Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.10.1999 N 184-ФЗ (РЕД. ОТ 19.06.2004) ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 22.09.1999)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   6 октября 1999 года N 184-ФЗ
   ___________________________________________________________________
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                            ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
                     ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
           ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
                ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                                                Принят
                                                 Государственной Думой
                                                 22 сентября 1999 года
   
                  (с изм. и доп., согл. Федеральных законов
             от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ,
            от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ,
            от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ,
            от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ,
            от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
            от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
            от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 31.12.2005 N 203-ФЗ,
            от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ,
            от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ,
            от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,
                        от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
               от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007),
              от 02.03.2007 N 24-ФЗ, 23.03.2007 N 37-ФЗ,
             от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
            от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 19.07.2007 N 133-ФЗ,
            от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,
            от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
      с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
              от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П,
              Федеральным законом от 08.11.2007 N 260-ФЗ)
   
       Система  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   устанавливается   ими  самостоятельно  в  соответствии  с  основами
   конституционного    строя    Российской   Федерации   и   настоящим
   Федеральным законом.
       Образование,    формирование,    деятельность   законодательных
   (представительных)  и исполнительных органов государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации,  их полномочия и ответственность,
   порядок  взаимодействия  между  собой  и  с  федеральными  органами
   государственной   власти  основываются  на  Конституции  Российской
   Федерации  и  регулируются  федеральными конституционными законами,
   настоящим   Федеральным   законом,   иными  федеральными  законами,
   конституциями  (уставами),  законами и иными нормативными правовыми
   актами субъектов Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       В  настоящем  Федеральном законе термины "исполнительные органы
   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации" и "органы
   исполнительной  власти  субъекта Российской Федерации" используются
   в одном значении.
   



         ОГЛАВЛЕНИЕ

     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья  1. Принципы деятельности органов государственной власти
          субъекта Российской Федерации
     Статья  2.  Система  органов  государственной  власти  субъекта
          Российской Федерации
     Статья   3.  Обеспечение  верховенства  Конституции  Российской
          Федерации и федерального законодательства
     Статья  3.1.  Ответственность  органов  государственной  власти
          субъектов Российской Федерации

     Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья  4.  Основы статуса законодательного (представительного)
          органа государственной власти субъекта Российской Федерации
     Статья      5.     Основные     полномочия     законодательного
          (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
          Российской Федерации
     Статья  6.  Право  законодательной инициативы в законодательном
          (представительном)    органе    государственной   власти   субъекта
          Российской Федерации
     Статья  7.  Порядок принятия законодательным (представительным)
          органом   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации
          нормативных правовых актов
     Статья   8.   Порядок   обнародования   и   вступления  в  силу
          нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
     Статья    9.    Порядок   досрочного   прекращения   полномочий
          законодательного  (представительного) органа государственной власти
          субъекта Российской Федерации
     Статья      10.      Принципы     избрания     законодательного
          (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
          Российской Федерации
     Статья   11.   Условия   осуществления   депутатом  депутатской
          деятельности
     Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
     Статья     13.     Гарантии    депутатской    деятельности    и
          неприкосновенности депутата
     Статья  14.  Исключена.  -  Федеральный  закон  от 04.07.2003 N
          95-ФЗ.
     Статья  15.  Право  депутата  на  отказ  от  дачи свидетельских
          показаний
     Статья  16.  Утратила силу. - Федеральный закон от 19.06.2004 N
          53-ФЗ.

     Глава III. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья  17.  Система  органов  исполнительной  власти  субъекта
          Российской Федерации
     Статья   18.   Высшее   должностное  лицо  субъекта  Российской
          Федерации     (руководитель    высшего    исполнительного    органа
          государственной власти субъекта Российской Федерации)
     Статья    19.    Досрочное   прекращение   полномочий   высшего
          должностного   лица  субъекта  Российской  Федерации  (руководителя
          высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
          Российской Федерации)
     Статья  20.  Основы деятельности высшего исполнительного органа
          государственной власти субъекта Российской Федерации
     Статья  21.  Основные полномочия высшего исполнительного органа
          государственной власти субъекта Российской Федерации
     Статья  22.  Акты высшего должностного лица субъекта Российской
          Федерации     (руководителя    высшего    исполнительного    органа
          государственной   власти   субъекта   Российской  Федерации),  акты
          высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
          Российской Федерации

     Глава IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
          (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
          СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО
          ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РУКОВОДИТЕЛЯ
          ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
          ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) И ОРГАНОВ
          ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья     23.     Основы    взаимодействия    законодательного
          (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
          Российской  Федерации  и  органов  исполнительной  власти  субъекта
          Российской Федерации
     Статья  24. Участие законодательного (представительного) органа
          государственной    власти    субъекта    Российской   Федерации   в
          формировании  органов  исполнительной  власти в субъекте Российской
          Федерации.   Выражение  недоверия  высшему  исполнительному  органу
          государственной     власти     субъекта    Российской    Федерации,
          руководителям  органов  исполнительной  власти  субъекта Российской
          Федерации
     Статья    25.    Разрешение    споров   между   законодательным
          (представительным)    органом   государственной   власти   субъекта
          Российской    Федерации    и    высшим    исполнительным    органом
          государственной власти субъекта Российской Федерации
     Статья   26.   Ответственность  за  нарушение  законодательства
          субъекта Российской Федерации

     Глава IV.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
          МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
          И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья  26.1.  Определение  полномочий  органов государственной
          власти субъекта Российской Федерации
     Статья  26.2.  Финансовое  обеспечение осуществления полномочий
          органов  государственной  власти  субъекта  Российской Федерации по
          предметам ведения субъектов Российской Федерации
     Статья  26.3.  Принципы  финансового  обеспечения осуществления
          органами   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации
          полномочий   по   предметам   ведения  Российской  Федерации  и  по
          предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
          Российской Федерации
          (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
     Статья   26.3.1.   Участие   органов   государственной   власти
          субъектов   Российской  Федерации  в  осуществлении  полномочий  по
          предметам  ведения  Российской  Федерации,  а  также  полномочий по
          предметам совместного ведения
     Статья   26.3.2.   Оценка  эффективности  деятельности  органов
          исполнительной власти субъекта Российской Федерации
     Статья  26.4.  Участие  органов государственной власти субъекта
          Российской   Федерации   в   рассмотрении   Государственной   Думой
          Федерального  Собрания  Российской  Федерации  проектов федеральных
          законов по предметам совместного ведения
     Статья  26.5. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Федеральный
          закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
     Статья    26.6.   Разграничение   полномочий   между   органами
          государственной  власти  края,  области  и органами государственной
          власти входящего в их состав автономного округа
     Статья   26.7.   Принципы  и  порядок  заключения  договоров  о
          разграничении полномочий
     Статья 26.8. Принципы и порядок заключения соглашений
     Статья  26.9.  Временное  осуществление  федеральными  органами
          государственной     власти     отдельных     полномочий     органов
          государственной власти субъекта Российской Федерации

     Глава IV.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья   26.10.   Экономическая   основа  деятельности  органов
          государственной власти субъекта Российской Федерации
     Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации
     Статья  26.12.  Управление  и  распоряжение имуществом субъекта
          Российской Федерации
     Статья 26.13. Бюджет субъекта Российской Федерации
     Статья 26.14. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации
     Статья 26.15. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации
     Статья  26.16.  Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от
          региональных налогов и сборов
     Статья  26.17.  Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от
          федеральных налогов и сборов
     Статья  26.18.  Выравнивание  бюджетной обеспеченности субъекта
          Российской Федерации
     Статья  26.19. Иные средства финансовой помощи бюджету субъекта
          Российской Федерации из федерального бюджета
     Статья  26.20.  Финансирование осуществления полномочий органов
          государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  за  счет
          субвенций из федерального бюджета
     Статья  26.21. Привлечение заемных средств субъектом Российской
          Федерации
     Статья   26.22.   Организация   исполнения   бюджета   субъекта
          Российской Федерации

     Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ
          В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)
          ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
          ФЕДЕРАЦИИ, ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫСШЕГО
          ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
          ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
          И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
          СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья  27.  Обеспечение  соответствия  Конституции  Российской
          Федерации  и  федеральным  законам конституций (уставов), законов и
          иных правовых актов субъекта Российской Федерации
     Статья  28.  Исключена.  -  Федеральный  закон  от 29.07.2000 N
          106-ФЗ.
     Статья  29.  Приостановление действия акта высшего должностного
          лица    субъекта   Российской   Федерации   (руководителя   высшего
          исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской
          Федерации),    актов   органов   исполнительной   власти   субъекта
          Российской Федерации
     Статья    29.1.   Ответственность   должностных   лиц   органов
          исполнительной власти субъекта Российской Федерации

     Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 30. Переходный период
     Статья  30.1.  Утратила силу. - Федеральный закон от 11.12.2004
          N 159-ФЗ.
     Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

______________________________________________________________________________


                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья  1. Принципы деятельности органов государственной власти
   субъекта Российской Федерации
   
       1.   В   соответствии   с   Конституцией  Российской  Федерации
   деятельность  органов  государственной  власти  субъекта Российской
   Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
       а)  государственная  и  территориальная  целостность Российской
   Федерации;
       б)  распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее
   территорию;
       в)  верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных
   законов на всей территории Российской Федерации;
       г) единство системы государственной власти;
       д)   разделение   государственной  власти  на  законодательную,
   исполнительную  и  судебную  в целях обеспечения сбалансированности
   полномочий  и исключения сосредоточения всех полномочий или большей
   их  части  в  ведении  одного  органа  государственной  власти либо
   должностного лица;
       е)  разграничение предметов ведения и полномочий между органами
   государственной    власти    Российской    Федерации   и   органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации;
       ж)   самостоятельное   осуществление  органами  государственной
   власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
       з)  самостоятельное  осуществление  своих  полномочий  органами
   местного самоуправления.
       2.  Органы государственной власти субъекта Российской Федерации
   обеспечивают  реализацию  прав  граждан  на  участие  в  управлении
   делами   государства   как   непосредственно,  так  и  через  своих
   представителей,  в  том  числе  путем  законодательного закрепления
   гарантий   своевременного   назначения   даты   выборов   в  органы
   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  и  органы
   местного   самоуправления   и  гарантий  периодического  проведения
   указанных выборов.
       3.  Органы государственной власти субъекта Российской Федерации
   содействуют   развитию   местного   самоуправления   на  территории
   субъекта Российской Федерации.
       4.   Полномочия   органов   государственной   власти   субъекта
   Российской   Федерации   устанавливаются   Конституцией  Российской
   Федерации,  настоящим  Федеральным  законом,  другими  федеральными
   законами,  конституцией  (уставом)  и  законами субъекта Российской
   Федерации   и   могут   быть   изменены   только   путем   внесения
   соответствующих  поправок  в  Конституцию  Российской  Федерации  и
   (или)  пересмотра  ее  положений,  путем  внесения  соответствующих
   изменений  и  (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем
   принятия  новых федеральных законов, конституции (устава) и законов
   субъекта  Российской  Федерации либо путем внесения соответствующих
   изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       5.  Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
   государственной    власти    Российской    Федерации   и   органами
   государственной     власти     субъектов    Российской    Федерации
   осуществляется   Конституцией  Российской  Федерации,  Федеративным
   договором  и  иными  договорами о разграничении предметов ведения и
   полномочий,  заключенными  в соответствии с Конституцией Российской
   Федерации   и  федеральными  законами.  Общие  принципы  и  порядок
   разграничения  предметов  ведения  и  полномочий  путем  заключения
   договоров  о  разграничении  предметов  ведения  и полномочий между
   федеральными    органами    государственной   власти   и   органами
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  (далее -
   договоры   о   разграничении  полномочий)  и  принятия  федеральных
   законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       6.   В   соответствии   с   Конституцией  Российской  Федерации
   федеральные  органы  исполнительной  власти и органы исполнительной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   могут   по  взаимному
   соглашению   передавать   друг   другу  осуществление  части  своих
   полномочий,   если   это  не  противоречит  Конституции  Российской
   Федерации,  настоящему  Федеральному  закону  и  другим федеральным
   законам.
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
   
       Статья  2.  Система  органов  государственной  власти  субъекта
   Российской Федерации
   
       Систему  органов  государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации   составляют:  законодательный  (представительный)  орган
   государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации;  высший
   исполнительный  орган  государственной  власти  субъекта Российской
   Федерации;  иные  органы государственной власти субъекта Российской
   Федерации,  образуемые  в  соответствии  с  конституцией  (уставом)
   субъекта Российской Федерации.
       Конституцией  (уставом)  субъекта  Российской  Федерации  может
   быть  установлена  должность  высшего  должностного  лица  субъекта
   Российской Федерации.
   
       Статья   3.  Обеспечение  верховенства  Конституции  Российской
   Федерации и федерального законодательства
   
       (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
   
       1.    Федеральными   законами,   договорами   о   разграничении
   полномочий,  соглашениями о передаче осуществления части полномочий
   между     федеральными    органами    исполнительной    власти    и
   исполнительными    органами    государственной   власти   субъектов
   Российской    Федерации   (далее   -   соглашения),   конституциями
   (уставами),   законами   и   иными  нормативными  правовыми  актами
   субъектов  Российской  Федерации не могут передаваться, исключаться
   или  иным  образом  перераспределяться  установленные  Конституцией
   Российской   Федерации   предметы   ведения  Российской  Федерации,
   предметы  совместного  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации  (далее  -  предметы  совместного ведения), а
   также  предметы  ведения  субъектов  Российской Федерации. В случае
   противоречия  Конституции  Российской Федерации положений указанных
   актов действуют положения Конституции Российской Федерации.
       Законы  и  иные  нормативные правовые акты субъектов Российской
   Федерации  не  могут противоречить федеральным законам, принятым по
   предметам  ведения  Российской  Федерации  и  предметам совместного
   ведения.  В  случае  противоречия  между федеральным законом и иным
   актом,  изданным  в  Российской  Федерации,  действует  федеральный
   закон.
       2.    Субъекты   Российской   Федерации   вправе   осуществлять
   собственное   правовое   регулирование   по  предметам  совместного
   ведения   до   принятия   федеральных   законов.   После   принятия
   соответствующего  федерального  закона  законы  и  иные нормативные
   правовые  акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в
   соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
       3.   Если  орган  государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации   полагает,   что   федеральный  закон  не  соответствует
   Конституции   Российской   Федерации,   нормативный   правовой  акт
   федерального   органа   государственной   власти  не  соответствует
   положениям  Конституции  Российской  Федерации, федеральных законов
   или   договоров   о   разграничении   полномочий,   устанавливающим
   разграничение  предметов  ведения  и  полномочий между федеральными
   органами  государственной  власти и органами государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации,  спор о компетенции либо вопрос о
   соответствии  федерального закона Конституции Российской Федерации,
   соответствии   нормативного   правового  акта  федерального  органа
   государственной    власти    Конституции    Российской   Федерации,
   федеральным   законам  или  договорам  о  разграничении  полномочий
   разрешается  соответствующим  судом.  До  вступления в силу решения
   суда  о  признании  федерального закона или отдельных его положений
   не  соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного
   правового  акта  федерального  органа  государственной  власти  или
   отдельных  его положений не соответствующими Конституции Российской
   Федерации,   федеральным  законам  или  договорам  о  разграничении
   полномочий  принятие  законов  и  иных  нормативных  правовых актов
   субъекта   Российской   Федерации,  противоречащих  соответствующим
   положениям   федерального   закона,   нормативного  правового  акта
   федерального органа государственной власти, не допускается.
   
       Статья  3.1.  Ответственность  органов  государственной  власти
   субъектов Российской Федерации
   
       (введена Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ)
   
       Органы  государственной  власти  субъектов Российской Федерации
   несут   ответственность   за   нарушение   Конституции   Российской
   Федерации,   федеральных   конституционных  законов  и  федеральных
   законов,  а  также обеспечивают соответствие Конституции Российской
   Федерации,   федеральным   конституционным  законам  и  федеральным
   законам   принимаемых   (принятых)   ими   конституций   и  законов
   республик,  уставов,  законов  и  иных  нормативных  правовых актов
   краев,   областей,   городов   федерального   значения,  автономной
   области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
       В  случае  принятия  органами  государственной власти субъектов
   Российской  Федерации  нормативных  правовых  актов, противоречащих
   Конституции   Российской   Федерации,  федеральным  конституционным
   законам  и  федеральным  законам  и  повлекших  за собой массовые и
   грубые  нарушения  прав  и  свобод  человека  и  гражданина, угрозу
   единству   и   территориальной  целостности  Российской  Федерации,
   национальной     безопасности    Российской    Федерации    и    ее
   обороноспособности,    единству    правового    и    экономического
   пространства  Российской  Федерации,  органы государственной власти
   субъектов    Российской    Федерации    несут   ответственность   в
   соответствии   с  Конституцией  Российской  Федерации  и  настоящим
   Федеральным законом.
   
           Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Статья  4.  Основы статуса законодательного (представительного)
   органа государственной власти субъекта Российской Федерации
   
       1.  Законодательный  (представительный)  орган  государственной
   власти    субъекта    Российской   Федерации   является   постоянно
   действующим  высшим  и  единственным органом законодательной власти
   субъекта Российской Федерации.
       2.  Наименование  законодательного  (представительного)  органа
   государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации,   его
   структура    устанавливаются    конституцией   (уставом)   субъекта
   Российской  Федерации  с  учетом  исторических, национальных и иных
   традиций субъекта Российской Федерации.
       3.  Число депутатов законодательного (представительного) органа
   государственной     власти     субъекта     Российской    Федерации
   устанавливается    конституцией   (уставом)   субъекта   Российской
   Федерации (далее - установленное число депутатов).
       4.   Не   менее   50   процентов   депутатов   законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской     Федерации     (в     двухпалатном    законодательном
   (представительном)    органе    государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  -  не  менее 50 процентов депутатов одной из
   палат    указанного    органа)   должны   избираться   по   единому
   избирательному  округу  пропорционально  числу голосов, поданных за
   списки    кандидатов    в   депутаты,   выдвинутые   избирательными
   объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
       Депутаты     законодательного     (представительного)    органа
   государственной  власти  субъекта Российской Федерации, избранные в
   составе  списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских
   мандатов     в     законодательном     (представительном)    органе
   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  входят в
   депутатские   объединения  (во  фракции).  Депутатское  объединение
   (фракция)  включает  в  себя  всех  депутатов,  избранных в составе
   соответствующего  списка  кандидатов. В депутатские объединения (во
   фракции)  могут  входить также депутаты, избранные по одномандатным
   или многомандатным избирательным округам.
   (абзац введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 106-ФЗ)
   (п.  4  введен  Федеральным  законом от 24.07.2002 N 107-ФЗ; в ред.
   Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
       5.      Срок      полномочий     депутатов     законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  (далее, если не оговорено особо, - депутаты)
   одного   созыва  устанавливается  конституцией  (уставом)  субъекта
   Российской Федерации и не может превышать пять лет.
       6.  Число  депутатов, работающих на профессиональной постоянной
   основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       7.  Законодательный  (представительный)  орган  государственной
   власти  субъекта Российской Федерации обладает правами юридического
   лица, имеет гербовую печать.
       8.  Законодательный  (представительный)  орган  государственной
   власти  субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы
   организационного,            правового,            информационного,
   материально-технического    и    финансового    обеспечения   своей
   деятельности.
       9.   Расходы   на   обеспечение  деятельности  законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской   Федерации   предусматриваются   в   бюджете   субъекта
   Российской  Федерации  отдельно от других расходов в соответствии с
   бюджетной классификацией Российской Федерации.
       Управление     и     (или)     распоряжение     законодательным
   (представительным)    органом   государственной   власти   субъекта
   Российской    Федерации   или   отдельными   депутатами   (группами
   депутатов)  средствами  бюджета  субъекта  Российской  Федерации  в
   какой  бы  то  ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта
   Российской  Федерации  не  допускаются,  за  исключением средств на
   обеспечение   деятельности   законодательного   (представительного)
   органа  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  и
   (или)    депутатов.    При    этом    полномочия   законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  по  осуществлению  контроля  за  исполнением
   бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.
   (п. 9 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       10.  Законодательный  (представительный)  орган государственной
   власти  субъекта  Российской Федерации является правомочным, если в
   состав   указанного   органа   избрано  не  менее  двух  третей  от
   установленного числа депутатов.
       11.        Правомочность       заседания       законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской   Федерации  определяется  законом  субъекта  Российской
   Федерации.  При этом заседание законодательного (представительного)
   органа  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации не
   может  считаться  правомочным,  если  на  нем присутствует менее 50
   процентов  от  числа  избранных  депутатов.  Правомочное  заседание
   (далее  -  заседание)  законодательного  (представительного) органа
   государственной  власти субъекта Российской Федерации проводится не
   реже одного раза в три месяца.
   (п. 11 в ред. Федерального закона от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
       11.1.  Вновь избранный законодательный (представительный) орган
   государственной  власти субъекта Российской Федерации собирается на
   первое  заседание  в  установленный конституцией (уставом) субъекта
   Российской  Федерации  срок,  который  не  может превышать тридцать
   дней  со  дня  избрания законодательного (представительного) органа
   государственной  власти субъекта Российской Федерации в правомочном
   составе.
   (п. 11.1 введен Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
       12.   Заседания   законодательного  (представительного)  органа
   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  являются
   открытыми,   за  исключением  случаев,  установленных  федеральными
   законами,  конституцией  (уставом)  субъекта  Российской Федерации,
   законами  субъекта  Российской  Федерации,  а также регламентом или
   иным  актом,  принятым данным органом и устанавливающим порядок его
   деятельности.
   
       Статья      5.     Основные     полномочия     законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской Федерации
   
       1.  Законодательный  (представительный)  орган  государственной
   власти субъекта Российской Федерации:
       а)   принимает  конституцию  субъекта  Российской  Федерации  и
   поправки  к  ней,  если  иное  не установлено конституцией субъекта
   Российской   Федерации,   принимает   устав   субъекта   Российской
   Федерации и поправки к нему;
       б)  осуществляет  законодательное  регулирование  по  предметам
   ведения  субъекта  Российской  Федерации  и  предметам  совместного
   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов Российской Федерации в
   пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
       в)  осуществляет  иные  полномочия,  установленные Конституцией
   Российской   Федерации,   настоящим  Федеральным  законом,  другими
   федеральными  законами,  конституцией (уставом) и законами субъекта
   Российской Федерации.
       2. Законом субъекта Российской Федерации:
       а)  утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о
   его  исполнении,  представленные  высшим должностным лицом субъекта
   Российской  Федерации (руководителем высшего исполнительного органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации);
   (пп. "а" в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
       б) исключен. - Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ;
       в)  в  пределах  полномочий,  определенных федеральным законом,
   устанавливается   порядок  проведения  выборов  в  органы  местного
   самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
   (пп. "в" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       г)  утверждаются  программы  социально-экономического  развития
   субъекта  Российской  Федерации,  представленные высшим должностным
   лицом   субъекта   Российской   Федерации   (руководителем  высшего
   исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской
   Федерации);
       д)   устанавливаются   налоги  и  сборы,  установление  которых
   отнесено   федеральным   законом   к  ведению  субъекта  Российской
   Федерации, а также порядок их взимания;
       е)   утверждаются   бюджеты   территориальных   государственных
   внебюджетных  фондов  субъекта  Российской Федерации и отчеты об их
   исполнении;
   (пп. "е" в ред. Федерального закона от 07.05.2002 N 47-ФЗ)
       ж)    устанавливается   порядок   управления   и   распоряжения
   собственностью  субъекта  Российской  Федерации, в том числе долями
   (паями,   акциями)   субъекта   Российской  Федерации  в  капиталах
   хозяйственных    обществ,    товариществ    и    предприятий   иных
   организационно-правовых форм;
       з)  утверждаются  заключение  и  расторжение договоров субъекта
   Российской Федерации;
       и)  устанавливается порядок назначения и проведения референдума
   субъекта Российской Федерации;
       к)     устанавливается    порядок    проведения    выборов    в
   законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти
   субъекта Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
       л)  устанавливается  административно-территориальное устройство
   субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
       м)     устанавливается     система    исполнительных    органов
   государственной власти субъекта Российской Федерации;
   (в  ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 11.12.2004 N
   159-ФЗ)
       н)  регулируются  иные  вопросы,  относящиеся  в соответствии с
   Конституцией    Российской    Федерации,   федеральными   законами,
   конституцией  (уставом)  и законами субъекта Российской Федерации к
   ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
       3.  Постановлением  законодательного (представительного) органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации:
       а)  принимается  регламент указанного органа и решаются вопросы
   внутреннего распорядка его деятельности;
   (пп. "а" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       а.1)  оформляется  решение  о  наделении  гражданина Российской
   Федерации   по   представлению   Президента   Российской  Федерации
   полномочиями   высшего   должностного   лица   субъекта  Российской
   Федерации     (руководителя    высшего    исполнительного    органа
   государственной власти субъекта Российской Федерации);
   (пп. "а.1" введен Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
       б)  назначаются  на  должность  и  освобождаются  от  должности
   отдельные   должностные   лица   субъекта   Российской   Федерации,
   оформляется  согласие  на  их  назначение  на должность, если такой
   порядок  назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации,
   федеральными  законами и конституцией (уставом) субъекта Российской
   Федерации;
   (пп. "б" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       в)     назначается     дата     выборов    в    законодательный
   (представительный)    орган    государственной    власти   субъекта
   Российской Федерации;
   (в  ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 11.12.2004 N
   159-ФЗ)
       г)  назначается  референдум  субъекта  Российской  Федерации  в
   случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       д)   оформляется   решение   о   недоверии   (доверии)  высшему
   должностному   лицу  субъекта  Российской  Федерации  (руководителю
   высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
   Российской  Федерации),  а  также  решение  о  недоверии  (доверии)
   руководителям  органов  исполнительной  власти  субъекта Российской
   Федерации,   в  назначении  которых  на  должность  законодательный
   (представительный)    орган    государственной    власти   субъекта
   Российской    Федерации   принимал   участие   в   соответствии   с
   конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       е)   утверждается  соглашение  об  изменении  границ  субъектов
   Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
   (пп. "ж" введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       з)  назначаются на должность судьи конституционного (уставного)
   суда субъекта Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       и)   оформляются   иные   решения   по   вопросам,   отнесенным
   Конституцией  Российской  Федерации, настоящим Федеральным законом,
   другими  федеральными  законами,  конституцией (уставом) и законами
   субъекта    Российской   Федерации   к   ведению   законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской Федерации.
   (в  ред.  Федеральных законов от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003
   N 95-ФЗ)
       4.  Законодательный  (представительный)  орган  государственной
   власти   субъекта   Российской   Федерации  в  пределах  и  формах,
   установленных  конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
   и законами субъекта Российской Федерации:
       а)   осуществляет   наряду  с  другими  уполномоченными  на  то
   органами  контроль  за  соблюдением  и исполнением законов субъекта
   Российской   Федерации,  исполнением  бюджета  субъекта  Российской
   Федерации,  исполнением  бюджетов  территориальных  государственных
   внебюджетных  фондов  субъекта  Российской  Федерации,  соблюдением
   установленного   порядка   распоряжения   собственностью   субъекта
   Российской Федерации;
   (в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 169-ФЗ)
       б)  осуществляет  иные  полномочия,  установленные Конституцией
   Российской   Федерации,   настоящим  Федеральным  законом,  другими
   федеральными  законами,  конституцией (уставом) и законами субъекта
   Российской Федерации.
   (пп. "б" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
       5.  В  случае,  если конституцией (уставом) субъекта Российской
   Федерации       предусмотрен      двухпалатный      законодательный
   (представительный)    орган    государственной    власти   субъекта
   Российской   Федерации,   законы   субъекта   Российской  Федерации
   принимаются  палатой,  сформированной  в  соответствии  с пунктом 4
   статьи  4  настоящего  Федерального  закона,  решение  о  наделении
   гражданина  Российской  Федерации полномочиями высшего должностного
   лица    субъекта   Российской   Федерации   (руководителя   высшего
   исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской
   Федерации)   принимается   на   совместном  заседании  палат.  Иные
   полномочия  каждой  из палат осуществляются на основании настоящего
   Федерального   закона,  конституции  (устава)  и  законов  субъекта
   Российской Федерации.
   (п. 5 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)
   
       Статья  6.  Право  законодательной инициативы в законодательном
   (представительном)    органе    государственной   власти   субъекта
   Российской Федерации
   
       1.   Право   законодательной   инициативы   в   законодательном
   (представительном)    органе    государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  принадлежит  депутатам, высшему должностному
   лицу    субъекта   Российской   Федерации   (руководителю   высшего
   исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской
   Федерации),   представительным   органам  местного  самоуправления.
   Конституцией   (уставом)   субъекта   Российской   Федерации  право
   законодательной  инициативы  может быть предоставлено иным органам,
   общественным   объединениям,  а  также  гражданам,  проживающим  на
   территории данного субъекта Российской Федерации.
       2.      Законопроекты,      внесенные     в     законодательный
   (представительный)    орган    государственной    власти   субъекта
   Российской  Федерации  высшим должностным лицом субъекта Российской
   Федерации    (руководителем    высшего    исполнительного    органа
   государственной     власти    субъекта    Российской    Федерации),
   рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
       3.   Законопроекты   о   введении   или   об   отмене  налогов,
   освобождении   от  их  уплаты,  изменении  финансовых  обязательств
   субъекта     Российской     Федерации,     другие    законопроекты,
   предусматривающие  расходы,  покрываемые  за  счет  средств бюджета
   субъекта   Российской  Федерации,  рассматриваются  законодательным
   (представительным)    органом   государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  по  представлению  высшего должностного лица
   субъекта     Российской     Федерации     (руководителя     высшего
   исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской
   Федерации)  либо  при  наличии  заключения  указанного лица. Данное
   заключение   представляется  в  законодательный  (представительный)
   орган  государственной власти субъекта Российской Федерации в срок,
   который  устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской
   Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.
   (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
   
       Статья  7.  Порядок принятия законодательным (представительным)
   органом   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации
   нормативных правовых актов
   
       1.  Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки
   к  ней  (к  нему)  принимаются  большинством  не  менее двух третей
   голосов от установленного числа депутатов.
       2.    Законы    субъекта   Российской   Федерации   принимаются
   большинством  голосов  от установленного числа депутатов, если иное
   не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
       3.  Постановления  законодательного  (представительного) органа
   государственной  власти  субъекта  Российской Федерации принимаются
   большинством  голосов  от  числа  избранных депутатов, если иное не
   предусмотрено настоящим Федеральным законом.
       4.  Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается
   законодательным  (представительным)  органом государственной власти
   субъекта  Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение
   о  принятии  либо  отклонении  проекта  закона,  а также о принятии
   закона       оформляется       постановлением      законодательного
   (представительного)    органа   государственной   власти   субъекта
   Российской Федерации.
       5.   Если   в   случае,  предусмотренном  пунктом  5  статьи  5
   настоящего  Федерального  закона,  в  соответствии  с  конституцией
   (уставом)   субъекта   Российской   Федерации  требуется  одобрение
   принятого  закона  субъекта  Российской  Федерации  другой палатой,
   такой  закон считается одобренным, если за него проголосовало более
   половины от установленного числа членов этой палаты.
       В  случае  отклонения  принятого  закона палатой, к полномочиям
   которой  относится одобрение законов субъекта Российской Федерации,
   отклоненный   закон   субъекта   Российской   Федерации   считается
   принятым,  если  при повторном голосовании за него проголосовало не
   менее  двух  третей  от  общего  числа  депутатов палаты, принявшей
   закон.
   (п. 5 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
   
       Статья   8.   Порядок   обнародования   и   вступления  в  силу
   нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
   
       1.    Законы    субъекта    Российской    Федерации,   принятые
   законодательным  (представительным)  органом государственной власти
   субъекта  Российской  Федерации, направляются указанным органом для
   обнародования   высшему   должностному   лицу  субъекта  Российской
   Федерации     (руководителю    высшего    исполнительного    органа
   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации)  в  срок,
   который  устанавливается  конституцией (уставом) и законом субъекта
   Российской Федерации.
       2.   Высшее  должностное  лицо  субъекта  Российской  Федерации
   (руководитель   высшего   исполнительного   органа  государственной
   власти    субъекта    Российской    Федерации)   обязано   (обязан)
   обнародовать   конституцию   (устав),   закон  субъекта  Российской
   Федерации,  удостоверив  обнародование  закона путем его подписания
   или  издания  специального  акта,  либо  отклонить  закон  в  срок,
   который  устанавливается  конституцией (уставом) и законом субъекта
   Российской   Федерации   и   не   должен   превышать   четырнадцать
   календарных  дней  с момента поступления указанного закона. Порядок
   обнародования  конституции  (устава),  закона  субъекта  Российской
   Федерации   устанавливается   конституцией   (уставом)   и  законом
   субъекта  Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта
   Российской  Федерации  высшим должностным лицом субъекта Российской
   Федерации    (руководителем    высшего    исполнительного    органа
   государственной  власти  субъекта Российской Федерации) отклоненный
   закон   возвращается  в  законодательный  (представительный)  орган
   государственной    власти    субъекта    Российской   Федерации   с
   мотивированным  обоснованием  его  отклонения либо с предложением о
   внесении в него изменений и дополнений.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное