Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.05.2017
USD
56.76
EUR
63.67
CNY
8.27
JPY
0.51
GBP
73.07
TRY
15.88
PLN
15.26
 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1


                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
               ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД

                               Введение

       Основные   направления   единой   государственной   денежно  -
   кредитной  политики  на  1999  год формируются в сложных условиях,
   созданных глубоким общеэкономическим кризисом,  который российская
   экономика переживает в течение всего текущего года.
       В  развитии  кризиса  можно  выделить  два  этапа.   В  первом
   полугодии  кризис  носил  преимущественно  скрытую  форму,   когда
   удавалось  противостоять его наиболее острым проявлениям.  Решение
   бюджетных проблем достигалось за счет наращивания государственного
   долга и расходования золотовалютных резервов страны.  Вместе с тем
   высокие  процентные ставки на финансовом рынке свидетельствовали о
   серьезных    проблемах    в   бюджетной   сфере   и  потенциальной
   неустойчивости  валютного  курса,  связанной  в том числе с резким
   ухудшением состояния платежного баланса страны.  Такая политика не
   могла продолжаться бесконечно.
       С  середины  августа  1998 года кризис перешел в явную форму и
   охватил  все  стороны  экономической  жизни России:  Правительство
   Российской   Федерации   оказалось   не   в состоянии  обслуживать
   государственный   долг  и выполнять  свои  текущие  обязательства,
   произошла   практически   полная   остановка   финансовых  рынков,
   золотовалютные  резервы  страны  оказались  на  низком  уровне,  в
   банковском   секторе   возник   системный  кризис.   Последовавшая
   девальвация  рубля  определила новое состояние экономики,  которое
   характеризуется,  в  первую  очередь,  скачком  инфляции,  потерей
   доверия  населения  к финансовой  системе  и банкам,  ограничением
   возможностей рыночного финансирования экономики.
       Кризис  привел  к возникновению  новых  серьезных  проблем для
   экономики   страны,   включая   возрастание   бремени   выполнения
   обязательств   по   внешним   долгам,    замедление   перехода   к
   экономическому   росту,   необходимость  изыскания  дополнительных
   средств  для  оздоровления банковской системы и финансовых рынков.
   Наличие    этих   проблем   способствует   сохранению   социальной
   напряженности  в обществе.  Вместе с тем девальвация рубля создала
   определенные    предпосылки    для   постепенного   восстановления
   макроэкономического равновесия.
       Имеющиеся   проблемы  определяют  условия,   в  которых  будет
   проводиться денежно - кредитная политика в 1999 году,  и оказывают
   решающее  влияние  на формирование ее целей.  Банк России считает,
   что  в 1999  году необходимо сделать все возможное для ограничения
   роста  цен  и поддержания их на уровне,  позволяющем предотвратить
   значительное   падение   производства  и занятости.   Оптимальными
   параметрами  этих  целей  может  быть  уровень  инфляции  до 30% и
   сокращение  объема  валового  внутреннего продукта не более чем на
   3%.   Это   означает  проведение  взвешенной  денежно  - кредитной
   политики,  предполагающей соблюдение жесткой финансовой дисциплины
   всеми    экономическими    агентами,    ответственный   подход   к
   регулированию  денежной  массы,  предельную  активизацию  работы в
   сфере   институциональных   реформ.   В   1999   году   происходит
   корректировка  денежно  - кредитной  политики  с точки  зрения  ее
   приоритетов.  Банк  России будет учитывать также динамику валового
   внутреннего  продукта,  уровень безработицы и состояние платежного
   баланса.  Банк  России  будет  проводить  свою политику в условиях
   режима плавающего валютного курса.

              I. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 1998 ГОДУ
        И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОСНОВНЫМИ СЕКТОРАМИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

               1. Цели и результаты денежно - кредитной
                         политики в 1998 году

       Основные  цели  денежно  - кредитной политики на 1998 год были
   определены в "Основных направлениях единой государственной денежно
   - кредитной политики на 1998 год". В них была зафиксирована задача
   снижения  инфляции  до  5 -  8%  в целом за год.  При этом валовой
   внутренний продукт должен был составить 2840 - 2930 млрд.  рублей,
   или  100  - 102%  в реальном  выражении к уровню предыдущего года.
   Предполагалось,   что   предельный  размер  дефицита  федерального
   бюджета в 1998 году составит 132,4 млрд.  рублей, или 4,7% ВВП.  В
   этих  условиях  индикативный  прирост денежной массы М2 <*> в 1998
   году  мог  составить  от  22  до  30%  за год.  Параметры валютной
   политики  были  зафиксированы в Совместном заявлении Правительства
   Российской  Федерации и Банка России о валютной политике на 1998 -
   2000  годы.  В соответствии с Заявлением в этот период центральный
   курс  рубля  должен  был  составить  6,2  рубля  за  доллар  США с
   предельными отклонениями от него не более 15%. В 1998 году среднее
   значение обменного курса должно было составить 6,1 рубля за доллар
   США.
       --------------------------------
       <*> Денежная  масса  (М2) включает наличные деньги в обращение
   вне  банковской  системы  и остатки средств на расчетных,  текущих
   счетах   и  депозитах  нефинансовых  предприятий,   организаций  и
   физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

