Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 31.05.95 N 540 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1


               ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 31 мая 1995 г. N 540

     О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
               В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

         В целях активизации государственной политики  содействия за-
    нятости населения и обеспечения социальной защиты граждан на рын-
    ке труда в Российской Федерации Правительство  Российской Федера-
    ции постановляет:
         1. Утвердить прилагаемую  Федеральную  программу  содействия
    занятости населения в Российской Федерации на 1995 год.
         2. Федеральной службе занятости России  совместно  с Минист-
    ерством экономики Российской Федерации, Министерством  труда Рос-
    сийской Федерации и другими заинтересованными  федеральными орга-
    нами исполнительной власти  внести  в  ноябре  1995  г.  в Прави-
    тельство Российской Федерации  проект  Федеральной  программы со-
    действия занятости населения в Российской Федерации на 1996 год.
         3. Федеральной службе занятости России представить  в  марте
    1996 г. в Правительство Российской Федерации отчет  о  реализации
    Федеральной программы содействия занятости населения в Российской
    Федерации на 1995 год.

                                     Председатель Правительства
                                           Российской Федерации
                                                  В.ЧЕРНОМЫРДИН











                                                     Утверждена
                                   Постановлением Правительства
                                           Российской Федерации
                                        от 31 мая 1995 г. N 540

                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
         СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           НА 1995 ГОД

                  ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
         СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           НА 1995 ГОД

        Наименование Программы      Федеральная программа содействия
                                    занятости населения в Российской
                                    Федерации на 1995 год

        Основание для разработки    Закон РСФСР "О занятости
        Программы                   населения в Российской
                                    Федерации" (ст. 26)

        Государственный заказчик    Федеральная служба занятости
                                    России

        Исполнитель и соисполнители Федеральная служба занятости
                                    России, Министерство экономики
                                    Российской Федерации с участием
                                    федеральных органов
                                    исполнительной власти, органов
                                    исполнительной власти субъектов
                                    Российской Федерации

        Важнейшие целевые           Создание условий для
        показатели                  быстрейшего трудоустройства
                                    безработных граждан, эффективной
                                    целевой поддержки лиц,
                                    потерявших работу, смягчения
                                    последствий долговременной
                                    безработицы; сдерживание роста
                                    численности безработных путем
                                    реализации комплекса мер по
                                    организации и проведению
                                    опережающего переобучения и
                                    переподготовки персонала,
                                    совершенствования механизма
                                    межрегионального
                                    перераспределения средств
                                    Государственного фонда занятости
                                    населения Российской Федерации,
                                    социальной защиты работников
                                    предприятий и других
                                    организаций, находящихся на
                                    грани банкротства, увеличения
                                    масштабов общественных и
                                    временных работ, введения
                                    механизма финансовой поддержки
                                    работодателей, создающих новые
                                    рабочие места и осуществляющих
                                    профессиональную переподготовку
                                    персонала; реализация федеральных
                                    и региональных мероприятий по
                                    поддержке занятости в регионах с
                                    напряженной ситуацией на рынке
                                    труда; селективная поддержка и
                                    развитие занятости на
                                    градообразующих предприятиях,
                                    расширение масштабов и усиление
                                    финансовой поддержки развития
                                    малого и среднего бизнеса,
                                    частного предпринимательства

        Ожидаемые конечные          Реализация мероприятий Программы
        результаты Программы        позволит оказать содействие в
                                    трудоустройстве 3 млн. человек,
                                    создать 260 тысяч новых рабочих
                                    мест, обеспечить временное
                                    трудоустройство 1,3 млн. человек,
                                    поддержать предпринимательскую
                                    инициативу 90 тыс. человек,
                                    предоставить возможность получения
                                    необходимых для последующего
                                    трудоустройства профессиональных
                                    навыков и знаний 500 тыс. человек,
                                    провести профориентационную работу
                                    с 2,5 млн. человек, охватить
                                    программами компенсационных выплат
                                    1,1 млн. человек, поддержать
                                    доходы 3,3 млн. безработных
                                    граждан

        Сроки реализации Программы  В течение 1995 года

        Объемы и источники          Финансовые затраты на реализацию
        финансирования              Программы из Государственного
                                    фонда занятости населения
                                    Российской Федерации в 1995 году
                                    составят 5596,3 млрд. рублей <*>

         --------------------------------
         <*> Финансовые затраты на реализацию  Программы  могут  быть
    уточнены в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Госу-
    дарственного фонда занятости населения  Российской  Федерации  на
    1995 год".


        Контроль за исполнением     Контроль за реализацией Программы
        Программы                   осуществляют Федеральная служба
                                    занятости России совместно
                                    с заинтересованными федеральными
                                    органами исполнительной власти и
                                    с участием органов исполнительной
                                    власти субъектов Российской
                                    Федерации



                          ВВЕДЕНИЕ

         Федеральная программа содействия занятости населения  в Рос-
    сийской Федерации на 1995 год (далее именуется -  Программа) раз-
    работана Федеральной службой занятости России совместно с Минист-
    ерством экономики Российской Федерации с участием федеральных ор-
    ганов  исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти
    субъектов Российской Федерации и является составной частью систе-
    мы федеральных целевых программ, направленных на  реализацию эко-
    номической и социальной политики.
         Программа нацелена на защиту граждан от безработицы  и охва-
    тывает прежде всего две группы населения - работающих, но находя-
    щихся под угрозой увольнения граждан, и безработных  граждан, за-
    регистрированных в органах федеральной государственной службы за-
    нятости населения (далее именуется - служба занятости).
         Программа обеспечивает преемственность Федеральной программы
    содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год в
    части продолжения реализации целей  и  главных  направлений госу-
    дарственной политики занятости, а также основных действий и целе-
    вых программ Федеральной службы занятости России.
         Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально
    - экономического развития Российской Федерации на 1995  год, кон-
    цепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации
    "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997  годах", а
    также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного
    Федеральной службой занятости России с учетом  данных федеральных
    органов исполнительной власти  и  органов  исполнительной  власти
    субъектов Российской Федерации.

                  ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
                      Итоги 1994 года

         Экономический кризис, сопровождающийся  уменьшением  объемов
    производства, ростом  числа  убыточных  предприятий,  увеличением
    кредиторской и дебиторской задолженности, оказал негативное влия-
    ние на ситуацию на рынке труда, которая в целом характеризовалась
    следующими процессами:
         активизацией высвобождения работников  и  преобладанием чис-
    ленности выбывших работников над численностью принятых на работу;
         продолжающимся перераспределением рабочей силы  между секто-
    рами экономики и отраслями народного хозяйства;
         усилением темпов роста  численности  безработных  граждан  и
    сохранением в значительных размерах неполной занятости, являющей-
    ся потенциалом для увеличения безработицы;
         нарастанием напряженности на официально контролируемом рынке
    труда;
         дальнейшей дифференциацией уровня  безработицы  по  регионам
    Российской Федерации, а также  изменением  структуры  безработных
    граждан.
         За 1994 год численность высвобожденных  работников составила
    1,2 млн. человек (2,2 процента от среднесписочной численности ра-
    ботников), что превышает данный показатель за 1993 год в  1,4 ра-
    за. Около половины из них - работники  промышленных  предприятий.
    Наибольший процент высвобожденных работников отмечался  в  легкой
    промышленности (4,2 процента),  микробиологической промышленности
    (3,8 процента), машиностроении и металлообработке  (2,9 процента)
    при среднем уровне по промышленности в целом 2,5  процента. Среди
    высвобожденных работников доля рабочих достигает 75 процентов.
         Темпы падения объемов производства, как и в предыдущие годы,
    продолжали опережать темпы сокращения  численности  персонала.  В
    прошедшем году спад промышленного производства  составил  21 про-
    цент.
         За 1994 год на крупных и средних  предприятиях  выбыло  14,6
    млн. человек, или 26 процентов их среднесписочной численности ра-
    ботников. Объемы выбытия лишь на  три  четверти  компенсировались
    приемом на эти предприятия. Отрицательное сальдо движения рабочей
    силы составило 3,5 млн. человек. Как и в предыдущие  годы, основ-
    ная часть работников (64 процента)  увольнялась  по  собственному
    желанию, 8 процентов - в связи с сокращением численности персона-
    ла.
         Доля занятых в государственном секторе экономики составила к
    концу 1994 года менее половины (47  процентов)  всей  численности
    занятых в народном хозяйстве (в 1993 году - 56,7 процента).
         Во многих отраслях народного хозяйства основная часть работ-
    ников занята на приватизированных предприятиях. Так, удельный вес
    этих работников в общей численности  работников  подрядных строи-
    тельных организаций составляет  75  процентов,  в  промышленности
    строительных материалов и стройиндустрии - более 90 процентов.
         Наибольшее сокращение численности занятых работников отмеча-
    лось в отраслях с низким уровнем оплаты  труда,  где  наблюдается
    спад производства, и прежде всего в машиностроении,  легкой, лес-
    ной, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной  промышленности,
    геологии, разведке недр, геодезической  и  гидрометеорологической
    службах, науке и научном обслуживании. При сокращении численности
    занятых в материальном производстве на 0,9 млн. человек  за  1994
    год прирост численности занятых в непроизводственной сфере соста-
    вил 0,1 млн. человек.
         Таким образом, рост занятости в непроизводственной сфере не-
    адекватен численности высвобождаемых работников  в  сфере матери-
    ального производства. Наиболее высокие  темпы  роста  численности
    занятых отмечались в таких сферах  деятельности,  как  управление
    налогообложением, финансовое посредничество, операции  с недвижи-
    мым имуществом. Возросла численность работников  в электроэнерге-
    тике и газовой промышленности.
         В 1994 году увеличился разрыв между наличием свободных рабо-
    чих мест на предприятиях и в организациях и  предложением рабочей
    силы. К началу 1995 года каждый шестой из  числа  незанятых граж-
    дан, зарегистрированных в органах службы занятости как ищущие ра-
    боту, мог рассчитывать на свободное рабочее место или вакансию, в
    то время как в начале 1994 года - почти каждый  третий.  Снижение
    жизненного уровня значительной части населения,  и  прежде  всего
    социально незащищенных групп, обусловило  возрастание потребности
    во вторичной занятости. В 1994 году  численность  обратившихся  в
    службу занятости лиц, желающих работать в свободное  от  основной
    работы время, возросла по сравнению с 1993 годом почти в  1,6 ра-
    за, учащихся, желающих работать в свободное от учебы  время, -  в
    3,5 раза, пенсионеров - в 2 раза.
         За истекший год численность  зарегистрированных  безработных
    граждан в Российской Федерации возросла почти в 2 раза и состави-
    ла на 1 января 1995 г. 1637 тыс. человек.
         Уровень официально регистрируемой  безработицы, рассчитанный
    по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрас-
    те, увеличился с 1,1 процента (на начало 1994 года)  до  2,0 про-
    центов (конец декабря 1994 г.). Наметились тенденции внутрирегио-
    нальной дифференциации по уровню безработицы.
         По степени напряженности на рынке труда выделяются следующие
    территории: Республика Дагестан, Ингушская Республика, Республика
    Калмыкия - Хальмг Тангч, Республика Мордовия,  Удмуртская Респуб-
    лика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Владимирская, Ива-
    новская, Кировская, Костромская, Ленинградская,  Псковская, Ярос-
    лавская области и некоторые другие  регионы,  в  которых  уровень
    официально регистрируемой  безработицы  превышает  общероссийский
    показатель в 2 раза и более и составляет 4 - 8,4 процента.
         За период с начала 1994 года на предприятиях и в организаци-
    ях промышленности, строительства, транспорта и связи около 5 млн.
    человек переводились на режим неполного рабочего времени  и почти
    7,7 млн. человек пользовались отпусками по инициативе администра-
    ции. По этим причинам в 1994 году не отработано 18  процентов та-
    бельного фонда рабочего времени. Основными причинами перевода ра-
    ботников на неполный рабочий день (неделю)  являлись  полные  или
    частичные остановки производств, главным образом из-за трудностей
    со сбытом продукции, недостатком финансовых средств  для приобре-
    тения необходимого сырья и длительными  задержками  выплаты зара-
    ботной платы. В течение 1994 года в  дополнительных  отпусках  по
    инициативе администрации ежемесячно находилось от 18  до  31 про-
    цента работников останавливающихся предприятий, а  в  легкой про-
    мышленности - до 39 процентов.
         В конце 1994 года размеры неполной занятости  оценивались  в
    4,8 млн. человек, или 6,4 процента экономически активного населе-
    ния, тогда как в 1993 году они составляли 4 млн. человек, или 5,3
    процента.
         С учетом лиц, не полностью занятых на производстве,  а также
    лиц, не занятых, но активно ищущих  сферу  деятельности,  в соот-
    ветствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, об-
    щий потенциал безработицы в Российской Федерации  составляет 10,1
    млн. человек, или 13,5 процента экономически активного населения,
    что в 6,5 раза превышает официальный уровень безработицы.
         Произошло дальнейшее увеличение числа городов и  поселков  с
    моноэкономической структурой, в которых отмечается  кризисная си-
    туация в области занятости населения. Это прежде всего  города  и
    поселки, где градообразующими являются  предприятия  текстильной,
    легкой, лесной, угольной  промышленности,  оборонного  комплекса,
    машиностроения.
         В 1994 году наблюдалось превышение темпов  роста численности
    безработных, проживающих в сельской местности, над  темпами роста
    численности безработных, проживающих в  городской  местности.  Их
    численность возросла в 2,1 раза, в то время как  численность без-
    работных в городской местности - в 1,9 раза. К началу  1995  года
    численность безработных, проживающих в сельской местности, превы-
    сила 445 тыс. человек, или 27 процентов от численности  всех без-
    работных. Увеличение масштабов безработицы в сельской местности в
    значительной степени связано с  сокращением  численности работни-
    ков, занятых в сфере социально-бытового  обслуживания  населения,
    уменьшением объемов сезонных  и  временных  работ,  низкой рента-
    бельностью многих крестьянских (фермерских) хозяйств.
         Продолжалось изменение половозрастной структуры безработных.
    Удельный вес безработных среди женщин снизился с 68 до 64 процен-
    тов, а среди молодежи в возрасте 16 - 29 лет - с 37 до 35 процен-
    тов.
         В 1994 году увеличились масштабы  продолжительной безработи-
    цы. Доля безработных граждан, состоящих на учете  в  службе заня-
    тости свыше 4 месяцев, возросла с 49 до 52 процентов.
         Скоординированные действия органов службы занятости  в  1994
    году позволили предоставить работу свыше 1,2 млн.  граждан, обра-
    тившихся в органы службы занятости по поводу трудоустройства, что
    на 35 процентов больше, чем в 1993 году; обучить  новой профессии
    (специальности) 243 тыс. человек, что в 2 раза  превышает уровень
    1993 года; занять на общественных работах 203 тыс. граждан, что в
    1,4 раза больше, чем в  1993  году;  предотвратить  высвобождение
    почти 500 тыс. работников, в том числе сохранить или  создать до-
    полнительные рабочие места для 365 тыс.  граждан,  нуждающихся  в
    специальной поддержке государства; обеспечить работой в свободное
    от учебы время свыше 500 тыс. несовершеннолетних  граждан  в воз-
    расте 14 - 18 лет, что в 8 раз больше, чем в  1993  году.  Правом
    досрочного выхода на пенсию в  январе -  декабре  воспользовались
    114 тыс. безработных граждан, что на четверть больше, чем  в 1993
    году. Услуги по профессиональной ориентации получили более 2 млн.
    граждан, из которых более половины составляют женщины, 610 тыс. -
    молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
         За 1994 год около 14 тыс. безработных граждан самостоятельно
    обеспечили себя работой, при этом каждый  третий  из  них  открыл
    собственное дело (малое  предприятие,  крестьянское  (фермерское)
    хозяйство и т.п.).
         Сотрудничество непосредственно  с  работодателями  позволило
    службе занятости в прошедшем году получить информацию  о  60 про-
    центах вакантных рабочих мест, из которых 44  процента приходится
    на предприятия частной и смешанной форм собственности.

                  ПЕРСПЕКТИВЫ НА 1995 ГОД

         Ситуация на рынке труда в текущем  году  будет  определяться
    мерами, проводимыми федеральными органами исполнительной власти и
    органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации  в
    финансово-экономической и социальной сферах.
         Спад промышленного производства в 1995 году  может составить
    10 - 14 процентов от уровня 1994 года (23 процента в  1994 году).
    При этом наибольшее падение объемов производства ожидается  в ма-
    шиностроении и металлообработке - 15 - 22 процента,  химической и
    нефтехимической  промышленности,  лесной,   деревообрабатывающей,
    целлюлозно-бумажной и легкой промышленности - 15 -  20 процентов,
    пищевой промышленности - 6 - 14 процентов.
         В то же время в отраслях  топливно-энергетического комплекса
    прогнозируется замедление темпов спада добычи и производства топ-
    ливно-энергетических ресурсов до 2,2 процента.
         Объем капитальных вложений в 1995 году за счет  средств всех
    источников финансирования оценивается в 170 - 190  трлн.  рублей,
    или 87 - 92 процента уровня инвестиций 1994 года.  Сокращение об-
    щего объема инвестиций будет сдерживать структурные  и технологи-
    ческие преобразования действующего производства.
         Продолжающиеся кризисные явления в  экономике  и  недостаток
    финансовых средств будут оказывать негативное воздействие на ста-
    билизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий  и ор-
    ганизаций, что  может  поставить  многие  из  них  (прежде  всего
    предприятия легкой промышленности,  станкостроения, приборострое-
    ния, электротехники, химического и  нефтехимического машинострое-
    ния, отраслей военно-промышленного и строительного комплексов) на
    грань банкротства, а также будет сдерживать  реализацию важнейших
    федеральных  социально-экономических  и  научно-технических прог-
    рамм. Все это обострит ситуацию на рынке труда.
         Так, несостоятельными  (банкротами)  могут  оказаться  более
    четверти строительных организаций и  предприятий  с  численностью
    1995 году количество высвобождаемых  работников  подрядных строи-
    тельных организаций возрастет по сравнению с 1994 годом в органи-
    заций.
         К началу 1995 года 158 предприятий Государственного комитета
    Российской Федерации по оборонным  отраслям  промышленности  были
    признаны  неплатежеспособными  и  имеющими   неудовлетворительную
    структуру баланса, а к концу года их число может возрасти до 218,
    или 12 процентов от числа всех предприятий, подведомственных это-
    му Комитету. По прогнозу  социально-экономического  развития Рос-
    сийской Федерации на 1995 год, на конверсируемых  предприятиях  в
    рамках Государственной программы конверсии будет создано  56 тыс.
    рабочих мест, что позволит занять лишь 10  процентов высвобождае-
    мых работников.
         Как показывают прогнозы, в 1995 году могут  существенно воз-
    расти темпы реорганизационных и ликвидационных процедур как в от-
    раслевом, так и в региональном разрезе, и прежде всего  в Респуб-
    лике Коми, Приморском крае, Ивановской, Кемеровской, Новосибирск-
    ой, Ростовской, Самарской, Свердловской и  Челябинской  областях,
    г. г. Москве и Санкт-Петербурге.
         С учетом предполагаемых изменений  в  структуре  и  динамике
    промышленного производства и их влияния  на  численность  занятых
    граждан можно выделить следующие регионы:
         с преобладанием легкой (в  основном  текстильной) промышлен-
    ности, в которых уже в настоящее время наблюдаются  самые высокие
    темпы сокращения численности занятых  граждан  (Ивановская, Кост-
    ромская и Ярославская области), со значительной долей предприятий
    химико-лесного комплекса, переживающего глубокий спад (Республика
    Карелия, Архангельская, Вологодская и Ленинградская области);
         с высоким удельным весом отраслей ВПК и  машиностроения, ко-
    торые характеризуются наибольшим спадом  производства (Удмуртская
    Республика,  Ленинградская,  Московская,  Нижегородская,  Новоси-
    бирская, Пермская, Самарская и Тульская области). Серьезной проб-
    лемой в этих регионах является концентрация в них наиболее уязви-
    мых в рыночных условиях хозяйствования отраслей промышленности, а
    также объектов науки, которые не в  состоянии  содержать  занятый
    трудовой контингент;
         с преобладанием отраслей тяжелой  промышленности  и  высокой
    долей крупных предприятий, в которых отмечается значительный спад
    производства и относительно  умеренное  высвобождение  работников
    (Красноярский край, Волгоградская, Ростовская  и  Челябинская об-
    ласти);
         с высокой долей сырьевых отраслей  (нефтегазодобыча, угледо-
    быча), которые характеризуются незначительным сокращением объемов
    промышленного производства, небольшим сокращением  или  приростом
    численности занятых граждан (Республика Коми, Астраханская  и Ке-
    меровская области);
         с преобладанием отраслей химической  и  нефтехимической про-
    мышленности, в которых наметились тенденции к стабилизации произ-
    водства и занятости  (Республика  Башкортостан  и  Республика Та-
    тарстан).
         В 1995 году прогнозируется частичный переход  скрытой безра-
    ботицы в открытую. В результате только на  предприятиях  отраслям
    промышленности высвободится 15 - 20 процентов работников.
         Численность занятых граждан в отраслях народного хозяйства в
    1995 году, по предварительному  прогнозу  Министерства  экономики
    Российской Федерации, может сократиться по сравнению с 1994 годом
    на 2,7 млн. человек (в основном за счет уменьшения  на  4,8  млн.
    человек численности  работников  государственных  предприятий)  и
    составит 66,1 млн. человек. В то  же  время  в  негосударственном
    секторе экономики прогнозируется увеличение на 2 млн. человек за-
    нятых граждан.
         Предусматриваются активные меры по поощрению малого  и сред-
    него бизнеса. По экспертным оценкам  Министерства  экономики Рос-
    сийской Федерации, в 1995 году число малых  предприятий  составит
    не менее 1,3 млн. со среднесписочной численностью занятых  на них
    работников 18 млн. человек, а с учетом совместителей и лиц, рабо-
    тающих по 27 процентов и 53 процента численности  занятых граждан
    в отраслях народного хозяйства.
         Однако, несмотря на это, ограниченность инвестиций в услови-
    ях структурного кризиса не позволит сдержать рост безработицы.
         Кроме того, число безработных пополнят беженцы и вынужденные
    переселенцы из стран ближнего зарубежья. За счет  возрастания  их
    притока численность данной группы населения в  Российской Федера-
    ции в 1995 году увеличится на 500 - 520 тыс. человек, почти поло-
    вине из них потребуется новое место работы. При  этом  расселение
    беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется в  основном  в
    регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
         Положение в сфере  занятости  населения  в  Центральном, По-
    волжском и Центрально-Черноземном районах усугубит приток  в  них
    125 - 130 тыс. граждан из районов Крайнего Севера  и приравненных
    к ним местностей.
         По прогнозу Федеральной службы  занятости  России,  к  концу
    1995 года численность зарегистрированных в службе  занятости без-
    работных может существенно возрасти и превысить 3 - 4  млн. чело-
    век, или 3,5 - 4,8 процента численности трудоспособного населения
    в трудоспособном возрасте (2 процента на конец 1994 года).
         Обострится проблема трудоустройства женщин, имеющих малолет-
    них детей, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и  молодежи. В
    Северо-Западном, Центральном и Поволжском районах особые сложнос-
    ти возникнут с трудоустройством  выпускников  учебных  заведений,
    прежде всего специалистов в области строительства,  сельского хо-
    зяйства, электронной техники, приборостроения,  химической техно-
    логии, судостроения, культуры и искусства, а также по  ряду инже-
    нерно-технических специальностей.
         Произойдет изменение профессионально-квалификационной струк-
    туры безработных граждан за счет возрастания  доли высококвалифи-
    цированных специалистов и работников массовых профессий.

                ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ
       ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
                   НАСЕЛЕНИЯ В 1995 ГОДУ

         Основными задачами государственной политики содействия заня-
    тости населения в 1995 году являются:
         сдерживание роста безработицы с учетом ограниченных экономи-
    ческих и финансовых возможностей;
         создание условий для скорейшего  трудоустройства безработных
    граждан;
         обеспечение эффективной целевой поддержки  граждан, потеряв-
    ших работу;
         смягчение последствий долговременной безработицы.
         Наметившийся в 1994 году переход  общеэкономического кризиса
    в структурный обусловливает выделение следующих приоритетных нап-
    равлений государственной политики содействия  занятости населения
    в 1995 году:
         профессиональная ориентация и психологическая поддержка без-
    работных граждан и незанятого населения;
         опережающее переобучение и переподготовка  работников, нахо-
    дящихся под угрозой увольнения;
         расширение масштабов  подготовки  кадров  и  финансовой под-
    держки развития малого и среднего бизнеса;
         селективная поддержка и обеспечение занятости  населения  на
    градообразующих предприятиях;
         финансовая поддержка работодателей, создающих  ученические и
    рабочие места  для  отдельных  категорий  граждан,  а  также осу-
    ществляющих профессиональную переподготовку персонала;
         увеличение масштабов общественных работ и временной занятос-
    ти безработных граждан;
         социальная защита работников предприятий  и  организаций,  к
    которым применяются процедуры,  предусмотренные законодательством
    Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
         При этом большое значение  приобретает  государственная под-
    держка местных инициатив, оказание  организационно-финансовой по-
    мощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    в реализации первоочередных региональных программ  и  проектов  в
    области содействия занятости населения.

              АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

         Ситуация на рынке труда в 1995 году  обусловливает возраста-
    ние роли активных мер государственной  политики  содействия заня-
    тости населения.
         На эти цели предусматривается выделить более  половины  всех
    средств Государственного фонда занятости населения Российской Фе-
    дерации (далее именуется - Фонд занятости).
         К числу активных действий по регулированию ситуации на рынке
    труда относятся меры, направленные на экономическую поддержку за-
    нятости  населения,  сокращение  периода  безработицы,  скорейшее
    возвращение безработных граждан к производительному труду.

         ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

         В условиях дальнейшего реформирования экономики  важное зна-
    чение приобретает реализация мер, направленных на  снятие  угрозы
    обвального роста открытой  безработицы,  сохранение  экономически
    эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание
    новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах.
         Решение этих задач осуществляется путем:
         реализации федеральных целевых  инвестиционных  программ.  В
    1995 году предусматривается осуществить 49 таких программ, финан-
    сируемых за счет средств федерального бюджета. Общий  объем выде-
    ляемых централизованных капитальных вложений на  реализацию феде-
    ральных программ в 1995 году составит примерно 50 процентов уров-
    ня средств, выделенных в 1994 году.
         При разработке данных программ  необходимо  более  тщательно
    прорабатывать разделы, касающиеся создания  новых  рабочих  мест,
    сохранения эффективной занятости работников на действующих произ-
    водствах, организации переподготовки работающих  и высвобождаемых
    работников;
         оказания материальной поддержки работникам,  находящимся под
    угрозой  увольнения,  посредством  компенсационных  выплат,  осу-
    ществляемых органами службы занятости за счет средств Фонда заня-
    тости. Предусматривается, что в 1995  году  такие  выплаты  будут
    введены для 1,1 млн. работников, занятых  неполный  рабочий  день
    (неделю) по независящим от организации причинам или находящихся в
    вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.  На компен-
    сационные выплаты предусматривается  направить  130 -  140  млрд.
    рублей;
         организации дополнительных рабочих мест, что позволит расши-
    рить  возможности  гарантированного  трудоустройства  безработных
    граждан. При этом правом первоочередного трудоустройства  на соз-
    даваемые рабочие места будут пользоваться  безработные  граждане,
    испытывающие трудности в поиске работы, из числа социально не за-
    щищенных групп населения. На эти цели предполагается  выделить из
    Фонда занятости 1600 - 1700 млрд. рублей,  что  позволит  создать
    около 260 тыс. экономически эффективных рабочих мест;
         субсидирования выплаты заработной платы  отдельных категорий
    граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, прежде все-
    го инвалидов, женщин, имеющих детей, граждан, нуждающихся в соци-
    альной и трудовой реабилитации. В 1995 году в порядке эксперимен-
    та из Фонда занятости будет выделено 6 - 6,5 млрд. рублей на суб-
    сидирование выплаты заработной платы 5 тыс. длительно безработных
    граждан и 1,5 - 2,0 млрд. рублей - 10 тыс. инвалидов;
         опережающего профессионального обучения  работников, находя-
    щихся под угрозой увольнения, что приобретает особую актуальность
    в связи с возрастанием в 1995 году масштабов  массового высвобож-
    дения работников. Основной задачей в этой  области  является пре-
    доставление высвобождаемым работникам  возможности  получения до-
    полнительных профессиональных навыков  и  знаний  для  скорейшего
    трудоустройства.

         МЕРЫ ПО СКОРЕЙШЕМУ ВОЗВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
                     К АКТИВНОМУ ТРУДУ

         Ожидаемое увеличение численности безработных  граждан делает
    актуальным решение задачи по их скорейшему возвращению к активно-
    му труду. В этих целях  предусматривается  продолжить  начатую  в
    1994 году реализацию различных программ и услуг,  оказываемых ор-
    ганами службы занятости безработным гражданам. В текущем году 1,5
    - 2,0 млн. безработных граждан будет оказано содействие  в актив-
    ном поиске нового места работы.

                СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

         В целях сокращения времени поиска гражданином работы и пери-
    ода заполнения вакансий на предприятиях и в  других организациях,
    усиления взаимодействия с работодателями по увеличению  числа со-
    общаемых ими вакансий для граждан, обращающихся в центры занятос-
    ти в целях поиска работы и готовых приступить к ней, служба заня-
    тости будет продолжать оказывать следующие услуги:

         информирование граждан о возможностях трудоустройства;
         подбор подходящего рабочего места;
         предоставление гражданину возможности выбора  различных форм
    и видов занятости;
         подбор работников по запросу работодателя;
         проведение "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов";
         информация о занятиях и карьере;
         обучение навыкам работы  и  специальные  формы  интенсивного
    консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске ра-
    боты.

         ЦЕЛЕВОЕ ПООЩРЕНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ГРАЖДАН,
                ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ

         Целевое поощрение трудоустройства ориентировано  на дополни-
    тельное  повышение  шансов  трудоустройства  или   предоставление
    альтернативных возможностей для занятости безработным гражданам в
    соответствии с приоритетными направлениями  государственной поли-
    тики занятости, преодоление негативных последствий  безработицы и
    содействие социальной адаптации  граждан,  являющихся  длительное
    время безработными.
         В рамках данного направления службой  занятости  реализуются
    программы "Новый старт" и "Клуб ищущих работу",  позволяющие фор-
    мировать у безработных граждан необходимые навыки самостоятельно-
    го поиска работы, активно использовать полученные знания для тру-
    доустройства, восстанавливать мотивацию к труду у лиц, длительное
    время не имеющих работы.
         Продолжится работа по расширению возможности трудоустройства
    инвалидов и лиц, освобожденных из мест лишения  свободы.  В  этих
    целях будут осуществляться меры по квотированию рабочих  мест для
    инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, а также  по  социальной
    адаптации, профессиональной подготовке и переподготовке  лиц, ос-
    вобожденных из мест заключения.

              СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

         В 1995 году мероприятиями по содействию  занятости молодежи,
    впервые вступающей на рынок труда Российской Федерации, предпола-
    гается охватить до 1 млн. человек.
         При этом приоритетными являются следующие задачи:
         развитие профориентационных услуг  и  предоставление возмож-
    ностей получения профессионального образования, имея в  виду под-
    готовку предложений по продлению сроков обучения (сверх норматив-
    ных) за счет предоставления дополнительных  образовательных услуг
    выпускникам образовательных учреждений;
         совершенствование и развитие  системы  компенсаций  расходов
    работодателей на трудоустройство и использование  труда молодежи,
    в том числе на организацию специальных ученических рабочих мест;
         создание с участием  молодежных  организаций  (объединений),
    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации спе-
    циализированных молодежных бирж труда, центров  по трудоустройст-
    ву, социальной и психологической адаптации  выпускников образова-
    тельных учреждений, включая лиц, оставшихся без попечения родите-
    лей;
         разработка и реализация целевых региональных  программ обес-
    печения занятости выпускников образовательных  учреждений, прежде
    всего в регионах с высоким уровнем безработицы.
         В целях решения проблем в сфере занятости  молодежи, впервые
    попадающей на рынок труда, действия органов  службы  занятости  в
    1995 году будут сосредоточены на:
         широком информировании  выпускников  общеобразовательных уч-
    реждений о различных видах профессионального обучения с целью по-
    лучения профессии (специальности) для последующего трудоустройст-
    ва;
         организации временной (сезонной) занятости молодежи,  в  том
    числе в свободное от учебы время;
         оказании финансовой поддержки предприятиям  и  организациям,
    сохраняющим и создающим дополнительные рабочие и ученические мес-
    та, а также введении механизма субсидирования  выплаты заработной
    платы;
         организации  и  оснащении  органами  исполнительной   власти
    субъектов Российской Федерации совместно с  Министерством образо-
    вания Российской Федерации ученических и  рабочих  мест  на  базе
    действующих образовательных учреждений;
         реализации  региональных   проектов   развития   молодежного
    предпринимательства, в том  числе  оказании  молодежи  финансовой
    поддержки по открытию собственного дела за счет средств Фонда за-
    нятости, развитии самозанятости, организации  специальных  курсов
    профессионального обучения;
         совершенствовании механизма квотирования  рабочих  мест  для
    выпускников образовательных  учреждений  органами  исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации;
         реализации программы "Молодежная  практика", предусматриваю-
    щей трудоустройство выпускников образовательных учреждений в воз-
    расте от 16 до 26 лет включительно, зарегистрированных  в органах
    службы занятости в качестве безработных более  трех  месяцев,  на
    временные рабочие места, что  позволит  им  приобрести профессио-
    нальные знания, умения и навыки для получения постоянного рабоче-
    го места.

         СОДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОМУ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН

         Ожидаемое превышение спроса на рабочие места по  сравнению с
    возможностями экономики удовлетворить этот спрос не  дает основа-
    ний рассчитывать на значительное расширение числа  вакансий, даю-
    щих постоянную работу.
         Реализация программы содействия  временному  трудоустройству
    позволит предоставить незанятым гражданам, в том  числе безработ-
    ным, на период активного поиска постоянного места  работы возмож-
    ности для временной  занятости,  обеспечить  поддержание  доходов
    граждан, осуществить адаптацию к труду  лиц,  имеющих  длительный
    перерыв в работе.
         В течение года общественными работами и  различными  формами
    временной занятости предполагается занять около 300 тыс. человек,
    расходы из Фонда занятости на их организацию составят  200 -  210
    млрд. рублей.
         Для адаптации несовершеннолетних лиц к трудовой деятельности
    и получения профессиональных навыков продолжится реализация прог-
    раммы временной занятости учащихся - подростков. При этом приори-
    тетным правом при трудоустройстве на временную  работу пользуются
    дети - сироты, дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей
    безработных граждан, подростки из неполных, многодетных  и небла-
    гополучных семей, а также подростки, состоящие на учете  в комис-
    сиях по делам несовершеннолетних.
         В течение года планируется трудоустроить на временные работы
    около 800 тыс. несовершеннолетних граждан.  Предполагаемая  сумма
    затрат из Фонда занятости составит 20 - 25 млрд. рублей.

            СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ САМОЗАНЯТОСТИ И
               ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

         В целях оказания содействия безработным гражданам в развитии
    самозанятости, малого и среднего бизнеса, адаптации  этих граждан
    к условиям рынка труда, а также  создания  альтернативных возмож-
    ностей для трудоустройства безработных граждан в 1995  году будет
    оказана поддержка около 90 тыс. человек, изъявившим желание орга-
    низовать собственное дело.
         Органы службы занятости в  данном  направлении  осуществляют
    следующую работу:
         консультирование и профессиональную ориентацию безработных в
    целях определения возможностей их эффективной деятельности  в ка-
    честве предпринимателей;
         обучение безработных граждан основам предпринимательства;
         проведение консультаций по открытию собственного дела, сост-
    авлению бизнес-плана и ведению финансовой документации;
         финансовую поддержку предпринимателей на  стадии становления
    собственного дела.
         На содействие развитию самозанятости  и  предпринимательской
    инициативы предусматривается выделить из  Фонда  занятости  112 -
    135 млрд. рублей. Эти мероприятия будут  проводиться  Федеральной
    службой занятости России в тесном взаимодействии с  другими феде-
    ральными органами исполнительной  власти  и  с  органами исполни-
    тельной власти субъектов Российской Федерации.


                ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

         Переход к рыночной экономике предполагает значительные изме-
    нения в структуре занятости  населения,  существенное  увеличение
    конкуренции на рынке труда, повышение требований  работодателей к
    кандидатам на  имеющиеся  вакансии.  В  этих  условиях профессио-
    нальная ориентация населения  способствует  социальной  адаптации
    наиболее широких его слоев и является одним из  приоритетных нап-
    равлений активной политики занятости, особенно в отношении безра-
    ботных и незанятых граждан в целях повышения их конкурентоспособ-
    ности на рынке труда.
         Предусматривается, что такие услуги смогут получить не менее
    2,5 млн. граждан. На эти цели планируется выделить из Фонда заня-
    тости 150 - 160 млрд. рублей.
         В 1995 году будет продолжена работа по:
         созданию в  службе  занятости  разветвленной  инфраструктуры
    профессиональной ориентации, позволяющей  осуществлять профессио-
    нальное информирование широких слоев населения о состоянии и нап-
    равлениях развития рынка труда, наиболее перспективных видах дея-
    тельности, качествах, необходимых для занятия  ими,  возможностях
    получения профессионального  образования,  прохождения профессио-
    нальной подготовки и переподготовки;
         подбору квалифицированных кадров;
         созданию  необходимых  материально-технических  условий  для
    проведения профессионального консультирования;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное