Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 марта 1998 г. N 30/9
О КОНЦЕПЦИИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ И ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
В целях реализации государственной политики занятости
населения, обеспечения гарантий по социальной защите и
материальной поддержке незанятых граждан Правительство Московской
области постановляет:
1. Одобрить Концепцию содействия занятости населения Московской
области на 1998-2000 годы (приложение 1).
2. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости
населения Московской области на 1998-1999 годы (приложение 2).
3. Возложить на Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Московской области (Пашин Н.П.)
организационное руководство и контроль за выполнением Программы
содействия занятости населения Московской области на
1998-1999 годы и мероприятий по ее реализации.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований области при
разработке территориальных программ содействия занятости населения
руководствоваться Концепцией содействия занятости населения
Московской области на 1998-2000 годы, приоритетными направлениями
политики содействия занятости, определенными Программой содействия
занятости населения Московской области на 1998-1999 годы.
5. Департаменту федеральной государственной службы занятости
населения по Московской области (Пашин Н.П.) совместно с
соисполнителями по итогам 1998 года представить в Правительство
Московской области информацию о ходе реализации Программы
содействия занятости населения Московской области на
1998-1999 годы и предложения о внесении необходимых корректировок
на основе результатов анализа рынка труда.
6. Просить Министерство труда и социального развития Российской
Федерации рассмотреть вопрос о включении Московской области в
перечень дотационных регионов с освобождением в 1998 году службы
занятости населения от отчислений средств в федеральную часть
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
7. Просить Московскую областную Думу рассмотреть вопрос о
централизации средств Государственного фонда занятости Российской
Федерации и перераспределении их в дотационные города и районы
области в целях реализации равных прав жителей Московской области
на материальную поддержку в период безработицы.
8. Отраслевым администрациям, министерствам, комитетам,
департаментам, главным управлениям и управлениям Администрации
Московской области совместно с Департаментом федеральной
государственной службы занятости населения по Московской области
(Пашин Н.П.) рассмотреть вопрос о задолженности по обязательным
страховым отчислениям организаций в Государственный фонд занятости
Российской Федерации и механизме ее погашения.
9. Руководителю Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Московской области Н.П. Пашину и
заместителю Главы Администрации Московской области по вопросам
банковско - кредитной и инвестиционной политики Н.П. Галаничевой:
- усилить контроль за закрытием счетов органов службы занятости
населения в коммерческих банках и обеспечить размещение средств
Государственного фонда занятости Российской Федерации в отделениях
уполномоченных банков Администрации Московской области и банков,
определенных Министерством труда и социального развития Российской
Федерации;
- рассмотреть с банками возможность снижения расходов на
банковские услуги по выплате пособия по безработице.
10. Признать утратившими силу постановления Правительства
Московской области от 01.04.96 N 15/7 "О Программе содействия
занятости населения Московской области на 1996-1997 гг." и от
11.03.97 N 17/6 "О приоритетных направлениях политики содействия
занятости населения Московской области в 1997 году и мерах по
финансовому обеспечению их реализации".
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Главы - министра по социальным вопросам
Администрации Московской области В.М. Данилину.
Губернатор Московской области
А.С. Тяжлов
Приложение 1
к постановлению Правительства
Московской области
от 30 марта 1998 г. N 30/9
КОНЦЕПЦИЯ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ
Паспорт
Концепции содействия занятости населения
Московской области на 1998-2000 годы
Наименование - Концепция содействия занятости населения
Московской области на 1998-2000 годы*
Заказчик - Администрация Московской области,
Министерство труда и социального развития
Российской Федерации
Основные - Департамент федеральной государственной
разработчики службы занятости населения по Московской
Концепции области
Цели и задачи - Определение подхода к основным направлениям
Концепции выработки приоритетов содействия занятости
Определение резервов для решения проблем в
сфере занятости
Анализ необходимых ресурсов с учетом прогноза
состояния рынка труда для содействия решению
проблем занятости
Определение новых форм и способов содействия
занятости в дополнение к существующим
Характеристика - Концепция отражает сложившуюся ситуацию на
Концепции рынке труда Московской области, имеющиеся
ресурсы и управленческий потенциал для
решения проблем безработицы. Содержит
предложения по системе координации действий в
рамках реализации политики занятости
Сроки - 1998-2000 годы
реализации
Концепции
Основные - Департамент федеральной государственной
исполнители службы занятости населения по Московской
Концепции области, Администрация Московской области
Источники - Государственный фонд занятости населения
финансирования Российской Федерации, доходы от
инвестиционных проектов, средства
организаций, областной и местные бюджеты
Ожидаемые - Координация долгосрочных и среднесрочных
конечные инвестиционных программ и проектов, связанных
результаты со структурной перестройкой экономики
Московской области, программ социально -
экономического развития отдельных
муниципальных образований, других программ,
принимаемых органами государственной власти
Московской области и Департаментом
федеральной государственной службы занятости
населения по Московской области
Повышение эффективности расходования
финансовых и материальных ресурсов,
направляемых на создание и сохранение рабочих
мест, предотвращение роста безработицы,
стабилизация и улучшение социальной
обстановки в области
Система - Администрация Московской области,
контроля Министерство труда и социального развития
Российской Федерации
Использованные - Устав Московской области, Концепция
при разработке социально - экономического развития
Концепции Московской области на 1997-2005 годы,
материалы Инвестиционная программа
Администрации Московской области на
1998-2000 годы, Программа содействия
занятости населения Московской области на
1996-1997 годы, План мероприятий по созданию
и сохранению рабочих мест на 1998-2000 годы,
утвержденный постановлением Губернатора
Московской области от 16.10.97 N 249-ПГ,
Областная целевая программа поддержки и
развития малого предпринимательства в
Московской области на 1997-1998 годы,
Концепция улучшения положения женщин в
Московской области на 1997-2000 годы,
Программа информатизации Московской области,
Федеральная целевая программа содействия
занятости населения Российской Федерации на
1998-2000 годы, Комплексная программа мер по
созданию и сохранению рабочих мест на
1996-2000 годы, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 23.05.96
N 768, Программа Правительства Российской
Федерации "Структурная перестройка и
экономический рост в 1997-2000 годах",
Программа социальных реформ в Российской
Федерации на период 1996-2000 годов
--------------------------------
* Далее - Концепция.
Введение
Концепция содействия занятости населения Московской области на
1998-2000 годы - документ, отражающий совокупность официально
принятых взглядов на цели и стратегию в сфере содействия занятости
населения региона, определяет важнейшие направления и принципы
государственной политики в сфере занятости населения в Московской
области.
Концепция подготовлена на базе анализа текущей ситуации в сфере
занятости населения Московской области, прогноза ее развития в
1998-2000 годах и с учетом имеющихся ресурсов и возможностей
области, конкретизирует и развивает положения Концепции
социально - экономического развития Московской области на
1998-2005 годы в части управления занятостью населения области и
взаимоувязана с действующими программами Московской области,
способствующими развитию занятости.
Концепция разработана Департаментом федеральной государственной
службы занятости населения по Московской области (далее -
Департамент) в соответствии с Законом Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации", Законом Московской
области "О Концепции, прогнозах и программах социально -
экономического развития Московской области" и является основой для
принятия конкретных областных и местных программ и других решений
по проблемам занятости населения Московской области.
Контроль за реализацией Концепции осуществляют Администрация
Московской области и Министерство труда и социального развития
Российской Федерации.
1. Характеристика текущей ситуации в сфере
занятости населения региона
В конце 1997 года экономической деятельностью в регионе было
занято около 2,1 млн. человек, или 87% экономически активного
населения. Согласно экспертным оценкам примерно 325 тыс. человек
(или 13%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии
с методологией Международной организации труда классифицировались
как безработные. Численность безработных, официально
зарегистрированных в органах государственной службы занятости,
составила в конце 1997 года 77,9 тыс. человек, или 2,8% от
экономически активного населения.
Сопоставление динамики основных показателей занятости
свидетельствует о наличии как положительных, так и отрицательных
тенденций (см. табл. N 1)
Таблица N 1
ТЕНДЕНЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАНЯТОСТИ
----T----------------------------T---T----------------------------¬
¦N ¦Положительные тенденции ¦N ¦Отрицательные тенденции ¦
¦п/п¦ ¦п/п¦ ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦1. ¦По сравнению с предыдущим ¦1. ¦Средний период продолжитель-¦
¦ ¦годом замедлился темп ¦ ¦ности регистрируемой безра- ¦
¦ ¦сокращения общей численности¦ ¦ботицы увеличился ¦
¦ ¦граждан, занятых в экономике¦ ¦с 6,1 месяца в 1996 году до ¦
¦ ¦Московской области ¦ ¦7,1 месяца в 1997 году ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦2. ¦Снизились размеры регистри- ¦2. ¦Уровень хронической безрабо-¦
¦ ¦руемой безработицы ¦ ¦тицы (продолжительность ¦
¦ ¦ ¦ ¦безработицы более 1 года) ¦
¦ ¦ ¦ ¦вырос с 14% в 1996 году ¦
¦ ¦ ¦ ¦до 23% в 1997 году ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦3. ¦Среди незанятых граждан ¦3. ¦Наличие среди предлагаемых ¦
¦ ¦ослабла конкуренция за ¦ ¦вакансий, таких где заработ-¦
¦ ¦свободное рабочее место ¦ ¦ная плата ниже прожиточного ¦
¦ ¦(в начале года на одно ¦ ¦минимума или длительно не ¦
¦ ¦свободное рабочее место ¦ ¦выплачивается. Большую часть¦
¦ ¦претендовали 7, к концу ¦ ¦вакансий, заявленных в ¦
¦ ¦года - 4 человека) ¦ ¦службу занятости, составляют¦
¦ ¦ ¦ ¦рабочие специальности ¦
¦ ¦ ¦ ¦(75,1%), в то время как ¦
¦ ¦ ¦ ¦40,8% безработных, состоящих¦
¦ ¦ ¦ ¦на учете, имеют высшее и ¦
¦ ¦ ¦ ¦среднее специальное образо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦вание, 46,5% не имеют ¦
¦ ¦ ¦ ¦специальности, еще не ¦
¦ ¦ ¦ ¦приступали к трудовой ¦
¦ ¦ ¦ ¦деятельности или имели ¦
¦ ¦ ¦ ¦длительный перерыв в работе ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦4. ¦Численность граждан, ¦4. ¦Численность лиц, проходивших¦
¦ ¦трудоустроенных при ¦ ¦обучение, сократилась на ¦
¦ ¦содействии службы занятости,¦ ¦41,8% ¦
¦ ¦увеличилась с 88,7 тыс. чел.¦ ¦ ¦
¦ ¦в 1996 г., до 112,5 тыс. ¦ ¦ ¦
¦ ¦чел. в 1997 г. ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦5. ¦Сократилось число обращений ¦5. ¦Численность лиц, принимавших¦
¦ ¦в службу занятости граждан ¦ ¦участие в общественных ¦
¦ ¦по вопросам трудоустройства ¦ ¦работах, уменьшилась на ¦
¦ ¦(примерно на 20 тыс. чел.) ¦ ¦72,2% ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦6. ¦В соответствии с постанов- ¦6. ¦Ликвидация 5 центров заня- ¦
¦ ¦лением Правительства ¦ ¦тости населения, высвобож- ¦
¦ ¦Московской области от ¦ ¦дены 233 работника службы ¦
¦ ¦11.03.97 N 17/6 (п. 6) была ¦ ¦занятости, что осложняет ¦
¦ ¦проделана работа по ¦ ¦обслуживание населения в ¦
¦ ¦совершенствованию управления¦ ¦отдельных районах и городах ¦
¦ ¦системы службы занятости ¦ ¦области ¦
¦ ¦(проведены реорганизация и ¦ ¦ ¦
¦ ¦сокращение численности ¦ ¦ ¦
¦ ¦персонала на 14%) ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦7. ¦Удалось снизить рост безра- ¦7. ¦В пяти городах и районах ¦
¦ ¦ботицы в 7 районах и городах¦ ¦области с критической ¦
¦ ¦области, отнесенных поста- ¦ ¦ситуацией уровень безработи-¦
¦ ¦новлением Правительства ¦ ¦цы превышает 6% ¦
¦ ¦Московской области от ¦ ¦ ¦
¦ ¦11.03.97 N 17/6 к ¦ ¦ ¦
¦ ¦депрессивным территориям ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦8. ¦В 1997 году впервые отраба- ¦8. ¦Задолженность организаций ¦
¦ ¦тывалась технология реструк-¦ ¦по перечислению страховых ¦
¦ ¦туризации долгов предприя- ¦ ¦взносов в Фонд занятости ¦
¦ ¦тий. В целом получено в ¦ ¦возросла до ¦
¦ ¦1997 году 18,1 млрд. руб. ¦ ¦104,5 млрд. руб.*, а ¦
¦ ¦ ¦ ¦с учетом пеней и штрафов - ¦
¦ ¦ ¦ ¦до 167,2 млрд. руб. ¦
+---+----------------------------+---+----------------------------+
¦9. ¦В соответствии с постановле-¦9. ¦Задолженность по выплате ¦
¦ ¦нием Правительства ¦ ¦пособий по безработице и ¦
¦ ¦Московской области от ¦ ¦материальной поддержке по ¦
¦ ¦11.03.97 N 17/6 удалось ¦ ¦состоянию на 01.01.98 ¦
¦ ¦ликвидировать задолженность ¦ ¦составила 117,8 млрд. руб. ¦
¦ ¦по материальным выплатам ¦ ¦ ¦
¦ ¦безработным за 1996 год ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------+---+-----------------------------
* Здесь и далее объем финансовых средств указан без учета
деноминации.
Динамика зарегистрированной безработицы пока остается
достаточно спокойной. Однако ряд тревожных факторов и негативных
тенденций указывает на то, что ситуация на рынке труда может
существенно осложниться. Факторами, которые при определенных
условиях могут привести к обострению ситуации на рынке труда,
являются:
- сокращение объемов госзаказа по предприятиям военно -
промышленного комплекса (ВПК) и абсолютное сокращение количества
предприятий ВПК;
- усиление конкуренции товаров иностранных производителей на
областном рынке товаров и услуг;
- вступление в силу новой редакции Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)";
- сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации;
- низкая территориальная мобильность рабочей силы;
- высокий уровень неполной занятости и др.
Текущая ситуация в сфере занятости не может гарантировать
окончательное решение рассматриваемой проблемы, поскольку
сохраняется высокий уровень общей безработицы. Это требует
определенной перестройки управления занятостью и дальнейшего
повышения координации и согласованности действий органов
исполнительной власти Московской области, профсоюзов и
Департамента федеральной государственной службы занятости
населения по Московской области - как главного элемента реализации
государственной политики занятости в Московской области.
2. Цели и задачи политики занятости в Московской области
Политика занятости населения является важной составной частью
общего процесса управления социально - экономическим развитием
Московской области. От уровня занятости населения во многом
зависит состояние дел в бюджетной системе региона (как областной,
так городской и районной), уровень платежеспособного спроса
населения на продукцию отечественных производителей, возможности
инвестиций в российские предприятия, перспективы развития
жилищно - коммунальной реформы.
Основной целью государственной политики занятости в Московской
области является удовлетворение потребности населения в рабочих
местах, которые обеспечат трудоспособным гражданам возможность
получения необходимого уровня материального благосостояния своих
семей.
Цели политики занятости:
- повышение уровня и изменение структуры занятости населения
Московской области на основе создания экономически эффективных
рабочих мест в перспективных отраслях экономики региона;
- сохранение и развитие кадрового потенциала и повышение
конкурентоспособности рабочей силы;
- разработка и принятие оперативных мер по предотвращению роста
безработицы и смягчению ее последствий;
- обеспечение защиты в области занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы, проведение специальных мероприятий, способствующих их
занятости;
- совершенствование комплекса услуг по оказанию помощи в
трудоустройстве безработным гражданам;
- оказание материальной поддержки безработным гражданам и
членам их семей.
Основные задачи реализации государственной политики в области
занятости населения Московской области:
- создание на основе полной занятости населения и собственной
трудовой активности граждан Московской области благоприятных
условий для повышения уровня жизни, снижение социальной нагрузки
на областной, районные и городские бюджеты;
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий
для создания и сохранения рабочих мест;
- формирование эффективной структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики
Московской области и отдельных административных районах и городах
областного подчинения;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности
рабочей силы на территории Московской области;
- регулирование внешней трудовой миграции в целях наибольшего
учета интересов населения Московской области;
- укрепление социальных гарантий работников организаций,
имеющих тяжелые и вредные условия труда или являющихся
неперспективными;
- усиление роли и ответственности участников социально -
трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости как неэффективной
формы, стимулирующей разрушение квалификационного потенциала
рабочей силы и снижение уровня доходов;
- оказание помощи работодателям в подборе кадров из числа
безработных и профессиональная переподготовка под конкретные
рабочие места;
- развитие областной системы общественных работ;
- стабилизация занятости в депрессивных территориях с
критической ситуацией на рынке труда;
- обеспечение адресной поддержки от безработицы гражданам,
испытывающим трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь в
возрасте до 18 лет, женщины, воспитывающие несовершеннолетних
детей или детей - инвалидов, лица, освобожденные из мест лишения
свободы и др.) путем осуществления комплекса мероприятий,
способствующих их трудоустройству;
- обеспечение гарантий по материальной поддержке безработных,
выплата задолженности безработным за предыдущий период;
- помощь в социальной адаптации лицам, длительно не имеющим
работы или впервые вступающим на рынок труда;
- предотвращение развития иждивенческих настроений у
безработных и стимулирование их к самостоятельному поиску
занятости;
- совершенствование взаимодействия с Главным управлением
внутренних дел Московской области по выявлению лиц, получивших
пособие по безработице обманным путем;
- повышение уровня отчислений в Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации за счет реструктуризации долгов
организаций - плательщиков;
- повышение уровня скоординированности и взаимодействия всех
органов власти, осуществляющих регулирование социально -
экономического развития области по вопросам их влияния на развитие
занятости и снижение уровня безработицы в Московской области.
3. Механизм реализации политики занятости
3.1. Основные принципы политики занятости
Реализация целей и задач политики занятости предусматривает
следующие основные принципы:
- комплексность решения проблем занятости;
- согласованность при принятии всех решений, существенно
воздействующих на занятость в области;
- снижение негативного влияния на занятость факторов,
возникающих при проведении реформ в экономике Московской области;
- развитие всех факторов, оказывающих положительное воздействие
на занятость населения в Московской области.
3.2. Условия реализации политики занятости
Механизм реализации целей и задач предполагает учет различных
факторов, влияющих на занятость населения региона: экономических,
социальных, административных, демографических, психологических,
географических и др.
Условия реализации политики занятости населения Московской
области, ее целей и задач:
- наметившийся экономический рост в экономике Московской
области;
- выгодное географо - политическое положение Московской
области;
- наличие в Московской области сформировавшейся базовой
рыночной инфраструктуры;
- принятие Концепции социально - экономического развития
Московской области на 1997-2005 годы, где отражены основные
направления действий областных органов законодательной и
исполнительной власти по стимулированию региональной экономики и
рынка труда;
- разработка в Московской области Генеральной схемы создания и
сохранения рабочих мест на 1998-2005 годы, содержащей оценку
реальной потребности населения в рабочих местах в разрезе
административных единиц, отраслей экономики и с учетом
половозрастного, образовательного и квалификационного состава
рабочей силы;
- накопленный опыт работы в применении современных социальных
технологий по предотвращению массовой безработицы;
- наличие на территории Московской области развитой сети
районных и городских управлений занятости;
- скоординированность действий областных органов исполнительной
власти и Департамента федеральной государственной службы занятости
населения по Московской области;
- готовность органов управления всех уровней к дальнейшему
совершенствованию работы в условиях динамичных социально -
экономических изменений.
3.3. Формы взаимодействия Департамента федеральной
государственной службы занятости населения
по Московской области и Администрации
Московской области
Место и роль Департамента федеральной государственной службы
занятости по Московской области определяются его положением в
системе федеральных органов исполнительной государственной власти
Московской области, целями и задачами, поставленными перед
службой, а также материальными, финансовыми и людскими ресурсами,
которыми он наделен в соответствии с Законом Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации".
Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Федеральной целевой программой
содействия занятости населения Российской Федерации на
1998-2000 годы, Концепцией социально - экономического развития
Московской области на 1997-2005 годы, постановлением Губернатора
Московской области от 16.10.97 N 249-ПГ "О реализации в Московской
области Плана мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест на
1998-2000 годы", областной программой содействия занятости
населения и другими нормативными правовыми актами Московской
области; осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
органами законодательной и исполнительной государственной власти
Московской области, а также с широким кругом общественных и
профессиональных объединений.
Департамент выступает как составной элемент региональной
системы управления занятостью и обеспечивает выполнение тех задач,
которые возложены на него в результате сложившегося
управленческого разделения труда.
Взаимодействие Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Московской области и Администрации
Московской области может осуществляться в следующих
организационных формах:
1. Совместная разработка и реализация концепций и программ
социально - экономического развития Московской области в целом, а
также в разрезе отраслей, муниципальных образований.
При этом должны решаться следующие проблемы:
- включение в структуру концепций и программ специальных
разделов по регулированию рынка труда и по оценке влияния этих
программ на занятость населения;
- периодическая корректировка реализуемых концепций и программ
с точки зрения повышения эффективности их влияния на рынок труда;
- обмен информацией, наработка опыта и методологии проведения
анализа программных документов и необходимых расчетов с целью
повышения уровня занятости.
2. Объединение Координационного комитета по содействию
занятости населения Московской области и Координационного совета
по созданию и сохранению рабочих мест в Московской области на
1998-2000 годы для выработки согласованных решений по управлению
трудовыми ресурсами области, структурой рабочих мест и занятостью
населения.
Необходимо расширить функции и задачи в области занятости
населения единого органа, который может быть создан в результате
такого объединения (Координационного комитета по развитию рабочих
мест и содействию занятости населения Московской области),
дополнительно поручив ему рассматривать проекты концепций и
программ социально - экономического развития Московской области с
целью анализа возможного их влияния на рынок труда, вносить
предложения в Правительство Московской области об отклонении тех
из них, которые могут негативно повлиять на состояние занятости
населения.
3. Совместная разработка и реализация пилотных проектов по
созданию рабочих мест и содействию занятости в конкретных
муниципальных образованиях Московской области для отработки
механизма взаимодействия, процедуры выработки и принятия
согласованных решений.
4. Социальная экспертиза инвестиционных проектов и программ.
5. Налаживание тесного информационного обмена и взаимное
консультирование по вопросам, сопряженным с регулированием рынка
труда (обмен документами, проведение совместных совещаний и
рабочих групп, организация круглых столов, семинаров и др.).
6. Совместная реализация Регионального соглашения между
Администрацией Московской области, Московским областным Советом
профсоюзов и Союзом товаропроизводителей Московской области,
проведение взаимных консультаций с профсоюзами по вопросам
занятости.
Приложение 1
к Концепции содействия
КОМПЛЕКС СКООРДИНИРОВАННЫХ МЕР АДМИНИСТРАЦИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ДЕПАРТАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Скоординированные меры воздействия на факторы, оказывающие
существенное влияние на процессы занятости
в Московской области
МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФАКТОРЫ,
ОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАНЯТОСТЬ
---T------------------------T-------------------------T--------------------------------------------------------------------¬
¦N ¦Факторы ¦Негативные ¦ Скоординированные меры ¦
¦ ¦ ¦последствия +---------------------------T----------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦Администрации Московской ¦Департамента федеральной государственной¦
¦ ¦ ¦ ¦области ¦службы занятости по Московской области ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦ Экономические факторы ¦
+--T------------------------T-------------------------T---------------------------T----------------------------------------+
¦1.¦Реструктуризация ¦Высвобождение значитель- ¦Выделение стратегически ¦Основной акцент делается на профилакти- ¦
¦ ¦промышленных предприятий¦ной части занятых в эко- ¦важных для развития эконо- ¦ческую работу Департамента: ¦
¦ ¦ ¦номике Московской облас- ¦мики и занятости области ¦участие в программах организации об- ¦
¦ ¦ ¦ти, рост уровня и продол-¦(районов) отраслей и пред- ¦щественных работ; ¦
¦ ¦ ¦жительности безработицы, ¦приятий. ¦помощь предприятиям в проведении ауди- ¦
¦ ¦ ¦снижение уровня жизни на-¦Содействие оказанию кон- ¦та персонала и определении континген- ¦
¦ ¦ ¦селения, повышение соци- ¦сультационной помощи предп-¦та, подлежащего сокращению; ¦
¦ ¦ ¦альной напряженности, ¦риятиям по изменению систе-¦профилактическая работа с подлежащими ¦
¦ ¦ ¦увеличение неполной заня-¦мы управления, маркетинга, ¦увольнению работниками (первичная проф- ¦
¦ ¦ ¦тости работников предпри-¦снабжения, производства и ¦ориентация, заключение контрактов на ¦
¦ ¦ ¦ятий, снижение налоговых ¦сбыта. ¦переобучение, психологическая работа ¦
¦ ¦ ¦поступлений в областной ¦Предоставление системы ¦для снижения стресса и уровня "притя- ¦
¦ ¦ ¦бюджет ¦льгот важным для развития ¦заний"). ¦
¦ ¦ ¦ ¦области предприятиям. ¦Организация опережающего профессиональ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦Предоставление льготных це-¦ного обучения работников при массовом ¦
¦ ¦ ¦ ¦левых кредитов или поручи- ¦высвобождении. ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельств и гарантий Прави- ¦Развитие условий для перелива рабочей ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельством Московской облас-¦силы: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ти при предоставлении фи- ¦создание системы посреднических орга- ¦
¦ ¦ ¦ ¦нансовыми организациями ¦низаций по развитию временной занятос- ¦
¦ ¦ ¦ ¦кредитов стратегически важ-¦ти; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ным предприятиям. ¦программа профессиональной подготовки ¦
¦ ¦ ¦ ¦Организация общественных ¦незанятой молодежи под заказы реструк- ¦
¦ ¦ ¦ ¦работ ¦турируемых предприятий; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дотации рабочих мест для работников из ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦числа незанятой молодежи, инвалидов и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦лиц предпенсионного возраста; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Разработка механизма организации общест-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦венных работ за счет реструктуризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦задолженности организаций в Государс- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦твенный фонд занятости населения Рос- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сийской Федерации. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Реструктуризация долгов в Государствен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ный фонд занятости населения Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации в зависимости от уровня влия- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния предприятия на занятость Московской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦2.¦Усиление конкуренции ¦Сужение рынков сбыта про-¦Налоговые льготы стратеги- ¦Создание биржи подрядных работ для ¦
¦ ¦товаров иностранных ¦дукции и услуг областных ¦чески важным и перспектив- ¦предприятий малого бизнеса, где заняты ¦
¦ ¦производителей ¦предприятий, ухудшение их¦ным для области (в плане ¦безработные, с целью продвижения их ус- ¦
¦ ¦ ¦финансового состояния, ¦обеспечения занятости) ¦луг и стимулирования развития малого ¦
¦ ¦ ¦сокращение рабочих мест ¦предприятиям. ¦бизнеса. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ужесточение контроля за ка-¦Организация систематического сбора ин- ¦
¦ ¦ ¦ ¦чеством ввозимой в область ¦формации о подрядных работах и их испол-¦
¦ ¦ ¦ ¦продукции с целью недопуще-¦нителях, обеспечение оперативного досту-¦
¦ ¦ ¦ ¦ния реализации импортной и ¦па к этим данным потенциальных заказчи- ¦
¦ ¦ ¦ ¦поступающей из других реги-¦ков - производителей товаров и услуг ¦
¦ ¦ ¦ ¦онов некачественной дешевой¦Московской области ¦
¦ ¦ ¦ ¦продукции. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Содействие оказанию кон- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сультационной помощи в на- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦лаживании системы маркетин-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦га и сбыта ¦ ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦ Административные факторы ¦
+--T------------------------T-------------------------T---------------------------T----------------------------------------+
¦3.¦Сокращение объемов ¦Высвобождение значитель- ¦Помощь в получении заказов ¦Профессиональная ориентация и профессио-¦
¦ ¦госзаказа по предприя- ¦ной части занятых в эко- ¦для выпуска конверсионной ¦нальная переподготовка работников предп-¦
¦ ¦тиям военно - промышлен-¦номике области, рост ¦продукции, содействие в ре-¦риятий военно - промышленного комплекса,¦
¦ ¦ного комплекса и ¦уровня и продолжительнос-¦организации ¦попадающих под сокращение в результате ¦
¦ ¦абсолютное сокращение ¦ти безработицы, снижение ¦ ¦снижения уровня госзаказов и числа ¦
¦ ¦предприятий военно - ¦уровня жизни населения ¦ ¦предприятий, работающих в сфере военно -¦
¦ ¦промышленного комплекса ¦ ¦ ¦промышленного комплекса ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦4.¦Вступление в силу новой ¦Временное или полное ¦Профилактическая работа с ¦Участие в составлении и реализации соци-¦
¦ ¦редакции Федерального ¦прекращение деятельности ¦предприятиями. ¦альных планов ликвидируемых предприятий ¦
¦ ¦закона "О несостоятель- ¦предприятий, находящихся ¦Организация санаций предп- ¦или предприятий, которые осуществляют ¦
¦ ¦ности (банкротстве)" ¦в неудовлетворительном ¦риятий или проведение про- ¦санацию. ¦
¦ ¦ ¦финансовом состоянии. ¦цедур банкротства ¦Реструктуризация долгов в Государствен- ¦
¦ ¦ ¦Существенное сокращение ¦ ¦ный фонд занятости населения Российской ¦
¦ ¦ ¦персонала этих предприя- ¦ ¦Федерации. ¦
¦ ¦ ¦тий, рост безработицы ¦ ¦Разработка механизма организации общест-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦венных работ за счет реструктуризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦задолженности организаций в Государс- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦твенный фонд занятости населения Рос- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сийской Федерации. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Реализация программы создания и сохране-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния рабочих мест путем предоставления ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦товарного кредита и реструктуризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦долгов в Государственный фонд занятости ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения Российской Федерации ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦ Демографические факторы ¦
+--T------------------------T-------------------------T---------------------------T----------------------------------------+
¦5.¦Увеличение численности ¦Усиление напряженности на¦Создание дополнительных ра-¦Содействие в создании рабочих мест и ¦
¦ ¦трудовых ресурсов ¦рынке труда, рост безра- ¦бочих мест. ¦развитии самозанятости безработных ¦
¦ ¦ ¦ботицы ¦Создание системы дополни- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельного профессионального ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦базового образования для ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦выпускников образовательных¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждений среднего (полно-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦го) общего образования ¦ ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦ Прочие факторы ¦
+--T------------------------T-------------------------T---------------------------T----------------------------------------+
¦6.¦Недостаточно развитая ¦Снижение качества и опе- ¦Предоставление Департаменту¦Расширение видов и форм информационной ¦
¦ ¦информационная база по ¦ративности принятия реше-¦в областных средствах мас- ¦работы с населением и работодателями. ¦
¦ ¦состоянию рынка труда ¦ний по регулированию рын-¦совой информации (в т.ч. на¦Разработка анализа и прогноза рынка тру-¦
¦ ¦ ¦ка труда ¦безвозмездной основе) эфир-¦да Московской области. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного времени и газетных ¦Проведение социологических исследований ¦
¦ ¦ ¦ ¦площадей для информирования¦и социологического мониторинга по проб- ¦
¦ ¦ ¦ ¦о ситуации на рынке труда ¦лемам занятости населения по актуальным ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемам деятельности службы занятости ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения области. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Формирование территориальных и областно-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦го компьютерных банков данных по вопро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сам занятости ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦7.¦Сокращение численности ¦Усиление напряженности на¦Участие в разработке и реа-¦Участие в разработке и реализации Прог- ¦
¦ ¦военнослужащих ¦рынке труда, увеличение ¦лизации Программы перепод- ¦раммы переподготовки и обеспечения заня-¦
¦ ¦ ¦численности безработных ¦готовки и обеспечения заня-¦тости военнослужащих, подлежащих - ¦
¦ ¦ ¦ ¦тости военнослужащих, под- ¦увольнению в запас или в отставку, граж-¦
¦ ¦ ¦ ¦лежащих увольнению в запас ¦дан, уволенных с военной службы, и чле- ¦
¦ ¦ ¦ ¦или в отставку, граждан, ¦нов их семей. ¦
¦ ¦ ¦ ¦уволенных с военной службы,¦Опережающая переподготовка военнослужа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦и членов их семей ¦щих, подлежащих увольнению. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Профориентация и профконсультирование, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦психологическая поддержка военнослужа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦щих, уволенных в запас. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Субсидии на организацию собственного де-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ла бывшым военнослужащим и членам их се-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мей, зарегистрированным в качестве без- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦работных ¦
L--+------------------------+-------------------------+---------------------------+-----------------------------------------
РАЗВИТИЕ ФАКТОРОВ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОЗИТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗАНЯТОСТЬ
---T------------------------T-------------------------T--------------------------------------------------------------------¬
¦N ¦Факторы ¦Возможности ¦ Согласованные меры ¦
¦ ¦ ¦ +---------------------------T----------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦Администрации Московской ¦Департамента федеральной государственной¦
¦ ¦ ¦ ¦области ¦службы занятости по Московской области ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦ Экономические факторы ¦
+--T------------------------T-------------------------T---------------------------T----------------------------------------+
¦1.¦Экономический рост в ¦Сохранение действующих ¦Выделение приоритетных от- ¦Формирование базы данных о возникающих ¦
¦ ¦экономике Московской ¦эффективных рабочих мест.¦раслей. ¦вакансиях и оперативное их предоставле- ¦
¦ ¦области ¦Создание предпосылок для ¦Содействие предприятиям: ¦ние безработным ¦
¦ ¦ ¦создания новых рабочих ¦Оказание помощи в реструк- ¦Профессиональная переподготовка безра- ¦
¦ ¦ ¦мест. ¦туризации социальной сферы ¦ботных для занятия вакансий на успешно ¦
¦ ¦ ¦Повышение уровня конку- ¦предприятий. ¦действующих предприятиях и создаваемых ¦
¦ ¦ ¦рентоспособности действу-¦Налаживание эффективной ¦региональных финансово - промышленных ¦
¦ ¦ ¦ющих рабочих мест ¦системы профессиональной ¦группах. ¦
¦ ¦ ¦ ¦подготовки и переподготовки¦Субсидирование занятости необученной мо-¦
¦ ¦ ¦ ¦кадров региона ¦лодежи, впервые вступающей на рынок тру-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦да. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Реструктуризация долгов в Государствен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ный фонд занятости населения Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации с целью ускорение экономичес- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кого развития предприятий и создание на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦этой основе новых рабочих мест ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦2.¦Привлечение зарубежных ¦Привлечение дополнитель- ¦Создание условий для прив- ¦Разработка специальных программ по повы-¦
¦ ¦инвестиций в экономику ¦ных финансовых ресурсов. ¦лечения иностранных инвес- ¦шению уровня профессиональной подготовки¦
¦ ¦региона ¦Привлечение новых техно- ¦тиций ¦для безработных в целях занятия вакант- ¦
¦ ¦ ¦логий. ¦ ¦ных рабочих мест на предприятиях с ¦
¦ ¦ ¦Использование современных¦ ¦иностранным капиталом ¦
¦ ¦ ¦систем управления предп- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦риятием. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Создание новых рабочих ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мест ¦ ¦ ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦ Административные факторы ¦
+--T------------------------T-------------------------T---------------------------T----------------------------------------+
¦3.¦Разработка Генеральной ¦Определение реальной пот-¦Определить приоритеты в ¦Участие в реализации Плана мероприятий ¦
¦ ¦схемы создания и ¦ребности в рабочих местах¦развитии экономики и отрас-¦по созданию и сохранению рабочих мест на¦
¦ ¦сохранения рабочих мест ¦со стороны населения в ¦лей в целях максимального ¦1998-2000 гг., утвержденного постановле-¦
¦ ¦ ¦разрезе отраслей экономи-¦удовлетворения спроса насе-¦нием Губернатора Московской области от ¦
¦ ¦ ¦ки и муниципальных обра- ¦ления в рабочих местах. ¦16.10.97 N 249-ПГ. ¦
¦ ¦ ¦зований Московской ¦Определение схемы подготов-¦Участие в разработке и реализации Гене- ¦
¦ ¦ ¦области ¦ки кадров под сложившуюся ¦ральной схемы создания и сохранения ра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦структуру рабочих мест. ¦бочих мест. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Формирование плана базовой ¦Профессиональная переподготовка безра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦подготовки рабочих и специ-¦ботных с учетом выявленной и перспектив-¦
¦ ¦ ¦ ¦алистов в средних и высших ¦ной структурой рабочих мест. ¦
¦ ¦ ¦ ¦специальных учебных заведе-¦Создание рабочих мест для безработных. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ниях с учетом перспективной¦Участие в организации общественных ¦
¦ ¦ ¦ ¦структуры рабочих мест ¦работ. ¦
+--+------------------------+-------------------------+---------------------------+----------------------------------------+
¦4.¦Внедрение системы ¦Согласованность принимае-¦Принятие нормативного пра- ¦Участие в проведении социальной экспер- ¦
¦ ¦социальной экспертизы ¦мых экономических решений¦вового акта по проведению ¦тизы. ¦
¦ ¦целевых программ ¦с действиями, направлен- ¦социальной экспертизы. ¦Предоставление информации о состоянии ¦
¦ ¦ ¦ными на повышение эффек- ¦Разработка целевых программ¦рынка труда. ¦
¦ ¦ ¦тивности областного рынка¦с учетом ситуации на рынке ¦Разработка мероприятий, направленных на ¦
¦ ¦ ¦труда ¦труда ¦улучшение функционирования рынка труда ¦
L--+------------------------+-------------------------+---------------------------+-----------------------------------------
Приложение 2
к Концепции содействия
ЧИСЛЕННОСТЬ ГРАЖДАН, ОБРАТИВШИХСЯ В СЛУЖБУ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ В 1995-1997 ГГ., И ПРОГНОЗ НА 1998-2000 ГГ.
тыс. чел.
----------------------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
|