Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО ОТ 10 АВГУСТА 1995 ГОДА N 37 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
Утратил силу- ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 N БГ-3-02/231

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 1995 г. N 938
   ------------------------------------------------------------------

         ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               ИНСТРУКЦИЯ
                       от 10 августа 1995 г. N 37

             О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
                  НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

            (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ
           N 1 от 22.01.96, N 2 от 12.02.96, N 3 от 18.03.97,
         N 4, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 25.08.98
             N БФ-3-02/210; N 5, внесенных Приказом МНС РФ
                      от 06.07.99 N АП-3-02/204)

       Инструкция издана на основании:
       Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.  N 2116-1 "О
   налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций"  и Постановления
   Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  27 декабря  1991 г.
   N 2117-1  "О  порядке  введения  в  действие   Закона   Российской
   Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
       Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об
   основах налоговой системы в Российской Федерации";
       Закона РСФСР от 21 марта 1991 г.  N 943-1  "О  Государственной
   налоговой службе РСФСР" и других актов законодательства.
       В порядке,  предусмотренном настоящей Инструкцией,  облагается
   прибыль  (превышение  доходов  над   расходами),   полученная   на
   территории   Российской  Федерации,  континентальном  шельфе  и  в
   экономической  зоне  Российской  Федерации  и  в   иных   случаях,
   предусмотренных     действующим    законодательством    Российской
   Федерации.
       Положения настоящей    Инструкции   не   распространяются   на
   иностранные  юридические  лица  (компании,  фирмы,  любые   другие
   организации,   образованные  в  соответствии  с  законодательством
   иностранных государств).
       Порядок исчисления   и  уплаты  в  бюджет  налога  на  прибыль
   иностранных   юридических   лиц    регулируется    соответствующей
   инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации.

                         1. Плательщики налога

       1.1. Плательщиками налога на прибыль являются:
       1.1.1. предприятия и организации (в том числе бюджетные)  <*>,
   являющиеся  юридическими  лицами  по  законодательству  Российской
   Федерации,  включая созданные на территории  Российской  Федерации
   предприятия  с  иностранными  инвестициями,  а также международные
   объединения  и  организации,  осуществляющие   предпринимательскую
   деятельность;
       --------------------------------
       <*>  При  определении  понятия  бюджетных  учреждений  следует
   руководствоваться  Инструкцией  Госналогслужбы России  от 20.08.98
   N 48 "О порядке исчисления и уплаты в  бюджет  налога  на  прибыль
   бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности
   в  налоговые  органы"  с последующими  изменениями  и дополнениями
   (зарегистрировано в Минюсте России 15 сентября 1998 г. N 1609).
   (сноска в ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС
   РФ от 06.07.99 N АП-3-02/204)

       1.1.2. филиалы и другие обособленные подразделения предприятий
   и  организаций,  имеющие  отдельный  баланс  и расчетный (текущий)
   счет;
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
       1.1.3. коммерческие  банки  различных  видов,  включая банки с
   участием иностранного капитала,  получившие лицензию  Центрального
   банка Российской Федерации;
       Банк внешней торговли Российской Федерации;
       кредитные учреждения,  получившие  лицензию Центрального банка
   Российской  Федерации  на   осуществление   отдельных   банковских
   операций;
       Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части
   прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием
   денежного обращения;
       1.1.4. филиалы   банков   и   кредитных   учреждений,  имеющие
   отдельный баланс и корреспондентский субсчет (или расчетный счет),
   включая  филиалы  иностранных  банков  - нерезидентов,  получившие
   лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение  на
   территории    Российской   Федерации   банковских   операций,   за
   исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка  Российской
   Федерации.
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
       Филиалы (территориальные    банки)    Сберегательного    банка
   Российской Федерации,  созданные в республиках,  краях,  областях,
   городах Москве и Санкт - Петербурге;
   (абзац введен  Изменениями  и  дополнениями  Госналогслужбы РФ N 2
   от 12.02.96)
       1.1.5. предприятия,  организации  и   учреждения,   являющиеся
   юридическими  лицами  по  законодательству  Российской Федерации и
   получившие в Федеральной службе России  по  надзору  за  страховой
   деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности,  а
   также их филиалы, имеющие баланс с конечным финансовым результатом
   деятельности и расчетный (текущий) счет;
       1.1.6. критерии отнесения  предприятий  к  малым  предприятиям
   (включая  среднюю  численность работников) установлены Федеральным
   законом   от 14 июня 1995 г.  N 88-ФЗ "О государственной поддержке
   малого предпринимательства в Российской Федерации".
       Под субъектами малого предпринимательства, согласно указанному
   Закону,  понимаются коммерческие организации,  в уставном капитале
   которых  доля  участия Российской Федерации,  субъектов Российской
   Федерации,  общественных  и религиозных организаций (объединений),
   благотворительных  и иных фондов не превышает 25 процентов,  доля,
   принадлежащая   одному   или  нескольким  юридическим  лицам,   не
   являющимся  субъектами  малого  предпринимательства,  не превышает
   25   процентов  и в  которых  средняя  численность  работников  за
   отчетный  период  не превышает следующих предельных уровней (малые
   предприятия):  в промышленности, в строительстве и на транспорте -
   100 человек; в сельском хозяйстве и в научно - технической сфере -
   60 человек;  в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле
   и  бытовом  обслуживании  населения  - 30  человек;   в  остальных
   отраслях   и   при   осуществлении  других  видов  деятельности  -
   50   человек.   При   этом  следует  иметь  в виду,   что  к малым
   предприятиям  могут  относиться  только  предприятия,   являющиеся
   юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 3 от 18.03.97)
       Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
   (многопрофильные),  относятся  к  таковым  по  критериям того вида
   деятельности,  доля которого является наибольшей в годовом  объеме
   оборота или годовом объеме прибыли.  В течение года эти показатели
   определяются  нарастающим  итогом  с  начала   года.   Предприятие
   самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться
   - объем оборота (объем реализации продукции,  товарооборот и т.п.)
   или объем прибыли,  полученной от всех видов деятельности в целом.
   Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение
   отчетного года.
       Для  целей  налогообложения  критерии  отнесения предприятий к
   малым предприятиям определяются исходя из фактических  показателей
   за соответствующие  отчетные  периоды  нарастающим итогом с начала
   года.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3  от
   18.03.97)
       Абзацы четвертый  и  пятый исключены. - Изменения и дополнения
   Госналогслужбы РФ N 3 от 18.03.97.
       Средняя за  отчетный  период  численность  работников   малого
   предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе
   работающих по договорам  гражданско - правового  характера  и   по
   совместительству  с учетом реально отработанного времени,  а также
   работников  представительств,  филиалов  и   других   обособленных
   подразделений указанного юридического лица.
       Определение     среднесписочной     численности     работников
   производится в    соответствии   с   Инструкцией   по   статистике
   численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях,
   в учреждениях   и  организациях,  утвержденной  Госкомстатом  СССР
   17 сентября 1987 г. N 17-10-0370.
       Численность  лиц,  работающих  по  договорам  подряда и другим
   договорам  гражданско  - правового характера,  учитывается в общей
   численности  основного  производственного  персонала  ежемесячно в
   течение  всего  срока  действия  договора.  При  отсутствии  учета
   рабочего  времени этих лиц в списочной численности они принимаются
   за каждый календарный день как целые единицы.
       Работники, заключившие   трудовой  договор  с  предприятием  о
   выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в
   среднесписочной   численности  работников  предприятия  как  целые
   единицы.
       Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на
   работу по  совместительству,  производится  исходя  из  фактически
   отработанного  ими  времени  с  учетом  продолжительности рабочего
   времени, установленной для совместителей законодательством.
       Положением об    условиях    работы    по    совместительству,
   утвержденным  Постановлением  Госкомтруда  СССР,  Минюста  СССР  и
   Секретариата  ВЦСПС  от 9 марта 1989 г.  N 81/604-К-3/6-84 (письмо
   Минфина СССР от 7 апреля 1989 г.  N  48  "Об  условиях  работы  по
   совместительству"),  определено,  что  продолжительность работы по
   совместительству не может  превышать  четырех  часов  в  день  или
   полного  рабочего  дня  в  выходной день.  Общая продолжительность
   работы по совместительству в течение месяца  не  должна  превышать
   половины   месячной  нормы  рабочего  времени,  установленной  для
   соответствующих категорий работников.
       При этом   к   работникам,   работающим  по  совместительству,
   относятся  как  работники  данного  предприятия,   работающие   по
   совместительству  в  свободное  от  основной  работы время,  так и
   работники других предприятий,  работающие по  совместительству  на
   данном предприятии.
   (пп. 1.1.6 введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 2
   от 12.02.96)
       Все плательщики  налога  на  прибыль,  указанные  в  настоящем
   пункте,   в   дальнейшем  именуются  предприятиями,  а  кредитные,
   страховые организации и их филиалы  при  определении  особенностей
   исчисления  налога в дальнейшем именуются соответственно банками и
   страховщиками.
       1.2. Не являются плательщиками налога на прибыль:
       1.2.1. предприятия  любых  организационно - правовых форм   по
   прибыли  от  реализации  произведенной  ими сельскохозяйственной и
   охотохозяйственной   продукции,   а    также    произведенной    и
   переработанной      на     данных     предприятиях     собственной
   сельскохозяйственной       продукции,        за        исключением
   сельскохозяйственных     предприятий     индустриального     типа,
   определяемых   по    перечню,    утверждаемому    законодательными
   (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
       При определении  сельскохозяйственной   и   охотохозяйственной
   продукции  следует  руководствоваться  Общесоюзным классификатором
   "Промышленная  и  сельскохозяйственная  продукция",   утвержденным
   Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году.
       Перечень    охотохозяйственной     продукции     приведен    в
   Приложении N 1 к настоящей Инструкции.
       Прибыль, полученная предприятиями,  перечисленными в указанном
   подпункте,  от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом
   на прибыль в соответствии с настоящей Инструкцией;
       1.2.2. Центральный  банк Российской Федерации и его учреждения
   по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием
   денежного обращения;
       1.2.3. организации,  применяющие согласно  Федеральному закону
   от   29   декабря   1995   г.  N  222-ФЗ  "Об  упрощенной  системе
   налогообложения,  учета  и   отчетности   для   субъектов   малого
   предпринимательства"  упрощенную систему налогообложения,  учета и
   отчетности,  с   предельной   численностью   работающих   (включая
   работающих  по  договорам  подряда  и  иным договорам гражданско -
   правового  характера)   до   15   человек   независимо   от   вида
   осуществляемой ими деятельности,  включая численность работающих в
   их филиалах и подразделениях.
       Под действие   упрощенной  системы  налогообложения,  учета  и
   отчетности  не  подпадают   предприятия,   занятые   производством
   подакцизной    продукции,    предприятия,    созданные   на   базе
   ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий,
   а также кредитные организации,  страховщики, инвестиционные фонды,
   профессиональные  участники  рынка   ценных   бумаг,   предприятия
   игорного  и  развлекательного  бизнеса  и  хозяйствующие  субъекты
   других категорий,  для которых Министерством  финансов  Российской
   Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и
   отчетности.
       Субъекты малого     предпринимательства    имеют    право    в
   предусмотренном указанным Федеральным законом порядке  перейти  на
   упрощенную  систему  налогообложения,  учета и отчетности,  если в
   течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача
   заявления  на право применения упрощенной системы налогообложения,
   учета и отчетности,  совокупный  размер  валовой  выручки  данного
   налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального
   размера оплаты труда,  установленного законодательством Российской
   Федерации  на  первый  день  квартала,  в котором произошла подача
   заявления.
       Вновь созданное   предприятие,  подавшее  заявление  на  право
   применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
   считается  субъектом  упрощенной системы налогообложения,  учета и
   отчетности с того квартала,  в котором произошла  его  официальная
   регистрация;
   (пп. 1.2.3 введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 2
   от 12.02.96)
       1.2.4.     организации     по    прибыли,     полученной    от
   предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса.
       Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в
   области игорного бизнеса,  признаются в соответствии с Федеральным
   законом от 31 июля 1998 года N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"
   плательщиками налога на игорный бизнес.
       Налогом на игорный бизнес облагаются следующие  виды  объектов
   игорного бизнеса:
       игровые столы,  предназначенные для проведения азартных игр, в
   которых игорное заведение участвует через своих представителей как
   сторона;
       игровые столы,  предназначенные для проведения азартных игр, в
   которых игорное заведение участвует через своих представителей как
   организатор и (или) наблюдатель;
       игровые автоматы;
       кассы тотализаторов;
       кассы букмекерских контор.
       При осуществлении     игорным    заведением    других    видов
   деятельности,  не  относящихся  к  игорному   бизнесу,   указанное
   заведение  обязано  вести  раздельный  учет  доходов от этих видов
   предпринимательской деятельности и уплачивать  налог  на  прибыль,
   полученную  от  этих  видов  предпринимательской  деятельности,  в
   соответствии с настоящей Инструкцией;
   (пп. 1.2.4 введен  Изменениями  и  дополнениями  N  4,  внесенными
   Приказом Госналогслужбы РФ от 25.08.98 N БФ-3-02/210)
       1.2.5.    Предприятия,    осуществляющие   предпринимательскую
   деятельность в сферах,  переведенных нормативными правовыми актами
   законодательных  (представительных) органов государственной власти
   субъектов   Российской  Федерации  на  уплату  единого  налога  на
   вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии
   с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге
   на вмененный доход для определенных видов деятельности".
       Прибыль, полученная  предприятиями,  переведенными  на  уплату
   единого  налога,  от  иной  деятельности,  осуществляемой наряду с
   деятельностью на основе свидетельства об  уплате  единого  налога,
   подлежит  обложению  налогом на прибыль в соответствии с настоящей
   Инструкцией.
   (пп. 1.2.5  в ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом
   МНС РФ от 06.07.99 N АП-3-02/204)
       1.3. Для  предприятий,  относящихся  к  основной  деятельности
   железнодорожного  транспорта  и  связи,  а  также  объединений   и
   предприятий  по  газификации  и  эксплуатации  газового  хозяйства
   расчеты с бюджетом по налогу на прибыль  производятся  в  порядке,
   устанавливаемом Правительством Российской Федерации <*>.
       --------------------------------
       <*>  Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от 10
   февраля 1994 г. N 165-р о расчетах с бюджетом предприятий почтовой
   связи  (доведено до налоговых инспекций телеграммой Госналогслужбы
   России от 22 февраля 1994 г. N НП-4-01/27н).
       Постановление Правительства Российской Федерации от 6  октября
   1994 г.  N 1130 "О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ
   (предприятий) по газификации  и  эксплуатации  газового  хозяйства
   Министерства топлива  и энергетики Российской Федерации" (доведено
   до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы России от  8  ноября
   1994 г. N НП-6-01/422).
       Постановление Правительства Российской Федерации от 2  февраля
   1996 г.  N  88  "О  порядке  уплаты налога на прибыль организаций,
   относящихся к основной деятельности Министерства связи  Российской
   Федерации" (доведено до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы
   России от 20 февраля 1996 г. НП-6-02/110).
       Постановление Правительства  Российской  Федерации  от  22 мая
   1996 г.  N 629 "О порядке уплаты налогов на  прибыль,  добавленную
   стоимость, а   также   иных   обязательных   платежей   в  бюджеты
   предприятиями и   организациями   федерального    железнодорожного
   транспорта, осуществляющими    и    обеспечивающими   перевозочный
   процесс" (доведено до налоговых инспекций  письмом  Госналогслужбы
   России от 5 июня 1996 г. N ВГ-6-02/383).
   (сноска введена Изменениями и  дополнениями Госналогслужбы РФ  N 3
   от 18.03.97)

       По предприятиям,  в  состав  которых   входят   территориально
   обособленные  структурные  подразделения,  не  имеющие  отдельного
   баланса (филиалы  страховщиков,  не  имеющие  баланса  с  конечным
   финансовым      результатом)      и      расчетного     (текущего,
   корреспондентского) счета,  зачисление налога на прибыль в  части,
   зачисляемой  в  доходы  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,
   производится в доходы бюджетов субъектов Российской  Федерации  по
   месту  нахождения  указанных  структурных  подразделений исходя из
   доли  прибыли,  приходящейся  на  эти  структурные  подразделения,
   определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду
   оплаты труда)  и  стоимости  основных  производственных  фондов  в
   порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. <*>
       При этом сумма налога по указанным предприятиям и  структурным
   подразделениям  определяется  в соответствии со ставками налога на
   прибыль,  действующими  на  территориях,   где   расположены   эти
   предприятия и структурные подразделения.
       --------------------------------
       <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля
   1995  г.  N  660  "О  порядке  расчетов  с  федеральным бюджетом и
   бюджетами субъектов Российской  Федерации  по  налогу  на  прибыль
   предприятий и организаций,  в состав которых входят территориально
   обособленные  структурные  подразделения,  не  имеющие  отдельного
   баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".

           2. Объект обложения налогом и порядок исчисления
                          облагаемой прибыли

       2.1. Объектом  обложения  налогом  является  валовая   прибыль
   предприятия,    уменьшенная   (увеличенная)   в   соответствии   с
   положениями, предусмотренными настоящим разделом Инструкции.
       2.2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка)
   от реализации продукции (работ,  услуг), основных фондов  (включая
   земельные  участки), иного  имущества  предприятия  и  доходов  от
   внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим
   операциям.
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
       При этом конечный финансовый результат деятельности  страховых
   организаций  (прибыль  или убыток) определяется как разность между
   выручкой от реализации страховых услуг  и  поступлениями  от  иной
   деятельности,   осуществляемой   в   соответствии   с  действующим
   законодательством,  и  расходами,  включаемыми   в   себестоимость
   оказываемых   ими   страховых   услуг   и  иных  работ  (услуг)  в
   соответствии    с    Положением    об   особенностях   определения
   налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль  страховщиками,
   утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от
   16 мая 1994 г. N 491.
       До определения  финансовых результатов от проведения страховых
   операций  страховые  организации  в  соответствии  с   действующим
   порядком  на  основании  специальных  расчетов  определяют  размер
   страховых резервов.
       Банки исчисляют  налогооблагаемую  базу  для расчета налога на
   прибыль путем уменьшения общей суммы доходов  на  сумму  расходов,
   определенных  в  соответствии  с   Положением    об   особенностях
   определения  налогооблагаемой  базы  для  уплаты налога на прибыль
   банками   и   другими   кредитными   учреждениями,    утвержденным
   Постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от  16  мая
   1994 г. N 490.
       2.3. Прибыль  (убыток) от реализации продукции (работ,  услуг)
   определяется как разница между выручкой  от  реализации  продукции
   (работ,  услуг)  без  налога  на добавленную стоимость и акцизов и
   затратами   на   производство   и   реализацию,   включаемыми    в
   себестоимость продукции (работ, услуг).
       Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность,
   при   определении  прибыли  исключают  из  выручки  от  реализации
   продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
       Перечень затрат,  включаемых в себестоимость продукции (работ,
   услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых
   при  расчете  налогооблагаемой  прибыли,  определяются федеральным
   законом.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 2  от
   12.02.96)
       До принятия указанного Закона при определении  состава затрат,
   включаемых  в  себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  следует
   руководствоваться Положением о составе затрат  по  производству  и
   реализации  продукции (работ,  услуг),  включаемых в себестоимость
   продукции (работ,  услуг),  и о  порядке  формирования  финансовых
   результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
   Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  5  августа
   1992  г.    N 552, с учетом  последующих  изменений  и дополнений,
   внесенных   в    указанное    Положение     (в       дальнейшем  -
   Положение   о   составе   затрат),   Положением   об  особенностях
   определения налогооблагаемой  базы  для  уплаты  налога на прибыль
   банками   и   другими   кредитными   учреждениями,    утвержденным
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от   16  мая
   1994 г.  N   490,    Положением    об   особенностях   определения
   налогооблагаемой  базы для уплаты налога на прибыль страховщиками,
   утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   16  мая  1994  г.  N  491,  а  также особенностями состава затрат,
   определенными  соответствующими   министерствами   и   ведомствами
   Российской  Федерации  по  согласованию  с Министерством экономики
   Российской   Федерации   и   Министерством   финансов   Российской
   Федерации.
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ  N 2 от 12.02.96,
   N 3 от 18.03.97)
       2.4. При  определении  прибыли от реализации основных фондов и
   иного  имущества,  кроме  ценных  бумаг,  фьючерсных  и  опционных
   контрактов,  предприятия  для  целей  налогообложения  учитывается
   разница (превышение) между продажной ценой  и  первоначальной  или
   остаточной   стоимостью  этих  фондов  и  имущества  с  учетом  их
   переоценки,  производимой на основании постановлений Правительства
   Российской Федерации,  увеличенной на индекс инфляции, исчисленный
   в     порядке,       устанавливаемом   Правительством   Российской
   Федерации <*>.
   (в ред.   Изменений   и   дополнений   N  4,   внесенных  Приказом
   Госналогслужбы РФ от 25.08.98 N БФ-3-02/210)
       --------------------------------
       <*> Постановление   Правительства   Российской  Федерации   от
   21 марта 1996 г.  N 315 "Об утверждении порядка исчисления индекса
   инфляции,  применяемого для индексации стоимости основных фондов и
   иного  имущества предприятий при их реализации в целях определения
   налогооблагаемой прибыли" (доведено до налоговых инспекций письмом
   Госналогслужбы России от 29 марта 1996 г. N НП-6-02/217).
   (сноска введена Изменениями  и дополнениями  Госналогслужбы РФ N 3
   от 18.03.97)

       По основным  фондам,  нематериальным  активам,  малоценным   и
   быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем
   начисления износа,  принимается остаточная стоимость этих фондов и
   имущества.
       Отрицательный результат от их реализации  и  от  безвозмездной
   передачи  в  целях  налогообложения  не уменьшает налогооблагаемую
   прибыль.
   (п. 2.4  в ред. Изменений и дополнений  Госналогслужбы  РФ N 2  от
   12.02.96)
       В  соответствии с Методикой исчисления индекса - дефлятора для
   индексации стоимости    реализуемого    имущества     предприятий,
   утвержденной  21  мая  1996 г.  Госкомстатом России,  Минэкономики
   России и Минфином России, индекс инфляции для индексации стоимости
   реализуемого  имущества  предприятий  (ИРИП)  является специальным
   показателем,   предназначенным   исключительно   для    индексации
   стоимости  основных  фондов  и  иного имущества предприятий при их
   реализации в целях определения  налогооблагаемой  прибыли.  Индекс
   строится   как   средневзвешенный  показатель  из  соответствующих
   частных  индексов,  характеризующих  изменение  цен  на   основные
   элементы   имущества  предприятий  (основные  фонды,  материальные
   оборотные средства).
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3  от
   18.03.97)
       Исходя из указанной Методики  в  иное  имущество  предприятия,
   подлежащее индексации   при   его  реализации,  включается  сырье,
   материалы, топливо  и  т.п.  ценности,  а   также   малоценные   и
   быстроизнашивающиеся предметы.  При  реализации  иного имущества в
   виде ценных  бумаг,  валюты,  нематериальных  активов  и   другого
   имущества, изменение  цен  на  которые  не учитывалось при расчете
   индекса инфляции для индексации стоимости  реализуемого  имущества
   предприятий, указанный индекс не применяется.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3  от
   18.03.97)
       Индекс инфляции применяется к  остаточной  стоимости  основных
   фондов и  первоначальной стоимости иного имущества согласно данным
   бухгалтерского учета по состоянию на  момент  их  реализации.  При
   этом, например,  если  реализация  основных фондов,  значащихся на
   начало года,  произведена в третьем квартале, остаточная стоимость
   должна быть скорректирована на индексы инфляции первого, второго и
   третьего кварталов путем  их  перемножения.  Если  основные  фонды
   приобретены в  первом  квартале  и реализованы в третьем квартале,
   применяется индекс инфляции второго и третьего кварталов. При этом
   индекс  инфляции  применяется  по   каждому   объекту   реализации
   отдельно.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3  от
   18.03.97)
       В случае,  если остаточная (первоначальная) стоимость основных
   фондов и иного имущества,  скорректированная на  индекс  инфляции,
   равна продажной цене или превышает  ее,  прибыль  предприятия  для
   целей  налогообложения  уменьшается на сумму фактически полученной
   прибыли от реализации этих основных фондов и иного имущества и  не
   увеличивается на   сумму  превышения  остаточной  (первоначальной)
   стоимости основных фондов  и  иного  имущества,  пересчитанной  на
   индекс инфляции, над их продажной ценой.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3  от
   18.03.97)
       Индекс инфляции  не  применяется  в случае реализации основных
   фондов и иного имущества по цене равной или  ниже  их  остаточной,
   первоначальной стоимости.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 3  от
   18.03.97)
       Прибыль (убытки)  от  реализации  ценных  бумаг,  фьючерсных и
   опционных  контрактов  определяется  как   разница   между   ценой
   реализации  и  ценой  приобретения  с  учетом  оплаты  услуг по их
   приобретению и реализации.
   (абзац введен Изменениями и дополнениями N 4,  внесенными Приказом
   Госналогслужбы РФ от 25.08.98 N БФ-3-02/210)
       По  акциям и облигациям,  обращающимся на организованном рынке
   ценных бумаг,  рыночная цена, а также предельная граница колебаний
   рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с  правилами,
   устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование
   рынка ценных бумаг,  убытки от их реализации (выбытия) по цене  не
   ниже  установленной  предельной  границы  колебаний  рыночной цены
   могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации  (выбытия)
   соответствующей категории ценных бумаг:
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       процентные государственные  облигации  Российской  Федерации и
   субъектов  Российской  Федерации  и  облигации  органов   местного
   самоуправления;
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и
   субъектов   Российской  Федерации  и  облигации  органов  местного
   самоуправления.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Обращающимися на  организованном рынке ценных бумаг признаются
   государственные   облигации   Российской   Федерации,    субъектов
   Российской  Федерации и облигации органов местного самоуправления,
   допущенные  к  обращению  на  организованном  рынке  ценных  бумаг
   организатором   торговли,   имеющим   лицензию  в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, и  акции,
   облигации,  прошедшие листинг у организатора торговли,  по которым
   рассчитаны рыночные цены.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       В   том   случае   если   сделка   с  облигациями   и акциями,
   обращающимися на организованном рынке ценных бумаг,  совершена вне
   организованного  рынка,  рыночная  цена  определяется на основании
   данных организатора торговли на день совершения сделки.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Раскрытие информации    о    рыночной   цене,   рассчитываемой
   организаторами торговли в  установленном  порядке,  осуществляется
   ими   в   соответствии   с   требованиями   федерального   органа,
   осуществляющего регулирование их деятельности.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Убытки по  операциям с ценными бумагами,  не имеющими рыночной
   котировки или не  обращающимися  на  организованном  рынке  ценных
   бумаг,  могут  быть  отнесены  на уменьшение доходов от реализации
   данной категории ценных бумаг.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       В соответствии  со  статьей  43  Налогового кодекса Российской
   Федерации   процентами   признается   любой   заранее   заявленный
   (установленный) доход,  в том числе в виде дисконта, полученный по
   долговому обязательству любого вида  (независимо  от  способа  его
   оформления).
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Не включается в налогооблагаемую базу  прибыль,  полученная  в
   связи    с   выкупом   (погашением),   в   том   числе   новацией,
   государственных  краткосрочных  бескупонных  облигаций   (ГКО)   и
   облигаций  федеральных  займов  с постоянным и переменным купонным
   доходом  (ОФЗ)  со  сроком  погашения  до  31  декабря  1999   г.,
   выпущенных  в  обращение  до  17  августа  1998 года,  при условии
   реинвестирования полученных средств от их погашения  (новации)  во
   вновь  выпускаемые государственные ценные бумаги.  Не включаются в
   налогооблагаемую базу денежные средства,  выплачиваемые при выкупе
   (погашении),  в  том  числе  новации,  владельцам указанных ценных
   бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию  его
   затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       При реализации первичными владельцами  государственных  ценных
   бумаг,  полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток)
   определяется как разница между ценой реализации  и  их  оплаченной
   стоимостью   с   учетом   затрат,  связанных  с  реализацией.  Под
   оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг,  полученных  в
   результате   реинвестирования   (новации),  признается  стоимость,
   равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО  и  ОФЗ,
   погашаемых  в результате выкупа или новации,  уменьшенным на сумму
   денежных  средств,  полученных  при  реструктуризации   (новации).
   Оплаченная   стоимость   одной   государственной   ценной  бумаги,
   полученной в результате реструктуризации  (новации),  определяется
   как  оплаченная  стоимость  всех полученных государственных ценных
   бумаг, деленная на их количество.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       При исчислении     первичными     владельцами     дохода    по
   государственным   ценным   бумагам,   полученным   в    результате
   реинвестирования  (новации)  при  их  погашении,  в  том числе при
   направлении облигаций федерального  займа  с  постоянным  купонным
   доходом  (ОФЗ  -  ПД)  на  погашение просроченной задолженности по
   налогам,  штрафам и пеням в федеральный бюджет,  дополнительно  из
   цены  погашения  (номинальной  стоимости  погашаемых ценных бумаг)
   исключаются часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ,
   и  разница  между  ценой  погашения  и  ценой приобретения по ГКО,
   включенные в номинальную стоимость государственных  ценных  бумаг,
   полученных  в результате реструктуризации (новации),  приходящиеся
   на одну ценную бумагу,  полученную в  результате  реструктуризации
   (новации).
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       По операциям с биржевыми фьючерсами и опционными  контрактами,
   заключаемыми  в  целях  уменьшения  риска  изменения рыночной цены
   предмета  сделки  (базисного  актива)  в  период  торговли   этими
   контрактами,  доходы от купли - продажи фьючерсного или опционного
   контракта либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки
   уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Условием признания  сделки  сделкой,   совершаемой   в   целях
   уменьшения  рисков  изменения  цены базисного актива,  является ее
   регистрация на бирже в соответствии с требованиями  и  в  порядке,
   которые  установлены  федеральным  органом  исполнительной власти,
   осуществляющим регулирование операций с фьючерсными  и  опционными
   контрактами.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Доходы и  убытки  по   фьючерсным   и   опционным   контрактам
   определяются  на  день  исполнения контракта независимо от порядка
   расчета между контрагентами.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       Убытки от  купли  - продажи фьючерсных и опционных контрактов,
   заключенных не в  целях  уменьшения  ценовых  рисков,  могут  быть
   отнесены  на  уменьшение  прибыли  только  в  пределах  доходов от
   купли - продажи указанных фьючерсных  и  опционных  контрактов  за
   отчетный период.
   (в  ред.  Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от
   06.07.99 N АП-3-02/204)
       2.5. Для  целей налогообложения цена товаров,  работ или услуг
   определяется в соответствии с положениями статьи 40  части  первой
   Налогового кодекса Российской Федерации.
   (пп. 2.5 в ред. Изменений и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС
   РФ от 06.07.99 N АП-3-02/204)
       2.6. По  банкам  в  целях  налогообложения   валовая   прибыль
   увеличивается  на сумму компенсации разницы в процентах по ссудам,
   выдаваемым работникам банка,  в случаях,  когда уровень процентных
   ставок  по  таким  ссудам ниже,  чем обычно применяется банком для
   сторонних клиентов - всех физических и  юридических  лиц,  которым
   выданы  кредиты,  и  сумм  возмещения разницы при продаже наличной
   иностранной валюты,  включая продажу валюты работникам  банка,  по
   курсу  более низкому,  чем установленный в этот день для сторонних
   покупателей.  Указанное не относится к ссудам,  выдаваемым за счет
   чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой
   прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.
       Сумма компенсации  разницы  в процентах по ссудам,  выдаваемым
   работникам  банка,  определяется  по  средневзвешенному  проценту,
   рассчитанному  по  всем ссудам,  выданным юридическим и физическим
   лицам по состоянию на 1-е число месяца,  в котором получены  ссуды
   вышеуказанными лицами.
       Если банк  не  может  обеспечить   расчеты   средневзвешенного
   процента  по  выданным  ссудам на 1-е число,  то сумма компенсации
   может быть определена исходя из учетной ставки Центрального  банка
   Российской   Федерации,   действовавшей   на   дату  выдачи  ссуды
   физическому лицу, увеличенной на три пункта.
       2.7. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций
   включаются:  доходы, получаемые от долевого участия в деятельности
   других   предприятий,   от   сдачи   имущества  в аренду,   доходы
   (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,
   принадлежащим  предприятиям,  прибыль,  полученная  инвестором при
   исполнении  соглашения о разделе продукции,  а также другие доходы
   (расходы)   от   операций,    непосредственно   не   связанных   с
   производством   продукции   (работ,   услуг)   и  ее  реализацией,
   определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат,
   включаемых  в себестоимость  продукции (работ,  услуг),  и порядок
   формирования  финансовых  результатов,   учитываемых  при  расчете
   налогооблагаемой  прибыли.  До  принятия указанного закона следует
   руководствоваться нормативными актами,  перечисленными в последнем
   абзаце пункта 2.3 настоящей Инструкции.
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 3  от 18.03.97;
   Изменений  и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от 06.07.99
   N АП-3-02/204)
       Сноска исключена. - Изменения и дополнения   Госналогслужбы РФ
   N 3 от 18.03.97.

       В состав  доходов  от  внереализационных  операций  включаются
   также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий
   при отсутствии совместной деятельности  (за  исключением  средств,
   зачисляемых   в  уставные  фонды  предприятий  их  учредителями  в
   порядке,  установленном законодательством;  средств,  полученных в
   качестве   безвозмездной   помощи   (содействия)  и подтвержденных
   соответствующим   удостоверением  <*>;   средств,   полученных  от
   иностранных  организаций в порядке безвозмездной помощи российским
   образованию,     науке    и   культуре;     средств,    полученных
   приватизированными    предприятиями   в  качестве   инвестиций   в
   результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов);  средств,
   переданных  между основными и дочерними предприятиями при условии,
   что  доля  основного  предприятия  составляет более 50 процентов в
   уставном капитале дочерних предприятий;  средств,  передаваемых на
   развитие  производственной  и непроизводственной  базы  в пределах
   одного юридического лица).
   (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2  от 12.02.96;
   Изменений  и дополнений N 5, внесенных Приказом МНС РФ от 06.07.99
   N АП-3-02/204)
       --------------------------------
       <*> Действует  со  дня официального опубликования Федерального
   закона  от  4  мая  1999  г.  N  95-ФЗ.  Статьей  6  этого  Закона
   установлено,  что действие Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ
   "О  безвозмездной  помощи  (содействии)  Российской  Федерации   и
   внесении  изменений  и дополнений в отдельные законодательные акты
   Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам
   в  государственные  внебюджетные  фонды  в  связи с осуществлением
   безвозмездной   помощи    (содействия)    Российской    Федерации"
   распространяется  также  на  правоотношения,  возникшие  в связи с
   осуществлением   проектов   и   программ   безвозмездной    помощи
   (содействия)  Российской Федерации до вступления в силу настоящего
   Федерального закона.  В случаях,  когда в  процессе  осуществления
   безвозмездной помощи (содействия) применялся иной налоговый режим,
   чем предусмотрено настоящим  Федеральным  законом,  пересчет  сумм
   излишне  уплаченных  налогов,  равно  как  и  возврат  из  них уже
   взысканных сумм штрафных  санкций,  предъявленных  по  результатам
   проверок контролирующих органов, не производится.
       Согласно статье  4  указанного  Закона  контроль  за   целевым
   использованием  безвозмездной  помощи  (содействия) ее получателем
   осуществляется в порядке,  определяемом Правительством  Российской
   Федерации,    при    обязательном    участии   в   этом   контроле
   соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской
   Федерации.  В случае нецелевого использования безвозмездной помощи
   (содействия)  ее  получатель,  использующий  предоставленные   ему
   налоговые льготы,  уплачивает сумму налога в бюджеты всех уровней,
   а также начисленные на эти суммы  пени  и  штрафы  по  действующим
   ставкам.
   (сноска   введена   Изменениями   и  дополнениями N  5, внесенными
   Приказом МНС РФ от 06.07.99 N АП-3-02/204)

       По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий
   основные  средства,  товары  и  иное  имущество,  налогооблагаемая
   прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не
   ниже их балансовой (остаточной - по основным средствам) стоимости,
   числящейся у передающих предприятий.  При  этом  их  стоимость  по
   данным  бухгалтерского  учета  передающей  стороны  указывается  в
   документах о передаче.
       По банкам  налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость
   денежных  и  основных  средств,  материальных   и   нематериальных
   активов,   полученных   безвозмездно   от   других  юридических  и
   физических лиц.
       Не   учитывается   при   налогообложении   стоимость  объектов
   социально   -  культурного   и коммунально  - бытового  назначения
   приватизируемых   предприятий,   передаваемых   в ведение  органов
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органов
   местного самоуправления,  а также объектов жилищно - коммунального
   назначения,   дорог,  электрических  сетей  и подстанций,  газовых
   сетей,   водозаборных   сооружений   и других  подобных  объектов,
   передаваемых  безвозмездно  органам государственной власти (или по
   их   решению   специализированным   предприятиям,   осуществляющим
   использование   или   эксплуатацию   указанных   объектов   по  их
   назначению)   и  органам   местного   самоуправления,    а   также
   передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям
   органами   государственной   власти   и  местного  самоуправления,
   союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и
   другими  объединениями,   в  состав  которых  входят  предприятия,
   основных  средств,  нематериальных  активов,  другого  имущества и
   денежных   средств   на   капитальные   вложения  по  развитию  их
   собственной производственной и непроизводственной базы.
       Не включаются в налогооблагаемую базу также:
       стоимость оборудования,  безвозмездно   полученного   атомными
   электростанциями для повышения их безопасности;
       стоимость основных производственных фондов,  а также  средств,
   предусмотренных   на   капитальные   вложения   по   развитию   их
   производственной и непроизводственной базы,  и другого  имущества,
   безвозмездно   полученного   для   осуществления  производственной
   деятельности   одними   железными   дорогами,   предприятиями    и
   организациями от других железных дорог,  предприятий и организаций
   (переданных по решению  Министерства  путей  сообщения  Российской
   Федерации, управлений и отделений железных дорог);
       стоимость различных    сооружений     и     объектов     связи
   (внутрипроизводственная  телефонная связь,  здания АТС,  различные
   сооружения  телефонной  связи,  кабельные  и  радиорелейные  линии
   связи,  линии радиофикации,  трансформаторные подстанции,  объекты
   телевидения  и  радиовещания,  спутниковой  связи  и  так  далее),
   построенных  за  счет  средств сторонних инвесторов и безвозмездно
   принятых  в  установленном  порядке  на  техническое  обслуживание
   акционерными  обществами  связи  с  контрольным  пакетом  акций  у
   государства и государственными  предприятиями  связи  Министерства
   связи Российской Федерации;
       стоимость    безвозмездно    полученного   горно   -  шахтного
   оборудования  (основных  средств  и имущества,  используемого  для
   производственных  целей)  от  других шахт (разрезов) как в составе
   объединения  (акционерного  общества),  так и в системе бассейна и
   угольной отрасли;
       стоимость основных  фондов  и иного имущества,  передаваемых с
   баланса  на  баланс  предприятий  потребительской  кооперации   по
   решению собственников или органов, уполномоченных ими;
   (абзац введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ N 2  от
   12.02.96)
       стоимость машин  и  оборудования,  опытных образцов,  макетов,
   других изделий,  переданных  для  испытаний  и  экспериментов  или

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное