Стр. 1
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
5 апреля 2000 года
Регистрационный номер
304 тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
656500 - БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления
подготовки дипломированного специалиста
"Безопасность жизнедеятельности"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации
от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей),
реализуемых в рамках данного направления подготовки
дипломированного специалиста:
330100 Безопасность жизнедеятельности в техносфере;
330500 Безопасность технологических процессов и производств;
330400 Пожарная безопасность;
330600 Защита в чрезвычайных ситуациях.
1.3. Квалификация выпускника - инженер (горный инженер по
специализациям горного профиля).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Безопасность жизнедеятельности" при очной форме
обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Области профессиональной деятельности выпускника:
- анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы,
объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных
опасностей;
- ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и
прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания,
разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов
экономики и окружающей среды;
- обеспечение устойчивого и экотехнологического развития,
управление воздействием на окружающую среду;
- экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности
технологий, технических объектов и проектов;
- организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с
учетом требований охраны труда.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
- человек, опасности, связанные с человеческой деятельностью и
опасными природными явлениями;
- потенциально опасные технологические процессы и производства;
- методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды
обитания от опасностей и вредного воздействия;
- методы и средства оценки опасностей, правила нормирования
опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания;
- методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны
труда.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- организационно-управленческая;
- эксплуатационная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием
образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
В зависимости от реализуемой образовательной программы
(специальности) инженер по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Безопасность жизнедеятельности" подготовлен к решению
следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность.
Для выпускника специальности "Безопасность жизнедеятельности в
техносфере":
- участие в проведении научно-исследовательских работ при
выполнении теоретических, расчетных и экспериментальных
исследований, направленных на создание новых методов и систем
защиты человека и среды обитания;
- проведение анализа негативных факторов и техногенного риска
современного производства и технических систем;
- участие в исследованиях по воздействию антропогенных факторов
и стихийных явлений на промышленные объекты;
- осуществление развития новых методов повышения надежности и
устойчивости технических объектов, локализации и ликвидации
последствий аварий и катастроф.
Для выпускника специальности "Безопасность технологических
процессов и производств":
- проведение исследований в области разработки новых технологий
и оборудования, средств защиты от опасных и вредных факторов;
- осуществление развития новых методов повышения надежности и
устойчивости технических объектов, локализации и ликвидации
последствий аварий и катастроф.
Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
- проведение стандартных и сертификационных испытаний
строительных материалов и конструкций, пожарной техники и
оборудования;
- оценка пожарной опасности и уровня противопожарной защиты
зданий и сооружений, технологических процессов, аппаратов и
оборудования, электрических, тепловых и вентиляционных установок,
иных технических систем;
- разработка рекомендаций и технических решений по повышению
уровня противопожарной защиты объектов и населенных пунктов.
Для выпускника по специальности "Защита в чрезвычайных
ситуациях":
- участие в проведении научно-исследовательских работ,
выполнении теоретических, расчетных и экспериментальных
исследований, направленных на создание новых методов и систем
защиты человека и среды обитания в чрезвычайных ситуациях;
- проведение анализа негативных факторов и техногенного риска
современного производства и технических систем;
- участие в исследованиях по воздействию антропогенных
факторов, стихийных явлений на промышленные объекты и окружающую
среду в целях развития и совершенствования методов повышения
надежности и устойчивости объектов экономики, локализации и
ликвидации последствий аварий и катастроф.
Проектно-конструкторская деятельность.
Для выпускника специальности "Безопасность жизнедеятельности в
техносфере":
- определение зон повышенного техногенного риска в среде
обитания;
- выбор систем защиты человека и среды обитания применительно к
отдельным производствам и предприятиям на основе известных методов
и аппаратов;
- выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных с выбором
режимов функционирования систем и отдельных устройств,
согласованием режимов работы аппаратов и оптимизацией рабочих
параметров;
- участие в выполнении конструкторских разработок новых видов
систем защиты человека и среды обитания, соблюдение при
проектировании требований стандартизации и метрологического
обеспечения;
- выполнение с использованием ЭВМ расчетов и оформление
соответствующей проектно-конструкторской документации.
Для выпускника специальности "Безопасность технологических
процессов и производств":
- определение зон повышенного техногенного риска, выбор системы
защиты человека от отдельных видов технологического оборудования и
производственных процессов;
- участие в выработке предложений по совершенствованию
технологий и реконструкции объектов;
- выполнение с использованием ЭВМ расчетов и оформление
проектно-конструкторской документации на средства защиты, а также
составление раздела "Безопасность оборудования и технологических
процессов" в проектной документации.
Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
- разработка проектов технических условий, технических заданий,
стандартов и нормативных документов.
Для выпускника по специальности "Защита в чрезвычайных
ситуациях":
- определение зон повышенного техногенного риска в среде
обитания;
- выбор системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты
человека и среды обитания применительно к отдельным производствам
и предприятиям на основе известных методов и систем защиты;
- выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных с выбором
режимов функционирования защитных систем и отдельных устройств,
разработка проектов защиты территорий и ликвидации последствий
аварий, катастроф, стихийных природных явлений.
Организационно-управленческая деятельность.
Для выпускника специальности "Безопасность жизнедеятельности в
техносфере":
- организация деятельности по охране среды обитания на уровне
предприятий, территориально-производственных комплексов и
регионов, а также деятельности предприятий и региона в
чрезвычайных условиях;
- участие в решении вопросов рационального размещения новых
производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на
среду обитания;
- осуществление мониторинга среды обитания;
- расчет технико-экономической эффективности мероприятий,
направленных на повышение безопасности и экологичности
производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф
для принятия экономически обоснованных решений;
- осуществление взаимодействия с государственными службами,
ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой
в чрезвычайных ситуациях;
- участие в разработке законов, нормативных актов и нормативно-
технической документации по вопросам безопасности
жизнедеятельности;
- организация и проведение обучения рабочих, служащих и
руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности;
- участие в качестве технического эксперта в коммерческой
реализации и закупке систем защиты, новых проектных и
конструкторских разработок, связанных с направлением
специальности, с учетом знания конъюнктуры рынка и проведением
маркетинговых работ на рынке сбыта;
- организация проведения защитных мероприятий и ликвидации
последствий аварий на основе экономического анализа с целью
минимизации финансовых затрат;
- участие в разработке социально-экологических программ
развития города, района, региона и в их реализации;
- участие в проведении экспертизы безопасности и экологичности
технических проектов, производств, промышленных предприятий и
территориально-производственных комплексов;
- сертификации изделий, машин и материалов на безопасность и
экологичность;
- участие в проведении экологических экспертиз регионов и
аттестации объектов и регионов по защите в чрезвычайных ситуациях,
в инспекции и аудиторских проверках промышленных предприятий,
других объектов экономики и их комплексов на соответствие
требованиям безопасности и охраны окружающей среды;
- работа в качестве преподавателя курса "Безопасность
жизнедеятельности" в высших и средних специальных учебных
заведениях и курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в
средней школе (при условии освоения дополнительной образовательной
программы педагогического профиля).
Для выпускника специальности "Безопасность технологических
процессов и производств":
- организация деятельности по охране труда на предприятии,
участие в работе органов государственного и ведомственного надзора
и контроля за безопасностью технологических процессов и
производств, в разработке нормативно-технической документации по
вопросам технической безопасности, в согласовании разрабатываемой
на предприятии проектной документации;
- доведение до сведения работников предприятия вводимых в
действие новых законодательных и правовых актов по охране труда,
промышленной и противопожарной безопасности;
- осуществление связи с медицинскими, научно-исследовательскими
и другими организациями по вопросам охраны труда, промышленной и
противопожарной безопасности, организация и проведение обучения
рабочих и служащих в области безопасности;
- участие в работе комиссии по приемке в эксплуатацию
законченных строительных или реконструированных объектов
производственного назначения, по приемке из ремонта установок,
агрегатов и другого оборудования в части соблюдения нормативных
правовых актов по охране труда, промышленной и противопожарной
безопасности;
- осуществление контроля за соблюдением в структурных
подразделениях законодательных и нормативных правовых актов по
охране труда, промышленной и противопожарной безопасности,
проведением профилактических работ по предупреждению
производственного травматизма, аварий, пожаров, по созданию
здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
- нормативно-правовое регулирование и осуществление
государственных мер в области пожарной безопасности;
- создание и организация деятельности пожарной охраны,
организация тушения пожаров, проведение первоочередных аварийно-
спасательных работ, анализ и учет пожаров, их последствий,
деятельности по обеспечению пожарной безопасности, управление
боевыми действиями на пожарах, оценка боевых действий
подразделений пожарной охраны, организация работы коллектива
исполнителей;
- взаимодействие со страховыми организациями, дознание по делам
о пожарах, проведение противопожарной пропаганды и обучение
населения мерам пожарной безопасности;
- экспертиза проектной документации на строительство и
реконструкцию объектов в части соблюдения мер пожарной
безопасности, подготовка по ним соответствующих заключений, оценка
и прогнозирование обстановки на пожаре, экспертное исследование
пожаров;
- надзор за выполнением в проектной документации, на строящихся
объектах, на действующих предприятиях и в организациях требований
противопожарных норм и правил, за службой и подготовкой в
аппаратах и подразделениях пожарной охраны, за эксплуатацией
пожарной техники и оборудования, контроль за соблюдением
законодательства о пожарной безопасности.
Для выпускника по специальности "Защита в чрезвычайных
ситуациях":
- осуществление мониторинга потенциально опасных объектов
экономики и зон обитания;
- расчет технико-экономической эффективности мероприятий,
направленных на предупреждение и ликвидацию последствий аварий и
катастроф для принятия экономически обоснованных решений;
- осуществление взаимодействия с государственными службами,
ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой
в чрезвычайных ситуациях;
- участие в разработке проектов нормативных актов и нормативно-
технической документации по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по
защите в чрезвычайных ситуациях;
- организация и проведение спасательных работ, ликвидация
чрезвычайных ситуаций, проведение обучения рабочих, служащих и
руководящих кадров в области проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ по защите в чрезвычайных ситуациях;
- участие в проведении инспекций и оценке потенциально опасных
объектов на соответствие требованиям гражданской защиты, правовым,
законодательным и нормативным актам в области чрезвычайных
ситуаций и гражданской защиты.
Эксплуатационная деятельность.
Для выпускников специальностей "Безопасность жизнедеятельности
в техносфере" и "Безопасность технологических процессов и
производств":
- выбор режимов работы средств защиты и проведение контроля их
состояния;
- регламентация эксплуатации защитной и спасательной техники.
Для выпускника специальности "Пожарная безопасность":
- эксплуатация пожарной техники, оборудования, снаряжения и
средств связи.
Для выпускника по специальности "Защита в чрезвычайных
ситуациях":
- регламентация и осуществление эксплуатации средств защиты и
проведение контроля состояния защитной и спасательной техники.
Выпускники могут в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Безопасность жизнедеятельности",
подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее или среднее профессиональное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
образовании, или начальном профессиональном образовании, если в
нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
"Безопасность жизнедеятельности"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает
в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и
производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины
вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - дисциплины специальности, включая дисциплины
специализаций;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста
"Безопасность жизнедеятельности"
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении общего ¦ ¦
¦ ¦характера; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие ¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. Основы здорового ¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента. Особенности ¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры для ¦ ¦
¦ ¦оптимизации работоспособности. Общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. Спорт. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦выбор видов спорта или систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений. Профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов. Основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. История¦ ¦
¦ ¦России - неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, ¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. Типология культур. ¦ ¦
¦ ¦Этническая и национальная, элитарная и ¦ ¦
¦ ¦массовая культуры. Восточные и западные типы ¦ ¦
¦ ¦культур. Специфические и "серединные" ¦ ¦
¦ ¦культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения ¦ ¦
¦ ¦и процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в ¦ ¦
¦ ¦гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно- ¦ ¦
¦ ¦семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные ¦ ¦
¦ ¦и нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика ¦ ¦
¦ ¦и организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. Педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Образовательная, воспитательная и развивающая ¦ ¦
¦ ¦функции обучения. Воспитание в педагогическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Общие формы организации учебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Урок, лекция, семинарские, ¦ ¦
¦ ¦практические и лабораторные занятия, диспут, ¦ ¦
¦ ¦конференция, зачет, экзамен, факультативные ¦ ¦
¦ ¦занятия, консультация. Методы, приемы, ¦ ¦
¦ ¦средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма ¦ ¦
¦ ¦и говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и ¦ ¦
¦ ¦девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России ¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и ¦ ¦
¦ ¦их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические ¦ ¦
¦ ¦системы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
|