       Однако  с начала  года  финансовая  система  России испытывала
   нарастание   негативного  воздействия  ряда  внешних  и внутренних
   факторов. Основополагающими причинами нестабильности явились:
       -  налогово  - бюджетные проблемы,  связанные с низким уровнем
   собираемости  налогов,  увеличением  задолженности  по  заработной
   плате  и социальным  выплатам,  ростом  расходов по обслуживанию и
   рефинансированию внутреннего государственного долга;
       -  рост  взаимных  неплатежей и фактическое банкротство многих
   предприятий реального сектора;
       - резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное
   неблагоприятным   изменением   конъюнктуры   на   мировых   рынках
   энергоресурсов,   ростом   расходов   по   обслуживанию   внешнего
   государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;
       -   обострение   ситуации   на   мировых   финансовых  рынках,
   выразившееся   в  оттоке   международного   капитала  из  стран  с
   формирующимися рынками;
       -  нарастание  негативных  ожиданий  со  стороны экономических
   агентов в отношении способности Правительства Российской Федерации
   выполнять свои финансовые обязательства.
       Необходимость  постоянного  реагирования на угрозу,  а затем и
   проявления    финансового    кризиса    не    позволила    органам
   денежно  - кредитного  регулирования  обеспечить выполнение задач,
   определенных   "Основными   направлениями  единой  государственной
   денежно - кредитной политики на 1998 год".
       В  первые  семь  месяцев  1998  года  Банк  России осуществлял
   денежно - кредитную политику в условиях поддержания динамики курса
   рубля  к доллару  США  в заданных  пределах.   Особенностью  такой
   политики  является  то,  что главным целевым ориентиром становится
   валютный  курс,  а  динамика  других характеристик денежной сферы,
   таких, как денежная масса и процентные ставки, формируется, исходя
   из задачи поддержания заданной динамики валютного курса.
       При  росте  доходности  на  внутреннем  рынке  государственных
   заимствований  неоднократно повышалась ставка рефинансирования (ее
   максимум пришелся на конец мая - начало июня,  когда она составила
   150%),   ставки   по  ломбардным  кредитам,   а  также  ставки  по
   привлечению  средств  в депозиты Банка России.  В результате Банку
   России  в первом  полугодии удалось сохранить объявленную динамику
   валютного  курса  (снижение  валютного курса рубля за семь месяцев
   составило   4,03%,   а   прирост  инфляции  - 4,2%).   Однако  это
   происходило в условиях сокращающихся золотовалютных резервов Банка
   России:  за первые шесть месяцев 1998 года они снизились на 12,8%.
   Ситуация    осложнялась   и  уменьшением   внутренних   источников
   пополнения  валютных  резервов  страны  вследствие  того,   что  в
   результате  ухудшения  условий  внешней  торговли  России в первом
   квартале 1998 года сложилось отрицательное сальдо по счету текущих
   операций.  За  семь  месяцев  1998  года  отмечалось  и абсолютное
   сокращение  денежной  массы  М2  на  3,8%,  а  широкие  деньги М2Х
   (денежная масса с учетом валютных депозитов) уменьшились на 5,2%.
       Таким   образом,   сложившееся  в первой  половине  1998  года
   положение     свидетельствовало     о    существенном    изменении
   макроэкономических  условий,  которым  соответствовал иной,  более
   низкий обменный курс рубля.
       В   этот   период   стало   очевидным,   что   государственные
   краткосрочные  обязательства из инструмента,  предназначенного для
   привлечения   средств  в федеральный  бюджет,   стали,   наоборот,
   механизмом,  поглощающим  средства  из  бюджета.  Вследствие  чего
   Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе
   от  заимствований на этом рынке и о переоформлении государственных
   ценных  бумаг  (ГКО - ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999
   года в новые ценные бумаги.
       Летом  1998  года  поддержание стабильного реального обменного
   курса  осуществлялось в основном за счет резервов Банка России,  а
   суммы,   выплаченные   Правительством   Российской   Федерации   в
   результате  погашения  государственных  ценных  бумаг,  в условиях
   отказа  от новых займов стали оказывать дополнительное давление на
   валютный  рынок.  Продолжение  политики искусственного поддержания
   валютного   курса  путем  проведения  валютных  интервенций  могло
   привести  к катастрофическому  истощению  золотовалютных  резервов
   Банка России.
       Продолжающееся снижение  стоимости  такого банковского актива,
   как государственные ценные бумаги,  обострило трудности с рублевой
   ликвидностью банков.  Кроме  того,  падение  стоимости  российских
   ценных бумаг на внешнем рынке привело к  необходимости  пополнения
   залога под   кредиты   в   иностранной   валюте,   предоставленные
   российским банкам нерезидентами.
       В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности
   российской банковской системы в целом.
       В этот  период  режим  привязки  курса рубля к доллару США,  с
   одной стороны, был элементом политики, направленной на привлечение
   в экономику  иностранных  инвестиций,  но,  с  другой стороны,  ее
   следствием стало  то,  что  банки  не  могли  адекватно  оценивать
   возникающие потенциальные риски.  Банки хеджировали валютные риски
   нерезидентов путем проведения с ними срочных  сделок  на  поставку
   иностранной валюты,  в  ряде  случаев  в  значительных объемах.  В
   результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое
   состояние банков резко ухудшилось.
       17 августа  1998  года  было  принято   решение   о   введении
   90-дневного моратория  на возврат финансовых кредитов,  полученных
   от нерезидентов  Российской  Федерации,   на   выплату   страховых
   платежей  по  кредитам,  обеспеченных  залогом  ценных  бумаг,  на
   выплаты по срочным валютным контрактам.
       Начиная с  17  августа  1998  года Банк России изменил границы
   валютного коридора.  Был  также  изменен   механизм   установления
   валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс
   рубля стал  определяться  в  результате  торгов  на  ММВБ.   Отказ
   Правительства Российской  Федерации от заимствований на внутреннем
   рынке означал,  что  в  условиях  экономической   неопределенности
   вложения в  иностранную валюту,  прежде всего в доллар США,  стали
   наиболее  привлекательным  видом  активов  практически  для   всех
   экономических агентов,  включая население. Это усилило давление на
   рубль  и   способствовало   сохранению   высоких   девальвационных
   ожиданий.  В  этих  условиях  Банк  России  оставался  практически
   единственным  продавцом  иностранной  валюты  на  валютной  бирже.
   Ажиотажный  спрос  на валюту усилился после отставки Правительства
   Российской Федерации.   Золотовалютные   резервы   Банка    России
   продолжали уменьшаться.  В июле - августе Банк России израсходовал
   на поддержку курса рубля около 9 млрд. долларов валютных резервов.
   Однако  ни валютные интервенции,  ни увеличение ставок по кредитам
   Банка  России,  ни  его  действия  по  изъятию  ликвидности  путем
   привлечения  средств  в  депозиты  Банка  России не могли удержать
   ситуацию.  1 сентября Банк России объявил об  отказе  от  политики
   поддержания  курса  за  счет  значительных  валютных  интервенций,
   ограничив их  роль  сглаживанием  крайне  резких  колебаний  курса
   рубля, и перешел к режиму плавающего валютного курса.
       Такая политика позволяет осуществлять более гибкое  управление
   совокупным денежным    предложением.   Экономически   обоснованный
   валютный  курс  создает  условия  для  стабилизации  покупательной
   способности  национальной валюты на основе самостоятельной денежно
   - кредитной политики.
       Основное преимущество денежно - кредитной политики, проводимой
   в  условиях  плавающего  валютного  курса,   состоит  в том,   что
   устраняется  опасность  возникновения  дисбаланса,   связанного  с
   несоответствием  валютного  курса  изменяющимся макроэкономическим
   условиям   и  оказывающего  серьезное  негативное  воздействие  на
   экономическое  развитие.  При  режиме  плавающего  валютного курса
   Центральный  банк  получает возможность для повышения насыщенности
   экономики  деньгами.  Рыночное  определение  валютного  курса,  на
   поддержание  которого не расходуются валютные резервы Центрального
   банка,  позволяет  банку,  в  частности,  больше  внимания уделять
   проблемам  реального  сектора  экономики.  В  этих  условиях также
   появляются  возможности  увеличения  положительного  сальдо  счета
   текущих  операций,  улучшения платежного баланса в целом.  А это в
   свою   очередь   позволяет   начать   работу   по   восстановлению
   золотовалютных  резервов  Банка  России,  что  чрезвычайно важно в
   посткризисный  период  для  достижения  долгосрочной  стабилизации
   национальной  валюты.  Так,  уже  в сентябре - октябре Банк России
   несколько  увеличил  свои  золотовалютные резервы.  После введения
   режима   плавающего  валютного  курса  существенно  увеличились  и
   остатки   средств   на   корреспондентских   счетах  банков,   что
   способствовало    постепенному   разрешению   кризиса   банковских
   неплатежей. Причем   постепенный  рост  денежного  предложения  не
   сопровождался    ускорением   инфляции.    В   целях   координации
   использования инструментов денежно - кредитной политики и текущего
   контроля  за  ходом ее реализации в Банке России создан комитет по
   денежно - кредитной политике.

                       Политика валютного курса

       В  России  начиная с 1992 года режим валютного курса претерпел
   ряд  изменений.  До середины 1995 года применялся режим плавающего
   валютного  курса.  С  середины  1995  года  в результате  усиления
   бюджетной  и денежно  - кредитной  политики стало возможным ввести
   режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде
   ограничений   на  возможную  динамику  обменного  курса  (валютный
   коридор),  который  в тот период сыграл позитивную роль и позволил
   ограничить  инфляционные ожидания.  В середине 1996 года произошло
   ослабление  бюджетной  политики,  увеличился  бюджетный  дефицит и
   государственный долг. Это совпало с ухудшением конъюнктуры мировых
   товарных  рынков.  В  этих  условиях был введен наклонный валютный
   коридор.   При   этом   государством  были  приняты  международные
   обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по
   текущим    операциям    (присоединение   к  VIII   Статье   Устава
   Международного  валютного  фонда).  Эта  политика  проводилась  до
   начала финансового кризиса в ноябре 1997 года,  когда значительный
   сброс  государственных  ценных бумаг нерезидентами,  а позже резко
   возросший  уровень свободных денежных средств в банковской системе
   привели   к  существенному   и  устойчивому  повышению  спроса  на
   иностранную  валюту.  Начиная с этого времени Банк России вынужден
   был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на
   внутреннем  валютном  рынке.  В  конце  1997 года было объявлено о
   новом порядке формирования валютного курса:  введении центрального
   курса   и  допустимых   пределов   отклонений,   также   в  режиме
   односторонней привязки.

               ДИНАМИКА ВАЛЮТНОГО КУРСА И ЗОЛОТОВАЛЮТНЫХ
                 РЕЗЕРВОВ РОССИИ С 1995 Г. ПО 1998 Г.
                      (В ДЕНОМИНИРОВАННЫХ ЦЕНАХ)

       (Диаграмма не приводится.)

       Количественные   параметры  объявленной  курсовой  политики  -
   границы  валютного  коридора  и центральный  курс  рубля к доллару
   США -  были  определены  на  основе предположений о сохранении или
   незначительном   изменении  внешнего  баланса  финансовых  потоков
   России,  сложившегося  в 1996 - 1997 годах.  Основной чертой этого
   баланса   являлся   значительный   чистый   приток  краткосрочного
   иностранного капитала в страну. Однако в 1998 году баланс движения
   капитала  изменился,  начался  чистый  отток  капитала  из России.
   Период,   прошедший  после  объявления  Правительством  Российской
   Федерации   и  Банком  России  среднесрочных  ориентиров  политики
   валютного   курса  на  период  1998  - 2000  годов,   был  отмечен
   существенным  осложнением внешнеэкономической ситуации для России.
   Основными факторами этого стали:
       -   снижение   мировых  цен  на  основные  статьи  российского
   экспорта,   в  первую  очередь  на  нефть,  приведшее  к ухудшению
   показателей внешнеторгового баланса страны;
       -   накопленное   за  последнее  время  существенное  реальное
   укрепление  российского  рубля  по  отношению  к валютам  основных
   западноевропейских торговых партнеров России,  вызванное привязкой
   динамики  курса  российской  национальной  валюты  к доллару США и
   повышением  курса  доллара по отношению к валютам крупнейших стран
   Западной Европы.
       В   результате   ухудшения   внешнеэкономической  конъюнктуры,
   неудовлетворительного  состояния  доходной  части государственного
   бюджета  и роста  внешних заимствований резко обострились проблемы
   управления внутренним государственным долгом. Расходы по погашению
   ранее выпущенных государственных бумаг, процентные платежи по ним,
   обеспечение репатриации краткосрочного иностранного капитала стали
   непомерным   бременем   для   государственного   бюджета  и начали
   приводить к существенному снижению золотовалютных резервов страны.
   В  этих  условиях  стала  неизбежной  корректировка  проводимой  в
   Российской Федерации валютной политики.
       По  ряду  критериев  сложившийся  к середине  1998  года  курс
   российского  рубля  (на  уровне 6,2 рубля за 1 доллар США) являлся
   переоцененным.  С учетом мировой ценовой конъюнктуры эффективность
   операций  по  ряду  основных  статей  российского  экспорта  резко
   снизилась,  а  по  некоторым товарным группам стала отрицательной.
   Расхождение между паритетом покупательной способности (ППС) рубля,
   оценивавшимся к середине 1998 года в 4,3 рубля за 1 доллар США,  и
   его рыночным курсом составляло около 40%.  Опыт стран с экономикой
   переходного   типа  показывает,   что  неизбежное  отставание  ППС
   национальной    валюты,    связанное    со   сравнительно   низкой
   конкурентоспособностью  национальной экономики,  при переходе этих
   стран к фазе устойчивого экономического роста составляет обычно не
   менее 100%.
       В  середине  1998  года  сложилась ситуация устойчивого оттока
   иностранного   капитала   из   сектора   номинированных   в рублях
   государственных  ценных  бумаг.   В  этих  условиях  Правительство
   Российской   Федерации  и Банк  России  во  избежание  дальнейшего
   расходования государственных золотовалютных резервов отказались от
   ранее  объявленных параметров курсовой политики и перешли к режиму
   плавающего  валютного  курса.  До  конца  года  Банк  России будет
   проводить  взвешенную политику плавающего курса,  с тем,  чтобы не
   допустить   снижения   золотовалютных   резервов  и дестабилизации
   ситуации  на  валютном рынке.  Будут сглаживаться резкие колебания
   валютного курса.

               Динамика денежных и кредитных показателей

       Принимаемые   Правительством   Российской  Федерации  и Банком
   России  меры  были направлены на содействие созданию благоприятных
   условий  развития экономики страны,  однако вследствие финансово -
   экономического кризиса, в том числе ситуации, сложившейся после 17
   августа  текущего  года,  в целом за 1998 год ожидаются негативные
   изменения в денежной сфере.
       За  январь  - сентябрь  1998  года  денежная масса в обращении
   (агрегат М2) сократилась на 2,2%.
       Отмечавшаяся  в 1996  - 1997  годах  взаимосвязь  между ростом
   денежной массы и инфляцией, выражавшаяся в росте реальной денежной
   массы и снижающемся уровне инфляции, оказалась нарушенной. Высокий
   спрос  на  иностранную  валюту,  "бегство"  от  рубля  приводят  к
   сокращению спроса на деньги и снижению реальной денежной массы.
       В  течение  января  - августа 1998 года в условиях поддержания
   динамики   валютного   курса   рубля   в заданных  пределах  ценой
   сокращения золотовалютных резервов произошло абсолютное уменьшение
   денежной  массы М2.  В дальнейшем после введения режима плавающего
   валютного  курса  денежная  масса  стала  расти,  и в целом за год
   ожидается ее увеличение на 4 - 7% при первоначальном прогнозе 22 -
   30%.
       Произошедшие за девять месяцев 1998 года изменения в структуре
   денежной  массы  М2  отражают  как  изменения отношения населения,
   предприятий   и  организаций   к использованию  денежных  средств,
   находящихся   в  их   распоряжении,   так   и  изменение   условий
   формирования  денежного  предложения.  В  структуре денежной массы
   выросла  с 34,9  до  42,2% доля наличных денег в обращении,  после
   резкого снижения их величины в январе 1998 года.
       За  девять месяцев текущего года банковские вклады населения в
   рублях  сократились  на 11,2%,  а в реальном выражении - на 40,7%.
   При  этом  снижение  по  отношению  к концу сентября прошлого года
   составило 9,8%. Это было вызвано как растущим недоверием населения
   к  банкам,  так  и тем,  что  в текущем  году произошло сокращение
   реальных    денежных    доходов   населения:    по   отношению   к
   соответствующему  периоду  предыдущего года в первом квартале 1998
   года они составили 93,1%, во втором - 89% (см. таблицу 1).

                                                            Таблица 1

                     ОСНОВНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

   -----------------------------T-----------T-----------------------¬
   ¦                            ¦  1997 г.  ¦        1998 г.        ¦
   ¦                            +-----T-----+-----T-----T-----T-----+
   ¦                            ¦1,01 ¦1,10 ¦1,01 ¦1,04 ¦1,07 ¦1,10 ¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Денежная база               ¦130,9¦169,8¦164,5¦152,9¦163,2¦175,2¦
   ¦трлн. / млрд. руб. <*>      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦М0,  трлн. / млрд. руб. <**>¦103,8¦134,9¦130,4¦119,1¦129,8¦154,2¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦М2, трлн. / млрд. руб.      ¦288,3¦363,0¦374,1¦360,4¦368,6¦365,8¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Доля М0 в М2, %             ¦ 36,0¦ 37,2¦ 34,9¦ 33,0¦ 35,2¦ 42,2¦
   +----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
   ¦Скорость обращения денег    ¦  9,0¦  8,3¦  8,2¦  6,6¦  6,8¦  8,4¦
   ¦(М2)                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
   L----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------

       --------------------------------
       <*> Денежная база включает наличные деньги,  выпущенные Банком
   России (без  учета  наличности  в  хранилищах  Банка  России),   и
   обязательные резервы кредитных организаций в Банке России.
       <**> Агрегат М0 представляет собой наличные деньги в обращении
   вне банковской системы.

       Падение  доверия к банковской системе и стремление населения в
   целях  сохранности своих денежных накоплений перевести свои вклады
   в  наличные деньги,  а также погашение до конца года задолженности
   по  заработной  плате и социальным выплатам приведет к дальнейшему
   росту объема наличных денег, находящихся в обращении, что ухудшает
   структуру денежной массы из-за повышения доли самого ликвидного ее
   элемента и ведет к увеличению скорости обращения денег.
       Резкий  отток  вкладов  населения произошел в августе - первой
   половине   сентября.   К   концу  сентября  Банку  России  удалось
   приостановить  отток  вкладов  из Сберегательного банка Российской
   Федерации,   в   котором   сосредоточена   большая  часть  вкладов
   населения.   Однако  из-за  ограниченной  рублевой  ликвидности  и
   недокапитализации  многих  банков  не удается полностью преодолеть
   эту тенденцию, и к концу года депозиты населения сократятся. Кроме
   того,  из-за  недоверия  населения  к банковской  системе  в целом
   изымаются не только рублевые, но и валютные вклады.
       За  девять  месяцев  1998  года произошло сокращение депозитов
   предприятий в рублях. По данным на конец сентября 1998 года, объем
   средств   предприятий  на  рублевых  счетах  был  на  3,2%  меньше
   аналогичного  показателя  на  конец сентября предыдущего года и на
   15,9%  меньше данного показателя на начало года.  Только за июль -
   август текущего года депозиты предприятий сократились на 9,8%.
       К  концу  года  ожидается  увеличение  номинального  спроса на
   деньги   со  стороны  предприятий.   Определенное  воздействие  на
   динамику   этого  показателя  может  оказать  увеличение  рублевых
   поступлений  от  продажи  валютной  выручки экспортерами,  а также
   частичное погашение задолженности бюджетной системы по выполненным
   заказам.
       Принимая во внимание неустойчивое положение на валютном рынке,
   до  конца  года  нельзя ожидать увеличения золотовалютных резервов
   России.   Динамика   резервов   Банка  России  будет  зависеть  от
   возможности  накопления  резервов  за  счет  расширения экспортной
   выручки   и  их   сокращения   вследствие   выплат   по   внешнему
   государственному    долгу.    Сохранение   в  четвертом   квартале
   значительного  дефицита федерального бюджета превращает увеличение
   его  задолженности  Банку  России  в основной  источник  денежного
   предложения.
       Внутренний кредит - совокупные требования банковской системы к
   органам государственного управления,  государственным предприятиям
   и  частному  сектору  - возрос  за февраль - сентябрь 1998 года на
   332,6  млрд.  рублей,  или  на  52,2%.  Этот прирост происходил  в
   основном    за    счет    увеличения   чистых   кредитов   органам
   государственного управления (219,3 млрд. рублей), а также кредитов
   предприятиям частного сектора (105,4 млрд. рублей).
       Отмеченный    рост    кредитов   был   связан   с  увеличением
   заимствований  в иностранной  валюте  и с  девальвацией  рубля  по
   отношению  к доллару  США за август - сентябрь текущего года более
   чем в 2,5 раза.
       Чистые  иностранные  активы  банковской  системы  за февраль -
   сентябрь  1998 года снизились на 103,0 млрд.  рублей,  в том числе
   чистые    иностранные   активы   органов   денежно   -  кредитного
   регулирования - на 62,5 млрд. рублей, а кредитных организаций - на
   40,5  млрд.  рублей.  Основными факторами их сокращения были отток
   капитала,  усилившийся  в июле  текущего года,  а также нарастание
   выплат  по  обслуживанию внешнего долга банков в связи с внесением
   страховых взносов по сделкам РЕПО и исполнением срочных контрактов
   с нерезидентами.
       За  девять  месяцев  текущего  года  чистые  внутренние активы
   органов  денежно  - кредитного  регулирования  увеличились на 73,2
   млрд.  рублей,  в  том  числе  за  счет увеличения чистого кредита
   расширенному  правительству и банкам.  Рост чистого кредита банкам
   произошел  за  счет  снижения  средств на корсчетах по сравнению с
   началом года и роста валового кредита банкам в августе 1998 года.
       Денежная  база за девять месяцев 1998 года увеличилась на 10,7
   млрд.  рублей,  или на 6,5%.  При этом объем обязательных резервов
   кредитных  организаций  по  счетам  в валюте  Российской Федерации
   снизился на 51,4%, а наличные деньги в обращении выросли на 18,1%.

        Использование инструментов денежно - кредитной политики

                   Обязательные резервные требования

       В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их
   ликвидности  для  выполнения  своих  обязательств  перед клиентами
   Банком  России  в августе - сентябре 1998 года принимались решения
   по  снижению  и дифференциации  нормативов  обязательных  резервов
   кредитных организаций,  депонируемых в Банке России.  С 1 сентября
   1998   года  были  установлены  следующие  нормативы  обязательных
   резервов:
       - для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в
   государственные  ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах на
   1 августа 1998 года составлял от 40% и более - в размере 5% вместо
   ранее действовавшего норматива в размере 10%;
       - для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в
   государственные  ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах на
   1 августа 1998 года составлял от 20 до 40% - в размере 7,5% вместо
   ранее действовавшего норматива в размере 10%;
       - по Сберегательному банку Российской Федерации - по депозитам
   юридических  лиц  в валюте  Российской  Федерации  и юридических и
   физических лиц в иностранной валюте - в размере 5% вместо 10%,  по
   депозитам физических лиц в валюте Российской Федерации - 5% вместо
   7%.
       В  отношении  Сберегательного  банка Российской Федерации было
   принято решение о проведении регулирования обязательных резервов в
   централизованном  порядке  по  месту  открытия  корреспондентского
   счета головного офиса Сберегательного банка Российской Федерации.
       Банк  России разрешал в августе - сентябре 1998 года проводить
   внеочередное регулирование размера обязательных резервов кредитных
   организаций.  При  этом привлеченные средства в иностранной валюте
   при  расчете  обязательных  резервов,  начиная  с 17 сентября 1998
   года,   пересчитывались   по   курсам  иностранных  валют  к рублю
   Российской  Федерации,  установленным  Банком России на 14 августа
   1998   года.    Средства,   высвобождаемые   после   внеочередного
   регулирования   обязательных   резервов,   с   согласия  кредитных
   организаций     направлялись    на    завершение    многосторонних
   межбанковских  клирингов,  проводимых 18 и 25 сентября и 2 октября
   1998 года.
       В   долгосрочном   плане   Банк   России   проводил  политику,
   направленную  на  постепенное  сближение  нормативов  обязательных
   резервов   по   привлеченным   средствам  на  счета  в рублях  и в
   иностранной валюте для всех банков. В ноябре 1998 года Банк России
   принял  решение  об  установлении  единого  норматива обязательных
   резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и
   в   иностранной   валюте  в размере  пяти  процентов,   начиная  с
   регулирования  размера обязательных резервов кредитных организаций
   и  Сберегательного  банка  Российской  Федерации на 1 декабря 1998
   года,  и  об  отмене  временного  порядка  пересчета  привлеченных
   средств  в иностранной  валюте,  включаемых в расчет регулирования
   размера  обязательных  резервов,  и введении порядка,  при котором
   привлеченные средства в иностранной валюте принимаются в расчет по
   официальным  текущим  курсам  иностранных валют к рублю Российской
   Федерации.
       В целях постепенного и плавного перехода кредитных организаций
   к  такому порядку расчета Банк России принял решение о невзыскании
   недовнесенных  сумм обязательных резервов,  а также о неприменении
   на  период  до  конца  1998  года  штрафных  санкций за допущенный
   недовзнос  к кредитным  организациям  - участникам  многосторонних
   межбанковских   клирингов   с использованием  права  внеочередного
   регулирования обязательных резервов (см. таблицу 2).

                                                            Таблица 2

                               НОРМАТИВЫ
              ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
                         В 1996 - 1998 ГГ. (%)

   -----------T---------T-------T------T---------T------------------¬
   ¦          ¦Счета до ¦Срочные¦Сроч- ¦Счета в  ¦Вклады и депозиты ¦
   ¦          ¦востребо-¦обяза- ¦ные   ¦иностран-¦физических лиц в  ¦
   ¦          ¦вания и  ¦тельст-¦обяза-¦ной валю-¦рублях, независимо¦
   ¦          ¦срочные  ¦ва от  ¦тельс-¦те       ¦от сроков привле- ¦
   ¦          ¦обяза-   ¦31 дня ¦тва от¦         ¦чения (Сбербанк   ¦
   ¦          ¦тельства ¦до 90  ¦91 дня¦         ¦России)           ¦
   ¦          ¦до 30    ¦дней   ¦и бо- ¦         ¦                  ¦
   ¦          ¦дней     ¦включи-¦лее   ¦         ¦                  ¦
   ¦          ¦включи-  ¦тельно ¦      ¦         ¦                  ¦
   ¦          ¦тельно   ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦1.11.96 - ¦    16   ¦   13  ¦  10  ¦     5   ¦      10 <*>      ¦
   ¦30.04.97  ¦         ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦1.05.97 - ¦    14   ¦   11  ¦   8  ¦     6   ¦       9,5        ¦
   ¦10.11.97  ¦         ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦11.11.97 -¦    14   ¦   11  ¦   8  ¦     9   ¦       9,5        ¦
   ¦30.11.97  ¦         ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦1.12.97 - ¦    14   ¦   11  ¦   8  ¦     9   ¦       8          ¦
   ¦31.01.98  ¦         ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦1.02.98 - ¦    11   ¦   11  ¦  11  ¦    11   ¦       8          ¦
   ¦23.08.98  ¦         ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦24.08.98 -¦    10   ¦   10  ¦  10  ¦    10   ¦       7 <**>     ¦
   ¦30.11.98  ¦         ¦       ¦      ¦         ¦                  ¦
   +----------+---------+-------+------+---------+------------------+
   ¦1.12.98   ¦     5   ¦    5  ¦   5  ¦     5   ¦       5          ¦
   L----------+---------+-------+------+---------+-------------------

       --------------------------------
       <*> С 1.12.96.
       <**> До 1.09.98.

                        Рефинансирование банков

       В  1998  году  Банк России осуществляет кредитование банков на
   рыночных  принципах.  Банк  России  предоставляет кредиты банкам в
   пределах  общего  объема  выдаваемых  кредитов,   определенного  в
   соответствии   с  принятыми   ориентирами  единой  государственной
   денежно - кредитной политики.
       В   зависимости   от   установленных  критериев,   финансового
   состояния  банков,   сроков  и условий  кредитования  Банк  России
   предоставляет различные виды кредитов банкам (см.  таблицу 3).  До
   середины   июня   1998   года  Банк  России  предоставлял  банкам,
   выполняющим его требования, два вида кредитов:
       -  ломбардные  кредиты под залог государственных ценных бумаг,
   входящих  в Ломбардный  список,  на  срок  до  30 календарных дней
   включительно.   С   1 июня  1998  года  предоставление  ломбардных
   кредитов  осуществлялось сроком до 20 дней по фиксированной ставке
   и до 30 дней - на аукционной основе;
       -  однодневные  расчетные  кредиты  (кредиты  "овернайт"),  не
   имевшие  обеспечения.  Эти кредиты предоставлялись только банкам -
   первичным  дилерам  на рынке государственных ценных бумаг в жестко
   установленных лимитах (до 50 млн. рублей).

                                                            Таблица 3

                      ВИДЫ КРЕДИТОВ БАНКА РОССИИ,
                ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

   -------------T------------------T------------------T-------------¬
   ¦Наименование¦     Основание    ¦Процентная ставка ¦Срок кредита ¦
   ¦  кредита   ¦  предоставления  ¦    по кредиту    ¦             ¦
   ¦Банка России¦      кредита     ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+------------------+-------------+
   ¦Внутриднев- ¦Положение    Банка¦Устанавливается   ¦В     течение¦
   ¦ной кредит  ¦России "О  порядке¦ежемесячная  плата¦операционного¦
   ¦            ¦предоставления    ¦за право пользова-¦дня          ¦
   ¦            ¦Банком России кре-¦ния кредитом    (в¦             ¦
   ¦            ¦дитов      банкам,¦настоящее    время¦             ¦
   ¦            ¦обеспеченных зало-¦равна нулю)       ¦             ¦
   ¦            ¦гом  государствен-+------------------+-------------+
   ¦Кредит      ¦ных ценных  бумаг"¦Ежедневно объявля-¦1     рабочий¦
   ¦"овернайт"  ¦от 06.03.98 N 19-П¦ется (публикуется)¦день         ¦
   ¦            ¦(с учетом  измене-¦Банком России     ¦             ¦
   ¦            ¦ний и дополнений) ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+------------------+-------------+
   ¦Ломбардный  ¦Положение    Банка¦Фиксированная  (по¦От 1   до  30¦
   ¦кредит      ¦России "О  порядке¦решению Совета ди-¦календарных  ¦
   ¦            ¦предоставления    ¦ректоров     Банка¦дней  включи-¦
   ¦            ¦Банком России кре-¦России) либо    по¦тельно       ¦
   ¦            ¦дитов      банкам,¦результатам прове-¦             ¦
   ¦            ¦обеспеченных зало-¦денного ломбардно-¦             ¦
   ¦            ¦гом  государствен-¦го кредитного аук-¦             ¦
   ¦            ¦ных ценных  бумаг"¦циона             ¦             ¦
   ¦            ¦от 06.03.98 N 19-П¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦(с учетом  измене-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ний  и    дополне-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ний);    Положение¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦Банка России    "О¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦порядке предостав-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ления Банком  Рос-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦сии    ломбардного¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦кредита банкам" от¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦13.03.96 N  36  (с¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦учетом изменений и¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦дополнений)       ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+------------------+-------------+
   ¦Кредит банку¦ Положение   Банка¦Устанавливается   ¦До 1 года    ¦
   ¦-  санатору,¦России "О  порядке¦Советом директоров¦             ¦
   ¦осуществляю-¦предоставления    ¦Банка России,  из-¦             ¦
   ¦щему   меро-¦Центральным банком¦меняется пропорци-¦             ¦
   ¦приятия   по¦Российской Федера-¦онально изменениям¦             ¦
   ¦санации     ¦ции кредитов  кре-¦ставки  рефинанси-¦             ¦
   ¦проблемной  ¦дитной   организа-¦рования Банка Рос-¦             ¦
   ¦кредитной   ¦ции,  осуществляю-¦сии               ¦             ¦
   ¦организации ¦щей мероприятия по¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦санации проблемной¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦кредитной  органи-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦зации" от 25.06.98¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦N 38-П            ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+------------------+-------------+
   ¦Кредит     в¦Условия предостав-¦60%, может   изме-¦До 6 месяцев ¦
   ¦поддержку   ¦ления и  погашения¦няться в соответс-¦             ¦
   ¦мер по пога-¦кредита Банка Рос-¦твии с  изменением¦             ¦
   ¦шению обяза-¦сии в    поддержку¦величины    ставки¦             ¦
   ¦тельств  пе-¦мер по   погашению¦рефинансирования  ¦             ¦
   ¦ред вкладчи-¦обязательств перед¦Банка России      ¦             ¦
   ¦ками        ¦вкладчиками, утве-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ржденные  решением¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦Совета  директоров¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦Банка России    от¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦07.09.98          ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+------------------+-------------+
   ¦Кредит    на¦Условия предостав-¦                  ¦От 1,2  меся-¦
   ¦поддержание ¦ления и  погашения¦                  ¦цев до 1  го-¦
   ¦ликвидности ¦кредита Банка Рос-¦                  ¦да           ¦
   ¦            ¦сии на поддержание¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ликвидности,   ут-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦вержденные решени-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ем Совета директо-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦ров Банка   России¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦от 24.10.98       ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+------------------+-------------+
   ¦Кредит     в¦Условия предостав-¦Устанавливается   ¦До 1 года    ¦
   ¦поддержку   ¦ления и  погашения¦Советом директоров¦             ¦
   ¦мер по повы-¦кредита Банка Рос-¦Банка России,  мо-¦             ¦
   ¦шению финан-¦сии в    поддержку¦жет изменяться   в¦             ¦
   ¦совой устой-¦мер по   повышению¦соответствии с из-¦             ¦
   ¦чивости бан-¦финансовой  устой-¦менением  величины¦             ¦
   ¦ка          ¦чивости банка, ут-¦ставки  рефинанси-¦             ¦
   ¦            ¦вержденные решени-¦рования Банка Рос-¦             ¦
   ¦            ¦ем Совета директо-¦сии               ¦             ¦
   ¦            ¦ров Банка   России¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦от 29.10.98       ¦                  ¦             ¦
   +------------+------------------+                  ¦             ¦
   ¦Стабилизаци-¦Условия предостав-¦                  ¦             ¦
   ¦онный   кре-¦ления и  погашения¦                  ¦             ¦
   ¦дит         ¦стабилизационного ¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦кредита Банка Рос-¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦сии,    одобренные¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦решением    Совета¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦директоров   Банка¦                  ¦             ¦
   ¦            ¦России от 29.10.98¦                  ¦             ¦
   L------------+------------------+------------------+--------------

       С   19   июня   1998   года  Банк  России  прекратил  практику
   предоставления   банкам   необеспеченных   однодневных   расчетных
   кредитов  и ввел  в действие  новый  порядок  рефинансирования для
   крупных банков Московского региона и банков г. Санкт - Петербурга,
   предоставив им возможность пользоваться внутридневными кредитами и
   кредитами "овернайт" под залог (блокировку) государственных ценных
   бумаг.  Новый  порядок  предоставления обеспеченных кредитов Банка
   России банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, упростил
   и ускорил процедуру предоставления кредитов и их оформление.
       С  8 июля  1998  года  Банк России принял решение о сокращении
   срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями, и
   о  выдаче  этих  кредитов только на аукционной основе.  Ломбардные
   кредитные  аукционы стали проводиться еженедельно по понедельникам
   и четвергам по американскому способу.
       После  событий  17  августа  1998  года Совет директоров Банка
   России   оперативно   принимал   решения  о внесении  изменений  в
   действующий  механизм  кредитования  банков.  В целях упорядочения
   процедуры  проведения ломбардных аукционов и недопущения завышения
   банками  процентных  ставок  начиная с 27 августа 1998 года банки,
   имевшие возможность получения кредитов "овернайт",  не допускались
   к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России. В связи с
   выпуском облигаций Банка России начиная с 7 сентября 1998 года эти
   ценные  бумаги  стали  приниматься  в обеспечение  кредитов  Банка
   России,   предоставляемых   по  результатам  ломбардных  кредитных
   аукционов, внутридневных кредитов и кредитов "овернайт".
       В   сентябре   1998   года   Банк  России  принял  решение  об
   использовании в качестве обеспечения государственных ценных бумаг,
   не  попавших  под реструктуризацию в соответствии с Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 25.08.98 N 1007 "О погашении
   государственных  краткосрочных  бескупонных  облигаций и облигаций
   федерального  займа  с постоянным и переменным купонным доходом со
   сроком  погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение
   до 17 августа 1998 года".
       В   целом   за  истекший  с начала  года  период  Банк  России
   предоставил  ломбардные  кредиты  160  банкам 44 регионов на общую
   сумму 62,1 млрд. рублей.
       Внутридневными  кредитами  и кредитами "овернайт" пользовались
   34  банка,  объем  выданных  кредитов  составил  порядка  70 млрд.
   рублей.
       В  целях  погашения  банками  обязательств перед вкладчиками в
   соответствии  с решением Совета директоров Банка России в сентябре
   -  октябре  1998  года  Банк  России  предоставил 7 банкам,  объем
   вкладов  населения  в которых  составлял  свыше  300 млн.  рублей,
   кредиты на общую сумму 9,3 млрд. рублей на срок до шести месяцев.
       В   течение  сентября  - ноября  1998  года  Банк  России  для
   поддержания  ликвидности,   повышения  финансовой  устойчивости  и
   проведения   мероприятий   по  финансовому  оздоровлению  принимал
   решения  о предоставлении  кредитов  банкам  9 регионов России,  а
   также  отдельным  социально  значимым  банкам на сумму порядка 8,0
   млрд. рублей сроком до 1 года.
       Исходя    из   параметров   денежно   -  кредитной   политики,
   определенных до конца 1998 года, Банк России намерен в этот период
   ограничить   кредитование  банков  в основном  предоставлением  им
   обеспеченных кредитов "овернайт" и внутридневных кредитов.

                          Депозитные операции

       В  целях  оперативного  регулирования  ликвидности  банковской
   системы,  нейтрализации  излишней ликвидности и снижения тем самым
   давления  на  валютный  рынок  в 1998  году  Банк  России  активно
   проводил депозитные операции через систему "Рейтерс - Дилинг".
       За   истекший  с начала  года  период  в депозитных  операциях
   участвовали  59  банков,   от  которых  Банком  России  привлечено
   ресурсов  на сумму более 180 млрд.  рублей.  Основными участниками
   этих  операций были банки Московского региона.  За период январь -
   ноябрь  1998  года депозитные ставки варьировались в пределах от 3
   до  80%  годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и
   его ликвидности.
       Банк  России  будет  и в  дальнейшем  использовать  депозитные
   операции   как   инструмент   оперативного   изъятия   ликвидности
   банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения
   сбалансированности   спроса   и предложения  в различных  секторах
   финансового рынка.

                          Процентная политика
                       по операциям Банка России

       Важным  инструментом  денежно  - кредитной  политики  являются
   процентные ставки по операциям Банка России.
       В  1997 - 1998 годах Банк России определил в качестве задачи в
   области процентной политики постепенное снижение процентных ставок
   в  экономике до уровня,  стимулирующего неинфляционный рост спроса
   на заемные ресурсы. В частности, в 1998 году этот процесс ставился
   в  зависимость  от реализации бюджетных проектировок,  ограничения
   объемов  и удлинения  сроков  правительственных  заимствований,  а
   также от снижения издержек по их обслуживанию.
       Наряду   с  общей   тенденцией   снижения   процентных  ставок
   отмечалось  сближение  уровня процента по различным видам операций
   на  денежном рынке.  Данным положительным процессам способствовали

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное