Стр. 1
Утратил силу- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МО
от 03.07.2003 N 391/24
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2001 г. N 252/27
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ НАУЧНО -
ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "ПОДМОСКОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
НА 2002-2006 ГОДЫ"
В соответствии с Законом Московской области N 11/96-ОЗ "О
Концепции, прогнозах и государственных программах социально -
экономического развития Московской области" и в целях реализации
Закона Московской области N 25/99-ОЗ "О научной деятельности и
научно - технической политике Московской области", Закона
Московской области N 34/2001-ОЗ "О порядке присвоения отдельной
территории Московской области статуса территории научно -
технического развития Московской области" Правительство Московской
области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития территории научно - технического
развития "Подмосковные технологии" (приложение).
2. Министерству промышленности и науки Московской области
(В.И. Козырев) разработать и в установленном порядке представить
на рассмотрение Правительства Московской области проект областной
целевой программы "Социально - экономическое развитие территории
научно - технического развития "Подмосковные технологии" на
2002-2006 годы" (далее - Программа).
3. Утвердить:
3.1. Государственного заказчика Программы - Министерство
промышленности и науки Московской области (В.И. Козырев).
3.2. Цель Программы - решение социально - экономических проблем
и развитие территории научно - технического развития "Подмосковные
технологии" за счет выполнения инновационных проектов.
3.3. Срок разработки Программы до 1 октября 2001 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства Московской
области Голубева В.Ю.
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 8 августа 2001 г. N 252/27
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ "ПОДМОСКОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Паспорт Концепции
Наименование Концепции - Концепция развития территории
научно - технического развития
"Подмосковные технологии"
Основания для разработки - Закон Московской области
Концепции N 25/99-ОЗ "О научной
деятельности и научно -
технической политике
Московской области";
Закон Московской
области N 34/2001-ОЗ "О
порядке присвоения отдельной
территории Московской области
статуса территории научно -
технического развития
Московской области"
Основные разработчики - исполнительные органы местного
Концепции самоуправления г. Серпухова,
п. Томилино, г. Жуковский,
г. Троицка, п. Черноголовка,
АНО "Корпорация МетаСинтез"
Цели и задачи развития - комплексное решение значимых
территории научно - социально - экономических
технического развития и производственных проблем
"Подмосковные технологии" территории "Подмосковные
технологии" и Московской
области в целом за счет
внедрения высоких технологий,
разработанных предприятиями,
расположенными на территории,
в социально - бытовую
и жилищно - коммунальную сферы
городов, на промышленных
предприятиях, производственную
и деловую инфраструктуру
Московской области
Сроки и этапы реализации - Концепция будет реализована
Концепции посредством выполнения
мероприятий областной целевой
Программы социально -
экономического развития
территории научно -
технического развития
"Подмосковные технологии" с
2002 по 2006 годы.
Первый этап (2002-2003 гг.) -
запуск системообразующих
проектов, формирование
инновационной инфраструктуры;
второй этап (2004-2005 гг.) -
выход на проектную мощность
функционирования систем,
являющихся результатами
выполнения системообразующих
проектов, решение социально -
экономических и
производственных проблем
территории; третий этап
(2006 г.) - расширение
проектов и результатов их
реализации на Московскую
область и Центральный
федеральный округ Российской
Федерации, подведение итогов
реализации Концепции
Перечень первоочередных - категория "Жилищно -
системообразующих проектов коммунальная сфера": "Система
строительства недорогого
комфортабельного жилья
"Двухэтажная Россия"
(п. Томилино), "Система
высокотехнологичной
переработки твердых городских
отходов и газификации
низкокачественных топлив"
(п. Черноголовка), "Система
обеспечения населения тепловой
энергией с применением
ресурсосберегающих
и экологически чистых
технологий" (г. Жуковский),
"Система очистки и утилизации
сточных вод" (г. Троицк);
- категория "Медицина
и здравоохранение": "Комплексы
радиационной терапии нового
поколения на базе ускорителя
ИЯИ РАН" (г. Троицк), включая
протонную, электронную и
гамма - терапию, "Система
предоставления
стоматологических услуг
на основе отечественных
модульных стоматологических
кабинетов мирового уровня"
(г. Серпухов), "Система помощи
и спасения людей в
экстремальных ситуациях
"Экстремальная медицина"
(г. Троицк);
- категория "Безопасность":
"Системы жизнеобеспечения
и безопасности летчиков,
пассажиров летательных
аппаратов и космонавтов";
- категория "Транспорт":
"Комплексная система
воздушного, наземного и
речного сообщения
"Авиалайн России"
(г. Жуковский);
- категория "Технологическое
перевооружение предприятий":
"Система технологического
перевооружения промышленных
предприятий"
Ожидаемые конечные - повышение качества жизни
результаты реализации населения территории научно -
Концепции технического развития за счет:
создания новых рабочих мест
и загрузки действующих
предприятий; повышения уровня
доходов населения за счет
развития производства
конкурентоспособной наукоемкой
продукции и предоставления
качественных услуг; создания
условий для решения жилищной
проблемы и обеспечения жителей
жилищно - коммунальными
услугами требуемого качества;
повышения качества
междугороднего транспортного
сообщения, повышения уровня
безопасности при эксплуатации
пассажирских и транспортных
летательных аппаратов;
повышения качества медицинских
услуг, в т.ч. в экстремальных
ситуациях;
повышения уровня образования,
создания условий для духовного
и культурного развития
населения;
- решение экономических проблем,
связанных с созданием условий
для наполнения и рационального
расходования местных бюджетов
за счет развития производств,
увеличения оборотов и прибыли
организаций Территории, роста
налогооблагаемой базы;
- технологическое перевооружение
и развитие предприятий
и организаций муниципальных
образований и Московской
области в целом за счет
переоснащения действующих и
создания новых производств на
базе высоких инновационных
технологий, что станет основой
для развития производства
конкурентоспособной
отечественной продукции
и предоставления услуг
мирового уровня на территории
Московской области;
- отработка новых эффективных
организационно - экономических
форм и механизмов интеграции
предприятий, создания
и функционирования глубоких
коопераций, а также принципов
построения систем управления
реализацией комплексных
проектов
Введение
Концепция развития территории научно - технического развития
"Подмосковные технологии" (далее - Концепция) разработана
администрациями муниципальных образований г. Серпухова, п.
Томилино, г. Жуковский, г. Троицка, п. Черноголовка и автономной
некоммерческой организацией "Корпорация МетаСинтез" в соответствии
с Законом Московской области "О научной деятельности и научно -
технической политике Московской области" от 28 мая 1999 г. N
25/99-ОЗ и Законом Московской области "О порядке присвоения
отдельной территории Московской области статуса территории научно
- технического развития Московской области" от 07.03.2001 N
34/2001-ОЗ.
К настоящему времени Концепция рассмотрена и одобрена главами
перечисленных муниципальных образований на совещании, состоявшемся
18.07.2001 в г. Жуковский Московской области, и проходит процедуру
утверждения представительными органами указанных муниципальных
образований.
Представленная Концепция является основой для разработки
областной целевой Программы социально - экономического развития
территории научно - технического развития "Подмосковные
технологии".
Концепция состоит из 7 разделов и содержит 2 приложения. В
первом разделе приводится описание сущности проблемы и обоснование
необходимости ее решения. Во втором разделе представлена краткая
характеристика территории научно - технического развития
"Подмосковные технологии" (далее - Территория), включая общие
сведения о Территории, описание научно - производственного
комплекса, расположенного в границах Территории, описание систем
профессионального образования, высшей школы, культуры, досуга и
спорта, а также социально - бытовой и жилищно - коммунальной сфер
муниципальных образований Территории. В третьем разделе приводится
описание стратегического замысла развития Территории, включая цели
и приоритетные направления развития Территории и ее научно -
производственного комплекса, цели и задачи Концепции, краткую
характеристику системообразующих инновационных проектов
Территории, сроки и этапы реализации Концепции. В четвертом
разделе представлено описание основных форм и механизмов
реализации Концепции. В пятом разделе приводится описание
нормативного, правового, информационного, методического и
финансового обеспечения. В шестом разделе представлено описание
ожидаемых социально - экономических результатов реализации
Концепции. В седьмом разделе приводится описание системы
организационного управления реализацией Концепции, включая
описание принципов и органов управления, основных показателей ее
реализации.
В первом приложении приводится описание первоочередных
системообразующих инновационных проектов Территории. Во втором
приложении представлено технико - экономическое обоснование
создания комплексной системы воздушного, наземного и речного
сообщения "Авиалайн России", принятого в качестве пилотного.
1. Сущность проблемы и обоснование необходимости
ее решения
Основная проблема, на решение которой нацелена Концепция,
состоит в несоответствии качества жизни насущным потребностям
местного населения муниципальных образований, входящих в состав
Территории. Это выражается в недостаточности рабочих мест для
высококвалифицированных специалистов с соответствующим уровнем
оплаты труда, низком уровне доходов населения, дефиците
бесплатного муниципального жилья и отсутствии реально работающих
механизмов жилищного строительства для средне- и низкообеспеченных
жителей Подмосковья, недостаточном качестве социально - бытовых,
жилищно - коммунальных, транспортных и медицинских услуг,
недостаточности услуг в сфере образования и культуры.
К причинам, обусловливающим сложившийся уровень качества жизни,
относится недостаточность налогооблагаемой базы для полноценного
наполнения бюджетов двух уровней, принятые способы формирования и
расходования средств местных бюджетов, связанные с невозможностью
накопления средств на развитие и повышение качества услуг,
предоставляемых населению; отсталость производственно -
технологической базы организаций городского коммунального
хозяйства, учреждений социальной сферы и промышленных предприятий
вследствие низких темпов внедрения высоких инновационных
технологий; сложность организации многоместных коопераций,
включающих предприятия, разрабатывающие высокие технологии,
переоснащающие производство и производящие продукцию; сложность
синхронизации и управления кооперациями самостоятельных
предприятий, направленных на создание конечной продукции и запуск
комплексных систем, оказывающих услуги потребителям.
Таким образом, проблема, на решение которой направлено развитие
Территории, имеет комплексный характер и включает пять основных
аспектов: социальный, экономический, технологический,
организационный, управленческий.
(1) Социальный аспект проблемы сводится к несоответствию
качества жизни насущным потребностям местного населения.
Сокращение объемов финансирования градообразующих предприятий
муниципальных образований Подмосковья и, как следствие, сокращение
объемов их деятельности привели к значительному снижению уровня
доходов населения. Низкий уровень заработной платы приводит к
ежегодному сокращению численности работающих на градообразующих
предприятиях и снижению их научно - технического потенциала.
Средний возраст научно - исследовательских и производственных
предприятий неуклонно повышается, многие научно - производственные
организации Территории работают на пределе возможностей.
Наблюдается заметная разбалансированность между спросом и
предложением на высококвалифицированную рабочую силу. В ряде
муниципальных образований области доля бедных семей, имеющих
доходы на уровне и ниже прожиточного минимума, является
доминирующей.
Жилищная проблема является наиболее болезненной из социальных
проблем Подмосковья. С начала 90-х годов в области происходит
снижение темпов жилищного строительства, "замораживается"
строительство инженерных сетей, без которых невозможен ввод в
эксплуатацию новых жилых домов. Как следствие, растет число
жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В большинстве
городов на улучшение жилищных условий претендует более трети всех
жителей города.
Дефицит местных бюджетов большинства муниципальных образований
не позволяет осуществлять своевременный и качественный ремонт
коммунально - бытовой инфраструктуры. Вследствие этого растет
износ инженерно - бытовых коммуникаций и обеспечивающей
инфраструктуры муниципальных образований области. Это, в свою
очередь, приводит к росту затрат на обеспечение населения тепловой
и электрической энергией. В ряде муниципальных образований
значительный износ инженерных коммуникаций к настоящему времени
уже не позволяет обеспечить нормальный режим жизнедеятельности как
населения, так и предприятий города.
Практически во всех муниципальных образованиях области
неудовлетворительное качество транспортного обслуживания населения
- длительные интервалы движения рейсовых маршрутов, низкое
качество автомобильных дорог. Ресурсы телефонных станций,
обеспечивающих связь населения и предприятий области, в
большинстве исчерпаны, многие муниципальные образования нуждаются
в увеличении числа телефонных номеров. Неудовлетворительное
качество связи не позволяет удовлетворить потребности частных лиц
и организаций в доступе к глобальным ресурсам Интернета.
Культурная и спортивная жизнь населения, в т.ч. молодежи,
сдерживается недостатком и малоудовлетворительным состоянием
существующих культурных и спортивных объектов, а также отсутствием
средств на организацию профессиональной и массовой деятельности в
этих областях.
Необходимо подчеркнуть, что уровень квалификации населения,
работающего в перечисленных сферах, и идейно - проектная база,
необходимая для решения проблем социального характера, являются
достаточными для кардинального изменения качества жизни и
нуждаются только в развитии и проработке при финансовой и
организационной поддержке со стороны муниципальных властей
территории и государственной власти региона.
Остальные четыре аспекта решаемой проблемы выступают
предпосылками для решения поставленной социальной задачи
кардинального изменения качества жизни населения Подмосковья.
(2) Экономический аспект сводится к недостаточности
налогооблагаемой базы для полноценного наполнения бюджетов двух
уровней, неадекватности в некоторых случаях принятых способов
формирования и расходования средств местных бюджетов.
Основным источником наполнения бюджетов являются
производительные силы, которые характеризуются преимущественно
морально и физически устаревшей технологической и материально -
технической базой, недостаточно налаженной системой сбыта и
маркетинга произведенной продукции и услуг.
Доходы предприятий и работающего населения образуют
налогооблагаемую базу, недостаточную для полноценного наполнения
бюджетов двух уровней. Введение в действие налогового кодекса,
существенно изменившего виды налоговых поступлений в местные
бюджеты, привело к значительным провалам в их доходных частях, а
непрогнозируемое со стороны муниципальных властей изменение
регулируемых ставок налоговых отчислений в местные и областной
бюджеты приводит к снижению объемов средств, которые могут быть
израсходованы муниципальными образованиями на развитие городской
инфраструктуры социального, производственного и делового
назначения.
Способ наполнения местных бюджетов, исходя из принципа
минимальной бюджетной обеспеченности, не только урезает средства
на развитие, но и существенно лимитирует повышение качества жизни
населения из-за ограниченности расходов для полноценной работы
городских учреждений и объектов инфраструктуры.
Таким образом, ключевыми причинами экономических проблем,
связанных с наполнением бюджетов, являются, во-первых,
невозможность налаживания предприятиями и организациями без
поддержки местных и региональных властей крупномасштабного
производства конкурентоспособной продукции или предоставления
услуг, которые позволили бы значительно повысить налогооблагаемую
базу, а во-вторых, неадекватность принятых способов формирования
местных бюджетов, выражающаяся в невозможности накопления средств
на развитие и повышение качества услуг, предоставляемых населению
муниципальных образований.
Механизм расходования бюджетных средств исходит из постатейного
принципа и лишает муниципальные власти возможности целостного
решения социальных и экономических проблем территории, переводя их
в режим "тушения пожаров" и "латания тришкиных кафтанов". Это
приводит к запущенности проблем и ежегодному повышению размера
финансовых средств, необходимых для их полноценного решения. При
этом также отсутствует возможность ставить и решать новые задачи
развития в связи с отсутствием статьи "развитие" и средств на нее
в расходной части муниципальных бюджетов.
Областные целевые программы направлены на поддержку отдельных
производителей, давая возможность продвинуть разработку,
производство и/или внедрение различной продукции и услуг. Однако в
них не ставятся задачи целостного решения социальных
и производственных проблем развития, а дефицит региональных
бюджетных средств приводит к их частичному финансированию и
затянутому выполнению программ в течение нескольких лет. В итоге
на реализацию программ тратятся значительные средства, а сдвиги в
решении поставленных в них даже отдельных задач и проблем крайне
незначительны, что связано не только с дефицитом, но и
"распыленностью" выделяемых на них средств.
Таким образом, решение изложенных экономических проблем
связано в первую очередь с модификацией механизмов формирования и
расходования бюджетных средств, во вторую - с поиском путей
кардинального повышения рентабельности предприятий Московской
области, в третью - с изменением отношения к программе как
способу расходования средств и переходу на программно - целевое
планирование и управление, исходя из принципа целостного решения
ключевых проблем территории и поставленных задач ее целостного
развития.
(3) Технологический аспект проблемы проявляется в отсталости
производственной базы предприятий городского коммунального
хозяйства, учреждений социальной сферы и промышленных предприятий,
производственный потенциал которых практически выработан.
Это обусловливает замедление темпов развития их
производственной деятельности, делает их продукцию и услуги
неконкурентоспособными, а низкие заработки приводят к оттоку
квалифицированной рабочей силы в Москву, что в свою очередь
оголяет рабочие места и уменьшает налогооблагаемую базу с
физических лиц.
Вместе с тем в муниципальных образованиях Территории накоплен
значительный технологический потенциал, не нашедший в полной
степени применения на промышленных предприятиях Подмосковья, в
жилищно - коммунальном хозяйстве, в сферах медицинского
обслуживания и предоставления образовательных услуг. О высоком
уровне этого потенциала свидетельствует востребованность
разработанных технологий за границей, нарастающее участие частного
капитала в создании совместных с научными учреждениями и их
сотрудниками производственных предприятий, основанных на высоких
технологиях.
Таким образом, решение технологических проблем Подмосковья
состоит в переоснащении действующих и создании новых предприятий
на базе подмосковных высоких технологий, разработанных в
наукоградах и промышленных городах региона при участии частного
отечественного и зарубежного капитала, привлеченного гарантиями и
долевым вкладом Правительства Московской области.
(4) Организационный аспект проблемы состоит в сложности
организации многоместных коопераций, включающих предприятия,
разрабатывающие высокие технологии, переоснащающие производство и
производящие продукцию.
Сложность кооперации, нарастающая, как правило, с повышением
конкурентоспособности новых технологий производства продукции и
оказания услуг, приводит к практической невозможности при
действующем налоговом законодательстве сорганизовать несколько
десятков кооперантов и добиться стоимости конечного продукта,
обеспеченной платежеспособным спросом населения. Как следствие,
успешными на рынке оказываются те предприятия, продукция которых
не подразумевает организации сложных коопераций и которые способны
самостоятельно производить все комплектующие своего конечного
продукта. Вторым следствием является практическая невозможность
создания в существующих условиях сложных действующих систем,
оказывающих комплексные транспортные, информационные и другие
услуги в области, систем, направленных на целостное решение
проблем здравоохранения и коммунального хозяйства.
Таким образом, решение проблем, связанных с организацией
масштабных коопераций предприятий Подмосковья по всему жизненному
циклу конечной продукции и действующих систем оказания
комплексных услуг жителям Подмосковья, позволит решить
технологические проблемы переоснащения предприятий, их
экономического развития и повышения качества производимой
продукции и услуг, что в свою очередь приведет к изменению
качества жизни населения Подмосковья.
(5) Управленческий аспект проблемы состоит в сложности
синхронизации работы самостоятельных предприятий, связанных
кооперационными отношениями в создании конечной продукции и
запуске сложных функционирующих систем, оказывающих комплексные
услуги потребителям.
Синхронизация работы обеспечивается за счет своевременной
выдачи заказа по всей кооперационной сети, оснащения ее
недостающими средствами производства, производственными
площадями, персоналом, а также финансовыми средствами,
достаточными для завершения и сбыта конечной продукции и запуска
функционирующей системы, готовой к оказанию услуг. Отсутствие
государственной системы планирования, снабжения и управления
сложными кооперациями приводит к необходимости создания
альтернативного планового и управленческого механизма, решающего
задачу синхронизации по четырем компонентам: сквозной заказ,
обеспеченность процессов производства материально - техническими,
человеческими ресурсами и финансовыми средствами. За рубежом
подобные механизмы реализуются в виде концернов, состоящих из
сети предприятий, начинающих с добычи сырья или разработки
технологий и заканчивающих выпуском и сбытом конечной продукции.
Обычно концерны действуют в форме транснациональных корпораций с
различными формами собственности. С возрастанием доли частного
капитала в экономике страны нарастает процесс концернирования
предприятий и их экономического объединения в рамках холдинговых
структур под руководством управляющих компаний. Этот процесс
базируется на устремлении владельцев к извлечению выгоды и
характеризуется жесткими связями между предприятиями, общими для
всех регламентами и нормативами хозяйственной деятельности.
Учитывая хозяйственную самостоятельность предприятий
Подмосковья, их диверсифицированный характер деятельности, а также
комплексный характер социальных проблем, решаемых на Территории,
создание жестких управленческих систем, подобных описанным выше,
является нецелесообразным. В качестве альтернативного
предполагается механизм создания консорциумов, организованных по
принципу объединения предприятий, связанных в кооперации по
производству и сбыту сложных конечных продуктов, или систем,
оказывающих услуги конечным потребителям.
Механизм может быть в разных формах: от консорциума (или
простого товарищества) до открытых, закрытых организационных форм.
Планирование и создание консорциумов, а также управление их
деятельностью целесообразно организовать на основе единой
программы социально - экономического и научно - технического
развития Территории, объединяющей муниципальные образования
Территории, местные власти и предприятия которых выразили желание
объединить свои усилия для комплексного решения социально -
экономических проблем Территории за счет внедрения разработанных
ими высоких технологий в жилищно - коммунальную и социально -
бытовую сферы городов, производственные процессы промышленных
предприятий.
2. Краткая характеристика Территории научно -
технического развития "Подмосковные технологии"
2.1. Общие сведения о Территории научно - технического
развития "Подмосковные технологии"
В Территорию научно - технического развития "Подмосковные
технологии" входят следующие муниципальные образования Московской
области: г. Серпухов, п. Томилино, г. Жуковский, г. Троицк, п.
Черноголовка, Серпуховский район, г. Пущино, г. Протвино.
Общая площадь Территории составляет более 20000 га.
Численность населения - около 400 тыс. чел. Численность
трудоспособного населения - более 150 тыс. чел.
Численность населения, занятого в экономике Территории, - более
130 тыс. чел.; из них - в организациях госсектора - более 35 тыс.
чел.
Численность научных сотрудников в восьми муниципальных
образованиях, входящих в состав Территории, превышает 10 тыс.
человек; из них более 30 человек - действительные члены и более
30 человек - члены - корреспонденты РАН и др. госакадемий, около
800 - доктора наук и более 3300 - кандидаты наук. При этом
численность научных сотрудников ежегодно увеличивается
приблизительно на 100 человек. Лидирующими городами по
численности научных сотрудников являются г. Троицк - 3430
человек, г. Жуковский - более 3300 человек, п. Черноголовка -
более 1800 человек.
Почти половина населения, занятого в экономике Территории,
работает в научном секторе и сфере научного обслуживания
(приблизительно 25% от общего числа занятых в экономике
Территории) и промышленном производстве (приблизительно 22%).
Вторыми по доле занятого населения являются торговля и жилищно -
коммунальное обслуживание (более 10% каждая сфера). В сфере
образования, культуры и искусства занято более 9% от общего числа
занятых в экономике Территории; в здравоохранении - более 6%; в
строительстве и стройиндустрии - более 4%; в сфере транспорта и
связи - более 3%; в кредитно - денежной сфере - более 1%.
Общее количество предприятий и организаций, зарегистрированных
на Территории, - более 11300; из них ведут хозяйственную
деятельность около 3000. Из всех организаций, зарегистрированных
в муниципальных образованиях, входящих в состав Территории, около
5000 являются частными; более 360 - муниципальные организации;
более 200 - федеральные организации и более 20 - областные.
В каждом муниципальном образовании, за исключением г.
Серпухова, и по Территории в целом доминирующей сферой по числу
действующих предприятий и организаций является торговля. Более 30%
предприятий и организаций, ведущих хозяйственную деятельность на
Территории, работают в сфере торговли.
Вторыми по количеству предприятий и организаций являются
промышленное производство (около 15%) и сфера науки и научного
обслуживания (около 13%). Промышленное производство является
доминирующим по числу предприятий и организаций в г. Серпухове,
объединяющим более четверти серпуховских предприятий и
организаций. Научный сектор и сфера научного обслуживания
является второй по числу организаций в таких городах, как
Жуковский, Пущино, п. Черноголовка. В строительстве и
стройиндустрии работают около 8% предприятий и организаций
Территории, 7% - организации сферы народного образования,
культуры и искусства; более 3% организаций работают в сфере
транспорта и связи, а также в сфере жилищно - коммунального
обслуживания; около 2,5% предприятий и организаций - в сфере
здравоохранения; в кредитно - денежной сфере - менее 2%; в сфере
профессионального образования - более 1%.
По итогам 2000 г. в муниципальных образованиях, входящих в
состав Территории, в совокупности было собрано налогов более 1,7
млрд. руб., из которых более 1 млрд. руб. было перечислено в
федеральный и областной бюджеты. Совокупная доходная часть местных
бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Территории,
превысила 700 млн. руб., из них объем взаиморасчетов, дотаций и
субвенций из областного бюджета, а также поступлений из др.
источников составил более 50 млн. руб.
За 2001 г. ожидается поступлений в виде налогов, собираемых в
совокупности на Территории, более 2 млрд. руб., из них более 1,3
млрд. руб. будет перечислено в бюджеты вышестоящих уровней.
Совокупная доходная часть местных бюджетов муниципальных
образований ожидается на уровне около 800 млн. руб.
Доминирующей сферой деятельности по объему налоговых
поступлений в целом по Территории является промышленное
производство (около 39%). Второе место занимает торговля (около
23%). 6% налогов поступают от предприятий и организаций жилищно
- коммунального обслуживания. От 3 до 4% налоговых поступлений -
в таких сферах, как строительство и стройиндустрия, транспорт и
связь, научный сектор и сфера научного обслуживания. Наименьший
объем налоговых поступлений (менее 1%) от предприятий и
организаций сфер профессионального образования, народного
образования, культуры и искусства, здравоохранения.
Незначительный рост доходной части местных бюджетов обусловлен
прежде всего ежегодно снижаемыми нормативами отчислений от
регулирующих налогов в местные бюджеты. Так, в г. Жуковский
норматив отчислений по налогу на прибыль сократился в 2000 г. в
4 раза по сравнению с 1997 г. (и в 3 раза по сравнению с 1999
г.) и составил 5%; норматив отчислений по НДС - в 1,5 раза и
составил 15%. В целом более 75% налоговых поступлений по г.
Жуковский отчисляется в бюджеты вышестоящих уровней. В г.
Троицке с 2001 г. вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет,
норматив отчислений по подоходному налогу снижен с 84 до 58%.
Кроме того, с введением в действие 1 января 2001 г. новой
редакции Налогового кодекса во всех муниципальных образованиях
отменены местные налоги и сборы. В итоге в 2001 г. города
недополучат доходов от запланированных в среднем около 30-40 млн.
руб.
Налог на прибыль является наиболее значимым в формировании
доходной части г. Жуковский (до 40% от всей доходной части
бюджета). Заметный рост по нему наблюдается в годы проведения
Международного авиакосмического салона вследствие роста прибыли
авиационных и радиотехнических предприятий города за счет
увеличения их загрузки по обслуживанию, участия и выполнения
заключенных на авиасалоне контрактов, а также вследствие роста
товарооборота и объемов реализации платных услуг в городе в
период проведения авиасалона. С другой стороны, именно в эти
годы происходит существенное сокращение норматива отчислений по
данному налогу и по НДС в бюджет г. Жуковский, вследствие чего
уровень доходов города повышается незначительно. Заметный рост
объема налоговых поступлений по городу в годы проведения
авиасалона по сравнению с предыдущим годом позволяет сделать
вывод о том, что если город служит решению задач федеральной
значимости, экономическая ситуация в нем существенно улучшается -
возрастает объем работ и доходов градообразующих и других
предприятий, увеличивается налогооблагаемая база города, решается
ряд социальных проблем.
Освобождение в соответствии с законодательством Российской
Федерации научно - исследовательских институтов и научно -
производственных предприятий, находящихся в федеральной
собственности, от уплаты в бюджеты всех уровней налога на
имущество и земельного налога приводит к существенным потерям
доходов местных бюджетов муниципальных образований, входящих в
состав Территории. Для г. Троицка выпадающие доходы по этим
налогам превышают 30 млн. руб. в год. При этом объем выпадающих
доходов ежегодно возрастает в силу переоценки основных фондов
организаций и индексации ставок земельного налога.
Существенным ограничением не только для роста налогооблагаемой
базы муниципальных образований, но и для развития их экономики в
целом является принцип минимальной обеспеченности, в соответствии
с которым осуществляется наполнение местных бюджетов. При таком
подходе города, во-первых, оказываются не заинтересованными в
повышении налогооблагаемой базы и, во-вторых, не имеют
достаточных средств на развитие общегородской инфраструктуры и
социальной сферы.
2.2. Описание научно - производственного комплекса
Территории
Научно - производственный комплекс Территории составляют:
- научно - исследовательские институты, находящиеся в ведении
Российской академии наук и расположенные в г. Троицке (Институт
геоэлектромагнитных исследований (ИГЭМИ РАН), Институт земного
магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН),
Институт спектроскопии (ИСАН), Институт физики высоких давлений
(ИФВД РАН), Институт ядерных исследований (ИЯИ РАН), Отдел
перспективных лазерных технологий Института проблем лазерных и
информационных технологий (ОПЛТ ИПЛИТ РАН), Физический институт
(ФИАН), Центр физического приборостроения Института общей физики
(ЦФП ИОФАН), п. Черноголовка (Институт проблем химической физики
(ИПХФ РАН), Институт проблем технологии микроэлектроники и особо
чистых материалов (ИПТМ РАН), Институт теоретической физики им.
Л.Д. Ландау (ИТФ РАН), Институт физиологически активных веществ
(ИФАВ РАН), Институт физики твердого тела (ИФТТ РАН), Институт
структурной макрокинетики и проблем материаловедения (ИСМАН),
Институт экспериментальной минералогии (ИЭМ РАН), Филиал
Института энергетических проблем химической физики (ФИНЭПХФ РАН),
Экспериментальная база Институт проблем экологии и эволюции им.
А.Н. Северцева (ЭБ ИПЭЭ РАН) и г. Пущино (Биологический центр);
- научно - производственные предприятия и инновационные
организации, находящиеся в ведении Российской академии наук и
расположенные в п. Черноголовка (Экспериментальный завод научного
приборостроения (ЭЗНП РАН), Научно - технологический центр
"Электротех");
- научно - производственные и промышленные предприятия,
курируемые Российским авиационно - космическим агентством и
расположенные в п. Томилино (ОАО "Московский вертолетный завод им.
М.Л. Миля", ОАО "НПП "Звезда") и г. Жуковский (ФГУП
Государственный научный центр Российской Федерации "Центральный
аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского"
(ФГУП ГНЦ ЦАГИ), ФГУП Государственный научный центр Российской
Федерации "Летно - исследовательский институт им. М.М. Громова"
(ФГУП ГНЦ ЛИИ), ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод
им. Мясищева" (ФГУП ЭМЗ), ГП "Научно - исследовательский институт
авиационного оборудования" (ГП НИИ АО), ОАО "Жуковский
машиностроительный завод");
- научно - производственные и промышленные предприятия,
курируемые Российским агентством по системам управления и
расположенные в п. Томилино (ФГУП "НПП "ЭлТом") и г. Жуковский
(ГП "Научно - исследовательский институт приборостроения им. В.В.
Тихомирова" (ГП НИИП), ГП "Московский научно - исследовательский
институт "Агат" (ГП МНИИ "Агат");
- научно - исследовательские институты, находящиеся в ведении
Минатома России и расположенные в г. Троицке, (Государственный
научный центр Российской Федерации Троицкий Институт инновационных
и термоядерных исследований (ГНЦ РФ ТРИНИТИ) ) и г. Протвино (ГНЦ
"Институт физики высоких энергий");
- научно - исследовательские институты, находящиеся в ведении
Минпромнауки России и расположенные в г. Троицке (Технологический
институт сверхтвердых и новых углеродных материалов Минпромнауки
России (ТИСНУМ);
- научно - исследовательские институты, находящиеся в ведении
Минздрава России и расположенные в п. Оболенск Серпуховского
района (ГНЦ "Институт прикладной микробиологии");
- научно - производственные и промышленные предприятия,
имеющие объем производства наукоемкой продукции (в стоимостном
выражении) не менее 50 процентов общего объема производства и
расположенные в г. Серпухове и Серпуховском районе (ОАО "НИИ
нетканых материалов", ОАО "Мотопром", ОАО "Серпуховский завод
"Металлист", ОАО "РАТЕП", ОАО "СеАЗ", ОАО "Автозаправочная
техника", ЗАО "Ди Эч Ви-С", ОАО "Химволокно", ЗАО "Сертов", ОАО
"Серпуховская бумажная фабрика", ОАО "Квар", ООО "РАТЕП -
Инновация", ООО "Техкомстарт"), а также в п. Томилино (ОАО
"Московское производственное объединение по выпуску алмазного
инструмента").
Более 35 организаций, входящих в научно - производственный
комплекс Территории, включая все научно - исследовательские
институты, имеют аккредитацию научной организации в Минпромнауки
России.
В рамках научно - исследовательских институтов, расположенных
на Территории, ведутся фундаментальные исследования и прикладные
исследования и разработки по широкому спектру направлений науки и
техники, в том числе по приоритетным направлениям развития науки и
техники и перечню критических технологий федерального уровня. На
экспериментальной и производственной базе научно -
исследовательских институтов и филиалов развиваются наукоемкие
опытные и мелкосерийные производства в широком спектре высоких
технологий.
Научно - производственные и промышленные предприятия
Территории работают в таких отраслях промышленности, как военная
и гражданская авиация, машиностроение и металлообработка,
автомобилестроение, геолого - разведывающая и добывающая
|