Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПИСЬМО МНС РФ ОТ 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НДС ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА I КВАРТАЛ 2004 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

         МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                                   
                                ПИСЬМО
                 от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@
                                   
                              СВОД ПИСЕМ
              ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
        ПО НДС ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА - I КВАРТАЛ 2004 ГОДА
   
       Министерство   Российской  Федерации  по   налогам   и   сборам
   направляет  свод  писем по применению действующего законодательства
   по  налогу на добавленную стоимость за II полугодие 2003 года  -  I
   квартал  2004  года. Указанные письма направляются для  сведения  и
   учета  в  работе налоговых органов. При принятии решений ссылку  на
   указанные письма не производить.
   
                                                            О.В.СЕРДЮК
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                            Приложение
                                                                      
                              СВОД ПИСЕМ
              ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
          ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА II ПОЛУГОДИЕ
                    2003 ГОДА - I КВАРТАЛ 2004 ГОДА
                                   
       В целях применения статьи 143 НК РФ:
       В  соответствии  со  статьей 143 Налогового кодекса  Российской
   Федерации   (далее   -   Кодекс)  налогоплательщиками   налога   на
   добавленную   стоимость   признаются  организации,   индивидуальные
   предприниматели,  а  также  лица, признаваемые  налогоплательщиками
   налога  на  добавленную  стоимость в связи с  перемещением  товаров
   через таможенную границу Российской Федерации.
       Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса для целей налогообложения к
   индивидуальным   предпринимателям   относятся   физические    лица,
   зарегистрированные   в  установленном  порядке   и   осуществляющие
   предпринимательскую   деятельность  без  образования   юридического
   лица,   а  также  частные  нотариусы,  частные  охранники,  частные
   детективы.   Физические  лица,  осуществляющие  предпринимательскую
   деятельность   без   образования   юридического   лица,    но    не
   зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных  предпринимателей  в
   нарушение   требований  гражданского  законодательства   Российской
   Федерации,   при  исполнении  обязанностей,  возложенных   на   них
   настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не  являются
   индивидуальными предпринимателями.
       В  соответствии  со  статьей 2 Гражданского кодекса  Российской
   Федерации   (далее   -   ГК   РФ)   предпринимательской    является
   самостоятельная,   осуществляемая  на   свой   риск   деятельность,
   направленная  на систематическое получение прибыли  от  пользования
   имуществом,  продажи товаров, выполнения работ или  оказания  услуг
   лицами,   зарегистрированными  в  этом  качестве  в   установленном
   законом порядке.
       Пунктом  1 статьи 23 ГК РФ предусмотрено, что гражданин  вправе
   заниматься   предпринимательской  деятельностью   без   образования
   юридического лица с момента государственной регистрации в  качестве
   индивидуального предпринимателя.
       Согласно  пункту  4  статьи 23 ГК РФ гражданин,  осуществляющий
   предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица
   с  нарушением  требований  пункта 1  настоящей  статьи,  не  вправе
   ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что  он
   не  является предпринимателем. Суд может применить к таким  сделкам
   правила   настоящего   Кодекса  об  обязательствах,   связанных   с
   осуществлением предпринимательской деятельности.
       Таким   образом,  из  указанных  положений  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  и Гражданского кодекса Российской  Федерации
   следует,  что  физическое лицо, осуществляющее  предпринимательскую
   деятельность,    при    отсутствии    регистрации    в     качестве
   индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться на то, что  он
   не является индивидуальным предпринимателем.
       В   соответствии  с  пунктом  1  статьи  146  Кодекса  объектом
   налогообложения   налогом  на  добавленную   стоимость   признаются
   операции   по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  на  территории
   Российской   Федерации,  за  исключением  операций,  не  подлежащих
   налогообложению, согласно статье 149 Кодекса, а также операций,  не
   признаваемых объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи  146
   Кодекса.
       Услуги   по   сдаче  в  аренду  имущества  не  освобождены   от
   налогообложения, следовательно, данные операции облагаются  налогом
   на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
       Учитывая вышеизложенное, если налоговый орган сможет доказать в
   суде,   что   деятельность  физического  лица   содержит   признаки
   предпринимательской  деятельности, то услуги  по  предоставлению  в
   аренду  имущества  физическим  лицом, подпадающим  под  определение
   индивидуального предпринимателя, установленное статьей 11  Кодекса,
   признаются  объектом налогообложения НДС независимо  от  количества
   объектов,  находящихся в собственности у данного физического  лица.
   (письмо МНС России от 23.06.2003 N 03-1-08/1920/16-Ч127)
   
       В целях применения пункта 2 статьи 145 НК РФ:
       В  соответствии  с  пунктом  1 статьи  145  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные
   предприниматели   имеют   право  на  освобождение   от   исполнения
   обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением  и  уплатой
   налога,  если  за  три предшествующих последовательных  календарных
   месяца  сумма  выручки от реализации товаров  (работ,  услуг)  этих
   организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога  и
   налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
       Выручка,  полученная от реализации товаров (работ,  услуг)  при
   осуществлении   деятельности,  подлежащей  налогообложению   единым
   налогом  на вмененный доход по определенным видам деятельности,  не
   включается  в  сумму выручки от реализации товаров  (работ,  услуг)
   для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса.
       Согласно  пункту  2 статьи 145 Кодекса указанные  положения  не
   распространяются  на организации и индивидуальных предпринимателей,
   реализующих  подакцизные  товары и  (или)  подакцизное  минеральное
   сырье  в  течение трех предшествующих последовательных  календарных
   месяцев.
       В  своем Определении от 10.11.2002 N 313-О Конституционный  Суд
   Российской  Федерации установил, что положение пункта 2 статьи  145
   Налогового   кодекса   Российской  Федерации   не   может   служить
   основанием    для   отказа   лицу,   осуществляющему   одновременно
   реализацию  подакцизных и неподакцизных товаров,  в  предоставлении
   освобождения  от  исполнения  обязанностей  плательщика  налога  на
   добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами.
       Учитывая   изложенное,  организация,  осуществляющая  несколько
   видов   деятельности,   в  рамках  одной  из  которых   реализуются
   подакцизные  товары  и  (или) подакцизное  минеральное  сырье,  при
   наличии  раздельного учета реализации подакцизных  и  неподакцизных
   товаров,  имеет  основание для использования права на  освобождение
   от  обязанностей  плательщика налога на добавленную  стоимость,  по
   деятельности,   в  рамках  которой  не  осуществляется   реализация
   подакцизных   товаров   (работ,   услуг)   и   (или)   подакцизного
   минерального  сырья, при соблюдении условий, установленных  статьей
   145  Кодекса.  (письмо МНС России от 12.05.2003 N  03-1-08/1433/13-
   Р999)
   
       В целях применения пункта 5 статьи 145 НК РФ:
       В  соответствии  с  пунктом  1 статьи  145  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные
   предприниматели   имеют   право  на  освобождение   от   исполнения
   обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением  и  уплатой
   налога   (далее   -  освобождение),  если  за  три   предшествующих
   последовательных  календарных месяца сумма  выручки  от  реализации
   товаров   (работ,   услуг)  этих  организаций  или   индивидуальных
   предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила  в
   совокупности один миллион рублей.
       Пунктом 3 статьи 145 Кодекса определено, что лица, использующие
   право   на   освобождение,   должны   представить   соответствующее
   письменное уведомление и документы, которые подтверждают  право  на
   такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
       Перечень  документов, подтверждающих право на  освобождение  от
   исполнения  обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную
   стоимость,   содержится   в  пункте  6   вышеуказанной   статьи   и
   уведомлении, утвержденном Приказом МНС России от 4 июля 2002  г.  N
   БГ-3-03/342.
       В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Кодекса для подтверждения
   права   на   применение  освобождения  от  исполнения  обязанностей
   налогоплательщика   организация  должна  представить   выписку   из
   бухгалтерского  баланса, выписку из книги продаж  и  копию  журнала
   полученных и выставленных счетов-фактур.
       Таким   образом,   освобождение  от   исполнения   обязанностей
   налогоплательщика  может быть предоставлено только  при  выполнении
   вышеуказанных условий. Непредставление хотя бы одного из  указанных
   в  пункте  6 статьи 145 Кодекса документов является основанием  для
   отказа  организации  в  использовании  права  на  освобождение   от
   исполнения обязанностей налогоплательщика.
       Учитывая,    что    лица,   применяющие   упрощенную    систему
   налогообложения,  не  ведут  книгу продаж  и  журнал  полученных  и
   выставленных счетов-фактур, у них нет возможности предоставить  все
   документы,  необходимые  для подтверждения права  на  освобождение.
   Таким  образом, освобождение от обязанностей налогоплательщика  для
   данных  лиц  правомерно  только с 1 апреля 2003  года,  т.е.  после
   представления   всех   поименованных   в   Кодексе    в    качестве
   подтверждающих  право  на  освобождение  документов.  (письмо   МНС
   России от 13.01.2003 N 03-1-08/523/13-Е763)
   
       В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ:
       В   соответствии  с  подпунктом  12  пункта  3  статьи   346.12
   Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не  вправе
   применять   упрощенную   систему  налогообложения   организации   и
   индивидуальные    предприниматели,    переведенные    на    систему
   налогообложения  в  виде  единого налога  на  вмененный  доход  для
   отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Кодекса.
       Таким  образом,  с  01.01.2003 при переходе на  уплату  единого
   налога   на   вмененный  доход  по  одному  или  нескольким   видам
   предпринимательской деятельности, предусмотренным пунктом 2  статьи
   346.26   Кодекса,  налогоплательщики  теряют  право  на  применение
   упрощенной  системы налогообложения в отношении иных осуществляемых
   ими  видов предпринимательской деятельности и подлежат переводу  по
   таким    видам    деятельности    на   общеустановленную    систему
   налогообложения.
       Одновременно  с  этим следует отметить, что предпринимательская
   деятельность  в  сфере розничной торговли связана с предоставлением
   услуг  и работами по продаже (перепродаже без видоизменения)  новых
   и  бывших  в  употреблении  товаров,  приобретенных  продавцом  для
   дальнейшей  реализации  в  целях осуществления  своей  деятельности
   либо  полученных иным, не запрещенным действующим законодательством
   Российской Федерации способом.
       К товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится
   также и продукция собственного производства.
       Однако при этом следует иметь в виду, что деятельность в  сфере
   производства  готовой  продукции  является  самостоятельным   видом
   предпринимательской   деятельности,  направленным   на   извлечение
   доходов  от реализации изготовленной продукции как через розничную,
   так и через оптовую торговую сеть.
       При  этом реализация продукции собственного производства  через
   розничную  сеть  является одним из способов  извлечения  субъектами
   предпринимательской   деятельности   доходов    от    осуществления
   деятельности в сфере производства готовой продукции.
       Учитывая, что данный вид деятельности не подпадает под действие
   главы  26.3  "Система  налогообложения в  виде  единого  налога  на
   вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса,  доходы,
   извлекаемые   субъектами   предпринимательской   деятельности    от
   реализации  продукции собственного производства через принадлежащие
   им   (используемые  ими)  объекты  организации  торговли,  подлежат
   налогообложению в общеустановленном порядке.
       В   случае,  если  субъекты  предпринимательской  деятельности,
   осуществляющие   деятельность  в  сфере   производства   продукции,
   реализуют   через  принадлежащие  им  (используемые  ими)   объекты
   организации  торговли помимо продукции собственного производства  и
   приобретенные   товары,  доходы,  извлекаемые  ими  от   реализации
   приобретенных    товаров,   подлежат   в   установленном    порядке
   налогообложению  единым налогом на вмененный доход по  деятельности
   в сфере розничной торговли.
       В   этих   целях  указанные  налогоплательщики  обязаны   вести
   раздельный  учет доходов и расходов по каждому осуществляемому  ими
   виду предпринимательской деятельности.
       Одновременно  с  этим  сообщаем,  что  Федеральным  законом  от
   07.07.2003  N  117-ФЗ "О внесении изменений и  дополнений  в  часть
   вторую  Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые  другие
   законодательные  акты Российской Федерации,  а  также  о  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов   (положений
   законодательных актов) Российской Федерации" статья 346.12  Кодекса
   дополнена    пунктом   4,   согласно   которому    организации    и
   индивидуальные  предприниматели,  переведенные  в  соответствии   с
   главой  26.3  Кодекса на уплату единого налога на  вмененный  доход
   для  отдельных  видов деятельности по одному или  нескольким  видам
   предпринимательской  деятельности, с  01.01.2004  вправе  применять
   упрощенную  систему налогообложения в отношении иных осуществляемых
   ими  видов  предпринимательской деятельности. При этом  ограничения
   по   размеру   дохода  от  реализации,  численности  работников   и
   стоимости  основных средств и нематериальных активов, установленные
   указанной   главой,   по   отношению   к   таким   организациям   и
   индивидуальным   предпринимателям  определяются  исходя   из   всех
   осуществляемых  ими  видов  деятельности.  (письмо  МНС  России  от
   06.08.2003 N 03-1-08/2352/13-АБ449)
   
       Согласно  пункту 1 статьи 1012 Гражданского кодекса  Российской
   Федерации  (далее  -  ГК РФ) по договору доверительного  управления
   имуществом  одна  сторона (учредитель управления)  передает  другой
   стороне   (доверительному  управляющему)   на   определенный   срок
   имущество  в  доверительное управление, а другая сторона  обязуется
   осуществлять  управление  этим имуществом  в  интересах  учредителя
   управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
       Доверительным    управляющим    может    быть    индивидуальный
   предприниматель  или  коммерческая  организация,   за   исключением
   унитарного предприятия.
       В  соответствии со статьей 1023 ГК РФ доверительный управляющий
   имеет    право   на   вознаграждение,   предусмотренное   договором
   доверительного управления имуществом.
       На  основании  ст. 143 Налогового кодекса Российской  Федерации
   (далее   -   Кодекс)   индивидуальные  предприниматели   признаются
   плательщиками налога на добавленную стоимость.
       В  соответствии  с  подпунктом 1 пункта 1  статьи  146  Кодекса
   объектом  налогообложения являются операции по  реализации  товаров
   (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
       Пунктом   1  статьи  39  Кодекса  определено,  что  реализацией
   товаров,    работ   или   услуг   индивидуальным   предпринимателем
   признается  соответственно передача на  возмездной  основе  (в  том
   числе  обмен  товарами, работами или услугами) права  собственности
   на  товары,  результатов выполненных работ одним лицом для  другого
   лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
       В   статье   149  Кодекса  содержится  исчерпывающий   перечень
   операций,   не   подлежащих  налогообложению.  В   соответствии   с
   положениями    настоящей    статьи    Кодекса    освобождение    от
   налогообложения     не     предусмотрено     при      осуществлении
   предпринимательской  деятельности  в  интересах  другого  лица   на
   основе договора доверительного управления имуществом.
       Учитывая    вышеизложенное,    вознаграждение    доверительного
   управляющего   подлежит  налогообложению  налогом  на   добавленную
   стоимость.  (письмо  МНС  России от 03.09.2003  N  03-1-08/2584/11-
   АД822)
   
       В  соответствии  с пунктом 1 статьи 59 Федерального  закона  от
   20.12.2002  N  175-ФЗ  "О  выборах депутатов  Государственной  Думы
   Федерального  Собрания  Российской  Федерации"  эфирное  время   на
   каналах   организаций  телерадиовещания  и   печатная   площадь   в
   периодических     печатных    изданиях    могут     предоставляться
   зарегистрированным кандидатам, политическим партиям,  избирательным
   блокам,   зарегистрировавшим  федеральные  списки   кандидатов,   в
   порядке,  предусмотренном настоящим Федеральным законом,  бесплатно
   (бесплатное  эфирное время, бесплатная печатная  площадь)  либо  за
   плату.
       Согласно  пункту 11 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002
   N  67-ФЗ  "Об  основных гарантиях избирательных  прав  и  права  на
   участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее -  Закон
   от   12.06.2002   N  67-ФЗ)  бесплатное  и  платное  предоставление
   эфирного   времени   на  каналах  организаций  телерадиовещания   и
   печатной  площади в периодических печатных изданиях для  проведения
   предвыборной    агитации,   агитации   по   вопросам    референдума
   производится  в соответствии с договором, заключенным в  письменной
   форме     между     организацией    телерадиовещания,     редакцией
   периодического   печатного  издания  и  кандидатом,   избирательным
   объединением,  избирательным  блоком,  представителем  инициативной
   группы   по  проведению  референдума  до  предоставления   эфирного
   времени, печатной площади.
       В  соответствии  с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146  Налогового
   кодекса    Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)   объектом
   налогообложения  признается реализация товаров  (работ,  услуг)  на
   территории  Российской Федерации. Передача права  собственности  на
   товары,   результатов   выполненных  работ,   оказание   услуг   на
   безвозмездной  основе также признается реализацией товаров  (работ,
   услуг).
       Пунктом   1  статьи  39  Кодекса  определено,  что  реализацией
   товаров,   работ   или   услуг  организацией   или   индивидуальным
   предпринимателем признается соответственно передача  на  возмездной
   основе  (в  том числе обмен товарами, работами или услугами)  права
   собственности на товары, результатов выполненных работ одним  лицом
   для  другого  лица, возмездное оказание услуг одним  лицом  другому
   лицу,  а  в  случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,  передача
   права  собственности на товары, результатов выполненных работ одним
   лицом  для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу  -
   на безвозмездной основе.
       Таким  образом,  предоставление  бесплатного  эфирного  времени
   зарегистрированным кандидатам, политическим партиям,  избирательным
   блокам,  зарегистрировавшим федеральные  списки  кандидатов,  равно
   как   предоставление   эфирного  времени   за   плату,   признаются
   реализацией  услуг и являются объектом налогообложения  налогом  на
   добавленную стоимость.
       В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Закона от 12.06.2002 N 67-
   ФЗ    расходы    государственных   и   муниципальных    организаций
   телерадиовещания   и  редакций  государственных   и   муниципальных
   периодических   печатных  изданий,  связанные   с   предоставлением
   бесплатного  эфирного  времени и бесплатной  печатной  площади  для
   проведения    предвыборной   агитации,   агитации    по    вопросам
   референдума, относятся на результаты деятельности этих  организаций
   и редакций. (письмо от 12.03.2004 N 03-1-08/678/12)
   
       Согласно  подпункту  1 пункта 1 статьи 146  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения  по
   налогу  на  добавленную стоимость признаются операции по реализации
   товаров  (работ,  услуг)  на территории Российской  Федерации.  При
   этом  в  целях обложения налогом на добавленную стоимость  передача
   права   собственности  на  товары,  результаты  выполненных  работ,
   оказание  услуг  на  безвозмездной  основе  признается  реализацией
   товаров (работ, услуг).
       В   связи  с  изложенным  товары,  безвозмездно  переданные   в
   рекламных  целях, являются объектом налогообложения  по  налогу  на
   добавленную стоимость.
       При  этом  следует учитывать, что в соответствии  с  пунктом  2
   статьи  154 Кодекса при реализации товаров на безвозмездной  основе
   налоговая   база   определяется   как   стоимость   этих   товаров,
   исчисленная  исходя  из  цен, определяемых в  порядке,  аналогичном
   предусмотренному  статьей  40  Кодекса,  с  учетом   акцизов   (для
   подакцизных  товаров) и без включения в них налога  на  добавленную
   стоимость и налога с продаж.
       В   соответствии  со  статьей  171  Кодекса  налоговым  вычетам
   подлежат   суммы   налога,   предъявленные   налогоплательщику    и
   уплаченные   им   при  приобретении  товаров  (работ,   услуг)   на
   территории   Российской   Федерации  для  осуществления   операций,
   признаваемых  объектами налогообложения по  налогу  на  добавленную
   стоимость.
       Учитывая  изложенное,  суммы налога на  добавленную  стоимость,
   уплаченные  при  приобретении товаров (работ, услуг),  используемых
   для  изготовления товаров, безвозмездно передаваемых для дегустации
   в  рекламных  целях, следует принимать к вычету в общеустановленном
   порядке. (письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18)
   
       В целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ:
       Статьей  143 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее  -
   Кодекс)  установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную
   стоимость   признаются  организации.  При  этом  под  организациями
   согласно   статье   11   Кодекса   понимаются   юридические   лица,
   образованные   в   соответствии   с  законодательством   Российской
   Федерации.
       Следовательно,  все  организации,  вне  зависимости   от   форм
   собственности,  ведомственной принадлежности и видов  деятельности,
   при  осуществлении  операций, подлежащих  налогообложению,  обязаны
   уплачивать налог на добавленную стоимость.
       Объектом   налогообложения  налогом  на  добавленную  стоимость
   согласно  подпункту  1  пункта  1  статьи  146  Кодекса  признаются
   операции   по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  на  территории
   Российской Федерации.
       Подпунктом  4  пункта  2  статьи 146 Кодекса  установлено,  что
   выполнение  работ  (оказание услуг) органами, входящими  в  систему
   органов  государственной власти и органов местного  самоуправления,
   в  рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в
   определенной  сфере  деятельности  в  случае,  если  обязательность
   выполнения    указанных   работ   (оказания   услуг)    установлена
   законодательством     Российской    Федерации,    законодательством
   субъектов    Российской   Федерации,   актами   органов    местного
   самоуправления, не признается объектом налогообложения.
       В  соответствии  с вышеуказанной нормой Кодекса  не  признаются
   объектом   налогообложения   налогом   на   добавленную   стоимость
   выполнение  работ  (оказание услуг) только  органами,  входящими  в
   систему   органов   государственной  власти  и   органов   местного
   самоуправления,  и  не  может быть распространена  на  предприятия,
   выполняющие  работы,  оплачиваемые  за  счет  средств  федерального
   бюджета в рамках выполнения гособоронзаказа.
       Следует отметить, что пунктом 2 статьи 153 Кодекса установлено,
   что  при  определении налоговой базы выручка от реализации  товаров
   (работ,    услуг)    определяется   исходя    из    всех    доходов
   налогоплательщика,  связанных  с  расчетами  по  оплате   указанных
   товаров   (работ,  услуг),  полученных  им  в  денежной   и   (или)
   натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
       Не   учитываются  при  определении  налоговой   базы   денежные
   средства,  поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных
   уровней   бюджетополучателям   -   заказчикам   на   финансирование
   выполняемых   исполнителями  работ  (услуг).  Такие   средства   не
   облагаются  налогом  только  в  момент  их  зачисления   на   счета
   организаций-бюджетополучателей,  являющихся  заказчиками  указанных
   работ  (услуг). Выполненные исполнителями работы (оказанные услуги)
   за    счет    вышеуказанных   средств   подлежат    налогообложению
   (освобождению  от  налогообложения)  в  соответствии  с  главой  21
   "Налог   на   добавленную   стоимость"   Кодекса.   При   получении
   исполнителями  от вышеуказанных заказчиков данных денежных  средств
   за   предстоящее   выполнение  работ  (услуг)  указанные   денежные
   средства  включаются  в  налоговую базу на  основании  подпункта  1
   пункта 1 статьи 162 Кодекса.
       Учитывая  изложенное,  работы  по  государственному  оборонному
   заказу  на 2003 год в соответствии с Федеральной целевой программой
   "Уничтожение  запасов  химического оружия в Российской  Федерации",
   выполняемые  соответствующими  предприятиями,  согласно  налоговому
   законодательству  подлежат налогообложению налогом  на  добавленную
   стоимость. (письмо МНС России от 15.05.2003 N 03-1-07/154/14-С811)
   
       Согласно  статье  143  Налогового кодекса Российской  Федерации
   (далее  -  Кодекс) организации признаются плательщиками  налога  на
   добавленную стоимость.
       В  соответствии  с пунктом 2 статьи 11 Кодекса  к  организациям
   относятся   юридические  лица,  образованные   в   соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.
       Объектом   обложения  налогом  на  добавленную   стоимость   на
   основании  подпункта  1  пункта  1 статьи  146  Кодекса  признаются
   операции   по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  на  территории
   Российской Федерации.
       Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что  не
   признаются   объектом   налогообложения  налогом   на   добавленную
   стоимость  выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими  в
   систему   органов   государственной  власти  и   органов   местного
   самоуправления,   в   рамках   выполнения   возложенных   на    них
   исключительных  полномочий  в  определенной  сфере  деятельности  в
   случае,  если  обязательность выполнения указанных работ  (оказания
   услуг)    установлена   законодательством   Российской   Федерации,
   законодательством  субъектов Российской Федерации,  актами  органов
   местного самоуправления.
       В  соответствии  с  Указом Президента Российской  Федерации  от
   17.05.2000  N  867 "О структуре федеральных органов  исполнительной
   власти"  Министерство  транспорта  Российской  Федерации  (далее  -
   Минтранс   России)   входит   в   структуру   федеральных   органов
   исполнительной власти.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000
   N  1038  утверждено Положение о Министерстве транспорта  Российской
   Федерации.
       Подпунктом  32  пункта 9 указанного Положения установлено,  что
   Минтранс   России   имеет  право  создавать,   реорганизовывать   и
   ликвидировать в установленном порядке свои территориальные  органы,
   а  также  подведомственные федеральные государственные  учреждения,
   утверждать их уставы и положения.
       Минтрансом  России 10.04.1995 утверждено Типовое  положение  "О
   государственном    бассейновом   управлении    водных    путей    и
   судоходства".
       Согласно Типовому положению управление является государственным
   учреждением  (некоммерческой организацией), находящимся  в  ведении
   Минтранса России.
       В соответствии с вышеуказанным подпунктом 4 пункта 2 статьи 146
   Кодекса  не  признаются объектом обложения налогом  на  добавленную
   стоимость   выполнение  работ  (оказание  услуг)  только  органами,
   входящими  в  систему  органов  государственной  власти  и  органов
   местного  самоуправления,  а не организациями,  находящимися  в  их
   ведении.
       Следовательно, положения вышеуказанной статьи Кодекса не  могут
   быть    применены   в   отношении   услуг   (работ),    оказываемых
   (выполняемых) в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2001  N
   24-ФЗ  организациями,  находящимися  в  ведении  Минтранса  России.
   (письмо МНС России от 12.05.2003 N 03-1-07/1427/17-С005)
   
       В  соответствии  с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146  Налогового
   кодекса     Российской    Федерации    не    признается    объектом
   налогообложения   выполнение  работ  (оказание   услуг)   органами,
   входящими  в  систему  органов  государственной  власти  и  органов
   местного  самоуправления, в рамках выполнения  возложенных  на  них
   исключительных  полномочий  в  определенной  сфере  деятельности  в
   случае,  если  обязательность выполнения указанных работ  (оказания
   услуг)    установлена   законодательством   Российской   Федерации,
   законодательством  субъектов Российской Федерации,  актами  органов
   местного самоуправления.
       Таким  образом,  указанная  норма  применяется  при  выполнении
   следующих  условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны)
   органами,  входящими  в  систему органов государственной  власти  и
   органов   местного  самоуправления;  на  эти  органы  должны   быть
   возложены  исключительные полномочия в этой  сфере  деятельности  и
   обязательность   выполнения   этих  работ   (услуг)   должна   быть
   установлена  законодательством  Российской  Федерации  или   актами
   органов местного самоуправления.
       В  соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.12.98  N
   183-ФЗ  "О  государственном контроле за  качеством  и  рациональным
   использованием  зерна и продуктов его переработки"  государственный
   контроль  за  качеством  и  рациональным  использованием  зерна   и
   продуктов  его переработки осуществляется специально уполномоченным
   государственным  органом  в  области государственного  контроля  за
   качеством  и  рациональным использованием  зерна  и  продуктов  его
   переработки.
       Согласно пункту 1 Положения о государственной хлебной инспекции
   при     Правительстве    Российской    Федерации,     утвержденного
   Постановлением Правительства Российской Федерации от  15.03.2001  N
   191,    Государственная   хлебная   инспекция   при   Правительстве
   Российской      Федерации      (Росгосхлебинспекция)       является
   государственным  органом  при Правительстве  Российской  Федерации,
   специально  уполномоченным в области государственного  контроля  за
   качеством  и  рациональным  использованием  семян  хлебных  злаков,
   зернобобовых    и   масличных   культур,   муки,   крупы,    хлеба,
   хлебобулочных   и   макаронных   изделий,   комбикормов,   побочных
   продуктов переработки зерна.
       Пунктом  3 статьи 9 указанного Федерального закона установлено,
   что  данный  орган  обеспечивает  проведение  экспертизы  зерна   и
   продуктов  его переработки, а также принимает решение о возможности
   их дальнейшего использования или уничтожения.
       Вместе с тем в соответствии со статьями 5, 10 указанного Закона
   должностные    лица   Государственной   хлебной    инспекции    при
   Правительстве  Российской  Федерации в пределах  своей  компетенции
   имеют  право для выполнения работ по контролю за качеством зерна  и
   продуктов  его переработки привлекать аккредитованные  лаборатории,
   а также их специалистов, определяющих качество этих товаров.
       Таким  образом,  на  основании положений вышеуказанного  Закона
   работы  по  контролю за качеством зерна и продуктов его переработки
   не  являются  исключительными полномочиями Государственной  хлебной
   инспекции при Правительстве Российской Федерации.
       Следовательно, операции по выполнению указанных работ  подлежат
   налогообложению   налогом  на  добавленную   стоимость   на   общих
   основаниях.  (письмо  МНС России от 02.10.2003  N  03-1-08/2891/12-
   АЙ739)
   
       В целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 148 НК РФ:
       Согласно  подпункту  2 пункта 1 статьи 148  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  (далее  - Кодекс)  местом  реализации  работ
   (услуг)  признается  территория Российской Федерации,  если  работы
   (услуги)  связаны с движимым имуществом, находящимся на  территории
   Российской Федерации.
       В  соответствии  с  подпунктом 4 пункта 1  статьи  148  Кодекса
   местом  реализации  работ (услуг) признается территория  Российской
   Федерации,  если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность
   на территории Российской Федерации.
       Местом    осуществления   деятельности   покупателя   считается
   территория  Российской Федерации в случае фактического  присутствия
   покупателя  работ  (услуг),  указанных в  настоящем  подпункте,  на
   территории   Российской   Федерации   на   основе   государственной
   регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а  при
   ее  отсутствии  -  на основании места, указанного  в  учредительных
   документах   организации,  места  управления   организации,   места
   нахождения  его  постоянно  действующего  исполнительного   органа,
   места   нахождения  постоянного  представительства   (если   работы
   (услуги)  оказаны  через  это постоянное представительство),  места
   жительства физического лица.
       Положение  настоящего подпункта применяется при оказании  услуг
   по  обработке  информации  и  сдаче в  аренду  движимого  имущества
   (оборудования). К услугам по обработке информации относятся  услуги
   по  осуществлению сбора и обобщению, систематизации  информационных
   массивов  и  предоставлению в распоряжение пользователя результатов
   обработки этой информации.
       Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса в целях  главы
   21  Кодекса  местом реализации работ (услуг) признается  территория
   Российской    Федерации,   если   деятельность   организации    или
   индивидуального    предпринимателя,   которые   выполняют    работы
   (оказывают   услуги),   осуществляется  на  территории   Российской
   Федерации   (в   части  выполнения  работ  (оказания   услуг),   не
   предусмотренных подпунктами 1 - 4 настоящего пункта).
       Местом     осуществления    деятельности    организации     или
   индивидуального  предпринимателя, выполняющих  работы  (оказывающих
   услуги),  не  предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1  настоящей
   статьи,   считается  территория  Российской  Федерации   в   случае
   фактического   присутствия  этой  организации  или  индивидуального
   предпринимателя  на  территории  Российской  Федерации  на   основе
   государственной  регистрации, а при ее отсутствии  -  на  основании
   места,  указанного  в учредительных документах  организации,  места
   управления  организацией, места нахождения  постоянно  действующего
   исполнительного  органа  организации, места нахождения  постоянного
   представительства  в  Российской Федерации (если  работы  выполнены
   (услуги  оказаны)  оказаны через это постоянное  представительство)
   либо места жительства индивидуального предпринимателя.
       Вышеизложенный   порядок  применяется  при   реализации   работ
   (услуг),  местом реализации которых является территория  Российской
   Федерации,   налогоплательщиками   -   иностранными   лицами,    не
   состоящими    на   учете   в   налоговых   органах    в    качестве
   налогоплательщиков.  В  данном  случае  следует   руководствоваться
   положениями   статьи  161  Кодекса,  регламентирующими  особенности
   определения налоговой базы налоговыми агентами. (письмо МНС  России
   от 16.06.2003 N 03-1-08/1826/14-Х759)
   
       В целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ:
       В  соответствии  с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс)  местом  реализации
   работ  (услуг)  признается  территория  Российской  Федерации   при
   условии, что покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность  на
   территории    Российской   Федерации.   Положения   этого    пункта
   применяются    при    оказании    консультационных,    юридических,
   бухгалтерских,   инжиниринговых  и  др.  услуг.  К   инжиниринговым
   услугам  относятся инженерно-консультационные услуги по  подготовке
   процесса  производства  и  реализации  продукции  (работ,   услуг),
   подготовке     строительства    и    эксплуатации     промышленных,
   инфраструктурных,   сельскохозяйственных   и    других    объектов,
   предпроектные    и    проектные   услуги    (подготовка    технико-
   экономического  обоснования, проекно-конструкторские  разработки  и
   другие подобные услуги).
       Согласно  подпункту  1  пункта 1 статьи  146  Кодекса  объектом
   налогообложения  признается реализация товаров  (работ,  услуг)  на
   территории Российской Федерации.
       Исходя   из   вышеизложенного  и  принимая  во  внимание,   что
   покупатель  инжиниринговых услуг не осуществляет свою  деятельность
   на   территории  Российской  Федерации  (находится  вне  территории
   Российской   Федерации)  и  местом  реализации   услуг   признается
   территория   иностранного  государства,  услуги,   оказываемые   на
   территории    Республики    Беларусь,    не    являются    объектом
   налогообложения  налогом  на добавленную  стоимость  на  территории
   Российской  Федерации.  (письмо МНС России от  12.03.2003  N  23-2-
   12/10-340-И709)
   
       В  соответствии  с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146  Налогового
   кодека  Российской  Федерации (далее - Кодекс)  объектом  обложения
   НДС  признается  реализация товаров (работ,  услуг)  на  территории
   Российской Федерации.
       При этом место реализации работ (услуг) определяется в порядке,
   установленном статьей 148 Кодекса.
       Услуги,  оказываемые непосредственно в российских аэропортах  и
   воздушном   пространстве  Российской  Федерации   по   обслуживанию
   воздушных      судов     иностранных     авиакомпаний,      включая
   аэронавигационное обслуживание, подпадают под действие подпункта  4
   пункта  1  статьи  148  Кодекса, в соответствии  с  которым  местом
   реализации   данных  услуг  признается  территория   России,   если
   покупатель    услуг   осуществляет   деятельность   на   территории
   Российской Федерации.
       Указанным    подпунктом   также   установлено,    что    местом
   осуществления   деятельности  покупателя  услуг,  перечисленных   в
   данном  подпункте,  считается  территория  Российской  Федерации  в
   случае   присутствия  покупателя  услуг  на  территории  Российской
   Федерации  на  основе государственной регистрации  организации  или
   индивидуального   предпринимателя,  а  при  ее  отсутствии   -   на
   основании    места,    указанного   в   учредительных    документах
   организации,  места  управления организации, места  нахождения  его
   постоянно  действующего  исполнительного органа,  места  нахождения
   постоянного  представительства (если работы (услуги) оказаны  через
   это  постоянное  представительство), места  жительства  физического
   лица.
       В   связи   с   этим,  если  покупателями  услуг,   оказываемых
   непосредственно  в  российских аэропортах и воздушном  пространстве
   Российской  Федерации  по наземному обслуживанию  воздушных  судов,
   включая   аэронавигационное  обслуживание,   являются   иностранные
   организации  (иностранные  индивидуальные предприниматели),  местом
   осуществления   деятельности   которых   не   является   территория
   Российской  Федерации,  то  реализация  рассматриваемых  услуг   не
   является объектом обложения НДС в России.
       Таким  образом,  в данном случае сборы за услуги  по  наземному
   обслуживанию  иностранных  воздушных судов,  взимаемые  российскими
   аэропортами, не облагаются НДС по самостоятельному основанию.
       Если же в силу вышеуказанных в подпункте 4 пункта 1 статьи  148
   Кодекса  оснований местом деятельности иностранных авиакомпаний  и,
   следовательно,  местом реализации рассматриваемых услуг  определена
   территория  России, то следует обратиться к подпункту 22  пункта  2
   статьи  149 Кодекса, которым установлено освобождение от НДС данных
   операций.
       Согласно   письму  МНС  России  от  22.05.2001  N  ВГ-6-03/411,
   разъясняющему порядок применения подпункта 22 пункта 2  статьи  149
   Кодекса,   его   положения  распространяются   только   на   строго
   определенные  услуги,  поименованные  в  разделах  2  и  3  Перечня
   аэронавигационных  и аэропортовых сборов, тарифов  за  обслуживание
   воздушных  судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах  и
   воздушном пространстве Российской Федерации.
       Как   следует   из  пункта  1.1  Перечня,  в  нем   перечислены
   аэронавигационные и аэропортовые сборы, взимаемые в  аэропортах  за
   обслуживание  воздушных судов эксплуатантов  Российской  Федерации,
   т.е.  граждан или юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта,
   выданный Минтрансом России.
       В  связи  с  этим  и  с  учетом того, что  аэронавигационные  и
   аэропортовые  сборы  за  обслуживание воздушных  судов  иностранных
   эксплуатантов   установлены   отдельным   перечнем,    утвержденным
   Приказом   Федеральной  службы  воздушного  транспорта  России   от
   15.05.2000 N 125, письмо МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411  на
   иностранных авиаперевозчиков не распространяется.
       В   связи  с  изложенным  освобождение  от  НДС  реализации  на
   территории  России  услуг  по  обслуживанию  иностранных  воздушных
   судов,  оказываемых в российских аэропортах, действует в  отношении
   всех  услуг  такого  рода без ограничений. (письмо  МНС  России  от
   29.04.2003 N 23-1-12/31-651-П610)
   
       В целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ:
       Как  следует  из запроса, контракт, помимо импорта оборудования
   на  территорию России, предусматривает оказание японской  компанией
   ряда  услуг,  реализуемых как в Японии, так и в  России.  В  Японии
   осуществляется  управление  проектом,  заключающееся  в  проведении
   организационно-подготовительных мероприятий, связанных с  отправкой
   экспортируемого   оборудования,   а   также   обучение   российских
   специалистов  работам  на  оборудовании.  В  России   на   объектах
   размещения    оборудования   оказываются   инжиниринговые    услуги
   (подготовка  технической  документации и проведение  изыскательских
   работ)   с   участием   японских   специалистов,   которые    также
   осуществляют   надзор   за  последующим   монтажом   и   настройкой
   ввезенного  оборудования. Кроме того, сотрудники  Проектного  офиса
   компании   ведут   управление  проектом  в  России,   состоящее   в
   подготовке  технических и расчетно-платежных документов, переписке,
   переговорах и т.п.
       По  общему правилу, установленному подпунктом 5 пункта 1 статьи
   148  Налогового  кодека  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс),
   местом   реализации  работ  (услуг)  является  место   деятельности
   организации, которая выполняет работы (оказывает услуги).
       При   этом   согласно   пункту  2   указанной   статьи   местом
   осуществления   деятельности   организации,   выполняющей    работы
   (оказывающей услуги), не предусмотренные подпунктами 1 -  4  пункта
   1  статьи 148 Кодекса, считается территория Российской Федерации  в
   случае  фактического  присутствия этой  организации  на  территории
   Российской Федерации на основе государственной регистрации,  а  при
   ее  отсутствии  -  на основании места, указанного  в  учредительных
   документах   организации,  места  управления  организацией,   места
   нахождения    постоянно    действующего   исполнительного    органа
   организации,  места  нахождения  постоянного  представительства   в
   Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны)  через
   это постоянное представительство.
       В  связи  с тем, что услуги по управлению Проектом и подготовке
   (обучению)   специалистов   оказываются   специалистами   головного
   японской  компании  на  территории Японии, а  не  через  постоянное
   представительство   в  России,  местом  реализации   данных   услуг
   территория Российской Федерации признана не будет.
       Учитывая  изложенное, реализация указанных  услуг  не  подлежит
   обложению налогом на добавленную стоимость.
       Что   касается   услуг,  оказанных  в  России,   они   подлежат
   налогообложению  в  Российской Федерации на основании  подпункта  4
   пункта  1  вышеназванной  статьи - в части  инжиниринга  и  в  силу
   пункта  2  той  же статьи - в части управления проектом  в  России,
   состоящее    в    подготовке   технических   и   расчетно-платежных
   документов,   так   как  оно  осуществляется   силами   российского
   представительства компании. (письмо МНС России от 19.02.2003 N  23-
   1-10/31-236-Ж354)
   
       В  соответствии  с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146  Налогового
   кодекса  Российской Федерации (далее - Кодекса) объектом  обложения
   по   налогу   на  добавленную  стоимость  признаются  операции   по
   реализации   товаров   (работ,  услуг)  на  территории   Российской
   Федерации.
       Определение  места  реализации  работ  (услуг),  в  том   числе
   оказанных  белорусским контрагентам, осуществляется в  соответствии
   с нормами статьи 148 Кодекса.
       В  соответствии  с  подпунктом 5 пункта 1  статьи  148  Кодекса
   местом  реализации  работ (услуг) признается территория  Российской
   Федерации,   если   деятельность  организации  или  индивидуального
   предпринимателя,  которые  выполняют  работы  (оказывают   услуги),
   осуществляется   на  территории  Российской  Федерации   (в   части
   выполнения  работ (оказания услуг), не предусмотренных  подпунктами
   1 - 4 пункта 1 данной статьи Кодекса).
       Согласно  пункту  2  статьи  148 Кодекса  местом  осуществления
   деятельности организации, выполняющей работы (оказывающей  услуги),
   не  предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 148  Кодекса,
   считается  территория  Российской Федерации в  случае  фактического
   присутствия этой организации на территории Российской Федерации  на
   основе  государственной  регистрации, а  при  ее  отсутствии  -  на
   основании    места,    указанного   в   учредительных    документах
   организации,   места  управления  организацией,  места   нахождения
   постоянно  действующего исполнительного органа  организации,  места
   нахождения  постоянного  представительства в  Российской  Федерации
   (если  работы  выполнены  (услуги  оказаны)  через  это  постоянное
   представительство).
       Таким  образом,  в  случае, если оказанные услуги  (выполненные
   работы)  не  предусмотрены подпунктами 1 - 4 пункта  1  статьи  148
   Кодекса   и   местом  осуществления  деятельности   организации   в
   соответствии  с пунктом 2 статьи 148 Кодекса признается  территория
   Российской   Федерации,   реализация   указанных   работ    (услуг)
   облагается НДС по соответствующей ставке.
       В то же время дать более подробное заключение о налогообложении
   хозяйственных   операций  возможно  лишь  исходя   из   юридической
   квалификации   статуса  и  характера  деятельности,  отраженной   в
   конкретных     договорах,    определяющих     содержание     сделок
   налогоплательщика.  (письмо  МНС  России  от  15.01.2004  N   03-3-
   06/67/35-Б260)
   
       В целях применения пункта 1 статьи 149 НК РФ:
       Как  следует  из  запроса, организация предоставляет  в  аренду
   российским  и иностранным организациям нежилые помещения  офисного,
   торгового  и  иного  назначения,  расположенные  в  коммерческом  и
   торговом центре на территории России.
       В  соответствии  с  пунктом  1 статьи  149  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002
   N    57-ФЗ)   освобождается   от   налогообложения   предоставление
   арендодателем   в   аренду  на  территории   Российской   Федерации
   помещений  иностранным гражданам или организациям,  аккредитованным
   в Российской Федерации.
       Новая  редакция  указанного пункта не содержит установленных  в
   прежней  редакции  ограничений в отношении вида  помещений,  аренда
   которых освобождается от НДС. Таким образом, сфера действия  льготы

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное