Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001 ГОД (УТВ. ЦБ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
          ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
                              НА 2001 ГОД

       "Основные направления   единой   государственной   денежно   -
   кредитной политики на 2001 год"  подготовлены  в  соответствии  со
   ст. 44  Федерального  закона  "О  Центральном   банке   Российской
   Федерации (Банке России)".
       Одобрено Советом директоров Банка России 27 ноября 2000 года.
       Представлено в   Государственную  Думу  Федерального  Собрания
   Российской Федерации 1 декабря 2000 года.

                                Введение

       "Основные направления   единой   государственной   денежно   -
   кредитной политики на 2001 год" подготовлены в полном соответствии
   с  действующим  законодательством и принятыми в мировом сообществе
   требованиями к центральным банкам по информационной  открытости  и
   прозрачности   их  деятельности  в  области  денежно  -  кредитной
   политики.
       Главной целью денежно - кредитной политики как в текущем,  так
   и в предстоящем году является последовательное снижение инфляции.
       В период  после  августовского  кризиса  1998  года  в  крайне
   сложных внутренних и внешних условиях Банк  России  при  поддержке
   Правительства    Российской    Федерации   добился   положительных
   результатов  в  реализации  денежно  -  кредитной  политики,   что
   обеспечило   существенное   снижение  темпов  инфляции  и  плавную
   динамику валютного курса рубля.
       В текущем  году  проводится  взвешенная  денежно  -  кредитная
   политика на  фоне  благоприятной  для  России  внешнеэкономической
   конъюнктуры. Это требует от Банка России постоянного наблюдения за
   изменением   широкого   спектра   экономических   индикаторов    и
   своевременного  и  гибкого применения имеющихся в его распоряжении
   инструментов денежно - кредитного регулирования.
       Сложившаяся динамика       макроэкономических      показателей
   свидетельствует об  адекватности  денежно  -  кредитной  политики,
   способствующей  достижению  запланированного  уровня  инфляции при
   наиболее  полной  реализации  потенциала   экономического   роста.
   Официальные  золотовалютные  резервы  увеличены  более чем вдвое и
   полностью обеспечивают денежную  базу,  сокращен  отток  капитала,
   поддерживается стабильность курса национальной валюты,  происходит
   снижение реальных процентных ставок.
       В "Основных  направлениях  единой  государственной  денежно  -
   кредитной политики на 2001 год" приведен анализ причин  отклонений
   фактических  параметров  развития  российской экономики и денежной
   сферы от официального прогноза на текущий год и  действий  органов
   денежно - кредитного регулирования.  Массированный приток валютной
   выручки в страну  вследствие  сильного  платежного  баланса,  рост
   свободной  ликвидности  банковской системы,  профицит федерального
   бюджета требуют более гибкой налогово - бюджетной политики.
       При разработке  денежно  - кредитной политики на 2001 год Банк
   России  по-прежнему  исходит  из  сохраняющейся   неопределенности
   темпов   экономического   роста,   связанной  с  высокими  рисками
   возможного изменения мировых цен на  основные  товары  российского
   экспорта.  Несмотря на то, что внешние условия на ближайшие месяцы
   рассматриваются   как   достаточно   благоприятные,    сохраняется
   зависимость  состояния федерального бюджета от поступления средств
   от  международных  финансовых   организаций   и   реструктуризации
   внешнего долга страны в рамках Парижского клуба кредиторов.
       В этих условиях  денежно  -  кредитная  политика  будет  гибко
   реагировать  на  изменение  экономической  ситуации при сохранении
   режима  плавающего  валютного  курса.  Вместе  с  тем  денежно   -
   кредитная   политика  способна  лишь  временно  сглаживать  резкие
   колебания конъюнктуры,  но  не  может  решить  проблем  экономики,
   носящих  структурный  характер.  В  связи  с  этим  особенно важно
   использовать   макроэкономическую   ситуацию    для    активизации
   структурных  реформ  в  реальном  секторе,  что  может  обеспечить
   долгосрочный экономический рост.  Кроме того, это позволит усилить
   роль   банков   и   других   финансовых  институтов  в  реализации
   возможности неинфляционного экономического роста.
       Особое значение в 2001 году имеет зависимость достижения целей
   по инфляции от осуществления мероприятий в  налогово  -  бюджетной
   сфере    -   внедрения   новых   положений   налогового   кодекса,
   своевременного  и  полного  исполнения  федерального   бюджета   и
   использования   возможных   дополнительных  доходов  на  погашение
   государственного внутреннего и внешнего долга. В случае сохранения
   в  2001  году  сильного  платежного баланса и достижения профицита
   федерального   бюджета   необходимо,   по   нашему    мнению,    в
   законодательном  порядке  рассмотреть  вопрос  о направлении части
   дополнительно  полученных  доходов  на   создание   резервов   для
   обеспечения   выполнения   обязательств  Российской  Федерации  по
   государственному   долгу   в   среднесрочной   перспективе,    что
   одновременно будет способствовать снижению инфляции.
       В случае   ухудшения    конъюнктуры    на    мировых    рынках
   энергоносителей   и   /   или  в  условиях  нерешенности  вопросов
   реструктуризации  задолженности  Парижскому  клубу  кредиторов   и
   получения кредитов от МВФ усилится неопределенность в формировании
   отдельных доходных и  исполнении  расходных  статей  бюджета.  Это
   может вызвать необходимость внесения соответствующих коррективов в
   проводимую   Правительством   Российской   Федерации    фискальную
   политику.   Изменившиеся   вследствие   этого   макроэкономические
   условия,  в свою очередь,  потребуют  корректировки  и  денежно  -
   кредитной политики Банка России.

              I. Денежно - кредитная политика в 2000 году

            Цели и ожидаемые результаты денежно - кредитной
                          политики в 2000 году

       Определение целевых ориентиров денежно - кредитной политики на
   2000 год  проводилось  в  соответствии  с  задачами  экономической
   политики  Правительства  Российской  Федерации  на  основе анализа
   факторов,  оказывающих влияние на динамику инфляции и формирование
   спроса   на   деньги.  Анализ  текущей  ситуации  показывает,  что
   практически  все  основные  предположения,  положенные  в   основу
   проектировок  денежно - кредитной политики на 2000 год,  не только
   подтверждаются,  но ситуация оказывается более благоприятной,  чем
   ожидалось.  При  ожидаемом  достаточно  точном достижении конечной
   цели денежно - кредитной политики по уровню инфляции  темпы  роста
   ВВП   значительно   превысят  прогнозный  уровень,  и  фактические
   значения промежуточной цели по темпу роста  денежной  массы  будут
   существенно  выше установленного уровня,  способствуя постепенному
   росту монетизации экономики.
       Согласно "Основным направлениям единой государственной денежно
   - кредитной политики на 2000 год" инфляция за текущий  год  должна
   была  составить  18%,  а прирост предложения денег (денежная масса
   М2) прогнозировался в интервале 21 - 25%. Эти цели соответствовали
   росту ВВП на 1,5%.
       За девять месяцев 2000 года потребительские  цены  выросли  на
   14,1%.  Объем  ВВП  по  итогам девяти месяцев года увеличился,  по
   оценкам,  более чем на 7%.  Судя по этим результатам  и  имеющимся
   прогнозам,  уровень инфляции в 2000 году составит примерно 20%  и,
   таким образом,  в целом будет соответствовать целевому  ориентиру.
   Рост  ВВП  при этом может составить около 7%.  Возможное некоторое
   превышение инфляции по сравнению с установленной целью может  быть
   связано  с  более высокой экономической активностью и существенным
   влиянием в 2000 году структурных  факторов  роста  потребительских
   цен,  находящихся  вне сферы контроля Банка России.  Анализ причин
   инфляции в этот период свидетельствует об  адекватности  денежного
   предложения целям денежно - кредитной политики.
       В январе - сентябре  инфляция  развивалась  на  фоне  в  целом
   благоприятного  состояния  долгосрочных базовых факторов,  в числе
   которых устойчивая динамика обменного  курса  рубля,  сравнительно
   невысокие  инфляционные  ожидания,  постепенное  замедление темпов
   роста  цен  производителей   промышленной   продукции,   умеренная
   динамика   доходов   и   расходов   населения,  неполная  загрузка
   производственных мощностей,  невысокая  занятость  и  сравнительно
   низкие темпы ее роста.
       В то  же  время  значительный  разрыв  в  ценах   мирового   и
   внутреннего  рынков  на некоторые виды энергоресурсов и ускоренный
   рост внутренних  цен  на  них  усилили  степень  влияния  динамики
   издержек производства на изменение общего уровня цен в экономике.
       При этом   увеличился   коэффициент   эластичности   ИПЦ    по
   инфляционным  ожиданиям  и  по  темпам  роста  цен производителей.
   Зависимость индекса  потребительских  цен  от  динамики  валютного
   курса уменьшилась.
       Фактический темп прироста денежного агрегата М2 за  9  месяцев
   2000 года составил 40,8%.  Превышение расчетных целевых ориентиров
   денежной массы связано с более быстрым,  чем это было определено в
   "Основных  направлениях единой государственной денежно - кредитной
   политики  на  2000  год",  увеличением  спроса   на   деньги   под
   воздействием   динамики  объемов  производства  товаров  и  услуг.
   Ожидаемый рост  ВВП  в  целом  за  текущий  год  на  уровне  7%  в
   значительной  степени  объясняет  увеличение  спроса  на деньги по
   сравнению с  первоначально  сделанными  оценками,  основанными  на
   прогнозе экономического роста в 1,5%.
       Как и предполагалось,  заметное влияние на спрос на  деньги  в
   2000   году   оказывает   состояние   торгового   баланса  России.
   Значительное улучшение  конъюнктуры  на  мировых  рынках  сырьевых
   товаров,   сохранение   конкурентоспособности  российских  товаров
   стимулировали  российских  экспортеров  к  наращиванию  физических
   объемов поставок продукции на внешние рынки.  Этот фактор наряду с
   действующим порядком контроля за репатриацией экспортной выручки и
   сдерживанием  чрезмерного  укрепления рубля обусловил значительное
   увеличение остатков средств на счетах экспортеров  и  в  целом  на
   счетах юридических лиц.

             Динамика соотношения М2/ВВП и месячных темпов
                роста потребительских цен (по тренду, %)

                         (График не приводится)

       Важным фактором формирования спроса  на  деньги  в  2000  году
   являлся   существенный  рост  степени  монетизации  расчетов,  что
   определялось   расширением   объемов   производства,    улучшением
   финансового   состояния  предприятий,  стабилизацией  положения  в
   бюджетной сфере, а также мерами Правительства Российской Федерации
   по  контролю  за  налоговыми  платежами  крупнейших  предприятий -
   налогоплательщиков.
       Увеличение денежной    массы   М2   в   значительной   степени
   происходило за счет роста трансакционных  денег  вследствие  роста
   производства  прежде  всего  в  экспортных  отраслях.  За первые 7
   месяцев  2000  года  объем  денежных  средств  крупных  и  средних
   предприятий    электроэнергетики,    топливной,   нефтедобывающей,
   нефтеперерабатывающей    промышленности,    черной    металлургии,
   промышленности    строительных    материалов,   микробиологической
   промышленности,  лесной,  деревообрабатывающей  и   целлюлозно   -
   бумажной промышленности и связи увеличился на 40 - 85%.
       В течение 9 месяцев 2000 года имела место тенденция медленного
   снижения скорости обращения денег. Исходя из оценок динамики ВВП и
   денежной массы до  конца  года  расчетная  среднегодовая  скорость
   обращения  может  быть  на  7 - 9%  ниже,  чем в 1999 году.  Это в
   определенной степени обусловлено увеличением в структуре  денежной
   массы   доли   срочных   банковских   депозитов   (срочные  вклады
   предприятий  увеличились  за  указанный  период  на   91,3%,   что
   свидетельствует  о  наличии  у  предприятий постоянно возрастающих
   объемов относительно свободных денежных средств,  а срочные вклады
   физических  лиц возросли на 37,5%),  а также устойчивым повышением
   доли денежных форм расчетов за  отгруженную  продукцию  крупнейших
   российских  налогоплательщиков  и  организаций  -  монополистов  в
   промышленности на протяжении 8 месяцев текущего года по  сравнению
   с  1999  годом.  Процесс  замещения  денежных суррогатов денежными
   средствами  означает,  что  при   прочих   равных   условиях   для
   обслуживания  того  же объема ВВП требуется больший объем рублевой
   денежной массы  и  расчетная  скорость  обращения  замедляется.  В
   течение 9 месяцев 2000 года отмечалось некоторое увеличение темпов
   прироста  срочных  вкладов  населения,   что   свидетельствует   о
   положительных  тенденциях  в  динамике  элементов  денежной массы.
   Однако  существенных  изменений  в  структуре  денежной  массы  не
   наблюдалось   и,   в   частности,   не   произошло  снижения  доли
   высоколиквидной части  денежной  массы  в  ожидаемых  размерах.  В
   результате  за  9  месяцев  2000  года  общий  уровень монетизации
   российской экономики увеличился незначительно.
       В то  же  время  данные  о  динамике  коэффициента монетизации
   свидетельствуют   о   возможном   начале   процесса   определенной
   "ремонетизации"  экономики  в  результате  преодоления последствий
   финансового кризиса 1998  года.  Как  показывает  опыт  зарубежных
   стран,  при  аккуратном  проведении денежно - кредитной политики в
   период умеренной инфляции рост монетизации  экономики  может  идти
   параллельно со снижением общего инфляционного фона. Тем не менее в
   нынешней  ситуации  очень  важным  является  дальнейшее   снижение
   инфляции и стабилизация ее на низком уровне,  что позволит степени
   монетизации экономики повышаться более значительными темпами.  При
   текущем  уровне  инфляции  процесс  повышения степени насыщенности
   деньгами не может быть быстрым.  Экономика должна быть  готовой  к
   эффективному поглощению денежного предложения.
       Денежно -  кредитная  политика  в  2000  году  проводилась   в
   условиях  режима  плавающего  валютного  курса,  который  позволил
   поддерживать курсовые  соотношения  на  экономически  обоснованном
   уровне, стимулируя      развитие     экспортоориентированных     и
   импортозамещающих  производств,  существенно  пополнить   валютные
   резервы страны.
       Динамика денежной   массы   на    этом    фоне    определялась
   преимущественно  покупками  Банком  России  иностранной  валюты на
   внутреннем рынке,  а также потребностями  бюджета  в  обслуживании
   государственного валютного долга.
       При этом  важно  отметить,  что  росту  спроса  на  деньги   в
   экономике соответствовала тенденция роста спроса банков на остатки
   на  корреспондентских  счетах  в   Банке   России.   Правительство
   Российской  Федерации  накапливало  получаемые  им  дополнительные
   доходы в форме увеличения остатков средств  на  бюджетных  счетах.
   Это  снижало остроту проблемы стерилизации банковской ликвидности.
   Состояние рынка ликвидных государственных ценных  бумаг,  а  также
   структура   портфеля   государственных   облигаций  Банка  России,
   переоформленного  в  соответствии   с   Федеральным   законом   "О
   федеральном  бюджете  на  1999  год"  в долгосрочные инструменты с
   2%-ной доходностью,  не позволили в  истекшем  периоде  2000  года
   использовать  для  этой  цели  традиционные  операции  на открытом
   рынке.  Частичная  стерилизация  и  связывание  денежной  эмиссии,
   вызванной валютными операциями Банка России, проводились с помощью
   изменения норм обязательных резервов (в январе 2000 года) и приема
   средств коммерческих банков на депозиты в Банк России.

               Динамика коэффициента избыточных резервов
                (отношение остатков средств на корсчетах
                           к депозитной базе)

                         (График не приводится)

       С середины  1999  года  средний  уровень банковских резервов в
   форме остатков на  корреспондентских  счетах  в  Банке  России  по
   отношению  к  привлеченным  средствам  с учетом сезонных колебаний
   устойчиво составляет  13  -  14%.  Это  свидетельствует,  с  одной
   стороны,  о сформировавшемся у банков спросе на необходимый размер
   свободных резервов в текущих условиях  функционирования  платежной
   системы  и  рисковых оценок,  а с другой - о том,  что Банк России
   через депозитные операции связал,  по существу,  всю  относительно
   избыточную  банковскую  ликвидность  без  какого  - либо риска для
   появления проблем  с  расчетами,  действенно  используя  при  этом
   процентную политику по своим операциям.
       Сохраняющийся рост резервов банковской системы,  в  том  числе
   свободных,   вследствие   все   еще   слабого  механизма  денежной
   трансмиссии    предопределил    тенденцию    снижения    денежного
   мультипликатора  в  первом полугодии 2000 года и едва наметившийся
   его рост в третьем квартале.
       В 2000 году Банк России ставил своей целью опосредованно через
   свои  операции  воздействовать  на  снижение   процентных   ставок
   денежного рынка до уровня, стимулирующего спрос на заемные ресурсы
   со стороны реального сектора.  Денежно - кредитная политика  Банка
   России  содействовала  плавному  понижению  процентных  ставок,  а
   наличие  свободных  ресурсов  в  банковском  секторе,  постепенное
   снижение кредитных рисков и общее улучшение экономической ситуации
   обусловили сокращение за  9  месяцев  2000  года  средневзвешенных
   ставок    по    кредитам,    предоставленным   юридическим   лицам
   коммерческими банками на  все  сроки  до  года,  с  34  до  20,9%.
   Снизилась  также  и  маржа  по  операциям с юридическими лицами (с
   21,1%  в январе до 8,5%  в сентябре), но ее уровень еще достаточно
   высок,  так  же как и риски кредитования.  В то же время понижение
   общего уровня процентных ставок особенно сказывается на сокращении
   ставок  по  депозитам физических лиц,  которые в течение 9 месяцев
   2000 года в реальном выражении оставались отрицательными.
       Депозиты в  иностранной  валюте  возросли за январь - сентябрь
   2000 года на 36,9%  (в долларовом исчислении).  Динамика указанных
   депозитов  была  неустойчивой.  Высокие темпы прироста депозитов в
   иностранной валюте в отдельные  месяцы  (до  10%)  чередовались  с
   абсолютным сокращением их размеров.  В результате денежный агрегат
   М2Х возрос за 9 месяцев 2000 года на 40%,  что не превышало темпов
   прироста денежной массы М2.
       В 2000  году  развитие  российской  экономики  находилось  под
   влиянием благоприятной конъюнктуры,  сложившейся на мировых рынках
   сырьевых товаров. Имел место устойчивый приток иностранной валюты,
   превысивший  прогнозные  оценки.  Сформировались условия,  которые
   позволяли  либо  существенно  номинально  укрепить   рубль,   либо
   форсированно    накапливать   валютные   резервы   с   необходимой
   стерилизацией свободной ликвидности.
       Следуя линии  на долгосрочную стабильность национальной валюты
   и учитывая временный характер факторов, лежащих в основе улучшения
   платежного  баланса,  Банк России не стремился ускоренными темпами
   укреплять рубль, а использовал тактику накопления резервов, имея в
   виду   аккумулирование   международной   ликвидности   в  объемах,
   достаточных  для   противостояния   чрезмерному   девальвационному
   давлению  в  период  будущего  вероятного  снижения мировых цен на
   энергоносители и роста  потребности  в  валюте  во  время  крупных
   выплат по внешнему долгу.
       Не допуская существенного укрепления рубля,  Банк  России  при
   проведении  интервенций  на  валютном  рынке выбирал такой уровень
   валютного  курса,  который  позволял  регулировать  и  темп  роста
   денежной  массы с учетом растущего спроса на деньги.  При принятии
   решений Банк  России  учитывал  действие  очень  большого  спектра
   экономических факторов и тенденций.
       Рост денежной  массы  в  2000  году  происходил   в   условиях
   замедления темпов инфляции.  Банк России воздействовал на денежное
   предложение для приведения  его  в  соответствие  с  установленной
   целью по уровню инфляции.  При этом радикальных мер по ограничению
   темпов роста  денежной  массы  с  целью  обязательного  выхода  на
   установленную в конце 1999 года траекторию динамики денежной массы
   не   предпринималось,   поскольку    динамика    целого    спектра
   экономических   индикаторов   и   постоянно   проводимые   расчеты
   последствий    такого    ускоренного    роста    денежной    массы
   свидетельствовали о том,  что непосредственной инфляционной угрозы
   этот   процесс   не   содержал.    Удовлетворительное    состояние
   государственных финансов даже с учетом обслуживания внешнего долга
   страны  не  оказывало  расширяющего  влияния  на  рост   денежного
   предложения, эмитированная рублевая масса поступала в распоряжение
   главным образом реального сектора экономики.  Кроме того,  высокий
   уровень  активного  сальдо  текущего  счета платежного баланса,  а
   также  достаточно   умеренный   рост   потребительских   расходов,
   отстающий    по   своим   темпам   от   роста   производства,   не
   свидетельствовали   о   чрезмерном   спросе   и,   соответственно,
   "избыточности" денежной массы.

            Денежная масса М2 в 2000 г. (темпы прироста, %)

                         (График не приводится)

       Снижение процентных  ставок  в  условиях снижения инфляционных
   ожиданий  и  наблюдаемой  инфляции,  стабилизация  и   последующее
   укрепление  валютного курса рубля являются прямыми свидетельствами
   того,  что проводимая в  этом  периоде  Банком  России  денежно  -
   кредитная политика не была мягкой,  а денежное предложение не было
   избыточным.
       Реакция со  стороны финансовых рынков также подтверждает,  что
   денежное   предложение   было   адекватным   спросу   на   деньги.
   Экономические   агенты   не  стремились  к  приобретению  активов,
   номинированных в иностранной валюте.
       О том,   что   наблюдаемый  рост  спроса  на  деньги  не  имел
   инфляционную природу,  говорит и тот факт,  что в  рассматриваемом
   периоде  динамика  инфляции в целом соответствовала намеченному на
   2000 год целевому ориентиру.
       Таким образом,    не    препятствуя   более   высоким   темпам
   экономического роста, которые Банк России предвидел, и реагируя на
   шоковое  воздействие со стороны мировых цен на нефть,  Банк России
   сосредоточил свое внимание на  максимальном  соблюдении  основного
   целевого   ориентира   по  уровню  инфляции  при  ослаблении  роли
   денежного ориентира как  промежуточной  цели.  Поэтому  денежно  -
   кредитная политика, проводимая в 2000 году, в значительной степени
   приближалась к принципу целевой инфляции, эффективно используемому
   в настоящее время во многих странах мира.

                Динамика денежно - кредитных показателей
                              в 2000 году

       Денежно - кредитная политика,  проводимая Банком России в 2000
   году,  направлена  на  поддержание   финансовой   стабильности   и
   формирование     предпосылок     для    обеспечения    устойчивого
   неинфляционного роста экономики.  Задача обеспечения  соответствия
   денежного   предложения  динамике  спроса  на  деньги  в  условиях
   плавающего валютного курса решается Банком России с  учетом  того,
   что   формирующийся   на  рынке  курс  рубля  должен  обеспечивать
   эффективность экспорта и не носить запретительного  характера  для
   импорта.  При  этом необходимо обеспечивать уровень золотовалютных
   резервов  Российской  Федерации,  достаточный   для   обслуживания
   государственного  внешнего долга страны на ближайшую перспективу с
   учетом возможного снижения экспорта и роста импорта.
       В условиях   роста   экономики   в   текущем   году  усилилась
   наметившаяся в 1999 году тенденция увеличения спроса на деньги при
   дальнейшем  снижении среднемесячных темпов инфляции.  Это является
   продолжением процесса  восстановления  реального  объема  денежной
   массы  в  обращении  после  кризиса  1998  года.  Денежная масса в
   обращении  (агрегат  М2)  увеличилась  за  первые  девять  месяцев
   текущего  года  на 40,8%  и на 1 октября 2000 года составила 992,4
   млрд.  рублей.  В  реальном   выражении   (с   учетом   увеличения
   потребительских  цен  на  14,1%)  прирост  денежной  массы за этот
   период составил 23,4%  (за январь - сентябрь 1999  года  -  1,4%).
   Происходящее  в  течение  трех  кварталов  2000  года определенное
   замедление скорости обращения денег  по  сравнению  с  аналогичным
   периодом  предыдущего  года  отражает  повышение  уровня насыщения
   экономики денежными средствами.
       В структуре  денежной  массы  в течение января - сентября 2000
   года   сохранялась   позитивная   тенденция   опережающего   роста
   банковских  депозитов  юридических и физических лиц по сравнению с
   динамикой  наличных  денег  в   обращении.   Наиболее   интенсивно
   происходило  увеличение  остатков  средств  на счетах нефинансовых
   предприятий и организаций.  Их прирост за  первые  девять  месяцев
   текущего  года  был равен 53,1%  и составил 43,4%  общего прироста
   денежной  массы  за  указанный  период.  Такой   рост   обусловлен
   улучшением   финансового  состояния  российских  предприятий,  как
   производящих продукцию для внутреннего рынка, так и экспортеров, а
   также  продолжающимся в текущем году улучшением структуры расчетов
   за счет сокращения доли их неденежных форм.  За  январь  -  август
   2000  года  крупными и средними предприятиями и организациями (без
   субъектов  малого   предпринимательства,   банков,   страховых   и
   бюджетных  организаций)  получено прибыли (за вычетом убытков) в 2
   раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По отношению
   к  объему  оплаченной  продукции  российских  предприятий  расчеты
   денежными средствами в августе 2000 года составляли  69,8%  против
   46,6% в декабре 1999 года.
       Увеличение денежных  доходов  населения,   опережающее   темпы
   инфляции, и сокращение их доли, расходуемой на покупку иностранной
   валюты,  создали  благоприятные  условия  для   ускорения   темпов
   прироста  вкладов населения в банках в реальном выражении:  если в
   целом за 1999 год этот показатель  составил  5,0%,  то  за  первые
   девять  месяцев  текущего года - 21,5%.  По предварительным данным
   Госкомстата России,  объем реальных располагаемых денежных доходов
   граждан за январь - сентябрь текущего года был на 9,3% больше, чем
   в аналогичном  периоде  предыдущего  года.  В  структуре  расходов
   населения  постепенно  возрастает  доля  средств,  используемых на
   увеличение вкладов в банках и покупку ценных бумаг.  Если  в  1999
   году  этот  показатель  составил  3,5%  (в  том  числе  в январе -
   сентябре - 3,4%),  то в январе - сентябре  2000  года  -  4,3%  от
   объема  денежных  доходов  населения.  Значительную часть прироста
   вкладов  населения  (особенно  в  Сбербанке   России)   составляют
   средства  граждан,  получающих  пенсии.  Рост  пенсионных  вкладов
   связан с увеличением выплат со стороны  государства  по  погашению
   задолженности  по  пенсиям и повышением их размеров.  Вместе с тем
   изменения  в  структуре  вкладов  населения  (в  том  числе   доля
   пенсионных  вкладов)  связаны  с  динамикой  процентных  ставок по
   депозитам физических лиц в банках.  Несмотря на то что в Сбербанке
   России  по-прежнему  сосредоточено более 4/5 общего объема вкладов
   населения в рублях,  в 2000 году,  в отличие от предыдущего  года,
   опережающими  темпами  увеличивается  совокупный  объем  вкладов в
   остальных банках,  что  дает  основания  говорить  о  наметившихся
   признаках   постепенного   восстановления   доверия   населения  к
   банковской системе.
       Вследствие изменения  динамики  курса  национальной  валюты по
   отношению к доллару США происходит  сокращение  доли  депозитов  в
   иностранной валюте в их общем объеме.  Хотя в настоящее время этот
   фактор  не  оказывает  определяющего  воздействия  на   увеличение
   денежного   предложения   в   национальной   валюте,  он  является
   потенциальной основой для развития позитивных тенденций в динамике
   банковских депозитов юридических и физических лиц.
       Увеличение объема наличных денег в обращении  (вне  банковской
   системы)   за   январь  -  сентябрь  2000  года  составило  31,7%.
   Наибольший прирост объема наличных денег произошел во II квартале.
   Высокие  темпы  роста  объема  наличных  денег  в указанный период
   наряду с  факторами  сезонного  характера  связаны  с  увеличением
   бюджетных  расходов  на  мероприятия социальной направленности,  а
   также с изменением структуры денежных средств населения в условиях
   укрепления номинального обменного курса рубля.
       В 2000  году  произошли  существенные  изменения  в  структуре
   источников формирования денежной массы.
       В условиях устойчивого укрепления платежного  баланса  прирост
   денежной  массы  за  январь - сентябрь текущего года был полностью
   обеспечен за счет увеличения чистых иностранных активов банковской
   системы, которое за указанный период составило 526,1 млрд. рублей.
   С целью сглаживания резких колебаний курса рубля к доллару  США  и
   недопущения чрезмерного укрепления национальной валюты Банк России
   проводил  операции  по  покупке  иностранной  валюты,   увеличивая
   золотовалютные  резервы  Российской  Федерации,  объем  которых за
   январь - сентябрь текущего года удвоился.
       Объем внутреннего  кредита банковской системы в течение января
   - сентября 2000  года  незначительно  снизился.  При  этом  в  его
   структуре  продолжились  позитивные  сдвиги  в  пользу  увеличения
   кредита нефинансовому сектору экономики, наметившиеся в предыдущем
   году.
       Благоприятная ситуация  в   сфере   государственных   финансов
   обусловила не только отсутствие потребности федерального бюджета в
   монетарном  финансировании,  но  и  сокращение  за  первые  девять
   месяцев  2000  года на 182,5 млрд.  рублей чистого кредита органам
   государственного управления со стороны банковской системы в целом.
   При  этом еще более значительным (235,3 млрд.  рублей) был прирост
   требований  со   стороны   банковской   системы   к   нефинансовым
   государственным предприятиям,  нефинансовым частным предприятиям и
   населению.
       За первые  девять  месяцев текущего года денежная база в узком
   определении увеличилась на 34,9%. Объем наличных денег в обращении
   (вне  Банка  России)  за  рассматриваемый  период возрос на 28,8%.
   Повышение в январе текущего года нормативов обязательных резервов,
   а   также   рост  привлеченных  средств  кредитными  организациями
   обусловили  увеличение  обязательных  резервов   по   привлеченным
   средствам  на  счета  в  национальной валюте на 84,4%.  Показатель
   резервных денег, который включает наличные деньги в обращении (вне
   Банка  России),  обязательные резервы по привлеченным средствам на
   счета в национальной и  иностранной  валюте,  остатки  средств  на
   счетах  кредитных  организаций  в Банке России,  а также депозиты,
   размещенные в Банке России,  увеличился за январь - сентябрь  2000
   года на 231,3 млрд. рублей, или на 52,6%.
       Ключевыми оперативными  показателями   денежно   -   кредитной
   политики,   за  которыми  осуществляется  контроль  в  2000  году,
   являются чистые международные резервы и чистые  внутренние  активы
   органов денежно - кредитного регулирования,  а также чистый кредит
   федеральному и расширенному правительству.
       В январе  - сентябре 2000 года прирост денежной базы полностью
   определялся  увеличением  чистых  международных  резервов  органов
   денежно  -  кредитного  регулирования.  За  первые  девять месяцев
   текущего  года  их  прирост  превысил  15  млрд.   долларов   США.
   Увеличение  чистых  международных  резервов  в  значительной  мере
   произошло за счет покупки  иностранной  валюты  Банком  России  на
   внутреннем рынке и сокращения государственного долга перед МВФ.
       Объем чистых  внутренних  активов  за  первые  девять  месяцев
   текущего  года сократился на 75,2%.  Основным фактором их снижения
   стало более чем двукратное сокращение чистого кредита расширенному
   правительству,   которое  определялось  существенным  наращиванием
   остатков на счетах бюджетов всех уровней  и  внебюджетных  фондов.
   Одновременно происходило сокращение чистого кредита банкам за счет
   роста объема депозитов и  остатков  средств  на  корреспондентских
   счетах кредитных организаций в Банке России.

                       Использование инструментов
                      денежно - кредитной политики

       Использование Банком России инструментов денежно  -  кредитной
   политики  в  значительной  степени определялось условиями развития
   экономики,  сложившимися в 2000 году. Несмотря на достигнутый рост
   объемов производства и ВВП в реальном выражении,  производственный
   сектор российской экономики и население  еще  не  готовы  к  столь
   масштабному  росту денежного предложения,  который формируется под
   воздействием сильного  платежного  баланса,  и  пока  не  отвечают
   адекватным  спросом  на  деньги.  Поэтому  Банк России в 2000 году
   активно   использует    инструменты    абсорбирования    свободной
   ликвидности, в первую очередь путем проведения депозитных операций
   с банками. Операции Банка России на открытом рынке в текущем году,
   как  и  в 1999 году,  ограничиваются главным образом операциями на
   валютном рынке.

                          Обязательные резервы

       Изменение нормативов  обязательных  резервов  в  текущем  году
   осуществлялось  Банком  России  в  исключительных  случаях в целях
   ослабления спекулятивного давления на валютный  рынок  и  обменный
   курс рубля.
       В январе  2000  года  Совет  директоров  Банка  России  принял
   решение   об   увеличении  нормативов  обязательных  резервов:  по
   привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц  в
   валюте  Российской  Федерации,  юридических  и  физических  лиц  в
   иностранной  валюте  -  с  8,5  до  10%;  по  денежным   средствам
   физических   лиц,  привлеченным  во  вклады  (депозиты)  в  валюте
   Российской Федерации,  - с 5,5 до 7%. Одновременно исходя из вновь
   установленных    нормативов    было    произведено    внеочередное
   регулирование обязательных резервов.
       В целях совершенствования действующего механизма обязательного
   резервирования,  а  также  полного  и  своевременного   выполнения
   кредитными   организациями   резервных   требований   Банк  России
   установил  порядок,  предусматривающий   перечисление   кредитными
   организациями  средств  в обязательные резервы,  а также взыскание
   Банком России  недовнесенных  средств  в  обязательные  резервы  и
   штрафов  за  нарушение  порядка  обязательного  резервирования  не
   только  с  корреспондентских  счетов,  но  и  с  корреспондентских
   субсчетов кредитных организаций.
       Динамика обязательных резервов кредитных организаций в  январе
   -   сентябре  2000  года  была  обусловлена  увеличением  остатков
   привлеченных средств на счетах клиентов  кредитных  организаций  в
   условиях расширения объемов производства, ростом вкладов населения
   в банках,  а также повышением нормативов обязательных  резервов  в
   январе   2000   года.   Под   влиянием  указанных  факторов  сумма
   обязательных резервов,  депонированных кредитными организациями  в
   Банке России, за этот период увеличилась на 46,3 млрд. рублей, или
   в 1,7 раза,  в том числе по счетам в валюте Российской Федерации -
   в 1,8 раза и по счетам в иностранной валюте - в 1,6 раза.
       Структура обязательных  резервов  за  первые  девять   месяцев
   текущего года изменилась незначительно.  По состоянию на 1 октября
   2000 года в общей сумме обязательных  резервов  доля  резервов  от
   привлеченных  средств в валюте Российской Федерации составила 59%,
   доля резервов от привлеченных средств в иностранной валюте - 41%.
       Банк России  и  его  территориальные  учреждения  в  2000 году
   обеспечивали контроль за своевременностью и полнотой депонирования
   обязательных резервов кредитными организациями, что способствовало
   сокращению количества кредитных организаций, допустивших в течение
   отчетного периода нарушения порядка обязательного резервирования.

                        Рефинансирование банков

       Рефинансирование Банком    России    банков    в   2000   году
   осуществляется  путем  предоставления  внутридневных  кредитов   и
   кредитов   "овернайт".   Банк  России  в  текущем  году  продолжал
   объявлять дважды  в  неделю  (понедельник  и  четверг)  ломбардные
   кредитные аукционы на срок до 7 календарных дней. Однако в связи с
   отсутствием спроса  со  стороны  банков  в  условиях  значительной
   ликвидности   банковской   системы   такие  аукционы  признавались
   несостоявшимися.
       Общая сумма   задолженности   по   кредитам  Банка  России  по
   состоянию на 1 ноября 2000 года составила 12,9 млрд.  рублей,  что
   на 2,8 млрд. рублей меньше, чем на 1 января 2000 года.
       За январь - октябрь 2000 года Банком России были предоставлены
   внутридневные кредиты 28 банкам, кредиты "овернайт" - 17 банкам на
   сумму  1,2  млрд.  рублей.  Все  выданные   кредиты   своевременно
   погашены.
       В 2000 году при решении вопроса о распространении операций  по
   предоставлению  Банком  России  внутридневных  кредитов и кредитов
   "овернайт" банкам (помимо расположенных в Московском  регионе,  г.
   Санкт - Петербурге и Новосибирской области) Банк России столкнулся
   с  невозможностью  установления  единого  порядка   предоставления
   вышеуказанных  кредитов  для всех территориальных учреждений Банка
   России,  что  связано  с  рядом  технических  проблем,   вызванных
   наличием различных платежных систем в регионах России.
       Для решения  этих  проблем  Банк  России  в  настоящее   время
   разрабатывает  порядок взаимодействия уполномоченных подразделений
   центрального аппарата и территориальных  учреждений  Банка  России
   при   предоставлении  банкам  внутридневных  кредитов  и  кредитов
   "овернайт", а также осуществляет нормативное закрепление процедуры
   установления    лимита   внутридневного   дебетового   сальдо   по
   корреспондентскому   счету   (субсчету)   банка    для    создания
   универсальной  общенациональной  системы  рефинансирования банков,
   основанной на принципах централизованного управления.
       В целях   создания  условий  для  стимулирования  кредитования
   банками предприятий реального сектора экономики Банком России  был
   разработан  механизм предоставления банкам кредитов,  обеспеченных
   залогом и поручительствами,  в соответствии с которым Банк  России
   предполагает  принимать  в  обеспечение кредитов,  предоставленных
   банкам,  отвечающим установленным Банком России требованиям, залог
   (в виде заклада) векселей,  прав требований по кредитным договорам
   финансово  устойчивых  предприятий  и  организаций.  Банк   России
   приступил   к  осуществлению  "пилотного"  проекта  по  реализации
   указанного механизма рефинансирования на базе Главного  управления
   Центрального банка Российской Федерации по г. Санкт - Петербургу.
       В целях минимизации кредитных рисков Банка России в 2000  году
   усовершенствованы  правовые  и  экономические  механизмы взыскания
   денежных средств с корреспондентских  счетов  (субсчетов)  банков,
   являющихся  должниками  Банка  России  по полученным кредитам либо
   имеющих перед ним иные неисполненные денежные обязательства.
       Кроме того,  в  2000  году Банком России проводилась работа по
   выполнению мероприятий по реализации  Концепции  развития  системы
   ипотечного   жилищного   кредитования   в   Российской  Федерации,
   одобренной Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от
   11.01.2000 N 28.
       В 2000 году Банк  России  продолжал  работу,  направленную  на
   погашение  кредитов,  выданных  банкам  в  1992  -  1994  годах на
   основании   решений   Правительственной   комиссии   по   вопросам
   финансовой   и  денежно  -  кредитной  политики  для  кредитования
   предприятий отдельных отраслей экономики.  Задолженность  по  этим
   кредитам  и  начисленным  по  ним процентам на 1 октября 2000 года
   составила  1,7  млрд.  рублей.  В  соответствии  со  статьей   116
   Федерального  закона "О федеральном бюджете на 2000 год" указанная
   задолженность   подлежит   переоформлению    на    государственный
   внутренний долг.
       Вместе с тем из-за банкротства предприятий и отзыва лицензий у
   банков,   а   также   отказов  администраций  (правительств)  ряда
   субъектов  Российской  Федерации  в  предоставлении  гарантий   по
   погашению   долга   Минфину   России   не   вся  задолженность  по
   централизованным кредитам и процентам по ним  будет  переоформлена
   на  государственный  внутренний  долг.  По состоянию на 01.10.2000
   только  по  четырем  территориальным  учреждениям   Банка   России
   (Республики  Бурятия  и  Дагестан,  Алтайский  и  Приморский края)
   полностью завершена  работа  по  переоформлению  задолженности  на
   сумму 0,2 млрд. рублей.
       Задолженность по векселям банков,  полученным Банком России  в
   ходе  передачи вкладов населения в Сбербанк России,  на 01.10.2000
   составила 5,8 млрд.  рублей и сократилась по сравнению  с  началом
   года на 0,5 млрд. рублей в связи с переуступкой прав требований по
   этим векселям на другие банки.

                          Депозитные операции

       В 2000 году в целях сдерживания роста денежного предложения  и
   снижения  потенциального  давления  на  валютный рынок Банк России
   активно  использует  такой   инструмент   денежно   -   кредитного
   регулирования,  как  депозитные  операции  с банками - резидентами
   Московского региона и банками других регионов,  имеющих филиалы  в
   г.  Москве, через систему "Рейтерс - дилинг". Указанные операции с
   различными датами валютирования ("овернайт",  "том - некст", "спот
   - некст",  "1 неделя",  "спот - 1 неделя",  "2 недели",  "спот - 2
   недели",  "1 месяц", "3 месяца") позволяют Банку России оперативно
   привлекать  в депозиты временно свободные денежные средства банков
   и  таким  образом  воздействовать  на  общий   объем   ликвидности
   банковской системы.
       При необходимости в течение года Банк  России  проводил  также
   депозитные  аукционы  для  банков,  не  располагающих  терминалами
   системы "Рейтерс - дилинг".

                          Процентная политика

       Одним из   инструментов   денежно   -   кредитной    политики,
   используемых Банком России в 2000 году,  были процентные ставки по
   его операциям.
       Регулирование процентных  ставок  по  кредитным  и  депозитным
   операциям  Банка  России  осуществлялось  им  с  учетом  реального
   состояния  экономики,  динамики  инфляции,  ситуации  на различных
   сегментах денежного рынка  и  было  ориентировано  на  закрепление
   формирующихся позитивных тенденций.
       Ключевое значение в системе процентных ставок, устанавливаемых
   Банком  России,  имеет  ставка рефинансирования.  Изменения ставки
   рефинансирования  информируют  участников  финансового  рынка   об
   оценке  Банком  России  общего  направления изменения инфляционной
   ситуации и,  таким образом, воздействуют на ожидания экономических
   агентов  и процентные ставки в экономике.  Ставка рефинансирования
   Банка России является  своего  рода  верхней  границей  процентных
   ставок  на  денежном рынке,  что оказывает косвенное влияние на их
   динамику.  Банк  России  воздействует  на   уровни   и   структуру
   процентных  ставок  на  денежном  рынке  также  через установление
   процентных  ставок  по  проводимым  им  кредитным   и   депозитным
   операциям.
       С начала 2000  года  действовали  установленные  в  1999  году
   ставка рефинансирования в размере 55% годовых и ставка по кредитам
   "овернайт" - 50%  годовых.  В январе 2000 года по  решению  Совета
   директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 10
   процентных  пунктов  (с  55  до  45%).  Это  отражало   замедление
   инфляции,  снижение  процентных  ставок  на  межбанковском рынке и
   одновременно являлось фактором дальнейшего  снижения  инфляционных
   ожиданий.
       В течение года ставка  рефинансирования  была  последовательно
   снижена  до  25%  исходя из ситуации на финансовом и межбанковском
   рынках. Соответственно Комитет Банка России по денежно - кредитной
   политике снижал ставку по кредитам "овернайт" с 50 до 22%.
       Депозиты привлекались  по  ставкам,   устанавливаемым   Банком
   России, уровень которых колебался от 1,6 до 20% годовых в январе -
   октябре 2000 года до уровня 0,3 - 9%  к  ноябрю  текущего  года  в
   зависимости  от  состояния  межбанковского рынка и вида депозитных
   операций.
       В целях  изучения  спроса в ноябре текущего года Банком России
   был  проведен  депозитный   аукцион,   по   результатам   которого
   процентные ставки были повышены на 0,5 - 2 процентных пункта,  что
   позволило создать условия  для  более  эффективного  регулирования
   ликвидности банковской системы.

           Показатели платежного баланса в 1997 - 2000 годах
                   (поквартально, млн. долл. США) <*>

       --------------------------------
       <*> III  квартал  2000  года - оценка,  IV квартал 2000 года -
   прогноз.

                         (График не приводится)

                  Политика валютного курса в 2000 году

       В 2000 году политика валютного курса Банка России проводится с
   использованием  режима  плавающего   обменного   курса   рубля   к
   иностранным   валютам.  Банк  России  не  устанавливал  каких-либо
   конкретных параметров изменения валютного курса ни в целом за год,
   ни  в  отдельные  его  периоды.  Основным инструментом сглаживания
   чрезмерных колебаний валютного курса рубля являлись интервенции на
   внутреннем  валютном  рынке.  Одной из важных целей политики Банка
   России было накопление золотовалютных резервов и поддержание их на
   уровне,  обеспечивающем  доверие  к проводимой денежно - кредитной
   политике и стабильность российской валютно - финансовой системы.
       Политика валютного  курса Банка России в 2000 году проводилась
   в  более  благоприятных  по   сравнению   с   предыдущими   годами
   экономических  условиях,  а  также  базировалась  на положительных
   изменениях, произошедших на внутреннем валютном рынке в результате
   усиления в 1999 году мер валютного регулирования и контроля.
       Высокий уровень мировых цен на основные экспортируемые Россией
   товары  на  протяжении всего истекшего периода 2000 года обеспечил
   компаниям - экспортерам значительный уровень экспортной выручки. В
   свою  очередь,  введенное  в  прошлом  году  правило  обязательной
   продажи 75% экспортной выручки наряду с более эффективным валютным
   регулированием  и  контролем создало основу для стабильно высокого
   поступления валюты на внутренний рынок и сокращения спроса на  нее
   за  счет  отсечения  операций,  дававших  возможность  незаконного
   вывоза капитала за рубеж в крупных масштабах.  Это  способствовало
   более  объективному  установлению  обменного курса рубля к доллару
   США в  соответствии  с  состоянием  фундаментальных  экономических
   факторов. В январе - сентябре 2000 года на валютный рынок в рамках
   обязательной  продажи  поступило  43,5  млрд.  долларов   валютной
   выручки,  что на 14 млрд. долларов больше, чем в январе - сентябре
   1999 года.  В то же время  уполномоченными  банками  по  поручению
   клиентов  под  разрешенные  валютным  законодательством  цели было
   куплено около 25 млрд.  долларов,  что на 6 млрд. долларов меньше,
   чем в январе - сентябре 1999 года.
       При этом   существенно   изменилась   структура   спроса    на
   иностранную валюту со стороны реального сектора экономики.  Если в
   январе - сентябре 1999 года в целях оплаты импорта товаров и услуг
   приобреталось  70%  от  всего  объема  купленной валюты и 17%  под
   погашение коротких (до 180 дней) финансовых кредитов,  то в январе
   - сентябре 2000 года эти показатели составили соответственно 43% и
   32%. Это свидетельствует о расширении кредитования уполномоченными
   банками импортных операций.
       Изменилась структура переводов за границу иностранной  валюты,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное