Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 апреля 1994 г. N 385
ОБ ИТОГАХ ПРИВАТИЗАЦИИ В МОСКВЕ В 1993 ГОДУ
И ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ПРИВАТИЗАЦИИ НА 1994 ГОД
Отметив, что представленный Комитетом по управлению имуществом
Москвы проект Программы приватизации государственных предприятий
на 1994 год, разработанный совместно с префектурами и департамен-
тами правительства Москвы, отвечает требованиям законодательства,
развивает Государственную программу приватизации в направлении по-
вышения роли органов власти и управления Москвы, отражает потреб-
ность москвичей активно воздействовать на социально - экономичес-
кое и производственное развитие приватизируемых предприятий, пра-
вительство Москвы постановляет:
1. Информацию заместителя премьера правительства Москвы Толка-
чева О.М. об итогах приватизации в городе в 1993 году принять к
сведению.
2. Одобрить представленный Комитетом по управлению имуществом
Москвы проект городской Программы приватизации государственных
предприятий на 1994 год (приложение).
2. Комитету по управлению имуществом Москвы (Толкачев О.М.):
- в недельный срок доработать проект городской Программы прива-
тизации по результатам обсуждения;
- разработать порядок действий с приватизационными чеками моск-
вичей после 1 июля 1994 года и механизм социальной защиты жителей
столицы;
- предусмотреть в Программе передачу в собственность города со-
циально - культурных и бытовых объектов при приватизации государ-
ственных предприятий;
- конкретизировать в программе особые условия приватизации
предприятий, подлежащих выводу из города;
- в двухмесячный срок завершить работу по разграничению госу-
дарственной собственности в Москве на федеральную и городскую, а
также произвести учет имущества негосударственных организаций
(профсоюзов, потребительской кооперации), созданного за счет госу-
дарственного бюджета.
3. Фонду имущества (Климович М.В.) в месячный срок провести
проверку результатов продаж государственной собственности на соб-
людение нормативных актов и интересов города.
4. Комитету по управлению имуществом Москвы совместно с Фондом
имущества и департаментами правительства Москвы в месячный срок
разработать и представить на утверждение в установленном порядке
нормативные акты, обеспечивающие выполнение городской Программы
приватизации. Перечень соответствующих актов оформить в виде при-
ложения к Программе.
5. Департаменту по делам печати и информации (Белов Л.А. ) про-
вести разъяснительную работу о сущности городской программы прива-
тизации и ее роли в экономике города.
6. Департаменту финансов (Коростелев Ю.В.) предусмотреть госу-
дарственное личное страхование работников Комитета по управлению
имуществом и Фонда имущества Москвы за счет доходов от приватиза-
ции.
7. Контроль за выполнением городской программы приватизации на-
ряду с Москомимуществом возложить на премьера правительства Москвы
Лужкова Ю.М.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 19 апреля 1994 г. N 385
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ МОСКВЫ
ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОСКВЕ
Москва - 1994
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Программа приватизации государственной (федеральной и го-
родской) собственности в городе Москве (далее Программа) разрабо-
тана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Рос-
сийской Федерации", Государственной программы приватизации госу-
дарственных и муниципальных предприятий Российской Федерации (да-
лее - Государственная программа приватизации или Госпрограмма),
Закона о столице Российской Федерации, других действующих норма-
тивных актов с учетом особых условий, сложившихся в городе Москве.
В ней учтен опыт и результаты проведения приватизации в 1992-1993
годах. Программа устанавливает основную цель, главные задачи, за-
дания, ограничения и порядок приватизации в Москве.
1.2. Основной целью приватизации является оздоровление экономи-
ки города на основе формирования организационных и финансовых ус-
ловий, обеспечивающих развитие негосударственного сектора экономи-
ки, создание рыночной инфраструктуры и повышение уровня жизнеобес-
печения населения Москвы.
1.3. Главными задачами программы приватизации в Москве являют-
ся:
- привлечение максимально широких слоев населения к участию в
приватизации;
- завершение приватизации большинства объектов малой приватиза-
ции и ускорение развития на этой основе сферы частной торговли и
услуг;
- повышение эффективности деятельности приватизированных пред-
приятий и создание рыночной инфраструктуры;
- создание условий стимулирующей среды и содействие демонополи-
зации народного хозяйства;
- формирование широкого слоя частных собственников;
- создание рынка недвижимости и ценных бумаг;
- завершение приватизации с использованием приватизационных че-
ков;
- привлечение инвестиций в производство, в том числе иностран-
ных;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите на-
селения;
- защита прав частных собственников.
1.4. Программа содержит особенности реализации Государственной
программы приватизации в Москве.
1.5. Объектами действия процесса приватизации, осуществляемой в
соответствии с Программой, являются предприятия, их имущественные
и производственные комплексы.
Формирование имущественных и производственных комплексов и раз-
деление их на части производится в процессе подготовки предприятия
к приватизации.
1.6. Программа действует с момента утверждения до принятия
программы на следующий срок.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ ПО ВОЗМОЖНОСТИ
И УСЛОВИЯМ ИХ ПРИВАТИЗАЦИИ
2.1. Объекты и предприятия, расположенные на территории города
Москвы, по возможности их приватизации делятся на следующие груп-
пы:
- объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственнос-
ти, приватизация которых запрещена;
- объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственнос-
ти, приватизация которых осуществляется исключительно по решению
Правительства - Совета Министров Российской Федерации;
- объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственнос-
ти, приватизация которых осуществляется по решению Государственно-
го комитета Российской Федерации по управлению государственным
имуществом (далее - Госкомимущество России) с учетом мнения отрас-
левых министерств и ведомств;
- объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по
решению органов государственной власти и управления города Москвы;
- объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации.
2.2. Приватизация объектов собственности, не относящихся ни к
одной из указанных в п. 2.1 групп, осуществляется по согласованию
с уполномоченными представителями органов власти и управления
Москвы на основании распоряжения Москомимущества с учетом мнения
департаментов и подразделений правительства Москвы.
2.3. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собствен-
ности, приватизация которых запрещена, определяются п. 2.1 Госу-
дарственной программы приватизации.
2.4. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собствен-
ности, приватизация которых осуществляется по решению Правительст-
ва - Совета Министров Российской Федерации, определяются п. 2.2
Государственной программы приватизации.
2.5. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собствен-
ности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомиму-
щества, определяются п. 2.3 Государственной программы приватиза-
ции.
2.6. Порядок участия Москомимущества в приватизации объектов и
предприятий, отнесенных к п. 2.2 и п. 2.3 Госпрограммы, установлен
п. 2.4 Госпрограммы и п. 2.8 данной Программы приватизации.
2.7. Объекты и предприятия государственной (муниципальной)
собственности, приватизация которых осуществляется по решению ор-
ганов государственной власти и управления Москвы, определяется
п. 2.4 Государственной программы приватизации. К указанным объек-
там и предприятиям относятся также предприятия и объекты, указан-
ные в перечнях п. 2.2 и п. 2.3 Государственной программы, но на-
ходящиеся в городской собственности Москвы. Решение об отнесении
этих предприятий, объектов к городской собственности принимается
правительством Москвы по согласованию с правительством России и
Госкомимуществом.
2.8. При необходимости обеспечения нормальных условий жизнедея-
тельности города и его населения по предприятиям, относящимся к
разделу 2.4 Госпрограммы, а также по предприятиям и объектам, ука-
занным в перечнях пп. 2.2 и 2.3 Госпрограммы и находящимся в го-
родской собственности Москвы, правительством Москвы по согласова-
нию с Госкомимуществом России могут приниматься решения о закреп-
лении контрольных пакетов акций предприятий в государственной
собственности на срок до 3-х лет либо о выпуске на этот срок "зо-
лотой акции".
2.9. Исходя из социально - экономических и других условий жиз-
недеятельности города в 1994 г. и в соответствии с Госпрограммой
приватизация отдельных предприятий и объектов, указанных в п. 2.7
Программы, в текущем году по решению органов государственной влас-
ти и управления не производится. К ним относятся:
2.9.1. Предприятия, осуществляющие функции территориального
градостроительного регулирования, планировки и застройки Москвы и
лесопаркового защитного пояса, а также ведение общегородских баз
данных градостроительного мониторинга, историко - опорного плана,
экологической карты, в том числе НИиПИ Генплана Москвы.
2.9.2. Объекты инженерной инфраструктуры города (в том числе
электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно - канализационного
хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия,
осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных
объектов.
2.9.3. ММП "Мосводоканал", ГП "Промотходы", "Мосводосток", се-
тевое предприятие "Москоллектор", предприятия по эксплуатации
улиц, дворовых территорий, тоннелей, пешеходных переходов.
2.9.4. Предприятия и имущество городского и пригородного пасса-
жирского транспорта, а также предприятия, организации, структурные
единицы, осуществляющие их специализированный ремонт и обслужива-
ние.
2.9.5. Предприятия и объекты, основным видом деятельности кото-
рых является обслуживание социально незащищенных слоев населения,
включая фабрики - прачечные, предприятия общественного питания, в
том числе школьно - базовые столовые, обслуживающие детские сады,
дома ребенка, школы - интернаты.
2.9.6. Объекты и предприятия лечебно - производственных и ис-
правительно - трудовых учреждений.
2.9.7. Московское предприятие "Гормост".
2.9.8. Научно - производственные объединения "Экотехпром" и
"Радон".
2.9.9. Мосметрострой.
2.9.10. Московский завод по ремонту кассовых аппаратов и торго-
вого оборудования.
2.9.11. Здания и нежилые помещения, расположенные на улице Но-
вый Арбат.
2.9.12. Автомобильные дороги общего пользования и предприятия,
осуществляющие их содержание, в дополнение к указанным в разделе
2.1 Госпрограммы.
2.9.13. Предприятия и объекты жилищно - коммунального хозяйства
(РЭУ, ПРЭО, дирекции единого заказчика), обслуживающие и содержа-
щие жилой и нежилой фонд.
2.9.14. Объекты и предприятия, относящиеся к указанным в разде-
ле 2.1 Госпрограммы, являющиеся государственной собственностью
Москвы.
2.10. Объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватиза-
ции в Москве, определяются п. 2.5 Государственной программы прива-
тизации.
2.11. Из числа объектов и предприятий, перечисленных в п. 2.7
Программы и п. 2.5 Госпрограммы, выделяются объекты и предприятия,
приватизация которых осуществляется в соответствии с распоряжения-
ми мэра Москвы, постановлениями правительства Москвы, представлен-
ными Москомимуществом. К ним относятся:
2.11.1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства (не во-
шедшие в разделы 2.1 - 2.3 Госпрограммы), доля определенного това-
ра, работ или услуг которых на рынке Москвы превышает 35% (входя-
щие, в частности, в реестр Антимонопольного комитета Российской
Федерации).
2.11.2. Объекты и предприятия, подлежащие ликвидации в соот-
ветствии с действующей законодательной и нормативной базой.
2.11.3. Нежилые помещения, здания и сооружения, являющиеся го-
сударственной собственностью Москвы (в т.ч. отнесенные к п. 2.6
Госпрограммы).
2.11.4. Предприятия, постоянно нарушающие природоохранное зако-
нодательство (согласно утвержденному перечню, формируемому по дан-
ным Москомприроды, МосгорСЭС).
2.11.5. Предприятия, подлежащие перепрофилированию или выводу
из Москвы (согласно прилагаемому перечню).
2.11.6. Объекты, предприятия и учреждения культуры и спорта,
включая кинотеатры, независимо от их ведомственной подчиненности,
кроме указанных в разделе 2.1 Госпрограммы или находящихся на ба-
лансе организаций, указанных в разделе 2.1 Госпрограммы.
2.11.7. Объекты и предприятия из разделов 2.2, 2.3 Государ-
ственной программы, являющиеся городской собственностью Москвы.
2.12. Запрет или ограничения на приватизацию предприятий и объ-
ектов, указанных в пп. 2.1, 2.2, 2.3 Госпрограммы и отнесенных к
городской собственности Москвы, не означают запрет на их преобра-
зование в акционерные общества, 100% акций которых находятся в го-
сударственной собственности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПО ПРИВАТИЗАЦИИ И АКЦИОНИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ
3.1. Заявки на приватизацию подаются трудовыми коллективами
предприятий, российскими и иностранными юридическими лицами и
гражданами в территориальное агентство Москомимущества (далее по
тексту - территориальное агентство) по месту расположения предпри-
ятия.
3.2. Общие требования к оформлению заявки на приватизацию объ-
екта:
3.2.1. Заявки на приватизацию регистрируются территориальными
агентствами при условии:
- зарегистрированного права собственности на объект (наличия
выписки из реестра предприятий Москвы);
- наличия комплекта документов в соответствии с действующим за-
конодательством и нормативной базой;
- уплаты заявителем специального сбора за рассмотрение заявки
на приватизацию в установленном размере.
3.2.2. В заявке может содержаться предложение по способу акцио-
нирования, рекомендации по всем вопросам приватизации и дальнейше-
го функционирования объекта.
3.2.3. Датой регистрации заявки на приватизацию или акциониро-
вание считается дата регистрации заявки в реестре Москомимущества
в установленном порядке.
3.2.4. Оформление документации на приватизацию государственных
и муниципальных предприятий Москвы осуществляется одновременно с
оформлением прав на пользование земельными участками, занимаемыми
этими предприятиями, в порядке, установленном законодательством.
3.3. Заявитель отвечает за достоверность представляемой инфор-
мации.
3.4. Территориальное агентство:
- при представлении документов вправе потребовать от заявителя
экспертное заключение независимой аудиторской фирмы;
- не позже недельного срока сообщает заявителю о приеме заявки
или дает обоснованное заключение об отказе в ее приеме;
- обеспечивает ввод заявки в информационную систему Москомиму-
щества;
- организует работу по приватизации предприятий.
3.5. При необходимости Москомимущество в соответствии с Госу-
дарственной программой направляет материалы в Госкомимущество и
республиканские министерства для подготовки распоряжения об особых
условиях приватизации объекта.
3.6. Решения о приватизации или об отказе в приватизации пред-
приятий, включенных в пп. 2.4 и 2.5 Госпрограммы, а также предпри-
ятий городской собственности Москвы из пп. 2.2 и 2.3 Госпрограммы
принимаются Москомимуществом в двухнедельный срок со дня регистра-
ции заявки с мотивированным уведомлением заявителя.
3.7. Территориальные агентства проводят необходимые согласова-
ния с администрацией округа, подразделениями правительства Москвы
по выбору способа приватизации объекта: слияние, государственные
инвестиции, инвестиционный конкурс, продажа за ваучеры и т.д. На
этом этапе определяются объекты, подлежащие банкротству, расформи-
рованию или объединению.
3.8. План приватизации объекта согласовывается с префектурой
административного округа и утверждается Москомимуществом.
При утверждении плана приватизации данного объекта Москомиму-
щество должно руководствоваться рекомендациями территориальных
агентств, подготовленными с участием префектур и управлений муни-
ципальных округов.
4. ПОДГОТОВКА К ПРИВАТИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
4.1. Формирование перечня приватизируемых объектов (приложение
N 1 к Программе) и условий их приватизации.
4.1.1. Терагентства совместно с территориальными округами, де-
партаментами и подразделениями правительства Москвы разрабатывают,
согласовывают с Московским городским территориальным управлением
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной
политике (далее - Антимонопольное управление Москвы) и представля-
ют в Москомимущество перечень объектов по пп. 2.4 и 2.5 Госпрог-
раммы с рекомендациями по учету особых условий приватизации и осу-
ществлению полномочий собственника.
4.1.2. Рекомендации к плану приватизации могут содержать пред-
ложения по следующим вопросам:
- выпуск "золотой акции" или закрепление пакета (доли) акций в
государственной собственности;
- способ приватизации объекта или предприятия;
- сохранение направлений деятельности предприятия и выполнение
покупателем работ и услуг, направленных на развитие городской инф-
раструктуры;
- условия заключения договоров на выполнение городского заказа
и проведение природоохранных мероприятий, включая работы по выводу
предприятия или вредного производства с занимаемой территории;
- выделение части государственного имущества приватизируемого
предприятия (зданий, сооружений, помещений) в оперативное управле-
ние, хозяйственное ведение или аренду;
- организационно - правовая форма управления создаваемого в ре-
зультате приватизации предприятия (холдинг, ассоциация, концерн и
т.п.);
- условия заключения договора на доверительное управление зак-
репленным в государственной собственности пакетом акций;
- сроки и порядок проведения вторичной эмиссии акций приватизи-
рованного предприятия;
- форма, порядок и сроки оплаты приватизируемой недвижимости, в
том числе приватизационными чеками;
- контрольные и количественные показатели деятельности привати-
зированного предприятия;
- другие особые условия приватизации.
4.2. Министерства и ведомства Российской Федерации по совокуп-
ности объектов, расположенных на территории Москвы, также разраба-
тывают рекомендации по учету особенностей приватизации подведом-
ственных предприятий и представляют их в Москомимущество.
4.3. Формирование собственности приватизируемого предприятия,
акционерного общества.
4.3.1. Формирование начального уставного капитала акционерного
общества производится на основании действующего законодательства и
методических материалов, утвержденных правительством Москвы, исхо-
дя из того, что стоимость этого капитала должна отражать рыночные
цены на соответствующее имущество.
4.3.2. В процессе приватизации предприятия может происходить
отчуждение имущества или имущественного комплекса предприятия на
основании постановления правительства Москвы.
4.3.3. До решения вопроса о приватизации отчуждаемое имущество
(или имущественный комплекс) может находиться в хозяйственном ве-
дении приватизируемого предприятия. Условия использования отчуж-
денной части регулируются договором между Москомимуществом и при-
ватизируемым предприятием.
4.3.4. Приватизация филиалов, отделений и других структурных
подразделений приватизируемого московского предприятия, располо-
женных за пределами Москвы и не имеющих статуса юридического лица,
производится в рамках единого имущественного комплекса предприятия
при условии согласования с администрацией соответствующей террито-
рии.
4.3.5. Новый собственник предприятия обязан в месячный срок за-
регистрировать приватизированное имущество, расположенное за пре-
делами Москвы, в порядке, установленном местными органами госу-
дарственной власти и управления.
4.3.6. Решение о выделении структурных подразделений из состава
приватизируемого предприятия принимается в соответствии с Програм-
мой и действующим законодательством.
4.3.7. Административно - офисные здания, сооружения и помещения
передаются новому собственнику, например создаваемому в процессе
приватизации акционерному обществу, по договору с Москомимуществом
в пределах действующих санитарно - гигиенических норм обеспечения
помещениями работников (СНиП).
Сверхнормативные площади в зданиях и сооружениях приватизируе-
мого предприятия передаются Москомимуществом в аренду (или выкупа-
ются в соответствии с п. 2.11.3 Программы) другим юридическим и
физическим лицам в установленном порядке.
4.3.8. Передача зданий и сооружений вновь создаваемому акцио-
нерному обществу производится исключительно при наличии документов
на право пользования занимаемыми этим обществом зданиями (сооруже-
ниями).
4.3.9. Условия и права пользования земельными участками, на ко-
торых расположены приватизируемые предприятия, определяются в ус-
тановленном порядке.
5. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ
ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ
5.1. Общие положения.
5.1.1. Приватизация объектов и предприятий на территории Москвы
производится Москомимуществом на основании Государственной прог-
раммы приватизации, Указов Президента Российской Федерации, поста-
новлений Правительства Российской Федерации, распоряжений Госком-
имущества России, решений, распоряжений и постановлений органов
власти Москвы, требований данной Программы.
5.1.2. Конкретный способ приватизации объекта или предприятия
определяет Москомимущество в соответствии с действующей законода-
тельной и нормативной базой приватизации, а также с учетом особен-
ностей функционирования объекта или предприятия.
5.2. Преобразование государственного (муниципального) предприя-
тия в акционерное общество открытого типа.
5.2.1. Акционирование предприятий определяется разделом 5 Госу-
дарственной программы. При этом обязательным условием, за отдель-
ными исключениями, является инвестиционная программа, обеспечиваю-
щая привлечение финансовых и материальных ресурсов для повышения
экономической и социальной эффективности работы предприятия или
организации.
5.2.2. Реализация инвестиционной программы проводится победите-
лем инвестиционного конкурса. Победитель определятся процедурой,
изложенной в п. 5.7 Госпрограммы. Он берет на себя ответственность
за выполнение плана приватизации, в том числе и реализацию инвес-
тиционной программы. В этом случае победителю конкурса предостав-
ляется право на приобретение 30% уставного капитала в виде обыкно-
венных акций предприятия.
5.2.3. Победитель инвестиционного конкурса (лицо, группа лиц)
становится управляющим предприятия и осуществляет работу по его
приватизации на основе утвержденного плана приватизации, руковод-
ствуясь при этом Государственной программой и нормативными актами,
утвержденными правительством Москвы.
5.2.4. Порядок заключения договора с управляющим о приобретении
акций определен положением, утвержденным Госкомимуществом России,
с уточнениями Москомимущества, вытекающими из данной Программы. В
договоре, в частности, предусматривается форма ответственности уп-
равляющего за выполнение инвестиционной программы и в целом плана
приватизации.
Оценка стоимости акций, подлежащих продаже управляющему, под-
тверждается независимыми оценщиками, страховым полисом и банков-
ской оценкой залоговой стоимости имущества.
В план приватизации включается договор, заключение которого
между управляющим и учредителями акционерного общества является
обязательным. В договоре определяются обязательства управляющего и
пределы его материальной ответственности, в том числе имуществом,
принадлежащим ему на праве частной собственности и вносимым в виде
залога.
На период действия договора управляющему передается право на
голосование всеми голосующими акциями, принадлежащими Фонду иму-
щества.
5.2.5. Порядок продажи акций работникам предприятия и льготы,
предоставляемые им в соответствии с I, II, III вариантами льгот,
устанавливаются Государственной программой (п. 5.3) и осуществля-
ются по закрытой подписке в соответствии с Положением, утвержден-
ным распоряжением Госкомимущества России, "Об утверждении положе-
ния о закрытой подписке на акции при приватизации государственных
и муниципальных предприятий" от 27.07.92 N 308 с изменениями и до-
полнениями, введенными распоряжениями от 11.11.92 N 749 и от
16.12.92 N 1143.
5.2.6. Акции, остающиеся после закрытой подписки и продажи уп-
равляющему, реализуются в соответствии с планом приватизации
предприятия. При выборе второго варианта льгот к числу акций, про-
данных на специализированных чековых аукционах, относится часть
акций, проданных управляющему на инвестиционных торгах.
5.2.7. После 1 июля 1994 года акции продаются на аукционах за
деньги в соответствии с положением, утвержденным Госкомимуществом.
5.3. Инвестиционные конкурсы, конкурсы и аукционы проводятся в
соответствии с действующим законодательством. Перечень объектов
незавершенного строительства Москвы представлен в приложении N 5 к
Программе.
5.3.1. Продажа государственной собственности на инвестиционных
конкурсах или конкурсах с инвестиционными условиями производится
при наличии инвестиционной программы, обеспечивающей выполнение
планов и программ социально - экономического развития города, в
том числе по выводу и перепрофилированию экологически вредных про-
изводств, выполнения городского или федерального заказов.
5.3.2. Обязательным условием участия заявителей в конкурсе яв-
ляется заключение генерального соглашения и договора с Москомиму-
ществом и Фондом имущества об осуществлении инвестиционной прог-
раммы. Генеральное соглашение и договор купли - продажи должны
предусматривать обязательства и ответственность покупателя за вы-
полнение инвестиционной программы.
5.3.3. Разработка и оценка инвестиционных программ осуществля-
ется в соответствии с положениями, утверждаемыми правительством
Москвы.
5.3.4. Заключение о представленной в Москомимущество инвестици-
онной программе осуществляет Экспертный совет по инвестиционным
программам развития предприятий на территории Москвы (Экспертный
совет). Экспертный совет создается Москомимуществом из представи-
телей:
- департаментов правительства Москвы;
- Москомзема, Москомархитектуры, Госкомэкспертизы, Москомприро-
ды, МосгорСЭС.
Экспертный совет в 15-дневный срок дает заключение по представ-
ленным инвестиционным программам. При нарушении Экспертным советом
установленного срока рассмотрения инвестиционных программ заключе-
ние утверждается Москомимуществом.
5.3.5. Инвестиционные конкурсы или конкурсы с инвестиционными
условиями проводятся на основании утвержденных Москомимуществом
инвестиционных программ и планов приватизации объектов и предприя-
тий, находящихся в государственной собственности.
Внесение изменений и дополнений в условия проведения конкурсов
и инвестиционные программы производится на основании распоряжений
Москомимущества.
5.4. Продажа государственного пая.
5.4.1. При приватизации государственного предприятия, имеющего
долю (пай) в другом государственном предприятии, не допускается
приватизация указанной доли (пая) без согласия трудового коллекти-
ва последнего. В случае отказа трудового коллектива предприятия от
приватизации в составе предприятия - владельца доли (пая) выделя-
ется структурное подразделение, соответствующее доле (паю). Сос-
тавляется разделительный баланс на эту долю (пай), и образованное
структурное подразделение приватизируется вместе с предприятием -
собственником доли (пая) в порядке, предусмотренном Программой.
5.4.2. При приватизации государственного предприятия, имеющего
долю (пай) более 50% в другом государственном предприятии, приме-
няются нормативные документы, действующие для холдинговых компа-
ний.
5.4.3. Доли (паи) государственных предприятий в созданных ими
или при их участии негосударственных предприятиях (со смешанной
формой собственности), распорядителем которых в период приватиза-
ции выступает Москомимущество, приватизируются в составе имущест-
венного комплекса приватизируемого государственного предприятия.
5.4.4. Правомочность внесения недвижимости (прав пользования
недвижимостью) в уставной фонд (капитал) предприятия со смешанной
формой собственности устанавливается Москомимуществом в процессе
приватизации предприятия на основе данной Программы и действующих
нормативных актов.
5.5. Порядок продажи пакета акций приватизируемого предприятия:
5.5.1. Фонд имущества Москвы осуществляет продажу переданных
ему Москомимуществом долей участия (паев, акций) в капитале акцио-
нерных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов.
5.5.2. До момента продажи Фонд имущества: владеет указанными
долями участия (паями, акциями), свидетельствами о собственности
на предприятия или иные объекты приватизации; осуществляет в этот
период полномочия собственника; несет риск, связанный с их дея-
тельностью, в соответствии с действующим законодательством.
5.5.3. Если сроки и условия продажи доли, (пая, пакета акций),
поступающей в распоряжение Фонда имущества, не оговорены, она
должна быть продана в течение трех месяцев. По истечении срока
продажи Фонд имущества вправе передать долю (пай, пакет акций)
приватизируемого предприятия соответствующему территориальному
агентству Москомимущества и назначить его распорядителем.
6. ОБЩИЕ НОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ
6.1. Общие нормы:
6.1.1. При приватизации предприятий новый собственник является
правопреемником всех прав и обязанностей приватизируемого предпри-
ятия.
6.1.2. При приватизации должно предусматриваться обязательное
страхование объектов недвижимости от пожара и других стихийных
бедствий, а также страхование гражданской ответственности, эколо-
гических последствий и коммерческих рисков, связанных с использо-
ванием недвижимости новыми владельцами государственного имущества.
6.1.3. Ставки налога на приватизированную собственность опреде-
ляются нормативными актами, утверждаемыми правительством Россий-
ской Федерации и (или) Москвы, в соответствии с действующим зако-
нодательством могут корректироваться со временем и дифференциро-
ваться в зависимости от формы и условий владения собственностью.
6.2. Особенности приватизации в отдельных отраслях промышлен-
ности и городского хозяйства:
6.2.1. Особенности приватизации ряда отраслей и отдельных госу-
дарственных предприятий федеральной собственности регламентируются
специальными Указами Президента Российской Федерации, постановле-
ниями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Госком-
имущества Российской Федерации, положениями данного раздела Прог-
раммы.
6.2.2. Имущество (активы) ликвидируемых и ликвидированных
предприятий подлежит продаже исключительно на аукционе на принци-
пах, изложенных в п. 5.12 Государственной программы.
6.2.3. Продажа по частям имущества предприятий - банкротов в
случае принятия решения об их ликвидации производится на основании
Типового положения о порядке продажи таких предприятий, утвержден-
ного распоряжением Госкомимущества от 05.11.92 N 717-Р.
6.2.4. До 20% акций акционерных обществ, создаваемых в строи-
тельном комплексе, не подлежащих в соответствии с их планами при-
ватизации продаже работникам предприятий и распределению в уста-
новленном порядке, реализуются только путем их продажи на конкур-
сах (инвестиционных или коммерческих), проводимых среди предприя-
тий отрасли, входящих в единый технологический цикл и признаваемых
покупателями законодательством Российской Федерации.
6.2.5. Предприятия, подлежащие выводу из Москвы по экологичес-
ким требованиям и градостроительным нормам (приложение N 2 к Прог-
рамме), приватизируются на конкурсе (инвестиционном или коммерчес-
ком) на условиях, соответствующих разрабатываемым Москомимуществом
совместно с МосгорСЭС, Москомприродой и Москомархитектурой.
Условия конкурса для выводимых предприятий согласовываются с
префектурой административного округа и утверждаются Москомимущест-
вом.
6.2.6. Приватизация экологически опасных предприятий в соот-
ветствии со списком, составленным и утвержденным Минприродой Рос-
сии (его территориальными органами) и Госкомимуществом России,
производится только при условии реализации программ экологической
санации этих предприятий и создания специальных фондов экологичес-
кой санации.
Финансирование проведения экологического обследования привати-
зируемых предприятий осуществляется за счет средств предприятий и
Мосэкофонда.
6.2.7. Пакеты акций предприятий и объектов гостиничного хозяй-
ства, оставшиеся после закрытой подписки, проведенной в соответ-
ствии с п. 6.25 Госпрограммы, закрепляются по согласованию с Гос-
комимуществом в государственной собственности и передаются в дове-
рительное управление с целью разработки условий и проведения ин-
вестиционных конкурсов (торгов).
6.2.8. Объекты, предприятия и учреждения социально - культурно-
го назначения (здравоохранения, культуры и спорта), находящиеся на
балансе предприятий и организаций, приватизируются в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации "Об использовании объек-
тов социально - культурного и коммунально - бытового назначения
приватизируемых предприятий" от 10.01.93 N 8.
В плане приватизации предприятий указывается, что объекты соц-
культбыта могут быть оставлены в собственности города или переданы
в полное хозяйственное ведение, оперативное управление либо сданы
в аренду покупателю.
6.2.9. Приватизация предприятий, виды деятельности которых под-
лежат лицензированию, в том числе занимающихся медицинской, строи-
тельной, правоохранительной деятельностью, деятельностью в сферах
транспорта, потребительского рынка и услуг, осуществляющих ветери-
нарное обслуживание, проводится с возложением на нового собствен-
ника обязательств, соответствующих направлению деятельности прива-
тизированного предприятия.
6.2.10. Фабрики - прачечные и фабрики - химчистки приватизиру-
ются (акционируются) с сетью приемных пунктов как единый произ-
водственный комплекс.
6.2.11. Приватизация всех предприятий МГНП "Мослифт" осущест-
вляется с закреплением не менее 20% акций в собственности города
Москвы.
6.2.12. При приватизации вспомогательных производств муници-
пального предприятия "Мосводоканал" создаются акционерные общества
с закреплением в собственности города контрольного пакета акций
(51%).
6.2.13. Приватизация объектов розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания осуществляется в соответствии с
разделом 5 Государственной программы и следующих особенностей:
6.2.13.1. В случае соблюдения собственниками приватизированных
предприятий условий плана приватизации, а также при условии сохра-
нения объема услуг не менее 70% от общего объема оказываемых ус-
луг, на них в течение срока действия условий сохранения профиля
предприятия распространяются льготы:
- арендная плата за помещение устанавливается по льготным став-
кам;
- сокращается налог с прибыли от реализации продукции, поступа-
ющий в бюджет города.
Размеры льгот определяются постановлениями правительства Моск-
вы.
6.2.13.2. В случае изменения профиля специализации предприятия
до истечения установленного планом приватизации срока договор куп-
ли - продажи предприятия подлежит расторжению в установленном за-
конодательством порядке.
6.2.13.3. Объекты и предприятия со среднесписочной численностью
работающих до 200 человек или балансовой стоимостью по состоянию
на 01.01.92 менее 1 млн. рублей приватизируются только по коммер-
ческому или инвестиционному конкурсу с сохранением специализации.
6.2.13.4. Объекты и предприятия со среднесписочной численностью
работающих свыше 200 человек и балансовой стоимостью свыше 1 млн.
рублей по состоянию на 01.01.92 приватизируются путем продажи ак-
ций после преобразования их в акционерные общества открытого типа.
6.2.13.5. Предприятия, находящиеся на балансе и (или) террито-
рии режимного объекта промышленности, науки и т.п., приватизируют-
ся в составе этого объекта. Решение о способе приватизации, вари-
анте льгот и структуре акционерного общества принимается на объ-
единенном собрании или конференции трудовых коллективов всех
предприятий объекта.
6.2.13.6. Приватизация объектов торговли, общественного питания
и бытового обслуживания, расположенных в гостиницах, ресторанах,
театрах, кинотеатрах, банях и других подобных объектах, проводится
в составе имущественного комплекса этих объектов.
6.2.13.7. Решения о приватизации корпораций, ассоциаций, кон-
цернов и других объединений предприятий торговли, общественного
питания, бытового обслуживания, принятые до утверждения данной
Программы, подлежат пересмотру и отмене в установленном порядке.
6.2.14. Приватизация предприятий пищевой и легкой промышленнос-
ти, местной промышленности, выпускающей товары народного потребле-
ния, осуществляется преимущественно путем продажи по конкурсу или
преобразования в акционерное общество открытого типа с реализацией
инвестиционной программы.
6.2.15. Предприятия легкового и грузового автотранспорта, вклю-
чая их ремонтные подразделения, приватизируются единым комплексом.
6.2.16. Авторемонтные и сервисные предприятия (кроме относящих-
ся к сети фирменного обслуживания) приватизируются исключительно
путем продажи на аукционе или коммерческом конкурсе. При акциони-
ровании этих предприятий может производиться предоставление льгот
только по первому варианту.
6.2.17. Объекты, учреждения спорта приватизируются в соответс-
твии с Положением, разработанным Спорткомитетом Москвы и Моском-
имуществом и согласованным с Госкомимуществом.
6.2.18. Приватизация предприятий оборонного комплекса осущест-
вляется с учетом следующих особенностей:
- предоставление льгот членам трудового коллектива по первому
варианту льгот;
- закрепление в госсобственности контрольного пакета акций или
эмиссия "золотой акции" сроком на 3 года;
- обязательное определение возможности (запрета, ограничения)
участия иностранных инвесторов в приватизации предприятия;
- определение необходимости сохранения профиля деятельности или
разработка бизнес - плана развития (перепрофилирования) предприя-
тия;
- передача для управления закрепляемых в госсобственности ак-
ций: Госкомоборонпрому (его правопреемнику) - 70% закрепленных ак-
ций, правительству Москвы - 30% закрепленных акций. Доля прави-
тельства Москвы может быть увеличена в случае переориентации
предприятия на нужды Москвы и московского региона, что определяет-
ся бизнес - планом предприятия. Возможные доходы по закрепленным в
госсобственности акциям направляются на финансирование программ
структурной перестройки предприятия, переподготовки и социальной
адаптации высвобождаемых работников предприятия;
- продажа не менее 15% акций предприятий по инвестиционному
конкурсу (на основании бизнес - плана);
- продажа до 15% акций на закрытых чековых аукционах среди спе-
циализированных инвестиционных фондов социальной защиты военнослу-
жащих и членов их семей.
6.2.19. При отражении в балансе предприятия стоимости основных
фондов в иностранной валюте и отсутствии документов, подтверждаю-
щих возврат (возмещение государству) указанных валютных средств,
приватизация предприятия производится по согласованию с Центробан-
ком Российской Федерации.
6.2.20. Выкуп арендуемого имущества осуществляется в соответ-
ствии с п. 5.14 Госпрограммы.
6.2.21. О приватизации нежилого фонда, сданного в аренду. Реше-
ние о сроках, условиях и порядке приватизации нежилого фонда,
сданного в аренду, принимается правительством Москвы.
При приватизации этих объектов правительство Москвы вправе ус-
танавливать ограничения на использование приватизированного объек-
та (без установления обязательного срока действия этих ограниче-
ний).
Наложение ограничений происходит в соответствии с процедурой,
разработанной Москомимуществом и утвержденной правительством Моск-
вы. Приватизация объектов нежилого фонда, сданного в аренду, про-
изводится в форме продажи по заявлению арендатора на основании
распоряжения правительства Москвы с обязательным заключением дого-
вора купли - продажи.
6.2.22. О приватизации объектов незавершенного строительства.
При приватизации объектов незавершенного строительства следует ру-
ководствоваться постановлением Правительства РФ N 59 от 3 февраля
1992 г. При этом проведенные ранее государственные капитальные
вложения оцениваются с учетом роста цен на строительные работы при
осуществлении завершающих строительство работ.
7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
7.1. Кредитование инвестиционных программ приватизируемых
предприятий осуществляется коммерческими банками на основании пос-
тановлений Правительства Российской Федерации и Москвы и положе-
ний, разработанных Москомимуществом.
7.2. Рекомендуется Минфину Российской Федерации и Центральному
банку Российской Федерации предусмотреть предоставление льготных
кредитов на кредитование инвестиционных программ приватизируемых
предприятий.
7.3. Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные бан-
ки могут осуществлять кредитование сделок приватизации в соответс-
твии с Государственной программой приватизации и действующим зако-
нодательством.
7.4. Кредитование приватизации может осуществляться за счет
средств, находящихся в распоряжении органов власти Москвы.
8. ТРЕБОВАНИЯ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ
И РАЗВИТИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
8.1. Приватизация предприятий, внесенных в Реестр предприятий -
монополистов Российской Федерации или в Реестр предприятий - моно-
полистов Москвы, осуществляется исключительно с согласия Антимоно-
польного управления Москвы.
8.2. Порядок реорганизации и приватизации предприятий - монопо-
листов, а также концернов, ассоциаций, союзов, других объединений
предприятий, а также акционерных обществ закрытого типа, часть ка-
питала которых находится в государственной собственности, опреде-
ляется Государственной программой приватизации.
8.3. Представители Антимонопольного управления Москвы участвуют
в работе или согласуют решения всех комиссий по приватизации
предприятий Москвы.
8.4. Условия приватизации предприятий и объектов, задействован-
ных в государственных и региональных программах развития отраслей
|