изменения  в
   потребительской кооперации России:
       - усилятся объединительные тенденции на международном  уровне,
   возрастет роль потребительской  кооперации России в  международном
   кооперативном движении;
       - усилится  консолидирующая роль  Центросоюза в  самой системе
   потребительской кооперации России, расширятся те функции,  которые
   определяют стратегические направления развития системы. Аналогично
   повысится влияние областных, краевых, республиканских потребсоюзов
   на социально-экономическую деятельность потребительских обществ  в
   регионах. Потребительская кооперация как единая целостная  система
   укрепит свои позиции;
       -  продолжится  совершенствование  структуры управления, поиск
   вариантов,  обеспечивающих  эффективное  функционирование системы,
   сокращение звенности управления, уменьшение количества организаций
   на  самостоятельном  балансе,  выбор  оптимальных организационно -
   правовых форм их функционирования;
       -   улучшится   взаимодействие   общественного  самоуправления
   пайщиков  и   профессионального  управления   менеджеров.   Однако
   достижение баланса интересов  пайщиков и работников  не произойдет
   произвольно.  Реализация   этой  стратегической   задачи   требует
   постоянного регулирования с помощью служб социального управления и
   контроля со стороны потребительских союзов.
       Центросоюз  Российской   Федерации  -   координирующий   орган
   экономической, социальной, консультационной деятельности  системы.
   Основополагающим в деятельности Центросоюза выступают демократия и
   солидарность.
       Миссия Центросоюза заключается  в содействии развитию,  защите
   прав   и   интересов   потребительских   обществ   и   их  членов,
   представлении  их  интересов  в  государственных  и  иных органах,
   международных  организациях,  оказании  информационных, правовых и
   иных услуг.
       Повысится  роль  Центросоюза   в  определении   экономической,
   социальной и научно-технической политики развития  потребительской
   кооперации,  участии  в  разработке  государственных  программ для
   обеспечения    финансовой,    материально-технической    поддержки
   потребительских обществ, оказании  им помощи в  развитии торговой,
   производственной, заготовительной деятельности, в пропаганде  идей
   кооперативного  движения,  укреплении  партнерских взаимоотношений
   между организациями потребительской кооперации.
       Центросоюз  инициирует  появление  новых  организационных форм
   сотрудничества путем создания  целевых комиссий, советов,  рабочих
   групп, проведения научных исследований, изучения и распространения
   современных  рыночных  технологий,  оказания  инструктивной помощи
   потребительским   союзам   и   обществам.   Стабилизационные  меры
   предполагается осуществлять под эгидой Центросоюза и при  активном
   привлечении научного и практического кадрового потенциала системы.
       В  перспективе  Центросоюз  будет  шире  использовать рыночные
   инструменты для регулирования и контроля коммерческой деятельности
   потребительских  обществ  и  их  союзов  в  соответствии с Законом
   Российской     Федерации     "О     потребительской     кооперации
   (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
       Возрастет участие Центросоюза в защите экономических интересов
   системы в целом и ее отдельных организаций в Государственной Думе,
   Правительстве и других федеральных органах государственной власти.
       Центросоюз  формирует  современную  идеологию   кооперативного
   образования и научной деятельности.  Он призван активно влиять  на
   благоприятное   общественное   мнение,   добиваться  общественного
   признания  важной  социальной  миссии  потребительской кооперации.
   Предполагается  создание  в  системе  на  всех  уровнях управления
   специальных  служб  по  связям   с  общественностью  с   функциями
   установления и поддержания контактов с органами государственного и
   местного самоуправления,  пропагандой деятельности  через средства
   массовой информации и другими.
       Значительно  усилится  координирующая   роль  Центросоюза   во
   внешнеэкономической  деятельности  потребительской  кооперации,  в
   осуществлении экспортно-импортных операций, в перераспределении  и
   маневрировании  товарных  ресурсов,  оказании  помощи  в  сбыте  и
   приобретении  товаров,  оценке  конкурентоспособности   продукции,
   производимой отдельными предприятиями системы, и организации сбыта
   ее не только на территории России, но и за рубежом.
       Центросоюз  Российской  Федерации  входит  в  качестве члена в
   Международный  Кооперативный  Альянс,   играет  заметную  роль   в
   международном кооперативном движении.
   
                        3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                              ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Укрепление юридической службы потребительской кооперации
   
       В условиях  реформирования потребительской  кооперации большое
   значение  имеет  правовое  обеспечение организаций потребительской
   кооперации.
       Анализ    деятельности    юридических    служб     организаций
   потребительской  кооперации  Российской  Федерации  показал,   что
   характер правовых услуг  существенно изменился. Ранее  преобладали
   вопросы   соблюдения   требований   трудового    законодательства,
   заключения  и  исполнения  договорных  обязательств,  прежде всего
   договоров  поставки  товаров  народного  потребления  и  продукции
   производственно-технического    назначения.    Сейчас    работники
   юридических служб  потребсоюзов и  потребительских обществ  решают
   более  сложные  правовые  проблемы,  связанные  с   реорганизацией
   юридических   лиц    в   системе    потребительской    кооперации,
   сохранением  кооперативной  собственности,  разработкой   уставов,
   применением новых  законов и  иных правовых  нормативных актов,  в
   частности налогового,  банковского и  другого законодательства,  с
   участием   в   разработке   законодательных   актов,    касающихся
   организаций потребительской кооперации как на федеральном  уровне,
   так и на местах.
       Вместе  с  тем  за  последние  годы  в системе потребительской
   кооперации заметно уменьшилось количество и снизился  качественный
   состав  юридических  служб.  Во  многих  потребительских обществах
   должность  юрисконсульта  занимают  лица,  не имеющие юридического
   образования.  Значительное   количество  потребительских   обществ
   вообще не обслуживается юридической  службой и не имеет  в штатном
   расписании соответствующей должности.
       Поскольку  в   настоящее  время   нет  реальной    возможности
   обеспечить каждую организацию юридической службой, потребительские
   общества и союзы могут заключать договоры на правовое обслуживание
   с организациями, имеющими юристов.
       Комплекс  мер   совершенствования  правового   обеспечения   и
   укрепления юридических служб должен включать в себя:
       -  повышение   ответственности  руководителей   за   состояние
   правовой работы;
       -   укомплектованность   штатных   должностей  юрисконсультов,
   недопущение  сокращения  этих  должностей, улучшение качественного
   состава работников юридических служб  и закрепление их в  системе,
   первоочередное     распределение     выпускников     кооперативных
   университетов,  техникумов  (колледжей),  получивших   юридическое
   образование, в систему потребительской кооперации;
       -  снабжение   работников  юридических   служб   компьютерами,
   законодательным программным обеспечением;
       - повышение квалификации юрисконсультов;
       - систематическое  обобщение и  распространение положительного
   опыта  работы  юридических  служб,   в  том  числе  через   газету
   "Российская кооперация";
       - разработку  Положения о  юридической службе  (юрисконсульте)
   организации потребительской кооперации.
   
       Законотворческая   деятельность   в   системе  потребительской
   кооперации
   
       Требуются   принципиально   иные   подходы   к   регулированию
   кооперативных  отношений.  В  соответствии  с  Указом   Президента
   Российской  Федерации  от  16  декабря  1993 года "Об общеправовом
   классификаторе     отраслей     законодательства"    кооперативное
   законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально
   существующие разновидности  кооперативных организаций,  принятые и
   готовящиеся законы о различных видах кооперации свидетельствуют  о
   фактическом признании этого сектора экономики.
       Совершенствованию       кооперативного        законодательства
   способствует   создание   Ассоциации   кооперативных   организаций
   Российской Федерации (АКОРФ).
       Законодательной    базой    жизнедеятельности    всех    видов
   кооперативных организаций  Российской Федерации  помимо отраслевых
   законов   в   перспективе   могут   быть   основы   кооперативного
   законодательства   России,    Кооперативный   кодекс    Российской
   Федерации или обычный федеральный закон.
       Отношения,  возникающие  в  области  создания  и  деятельности
   потребительских  обществ  и  их  союзов,  регулируются Гражданским
   кодексом  Российской  Федерации,  Законом  РФ  "О  потребительской
   кооперации  (потребительских  обществах,  их  союзах) в Российской
   Федерации", другими законами и иными нормативными правовыми актами
   Российской Федерации.  Субъекты Российской  Федерации неправомочны
   принимать  законы,  регулирующие  вопросы  создания и деятельности
   организаций потребительской кооперации - потребительских обществ и
   их  союзов.  Принимаемые  законы  и  иные нормативно-правовые акты
   субъектов  РФ,  касающиеся  потребительской  кооперации, не должны
   противоречить федеральным законам.
       На  федеральном  уровне  необходимо  добиться  законодательной
   нормы  о  том,  что  к  организациям  потребительской   кооперации
   относятся  и  хозяйственные  общества,  созданные потребительскими
   обществами или союзами на базе их предприятий, с тем чтобы льготы,
   предоставляемые потребительской кооперации, распространялись и  на
   эти общества.
       Значительного  внимания  и   соответствующих  усилий   требует
   законодательная база регулирования взаимоотношений потребительских
   обществ  и  союзов  с  государственными  органами  на региональном
   уровне.
       Достаточно   широкое   распространение   получило   заключение
   соглашений  потребительскими  обществами  и  их союзами с органами
   исполнительной   власти,   что   закреплено   в   Законе   РФ   "О
   потребительской кооперации (потребительских обществах, их  союзах)
   в Российской Федерации". Соглашения должны способствовать развитию
   системы, но не ставить ее в экономическую зависимость от  властных
   структур,   что    может   привести    к   потере    хозяйственной
   самостоятельности.  При   заключении  соглашения   потребительские
   общества  и  союзы  должны  стремиться  получить  преимущества   в
   следующих направлениях:
       - льготы по налогам, уплачиваемым в республиканский и  местный
   бюджеты;
       - установление тарифов  на электрическую энергию  организациям
   потребительской     кооперации     на     уровне     тарифов   для
   сельскохозяйственных производителей;
       -  привлечение   организаций  потребительской   кооперации   к
   закупкам   и   поставкам   сельскохозяйственной   продукции    для
   государственных нужд;
       -  отсрочка  платежей  за  поставленные  товары  предприятиями
   местного подчинения;
       -   освобождение   потребительской   кооперации   от    уплаты
   лицензионных сборов на право торговли подакцизными товарами;
       - возвращение потребительской кооперации объектов, оказавшихся
   в муниципальной собственности;
       -  льготные  ставки  по  аренде  помещений  для  переработки и
   хранения сельскохозяйственной продукции;
       - компенсация транспортных расходов потребительских обществ по
   доставке товаров  в районы  Крайнего Севера  и приравненные  к ним
   местности и сельские населенные пункты, начиная с 11 км.
   
       Повышение роли уставов потребительских обществ и их союзов
   
       Стройность  и  единство  системы  потребительской  кооперации,
   принципиальные  положения,  касающиеся  образования и деятельности
   потребительских обществ и их союзов, а также органов их управления
   и контроля,  должны найти  отражение во  всех уставах  организаций
   потребительской кооперации.
       До вступления в силу части 1 Гражданского кодекса РФ, а  также
   принятия  Закона   о  потребительской   кооперации  роль   уставов
   потребительских  обществ   и  их   союзов  явно   недооценивалась.
   Потребительские общества и их  союзы не уделяли должного  внимания
   содержанию  уставов,  редко  использовали  их  для  защиты   своих
   интересов во  властных структурах  и судебных  органах. Содержание
   уставов копировалось.
       С  выходом  новых,  более  совершенных  нормативных  актов,  с
   развитием  рыночных  отношений,  обусловивших  изменения правового
   статуса  субъектов  Федерации,  с  передачей им больших полномочий
   устав  общества  и  союза  приобретает  важное значение и является
   своеобразной  конституцией,  определяющей   сферу  и   направления
   деятельности   юридического   лица.   Предполагается    дальнейшее
   совершенствование уставов.
       В статьях 9 и  32 Закона о потребительской  кооперации указаны
   обязательные  условия,  которые  должны  присутствовать  в  уставе
   потребительского общества и союза. В уставах необходимо  указывать
   максимальное количество видов деятельности, так как при отсутствии
   прямого  указания  конкретного  вида  деятельности  в уставе закон
   лишает юридическое лицо права заниматься этой деятельностью.
       Кроме перечисленных в Законе требований к уставу, в него могут
   быть включены иные  сведения, не противоречащие  законодательству.
   Это  социальная  защита  пайщиков  и  работников   потребительской
   кооперации, трудовые и иные отношения.
       Уставы  потребительских  обществ,  принятые  с учетом местного
   законодательства,   особенностей   региона,   сложившихся  обычаев
   делового оборота, в своей основе должны соответствовать примерному
   уставу  потребительского  общества,  утвержденному  постановлением
   118-го  общего  Собрания  представителей  потребительских  обществ
   Российской Федерации от 16 февраля 1998 года.
       Особое внимание следует уделить регулированию отношений  между
   потребительскими  обществами  и   союзами,  членами  которых   они
   являются,  а   также  между   союзами.  Закон   о  потребительской
   кооперации повышает  роль и  значение уставов  по данному вопросу.
   Основная  их  задача,   как  правоустанавливающих  документов,   -
   сохранение  и  упрочение  системы  потребительской кооперации. Чем
   четче  и  определеннее  будут  закреплены  в  уставах  положения о
   взаимоотношениях между потребительскими  обществами и их  союзами,
   а  также  между  союзами,  тем  легче  станут способы управления в
   системе.
   
       Контрольные  и  распорядительные  функции  органов  управления
   союзов за деятельностью организаций потребительской кооперации
   
       Законом  Российской  Федерации  "О  потребительской кооперации
   (потребительских  обществах,  их  союзах)  в Российской Федерации"
   потребительская     кооперация     определяется     как    система
   потребительских обществ и их союзов.
       Потребительские  общества  и  их  союзы  объединены  в систему
   общностью целей и задач.
       Потребительские   общества,   являясь   элементами    системы,
   объединяются   в   союзы,   на   уровне   которых   обеспечивается
   согласованное функционирование системы в целом.
       Согласно статье 121 Гражданского кодекса Российской  Федерации
   союзы  создаются  в  интересах  своих  членов  для   осуществления
   координационных, управленческих функций. Любое управление  требует
   соблюдения принципа обязательности управленческих решений.
       В  пункте  5  статьи  31  Закона  о потребительской кооперации
   предусмотрено,  что   союз  вправе   осуществлять  контрольные   и
   распорядительные функции, предусмотренные учредительным  договором
   или уставом. Союзы, созданные до принятия Закона о потребительской
   кооперации,  учредительного  договора  не  имеют,  а потому данный
   вопрос должен регулироваться только уставами этих союзов.
       Контрольные  функции  означают  проведение  проверок  с  целью
   соблюдения  прав  пайщиков,  Закона  о потребительской кооперации,
   уставов союза, потребительского общества,  хозяйственно-финансовой
   деятельности общества, союза.
       Распорядительные функции  реализуются через  принятие органами
   управления союза решений, обязательных для потребительских обществ
   и их союзов.
       Указанные  положения  необходимо  закрепить  в соответствующих
   уставах потребительских  обществ и  союзов. Только  в этом  случае
   можно  говорить  о  том,  что  целостность  и  стройность  системы
   потребительской кооперации, ее управляемость обеспечены.
       Приведение    организационно-правовой    формы     предприятий
   потребительских обществ и их  союзов в соответствие с  Гражданским
   кодексом Российской Федерации до 1 июля 1999 года - одна из важных
   и  первоочередных  задач,  стоящих  перед системой потребительской
   кооперации.  В  соответствии  с  пунктом  5  статьи 6 Федерального
   закона  "О  введении  в  действие  части  1  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации"  эти  предприятия  до  вышеуказанного срока
   должны быть:
       -  преобразованы   по  решению   учредителя  в    коммерческую
   организацию      (хозяйственные      общества,       товарищества,
   производственный  кооператив)  или  в  потребительский кооператив,
   то есть некоммерческую организацию;
       -  ликвидированы  с  вытекающими  в  связи  с  этим  правовыми
   последствиями. Причем предприятия, судьба  которых до 1 июля  1999
   года  не   будет  решена   учредителем,  подлежат   принудительной
   ликвидации   в    судебном   порядке    по   требованию    органа,
   осуществляющего  государственную  регистрацию,  налогового  органа
   или прокурора.
       При    принятии    решения     о    преобразовании     следует
   руководствоваться  положениями  гражданского  законодательства   о
   формах и порядке преобразования юридического лица.
       Закон   дает   возможность   учредителю   предприятия   самому
   определить   одну   из    форм   реорганизации,    предусмотренных
   Гражданским кодексом Российской Федерации:
       - присоединение  предприятия к  потребительскому обществу  или
   союзу потребительских обществ;
       - преобразование  предприятия в  хозяйственное общество  (ООО,
   ЗАО, ОАО и т.д.);
       - преобразование предприятия в хозяйственное товарищество;
       - преобразование в кооператив (прежде всего в  потребительское
   общество).
       Отправным моментом в  выборе решения о  реорганизации является
   глубокий и всесторонний анализ финансового состояния предприятия и
   дальнейших  перспектив  развития,  в  том  числе изучение данных о
   наличии  дебиторской  и  кредиторской  задолженности,  стоимости и
   характере числящегося на балансе имущества и т.д.
       Наиболее  приемлемый  вариант  по  убыточным  предприятиям   -
   преобразование в общество с ограниченной ответственностью. В  этом
   случае потребительское общество (или союз как учредитель) не несет
   ответственности по  обязательствам общества,  а только  несет риск
   убытков, связанных с его деятельностью, в пределах своего  вклада.
   На   потребительское   общество   (союз)   может   быть  возложена
   субсидиарная ответственность  по обязательствам  ООО в  случае его
   несостоятельности   (банкротства)   только   при   наличии    вины
   потребительского общества (союза).
       При  преобразовании  предприятия  в  общество  с  ограниченной
   ответственностью  учредитель  полностью  управляет  обществом. Как
   единственный   учредитель,    потребительское   общество    (союз)
   утверждает  устав  ООО,  вносит  в  него  изменения  и дополнения,
   назначает и  увольняет руководителя,  утверждает годовые  отчеты и
   бухгалтерские балансы,  принимает решения  о распределении  чистой
   прибыли,  реорганизации  и   ликвидации.  В  уставе   определяется
   исключительная   компетенция   учредителя   как   высшего   органа
   управления ООО. К  исключительной компетенции учредителя  отнесено
   отчуждение недвижимого имущества ООО.
       Следует  иметь  в  виду,  что  потребительское общество (союз)
   утрачивает право собственности на имущество, внесенное в  уставный
   капитал ООО. Согласно Закону Российской Федерации "Об обществах  с
   ограниченной ответственностью допускается обращение по  требованию
   кредиторов взыскания на взнос потребительского общества (союза)  в
   уставном капитале ООО по долгам потребительского общества (союза).
       Возможен  вариант   преобразования  предприятия   в   закрытое
   акционерное  общество.  Но  в  отличие  от общества с ограниченной
   ответственностью  ЗАО  представляет  собой  более сложную форму, а
   потому рекомендуется при выборе из двух указанных организационно -
   правовых  форм   предпочтение  отдать   обществу  с   ограниченной
   ответственностью.
       Предприятие можно преобразовать в потребительское общество.  В
   этом случае сохраняются льготы потребительской кооперации.  Однако
   потребительское  общество  (союз)   не  может  быть   единственным
   учредителем.  Согласно  закону  РФ   "О потребительской кооперации
   (потребительских  обществах,  их  союзах)  в Российской Федерации"
   учредителями потребительского общества должны быть как минимум три
   юридических лица и (или) пять физических лиц. Голосование при этом
   осуществляется независимо от  размера паевого взноса  по принципу:
   один  пайщик  -  один  голос.  Статьей  116  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  предусмотрена  ответственность  пайщиков по
   обязательствам потребительского общества.
       Вариант  реорганизации  предприятий  путем  присоединения их к
   потребительскому  обществу  (союзу)   приемлем  для   безубыточных
   предприятий,  работающих   стабильно.  В   этом  случае   на  базе
   реорганизованного  предприятия  потребительское  общество   (союз)
   может создать структурное подразделение либо филиал - обособленное
   подразделение, расположенное вне места нахождения потребительского
   общества (союза).
       В   случае,   когда   преобразование   предприятия    признано
   нецелесообразным, оно  может быть  ликвидировано в  соответствии с
   пунктом 2  статьи 61  Гражданского кодекса  Российской Федерации в
   добровольном   порядке    по   решению    учредителя,   то    есть
   потребительского  общества   или  союза.   Но  при   этом  следует
   учитывать,   что   собственник    имущества   предприятия    несет
   субсидиарную ответственность по его обязательствам.
       Каждое   потребительское   общество   и   союз,   имеющие    в
   собственности предприятия, должны своевременно с учетом  интересов
   потребкооперации  и  требований  закона  провести  работу  по   их
   реорганизации.
       Выбор вариантов реформирования определит стратегию дальнейшего
   развития каждой конкретной организации потребительской кооперации.
   
       Укрепление дисциплины и повышение ответственности  руководящих
   работников организаций потребительской кооперации
   
       В  целях  сохранения  потребительской  кооперации  как системы
   руководящие работники потребительской кооперации обязаны соблюдать
   решения органов  управления потребительских  обществ и  их союзов.
   Решения  общего  Собрания  представителей  потребительских обществ
   Российской Федерации и Совета Центросоюза РФ в соответствии с  его
   уставом  обязательны  для  руководящих  работников потребительских
   обществ,  являющихся  членами  Центросоюза   РФ  и  их   районных,
   областных (краевых, республиканских) потребсоюзов.
       Решения общего Собрания представителей потребительских обществ
   области (края, республики)  и Совета облкрайреспотребсоюза  должны
   быть  обязательными  для  руководящих  работников  потребительских
   обществ, являющихся членами данного потребсоюза и районного  союза
   потребительских обществ.
       Решения общего Собрания представителей потребительских обществ
   района  и  Совета  райпотребсоюза  должны  быть  обязательными для
   руководящих работников потребительских обществ, являющихся членами
   этого союза.
       Наряду  с  общим  правовым  регулированием трудовой дисциплины
   Закон   Российской   Федерации   "О   потребительской   кооперации
   (потребительских  обществах,  их  союзах)  в Российской Федерации"
   урегулировал  вопросы   дисциплинарной  ответственности   выборных
   должностных лиц - председателей советов потребительских обществ  и
   их  союзов,  председателей  ревизионных  комиссий.  Совету   союза
   Законом   о   потребительской   кооперации   предоставлено   право
   отстранения  от  должности  выборных  должностных  лиц, нарушающих
   права пайщиков,  уставы и  допускающих злоупотребления,  наносящие
   ущерб  потребительской  кооперации.  Но  законом  не  урегулирован
   вопрос отстранения Советом  союза других руководящих  работников -
   руководителей   предприятий,   хозяйственных   обществ,  созданных
   потребительскими   обществами    или   их    союзами,    филиалов,
   представительств и иных структурных подразделений  потребительских
   обществ и  их союзов,  допускающих указанные  выше нарушения     и
   злоупотребления.  В целях укрепления дисциплины, пресечения фактов
   ее   нарушений   и   злоупотреблений,   сохранности  кооперативной
   собственности и  повышения ответственности  руководящих работников
   организаций потребительской  кооперации необходимо  законодательно
   закрепить  положение,  предоставляющее  право  советам  союзов при
   необходимости отстранять от работы не только выборных  должностных
   лиц,  но  и  назначаемых  руководящих  работников  потребительской
   кооперации до решения вопроса об их увольнении.
       Ответственность  руководителей  за   состояние  и   результаты
   работы,  а  также  за  несоблюдение  решений  органов  управления,
   организаций потребительской  кооперации должна  найти отражение  в
   уставах.
       Учитывая     динамичность     и     сложность     действующего
   законодательства Российской Федерации  и экономических условий,  в
   которых  руководителям   организаций  потребительской   кооперации
   приходится  решать   хозяйственные  и   организационные   вопросы,
   требуется постоянное  совершенствование и  обновление их  знаний в
   области права,  изучение и  активное использование  в повседневной
   работе  законодательства   Российской  Федерации,   принципиальная
   позиция  по  вопросам  сохранности  кооперативной  собственности и
   обеспечения безубыточной работы своих организаций.
   
                        4. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
   
       Потребительская  кооперация   должна  перейти   от   стратегии
   выживания  к  стратегии  стабилизации   и  далее  -  к   стратегии
   дальнейшего развития, устойчивого экономического роста.
       Упрочению позиций  потребительской кооперации  на рынке  будет

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное