Стр. 1
1 июня 2007 года N 90-оз
___________________________________________________________________
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской области
16 мая 2007 года)
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие
системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010
годы".
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Губернатор Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
1 июня 2007 года
N 90-оз
УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 01.06.2007 N 90-оз
(приложение)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ
И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ,
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ, В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ"
-------------------T------------------------------------------------¬
¦Полное наименова-¦Региональная целевая программа "Развитие системы¦
¦ние программы ¦социального обслуживания семей и детей,¦
¦ ¦находящихся в трудной жизненной ситуации, в¦
¦ ¦Ленинградской области на 2007-2010 годы" (далее¦
¦ ¦- Программа) ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы¦Правительство Ленинградской области ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Основание для раз-¦1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N¦
¦работки Программы ¦195-ФЗ "Об основах социального обслуживания¦
¦ ¦населения в Российской Федерации". ¦
¦ ¦2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N¦
¦ ¦120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнад-¦
¦ ¦зорности и правонарушений несовершеннолетних". ¦
¦ ¦3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N¦
¦ ¦181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в¦
¦ ¦Российской Федерации". ¦
¦ ¦4. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N¦
¦ ¦94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,¦
¦ ¦выполнение работ, оказание услуг для¦
¦ ¦государственных и муниципальных нужд". ¦
¦ ¦5. Приказ Министерства здравоохранения¦
¦ ¦Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N¦
¦ ¦567 "Об утверждении концепции "Совершенствование¦
¦ ¦медико-социальной и психологической реабилитации¦
¦ ¦детей-инвалидов и инвалидов с детства". ¦
¦ ¦6. Областной закон от 19 февраля 1999 года N¦
¦ ¦23-оз "О региональных целевых программах¦
¦ ¦Ленинградской области". ¦
¦ ¦7. Областной закон от 29 ноября 2004 года N¦
¦ ¦97-оз "О социальном обслуживании населения в¦
¦ ¦Ленинградской области". ¦
¦ ¦8. Постановление Губернатора Ленинградской¦
¦ ¦области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке¦
¦ ¦разработки, утверждения и контроля за¦
¦ ¦реализацией региональных целевых программ¦
¦ ¦Ленинградской области". ¦
¦ ¦9. Постановление Правительства Ленинградской¦
¦ ¦области от 3 марта 2006 года N 54 "Об¦
¦ ¦утверждении Методических рекомендаций по оценке¦
¦ ¦эффективности региональных целевых программ¦
¦ ¦Ленинградской области" ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Период реализации¦2007-2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Содействие улучшению положения семей с детьми,¦
¦ ¦находящихся в трудной жизненной ситуации,¦
¦ ¦создание благоприятных условий для комплексного¦
¦ ¦развития и жизнедеятельности детей ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Основные задачи¦Увеличение охвата детей и семей с детьми профи-¦
¦Программы ¦лактическими мероприятиями, повышение эффектив-¦
¦ ¦ности мероприятий по профилактике семейного не-¦
¦ ¦благополучия и безнадзорности несовершеннолет-¦
¦ ¦них; ¦
¦ ¦увеличение охвата детей-инвалидов мерами соци-¦
¦ ¦альной реабилитации и повышение эффективности¦
¦ ¦мероприятий по их социальной реабилитации и ин-¦
¦ ¦теграции в общество; ¦
¦ ¦предоставление социальной поддержки несовершен-¦
¦ ¦нолетним и семьям с детьми, находящимся в труд-¦
¦ ¦ной жизненной ситуации; ¦
¦ ¦проведение мониторинга качества социального об-¦
¦ ¦служивания семей с детьми; ¦
¦ ¦организация и проведение культурно-массовых ме-¦
¦ ¦роприятий, направленных на нравственное и духов-¦
¦ ¦ное воспитание детей, находящихся в трудной жиз-¦
¦ ¦ненной ситуации, их оздоровление и пропаганду¦
¦ ¦устоев семьи, здорового образа жизни; ¦
¦ ¦предоставление социального обслуживания детям-¦
¦ ¦инвалидам, проживающим в отдаленных населенных¦
¦ ¦пунктах сельской местности ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Объем финансовых¦2007 год ¦
¦ресурсов, заплани-¦Всего - 30818,0 тыс. руб., в том числе за счет¦
¦рованных по Прог-¦средств: ¦
¦рамме ¦федерального бюджета - 16320,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦областного бюджета - 9538,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦бюджетов муниципальных образований - 3310,0 тыс.¦
¦ ¦руб., ¦
¦ ¦прочих источников - 1650,0 тыс. руб. ¦
¦ +------------------------------------------------+
¦ ¦2008 год ¦
¦ ¦Всего - 36494,0 тыс. руб., в том числе за счет¦
¦ ¦средств: ¦
¦ ¦федерального бюджета - 20680,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦областного бюджета - 10444,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦бюджетов муниципальных образований - 3570,0 тыс.¦
¦ ¦руб., ¦
¦ ¦прочих источников - 1800,0 тыс. руб. ¦
¦ +------------------------------------------------+
¦ ¦2009 год ¦
¦ ¦Всего - 38994,0 тыс. руб., в том числе за счет¦
¦ ¦средств: ¦
¦ ¦федерального бюджета - 21650,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦областного бюджета - 11384,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦бюджетов муниципальных образований - 3910,0 тыс.¦
¦ ¦руб., ¦
¦ ¦прочих источников - 2050,0 тыс. руб. ¦
¦ +------------------------------------------------+
¦ ¦2010 год ¦
¦ ¦Всего - 41592,0 тыс. руб., в том числе за счет¦
¦ ¦средств: ¦
¦ ¦федерального бюджета - 22630,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦областного бюджета - 12352,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦бюджетов муниципальных образований - 4320,0 тыс.¦
¦ ¦руб., ¦
¦ ¦прочих источников - 2290,0 тыс. руб. ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Объем финансовых¦Всего - 231066,3 тыс. руб., в том числе: ¦
¦средств, освоенных¦за счет средств федерального бюджета - 57832,1¦
¦в рамках регио-¦тыс. руб., ¦
¦нальных целевых¦за счет средств областного бюджета - 140707,3¦
¦программ по отрас-¦тыс. руб., ¦
¦ли социального об-¦за счет средств бюджетов муниципальных¦
¦служивания населе-¦образований - 28120,0 тыс. руб., ¦
¦ния на 2001-2006¦за счет средств прочих источников - 2856,9 тыс.¦
¦годы ¦руб., ¦
¦ ¦внебюджетные средства - 1550,0 тыс. руб.; ¦
¦ ¦из них в 2006 году: ¦
¦ ¦всего - 27339,3 тыс. руб., в том числе за счет¦
¦ ¦средств: ¦
¦ ¦федерального бюджета - 17102,1 тыс. руб., ¦
¦ ¦областного бюджета - 8569,3 тыс. руб., ¦
¦ ¦прочих источников - 1667,9 тыс. руб. ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦Повышение эффективности социальной поддержки не-¦
¦социальные и эко-¦совершеннолетних и семей с детьми, находящихся в¦
¦номические резуль-¦трудной жизненной ситуации, в целях оказания им¦
¦таты реализации¦оперативной помощи; ¦
¦Программы ¦повышение качества и доступности социальных ус-¦
¦ ¦луг для семей с детьми-инвалидами; ¦
¦ ¦повышение эффективности работы по предупреждению¦
¦ ¦семейного неблагополучия и профилактике безнад-¦
¦ ¦зорности ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Социальная эффективность Программы ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Снижение доли семей с детьми, находящихся в со-¦
¦ ¦циально опасном положении, от общего количества¦
¦ ¦семей с детьми на 0,1 процента ежегодно; ¦
¦ ¦увеличение доли несовершеннолетних, находящихся¦
¦ ¦в трудной жизненной ситуации и охваченных профи-¦
¦ ¦лактическими мероприятиями и социальной реабили-¦
¦ ¦тацией, от общего количества несовершеннолетних¦
¦ ¦на 0,3 процента ежегодно; ¦
¦ ¦увеличение количества несовершеннолетних, воз-¦
¦ ¦вращенных в родную семью после прохождения соци-¦
¦ ¦альной реабилитации в связи со стабилизацией си-¦
¦ ¦туации в семье, от общего количества несовершен-¦
¦ ¦нолетних, прошедших реабилитацию, на 0,5 про-¦
¦ ¦цента ежегодно; ¦
¦ ¦снижение доли безнадзорных детей от общего коли-¦
¦ ¦чества несовершеннолетних на 0,5 процента еже-¦
¦ ¦годно; ¦
¦ ¦увеличение доли семей с детьми, находящихся в¦
¦ ¦трудной жизненной ситуации и охваченных профи-¦
¦ ¦лактическими мероприятиями и социальной реабили-¦
¦ ¦тацией, от общего количества семей, находящихся¦
¦ ¦в трудной жизненной ситуации, на 1 процент еже-¦
¦ ¦годно; ¦
¦ ¦увеличение доли детей-инвалидов, прошедших соци-¦
¦ ¦альную реабилитацию, от общего количества детей-¦
¦ ¦инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной¦
¦ ¦программы реабилитации, на 1 процент ежегодно; ¦
¦ ¦увеличение доли детей-инвалидов, прошедших реа-¦
¦ ¦билитацию и имеющих положительные результаты в¦
¦ ¦социальной адаптации, от общего количества де-¦
¦ ¦тей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуаль-¦
¦ ¦ной программы реабилитации, на 5 процентов еже-¦
¦ ¦годно; ¦
¦ ¦увеличение доли родителей детей-инвалидов, обу-¦
¦ ¦ченных приемам ухода за детьми-инвалидами, от¦
¦ ¦общего количества родителей детей-инвалидов на 5¦
¦ ¦процентов ежегодно. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Экономическая эффективность Программы ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Экономическая эффективность Программы выражается¦
¦ ¦в экономии бюджетных средств: ¦
¦ ¦на выделение материальной помощи семьям, выве-¦
¦ ¦денным из состояния трудной жизненной ситуации¦
¦ ¦или социально опасного положения; ¦
¦ ¦на предоставление социального обслуживания несо-¦
¦ ¦вершеннолетним, возвращенным в родную семью по-¦
¦ ¦сле прохождения социальной реабилитации; ¦
¦ ¦на проведение социального обслуживания детей-ин-¦
¦ ¦валидов в результате их полной или частичной¦
¦ ¦реабилитации и обучения родителей приемам ухода¦
¦ ¦за детьми-инвалидами. ¦
¦ ¦Отношение ожидаемой экономии от результатов реа-¦
¦ ¦лизации мероприятий Программы к плановым затра-¦
¦ ¦там составляет: ¦
¦ ¦2007 год - 0,85; ¦
¦ ¦2008 год - 0,80; ¦
¦ ¦2009 год - 0,76; ¦
¦ ¦2010 год - 0,73. ¦
¦ ¦Бюджетная эффективность Программы не предусмат-¦
¦ ¦ривается ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Разработчик Прог-¦Комитет по труду и социальной защите населения¦
¦раммы ¦Ленинградской области ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Срок разработки¦2006 год ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Представитель за-¦Комитет по труду и социальной защите населения¦
¦казчика Программы ¦Ленинградской области ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Основной исполни-¦Основным исполнителем Программы является комитет¦
¦тель и соисполни-¦по труду и социальной защите населения Ленин-¦
¦тели Программы ¦градской области. ¦
¦ ¦Соисполнители Программы - отраслевые органы ис-¦
¦ ¦полнительной власти Ленинградской области: ¦
¦ ¦комитет по культуре, ¦
¦ ¦комитет по здравоохранению, ¦
¦ ¦комитет по физической культуре, спорту, туризму¦
¦ ¦и молодежной политике; ¦
¦ ¦администрации муниципальных образований Ленин-¦
¦ ¦градской области; ¦
¦ ¦муниципальные учреждения социального обслужива-¦
¦ ¦ния населения ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Фамилия, имя, от-¦Быстрова Зинаида Николаевна - председатель¦
¦чество, должность,¦комитета по труду и социальной защите населения¦
¦номер телефона ру-¦Ленинградской области, тел. 225-26-40 ¦
¦ководителя ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------------+------------------------------------------------+
¦Система организа-¦Контроль за выполнением программных мероприятий,¦
¦ции контроля за¦целевым использованием бюджетных средств со сто-¦
¦выполнением Прог-¦роны органов местного самоуправления осуществ-¦
¦раммы ¦ляет комитет по труду и социальной защите насе-¦
¦ ¦ления Ленинградской области. ¦
¦ ¦О ходе реализации и результатах выполнения меро-¦
¦ ¦приятий Программы, целевом использовании бюджет-¦
¦ ¦ных средств комитет по труду и социальной защите¦
¦ ¦населения Ленинградской области ежеквартально¦
¦ ¦информирует комитет экономического развития Ле-¦
¦ ¦нинградской области и ежегодно - Правительство¦
¦ ¦Ленинградской области. ¦
¦ ¦Общий контроль за ходом реализации Программы¦
¦ ¦осуществляет вице-губернатор Ленинградской об-¦
¦ ¦ласти по социальным вопросам ¦
L------------------+-------------------------------------------------
1. Анализ состояния системы социального обслуживания семей с
детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской
области и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Социальное обслуживание семей с детьми, находящихся в трудной
жизненной ситуации, в Ленинградской области осуществляется в
соответствии с основными положениями государственной политики в
отношении семей и детей, изложенными в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10
мая 2006 года, федеральной целевой программой "Дети России" на
2003-2006 годы, региональными целевыми программами "Семья" и
"Дети-инвалиды Ленинградской области", реализуемыми с 2001 по 2006
год.
На организацию социального обслуживания семей с детьми,
находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области
в рамках региональных целевых программ за прошедший период
израсходовано 231,1 млн рублей, в том числе 140,7 млн рублей из
средств областного бюджета Ленинградской области.
Использование программно-целевого подхода в решении социальных
проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в Ленинградской области способствовало развитию региональной
системы социального обслуживания семей с детьми, межведомственного
взаимодействия социальных служб с другими ведомствами и
организациями по предупреждению семейного неблагополучия,
профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной
поддержке, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, включая
детей-инвалидов.
На 1 января 2007 года на учете в органах социальной защиты
населения состоят как нуждающиеся в том или ином виде социальной
поддержки 119,2 тысячи семей, где проживают 158,8 тысячи детей.
Среди семей, состоящих на учете:
4453 многодетных семьи,
40200 неполных семей,
3090 семей с детьми, где родители являются инвалидами,
36441 малоимущая семья;
1025 семей, находящихся в социально опасном положении.
В области зарегистрировано 1969 безнадзорных
несовершеннолетних, 3850 детей-инвалидов.
Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с детьми,
находящихся в трудной жизненной ситуации, организуется комитетом
по труду и социальной защите населения Ленинградской области и
органами местного самоуправления муниципальных образований
Ленинградской области в рамках переданных им отдельных
государственных полномочий на базе муниципальных учреждений
(отделений) социального обслуживания населения.
На 1 января 2007 года сеть учреждений социального обслуживания
семьи и детей в Ленинградской области представлена 24 учреждениями
(отделениями) социального обслуживания семьи и детей на 1268 мест
для дневного и круглосуточного пребывания детей.
Учреждениями оказывается полный комплекс
социально-педагогических, социально-психологических,
социально-юридических, социально-бытовых услуг в отделениях
социальной реабилитации, профилактики безнадзорности.
Реализация мероприятий федеральной и региональных целевых
программ социального обслуживания несовершеннолетних и семей с
детьми позволила оснастить учреждения необходимым
реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, что
позволяет на качественном уровне предоставлять социальные услуги
несовершеннолетним и семьям с детьми.
Ключевым направлением деятельности социозащитных учреждений
является профилактика семейного неблагополучия и безнадзорности
несовершеннолетних.
В настоящее время в Ленинградской области функционирует 20
специализированных учреждений и отделений для несовершеннолетних
на 680 мест. В структуре учреждений - стационарные
социально-реабилитационные отделения (социальные приюты),
социально-реабилитационные отделения дневного пребывания,
отделения профилактики безнадзорности, открытые приемные,
кризисные отделения, телефоны доверия, социальные гостиницы,
предоставляющие услуги несовершеннолетним и их родителям.
Развивающейся формой предоставления долговременной помощи
семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, является
социальный патронаж семей как инициируемая учреждением система
взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и
предоставления ей комплекса социальных услуг. В 2006 году под
патронажем социальных работников находилось 10345 семей с детьми
(134487 детей), что на 27 процентов больше, чем в 2005 году.
Новым направлением деятельности органов социальной защиты и
учреждений социального обслуживания семей с детьми, находящихся в
трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области стала
организация профилактической работы с семьями осужденных
несовершеннолетних, а также с несовершеннолетними, имеющими
условную меру наказания, и молодыми людьми, возвращающимися из
исправительно-воспитательных учреждений. В области отработан
механизм взаимодействия заинтересованных служб и ведомств для
профессионального обучения, трудоустройства, а также по защите
прав несовершеннолетних при возвращении из воспитательных колоний
и спецучреждений закрытого типа.
Решению проблем профилактики безнадзорности способствует
работа областного отделения перевозки, созданного в
социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в
муниципальном образовании Всеволожский муниципальный район. В 2006
году отделением перевозки были доставлены к месту постоянного
проживания 170 детей и подростков, самовольно ушедших из семей, в
том числе 76 человек - в пределах территории Ленинградской
области.
Комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской
области большое значение уделяется развитию системы семейных
воспитательных групп. В течение 2006 года 233 подростка были
помещены в постоянные и временные семейные воспитательные группы.
Из них 112 детей были помещены в семейные воспитательные группы на
летний период.
Одной из важнейших мер профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних является организация
оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время. В 2006
году различными формами организованного отдыха, оздоровления и
занятости был охвачен 5781 ребенок. Каждый четвертый подросток,
отдохнувший в летнем лагере, созданном на базе социозащитных
учреждений для несовершеннолетних, состоял на учете в
подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В Гатчинском, Бокситогорском, Кингисеппском, Ломоносовском,
Лодейнопольском муниципальных районах летом 2006 года были открыты
трудовые лагеря для несовершеннолетних правонарушителей, где
отдыхали и работали более 1000 человек. Организация летней
занятости детей способствовала снижению количества правонарушений
несовершеннолетних на 2,8 процента по сравнению с 2005 годом.
В Ленинградской области успешно используется технология
раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия. В
соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от
28 августа 2001 года N 396-рг "О комплексной операции "Подросток"
в Ленинградской области" ежегодно органами социальной защиты
населения проводится месячник "Семья". В период месячника во всех
муниципальных образованиях Ленинградской области осуществляется
обследование семей, составляются социальные паспорта семей по
микрорайонам, корректируется банк данных семей, нуждающихся в
социальной поддержке. В 2006 году в ходе месячника выявлено 5688
подростков, проживающих в семьях, нуждающихся в социальной
поддержке, что составило 3,5 процента от общей численности детей,
состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
Поставлены на профилактический учет в органах социальной защиты
населения 4596 неблагополучных семей.
Благодаря активному взаимодействию социальных служб с другими
субъектами профилактики безнадзорности в последние годы в области
наметилась положительная тенденция снижения количества
безнадзорных несовершеннолетних. В 2006 году зарегистрировано 1969
безнадзорных несовершеннолетних, что на 12 процентов меньше, чем в
2005 году.
Важным направлением деятельности социозащитных учреждений
является социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями (в том числе детей-инвалидов).
Комплекс реабилитационных социально-медицинских,
социально-бытовых, социально-психологических и иных услуг
предоставляют 18 муниципальных реабилитационных учреждений и
отделений для детей с ограниченными возможностями на 616 мест. В
2006 году социально-реабилитиационные услуги получили более 7,5
тысячи детей с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18
лет, в том числе в отделениях раннего вмешательства - 668 детей.
В работу учреждений активно внедряются инновационные
технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями: арттерапия, сказкотерапия, ипотерапия, методики
Монтессори. Развиваются новые формы работы с семьями, имеющими
детей-инвалидов, - организуются школы для родителей, которых
обучают приемам ухода за детьми-инвалидами.
Результатом предоставления реабилитационных услуг детям с
ограниченными возможностями стала положительная динамика в
состоянии здоровья у 70 процентов детей, 85 процентов детей имеют
положительные результаты в социальной адаптации, 13 процентов
детей полностью реабилитированы.
В результате целенаправленной скоординированной деятельности
органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения
за последние 4 года численность детей-инвалидов в области
снизилась почти на 2000 человек.
Всего в 2006 году учреждения социального обслуживания семьи и
детей оказали социальные услуги 18604 семьям с детьми. В течение
2006 года социозащитными учреждениями обслужен 55671 человек, в
том числе 33266 несовершеннолетних, из них 2476 детей-инвалидов.
Всего в 2006 году несовершеннолетним и семьям с детьми,
находящимся в трудной жизненной ситуации, была оказана 421 тысяча
социальных услуг, что в два раза больше, чем в 2005 году. В
результате проделанной работы в 2006 году по сравнению с 2005
годом численность безнадзорных несовершеннолетних снизилась на 12
процентов, детей-инвалидов - на 12,7 процента.
В соответствии с областным законом от 30 декабря 2005 года N
130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных
образований области отдельными государственными полномочиями
Ленинградской области в сфере социальной защиты населения"
полномочия по предоставлению социальных услуг несовершеннолетним и
семьям с детьми переданы администрациям муниципальных образований.
С 1 января 2006 года работа специализированных учреждений для
несовершеннолетних осуществляется в соответствии с государственным
заказом на социальное обслуживание населения. При формировании
государственного заказа на 2006 год большое внимание уделялось
проблеме увеличения объема социальных услуг семьям с детьми,
находящимся в трудной жизненной ситуации, в основном это:
1) расширение охвата семей с неблагополучными детьми
профилактическими мерами, направленными на предотвращение
безнадзорности;
2) организация социального патронажа детей и семей социальными
воспитателями;
3) увеличение и развитие семейных воспитательных групп;
4) укрепление взаимодействия со службами и учреждениями по
сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально
опасном положении;
5) активизация профилактической работы с детьми, состоящими на
учете в подразделениях по делам несовершеннолетних при Главном
управлении внутренних дел, а также условно осужденными,
воспитанниками исправительно-воспитательных учреждений и их
семьями;
6) повышение эффективности и качества
социально-реабилитационных услуг, предоставляемых детям с
ограниченными возможностями;
7) активное вовлечение некоммерческих организаций в работу по
предоставлению социальных услуг семьям с детьми.
Начавшийся в 2004 году процесс оптимизации учреждений
социального обслуживания семьи и детей позволил более рационально
использовать имущественный комплекс, материальную, техническую и
кадровую базы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В течение 2004-2006 годов была упорядочена работа по
предоставлению социальных услуг в учреждениях:
установлен перечень гарантированных социальных услуг,
предоставляемых бесплатно несовершеннолетним и семьям с детьми,
находящимся в трудной жизненной ситуации (социально-бытовых,
социально-правовых, социальных психолого-педагогических,
социально-экономических, социально-медицинских);
определен порядок зачисления и предоставления социального
обслуживания несовершеннолетним и семьям с детьми в социозащитных
учреждениях;
установлены сроки пребывания детей и подростков в
социозащитных реабилитационных учреждениях.
В таблице 1 приведены показатели функционирования системы
социального обслуживания семьи и детей в 2004-2006 годах.
Таблица 1
----T----------------------------------------T-------T-------T-------¬
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
¦п/п¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦1. ¦Объем оказания социальных услуг семьям с¦ 213,3 ¦ 243,0 ¦421,0 ¦
¦ ¦детьми, находящимся в трудной жизненной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуации (тыс. услуг) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦2. ¦Численность безнадзорных несовершенно-¦ 2370 ¦ 2244 ¦ 1969 ¦
¦ ¦летних (человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦3. ¦Объем средств, сэкономленных в связи с¦17500,0¦18000,0¦26812,0¦
¦ ¦возвратом ребенка из социозащитного уч-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реждения в семью вместо помещения его в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детское учреждение для детей-сирот и де-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тей, оставшихся без попечения родителей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦4. ¦Объем средств, сэкономленных в связи с¦4080,0 ¦4320,0 ¦5112,0 ¦
¦ ¦предоставлением экономически выгодных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦форм социальной реабилитации несовершен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нолетних (семейные воспитательные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦группы) (тыс. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦5. ¦Численность детей-инвалидов (человек) ¦ 5240 ¦ 4411 ¦ 3850 ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦6. ¦Объем средств, сэкономленных в связи с¦ 11,0 ¦ 14,0 ¦ 13,5 ¦
¦ ¦сокращением затрат на пенсионное обеспе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чение детей-инвалидов в результате реа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦билитации (млн рублей) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦7. ¦Охват реабилитационными услугами детей с¦ 54 ¦ 75 ¦ 80 ¦
¦ ¦ограниченными возможностями от общей¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦численности нуждающихся детей (процен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тов) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦8. ¦Охват социальным патронажем семей с¦ 75 ¦ 80 ¦ 85 ¦
¦ ¦детьми-инвалидами (процентов) ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------------------+-------+-------+--------
Анализ результатов развития социального обслуживания
несовершеннолетних и семей с детьми за 2005-2006 годы показывает
следующее.
В Ленинградской области создана система социального
обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми, которая
включает: выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, социальную реабилитацию безнадзорных несовершеннолетних,
предоставление социально-психологических,
социально-педагогических, социально-медицинских,
социально-правовых услуг несовершеннолетним и семьям с детьми, в
том числе в оперативном режиме, организацию летнего отдыха и
занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
профилактические мероприятия, направленные на укрепление устоев
семьи, пропаганду здорового образа жизни.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к
сокращению детской безнадзорности и детской инвалидности, говорить
о полном устранении этих негативных социальных явлений
преждевременно.
Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не
только на расширение, но и на совершенствование деятельности
социозащитных учреждений, повышение качества и доступности
социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей
с детьми.
Использование программно-целевого подхода позволит обеспечить
высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать
наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов
в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения
детей.
1.2. Характеристика проблемы
Анализ организации социального обслуживания несовершеннолетних
и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в
Ленинградской области показывает следующее:
1) недостаточен охват несовершеннолетних и семей с детьми
различными мерами социальной поддержки;
2) социальные услуги предоставляются семьям с детьми на
уровне, не в полной мере соответствующем утвержденным
государственным стандартам качества социальных услуг;
3) требуется разработка новых форм социальной реабилитации и
социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми в целях
повышения эффективности мер профилактики семейного неблагополучия
и социального сиротства детей, в том числе: сетевой терапии семей
с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; социального
психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, молодых
семей; социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях
семьи, обучения родителей методам реабилитации детей-инвалидов;
организации работы социального такси для обслуживания
детей-инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах,
методик развития трудовых, творческих навыков детей-инвалидов;
4) недоступно получение социального обслуживания семьями с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с
детьми-инвалидами, проживающими в сельской местности.
Основная цель Программы - содействие улучшению положения семей
с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание
благоприятных условий для комплексного развития и
жизнедеятельности детей.
Цели Программы:
повышение качества социальных услуг, предоставляемых
несовершеннолетним и семьям с детьми, и доведение их до уровня
разработанных стандартов качества;
разработка и внедрение новых, эффективных, форм социального
обслуживания: сетевой терапии семей с детьми, находящихся в
трудной жизненной ситуации; социального психолого-педагогического
сопровождения семей с детьми, молодых семей; социальной
реабилитации несовершеннолетних в условиях семьи, обучения
родителей методам реабилитации детей-инвалидов; организации работы
социального такси для обслуживания детей-инвалидов, проживающих в
отдаленных населенных пунктах, методик развития трудовых,
творческих навыков детей-инвалидов;
усиление мер профилактической направленности социального
обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми;
привлечение общественных структур и некоммерческих организаций
к работе по профилактике семейного неблагополучия, социального
сиротства.
Основные задачи Программы:
увеличение охвата детей и семей профилактическими
мероприятиями, повышение эффективности мероприятий по профилактике
семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;
увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной
реабилитации и повышение эффективности проводимых мероприятий по
их социальной реабилитации и интеграции в общество;
предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и
семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
проведение мониторинга качества социального обслуживания семей
с детьми;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий,
направленных на нравственное и духовное воспитание детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и
пропаганду здорового образа жизни;
предоставление социального обслуживания детям-инвалидам,
проживающим в отдаленных населенных пунктах сельской местности.
1.3. Связь Программы с другими региональными целевыми
программами, реализуемыми в Ленинградской области
Программа разработана на основе региональных целевых программ
"Дети-инвалиды Ленинградской области" на 2004-2006 годы" и "Семья"
на 2004-2006 годы".
Эффективность Программы достигается совместной реализацией
запланированных ею мероприятий и мероприятий следующих
региональных целевых программ (таблица 2).
Таблица 2
----T---------------------------------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Мероприятие ¦Планируемые¦
¦п/п¦ ¦объемы фи- ¦
¦ ¦ ¦нансирова- ¦
¦ ¦ ¦ния из об- ¦
¦ ¦ ¦ластного ¦
¦ ¦ ¦бюджета ¦
¦ ¦ ¦в 2007 году¦
¦ ¦ ¦по состоя- ¦
¦ ¦ ¦нию на ¦
¦ ¦ ¦1 января ¦
¦ ¦ ¦2007 года ¦
¦ ¦ ¦(тыс. ¦
¦ ¦ ¦рублей) ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦1. "Приоритетные направления развития образования Ленинградской¦
¦области на 2006-2010 годы" ¦
+---T---------------------------------------------------T-----------+
¦1. ¦Разработка и апробация моделей и технологий психо-¦ 15,0 ¦
¦ ¦лого-педагогического сопровождения процессов разви-¦ ¦
¦ ¦тия личности ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦2. ¦Разработка нормативно-правового обеспечения дистан-¦ 220,0 ¦
¦ ¦ционного обучения - сопровождение ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦3. ¦Разработка моделей реализации гендерного подхода в¦ 15,0 ¦
¦ ¦образовательной деятельности образовательных учреж-¦ ¦
¦ ¦дений ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Итого по программе "Приоритетные направления разви-¦ 250,0 ¦
¦ ¦тия образования Ленинградской области на 2006-2010¦ ¦
¦ ¦годы" ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦2. "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и¦
¦развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения¦
¦Ленинградской области на 2005-2008 годы" ¦
+---T---------------------------------------------------T-----------+
¦1. ¦Предоставление средств контроля за уровнем сахара в¦ 3000,0 ¦
¦ ¦крови у детей, больных сахарным диабетом ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦2. ¦Профилактика йоддефицитных заболеваний среди бере-¦ 3000,0 ¦
¦ ¦менных, кормящих матерей и детей высокой степени¦ ¦
¦ ¦риска ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦3. ¦Приобретение сурфактантов для лечения новорожденных¦ 1500,0 ¦
¦ ¦детей с критической массой тела и легочной патоло-¦ ¦
¦ ¦гией для снижения заболеваемости новорожденных, пе-¦ ¦
¦ ¦ринатальной и младенческой смертности ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Итого по программе "Предупреждение и борьба с забо-¦ 7500,0 ¦
¦ ¦леваниями социального характера и развитие матери-¦ ¦
¦ ¦ально-технической базы учреждений здравоохранения¦ ¦
¦ ¦Ленинградской области на 2005-2008 годы" ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦3. "Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы" ¦
+---T---------------------------------------------------T-----------+
¦1. ¦Проведение ежегодного фестиваля молодых семей Ле-¦ 70,0 ¦
¦ ¦нинградской области ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦2. ¦Проведение семинаров, "круглых столов", конференций¦ 93,0 ¦
¦ ¦по вопросам организации работы с молодыми семьями ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦3. ¦Проведение мероприятий по работе с молодыми семьями¦ 200,0 ¦
¦ ¦(фестивалей, тематических лагерей, поддержка проек-¦ ¦
¦ ¦тов), в том числе участие в мероприятиях, проводи-¦ ¦
¦ ¦мых в других регионах ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Итого по программе "Молодежь Ленинградской области"¦ 363,0 ¦
¦ ¦на 2005-2008 годы" ¦ ¦
L---+---------------------------------------------------+------------
Программа разработана с учетом прогноза
социально-экономического развития Ленинградской области до 2010
года и в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской
области от 28 августа 2001 года N 396-рг "О комплексной операции
"Подросток" в Ленинградской области". Мероприятия Программы
направлены на профилактику и коррекцию асоциального поведения
безнадзорных детей и подростков.
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого
ресурсного обеспечения
2.1. Источники финансирования Программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение
средств областного, местных бюджетов и внебюджетных средств
согласно Плану реализации мероприятий Программы (приложение 1 к
Программе).
Предполагаемые Программой расходы рассчитаны на 2007-2010 годы
и составляют 147898,0 тысячи рублей, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 43718,0 тыс. рублей,
федерального бюджета - 81280,0 тыс. рублей,
бюджетов муниципальных образований - 15110,0 тыс. рублей,
прочих источников - 7790,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется по
фактически сложившимся затратам за предыдущие годы. Фактические
затраты на реализацию программ социальной поддержки семьи и детей
в 2006 году из областного бюджета составили 8569,3 тысячи рублей.
Предполагаемые затраты на 2007 год из областного бюджета
рассчитаны с учетом дефлятора (1,11) и составляют 9538,0 тысячи
рублей.
Реализация мероприятий Программы предусматривает закупку
товаров и услуг, которая будет производиться в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд".
|