Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ МНС РФ ОТ 20.12.2000 N БГ-3-03/447 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

Утратил силу- ПРИКАЗ ФНС РФ ОТ 12.12.2005 N САЭ-3-03/665@  

      МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                                
                             ПРИКАЗ
               от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447
                                
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
     ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
             НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                
  (с изм. и доп., согл. Приказов МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156,
    от 06.08.2002 N БГ-3-03/412, от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491,
    от 19.09.2003 N БГ-3-03/499, от 26.12.2003 N БГ-3-03/721,
                  от 11.03.2004 N БГ-3-03/190@,
  с изм., внесенными решениями ВАС РФ от 04.11.2003 N 10575/03,
                    от 16.01.2004 N 14521/03)
   
       В   целях   реализации  положений  главы  21  "Налог   на
   добавленную   стоимость"   Налогового   кодекса    Российской
   Федерации  ("Собрание законодательства Российской Федерации",
   07.08.2000, N 32, ст. 3340) приказываю:
       1.  Утвердить  прилагаемые Методические  рекомендации  по
   применению   главы   21  "Налог  на  добавленную   стоимость"
   Налогового кодекса Российской Федерации.
       2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.
   
                                                         Министр
                                        государственный советник
                                       налоговой службы II ранга
                                                      Г.И.БУКАЕВ
   
   
   
   
   
                                                      Приложение
                                          к Приказу Министерства
                                            Российской Федерации
                                             по налогам и сборам
                                     от 20.12.2000 N БГ-3-03/447
   
                    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
     ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
             НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                
      (в ред. Приказов МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156,
    от 06.08.2002 N БГ-3-03/412, от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491,
    от 19.09.2003 N БГ-3-03/499, от 26.12.2003 N БГ-3-03/721,
                  от 11.03.2004 N БГ-3-03/190@,
  с изм., внесенными решениями ВАС РФ от 04.11.2003 N 10575/03,
                    от 16.01.2004 N 14521/03)
   
       Настоящие   методические   рекомендации   разработаны   в
   соответствии  со статьей 4 и главой 21 "Налог на  добавленную
   стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
       1.  При  применении ст. 143 Налогового кодекса Российской
   Федерации (далее - Кодекса) необходимо учитывать следующее.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       1.1.  С  1  января  2001 г. в состав плательщиков  налога
   включены   индивидуальные   предприниматели.   Индивидуальные
   предприниматели,     перешедшие     на     уплату     единого
   сельскохозяйственного налога, а также на  упрощенную  систему
   налогообложения  в  соответствии  с  главами  26.1   "Система
   налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
   (единый   сельскохозяйственный  налог)"  и  26.2  "Упрощенная
   система налогообложения" Кодекса, не признаются плательщиками
   налога   на  добавленную  стоимость  (далее  -  налога),   за
   исключением  налога,  подлежащего  уплате  в  соответствии  с
   Кодексом   при   ввозе   товаров  на  таможенную   территорию
   Российской Федерации.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       Не  являются  плательщиками налога  согласно  главе  26.1
   "Система     налогообложения     для     сельскохозяйственных
   товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог)"  и
   главе   26.2  "Упрощенная  система  налогообложения"  Кодекса
   организации,      перешедшие      на      уплату      единого
   сельскохозяйственного налога, а также организации, перешедшие
   на упрощенную систему налогообложения, за исключением налога,
   подлежащего  уплате  в  соответствии  с  Кодексом  при  ввозе
   товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       При этом организации и индивидуальные предприниматели  не
   освобождаются от исполнения обязанности налогового  агента  и
   уплаты  налога  в  соответствии  со  статьей  161  Налогового
   кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       Не  являются  плательщиками налога  согласно  главе  26.3
   "Система  налогообложения в виде единого налога на  вмененный
   доход для отдельных видов деятельности" Кодекса организации и
   индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату  единого
   налога  на  вмененный доход для отдельных видов деятельности,
   за  исключением  налога, подлежащего уплате в соответствии  с
   Кодексом   при   ввозе   товаров  на  таможенную   территорию
   Российской  Федерации.  При  этом  они  не  освобождаются  от
   исполнения  обязанности налогового агента и уплаты  налога  в
   соответствии со статьей 161 Кодекса.
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       1.2.     Указанные     организации    и    индивидуальные
   предприниматели по тем видам деятельности, по которым они  не
   являются  плательщиками  НДС  (организации  и  индивидуальные
   предприниматели,   уплачивающие  единый  сельскохозяйственный
   налог, а также применяющие упрощенную систему налогообложения
   -   по   всем   видам  деятельности),  не  выписывают   своим
   покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с  ними  без
   выделения в первичных документах сумм налога.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       1.3.     Налог    по    товарам    (работам,     услугам)
   производственного  назначения, используемым  организациями  и
   индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату
   единого  налога на вмененный доход либо на упрощенную систему
   налогообложения,  к  вычету не принимается,  а  включается  в
   стоимость  этих  товаров  (работ,  услуг)  в  соответствии  с
   подпунктом  3  пункта  2  статьи 170 Кодекса.  Если  отгрузка
   товаров   (работ,  услуг)  в  соответствии   с   заключенными
   договорами  была произведена в период до перехода организации
   или  индивидуального предпринимателя на уплату единого налога
   на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения,
   а  выручка за эти товары (работы, услуги) получена в  период,
   когда  организация или индивидуальный предприниматель перешли
   на   уплату  единого  налога  на  вмененный  доход,  или   на
   упрощенную  систему налогообложения, то налог  исчисляется  и
   уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   17.09.2002 N ВГ-3-03/491, от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       1.4.   Организации   и  индивидуальные   предприниматели,
   осуществляющие  виды деятельности, которые не  подпадают  под
   налогообложение  единым налогом на вмененный доход,  являются
   плательщиками налога по этим видам деятельности.
       1.5.  Индивидуальным  предпринимателям,  являющимся  с  1
   января  2001 года плательщиками налога, необходимо  учитывать
   следующее.  Налог  принимается к  вычету  только  по  товарам
   (работам,  услугам),  приобретенным  (принятым  к  учету)   и
   оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов-фактур
   поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
       Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным
   до  1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются
   в составе их покупной стоимости.
       1.6.   Организации   и  индивидуальные   предприниматели,
   уплачивающие  единый  сельскохозяйственный  налог,  а   также
   перешедшие  на  упрощенную  систему  налогообложения  или  на
   уплату единого налога на вмененный доход для отдельных  видов
   деятельности  при  выставлении  покупателю  счета-фактуры   с
   выделением  суммы  налога, представляют за  налоговый  период
   декларацию, на основании которой производят уплату  в  бюджет
   суммы  налога,  выделенной в счете-фактуре в  соответствии  с
   пунктом  5  статьи  173 Кодекса. При этом  в  соответствии  с
   подпунктом  3  пункта 2 статьи 170 Кодекса у  названных  выше
   организаций  и индивидуальных предпринимателей не принимаются
   к    вычету    суммы   налога   по   материальным   ресурсам,
   использованным  для  производства и (или) реализации  товаров
   (работ, услуг).
   (п. 1.6 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491, в
   ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       2.  В  целях  применения  статьи 145  Кодекса  необходимо
   учитывать следующее.
   (п. 2 в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.1 - 2.10. Исключены. - Приказ МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-
   3-03/491.
       2.1.  Налогоплательщики имеют право  на  освобождение  от
   исполнения   обязанностей  налогоплательщика,   связанных   с
   исчислением  и  уплатой  налога на добавленную  стоимость,  в
   соответствии со статьей 145 Кодекса (далее - освобождение  от
   исполнения  обязанностей  налогоплательщика),  если  за   три
   предшествующих  последовательных  календарных  месяца   сумма
   выручки   от   реализации   товаров   (работ,   услуг)   этих
   налогоплательщиков без учета налога на добавленную  стоимость
   и  налога  с  продаж (с 01.01.2004 без налога  с  продаж)  не
   превысила в совокупности 1 млн. рублей.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       Налогоплательщики,  реализовавшие в каком-либо  (из  трех
   предшествующих    последовательных)    календарном     месяце
   подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное  сырье  (с
   01.01.2004   без   подакцизного  минерального   сырья),   при
   отсутствии ведения раздельного учета реализации подакцизных и
   неподакцизных    товаров,    соответствующего     требованиям
   законодательства,   не  имеют  права   на   освобождение   от
   исполнения обязанностей налогоплательщика.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
   (п. 2.1 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.2.  Сумму выручки от реализации товаров (работ,  услуг)
   для  целей  применения пункта 1 статьи  145  Кодекса  следует
   определять  в  соответствии  с учетной  политикой  для  целей
   налогообложения,   исходя  из  выручки  от   реализации   как
   облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так
   и  необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной
   и  (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами,
   в  том  числе  от  реализации товаров (работ, услуг),  местом
   реализации   которых  не  признается  территория   Российской
   Федерации  (в  соответствии со статьями 147 и  148  Кодекса).
   Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг)  при
   осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым
   налогом   на   вмененный   доход   по   определенным    видам
   деятельности,  не  включается в сумму выручки  от  реализации
   товаров  (работ, услуг) для целей применения пункта 1  статьи
   145   Кодекса.  Также  не  включаются  в  сумму  выручки   от
   реализации  товаров  (работ, услуг) суммы  денежных  средств,
   перечисленные   в  статье  162  Кодекса,  включая   средства,
   полученные  в  виде санкций за неисполнение или  ненадлежащее
   исполнение договоров (контрактов), предусматривающих  переход
   права собственности на товары (работы, услуги).
       При  определении  выручки от реализации  товаров  (работ,
   услуг) не должны включаться:
       -  реализация  товаров  (работ, услуг)  на  безвозмездной
   основе;
       - операции, перечисленные в подпунктах 2,  3,  4 пункта 1
   и пункте 2 статьи 146 Кодекса;
       -   операции,   осуществляемые  налоговыми   агентами   в
   соответствии со статьей 161 Кодекса.
       Для  профессиональных участников рынка ценных  бумаг  при
   осуществлении  ими  дилерской деятельности  на  рынке  ценных
   бумаг,  а  также для любых других организаций, осуществляющих
   операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой
   счет,   выручкой  от  реализации  ценных  бумаг   для   целей
   применения  пункта  1 статьи 145 Кодекса  является  продажная
   стоимость ценных бумаг.
   (п. 2.2 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.3.  Исключен.  -  Приказ МНС РФ от 26.12.2003  N  БГ-3-
   03/721.
       2.4.     Освобождение    от    исполнения    обязанностей
   налогоплательщика  не  освобождает  его  от  исполнения  иных
   обязанностей, в том числе от обязанностей налогового  агента,
   в  соответствии  с Кодексом и другими актами законодательства
   Российской Федерации о налогах и сборах.
   (п. 2.4 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.5.    Налогоплательщики,    использующие    право    на
   освобождение  от  исполнения обязанностей  налогоплательщика,
   представляют   в  налоговый  орган  по  месту  своего   учета
   письменное  уведомление по форме, утвержденной  Приказом  МНС
   России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй
   Налогового  кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован  в
   Минюсте  России 15.07.2002 N 3573), и документы, указанные  в
   пункте  6  статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право  на
   такое освобождение.
       Согласно  пункту  7  статьи 145  Кодекса  уведомление  об
   использовании  права  на  освобождение  (или  уведомление   о
   продлении  использования права на освобождение) и  документы,
   указанные  в  пункте  6 статьи 145 Кодекса,  налогоплательщик
   вправе направить в налоговый орган по почте заказным письмом.
   В  этом  случае  днем  их  представления  в  налоговый  орган
   считается шестой день со дня направления заказного письма.
       При осуществлении налоговым органом камеральной налоговой
   проверки  налогоплательщиков (в том числе налогоплательщиков,
   представивших в налоговые органы вышеуказанные уведомление  и
   документы)  налоговый  орган  в соответствии  со  статьей  31
   Кодекса  вправе  истребовать  другие  необходимые  документы,
   служащие  основанием  для исчисления и  уплаты  (удержания  и
   перечисления)   налога,  а  также  пояснения   и   документы,
   подтверждающие   правильность  исчисления  и  своевременность
   уплаты (удержания и перечисления) налога.
   (п. 2.5 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.6.     Уведомление     и     документы     направляются
   налогоплательщиком,  использующим право  на  освобождение  от
   исполнения  обязанностей  налогоплательщика,  не  позднее  20
   числа  месяца, начиная с которого налогоплательщик использует
   право на освобождение.
       Если  налогоплательщик  письменно не  уведомил  налоговый
   орган  об  использовании права на освобождение от  исполнения
   обязанностей   налогоплательщика  и   (или)   не   представил
   подтверждающие   документы  (в  том  числе  полный   комплект
   документов, перечисленных в пункте 6 статьи 145 Кодекса),  то
   данный  налогоплательщик не имеет оснований для использования
   права  на  освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает
   налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
   (п. 2.6 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.7.  Для  продления  срока  освобождения  от  исполнения
   обязанностей  налогоплательщика организации и  индивидуальные
   предприниматели  представляют (направляют по  почте  заказным
   письмом)  в налоговый орган по месту своего учета уведомление
   о  продлении использования права на освобождение и документы,
   указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, подтверждающие,  что
   в  течение  срока  освобождения сумма выручки  от  реализации
   товаров   (работ,   услуг)  за  каждые  три  последовательных
   календарных месяца в совокупности не превысила 1 млн. рублей.
       Указанные  уведомление  и документы  на  продление  срока
   освобождения  представляются налогоплательщиком по  истечении
   12  календарных  месяцев, не позднее 20-го  числа  следующего
   месяца, начиная с которого налогоплательщик использует  право
   о продлении срока освобождения.
       По    истечении    периода   использования   освобождения
   налогоплательщик  не позднее 20-го числа  месяца,  следующего
   после  истечения  12-го календарного месяца данного  периода,
   представляет   в  налоговый  орган  по  месту  своего   учета
   уведомление о продлении права на освобождение или уведомление
   об отказе продления права освобождения и документы, указанные
   в  пункте  6  статьи  145  Кодекса. В случае  непредставления
   документов  суммы налога подлежат восстановлению и  уплате  в
   бюджет    в    установленном   порядке   с    взысканием    с
   налогоплательщика  соответствующих сумм налоговых  санкций  и
   пени  за  весь  период,  в котором он пользовался  правом  на
   освобождение.
   (п. 2.7 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.8.  Если в течение периода, в котором налогоплательщики
   используют  право  на освобождение (включая период  продления
   права    на    освобождение)   от   исполнения   обязанностей
   налогоплательщика,   сумма  выручки  от  реализации   товаров
   (работ,  услуг)  без  учета  налога  и  налога  с  продаж  (с
   01.01.2004    без   налога   с   продаж)   за   каждые    три
   последовательных календарных месяца превысит 1 млн. рублей, а
   также    если    налогоплательщик   осуществлял    реализацию
   подакцизных  товаров и (или) подакцизного минерального  сырья
   (с  01.01.2004  без  подакцизного  минерального  сырья),  при
   отсутствии ведения раздельного учета реализации подакцизных и
   неподакцизных    товаров,    соответствующего     требованиям
   законодательства (в рамках всей деятельности организации  или
   индивидуального  предпринимателя,  включая  ту,  по   которой
   уплачивается   единый   налог   на   вмененный   доход),   то
   налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в  котором
   имело  место  такое превышение или осуществлялась  реализация
   вышеуказанных   товаров  (в  том  числе   при   осуществлении
   деятельности,  по  которой  уплачивается  единый   налог   на
   вмененный   доход),  и  до  окончания  периода  освобождения,
   утрачивают право на освобождение. В связи с этим,  начиная  с
   первого   числа   месяца,  в  котором   утрачено   право   на
   освобождение,  возникает обязанность исчислять  и  уплачивать
   налог в общеустановленном порядке.
   (п. 2.8 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491, в
   ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       2.9.   Организации   и  индивидуальные   предприниматели,
   направившие  в  налоговый орган уведомление об  использовании
   права  на  освобождение и документы, не могут  отказаться  от
   этого   освобождения   до   истечения   12   последовательных
   календарных  месяцев  (включая  период  продления  права   на
   освобождение),  за  исключением  случаев,  когда   право   на
   освобождение будет утрачено ими в соответствии  с  пунктом  5
   статьи 145 Кодекса.
   (п. 2.9 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.10.   Организации   (индивидуальные   предприниматели),
   принявшие учетную политику для целей налогообложения по  мере
   поступления  денежных средств и отгрузившие  товары  (работы,
   услуги)   до   использования  налогоплательщиком   права   на
   освобождение,   оплата   по  которым   поступила   в   период
   использования   налогоплательщиком  права  на   освобождение,
   обязаны   уплатить  в  бюджет  суммы  налога,   предъявленные
   покупателям за эти товары (работы, услуги).
   (п. 2.10 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.11.   Если  налогоплательщики  в  течение  12-месячного
   периода  действия  освобождения (продления  освобождения)  от
   исполнения    обязанностей    налогоплательщика     выставили
   покупателю  счета-фактуры  с  выделением  суммы  налога,   то
   согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая
   уплате  в бюджет, определяется как сумма налога, указанная  в
   соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю  товаров
   (работ, услуг).
       В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса
   у   названных  выше  налогоплательщиков,  которыми  в  период
   освобождения  были  выписаны  счета-фактуры  с  налогом,   не
   принимаются  к вычету суммы налога по материальным  ресурсам,
   использованным  для производства и (или) реализации  товаров,
   работ,  услуг (при которой ими были выписаны счета-фактуры  с
   налогом),  в том случае, если ими не было утрачено  право  на
   освобождение в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Кодекса.
   (п. 2.11 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       2.12.   Если   налогоплательщики  получили   освобождение
   (продление    освобождения)   от   исполнения    обязанностей
   налогоплательщика в соответствии с порядком, действовавшим до
   введения   в   действие  подпункта  1  пункта  1   статьи   1
   Федерального  закона  от  29.05.2002  N  57-ФЗ  "О   внесении
   изменений  и  дополнений  в часть вторую  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  и  в  отдельные  законодательные  акты
   Российской  Федерации", и период действия этого  освобождения
   (продления  освобождения)  не  истек  к  моменту  введения  в
   действие  упомянутого выше подпункта Федерального закона,  то
   указанные     налогоплательщики    продолжают    пользоваться
   предоставленным им освобождением (продлением освобождения) до
   конца срока, на который оно было предоставлено.
   (п. 2.12 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       3.   В   целях  реализации  положений  ст.  146   Кодекса
   необходимо учитывать следующее.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       В  целях  налогообложения  налогом  реализацией  товаров,
   работ    или    услуг    организацией   или    индивидуальным
   предпринимателем   признается  соответственно   передача   на
   возмездной  основе (в том числе обмен товарами, работами  или
   услугами)   права   собственности  на   товары,   результатов
   выполненных  работ одним лицом для другого  лица,  возмездное
   оказание  услуг  одним  лицом  другому  лицу,  а  в  случаях,
   предусмотренных  Кодексом, передача  права  собственности  на
   товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого
   лица,   оказание  услуг  одним  лицом  другому  лицу   -   на
   безвозмездной основе, а также имущественных прав.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       3.1.  В целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи  146
   Кодекса   следует  учитывать,  что  объектом  налогообложения
   признается   передача  на  территории  Российской   Федерации
   товаров  (выполнение работ, оказание услуг)  для  собственных
   нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе
   через  амортизационные отчисления) при исчислении  налога  на
   прибыль организаций.
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Абзацы  второй - седьмой исключены. - Приказ  МНС  РФ  от
   17.09.2002 N ВГ-3-03/491.
       В  частности, налогообложению подлежит передача  товаров,
   выполнение  работ,  оказание услуг, расходы  по  приобретению
   (производству) которых не уменьшают налоговую базу по  налогу
   на  прибыль  (в  том числе через амортизационные  отчисления)
   обслуживающих  производств  и хозяйств  организации.  В  этих
   целях следует руководствоваться статьей 275.1 Кодекса.
   (абзац введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       3.2.  В целях применения подпункта 3 пункта 1 статьи  146
   объектом   налогообложения  является  стоимость  строительно-
   монтажных работ, выполненных для собственного потребления.  К
   таким  работам  относятся строительные  и  монтажные  работы,
   выполненные  хозяйственным способом  с  1  января  2001  года
   непосредственно  налогоплательщиками  для  собственных  нужд.
   Строительно-монтажные  работы,  выполненные   индивидуальными
   предпринимателями  на  объектах, предназначенных  для  своего
   личного потребления, не являются объектом обложения налогом.
       3.3.  В целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи  146
   Кодекса  следует учитывать, что также не признаются  объектом
   налогообложения  в  соответствии со ст. 39 Кодекса  следующие
   операции.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       3.3.1.  Передача основных средств, нематериальных активов
   и   (или)  иного  имущества  организацией  ее  правопреемнику
   (правопреемникам) при реорганизации этой организации.
       В   соответствии  со  статьей  57  Гражданского   кодекса
   Российской   Федерации   (далее  -   ГК   РФ)   реорганизация
   юридического  лица  может быть осуществлена  по  решению  его
   учредителей  (участников)  либо  органа  юридического   лица,
   уполномоченного  на  то учредительными документами,  в  форме
   слияния,      присоединения,      разделения,      выделения,
   преобразования.
   (абзац введен Приказом МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156,  в
   ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       При  передаче основных средств, нематериальных активов  и
   (или)   иного   имущества   организации   ее   правопреемнику
   (правопреемникам) при реорганизации этой организации  следует
   руководствоваться следующим.
       Согласно  гражданскому законодательству при реорганизации
   юридического   лица   в   форме   присоединения   к   другому
   юридическому  лицу  к последнему переходят все  имущественные
   права  и  обязанности  присоединенного  юридического  лица  в
   соответствии с передаточным актом.
       Передаточный  акт, составленный на основе  инвентаризации
   имущества,   отражающий  правопреемство   по   обязательствам
   реорганизованного   юридического   лица   в   отношении   его
   кредиторов и должников, утверждается и представляется  вместе
   с  учредительными документами для государственной регистрации
   и  внесения  изменений в учредительные документы существующих
   юридических лиц.
       Присоединенное предприятие прекращает свою деятельность с
   момента    внесения   соответствующей   записи    в    единый
   государственный  реестр  юридических  лиц,  а  реорганизуемое
   (правопреемник)   после  перерегистрации   и   приведения   в
   соответствие  учредительных  документов  ставит   на   баланс
   средства присоединенного предприятия.
       Передача   имущества,   включая   имущественные    права,
   присоединенного юридического лица на основании  передаточного
   акта не является реализацией и не облагается налогом.
       3.3.2.  Передача основных средств, нематериальных активов
   и   (или)  иного  имущества  некоммерческим  организациям  на
   осуществление основной уставной деятельности, не связанной  с
   предпринимательской деятельностью.
       При  реализации данного положения следует иметь  в  виду,
   что  в случае реализации некоммерческой организацией основных
   средств,    нематериальных   активов   и   иного    имущества
   (полученного на осуществление основной уставной деятельности)
   сторонним  организациям, индивидуальным предпринимателям  или
   физическим  лицам  налог  исчисляется  и  уплачивается   этой
   некоммерческой  организацией в общеустановленном  порядке  (у
   стороны, передавшей этой некоммерческой организации имущество
   без  налога,  в  указанном случае объект  налогообложения  не
   возникает).
   (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)
       3.3.3.  Передача  имущества, если  такая  передача  носит
   инвестиционный  характер  (в  частности,  вклады  в  уставный
   (складочный)  капитал  хозяйственных обществ  и  товариществ,
   вклады   по   договору  простого  товарищества  (договору   о
   совместной  деятельности),  паевые  взносы  в  паевые   фонды
   кооперативов).
       В целях применения данного положения следует иметь в виду
   следующее.
       Безвозмездная  передача  инвестором  основных  средств  в
   рамках выполнения инвестиционного условия конкурса налогом не
   облагается,  а  суммы налога, уплаченные при их  покупке,  не
   принимаются к вычету.
       Вклады   имуществом   в  уставный  (складочный)   капитал
   хозяйственных  обществ  и  товариществ,  а  также  вклады  по
   договору   простого  товарищества  (договору   о   совместной
   деятельности) не облагаются налогом.
       Абзац  исключен.  - Приказ МНС РФ от 11.03.2004  N  БГ-3-
   03/190@.
       Согласно   статье   1041  ГК  РФ  по  договору   простого
   товарищества  (договору о совместной деятельности)  двое  или
   несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои  вклады  и
   совместно действовать без образования юридического  лица  для
   извлечения  прибыли  или  достижения иной  не  противоречащей
   закону цели.
       Статьей  1043 ГК РФ установлено, что внесенное товарищами
   имущество,  которым  они  обладали  на  праве  собственности,
   признается их общей долевой собственностью.
       Имущество,  созданное или приобретенное в ходе совместной
   деятельности,   и   полученные  результаты   учитываются   на
   отдельном   (обособленном)  балансе  у  того  ее   участника,
   которому  в  соответствии с договором поручено ведение  общих
   дел участников договора. Товары (работы, услуги), реализуемые
   в  рамках совместной деятельности, подлежат обложению налогом
   в     общеустановленном    порядке.     Данные     отдельного
   (обособленного)  баланса в баланс организации  (предприятия),
   ведущей общие дела, не включаются. В бухгалтерской отчетности
   участников  договора  о  совместной  деятельности  отражаются
   прибыль,  убытки  и иные результаты совместной  деятельности,
   причитающиеся, согласно договору, каждому из участников.
       Не  облагается налогом доля прибыли, получаемая каждым из
   участников   совместной  деятельности,  после   уплаты   всех
   налогов, включая налог на добавленную стоимость.
       При    продаже   имущества,   внесенного   в   совместную
   деятельность, налоговая база определяется исходя из стоимости
   его реализации.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)
       В  аналогичном порядке производится исчисление налога  по
   имуществу, переданному в доверительное управление.
       3.3.4.  Передача  имущества  в  пределах  первоначального
   взноса  участнику договора простого товарищества (договора  о
   совместной  деятельности)  или его  правопреемнику  в  случае
   выдела   его   доли  из  имущества,  находящегося   в   общей
   собственности   участников  договора,  или   раздела   такого
   имущества.
       В   целях  применения  данного  положения  не  облагается
   налогом стоимость возвращаемого имущества участника общества,
   ранее внесенного им в качестве взноса в уставный капитал. При
   передаче  этому  участнику общества иного имущества,  ему  не
   принадлежащего,  стоимостная  разница  облагается  налогом  в
   общеустановленном порядке.
       Аналогичный   порядок  налогообложения  применяется   при
   передаче   имущества   в   пределах  первоначального   взноса
   участнику  хозяйственного  общества  или  товарищества   (его
   правопреемнику  или  наследнику)  при  выходе  (выбытии)   из
   хозяйственного  общества  или  товарищества,  а   также   при
   распределении    имущества   ликвидируемого    хозяйственного
   общества или товарищества между его участниками.
       3.3.5. Передача жилых помещений физическим лицам в  домах
   государственного  или  муниципального  жилищного  фонда   при
   проведении приватизации, изъятие имущества путем конфискации,
   наследовании  имущества,  а также обращении  в  собственность
   иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных,
   находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       При  изъятии  у  налогоплательщика  имущества  в  порядке
   конфискации  в  соответствии  с законодательством  Российской
   Федерации,  при передаче жилых помещений физическим  лицам  в
   домах государственного или муниципального жилищного фонда при
   проведении приватизации, при наследовании имущества, а  также
   при   обращении  в  собственность  иных  лиц  бесхозяйных   и
   брошенных  вещей,  бесхозяйных  животных,  находки,  клада  в
   соответствии с нормами ГК РФ налог не уплачивается.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Операции   по   реализации   конфискованного   имущества,
   бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также
   ценностей,  перешедших  по  праву  наследования  государству,
   облагаются налогом в порядке, установленном пунктом 4  статьи
   161 Кодекса.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       3.4.  При  применении  подпункта 2 пункта  2  статьи  146
   Кодекса  необходимо  иметь  в виду,  что  к  другим  объектам
   социально-культурного   и  жилищно-коммунального   назначения
   следует относить объекты социально-культурной сферы и жилищно-
   коммунального   хозяйства,  перечисленные  в   статье   275.1
   Кодекса.
   (п. 3.4 в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       3.5.  При  применении порядка, изложенного в подпункте  4
   пункта  2  статьи  146 Кодекса, следует  иметь  в  виду,  что
   указанный  порядок применяется исключительно в  тех  случаях,
   когда  в федеральных законах или законах субъектов Российской
   Федерации,  а  также в актах, принимаемых  органами  местного
   самоуправления,     предусмотрена     обязанность     органов
   государственной власти и местного самоуправления по  оказанию
   услуг   или   выполнению   работ   с   возложением   на   эти
   государственные  органы (или органы местного  самоуправления)
   исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       В частности, не облагается налогом плата:
       -   взимаемая   органами   юстиции   за   государственную
   регистрацию  прав на недвижимое имущество  и  сделок  с  ним,
   которая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля  1997
   года   N  122-ФЗ  "О  государственной  регистрации  прав   на
   недвижимое  имущество  и сделок с ним"  возложена  на  органы
   юстиции;
       -    взимаемая    уполномоченным   федеральным    органом
   исполнительной   власти   (включая   налоговые   органы)   за
   проведение ежегодных обследований организаций на соответствие
   условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида
   деятельности, которая в соответствии с Федеральным законом от
   8  января  1998  года N 5-ФЗ "О сборах за выдачу  лицензий  и
   право    на   производство   и   оборот   этилового   спирта,
   спиртосодержащей  и  алкогольной  продукции"   возложена   на
   уполномоченный   федеральный  орган   исполнительной   власти
   (включая   налоговые   органы),  в   порядке,   установленном
   Правительством Российской Федерации;
       -   взимаемая   с   лиц,  заинтересованных   в   принятии
   предварительного решения, таможенными органами в соответствии
   со  статьей  393 Таможенного кодекса Российской Федерации  за
   принятие  предварительного решения относительно классификации
   товаров,  их  таможенной  стоимости и  страны  происхождения,
   размеров  таможенных платежей и по другим вопросам применения
   актов  законодательства Российской Федерации  по  таможенному
   делу   в   отношении   конкретного  товара   или   конкретной
   хозяйственной операции.
   (абзац введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       4.  Статьей  148  Кодекса определяется  место  реализации
   работ (услуг).
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Абзац  исключен.  - Приказ МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-
   03/156.
       По   общему  правилу  местом  реализации  работ   (услуг)
   является  место  деятельности организации или индивидуального
   предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).
   Подпункты  1  -  4  пункта  1  статьи  148  Кодекса  являются
   исключениями из данного правила.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Следует обратить внимание, что в пункте 2 ст. 148 Кодекса
   по-новому   определяется  место  реализации  работ   (услуг),
   связанных  с  воздушными, морскими судами, судами внутреннего
   плавания, а также космическими объектами.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Местом  реализации услуг по предоставлению в  пользование
   воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания
   по  договору  аренды  (фрахтования на время)  с  экипажем  не
   признается  территория Российской Федерации,  если  перевозка
   осуществляется  между  портами,  находящимися  за   пределами
   территории Российской Федерации.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Налогообложение  услуг,  оказываемых  непосредственно   в
   российских  аэропортах  и  воздушном пространстве  Российской
   Федерации   по   обслуживанию   воздушных   судов,    включая
   аэронавигационное обслуживание, а также работ (услуг, включая
   услуги  по  ремонту) по обслуживанию морских  судов  и  судов
   внутреннего  плавания в период стоянки  в  портах  (все  виды
   портовых   сборов,   услуги  судов  портового   флота),   при
   лоцманской  проводке,  осуществляется по  месту  деятельности
   иностранного  покупателя указанных работ (услуг).  К  работам
   (услугам)  по обслуживанию морских судов и судов  внутреннего
   плавания в период стоянки в портах относятся работы (услуги),
   непосредственно связанные с обслуживанием указанных  судов  в
   период  стоянки  в портах (включая услуги по  ремонту  судов,
   водолазные  работы, сюрвейерские и шипчандлерские  услуги,  а
   также другие подобные работы и услуги).
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       В   случае  признания  местом  реализации  работ  (услуг)
   территории   иностранного  государства  данные  операции   не
   являются  объектами налогообложения на территории  Российской
   Федерации  (п. 1 ст. 146 Кодекса). Кроме того,  по  указанным
   операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные
   поставщикам при выполнении этих работ (услуг) (п. 2  ст.  171
   Кодекса).   Соответствующие  суммы   налога   учитываются   в
   стоимости  работ  (услуг) (подп. 2 п. 2 ст. 170  Кодекса),  и
   возмещению из бюджета не подлежат.
   (в  ред.  Приказов  МНС РФ от 22.05.2001  N  БГ-3-03/156,  от
   17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       Постоянным  представительством признаются аккредитованные
   в   установленном   порядке   представительства   иностранных
   организаций.   Услуги   следует  считать   оказанными   через
   постоянные    представительства,   если   они    связаны    с
   деятельностью   этого  представительства,  что   может   быть
   подтверждено договором, актами приемки, протоколами  и  иными
   документами.
   (абзац введен Приказом МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)
       5. При применении подпункта 3 пункта 1 статьи 148 Кодекса
   необходимо иметь в виду следующее.
       В  целях  настоящей главы местом реализации работ (услуг)
   признается  территория Российской Федерации,  если  услуги  в
   сфере туризма фактически оказываются на территории Российской
   Федерации.  При оказании услуг в сфере туризма  за  пределами
   территории  Российской Федерации местом реализации  указанных
   услуг  не  признается  территория  Российской  Федерации  при
   подтверждении соответствующими документами фактического места
   оказания  этих услуг, перечисленными в пункте  4  статьи  148
   Кодекса.
       У  турфирмы,  осуществляющей туроператорскую деятельность
   по  выездному  туризму,  в части стоимости  услуг,  оказанных
   иностранным  лицом - принимающей стороной  (в  частности,  по
   размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию на основании
   договора  с  принимающей  стороной) за  пределами  территории
   Российской   Федерации,   при  документальном   подтверждении
   фактического  места оказания таких услуг,  местом  реализации
   таких услуг не признается территория Российской Федерации.
       Услуги,  оказанные  на  территории  Российской  Федерации
   турфирмой,  осуществляющей  туроператорскую  деятельность  по
   выездному туризму и включенные в стоимость туристской путевки
   (в    частности,   посреднические   услуги,   связанные    со
   страхованием туриста и обеспечением проездными документами  -
   билетами) с учетом всех затрат по продвижению сформированного
   комплекса услуг на территории Российской Федерации,  подлежат
   налогообложению в общеустановленном порядке.
       Налогообложение  турфирмы,  осуществляющей   турагентскую
   деятельность,  в  том  числе  в  рамках  выездного   туризма,
   осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 156 Кодекса.
   (п. 5 в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       6.   При   применении  статьи  149  необходимо  учитывать
   следующее.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)
       6.1.  С  1  января  2002 года утратил силу  подпункт  "у"
   пункта  1  статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге  на
   добавленную  стоимость"  в  части  освобождения   от   налога
   лекарственных  средств,  изделий  медицинского  назначения  и
   медицинской   техники  (статья  2  Федерального   закона   от
   05.08.2000  N  118-ФЗ  "О введении в  действие  части  второй
   Налогового кодекса Российской Федерации и внесении  изменений
   в  некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации  о
   налогах").
       С 1 января 2002 года утратили силу абзацы 2 и 3 подпункта
   1   пункта  2  статьи  149  Кодекса  (Федеральный  закон   от
   28.12.2001  N  179-ФЗ "О внесении изменений  и  дополнений  в
   статьи  149  и 164 части второй Налогового кодекса Российской
   Федерации").
       С 1 января 2002 года не освобождаются от налога:
       - лекарственные средства, включая лекарства - субстанции,
   в    том    числе   внутриаптечного   изготовления,   изделия
   медицинского   назначения,  включая  важнейшие   и   жизненно
   необходимые,  медицинская техника, не включенная  в  Перечень
   важнейшей   и   жизненно  необходимой  медицинской   техники,
   утвержденный    Постановлением    Правительства    Российской
   Федерации   от  17.01.2002  N  19  "Об  утверждении   перечня
   важнейшей   и   жизненно  необходимой  медицинской   техники,
   реализация  которой  на  территории Российской  Федерации  не
   подлежит обложению налогом на добавленную стоимость";
       -  услуги,  оказываемые  на основе  договоров  поручения,
   комиссии или агентских договоров, связанных с реализацией,  в
   том  числе  на  безвозмездной основе, лекарственных  средств,
   включая   лекарства   -   субстанции,  изделий   медицинского
   назначения,   включая   важнейшие  и  жизненно   необходимые,
   медицинской  техники,  не включенной в Перечень  важнейшей  и
   жизненно   необходимой   медицинской  техники,   утвержденный
   Постановлением   Правительства   Российской   Федерации    от
   17.01.2002 N 19.
       В  связи  с  отменой с 1 января 2002 г.  освобождения  от
   налогообложения    налогом    на    добавленную     стоимость
   лекарственных  средств,  изделий  медицинского  назначения  и
   медицинской техники, предусмотренных подпунктом "у" пункта  1
   статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
   стоимость"  и  введением с 1 января 2002  года  10-процентной
   ставки    налога   по   лекарственным   средствам,   изделиям
   медицинского  назначения (Федеральный закон от  28.12.2001  N
   179-ФЗ),  а  также введения 20-процентной (с  01.01.2004  18-
   процентной)   ставки  налога  по  медицинской   технике,   не
   включенной   в  Перечень  важнейшей  и  жизненно  необходимой
   медицинской      техники,     утвержденный     Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  17.01.2002  N   19,
   применяется следующий порядок налогообложения.
   (в ред. Приказа МНС РФ от 26.12.2003 N БГ-3-03/721)
       Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России  от
   08.01.2002  N  ШС-6-03/6@ "О применении  НДС  на  медицинскую
   продукцию,   периодическую  печатную  и  книжную  продукцию",
   освобождение    от   налогообложения   распространяется    на
   отгруженные   лекарственные  средства,  изделия  медицинского
   назначения,    медицинскую   технику   (не    включенную    в
   вышеуказанный  Перечень)  в  период  действия  вышеуказанного
   подпункта  Закона  (до 31 декабря 2001 г. включительно),  вне
   зависимости   от  даты  их  оплаты.  При  этом  счета-фактуры
   выставляются без налога на добавленную стоимость.
       Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России  от
   28.01.2002  N  ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении  НДС  на
   медицинскую  продукцию,  периодическую  печатную  и   книжную
   продукцию", по лекарственным средствам, изделиям медицинского
   назначения,    медицинской   техники   (не    включенной    в
   вышеуказанный  Перечень),  оплаченным  полностью   в   период
   действия вышеуказанного подпункта Закона (до 31 декабря  2001
   г.  включительно) и отгруженным начиная с 1 января 2002 года,
   счета-фактуры выставляются без НДС.
       Вместе  с  тем пунктом 4 статьи 1 Федерального закона  от
   29.05.2002  N  57-ФЗ, вступившего в действие с  1  июля  2002
   года, внесено дополнение в статью 149 Кодекса, в соответствии
   с  которым  при  отмене освобождения от  налогообложения  или
   отнесении   налогооблагаемых   операций   к   операциям,   не
   подлежащим  налогообложению, налогоплательщиками  применяется
   тот  порядок определения налоговой базы (или освобождения  от
   налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров
   (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
       Этот  порядок налогообложения с 1 июля 2002  года  должен
   применяться  и  при отгрузке с 1 июля 2002 года лекарственных
   средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники
   (не   включенной   в   вышеуказанный  Перечень),   оплаченных
   полностью до 31 декабря 2001 г.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное