Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ N 206, МИНПРОМЭНЕРГО РФ N 37 ОТ 12.07.2004 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО АВИАЦИОННОМУ ПОИСКУ И СПАСАНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 12.08.2004 N 5975)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 августа 2004 г. N 5975
   ___________________________________________________________________
   
                 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                 N 206
                                   
               МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                 N 37
                                   
                                ПРИКАЗ
                         от 12 июля 2004 года
                                   
                      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
          ПО АВИАЦИОННОМУ ПОИСКУ И СПАСАНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                      И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ
   
       1.  Утвердить прилагаемое Наставление по авиационному поиску  и
   спасанию  в  государственной  и  экспериментальной  авиации  (НАПС-
   2004).
       2.   Главнокомандующему  Военно-воздушными  силами   обеспечить
   переработку  инструкций по авиационному поиску и спасанию  в  зонах
   Единой   системы   организации   воздушного   движения   Российской
   Федерации в соответствии с настоящим Приказом.
       3.  Контроль  за  выполнением настоящего Приказа  возложить  на
   главнокомандующего   Военно-воздушными   силами   и    руководителя
   Федерального агентства по промышленности.
   
                                                       Министр обороны
                                                  Российской Федерации
                                                              С.ИВАНОВ
                                                                      
                                                               Министр
                                           промышленности и энергетики
                                                  Российской Федерации
                                                           В.ХРИСТЕНКО
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                            к Приказу Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                             и Министра промышленности
                                                          и энергетики
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 июля 2004 г. N 206/37
   
                              НАСТАВЛЕНИЕ
          ПО АВИАЦИОННОМУ ПОИСКУ И СПАСАНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                      И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ
   
       Настоящее  Наставление разработано в соответствии  с  Воздушным
   кодексом  Российской  Федерации  <*>  и  Федеральными  авиационными
   правилами поиска и спасания в государственной авиации <**>.
   --------------------------------
       <*>  Федеральный  закон от 19 марта 1997 г. N  60-ФЗ  (Собрание
   законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383;  1999,
   N 28, ст. 3483).
       <**>   Утверждены   Постановлением   Правительства   Российской
   Федерации  от  6  февраля  2003 г. N 65 (Собрание  законодательства
   Российской Федерации, 2003, N 6, ст. 527).
   
       В настоящем Наставлении применяются следующие основные понятия:
       1)  "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности  и
   квалификация  экипажа  воздушного  судна  государственной  <*>  или
   экспериментальной  <**>  авиации  и  персонала  пунктов  управления
   воздушным  движением, а также резервы работоспособности авиационной
   техники   могут   оказаться   недостаточными   для   предотвращения
   авиационного  происшествия и утрата (повреждение) воздушного  судна
   является наиболее вероятным исходом полета;
   --------------------------------
       <*>   Здесь  и  далее  в  тексте  настоящего  Наставления   под
   государственной  авиацией  понимается авиация  федеральных  органов
   исполнительной  власти,  авиационных  организаций   и   авиационных
   предприятий,   выполняющая   задачи,   определенные   статьей    22
   Воздушного кодекса Российской Федерации.
       <**>  Здесь  и  далее  в  тексте  настоящего  Наставления   под
   экспериментальной  авиацией понимается  авиация,  используемая  для
   проведения   работ  и  испытаний  в  соответствии  со  статьей   23
   Воздушного кодекса Российской Федерации.
   
       2)  "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного  движения,
   осуществляемое   в  целях  уведомления  соответствующих   служб   и
   организаций  о  воздушных  судах, нуждающихся  в  помощи  поисково-
   спасательных   служб,  и  оказания  необходимого  содействия   этим
   службам и организациям;
       3)  "авиационные силы и средства поиска и спасания" - воздушные
   суда   с   экипажем   и  средствами  спасания  и  жизнеобеспечения,
   спасательные  парашютно-десантные  группы  с  аварийно-спасательным
   имуществом  и снаряжением, а также средствами их доставки  к  месту
   бедствия   (парашютами,  спасательными  контейнерами,   парашютными
   платформами  и  т.п.), аварийно-спасательные и  наземные  поисково-
   спасательные   команды,   органы  и  пункты   связи,   контроля   и
   управления;
       4)  "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание  воздушного
   движения,     обеспечение     электросвязи     и     предоставление
   аэронавигационной    информации,   метеорологическое    обеспечение
   аэронавигации, а также поиск и спасание;
       5)   "авиационный   поиск  и  спасание"   -   составная   часть
   аэронавигационного   обслуживания,   заключающаяся    в    оказании
   своевременной  помощи  пассажирам и экипажам  воздушных  судов  при
   возникновении аварийных ситуаций;
       6)  "авиационный  спасатель"  -  специалист,  подготовленный  к
   оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к  месту
   бедствия парашюта или других средств десантирования;
       7)   "автономное   существование"  -   вынужденное   пребывание
   пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или  на
   водной поверхности без помощи извне;
       8)  "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное  судно,
   получившее  при рулении, взлете, полете, посадке или  в  результате
   падения  серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а  также
   воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
       9)  "воздушное  судно, терпящее бедствие"  -  воздушное  судно,
   попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на  его
   борту  лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена  в
   результате  действий  экипажа,  либо  воздушное  судно,  с  которым
   потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;
       10)  "выживание  экипажа воздушного судна" - активные  действия
   экипажа  воздушного  судна,  направленные  на  сохранение  жизни  и
   здоровья экипажа в условиях автономного существования;
       11)   "вынужденная  посадка  воздушного  судна"  -  приземление
   (приводнение)  воздушного судна на аэродроме или  вне  аэродрома  с
   изменением   полетного  задания  из-за  невозможности   продолжения
   полета по условиям безопасности;
       12)   "вынужденное  покидание  воздушного  судна"  -  покидание
   воздушного  судна  в воздухе, на земле (на воде) при  возникновении
   угрозы жизни пассажирам или экипажу;
       13)   "Главный  координационный  центр"  -  орган  Федерального
   управления   авиационно-космического   поиска   и   спасания    при
   Министерстве обороны Российской Федерации;
       14)  "зона авиационного поиска и спасания" - зона (зоны) Единой
   системы  организации  воздушного движения Российской  Федерации,  в
   пределах  которых  организуется и проводится  авиационный  поиск  и
   спасание;
       15)  "координационный центр" - орган, ответственный за оказание
   содействия  эффективной  организации  работы  поисково-спасательной
   службы  и  координацию  проведения  поисково-спасательных  работ  в
   пределах зоны авиационного поиска и спасания;
       16)  "наземная  поисково-спасательная команда"  -  штатная  или
   нештатная команда, предназначенная для проведения наземного  поиска
   и   оказания   помощи  пассажирам  и  экипажам  воздушного   судна,
   потерпевшего бедствие;
       17)  "поисково-спасательные  работы"  -  комплекс  мероприятий,
   проводимых  с  целью  поиска  и  спасания  пассажиров   и   экипажа
   воздушного судна, потерпевшего бедствие;
       18)   "поисково-спасательное  воздушное  судно"  -   оснащенное
   специальным   оборудованием  воздушное   судно,   экипаж   которого
   подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;
       19)   "поисково-спасательное   обеспечение"   -   деятельность,
   направленная на подготовку летного состава к действиям в  аварийных
   ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил  и
   средств    аварийно-спасательным    имуществом    и    снаряжением,
   обеспечение     летного    состава    средствами     спасения     и
   жизнеобеспечения,  организацию  и проведение  поисково-спасательных
   работ;
       20)   "район   поисково-спасательных  работ"   -   часть   зоны
   авиационного  поиска и спасания, в пределах которой организуются  и
   проводятся поисково-спасательные работы;
       21)  "спасание  терпящих  бедствие" - комплекс  мероприятий  по
   оказанию  помощи с целью сохранения жизни и здоровья  пассажиров  и
   экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации.
       22)  "спасательная парашютно-десантная группа"  -  штатная  или
   нештатная   группа,   организуемая  в   авиационных   частях   <*>,
   подготовленная к десантированию с целью оказания помощи  пассажирам
   и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;
   --------------------------------
       <*>   Здесь  и  далее  в  тексте  настоящего  Наставления   под
   авиационной   частью   понимаются   авиационная   воинская   часть,
   авиационное предприятие или авиационная организация.
   
       23)  "спасательные  работы" - проводимые  силами  и  средствами
   эксплуатанта    аэродрома    (авиационной    части,    авиационного
   предприятия)  работы  по  спасанию пассажиров  и  экипажа,  тушению
   пожаров  на  воздушных  судах  при  авиационных  происшествиях   на
   территории  и  в районе аэродрома, а также по эвакуации  с  летного
   поля  поврежденных  и  выкатившихся за  пределы  взлетно-посадочной
   полосы воздушных судов;
       24)    "средства   спасения   и   жизнеобеспечения"   -   набор
   приспособлений   и   устройств  для  покидания   воздушного   судна
   пассажирами  и  экипажем в аварийной ситуации в воздухе,  на  земле
   (на  воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств,  средств
   связи и сигнализации.
   
                 Глава I. Авиационный поиск и спасание
                                   
              Организация авиационного поиска и спасания
                            Общие положения
   
       1.  Целью  авиационного  поиска и  спасания  является  спасение
   пассажиров  и  экипажей воздушных (морских) судов при возникновении
   аварийных ситуаций, эвакуация космонавтов и спускаемых аппаратов  с
   места  посадки,  а  также оказание авиационными  средствами  помощи
   людям   при   чрезвычайных  ситуациях  природного  и   техногенного
   характера <*>.
   --------------------------------
       <*> Здесь и далее в тексте настоящего Наставления под оказанием
   помощи  людям  при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
   характера  понимается также оказание помощи людям при любых  других
   экстремальных  ситуациях,  в  которых возникает  угроза  их  жизни,
   здоровью и безопасности.
   
       2.  Основными  принципами  организации  авиационного  поиска  и
   спасания являются:
       постоянная  готовность поисково-спасательных сил  и  средств  к
   проведению поисково-спасательных работ (ПСР) (операций);
       своевременность,  активность  и  эффективность   действий   при
   возникновении  аварийных ситуаций с воздушными или морскими  судами
   и   космическими   объектами   и   целесообразность   использования
   авиационных поисково-спасательных сил и средств;
       заблаговременное создание резервов поисково-спасательных сил  и
   средств,    их    эффективное   использование    и    своевременное
   восстановление;
       тесное взаимодействие авиационных поисково-спасательных  сил  и
   средств   с  другими  поисково-спасательными  силами  и  средствами
   Российской Федерации и иностранных государств;
       всестороннее  обеспечение  действий  поисково-спасательных  сил
   государственной и экспериментальной авиации;
       централизованное  управление  поисково-спасательными  силами  и
   средствами   с   широким   применением  автоматизированных   систем
   управления.
       3.  В соответствии с Федеральными авиационными правилами поиска
   и  спасания  в  государственной авиации  <*>  авиационный  поиск  и
   спасание   организовываются  Федеральным  управлением   авиационно-
   космического поиска и спасания при Министерстве обороны  Российской
   Федерации (ФПСУ).
   --------------------------------
       <*>    Утверждены   Постановлением   Правительства   Российской
   Федерации  от  6  февраля  2003 г. N 65 (Собрание  законодательства
   Российской Федерации, 2003, N 6, ст. 527).
   
       4. Исходя из этого ФПСУ:
       осуществляет  разработку нормативных и методических  документов
   по   авиационному   поиску   и   спасанию,   поисково-спасательному
   обеспечению (ПСО) полетов авиации и космических объектов  в  мирное
   и военное время;
       осуществляет   организацию  дежурства  и  контроля   готовности
   поисково-спасательных    сил    и   средств    государственной    и
   экспериментальной  авиации к ПСР, обеспечению  посадок  космических
   аппаратов (КА);
       осуществляет  прием и обработку информации о  воздушных  судах,
   терпящих  или потерпевших бедствие, аварийных посадках  космических
   аппаратов,  выдачу команд на применение дежурных сил  и  средств  в
   системе авиационного поиска и спасания;
       участвует  в  проведении наиболее сложных и длительных  ПСР  по
   воздушным  судам,  потерпевшим бедствие, в обеспечении  запусков  и
   посадок КА;
       организует     взаимодействие     поисково-спасательных     сил
   государственной   и   экспериментальной   авиации    с    поисково-
   спасательными  силами  гражданской авиации,  аварийно-спасательными
   службами  федеральных  органов исполнительной  власти,  а  также  с
   аналогичными силами и службами иностранных государств;
       запрещает  полеты воздушных судов, не обеспеченных в  поисково-
   спасательном  отношении,  через центры Единой  системы  организации
   воздушного движения (ЕС ОрВД) и органы управления полетами;
       участвует   в  работе  межправительственных  и  государственных
   комиссий  по  вопросам  готовности  поисково-спасательных   сил   и
   средств к обеспечению запусков и посадок КА;
       участвует   в   разработке  планов  запусков  КА   военного   и
   гражданского  назначения,  согласовании сроков  и  районов  посадки
   возвращаемых КА.
       5.   Авиационный  поиск  и  спасание  в  Российской   Федерации
   осуществляется несущими дежурство в системе авиационного  поиска  и
   спасания  поисково-спасательными силами  и  средствами  авиационных
   сил  и средств поиска и спасания федеральных органов исполнительной
   власти.
       6.  Для  оперативного руководства и координации их  действий  в
   составе  ФПСУ  действует  Главный координационный  центр  поиска  и
   спасания  (ГКЦПС),  указания которого для всех  пунктов  управления
   полетами  авиации  в  Российской Федерации по вопросам  организации
   авиационного поиска и спасания являются обязательными.
       7.  Авиационный поиск и спасание в зоне авиационного  поиска  и
   спасания  организовывается в соответствии со  служебным  документом
   по авиационному поиску и спасанию в зоне (зонах) ЕС ОрВД.
       8.  Авиационный поиск и спасание в районе аэродрома и в  районе
   аэроузла  организовывается в соответствии со  служебным  документом
   по производству полетов в районе аэродрома (в районе аэроузла).
   
            Организация дежурства поисково-спасательных сил
           и средств и пунктов управления полетами в системе
                    авиационного поиска и спасания
   
       9.  Для  поиска  и  спасания пассажиров  и  экипажей  воздушных
   (морских)  судов,  потерпевших бедствие, и оказания  им  помощи  на
   территории  Российской Федерации организуется  дежурство  поисково-
   спасательных   воздушных  судов,  спасательных  парашютно-десантных
   групп   (СПДГ),   наземных  поисково-спасательных  команд   (НПСК),
   личного  состава  ГКЦПС, координационный центр  поиска  и  спасания
   (КЦПС),   региональный  координационный  центр  поиска  и  спасания
   (РКЦПС),  пунктов  управления  полетами  авиации,  пунктов   приема
   информации   космической  системы  КОСПАС-САРСАТ  и  Международного
   координационно-вычислительного  центра  (МКВЦ)  в  соответствии  со
   служебным  документом  по авиационному поиску  и  спасанию  в  зоне
   (зонах) ЕС ОрВД.
       10.  Обязанности  личного состава НПСК и СПДГ, порядок  несения
   дежурства  и их действия при проведении ПСР установлены  служебными
   документами.
       11.  Перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для
   оснащения  дежурных поисково-спасательных воздушных судов,  НПСК  и
   СПДГ приведен в приложении N 1 к настоящему Наставлению.
       12.  К  несению  дежурства  в  системе  авиационного  поиска  и
   спасания   привлекаются  летчики  (штурманы)  не  ниже  2   класса,
   прошедшие  специальную подготовку к проведению авиационного  поиска
   и  спасания  и  действующие  на основании  приказа  по  авиационной
   части.
       13.   Обязанности   и   порядок  действий  экипажей   поисково-
   спасательных   воздушных  судов  при  проведении  ПСР   установлены
   служебным документом.
       14.  Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных  судов
   осуществляется  в  соответствии  с требованиями  нормативных  актов
   федеральных  органов  исполнительной власти,  определяющих  порядок
   летной подготовки.
       15.  В соответствии с полученными заявками на полеты и перелеты
   воздушных   судов  начальник  поисково-спасательной  и   парашютно-
   десантной  службы  (ПС и ПДС) объединения ВВС  <*>,  имеющего  зону
   авиационного поиска и спасания, составляет план дежурства поисково-
   спасательных сил и средств на сутки.
   --------------------------------
       <*>   Здесь  и  далее  в  тексте  настоящего  Наставления   под
   объединением  ВВС понимается Командование специального  назначения,
   армия  Военно-воздушных сил и противовоздушной  обороны,  воздушная
   армия,  военно-воздушные  силы и противовоздушная  оборона  Военно-
   Морского  Флота,  929  Государственный  летно-испытательный   центр
   Министерства обороны Российской Федерации.
   
       План утверждается начальником штаба объединения ВВС.
       16.  После  утверждения плана дежурства расчет КЦПС доводит  до
   органов  ЕС  ОрВД  аэродромов государственной  и  экспериментальной
   авиации  сведения  о  количестве  и дислокации  ближайших  дежурных
   поисково-спасательных сил и средств, которые  вносятся  в  плановые
   таблицы  полетов на этих аэродромах и доводятся до летного  состава
   на предполетной подготовке.
       17.   Информация  о  дежурных  поисково-спасательных  силах   и
   средствах  в  зоне  авиационного поиска  и  спасания  доводится  до
   сведения  командных (диспетчерских) пунктов авиационных  частей  по
   их запросу и ежедневно докладывается в ГКЦПС и на ЦКП ВВС.
       18.    Дежурным   поисково-спасательным   силам   и   средствам
   устанавливаются   три   степени  готовности.   Степени   готовности
   дежурных  поисково-спасательных сил и средств, а  также  предельные
   сроки проведения радиотехнического поиска приведены в приложении  N
   2 к настоящему Наставлению.
       19. При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также
   в  случаях,  когда аэродром является запасным, экипажи,  выделенные
   для  авиационного  поиска и спасания и НПСК,  должны  находиться  в
   готовности  N  2.  Перевод их в готовность  N  1  производится  при
   возникновении   аварийной  ситуации  и  в   случаях,   определенных
   служебным  документом  по авиационному поиску  и  спасанию  в  зоне
   (зонах) ЕС ОрВД.
       20.  В  готовности N 2 экипажи поисково-спасательных  воздушных
   судов  находятся  на  борту  воздушного  судна  или  в  специальных
   помещениях,  оснащение  которых  указано  в  приложении   N   3   к
   настоящему Наставлению.
       21.  Обязанности  и порядок действий расчетов  КЦПС  и  пунктов
   управления  при  организации  и проведении  авиационного  поиска  и
   спасания  определяется  в  документах, перечень  которых  указан  в
   приложении N 4 к настоящему Наставлению.
       22.    Подготовка   расчетов   КЦПС   и   пунктов    управления
   осуществляется   в   соответствии   с   требованиями    нормативных
   документов    федеральных    органов    исполнительской     власти,
   определяющих  порядок  подготовки  должностных  лиц  по  управлению
   поисково-спасательными  силами  и средствами,  и  включает  в  себя
   теоретическую   и  практическую  подготовку  должностных   лиц   по
   управлению поисково-спасательными силами и средствами на  основании
   разрабатываемого на год плана их подготовки.
       23.   Экипажи  поисково-спасательных  воздушных  судов,  личный
   состав   НПСК   и   СПДГ,  привлекаемый  к  дежурству   в   системе
   авиационного поиска и спасания, в начале года отдаются приказом  по
   авиационной части.
   
                Подготовка летного состава к действиям
                         в аварийных ситуациях
   
       24.   Подготовка  летного  состава  к  действиям  в   аварийных
   ситуациях  включает в себя подготовку к действиям в особых  случаях
   в   полете,   парашютно-спасательную  подготовку  и  подготовку   к
   выживанию  в условиях автономного существования. Летный состав,  не
   подготовленный  к  действиям в аварийных ситуациях,  к  полетам  не
   допускается.
       25.  Подготовка летного состава к действиям в особых случаях  в
   полете  осуществляется  в  авиационных  частях  в  соответствии   с
   руководством  по  летной эксплуатации воздушного судна  (инструкции
   экипажу).
       26. Организация парашютно-спасательной подготовки в авиационных
   частях     осуществляется    в    соответствии    с    документами,
   регламентирующими   парашютную  подготовку  в   государственной   и
   экспериментальной авиации, и другими документами.
       Летный  состав, выполняющий полеты на воздушных судах,  рабочие
   места  которых оборудованы парашютными системами, имеющий  перерывы
   в  выполнении  учебно-тренировочных прыжков с  парашютом  более  12
   месяцев, к полетам не допускается.
       27.   Подготовка  летного  состава  к  выживанию   в   условиях
   автономного  существования осуществляется в  авиационных  частях  и
   специальных центрах в соответствии с программами и методиками.
       28.   Контроль  за  организацией  подготовки  летного   состава
   государственной   и  экспериментальной  авиации   к   действиям   в
   аварийных ситуациях возлагается на ФПСУ.
   
            Подготовка поисково-спасательных сил и средств
               к проведению поисково-спасательных работ
                                   
       Подготовка органов (пунктов) управления полетами авиации
   
       29.  При  организации и проведении подготовки расчетов  органов
   (пунктов)  управления  полетами  авиации  для  проведения   занятий
   привлекаются:  руководящий состав ПС и ПДС,  руководящий  летный  и
   инженерно-технический     состав,    медицинский     персонал     и
   профессиональные     спасатели,     представители     ЕС      ОрВД,
   гидрометеорологической   службы,  представители   местных   органов
   власти,  хорошо  знающие  систему управления  и  связи  в  регионе,
   представители правоохранительных органов, специалисты  Министерства
   Российской  Федерации  по делам гражданской  обороны,  чрезвычайным
   ситуациям   и   ликвидации  последствий   стихийных   бедствий.   В
   зависимости  от  особенностей региона могут привлекаться  и  другие
   специалисты.
       30. Готовность органов (пунктов) управления полетами авиации  к
   проведению  ПСР  контролируется  должностными  лицами,  являющимися
   прямыми  начальниками  руководителей органов (пунктов)  управления,
   начальниками   ПС   и  ПДС  объединений  ВВС,   а   также   лицами,
   назначенными приказом начальника ФПСУ.
   
           Подготовка наземных поисково-спасательных команд
   
       31. В каждой авиационной части <*> должно быть подготовлено  не
   менее двух НПСК, несущих дежурство в системе авиационного поиска  и
   спасания.  График  дежурства  составляется  заместителем  командира
   части   по   инженерно-авиационной  службе  (начальником  поисково-
   спасательной    службы   летно-испытательного   подразделения)    и
   утверждается командиром авиационной части.
   --------------------------------
       <*>  В авиационных организациях РОСТО формирование НПСК и  СПДГ
   осуществляется по согласованию с ФПСУ.
   
       32.  В  состав  НПСК  входят 8 - 10 спасателей:  специалист  по
   самолету  и  двигателю, по авиационному оборудованию, по  средствам
   аварийного  покидания  самолета,  по  авиационному  вооружению,  по
   радиоэлектронному оборудованию, фельдшер, радист и пожарный.
       33.  За  подготовку  НПСК отвечает командир авиационной  части.
   Подготовку  организует и проводит заместитель  командира  части  по
   инженерно-авиационной   службе   (заместитель   начальника   летно-
   испытательного  подразделения  по инженерно-авиационной  службе)  с
   привлечением  представителей медицинской,  штурманской,  инженерно-
   авиационной служб, ПС и ПДС <*> и других специалистов.
   --------------------------------
       <*>  Здесь и далее в тексте настоящего Наставления под ПС и ПДС
   понимается   также   служба  поискового  и   аварийно-спасательного
   обеспечения полетов.
   
       34.  Начальник НПСК и его заместитель должны хорошо знать район
   авиационного   поиска  и  спасания,  уверенно  ориентироваться   на
   местности,   уметь  пользоваться  картой,  палеткой,   компасом   и
   обладать  навыками движения по пересеченной местности по  заданному
   маршруту,  уметь готовить площадки для вертолетов и  обозначать  их
   днем    и   ночью,   вести   радиосвязь,   организовывать   ночлег,
   обеспечивать меры безопасности в ходе проведения ПСР.
       35. Для успешного решения задач поиска и спасания личный состав
   НПСК должен:
       знать  правила  и  иметь практические навыки в оказании  первой
   медицинской помощи;
       знать  расположение  на  воздушном судне  средств  объективного
   контроля и уметь их извлекать;
       знать   способы   и  меры  безопасности  при  эвакуации   людей
   воздушными судами;
       знать  средства  и способы связи и сигнализации при  проведении
   ПСР;
       знать  сигналы,  применяемые при проведении  ПСР,  и  уметь  их
   выкладывать на местности с использованием подручных средств;
       знать меры безопасности при проведении ПСР;
       уметь    пользоваться   аварийно-спасательным   имуществом    и
   снаряжением;
       уметь   ликвидировать  пожары  на  воздушных  судах,  вскрывать
   аварийные люки, фонари кабин и фюзеляжи;
       уметь извлекать членов экипажа и пассажиров из воздушных судов,
   потерпевших бедствие;
       уметь    пользоваться   аварийно-спасательным   имуществом    и
   снаряжением;
       уметь подбирать и обозначать площадки для посадки вертолетов;
       иметь хорошую физическую подготовку;
       быть подготовленным к выживанию в экстремальных условиях.
       36. Медицинский работник, входящий в состав НПСК, должен уметь:
       оказывать доврачебную помощь непосредственно на месте бедствия;
       быстро и грамотно пользоваться содержимым медицинской укладки;
       определять  очередность  эвакуации,  способ  транспортировки  и
   обеспечивать   своевременную  эвакуацию  потерпевших   бедствие   в
   лечебные учреждения.
       37.   НПСК  оснащаются  оборудованными  для  перевозки  личного
   состава  транспортными средствами высокой проходимости (с полностью
   заправленными  топливными баками), средствами связи и сигнализации,
   пожаротушения,     объективного     контроля,     жизнеобеспечения,
   необходимым инструментом и медицинским имуществом в соответствии  с
   перечнем   аварийно-спасательного  имущества   и   снаряжения   для
   оснащения  дежурных поисково-спасательных воздушных судов,  НПСК  и
   СПДГ (приложение N 1 к настоящему Наставлению).
   
           Подготовка спасательных парашютно-десантных групп
   
       38.   На  каждом  аэродроме  для  оказания  помощи  потерпевшим
   бедствие  создаются СПДГ как из личного состава  авиационной  части
   (авиационного   персонала  летно-испытательного   подразделения   в
   экспериментальной авиации), так и из штатных групп спасателей.
       За   подготовку   личного   состава  СПДГ   отвечает   командир
   авиационной части. Подготовку организует и проводит начальник ПС  и
   ПДС   авиационной   части  по  программе,  утверждаемой   ФПСУ,   с
   привлечением  представителей медицинской,  штурманской,  инженерно-
   авиационной служб и других специалистов.
       39. Для успешного решения задач поиска и спасания личный состав
   СПДГ должен:
       знать  правила  и  иметь практические навыки в оказании  первой
   медицинской  помощи,  быстро  и  грамотно  пользоваться  содержимым
   медицинской укладки;
       знать  расположение  на  воздушном судне  средств  объективного
   контроля и уметь их извлекать;
       знать  средства  и способы связи и сигнализации при  проведении
   ПСР;
       знать сигналы визуальной сигнализации и уметь их выкладывать на
   местности с использованием подручных средств;
       знать   способы   и  меры  безопасности  при  эвакуации   людей
   воздушными судами;
       знать меры безопасности при проведении ПСР;
       уметь   оказывать  непосредственно  на  месте  бедствия  первую
   медицинскую  помощь  и  доврачебную помощь  (медицинский  работник,
   входящий в состав СПДГ);
       уметь   ликвидировать  пожары  на  воздушных  судах,  вскрывать
   аварийные люки, фонари кабин и фюзеляжи;
       уметь извлекать членов экипажа и пассажиров из воздушных судов,
   потерпевших бедствие;
       уметь анализировать метеорологическую обстановку;
       уметь    пользоваться   аварийно-спасательным   имуществом    и
   снаряжением;
       уметь подбирать и обозначать площадки для посадки вертолетов;
       быть  подготовленным  к  прыжкам с парашютом  днем  и  ночью  в
   простых  и  сложных  метеоусловиях, на лес,  на  воду,  с  грузовым
   контейнером,  уметь высаживаться из вертолета в  режиме  висения  с
   применением  лебедки, трапа, спускового устройства  и  эвакуировать
   пострадавших;
       быть подготовленным к выживанию в экстремальных условиях;
       иметь хорошую физическую подготовку.
       40.  Авиационные  спасатели  подлежат  аттестации.  Организация
   работы по аттестации авиационных спасателей осуществляется ФПСУ.
   
             Действия экипажа воздушного судна, терпящего
                       или потерпевшего бедствие
                                   
                  Действия перед вынужденной посадкой
              или покиданием воздушного судна с парашютом
   
       41.  Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета,
   экипаж   воздушного  судна  должен  подать  сообщение  о   бедствии
   открытым  текстом  по  действующим каналам управления  полетом,  по
   которым  к началу сложившейся на борту аварийной ситуации воздушное
   судно  имело  связь,  и  продублировать по общим  каналам  связи  и
   пеленгации  на аварийных частотах 121,5 (406,025) МГц и  2182  кГц.
   Включить аварийный радиомаяк.
       42. Сообщение о бедствии в полете передается открытым текстом в
   следующем порядке:
       1)  "Терплю  бедствие"  -  3 раза ("MAYDAY"  при  международных
   полетах);
       2) "Я" - 1 раз;
       3) позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, - 3
   раза;
       4) координаты места бедствия - 3 раза.
       Пример: "Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие,  Я,
   93114, 93114, 93114; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.; 72 град. с.ш.  56
   град. в.д.; 72 град. с.ш. 56 град. в.д.".
       Если позволяет обстановка, то необходимо передать:
       курс полета;
       скорость полета;
       высоту полета;
       характер бедствия и требуемая помощь;
       решение  командира воздушного судна и другие сведения,  которые
   будут способствовать поиску и спасанию;
       время московское (UTC - при международных полетах).
       Пример:  "Я, 93114, 93114, курс 35 град., скорость 500,  высота
   3000.  Отказал  двигатель  (правый, левый).  Произвожу  посадку  на
   площадку. Время 14.46 (передается дважды)".
       43.   Одновременно  с  передачей  сигнала  "SOS"  или   "Терплю
   бедствие" включается сигнал "Бедствие" на аппаратуре опознавания  и
   сигнал   "Авария"  на  ответчике  УВД.  При  полетах   вне   границ
   Российской  Федерации  на  ответчике УВД ИКАО  устанавливается  код
   7700 "Бедствие".
       44.  Сообщение о бедствии передается до тех пор, пока не  будет
   получено  подтверждение  о  принятии этого  сообщения  от  экипажей
   воздушных  судов  (наземных  пунктов управления  полетами)  или  до
   момента покидания экипажем воздушного судна.
       45.  Все  члены  экипажа  при  покидании  воздушного  судна   и
   вынужденной    посадке   (приводнении)   должны    действовать    в
   соответствии  с  требованиями руководства  по  летной  эксплуатации
   (инструкции экипажу) для данного типа воздушного судна.
   
                  Действия после вынужденной посадки
                      или приземления с парашютом
   
       46.  Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную  посадку
   вне аэродрома, должен:
       немедленно   эвакуировать  пассажиров  и  пострадавших   членов
   экипажа из воздушного судна в безопасное место;
       при  покидании воздушного судна, по возможности, взять с  собой
   групповые    и   индивидуальные   аварийно-спасательные   средства,
   средства спасения и жизнеобеспечения (ССЖ), полетную документацию;
       оказать   пострадавшим  членам  экипажа  и  пассажирам   первую
   медицинскую помощь;
       при возникновении пожара экипаж должен попытаться ликвидировать
   его с помощью бортовых и подручных средств пожаротушения;
       подготовить   к  работе  аварийные  радиостанции   и   передать
   сообщение о бедствии;
       подготовить  к  немедленному  применению  средства   визуальной
   сигнализации;
       уточнить свое местонахождение;
       принять  меры по установлению связи с ближайшим аэродромом  или
   населенным пунктом;
       подобрать,  подготовить  и  обозначить  подручными  материалами
   (парашютная  ткань,  чехлы, куски дерева,  камни,  зола,  костры  и
   т.п.)   площадку   для   возможной  посадки  поисково-спасательного
   вертолета;
       вести   круглосуточное  наблюдение  за  воздухом  и  окружающей
   местностью   в   целях  своевременной  подачи   сигналов   экипажам
   поисковых воздушных судов и НПСК;
       подготовить укрытия для людей;
       используя местные возможности (охота, рыбная ловля, сбор  ягод,
   грибов, растений и т.п.), добыть пищу и воду.
       Сигналы,   подаваемые   потерпевшими  бедствие,   приведены   в
   приложении N 5 к настоящему Наставлению.
       47.  Всеми  работами  на месте вынужденной  посадки  воздушного
   судна руководит командир воздушного судна.
       После приземления с парашютом члены экипажа должны собраться  в
   месте,  указанном командиром воздушного судна, взяв с собой носимые
   аварийные запасы (НАЗы) и парашюты.
       Если  к  месту  сбора  прибыли не все члены  экипажа,  командир
   воздушного судна должен принять меры к их розыску.
       После  оценки  обстановки командир воздушного  судна  принимает
   решение на дальнейшие действия.
       48.   Решение   оставаться   на   месте   вынужденной   посадки
   целесообразно принимать в следующих случаях:
       когда  сигнал  бедствия  или  сообщение  о  месте  происшествия
   переданы   экипажем   в   воздухе,   либо   после   приземления   и
   подтверждение об этом получено;
       если   место   приземления  точно  не   определено,   местность
   незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги,  болота,
   глубокий снег и т.п.);
       когда  направление на ближайший населенный пункт и его удаление
   неизвестны;
       если большая часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных
   травм передвигаться самостоятельно не могут;
       когда местность открытая.
       49.  Решение об уходе с места вынужденной посадки целесообразно
   принимать:
       если   точно   известно  местонахождение  населенного   пункта,
   расстояние до него невелико и состояние здоровья членов  экипажа  и
   пассажиров  позволяют преодолеть это расстояние  за  светлое  время
   суток;
       если   члены   экипажа,  спускаясь  с  парашютами,   обнаружили
   неподалеку просеку, дорогу, реку или жилье;
       в  случае  непосредственной угрозы жизни (лесной пожар,  разлом
   ледяного поля, наводнение и т.п.);
       когда  воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут  быть
   обнаружены  с  воздуха  из-за  густой  растительности,  а  средства
   сигнализации отсутствуют;
       если в течение трех суток нет связи и помощи.
       50.  После  приземления проверить работу аварийного  радиомаяка
   прослушиванием тональных посылок и оставить этот режим на три  часа
   (включить  аварийную радиостанцию в режим радиомаяка на три  часа).
   Далее  в  начале  каждого часа передавать трехкратное  сообщение  о
   бедствии  с переходом после каждого сообщения на 3 минуты  в  режим
   приема.  В  остальное время первых суток радиостанция переключается
   в режим приема, а последующих суток - выключается.
       При   наличии  у  экипажа  переносного  аварийного   радиомаяка
   включить его на излучение.
   
              Действия после вынужденной посадки на воду
                      или приводнении с парашютом
   
       51.  Решение  о  вынужденной  посадке  на  воду  или  покидании
   воздушного  судна  с  парашютами над водной поверхностью  принимает
   командир воздушного судна с учетом следующих факторов:
       развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и оценкой
   предполагаемого ее исхода;
       типа и оснащения воздушного судна и его плавучести;
       состояния водной поверхности и скорости ветра;
       специальной  подготовки и экипировки членов экипажа  воздушного
   судна.
       52.  Перед  вынужденной  посадкой на воду  командир  воздушного
   судна подает следующие команды:
       "Приготовить  для  использования  индивидуальные  и   групповые
   плавсредства,  носимые  и  бортовые  аварийные  запасы,   аварийные
   средства радиосвязи";
       "Всем  пассажирам  и членам экипажа надеть спасательные  жилеты
   (пояса), но не наполнять их внутри воздушного судна";
       "Пристегнуть привязные ремни".
       Командир  воздушного  судна указывает  также  порядок  открытия
   основных и запасных люков (выходов).
       53.  Командир  и  члены экипажа, в случае  аварийной  ситуации,
   обязаны  действовать в соответствии с требованиями  руководства  по
   летной  эксплуатации  (инструкции экипажу) для  данного  воздушного
   судна.
       54.   Покидание  воздушного  судна,  совершившего   вынужденную
   посадку  на  воду,  осуществляется по команде командира  воздушного
   судна после окончания глиссирования.
       55. При покидании воздушного судна на воде экипаж должен:
       открыть   двери   и   люки,  опустить  на  воду,   в   сторону,
   противоположную  крену  воздушного  судна,  групповые  спасательные
   плавсредства;
       переправить на плавсредства в первую очередь раненых,  детей  и
   пассажиров;
       погрузить  на плавсредства групповые и индивидуальные аварийно-
   спасательные средства, ССЖ, полетную документацию;
       проверить  наличие  всех членов экипажа  и  переправить  их  на
   плавсредства;
       обрезать  фалы  крепления  плавсредств  к  воздушному  судну  и
   отплыть от него на безопасное расстояние;
       собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать.
       56.  При нахождении на плавсредствах командир воздушного  судна
   должен:
       обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
       привести  в действие аварийные радиостанции и радиобуи (порядок
   работы  указан  в  пункте 50), а также подготовить к  использованию
   средства визуальной сигнализации;
       определить  свое  местонахождение и  отметить  на  карте  место
   погружения воздушного судна;
       учесть   запасы   питьевой  воды  и  пищи  и  установить,   при
   необходимости, суточную норму их расходования;
       организовать  дежурство  по наблюдению  за  морем,  воздухом  и
   состоянием плавсредств.
       57.  При  появлении воздушных судов, кораблей и других  морских
   судов  принять  меры  к установлению с ними радиосвязи,  обозначить
   себя,   используя   имеющиеся  пиротехнические  и  светотехнические
   средства.
       58. После вынужденной посадки на воду (приводнении с парашютом)
   членам   экипажа  и  пассажирам  для  сохранения  своей   жизни   и
   работоспособности   необходимо   руководствоваться   рекомендациями
   специальных   памяток   по   действиям   в   аварийных   ситуациях,
   находящихся в НАЗах.
   
                Организация поисково-спасательных работ
   
       59. Организация ПСР включает:
       принятие решения на проведение ПСР;
       доклад о принятом решении командующему объединением ВВС;
       передача решения командующего на КЦПС, ЗЦ (РЦ) ЕС ОрВД;
       подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств;
       взаимодействие  с органами ЕС ОрВД по обеспечению  безопасности
   проведения ПСР;
       управление  поисково-спасательными  силами  и  средствами   при
   поиске, оказании помощи потерпевшим бедствие и их эвакуации;
       ведение учетно-отчетной документации (рабочей карты и т.д.);
       информирование  КЦПС, ГКЦПС, центров ЕС ОрВД о ходе  проведения
   ПСР.
       60.  ПСР с применением авиационных поисково-спасательных сил  и
   средств начинаются в случае:
       получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
       получения  доклада  от экипажа воздушного  судна,  наблюдавшего
   бедствие;
       получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;
       получения  сообщения  о бедствии от правоохранительных  органов
   или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и
   органов местного самоуправления;
       неприбытия  воздушного судна в пункт назначения  в  течение  10
   мин.  после  расчетного времени и отсутствия  радиосвязи  с  ним  в
   течение более 5 мин.;
       если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не
   произвел ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;
       потери  радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного
   пропадания  отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи
   более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;
       получения   и  подтверждения  сведений  из  МКВЦ  международной
   спутниковой     системы     "КОСПАС-САРСАТ"     для     определения
   местонахождения воздушных и морских судов, потерпевших бедствие;
       возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного
   характера;
       наличия указаний КЦПС.
       61.  ПСР  считается начатой с момента подачи команды  на  вылет
   (выход)  дежурным  поисково-спасательным силам и средствам  (подачи
   команды  на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным
   судам),  а  оконченной  -  с  окончанием эвакуации  пострадавших  в
   лечебные  учреждения,  на ближайший аэродром (в  населенный  пункт)
   или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.
       62.  Решение  на  проведение  ПСР,  подъем  дежурных  поисково-
   спасательных  воздушных  судов  и выход  НПСК  принимает  начальник
   смены  КЦПС или начальник смены РКЦПС. О принятом решении начальник
   смены  КЦПС (РКЦПС) докладывают командующему объединением ВВС  зоны

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное