Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2007 г. N 201
О ПРОГРАММЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007-2008 ГОДЫ
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской
области от 24 февраля 2005 года N 37 "О Концепции демографического
развития Ленинградской области на период до 2010 года" и в целях
создания условий для улучшения демографической ситуации на
территории Ленинградской области Правительство Ленинградской
области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу демографического развития
Ленинградской области на 2007-2008 годы (далее - Программа).
2. Руководителям органов исполнительной власти Ленинградской
области - ответственным исполнителям мероприятий Программы:
2.1. Обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы.
2.2. Представлять один раз в квартал, до 29-го числа
следующего за отчетным периодом месяца, в комитет экономического
развития Ленинградской области информацию о реализации мероприятий
Программы по установленной форме.
2.3. Представить до 25 января 2008 года в комитет
экономического развития Ленинградской области предложения по
корректировке Программы на 2008 год (в части мероприятий и
средств) с учетом итогов реализации Программы за 2007 год.
3. Комитету экономического развития Ленинградской области на
основе предложений органов исполнительной власти Ленинградской
области осуществить корректировку мероприятий Программы на 2008
год.
4. Комитету финансов Ленинградской области при подготовке
проекта областного бюджета Ленинградской области на 2008 год
предусмотреть средства на реализацию мероприятий Программы.
5. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и
городского округа Ленинградской области разработать и утвердить
планы мероприятий по улучшению демографической ситуации на местном
уровне, предусмотрев в местных бюджетах средства на их реализацию.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на
вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета
экономического развития Дваса Г.В.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области
В.Кириллов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 07.08.2007 N 201
(приложение)
ПРОГРАММА
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007-2008 ГОДЫ
В целях оптимизации количественных и качественных параметров
воспроизводства населения и улучшения демографической ситуации в
Ленинградской области разработана и реализуется Концепция
демографического развития Ленинградской области на период до 2010
года (утверждена постановлением Правительства Ленинградской
области от 24 февраля 2005 года N 37), в которой определены основы
комплексной и последовательной демографической политики,
направленной на создание благоприятных условий для стабилизации и
повышения рождаемости, укрепления здоровья населения, увеличения
средней продолжительности жизни, снижения смертности, особенно
преждевременной, а также на регулирование миграционных процессов.
Проводимая демографическая политика согласуется с целями и
задачами социально-экономического развития Ленинградской области.
В соответствии с приоритетными задачами и направлениями
демографической политики принят План мероприятий органов
исполнительной власти Ленинградской области по реализации
Концепции демографического развития Ленинградской области на
2006-2008 годы (утвержден постановлением Губернатора Ленинградской
области от 30 декабря 2005 года N 255-пг).
Мероприятия по оптимизации демографической ситуации
осуществляются также в рамках региональных целевых программ
социальной направленности "Развитие системы социального
обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы", "Старшее
поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы", "Социальная
поддержка инвалидов Ленинградской области на 2004-2008 годы",
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и
развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в
Ленинградской области на 2005-2008 годы" (в том числе подпрограммы
"Безопасное материнство и детство", "Вакцинопрофилактика",
"Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом",
"Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции (Анти-ВИЧ/СПИД)",
"Совершенствование организации скорой медицинской помощи",
"Развитие ленинградского областного государственного учреждения
здравоохранения "Детская клиническая больница"), ведомственной
целевой программы "Совершенствование медико-генетической службы
Ленинградской области на 2007-2009 годы"; подпрограммы "Охрана
здоровья участников образовательного процесса" региональной
целевой программы "Приоритетные направления развития образования
Ленинградской области на 2006-2010 годы".
Органами исполнительной власти Ленинградской области
разработаны и реализуются ведомственные целевые программы (планы
мероприятий), направленные на улучшение демографической ситуации:
комитетом по здравоохранению - Комплексный план мероприятий по
снижению смертности населения Ленинградской области, ведомственная
подпрограмма "Профилактика и лечение болезней системы
кровообращения" региональной целевой программы "Профилактика и
борьба с заболеваниями социального характера и развитие
материально-технической базы учреждений здравоохранения
Ленинградской области на 2005-2008 годы", комитетом по труду и
социальной защите населения - план мероприятий, направленных на
снижение травматизма на предприятиях Ленинградской области,
комитетом по информационной политике и телекоммуникациям -
медиа-план по пропаганде здорового образа жизни населения в
Ленинградской области.
Программа демографического развития Ленинградской области на
2007-2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с
Концепцией демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 года (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р),
Концепцией демографического развития Ленинградской области на
период до 2010 года, протоколом заседания Совета Безопасности
Российской Федерации от 20 июня 2006 года по вопросу о мерах по
улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
Программа учитывает основные положения государственной
демографической политики, изложенные в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
10 мая 2006 года, федеральных и региональных целевых программах
социальной направленности.
В Программе выполнен анализ основных тенденций и проблем
современной демографической ситуации в Ленинградской области, дана
оценка результатов деятельности органов исполнительной власти
Ленинградской области по реализации Концепции демографического
развития Ленинградской области в 2006 году, определены
приоритетные направления региональной демографической политики и
План мероприятий по реализации Программы демографического развития
Ленинградской области на 2007-2008 годы.
Обеспечение реализации мероприятий Программы предполагается
осуществить за счет финансовых ресурсов по основным источникам
финансирования: бюджет Ленинградской области (в рамках
финансирования соответствующих региональных целевых программ и
текущего финансирования отраслей социальной сферы), федеральный
бюджет, местные бюджеты, а также внебюджетные средства.
Кроме того, в 2007 году на уровне муниципальных образований
Ленинградской области предусматривается проведение углубленного
анализа демографической ситуации и разработка планов мероприятий
по улучшению демографической ситуации с выделением средств местных
бюджетов на их реализацию.
1. Современная демографическая ситуация в Ленинградской области
Современный период демографического развития Ленинградской
области начинается с 90-х годов, когда тенденция естественного
прироста населения сменилась на тенденцию естественной убыли (1990
год).
Изменение характера воспроизводства населения явилось
результатом действия как долговременных факторов, связанных с
вступлением населения в более зрелые стадии демографического
перехода (для которых характерны закрепление рождаемости на низком
уровне, нивелирование различий в рождаемости городского и
сельского населения, различных социальных групп; старение
населения; изменение брачно-репродуктивных установок населения),
так и факторов, обусловленных особенностями данного периода
развития, падением уровня жизни населения в начале 90-х годов.
По предварительной оценке территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и
Ленинградской области, численность постоянного населения
Ленинградской области на начало 2007 года составила 1637,4 тысячи
человек, в том числе городское население - 1086,0 тысячи человек,
сельское - 551,4 тысячи человек.
Таблица 1
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1995-2006 ГОДАХ
(С УЧЕТОМ ПЕРЕСЧЕТА ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ
НАСЕЛЕНИЯ 2002 ГОДА)
-----------------T-------------T-----------------------T-------------¬
¦ Годы ¦ Численность ¦ В том числе ¦ Изменение ¦
¦(на начало года)¦ населения, +-----------T-----------+ численности ¦
¦ ¦ тыс. чел. ¦ городское ¦ сельское ¦ населения, ¦
¦ ¦ ¦ население ¦ население ¦ тыс. чел. ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1995 ¦ 1682,7 ¦ 1114,5 ¦ 568,2 ¦ 6,6 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1996 ¦ 1685,5 ¦ 1117,6 ¦ 567,9 ¦ 2,8 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1997 ¦ 1689,1 ¦ 1118,5 ¦ 570,6 ¦ 3,6 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1998 ¦ 1693,0 ¦ 1121,2 ¦ 571,8 ¦ 3,9 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 1999 ¦ 1693,3 ¦ 1122,9 ¦ 570,4 ¦ 0,3 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2000 ¦ 1686,7 ¦ 1118,5 ¦ 568,2 ¦ -6,6 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2001 ¦ 1680,4 ¦ 1114,5 ¦ 565,9 ¦ -6,3 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2002 ¦ 1672,7 ¦ 1110,2 ¦ 562,5 ¦ -7,7 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2003 ¦ 1667,2 ¦ 1107,6 ¦ 559,6 ¦ -5,5 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2004 ¦ 1659,9 ¦ 1103,0 ¦ 556,9 ¦ -7,3 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2005 ¦ 1652,9 ¦ 1097,4 ¦ 555,5 ¦ -7,0 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2006 ¦ 1643,9 ¦ 1089,5 ¦ 554,4 ¦ -9,0 ¦
+----------------+-------------+-----------+-----------+-------------+
¦ 2007 ¦ 1637,4 ¦ 1086,0 ¦ 551,4 ¦ -6,5 ¦
L----------------+-------------+-----------+-----------+--------------
Как видно из таблицы 1, до начала 1999 года численность
населения возрастала, затем вследствие снижения объемов миграции в
Ленинградскую область и увеличения естественной убыли численность
населения сокращается. В целом за последние восемь лет численность
населения уменьшилась на 55,9 тысячи человек, или на 3,3 процента
(ежегодно в среднем на 7,0 тысячи человек), за 2006 год - на 6,5
тысячи человек, или на 0,4 процента (за предыдущий год - на 9,0
тысячи человек).
Главной причиной сокращения численности населения является
высокий уровень естественной убыли населения. Так, в 1995 году
миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль, а
в 1999 году лишь на 62 процента и в 2006 году - на 66 процентов.
Таблица 2
СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
И МИГРАЦИОННОГО ПРИРОСТА) В 1997-2006 ГОДАХ
-----------------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦ ¦1997 ¦1998¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2006¦
¦ ¦ год ¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦
+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Естественная ¦14,1 ¦14,5¦18,9¦20,3¦21,3¦21,1¦21,7¦19,9¦20,5¦18,6¦
¦убыль населения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Коэффициент ес-¦ 8,4 ¦ 8,6¦11,3¦12,1¦12,8¦12,8¦13,1¦12,0¦12,5¦11,4¦
¦тественной убы-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ли, чел. на ты-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сячу чел. насе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Миграционный ¦17,3 ¦14,1¦11,7¦12,9¦11,8¦13,3¦13,9¦12,0¦11,5¦12,2¦
¦прирост населе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния, тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Коэффициент ми-¦10,2 ¦ 8,3¦ 6,9¦ 7,7¦ 7,0¦ 7,9¦ 8,3¦ 7,2¦ 6,9¦ 7,4¦
¦грационного при-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦роста населения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. на тысячу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Уровень замеще-¦122,7¦97,2¦62,0¦63,5¦55,4¦63,0¦64,1¦60,3¦55,8¦65,6¦
¦ния естественной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦убыли миграцион-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ным приростом,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проц. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Несмотря на продолжающееся снижение численности населения, в
демографическом развитии Ленинградской области в 2000-2006 годах
наметились важные позитивные изменения. Так, в 2000-2004 годах
устойчивую тенденцию приобрело увеличение числа родившихся (с 6,8
до 8,3 человека на тысячу человек населения), при этом общий
показатель рождаемости в 2004 году был наибольшим за последние 11
лет. Коэффициент смертности до 2003 года устойчиво возрастал (с
18,9 человека на тысячу человек населения в 2000 году до 21,1
человека в 2003 году). Только в последние годы наметилась
тенденция к стабилизации и снижению данного показателя. В 2004
году впервые зафиксированы снижение показателя смертности и его
последующая стабилизация (в 2005 году - 20,3 человека на тысячу
человек населения).
Важные положительные тенденции, выражающиеся в росте уровня
рождаемости и снижении смертности, отмечались в 2006 году. В
результате этих изменений в динамике процессов естественного
движения населения уменьшились темпы сокращения общей численности
населения, а также масштабы естественной убыли населения. Число
родившихся по сравнению с 2005 годом увеличилось на 0,6 процента,
а коэффициент рождаемости в 2006 году увеличился до 7,9 человека
на тысячу человек населения (в 2005 году - 7,8 человека на тысячу
человек населения).
В результате последовательной работы, проводимой
Правительством Ленинградской области, комитетом по здравоохранению
Ленинградской области, лечебно-профилактическими учреждениями
совместно с заинтересованными организациями, в 2006 году
отмечалась положительная динамика всех основных показателей
смертности. Общее число умерших сократилось на 5,4 процента (с
33,4 тысячи человек в 2005 году до 31,6 тысячи человек в 2006
году), общий коэффициент смертности снизился с 20,3 до 19,3
человека на тысячу человек населения (в среднем по России - 18,3).
Снижение числа умерших и уровня смертности наблюдалось во всех
муниципальных районах и городском округе Ленинградской области.
С учетом того, что среди причин смерти ведущее место занимают
болезни системы кровообращения, в лечебно-профилактических
учреждениях Ленинградской области им уделялось особое внимание. В
результате в 2006 году удалось снизить смертность от этих болезней
на 12,9 процента, что существенно повлияло на снижение общих
показателей смертности по Ленинградской области: с 19,8 тысячи
человек в 2005 году до 17,2 тысячи человек в 2006 году.
Отмечалось уменьшение числа умерших по внешним причинам смерти
(от травм, отравлений и других воздействий внешних факторов) на
3,3 процента, а также от отдельных насильственных причин, в том
числе утоплений и погибших в пожарах.
Снизилась смертность от инфекционных заболеваний, болезней
нервной системы, ЛОР-органов, заболеваний кожи и органов
мочеполовой системы, врожденных пороков развития и врожденных
заболеваний.
К числу важных положительных тенденций 2006 года следует
отнести снижение детской смертности. Число умерших детей в 2006
году является наименьшим за последние семь лет - 228 детей, что на
22,7 процента меньше, чем в 2005 году.
Благодаря планомерной работе по укреплению службы детства и
родовспоможения в 2006 году отмечалось значительное снижение
младенческой и перинатальной смертности. Уровень младенческой
смертности снизился на 19,5 процента, а перинатальной смертности
(мертворожденные и умершие в течение первых 167 часов жизни) - на
11,2 процента. Снижение перинатальной смертности произошло за счет
ранней неонатальной смертности (от 0 до 167 часов).
Следует отметить, что на общем фоне роста смертности в
последние 15 лет тенденция снижения младенческой смертности
довольно устойчива. По сравнению с 1990 годом показатель
младенческой смертности снизился почти на 40 процентов.
На протяжении последних 15 лет показатели младенческой
смертности по Ленинградской области в среднем ниже, чем по России,
и один из самых низких в Северо-Западном федеральном округе.
Развитие основных процессов естественного движения населения в
Ленинградской области представлено в таблице 3.
Таблица 3
ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1999-2006 ГОДАХ
------------------T------T------T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001¦ 2002¦ 2003¦ 2004¦ 2005¦ 2006¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦
+-----------------+------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Число родившихся,¦ 10,9 ¦ 11,3 ¦ 12,1¦ 12,9¦ 13,3¦ 13,7¦ 12,8¦ 12,9¦
¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Число умерших,¦ 29,82¦ 31,62¦ 33,4¦ 34,0¦ 35,0¦ 33,6¦ 33,4¦ 31,6¦
¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Коэффициент рож-¦ 6,5 ¦ 6,8 ¦ 7,3¦ 7,8¦ 8,0¦ 8,3¦ 7,8¦ 7,9¦
¦даемости, чел. на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тысячу чел. насе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Коэффициент ¦ 17,8 ¦ 18,9 ¦ 20,1¦ 20,6¦ 21,1¦ 20,3¦ 20,3¦ 19,3¦
¦смертности, чел.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на тысячу чел.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+------+------+-----+-----+-----+-----+-----+------
Демографические процессы оказывают существенное влияние на
изменение возрастной структуры населения, динамика которой
характеризуется продолжающимся снижением численности населения в
возрасте моложе трудоспособного и незначительным снижением
численности населения пенсионного возраста (при возрастании его
доли в общей численности населения).
Доля детей в возрасте до 16 лет в общей численности населения
сократилась с 23,4 процента (по переписи 1989 года) до 16,4
процента (по переписи 2002 года) и составила в начале 2006 года
13,8 процента. При этом сокращение численности населения в
возрасте моложе трудоспособного происходит более быстрыми темпами,
чем всего населения Ленинградской области. Если в 1990 году
численность детей превышала численность лиц пенсионного возраста,
то в 1995 году, наоборот, численность пенсионеров впервые
превысила численность населения в возрасте моложе трудоспособного
(в 2006 году - в 1,6 раза).
Вследствие высокой естественной убыли единственным источником
пополнения населения оставалась внешняя миграция. В 2006 году
миграционный прирост увеличился на 5,5 процента и частично
компенсировал потери населения. По итогам 2006 года сальдо
миграции составило 12,2 тысячи человек.
Положительное сальдо миграции почти на 80 процентов
формируется за счет прибытия мигрантов из других регионов страны.
Миграционный прирост в обмене со странами ближнего зарубежья в
прошлом году снизился на 16,3 процента и составил 3,0 тысячи
человек (в основном из Казахстана, Украины, Узбекистана).
В целом наблюдается отчетливая тенденция общего снижения
масштабов миграции в Ленинградскую область: сальдо миграции
уменьшилось с 20,8 тысячи человек в 1995 году до 12,2 тысячи
человек в 2006 году. Снижение сальдо миграции со второй половины
90-х годов в основном связано с уменьшением миграционного
потенциала русского населения в странах СНГ: миграционный прирост
в обмене со странами ближнего зарубежья с 1995 года сократился
почти в три раза.
Таблица 4
МИГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1999-2006 ГОДАХ
----------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦ ¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2006¦
¦ ¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦
+---------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Число прибывших, тыс. чел. ¦41,4¦39,7¦36,1¦36,3¦37,2¦34,4¦31,4¦33,0¦
+---------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Число выбывших, тыс. чел. ¦29,7¦26,8¦24,3¦23,0¦23,3¦22,4¦19,9¦20,8¦
+---------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Миграционный прирост насе-¦11,7¦12,9¦11,8¦13,3¦13,9¦12,0¦11,5¦12,2¦
¦ления, тыс. чел. - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦межрегиональная миграция¦ 9,3¦ 9,9¦11,0¦11,9¦13,1¦10,3¦ 8,2¦ 9,4¦
¦внутри страны, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Северо-Западный феде-¦ 6,1¦ 6,2¦ 6,0¦ 5,8¦ 6,6¦ 4,2¦ 2,4¦ ...¦
¦ральный округ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Центральный федеральный¦0,05¦ 0,3¦ 0,7¦ 1,1¦ 1,1¦ 0,8¦ 1,1¦ ...¦
¦округ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦международная миграция в¦ 3,1¦ 3,6¦ 1,3¦ 2,0¦ 1,3¦ 2,1¦ 3,6¦ 3,0¦
¦обмене со странами СНГ и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Балтии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦международная миграция в¦-0,7¦-0,6¦-0,5¦-0,6¦-0,5¦-0,4¦-0,3¦-0,3¦
¦обмене с другими зарубеж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ными странами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----
Следует отметить, что если до 1995 года основной вклад в
формирование положительного сальдо миграции вносила внешняя
миграция из стран СНГ и Балтии (53,4 процента), то с 1999 года
сальдо миграции более чем на 70 процентов формируется за счет
мигрантов из других регионов страны. Таким образом, в последние
годы значительную часть миграционного прироста составляет
межрегиональная внутрироссийская миграция, что указывает на
высокую миграционную привлекательность Ленинградской области для
жителей других регионов России. По итогам 2006 года сальдо
внутренней межрегиональной миграции превысило сальдо внешней
миграции почти в три раза.
В условиях естественной убыли населения роль миграционных
процессов в формировании и сохранении демографического потенциала
значительно повышается. Большинство прибывших в Ленинградскую
область составляют лица трудоспособного возраста (около 70
процентов), что позитивно сказывается на возрастной структуре
населения и формировании трудового потенциала. Кроме того,
миграция улучшает общее соотношение полов, способствует омоложению
возрастной структуры населения, увеличению доли репродуктивного
населения.
2. Оценка результатов деятельности органов исполнительной
власти Ленинградской области по улучшению демографической ситуации
в Ленинградской области в 2006 году и приоритетные задачи на
2007-2008 годы
В 2006 году целенаправленная работа органов исполнительной
власти Ленинградской области по достижению целей и задач,
обозначенных в Концепции демографического развития Ленинградской
области до 2010 года, проводилась по следующим приоритетным
направлениям.
2.1. Снижение смертности. Повышение уровня и качества
медицинской помощи населению
В 2006 году основные направления деятельности в сфере
здравоохранения были связаны с реализацией приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения и улучшением
демографической ситуации в Ленинградской области, повышением
качества услуг в сфере здравоохранения.
По каждому направлению приоритетного национального проекта в
сфере здравоохранения разработаны мероприятия, предусматривающие
совершенствование медицинской помощи, обеспечение доступности
первичной медико-санитарной и специализированной медицинской
помощи. Проводимые мероприятия направлены на повышение уровня и
качества медицинского обслуживания, внедрение стационарозамещающих
видов медицинской помощи, рациональное распределение медицинских
кадров в учреждениях здравоохранения и будут способствовать
улучшению демографических показателей и показателей состояния
здоровья населения.
Улучшению показателей здоровья населения способствует
реализация региональной целевой программы "Предупреждение и борьба
с заболеваниями социального характера и развитие
материально-технической базы учреждений здравоохранения в
Ленинградской области на 2005-2008 годы". Выполнение мероприятий
программы позволило в 2006 году улучшить показатели оказания
медицинской помощи и показатели здоровья населения по наиболее
социально значимым направлениям:
снизился уровень инфекционной заболеваемости: дифтерией - в
пять раз, эпидемическим паротитом - в 1,1 раза, вирусным гепатитом
A - в два раза, краснухой - в 1,6 раза;
заболеваемость туберкулезом сократилась с 68,2 случая на 100
тысяч человек населения в 2005 году до 63,3 случая на 100 тысяч
человек населения в 2006 году; показатель распространенности
туберкулеза снизился со 143,4 случая на 100 тысяч человек
населения в 2005 году до 136,4 случая на 100 тысяч человек
населения в 2006 году; выявляемость туберкулеза при
профилактических осмотрах взрослых увеличилась до 52,4 процента (в
2005 году - 46,9 процента); смертность от туберкулеза снизилась до
16,3 случая на 100 тысяч человек населения (в 2005 году - 16,8
случая);
показатель выявляемости онкологических заболеваний при
профилактических осмотрах составил 14,4 процента (в 2005 году -
12,5 процента);
снизилось на 6 процентов количество заболеваний щитовидной
железы у детей за счет применения препаратов йода;
уменьшилось на 10 процентов число сосудистых осложнений
сахарного диабета у детей.
Реализуются подпрограммы региональной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и
развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в
Ленинградской области на 2005-2008 годы" (туберкулез,
ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания и др.) и комплекс мероприятий
по снижению заболеваемости от инфекций, управляемых средствами
специфической профилактики.
Разработан и осуществляется комплекс мероприятий по первичной,
вторичной и третичной медицинской профилактике заболеваемости,
инвалидности и смертности. В рамках мер по первичной профилактике
заболеваемости населения подготовлен комплекс мероприятий по
профилактике и лечению болезней системы кровообращения,
предусматривающий создание информационно-пропагандистской системы
о здоровом образе жизни и факторах риска. Для реализации комплекса
мер по вторичной профилактике с 2005 года в крупных
лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области
создаются кабинеты доврачебного приема, задачей которых является
раннее выявление болезней системы кровообращения и факторов риска.
В рамках реализации мер по третичной профилактике предусмотрено
оснащение вновь создаваемых в ряде районов (Гатчинский, Киришский,
Кировский, Кингисеппский, Лодейнопольский, Тихвинский, Тосненский)
отделений реабилитации больных, перенесших инсульт.
Внедряются новые формы оказания специализированной помощи
подросткам в детских поликлиниках, женских консультациях,
медико-социально-психологических центрах с целью сохранения
репродуктивного здоровья. Так, в Гатчинском и Тосненском районах
при центральной районной больнице организованы "Клиники,
дружественные к молодежи", деятельность которых направлена на
сохранение репродуктивного здоровья подростков.
В целях снижения перинатальной и младенческой смертности,
улучшения качества оказания медицинской помощи матерям и детям
утверждены и финансируются (в основном из областного бюджета
Ленинградской области) подпрограммы "Безопасное материнство",
"Развитие Ленинградского областного государственного учреждения
здравоохранения "Детская клиническая больница",
"Вакцинопрофилактика" региональной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и
развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения
Ленинградской области на 2005-2008 годы".
Применяются новые технологии в акушерстве: совместное
пребывание матери и ребенка с ранним грудным вскармливанием (81
процент коек для беременных и рожениц занимают койки с совместным
пребыванием матери и ребенка); новые технологии диагностики
плацентарной недостаточности, гормонального и иммунологического
статуса беременной, биофизического потенциала плода; обследование
новорожденных на пять видов врожденной хромосомной патологии.
Проведенная работа позволила снизить рождение в родильных домах
Ленинградской области детей с врожденными пороками развития.
Беременные женщины высокой группы риска по материнской и
перинатальной смертности проходят профилактическое стационарное
лечение (71,5 процента).
В результате реализации подпрограммы "Безопасное материнство"
региональной целевой программы "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера и развитие
материально-технической базы учреждений здравоохранения
Ленинградской области на 2005-2008 годы" и использования родовых
сертификатов с 2006 года родовспомогательные учреждения оснащены
современным лечебно-диагностическим оборудованием, в том числе для
выхаживания новорожденных, что позволило оборудовать во всех
родильных отделениях лечебно-профилактических учреждений
Ленинградской области палаты интенсивной терапии для
новорожденных.
Предусматривается внедрение в практику родовспомогательных
учреждений Ленинградской области новых медицинских технологий
диагностики, лечения и реабилитации беременных, рожениц и детей
первого года жизни с тяжелой патологией. Со второго квартала 2006
года в Ленинградской области применяется новая форма реабилитации
беременных женщин на базе региональных учреждений санаторного
типа. Организованы межрайонные отделения второго этапа выхаживания
новорожденных на базе детских соматических отделений центральных
районных больниц (города Всеволожск, Гатчина, Кингисепп, Тихвин).
2.2. Адресная поддержка семей, имеющих детей. Укрепление
института семьи. Формирование общественных структур, содействующих
поддержанию благоприятного климата в семье
В соответствии с областным законом от 1 декабря 2004 года N
103-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в
Ленинградской области" социальная поддержка семьям с детьми из
средств областного бюджета Ленинградской области предоставляется в
виде единовременного пособия семьям при рождении ребенка и
ежемесячного пособия на ребенка семьям со среднедушевым доходом
ниже величины прожиточного минимума, установленной на душу
населения в Ленинградской области.
В целях оказания социальной поддержки семьям с детьми и
стимулирования рождаемости с 1 июля 2003 года семьям при рождении
ребенка выплачивается единовременное пособие. В 2006 году размер
пособия составлял 6000 рублей (в 2005 году - 4500 рублей). С 1
января 2007 года установлен размер единовременного пособия при
рождении ребенка 10000 рублей, что может способствовать увеличению
числа новорожденных.
Малообеспеченным семьям с детьми из средств областного бюджета
Ленинградской области выплачивается ежемесячное пособие. С 1
января 2007 года размер ежемесячного пособия на ребенка увеличен
на один процент. Размер таких выплат определяется
дифференцированно - в зависимости от категории семьи и возраста
ребенка и в 2007 году составляет от 126 до 380 рублей (в 2006 году
- от 81 до 351 рубля). Многодетным семьям на третьего и
последующих детей выплачивается ежемесячное пособие в размере 500
рублей. Размеры ежемесячных пособий на детей ежегодно
индексируются.
В целях улучшения социального положения и обеспечения условий
для воспитания, развития и образования детей из многодетных семей
с 1 января 2007 года реализуется областной закон от 17 ноября 2006
года N 134-оз "О социальной поддержке многодетных семей в
Ленинградской области", предусматривающий следующие меры
социальной поддержки многодетным семьям:
30-процентная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг;
ежегодная денежная компенсация расходов на приобретение одежды
и школьно-письменных принадлежностей в размере 1500 рублей;
льготное питание учащихся;
бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет;
бесплатный проезд на внутригородском транспорте и автобусах
пригородных и внутрирайонных линий для учащихся
общеобразовательных учреждений.
Реализуется региональная целевая программа "Развитие системы
социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы",
направленная на содействие улучшению положения семей с детьми,
создание благоприятных условий для комплексного развития и
жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными целями мероприятий программы являются:
увеличение охвата профилактическими мероприятиями детей и
семей с детьми, повышение эффективности мероприятий по
профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности
несовершеннолетних;
увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной
реабилитации и повышение эффективности проводимых мероприятий по
их социальной реабилитации и интеграции в общество;
предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и
семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
проведение мониторинга качества социального обслуживания семей
с детьми;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий,
направленных на нравственное и духовное воспитание детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и
пропаганду устоев семьи, здорового образа жизни.
Важным направлением деятельности является решение вопросов,
связанных с проблемами безнадзорности, жизнеобеспечения детей и
подростков, адаптации их в сложных экономических условиях,
реализация программ по профилактике семейного неблагополучия,
охране здоровья и пропаганде здорового образа жизни. На 1 января
2007 года в Ленинградской области выявлено и поставлено на
профилактический учет 1969 безнадзорных несовершеннолетних,
проживающих в семьях, где отсутствуют необходимый уход и
содержание (по сравнению с 2005 годом их число сократилось на 13
процентов).
В Ленинградской области разработана и внедрена технология
раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия.
Ежегодно органами социальной защиты населения проводится месячник
"Семья" комплексной операции "Подросток". В ходе проведения
месячника повсеместно осуществляется обследование семей,
корректируется банк данных семей, составляются социальные паспорта
семей по районам. В ходе месячника 2006 года решен вопрос
жизнеустройства 493 безнадзорных несовершеннолетних и детей,
оставшихся без попечения родителей (из них 196
несовершеннолетних), каждый третий подросток, нуждающийся в
поддержке, направлен для реабилитации в социозащитные учреждения
для несовершеннолетних.
Осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению
качественных изменений в деятельности служб и учреждений,
оказывающих социальную поддержку семьям и детям. Указанные
мероприятия направлены на усиление профилактической работы с
семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на
внедрение новых форм социального обслуживания и развитие семейных
форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2006 год учреждениями (отделениями) социального
обслуживания семьи и детей оказана помощь более 50 тысячам
человек, в том числе более 30 тысячам детей, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, предоставлено 738,3 тысячи различных услуг. На
социальном патронаже находилось 10345 семей (по сравнению с 2005
годом охват семей увеличился на 21 процент).
Приоритетным направлением деятельности специализированных
учреждений для несовершеннолетних является восстановление связей
ребенка с биологической семьей. В результате проведенной работы
возвращен в биологическую семью 71 процент подростков, прошедших
социальную реабилитацию в стационарных условиях (в 2005 году - 59
процентов).
Проводится работа по развитию системы семейных воспитательных
групп. В 2006 году 233 ребенка прошли социальную реабилитацию в
условиях семьи. Из общего количества семейных воспитательных групп
112 были открыты на летний период.
2.3. Сохранение трудового потенциала. Содействие улучшению
условий труда, предупреждение производственного травматизма
По сведениям Ленинградского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации, Государственной
инспекции труда в Ленинградской области, Территориального
управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и
государственного учреждения здравоохранения Ленинградской области
"Центр профессиональной патологии", общее количество несчастных
случаев на производстве в 2006 году осталось на уровне 2005 года.
В то же время произошло снижение числа несчастных случаев с
тяжелым и смертельным исходом. Всего в 2006 году зарегистрирован
1341 несчастный случай на производстве, в том числе 476 с
работающими женщинами (в 2005 году - 1313 случаев, из них 412 - с
работающими женщинами). Первично зарегистрировано 77 случаев
профессиональных заболеваний (в 2005 году - 67).
В 2006 году комитетом по труду и социальной защите населения
Ленинградской области с администрациями муниципальных районов (за
исключением Выборгского района) и администрацией Сосновоборского
городского округа заключены соглашения о взаимодействии по
вопросам охраны труда. В рамках указанных соглашений и
двусторонних договоренностей с объединениями работодателей
организуются совещания-семинары по вопросам охраны труда,
смотры-конкурсы состояния условий и охраны труда в организациях
Ленинградской области, дни охраны труда работников организаций на
территории муниципального района, выставки и семинары по
современным сертифицированным средствам индивидуальной защиты,
использованию современных методик обучения отдельных категорий
застрахованных на базе Института промышленной безопасности, охраны
труда и социального партнерства. Проводится смотр-конкурс
состояния условий и охраны труда в учреждениях социального
обслуживания населения Ленинградской области.
2.4. Организация летнего отдыха и оздоровления детей,
подростков и молодежи
В результате реализации на территории Ленинградской области
мероприятий региональной целевой программы "Организация
оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в
летнее время на 2003-2005 годы ("Лето - 2003-2005")" увеличился
охват организованным отдыхом в оздоровительных учреждениях детей,
подростков и молодежи в возрасте от шести с половиной до 17 лет -
с 50,0 до 55,0 процента, школьников первой и второй ступеней
общего образования - с 75,0 до 78,0 процента, что выше средних
показателей по Российской Федерации; осуществлены меры по
укреплению здоровья детей и подростков в период летнего отдыха,
что способствовало снижению общей заболеваемости среди детей и
подростков.
Всего организованным отдыхом в оздоровительных учреждениях в
летний период 2006 года было охвачено 99884 человека, что
составляет 52,0 процента всех детей, подростков и молодежи в
возрасте от шести с половиной до 17 лет (в 2005 году - 55,0
процента). Охват детей и подростков до 15 лет составил 67,3
процента (в 2005 году - 68,0 процента), учащихся образовательных
учреждений - 69,4 процента (в 2005 году - 72,0 процента).
2.5. Охрана и укрепление здоровья детей и подростков.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
За период реализации региональной целевой программы "Здоровье
школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" получены
следующие результаты:
приобретено за счет средств областного бюджета и муниципальных
бюджетов медицинское оборудование, что позволило на 60,0 процента
обновить оборудование медицинских кабинетов образовательных
учреждений;
увеличился охват горячим питанием учащихся с 54,0 до 67,0
процента;
с 2003 года обеспечена ежегодная витаминизация детей (каждый
ребенок, начиная с двухлетнего возраста, воспитанник детского
сада, школы-интерната и детского дома, учащийся школы и учреждений
начального профессионального образования ежегодно получал комплекс
витамина C);
проводились физкультурно-спортивные мероприятия с
оздоровительной направленностью;
в полтора раза увеличилось количество классов, участвующих в
профилактической программе "Соревнование классов, свободных от
курения";
снизилось количество подростков, состоящих на профилактическом
учете в связи с наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией.
Реализация мероприятий программы позволила повысить
эффективность и качество оказания медицинской помощи школьникам в
образовательных учреждениях, улучшить качество диагностической
работы и уменьшить в связи с этим количество специальных классов и
классов компенсирующего обучения в общеобразовательных школах.
С 2006 года реализуется подпрограмма "Охрана здоровья
участников образовательного процесса" региональной целевой
программы "Приоритетные направления развития образования в
Ленинградской области на 2006-2010 годы", в рамках которой ведется
|