Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПИСЬМО МВД РФ ОТ 18.06.2003 N 13/Ц-72 (РЕД. ОТ 12.08.2003) О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

           МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                     от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72
                                   
                О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
                                   
        (с изм. и доп., согл. писем МВД РФ от 12.08.2003 N 13/ц-112,
         от 30.12.2003 N 13/ц-176, от 12.07.2004 N 13/ц-2978,
           от 06.08.2004 N 13/Ц-73, от 19.08.2004 N 13/ц-76,
                       от 15.02.2005 N 13/Ц-2-7)
   
       Направляю   для   использования  в   практической   работе   по
   осуществлению производства по делам об административных  нарушениях
   Правил  дорожного  движения  Российской  Федерации  и  иных   норм,
   действующих в области обеспечения безопасности дорожного  движения,
   Методические     рекомендации    по    организации     деятельности
   подразделений  Госавтоинспекции  при  производстве  по   делам   об
   административных правонарушениях.
   
                                                             Начальник
                                                 генерал-майор милиции
                                                            А.Ю.ЯКИМОВ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
              ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ
                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                     В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
                                   
            (в ред. писем МВД РФ от 12.08.2003 N 13/ц-112,
         от 30.12.2003 N 13/ц-176, от 12.07.2004 N 13/ц-2978,
           от 06.08.2004 N 13/Ц-73, от 19.08.2004 N 13/ц-76,
                       от 15.02.2005 N 13/Ц-2-7)
   
                          I. Общие положения
   
       1.   Методические  рекомендации  по  организации   деятельности
   подразделений  Госавтоинспекции  при  производстве  по   делам   об
   административных правонарушениях в области дорожного  движения  <1>
   ставят  своей  задачей формирование единого в Российской  Федерации
   подхода  к  организации деятельности должностных лиц  подразделений
   Госавтоинспекции при выявлении нарушений Правил дорожного  движения
   Российской  Федерации  <2>  и  иных  норм,  действующих  в  области
   обеспечения   безопасности  дорожного   движения   <3>,   в   целях
   всестороннего,  полного,  объективного и  своевременного  выяснения
   обстоятельств  каждого  дела,  разрешения  его  в  соответствии   с
   законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а  также
   выявления    причин   и   условий,   способствовавших    совершению
   административных правонарушений.
   --------------------------------
       <1> Далее - "Методические рекомендации".
       <2>  См.:  Собрание актов Президента и Правительства Российской
   Федерации,  22.11.1993, N 47, ст. 4531, с последующими  изменениями
   и дополнениями.
       <3> Далее - "Правила".
   
       2.  Производство по делу об административном правонарушении,  в
   том  числе  применение  мер обеспечения  производства  по  делу  об
   административном    правонарушении   Правил,   осуществляется    на
   основании   Кодекса   Российской  Федерации   об   административных
   правонарушениях <1>.
   --------------------------------
       <1> Далее - "Кодекс".
   
       3.    Должностным    лицам    подразделений    Госавтоинспекции
   рекомендуется оказывать содействие в осуществлении прав и  законных
   интересов   лиц,   участвующих   в   производстве   по   делу    об
   административном правонарушении.
       4.  Соблюдение требований законодательства при производстве  по
   делам  об  административных правонарушениях в  связи  с  нарушением
   Правил   обеспечивается  систематическим   контролем   со   стороны
   вышестоящих  органов и должностных лиц, прокурорским надзором  <1>,
   правом   обжалования,   другими  установленными   законодательством
   способами.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 24.6 Кодекса.
   
                       II. Составление протокола
                  об административном правонарушении
   
       5.   В   соответствии   со  ст.  28.2  Кодекса   о   совершении
   административного   правонарушения   составляется    протокол    об
   административном  правонарушении  (приложения  N  N  1  и  2),   за
   исключением  случаев,  предусмотренных  статьей  28.4  и  частью  1
   статьи 28.6 Кодекса.
       Согласно  ст.  28.2  Кодекса  в протоколе  об  административном
   правонарушении   указываются  дата   и   место   его   составления,
   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,  составившего   протокол,
   сведения   о  лице,  в  отношении  которого  возбуждено   дело   об
   административном  правонарушении, фамилии, имена, отчества,  адреса
   места  жительства свидетелей и потерпевших, если имеются  свидетели
   и  потерпевшие, место, время совершения и событие административного
   правонарушения,  статья Кодекса, предусматривающая административную
   ответственность    за   данное   административное   правонарушение,
   объяснение    физического   лица   или   законного    представителя
   юридического  лица,  в  отношении  которых  возбуждено  дело,  иные
   сведения,  необходимые  для разрешения дела  <1>.  При  составлении
   протокола    об   административном   правонарушении   рекомендуется
   избегать формулировок общего характера (например, "нарушил  правила
   дорожного движения", "превысил скорость" и другие).
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 2 ст. 28.2 Кодекса.
   
       Фамилия,  имя,  отчество лица, в отношении которого  возбуждено
   дело  об  административном правонарушении, указываемые в  протоколе
   об   административном   правонарушении,   целесообразно   вписывать
   печатными  буквами  согласно разметке  (по  одной  букве  в  каждую
   графоклетку).
       Протокол  об административном правонарушении и другие документы
   рекомендуется  заполнять шариковой ручкой (с наполнителем  черного,
   синего   или   фиолетового  цвета)  разборчиво,   без   помарок   и
   исправлений.
       В  соответствии  со  ст.  26.8  Кодекса  показания  специальных
   технических  средств  отражаются в  протоколе  об  административном
   правонарушении.  При  этом  рекомендуется  указывать   наименование
   измерительного  прибора, его номер, дату проведения метрологической
   поверки.
       6. При составлении протокола об административном правонарушении
   физическому лицу или законному представителю юридического  лица,  в
   отношении    которых    возбуждено   дело    об    административном
   правонарушении,  а  также  иным  участникам  производства  по  делу
   разъясняются  их права и обязанности, предусмотренные  Кодексом,  о
   чем делается запись в протоколе <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 3 ст. 28.2 Кодекса.
   
       Физическому лицу или законному представителю юридического лица,
   в   отношении   которых   возбуждено   дело   об   административном
   правонарушении, должна быть предоставлена возможность  ознакомления
   с  протоколом  об административном правонарушении.  Указанные  лица
   вправе  представить объяснения и замечания по содержанию протокола,
   которые прилагаются к протоколу <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 4 ст. 28.2 Кодекса.
   
       Протокол   об   административном  правонарушении  подписывается
   должностным  лицом, его составившим, физическим лицом или  законным
   представителем  юридического лица, в отношении  которых  возбуждено
   дело  об административном правонарушении. В случае отказа указанных
   лиц  от  подписания протокола в нем делается соответствующая запись
   <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 5 ст. 28.2 Кодекса.
   
       Копия  протокола  об административном правонарушении  вручается
   под   расписку   физическому  лицу  или   законному   представителю
   юридического   лица,  в  отношении  которых  возбуждено   дело   об
   административном  правонарушении,  а  также  потерпевшему   по   их
   просьбе <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 6 ст. 28.2 Кодекса.
   
       При  необходимости  изложить дополнительные  сведения,  которые
   могут  иметь  значение для правильного принятия  решения  по  делу,
   сотруднику  милиции,  оформляющему материалы по  факту  выявленного
   правонарушения,  рекомендуется составить рапорт и приобщить  его  к
   протоколу об административном правонарушении.
       7.  В  соответствии  со ст. 25.5 Кодекса с момента  составления
   протокола  об  административном правонарушении  в  производстве  по
   делу  об  административном правонарушении для оказания  юридической
   помощи  лицу, в отношении которого ведется производство по делу  об
   административном правонарушении, может участвовать защитник, а  для
   оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
   
                III. Особенности составления протоколов
          об административных правонарушениях при совершении
                      отдельных нарушений Правил
   
       8.  При оформлении материалов по факту нарушения, связанного  с
   управлением  транспортным  средством,  имеющим  неисправности,  при
   наличии   которых  в  соответствии  с  Правилами   запрещается   их
   эксплуатация,  составляется акт технического осмотра  транспортного
   средства  <1>,  который  рекомендуется  приобщить  к  протоколу  об
   административном правонарушении.
   --------------------------------
       <1>  См.:  Приказ  МВД  России от  15  марта  1999  г.  N  190,
   зарегистрирован   в   Минюсте   России   22   апреля    1999    г.,
   регистрационный  N  1763 (Бюллетень нормативных  актов  федеральных
   органов исполнительной власти, 1999, N 18-19).
   
       9.  При  невыполнении водителем законного требования сотрудника
   милиции   о   прохождении   медицинского   освидетельствования   на
   состояние опьянения, а также об остановке транспортного средства  в
   протоколе    об   административном   правонарушении   рекомендуется
   указывать   фамилии,  имена,  отчества,  адреса  места   жительства
   свидетелей.
       В  случаях,  когда невыполнению водителем законного  требования
   сотрудника  милиции  о прохождении медицинского освидетельствования
   на   состояние   опьянения,  а  также  об  остановке  транспортного
   средства  предшествовали  другие  нарушения  Правил,  о  совершении
   каждого  нарушения рекомендуется составлять отдельный  протокол  об
   административном  правонарушении  в  соответствии   со   ст.   28.2
   Кодекса.
   (п. 9 в ред. письма МВД РФ от 12.07.2004 N 13/ц-2978)
       10.   При  оформлении  материалов  по  факту  нарушения  правил
   перевозки  крупногабаритных и тяжеловесных грузов на  автомобильном
   транспорте,     установленных     Инструкцией     по      перевозке
   крупногабаритных  и  тяжеловесных грузов автомобильным  транспортом
   по    дорогам    Российской   Федерации   <1>   в   протоколе    об
   административном  правонарушении  целесообразно  отражать   наличие
   либо  отсутствие  разрешений на перевозку таких  грузов.  В  случае
   наличия  такого разрешения рекомендуется указать, в чем  выразилось
   существо  правонарушения (несоответствие  тягача  и  (или)  прицепа
   транспортным  средствам,  указанным  в  разрешении;  отклонение  от
   указанного   в   разрешении   маршрута  следования;   осуществление
   перевозки с нарушением сроков, указанных в разрешении).
   --------------------------------
       <1> См.: Инструкция Минтранса России, МВД России, ФДС России от
   27  мая  1996 г., зарегистрирована в Минюсте России 8 августа  1996
   г., регистрационный N 1146.
   
       В  случае  выявления нарушения Правил перевозки опасных  грузов
   автомобильным  транспортом  <1>, в  протоколе  об  административном
   правонарушении   целесообразно   указывать   также   наличие    или
   отсутствие:  согласованного  маршрута  перевозки;  свидетельства  о
   допуске транспортного средства; свидетельства о допуске водителя  к
   перевозке  опасных  грузов и аварийной карточки системы  информации
   об   опасности,  а  также  сведения  о  нарушениях   требований   и
   положений, содержащихся в указанных документах.
   --------------------------------
       <1>  См.:  Приказ Минтранса России от 8 августа 1995 г.  N  73,
   зарегистрирован   в   Минюсте   России   18   декабря   1995    г.,
   регистрационный N 997.
   
       11. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного  с
   невыполнением   в   установленный   срок   законного    предписания
   должностного    лица,   осуществляющего   государственный    надзор
   (контроль),  об устранении нарушений законодательства рекомендуется
   указывать  сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые  к
   административной  ответственности, по своим служебным  обязанностям
   несут  ответственность  за  техническое  состояние  и  эксплуатацию
   транспортных   средств  или  эксплуатацию  дорог,   железнодорожных
   переездов   и  других  дорожных  сооружений  и  обязаны   выполнять
   предписания  <1>.  В  протоколе об административном  правонарушении
   целесообразно   изложить  существо  невыполненного  предписания   и
   указать  срок, отведенный на устранение выявленных ранее  нарушений
   и недостатков.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 2.4 Кодекса.
   
       12.    При    составлении    протокола   об    административном
   правонарушении   по   факту   невыполнения   водителем    законного
   требования  сотрудника милиции об остановке транспортного  средства
   рекомендуется      отразить     обстоятельства,      подтверждающие
   противоправный  характер действий водителя  транспортного  средства
   (игнорирование  неоднократных требований об  остановке,  подаваемых
   через  громкоговорящую  установку, с  помощью  сигналов  и  жестов,
   попытки скрыться от преследования).
       При   этом   к  протоколу  об  административном  правонарушении
   целесообразно  приобщить  рапорта сотрудников  милиции,  требования
   которых  об  остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых
   ими  сигналов,  жестов,  а  также причин,  вызвавших  необходимость
   остановки  транспортного средства. В случае преследования  водителя
   транспортного   средства,  не  выполнившего   законное   требование
   сотрудника   милиции   об  остановке  транспортного   средства,   к
   протоколу  об  административном правонарушении также  целесообразно
   приобщить рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.
       13.  При  наличии хотя бы одного из обстоятельств,  исключающих
   производство    по   делу   об   административном   правонарушении,
   должностное  лицо,  в  производстве  которого  находится  дело   об
   административном    правонарушении,   выносит    постановление    о
   прекращении    производства    по    делу    об    административном
   правонарушении <1> (приложения N 20 и 21).
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 28.9 Кодекса.
   
                  IV. Административное расследование
                                   
            (в ред. письма МВД РФ от 19.08.2004 N 13/ц-76)
   
       14.   В   случаях,   если  после  выявления   административного
   правонарушения    в    области   дорожного   движения    необходимо
   осуществление   экспертиз   или   иных   процессуальных   действий,
   требующих   значительных   временных   затрат,   целесообразно   на
   основании    ст.    28.7    Кодекса   проводить    административное
   расследование.
       15.  В  соответствии со ст. 28.7 Кодекса решение  о  проведении
   административного   расследования  выносится   должностным   лицом,
   уполномоченным  согласно ст. 28.3 Кодекса  составлять  протокол  об
   административном правонарушении, в виде определения  о  возбуждении
   дела об административном правонарушении (приложение N 8).
       По   окончании   административного   расследования   по   факту
   совершенного  нарушения  Правил  в  соответствии  со  статьей  28.7
   Кодекса  составляется  протокол об административном  правонарушении
   либо выносится постановление о прекращении производства по делу  об
   административном  правонарушении при  наличии  хотя  бы  одного  из
   обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса.
       16.  При  оформлении  материалов  по  факту  нарушения  Правил,
   повлекшего  причинение  вреда здоровью потерпевшего,  рекомендуется
   составлять    протокол    осмотра    места    дорожно-транспортного
   происшествия  (приложение  N 3), схему места  дорожно-транспортного
   происшествия  (приложение  N  4),  протокол  осмотра  транспортного
   средства   (приложение   N  5),  справку  по  дорожно-транспортному
   происшествию (приложение N 6).
       17.    В   схеме   места   дорожно-транспортного   происшествия
   рекомендуется указывать:
       место    дорожно-транспортного   происшествия   <1>    (участок
   автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
   --------------------------------
       <1> Далее - "ДТП".
   
       ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из
   направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков,  действие
   которых  распространяется на участок дороги, где произошло  ДТП,  а
   также технические средства регулирования дорожным движением;
       ограждения,   островки  безопасности,  остановки  общественного
   транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при  их
   наличии);
       положение  транспортных средств после ДТП, следы  торможения  и
   волочения,    расположение   поврежденных   деталей   и    осколков
   транспортных  средств, груза, осыпи грязи с  автомобилей  и  других
   предметов,  относящихся  к  ДТП,  с  их  привязкой  к  стационарным
   объектам,  дорожным  и  другим  сооружениям,  тротуарам,  обочинам,
   кюветам и иным элементам дороги;
       направление движения участников ДТП до момента его наступления.
       18.  Рекомендовать  водителям  -  участникам  ДТП  описывать  в
   объяснениях   обстоятельства   происшедшего   согласно   примерному
   перечню    обстоятельств,   которые   целесообразно   отражать    в
   объяснениях    водителей    -   участников    дорожно-транспортного
   происшествия (приложение N 7).
       19.  По  факту ДТП на месте его совершения должностным лицом  в
   соответствии   со  ст.  28.5  Кодекса  составляется   протокол   об
   административном   правонарушении  либо   принимается   решение   о
   проведении административного расследования.
       При  оформлении  материалов о ДТП по  факту  нарушения  Правил,
   ответственность  за  совершение которого  установлена  Кодексом,  в
   соответствии   со  ст.  28.2  Кодекса  составляется   протокол   об
   административном  правонарушении, в котором рекомендуется  отражать
   наступившие последствия.
       В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте
   его  совершения  установить состав административного правонарушения
   не   представляется  возможным,  должностному  лицу   рекомендуется
   принимать   решение   о   возбуждении  дела   об   административном
   правонарушении  и  проведении  административного  расследования   в
   соответствии со ст. 28.7 Кодекса.
       20.  Сведения о причиненных телесных повреждениях рекомендуется
   получать  в  медицинском учреждении по запросу  (приложение  N  9),
   куда   доставлялся   (обращался)  или  где  проходил   амбулаторное
   (стационарное) лечение пострадавший.
       Для   установления   степени   тяжести   телесных   повреждений
   должностное  лицо Государственной инспекции безопасности  дорожного
   движения  Министерства  внутренних дел  Российской  Федерации  <*>,
   осуществляющее  проверку обстоятельств ДТП, выносит  определение  о
   назначении судебно-медицинской экспертизы <**> (приложение N 10).
   --------------------------------
       <*> Далее - "Государственная инспекция".
       <**> См.: ч. 1 ст. 26.4 Кодекса.
   
       21.   В   соответствии  со  ст.  28.7  Кодекса   по   окончании
   административного расследования при наличии сведений  о  причинении
   пострадавшему  легкого  вреда здоровью  потерпевшего,  в  отношении
   лица,    совершившего   нарушение,   ответственность   за   которое
   предусмотрена  статьей  12.24  Кодекса,  составляется  протокол  об
   административном правонарушении.
       22.  При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего
   причинен   тяжкий   вред,  сотруднику  Государственной   инспекции,
   производившему   административное   расследование,    рекомендуется
   незамедлительно    доложить   материалы   начальнику    (командиру)
   подразделения     Государственной    инспекции    для     вынесения
   постановления  о  прекращении  производства  по  делу  и   передаче
   материалов  прокурору,  в орган предварительного  следствия  или  в
   орган дознания <*>.
   --------------------------------
       <*> См.: п. 3 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса.
   
       23.  При  оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель  в
   нарушение  Правил  оставил  место ДТП, в дополнение  к  материалам,
   предусмотренным   п.   16   настоящей   Инструкции,   рекомендуется
   составить рапорт и принять меры по розыску скрывшегося водителя.
       При   установлении  личности  водителя  на  него   составляется
   протокол  об административном правонарушении по факту оставления  в
   нарушение  Правил  места  ДТП,  в  котором  целесообразно  отражать
   сведения,  подтверждающие противоправный характер его  действий.  К
   протоколу    об   административном   правонарушении   рекомендуется
   приобщать  рапорта  сотрудников милиции с  изложением  действий  по
   выявлению  водителя,  скрывшегося  с  места  ДТП,  его  объяснения,
   объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.
       По  факту  совершения  нарушений Правил,  повлекших  причинение
   легкого   вреда  здоровью  потерпевшего,  рекомендуется   проводить
   административное расследование.
       24.   При   оформлении  материалов  по  факту  ДТП,  повлекшего
   причинение  материального  ущерба, рекомендуется  составлять  схему
   места  дорожно-транспортного  происшествия  (приложение  N   4)   и
   приобщать  к  ней  сведения о водителях и  транспортных  средствах,
   участвовавших  в  дорожно-транспортном происшествии  (приложение  N
   11),   объяснения  участников  и  свидетелей  дорожно-транспортного
   происшествия.  При этом должностному лицу, оформляющему  материалы,
   целесообразно  составлять рапорт, в котором рекомендуется  излагать
   дополнительные  сведения,  имеющие  непосредственное  значение  для
   выяснения  обстоятельств  ДТП и принятия  объективного  решения  по
   делу,  и  также  выдавать справки об участии в дорожно-транспортном
   происшествии (приложение N 12).
       25.   Инспектору   (старшему  инспектору)  по  административной
   практике,   инспектору  (старшему  инспектору)   по   дознанию   по
   окончании  рассмотрения  материалов  о  ДТП,  повлекшем  причинение
   материального ущерба, рекомендуется выдавать справки (приложение  N
   31) участникам ДТП.
       26. При выявлении правонарушения, предусмотренного статьей 12.4
   Кодекса,  в  случаях, когда водитель или иное лицо,  отрицает  свою
   причастность  к  установке  на транспортном  средстве  указанных  в
   статье приборов или устройств, рекомендуется получить объяснения  с
   указанных  лиц,  составить рапорт и вынести  решение  о  проведении
   административного расследования.".
       27.  При оформлении материалов по факту управления транспортным
   средством  водителем, находящимся в состоянии  опьянения,  в  целях
   получения   достоверной  информации  о  наличии  права   управления
   транспортным   средством,  лишении  права  управления  транспортным
   средством,     обстоятельствах,    смягчающих    или     отягчающих
   административную  ответственность, рекомендуется принимать  решение
   о проведении административного расследования.
   
                   V. Меры обеспечения производства
                      по делам о нарушении Правил
   
       28.  В  соответствии  со ст. 27.1 Кодекса  в  целях  пресечения
   административного     правонарушения,     установления     личности
   нарушителя,     составления    протокола    об     административном
   правонарушении   при   невозможности  его  составления   на   месте
   выявления     административного     правонарушения,     обеспечения
   своевременного  и правильного рассмотрения дела об административном
   правонарушении   и  исполнения  принятого  по  делу   постановления
   уполномоченное  лицо  вправе в пределах своих полномочий  применять
   следующие    меры    обеспечения   производства    по    делу    об
   административном   правонарушении:  доставление;   административное
   задержание;  личный  досмотр, досмотр вещей, досмотр  транспортного
   средства,  находящихся  при  физическом  лице;  изъятие   вещей   и
   документов;  отстранение  от  управления  транспортным   средством;
   медицинское освидетельствование на состояние опьянения;  задержание
   транспортного   средства,   запрещение  его   эксплуатации;   арест
   товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
       29.  В  соответствии  со ст. 27.2 Кодекса в  целях  составления
   протокола об административном правонарушении при невозможности  его
   составления  на  месте выявления административного  правонарушения,
   если  составление  протокола является обязательным,  осуществляется
   доставление нарушителя в служебное помещение органа внутренних  дел
   (милиции)  или в помещение органа местного самоуправления сельского
   поселения.
       30.  В  соответствии со ст. 27.10 Кодекса в  случае  совершения
   нарушения  Правил, за которое может быть назначено административное
   наказание  в виде лишения права управления транспортным  средством,
   у  водителя  до вынесения постановления по делу об административном
   правонарушении изымается водительское удостоверение и  одновременно
   выдается  временное  разрешение  на право  управления  транспортным
   средством  (приложение  N  13) <1> до вступления  в  законную  силу
   постановления по делу об административном правонарушении.
   --------------------------------
       <1>  См.:  Приказ  МВД России от 1 августа 2002  г.  N  720  "О
   реализации Постановления Правительства Российской Федерации  от  28
   июня  2002  г. N 472", зарегистрирован в Минюсте России 27  августа
   2002 г., регистрационный N 3745.
   
       При  совершении нарушения Правил в случае, когда у водителя уже
   ранее  изъято водительское удостоверение, рекомендуется не  изымать
   временное  разрешение на право управления транспортными  средствами
   <1>,  при  этом  факт  осуществленного ранее изъятия  водительского
   удостоверения    целесообразно    отражать    в    протоколе     об
   административном правонарушении.
   --------------------------------
       <1> Далее - "временное разрешение".
   
       При   нарушении  правил  установки  на  транспортном   средстве
   устройств  для подачи специальных световых или звуковых сигналов  в
   случаях,  предусмотренных ст. 12.4 Кодекса, в соответствии  со  ст.
   27.10   Кодекса   осуществляется   изъятие   указанных   вещей    и
   составляется  протокол  изъятия вещей и  документов  (приложение  N
   16).  При  невозможности изъятия устройств для  подачи  специальных
   световых  или  звуковых сигналов рекомендуется  осуществлять  арест
   указанных  вещей в соответствии со ст. 27.14 Кодекса  и  составлять
   протокол об аресте вещей (приложение N 30).
       31. В соответствии со ст. 27.12 Кодекса лица, которые управляют
   транспортными средствами и в отношении которых имеются  достаточные
   основания  полагать,  что они находятся в  состоянии  опьянения,  а
   также    лица,    совершившие   административные    правонарушения,
   предусмотренные  частью  1  статьи  12.3,  частью  2  статьи  12.5,
   частями  1  и  2  статьи  12.7  Кодекса,  подлежат  отстранению  от
   управления    транспортным   средством   до   устранения    причины
   отстранения.
       Лицо,  которое управляет транспортным средством и  в  отношении
   которого  имеются  достаточные основания  полагать,  что  это  лицо
   находится   в   состоянии   опьянения,  подлежит   направлению   на
   медицинское освидетельствование на состояние опьянения <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 1 ст. 27.12 Кодекса.
   
       Согласно   ст.  27.12  Кодекса  об  отстранении  от  управления
   транспортным  средством  составляется протокол  об  отстранении  от
   управления  транспортным средством (приложение N 14), о направлении
   на   медицинское   освидетельствование   на   состояние   опьянения
   составляется     протокол    о    направлении    на     медицинское
   освидетельствование  на  состояние  опьянения  (приложение  N  15),
   копии  которых  вручаются  лицу,  в  отношении  которого  применена
   соответствующая   мера   обеспечения  производства   по   делу   об
   административном правонарушении. Указанные протоколы  рекомендуется
   составлять в присутствии двух понятых.
       В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на
   состояние  опьянения (приложение N 15), руководствуясь  Критериями,
   при  наличии  которых имеются достаточные основания  полагать,  что
   водитель  транспортного средства находится в состоянии опьянения  и
   подлежит    направлению    на   медицинское    освидетельствование,
   утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 14  июля  2003
   г.   N   308   "О  медицинском  освидетельствовании  на   состояние
   опьянения"  (с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития
   России  от  7 сентября 2004 г. N 115), следует отражать  выявленные
   признаки  опьянения.  Указанные  в Критериях  технические  средства
   индикации   рекомендуется   применять   с   согласия   водителя   в
   соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями.
   (абзац введен письмом МВД РФ от 15.02.2005 N 13/Ц-2-7)
       Медицинское   освидетельствование  на  состояние  опьянения   и
   оформление  его результатов осуществляются в порядке, установленном
   Постановлением  Правительства Российской Федерации  от  26  декабря
   2002    г.    N    930   "Об   утверждении   Правил    медицинского
   освидетельствования на состояние опьянения лица, которое  управляет
   транспортным средством, и оформления его результатов" <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 6 ст. 27.12 Кодекса.
   
       В   случаях   невыполнения   водителем   законного   требования
   сотрудника  милиции  о прохождении медицинского освидетельствования
   на    состояние   опьянения   в   протоколе   об   административном
   правонарушении  рекомендуется указать имеющиеся признаки  опьянения
   и    его    действия,    характеризующие    факт    уклонения    от
   освидетельствования.
       32.  В  соответствии со ст. 27.13 Кодекса при нарушениях правил
   эксплуатации   транспортного  средства  и  управления  транспортным
   средством,  предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью  2  статьи
   12.5,  частями  1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8,  частью  4
   статьи   12.19,   статьей  12.26  Кодекса,  транспортное   средство
   задерживается до устранения причины задержания.
       Задержание  транспортного средства, помещение его  на  стоянку,
   хранение   транспортного   средства   осуществляются   в   порядке,
   установленном  Правительством  Российской  Федерации  <1>   от   18
   декабря   2003   г.   N  759  "Об  утверждении  Правил   задержания
   транспортного  средства,  помещения его  на  стоянку,  хранения,  а
   также запрещения эксплуатации".
   (в ред. письма МВД РФ от 30.12.2003 N 13/ц-176)
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 5 ст. 27.13 Кодекса.
   
       О задержании транспортного средства делается запись в протоколе
   об  административном  правонарушении или  составляется  протокол  о
   задержании  транспортного средства по форме, утвержденной  Приказом
   МВД  России  от  19 марта 2004 г. N 187 "О реализации Постановления
   Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003  г.  N  759".
   Копия  протокола  о  задержании  транспортного  средства  вручается
   лицу,  в  отношении  которого  применена  данная  мера  обеспечения
   производства  по делу об административном правонарушении.  Протокол
   о  задержании  транспортного средства, создавшего  препятствия  для
   движения   других  транспортных  средств,  в  отсутствие   водителя
   составляется в присутствии двух понятых <1>.
   (в  ред.  писем  МВД РФ от 30.12.2003 N 13/ц-176, от  12.07.2004  N
   13/ц-2978)
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 4 ст. 27.13 Кодекса.
   
       33.  В  соответствии со ст. 27.13 Кодекса при нарушениях правил
   эксплуатации   транспортного  средства  и  управления  транспортным
   средством,  предусмотренных статьей 12.1 (за исключением управления
   транспортным   средством,  не  зарегистрированным  в  установленном
   порядке),  частью  2 статьи 12.5 Кодекса, запрещается  эксплуатация
   транспортного  средства,  при этом государственные  регистрационные
   знаки    подлежат   снятию   до   устранения   причины   запрещения
   эксплуатации транспортного средства.
       Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации  <1>  от
   18  декабря  2003  г.  N  759  "Об  утверждении  Правил  задержания
   транспортного  средства,  помещения его  на  стоянку,  хранения,  а
   также запрещения эксплуатации".
   (в ред. письма МВД РФ от 30.12.2003 N 13/ц-176)
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 5 ст. 27.13 Кодекса.
   
       О   запрещении  эксплуатации  транспортного  средства  делается
   запись   в   протоколе   об  административном  правонарушении   или
   составляется   протокол  о  запрещении  эксплуатации  транспортного
   средства  по  форме, утвержденной Приказом МВД России от  19  марта
   2004  г. N 187 "О реализации Постановления Правительства Российской
   Федерации  от  18  декабря  2003  г.  N  759".  Копия  протокола  о
   запрещении  эксплуатации  вручается  лицу,  в  отношении   которого
   применена   данная  мера  обеспечения  производства  по   делу   об
   административном правонарушении <1>.
   (в  ред.  писем  МВД РФ от 30.12.2003 N 13/ц-176, от  12.07.2004  N
   13/ц-2978)
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 4 ст. 27.13 Кодекса.
   
                VI. Рассмотрение дел о нарушении Правил
   
       34.  В соответствии со ст. 23.3 Кодекса дела о нарушении Правил
   в  пределах  своей компетенции рассматриваются должностными  лицами
   Государственной инспекции.
       35.   В   соответствии  со  ст.  28.6  Кодекса  при  совершении
   административного   правонарушения,  предусмотренного   главой   12
   Кодекса, за которое назначается административное наказание  в  виде
   предупреждения   или  административного  штрафа   в   размере,   не
   превышающем  одного минимального размера оплаты труда, протокол  об
   административном  правонарушении не составляется, а  уполномоченным
   на  то  должностным  лицом  на  месте совершения  административного
   правонарушения    оформляется   предупреждение   либо    налагается
   административный  штраф.  При  наложении  административного  штрафа
   физическому  лицу,  совершившему  административное  правонарушение,
   выдается     постановление-квитанция    установленного     образца,
   предусмотренное    ст.   32.3   Кодекса.   До   его    установления
   уполномоченным    федеральным   органом    исполнительной    власти
   целесообразно  использовать постановление-квитанцию  рекомендуемого
   образца (приложение N 26).
       Постановление-квитанция  составляется  в  двух  экземплярах   и
   подписывается   должностным  лицом,  назначившим   административное
   наказание,     и    лицом,    привлеченным    к    административной
   ответственности <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 2 ст. 32.3 Кодекса.
   
       В  соответствии  со  ст.  32.2 Кодекса  административный  штраф
   уплачивается     лицом,     привлеченным     к     административной
   ответственности, в течение тридцати дней в банк или иную  кредитную
   организацию.
       В  случае, если лицо, в отношении которого возбуждено  дело  об
   административном   правонарушении,   оспаривает   наличие   события
   административного   правонарушения   и   (или)   назначенное    ему
   административное     наказание,    составляется     протокол     об
   административном правонарушении <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 2 ст. 28.6 Кодекса.
   
       36.  Дело  о  нарушении  Правил рассматривается  по  месту  его
   совершения <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 1 ст. 29.5 Кодекса.
   
       В  соответствии  со ст. 24.4 и 29.5 Кодекса при  удовлетворении
   ходатайства  лица,  в  отношении которого ведется  производство  по
   делу  об  административном правонарушении, о рассмотрении  дела  по
   месту  жительства,  дело  направляется для  рассмотрения  по  месту
   жительства данного лица.
       Дело  об  административном  правонарушении,  по  которому  было
   проведено административное расследование, рассматривается по  месту
   нахождения   органа,  проводившего  административное  расследование
   <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 2 ст. 29.5 Кодекса.
   
       При  невозможности  провести проверку о повторности  совершения
   однородного     административного    правонарушения     дело     об
   административном правонарушении, влекущем лишение права  управления
   транспортным  средством,  направляется для  рассмотрения  по  месту
   учета транспортного средства <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 4 ст. 29.5 Кодекса.
   
       37. Дело о нарушении Правил рассматривается с участием лица,  в
   отношении    которого    ведется   производство    по    делу    об
   административном правонарушении, и потерпевшего. В отсутствие  этих
   лиц  дело  может  быть  рассмотрено лишь в случаях,  когда  имеются
   данные  о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения
   дела,  а  также если от них не поступило ходатайство  об  отложении
   рассмотрения  дела  либо  если  такое  ходатайство  оставлено   без
   удовлетворения <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 25.1, 25.2, 25.4 и 29.7 Кодекса.
   
       Если    при    составлении   протокола   об    административном
   правонарушении  лицо, в отношении которого ведется производство  по
   делу  об  административном правонарушении, и  потерпевший  не  были
   поставлены  в  известность  о времени и  месте  рассмотрения  дела,
   рекомендуется   приглашать   их  в  подразделение   Государственной
   инспекции извещением с уведомлением (приложение N 19).
       38.   При   совершении   лицом  одновременно   двух   и   более
   административных    правонарушений    административное    наказание
   назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
       При  одновременном  рассмотрении таких правонарушений,  дела  о
   которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным  лицом,
   наказание назначается в пределах только одной санкции <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 4.4 Кодекса.
   
       39. В соответствии со ст. 29.6 Кодекса дела о нарушениях Правил
   рассматриваются   в  пятнадцатидневный  срок   со   дня   получения
   должностным  лицом,  правомочным рассматривать дело,  протокола  об
   административном правонарушении и других материалов дела.
       40.   По  результатам  рассмотрения  дела  об  административном
   правонарушении  может  быть  вынесено  постановление  по  делу   об
   административном   правонарушении  о  назначении  административного
   наказания <1> (приложения N 20 и 21).
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 1 ст. 29.9 Кодекса.
   
       В постановлении указываются сведения, предусмотренные ст. 29.10
   Кодекса.    При    описании   обстоятельств,   установленных    при
   рассмотрении  дела, рекомендуется отражать наступившие  последствия
   совершенного правонарушения.
       41.  В  соответствии  со  статьей  28.8  Кодекса  протоколы  об
   административных   правонарушениях,  ответственность   за   которые
   предусмотрена  ст. 12.8, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса, направляются  судье
   в    течение    суток   с   момента   составления   протокола    об
   административном правонарушении.
   (абзац введен письмом МВД РФ от 06.08.2004 N 13/Ц-73)
       В  соответствии  со ст. 23.1 и 29.9 Кодекса дела  о  нарушениях
   Правил, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 12.4,  ч.
   4  ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17,  ч.  2
   ст.  12.21, ст. 12.24, 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 Кодекса, на основании
   определения  о  передаче  дела  об административном  правонарушении
   (приложение  N  22)  могут  быть  переданы  должностным  лицом,   к
   которому  поступило  дело о таком административном  правонарушении,
   на рассмотрение судье.
   (в ред. письма МВД РФ от 06.08.2004 N 13/Ц-73)
       При   этом   дела   направляются:   производство   по   которым
   осуществлялось  в  форме административного расследования  -  судьям
   районных  судов;  об административных правонарушениях,  совершенных
   военнослужащими  и  гражданами, призванными  на  военные  сборы,  -
   судьям  военных  гарнизонных судов; в остальных случаях  -  мировым
   судьям, при их отсутствии - судьям районных судов.
       42. Постановление по делу об административном правонарушении не
   может  быть  вынесено по истечении двух месяцев со  дня  совершения
   административного правонарушения <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 1 ст. 4.5 Кодекса.
   
       В  случае  отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения
   уголовного  дела,  но  при  наличии  в  действиях  лица   признаков
   административного   правонарушения,  двухмесячный   срок   начинает
   исчисляться  со  дня  принятия  решения  об  отказе  в  возбуждении
   уголовного дела или о его прекращении <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 4 ст. 4.5 Кодекса.
   
       43.  Постановление  по делу об административном  правонарушении
   объявляется  немедленно  по  окончании  рассмотрения  дела.   Копия
   постановления по делу об административном правонарушении  вручается
   под   расписку   физическому  лицу,  или  законному   представителю
   физического лица, или законному представителю юридического лица,  в
   отношении  которых  оно  вынесено,  а  также  потерпевшему  по  его
   просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со  дня
   вынесения указанного постановления <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ч. 1 и 2 ст. 29.11 Кодекса.
   
       44.  После  вынесения постановления по делу об административном
   правонарушении,   повлекшем  причинение  легкого   вреда   здоровью
   потерпевшего,     инспектором     (старшим     инспектором)      по
   административной  практике, инспектором  (старшим  инспектором)  по
   дознанию  участникам  ДТП при их обращении  рекомендуется  выдавать
   справки (приложение N 23).
       Заинтересованным организациям аналогичные справки рекомендуется
   выдавать по их письменным запросам.
       При  этом  целесообразно рекомендовать лицам,  участвовавшим  в
   ДТП,  разрешать  вопросы,  связанные с  возмещением  имущественного
   ущерба, в порядке, установленном статьей 4.7 Кодекса.
   
                 VII. Рассмотрение жалобы или протеста
              на постановление по делу о нарушении Правил
   
       45.  Постановление  по делу об административном  правонарушении
   может  быть  обжаловано лицом, в отношении которого  оно  вынесено,
   потерпевшим,    законными    представителями    физического     или
   юридического  лица,  защитником или представителем  лица,  а  также
   опротестовано прокурором <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. ст. 30.1 и 30.10 Кодекса.
   
       Постановление   по  делу  об  административном  правонарушении,
   вынесенное должностным лицом Государственной инспекции, может  быть
   обжаловано  в  вышестоящий  орган, вышестоящему  должностному  лицу
   либо в районный суд по месту рассмотрения дела <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 30.1 Кодекса.
   
       Жалоба   на   постановление   по   делу   об   административном
   правонарушении  может быть подана в течение  десяти  суток  со  дня
   вручения или получения копии постановления <1>.
   --------------------------------
       <1> См.: ст. 30.3 Кодекса.
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное