Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 08.08.2000 N 602 ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В Г. МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 8 августа 2000 г. N 602
                                   
           ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
                  В Г. МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
                                   
          (с изм., согл. постановления Правительства Москвы
                        от 27.06.2006 N 448-ПП)
   
       В  соответствии с Программой развития гостинично -  туристского
   комплекса  г.  Москвы,  утвержденной постановлениями  Правительства
   Москвы  от  28.05.96  N  449  "О программе  развития  гостинично  -
   туристского  комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529  "О  внесении
   изменений  и  дополнений  в постановление Правительства  Москвы  от
   28.05.96  N  449  "О  программе развития гостинично  -  туристского
   комплекса    г.   Москвы",   проведена   работа   по   формированию
   положительного   имиджа  Москвы  как  международного   туристского,
   культурного и делового центра.
       Несмотря  на негативные последствия, вызванные экономической  и
   политической  нестабильностью  в  России  в  последние  два   года,
   количество  туристов, ежегодно приезжающих в Москву,  достигло  2,5
   млн.  чел.,  в  том числе около 1 млн. иностранных  граждан.  Объем
   туристско  -  экскурсионных и гостиничных услуг составил  более  10
   млрд. рублей.
       Вместе  с  тем туристский потенциал столицы используется  не  в
   полном объеме и недостаточно эффективно.
       Дальнейшее  развитие  туристской отрасли  возможно  только  при
   активной государственной поддержке по целому ряду направлений.
       В  целях  превращения туристского комплекса столицы в  одну  из
   ведущих  отраслей городского хозяйства, важный источник  наполнения
   городского бюджета Правительство Москвы постановляет:
       1.  Согласиться  с  основными  положениями  Программы  развития
   туризма в г. Москве на период до 2010 года (приложение).
       2. Определить городским заказчиком Программы развития туризма в
   г.  Москве  на период до 2010 года (далее - Программа)  Комитет  по
   туризму Правительства Москвы.
       3.   Возложить  функции  инвестора  на  Управление   бюджетного
   планирования городского заказа.
       4.  Комитету  по  туризму Правительства  Москвы  представить  в
   Департамент  экономической  политики  и  развития  г.  Москвы   для
   включения   в   Инвестиционную  программу  2001  года   заявки   на
   финансирование   разработки  проектных  предложений   по   развитию
   туристско - рекреационных зон Москвы и концепций:
       - по реконструкции архитектурных, садово - парковых ансамблей и
   исторических мест города, посещаемых туристами;
       - медицинского обслуживания туристов;
       - транспортного обслуживания туристов.
       5.  Комитету  по внешнеэкономической деятельности Правительства
   Москвы  представить в Департамент экономической политики и развития
   г.   Москвы   заявки   на   финансирование  разработки   в   рамках
   Инвестиционной программы 2001 года:
       -  проектно - изыскательских работ по туристско - рекреационной
   зоне (ТРЗ) "Золотое кольцо Москвы";
       -  концепции  и  бизнес - плана размещения  строительства  сети
   новых  гостиниц,  включая  малые, в рамках  установленного  порядка
   предпроектной подготовки строительства в г. Москве.
       6. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы:
       6.1. Предусмотреть в Инвестиционной программе 2001 года:
       6.1.1. Финансирование разработки проектных предложений создания
   туристско - рекреационных зон.
       6.1.2.  Финансирование проектно - изыскательских работ  по  ТРЗ
   "Золотое кольцо Москвы".
       6.1.3. Выделение средств по капитальным вложениям в размере  60
   миллионов   рублей  на  проектирование  и  строительство   объектов
   Государственного музея - заповедника "Коломенское".
       6.1.4.  Финансирование разработки концепции и  бизнес  -  плана
   размещения  строительства  сети новых гостиниц,  включая  малые,  в
   рамках     установленного    порядка    предпроектной    подготовки
   строительства в г. Москве.
       6.2.  Предусматривать в инвестиционных программах 2001  года  и
   последующих  лет  по предложению инвестора - Управления  бюджетного
   планирования  городского заказа и Комитета  по  внешнеэкономической
   деятельности  Правительства  Москвы  отдельной  строкой   выделение
   дополнительных средств на проектирование и строительство  объектов,
   предусмотренных Программой.
       7.  Комитету по туризму Правительства Москвы ежегодно в срок до
   1  апреля  представлять в Департамент финансов г. Москвы  поэтапные
   планы финансирования Программы.
       8.  Комитету  по внешнеэкономической деятельности Правительства
   Москвы  ежегодно  в  срок  до  1 апреля  направлять  в  Департамент
   финансов  г.  Москвы  заявки  на  обеспечение  налогового  кредита,
   предоставляемого  предприятиям туристско -  гостиничного  комплекса
   для финансирования мероприятий по развитию материальной базы.
       9. Департаменту финансов г. Москвы:
       9.1.  Профинансировать  в  2001 году  расходы,  предусмотренные
   Программой, в размере 150 миллионов рублей, из них:
       -  90  миллионов  рублей  - Комитету по  туризму  Правительства
   Москвы;
       -   60  миллионов  рублей  -  Комитету  по  внешнеэкономической
   деятельности Правительства Москвы.
       9.2.  Решить вопрос о включении в проект бюджета города  Москвы
   на очередной финансовый год отдельной строки "Туризм".
       9.3.   Обеспечить  финансирование  мероприятий   Программы   на
   основании  обосновывающих материалов, представляемых  Комитетом  по
   туризму Правительства Москвы.
       9.4.  Установить  налоговый  кредит  предприятиям  туристско  -
   гостиничного комплекса для финансирования мероприятий  по  развитию
   материальной    базы    на    основании    заявки    Комитета    по
   внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы.
       10.  Комитету  по  туризму  Правительства  Москвы  совместно  с
   Комитетом   по   внешнеэкономической   деятельности   Правительства
   Москвы,  Валютно  -  финансовым управлением  Правительства  Москвы,
   Департаментом финансов г. Москвы и ГАО "Москва" в срок до 1  ноября
   2000  года разработать и представить на утверждение в установленном
   порядке Положение о целевом бюджетном фонде развития туризма.
       11.  Комитету  по  туризму  Правительства  Москвы  совместно  с
   Комитетом   по   внешнеэкономической   деятельности   Правительства
   Москвы:
       11.1.  Доработать в соответствии с замечаниями и  предложениями
   Московской  городской Думы законопроект "О туристской  деятельности
   в  городе  Москве", одобренный Правительством Москвы (постановление
   Правительства  Москвы  от 15.06.99 N 535 "О проекте  закона  города
   Москвы   "О   туристской  деятельности  в  городе   Москве"),   для
   представления  в  установленном порядке на рассмотрение  Московской
   городской Думы.
       11.2.  По  согласованию  с Управлением Министерства  Российской
   Федерации  по  налогам и сборам по г. Москве внести в установленном
   порядке  предложения  по совершенствованию системы  налогообложения
   туристской отрасли:
       11.2.1.  Разработать  до  1  апреля 2001  года  предложения  по
   установлению    льгот   по   налогооблагаемой    базе    туристских
   предприятий,  основным направлением деятельности  которых  является
   развитие   приоритетных  видов  туризма,  с  последующим  внесением
   предложений     в    установленном    порядке    на    рассмотрение
   Государственной   Думы  Российской  Федерации   для   включения   в
   Налоговый кодекс Российской Федерации.
       11.2.2.  Разработать  до  1 апреля 2001  года  законопроект  "О
   введении  налога  на  вмененный  доход  туристских  организаций"  и
   представить  его  в  Московскую  городскую  Думу  для  внесения  на
   рассмотрение  Государственной Думы Российской Федерации  в  порядке
   законодательной инициативы.
       12. Москомархитектуре:
       12.1.  Разработать  в  2001-2002 годах по заявке  Комитетов  по
   туризму  и  внешнеэкономической деятельности  Правительства  Москвы
   проектные  предложения по развитию туристско  -  рекреационных  зон
   Москвы  и предложения по взаимосвязанному развитию системы  туризма
   Москвы и Московского региона.
       12.2.   Разработать   в  2001  году  по  заявке   Комитета   по
   внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы  концепцию  и
   бизнес   -  план  размещения  строительства  сети  новых  гостиниц,
   включая   малые,  в  рамках  установленного  порядка  проектной   и
   предпроектной подготовки строительства в г. Москве.
       12.3.   Обеспечить  по  заказу  ОАО  "Москапстрой"   проведение
   проектно - изыскательских работ по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
       13.  Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства
   Москвы  совместно  с  Москомземом,  ГАО  "Москва"  и  Комитетом  по
   туризму  Правительства  Москвы  в  соответствии  с  Законом  города
   Москвы  "Об  основах  платного землепользования  в  городе  Москве"
   организовать   в   установленном  порядке  подбор  инвесторов   для
   осуществления  строительства и реконструкции объектов  гостиничного
   хозяйства по мере готовности предпроектной документации.
       14.  Утратил  силу.  -  Постановление Правительства  Москвы  от
   27.06.2006 N 448-ПП.
       15.  Комитету  по туризму Правительства Москвы  и  Комитету  по
   культуре  совместно с Управлением жилищно - коммунального хозяйства
   и  благоустройства  Правительства Москвы до  1  февраля  2001  года
   обновить  и  утвердить  в установленном порядке  перечень  объектов
   туристского  показа,  а  также внести  предложения  по  обеспечению
   установления  на  них специальных надписей на  русском  языке  и  в
   латинской транскрипции.
       16.  Департаменту потребительского рынка и услуг координировать
   работу  предприятий  потребительского  рынка  по  месту  проживания
   туристов  при  гостинично  - туристских комплексах,  на  туристских
   маршрутах и в местах массового пребывания туристов.
       17.  Главному управлению внутренних дел г. Москвы  совместно  с
   Комитетами    по   туризму   и   внешнеэкономической   деятельности
   Правительства  Москвы разработать до 31 января 2001  года  комплекс
   мероприятий по обеспечению безопасности туристов в городе Москве.
       18.  Комитету здравоохранения г. Москвы совместно с  Комитетами
   по  туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы
   и  ГАО  "Москва"  обеспечить  в 2000 году  разработку  и  внедрение
   начиная  с  2001  года  единой политики  медицинского  обслуживания
   туристов,  гостей  столицы, сотрудников  гостиничных  и  туристских
   учреждений.
       19.  Комитету по туризму Правительства Москвы доложить Премьеру
   Правительства  Москвы о ходе выполнения настоящего постановления  в
   феврале 2001 года.
       20.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на  заместителя  Премьера Правительства Москвы  по  внешним  связям
   Орджоникидзе И.Н.
   
                                          Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                            от 8 августа 2000 г. N 602
   
                               ПРОГРАММА
          РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В Г. МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
   
                           Паспорт Программы
   
   Полное наименование Программы   Комплексная программа развития
                                   туризма в Москве на период до
                                   2010 г.
   
   Основания для разработки        1. Федеральный закон "Об основах
   Программы                       туристской деятельности в
                                   Российской Федерации".
                                   2. Постановление Правительства
                                   Москвы N 449-ППМ от 28.05.96 "О
                                   программе развития гостинично -
                                   туристского комплекса г.
                                   Москвы".
                                   3. Распоряжение Мэра Москвы N
                                   529-РМ от 15.07.99 "О внесении
                                   изменений и дополнений в
                                   постановление Правительства
                                   Москвы N 449-ППМ от 28.05.96 "О
                                   Программе развития гостинично -
                                   туристского комплекса
                                   г. Москвы".
                                   4. Распоряжение Премьера
                                   Правительства Москвы N 267-РП от
                                   27.03.2000 "О состоянии
                                   выполнения Плана работы
                                   Правительства Москвы на I
                                   квартал 2000 г. и плане работы
                                   Правительства на II квартал".
                                   5. Распоряжение зам. Премьера N
                                   196-РЗП от 28.03.2000 "О
                                   разработке программы развития
                                   гостинично - туристской
                                   деятельности".
                                   6. Распоряжение зам. Премьера N
                                   885-РЗП от 02.11.99 "О создании
                                   Автономной некоммерческой
                                   организации "Учебно -
                                   координационный центр "Гиды и
                                   экскурсоводы" в г. Москве".
                                   7. Распоряжение зам. Премьера N
                                   323-РЗП от 19.04.2000 "О
                                   внесении изменений и дополнений
                                   в распоряжения заместителя
                                   Премьера Правительства Москвы от
                                   20.03.98 N 224-РЗП "О
                                   формировании единой системы
                                   аккредитации гидов - переводчиков
                                   и экскурсоводов в г. Москве" и от
                                   12.11.99 N 884-РЗП "О внесении
                                   изменений в состав экспертного
                                   совета по аккредитации гидов -
                                   переводчиков (экскурсоводов) при
                                   Правительстве Москвы"
   
   Период и этапы реализации       2000-2010 гг.
   Программы                       Первый этап: 2000-2001 гг. -
                                   разработка технико - экономических
                                   обоснований крупных проектов и
                                   реализация первоочередных задач.
                                   Второй этап: 2001-2005 гг. -
                                   реализация среднесрочных
                                   проектов и программ.
                                   Третий этап: 2005-2010 гг. -
                                   реализация долгосрочных проектов
                                   и ежегодных программ
   
   Основные цели Программы         1. Увеличение доходов от
                                   туризма. Формирование городского
                                   бюджета за счет поступлений от
                                   туристской деятельности в г.
                                   Москве: на 10% к 2010 году.
                                   2. Повышение благосостояния
                                   жителей города. Использование
                                   социальной роли туризма (отдых
                                   россиян, развитие социальных
                                   контактов, связей между людьми).
                                   3. Приток инвестиций и создание
                                   новых рабочих мест.
                                   4. Обеспечение комфортных
                                   условий пребывания туристов.
                                   5. Рост национального
                                   достоинства как следствие
                                   гостеприимства и обращения к
                                   культурно - историческому
                                   наследию
   
   Основные задачи Программы       1. Определение основных
                                   направлений деятельности
                                   Правительства Москвы по
                                   управлению туристскими ресурсами
                                   и туристской индустрией.
                                   2. Формирование нормативно -
                                   правовой базы туризма г. Москвы.
                                   3. Развитие предпринимательства
                                   в сфере туризма и прежде
                                   всего малого и среднего
                                   предпринимательства.
                                   4. Стимулирование развития
                                   материально - технической базы
                                   туризма путем привлечения
                                   российских и иностранных
                                   инвестиций для реконструкции
                                   действующих и создания новых
                                   туристских объектов и средств
                                   размещения.
                                   5. Развитие инфраструктуры
                                   туризма г. Москвы.
                                   6. Создание условий для развития
                                   туристских зон на территории
                                   Москвы.
                                   7. Новое строительство и
                                   реконструкция действующих
                                   туристских объектов: музеев,
                                   мемориальных мест, объектов
                                   показа, архитектурных
                                   памятников, садово - парковых
                                   ансамблей и др. Приведение в
                                   порядок исторических мест в
                                   городе, часто посещаемых
                                   туристами.
                                   8. Развитие в г. Москве
                                   въездного, внутреннего,
                                   социального и самодеятельного
                                   туризма.
                                   9. Формирование программы
                                   событийного туризма (конгрессы,
                                   фестивали, конкурсы, городские
                                   праздники и т.д.). Разработка
                                   ключевых, "знаковых" событий
                                   года.
                                   10. Проведение рекламно -
                                   информационной деятельности,
                                   направленной на формирование
                                   имиджа Москвы как крупнейшего
                                   центра туризма в мире и
                                   продвижение его на российский и
                                   международный туристские рынки
   
   Объем финансовых ресурсов,      11458 млн. рублей, в
   запланированных по Программе    том числе из бюджета Москвы -
   на предстоящий год              210 млн. руб.
   
   Объем финансирования,           168147 млн. рублей,
   необходимый для завершения      в том числе из бюджета
   Программы до 2010 г.            Москвы - 3390 млн. руб.
   
   Ожидаемые конечные              Формирование современной
   результаты, социальный и        высокоэффективной туристской
   экономический эффект,           индустрии в Москве.
   важнейшие целевые показатели    Увеличение въездного туристского
                                   потока до 5 млн. чел. к 2010 г.
                                   Обеспечение доходной части
                                   городского бюджета в размере 10%
                                   за счет поступлений от
                                   туристской деятельности
   
   Разработчик Программы           Комитет по туризму Правительства
                                   Москвы
   
   Сроки разработки Программы      Апрель - май 2000 г.
   
   Стоимость разработки
   Программы
   
   Представитель заказчика         Орджоникидзе Иосиф Николаевич
   Программы
   
   Основной исполнитель и          Комитет по туризму Правительства
   соисполнители Программы         Москвы при участии Комитета по
                                   внешнеэкономической деятельности
                                   Правительства Москвы, других
                                   структурных подразделений
                                   Правительства Москвы, ГАО
                                   "Москва", Московской ассоциации
                                   туристических агентств, Высшей
                                   школы по туризму и гостиничному
                                   хозяйству, Музея - заповедника
                                   "Коломенское", ВАО "Интурист",
                                   ЗАО "Спутник", специалистов
                                   других высших учебных заведений
                                   системы, руководителей
                                   предприятий гостинично -
                                   туристского комплекса
   
   
   Руководитель Программы          Антюфеев Григорий Валентинович,
                                   председатель Комитета по туризму
                                   Правительства Москвы, тел. 2902003
   
   Постановление об утверждении    Постановление Правительства
   Программы                       Москвы N 602 от 08.08.2000
   
                               Введение
   
       Комплексная  программа развития туризма в г. Москве  (далее  по
   тексту  -  Программа)  разработана  по  поручению  Мэра  Москвы   и
   содержит  наиболее  актуальные  предложения  и  мероприятия  по  их
   выполнению   в   целях   создания   правовой,   организационно    -
   управленческой    и   экономической   среды,   благоприятной    для
   дальнейшего развития туристской индустрии в Москве.
       Правительство Москвы придает особое значение развитию  туризма,
   видя  в  нем фактор, способный решить не только многие социально  -
   экономические   проблемы  города,  но  и  обеспечить   определенное
   положение  столицы  России  в  ряду  наиболее  привлекательных  для
   туристов городов мира.
       Еще  в  мае  1996 г., принимая Программу развития гостинично  -
   туристского комплекса, Правительство Москвы определило  туризм  как
   приоритетное   направление  в  экономике  города.  Цель   настоящей
   Программы  -  в  действительности создать условия  для  превращения
   индустрии туризма в ключевую отрасль экономики Москвы.
       Программой  предусмотрено  решение  проблемы  взаимодействия  в
   едином  туристском пространстве Москвы в составе центральной  части
   России и других регионов Российской Федерации.
       Программа    носит    комплексный    характер    и     призвана
   интенсифицировать  туристскую  индустрию,  стабилизировать  процесс
   рыночных   отношений,  а  также  усилить  влияние  государства   на
   развитие отрасли туризма.
       Реализация   Программы  осуществляется  за  счет  бюджетных   и
   внебюджетных источников финансирования, а также за счет  инвестиций
   в проекты и мероприятия Программы.
       Программа   подготовлена  Комитетом  по  туризму  Правительства
   Москвы  при  участии  Комитета по внешнеэкономической  деятельности
   Правительства     Москвы,    других    структурных    подразделений
   Правительства   Москвы,   ГАО   "Москва",   Московской   ассоциации
   туристических  агентств,  Высшей школы по  туризму  и  гостиничному
   хозяйству, Государственного музея - заповедника "Коломенское",  ЗАО
   "Спутник",  специалистов других высших учебных  заведений  системы,
   руководителей предприятий гостинично - туристского комплекса.
   
       I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
   
             1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА В МОСКВЕ
   
             1. Роль туризма как отрасли экономики в мире
   
       Туризм  уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных
   и  интенсивно  развивающихся отраслей мирового хозяйства.  Об  этом
   свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около  10%
   мирового валового национального дохода.
       К  началу  третьего тысячелетия на долю международного  туризма
   приходилось  8%  общего объема мирового экспорта и  30-35%  мировой
   торговли  услугами.  Общие  расходы на внутренний  и  международный
   туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.
       Развитие  туризма  играет  важную  роль  в  решении  социальных
   проблем.  Во  многих странах мира именно за счет туризма  создаются
   новые   рабочие   места,  поддерживается  высокий   уровень   жизни
   населения,  создаются предпосылки для улучшения платежного  баланса
   страны.   Необходимость   развития   сферы   туризма   способствует
   повышению    уровня    образования,    совершенствованию    системы
   медицинского   обслуживания  населения,  внедрению  новых   средств
   распространения информации и т.д.
       Туризм  оказывает влияние на сохранение и развитие  культурного
   потенциала,   ведет  к  гармонизации  отношений  между   различными
   странами   и   народами,  заставляет  правительства,   общественные
   организации  и  коммерческие структуры активно участвовать  в  деле
   сохранения и оздоровления окружающей среды.
       Современное развитие туризма в России характеризуется  наличием
   глубоких   противоречий   в   его  организационной   структуре,   в
   направленности  развития, в состоянии качественных и количественных
   характеристик.
       С   одной  стороны,  современное  состояние  туризма  в  России
   расценивается   как   кризисное,  связанное   с   резким   падением
   достигнутых   ранее   объемов  предоставления   туристских   услуг,
   сокращением  материальной базы туристской  отрасли  и  значительным
   несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
       С   другой  стороны,  отмечаются  высокие  темпы  строительства
   туристских  объектов, отвечающих самым высоким мировым  стандартам,
   значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки,  рост
   числа туристских организаций по всей территории России.
       По прогнозу Всемирной туристской организации к 2020 году Россия
   может  войти  в первую десятку стран - самых популярных направлений
   туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает  15
   место  в  мировой  классификации по посещаемости иностранцами,  что
   составляет  2,5%  мирового  рынка  въездного  туризма.  Прирост   в
   процентном  отношении  в  1999  году  по  сравнению  с  1998  годом
   составил 5,23%.
       До  кризиса  туризм был одной из наиболее доходных и  динамично
   развивающихся  отраслей российской экономики, причем развивающейся,
   практически,  без  государственного участия.  По  данным  Всемирной
   туристской  организации по доходам от туризма Россия  в  1999  году
   заняла 9-е место и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию  и
   Нидерланды.  По  усредненным  оценкам  разных  организаций,   из-за
   отсутствия  статистических данных по туристскому бизнесу  в  России
   за  последние  годы к началу 1998 года в России насчитывалось  9-12
   тыс.  туристских  организаций.  Число  людей,  прямо  или  косвенно
   занятых  в  системе  услуг  гостеприимства  (с  учетом  сотрудников
   туристских  фирм,  гостиниц,  аэропортов,  транспортных   компаний,
   музеев,  кафе,  ресторанов и т.д.), достигло 8 млн. человек.  Объем
   услуг,  предоставленных иностранным туристам  в  России  в  прошлом
   году,  оценивается,  как  минимум,  в  1  млрд.  долларов  (расходы
   туристов  на проживание в гостиницах и других средствах размещения,
   питание,   экскурсионное  обслуживание,   культурно   -   зрелищные
   мероприятия, сувениры и т.д.).
       В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев
   в  год  (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год -  14,3%
   от  общего  объема), что составляет около 2,5% мирового  потока.  В
   этих  условиях  Правительство  Москвы  абсолютно  правильно  делает
   ставку на развитие туризма, видя в нем фактор, способный решить  не
   только  многие  социально - экономические  проблемы  города,  но  и
   обеспечить  определенное положение столицы России в  ряду  наиболее
   привлекательных для туристов городов мира.
   
                     2. Тенденции мирового туризма
   
       Люди  пожилого  возраста  представляют наиболее  быстрорастущую
   долю  туристов во всем мире. Они имеют достаточно средств, но очень
   требовательны  к  сервису. Снижается спрос на групповые  поездки  и
   активизируется    индивидуальный   туризм.   Автобусные    маршруты
   пользуются  повышенным  спросом. Растет  предложение  для  семейных
   туристов  в  количестве  5-6  человек  и  для  небольших  дружеских
   кампаний.    Растет    предложение    специализированных     туров.
   Развлекательный  компонент в инсентив - туризме в  последнее  время
   заменяется  образовательным. Инсентивтуры должны быть не роскошными
   и   праздными,  а  насыщенными  и  полезными.  Туристские  компании
   предпочитают   включать   проведение   конгрессов   как   один   из
   компонентов инсентив - программ.
       Туристская деятельность с целью поездки - деловая, в  частности
   проведение   конгрессов,  относится  к  числу  наиболее   динамично
   развивающихся  и  наиболее  выгодных видов  путешествий.  Ежегодные
   темпы  роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Он дает вдвое
   больше  дохода  принимающей стороне, чем туризм с целью  поездки  -
   отдых.  Большим  спросом стали пользоваться краткосрочные  туры  по
   городам,  поездки выходного дня. Активные формы отдыха окончательно
   вытеснили  пассивные.  В  этой связи приключенческие  и  спортивные
   поездки   становятся  все  более  популярными.   Одним   из   самых
   перспективных  видов туризма называют экотуризм - отдых  в  уголках
   нетронутой    природы.   Растет   туризм   на    специализированные
   спортивные,  культурные  мероприятия,  особенно  на  рынке  США   и
   Японии.
   
              3. Оценка существующего состояния въездного
          туризма и туристской инфраструктуры в городе Москве
   
       Туризм  для  города Москвы имеет особое значение  в  силу  ряда
   обстоятельств  политического и социально  -  экономического  плана.
   Москва  -  столица  Российской Федерации,  что  само  по  себе  уже
   является  особым обстоятельством в плане формирования и  реализации
   туристской  политики для города. Практически ни один  другой  город
   России  не  может  конкурировать с Москвой по своей  известности  в
   мире,  что  является положительным фактором при налаживании  работы
   по формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра.
       Москва,   обладая   богатейшими  рекреационными   ресурсами   и
   многовековым  культурно - историческим наследием,  занимает  особое
   место  на  туристском  рынке  и  вызывает  интерес  у  иностранцев.
   Большинство   туристов  из  дальнего  зарубежья   выбирают   Москву
   основной   целью   путешествия.   Ведь   более   70%   иностранцев,
   прибывающих  в  Россию, обязательно посещают  Москву.  В  Москве  и
   Московской    области   находится   множество   объектов    показа.
   Архитектура,   музеи,  театры,  церкви  и  соборы,  современные   и
   исторические  здания  и  другие  уникальные  объекты  привлекают  в
   Москву  туристов  практически из всех стран мира.  Москва  является
   связующим   звеном  между  городами  и  регионами   страны.   Здесь
   соединяются   все   железнодорожные  и   воздушные   пути   России,
   автомобильные  трассы.  В Москве в настоящее  время  находится  4,5
   тысячи туристских агентств, свыше 170 гостиниц.
       Москва имеет практически все возможности для того, чтобы  стать
   центром мирового культурного и познавательного туризма. Однако  как
   объект  туризма Москва сегодня проигрывает соревнование  с  другими
   столицами мира. Объем обслуживания в Москве достигает около 1  млн.
   иностранных  туристов  ежегодно, в то время  как  для  Парижа  этот
   показатель составляет 25 млн. туристов, а для Лондона - 18 млн.
       Любой  город,  являющийся  популярным туристским  направлением,
   процветает  экономически и находится в более выгодном положении  по
   сравнению    с    городами,    имеющими    неразвитую    туристскую
   инфраструктуру.
       В  связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основным
   компонентам   системы   туристского   обслуживания,    таким    как
   транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия  питания,
   информационное    обслуживание   туристов,   система    продвижения
   турпродукта  на  мировой  рынок,  кадровый  потенциал,  уровень   и
   разнообразие  туристского обслуживания, создание  новых  туристских
   маршрутов,   развитие   конгрессно  -   выставочной   деятельности,
   проведение  массовых культурно - спортивных мероприятий (фестивали,
   олимпиады,   юбилейные  даты),  вопросы  безопасности  туристов   и
   нормативно  -  правовая база ведет за собой рост числа  иностранных
   туристов.
       Объективно  в  Москве  в последние годы произошли  значительные
   перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число  новых
   комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая  работа  по
   реконструкции   и   обновлению  существующего  гостиничного   фонда
   города, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
       В 1992-1995 гг. экономическая ситуация не позволяла развиваться
   гостиничному хозяйству города. Предприятия решали вопрос  выживания
   в  тяжелых  условиях  -  возросла стоимость  тэплоэнергоресурсов  и
   других коммунальных услуг, загрузка не превышала 50 процентов,  при
   этом  руководители  гостиниц неохотно  шли  на  сокращение  штатной
   численности персонала.
       1995-1998   гг.  были  отмечены  новым  этапом  роста   деловой
   активности   как  иностранных,  так  и  российских  инвесторов,   в
   результате  в  Москве были введены в эксплуатацию новые  гостиницы:
   "Тверская",  "Палас  Отель",  "Гранд Отель",  "Отель  Виноградово",
   "Аврора  -  Люкс",  "Екатерина", "Протон", введена  в  эксплуатацию
   после  реконструкции  гостиница  "Золотое  Кольцо".  За  эти   годы
   практически  была  закрыта  ниша так  недостающих  городу  гостиниц
   уровня   4-5   звезд.   Причиной  вложения  инвестиций   именно   в
   высококлассные  гостиницы  является  их  высокая  рентабельность  и
   быстрая окупаемость вложенных средств.
       На  сегодняшний день Москве не хватает гостиниц среднего класса
   уровня  2-3  звезды,  рассчитанных на среднего туриста,  и  дешевых
   гостиниц, в том числе для развития молодежного туризма.
       Гостиничный   комплекс  Москвы  насчитывает   172   гостиничных
   предприятия   различной   формы   собственности   и   ведомственной
   принадлежности,  загрузка  гостиниц  в  1999  г.  возросла  до   56
   процентов.  Объем  доходов от гостиничного хозяйства  в  1999  году
   составил 7 млрд. рублей.
       В  общем числе гостиниц и других аналогичных средств размещения
   по   РФ   доля   Москвы  составляет  только  4%,  а  единовременная
   вместимость  18,4% по числу мест и 20% по числу номеров.  При  этом
   по  числу ночевок всех категорий посетителей на столицу приходилось
   в 1999 г. свыше 31%, а иностранных граждан 52%.
       Однако,  несмотря  на увеличение гостиничной  базы,  количество
   посетителей г. Москвы не растет, а даже уменьшается, как и в  целом
   по  России,  правда  более медленными темпами (23,4%  по  России  и
   13,2%  по  Москве за последние три года). При этом доля иностранцев
   в  общем объеме обслуживания в гостиничной базе по г. Москве растет
   и составляла в 1999 г. 27,4% против 16,5% в среднем по России.
       Рентабельность  гостиничного  комплекса  г.  Москвы  высокая  и
   составляет 30,5%, что выше общероссийского показателя в 1,7 раза.
       В мае 1996 года Правительство Москвы приняло программу развития
   гостинично - туристского комплекса (ГТК) города на период  до  2005
   года,   в   которой  туризм  определен  в  качестве   приоритетного
   направления   в   экономике  города.  Уже   на   сегодняшний   день
   потребности  города  в  высококлассных отелях  категории  5  звезд,
   отвечающих международным стандартам, полностью удовлетворены. В  то
   же  время явно недостаточно гостиниц среднего класса - 3 звезды для
   приема  и  обслуживания массового клиента. По оценке  специалистов,
   Москва должна увеличить свой гостиничный фонд, как минимум,  в  2-3
   раза.   Помимо   строительства   новых   отелей   предусматривается
   реконструкция  старых  гостиниц  "Москва",  "Украина",  "Будапешт",
   "Пекин",  а  также  кардинально  реконструировать  и  переоснастить
   другие   муниципальные  гостиницы.  В  Москве  активно  расширяется
   количество  предприятий  питания. Сейчас их  более  500.  Появилось
   большое   количество  ресторанов  иностранных  фирм   "Макдоналдс",
   "Пицца  -  Хат", "Патио - пицца", множество национальных ресторанов
   китайской, итальянской, греческой, турецкой и других кухонь.
       Важное  место  в туристской инфраструктуре занимает  транспорт.
   Москва  является  крупнейшим  авиаузлом  России.  Она  имеет   пять
   аэропортов:     "Шереметьево-1",    "Шереметьево-2",     "Внуково",
   "Домодедово"  и  "Быково". "Шереметьево-2"  является  международным
   аэропортом.   Некоторые  чартерные  рейсы  по   выездному   туризму
   выполняются из "Внуково" и "Домодедово".
       Москва в последние годы стала крупным деловым центром не только
   в  масштабе  России,  но  и на мировом уровне,  что  подтверждается
   активностью  иностранных  и  российских  инвесторов  и   постоянным
   проведением в Москве крупных конгрессно - выставочных мероприятий.
       Важнейшим  элементом  туристского бизнеса  являются  туристские
   фирмы,  организующие  и обеспечивающие прием иностранных  туристов.
   Однако  число  таких  фирм  в настоящее время  невелико.  Требуется
   проведение  государственной политики по поддержке и развитию  таких
   фирм.
       Таким   образом,  сегодня  в  Москве  создана  и  функционирует
   определенная  база  для обслуживания въездного туризма,  которая  в
   достаточной  степени развита, но требует достаточно больших  затрат
   на ее обновление и совершенствование.
       В  1989  г. Москву посетило около 3,9 млн. иностранцев, в  т.ч.
   1,6  млн.  чел.  с  туристскими целями. Это  примерно  в  3,5  раза
   больше, чем в последние годы.
       Москва  остается  абсолютным лидером  среди  других  российских
   городов  по  числу  приезжающих иностранных туристов.  Однако  доля
   организованных  групповых туристов несколько выше  чем  в  Санкт  -
   Петербурге.  Это обстоятельство следует учитывать при  планировании
   рекламно  - информационной работы по продвижению Москвы как  города
   культурно - познавательного туризма.
       Прибытие  иностранных граждан в Москву и Санкт  -  Петербург  с
   туристскими и служебными целями в 1999 г. показано в таблице N 1.
   
                                                           Таблица N 1
   
                 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО ЦЕЛЯМ ПОЕЗДОК
                     В МОСКВУ И САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
   
   --------------------------T------------------------¬
   ¦Москва                   ¦Санкт - Петербург       ¦
   +-------------T-----------+-------------T----------+
   ¦Служебная    ¦Туризм     ¦Служебная    ¦Туризм    ¦
   +-------------+-----------+-------------+----------+
   ¦  568123     ¦ 285086    ¦    95483    ¦ 187474   ¦
   L-------------+-----------+-------------+-----------
   
       Очень  показательны цифры по количеству ночевок  иностранцев  в
   гостиницах города. Так, например, по данным Мосгоркомстата  в  1999
   году   в  Москве  было  отмечено  5064685  ночевок.  По  количеству
   прибытий  Москва уступает крупнейшим городам и столицам мира,  хотя
   число   приезжающих   иностранных   гостей   велико   и   превышает
   аналогичные показатели в ряде стран.
       В  1999  году  услугами 170 московских гостиниц воспользовалось
   889576 иностранных гостей из более чем 163 стран мира.
       По   оценке   экспертов  среднее  время  пребывания  внутренних
   посетителей,  останавливающихся с ночлегом в  гостиницах  и  других
   аналогичных  средствах  размещения г. Москвы,  составляет  5  дней,
   иностранные   граждане   согласно  данным  пограничной   статистики
   проводят  в  Москве в среднем 4,38 суток, в средствах размещения  -
   4,5-5,5 дня.
       Хотя    в   гостиницах   размещались   граждане   из   довольно
   многочисленного круга стран, определяющее значение имеют,  особенно
   по  линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного
   числа  стран  -  США, Германии, Великобритании,  Франции,  Испании,
   Израиля, Италии и Японии.
       Туристский  поток  в Россию и в Москву достаточно  предсказуем.
   Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым  низко
   посещаемым  периодом  является январь  -  март.  Несколько  большие
   потоки  приходятся на четвертый квартал. К сожалению, мы  не  имеем
   возможности  сравнить  активность  деловых  поездок  по  сезонам  в
   сравнении  с  поездками  туристскими, тем не  менее  можно  сделать
   вывод,  что заполнение гостиниц и туристская активность в городе  в
   несезонный  период должна строиться либо на активизации  проведения
   культурных  акций и мероприятий, либо на популяризации  Москвы  как
   города конгрессно - выставочного и делового туризма.
       Структура  потока иностранных посетителей г. Москвы значительно
   отличается   от  общероссийской.  Основной  контингент   составляют
   посетители  со  служебными целями - 57% и с целью туризма  -  почти
   32%. В то время как в целом по России превалирует доля посещений  с
   частными  целями - 56%, а на служебные и туристские цели приходится
   всего  19,3%  и 14,4% соответственно. Эти направления и  в  будущем
   будут определять развитие въездного туризма.
       Анализ   показывает,  что,  несмотря  на  значительные   усилия
   Правительства  Москвы  по  созданию положительного  имиджа  города,
   вводу    в   действие   новых   комфортабельных   гостиниц,   поток
   иностранцев,  посещающих город, не увеличился,  а  даже  снижается,
   при том, что в целом по России он увеличивается.
       Проведенные расчеты доказывают, что поток посетителей г. Москвы
   (внутренних   и   иностранных),   останавливающихся   в   средствах
   размещения,  составляет  порядка 3 млн.  чел.  (1999  г.),  в  т.ч.
   примерно   0,89   млн.   иностранцев.  По   статистическим   данным
   пограничной  службы  число иностранцев несколько  больше  1,1  млн.
   чел.,   так   как   значительная  доля   приезжающих   по   частным
   приглашениям   и   часть   других   категорий   останавливается   у
   родственников,  знакомых,  на  частных  квартирах,  не  учитываемых
   статистическими данными по средствам размещения.
       Кроме  останавливающихся в гостиницах, культурно  -  туристские
   зоны   г.   Москвы   посещает   большое   количество   экскурсантов
   (однодневных   посетителей  без  ночлега)  -   жителей   города   и
   Подмосковья.
       Сопоставление масштабов развития туризма в г. Москве с  другими
   крупными мировыми столицами - центрами туризма показывает, что  уже
   в  настоящее  время  Москва  занимает среди  них  достойное  место.
   Однако имеется много резервов для дальнейшего развития, особенно  в
   части   увеличения  потока  иностранных  посетителей   и   загрузки
   гостиничной базы.
   
                                                           Таблица N 2
   
                    СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ВЪЕЗДУ
              ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
                       И ГОРОД МОСКВУ В 1999 Г.
   
                                                                (чел.)
   ---------------T----------------------------------------------¬
   ¦Страна        ¦                1999 год                      ¦
   ¦              +------------------------T---------------------+
   ¦              ¦Всего                   ¦Туризм               ¦
   ¦              +-----------T------------+----------T----------+
   ¦              ¦РФ         ¦Москва      ¦РФ        ¦Москва    ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Германия      ¦ 335,5     ¦ 135,0      ¦142,1     ¦ 32,8     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦США           ¦ 218,9     ¦ 136,9      ¦ 76,7     ¦ 31,7     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Франция       ¦ 118,8     ¦  69,2      ¦ 68,2     ¦ 25,6     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Италия        ¦  93,7     ¦  55,3      ¦ 44,0     ¦ 18,7     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Турция        ¦ 145,4     ¦  54,6      ¦ 22,0     ¦ 13,8     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Ю. Корея      ¦  44,1     ¦  24,8      ¦ 17,3     ¦ 12,5     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Великобритания¦ 133,3     ¦  80,5      ¦ 39,6     ¦ 11,8     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Япония        ¦  74,4     ¦  32,9      ¦ 32,5     ¦ 10,8     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Израиль       ¦  40,9     ¦  28,5      ¦ 15,2     ¦ 10,3     ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Испания       ¦  31,3     ¦  23,4      ¦ 13,3     ¦ 9,1      ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Нидерланды    ¦  49,3     ¦  26,4      ¦ 14,4     ¦ 6,9      ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Китай         ¦ 349,4     ¦  31,8      ¦128,6     ¦ 5,6      ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+
   ¦Швейцария     ¦  30,8     ¦  19,9      ¦ 10,9     ¦ 4,7      ¦
   +--------------+-----------+------------+----------+----------+

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное