Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 656500 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КВАЛИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕР (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 05.04.2000)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                    5 апреля 2000 года
                                                                      
                                                 Регистрационный номер
                                                            304 тех/дс
                                                                      
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
          НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
                656500 - БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                                   
                        КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
   
                  1. Общая характеристика направления
                подготовки дипломированного специалиста
                   "Безопасность жизнедеятельности"
   
       1.1.   Направление   подготовки  дипломированного   специалиста
   утверждено  Приказом Министерства образования Российской  Федерации
   от 02.03.2000 N 686.
       1.2.   Перечень   образовательных  программ   (специальностей),
   реализуемых    в    рамках    данного    направления     подготовки
   дипломированного специалиста:
       330100 Безопасность жизнедеятельности в техносфере;
       330500 Безопасность технологических процессов и производств;
       330400 Пожарная безопасность;
       330600 Защита в чрезвычайных ситуациях.
       1.3.  Квалификация  выпускника -  инженер  (горный  инженер  по
   специализациям горного профиля).
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   подготовки  инженера  по  направлению  подготовки  дипломированного
   специалиста   "Безопасность  жизнедеятельности"  при  очной   форме
   обучения - 5 лет.
       1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
       Области профессиональной деятельности выпускника:
       -  анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы,
   объектов  экономики  и техносферы от естественных  и  антропогенных
   опасностей;
       -  ликвидация  последствий воздействия опасностей,  контроль  и
   прогнозирование  антропогенного  воздействия  на  среду   обитания,
   разработка  новых  технологий и методов защиты  человека,  объектов
   экономики и окружающей среды;
       -   обеспечение  устойчивого  и  экотехнологического  развития,
   управление воздействием на окружающую среду;
       -   экспертиза   безопасности,  устойчивости  и   экологичности
   технологий, технических объектов и проектов;
       -  организация  и обеспечение безопасности на рабочем  месте  с
   учетом требований охраны труда.
       Объекты профессиональной деятельности выпускника:
       -  человек, опасности, связанные с человеческой деятельностью и
   опасными природными явлениями;
       - потенциально опасные технологические процессы и производства;
       - методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды
   обитания от опасностей и вредного воздействия;
       -  методы  и  средства оценки опасностей, правила  нормирования
   опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания;
       -  методы  и  приемы  выполнения работ с учетом  правил  охраны
   труда.
       Виды профессиональной деятельности выпускника:
       - научно-исследовательская;
       - проектно-конструкторская;
       - организационно-управленческая;
       - эксплуатационная.
       Конкретные    виды   деятельности   определяются    содержанием
   образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
       В   зависимости   от   реализуемой  образовательной   программы
   (специальности)  инженер по направлению подготовки дипломированного
   специалиста "Безопасность жизнедеятельности" подготовлен к  решению
   следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
       Научно-исследовательская деятельность.
       Для выпускника специальности "Безопасность жизнедеятельности  в
   техносфере":
       -  участие  в  проведении  научно-исследовательских  работ  при
   выполнении    теоретических,    расчетных    и    экспериментальных
   исследований,  направленных  на создание  новых  методов  и  систем
   защиты человека и среды обитания;
       -  проведение анализа негативных факторов и техногенного  риска
   современного производства и технических систем;
       - участие в исследованиях по воздействию антропогенных факторов
   и стихийных явлений на промышленные объекты;
       -  осуществление развития новых методов повышения надежности  и
   устойчивости   технических  объектов,  локализации   и   ликвидации
   последствий аварий и катастроф.
       Для   выпускника  специальности  "Безопасность  технологических
   процессов и производств":
       - проведение исследований в области разработки новых технологий
   и оборудования, средств защиты от опасных и вредных факторов;
       -  осуществление развития новых методов повышения надежности  и
   устойчивости   технических  объектов,  локализации   и   ликвидации
   последствий аварий и катастроф.
       Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
       -   проведение   стандартных   и   сертификационных   испытаний
   строительных   материалов  и  конструкций,   пожарной   техники   и
   оборудования;
       -  оценка  пожарной  опасности и уровня противопожарной  защиты
   зданий   и  сооружений,  технологических  процессов,  аппаратов   и
   оборудования,  электрических, тепловых и вентиляционных  установок,
   иных технических систем;
       -  разработка  рекомендаций и технических решений по  повышению
   уровня противопожарной защиты объектов и населенных пунктов.
       Для   выпускника   по  специальности  "Защита  в   чрезвычайных
   ситуациях":
       -   участие   в   проведении  научно-исследовательских   работ,
   выполнении    теоретических,    расчетных    и    экспериментальных
   исследований,  направленных  на создание  новых  методов  и  систем
   защиты человека и среды обитания в чрезвычайных ситуациях;
       -  проведение анализа негативных факторов и техногенного  риска
   современного производства и технических систем;
       -   участие   в   исследованиях  по  воздействию  антропогенных
   факторов,  стихийных явлений на промышленные объекты  и  окружающую
   среду  в  целях  развития  и  совершенствования  методов  повышения
   надежности   и  устойчивости  объектов  экономики,  локализации   и
   ликвидации последствий аварий и катастроф.
       Проектно-конструкторская деятельность.
       Для выпускника специальности "Безопасность жизнедеятельности  в
   техносфере":
       -  определение  зон  повышенного  техногенного  риска  в  среде
   обитания;
       - выбор систем защиты человека и среды обитания применительно к
   отдельным производствам и предприятиям на основе известных  методов
   и аппаратов;
       -  выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных  с  выбором
   режимов    функционирования   систем   и    отдельных    устройств,
   согласованием  режимов  работы  аппаратов  и  оптимизацией  рабочих
   параметров;
       -  участие в выполнении конструкторских разработок новых  видов
   систем   защиты   человека   и  среды  обитания,   соблюдение   при
   проектировании   требований   стандартизации   и   метрологического
   обеспечения;
       -   выполнение  с  использованием  ЭВМ  расчетов  и  оформление
   соответствующей проектно-конструкторской документации.
       Для   выпускника  специальности  "Безопасность  технологических
   процессов и производств":
       - определение зон повышенного техногенного риска, выбор системы
   защиты человека от отдельных видов технологического оборудования  и
   производственных процессов;
       -   участие   в   выработке  предложений  по  совершенствованию
   технологий и реконструкции объектов;
       -   выполнение  с  использованием  ЭВМ  расчетов  и  оформление
   проектно-конструкторской документации на средства защиты,  а  также
   составление  раздела "Безопасность оборудования  и  технологических
   процессов" в проектной документации.
       Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
       - разработка проектов технических условий, технических заданий,
   стандартов и нормативных документов.
       Для   выпускника   по  специальности  "Защита  в   чрезвычайных
   ситуациях":
       -  определение  зон  повышенного  техногенного  риска  в  среде
   обитания;
       -  выбор  системы предупреждения чрезвычайных ситуаций,  защиты
   человека  и  среды обитания применительно к отдельным производствам
   и предприятиям на основе известных методов и систем защиты;
       -  выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных  с  выбором
   режимов  функционирования защитных систем  и  отдельных  устройств,
   разработка  проектов  защиты территорий  и  ликвидации  последствий
   аварий, катастроф, стихийных природных явлений.
       Организационно-управленческая деятельность.
       Для выпускника специальности "Безопасность жизнедеятельности  в
   техносфере":
       -  организация деятельности по охране среды обитания на  уровне
   предприятий,    территориально-производственных    комплексов     и
   регионов,   а   также   деятельности  предприятий   и   региона   в
   чрезвычайных условиях;
       -  участие  в  решении вопросов рационального размещения  новых
   производств  с  учетом минимизации неблагоприятного воздействия  на
   среду обитания;
       - осуществление мониторинга среды обитания;
       -   расчет   технико-экономической  эффективности  мероприятий,
   направленных    на    повышение   безопасности   и    экологичности
   производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и  катастроф
   для принятия экономически обоснованных решений;
       -  осуществление  взаимодействия с  государственными  службами,
   ведающими  экологической и производственной безопасностью,  защитой
   в чрезвычайных ситуациях;
       - участие в разработке законов, нормативных актов и нормативно-
   технической      документации     по     вопросам      безопасности
   жизнедеятельности;
       -   организация  и  проведение  обучения  рабочих,  служащих  и
   руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности;
       -  участие  в  качестве  технического эксперта  в  коммерческой
   реализации   и   закупке   систем   защиты,   новых   проектных   и
   конструкторских     разработок,    связанных     с     направлением
   специальности,  с  учетом знания конъюнктуры  рынка  и  проведением
   маркетинговых работ на рынке сбыта;
       -  организация  проведения  защитных мероприятий  и  ликвидации
   последствий  аварий  на  основе  экономического  анализа  с   целью
   минимизации финансовых затрат;
       -   участие   в  разработке  социально-экологических   программ
   развития города, района, региона и в их реализации;
       -  участие в проведении экспертизы безопасности и экологичности
   технических  проектов,  производств,  промышленных  предприятий   и
   территориально-производственных комплексов;
       -  сертификации  изделий, машин и материалов на безопасность  и
   экологичность;
       -  участие  в  проведении экологических  экспертиз  регионов  и
   аттестации  объектов и регионов по защите в чрезвычайных ситуациях,
   в  инспекции  и  аудиторских  проверках  промышленных  предприятий,
   других   объектов   экономики  и  их  комплексов  на   соответствие
   требованиям безопасности и охраны окружающей среды;
       -   работа   в   качестве  преподавателя  курса   "Безопасность
   жизнедеятельности"   в   высших  и  средних   специальных   учебных
   заведениях  и  курса  "Основы  безопасности  жизнедеятельности"   в
   средней  школе (при условии освоения дополнительной образовательной
   программы педагогического профиля).
       Для   выпускника  специальности  "Безопасность  технологических
   процессов и производств":
       -  организация  деятельности по охране  труда  на  предприятии,
   участие  в работе органов государственного и ведомственного надзора
   и   контроля   за   безопасностью   технологических   процессов   и
   производств,  в  разработке нормативно-технической документации  по
   вопросам  технической безопасности, в согласовании  разрабатываемой
   на предприятии проектной документации;
       -  доведение  до  сведения работников  предприятия  вводимых  в
   действие  новых законодательных и правовых актов по  охране  труда,
   промышленной и противопожарной безопасности;
       - осуществление связи с медицинскими, научно-исследовательскими
   и  другими  организациями по вопросам охраны труда, промышленной  и
   противопожарной  безопасности, организация  и  проведение  обучения
   рабочих и служащих в области безопасности;
       -   участие   в  работе  комиссии  по  приемке  в  эксплуатацию
   законченных    строительных    или   реконструированных    объектов
   производственного  назначения,  по приемке  из  ремонта  установок,
   агрегатов  и  другого  оборудования в части соблюдения  нормативных
   правовых  актов  по  охране труда, промышленной  и  противопожарной
   безопасности;
       -   осуществление   контроля  за  соблюдением   в   структурных
   подразделениях  законодательных и  нормативных  правовых  актов  по
   охране   труда,   промышленной   и  противопожарной   безопасности,
   проведением     профилактических    работ     по     предупреждению
   производственного   травматизма,  аварий,  пожаров,   по   созданию
   здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
       Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
       -    нормативно-правовое    регулирование    и    осуществление
   государственных мер в области пожарной безопасности;
       -   создание   и  организация  деятельности  пожарной   охраны,
   организация  тушения  пожаров, проведение первоочередных  аварийно-
   спасательных   работ,  анализ  и  учет  пожаров,  их   последствий,
   деятельности  по  обеспечению  пожарной  безопасности,   управление
   боевыми    действиями   на   пожарах,   оценка   боевых    действий
   подразделений   пожарной  охраны,  организация  работы   коллектива
   исполнителей;
       - взаимодействие со страховыми организациями, дознание по делам
   о   пожарах,  проведение  противопожарной  пропаганды  и   обучение
   населения мерам пожарной безопасности;
       -   экспертиза   проектной  документации  на  строительство   и
   реконструкцию   объектов   в   части   соблюдения   мер    пожарной
   безопасности, подготовка по ним соответствующих заключений,  оценка
   и  прогнозирование  обстановки на пожаре,  экспертное  исследование
   пожаров;
       - надзор за выполнением в проектной документации, на строящихся
   объектах,  на действующих предприятиях и в организациях  требований
   противопожарных  норм  и  правил,  за  службой  и   подготовкой   в
   аппаратах   и  подразделениях  пожарной  охраны,  за  эксплуатацией
   пожарной   техники   и   оборудования,  контроль   за   соблюдением
   законодательства о пожарной безопасности.
       Для   выпускника   по  специальности  "Защита  в   чрезвычайных
   ситуациях":
       -   осуществление  мониторинга  потенциально  опасных  объектов
   экономики и зон обитания;
       -   расчет   технико-экономической  эффективности  мероприятий,
   направленных  на предупреждение и ликвидацию последствий  аварий  и
   катастроф для принятия экономически обоснованных решений;
       -  осуществление  взаимодействия с  государственными  службами,
   ведающими  экологической и производственной безопасностью,  защитой
   в чрезвычайных ситуациях;
       - участие в разработке проектов нормативных актов и нормативно-
   технической  документации по предупреждению чрезвычайных  ситуаций,
   проведению  аварийно-спасательных  и  других  неотложных  работ  по
   защите в чрезвычайных ситуациях;
       -  организация  и  проведение  спасательных  работ,  ликвидация
   чрезвычайных  ситуаций,  проведение обучения  рабочих,  служащих  и
   руководящих  кадров  в  области проведения аварийно-спасательных  и
   других неотложных работ по защите в чрезвычайных ситуациях;
       -  участие в проведении инспекций и оценке потенциально опасных
   объектов  на соответствие требованиям гражданской защиты, правовым,
   законодательным   и   нормативным  актам  в  области   чрезвычайных
   ситуаций и гражданской защиты.
       Эксплуатационная деятельность.
       Для  выпускников специальностей "Безопасность жизнедеятельности
   в   техносфере"   и  "Безопасность  технологических   процессов   и
   производств":
       -  выбор режимов работы средств защиты и проведение контроля их
   состояния;
       - регламентация эксплуатации защитной и спасательной техники.
       Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
       -  эксплуатация  пожарной техники, оборудования,  снаряжения  и
   средств связи.
       Для   выпускника   по  специальности  "Защита  в   чрезвычайных
   ситуациях":
       -  регламентация и осуществление эксплуатации средств защиты  и
   проведение контроля состояния защитной и спасательной техники.
       Выпускники   могут   в   установленном   порядке   работать   в
   образовательных учреждениях.
       1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
       Инженер,  освоивший основную образовательную программу  высшего
   профессионального    образования    по    направлению    подготовки
   дипломированного   специалиста  "Безопасность   жизнедеятельности",
   подготовлен к обучению в аспирантуре.
   
             2. Требования к уровню подготовки абитуриента
   
       2.1.  Предшествующий уровень образования абитуриента -  среднее
   (полное) общее или среднее профессиональное образование.
       2.2.  Абитуриент должен иметь документ государственного образца
   о  среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
   образовании,  или  начальном профессиональном образовании,  если  в
   нем  есть  запись  о  получении  предъявителем  среднего  (полного)
   общего образования, или высшем профессиональном образовании.
   
       3. Общие требования к основной образовательной программе
        по направлению подготовки дипломированного специалиста
                   "Безопасность жизнедеятельности"
   
       3.1.  Основная  образовательная программа  подготовки  инженера
   разрабатывается    на    основании   настоящего    государственного
   образовательного стандарта дипломированного специалиста и  включает
   в  себя  перечень учебных дисциплин, программы учебных,  научных  и
   производственных практик.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки  инженера,  к  условиям   ее
   реализации   и   срокам   ее   освоения   определяются    настоящим
   государственным образовательным стандартом.
       3.3.  Основная  образовательная программа  подготовки  инженера
   состоит    из   дисциплин   федерального   компонента,    дисциплин
   национально-регионального  (вузовского)  компонента,  дисциплин  по
   выбору  студента,  а  также  факультативных  дисциплин.  Дисциплины
   вузовского  компонента и по выбору студента в каждом  цикле  должны
   содержательно   дополнять  дисциплины,  указанные   в   федеральном
   компоненте цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа  подготовки  инженера
   должна   предусматривать   изучение  студентом   следующих   циклов
   дисциплин:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
       цикл   СД   -   дисциплины  специальности,  включая  дисциплины
   специализаций;
       ФТД - факультативные дисциплины.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной  программы подготовки инженера должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     государственным
   образовательным стандартом.
   
           4. Требования к обязательному минимуму содержания
           основной образовательной программы по направлению
                подготовки дипломированного специалиста
                   "Безопасность жизнедеятельности"
   
   ----------T------------------------------------------------T-----¬
   ¦ Индекс  ¦  Наименование дисциплин и их основные разделы  ¦Всего¦
   ¦         ¦                                                ¦часов¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦    1    ¦                        2                       ¦  3  ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.00   ¦Общие гуманитарные и социально-экономические    ¦1800 ¦
   ¦         ¦дисциплины                                      ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент                           ¦1260 ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык                                ¦340  ¦
   ¦         ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации,       ¦     ¦
   ¦         ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в          ¦     ¦
   ¦         ¦изучаемом языке; основные особенности полного   ¦     ¦
   ¦         ¦стиля произношения, характерные для сферы       ¦     ¦
   ¦         ¦профессиональной коммуникации; чтение           ¦     ¦
   ¦         ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме      ¦     ¦
   ¦         ¦4000 учебных лексических единиц общего и        ¦     ¦
   ¦         ¦терминологического характера. Понятие           ¦     ¦
   ¦         ¦дифференциации лексики по сферам применения     ¦     ¦
   ¦         ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная,       ¦     ¦
   ¦         ¦официальная и другая). Понятие о свободных и    ¦     ¦
   ¦         ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических    ¦     ¦
   ¦         ¦единицах. Понятие об основных способах          ¦     ¦
   ¦         ¦словообразования. Грамматические навыки,        ¦     ¦
   ¦         ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения       ¦     ¦
   ¦         ¦смысла при письменном и устном общении общего   ¦     ¦
   ¦         ¦характера; основные грамматические явления,     ¦     ¦
   ¦         ¦характерные для профессиональной речи. Понятие  ¦     ¦
   ¦         ¦об обиходно-литературном, официально-деловом,   ¦     ¦
   ¦         ¦научном стилях, стиле художественной            ¦     ¦
   ¦         ¦литературы. Основные особенности научного       ¦     ¦
   ¦         ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого     ¦     ¦
   ¦         ¦языка, правила речевого этикета. Говорение.     ¦     ¦
   ¦         ¦Диалогическая и монологическая речь с           ¦     ¦
   ¦         ¦использованием наиболее употребительных и       ¦     ¦
   ¦         ¦относительно простых лексико-грамматических     ¦     ¦
   ¦         ¦средств в основных коммуникативных ситуациях    ¦     ¦
   ¦         ¦неофициального и официального общения. Основы   ¦     ¦
   ¦         ¦публичной речи (устное сообщение, доклад).      ¦     ¦
   ¦         ¦Аудирование. Понимание диалогической и          ¦     ¦
   ¦         ¦монологической речи в сфере бытовой и           ¦     ¦
   ¦         ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды     ¦     ¦
   ¦         ¦текстов: несложные прагматические тексты и      ¦     ¦
   ¦         ¦тексты по широкому и узкому профилю             ¦     ¦
   ¦         ¦специальности. Письмо. Виды речевых             ¦     ¦
   ¦         ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы,       ¦     ¦
   ¦         ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо,      ¦     ¦
   ¦         ¦биография                                       ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура                             ¦408  ¦
   ¦         ¦ Физическая культура в общекультурной и         ¦     ¦
   ¦         ¦профессиональной подготовке студентов. Ее       ¦     ¦
   ¦         ¦социально-биологические основы. Физическая      ¦     ¦
   ¦         ¦культура и спорт как социальные феномены        ¦     ¦
   ¦         ¦общества. Законодательство Российской           ¦     ¦
   ¦         ¦Федерации о физической культуре и спорте.       ¦     ¦
   ¦         ¦Физическая культура личности. Основы здорового  ¦     ¦
   ¦         ¦образа жизни студента. Особенности              ¦     ¦
   ¦         ¦использования средств физической культуры для   ¦     ¦
   ¦         ¦оптимизации работоспособности. Общая            ¦     ¦
   ¦         ¦физическая и специальная подготовка в системе   ¦     ¦
   ¦         ¦физического воспитания. Спорт. Индивидуальный   ¦     ¦
   ¦         ¦выбор видов спорта или систем физических        ¦     ¦
   ¦         ¦упражнений. Профессионально-прикладная          ¦     ¦
   ¦         ¦физическая подготовка студентов. Основы         ¦     ¦
   ¦         ¦методики самостоятельных занятий и              ¦     ¦
   ¦         ¦самоконтроль за состоянием своего организма     ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история                           ¦     ¦
   ¦         ¦ Сущность, формы, функции исторического         ¦     ¦
   ¦         ¦знания. Методы и источники изучения истории.    ¦     ¦
   ¦         ¦Понятие и классификация исторического           ¦     ¦
   ¦         ¦источника. Отечественная историография в        ¦     ¦
   ¦         ¦прошлом и настоящем: общее и особенное.         ¦     ¦
   ¦         ¦Методология и теория исторической науки. История¦     ¦
   ¦         ¦России - неотъемлемая часть всемирной истории.  ¦     ¦
   ¦         ¦ Античное наследие в эпоху Великого             ¦     ¦
   ¦         ¦переселения народов. Проблема этногенеза        ¦     ¦
   ¦         ¦восточных славян. Основные этапы становления    ¦     ¦
   ¦         ¦государственности. Древняя Русь и кочевники.    ¦     ¦
   ¦         ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности    ¦     ¦
   ¦         ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные  ¦     ¦
   ¦         ¦и социально-политические процессы становления   ¦     ¦
   ¦         ¦русской государственности. Принятие             ¦     ¦
   ¦         ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция  ¦     ¦
   ¦         ¦восточнославянской государственности в ХI -     ¦     ¦
   ¦         ¦ХII вв. Социально-политические изменения в      ¦     ¦
   ¦         ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда:     ¦     ¦
   ¦         ¦проблемы взаимовлияния.                         ¦     ¦
   ¦         ¦ Россия и средневековые государства Европы и    ¦     ¦
   ¦         ¦Азии. Специфика формирования единого            ¦     ¦
   ¦         ¦российского государства. Возвышение Москвы.     ¦     ¦
   ¦         ¦Формирование сословной системы организации      ¦     ¦
   ¦         ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.       ¦     ¦
   ¦         ¦Предпосылки и особенности складывания           ¦     ¦
   ¦         ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе   ¦     ¦
   ¦         ¦самодержавия.                                   ¦     ¦
   ¦         ¦ Особенности и основные этапы экономического    ¦     ¦
   ¦         ¦развития России. Эволюция форм собственности    ¦     ¦
   ¦         ¦на землю. Структура феодального землевладения.  ¦     ¦
   ¦         ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-        ¦     ¦
   ¦         ¦промышленное производство. Становление          ¦     ¦
   ¦         ¦индустриального общества в России: общее и      ¦     ¦
   ¦         ¦особенное. Общественная мысль и особенности     ¦     ¦
   ¦         ¦общественного движения России XIX в. Реформы и  ¦     ¦
   ¦         ¦реформаторы в России. Русская культура XIX      ¦     ¦
   ¦         ¦века и ее вклад в мировую культуру.             ¦     ¦
   ¦         ¦ Роль XX столетия в мировой истории.            ¦     ¦
   ¦         ¦Глобализация общественных процессов. Проблема   ¦     ¦
   ¦         ¦экономического роста и модернизации. Революции  ¦     ¦
   ¦         ¦и реформы. Социальная трансформация общества.   ¦     ¦
   ¦         ¦Столкновение тенденций интернационализма и      ¦     ¦
   ¦         ¦национализма, интеграции и сепаратизма,         ¦     ¦
   ¦         ¦демократии и авторитаризма.                     ¦     ¦
   ¦         ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность  ¦     ¦
   ¦         ¦индустриальной модернизации России. Российские  ¦     ¦
   ¦         ¦реформы в контексте общемирового развития в     ¦     ¦
   ¦         ¦начале века. Политические партии России:        ¦     ¦
   ¦         ¦генезис, классификация, программы, тактика.     ¦     ¦
   ¦         ¦ Россия в условиях мировой войны и              ¦     ¦
   ¦         ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г.    ¦     ¦
   ¦         ¦Гражданская война и интервенция, их результаты  ¦     ¦
   ¦         ¦и последствия. Российская эмиграция.            ¦     ¦
   ¦         ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е  ¦     ¦
   ¦         ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного            ¦     ¦
   ¦         ¦политического режима. Образование СССР.         ¦     ¦
   ¦         ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя      ¦     ¦
   ¦         ¦политика.                                       ¦     ¦
   ¦         ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦     ¦
   ¦         ¦и его последствия. Социально-экономические      ¦     ¦
   ¦         ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦     ¦
   ¦         ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму.       ¦     ¦
   ¦         ¦ СССР накануне и в начальный период второй      ¦     ¦
   ¦         ¦мировой войны. Великая Отечественная война.     ¦     ¦
   ¦         ¦Социально-экономическое развитие, общественно-  ¦     ¦
   ¦         ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика  ¦     ¦
   ¦         ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война.       ¦     ¦
   ¦         ¦ Попытки осуществления политических и           ¦     ¦
   ¦         ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход   ¦     ¦
   ¦         ¦общественного развития.                         ¦     ¦
   ¦         ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание      ¦     ¦
   ¦         ¦кризисных явлений.                              ¦     ¦
   ¦         ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.  ¦     ¦
   ¦         ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и   ¦     ¦
   ¦         ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские             ¦     ¦
   ¦         ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г.         ¦     ¦
   ¦         ¦Становление новой российской государственности  ¦     ¦
   ¦         ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной   ¦     ¦
   ¦         ¦социально-экономической модернизации. Культура  ¦     ¦
   ¦         ¦в современной России. Внешнеполитическая        ¦     ¦
   ¦         ¦деятельность в условиях новой геополитической   ¦     ¦
   ¦         ¦ситуации                                        ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГЭС.Ф.04 ¦Культурология                                   ¦     ¦
   ¦         ¦ Структура и состав современного                ¦     ¦
   ¦         ¦культурологического знания. Культурология и     ¦     ¦
   ¦         ¦философия культуры, социология культуры,        ¦     ¦
   ¦         ¦культурная антропология. Культурология и        ¦     ¦
   ¦         ¦история культуры. Теоретическая и прикладная    ¦     ¦
   ¦         ¦культурология. Методы культурологических        ¦     ¦
   ¦         ¦исследований. Основные понятия культурологии:   ¦     ¦
   ¦         ¦культура, цивилизация, морфология культуры,     ¦     ¦
   ¦         ¦функции культуры, субъект культуры,             ¦     ¦
   ¦         ¦культурогенез, динамика культуры, язык и        ¦     ¦
   ¦         ¦символы культуры, культурные коды,              ¦     ¦
   ¦         ¦межкультурные коммуникации, культурные          ¦     ¦
   ¦         ¦ценности и нормы, культурные традиции,          ¦     ¦
   ¦         ¦культурная картина мира, социальные институты   ¦     ¦
   ¦         ¦культуры, культурная самоидентичность,          ¦     ¦
   ¦         ¦культурная модернизация. Типология культур.     ¦     ¦
   ¦         ¦Этническая и национальная, элитарная и          ¦     ¦
   ¦         ¦массовая культуры. Восточные и западные типы    ¦     ¦
   ¦         ¦культур. Специфические и "серединные"           ¦     ¦
   ¦         ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль      ¦     ¦
   ¦         ¦России в мировой культуре. Тенденции            ¦     ¦
   ¦         ¦культурной универсализации в мировом            ¦     ¦
   ¦         ¦современном процессе. Культура и природа.       ¦     ¦
   ¦         ¦Культура и общество. Культура и глобальные      ¦     ¦
   ¦         ¦проблемы современности. Культура и личность.    ¦     ¦
   ¦         ¦Инкультурация и социализация                    ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГЭС.Ф.05 ¦Политология                                     ¦     ¦
   ¦         ¦ Объект, предмет и метод политической науки.    ¦     ¦
   ¦         ¦Функции политологии. Политическая жизнь и       ¦     ¦
   ¦         ¦властные отношения. Роль и место политики в     ¦     ¦
   ¦         ¦жизни современных обществ. Социальные функции   ¦     ¦
   ¦         ¦политики. История политических учений.          ¦     ¦
   ¦         ¦Российская политическая традиция: истоки,       ¦     ¦
   ¦         ¦социокультурные основания, историческая         ¦     ¦
   ¦         ¦динамика. Современные политологические школы.   ¦     ¦
   ¦         ¦Гражданское общество, его происхождение и       ¦     ¦
   ¦         ¦особенности. Особенности становления            ¦     ¦
   ¦         ¦гражданского общества в России.                 ¦     ¦
   ¦         ¦Институциональные аспекты политики.             ¦     ¦
   ¦         ¦Политическая власть. Политическая система.      ¦     ¦
   ¦         ¦Политические режимы, политические партии,       ¦     ¦
   ¦         ¦электоральные системы. Политические отношения   ¦     ¦
   ¦         ¦и процессы. Политические конфликты и способы    ¦     ¦
   ¦         ¦их разрешения. Политические технологии.         ¦     ¦
   ¦         ¦Политический менеджмент. Политическая           ¦     ¦
   ¦         ¦модернизация. Политические организации и        ¦     ¦
   ¦         ¦движения. Политические элиты. Политическое      ¦     ¦
   ¦         ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики.    ¦     ¦
   ¦         ¦Мировая политика и международные отношения.     ¦     ¦
   ¦         ¦Особенности мирового политического процесса.    ¦     ¦
   ¦         ¦Национально-государственные интересы России в   ¦     ¦
   ¦         ¦новой геополитической ситуации. Методология     ¦     ¦
   ¦         ¦познания политической реальности. Парадигмы     ¦     ¦
   ¦         ¦политического знания. Экспертное политическое   ¦     ¦
   ¦         ¦знание; политическая аналитика и прогностика    ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение                                    ¦     ¦
   ¦         ¦ Государство и право. Их роль в жизни           ¦     ¦
   ¦         ¦общества. Норма права и нормативно-правовые     ¦     ¦
   ¦         ¦акты. Основные правовые системы современности.  ¦     ¦
   ¦         ¦Международное право как особая система права.   ¦     ¦
   ¦         ¦Источники российского права. Закон и            ¦     ¦
   ¦         ¦подзаконные акты. Система российского права.    ¦     ¦
   ¦         ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая     ¦     ¦
   ¦         ¦ответственность. Значение законности и          ¦     ¦
   ¦         ¦правопорядка в современном обществе. Правовое   ¦     ¦
   ¦         ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦     ¦
   ¦         ¦основной закон государства. Особенности         ¦     ¦
   ¦         ¦федеративного устройства России. Система        ¦     ¦
   ¦         ¦органов государственной власти в Российской     ¦     ¦
   ¦         ¦Федерации. Понятие гражданского                 ¦     ¦
   ¦         ¦правоотношения. Физические и юридические лица.  ¦     ¦
   ¦         ¦Право собственности. Обязательства в            ¦     ¦
   ¦         ¦гражданском праве и ответственность за их       ¦     ¦
   ¦         ¦нарушение. Наследственное право. Брачно-        ¦     ¦
   ¦         ¦семейные отношения. Взаимные права и            ¦     ¦
   ¦         ¦обязанности супругов, родителей и детей.        ¦     ¦
   ¦         ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой    ¦     ¦
   ¦         ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и       ¦     ¦
   ¦         ¦ответственность за ее нарушение.                ¦     ¦
   ¦         ¦Административные правонарушения и               ¦     ¦
   ¦         ¦административная ответственность. Понятие       ¦     ¦
   ¦         ¦преступления. Уголовная ответственность за      ¦     ¦
   ¦         ¦совершение преступлений. Экологическое право.   ¦     ¦
   ¦         ¦Особенности правового регулирования будущей     ¦     ¦
   ¦         ¦профессиональной деятельности. Правовые основы  ¦     ¦
   ¦         ¦защиты государственной тайны. Законодательные   ¦     ¦
   ¦         ¦и нормативно-правовые акты в области защиты     ¦     ¦
   ¦         ¦информации и государственной тайны              ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика                         ¦     ¦
   ¦         ¦ Психология: предмет, объект и методы           ¦     ¦
   ¦         ¦психологии. Место психологии в системе наук.    ¦     ¦
   ¦         ¦История развития психологического знания и      ¦     ¦
   ¦         ¦основные направления в психологии. Индивид,     ¦     ¦
   ¦         ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика    ¦     ¦
   ¦         ¦и организм. Психика, поведение и деятельность.  ¦     ¦
   ¦         ¦Основные функции психики. Развитие психики в    ¦     ¦
   ¦         ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и        ¦     ¦
   ¦         ¦психика. Структура психики. Соотношение         ¦     ¦
   ¦         ¦сознания и бессознательного. Основные           ¦     ¦
   ¦         ¦психические процессы. Структура сознания.       ¦     ¦
   ¦         ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.  ¦     ¦
   ¦         ¦Представление. Воображение. Мышление и          ¦     ¦
   ¦         ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические    ¦     ¦
   ¦         ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая         ¦     ¦
   ¦         ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и   ¦     ¦
   ¦         ¦речь. Психология личности. Межличностные        ¦     ¦
   ¦         ¦отношения. Психология малых групп.              ¦     ¦
   ¦         ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия.        ¦     ¦
   ¦         ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,  ¦     ¦
   ¦         ¦методы педагогики. Основные категории           ¦     ¦
   ¦         ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,  ¦     ¦
   ¦         ¦педагогическая деятельность, педагогическое     ¦     ¦
   ¦         ¦взаимодействие, педагогическая технология,      ¦     ¦
   ¦         ¦педагогическая задача. Образование как          ¦     ¦
   ¦         ¦общечеловеческая ценность. Образование как      ¦     ¦
   ¦         ¦социокультурный феномен и педагогический        ¦     ¦
   ¦         ¦процесс. Образовательная система России. Цели,  ¦     ¦
   ¦         ¦содержание, структура непрерывного              ¦     ¦
   ¦         ¦образования, единство образования и             ¦     ¦
   ¦         ¦самообразования. Педагогический процесс.        ¦     ¦
   ¦         ¦Образовательная, воспитательная и развивающая   ¦     ¦
   ¦         ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом   ¦     ¦
   ¦         ¦процессе. Общие формы организации учебной       ¦     ¦
   ¦         ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские,        ¦     ¦
   ¦         ¦практические и лабораторные занятия, диспут,    ¦     ¦
   ¦         ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные     ¦     ¦
   ¦         ¦занятия, консультация. Методы, приемы,          ¦     ¦
   ¦         ¦средства организации и управления               ¦     ¦
   ¦         ¦педагогическим процессом. Семья как субъект     ¦     ¦
   ¦         ¦педагогического взаимодействия и                ¦     ¦
   ¦         ¦социокультурная среда воспитания и развития     ¦     ¦
   ¦         ¦личности. Управление образовательными системами ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи                    ¦     ¦
   ¦         ¦ Стили современного русского литературного      ¦     ¦
   ¦         ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и  ¦     ¦
   ¦         ¦функционировании литературного языка.           ¦     ¦
   ¦         ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы       ¦     ¦
   ¦         ¦общения. Устная и письменная разновидности      ¦     ¦
   ¦         ¦литературного языка. Нормативные,               ¦     ¦
   ¦         ¦коммуникативные, этические аспекты устной и     ¦     ¦
   ¦         ¦письменной речи.                                ¦     ¦
   ¦         ¦ Функциональные стили современного русского     ¦     ¦
   ¦         ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей.    ¦     ¦
   ¦         ¦ Научный стиль. Специфика использования         ¦     ¦
   ¦         ¦элементов различных языковых уровней в научной  ¦     ¦
   ¦         ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер      ¦     ¦
   ¦         ¦деятельности.                                   ¦     ¦
   ¦         ¦ Официально-деловой стиль, сфера его            ¦     ¦
   ¦         ¦функционирования, жанровое разнообразие.        ¦     ¦
   ¦         ¦Языковые формулы официальных документов.        ¦     ¦
   ¦         ¦Приемы унификации языка служебных документов.   ¦     ¦
   ¦         ¦Интернациональные свойства русской официально-  ¦     ¦
   ¦         ¦деловой письменной речи. Язык и стиль           ¦     ¦
   ¦         ¦распорядительных документов. Язык и стиль       ¦     ¦
   ¦         ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль      ¦     ¦
   ¦         ¦инструктивно-методических документов. Реклама   ¦     ¦
   ¦         ¦в деловой речи. Правила оформления документов.  ¦     ¦
   ¦         ¦Речевой этикет в документе.                     ¦     ¦
   ¦         ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых       ¦     ¦
   ¦         ¦средств в публицистическом стиле. Особенности   ¦     ¦
   ¦         ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.  ¦     ¦
   ¦         ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи:      ¦     ¦
   ¦         ¦выбор темы, цель речи, поиск материала,         ¦     ¦
   ¦         ¦начало, развертывание и завершение речи.        ¦     ¦
   ¦         ¦Основные приемы поиска материала и виды         ¦     ¦
   ¦         ¦вспомогательных материалов. Словесное           ¦     ¦
   ¦         ¦оформление публичного выступления.              ¦     ¦
   ¦         ¦Понятливость, информативность и                 ¦     ¦
   ¦         ¦выразительность публичной речи.                 ¦     ¦
   ¦         ¦ Разговорная речь в системе функциональных      ¦     ¦
   ¦         ¦разновидностей русского литературного языка.    ¦     ¦
   ¦         ¦Условия функционирования разговорной речи,      ¦     ¦
   ¦         ¦роль внеязыковых факторов.                      ¦     ¦
   ¦         ¦ Культура речи. Основные направления            ¦     ¦
   ¦         ¦совершенствования навыков грамотного письма     ¦     ¦
   ¦         ¦и говорения                                     ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология                                      ¦     ¦
   ¦         ¦ Предыстория и социально-философские            ¦     ¦
   ¦         ¦предпосылки социологии как науки.               ¦     ¦
   ¦         ¦Социологический проект О. Конта. Классические   ¦     ¦
   ¦         ¦социологические теории. Современные             ¦     ¦
   ¦         ¦социологические теории. Русская                 ¦     ¦
   ¦         ¦социологическая мысль. Общество и социальные    ¦     ¦
   ¦         ¦институты. Мировая система и процессы           ¦     ¦
   ¦         ¦глобализации. Социальные группы и общности.     ¦     ¦
   ¦         ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые      ¦     ¦
   ¦         ¦группы и коллективы. Социальная организация.    ¦     ¦
   ¦         ¦Социальные движения. Социальное неравенство,    ¦     ¦
   ¦         ¦стратификация и социальная мобильность.         ¦     ¦
   ¦         ¦Понятие социального статуса. Социальное         ¦     ¦
   ¦         ¦взаимодействие и социальные отношения.          ¦     ¦
   ¦         ¦Общественное мнение как институт гражданского   ¦     ¦
   ¦         ¦общества. Культура как фактор социальных        ¦     ¦
   ¦         ¦изменений. Взаимодействие экономики,            ¦     ¦
   ¦         ¦социальных отношений и культуры. Личность как   ¦     ¦
   ¦         ¦социальный тип. Социальный контроль и           ¦     ¦
   ¦         ¦девиация. Личность как деятельный субъект.      ¦     ¦
   ¦         ¦Социальные изменения. Социальные революции и    ¦     ¦
   ¦         ¦реформы. Концепция социального прогресса.       ¦     ¦
   ¦         ¦Формирование мировой системы. Место России      ¦     ¦
   ¦         ¦в мировом сообществе. Методы социологического   ¦     ¦
   ¦         ¦исследования                                    ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия                                       ¦     ¦
   ¦         ¦ Предмет философии. Место и роль философии в    ¦     ¦
   ¦         ¦культуре. Становление философии. Основные       ¦     ¦
   ¦         ¦направления, школы философии и этапы ее         ¦     ¦
   ¦         ¦исторического развития. Структура философского  ¦     ¦
   ¦         ¦знания.                                         ¦     ¦
   ¦         ¦ Учение о бытии. Монистические и                ¦     ¦
   ¦         ¦плюралистические концепции бытия,               ¦     ¦
   ¦         ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и  ¦     ¦
   ¦         ¦идеального. Пространство, время. Движение и     ¦     ¦
   ¦         ¦развитие, диалектика. Детерминизм и             ¦     ¦
   ¦         ¦индетерминизм. Динамические и статистические    ¦     ¦
   ¦         ¦закономерности. Научные, философские и          ¦     ¦
   ¦         ¦религиозные картины мира.                       ¦     ¦
   ¦         ¦ Человек, общество, культура. Человек и         ¦     ¦
   ¦         ¦природа. Общество и его структура. Гражданское  ¦     ¦
   ¦         ¦общество и государство. Человек в системе       ¦     ¦
   ¦         ¦социальных связей. Человек и исторический       ¦     ¦
   ¦         ¦процесс; личность и массы, свобода и            ¦     ¦
   ¦         ¦необходимость. Формационная и цивилизационная   ¦     ¦
   ¦         ¦концепции общественного развития.               ¦     ¦
   ¦         ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и           ¦     ¦
   ¦         ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль,   ¦     ¦
   ¦         ¦справедливость, право. Нравственные ценности.   ¦     ¦
   ¦         ¦Представления о совершенном человеке в          ¦     ¦
   ¦         ¦различных культурах. Эстетические ценности и    ¦     ¦
   ¦         ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные       ¦     ¦
   ¦         ¦ценности и свобода совести.                     ¦     ¦
   ¦         ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание    ¦     ¦
   ¦         ¦и личность. Познание, творчество, практика.     ¦     ¦
   ¦         ¦Вера и знание. Понимание и объяснение.          ¦     ¦
   ¦         ¦Рациональное и иррациональное в познавательной  ¦     ¦
   ¦         ¦деятельности. Проблема истины.                  ¦     ¦
   ¦         ¦Действительность, мышление, логика и язык.      ¦     ¦
   ¦         ¦Научное и вненаучное знание. Критерии           ¦     ¦
   ¦         ¦научности. Структура научного познания, его     ¦     ¦
   ¦         ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные   ¦     ¦
   ¦         ¦революции и смены типов рациональности.         ¦     ¦
   ¦         ¦Наука и техника.                                ¦     ¦
   ¦         ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы      ¦     ¦
   ¦         ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и     ¦     ¦
   ¦         ¦сценарии будущего                               ¦     ¦
   +---------+------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика                                       ¦     ¦
   ¦         ¦ Введение в экономическую теорию. Блага.        ¦     ¦
   ¦         ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор.      ¦     ¦
   ¦         ¦Экономические отношения. Экономические          ¦     ¦
   ¦         ¦системы. Основные этапы развития экономической  ¦     ¦
   ¦         ¦теории. Методы экономической теории.            ¦     ¦
   ¦         ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.    ¦     ¦
   ¦         ¦Потребительские предпочтения и предельная       ¦     ¦
   ¦         ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный      ¦     ¦
   ¦         ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект        ¦     ¦
   ¦         ¦замещения. Эластичность. Предложение и его      ¦     ¦
   ¦         ¦факторы. Закон убывающей предельной             ¦     ¦
   ¦         ¦производительности. Эффект масштаба. Виды       ¦     ¦
   ¦         ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип     ¦     ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное