Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ МВД РФ ОТ 14.01.2005 N 22 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 09.02.2005 N 6316)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2005 г. N 6316
   ___________________________________________________________________
   
           МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                       от 14 января 2005 г. N 22
                                   
                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
           УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
             ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Утвердить  прилагаемое  Положение об  организации  деятельности
   военного   образовательного  учреждения  высшего  профессионального
   образования   внутренних   войск   Министерства   внутренних    дел
   Российской Федерации.
   
                                                               Министр
                                             генерал-полковник милиции
                                                           Р.НУРГАЛИЕВ
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                            Приложение
                                                  к Приказу МВД России
                                                    от 14.01.2005 N 22
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
                 ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО
         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
         ОБРАЗОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
                       ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                  Военное образовательное учреждение
                высшего профессионального образования,
                        его задачи и структура
                                   
                          I. Общие положения
                                   
       1. Военное образовательное учреждение высшего профессионального
   образования   внутренних   войск   Министерства   внутренних    дел
   Российской  Федерации <*> является государственным  образовательным
   учреждением  высшего профессионального образования,  реализующим  в
   соответствии    с    государственной   лицензией   профессиональные
   образовательные программы высшего профессионального образования.
   --------------------------------
       <*> Далее - "военно-учебное заведение" или "вуз".
   
       Военно-учебное    заведение   является    юридическим    лицом,
   регистрация   которого  осуществляется  в  порядке,   установленном
   законодательством  Российской Федерации.  Оно  имеет  Боевое  Знамя
   воинской части, печати, штампы и бланки с наименованием вуза.
       2.   Военно-учебное  заведение  создается,   реорганизуется   и
   ликвидируется  Правительством Российской Федерации по представлению
   Министра  внутренних дел Российской Федерации и  осуществляет  свою
   деятельность   в   соответствии   с   законодательными   и    иными
   нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,   а   также
   настоящим  Положением, нормативными правовыми  актами  Министерства
   внутренних   дел   Российской  Федерации,   Главного   командования
   внутренних войск МВД России и своим уставом.
       Министерство  внутренних  дел  Российской  Федерации   <*>   по
   поручению    Правительства   Российской   Федерации    осуществляет
   полномочия учредителя после создания военно-учебного заведения,  за
   исключением принятия решения о ликвидации или реорганизации.
   --------------------------------
       <*> Далее - "МВД России".
   
       Главное  командование внутренних войск МВД России  осуществляет
   руководство  военно-учебным заведением Министерства внутренних  дел
   Российской  Федерации  в  соответствии  с  Положением   о   Главном
   командовании   внутренних   войск   Министерства   внутренних   дел
   Российской Федерации <*>.
   --------------------------------
       <*>  Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 г.  N
   281  "Об  утверждении  Положения о Главном командовании  внутренних
   войск  Министерства внутренних дел Российской Федерации"  (Собрание
   законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1182;  2003,
   N 47, ст. 4520).
   
       3.  Главными  задачами (основной деятельностью) военно-учебного
   заведения, кроме установленных в Типовом положении <*>, являются:
   --------------------------------
       <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня
   1999  г.  N  650  "Об  утверждении  Типового  положения  о  военном
   образовательном  учреждении высшего профессионального  образования"
   (Собрание  законодательства Российской Федерации, 1999, N  27,  ст.
   3361; 2002, N 39, ст. 3798; 2002, N 52, ст. 5225).
   
       подготовка,  переподготовка и повышение квалификации  кадров  -
   квалифицированных специалистов для внутренних войск МВД России;
       профессиональная   переподготовка  и   повышение   квалификации
   офицеров,   в   том  числе  руководящего  и  научно-педагогического
   состава военно-учебных заведений <*>;
   --------------------------------
       <*>  К  научно-педагогическому составу относятся  профессорско-
   преподавательский состав и научные работники.
   
       всестороннее и гармоничное развитие личности будущих  офицеров,
   воспитание  их  в  духе  патриотизма,  верности  воинскому   долгу,
   формирование   у   них  высоких  нравственных  и   профессиональных
   качеств, любви к избранной профессии.
       4.  К  военно-учебным заведениям внутренних  войск  МВД  России
   относятся военные институты внутренних войск МВД России.
       В  военном институте внутренних войск МВД России осуществляется
   подготовка  офицеров  -  специалистов с  высшим  военно-специальным
   образованием.
       В   военном   институте  внутренних  войск  МВД  России   могут
   создаваться    подразделения   дополнительного    профессионального
   образования (повышения квалификации, переподготовки) офицеров.
       5.  Наименование военно-учебного заведения устанавливается  при
   его  создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его
   статуса.
       Государственные    награды   в   наименовании   военно-учебного
   заведения не указываются.
       6.  На  основе  настоящего  Положения  в  Главном  командовании
   внутренних   войск  МВД  России  могут  разрабатываться  директивы,
   приказы,   инструкции,   наставления,   организационно-методические
   указания  и  другие  руководящие документы, отражающие  особенности
   структуры и деятельности военно-учебного заведения.
       7. Лицензирование, государственная аттестация и государственная
   аккредитация  военно-учебного заведения осуществляется  в  порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.
       Контроль    за    деятельностью    военно-учебного    заведения
   осуществляется  в  порядке, определяемом Министром  внутренних  дел
   Российской  Федерации и главнокомандующим внутренними войсками  МВД
   России.
       8.    Военно-учебные   заведения   в   порядке,    определяемом
   главнокомандующим   внутренними   войсками   МВД   России,    могут
   объединяться  в  ассоциации  (союзы),  входить  в  состав   учебно-
   методических объединений, научно-методических советов и комиссий.
   
                II. Структура военно-учебного заведения
   
       9.  Структура  и штат военно-учебного заведения разрабатываются
   на  основе  возложенных  на него задач и образовательных  программ.
   Штатная  численность командования, научно-педагогического  состава,
   слушателей,  курсантов  и  адъюнктов <*> военно-учебного  заведения
   устанавливаются  Министром  внутренних  дел  Российской  Федерации,
   изменения   в   штат   вуза  вносятся  приказом  главнокомандующего
   внутренними войсками МВД России.
   --------------------------------
       <*> Далее - "курсанты".
   
       Структура  военно-учебного заведения включает в себя управление
   (начальник  военно-учебного заведения, его заместители (помощники),
   начальники  отделов и служб), основные и обеспечивающие структурные
   подразделения.
       К основным структурным подразделениям военно-учебного заведения
   относятся:  учебно-научные  подразделения  (факультеты,   кафедры),
   научные   подразделения,  подразделения  курсантов,   подразделения
   дополнительного профессионального образования.
       Обеспечивающими    структурными    подразделениями     являются
   подразделения  обеспечения  и  обслуживания  и  другие  структурные
   подразделения,  предназначенные  для  обеспечения  образовательного
   процесса и жизнедеятельности военно-учебного заведения.
       Структурное подразделение военно-учебного заведения не является
   юридическим  лицом.  Статус  и функции  структурного  подразделения
   определяются  положением,  утверждаемым в порядке,  предусмотренном
   уставом военно-учебного заведения.
       10.  Факультет  является учебно-научным подразделением  военно-
   учебного  заведения, осуществляющим подготовку курсантов  по  одной
   или     нескольким    родственным    специальностям,     проведение
   воспитательной     работы     с    курсантами,     профессиональную
   переподготовку   и   повышение  квалификации  офицеров,   а   также
   руководство научно-исследовательской работой кафедр.
       В состав факультета входят: командование (начальник факультета,
   его   заместители   и   помощники),  учебная   часть,   кафедры   и
   лаборатории,  обеспечивающие подготовку курсантов по  профилирующим
   дисциплинам специальностей факультета, подразделения курсантов.
       В  военно-учебном  заведении могут создаваться  факультеты,  не
   имеющие  в  своем  составе  кафедр, не  являющиеся  учебно-научными
   подразделениями   вуза   и  выполняющие  функции   по   организации
   повседневной деятельности курсантов.
       11.  Кафедра  является  основным учебно-научным  подразделением
   военно-учебного  заведения,  осуществляющим  проведение  учебной  и
   методической    работы,    морально-психологического    обеспечения
   образовательного   процесса  и  научной   деятельности,   а   также
   мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.
       Основными  задачами кафедры являются: организация и  проведение
   на  высоком научном уровне учебной и методической работы  по  одной
   или   нескольким   родственным  учебным   дисциплинам,   проведение
   воспитательной    работы   с   курсантами,    выполнение    научных
   исследований,  а также подготовка научно-педагогических  и  научных
   кадров,  профессиональная переподготовка и  повышение  квалификации
   научно-педагогического состава по профилю кафедры.
       Кафедра, как правило, организуется при наличии не менее  восьми
   должностей     профессорско-преподавательского     состава.      По
   согласованию  с Главным командованием внутренних войск  МВД  России
   могут  создаваться кафедры с численностью не менее пяти  должностей
   профессорско-преподавательского состава.
       Для  обеспечения  образовательного процесса  на  кафедре  могут
   создаваться учебные лаборатории, методические и другие кабинеты.
       12.  Научные  подразделения - научно-исследовательские  отделы,
   лаборатории,  группы и другие подразделения создаются  для  решения
   актуальных научных проблем, связанных с развитием военной теории  и
   практики  служебно-боевого применения внутренних войск  МВД  России
   по  профилю  военно-учебного заведения, разработки  новых  образцов
   вооружения  и военной техники, способов их эксплуатации  и  боевого
   применения,  обобщения  и  внедрения передового  опыта  обучения  и
   воспитания,  а  также  совершенствования  военного  образования   и
   повышения   качества  подготовки  офицеров,  анализа  и   выработки
   предложений  по становлению выпускников вуза. Научные подразделения
   приказом  начальника военно-учебного заведения могут  прикрепляться
   к кафедрам.
       13. Подразделениями курсантов являются:
       факультеты, не имеющие в своем составе кафедр;
       курсы и учебные взводы в составе факультета;
       батальоны;
       роты в составе батальона;
       учебные взводы в составе роты;
       отделения в составе учебного взвода.
       В    подразделениях   курсантов   осуществляется    организация
   образовательного  процесса и все виды его  обеспечения,  учебная  и
   методическая работа по общевоинским уставам, строевой и  физической
   подготовке.
       14.     Подразделениями    дополнительного    профессионального
   образования   являются   факультеты  (отделения,   курсы,   классы)
   профессиональной переподготовки и повышения квалификации  офицеров,
   реализующие  дополнительные  образовательные  программы.  Программы
   профессиональной  переподготовки обеспечивают  получение  офицерами
   дополнительных   знаний,   умений  и   навыков,   необходимых   для
   выполнения  нового  вида  военно-профессиональной  деятельности   в
   рамках   ранее   полученной  специальности.   Программы   повышения
   квалификации    обеспечивают   обновление   и   повышение    уровня
   теоретических   знаний   и   практических   навыков   офицеров    в
   соответствии  требованиям  к  профессиональной  подготовке  военных
   кадров.
   
        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
                                   
                          I. Общие положения
                                   
       15.   Образовательная  деятельность  является  основным   видом
   деятельности   военно-учебного  заведения   и   включает   в   себя
   организацию  и  проведение учебной и методической  работ,  а  также
   морально-психологическое обеспечение образовательного процесса.
       16.  Военно-учебное заведение при подготовке офицеров с  высшим
   профессиональным     образованием    реализует     профессиональные
   образовательные   программы  их  подготовки,  предназначенных   для
   замещения  первичных  воинских должностей офицеров  с  перспективой
   выдвижения    на    вышестоящие   воинские   должности.    Обучение
   осуществляется на базе среднего (полного) общего образования.  Срок
   обучения   соответствует  срокам,  установленным   государственными
   образовательными стандартами, реализуемыми в вузе.
       При  обучении  на  базе среднего профессионального  образования
   соответствующего   профиля   срок   обучения   решением    Министра
   внутренних   дел   Российской   Федерации   при   согласовании    с
   Министерством образования и науки Российской Федерации  может  быть
   сокращен.
       Лицам,   завершившим  обучение  по  указанным   образовательным
   программам   и   прошедшим   итоговую  государственную   аттестацию
   выпускников, присваивается соответствующая квалификация и  выдается
   диплом   государственного   образца   о   высшем   профессиональном
   образовании соответствующей ступени.
       17. Подготовка офицеров в военно-учебном заведении организуется
   по  военным специальностям, перечни которых определяются  Министром
   внутренних   дел   Российской  Федерации,  и   по   специальностям,
   определенным государственными образовательными стандартами  высшего
   и среднего профессионального образования.
       Форма получения высшего военно-профессионального образования  -
   очная.
       18. Военно-учебное заведение путем целенаправленной организации
   образовательного  процесса, выбора методов  и  средств  обучения  с
   соблюдением    требований    безопасности    создает    обучающимся
   необходимые  условия для освоения профессиональных  образовательных
   программ по установленным для вуза специальностям.
       19.  Организатором и руководителем образовательного процесса  в
   вузе является начальник военно-учебного заведения.
       На  основе  требований нормативных правовых актов к  подготовке
   офицерских кадров, анализа и оценки результатов работы,  наличия  и
   состояния   учебно-материальной  базы   начальник   военно-учебного
   заведения   принимает   решение  на  организацию   образовательного
   процесса в вузе на предстоящий год <*>, где определяет:
   --------------------------------
       <*> Решение начальника военно-учебного заведения на организацию
   образовательного   процесса  оформляется   учебным   отделом   вуза
   письменно.
   
       основные направления, на которых сосредотачиваются усилия  вуза
   в новом учебном году;
       изменения  и  уточнения, которые необходимо  внести  в  учебный
   план, программы;
       новые   темы,  которые  необходимо  включить  для  изучения   с
   курсантами,  перераспределение времени между учебными дисциплинами,
   семестрами, темами и видами занятий (в установленных пределах);
       порядок  вывода  учебных подразделений на  территорию  учебного
   центра (состав, количество, время);
       сроки   и   место  проведения  войсковой  стажировки,  учебной,
   производственной   и   других  видов  практики,   командно-штабных,
   тактических   (тактико-специальных)   учений,   учений   с   боевой
   стрельбой, боевых стрельб и привлекаемые силы и средства;
       порядок   проведения  курсантами  занятий  с  личным   составом
   воинских    частей   гарнизона,   подразделений    обеспечения    и
   обслуживания  вуза,  а  также с курсантами младших  курсов  военно-
   учебного заведения;
       сроки, состав и порядок подготовки подразделений вуза к участию
   в параде войск и других мероприятиях местного гарнизона;
       целевые   установки,   сроки  и  порядок   проведения   учебно-
   методических  сборов и занятий в системе командирской подготовки  с
   профессорско-преподавательским составом;
       использование  (распределение) вооружения  и  военной  техники,
   учебных объектов по основным дисциплинам подготовки;
       распределение   и  закрепление  профессорско-преподавательского
   состава по курсам и учебным группам (отделениям, взводам), а  также
   привлечение  командиров  подразделений  для  проведения  занятий  с
   курсантами   в  качестве  руководителей,  помощников  руководителей
   практических занятий по военно-профессиональным дисциплинам;
       сроки  разработки  и  рассмотрения  на  ученом  совете  военно-
   учебного  заведения  основных  документов  планирования  на   новый
   учебный год.
       В решении указываются и другие необходимые вопросы, относящиеся
   к  организации и планированию образовательного процесса  в  военно-
   учебном заведении.
       20.  Планирование  образовательного процесса  в  военно-учебном
   заведении  представляет  собой  комплекс  мероприятий,  выполняемых
   должностными     лицами    вуза    по    разработке     документов,
   регламентирующих  согласованную деятельность всех подразделений  по
   обучению и воспитанию постоянного и переменного состава вуза <*>.
   --------------------------------
       <*>   К   постоянному   составу  относятся   военнослужащие   и
   гражданский   персонал  военно-учебного  заведения.  К  переменному
   составу относятся: адъюнкты, слушатели и курсанты.
   
       Основными   задачами  планирования  образовательного   процесса
   являются:
       придание     образовательному    процессу     организованности,
   целенаправленности  и логической последовательности  в  наращивании
   знаний и навыков у обучаемых;
       оптимизация объема знаний и умений выпускников;
       определение наиболее целесообразных и конкретных условий,  форм
   и  методов  для  достижения максимальной эффективности  обучения  и
   воспитания;
       обеспечение   формирования   у   курсантов   высоких    идейно-
   нравственных  и  военно-профессиональных  качеств   в   ходе   всех
   занятий;
       обеспечение      повышения      квалификации      профессорско-
   преподавательского  состава и командиров  подразделений  курсантов,
   совершенствования учебной, воспитательной и методической работы;
       учет требований войск, опыта войн, в том числе локальных;
       организация самостоятельной работы курсантов на основе  научной
   организации труда;
       постоянное    развитие,   совершенствование    и    эффективное
   использование   учебно-материальной   базы,   технических   средств
   обучения.
       21.   Планирование  образовательного  процесса   осуществляется
   учебным   отделом  вуза  (факультета)  совместно  с   кафедрами   и
   батальонами  (факультетами) курсантов на основе решения  начальника
   военно-учебного заведения и под его руководством, исходя  из  задач
   по  подготовке  кадров для внутренних войск МВД  России,  с  учетом
   емкости  учебно-материальной базы, особенностей дислокации  вуза  и
   других условий, оказывающих влияние на его организацию.
       Планирование образовательного процесса должно заканчиваться  не
   позже чем за две недели до начала учебного года.
       22.  Преподаватели и курсанты привлекаются к выполнению  задач,
   не   связанных   с   реализацией  профессиональных  образовательных
   программ,  только  по  решению Министра внутренних  дел  Российской
   Федерации.
       На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для
   ликвидации последствий стихийных бедствий преподаватели и  курсанты
   привлекаются в установленном порядке в границах гарнизона  решением
   главнокомандующего  внутренними войсками МВД России  с  последующим
   докладом Министру внутренних дел Российской Федерации.
       Привлечение их к участию в мероприятиях за пределами  гарнизона
   производится   решением   Министра   внутренних   дел    Российской
   Федерации.
       О  случаях  нарушения  образовательного процесса  и  проведения
   мероприятий,  отрицательно влияющих на его ход,  начальник  военно-
   учебного      заведения      обязан     немедленно      докладывать
   главнокомандующему  внутренними войсками МВД России  с  последующим
   докладом Министру внутренних дел Российской Федерации.
   
                          II. Учебная работа
                                   
                      Организация учебной работы
                                   
       23.   Учебная   работа  является  важнейшей  составной   частью
   образовательной   деятельности   военно-учебного   заведения.   Она
   включает  в себя планирование, организацию и проведение всех  видов
   учебных  занятий,  текущего  контроля  успеваемости,  промежуточной
   аттестации    обучающихся,   а   также   итоговой   государственной
   аттестации.
       Учебный  год в военно-учебном заведении начинается с 1 сентября
   и   делится  на  два  семестра,  каждый  из  которых  заканчивается
   экзаменационной  сессией.  У курсантов первого  курса  учебный  год
   начинается  1  августа, с ними проводится общевойсковая  подготовка
   продолжительностью не менее одного месяца.
       Общий  объем  учебной работы курсантов, включая самостоятельную
   работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю,  из  них
   не   менее   3   часов  отводится  на  занятия  по   факультативным
   дисциплинам.  Нагрузка  курсантов всеми видами  учебных  занятий  с
   преподавателем не должна превышать в среднем за период  обучения  -
   36  часов  в  неделю. На выпускном курсе - 30 часов в  неделю.  При
   этом   в  указанный  объем  не  входят  занятия  по  факультативным
   дисциплинам.
       На  учениях,  в период полевых выходов, на занятиях  в  учебных
   центрах,  на  полигонах учебная работа с преподавателем планируется
   из  расчета  не  более  46  часов  в  неделю,  в  период  войсковой
   стажировки  и  всех  видов  практик, установленных  государственным
   образовательным стандартом, - не более 40 часов в неделю.
       24.  Начальник  военно-учебного  заведения  и  его  заместители
   (помощники)  обязаны  лично участвовать  в  проведении  всех  видов
   учебных  занятий с постоянным и переменным составом военно-учебного
   заведения.
       Распределение  часов  учебной нагрузки  на  начальника  военно-
   учебного  заведения и его заместителей (помощников)  проводится  на
   кафедрах  в начале учебного года и утверждается приказом начальника
   вуза.  При  этом  общий объем учебной нагрузки на  учебный  год  не
   может  быть  менее половины от установленной нагрузки  для  штатной
   должности преподавателя кафедры.
       25.   Содержание  образования  и  организация  образовательного
   процесса   по  каждой  специальности,  установленной  для   военно-
   учебного    заведения,   определяются   основной   профессиональной
   образовательной     программой    высшего     и     послевузовского
   профессионального образования, которая включает в себя:
       государственные  требования к содержанию  и  уровню  подготовки
   выпускников,      которые      устанавливаются      соответствующим
   государственным  образовательным  стандартом,  и  квалификационными
   требованиями   к  военно-профессиональной  подготовке  выпускников,
   являющимися    дополнением   к   соответствующим    государственным
   образовательным стандартам;
       учебный   план,  программы  учебных  дисциплин  <*>,  программы
   практик и стажировок.
   --------------------------------
       <*> Далее - "учебные программы".
   
       26.  Государственные требования к минимуму содержания и  уровню
   подготовки выпускников по конкретной специальности являются  частью
   государственных       образовательных      стандартов       высшего
   профессионального  образования, разрабатываются  и  утверждаются  в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
       27.   Квалификационные   требования  к  военно-профессиональной
   подготовке   выпускников   <*>  определяют  военно-профессиональное
   предназначение офицеров - выпускников военно-учебного заведения  по
   установленной военно-учетной специальности.
   --------------------------------
       <*> Далее - "квалификационные требования".
   
       Квалификационные  требования, учебные планы  и  образовательные
   программы  разрабатываются  на каждую специальность.  Председателем
   комиссии  по  их разработке является заместитель главнокомандующего
   внутренними  войсками  МВД  России. В  состав  комиссии  включаются
   представители от управлений Главного командования внутренних  войск
   МВД   России,   оперативно-территориальных  объединений   (округов,
   региональных  управлений, региональных командований и других  видов
   оперативно-территориальных объединений) <*>  внутренних  войск  МВД
   России  и  представители военно-учебных заведений. Квалификационные
   требования,    учебные    планы    и   образовательные    программы
   согласовываются  с  управлениями Главного  командования  внутренних
   войск   МВД   России,  утверждаются  главнокомандующим  внутренними
   войсками  МВД  России и доводятся до военно-учебного  заведения  не
   позднее  чем  за один год до начала подготовки офицеров  по  данной
   специальности.
   --------------------------------
       <*>  Далее  - "военный округ" или "округ внутренних  войск  МВД
   России".
   
       28.    Квалификационные    требования,    учебные    планы    и
   образовательные  программы  должны действовать  в  течение  полного
   срока подготовки офицеров по данной специальности.
       29.   Учебные  планы  и  образовательные  программы  определяют
   организацию  и содержание подготовки офицеров и разрабатываются  на
   основе     государственных     образовательных     стандартов     и
   квалификационных   требований.  Они   должны   отвечать   следующим
   основным требованиям:
       обеспечивать     качественную    реализацию     государственных
   образовательных    стандартов   и   квалификационных    требований,
   устанавливать   оптимальный   объем   содержания   и   соответствие
   теоретического и практического обучения;
       быть научно обоснованными, соответствовать достижениям науки  и
   техники,  предусматривать использование в образовательном  процессе
   прогрессивных  форм  и  методов обучения и воспитания,  современной
   учебно-материальной базы;
       предусматривать резерв времени для оперативного внесения в  них
   необходимых уточнений;
       обеспечивать  высокую теоретическую, военно-профессиональную  и
   практическую направленность обучения курсантов.
       Учебные планы и образовательные программы подписываются лицами,
   ответственными  за  их  разработку, утверждаются  главнокомандующим
   внутренними  войсками МВД России и согласовываются с  Министерством
   образования и науки Российской Федерации.
       Образовательные программы по специальности и соответствующим им
   специализациям   могут   объединяться  в  сборник   образовательных
   программ.
       30. Учебный план определяет:
       продолжительность и последовательность периодов  теоретического
   и  практического  обучения,  экзаменационных  сессий,  каникулярных
   отпусков,  разработки выпускной квалификационной работы и  итоговой
   государственной аттестации;
       перечень  изучаемых учебных дисциплин, войсковых  стажировок  и
   практик,  последовательность их реализации по  семестрам  обучения,
   учебное  время,  отводимое  на  изучение  каждой  дисциплины,   его
   распределение по семестрам и видам учебных занятий;
       формы   промежуточной  аттестации  по  каждой  дисциплине,   их
   перечень выносимых на итоговую государственную аттестацию.
       31. Учебный план и образовательные программы разрабатываются на
   каждую  специальность. На те из них, по которым ведется  подготовка
   офицеров   в   двух   и  более  военно-учебных  заведениях,   может
   разрабатываться и утверждаться типовой учебный план.
       Для   внесения  в  учебный  план  и  образовательные  программы
   изменений   и   дополнений,  связанных  с  реализацией   требований
   Министра  внутренних дел Российской Федерации и  главнокомандующего
   внутренними  войсками  МВД России, а также  оперативного  отражения
   достижений  военной  науки,  техники и передового  служебно-боевого
   опыта  войск  начальнику военно-учебного заведения  предоставляется
   право:
       перераспределять время между учебными дисциплинами (в  пределах
   данной   группы  учебных  дисциплин),  сокращать  или   увеличивать
   количество  часов на изучение дисциплины в объеме до  10  процентов
   отведенного на нее времени;
       вводить   (исключать)   в   учебную  дисциплину   новые   темы,
   перераспределять  время на ее изучение между семестрами  (курсами),
   а   также  по  темам  и  видам  занятий  в  пределах  25  процентов
   отведенного на нее времени.
       32.  На  основе  утвержденного учебного плана в  военно-учебном
   заведении могут разрабатываться рабочие учебные планы:
       при    необходимости   внесения   в   образовательный   процесс
   существенных изменений в пределах прав, предоставленных  начальнику
   военно-учебного заведения;
       для  обеспечения  перехода к обучению по новым  учебным  планам
   (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного);
       в  интересах  учета  особенностей  организации  и  материально-
   технического  обеспечения образовательного  процесса  в  конкретном
   военно-учебном  заведении (на основе утвержденного в  установленном
   порядке типового учебного плана).
       Рабочий  учебный  план может разрабатываться  также  на  основе
   утвержденного   типового   учебного   плана   в   интересах   учета
   особенностей  организации  и  материально-технического  обеспечения
   учебного процесса в конкретном вузе.
       Рабочие  учебные  планы рассматриваются ученым советом  военно-
   учебного   заведения  и  утверждаются  начальником  военно-учебного
   заведения.
       33.  На  основе  утвержденного учебного  плана  военно-учебного
   заведения  могут  разрабатываться  индивидуальные  планы   обучения
   курсантов.  Индивидуальные  планы  рассматриваются  ученым  советом
   военно-учебного   заведения  и  утверждаются  начальником   военно-
   учебного заведения.
       34.  Учебная  программа  определяет научное  содержание,  объем
   изучаемого  материала и методическое построение учебной дисциплины.
   Содержание  и  объем  изучаемого материала  должны  соответствовать
   бюджету   времени,  отводимому  на  изучение  учебной   дисциплины.
   Учебная  программа  разрабатывается по каждой  дисциплине  учебного
   плана.   По   дисциплинам,  общим  для  нескольких   военно-учебных
   заведений, могут разрабатываться типовые учебные программы.
       Учебная  программа  по дисциплине включает: целевую  установку;
   организационно-методические указания; наименование разделов, тем  и
   их  краткое содержание; распределение учебного времени по разделам,
   темам и видам учебных занятий.
       Целевая   установка   учебной  программы  определяет   конечный
   результат,  который  необходимо  достигнуть  при  изучении   данной
   дисциплины.   В  ней  должно  быть  указано,  с  чем  должны   быть
   ознакомлены курсанты, что они должны изучить, знать, уметь и  какие
   приобрести   навыки  в  результате  изучения  дисциплины.   Целевая
   установка    является   одновременно   целевой    установкой    для
   преподавателей  и обучаемых. Для преподавателей она указывает,  как
   достичь конечных результатов, а для обучаемых - что, как и с  каким
   уровнем освоения необходимо изучить.
       Организационно-методические  указания  отражают  роль  и  место
   данной  учебной  дисциплины в подготовке специалистов,  особенности
   изучения  разделов и тем, взаимосвязь с другими дисциплинами,  виды
   контроля знаний по дисциплине и другие необходимые вопросы.  В  них
   излагаются   основные  рекомендации  по  организации   и   методике
   обучения  курсантов,  указываются теоретические  и  научные  основы
   дисциплины,   на   каких  знаниях,  умениях  и  навыках   курсантов
   базируется  преподавание, какие учебные дисциплины ее обеспечивают,
   рассматриваются  особенности  организации  и  методики   проведения
   различных видов занятий, отработке разделов и отдельных тем.
       Разделы   и   темы   дисциплины,  их   объем,   направленность,
   содержание, логическая последовательность, взаимообусловленность  и
   взаимосвязь  должны обеспечивать заданный объем и  уровень  знаний,
   умений  и навыков курсантов. Темы должны быть актуальными, а  объем
   и  содержание  учебного материала в них оптимальными и обеспечивать
   высокое  качество подготовки курсантов. Содержание разделов  и  тем
   должно   предусматривать  изложение  курса  на   уровне   последних
   достижений  науки, техники и военного дела в методически правильной
   последовательности,   органическое   сочетание   теоретической    и
   практической  подготовки,  выработку у курсантов  умения  применять
   теоретические  знания в служебно-боевой деятельности  подразделений
   и воинских частей внутренних войск МВД России.
       Распределение  учебного  времени по  разделам,  темам  и  видам
   учебных  занятий  должно  обеспечивать  выполнение  государственных
   образовательных    стандартов   и   квалификационных    требований,
   целесообразное    соотношение   теоретического   и    практического
   обучения.  На  разделы и темы, которые являются  определяющими  при
   формировании  военного специалиста, а также для  изучения  учебного
   материала   на  уровнях  "знать",  "уметь"  и  "навык"   выделяется
   наибольшее количество учебного времени.
       Достижение   этих  уровней  обеспечивается  следующими   видами
   занятий:
       ознакомление   -  лекциями,  самостоятельными   занятиями   под
   руководством преподавателя;
       знания  -  лекциями, семинарами, групповыми и  самостоятельными
   занятиями под руководством преподавателя, лабораторными занятиями;
       умения - всеми видами практических занятий;
       навыки - практическими занятиями и тренировками.
       Образовательные   программы  по  специальности  (специализации)
   оформляются   в   виде   сборника   программ.   Учебные   программы
   располагаются  в  сборнике  в  той  же  последовательности,  что  и
   дисциплины в учебном плане.
       35.  В целях обеспечения логической последовательности изучения
   учебных  дисциплин,  разделов  и  тем,  а  также  согласования   их
   содержания  и  прохождения  по  времени  при  необходимости   могут
   разрабатываться   структурно-логические  схемы  (сетевые   графики)
   подготовки  специалистов  и  структурно-логические  схемы  изучения
   дисциплин,   которые   используются   для   разработки   документов
   планирования образовательного процесса в вузе.
       36.  Тематический  план изучения дисциплины разрабатывается  на
   основе   образовательной  программы  и  является  основным  рабочим
   документом  кафедры и преподавателя. Он конкретизирует  содержание,
   методическое  построение  и  организацию  изучения  данной  учебной
   дисциплины.
       Тематический  план разрабатывается на период  действий  учебных
   планов  и  программ и содержит: распределение учебного  времени  по
   семестрам  и  видам  учебных занятий; план изучения  дисциплины  по
   видам   учебных   занятий  с  перечнем  тем  и  учебных   вопросов,
   указаниями  по  материальному  обеспечению  занятий,  заданиями  на
   самостоятельную    подготовку;   перечень    учебной    литературы;
   организационно-методические   указания,   взаимосвязь   с   другими
   дисциплинами.
       Тематический   план   разрабатывается   кафедрой,    батальоном
   (факультетом)  курсантов  для каждой специальности  (специализации)
   по   годам   обучения   за  весь  изучаемый   курс,   подписывается
   (утверждается)   начальником   кафедры   (факультета),   командиром
   батальона  курсантов  и  утверждается  начальником  военно-учебного
   заведения,   его   заместителем  или  начальником  факультета   (по
   подчиненности кафедры).
       Перед   очередным  учебным  годом  в  тематический  план  могут
   вноситься   все   необходимые  изменения,  касающиеся   содержания,
   организации и методики преподавания дисциплины.
       Предложения  по внесению изменений (дополнений) в  тематический
   план  первоначально  обсуждаются на заседании кафедры,  на  которой
   преподается  дисциплина, а затем обсуждаются на заседаниях  ученого
   совета и (или) методического совета вуза.
       Изменения   утверждаются  (подписываются)  лицом,   утвердившим
   тематический план.
       При  переходе  к обучению курсантов по новым учебным  планам  и
   образовательным   программам   в   тематические   планы    вносятся
   необходимые   дополнения   и   уточнения,   а   при   необходимости
   составляется  отдельный  тематический план  (с  включением  в  него
   изученного  материала  по  данной  дисциплине  до  введения   новой
   образовательной программы).
       37.  Расписание  учебных  занятий является  одним  из  основных
   документов,  регламентирующих учебную работу вуза. Оно составляется
   учебным    отделом    военно-учебного   заведения    на    семестр,
   согласовывается   с  начальниками  (заведующими)   <*>   кафедр   и
   командирами   подразделений  курсантов,  утверждается   начальником
   военно-учебного   заведения  и  доводится   до   преподавательского
   состава,  подразделений курсантов не позднее  чем  за  15  дней  до
   начала   занятий.  В  военно-учебных  заведениях,  где   подготовка
   обучаемых  включает  вождение боевых машин и стрельбы,  допускается
   составление расписания учебных занятий на месяц.
   --------------------------------
       <*> Далее - "начальники кафедр".
   
       В  расписании  указываются:  подразделение  курсантов,  учебная
   дисциплина,  вид  занятия и номер темы, дата,  время  и  место  его
   проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.
       Исходными   документами  для  составления  расписания   занятий
   являются:  учебные  планы и образовательные программы,  структурно-
   логические   схемы   (сетевые  графики),  план-календарь   основных
   мероприятий  вуза, график-календарь учебного процесса, тематические
   планы  изучения  дисциплин и планы распределения преподавателей  по
   батальонам  (факультетам)  курсантов,  ротам  (курсам)  и   учебным
   группам (взводам).
       Расписание  занятий  должно  удовлетворять  следующим  основным
   требованиям:
       соответствовать  учебному и тематическим планам  по  количеству
   учебного времени, видам и темам занятий;
       строго   выдерживать  логическую  последовательность   изучения
   дисциплин;
       соответствовать принципам научной организации труда обучаемых и
   профессорско-преподавательского состава;
       учитывать     возможности    учебно-материальной     базы     и
   предусматривать ее рациональное использование.
       При составлении расписания учебных занятий учебным отделом вуза
   учитываются:
       согласование  по времени изучения тем и занятий взаимосвязанных
   дисциплин;
       последовательности   в   изучении   взаимосвязанных   дисциплин
   образовательной программы;
       равномерное  распределение в учебном  году  (семестре,  месяце)
   учебных  занятий  по  дисциплине с обязательным  учетом  логической
   последовательности изучения дисциплины;
       равномерное  распределение  по  неделям,  семестрам   (месяцам)
   сложных видов учебных занятий и контрольных мероприятий;
       соблюдение  рациональных временных интервалов между лекциями  и
   семинарами, практическими занятиями и упражнениями;
       целесообразное распределение в семестре (месяце) плановых часов
   самостоятельной работы курсантов;
       соблюдение бюджета календарного времени по неделям,  месяцам  и
   семестрам;
       выделение   для   командного,   профессорско-преподавательского
   состава,  командиров  учебных  подразделений  дней  для  проведения
   занятий  в  группах командирской подготовки и методических  занятий
   на факультетах, кафедрах и батальонах курсантов;
       возможности командного, профессорско-преподавательского состава
   по учебной нагрузке, объему методической и научной работы;
       емкость  и  пропускная способность учебно-материальной  базы  и
   обеспеченность техникой;
       требования   общевоинских  уставов,  наставлений,   руководств,
   курсов стрельб, вождения и других руководящих документов;
       рациональное  использование времени  для  следования  к  местам
   занятий.
       38. Расписания занятий и экзаменов составляются учебным отделом
   вуза,   утверждается   начальником  военно-учебного   заведения   и
   доводится  до  преподавателей, курсантов  не  позднее  чем  за  две
   недели до начала экзаменационной сессии.
       Расписания занятий и экзаменов вывешиваются в учебном корпусе в
   специально отведенных местах.
       Выписки  из расписаний занятий и экзаменов для каждого учебного
   подразделения  (курса,  роты,  батальона  курсантов)   выдаются   в
   подразделения и на кафедры (факультеты).
       Расписания  учебных  занятий  и экзаменов  хранятся  в  учебном
   отделе   военно-учебного  заведения  в  течение  обучения   данного
   подразделения курсантов в вузе.
       39.  В  ротах  (на  курсах)  курсантов  лично  командирами  рот
   (курсов)  составляются расписания занятий с  личным  составом  роты
   (курса)   на   неделю,  которые  подписываются  им  и  утверждаются
   накануне в пятницу командиром батальона (факультета).
       В  расписании занятий с личным составом роты (курса) на  неделю
   указываются:  дата  и  дни проведения; часы  проведения  физических
   зарядок,  факультативов,  занятий,  самостоятельных  подготовок   и
   других  мероприятий  согласно  утвержденному  распорядку  дня   для
   каждого   учебного   взвода  (подразделения)  курсантов;   предметы
   обучения,  виды  занятий, номера и содержание тем занятий,  учебных
   вопросов,  номера,  название  и  время  отрабатываемых  нормативов;
   место  проведения; должностное лицо, ответственное  за  проведение;
   название  руководств  и  пособий с  указанием  страниц;  отметка  о
   выполнении с датой и росписью командира подразделения курсантов.
       Расписание  хранится  в  роте (на курсе)  курсантов  в  течение
   обучения данного подразделения курсантов в вузе.
       40.   Продолжительность   всех  видов   учебных   занятий   под
   руководством  преподавателей - не более  6  академических  часов  в
   день  (кроме дней нахождения на полевых выходах, в учебном  центре,
   стажировки,   практики   и   при  проведении   других   гарнизонных
   мероприятий),   самостоятельной  работы  -   не   менее   3   -   4
   академических  часов.  Продолжительность  академического  часа   45
   минут,  допускается проведение занятий без перерыва  по  90  минут.
   Тактические,    тактико-специальные,    командно-штабные     учения
   проводятся, как правило, непрерывно.
   
                            Учебные занятия
   
       41.   Основными   видами  учебных  занятий  являются:   лекции,
   семинары,  лабораторные  занятия  (работы),  практические  занятия,
   групповые  упражнения  и занятия, тактические (тактико-специальные)
   занятия   и  учения,  командно-штабные  учения,  военные   (военно-
   специальные)      игры,     теоретические     (научно-практические)
   конференции,  контрольные работы (занятия), самостоятельная  работа
   курсантов,  консультации, войсковая стажировка  и  практика.  Кроме
   того,  дополнительно в военно-учебном заведении  могут  проводиться
   другие  виды  учебных занятий, вводимые по решению  ученого  совета
   военно-учебного заведения.
       42.  Лекции составляют основу теоретического обучения и  должны
   давать  систематизированные основы научных  знаний  по  дисциплине,
   раскрывать   состояние   и  перспективы  развития   соответствующей
   области  науки  и техники, концентрировать внимание обучающихся  на
   наиболее  сложных  и  узловых вопросах, стимулировать  их  активную
   познавательную    деятельность   и   способствовать    формированию
   творческого мышления.
       Проблемный  характер лекции базируется на принципе проблемности
   знаний.   Лектор  создает  систему  проблемных  ситуаций,  излагает
   учебный  материал,  объясняет его, управляет процессом  усвоения  в
   виде  готовых  выводов  или  в  форме постановки  учебных  проблем.
   Обучаемые  усваивают  знания  и  способы  деятельности  в  условиях
   проблемных   ситуаций  путем  восприятия  объяснений  лектора,   их
   анализа.
       Ведущим  методом  в лекции выступает устное изложение  учебного
   материала,    сопровождающееся    демонстрацией    видеоматериалов,
   кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов  и  макетов,
   использованием средств вычислительной техники.
       Лекции  читаются  командованием вуза, начальниками  кафедр,  их
   заместителями,  профессорами, доцентами и старшими преподавателями,
   как  правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению
   лекций   приказом   начальника  военно-учебного   заведения   могут
   допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую  степень

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное