Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.11.97 N 1414 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 1998 2000 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 10 ноября 1997 г. N 1414
   
        О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
   
       В целях  обеспечения  реализации  государственной миграционной
   политики в Российской Федерации и во исполнение  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от 9 августа 1994 г.  N 1668 "О Федеральной
   миграционной  программе"  (Собрание  законодательства   Российской
   Федерации,   1994,   N  18,  ст.  2065;  1996,  N  25,  ст.  3002)
   Правительство Российской Федерации постановляет:
       1. Утвердить прилагаемую Федеральную миграционную программу на
   1998 - 2000 годы (далее именуется Программа).
       2. Утвердить    Федеральную    миграционную    службу   России
   государственным заказчиком Программы.
       3. Министерству  экономики Российской Федерации и Министерству
   финансов  Российской  Федерации  включить  Программу  в   перечень
   федеральных  целевых  программ,  подлежащих финансированию за счет
   средств федерального бюджета в 1998 - 2000 годах.
       Установить, что   в   ходе   реализации   Программы  отдельные
   мероприятия могут уточняться,  а объемы финансирования мероприятий
   подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального
   бюджета.
       4. Федеральной   миграционной  службе  России  представлять  в
   Правительство Российской Федерации начиная с 1998  года  ежегодно,
   до  15 февраля,  доклад о выполнении мероприятий,  предусмотренных
   федеральными миграционными программами.
   
                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                        В.ЧЕРНОМЫРДИН
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждена
                                         Постановлением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                          от 10 ноября 1997 г. N 1414
   
         ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА НА 1998 - 2000 ГОДЫ
   
                                ПАСПОРТ
         ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
   
   Наименование Программы       - Федеральная миграционная
                                  программа на 1998 - 2000 годы
   
   Дата принятия решения о      - Указ Президента Российской
   разработке Программы, дата     Федерации от 9 августа 1994 г.
   ее утверждения (наименование   N 1668 "О Федеральной
   и номер соответствующего       миграционной программе"
   нормативного акта)
   
   
   Государственный заказчик и   - Федеральная миграционная
   основной разработчик           служба России
   Программы
   
   Цель Программы, важнейшие    - регулирование миграционных
   целевые показатели             потоков, преодоление негативных
                                  последствий стихийно развивающихся
                                  процессов миграции; создание
                                  условий для беспрепятственной
                                  реализации прав мигрантов,
                                  обеспечение гуманного отношения к
                                  лицам, ищущим убежища, и
                                  определение их правового положения
                                  на территории Российской Федерации;
                                  защита прав и интересов мигрантов;
                                  соблюдение государственных
                                  интересов при реализации
                                  миграционных программ и
                                  мероприятий; организация
                                  системы иммиграционного контроля;
                                  регулирование миграционных потоков
                                  с учетом социально-экономического
                                  развития и экологической обстановки
                                  в регионах, наличия целевого
                                  земельного фонда для расселения
                                  вынужденных переселенцев,
                                  национальной совместимости,
                                  специфики психологии мигрантов и
                                  климатических особенностей мест
                                  расселения; создание условий для
                                  приема и размещения мигрантов,
                                  стимулирующих их активную адаптацию
                                  к существующему социально -
                                  экономическому положению
   
   Сроки реализации Программы   - 1998 - 2000 годы
   
   Основные мероприятия         - мероприятия, направленные на
   Программы                      правовое обеспечение
                                  государственной миграционной
                                  политики; решение проблемы
                                  вынужденной миграции;
                                  регулирование внешней миграции;
                                  решение задач внешней трудовой
                                  миграции; дальнейшее формирование
                                  системы иммиграционного контроля
                                  и предупреждения незаконной
                                  миграции; регулирование
                                  внутренней миграции; развитие
                                  международного сотрудничества
                                  в области миграции; обеспечение
                                  санитарно-эпидемиологической
                                  защиты мигрантов; информационное
                                  и научное обеспечение
                                  деятельности в области миграции
                                  населения;
                                  финансово-экономическое
                                  обеспечение затрат,
                                  осуществляемых при реализации
                                  государственной миграционной
                                  политики
   
   Исполнители основных         - Федеральная миграционная служба
   мероприятий                    России, Министерство экономики
                                  Российской Федерации, Министерство
                                  внутренних дел Российской
                                  Федерации, Министерство финансов
                                  Российской Федерации, Министерство
                                  здравоохранения Российской
                                  Федерации, Министерство юстиции
                                  Российской Федерации,
                                  Министерство труда и социального
                                  развития Российской Федерации,
                                  Министерство Российской Федерации
                                  по делам национальностей и
                                  федеративным отношениям,
                                  Министерство иностранных дел
                                  Российской Федерации, Министерство
                                  Российской Федерации по
                                  сотрудничеству с государствами -
                                  участниками Содружества Независимых
                                  Государств, Государственный комитет
                                  Российской Федерации по жилищной и
                                  строительной политике,
                                  Государственный комитет Российской
                                  Федерации по статистике,
                                  Государственный комитет Российской
                                  Федерации по охране окружающей
                                  среды, Государственный комитет
                                  Российской Федерации по вопросам
                                  развития Севера, Государственный
                                  комитет Российской Федерации по
                                  земельным ресурсам и
                                  землеустройству, Федеральная
                                  пограничная служба Российской
                                  Федерации, органы исполнительной
                                  власти субъектов Российской
                                  Федерации
   
   Объемы и источники           - всего на 1998 - 2000 годы -
   финансирования Программы       19462,149 млн. рублей из
                                  федерального бюджета, в том
                                  числе на 1998 год -
                                  5497,419 млн. рублей,
                                  на 1999 год - 6959,48 млн.
                                  рублей, на 2000 год -
                                  7005,25 млн. рублей <*>
       --------------------------------
       <*> Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств
   федерального бюджета  (рассчитан  с учетом перехода с 1998 года на
   новый масштаб  цен)  уточняется   государственным   заказчиком   с
   Минэкономики России,  Минфином России и Миннауки России исходя  из
   возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
   
   Ожидаемые конечные           - разработка основных подходов к
   результаты реализации          решению проблемы регулирования
   Программы                      внутренней миграции;
                                  введение механизма территориального
                                  перераспределения мигрантов в
                                  интересах социально-экономического
                                  развития государства;
                                  реализация международных
                                  обязательств России согласно
                                  Конвенции ООН 1951 года и
                                  Протоколу к ней 1967 года
                                  о статусе беженца;
                                  заключение и реализация
                                  межгосударственных соглашений
                                  по вопросам защиты прав и
                                  интересов мигрантов;
                                  совершенствование правовой базы,
                                  регулирующей вопросы миграции и
                                  определяющей правовое положение
                                  мигрантов различных категорий;
                                  развитие системы представительств
                                  Федеральной миграционной службы
                                  России при посольствах Российской
                                  Федерации за рубежом;
                                  развитие системы иммиграционного
                                  контроля, организация 6 центров
                                  временного размещения лиц,
                                  ходатайствующих о признании их
                                  беженцами;
                                  создание условий для эффективной
                                  внешней трудовой миграции, контроля
                                  за привлечением и использованием
                                  иностранной рабочей силы;
                                  организация ежегодно рассмотрения
                                  заявлений и ходатайств о
                                  предоставлении соответствующего
                                  статуса для 200 тыс. вновь
                                  прибывающих вынужденных мигрантов;
                                  постановка ежегодно на учет около
                                  150 тыс. беженцев и вынужденных
                                  переселенцев;
                                  организация приема и обустройства
                                  вынужденных мигрантов в рамках
                                  выделенных бюджетных средств;
                                  временное размещение нуждающихся
                                  в этом вынужденных
                                  мигрантов в центрах временного
                                  размещения;
                                  оказание ежегодно помощи
                                  120 тыс. социально слабо
                                  защищенным вынужденным
                                  мигрантам из общего количества
                                  состоящих на учете;
                                  обеспечение ежегодно жильем
                                  5 тыс. семей социально слабо
                                  защищенных вынужденных
                                  мигрантов;
                                  предоставление ежегодно
                                  долговременной беспроцентной
                                  возвратной ссуды на
                                  строительство или приобретение
                                  жилья 25 тыс. семей
                                  вынужденных переселенцев;
                                  оказание ежегодно помощи в
                                  создании инженерной
                                  инфраструктуры в компактных
                                  поселениях вынужденных
                                  мигрантов на 3 тыс. человек;
                                  оказание содействия в
                                  организации рабочих мест для
                                  вынужденных мигрантов;
                                  развитие автоматизированной
                                  информационно-справочной
                                  системы, осуществляющей
                                  автоматизированный сбор, обмен
                                  и хранение сведений о различных
                                  категориях мигрантов
   
   Организация контроля за        контроль за реализацией Программы
   исполнением Программы          осуществляет  Федеральная
                                  миграционная служба России
                                  совместно с Министерством экономики
                                  Российской Федерации,
                                  Министерством финансов
                                  Российской Федерации и другими
                                  заинтересованными федеральными
                                  органами исполнительной власти
                                  с участием органов
                                  исполнительной власти
                                  субъектов Российской Федерации
   
       Федеральная миграционная  программа на 1998 - 2000 годы (далее
   именуется Программа)  разработана  на  основании  Указа Президента
   Российской Федерации от 9 августа 1994 г.  N 1668  "О  Федеральной
   миграционной   программе"   с   изменениями,   внесенными   Указом
   Президента Российской Федерации от  13  июня  1996  г.  N  881  "О
   внесении  изменений  в  Указ  Президента  Российской  Федерации от
   9 августа 1994 г.  N 1668 "О Федеральной миграционной программе" и
   с   учетом   складывающейся   социально-экономической  ситуации  в
   Российской Федерации.
       В Программе используются следующие основные понятия и термины:
       1) миграция - перемещение по различным  причинам  людей  через
   границы   тех   или   иных  территориальных  образований  в  целях
   постоянного или временного изменения места жительства.
       Миграция может   различаться  по  причинам  (добровольная  или
   вынужденная), типу (внешняя или внутренняя);
       2) добровольная  миграция  -  перемещение  людей,  добровольно
   покидающих   государство   своего   постоянного    проживания    и
   переезжающих  на  новое  место  жительства  на  территории другого
   государства;
       3) вынужденная  миграция  -  перемещение  людей с целью поиска
   убежища.  Вынужденная миграция может быть  внешней  и  внутренней,
   возвратной и безвозвратной;
       4) внешняя миграция - перемещение людей  из  России  в  другие
   государства   (эмиграция)   и   из   других  государств  в  Россию
   (иммиграция) с целью изменения места  постоянного  или  временного
   проживания;
       5) внутренняя  миграция  -  перемещение   людей   в   пределах
   территории Российской Федерации с целью постоянного или временного
   изменения  места  жительства.  Внутренняя  миграция   может   быть
   добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной;
       6) внешняя трудовая миграция  -  добровольное  перемещение  на
   законном  основании  людей,  постоянно  проживающих  на территории
   Российской Федерации,  за границу,  а также иностранных граждан  и
   лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской
   Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой
   трудовой деятельности;
       7) незаконная  миграция  -  въезд  в   Российскую   Федерацию,
   пребывание  и  выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без
   гражданства с нарушением  законодательства  Российской  Федерации,
   регулирующего  порядок въезда,  пребывания,  транзитного проезда и
   выезда иностранных граждан,  а также  произвольное  изменение  ими
   своего  правового  положения  в  период  нахождения  на территории
   Российской Федерации;
       8) мигрант  -  лицо,  совершающее  перемещение  на новое место
   проживания (временное  или  постоянное).  Мигрант,  въезжающий  на
   территорию  государства  нового  места  проживания,  -  иммигрант.
   Мигрант,  выезжающий  с  территории  государства   проживания,   -
   эмигрант;
       9) субъектами внешней миграции являются:
       а) эмигранты, в том числе:
       граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие
   страны на постоянное или временное проживание;
       лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или
   ранее  прибывших  на  территорию Российской Федерации и получивших
   временное  убежище,  выезжающие  с  территории  России  на   место
   жительства в другие государства;
       граждане бывшего СССР,  проживающие на  территории  Российской
   Федерации,  но  не  являющиеся  гражданами  Российской  Федерации,
   выезжающие с ее территории;
       б) эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не являющиеся
   гражданами России,  постоянно проживающие в государствах -  бывших
   республиках  СССР  и  прибывшие  в  Россию с целью выезда в третьи
   страны;
       в) иммигранты, в том числе:
       иностранные граждане и лица без гражданства,  граждане бывшего
   СССР,  постоянно  проживавшие  за  пределами Российской Федерации,
   переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;
       иностранные граждане  и  лица  без гражданства,  прибывающие в
   Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в  поисках
   убежища,  в  том числе с намерением подать ходатайство о признании
   их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года, Протоколом
   к  ней  1967 года о статусе беженца и Законом Российской Федерации
   "О беженцах";
       г) иммигранты  транзитные  -  иностранные  граждане и лица без
   гражданства,  прибывающие в Россию с целью  дальнейшего  выезда  в
   третьи страны;
       10) субъектами вынужденной миграции на  территории  Российской
   Федерации являются лица:
       а) граждане бывшего СССР,  не приобретшие гражданства  другого
   государства, входившего ранее в состав СССР;
       б) граждане государств - бывших республик СССР,  в  том  числе
   граждане Российской Федерации;
       в) иностранные граждане;
       г) лица без гражданства (апатриды);
       д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);
       11) субъектами    внутренней    миграции   являются   граждане
   Российской Федерации и лица,  находящиеся  в  России  на  законных
   основаниях,  а  также  лица,  не  имеющие  законных  оснований для
   пребывания на территории  Российской  Федерации  и  осуществляющие
   перемещения по ней;
       12) субъектами незаконной миграции являются:
       а) эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Федерации,
   выезжающие через территории государств - бывших республик  СССР  в
   другие иностранные государства;
       б) эмигранты  нелегальные  -  граждане  Российской  Федерации,
   нелегально   пересекающие   государственную   границу   Российской
   Федерации;
       в) иммигранты незаконные, к которым относятся:
       иностранные граждане и лица  без  гражданства,  въезжающие  по
   недействительным   документам  или  без  документов  в  Российскую
   Федерацию;
       иностранные граждане и лица без гражданства,  объявленная цель
   въезда которых не соответствует их намерениям;
       иностранные граждане  и  лица  без гражданства,  прибывающие в
   Россию  нелегально,  в  том  числе  через  государства  -   бывшие
   республики СССР;
       13) лицом,  в отношении которого  применяются  ограничения  на
   право въезда и пребывания в Российской Федерации, является:
       лицо, в  отношении  которого   имеются   серьезные   основания
   предполагать,  что оно совершило преступление против мира, военное
   преступление или преступление  против  человечества,  признаваемые
   таковыми международными договорами Российской Федерации;
       лицо, которое совершило  тяжкое  преступление  неполитического
   характера  вне территории Российской Федерации и до того,  как оно
   было допущено на территорию Российской Федерации в качестве  лица,
   ходатайствующего о признании его беженцем;
       лицо, которое  виновно  в  совершении  деяний,  противоречащих
   целям и принципам Организации Объединенных Наций;
       лицо, являющееся  членом  организации,  представляющей  угрозу
   национальной безопасности или общественному порядку;
       лицо, въезд которого  ограничен  по  причинам  медицинского  и
   санитарно-эпидемиологического характера;
       лицо, которое  в  период  своего  предыдущего   пребывания   в
   Российской    Федерации    было    осуждено   в   соответствии   с
   законодательством Российской Федерации за совершение  тяжкого  или
   особо  тяжкого  преступления  либо выдворено за пределы Российской
   Федерации в принудительном порядке,  - в течение  пяти  лет  после
   отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного
   года со дня выдворения в принудительном порядке;
       лицо, подпадающее  под  действие  статей  26 и 27 Федерального
   закона "О порядке  выезда  из  Российской  Федерации  и  въезда  в
   Российскую Федерацию";
       14) субъектами        внешней        трудовой         миграции
   (трудящимися -  мигрантами)  являются  лица,  которые  занимались,
   занимаются  или  будут  заниматься  оплачиваемой  деятельностью  в
   государстве, гражданами которого они не являются;
       15) пункт  первичного  приема   вынужденных   переселенцев   -
   государственное учреждение Федеральной миграционной службы России,
   предназначенное для приема и временного размещения территориальным
   органом  миграционной  службы  граждан  Российской  Федерации  при
   отсутствии   возможности   самостоятельного   определения    места
   жительства или места пребывания на территории Российской Федерации
   на период рассмотрения вопроса  о  регистрации  их  ходатайства  о
   признании вынужденными переселенцами;
       16) центр временного  размещения  вынужденных  переселенцев  -
   государственное учреждение Федеральной миграционной службы России,
   предназначенное  для   временного   проживания   лиц,   получивших
   свидетельство о регистрации ходатайств о признании их вынужденными
   переселенцами,  прибывших  с  ними  членов  семьи,  не   достигших
   18-летнего  возраста,  и  вынужденных  переселенцев при отсутствии
   возможности самостоятельного определения ими места жительства  или
   места пребывания на территории Российской Федерации;
       17) пост иммиграционного контроля - структурное  подразделение
   территориального  органа  миграционной  службы,  осуществляющее  в
   пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации
   иммиграционный  контроль в отношении иностранных граждан и лиц без
   гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации;
       18) центр   временного   размещения   лиц,  ходатайствующих  о
   признании их беженцами,  - место пребывания лиц, ходатайствующих о
   признании  их беженцами,  беженцев и членов их семей на территории
   Российской Федерации;
       19) место  временного  содержания  -  место  пребывания  лица,
   ходатайствующего о признании его беженцем,  и членов его  семьи  в
   пункте   пропуска   через   государственную   границу   Российской
   Федерации;
       20) обустройство   вынужденных   переселенцев   -   содействие
   вынужденным переселенцам  в  обеспечении  их  занятости,  жилищном
   обустройстве и социальной адаптации;
       21) компактное   поселение   -   поселение   для   постоянного
   проживания  в одном населенном пункте нескольких семей вынужденных
   переселенцев общей численностью не менее 50 человек.
   
                         Основные цели и задачи
   
       Основной целью государственной миграционной политики  является
   регулирование   миграционных   потоков,   преодоление   негативных
   последствий стихийно развивающихся  процессов  миграции,  создание
   условий  для беспрепятственной реализации прав мигрантов,  а также
   обеспечение  гуманного  отношения  к  лицам,  ищущим  убежища   на
   территории Российской Федерации.
       Основными задачами   государственной   миграционной   политики
   являются:
       защита прав и интересов мигрантов;
       развитие системы иммиграционного контроля;
       соблюдение государственных   интересов   при   разработке    и
   реализации миграционных программ и мероприятий;
       регулирование миграционных       потоков       с        учетом
   социально-экономического  развития  и  экологической  обстановки в
   регионах,   национальной   совместимости,   специфики   психологии
   мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
       создание условий   для   приема   и   размещения    мигрантов,
   стимулирующих   их   активное   участие  в  процессе  адаптации  к
   существующему социально-экономическому положению.
       Исходя из   поставленных  задач  государственная  миграционная
   политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со
   следующими принципами:
       стимулирование рационального  территориального   распределения
   потоков вынужденных мигрантов;
       недопустимость дискриминации  мигрантов  по   признаку   расы,
   вероисповедания,   гражданства,   принадлежности   к  определенной
   социальной группе или по политическим убеждениям;
       личное участие  вынужденных  переселенцев  в  обустройстве  на
   новом  месте  жительства,   осуществляемом   при   государственной
   поддержке;
       квотирование ежегодного  приема  беженцев   и   предоставления
   временного убежища;
       запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев  в
   страны,   откуда   они  прибыли,  кроме  случаев,  предусмотренных
   законодательными актами или международными  договорами  Российской
   Федерации.
       В связи с расширением сферы регулирования миграционных потоков
   в   Российской   Федерации  посредством  разработки  и  реализации
   федеральных    целевых     программ     эффективное     проведение
   государственной  миграционной  политики  требует  целенаправленной
   координации   действий   на   межведомственном   уровне.   Следует
   определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной
   власти,  органов  исполнительной   власти   субъектов   Российской
   Федерации в решении проблем миграции,  а также круг обязанностей и
   степень их ответственности в работе с мигрантами.
   
                 Характеристика миграционных процессов
   
       Особенности в    направлениях    и    методах    регулирования
   миграционных   процессов   на   территории   Российской  Федерации
   предполагают условное выделение пяти основных составляющих:
       вынужденная миграция;
       внешняя миграция;
       внешняя трудовая миграция;
       незаконная миграция;
       внутренняя миграция.
   
                          Вынужденная миграция
   
       Отсутствие или  несовершенство  законодательства  государств -
   бывших республик СССР в области  защиты  основных  прав  и  свобод
   граждан,   создающее   возможность  дискриминации  лиц  некоренной
   национальности   по   признаку   расы,   вероисповедания,    языка
   способствовало  возникновению  проблемы вынужденной миграции на их
   территориях.
       К началу  1997  года в Российской Федерации официальный статус
   вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше  1,2 млн. человек.
   По  уточненным  прогнозам,  к  2001  году можно ожидать увеличения
   численности этой категории мигрантов только за счет их притока  из
   государств  -  бывших  республик  СССР  еще  на 600 тыс.  человек.
   Подавляющее число вынужденных мигрантов -  до  500 тыс. человек  -
   ожидается из государств Средней Азии и Казахстана.
       При реализации мер по приему и обустройству  мигрантов  должно
   быть  обеспечено  первоочередное выделение необходимых средств для
   создания  соответствующих   условий   по   адаптации   вынужденных
   переселенцев,  а  также  оказание  оптимальной  финансовой  помощи
   беженцам.
       Это предполагает   различие   в   работе   с  ищущими  убежища
   гражданами бывшего СССР и лицами,  не имевшими  гражданства  СССР.
   При этом,  обязательства  государств  -  бывших  республик   СССР,
   включая Россию,  перед гражданами бывшего СССР должны строиться на
   принципах общей (солидарной) ответственности  этих  государств  за
   создавшуюся ситуацию.
       Кроме того,  прием  лиц,  ищущих  убежища,  и  признание  лица
   беженцем  должны  осуществляться  в  соответствии   с   интересами
   безопасности государства и общепринятыми международными нормами.
       Регулирование потоков   вынужденных   мигрантов    в    рамках
   региональных     программ    будет    производиться    с    учетом
   территориального  распределения  иных  категорий  мигрантов:  лиц,
   признанных беженцами; семей военнослужащих, высвобождаемых в связи
   с передислокацией и расформированием  воинских  частей;  населения
   зон экологических бедствий;  переселенцев с Крайнего Севера и ряда
   других  категорий  граждан,  переселение  и  обустройство  которых
   осуществляются  в  рамках  федеральных,  региональных и отраслевых
   программ.
   
                            Внешняя миграция
   
       Внешняя миграция  представлена  в   России   двумя   потоками:
   эмиграцией  и  иммиграцией.  В свою очередь,  в обеих составляющих
   внешней миграции необходимо выделять миграционный обмен Российской
   Федерации  с  государствами  - бывшими республиками СССР и обмен с
   другими зарубежными государствами.
       В конце  80-х  -  начале  90-х  годов  относительно стабильная
   картина  миграционного   обмена   населением   между   Россией   и
   государствами ближнего зарубежья существенно изменилась.  Возросло
   влияние  факторов,  связанных  с  политическим  переустройством  в
   постсоветском  пространстве,  с  шоковыми  для  этнических россиян
   изменениями в национальной политике бывших  союзных  республик,  с
   глубоким   социально-экономическим  кризисом  на  всей  территории
   бывшего СССР.
       В результате  резко  сократился  выезд российского населения в
   государства  ближнего  зарубежья.  В   то   же   время   встречные
   миграционные потоки в Россию, в основном русскоязычного населения,
   долгое  время  оставались  достаточно  стабильными  и, достигнув в
   1994 году  максимальной  величины  -  1146  тыс.  человек,   стали
   постепенно  сокращаться.  Ожидаемый  приток  в Россию мигрантов из
   государств -  бывших  республик  СССР  может  составить  в 1997  -
   2000 годах около 3 млн. человек.
       Эмиграция в  государства  дальнего зарубежья в настоящее время
   не имеет остропроблемного характера,  как это имело  место,  когда
   она  долго  сдерживалась  по  политическим мотивам.  Пик эмиграции
   пришелся на 1990 год и составил  103,6 тыс. человек  (до  середины
   80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс.  человек). В последние годы
   количество лиц,  выезжающих с территории Российской Федерации,  не
   превышало 100 тыс. человек в год (в основном евреи, немцы, армяне,
   имеющие высшее образование).
       При существующей   за   рубежом  системе  квотирования  приема
   иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более
   0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет
   обусловливаться степенью экономического  и  социального  развития,
   этнической напряженностью внутри России и на ее границах,  а также
   политикой стран,  принимающих российских эмигрантов и ужесточивших
   требования  их  приема  в  последние  годы. При этом, формирование
   потока  эмигрантов  из  России   будет   иметь   явно   выраженную
   географическую  и национальную направленность и приходиться прежде
   всего  на  государства  традиционной  эмиграции   (США,   Израиль,
   Германия),  а  также на иные страны (Канада,  Греция,  Австралия),
   страны,  находящиеся в новых районах  эмиграции  (ЮАР,  Аргентина,
   Бразилия),   при   сохранении  практически  той  же  социальной  и
   этнической структуры.  Вместе с тем наблюдается рост числа русских
   эмигрантов  из  среды преуспевающих бизнесменов,  а также снижение
   требований  эмигрантов  к  условиям  их   приема   на   территории
   иностранного государства и обустройства.
       Неблагоприятное воздействие на  миграционную  ситуацию  внутри
   России,  на состояние рынка труда может иметь иммиграция,  которая
   во  многом  определяется   экономическим   положением   России   и
   государств   -   бывших   республик  СССР,  степенью  стабильности
   внутриполитической обстановки в других  иностранных  государствах.
   Из-за   неуправляемой  и  неконтролируемой  иммиграции  происходит
   наполнение отдельных районов  России  неквалифицированной  рабочей
   силой  из  соседних  стран,  особенно  из  стран  Среднеазиатского
   региона, регионов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
       Нежелание других  государств  принять  из стран Азии,  Африки,
   Ближнего  и  Среднего  Востока  лиц,  ищущих  убежища,  транзитных
   иммигрантов   в  условиях  существования  "прозрачных"  российских
   границ  способствует  росту  их  числа на  территории   Российской
   Федерации,    что    создает   очаги   социальной   напряженности,
   представляет угрозу национальной безопасности.
       В настоящее время в России находится свыше 1 млн.  иностранных
   граждан и лиц без гражданства, чей статус на территории Российской
   Федерации   необходимо   определить.   По   экспертной  оценке,  в
   современных условиях приток  иностранцев,  ищущих  убежища,  может
   составить более 100 тыс. человек в год. Следует также иметь в виду
   лиц, желающих получить политическое убежище в России.
       В области  внешней  миграции  должны  быть созданы условия для
   сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы.
   
                       Внешняя трудовая миграция
   
       Реформы в политической и экономической сфере  создали  условия
   для выхода России на международный рынок труда.
       Новые формы привлечения в Россию иностранной  рабочей  силы  и
   открывшаяся  возможность  трудоустройства  российских  граждан  за
   рубежом вызывают необходимость целенаправленного  государственного
   регулирования этих процессов. Его целью являются:
       выход на международный рынок труда в цивилизованных формах;
       соблюдение и защита прав субъектов временной трудовой миграции
   с учетом общепризнанных принципов и норм  международного  права  в
   отношении трудящихся - мигрантов;
       обеспечение положительного  для   экономики   России   баланса
   трудовой  миграции  ее  граждан  за  границу и использования труда
   иностранных граждан.
       Государственная политика в области привлечения и использования
   в  Российской  Федерации  иностранной  рабочей  силы  должна  быть
   направлена на:
       удовлетворение потребностей   российского   рынка   труда    в
   необходимой    рабочей    силе,    формирование   рациональной   и
   сбалансированной структуры этого рынка;
       обеспечение на  национальном  рынке  труда приоритетного права
   граждан Российской Федерации на трудоустройство;
       предотвращение нелегальной трудовой миграции.
       Государственная политика в области трудовой  миграции  граждан
   Российской Федерации за границу должна быть направлена на:
       обеспечение и защиту их прав  и  законных  интересов  на  всех
   стадиях  трудовой  миграции (пребывание и трудовая деятельность на
   территории принимающего государства, возвращение в Россию);
       развитие международного       сотрудничества,       заключение
   международных договоров с  государствами  -  главными  импортерами
   российской рабочей силы.
       Последовательная реализация     государственной      политики,
   направленной на регулирование процессов внешней трудовой миграции,
   позволит осуществить интеграцию  в  международный  рынок  труда  с
   соблюдением интересов экономического развития России.
   
                          Незаконная миграция
   
       Проблема незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц
   без гражданства,  а также граждан Российской Федерации приобретает
   острый характер.
       В условиях  существования  "прозрачных"  российских  границ  с
   государствами - бывшими республиками СССР,  ослабления контроля за
   транзитными пассажирами возросло число иностранных граждан  и  лиц
   без  гражданства,  въезжающих  в страну с нарушением установленных
   правил или пытающихся использовать  ее  территорию  для  выезда  в
   третьи  страны.  Кроме  лиц,  ищущих  убежища  в  России  и  за ее
   пределами,  к этой категории относятся лица,  прибывающие в страну
   для    ведения   нелегальной   трудовой   деятельности.   Проблема
   неконтролируемого въезда иностранных граждан и лиц без гражданства
   и  их  незаконного  пребывания  на территории Российской Федерации
   негативно влияет на состояние криминогенной обстановки  в  крупных
   административных    и    промышленных   центрах,   наносит   ущерб
   безопасности  страны,  вызывает   в   ряде   регионов   осложнение
   социально-экономической обстановки.
       Кроме того,  незаконная миграция на приграничных территориях и
   попытки легализации любым путем (как,  например, "тихая экспансия"
   китайцев) представляет угрозу территориальной целостности  страны.
   Вопросы  незаконной  миграции  необходимо  решать на международном
   уровне,  в первую очередь с сопредельными государствами.  С учетом
   "прозрачности"  российских  границ  требуется выработка механизмов
   работы  с   незаконными   иммигрантами,   уже   длительное   время
   находящимися на территории страны.
   
                          Внутренняя миграция
   
       В последние  годы  резко  сократилась численность мигрирующего
   населения в пределах Российской Федерации.  С 1989  по  1996  годы
   общий миграционный оборот в России снизился с 12,5 млн. человек до
   6,7  млн. человек. Число  перемещений  россиян  внутри  страны  за
   указанный  период  сократилось  более  чем на треть. Тем не менее,
   важнейшим потоком,  влияющим на миграционный прирост  в  регионах,
   остается   внутрироссийская   миграция.   В   1996  году  на  долю
   внутреннего  миграционного  оборота   приходилось   86   процентов
   совокупного  миграционного  оборота  (сумма прибывших и выбывших).
   При этом характер внутренней миграции значительно изменился.
   
   
                        Межрегиональная миграция
   
       В пределах  России  продолжается  переезд населения из районов
   Севера,  Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. Это
   обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков
   и  льгот  в  осваиваемых   экономических   регионах,   прекращение
   финансирования  ряда  государственных  программ и связанное с этим
   свертывание производственного и жилищного строительства,  а  также
   рост безработицы в этих регионах.
       Выезжающее из   северных   и   восточных   регионов  население
   продолжает  концентрироваться  в  центральной   и   центрально   -
   черноземной  частях России,  в Поволожье,  на Северном Кавказе,  в
   отдельных регионах Урала и юга Западной  Сибири.  Такое  стихийное
   распределение    не   всегда   соответствует   геополитическим   и
   экономическим интересам как государства в целом,  так и  отдельных
   его регионов.
       Требует особого   внимания   проблема  продолжающегося  оттока
   населения из ряда приграничных территорий, и прежде всего Дальнего
   Востока.
   
                       Сельско-городская миграция
   
       В последние годы восстановился и стабилизировался традиционный
   обмен  населением  между  селом  и городом в  пользу последнего. В
   1996 году  за  счет  переезда  в  город  число  сельских   жителей
   сократилось на 110 тыс. человек, причем переезд осуществлялся, как
   правило,  в города тех же самых областей.  Тем не  менее  величина
   оттока сельского населения России в города полностью покрывается и
   даже перекрывается за счет миграционного притока из  государств  -
   бывших  республик  СССР.  В  том  же  году  в  сельской  местности
   поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего  зарубежья.  При этом,
   прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование
   численности  сельского  населения,   но   и   на   улучшение   его
   демографической и профессионально-квалификационной структуры.
       В процессе  осуществления социально-экономических реформ как в
   аграрном секторе,  так и в сельской местности  в  целом  создаются
   условия,  сдерживающие отток сельского населения в города.  Эти же
   факторы будут способствовать привлечению мигрантов на село.
       Вместе с  тем,  городские  поселения,  особенно   крупные,   в
   ближайшие годы не потеряют привлекательности для жителей села.
       Города с     многомиллионным    населением,    многопрофильным
   промышленным    комплексом    и    более    развитой    социальной
   инфраструктурой являются более привлекательными для мигрантов, чем
   малые города,  поскольку в них имеются более  широкие  возможности
   для     прибыльного     вложения    капитала    и    осуществления
   предпринимательской деятельности.  Одновременно удорожание жизни в
   таких городах становится причиной миграции их коренных жителей.
   
        Внутренние миграционные потоки, подлежащие приоритетному
                     государственному регулированию
   
       В составе общего потока внутренних мигрантов  в  дополнение  к
   вынужденным переселенцам  необходимо  выделить  те  категории лиц,
   переезд которых вызван последствиями политических  и  социально  -
   экономических  реформ,  природными  и  техногенными  катаклизмами,
   иными  экстраординарными  причинами.  К  ним,  в  первую  очередь,
   относятся  переселенцы  из  районов  природного  и  экологического
   неблагополучия,  бывшие   военнослужащие   и   члены   их   семей,
   переселяющиеся    в   связи   с   проведением   военной   реформы,
   представители репрессированных народов,  возвращающиеся  к  местам
   прежнего проживания.
       В отношении народностей,  проживающих в Российской  Федерации,
   проблема  восстановления  исторической  справедливости  решается в
   основном при участии государств - бывших республик СССР.  Проблемы
   миграции народов,  имеющих другую историческую родину,  необходимо
   решать совместно с государствами, участвовавшими в их перемещении.
       Эти миграционные      потоки      требуют     государственного
   регулирования,   которое   позволит   минимизировать    негативные
   последствия,   связанные   с   переселением   указанных  категорий
   мигрантов, а также обеспечит оказание им необходимого содействия в
   обустройстве и адаптации на новом месте жительства.
   
         Основные направления и механизмы реализации Программы
   
       Основными направлениями  и  механизмами  реализации  Программы
   являются следующие.
       1. Совершенствование  законодательства  Российской Федерации в
   области  миграции,  определяющего  основные   взаимные   права   и
   обязанности мигранта и государства.
       Действующая в Российской  Федерации  законодательная  база  не
   дает   в   полной   мере   правового   обеспечения   регулирования
   миграционных процессов,  защиты прав мигрантов.  Вследствие  этого
   будет  продолжена  разработка  федеральных законов,  подзаконных и
   иных нормативных правовых актов,  определяющих правовое  положение
   различных категорий мигрантов.
       2. Защита  прав  мигрантов  в   соответствии   с   действующим
   законодательством и нормами международного права.
       Для осуществления  мер  защиты   прав   мигрантов   необходимо
   повысить ответственность органов государственной власти Российской
   Федерации,  общественных объединений и организаций по  обеспечению
   прав мигрантов в новых экономических условиях.
       Необходимо продолжить заключение межгосударственных соглашений
   с   государствами   -  бывшими  республиками  СССР  по  проблемам,
   связанным  с  регулированием  миграционных  процессов,  социальной

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное