Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД (УТВ. ЦБ РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
               ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД

                               Введение

       Основные   направления   единой   государственной   денежно  -
   кредитной  политики  на  2000  год,  разработанные Банком России в
   соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской
   Федерации  (Банке  России)",  содержат анализ текущего состояния и
   прогноз развития российской экономики на предстоящий год,  а также
   основные  ориентиры,  параметры  и инструменты денежно - кредитной
   политики,  которыми  Банк  России  будет руководствоваться в своей
   работе в 2000 году.
       Банк   России   придает   большое  значение  подготовке  этого
   программного  документа,  поскольку  таким  образом  он  не только
   знакомит  общественность  со своими намерениями относительно одной
   из   важнейших   сфер  деятельности,   связанной  с конституционно
   закрепленной  за  Банком  России  функцией по защите и обеспечению
   устойчивости   национальной   денежной  единицы,   но  и формирует
   позитивные   ожидания  в экономике.   Повышая  прозрачность  своей
   работы,   Банк  России  способствует  росту  доверия  к проводимой
   экономической и денежно - кредитной политике.
       Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах
   формирования  денежно  - кредитной  политики,  соподчиняя  ее цели
   главным задачам экономической политики государства. На предстоящий
   2000  год  снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему
   остается  конечной  целью  денежно  - кредитной политики.  Задачей
   определения   количественных   параметров  экономической  политики
   является   выбор   наилучшего  сочетания  экономического  роста  и
   инфляции.  Критерием  такого  выбора должно быть повышение доходов
   населения   в  реальном   выражении.   Возможное   сочетание  этих
   параметров  зависит  от складывающихся пропорций спроса со стороны
   секторов экономики.
       При   формировании   целевых  ориентиров  денежно  - кредитной
   политики  на 2000 год Банком России был взят за основу официальный
   прогноз макроэкономических показателей,  который использовался при
   составлении  проекта  федерального  бюджета  страны  на  2000 год.
   Основными  ориентирами  макроэкономической  политики Правительства
   Российской  Федерации  на  2000  год  определены  снижение  темпов
   инфляции до 18% за год и обеспечение роста ВВП на 1,5%. Постановка
   цели  по  замедлению темпов роста цен на основе контроля за ростом
   денежной массы поддерживается предполагаемыми параметрами снижения
   бюджетного дефицита и благоприятным состоянием платежного баланса,
   являющимся  следствием  девальвации  рубля  и позитивной  динамики
   условий торговли России.
       Однако влияние девальвации и внешних благоприятных факторов на
   интенсивность  восстановительных  процессов ограничено во времени.
   Несмотря на то что в настоящее время экономика страны преодолевает
   спад,   реализация   экономической   политики   в  соответствии  с
   официальным  прогнозом обеспечивает невысокие темпы экономического
   роста,  медленное восстановление доходов населения и уровня жизни,
   что  в свою очередь может ограничить перспективы для долгосрочного
   устойчивого и динамичного экономического развития.
       В  2000  году  будет сохранен режим плавающего обменного курса
   рубля. Наряду с прогнозом состояния торгового баланса при принятии
   решения  относительно  принципов  проведения  валютной политики на
   предстоящий  год  Банк России учитывал и тот факт,  что в нынешних
   условиях  установление Банком России ориентиров динамики обменного
   курса  рубля приобретает в глазах общественности форму официальных
   обязательств   и в  определенных  ситуациях  может  использоваться
   участниками рынка как сигнал для оказания давления на национальную
   валюту.  Валютная  политика  в 2000  году должна обеспечить защиту
   денежной   системы   России   и экономики  в целом  от  негативных
   последствий  резких конъюнктурных колебаний обменного курса рубля,
   истощения   золотовалютных  резервов  и тем  самым  способствовать
   укреплению экономической безопасности страны.
       При   проведении  денежно  - кредитной  политики  Банк  России
   предполагает  использовать  не  только  все  имеющиеся в настоящее
   время  в его  распоряжении инструменты,  но и расширить их состав,
   сделав  набор располагаемых методов контроля и управления денежным
   предложением       полностью        адекватным      складывающимся
   общеэкономическим  условиям.  Однако  возможность  и эффективность
   применения    конкретных    инструментов   денежно   -  кредитного
   регулирования    в   значительной    степени   будут   связаны   с
   восстановлением   и  развитием   сегментов   финансового  рынка  и
   укреплением  банковской  системы.  Достижение  поставленных  целей
   также   будет   зависеть   от   наличия  соответствующих  условий,
   создаваемых    функционированием   всех   секторов   экономики   и
   проведением необходимых институциональных преобразований.
       Банк    России   предусматривает   возможность   корректировки
   количественных   оценок  целевых  ориентиров  денежно  - кредитной
   политики   при   пересмотре   официальных  прогнозных  показателей
   развития экономики России на 2000 год.

              I. Денежно - кредитная политика в 1999 году
                и ее взаимосвязь с основными секторами
                           экономики России

               1. Цели и результаты денежно - кредитной
                         политики в 1999 году

       Разработка  целей  денежно  - кредитной  политики  на 1999 год
   происходила  в сложный  кризисный период конца 1998 года,  когда в
   экономике,  переживавшей девальвационный шок, начали формироваться
   новые  тенденции  и взаимосвязи,  что  предопределило значительный
   рост  неопределенности  оценок  будущего  развития.  Основные цели
   денежно  - кредитной политики на 1999 год определялись программным
   документом    Банка    России    "Основные    направления   единой
   государственной  денежно  - кредитной  политики  на  1999 год",  в
   соответствии  с которым инфляция за 1999 год должна была составить
   30%,   а   прирост   спроса   на   деньги   (денежная   масса  М2)
   прогнозировался  в интервале  18 - 26%.  При реализации этих целей
   Банк  России считал особо важным не допустить экономического спада
   более чем на 1 - 3%,  учитывать состояние безработицы и платежного
   баланса.  В  середине  июля  1999  года  Правительство  Российской
   Федерации  и Банк  России приняли также Заявление об экономической
   политике  на  1999  год,  в  котором  было  признано  допустимым в
   условиях  существовавшей  неопределенности  увеличение инфляции до
   50% в год.
       За  десять  месяцев  1999 года потребительские цены выросли на
   33,2%.  Судя  по  этим результатам и имеющимся прогнозам,  уровень
   инфляции  в 1999  году  составит  около  40% и,  таким    образом,
   превысит  первоначальные целевые показатели.  Однако анализ причин
   инфляции  в этот  период свидетельствует об адекватности денежного
   предложения целям денежно - кредитной политики.
       Базовая  инфляция  (рост цен,  зависящий от динамики денежного
   предложения) практически соответствует заданной целевой траектории
   и, по оценкам, за год составит около 30%.
       Существенное  воздействие  на  инфляцию  в 1999 году оказывали
   факторы  немонетарного  характера,  то есть находившиеся вне сферы
   контроля Банка России.  К ним, например, относятся отмена органами
   власти льготных ставок по НДС для многих видов продуктов питания и
   введение    налога    с   продаж.     Следует    отметить    также
   постдевальвационный  эффект  переориентации  части  производств  с
   внутреннего  на  внешний рынок,  вызванной значительным повышением
   эффективности   экспорта   ряда  российских  товаров.   Сокращение
   предложения   ряда   товаров   отечественного   производства   при
   одновременном  снижении  поставок аналогичной продукции по импорту
   спровоцировало  рост  цен.  Особенно  заметным  был  рост  цен  на
   автомобильный  бензин,  что привело к увеличению себестоимости,  и
   цен на ряд других товаров.
       Как  показывают  расчеты,  на  протяжении  длительного времени
   эластичность инфляции по валютному курсу остается высокой, то есть
   валютный  курс является одним из важнейших факторов,  определяющих
   динамику   инфляции.   Необходимость   погашения   государственных
   обязательств  по  внешнему  долгу  в 1999  году и связанная с этим
   покупка  иностранной  валюты на рынке способствовали определенному
   увеличению   спроса   на  иностранную  валюту  и,   следовательно,
   формированию валютного курса на более низком уровне. Это означает,
   что  в 1999  году  погашение  внешнего  долга  являлось  одним  из
   факторов, формирующих инфляцию.
       Фактический  темп прироста денежной массы М2 за девять месяцев
   1999  года  составил  33,2%,  то  есть  превысил значение годового
   целевого уровня.
       Превышение расчетных целевых ориентиров денежной массы связано
   с более быстрым, чем предполагалось, увеличением спроса на деньги,
   что обусловливалось рядом тенденций,  сформировавшихся в экономике
   к концу первого полугодия 1999 года.
       Прежде  всего  это  связано с динамикой производства товаров и
   услуг. По оценкам, прирост ВВП в 1999 году в целом может составить
   1  - 2%,  что объясняет увеличение спроса на деньги по сравнению с
   первоначально   сделанными   оценками,   основанными  на  прогнозе
   экономического спада в 2%.
       Следует  отметить  также  влияние ситуации на мировых товарных
   рынках  и состояния  торгового баланса России на спрос на деньги в
   первой половине 1999 года.  Рост цен на основные экспортные товары
   России на мировых рынках,  способствовавший   увеличению  экспорта
   во II квартале,  наряду   с улучшением  контроля  за  репатриацией
   экспортной  выручки  обусловил быстрое увеличение остатков средств
   на счетах экспортеров и в целом на счетах юридических лиц, а более
   низкий   по   сравнению   с первоначальным  среднегодовой  уровень
   валютного курса способствовал усилению этой тенденции.

               Денежная масса М2 в 1999 г. (млрд. руб.)

                        (график не приводится)

       Обращает  на  себя  внимание  и еще  один  фактор формирования
   спроса  на  деньги  в первой  половине  1999  года.  В этот период
   отмечалось   увеличение   денежной   составляющей   в общей  массе
   платежей,  связанное  с оживлением  производства,  ростом  доходов
   предприятий,  общим улучшением состояния государственного бюджета.
   Сокращение   неденежных   форм   расчетов   способствовало   росту
   трансакционных  остатков  и,  таким образом,  увеличению спроса на
   деньги.
       Кроме  того,  с  начала  текущего  года  отмечается устойчивое
   сокращение  просроченной  задолженности  по заработной плате,  что
   также стало одной из причин увеличения спроса на наличные деньги и
   денежную массу М2 в целом.
       Увеличение  спроса  на  трансакционные  деньги  определялось в
   основном ростом производства прежде всего в экспортных отраслях, а
   не   увеличением   потребления.   Один   из   наиболее   динамично
   развивающихся    элементов    денежной    массы   -  депозиты   до
   востребования,   большая  часть  которых  приходится  на  депозиты
   предприятий.  Их прирост опережал прирост денежной массы М2 и,  по
   предварительным оценкам, опередит прирост номинального ВВП за год.
       Снижение скорости обращения по показателю,  включающему только
   трансакционные   счета,    отражает   результат   процесса   роста
   монетизации   экономики.   Однако   обусловленное   складывающейся
   динамикой  доходов  населения  более медленное увеличение наличной
   компоненты  денежной  массы  объясняет  общее сокращение удельного
   веса  трансакционных  денег  в денежной  массе М2.  В связи с этим
   четко выраженного снижения скорости обращения по всему агрегату М1
   не наблюдалось.
       Особо  обращает  на себя внимание увеличение срочных депозитов
   (в основном это депозиты физических лиц),  прирост которых почти в
   2  раза  превышал  прирост  трансакционных  денег.  Эта  тенденция
   отмечалась  на  фоне  сокращения  относительных  издержек хранения
   активов в виде рублевых вкладов.
       Денежно   -  кредитная  политика  в 1999  году  проводилась  в
   условиях режима плавающего валютного курса. Банк России исходил из
   объективной необходимости сближения фактического валютного курса и
   валютного       курса,       соответствующего      фундаментальным
   макроэкономическим параметрам.
       Существенное  воздействие  на  состояние  денежно  - кредитной
   сферы  в 1999  году,  особенно  в первом его полугодии,  оказывала
   необходимость обеспечения платежеспособности страны.  С этой целью
   Банк  России осуществлял покупку иностранной валюты на рынке,  что
   привело  к увеличению  ликвидности  банковской  системы.  Денежная
   масса  в этих  условиях,  как  и в  условиях режима фиксированного
   валютного  курса,   становилась  эндогенным  параметром,  динамика
   которого  в значительной  степени определялась объемом необходимых
   выплат  по  внешнему  долгу  и уровнем  валютного курса.  Частично
   стерилизовать денежную эмиссию,  вызванную валютными интервенциями
   Банка  России,  удавалось лишь за счет изменения норм обязательных
   резервов,  поскольку  отсутствие  рынка  ликвидных государственных
   ценных  бумаг не позволило использовать для этой цели традиционные
   операции  на  открытом  рынке  (с  ценными  бумагами Правительства
   Российской  Федерации  или Банка России).  Для временной коррекции
   уровня  ликвидности  применялись депозитные операции Банка России,
   которые позволили ограничить прирост избыточных резервов кредитных
   организаций.  Однако  краткосрочность  этого  инструмента наряду с
   необходимостью  уменьшения  стоимости стерилизационных мероприятий
   ставит  задачу  разработки  новых,  более  эффективных  механизмов
   абсорбции избыточной ликвидности.
       Система   экономических   мер,   направленных  на  ограничение
   спекулятивного   давления   на  валютный  рынок,   была  дополнена
   комплексом  мер административного характера:  были изменены лимиты
   открытых   валютных   позиций,    продолжалось   совершенствование
   валютного контроля.  Эти мероприятия оказали позитивное влияние на
   состояние  валютного  рынка.  Рост  положительного внешнеторгового
   сальдо  обусловил возможность реального укрепления валютного курса
   рубля.  При  этом,  несмотря  на  осуществление выплат по внешнему
   долгу  за  счет  средств Банка России,  не произошло значительного
   сокращения его золотовалютных резервов.  На 01.11.99 они составили
   11,7  млрд.  долларов  (3-месячный объем импорта),  что на 4% ниже
   уровня начала года.
       Следует отметить, что в 1999 году существенную роль в процессе
   формирования    динамики    валютного   курса   сыграли   ожидания
   экономических  агентов.  В  условиях  долларизированной  экономики
   ожидания    снижения   курса   национальной   валюты   формируются
   относительно   легко,    тем   более   если   они   поддерживаются
   соответствующими  заявлениями  и оценками,  даже если эти оценки и
   заявления  являются недостаточно обоснованными.  В 1999 году такие
   ожидания  явились  важным  фактором  замедления процесса сближения
   фактического и равновесного валютных курсов.
       В  посткризисный  период общей тенденцией в динамике денежного
   мультипликатора  является  его  формирование  на существенно более
   низком   уровне,   чем   в докризисный  период,   что  обусловлено
   изменением  необходимого  уровня  ликвидности банковской системы в
   условиях    резкого   сокращения   объема   ликвидных   финансовых
   инструментов.  Так,  в  первой  половине 1999 года средний уровень
   денежного мультипликатора был значительно ниже его уровня в первой
   половине предыдущего года (1,859 и 2,039 соответственно).
       Основным   фактором,   определившим   понижательную   динамику
   мультипликатора,   было  изменение  предпочтения  наличных  денег,
   отражающее в этот период как погашение задолженности по заработной
   плате,  так  и уменьшение  нетто  - покупок  наличной  иностранной
   валюты  физическими  лицами  в период  укрепления  (номинального и
   реального)  валютного  курса  рубля.  Изменение  норм обязательных
   резервов  (в  марте  и июне)  способствовало  корректировке уровня
   денежного мультипликатора.
       Данные   о динамике  в III  квартале  текущего  года  основных
   факторов,    определяющих   уровень   денежного   мультипликатора,
   позволяют  сделать предположение о возможности его роста во втором
   полугодии,  однако к концу года,  по предварительным оценкам,  его
   уровень не превысит уровня начала года.
       К  1997  году в России начали действовать некоторые из каналов
   механизма передачи решений денежно - кредитной политики в реальную
   экономику:  кредитный канал и канал валютного курса.  Однако уже в
   первой  половине 1998 года в результате дестабилизации финансового
   и валютного рынков,  в том числе под влиянием мирового финансового
   кризиса,   действие  этих  каналов  ослабло.   Девальвация  рубля,
   повышение кредитных рисков,  изменение условий внешнеэкономической
   деятельности    и   другие    факторы    полностью   заблокировали
   трансмиссионный механизм.
       В  1999  году  появились  признаки постепенного восстановления
   кредитного  канала,  что  было  связано  с повышением  ликвидности
   банковской  системы  при  ужесточении мер валютного регулирования,
   снижением   стоимости   кредитных   ресурсов   и  ростом   объемов
   кредитования,    а    также    увеличением    доли    предприятий,
   ориентированных на внутренний рынок.
       Динамика    денежного   мультипликатора   является   косвенным
   свидетельством   все   еще   слабого  действия  кредитного  канала
   формирующегося  трансмиссионного  механизма.  Несмотря  на наличие
   взаимосвязи  между  приростом денежной базы и увеличением кредитов
   реальному  сектору  (с  лагом  в 2  месяца),  рост денежной базы в
   целом,  вызванный в том числе и покупкой иностранной валюты Банком
   России на внутреннем рынке,  в небольшой степени трансформировался
   в   кредиты   реальному  сектору.   Этому  препятствовали  высокая
   стоимость   банковских   кредитов  и отрыв  ссудного  процента  от
   рентабельности производства.
       Ставки  по  кредитам  банков   конечным   заемщикам  в течение
   1999  года   были   относительно  устойчивы,  принимая   невысокие
   положительные  значения  в реальном  выражении.  В  то  же время в
   первом  полугодии наблюдалось заметное снижение депозитных ставок.
   В  результате  маржа по рублевым кредитно - депозитным операциям с
   небанковскими  клиентами  находилась  на  весьма  высоком  уровне,
   который  был  обусловлен оценкой банками рисков,  сопряженных с их
   кредитно - депозитной деятельностью.
       При  сохранении текущих тенденций вероятно увеличение денежной
   массы М2 в реальном выражении, а ее номинальный прирост в целом за
   год  может  составить  44  - 50%.  При этом среднегодовая скорость
   обращения составит 7,8 - 7,9.  Таким образом, в 1999 году скорость
   обращения  будет  несколько  выше,  чем  в предыдущем  году (6,6).
   Данная  оценка  спроса  на деньги соответствует реальному приросту
   ВВП  на 1 - 2%,  инфляции около 40% и реальному укреплению рубля в
   целом за год.
       В  целом следует отметить,  что в условиях сокращения реальных
   потребительских  расходов  населения,  отмечавшегося  в 1999 году,
   инфляционность роста денежной массы значительно снижается.

               Динамика денежно - кредитных показателей
                              в 1999 году

       В  качестве  промежуточной  цели  денежно - кредитной политики
   Банка  России на 1999 год определены темпы прироста денежной массы
   (агрегат  М2).  За январь - сентябрь 1999 года ее объем увеличился
   на 33,2% и составил на 1 октября текущего года 597,4 млрд. рублей.
   Отмечалось  значительное  ускорение   роста    денежной  массы  во
   II квартале: если в январе - марте  1999  года среднемесячный темп
   прироста составил 1,9%,  то в апреле - июне - 6,6%, в III квартале
   среднемесячные  темпы  роста  денежной  массы  замедлились и почти
   соответствовали  уровню  I квартала.  В  целом  за рассматриваемый
   период  динамика данного показателя была близка к темпам инфляции,
   так что в реальном выражении объем денежной массы увеличился    на
   1,4%.
       В   текущем  году  происходят  позитивные  сдвиги  в структуре
   денежной  массы,   характеризующиеся  опережающими  темпами  роста
   депозитов в банках,  в первую очередь денежных средств предприятий
   и  организаций,  источником увеличения которых являются в основном
   возросшие  объемы  выручки  от  экспорта и от реализации товаров и
   услуг   внутри  страны.   За  январь  - сентябрь  1999  года  доля
   банковских  депозитов  в составе денежной массы возросла с 58,1 до
   64,4%  при  сокращении удельного веса наличных денег в обращении с
   41,9 до 35,6%.
       Прирост  вкладов  населения  за рассматриваемый период почти в
   полном  объеме  концентрировался  в Сбербанке  России.  За  первые
   девять месяцев 1999 года объем рублевых вкладов в Сбербанке России
   возрос  на  29,9%,  тогда  как  в остальных  действующих кредитных
   организациях - только на 13,4%.  Стабильная тенденция к увеличению
   доли  Сбербанка  России  в объеме  рублевых  банковских  депозитов
   физических  лиц  обусловлена  сохраняющимся недоверием населения к
   банкам.  В  реальном  выражении  (с  поправкой  на инфляцию за эти
   месяцы) объем вкладов населения снизился на 2,8%.
       Отсутствие  роста  вкладов физических лиц в реальном выражении
   является следствием снижения реальных доходов населения.  Реальные
   располагаемые  денежные  доходы  (доходы  за  вычетом обязательных
   платежей,  скорректированные  на  индекс  потребительских  цен)  в
   январе  - сентябре  1999  года по сравнению с аналогичным периодом
   1998 года уменьшились на 22,2%.
       К  числу  важнейших  индикаторов состояния денежно - кредитной
   сферы относится показатель широких денег (М2Х). В течение января -
   сентября  1999  года  его  увеличение происходило более медленными
   темпами,  чем  агрегата  М2,  и составило 30,8%.  Это определялось
   динамикой  банковских депозитов в иностранной валюте,  рост объема
   которых   в  рублевом  выражении  в основном  происходил  за  счет
   снижения   курса   национальной  валюты.   При  этом  в долларовом
   эквиваленте  общий объем вкладов населения и средств предприятий и
   организаций  на  счетах  в иностранной  валюте за указанный период
   увеличился незначительно.
       Основными   источниками  расширения  денежного  предложения  в
   январе  - сентябре 1999 года были увеличение внутреннего кредита и
   чистых  иностранных  активов  банковской системы соответственно на
   228,8  и 143,1  млрд.  рублей.  Прирост  чистого  кредита  органам
   государственного  управления  составил  129,5 млрд.  рублей (56,6%
   прироста  внутреннего  кредита),   прирост  требований  к частному
   сектору  - 80,2  млрд.  рублей  (35,1%).  Увеличение задолженности
   федерального  правительства  происходило  главным  образом за счет
   осуществления   Внешэкономбанком   платежей   по  государственному
   внешнему долгу за счет валютных резервов Банка России.  Позитивной
   тенденцией текущего года стал опережающий рост внутреннего кредита
   предприятиям  частного  сектора в рублях при абсолютном сокращении
   их обязательств перед банковской системой в иностранной валюте.
       За  первые  девять  месяцев текущего года отмечен существенный
   прирост  чистых  иностранных активов банковской системы.  Основным
   фактором такого увеличения стал прирост чистых иностранных активов
   кредитных  организаций,  величина  которого  составила  почти  80%
   общего прироста чистых иностранных активов банковской системы, что
   свидетельствует    о  сохраняющемся   высоком   уровне   недоверия
   российских  банков  к вложению  средств в отечественную экономику.
   Несмотря   на   улучшение  состояния  сальдо  по  текущим  статьям
   платежного  баланса  в 1999  году  и заметный  приток  иностранной
   валюты  на  внутренний рынок,  рост валютных резервов Банка России
   ограничивался  их  интенсивным  использованием на цели погашения и
   обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации.
       За  первые  девять  месяцев  1999  года  денежная база в узком
   определении возросла на 49,1 млрд. рублей, или на 23,4%. Повышение
   в  марте и июне текущего года нормативов обязательных резервов,  а
   также  рост  привлеченных средств кредитных организаций обеспечили
   увеличение  обязательных  резервов  по рублевым счетам в 2,5 раза.
   Объем  наличных  денег  в обращении  (вне  Банка России) возрос за
   рассматриваемый  период  на  15,2%.  Показатель  резервных  денег,
   который  включает  наличные деньги в обращении (вне Банка России),
   остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России,  а
   также депозиты, размещенные в Банке России, увеличился за январь -
   сентябрь 1999 года на 100,5 млрд. рублей, или на 38,1%.
       Ключевыми   оперативными   показателями   денежно  - кредитной
   политики,   за   которыми  осуществляется  контроль  в 1999  году,
   являются  чистые  международные резервы и чистые внутренние активы
   органов денежно - кредитного регулирования,  а также чистый кредит
   органов   денежно   -  кредитного   регулирования  расширенному  и
   федеральному правительству.
       Основным  источником увеличения денежной базы стало увеличение
   чистых международных резервов,  составившее более 100% ее прироста
   за  период  с января  по  сентябрь  текущего  года.   Рост  чистых
   международных   резервов   происходил   главным  образом  за  счет
   сокращения  обязательств  России  перед  МВФ.   При  этом  удалось
   преодолеть  тенденцию  к снижению  валовых международных активов и
   обеспечить  восстановление  их  объема до уровня,  сложившегося на
   начало  текущего года,  а затем и некоторое превышение его.  Объем
   чистых  внутренних  активов  за  январь  - сентябрь  текущего года
   снизился  на  2,1%.  Это  определялось  тем,  что  прирост кредита
   расширенному  правительству  компенсировался  сокращением  чистого
   кредита  банкам и других источников денежного предложения.  Однако
   при этом значительно увеличился объем свободных денежных средств у
   кредитных организаций.

                           Валютная политика

       В    соответствии    с   "Основными    направлениями    единой
   государственной  денежно  - кредитной  политики  на  1999  год"  в
   качестве  одной  из  приоритетных  задач  определялось обеспечение
   экономически   обоснованной   динамики  валютного  курса  рубля  в
   результате  применения  всего  комплекса  инструментов  денежно  -
   кредитной и валютной политики.
       В  1999  году  проводилась политика плавающего обменного курса
   рубля.  Банк  России  не  устанавливал  количественных  ориентиров
   динамики  курса  рубля.  Операции Банка России на внутреннем рынке
   были  направлены  на  сглаживание резких колебаний обменного курса
   национальной  валюты  и на  сохранение и пополнение золотовалютных
   резервов.
       В   начале   года  были  созданы  предпосылки  для  увеличения
   предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.  Важную роль в
   этом  сыграли  инициированное  Банком  России повышение с 1 января
   1999  года  норматива  обязательной  продажи  экспортной  валютной
   выручки с 50 до 75% и усиление контроля за ее возвратом в страну.
       При  этом  достижение  экономически  оправданного равновесного
   уровня  валютного  курса  в совокупности с принятием эффективных и
   действенных  мер  валютного  контроля  рассматривалось  в качестве
   средства  противодействия  ажиотажному  и спекулятивному спросу на
   иностранную валюту, в том числе и для ее нелегитимного перевода за
   рубеж.
       Обменный  курс рубля на протяжении всего 1999 года в целом был
   относительно  стабильным.  Стабилизация  курса  рубля стала прежде
   всего  следствием  постепенного преодоления негативных последствий
   валютно  - финансового  кризиса,  приведшего к девальвации рубля в
   августе - сентябре 1998 года,  проведения Банком России взвешенной
   денежно  - кредитной  политики,  улучшения  показателей платежного
   баланса России.

                 Официальный курс рубля к доллару США
               в январе - ноябре 1999 г. (руб. / долл.)

                        (график не приводится)

       Динамика  валютного курса рубля в 1999 году определялась рядом
   факторов экономического и внеэкономического характера. К факторам,
   способствовавшим   стабилизации   курса  рубля,   следует  отнести
   возрастание   притока  иностранной  валюты  на  внутренний  рынок,
   обусловленное улучшением платежного баланса страны,  происшедшим в
   результате повышения мировых цен на основные экспортируемые товары
   и  сокращения  импорта  в связи  с девальвацией  рубля.   Усилению
   действия   данного   объективного   фактора  способствовали  меры,
   принятые  Банком  России  для  предотвращения  сокрытия экспортной
   выручки и утечки капиталов за рубеж.  Среди них наиболее значимыми
   явились  изменения,  внесенные  Банком  России  в порядок  покупки
   юридическими   лицами   -  резидентами   иностранной   валюты  для
   проведения  платежей  по  импорту,  установление  порядка  ведения
   счетов  типа  "С"  нерезидентов,   сделок  нерезидентов  с ценными
   бумагами  российских  эмитентов  и конверсионных  сделок,   запрет
   покупки  иностранной  валюты  банками на спецсессии для исполнения
   обязательств по вкладам физических лиц.
       В результате позитивных макроэкономических изменений, снижения
   девальвационных   ожиданий   на  основе  проведения  ответственной
   денежно  - кредитной  политики,  а  также  достижения достаточного
   уровня контроля со стороны Банка России за деятельностью кредитных
   учреждений  на  валютном  рынке  к середине  года  дисбаланс между
   спросом и предложением на валютном рынке стал ослабевать. Это дало
   возможность  перейти  к практике проведения Единой торговой сессии
   (ETC)  на  ММВБ.   При  этом  произошло  объединение  региональных
   валютных  рынков.  С введением единых торгов Банк России установил
   предельное  ежедневное  отклонение  курса  рубля на торгах в ETC в
   размере  15% при сохранении обязательного порядка предварительного
   депонирования  средств на соответствующих счетах валютных бирж.  В
   целях  сокращения  возможностей  спекулятивных  атак на российский
   рубль  после начала работы ETC Банк России продолжил осуществление
   регулирующих  мер по отношению к кредитным организациям (изменение
   нормативов  обязательного  резервирования,   принятие  поправок  к
   Закону  "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
   дающее  ему  право  выпускать  собственные финансовые инструменты,
   разделение   открытой   валютной   позиции  банков  на  балансовую
   (кассовую),  внебалансовую  (срочную)  и итоговую  с установлением
   соответствующих нормативов).
       Важную  роль в ограничении спроса на внутреннем валютном рынке
   сыграло   принятие   Государственной  Думой  Российской  Федерации
   законопроекта  "О  внесении  дополнений  в статью  28 Федерального
   закона "О банках и банковской деятельности", предоставившего Банку
   России  право  определять  порядок  установления корреспондентских
   отношений    между    российскими    и   иностранными   кредитными
   организациями,  зарегистрированными  на  территории оффшорных зон.
   Это   дало   возможность   Банку   России  принять  дополнительные
   регулирующие меры и уже в   III квартале 1999 года вдвое сократить
   объемы купленной и переведенной в оффшорные зоны валюты.
       Анализ  динамики  валютного  курса  рубля  в течение 1999 года
   позволяет обнаружить ряд тенденций, проявляющихся в разные периоды
   с  различной  интенсивностью.  В  1999  году наблюдалось несколько
   резких всплесков спроса на иностранную валюту.  Показательно,  что
   пики  спроса  и кратковременные  атаки  на рубль были связаны не с
   рыночными факторами (последние оставались достаточно стабильными в
   течение 1999 года),  а главным образом с изменениями во внутренней
   и внешнеполитической ситуации. Однако они не смогли изменить общую
   тенденцию  динамики  обменного  курса рубля.  Присутствие же Банка
   России на валютном рынке лишь в целях сглаживания резких колебаний
   котировок рубля, а не для поддержки фиксированного курса создавало
   значительный  "оперативный простор" для маневрирования на валютном
   рынке,  давало  возможность  ему  гибко  реагировать  на  перепады
   рыночной  конъюнктуры,  а  также  на  изменения ситуации с текущим
   счетом платежного баланса.
       Необходимо   отметить,   что   с  течением  времени  несколько
   изменялась  реакция банковской системы на политические катаклизмы.
   Отмечались  постепенное  сокращение  времени  адаптации  банков  к
   новому  скачку  курса  и более  быстрое   возвращение  на исходную
   траекторию.  Из  этого  можно  сделать вывод о снижении негативных
   ожиданий  участников  валютного рынка и повышении авторитета Банка
   России  в стабилизации  курса.   Достаточно  показательным  фактом
   является  также  снижение  масштабов падения курса рубля в периоды
   нестабильности.  Если  в марте  пиковый  уровень  дневного падения
   котировок   рубля   незначительно  превысил  5%,   то  в мае  этот
   показатель составил 4%,  а в августе - 2%,  что является еще одним
   свидетельством снижения спекулятивной активности банков в условиях
   нестабильной   ситуации   на  валютном  рынке  и сокращения  у них
   возможности играть на понижение курса национальной валюты.
       В  результате  реализации  всего комплекса предпринятых Банком
   России  мер,   а  также  эффективных  действий,   направленных  на
   связывание  части избыточной рублевой массы,  курс рубля испытывал
   на  себе  все  меньшее  воздействие  со  стороны  роста  рублевого
   денежного предложения, избыточных резервов банковской системы. При
   этом основное направление воздействия параметров рублевой денежной
   массы   в  настоящий   момент   сказывается  лишь  через  ожидания
   участников в отношении будущей динамики курса национальной валюты.
       Использование  режима  плавающего  курса рубля позволило Банку
   России  достаточно  гибко  реагировать  на динамику текущего счета
   платежного баланса и связанное с этим изменение предложения валюты
   на внутреннем рынке.  Так,  для пополнения золотовалютных резервов
   использовались   наиболее  благоприятные  периоды  с точки  зрения
   активизации  продажи валютной выручки экспортерами.  В то же время
   покупка  Банком  России валюты в периоды превышения ее предложения
   над  спросом  позволяла  удерживать  курс  национальной  валюты от
   существенного    укрепления    и  сохранять   приемлемый   уровень
   эффективности   экспортных  операций.   Пополнение  золотовалютных
   резервов  создавало  благоприятные  ожидания  у участников рынка в
   отношении  дальнейшей динамики курса рубля,  снижало спекулятивные
   настроения на валютном рынке.
       В  результате  проводимой  взвешенной политики нетто - покупка
   иностранной  валюты  Банком  России на внутреннем рынке (без учета
   операций   с  Минфином  России)  за  январь  - октябрь  1999  года
   составила около 4 млрд.  долл.  США. При этом на фоне значительных
   выплат  по  внешнему  долгу удалось сохранить объем золотовалютных
   резервов на уровне начала года.
       Опыт  проведения  политики  плавающего  валютного   курса    в
   1999  году  показал  ее  эффективность   в   современных условиях.
   Динамика курса  рубля   в  целом  адекватно   отражала   изменение
   экономической  конъюнктуры  и состояние платежного баланса России.
   Резкие колебания обменного курса на внутреннем   валютном   рынке,
   связанные   с  дестабилизацией  последнего и  вызванные действием,
   в   частности,   политических   и  иных   факторов,   не   имеющих
   фундаментальной   основы,   сглаживались   за  счет  своевременных
   действий Банка России.
       В  оставшийся  до  конца  1999  года  период  будет продолжено
   использование  режима  плавающего  валютного курса.  Валютный курс
   будет   формироваться   под   воздействием  соотношения  спроса  и
   предложения   валюты   на   рынке.    Исходя   из   складывающейся
   экономической ситуации, характеризуемой прежде всего формированием
   беспрецедентно  высокого  положительного сальдо торгового баланса,
   практическим  снятием  угрозы  дефолта  России  по внешним долгам,
   снижением  темпов  инфляции,  оживлением экономики,  можно ожидать
   дальнейшего  повышения  реального  курса  рубля или сохранения его
   текущего уровня.
       Вместе  с тем  динамика  реального  обменного  курса  рубля  к
   валютам ряда стран,  имеющих большое значение для внешней торговли
   России,  показывает,  что  если  по  отношению  к валютам  ведущих
   индустриальных  стран  реальное ослабление российской национальной
   валюты,  накопившееся  во  втором  полугодии  1998  года,  все еще
   остается   значительным,   то   в части  валют  стран  СНГ  эффект
   девальвации рубля уже почти исчерпан.
       Расчет  индекса реального эффективного курса рубля по методике
   Международного  валютного  фонда  (с учетом удельного веса стран -
   торговых  партнеров  во  внешней  торговле России) показывает рост
   этого  показателя на 14% за первое полугоде 1999 года,  что учтено
   при  определении перспектив курсовой политики на оставшийся период
   1999 года и 2000 год.

                Индексы реальных обменных курсов рубля
                 к некоторым валютам в 1998 - 1999 гг.
                     (для всех валют 1.07.98 - 1)

                        (график не приводится)

       Наряду с объективными экономическими тенденциями, указывающими
   на   наличие   у  российской   национальной  валюты  определенного
   потенциала для укрепления,  заметное влияние на динамику обменного
   курса   рубля   и  возможности   Банка  России  по  поддержанию  и
   наращиванию  валютных  резервов  в условиях  предвыборной ситуации
   могут оказать и следующие факторы:
       -  сохранение  у профессиональных участников валютного рынка и
   населения устойчивых ожиданий дальнейшего снижения курса рубля;
       -  продолжающееся  воздействие факторов,  провоцирующих утечку
   капитала из страны;
       -   высокий   уровень   ликвидности  кредитных  организаций  -
   участников   валютного   рынка   в  условиях   глубокой  стагнации
   альтернативных секторов российского финансового рынка.
       Учитывая  как  фундаментальные макроэкономические предпосылки,
   так  и влияние  указанных  факторов,  можно  ожидать определенного
   снижения  номинального  курса рубля при его некотором укреплении в
   реальном выражении.

            Использование инструментов денежно - кредитной
                               политики

                         Обязательные резервы

       Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России в
   числе  других  мер  активно использовал такой инструмент денежно -
   кредитной политики, как обязательные резервы.
       В    связи    с   увеличением    избыточной   ликвидности   на
   корреспондентских  счетах кредитных организаций Банк России дважды
   (в  марте и июне 1999 года) принимал решение о повышении норматива
   обязательных  резервов  по  привлеченным  кредитными организациями
   средствам.
       Так,  в  марте  1999 года Совет директоров Банка России принял
   решение   об   увеличении   нормативов  обязательных  резервов  по
   привлеченным   средствам   юридических   лиц  в валюте  Российской
   Федерации,  средствам  юридических  и физических лиц в иностранной
   валюте  с 5  до 7%.  В целях стимулирования привлечения кредитными
   организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении
   норматива   обязательных   резервов   по   привлеченным  средствам
   физических   лиц  в валюте  Российской  Федерации  на  уровне  5%.
   Одновременно  Банком  России  было  принято  решение  о проведении
   внеочередного    регулирования   размера   обязательных   резервов
   кредитных организаций по состоянию на 19 марта 1999 года исходя из
   вновь  установленных  нормативов обязательных резервов за период с
   19 февраля по 19 марта текущего года включительно.
       В   связи   с  продолжавшимся   ростом   остатков  средств  на
   корреспондентских  счетах  кредитных  организаций в Банке России в
   июне   1999  года  Банк  России  повысил  с 7  до  8,5%  нормативы
   обязательных  резервов по привлеченным средствам юридических лиц в
   валюте  Российской  Федерации,   юридических  и физических  лиц  в
   иностранной  валюте,  также  был  увеличен с 5 до 5,5% норматив по
   привлеченным   средствам   физических   лиц   в валюте  Российской
   Федерации.  В  соответствии  с вновь установленными нормативами по
   состоянию  на  10  июня  1999  года (за период с 10 мая по 10 июня
   текущего   года   включительно)   было   произведено  внеочередное
   регулирование обязательных резервов.
       В результате проведенных Банком России мероприятий,  а также в
   связи   с ростом  привлеченных  средств  (обязательств)  кредитных
   организаций,   учитываемых   при   расчете   размера  обязательных
   резервов,  подлежащих  депонированию  в Банке  России  (которые  с
   января  по сентябрь 1999 года увеличились на 45,0%,  в том числе в
   валюте Российской Федерации - на 64,6% и в иностранной валюте - на
   23,0%),  сумма  обязательных  резервов  увеличилась по сравнению с
   началом  года в 2,7 раза,  в том числе по привлеченным средствам в
   валюте   Российской  Федерации  - в  2,5  раза,   по  привлеченным
   средствам в иностранной валюте - в 2,9 раза.
       При  этом  по  состоянию на 1 октября 1999 года из общей суммы
   обязательных резервов  35,0%  задепонировано Сбербанком  России  и
   65,0% - другими кредитными организациями.
       По  результатам регулирования на 1 октября 1999 года недовзнос
   средств   в  обязательные   резервы   по   действующим   кредитным
   организациям  составил  6,6%  к сумме,  подлежащей  депонированию,
   против 14,9% по результатам регулирования на 1 января 1999 года.
       С  кредитных  организаций,  нарушающих  установленный  порядок
   формирования  обязательных  резервов,   в  том  числе  допускающих
   недовзнос в обязательные резервы,  взыскиваются штрафы,  а также к
   ним применяются другие меры воздействия,  предусмотренные статьями
   74  и 75  Федерального  закона  "О  Центральном  банке  Российской
   Федерации   (Банке   России)",   вплоть   до  отзыва  лицензии  на
   осуществление банковских операций.

                      Операции на открытом рынке

       В  1999  году  Банк России продолжал рассматривать операции на
   открытом  рынке в качестве важного инструмента денежно - кредитной
   политики.    Учитывая    накопленный    в   предкризисный   период
   положительный опыт применения данного инструмента,  предполагалось
   использовать  для  таких  операций  как  правительственные  ценные
   бумаги, так и облигации Банка России.
       Полномасштабному  использованию  операций с ценными бумагами в
   1999  году  препятствовали  следующие  факторы.  Во-первых,   была
   продлена   до   II   квартала   1999  года  процедура  новации  по
   государственным  ценным бумагам,  что создавало неопределенность у
   участников рынка.  Во-вторых, сложившийся уровень доходности после
   новации  не  соответствовал  в полной  мере  ожиданиям  участников
   рынка,  в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком
   уровне.   В-третьих,   в   связи   с юридической  незавершенностью
   процедуры  выпуска  Банком  России  собственных  ценных  бумаг  их
   эмиссия была приостановлена до ноября 1999 года.
       Все  это  не  дало  Банку  России  возможности  в полной  мере
   реализовать  имеющийся  у него  потенциал  в области  операций  на
   открытом рынке с ценными бумагами.
       Тем  не  менее  в 1999  году  Банк  России продолжил работу по
   развитию  операций  на  открытом  рынке,  в  частности по введению
   междилерского  РЕПО.  Целью  подобных операций было предоставление
   участникам  рынка  возможности  более  оперативного  регулирования
   своей   ликвидности   без   использования   кредитов   со  стороны
   Центрального   банка  Российской  Федерации.   Банком  России  был
   подготовлен    ряд   нормативных   документов,    регламентирующих
   проведение   подобных   операций.   Однако   практически   они  не
   использовались  из-за  проблемы обеспечения сделок РЕПО вследствие
   низкой  ликвидности  рынка  ГКО  - ОФЗ,  а  также роста избыточной
   ликвидности  у кредитных  организаций,  что  временно  снизило  их
   интерес к возможности привлечения краткосрочных заимствований.
       К  1 октября  1999 года завершено осуществление комплекса мер,
   позволяющих обеспечить начало функционирования междилерского рынка
   РЕПО.  Ожидаемое  постепенное  восстановление  на  этой  основе  и
   дальнейшее  развитие  рынка  межбанковских  кредитов как одного из
   важнейших  сегментов  внутреннего  финансового  рынка и регулятора
   ликвидности  банков  является  одной  из  ключевых предпосылок для
   полноценного функционирования рынка капиталов.
       В 1999 году Банк России активно проводил операции по покупке и
   продаже  иностранной  валюты  на открытом рынке для предотвращения
   резких   колебаний  курса  национальной  валюты,   противодействия
   спекулятивным  настроениям  участников рынка.  Поскольку,  как уже
   было     отмечено,     валютный     курс     является     основным
   инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном
   рынке  оказывает  положительное  влияние  на  достижение  целей по
   инфляции.

                        Рефинансирование банков

       Одним    из    инструментов    предоставления   дополнительной
   ликвидности  банковской  системе  является рефинансирование Банком
   России банков, осуществляемое на рыночных условиях.
       Рефинансирование   Банком   России  банков  в настоящее  время
   осуществляется   путем   предоставления   внутридневных  кредитов,
   кредитов "овернайт",  а также ломбардных кредитов в соответствии с
   положениями   Банка   России   от   13.03.96   N  36   "О  порядке
   предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" (с учетом
   изменений   и  дополнений)   и  от  06.03.98   N 19-П  "О  порядке
   предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом
   государственных ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений).
       В  целях совершенствования действующего порядка предоставления
   Банком России обеспеченных   кредитов банкам  в   первом полугодии
   1999 года в  Ломбардный  список   Банка   России   были   включены
   государственные ценные бумаги,  полученные в ходе новации, а также
   были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным
   ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.
       В   настоящее   время   Генеральные   кредитные   договоры  на
   предоставление  Банком  России  внутридневных  кредитов,  кредитов
   "овернайт",  ломбардных  кредитов  в соответствии  с Положением от
   06.03.98 N 19-П  заключены  с 34  банками  г.  Москвы и Московской
   области, а также с 3 банками г. Санкт - Петербурга.
       Два   раза   в  неделю  (понедельник  и четверг)  Банк  России
   объявляет   о  проведении   ломбардных   кредитных   аукционов  по
   американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи
   с отсутствием в январе - сентябре 1999 года потребности у банков в
   получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися.
       За  январь  - сентябрь  1999  года  внутридневные кредиты были
   предоставлены  24  банкам  на  сумму  21,7 млрд.  рублей,  кредиты
   "овернайт"  - 25  банкам на сумму 1,5 млрд.  рублей.  Все выданные
   кредиты погашены.
       В  целях  недопущения  задержек в расчетах 20 банков постоянно
   держат  в залоге  у Центрального банка Российской Федерации ценные
   бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.
       В    целях   расширения   практики   предоставления   кредитов
   (внутридневных,  "овернайт")  Банк  России  еще в ноябре 1998 года
   направил  разрешение  на  осуществление  таких  операций  Главному
   управлению  Банка  России  по Новосибирской области.  Однако ввиду
   наличия  избыточной  ликвидности  у банков этого региона,  имеющих
   право на получение таких видов кредитов,  их предоставление Банком
   России   не   осуществлялось.   В   настоящее  время  Банк  России
   рассматривает   вопрос   о возможности  предоставления  разрешения
   Главному   управлению   Банка  России  по  Ростовской  области  на
   осуществление   операций   по   выдаче   кредитов   Банка   России
   (внутридневных и кредитов "овернайт") банкам Ростовской области.
       Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации
   от  20.12.98  N 1527  "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное