Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 23.03.2000 N 12 О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2000 ГОД

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                     ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 23 марта 2000 г. N 12

               О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                      САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2000 ГОД

        Заслушав и   обсудив   сообщение   заместителя   руководителя
   Департамента   федеральной   государственной   службы    занятости
   населения по Санкт-Петербургу Минкевич И.А. о Программе содействия
   занятости населения Санкт-Петербурга на  2000  год,  Правительство
   Санкт-Петербурга   отмечает,   что   цели,  задачи  и  мероприятия
   Программы содействия занятости населения Санкт-Петербурга на  1999
   год  в основном выполнены.  Осуществлен комплекс мер по содействию
   занятости  граждан,  особо  нуждающихся   в   социальной   защите.
   Своевременно   и   в  полном  объеме  оказывалась  предусмотренная
   законодательством  Российской  Федерации  материальная   поддержка
   безработных граждан.
        В Программе содействия занятости  населения  Санкт-Петербурга
   на  2000 год предусматривается осуществление мер,  направленных на
   поддержание   стабильной   ситуации   на   рынке   труда   города.
   Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

        1. Одобрить   Программу   содействия   занятости    населения
   Санкт-Петербурга на 2000 год согласно приложению.
        2. Предложить   Комитету  по   труду   и  социальной   защите
   населения,  Комитету  по  делам   семьи,  детства  и  молодежи   и
   Департаменту   федеральной   государственной   службы    занятости
   населения  по   Санкт-Петербургу  организовать  взаимодействие   в
   осуществлении направленных на  поддержание стабильной ситуации  на
   рынке   труда  мер,   финансируемых   за  счет   средств   бюджета
   Санкт-Петербурга.
        3. Контроль за выполнением  постановления возложить на  члена
   Правительства    Санкт-Петербурга,    первого     вице-губернатора
   Санкт-Петербурга Щербакова В.Н.

                                        Губернатор Санкт-Петербурга -
                                           председатель Правительства
                                                     Санкт-Петербурга
                                                          В.А.Яковлев



                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                      к постановлению
                                       Правительства Санкт-Петербурга
                                                   от 23.03.2000 N 12

                                                               Проект

                               ПРОГРАММА
            СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
                              НА 2000 ГОД

                                ПАСПОРТ
                Программы содействия занятости населения
                      Санкт-Петербурга на 2000 год

   Наименование       - Программа  содействия   занятости   населения
   Программы            Санкт-Петербурга   на   2000   год  (далее  -
                        Программа).

   Основание для      - Закон   Российской   Федерации  "О  занятости
   разработки           населения в Российской Федерации".
   Программы

   Государственный    - Департамент    федеральной    государственной
   заказчик             службы      занятости      населения       по
   Программы            Санкт-Петербургу в соответствии с Федеральным
                        законом "О занятости населения  в  Российской
                        Федерации".

   Основные           - Департамент    федеральной    государственной
   разработчики         службы       занятости      населения      по
   Программы            Санкт-Петербургу,   Комитет    экономики    и
                        промышленной   политики,   Комитет  финансов,
                        Комитет по делам семьи,  детства и  молодежи,
                        Комитет   по   труду   и   социальной  защите
                        населения, Комитет по образованию, Комитет по
                        науке  и  высшей  школе,  постоянная комиссия
                        Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по
                        социальным  вопросам (по согласованию),  Союз
                        промышленников       и       предпринимателей
                        Санкт-Петербурга      (по      согласованию),
                        Ассоциация      промышленных      предприятий
                        Санкт-Петербурга (по согласованию), Федерация
                        профсоюзов Санкт-Петербурга  и  Ленинградской
                        области (по согласованию), Конфедерация труда
                        Санкт-Петербурга и Ленинградской области  (по
                        согласованию).

   Цель и             - реализация   государственной   политики    по
   приоритетные         содействию  эффективной  занятости населения,
   направления          сдерживанию роста безработицы,  смягчению  ее
   Программы            последствий  для  безработных граждан,  особо
                        нуждающихся в социальной защите;
                      - повышение  качества  и  эффективности  услуг,
                        предоставляемых    государственной    службой
                        занятости  по  содействию  в  трудоустройстве
                        безработных  граждан,  смягчение   социальных
                        последствий длительной безработицы;
                      - развитие    сотрудничества    государственной
                        службы занятости с работодателями,  поддержка
                        предпринимательской  инициативы   безработных
                        граждан, организация общественных работ;
                      - повышение       конкурентоспособности       и
                        профессиональной    мобильности   безработных
                        граждан   путем   совершенствования   системы
                        профессионального обучения;
                      - обеспечение  адресной  поддержки  безработных
                        граждан,   особо   нуждающихся  в  социальной
                        защите.

   Срок реализации    - в течение 2000 года.
   Программы

   Объемы и источники - на  реализацию  Программы   предусматривается
   финансирования       направить 587830 тыс. рублей, в том числе:
   Программы            562420 тыс.   рублей   из   средств   бюджета
                        Государственного фонда занятости населения по
                        Санкт-Петербургу;
                        25410 тыс.       рублей       из      бюджета
                        Санкт-Петербурга.

   Ожидаемые конечные - реализация   Программы   окажет    позитивное
   результаты           влияние  на  обеспечение занятости населения,
   реализации           сдерживание безработицы,  сближение спроса  и
   Программы            предложения  рабочей  силы  на  рынке  труда,
                        оказание материальной  поддержки  безработным
                        гражданам.

   Система            - контроль     за     реализацией     Программы
   организации          осуществляют     Законодательное     Собрание
   контроля за          Санкт-Петербурга        и       Администрация
   выполнением          Санкт-Петербурга     в     соответствии     с
   Программы            полномочиями,      определенными      Уставом
                        Санкт-Петербурга,   Министерство   труда    и
                        социального  развития  Российской Федерации и
                        Координационный комитет содействия  занятости
                        населения  Санкт-Петербурга  в соответствии с
                        полномочиями,    определенными    федеральным
                        законодательством.

                                ВВЕДЕНИЕ

        Обеспечение занятости  населения  является  одной из наиболее
   острых социальных  проблем.  Для  ее  решения  в  Санкт-Петербурге
   создана  эффективная система,  позволяющая активно влиять на рынок
   труда,  сдерживать рост безработицы и  смягчать  ее  отрицательные
   последствия.  Хорошо зарекомендовавшие себя подходы и технологии в
   работе по содействию занятости населения были впервые  разработаны
   в Санкт-Петербурге и внедрены во многих регионах России.  Задачи в
   сфере   занятости   населения   решаются   совместными    усилиями
   исполнительной  и  законодательной  ветвей государственной власти,
   службы занятости, работодателей и профсоюзов.
        Проведение взвешенной и  сбалансированной политики  занятости
   позволяет поддерживать относительно  стабильную ситуацию на  рынке
   труда Санкт-Петербурга. С  1996 года уровень безработицы  снизился
   вдвое и в конце 1999 года составил 0,9% от экономически  активного
   населения,  что  в  1,8  раза  ниже,  чем  в  среднем  по  России.
   Численность   зарегистрированных   безработных  за   этот   период
   сократилась с 59,9 тыс. человек до 22,8 тыс. человек.
        Своевременно и в  полном  объеме оказывается  предусмотренная
   законодательством  социальная  поддержка  безработным   гражданам.
   Санкт-Петербург  является одним  из  немногих регионов  Российской
   Федерации, где нет задержек по выплатам пособий по безработице.
        Важную роль в  обеспечении  занятости населения,  сдерживании
   роста  безработицы   играют  ежегодно  разрабатываемые   городские
   программы содействия занятости населения. Положительное влияние на
   состояние рынка труда  Санкт-Петербурга оказывают также  Программа
   действий   Администрации   Санкт-Петербурга  по   стабилизации   и
   дальнейшему развитию экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 годах,
   Программа Санкт-Петербурга по  созданию и сохранению рабочих  мест
   на 1997-2000  годы,  Программа  государственной  поддержки  малого
   предпринимательства  в   Санкт-Петербурге   на   1998-2000   годы,
   Программа  развития  образовательной  системы  Санкт-Петербурга  в
   1996-2000 годах "Петербургская  школа-2000",  Стратегический  план
   Санкт-Петербурга, другие городские и федеральные программы.
        Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга  на
   2000  год  (далее  -  Программа)  разработана  в  соответствии   с
   требованиями Закона Российской Федерации "О занятости населения  в
   Российской   Федерации".   В   ней   учтены   требования    Закона
   Санкт-Петербурга  "О   целевых   программах  Санкт-Петербурга"   и
   Федеральной  целевой программы  содействия  занятости населения  в
   Российской  Федерации  на  1998-2000  годы.  Программа   сохраняет
   преемственность  с   Программой  содействия  занятости   населения
   Санкт-Петербурга на 1999 год в части реализации политики занятости
   в условиях преодоления кризисных явлений в экономике.
        Наряду с оказанием  безработным гражданам  комплекса услуг  и
   социальных     гарантий,    предусмотренных     законодательством,
   значительное место в Программе уделено мерам содействия гражданам,
   ищущим вторичную занятость или желающим сменить место работы.
        Программа является составной частью системы целевых программ,
   направленных на реализацию экономической  и социальной политики  в
   Санкт-Петербурге.
        Проект Программы рассмотрен и одобрен коллегией  Департамента
   федеральной   государственной   службы  занятости   населения   по
   Санкт-Петербургу (23.09.99), Координационным комитетом  содействия
   занятости  населения  Санкт-Петербурга  (26.10.99)  и   согласован
   Министерством труда  и социального  развития Российской  Федерации
   (16.02.2000).

                РЫНОК ТРУДА И СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
                            САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

        Прогноз занятости  и  незанятости граждан Санкт-Петербурга на
   2000    год    учитывает    ситуацию,    которая    сложилась    в
   социально-экономическом комплексе города в 1999 году. Мероприятия,
   намеченные Правительством Российской  Федерации  и  Администрацией
   Санкт-Петербурга  на  1999  год  по государственному регулированию
   рынка труда,  успешно реализованы,  а состояние сферы занятости  в
   городе определяется в основном как благоприятное.
        Как и предусматривалось  расчетами, в  1999 году  численность
   работающих составила 2328 тыс. человек, численность ищущих  работу
   граждан единовременно не превышала 250 тыс. человек.
        В службу  занятости  по вопросам  трудоустройства  обратились
   впервые 151,1  тыс. человек.  Из них в  качестве безработных  было
   зарегистрировано 44,8 тыс. человек. Всего в течение года на  учете
   состояли 85,4 тыс. безработных (на начало года состояли 40,6  тыс.
   человек,  поставлены на  учет  44,8 тыс.  человек).  Из 62,7  тыс.
   снятых с учета безработных в течение года были трудоустроены  35,8
   тыс.  человек, или  57,1%,  а  с учетом  завершивших  профобучение
   трудоустроены  43,6   тыс.  безработных.   На  профобучение   были
   направлены 6,8 тыс. безработных, закончили профобучение (с  учетом
   направленных на профобучение в 1998 году) 7,9 тыс. человек, из них
   трудоустроены 7,8 тыс. человек, или 98,7% от окончивших  обучение.
   По другим причинам  сняты с  учета (предприняли самопоиск  работы)
   18,9 тыс. человек, или 30,1%  от всех снятых с учета  безработных.
   Трудоустроились после получения в службе занятости различных видов
   помощи  86,4 тыс.  человек,  или  57,2%  от всех  обратившихся  за
   содействием в  службу  занятости. Досрочная  пенсия оформлена  1,1
   тыс.  безработных.  На  конец  1999  года  уровень  регистрируемой
   безработицы  достиг  0,9% от  численности  экономически  активного
   населения (далее - ЭАН).
        Стратегическая цель   экономической   политики   Правительств
   Российской Федерации  и  Санкт-Петербурга на  2000  год состоит  в
   переходе к экономическому росту, в том числе на основе:
        роста эффективности и конкурентоспособности экономики;
        осуществления структурных  реформ  в   направлении   развития
   конкурентной среды;
        развития инновационного и технологического потенциала;
        преодоления сложившихся  ограничений  и  угроз,  связанных  с
   деградацией обширных секторов экономики;
        достижения социальной стабильности  и повышения уровня  жизни
   населения.
        Среди важнейших стоит проблема сохранения и развития  системы
   рабочих мест, обеспечения эффективной занятости населения.
        Современный подход в  экономической политике  состоит в  том,
   что  государство  на   качественно  иной  основе  усиливает   свою
   экономическую  функцию,   связанную   с  корректировкой   рыночных
   механизмов.
        В соответствии с  новой моделью экономики  в 1999-2000  годах
   предполагается  создать   базу   переориентации  производства   на
   внутренний спрос  и сокращение доли  импорта. Структура  товарного
   производства   должна    измениться   в   пользу    обрабатывающей
   промышленности. Основными очагами  роста в рассматриваемый  период
   станут,    во-первых,    отрасли    потребительского    комплекса,
   обеспечивающие  предложение   отечественных  товаров,   во-вторых,
   отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять
   оборудование на современном качественном уровне.
        В 2000  году намечено  создать  финансовую базу  расширенного
   воспроизводства за счет нормализации денежного оборота, вытеснения
   бартерного оборота  и неплатежей, снижения  налоговой нагрузки  на
   предприятия. Продолжится  рост номинальной  и реальной  заработной
   платы. Возможен  переход  к начислению  пособия  по безработице  в
   зависимости от величины прожиточного минимума. В этом случае можно
   ожидать   значительного   прироста   численности    регистрируемых
   безработных.
        Активизация структурных  сдвигов  в  экономике   страны   без
   решения  задачи  создания  новых  рабочих  мест наряду с усилением
   процесса  перераспределения  рабочей  силы   между   отраслями   и
   производствами может привести к увеличению безработицы.
        В значительной      степени      экономическое      состояние
   Санкт-Петербурга в прогнозируемом  периоде будет зависеть от  хода
   реализации  мер  по  преодолению последствий  кризиса  1998  года,
   реализации мер по дальнейшему развитию экономики.
        Правительством Санкт-Петербурга    разработана    и    начала
   воплощаться   в   жизнь  Концепция   реформирования   промышленных
   предприятий  Санкт-Петербурга.  К  основным  целям  реформирования
   относится обеспечение жителей города рабочими местами и  регулярно
   выплачиваемой заработной платой, что позволит улучшить  социальную
   обстановку.
        Разработана Программа   государственной   поддержки    малого
   предпринимательства,  являющаяся  одним из  важнейших  направлений
   стабилизации  экономики  и  последующего  социально-экономического
   развития Санкт-Петербурга.  Реализация  Программы поможет  снизить
   социальную напряженность за счет увеличения численности занятых  в
   малом предпринимательстве.
        Предусматривается широкое применение  общественных работ  как
   действенного   инструмента    обеспечения   временной    занятости
   безработных.
        Внедряется система городского  заказа  на основе  конкурсного
   отбора   поставщиков   продукции   для   нужд   города.    Система
   ориентирована    на    поддержку    местных    конкурентоспособных
   предприятий.
        Перспективы развития    Санкт-Петербурга   в   прогнозируемом
   периоде определяются прежде всего динамикой процессов  сложившейся
   специализации  и  стабилизации  производства  и  связаны  в первую
   очередь с  активизацией  инвестиционного  процесса,  нормализацией
   расчетных   отношений   и  оживлением  производства  на  "опорных"
   предприятиях города. Стабилизация и переход к устойчивому развитию
   базируются   на  приоритетном  развитии  точного  приборостроения,
   энергомашиностроения, сохранении ведущей роли предприятий города в
   отдельных  видах транспортного машиностроения России,  опережающем
   развитии отраслей,  производящих товары  народного  потребления  и
   ориентированных   в   основном  на  внутренний  рынок,  ускоренном
   формировании рыночной инфраструктуры.
        Приоритетное значение  имеет также  использование  потенциала
   приграничного сотрудничества с Финляндией и странами Балтии.
        Рынок труда останется  достаточно стабильным,  а структура  и
   численность  занятого  населения  претерпят  лишь   незначительные
   изменения.
        Фактором, позволяющим  сохранить  устойчивость  рынка  труда,
   послужит активная политика службы занятости, включающая работу  по
   информированию  населения  о  потребности  предприятий  в  кадрах,
   содействию    занятости    граждан    путем    профориентирования,
   психологической   поддержке,    профессиональной   подготовке    и
   переподготовке, оказанию  адресной социальной поддержки  гражданам
   групп риска.
        Данный сценарий представляется наиболее вероятным.
        Ожидается, что  по  этому  -  первому  -  варианту   сценария
   (оптимистическому)   в   2000   году  величина  трудовых  ресурсов
   Санкт-Петербурга  составит  100,3%  от  уровня  1998   года,   что
   обусловливается   ростом   населения  в  трудоспособном  возрасте.
   Численность занятых в экономике уменьшится в 2000 году на  6  тыс.
   человек  по  сравнению  с 1998 годом.  Численность ЭАН в 2000 году
   уменьшится на 15,6 тыс.  человек  и  составит  2576  тыс.  человек
   прежде  всего  за  счет  ожидаемого  сокращения доли пенсионеров в
   численности ЭАН.  Доля лиц,  не занятых трудовой деятельностью (из
   численности ЭАН),  составит 250 тыс. человек. Численность граждан,
   оставшихся без работы в связи с  проведением  реорганизационных  и
   ликвидационных процедур,  увеличится в 2000 году на 0,5%. Развитие
   рыночных отношений в экономике поведет к сокращению  скрытых  форм
   безработицы,   увеличению   открытой   безработицы,  в  том  числе
   регистрируемой.
        В службу занятости обратятся (схема 1)  200 тыс. человек,  из
   которых будут признаны  безработными 81,2 тыс. человек,  остальные
   118,8 тыс.  человек  будут искать  работу  без присвоения  статуса
   безработного. Всего в течение года на учете в качестве безработных
   будут состоять 104 тыс. человек (на начало года состояли 22,8 тыс.
   человек, поставлены на учет 81,2 тыс. человек). Из 70 тыс.  снятых
   с учета безработных будут трудоустроены 35 тыс. человек, или  50%.
   Будут направлены на профобучение 6,4 тыс. безработных, из  которых
   5,8  тыс. будут  трудоустроены.  Будут  сняты  с учета  по  другим
   причинам (предприняли  самопоиск занятий) 27,5  тыс. человек,  или
   39,3% от  всех снятых с  учета безработных.  Всего в течение  года
   будет  оказано  содействие  в  занятости  68,3  тыс.  безработных.
   Получат содействие службы занятости и предпримут самопоиск  работы
   21,1 тыс. ищущих работу граждан. Досрочная пенсия будет  оформлена
   1,1 тыс. безработных.  На конец  2000 года уровень  регистрируемой
   безработицы может достигнуть 1,3% от численности ЭАН.
        Второй вариант сценария (пессимистический) может сложиться  в
   результате  негативного  влияния  комплекса  факторов,  ухудшающих
   экономическую ситуацию в Санкт-Петербурге и в стране в целом,  что
   отрицательно   скажется   на   функционировании   и    структурных
   характеристиках регионального  рынка  труда. Реальные  возможности
   Правительства     Российской     Федерации     и     Администрации
   Санкт-Петербурга по регулированию макроэкономических параметров  и
   проведению в жизнь  конкретных стабилизационных программ  окажутся
   ниже, чем  намечалось. Темпы инфляции  заметно превысят  значения,
   заложенные в бюджете Санкт-Петербурга, снизится  привлекательность
   города  для  иностранных инвесторов,  продолжится  падение  уровня
   жизни населения. В результате ухудшится ситуация и в тех  отраслях
   реального сектора экономики, которые в последние годы находились в
   авангарде рыночных  реформ, что  вызовет более  заметное, чем  при
   развитии  событий  по   первому  сценарию,  сокращение   занятости
   населения  в  промышленности,  науке и  научном  обслуживании,  на
   транспорте, в строительстве и торговле.
        Большинство предприятий,  в  особенности крупные  и  средние,
   могут отреагировать  на данный сценарий  развития событий  главным
   образом   сокращением   реальной  заработной   платы   работников,
   увеличением   уровня   скрытой   безработицы.  В   то   же   время
   значительного увеличения численности высвобождаемых не произойдет.
   Существенные  сокращения  коснутся лишь  некоторой  части  рыночно
   ориентированных малых предприятий.
        При переходе на исчисление пособия в соответствии с величиной
   прожиточного минимума  следует ожидать  в  условиях вяло  текущего
   социально-экономического    процесса    увеличения     численности
   обратившихся  в  службу  занятости  населения  с  целью  получения
   статуса безработного и пособия по безработице.
        В этом  случае численность  безработных  по второму  сценарию
   существенно превысит величину,  рассчитанную по первому  варианту.
   Реализация второго  сценария представляется  менее вероятной,  чем
   первого.
        По второму сценарию  величина трудовых ресурсов  в 2000  году
   увеличится по сравнению с 1998 годом на 0,2% и составит 3050  тыс.
   человек. Численность занятых в экономике сократится в 2000 году на
   8 тыс.  человек. Экономически  активное  население к  2000 году  в
   соответствии с этим сценарием сохранится на уровне 1999 года,  что
   приведет к росту численности незанятого ищущего работу  населения.
   Доля оставшихся без работы увеличится  в 2000 году до 1,9%  против
   1,7% в 1998 году.
        Одновременно значительно         снизятся         возможности
   самостоятельного трудоустройства  граждан как  за счет  сокращения
   числа вакантных рабочих  мест, так и  за счет чрезвычайно  низкого
   уровня реальной заработной  платы на  многих из них  (экономически
   неэффективные  рабочие  места).  Указанные  обстоятельства   также
   вызовут  больший,  чем  при  реализации  первого  сценария,   рост
   численности  обратившихся  в  службу занятости  за  содействием  в
   трудоустройстве.  Существенную  роль  сыграет  осознание   многими
   безработными  необходимости трудоустройства  на  низкооплачиваемые
   рабочие  места. Возможности  службы  занятости по  трудоустройству
   безработных в этих условиях, напротив, сократятся прежде всего  за
   счет  уменьшения числа  вакансий,  предоставляемых в  распоряжение
   службы  занятости.   Несмотря  на   финансовые  трудности   службы
   занятости, удастся сохранить объем профессиональной переподготовки
   безработных.
        При реализации пессимистического сценария в службу  занятости
   обратятся (схема 2)  220  тыс. человек, из которых будут  признаны
   безработными 85 тыс.  человек, остальные  будут искать работу  без
   присвоения статуса безработного. Всего  в течение года на учете  в
   качестве безработных будут состоять 107,8 тыс. человек (на  начало
   года  состояли 22,8  тыс.  человек,  поставлены  на учет  85  тыс.
   человек).  Из   60   тыс.  снятых   с   учета  безработных   будут
   трудоустроены 28,8 тыс.  человек, или  48,0%. Будут направлены  на
   профобучение  6,4 тыс.  безработных,  из  которых 5,9  тыс.  будут
   трудоустроены. Будут сняты с учета по другим причинам  (предпримут
   самопоиск занятий)  23,7 тыс.  человек,  или 39,5%  от числа  всех
   снятых с  учета безработных.  Всего в течение  года будет  оказано
   содействие в занятости  58,4 тыс. безработных. Получат  содействие
   службы занятости и  предпримут самопоиск  работы 19,5 тыс.  ищущих
   работу  граждан.  Досрочная   пенсия  будет  оформлена  1,1   тыс.
   безработных. На конец 2000 года уровень регистрируемой безработицы
   может достигнуть 1,8% от численности ЭАН.

                                                              Схема 1

           Распределение граждан, обращающихся в Департамент
         федеральной государственной службы занятости населения
              по Санкт-Петербургу в 2000 году (тыс. чел.)
                         (ожидаемые результаты)

                                                              Схема 2

           Распределение граждан, обращающихся в Департамент
         федеральной государственной службы занятости населения
              по Санкт-Петербургу в 2000 году (тыс. чел.)
                         (ожидаемые результаты)


           ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
                           В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

        Исходя из прогнозируемой ситуации  на рынке труда,  основными
   задачами государственной политики занятости в Санкт-Петербурге  на
   2000 год являются:
        развитие трудовых ресурсов;
        обеспечение равных возможностей  всем гражданам в  реализации
   права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
        сдерживание безработицы  за   счет  создания,  сохранения   и
   развития системы рабочих мест;
        сближение предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
        поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
        совершенствование системы общественных работ;
        повышение качества рабочей  силы на  основе развития  системы
   непрерывного профессионального обучения граждан;
        координация деятельности  органов  государственной  власти  и
   местного самоуправления, профессиональных союзов и работодателей в
   разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
        обеспечение взаимодействия  органов  государственной  власти,
   службы  занятости  и  работодателей  по  предупреждению   массовых
   высвобождений;
        оказание эффективной целевой  поддержки наиболее уязвимым  на
   рынке труда социальным группам безработных граждан;
        совершенствование нормативно-правовой    и     информационной
   поддержки  политики  занятости  населения,  работы  по  анализу  и
   прогнозу рынка труда.

               ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

        Целью Программы является реализация государственной  политики
   по обеспечению эффективной занятости населения в Санкт-Петербурге,
   сдерживанию  роста  безработицы,  смягчению  ее  последствий   для
   безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

        Приоритетные направления Программы:
        повышение качества  и  эффективности  услуг,  предоставляемых
   государственной службой  занятости,  в содействии  трудоустройству
   безработных граждан и смягчение социальных последствий  длительной
   безработицы;
        развитие сотрудничества  государственной службы  занятости  с
   работодателями,    поддержка    предпринимательской     инициативы
   безработных граждан, организация общественных работ;
        повышение конкурентоспособности      и       профессиональной
   мобильности безработных  граждан  путем совершенствования  системы
   профессионального обучения;
        обеспечение адресной  поддержки  безработных  граждан,  особо
   нуждающихся в социальной защите.

            1. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

        1.1. Содействие в трудоустройстве граждан

        Важнейшим направлением    работы    государственной    службы
   занятости   Санкт-Петербурга   является   реализация  обязательных
   функций, предусмотренных действующим законодательством о занятости
   населения в Российской Федерации:
        предоставление гражданам полной информации о состоянии  рынка
   труда и наличии вакантных рабочих мест;
        индивидуальный подход  к  гражданам,  обращающимся  в   целях
   поиска подходящей работы;
        оказание профориентационных     услуг    и     предоставление
   возможности  при   необходимости  пройти  курс   профессионального
   обучения;
        направление к работодателям для трудоустройства.
        При этом  используются  такие  эффективные  формы  и   методы
   работы, как  подбор подходящей  работы для  обратившихся в  службу
   занятости  граждан   с  помощью   компьютерного  банка   вакансий,
   составленного на  основе заявок  работодателей; интенсивный  поиск
   вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан в
   службу  занятости (до  признания  их безработными)  с  применением
   самостоятельного  поиска  работы;   формы  работы  с   гражданами,
   объединенными в группы по возрастному, профессиональному и  другим
   признакам.  Оказывается  содействие   в  подборе  работы   занятым
   гражданам, ищущим вторичную  занятость или желающим сменить  место
   работы.
        Из года  в год  большое  число  граждан обращается  в  службу
   занятости,  что   свидетельствует  о  ее   значимости.  Данные   о
   количестве обращений граждан в службу занятости в 1997-1999  годах
   приведены в таблице.

   --------------------------------T--------------------------------¬
   ¦          Показатели           ¦ Количество обращений в течение ¦
   ¦                               ¦          года (тыс.)           ¦
   ¦                               +----------T-------------T-------+
   ¦                               ¦  1997 г. ¦    1998 г.  ¦1999 г.¦
   +-------------------------------+----------+-------------+-------+
   ¦Обратилось   в службу занятости¦          ¦             ¦       ¦
   ¦впервые   и     повторно     за¦   2320   ¦     2076    ¦  1866 ¦
   ¦содействием  в трудоустройстве,¦          ¦             ¦       ¦
   ¦информацией и консультацией    ¦          ¦             ¦       ¦
   L-------------------------------+----------+-------------+--------

        В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию
   в трудоустройстве проводятся  ярмарки вакансий  рабочих и  учебных
   мест,  в  том   числе  специализированные  ярмарки  вакансий   для
   различных   категорий   граждан,   гарантированные   собеседования
   работодателей с безработными.
        За 1997-1999 годы проведено более  3 тыс. ярмарок вакансий  и
   гарантированных собеседований.  Их посетили 119  тыс. человек,  из
   которых около 20 тыс. человек трудоустроены.
        Всего за этот период  службой занятости оказано содействие  в
   трудоустройстве 295 тыс. человек.
        Ожидается, что  в 2000  году  число граждан,  обращающихся  в
   службу занятости за содействием в трудоустройстве, не  сократится.
   Прогнозируется  увеличение  уровня регистрируемой  безработицы.  С
   учетом этого в  Программе предусматривается осуществить  следующие
   меры  по  повышению   действенности  услуг  службы  занятости   по
   содействию  трудоустройству   безработных  граждан  и   незанятого
   населения:
        развитие социального партнерства в сфере занятости;
        повышение эффективности    работы    по    оказанию    помощи
   работодателям в подборе необходимых работников;
        совершенствование форм  оперативного  обслуживания   граждан,
   ищущих работу, в том числе экспресс-обслуживания населения;
        проведение ярмарок вакансий  рабочих  и учебных  мест, в  том
   числе специализированных и мини-ярмарок;
        консультирование и обучение граждан навыкам  самостоятельного
   поиска работы;
        развитие взаимодействия между членами Ассоциации организаций,
   занимающихся трудоустройством граждан в Санкт-Петербурге.
        Предполагается, что в 2000 году в службу занятости  обратятся
   впервые только за содействием в трудоустройстве 200 тыс.  человек.
   При этом не менее 90 тыс. человек получат содействие в занятости.

            1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН,
                 ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

        1.2.1. Содействие занятости молодежи

        Обеспечение занятости  молодежи  остается  одним  из наиболее
   важных   направлений   работы   Администрации    Санкт-Петербурга,
   Законодательного    Собрания   Санкт-Петербурга   и   Департамента
   федеральной  государственной   службы   занятости   населения   по
   Санкт-Петербургу.
        Важную роль   в   решении    этой   задачи   играют    законы
   Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для  трудоустройства
   молодежи"  и   "О  внесении   изменений  и   дополнений  в   Закон
   Санкт-Петербурга "О квотировании рабочих мест для  трудоустройства
   молодежи". Законы установили квоту рабочих мест среди  организаций
   Санкт-Петербурга    для     приема    на    работу     выпускников
   общеобразовательных    учреждений,   образовательных    учреждений
   начального, среднего и высшего профессионального образования,  лиц
   моложе  18   лет,  особо   нуждающихся  в   социальной  защите   и
   испытывающих  трудности   в  поиске  работы,   а  также   граждан,
   отслуживших в Вооруженных Силах Российской Федерации и закончивших
   учебное заведение до призыва в армию.
        В Санкт-Петербурге реализуются меры по обеспечению  временной
   занятости  подростков.   Это  дает  несовершеннолетним   гражданам
   возможность, с одной стороны, адаптироваться к трудовой жизни, а с
   другой - заняться полезным делом во время каникул и в свободное от
   учебы время. Кроме того,  на временные рабочие места бригадиров  и
   мастеров привлекаются  студенты, аспиранты, молодые  преподаватели
   для приобретения ими организаторских навыков.
        Утвердилась эффективная  форма  работы   по   трудоустройству
   безработной  молодежи  в возрасте от 16 до 26 лет в соответствии с
   программой  "Молодежная  практика".  Программа  позволяет  молодым
   людям  повысить  конкурентоспособность  на  рынке  труда и создает
   благоприятные условия для их трудоустройства.
        Содействие в  трудоустройстве  выпускникам  вузов,  а   также
   студентам и аспирантам оказывает городская биржа труда и обучения.
   Услуги,  предоставляемые  биржей,  дают  возможность  студентам  и
   аспирантам  совмещать  учебу  с работой  в  свободное  время,  что
   позволяет  улучшить  их   социальную  защищенность  и   приобрести
   трудовые навыки.
        Результаты работы службы  занятости  по содействию  занятости
   молодежи приведены в таблице.

   -----------------------------------------T-------T-------T-------¬
   ¦               Показатели               ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Обратилось  в РОЗН  в возрасте 14-29 лет¦ 43588 ¦ 55841 ¦ 54320 ¦
   ¦(чел.)                                  ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Трудоустроено (чел.)                    ¦ 26038 ¦ 32804 ¦ 26954 ¦
   ¦из них:                                 ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦на постоянную работу                    ¦ 12109 ¦ 13317 ¦ 11847 ¦
   ¦на временную и сезонную работу          ¦ 12918 ¦ 16831 ¦ 12628 ¦
   ¦на квотируемые рабочие места            ¦   789 ¦  2396 ¦  2479 ¦
   L----------------------------------------+-------+-------+--------

        Проблема обеспечения занятости молодежи продолжает оставаться
   острой. Молодые люди в возрасте 16-29 лет составляют 20% от  общей
   численности безработных граждан. Увеличивается доля молодежи среди
   длительно безработных.
        Отрицательно влияет   на    состояние   занятости    молодежи
   отсутствие  стройной системы  целевой  подготовки специалистов  по
   заявкам  работодателей  на  основе  соответствующих  договоров   с
   учебными   заведениями.    В    результате   20-30%    выпускников
   образовательных   учреждений   высшего,  среднего   и   начального
   профессионального    образования    трудоустраиваются    не     по
   специальности.
        Продолжается криминализация молодежной  среды, в  особенности
   подростковой.
        С учетом  этого  основными  задачами  в  области   содействия
   занятости молодежи на 2000 год являются:
        совершенствование системы   профобучения,  профориентации   и
   психологической      поддержки      (семинары,      индивидуальное
   консультирование)  и  развитие специальных  программ  ("Молодежная
   практика"),  центров  профориентации  и  трудоустройства  молодежи
   "Выбор";
        развитие специализированных  производств для  трудоустройства
   групп молодежи, особо нуждающихся в социальной защите  (подростки,
   выпускники   специальных    школ,   неучащиеся   и    неработающие
   несовершеннолетние,   склонные   к   совершению    правонарушений,
   дети-сироты    и     дети,    лишенные    попечения     родителей,
   несовершеннолетние инвалиды);
        создание специальных, временных и  сезонных рабочих мест  для
   несовершеннолетней   молодежи;  обеспечение   трудоустройства   на
   создаваемых рабочих  местах в  первую очередь  несовершеннолетних,
   состоящих  на учете  в  органах милиции  (не  менее 15%  от  числа
   работников).
        В Программе предусматривается создание  2,2 тыс. временных  и
   сезонных рабочих мест, а также квотирование 1400 рабочих мест  для
   трудоустройства молодежи. На созданные и квотируемые рабочие места
   будут трудоустроены 10,3 тыс. человек.
        Расходы на содействие занятости молодежи составят 25417  тыс.
   рублей, в том числе 18917 тыс. рублей из бюджета  Санкт-Петербурга
   и 6500  тыс. рублей  из бюджета  Государственного фонда  занятости
   населения по Санкт-Петербургу.

        1.2.2. Содействие  занятости  граждан,  уволенных  с  военной
   службы, и членов их семей

        В Санкт-Петербурге  сложилась   и  совершенствуется   система
   работы  по  содействию  занятости  граждан,  уволенных  с  военной
   службы,  и членов  их  семей. Организовано  тесное  взаимодействие
   службы  занятости  с  военными  ведомствами  и  негосударственными
   структурами,   действующими   на   рынке   труда,   осуществляются
   совместные  программы   с  иностранными  партнерами,   развивается
   информационная и справочно-консультационная база.
        Результаты работы службы  занятости  по содействию  занятости
   граждан, уволенных с военной службы, приведены в таблице.

   -----------------------------------------T-------T-------T-------¬
   ¦                Показатели              ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Обратились в службу занятости (чел.)    ¦ 4685  ¦ 6134  ¦  3013 ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Трудоустроены из обратившихся (чел.)    ¦ 2647  ¦ 3235  ¦  2330 ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Направлены на профессиональное  обучение¦  684  ¦  769  ¦   954 ¦
   ¦(чел.)                                  ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Дополнительно направлены на профобучение¦  794  ¦  618  ¦   408 ¦
   ¦по       программам       международного¦       ¦       ¦       ¦
   ¦сотрудничества (чел.)                   ¦       ¦       ¦       ¦
   L----------------------------------------+-------+-------+--------

        Вместе с  тем   проблема  трудоустройства  данной   категории
   граждан  сохраняется.  Это   связано  с  продолжающейся   реформой
   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и  плановым   увольнением
   военнослужащих с военной службы. В 2000 году ожидается  постановка
   на воинский учет в районные военные комиссариаты  Санкт-Петербурга
   около 6 тыс. офицеров и  прапорщиков, 11 тыс. солдат и  сержантов,
   проходивших военную  службу по  контракту и  призыву. Кроме  того,
   рынок  труда  города  пополнится  5  тыс.  членов  семей  граждан,
   уволенных с военной службы.
        Основными задачами,  которые  предполагается решать  в  целях
   регулирования  занятости  уволенных  с  военной  службы   граждан,
   являются:
        создание дополнительных  рабочих  мест  для   трудоустройства
   граждан, уволенных с военной службы;
        поддержка предпринимательской        инициативы        бывших
   военнослужащих;
        организация профессиональной  ориентации  и  обучения  бывших
   военнослужащих гражданским  специальностям  с учетом  потребностей
   рынка труда Санкт-Петербурга;
        развитие взаимодействия  с  заинтересованными   организациями
   (командование  Ленинградского  военного  округа,  Северо-Западного
   управления Федеральной  пограничной  службы Российской  Федерации,
   Ленинградской   военно-морской   базы,   Северо-Западного   округа
   внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,
   Департамент федеральной государственной службы занятости населения
   по Ленинградской области)  в области переподготовки и  обеспечения
   занятости военнослужащих, увольняемых или уволенных в запас, в том
   числе в местах их компактного проживания;
        расширение сотрудничества   с  иностранными   партнерами   по
   содействию адаптации бывших военнослужащих к гражданской  трудовой
   жизни;
        совершенствование справочно-информационной   и   методической
   базы  по переподготовке  и  трудоустройству граждан,  уволенных  с
   военной службы, и членов их семей.
        В результате      выполнения      намеченных      мероприятий
   предполагается:
        трудоустройство без     предварительной      профессиональной
   подготовки более  2 тыс.  граждан, уволенных с  военной службы,  и
   членов их семей;
        оказание профориентационных  услуг   2  тыс.   военнослужащих
   накануне их  увольнения  в запас  и 3  тыс.  граждан, уволенных  с
   военной службы, и членам их семей.

        1.2.3. Содействие  занятости  других  категорий   безработных
   граждан,   особо   нуждающихся  в  социальной  защите  (инвалидов,
   граждан,  освобожденных  из   учреждений   исполнения   наказаний,
   беженцев и вынужденных переселенцев, женщин)

        Численность инвалидов,  проживающих в Санкт-Петербурге, имеет
   тенденцию к увеличению.  Так,  за 1998 год она выросла на 48  тыс.
   человек и составила в конце 1999 года 591 тыс.  человек.  Наряду с
   этим  сохраняется  тенденция  вытеснения  работников-инвалидов  из
   сферы производства.
        Ухудшающееся социально-экономическое положение побуждает  все
   большее число из них обращаться по вопросу своего  трудоустройства
   в службу занятости.
        Службой занятости накоплен значительный опыт работы с  данной
   категорией  граждан.  В   целях  содействия  занятости   инвалидов
   регулярно  проводятся  выставки  "Трудовой  потенциал  инвалидов",
   специализированные  ярмарки  вакансий  рабочих  мест,  оказывается
   финансовая  помощь   работодателям  для  создания   дополнительных
   рабочих мест и т.д.
        Результаты работы    службы    занятости    по     содействию
   трудоустройству инвалидов приведены в таблице.

   -------------------------------------T--------T--------T---------¬
   ¦               Показатели           ¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г. ¦
   +------------------------------------+--------+--------+---------+
   ¦Обратилось в РОЗН (чел.)            ¦  5004  ¦  5355  ¦  5265   ¦
   +------------------------------------+--------+--------+---------+
   ¦Трудоустроено из обратившихся (чел.)¦  1368  ¦  1430  ¦  1923   ¦
   L------------------------------------+--------+--------+----------

        С учетом положения инвалидов на рынке труда  Санкт-Петербурга
   в 2000 году будет продолжена работа по содействию занятости данной
   категории граждан. Для этого в Программе предусматривается:
        финансовая и методическая помощь работодателям в  организации
   новых рабочих мест, а также субсидируемой занятости инвалидов;
        методическое и информационное  обеспечение процесса  трудовой
   реабилитации инвалидов;
        организация профессиональной  ориентации и  профессионального
   обучения инвалидов по  востребуемым на рынке труда  специальностям
   (профессиям);
        оказание помощи специализированным подразделениям инвалидов в
   совершенствовании работы   по   трудоустройству   этой   категории
   граждан;
        разработка и реализация  механизма квотирования рабочих  мест
   для инвалидов на предприятиях и в организациях города.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное