Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПИСЬМО ГОСКОМСТАТА РФ ОТ 14.02.2002 N ОР-09-23/692 О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН (ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ ГРАЖДАН)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                             ПО СТАТИСТИКЕ
   
                                 ПИСЬМО
                  от 14 февраля 2002 г. N ОР-09-23/692
   
       Госкомстат России направляет  Методологические рекомендации по
   проведению   обследования  по  определению  степени  использования
   общественного   транспорта    различными    категориями    граждан
   (транспортной  подвижности граждан),  утвержденные 19 декабря 2001
   года.
       Пилотное обследование     проводится    в    соответствии    с
   производственным планом на 2002 г.  (работа N 18152021)  табличным
   методом  в 16 регионах:  в Республиках Бурятия,  Ингушетия,  Коми,
   Саха   (Якутия),   Чувашской;   Хабаровском   крае,   Вологодской,
   Воронежской,    Ивановской,    Камчатской,   Московской,   Омской,
   Орловской,  Томской,  Тюменской  областях  и  Ненецком  автономном
   округе.
   
                                             Заместитель Председателя
                                                            О.П.РЫБАК
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждены
                                                  Госкомстатом России
                                                 19 декабря 2001 года
   
                     МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
             СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
              РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН (ТРАНСПОРТНОЙ
                          ПОДВИЖНОСТИ ГРАЖДАН)
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       Городской и  пригородный  общественный  транспорт имеет важное
   социально-экономическое значение, обеспечивая вовлечение населения
   в  производственную  деятельность и способствуя удовлетворению его
   культурно-бытовых  нужд.  Ежедневно  всеми  видами   общественного
   пассажирского   транспорта  Российской  Федерации  в  городском  и
   пригородном сообщении перевозится более 124 млн. пассажиров.
       Между тем   действующий порядок статистического учета  объемов
   перевозок пассажиров и пассажирооборота на автобусном,  трамвайном
   и троллейбусном  транспорте  не  отражает  реального  положения  и
   приводит  к  искажению статистической отчетности,  соответствующих
   выводов и управленческих решений по  вопросам  обеспечения  работы
   общественного    транспорта.    В   Инструкциях   по   составлению
   государственной  статистической   отчетности   по   автомобильному
   транспорту (утв.  Постановлением  Госкомстата  России  от 21.10.94
   N 222) и по  трамвайному   и   троллейбусному   транспорту   (утв.
   Постановлением  Госкомстата  России от 22.08.96 N 105) имеют место
   расхождения  в  определении  количества  поездок   для   отдельных
   категорий  пассажиров,  неоправданное их завышение или занижение в
   ряде  случаев,  о  чем  свидетельствуют  многочисленные   запросы,
   поступающие с мест.
       В связи  с  этим  необходимо  совершенствование   существующей
   системы   статистического   учета  объемов  перевозок  пассажиров.
   Совершенствование   должно    осуществляться    путем    уточнения
   методологии  учета  на  основе  установления достоверных расчетных
   нормативов подвижности различных категорий  пассажиров.  Расчетные
   нормативы   по  подвижности  могут  быть  установлены  посредством
   натурных обследований.
       В рамках  данного  исследования  разработаны  Методологические
   рекомендации по проведению  обследования  по  определению  степени
   использования   общественного  транспорта  различными  категориями
   граждан (транспортной подвижности  граждан).  Помимо  разделов  по
   организации    проведения    обследований    в    Методологических
   рекомендациях содержатся: Методика расчета нормативных показателей
   транспортной  подвижности  различных категорий граждан;   Методика
   статистической оценки объемов перевозок пассажиров.
       На следующих     этапах    работ    целесообразно    уточнение
   разработанных  Методологических  рекомендаций   путем   проведения
   пилотных обследований.
   
                           I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1. Настоящие Методологические рекомендации  предназначены  для
   методического  обеспечения  статистических  обследований перевозок
   пассажиров   автобусным   и   наземным   городским   электрическим
   транспортом   (трамвай,  троллейбус)  в  городском  и  пригородном
   сообщениях и  степени  использования  общественного  пассажирского
   транспорта различными категориями граждан.
       2. Основной целью статистических  обследований  с  применением
   настоящих   Методологических   рекомендаций   является   повышение
   достоверности данных об объемах перевозок пассажиров  общественным
   транспортом.
       3. Методологические рекомендации содержат:
       - рекомендации   по   организации  подготовки  статистического
   обследования перевозок пассажиров;
       - методологические рекомендации по выбору объектов,  методов и
   сроков  проведения  статистических  обследований,   а   также   по
   определению   необходимых   для  этого  трудовых,  материальных  и
   финансовых ресурсов;
       - методику   расчета   объема   репрезентативной  выборки  для
   проведения выборочного обследования перевозок пассажиров;
       - методологию  учета  перевозимых  пассажиров  и  обследования
   транспортной   подвижности   различных   категорий   граждан   при
   проведении обследования перевозок пассажиров автобусным и наземным
   городским электрическим транспортом анкетным, талонным и табличным
   методами;
       - методику  определения  степени  использования  общественного
   транспорта  различными  категориями  граждан  (расчета нормативных
   показателей транспортной подвижности граждан);
       - методику  статистической оценки объемов перевозок пассажиров
   и пассажирооборота, выполняемых автобусным транспортом в городском
   и  пригородном сообщениях и наземным городским электротранспортом,
   с   использованием   полученных   по   результатам    обследования
   нормативных показателей;
       - рекомендации  по   организации   проведения   статистических
   обследований и обработке его материалов.
       4. В целях учета  изменений  в  объемах  и  структуре  поездок
   различных   категорий   пассажиров   статистические   обследования
   пассажиропотоков   на   городском   и    пригородном    транспорте
   целесообразно  проводить  не  реже  одного  раза  в  5 лет по всем
   городам  и  поселкам  городского  типа,  имеющим   внутригородские
   (внутрипоселковые)  и  пригородные маршруты движения общественного
   пассажирского транспорта.
       Проведение обследований в регионе целесообразно осуществлять в
   населенных пунктах с различной численностью населения, при этом не
   менее чем по двум из каждой категории населенных пунктов.
       Группировка городов  (населенных   пунктов)   по   численности
   населения, тысяч человек:
       до 100,  от 101 до 250,  от 251 до 500,  от 501 до 1000, более
   1000.
       Статистические обследования  проводятся  по  решению  или   по
   согласованию  с  соответствующим  местным  органом  исполнительной
   власти  (по  представлению  региональных  органов  государственной
   статистики и органов управления общественным транспортом).
       5. Для  участия  в  проведении   статистических   обследований
   привлекаются  предприятия  автомобильного  транспорта  (автобусные
   парки,  автоколонны,  смешанные АТП и др.), занятые осуществлением
   перевозок пассажиров на внутригородских и пригородных маршрутах, и
   предприятия   наземного   городского   электрического   транспорта
   (трамвайные  депо,  троллейбусные  парки,  трамвайно-троллейбусные
   объединения и др.) независимо от их форм собственности.
       6. Настоящие    Методологические   рекомендации   используются
   органами государственной статистики, предприятиями и организациями
   автомобильного  и  наземного  городского электрического транспорта
   при  подготовке  и  проведении  ими  статистических   обследований
   транспортной  подвижности  различных категорий граждан и перевозок
   пассажиров общественным  транспортом  в  городском  и  пригородном
   сообщениях.
       7. На основании данных проведенных обследований определяются:
       коэффициенты соотношения    льготных    и    платных   поездок
   пассажиров;  среднедневное количество поездок одного  пассажира  с
   правом  бесплатного проезда в общественном пассажирском транспорте
   по категориям граждан;  среднедневное  количество  поездок  одного
   пассажира  с  использованием  абонементного билета долговременного
   пользования.  По   нормативам   статистических   коэффициентов   и
   показателей  осуществляется  оценка  объемов  перевозок  различных
   категорий пассажиров.
   
               II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО
                              ОБСЛЕДОВАНИЯ
   
       Организация статистического     обследования      транспортной
   подвижности  различных категорий граждан и перевозок пассажиров во
   внутригородском и пригородном сообщениях  включает  следующие  три
   этапа:
       подготовительный;
       проведения обследования;
       обработки и анализа материалов обследования.
       К основным    организационным   мероприятиям   по   подготовке
   статистического обследования относятся:
   
             1. Принятие решения о проведении обследования
   
       1.1. Решение   о   проведении   статистического   обследования
   перевозок  пассажиров  на  городском  и  пригородном  общественном
   пассажирском транспорте принимается не менее чем за один месяц  до
   начала обследования соответствующим местным органом исполнительной
   власти  (администрацией)  по  представлению  региональных  органов
   государственной   статистики  и  органов  управления  общественным
   транспортом.
       Статистические обследования  могут  осуществляться  также и на
   основании совместного решения региональных органов государственной
   статистики   и   органов   управления   общественным  транспортом,
   согласованного с соответствующим  местным  органом  исполнительной
   власти   (администрацией)   и  заинтересованными  предприятиями  и
   организациями.
       1.2. Решением  о  проведении обследования перевозок пассажиров
   предусматривается  образование  возглавляемой  заместителем  главы
   местного   органа  исполнительной  власти  (администрации  города)
   специальной комиссии (рабочей группы) по  проведению  обследования
   пассажиропотоков,   в   состав   которой  включаются  руководители
   региональных  органов  государственной  статистики  и   управления
   транспортом,  предприятий общественного пассажирского транспорта и
   других организаций.  Указанным решением утверждается план основных
   мероприятий  по  подготовке  и  проведению  обследования перевозок
   пассажиров,  устанавливаются  сроки  их  выполнения,   назначаются
   должностные   лица,   ответственные   за  реализацию  мероприятий,
   определяются объемы бюджетных средств,  направляемых на проведение
   обследования.
       Типовой план    мероприятий    по    подготовке     проведения
   статистического  обследования  перевозок пассажиров на городском и
   пригородном общественном транспорте представлен в Приложении N 1 к
   настоящим Методологическим рекомендациям.
       1.3. На   основании  решения  местного  органа  исполнительной
   власти (администрации города) руководителями  органов  статистики,
   предприятий   общественного   пассажирского  транспорта  и  других
   организаций,  участвующих  в  проведении  обследования,   издаются
   соответствующие приказы,  в которых определяется порядок работы по
   подготовке   и   проведению   обследования,   назначаются    лица,
   ответственные за обеспечение сбора, учета и обработки информации и
   выполнение   других   мероприятий,   связанных    с    проведением
   обследования.
   
              2. Определение категорий и групп пассажиров
              для проведения обследования пассажиропотоков
                   и транспортной подвижности граждан
   
       Для целей  проведения  обследования  пассажирских перевозок на
   городском  и  пригородном  транспорте  рекомендуется  использовать
   действующую  классификацию  перевозимых пассажиров по категориям и
   группировку их по определенным признакам.
       2.1. Платные пассажиры.  К этой категории относятся пассажиры,
   оплатившие свой проезд за наличный  (безналичный)  расчет,  в  том
   числе путем приобретения:
       2.1.1. Разовых билетов.
       2.1.2. Абонементных талонов (группа "АТ").
       2.1.3. Абонементных   билетов   долговременного    пользования
   (группа "АБ").
       2.2. Пассажиры,  пользующиеся правом  бесплатного  проезда  на
   общественном  транспорте.  К  этим категориям относятся пассажиры,
   имеющие  установленное  действующим  законодательством  право   на
   бесплатный   проезд   общественным   транспортом.   Эту  категорию
   пассажиров предлагается подразделить  на  5  групп  со  следующими
   условными обозначениями (Приложение N 2):
       2.2.1. Группа  "П"  - пенсионеры и ветераны (включая ветеранов
   труда и боевых действий;  участников Великой Отечественной  войны;
   лиц,  награжденных  орденами  и медалями за самоотверженный труд и
   безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, медалью "За оборону
   Ленинграда"  или  Знаком  "Жителю  блокадного Ленинграда";  бывших
   несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в возрасте до 16
   лет   на   момент   освобождения;  необоснованно  репрессированных
   граждан,  получивших официальную  полную  реабилитацию,  и  другие
   категории пенсионеров).
       2.2.2. Группа "И" - инвалиды (включая  инвалидов  войны;  лиц,
   ставших   инвалидами  вследствие  ранения,  контузии  или  увечья,
   полученных при исполнении обязанностей военной  службы  (служебных
   обязанностей) в органах внутренних дел; инвалидов труда; инвалидов
   с  детства,   получающих   государственные   пенсии   и   пособия;
   инвалидов-слепых;  инвалидов,  не имеющих обеих рук или ног,  руки
   или ноги,  с параличом двух конечностей;  лиц,  заболевших лучевой
   болезнью в результате аварии на Чернобыльской АЭС и при выполнении
   работ по ее ликвидации;  другие категории инвалидов,  а также лиц,
   сопровождающих в поездах инвалидов 1 группы).
       2.2.3. Группа "ВС" -  военнослужащие  (включая  военнослужащих
   Минобороны  России,  внутренних  войск  МВД  России,  МЧС  России,
   Минсвязи России, Минатома России, Федеральной службы безопасности,
   железнодорожных   войск,  строительных  войск;  курсантов  военных
   учебных  заведений,  лиц  из   подразделений   особого   риска   и
   Государственной   противопожарной   службы;   жен  военнослужащих,
   погибших вследствие ранения,  контузии или увечья,  полученных при
   исполнении обязанностей военной службы).
       2.2.4. Группа "ВУ" - работники  органов  власти  и  управления
   (включая   депутатов   Госдумы  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации  и  их  помощников;  депутатов  законодательных  органов
   власти  субъектов  Российской  Федерации и местных законодательных
   органов   власти;    судей    Российской    Федерации,    судебных
   приставов-исполнителей,     работников    милиции,    прокуратуры,
   таможенных  органов  налоговой  полиции,  Российской  транспортной
   инспекции и других органов власти и управления).
       2.2.5. Группа "ПР" - прочие категории  (включая  Героев  СССР,
   Российской  Федерации  и  полных  кавалеров  ордена Славы;  Героев
   Социалистического  труда  и  полных  кавалеров   Трудовой   Славы;
   детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей;  детей и
   их родителей  из  многодетных  семей;  школьников,  проживающих  в
   сельской  местности;  участников ликвидации последствий катастрофы
   на Чернобыльской АЭС; водителей трамваев, троллейбусов и автобусов
   предприятий  общественного  пассажирского  транспорта;  работников
   дорожных     органов,     санитарно-эпидемиологической     службы,
   почтальонов, социальных работников и другие категории граждан).
       В случае,  если  пассажир  с  правом  бесплатного  проезда  по
   нескольким  основаниям  может быть отнесен одновременно к двум или
   более группам, он учитывается только в одной из этих групп.
   
                 3. Определение периода для проведения
                  обследования пассажирских перевозок
   
       Наиболее целесообразным    для    проведения   статистического
   обследования пассажирских перевозок являются периоды с устойчивыми
   пассажиропотоками,  в которых коэффициент их неравномерности равен
   1,0 или находится в пределах, наиболее близких к 1,0.
       3.1. Выбор    месяца    года   для   проведения   обследования
   осуществляется по коэффициенту  сезонной  неравномерности  объемов
   перевозок пассажиров для i-го месяца года (К   ), определяемому по
                                               снi
   формуле:
   
                                   P   x n
                                    мi    г
                            К    = --------,                      (1)
                             снi   P  x n
                                    г    мi
   
       где:
       P  , P  - объемы перевозок пассажиров в i-м месяце и  в  целом
        мi   г
   за год, предшествующий периоду проведения обследования;
       n  , n  - число календарных дней в i-м месяце  и  в  целом  за
        мi   г
   год, предшествующий периоду проведения обследования.
       Пример.
       Объем перевозок пассажиров за 2001 год (n  = 365) на городских
                                                г
   и пригородных маршрутах (P ) составил 20950 млн. пассажиров, в том
                             г
   числе по месяцам:
   
                           P                 n                 К
                            мi                мi                снi
   январь                  1500              31               0,845
   февраль                 1370              28               0,855
   март                    1650              31               0,930
   апрель                  1740              30               1,013
   май                     1810              31               1,020
   июнь                    1830              30               1,066
   июль                    1880              31               1,059
   август                  1920              31               1,082
   сентябрь                1900              30               1,106
   октябрь                 1850              31               1,043
   ноябрь                  1800              30               1,048
   декабрь                 1700              31               0,958.
   
       Поскольку значение К  , наиболее  близкое  к  1,0, находится в
                           сн
   апреле  (К   = 1,013),  то этот месяц и выбирается  для проведения
             сн
   обследования пассажиропотоков.
       3.2. Определение   календарных   дней  выбранного  месяца  для
   проведения обследования.
       Рекомендуется проводить  обследования  как  минимум  в один из
   будних дней и в один из выходных дней выбранного месяца.
       Будний день  недели  для проведения обследования выбирается по
   коэффициенту недельной  неравномерности  пассажиропотоков  (К   ),
                                                                ннj
   определяемому по формуле:
   
                                      m
                                 n   SUM P
                                  мi j=1  днj
                          К    = ------------,                    (2)
                           ннj     m  x P
                                    j    мi
   
       где:
       P    -  объем  перевозок  пассажиров  в j-й день  недели  i-го
        днj
   месяца, выбранного для проведения обследования пассажиропотоков;
       m  - количество j-х дней недели в i-м месяце.
        j
       Пример.
       Объем перевозок пассажиров в апреле месяце 2001 г.  (n   = 30)
                                                             мi
   составил 1740 млн.  пассажиров (P  ),  в том числе по дням  недели
                                    мi
   (P   ):
     днj
   
   --------T------T------T------T------T------T---T----------T-------
   |  Дни  | 1-я  | 2-я  | 3-я  | 4-я  | 5-я  |m  |  m       | К    |
   |недели |неделя|неделя|неделя|неделя|неделя| j | SUM P    |  ннj |
   |       |      |      |      |      |      |   | j=1  днj |      |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Поне-  |      |  65  |  66  |  68  |  69  | 4 |   268    |1,115 |
   |дельник|      |      |      |      |      |   |          |      |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Вторник|      |  62  |  63  |  64  |  65  | 4 |   254    |1,095 |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Среда  |      |  64  |  65  |  66  |  66  | 4 |   261    |1,125 |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Четверг|      |  65  |  66  |  67  |  68  | 4 |   266    |1,147 |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Пятница|      |  67  |  68  |  69  |  69  | 4 |   273    |1,177 |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Суббота|  43  |  44  |  45  |  44  |  45  | 5 |   221    |0,762 |
   +-------+------+------+------+------+------+---+----------+------+
   |Воскре-|  38  |  39  |  40  |  39  |  41  | 5 |   197    |0,679 |
   |сенье  |      |      |      |      |      |   |          |      |
   L-------+------+------+------+------+------+---+----------+-------
   
       Наиболее близкое  значение  К     к  1,0  имеется  во  вторник
                                    ннj
   (К    = 1,095),  который  и  целесообразно  принять для проведения
     ннj
   обследования пассажиропотоков в будние дни.
       Таким образом,  в  данном  примере  обследование  пассажирских
   перевозок  наиболее  целесообразно  провести в апреле 2002 года во
   вторник и субботу. При необходимости сроки проведения обследования
   могут  быть  увеличены  до  3-х  дней  (2  будних  дня  - вторник,
   понедельник (К    = 1,115) и суббота) или до  4-х  дней  (вторник,
                 ннj
   понедельник,  суббота     и   воскресенье).  Исходя   из     этого
   устанавливаются конкретные календарные  дни  апреля   месяца   для
   проведения обследования.
   
           4. Выбор методов обследования перевозок пассажиров
   
       4.1. Обследование  пассажирских   перевозок   и   транспортной
   подвижности   населения   городов   осуществляется  с  применением
   различных   методов,   из    которых    наибольшее    практическое
   распространение   получили   анкетный,   талонный,   табличный   и
   визуальный.
       4.2. Анкетный  метод обследования перевозок пассажиров основан
   на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкет  опроса
   о  количестве  поездок,  цели  и способах передвижения,  маршрутах
   следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения
   других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.
       При использовании   анкетного   метода   обследования    могут
   применяться   различные  формы  и  способы  получения  необходимой
   информации.  Обследования анкетным методом могут проводиться путем
   непосредственного опроса граждан учетчиками по месту жительства (в
   том числе по телефону),  месту работы или учебы,  на  остановочных
   пунктах  или во время поездки на общественном транспорте,  а также
   путем  рассылки  анкет  по  почте,  передачи  их  для   заполнения
   администрации  предприятий,  организаций  и  учреждений  и другими
   способами.
       Анкетный метод позволяет получать наиболее обширную информацию
   для изучения не только пассажиропотоков, но и социальной структуры
   пассажиров,    степени    удовлетворения   спроса   населения   на
   транспортные услуги,  оценки качества  транспортного  обслуживания
   пассажиров, затратах населения на транспорт и иных вопросов.
       Основным недостатком анкетного  метода  обследования  является
   его большая трудоемкость и высокая себестоимость.
       4.3. Талонный   метод   обследования   перевозок    пассажиров
   применяется с использованием специальных учетных талонов,  которые
   выдаются каждому пассажиру при входе в транспортное средство.
       В учетном талоне отмечается пункт посадки пассажира.  Пассажир
   сохраняет талон до конца поездки и  при  выходе  из  транспортного
   средства в конце поездки возвращает его учетчику, который отмечает
   на нем пункт высадки.  При  выдаче  пассажиру  учетного  талона  в
   пункте  посадки  на  нем  одновременно  со  слов  пассажира  может
   отмечаться и пункт высадки. В этом случае учетчик в пункте высадки
   сверяет правильность указанной отметки.
       При необходимости  обследования   пересадочности   на   другие
   маршруты или на другие виды транспорта   пассажирам,  следующим  с
   пересадками,  должны  выдаваться  талоны  иной  формы,  где  кроме
   остановочных   пунктов   данного   маршрута   предусмотрена  также
   информация о возможных пересадках.
       По учетному талону можно определить расстояние поездки каждого
   пассажира,  а по сумме всех собранных талонов получить необходимые
   данные о направлении и мощности пассажиропотока на данном маршруте
   в прямом и обратном направлениях,  коэффициенты  пересадочности  и
   использования   вместимости  транспортных  средств  и  ряд  других
   показателей.
       Талонный метод   обследования  позволяет  получать  достаточно
   полные    данные    о    пассажиропотоках    и     межостановочных
   корреспонденциях пассажиров,  однако требует значительных трудовых
   и финансовых затрат, особенно на обработку первичной информации.
       4.4. Табличный метод обследования основан на учете перевозимых
   пассажиров специальными учетчиками, находящимися или внутри салона
   транспортного  средства, или на остановочных пунктах общественного
   пассажирского транспорта.
       Учет пассажиров производится в специальных таблицах различными
   способами:
       путем опроса пассажиров. Учетчики, находящиеся на остановочных
   пунктах,  опрашивают каждого  пассажира  о  пути  его  следования,
   пересадках   на  другие  виды  транспорта,  регистрируя  ответы  в
   соответствующих графах таблиц. Учетчики, находящиеся внутри салона
   транспортного   средства,  учитывают  число  вошедших  пассажиров,
   опрашивают  их,  до  какой  остановки  они  следуют,   о   пунктах
   пересадки, и полученные результаты регистрируют в таблицах;
       путем подсчета количества пассажиров,  входящих в транспортное
   средство и выходящих из него (без контакта с пассажирами). Подсчет
   производится  учетчиками,  которые   могут   находиться   как   на
   остановочных  пунктах,  так и внутри салонов транспортных средств.
   Трудоемкость обследования по этому способу может быть  значительно
   снижена за счет применения для подсчета числа входящих и выходящих
   пассажиров  специальных   автоматических   устройств   (датчиков),
   расположенных непосредственно на каждом транспортном средстве;
       табличный метод позволяет  получать  информацию  о  количестве
   перевезенных  пассажиров,  пассажирообороте  остановочных пунктов,
   направлении и  мощности  пассажиропотоков,  степени  использования
   вместимости  транспортных  средств.  По  сравнению  с  анкетным  и
   талонным методами  обследования  пассажирских  перевозок  талонный
   метод является менее трудоемким и более дешевым.
       4.5. Визуальный (глазомерный) метод обследования  пассажирских
   перевозок   применяется   для   оперативного  определения  степени
   наполняемости подвижного состава  и  мощности  пассажиропотока  на
   наиболее  пассажиронапряженном  участке  каждого маршрута по часам
   суток в определенные дни недели.
       Визуальную (глазомерную)    оценку    степени    использования
   вместимости транспортных средств могут осуществлять находящиеся на
   остановках  учетчики,  фиксируя  ее  ориентировочно  и подсчитывая
   количество входящих и выходящих пассажиров,  а  также  водители  и
   кондукторы   транспортных   средств.   Для   оценки  использования
   вместимости подвижного состава при этом методе  могут  применяться
   балльная  шкала  и  так  называемая "силуэтная" форма глазомерного
   обследования.
       При 6-балльной  системе  оценки  каждому  баллу  соответствует
   силуэт транспортного средства со следующими уровнями использования
   его вместимости:
       6 баллов - предельная вместимость (более 5 пассажиров на 1 кв.
   метр  свободной  площади пола транспортного средства при полностью
   занятых местах для сидения);
       5 баллов  -  нормативная  вместимость (5 пассажиров/кв.  м при
   полностью занятых местах для сидения);
       4 балла  - около 1/2 нормативной вместимости (2 - 3 пассажира/
   кв. м при полностью занятых местах для сидения);
       3 балла  -  100%  заполнение  мест для сидения (при отсутствии
   стоящих пассажиров);
       2 балла   -   заполнение  около  2/3  мест  для  сидения  (при
   отсутствии стоящих пассажиров);
       1 балл - заполнение около 1/3 мест для сидения (при отсутствии
   стоящих пассажиров).
       Полученные в  результате  обследования данные используются для
   определения  количества  транспортных  средств,  необходимых   для
   обслуживания   конкретных   маршрутов, и  составления  оптимальных
   расписаний их движения по этим маршрутам.
       4.6. Выбор  конкретных  методов  для  обследования   перевозок
   пассажиров  производится исходя из цели обследования и решаемых на
   основе его результатов задач с  учетом  местных  условий,  наличия
   денежных  средств и возможностей привлечения трудовых ресурсов для
   проведения обследования и обработки полученных данных.
       Возможно также  одновременное  комбинированное   использование
   нескольких  методов  обследования  пассажиропотоков  на конкретных
   маршрутах и объектах.
       4.7. Для    целей   статистического   обследования   перевозок
   пассажиров и транспортной подвижности различных категорий  граждан
   в  настоящих Методологических рекомендациях предлагается применять
   модифицированные   анкетный,   талонный   и    табличный    методы
   обследования.
       4.7.1. Анкетный метод рекомендуется применять для обследования
   транспортной    подвижности    различных   категорий   граждан   с
   использованием специальных анкет опроса граждан по форме  согласно
   Приложениям N 3,  4 к настоящим Методологическим рекомендациям.  В
   анкетах содержатся вопросы о количестве поездок на различных видах
   общественного   пассажирского  транспорта  в  городском  (автобус,
   трамвай,  троллейбус) и пригородном (автобус) сообщениях в  зимний
   (октябрь  - апрель) и в летний (май - сентябрь) сезоны,  а также о
   принадлежности пассажиров к той  или  иной  категории  (группе)  и
   степени   использования   ими   абонементных   проездных   билетов
   долговременного пользования.
       4.7.2. Талонный    метод    для    обследования   транспортной
   подвижности различных категорий граждан рекомендуется применять  с
   использованием   специальных  учетных  талонов  7  серий,  образцы
   которых  приведены  в Приложении N 5  к настоящим Методологическим
   рекомендациям. Учетные талоны серий П, И, ВС, ВУ, ПР соответствуют
   группам  и  категориям  пассажиров  с  правом бесплатного проезда,
   перечисленных в Приложении N 1.
       Учетные талоны серий АБ и  АТ  соответствуют  группам  платных
   пассажиров,   использующих   для   проезда   абонементные   билеты
   долговременного пользования  (годовые,  квартальные,  месячные)  и
   абонементные   талоны   для   разовых   поездок   на  общественном
   транспорте.
       4.7.3. Табличный   метод   обследования  перевозок  пассажиров
   рекомендуется применять с использованием специальных карточек  для
   порейсового  учета  пассажиров на каждом маршруте.  Форма карточки
   приведена   в    Приложении  N  6   к  настоящим  Методологическим
   рекомендациям.
       В карточке  порейсового  учета регистрируются число вошедших в
   транспортное средство пассажиров с правом бесплатного  проезда  на
   общественном транспорте (по группам И,  П, ВС, ВУ, ПР), пассажиров
   с абонементными билетами  (группа  АБ)  и  абонементными  талонами
   (группа   АТ),   а   также   пассажиров,  оплативших  свой  проезд
   непосредственно  в  салоне  транспортного  средства.  Кроме  того,
   подсчитывается   общее   число   вышедших   пассажиров  на  каждом
   остановочном пункте  маршрута.  Регистрация  вошедших  и  вышедших
   пассажиров  осуществляется  учетчиками-контролерами,  находящимися
   внутри салона транспортного средства  у  каждой  двери.  Отнесение
   каждого  пассажира к той или иной группе производится путем опроса
   его учетчиком-контролером при  входе  в  транспортное  средство  и
   проверки   наличия   у   пассажира   соответствующего   документа,
   удостоверяющего  право   бесплатного   проезда   на   общественном
   транспорте,  абонементного  билета  или абонементного талона.  При
   кондукторном   способе   обследования   пассажиров    в    бригады
   учетчиков-контролеров могут включаться и кондукторы.
   
          5. Методика расчета объемов репрезентативной выборки
                для проведения выборочного обследования
   
       5.1. Обследование   перевозок   пассажиров   и    транспортной
   подвижности   различных  категорий  граждан  может  осуществляться
   сплошным и выборочным способом.
       При сплошном  способе обследование перевозок пассажиров должно
   проводиться  на  всех  маршрутах  и  по  всем  графикам   движения
   общественного   транспорта,   а   при   обследовании  транспортной
   подвижности населения  -  по  всем  категориям  граждан  с  полным
   охватом  всего  населения,  пользующегося  услугами  пассажирского
   общественного  транспорта.  В  связи  с  большой  трудоемкостью  и
   стоимостью  обследований сплошным способом они могут применяться в
   крайне ограниченных объемах, в основном при обследовании перевозок
   пассажиров   на   малодеятельных   внутригородских  и  пригородных
   маршрутах (обслуживаемых менее чем 5-ю транспортными  средствами),
   а  также  при  анкетном  опросе на предприятиях,  в организациях и
   учреждениях с небольшим числом работающих (менее 100  человек).  В
   остальных  случаях  рекомендуется  применение  выборочного способа
   обследования.
       При выборочном    способе   обследованию   подвергается   лишь
   определенная часть пассажиропотока,  маршрутов и графиков движения
   транспортных  средств,  а также часть различных категорий граждан,
   пользующихся услугами общественного транспорта. При этом выбранная
   для   обследования  часть  из  общего  объема  перевозок  и  общей
   численности  населения  города  должна  носить   представительский
   характер,  т.е. быть репрезентативной, отражая все характеристики,
   присущие  генеральной  совокупности   (общему   объему   перевозок
   пассажиров и общей численности населения).
       5.2. Минимальный   объем   выборки   (P ),  обеспечивающий  ее
                                              п
   достаточную   репрезентативность    (соответствие    характеристик
   выборочного    наблюдения    показателям,    характеризующим   всю
   генеральную  совокупность)  по  доле  в  генеральной совокупности,
   определяется по формуле:
   
                                2
                               t  w (1 - w)
                          P  = ------------,
                           п            2
                                  ДЕЛЬТА
   
       где:
       P  -   минимальный   объем   репрезентативной  выборки  (объем
        п
   перевозок  пассажиров  или   численность   населения,   подлежащие
   обследованию);
       ДЕЛЬТА -  предельно   допустимая   ошибка   репрезентативности
   выборки;
       t - кратность ошибки репрезентативности выборки;
       w (1 - w) - степень вариации распределения.
       Для практических расчетов при обследовании пассажиропотоков  и
   транспортной подвижности населения параметры указанных показателей
   могут применяться в следующих размерах:
       ДЕЛЬТА -   предельно   допустимая   ошибка  репрезентативности
   выборки - в размере от 2 до 5 пунктов. При этом   чем больше объем
   генеральной  совокупности,  тем  выше  может быть размер предельно
   допустимой ошибки;
       t - кратность ошибки репрезентативности выборки,  зависящая от
   заданных границ вероятности Ф(t). Значения t в зависимости от Ф(t)
   определяются  по  таблице  значения  интеграла  вероятностей.  Для
   практических  расчетов  Ф(t)  применяется  в  размере  0,95 (95%),
   которой  соответствует  значение  t,  равное  1,96   (т.е.   почти
   двукратная ошибка репрезентативности выборки);
       w (1 - w) - степень вариации распределения, где w - выборочная
   доля распределения исследуемого признака в выборке. В связи с тем,
   что до  начала  обследования  значение  w  неизвестно,  его  можно
   принять   в   размере  0,5,  что  позволяет  получить  максимально
   возможную  величину  степени   вариации   распределения   признака
   [0,25 = 0,5(1 - 0,5)] и, следовательно, наибольшее значение объема
   выборки при прочих равных условиях.
       5.3. Исходя из указанных в  пункте  2  параметров  минимальный
   объем   репрезентативной   выборки   для  проведения  обследований
   перевозок  пассажиров  или  транспортной   подвижности   различных
   категорий   граждан   (при   данных  значениях  предельной  ошибки
   репрезентативности   выборки)   составит  (в  %   от   обследуемой
   генеральной совокупности):
       при ДЕЛЬТА = 2,0      P  = 24,0%;
                              п
       при ДЕЛЬТА = 2,5      P  = 15,4%;
                              п
       при ДЕЛЬТА = 3,0      P  = 10,7%;
                              п
       при ДЕЛЬТА = 4,0      P  = 6,0%;
                              п
       при ДЕЛЬТА = 5,0      P  = 3,8%.
                              п
       5.4. Примеры расчета объема репрезентативной выборки.
       5.4.1. Определить объем перевозок  пассажиров  для  проведения
   выборочного  обследования  с  предельной  ошибкой  в  5%  при  95%
   доверительности и общем объеме перевозок пассажиров P  =  20  млн.
                                                        о
   человек:
   
                2                      2
               t  w (1 - w)        1,96  x 0,5(1 - 0,5)
          P  = ------------ x P  = -------------------- x 20 =
           п           2       о              2
                 ДЕЛЬТА                      5
   
                                             0,76 x 100
              = 0,76 млн. человек, или 3,8% (----------).
                                                 20
   
       5.4.2. Определить  объем репрезентативной выборки с предельной
   ошибкой в 3%  при 95%  доверительности  для  проведения  анкетного
   обследования  транспортной  подвижности граждан i-й категории (N )
                                                                   i
   общей численностью 40 тысяч человек.
   
              2                      2
             t  w (1 - w)        1,96  x 0,5(1 - 0,5)
        P  = ------------ x N  = -------------------- x 40000 =
         п           2       i              2
               ДЕЛЬТА                      3
   
                                           4268 x 100
                = 4268 человек, или 10,7% (----------).
                                              40000
   
             6. Определение объектов обследования перевозок
   
       6.1. Отбор  маршрутов  городского и пригородного общественного
   транспорта для проведения обследования.
       6.1.1. В   республиканских,  краевых  и  областных  центрах  и
   крупных  городах  (с  населением  250  тыс.   человек   и   более)
   обследование пассажирских перевозок должно производиться выборочно
   на    наиболее     пассажиронапряженных     и     представительных
   внутригородских   маршрутах  автобусного  и  наземного  городского
   электрического транспорта,  сеть этих маршрутов должна  охватывать
   20 - 25 процентов от общего числа внутригородских маршрутов.
       Отбор маршрутов-представителей   осуществляется   на    основе
   анализа   действующей   маршрутной   схемы  города  и  сложившихся
   пассажиропотоков.  Отобранные  для  обследования   внутригородские
   маршруты-представители   должны   охватывать  все  районы  города,
   соответствовать по своим параметрам другим равнозначным  маршрутам
   и   функционировать  не  менее  15  -  20  часов  в  сутки.  Кроме
   маршрутов-представителей  в  крупных  городах  обследуются   также
   пассажиропотоки  на всех малодеятельных внутригородских маршрутах,
   обслуживаемых менее чем 5-ю транспортными средствами.
       6.1.2. В  городах  с  численностью  населения  менее  250 тыс.
   человек и поселках городского типа  обследование  пассажиропотоков
   рекомендуется   проводить,   как   правило,   на   всех  маршрутах
   автобусного и наземного электрического транспорта.
       6.1.3. В  пригородном  сообщении обследование пассажиропотоков
   осуществляется на всех автобусных маршрутах,  связывающих город  с
   пригородной зоной.
       6.1.4. Обследование   перевозок    пассажиров    рекомендуется
   проводить   на   всех  отобранных  внутригородских  и  пригородных
   маршрутах автобусного  транспорта,  а  также  на  всех  маршрутах,
   обслуживаемых  наземным  горэлектротранспортом,  в течение суток в
   установленные графиком будние и выходные дни недели.
       6.2. Отбор   графиков   движения   транспортных   средств  для
   обследования на выбранных маршрутах.
       Выбор графиков  движения транспортных средств для обследования
   пассажиропотоков на отобранных маршрутах осуществляется на  основе
   анализа маршрутных расписаний движения.
       На пригородных маршрутах для обследования отбираются графики:
       с полуторасменным  (12  часов)  и  двухсменным (15 - 20 часов)
   режимом работы транспортных средств;
       с ранним  началом  и  поздним  окончанием  работы транспортных
   средств на маршруте,  охватывающих все часы его функционирования в
   течение календарных суток;
       с целодневной работой транспортных средств без сходов с  линии
   (на техническое обслуживание, ремонт или по другим причинам).
       Рекомендуемый максимальный   интервал   движения   обследуемых
   транспортных  средств  на  отобранных внутригородских маршрутах не
   должен  превышать  25  минут.  На  малодеятельных  внутригородских
   маршрутах  (обслуживаемых  менее чем 5-ю транспортными средствами)
   рекомендуется обследовать один-два графика  с  наибольшим  режимом
   работы.
       6.3. Объемы   выборочно   обследуемых   пассажиропотоков    на
   отобранных  внутригородских  и пригородных маршрутах по отобранным
   для  обследования   графикам   движения   должны   соответствовать
   максимальному   объему   репрезентативной   выборки  при  заданных
   параметрах.
   
           7. Подготовка инструкций и маршрутных справочников
                       для учетчиков-контролеров
   
       Порядок работы   учетчика-контролера  и  его  обязанности  при
   проведении  обследования  пассажиропотоков   предусматриваются   в
   выдаваемых им инструкциях.  Типовая инструкция учетчику-контролеру
   (Приложение  N 7) может быть изменена и дополнена с учетом местных
   условий обследования пассажиропотоков на конкретных маршрутах.
       Учетчикам-контролерам до  начала  обследования  выдаются также
   маршрутные справочники,  в которых дается  краткая  характеристика
   маршрута   обследования,  указываются  остановочные  пункты  и  их
   нумерация.  Форма типового  маршрутного  справочника  приведена  в
   Приложении N 8 к настоящим Методологическим рекомендациям.
   
             8. Обучение учетчиков-контролеров, кондукторов
        и других работников предприятий транспорта, привлекаемых
               к проведению обследования пассажиропотоков
   
       8.1. Организация   проведения    инструктивных    занятий    с
   работниками   предприятий   транспорта   (контролерами-ревизорами,
   диспетчерами  и  др.),  привлекаемыми  к  участию  в  обследовании
   пассажиропотоков,  в  первую очередь с руководителями обследования
   маршрутов,   о   порядке   их   работы    приказом    руководителя
   соответствующего   предприятия   транспорта   возлагается  на  его
   заместителя по эксплуатации (начальника отдела эксплуатации).
       8.2. После  набора необходимого числа учетчиков-контролеров за
   2 - 3 дня до начала обследования с ними,  а также с  кондукторами,
   участвующими    в    обследовании   пассажиропотоков,   проводятся
   инструктивные  занятия  по  ознакомлению  их  с  порядком  работы,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное