Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 22.04.98 N 131 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ВМЕСТЕ С "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПРОИЗВОДСТВЕ СУДМЕДЭКСПЕРТИЗЫ В РФ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О КОНСУЛЬТАТИВНОМ СОВЕТЕ ПРИ ГЛАВНОМ СУДМЕДЭКСПЕРТЕ МИНЗДРАВА РФ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЦЕНТРЕ СУДМЕДЭКСПЕРТИЗЫ МИНЗДРАВА РФ")

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
Утратил силу- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 31.07.2000 N 297

           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                 ПРИКАЗ
                       от 22 апреля 1998 г. N 131

           О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ
                               ЭКСПЕРТИЗЫ

       В целях внедрения принципиально  новых  методов  и  технологий
   производства   экспертиз,   пересмотра   действующих  положений  о
   должностных лицах, инструкций по организации работы бюро судебно -
   медицинской   экспертизы   и  проведению  экспертных  исследований
   приказываю:
       1. Управлению организации медицинской помощи населению:
       1.1. Подготовить  предложения  по  созданию межтерриториальных
   центров  судебно   -   медицинской   экспертизы   для   проведения
   высокотехнологических   и    дорогостоящих  методов   исследования
   Срок - 01.10.98.
       1.2. Разработать,     согласовать     с      заинтересованными
   министерствами  и  ведомствами  Российской Федерации и до 01.12.98
   представить на утверждение перечень видов экспертиз,  производимых
   на платной основе.
       2. Управлению кадров  представить  предложения  по  приему  на
   работу  в судебно - медицинские экспертные учреждения специалистов
   немедицинского профиля. Срок - 01.11.98.
       3. Директору  Республиканского  центра  судебно  - медицинской
   экспертизы Минздрава Российской Федерации Томилину В.В.:
       3.1. Обеспечить   методическое   руководство   и  практическую
   помощь   по  внедрению  в  практику  бюро  судебно  -  медицинской
   экспертизы  новых  инструкций и положений,  утвержденных настоящим
   Приказом.
       3.2. Разработать к 01.10.98:
       3.2.1. Методические  рекомендации  "Требования,  предъявляемые
   при лицензировании к бюро судебно - медицинской экспертизы".
       3.2.2. Проект  типовой  программы  по  подготовке  судебно   -
   медицинских  экспертов  молекулярно  -  генетического  профиля  на
   циклах  и  курсах   усовершенствования   специалистов   учреждений
   повышения квалификации.
       4. Рекомендовать     руководителям     органов      управления
   здравоохранением субъектов Российской Федерации:
       4.1. Обеспечить работу бюро судебно - медицинской экспертизы в
   соответствии с положениями и инструкциями, утвержденными настоящим
   Приказом (Приложения с 1 по 20).
       4.2. Не   допускать  исключения  бюро  судебно  -  медицинской
   экспертизы из системы здравоохранения.
       4.3. Принять  меры к укреплению материально - технической базы
   бюро  судебно  -  медицинской  экспертизы,  создав   условия   для
   внедрения современных экспертных технологий.
       5. Считать:
       5.1. Недействующими  на территории Российской Федерации Приказ
   Минздрава СССР от 10.04.62 N 166 "О мерах по улучшению  судебно  -
   медицинской экспертизы в СССР",  Приказ Минздрава СССР от 21.07.78
   N  694  "Об  утверждении  Инструкции  о  производстве  судебно   -
   медицинской  экспертизы,  Положения  о  бюро судебно - медицинской
   экспертизы и других нормативных актов  по  судебно  -  медицинской
   экспертизе".
       5.2. Утратившим силу Приказ Минздрава РСФСР от 27.02.91  N  35
   "О  дальнейшем  развитии и совершенствовании судебно - медицинской
   экспертизы в РСФСР".
       6. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа возложить на
   заместителя   министра   здравоохранения   Российской    Федерации
   Стародубова В.И.

                                                              Министр
                                                        Т.Б.ДМИТРИЕВА






                                                         Приложение 1
                                           к Приказу Минздрава России
                                           от 22 апреля 1998 г. N 131

                               ИНСТРУКЦИЯ
            О ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       1. Судебно  -  медицинская экспертиза в России является единой
   государственной службой в системе здравоохранения и служит целям и
   задачам правосудия.  Ее деятельность также направлена на всемерное
   содействие  учреждениям  здравоохранения  в   улучшении   качества
   лечебной    помощи   населению   и   проведении   профилактических
   мероприятий.
       Судебно -  медицинская  экспертиза  и  другие  виды  судебно -
   медицинской работы осуществляются  в  соответствии  с  действующим
   законодательством  Российской  Федерации,  с  нормативными актами,
   инструкциями,  приказами Министерства  здравоохранения  Российской
   Федерации.
       2. Судебно  -  медицинскую   экспертизу   производят   в  бюро
   судебно  -  медицинской  экспертизы, которые находятся  в  ведении
   органов     управления   здравоохранением   субъектов   Российской
   Федерации.
       Организационное и    методическое    руководство   судебно   -
   медицинской  экспертизой  в  Российской   Федерации   осуществляют
   Министерство     здравоохранения     Российской     Федерации    и
   Республиканский центр судебно - медицинской экспертизы.
       3. К компетенции судебно - медицинской экспертизы относятся:
       3.1. экспертиза трупа в случаях насильственной смерти;
       3.2. судебно  -  медицинское исследование трупа при подозрении
   на   применение   насилия   или   при   других    обстоятельствах,
   обусловливающих  необходимость  исследования  трупа  в  судебно  -
   медицинском порядке;
       3.3. экспертиза потерпевших,  обвиняемых и других лиц, а также
   судебно  -  медицинское  обследование  граждан   для   определения
   характера и тяжести вреда здоровью,  возраста, половых состояний и
   разрешения других вопросов,  требующих познаний в области судебной
   медицины;
       3.4. экспертиза   вещественных   доказательств    с    помощью
   применения лабораторных методов исследования;
       3.5. экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
       4. Судебно  -  медицинского  эксперта  привлекают  в  качестве
   специалиста в области судебной медицины к участию в первоначальных
   и   других  следственных  действиях:  к  осмотру  трупа  на  месте
   происшествия,  эксгумации,  изъятию  образцов  для  сравнительного
   исследования, к проведению следственного эксперимента и др.
       5. Судебно - медицинские экспертизы и другие  виды  судебно  -
   медицинской  работы  производят специалисты,  занимающие должности
   врачей -  судебно  -  медицинских  экспертов,  а  также  эксперты,
   имеющие высшее немедицинское образование (физики, химики, биологи,
   инженеры и  др.),  заведующие  структурными  подразделениями  бюро
   судебно - медицинской экспертизы, начальники бюро и их заместители
   по экспертной и организационно - методической работе (в дальнейшем
   именуемые как судебно - медицинские эксперты).
       Порядок допуска к работе в указанных  должностях  определяется
   Министерством здравоохранения Российской Федерации.
       6. К участию в производстве судебно  -  медицинских  экспертиз
   могут  быть  привлечены  профессорско  -  преподавательский состав
   кафедр  судебной  медицины,  научные  сотрудники  Республиканского
   центра    судебно    -    медицинской    экспертизы   Министерства
   здравоохранения  Российской  Федерации,   специалисты   учреждений
   здравоохранения и других ведомств.
       7. Судебно   -   медицинскую    экспертизу    производят    по
   постановлению    лица,    производящего   дознание,   следователя,
   прокурора, а также по определению суда.
       По мотивированному  письменному  поручению  органов  дознания,
   следователя,  прокурора,  суда  могут  производиться   судебно   -
   медицинские   исследования   (обследования)   с   целью  выявления
   признаков, служащих основанием для возбуждения уголовного дела.
       8. Учреждение   судебно   -   медицинской   экспертизы   может
   осуществлять судебно - медицинские исследования,  оказывать услуги
   населению и другие виды деятельности,  входящие в его компетенцию,
   на договорной основе по  направлениям  учреждений  и  организаций,
   заявлениям граждан.
       9. Судебно  -  медицинскую  экспертизу  производят  один   или
   несколько   экспертов,  при  необходимости  -  эксперты  различных
   специальностей.
       Необходимость участия  в  производстве  экспертизы  нескольких
   экспертов определяется степенью сложности и характером случая.
       10. Участие   нескольких   экспертов,   при   необходимости  -
   различных специальностей,  является  обязательным  при  проведении
   следующих судебно - медицинских экспертиз:
       а) экспертиз   по   делам   о    привлечении    к    уголовной
   ответственности   медицинских   работников   за   профессиональные
   правонарушения;
       б) повторных  экспертиз  по материалам уголовных и гражданских
   дел;
       в) экспертиз определения стойкой утраты трудоспособности;
       г) первичных экспертиз в особо сложных случаях.
       Примечания  1.  Судебно - медицинские экспертизы  по  делам  о
   привлечении  к уголовной ответственности медицинских работников за
   профессиональные правонарушения,  а также  экспертизы  определения
   стойкой  утраты трудоспособности и повторные судебно - медицинские
   экспертизы   производят   только   в   республиканских,   краевых,
   областных, окружных бюро судебно - медицинской экспертизы, а также
   в     Бюро    судебно - медицинской   экспертизы г. г.  Москвы   и
   С. -  Петербурга,   не   могут   быть   произведены  в  городских,
   межрайонных  и   районных   отделениях   судебно   -   медицинской
   экспертизы.
       2. В Республиканском центре судебно -  медицинской  экспертизы
   Министерства   здравоохранения   Российской  Федерации  судебно  -
   медицинские  экспертизы  производят  в  особых  случаях,  и,   как
   правило,  после  проведения  предыдущих экспертиз в бюро судебно -
   медицинской    экспертизы   республик,   краев, областей, округов,
   г. г. Москвы и Санкт - Петербурга.

       11. Присутствие обвиняемого  и  других  лиц  при  производстве
   судебно  -  медицинской экспертизы допускается только с разрешения
   следователя.
       Присутствие врачей  лечебно  - профилактических учреждений при
   экспертизе трупа  допускается  с  разрешения  следователя,  а  при
   судебно   -   медицинском   исследовании   трупа  -  с  разрешения
   заместителя начальника бюро судебно -  медицинской  экспертизы  по
   экспертной   работе  или  заведующего  отделом  (отделением)  бюро
   судебно - медицинской экспертизы.
       12. При  производстве  экспертизы  не  на  базе бюро судебно -
   медицинской экспертизы  руководители  лечебно  -  профилактических
   учреждений обеспечивают судебно - медицинских экспертов помещением
   для   производства   экспертизы   (морг,   врачебный   кабинет   в
   поликлинике) и оказывают другую необходимую помощь.
       13. Органы   дознания,   следователь,    прокурор    оказывают
   содействие    в   пересылке   взятых   объектов   в   лабораторные
   подразделения бюро судебно - медицинской экспертизы.
       14. Органы  дознания,  следователь,  прокурор,  суд при вызове
   судебно - медицинского эксперта для  участия  в  первоначальных  и
   других   следственных  действиях  предоставляют  ему  транспортное
   средство.
       15. Судебно - медицинский эксперт осуществляет  свои  функции,
   как  правило,  в  пределах  обслуживаемой  территории.  В  случаях
   стихийных и технологических катастроф, других чрезвычайных событий
   по  приказу  Министерства  здравоохранения  Российской Федерации и
   соответственно    местного    органа   управления здравоохранением
   судебно - медицинский  эксперт может быть временно командирован за
   пределы своей территории.
       16. В случае  сложности  экспертизы  и  необходимости  решения
   специальных  вопросов судебно - медицинский эксперт вправе заявить
   ходатайство перед органами, назначившими экспертизу, о приглашении
   для участия в экспертизе соответствующих специалистов.
       17. Если  в  процессе   проведения   судебно   -   медицинской
   экспертизы   возникает  необходимость  в  производстве  судебно  -
   медицинских лабораторных  исследований  для  разрешения  вопросов,
   поставленных перед судебно - медицинским экспертом или возникших у
   него лично,  то,  на основании имеющегося  у  него  постановления,
   определения   или   письменного   предложения   органов  дознания,
   следователя,  прокурора  или  суда,  он   направляет   объекты   в
   соответствующее   лабораторное   подразделение   бюро   судебно  -
   медицинской экспертизы.  При этом судебно  -  медицинский  эксперт
   заполняет   бланк,   в   котором   ссылается   на   представленное
   постановление  (определение),  указывает  краткие   обстоятельства
   дела,   объективные   данные,   выявленные  при  экспертизе,  цели
   лабораторного   исследования.   По    результатам    лабораторного
   исследования оформляют заключение эксперта.
       18. Если  возникает  необходимость  проконсультировать   лицо,
   подвергаемое  судебно  - медицинской экспертизе или обследованию у
   врача   -   специалиста,   работающего   в    другом    учреждении
   здравоохранения,   то   его   направляют   в   это   учреждение  с
   соответствующим  письмом,   подписанным   начальником   бюро   или
   заведующим отделом (отделением)  бюро,  либо судебно - медицинским
   экспертом со ссылкой на представленное постановление (определение)
   или письменное предложение.
       19. Если   в   процессе   проведения   судебно  -  медицинской
   экспертизы выявлены объекты,  которые по  своему  характеру  могут
   стать    вещественными   доказательствами  и  предметом  отдельной
   судебно - медицинской,   криминалистической или  иной  экспертизы,
   они  подлежат  описанию  в  заключении  эксперта  и  передаче  под
   расписку лицу,  назначившему судебно - медицинскую экспертизу, для
   направления на соответствующее экспертное исследование.
       20. Объекты    исследования,    в   том   числе   вещественные
   доказательства, подлежат строгому учету и хранению. Эксперт обязан
   принять  все  зависящие  от него меры для их сохранности.  Порядок
   хранения  и  уничтожения  объектов  исследования  и   вещественных
   доказательств определяется специальными правилами.
       21. Из трупа могут быть  взяты  какие-либо  части,  внутренние
   органы  и  ткани,  кровь,  моча  и т.п.  для судебно - медицинских
   лабораторных исследований.
       В соответствии с действующим Законом Российской  Федерации  "О
   трансплантации  органов  и  (или)  тканей   человека"  допускается
   изъятие  для  лечебных и научных целей внутренних органов и тканей
   от   трупа,   когда   это   не  может воспрепятствовать правильной
   судебно - медицинской диагностике при первоначальном и,  возможно,
   повторном   исследовании  трупа.  Разрешение  на изъятие органов и
   (или)   тканей   от  трупа  должно быть дано судебно - медицинским
   экспертом с письменным уведомлением об этом прокурора.  Об изъятии
   органов  и  тканей  следует  сделать  соответствующую   запись   в
   заключении  эксперта  с  указанием,  что  именно и для каких целей
   изъято и куда направлено.
       22. При проведении судебно -  медицинской  экспертизы  в  суде
   судебно  -  медицинский эксперт составляет заключение в письменном
   виде.  Копию  заключения  приобщают   к   документам   экспертизы,
   находящимся в архиве бюро судебно - медицинской экспертизы.
       23. В случае неправильного истолкования участниками  судебного
   процесса  данного  экспертом  заключения   судебно  -  медицинский
   эксперт обязан заявить об этом в процессе судебного следствия.
       24. Результаты  судебно  -  медицинской экспертизы оформляют в
   соответствии с требованиями действующих Уголовно - процессуального
   и  Гражданского  процессуального законодательств в виде заключения
   эксперта,  в котором должны быть учтены особенности разных видов и
   объектов экспертизы.
       25. Заключение эксперта состоит из следующих разделов: вводной
   части,    включающей   краткое   изложение   обстоятельств   дела,
   исследовательской части и выводов.
       25.1. В вводной части должно быть указано:  а) время  и  место
   производства   экспертизы;  б)  условия  производства  экспертизы,
   имеющие  значение   для   экспертного   исследования   (освещение,
   температура воздуха и др.);  в) постановление или определение,  на
   основании  которого  производится  экспертиза;  г)  фамилия,  имя,
   отчество     эксперта,    занимаемая    должность,    образование,
   специальность и стаж работы,  квалификационная  категория,  ученая
   степень,  ученое звание;  д) при экспертизе трупа - фамилия,  имя,
   отчество, возраст умершего; при экспертизе потерпевших, обвиняемых
   и других лиц - фамилия,  имя,  отчество, возраст, местожительство,
   документ,  удостоверяющий личность;  при экспертизе по  материалам
   дела  и  экспертизе  вещественных  доказательств  - наименование и
   номер уголовного или гражданского дела,  количество томов,  листов
   дела,    перечень  объектов и образцов, поступивших на экспертизу;
   е)  лица,  присутствующие при производстве экспертизы; ж) подписка
   судебно  -  медицинского эксперта о разъяснении ему процессуальных
   прав  и  обязанностей  и  об  его  ответственности;  з)   перечень
   вопросов, поставленных на разрешение экспертизы.
       25.2. В  разделе  "Обстоятельства  дела"  излагают   сведения,
   которые  необходимы судебно - медицинскому эксперту при проведении
   экспертных   исследований   и   составлении выводов при экспертизе
   трупа  - следственные  данные и содержание медицинских документов;
   при экспертизе потерпевших,  обвиняемых и других лиц - медицинский
   опрос   обследуемого   и   жалобы   (опрос  детей  производится  в
   присутствии  родителей  или  педагогов),  следственные  данные   и
   содержание  медицинских  документов;  при  экспертизе вещественных
   доказательств  -  следственные  данные  и  содержание  медицинских
   документов.
       25.3. В  разделе  "Исследовательская часть" должно содержаться
   подробное описание процесса исследования и всех найденных при этом
   фактических   данных.   В   ней   излагаются   примененные  методы
   исследования и используется объективная  регистрация  (фотоснимки,
   контурные  схемы  с  обозначением  повреждений  и др.).  Структура
   исследовательской части определяется видом проводимой экспертизы.
       Этот раздел, в частности, включает:
       25.3.1. при  экспертизе  трупа  -  описание  одежды  и  данных
   наружного  исследования трупа;  внутреннего исследования полостей,
   органов и тканей;  изъятых объектов,  передаваемых следователю для
   проведения других видов экспертиз; перечень объектов, направленных
   на лабораторное исследование;  перечень тканей и органов,  изъятых
   для трансплантации с соблюдением требований действующего Закона "О
   трансплантации органов и (или) тканей человека"; а также в научных
   и  учебных  целях,  с  описанием  произведенного  вмешательства  и
   указанием,  что  изъято,  кому  и  в  какое  учреждение  передано;
   результаты  проведенных  лабораторных исследований с указанием дат
   их проведения и получения  экспертом  результатов  исследований  в
   виде заключения эксперта;
       23.3.2. при экспертизе потерпевших,  обвиняемых и других лиц -
   подробное   описание   всех   выявленных  в  процессе  экспертного
   обследования   объективных   медицинских   данных,   указание    о
   направлении экспертом обследуемого к врачам других специальностей,
   на рентгенологическое и другие исследования,  а  также  результаты
   этих  обследований  и  исследований;  описание  одежды,  если  она
   исследовалась,  то  повреждения  и  наложения  на  ней;   перечень
   объектов (мазки и др.), направленных на лабораторное исследование,
   а также результаты этих исследований;  должны быть  отмечены  даты
   проведения  дополнительных обследований и исследований,  получения
   их  результатов  экспертом;  формирование  выводов  в   заключении
   эксперта;
       25.3.3. при экспертизе вещественных доказательств -  подробное
   описание  вещественных  доказательств  и  имеющихся на них следов,
   изложение   примененных   методов   исследования   и    полученных
   результатов по каждому виду исследования, с указанием используемых
   реагентов,  аппаратуры  и  оборудования,   процесса   анализа.   В
   исследовательской  части также описывает исследование образцов для
   сравнения;
       25.3.4. при  экспертизе  по материалам уголовных и гражданских
   дел - подробное  изложение  фактических  данных,  необходимых  для
   последующего экспертного анализа.
       При экспертизе  по  делам  о   профессиональной   деятельности
   медицинских   работников   включаются   сведения,  полученные  при
   изучении подлинных медицинских и иных документов, имеющих значение
   для дела.
       25.4. Вводная часть,  обстоятельства дела и  исследовательская
   часть составляют вместе протокол заключения эксперта.
       Протокол подписывает судебно -  медицинский  эксперт  и  лица,
   упомянутые в вводной части документа.
       25.5. Выводы  в  заключении   эксперта   являются   научно   -
   обоснованным   мнением  эксперта,  сформулированным  на  основании
   результатов произведенной им экспертизы.
       Выводы оформляют  в соответствии с поставленными на разрешение
   эксперта вопросами.  Они должны также содержать экспертную  оценку
   объективных данных,  выявленных в процессе экспертизы, которые, по
   мнению эксперта,  имеют значение для  дела.  Их  следует  излагать
   ясно,  конкретно, избегая, по возможности, специальных медицинских
   терминов.  Экспертное суждение  по  каждому  выводу  должно   быть
   мотивировано, обосновано фактическими данными.
       25.6. Вводную часть,  обстоятельства дела и  исследовательскую
   часть  заключения  эксперта  составляют непосредственно в процессе
   проведения экспертизы. Следует указывать дату составления сразу же
   после окончания всех исследований.
       25.7. Заключение эксперта  составляют  не  менее  чем  в  двух
   экземплярах,   один   из   которых   передают   органам  дознания,
   следователю,  прокурору или суду,  а другой остается на хранении у
   заведующего   районным,  межрайонным,  городским  отделением  бюро
   судебно - медицинской экспертизы  или  в  архиве  бюро  судебно  -
   медицинской экспертизы.
       Экспертиза вещественных доказательств оформляется  в  процессе
   производства  экспертных  исследований записями в рабочем журнале,
   на  основании  которых  после  окончания  экспертных  исследований
   составляется соответствующий документ.
       25.8. Заключение   эксперта   должно   направляться    органам
   дознания, следователю,  прокурору,  суду,  назначившим  судебно  -
   медицинскую экспертизу,  не  позднее  чем  через  три  дня   после
   окончания всех экспертных исследований.
       Сроки проведения экспертиз определяются их видом,  объектом  и
   характером экспертных исследований.  Наиболее длительными по сроку
   являются экспертизы  вещественных   доказательств   и   экспертизы
   трупов, что   обусловлено   проведением   различных   лабораторных
   исследований. Однако  и  эти  экспертизы  должны,   как   правило,
   производиться в  пределах  не более одного месяца со дня получения
   от органов  дознания,  следователя,  прокурора   или   суда   всех
   необходимых материалов.
       В случае  возможного  или  фактического превышения этого срока
   судебно - медицинский эксперт должен своевременно предупредить  об
   этом  орган,  назначивший экспертизу,  и начальника бюро судебно -
   медицинской экспертизы, указав мотивированную причину.
       25.9. Запрещается  подменять  заключение  эксперта  различными
   краткими справками   и   выписками,   а   также   употреблять  для
   составления вышеуказанных   судебно   -   медицинских   документов
   неутвержденные формы и бланки анкетного типа, давать заключение по
   наружному осмотру трупа или неполному его исследованию.
       26. В случаях,  когда уголовное дело еще не возбуждено, однако
   имеется необходимость в проведении обследования или исследования в
   судебно - медицинском порядке,  допускается судебно -  медицинское
   обследование  живого  лица  или судебно - медицинское исследование
   трупа  и  иных  объектов  на   основании   письменного   отношения
   правоохранительных     органов,     учреждений    здравоохранения,
   должностных лиц,  а также  заявлений  граждан  с  целью  выявления
   приказов,  служащих основанием для возбуждения уголовного дела.  В
   этих случаях результаты проведенного обследования или исследования
   оформляют  Актом  судебно  -  медицинского  обследования или Актом
   судебно - медицинского исследования,  причем судебно - медицинский
   эксперт  не  дает подписки о разъяснении ему процессуальных прав и
   обязанностей  и  об   их   ответственности.   Если   постановление
   (определение)  о назначении судебно - медицинской экспертизы трупа
   вручено  эксперту  после  окончания  им  производства  судебно   -
   медицинского  исследования  трупа  и  составления акта,  оформляют
   заключение   эксперта.   Для   этого   заполняют   вводную   часть
   установленной   формы   заключения   эксперта,  делают  отметку  о
   разъяснении   эксперту   процессуальных   прав,   обязанностей   и
   ответственности,  перечисляют поставленные на разрешение вопросы и
   формулируют   выводы.  К   заключению   эксперта    прилагают  Акт
   судебно  -  медицинского  исследования трупа.  Заключению эксперта
   присваивают новый номер.

                                     Начальник Управления организации
                                         медицинской помощи населению
                                       Минздрава Российской Федерации
                                                           А.И.ВЯЛКОВ

                                        Главный судебно - медицинский
                                                    эксперт Минздрава
                                                 Российской Федерации
                                                          В.В.ТОМИЛИН






                                                         Приложение 2
                                           к Приказу Минздрава России
                                           от 22 апреля 1998 г. N 131

                               ПОЛОЖЕНИЕ
                  О КОНСУЛЬТАТИВНОМ СОВЕТЕ ПРИ ГЛАВНОМ
              СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОМ ЭКСПЕРТЕ МИНИСТЕРСТВА
                  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Консультативный совет  при  Главном  судебно   -   медицинском
   эксперте    Министерства  здравоохранения   Российской   Федерации
   организуется на общественных началах с целью координации научно  -
   исследовательских   работ,   унификации   экспертных   методик   и
   технических средств,  рассмотрения проблем организации  судебно  -
   медицинской службы,  экспертной практики, обучения, лицензирования
   судебно  -  медицинских  учреждений,  сертификации  и   аттестации
   судебно - медицинских кадров.
       Совет в  количестве  30  человек  состоит  из   представителей
   судебно  -  медицинских  учреждений  и  кафедр  судебной медицины,
   занимающих ведущие  позиции  в  основных  географических  регионах
   Российской  Федерации,  сотрудников  Верховного Суда,  Генеральной
   прокуратуры  и  Министерства  внутренних  дел  России,  курирующих
   судебно  -  медицинскую службу,  а также руководителей структурных
   подразделений  Республиканского  центра  судебно   -   медицинской
   экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
       В компетенцию Совета входит:
       1) определение   актуальности   и   приоритетности    основных
   направлений развития  судебно  -  медицинской науки и практики,  а
   также конкретных организационных проблем, требующих совместной или
   согласованной разработки;
       2) обсуждение  проектов  Инструкций,   правил   и   положений,
   подготовленных по   различным   разделам   судебно  -  медицинской
   экспертизы; внесение   предложений,   изменений   и    дополнений,
   направленных на улучшение указанных документов;
       3) обмен  научно  -  методической  информацией,  справочно   -
   информационными материалами,     опытом     работы,     а    также
   статистическими данными по профилю деятельности;
       4) рассмотрение предложений по внедрению в экспертную практику
   новых технологий, методов и приемов исследования;
       5) определение  единых квалификационных требований к судебно -
   медицинским экспертам и совершенствование критериев их оценки;
       6) обсуждение    и   внесение   предложений   в   федеральные,
   межведомственные программы и мероприятия,  затрагивающие  интересы
   судебно   -   медицинской  службы,  правоохранительных  органов  и
   учреждений здравоохранения.
       Председателем Совета  является  главный  судебно - медицинский
   эксперт Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации.   Он
   организует работу   Совета,   формирует   его  состав,  текущие  и
   перспективные планы,   назначает   сроки   обсуждения    вопросов,
   ответственных исполнителей  и  формирует  список  приглашаемых  по
   конкретному вопросу.
       Решение текущих    организационных    вопросов    и    ведение
   делопроизводства осуществляет секретарь.
       Заседания Совета проводят по мере формирования повестки дня на
   основе поступивших материалов,  но не реже одного раза в  квартал.
   При необходимости заседания Совета могут быть выездными. Программу
   направляют членам Совета и заинтересованным лицам за  30  дней  до
   планируемой даты заседания.
       Персональный состав  консультативного  совета   утверждает   и
   изменяет главный   судебно   -  медицинский  эксперт  Министерства
   здравоохранения Российской Федерации.

                                     Начальник Управления организации
                                         медицинской помощи населению
                                       Минздрава Российской Федерации
                                                           А.И.ВЯЛКОВ

                                        Главный судебно - медицинский
                                                    эксперт Минздрава
                                                 Российской Федерации
                                                          В.В.ТОМИЛИН






                                                         Приложение 3
                                           к Приказу Минздрава России
                                           от 22 апреля 1998 г. N 131

                                 СОСТАВ
                  КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ГЛАВНОМ
              СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОМ ЭКСПЕРТЕ МИНИСТЕРСТВА
                  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Председатель       - Томилин В.В., д.м.н., проф., директор
                            РЦСМЭ МЗ РФ;

       Заместители председателя:
       Пиголкин Ю.И.      - д.м.н., проф., зам. директора РЦСМЭ;
       Гедыгушев И.А.     - к.м.н., зав. директора РЦСМЭ;

       Секретарь          - Назаров Г.Н., к.м.н., доц., зав. отделом
                            РЦСМЭ;

       Члены Совета:
       Абрамов С.С.       - к.м.н., зав отделением РЦСМЭ;
       Артамонов Ю.Г.     - зав. отделением РЦСМЭ;
       Бахметьев В.И.     - д.м.н., проф., зав. кафедрой Воронежского
                            медицинского университета;
       Ведрин Л.М.        - д.м.н., проф., профессор кафедры
                            Ярославской медицинской академии;
       Варшавец Н.П.      - к.м.н., нач. Бюро СМЭ Краснодарского
                            края;
       Витер В.И.         - д.м.н., проф., зав. кафедрой Ижевского
                            медицинского университета;
       Гедыгушева Н.П.    - к.м.н., зав. отделением РЦСМЭ;
       Гуртовая С.В.      - зав. отделением РЦСМЭ;
       Джуваляков Г.П.    - к.м.н., доц., нач. Бюро СМЭ Астраханской
                            области;
       Донцов В.Г.        - д.м.н., нач. Бюро СМЭ Воронежской
                            области;
       Ерофеев С.В.       - к.м.н., нач. Бюро СМЭ Ивановской области;
       Жаров В.В.         - к.м.н., доц., нач. Бюро СМЭ г. Москвы;
       Заславский Г.И.    - к.м.н., нач. Бюро СМЭ Ленинградской
                            области;
       Звягин В.Н.        - д.м.н., проф., зав. отделом РЦСМЭ;
       Зороастров О.М.    - к.м.н., доц., нач. Бюро СМЭ Тюменской
                            области;
       Иванов П.Л.        - д.б.н., зав. отделом РЦСМЭ;
       Исаев А.И.         - к.м.н., зав. отделом РЦСМЭ;
       Калинин Ю.П.       - нач. Бюро СМЭ Республики Татарстан;
       Капустин А.В.      - д.м.н., проф., главный научный сотрудник
                            РЦСМЭ;
       Краснова Р.Р.      - зав. отделением РЦСМЭ;
       Крюков В.Н.        - д.м.н., проф., зав. кафедрой Российского
                            государственного медицинского
                            университета;
       Мельников В.С.     - к.м.н., нач. Бюро СМЭ Кировской области;
       Неволин Н.И.       - нач. Бюро СМЭ Свердловской области;
       Новоселов В.П.     - д.м.н., нач. Бюро СМЭ Новосибирской
                            области;
       Палимпсестова О.А. - к.м.н., нач. Бюро СМЭ Саратовской
                            области;
       Пашинян Г.А.       - д.м.н., проф., зав. кафедрой Московского
                            медицинского стоматологического
                            института;
       Пушаков С.М.       - к.м.н., зав. отделом РЦСМЭ;
       Ривенсон М.С.      - нач. Бюро СМЭ Московской области;
       Саломатин Е.М.     - д.ф.н., зав. отделом РЦСМЭ;
       Сахаров Р.С.       - д.м.н., зав. отделом РЦСМЭ;
       Солохин А.А.       - д.м.н., проф., зав. кафедрой Российской
                            медицинской академии последипломного
                            образования;
       Эделев Н.С.        - д.м.н., проф., дир. судебно -
                            медицинского УНПО Нижегородской области.

                                     Начальник Управления организации
                                         медицинской помощи населению
                                       Минздрава Российской Федерации
                                                           А.И.ВЯЛКОВ

                                        Главный судебно - медицинский
                                                    эксперт Минздрава
                                                 Российской Федерации
                                                          В.В.ТОМИЛИН






                                                         Приложение 4
                                           к Приказу Минздрава России
                                           от 22 апреля 1998 г. N 131

                               ПОЛОЖЕНИЕ
             О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЦЕНТРЕ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ
                ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       1. Республиканский  центр  судебно  -  медицинской  экспертизы
   (РЦСМЭ) Министерства здравоохранения Российской Федерации является
   государственным федеральным учреждением здравоохранения, находится
   в ведении  Министерства  здравоохранения  Российской Федерации.  В
   своей деятельности руководствуется  действующим  законодательством
   Российской Федерации,    нормативными   актами,   инструкциями   и
   приказами Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации   и
   настоящим Положением.
       2. Высшим должностным лицом Республиканского центра судебно  -
   медицинской экспертизы   является   его  директор,  назначаемый  и
   освобождаемый от      занимаемой      должности      Министерством
   здравоохранения Российской Федерации.
       3. Директор   Центра   в   качестве   руководителя   головного
   экспертно - научного  учреждения  обеспечивает  организационное  и
   методическое  руководство  судебно  -  медицинской службой органов
   управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
       4. Основной  задачей  директора  Центра  является  определение
   стратегии развития  судебно  -  медицинской  службы  и тактических
   решений по ее реализации.
       5. Для реализации поставленной задачи директор Центра обязан:
       5.1. владеть информацией о  состоянии  судебно  -  медицинской
   службы на основе статистических данных, информации местных органов
   здравоохранения и   начальников   бюро   судебно   -   медицинской
   экспертизы, результатов   проверок  службы,  устных  и  письменных
   обращений граждан и т.д.;
       5.2. разрабатывать  и вносить предложения по совершенствованию
   структуры судебно - медицинской службы  как  в  целом,  так  и  по
   субъектам Российской Федерации;
       5.3. принимать  участие   в   подготовке   решений   коллегий,
   приказов, инструктивных   и   методических  писем,  предложений  в
   Правительство Российской Федерации и другие инстанции по  развитию
   и совершенствованию  судебно  -  медицинской  службы,  а  также  в
   подготовке и   проведении   съездов,   научно    -    практических
   конференций, семинаров, симпозиумов;
       5.4. совершенствовать   организационные   формы   деятельности
   судебно -  медицинских  учреждений  путем  разработки,  изучения и
   распространения передовых форм организации судебно  -  медицинской
   службы, новых технологий и методов диагностики;
       5.5. разрабатывать предложения по формам и направлениям  пред-
   и последипломной   подготовки   врачей   и   средних   медицинских
   работников по судебной медицине и пограничным специальностям;
       5.6. определять  потребность и,  при необходимости,  принимать
   участие в   распределении   медицинской   техники,   лабораторного
   оборудования и  изделий  медицинского  назначения отечественного и
   зарубежного производства;
       5.7. принимать  участие  в  экспертной  оценке  предложений по
   производству медицинской техники,  изделий медицинского назначения
   и пр.,   поступающих   от  промышленных  предприятий,  ассоциаций,
   совместных предприятий,  кооперативов и т.п., в определении объема
   заказов и закупки медтехники, в том числе за рубежом;
       5.8. участвовать  в  разработке  положения  и   программы   по
   аттестации врачей  и среднего медицинского персонала,  положения и
   условий лицензирования медицинской деятельности;
       5.9. участвовать в формировании программ научных исследований,
   направленных на  развитие  судебно   -   медицинской   экспертизы,
   определять заказную  тематику  научных  исследований  по  судебной
   медицине и пограничным специальностям и формы  внедрения  конечных
   результатов.
       6. Директор Центра имеет право:
       6.1. давать   рекомендации   руководителям   местных   органов
   управления здравоохранением  по   развитию   и   совершенствованию
   судебно -  медицинской  службы  в  субъектах Российской Федерации;
   согласовывать с руководителями органов управления здравоохранением
   субъектов Российской   Федерации   назначение  и  освобождение  от
   занимаемой должности  начальников  бюро  судебно   -   медицинской
   экспертизы;
       6.2. издавать     в   установленном      порядке     различные
   информационно - методические материалы;
       6.3. истребовать любую  судебно  -  медицинскую  документацию,
   различные материалы,  препараты  из территориальных бюро судебно -
   медицинской экспертизы;
       6.4. запрашивать  из  лечебно  -  профилактических  учреждений
   медицинскую документацию,  необходимую для  рассмотрения  жалоб  и
   заявлений граждан;
       6.5. выполнять в пределах своей компетенции служебные  задания
   Министерства здравоохранения    Российской    Федерации    и   его
   заместителя;
       6.6. определять   по  согласованию  с  руководителями  органов
   управления здравоохранением субъектов  Российской  Федерации  бюро
   судебно -  медицинской  экспертизы  как  базовые,  несущие функции
   межрегиональных учреждений.
       7. Директор    Центра    должен    представлять   Министерству
   здравоохранения Российской Федерации или его заместителю отчеты  о
   состоянии судебно  -  медицинской  службы  в регионах с выводами и
   предложениями.
       8. Директор   Центра  несет  персональную  ответственность  за
   выполнение возложенных на него задач и обязанностей.
       9. На  Республиканский  центр судебно - медицинской экспертизы
   возлагаются следующие виды деятельности:
       9.1. разработка  проектов  правил  и  инструкций  по судебно -
   медицинской экспертизе в соответствии с действующим  в  Российской
   Федерации законодательством   и   демографическими  особенностями;
   издание этих материалов  после  согласования  с  высшими  органами
   прокуратуры, внутренних дел, суда Российской Федерации;
       9.2. организация и проведение плановых  проверок  деятельности
   бюро судебно  -  медицинской  экспертизы с выездом на территории с
   оценкой состояния судебно - медицинской службы в регионе  и  путях
   ее дальнейшего развития с последующим контролем по их реализации;
       9.3. обеспечение систематического  контроля  за  правильностью
   проведения судебно  - медицинских экспертиз в территориальных бюро
   путем проверок  экспертных   заключений   и   актов   исследований
   (обследований), а   также  экспертиз,  проведенных  по  материалам
   уголовных и гражданских дел;
       9.4. организация   и   выполнение   особо  сложных  судебно  -
   медицинских экспертиз и исследований в структурных  подразделениях
   Республиканского центра  судебно  -  медицинской экспертизы или по
   договоренности в другом территориальном бюро;
       9.5. внедрение в экспертную практику новых технологий, средств
   вычислительной техники,  разрабатываемых  программ  по   отдельным
   видам судебно - медицинских экспертиз;
       9.6. организация  судебно  -  медицинского   обеспечения   при
   ликвидации последствий    стихийных    бедствий,   технологических
   катастроф и других экстремальных ситуаций;
       9.7. координация  и контроль деятельности методических советов
   территориальных бюро судебно - медицинской экспертизы;
       9.8. осуществление  контроля за качеством проведения судебно -
   медицинских клинико - анатомических и поликлинико -  анатомических
   конференций в  бюро  судебно  -  медицинской  экспертизы субъектов
   Российской Федерации;
       9.9. повышение  квалификации  судебно  -  медицинских кадров и
   обучение судебно - медицинских экспертов и судебных химиков  новым
   методам исследования;
       9.10. участие в аттестации судебно - медицинских кадров;
       9.11. организация  систематической  подготовки последипломного
   обучения врачей  судебно  -   медицинских   экспертов   Российской
   Федерации на       соответствующих       кафедрах      факультетов
   усовершенствования врачей медицинских  высших  учебных  заведений,
   академий медицинского последипломного образования;
       9.12. проведение стажировки на  базе  Республиканского  центра
   судебно -  медицинской экспертизы по актуальным вопросам судебно -
   медицинской экспертизы;
       9.13. организация   тематических   семинаров   -  совещаний  с
   привлечением сотрудников кафедр и других подразделений медицинских
   высших учебных заведений,  а также институтов различного профиля с
   целью совершенствования качества судебно - медицинской экспертизы;
       9.14. участие в сертификации судебно - медицинских кадров;
       9.15. организация,    планирование   и   координация   научных
   исследований в области судебной медицины и судебной химии,  в  том
   числе на межведомственной основе;
       9.16. научно  -  методическая консультативная помощь научным и
   практическим экспертным учреждениям и  правоохранительным  органам
   Российской Федерации;
       9.17. взаимодействие с учреждениями здравоохранения и  другими
   ведомствами в подготовке и проведении мероприятий, направленных на
   улучшение судебно - медицинского обслуживания населения,  а  также
   на повышение качества профилактической и лечебно - диагностической
   работы учреждений здравоохранения;
       9.18. осуществление   международных  связей  и  обмена  опытом
   работы, проведение совместных исследований по судебной  медицине и
   судебной химии с зарубежными учеными и научными учреждениями;
       9.19. проведение повторных судебно - медицинских и комплексных
   экспертиз, производство  которых  поручено Республиканскому центру
   судебно -  медицинской  экспертизы,  по  материалам  уголовных   и
   гражданских дел и по делам о привлечении медицинских работников за
   профессиональные правонарушения,  по  которым   ранее   уже   были
   проведены экспертизы  в  бюро  судебно  - медицинской экспертизы в
   субъектах Российской Федерации;
       9.20. производство в исключительных  случаях  в  установленном
   порядке  первичных  судебно  -  медицинских  экспертиз  живых лиц,
   трупов  и  вещественных  доказательств  по  предложениям   органов
   дознания,   следователя,  прокурора  и  суда,  а  также,  по  мере
   необходимости,   участие   судебно   -    медицинских    экспертов
   Республиканского   центра   судебно  -  медицинской  экспертизы  в
   качестве специалистов в области судебной медицины  в  следственных
   действиях;
       9.21. рецензирование диссертационных работ,  представленных на
   соискание ученой  степени,  а  также  материалов  по  аттестации и
   награждению начальников территориальных бюро судебно - медицинской
   экспертизы и     их    заместителей,    заведующих    структурными
   подразделениями с направлением отзыва в соответствующее учреждение
   по принадлежности;
       9.22. рецензирование по поручению Министерства здравоохранения
   Российской  Федерации,  других  министерств  и  ведомств  проектов
   различных  законов,  нормативных  актов  и  других  материалов,  в

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное