Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА ОТ 20.07.2001 N 715-РМ О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ (ВМЕСТЕ С "КОНЦЕПЦИЕЙ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ")

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                МОСКВА
   
                                  МЭР
   
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
                      от 20 июля 2001 г. N 715-РМ
   
          О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ
                      К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
   
              (в ред. постановлений Правительства Москвы
            от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)
   
      В  целях   развития  информационного   общества  в   Москве   и
   обеспечения комплекса  мер по  развитию городской  информационно -
   телекоммуникационной  инфраструктуры,  информационных  ресурсов  и
   услуг, совершенствованию нормативно - правовой базы:
      1. Утвердить    представленную    Департаментом   экономической
   политики  и  развития  г.  Москвы  Концепцию  движения  Москвы   к
   информационному обществу (приложение 1).
      2. Утратил  силу.  - Постановления   Правительства   Москвы  от
   25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП.
      3. Утратил  силу.  - Постановления   Правительства   Москвы  от
   25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП.
      4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
   первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
   
                                                           Мэр Москвы
                                                          Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                           к распоряжению Мэра Москвы
                                          от 20 июля 2001 г. N 715-РМ
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
              ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
   
                                Резюме
   
                   Сущность информационного общества
   
      Рубеж тысячелетий совпал с  переходом человечества к третьей  -
   после  аграрной  и  индустриальной  -  стадии  развития,   которую
   обозначают  обычно  как  "информационное  общество".  Общепринятой
   дефиниции   информационного   общества    нет,   но    большинство
   специалистов  сходятся   в  том,   что  его   сущность  определяют
   несколько взаимосвязанных процессов:
      - информация и знания становятся важным  ресурсом  и  подлинной
   движущей  силой  социально  -  экономического,  технологического и
   культурного развития;
      - формируется   рынок   информации   и   знания   как   фактора
   производства  наравне  с  рынками  природных  ресурсов,  труда   и
   капитала;
      - стремительно растет  удельный  вес  отраслей,  обеспечивающих
   создание, передачу и использование информации;
      - развитая   информационная   инфраструктура   превращается   в
   условие,      определяющее     национальную     и     региональную
   конкурентоспособность  не  в  меньшей  степени,   чем,   например,
   транспортные коммуникации;
      - развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых
   информационно  -  коммуникационных  технологий  (ИКТ)  существенно
   меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
   
                 Мегаполисы в информационном обществе
   
      Города и  особенно мегаполисы,  к которым  относится Москва,  -
   находятся   в   центре   происходящих   изменений.   Глобализация,
   интенсификация глобальной  конкуренции и  развитие ИКТ  приводят к
   серьезным изменениям  в экономике  многих городов  развитых стран.
   Опережающими    темпами     растет    информационная     индустрия
   высокотехнологичного  производства,  а   также  индустрия   услуг,
   спорта  и  отдыха,  что  вызывает  значительные изменения на рынке
   труда и в социоэкономической динамике городов.  В результате  этих
   изменений  экономическая  деятельность,  связанная  с получением и
   обработкой  информации,  в  настоящее  время  играет  как  никогда
   важную  роль  в  экономике  крупных  западных  городов,   позволяя
   характеризовать  их  как  постиндустриальные или "информационные".
   Соответствующие изменения произошли и на рынке труда:  по  оценкам
   экспертов 60-70%  новых рабочих  мест в  развитых странах  связаны
   сегодня с той  или иной формой  обработки информации. ИКТ  сегодня
   очих  мест в  развитых странах  связаны
   сегодня с той  или иной формой  обработки информации. ИКТ  сегодня
   занимают центральное  место в  обновлении и  реструктуризации всех
   видов  деятельности,  которые  в  совокупности составляют сущность
   города:   производство продукции,  транспорт, системы  "продавец -
   покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия  отдыха
   и  зрелищ,  СМИ,  образование,  управление  городом,  общественные
   службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.
   
             Возможности и риски информационного общества
   
      С   формирующимся   информационным   обществом   в    последнее
   десятилетие   связываются   большие   ожидания.    Считается,  что
   информационное   общество   обладает   огромным   потенциалом  для
   улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и  каждого
   человека в отдельности, резко  расширяет возможности для малого  и
   среднего  предпринимательства,   для  оптимального   использования
   местных условий и  ресурсов, для развития  управления, образования
   и  здравоохранения.   На  этой  основе  создаются  предпосылки для
   значительного повышения  эффективности производства,  для экономии
   природных  ресурсов  и  защиты  окружающей  среды,  для перехода к
   устойчивому развитию.
      Вместе  с  тем,  осознавая  все  преимущества   информационного
   общества, нельзя  не учитывать,  что оно  несет с  собой не только
   новые решения и возможности, но и  новые проблемы и риски.  Как  и
   любое  другое   информационное  общество   несовершенно,  а    ИКТ
   нейтральны.   Последствия   их  применения   целиком  зависят   от
   ценностных   установок   и   политических   решений.    Реализация
   возможностей   информационного   общества   -   вопрос  адекватной
   политики и своевременных управленческих решений.
   
        Разработка программ движения к информационному обществу
   
      Именно  в   силу  сказанного   информационное  общество   стало
   политической целью  развития многих  государств и  регионов.   Уже
   более  20   лет  "информационное   общество"  является   предметом
   программных   разработок   на   национальном,   международном    и
   региональном  уровнях,   основная  цель   которых  -    обеспечить
   максимальную  пользу  от  перехода  к  информационному  обществу и
   парировать риски  и негативные  последствия.   В развитых  странах
   уже    приняты    документы    третьего    поколения,   подводящие
   промежуточные итоги и ставящие новые цели.
      Несмотря  на  большой  опыт  решения  вопросов  информатизации,
   Россия  и  Москва  задержались  в разработке современных программ,
   учитывающих  проблематику  информационного  общества.   В   Москве
   ежегодно  принимается  план  работ  по информатизации, программные
   основы  этой  деятельности  были  заложены  в Концепции создания и
   эксплуатации  общегородской  информационной  системы,  принятой  в
   1991  г.   Учитывая,  однако,  то  обстоятельство,  что   основные
   целевые установки этой  Концепции выполнены, а  также то, что  она
   была   в   основном   направлена   на   информатизацию  городского
   управления,  возникла  настоятельная   необходимость  в   создании
   нового  программного  документа,   учитывающего  новые  реалии   и
   направленного  на   более  широкий   круг  вопросов   формирования
   информационного общества.
      Отвечая  на  вызовы  времени,  Московская  городская Дума (МГД)
   второго  созыва  приняла  решение  объединить  ранее  разрозненные
   направления  своей  деятельности,  относящиеся  к   информационной
   сфере,   в    одно   комплексное    направление:      "Информация,
   информатизация, связь,  телекоммуникации и  телевидение".   Весной
   1998 г.  был сформирован общественный экспертный совет по  данному
   направлению.    Одна  из   главных  задач   совета  -   разработка
   рекомендаций  по  развитию  информационной  и телекоммуникационной
   инфраструктуры  Москвы  и  определение  приоритетных   направлений
   движения Москвы к информационному обществу.   В 1999 г. МГД  вышла
   с   инициативой   подготовки    концепции   движения   Москвы    к
   информационному обществу,  которая была  поддержана Правительством
   Москвы.
      Смысл  предлагаемого  документа  -  разработать  концептуальные
   основы для  создания в  городе системы  поддержки, регулирования и
   координации     деятельности     всех     участников     процессов
   информатизации,  определить  общие  и  конкретные по областям цели
   перехода к информационному обществу.
   
                      Видение будущего для Москвы
   
      Авторы  Концепции  движения  Москвы  в  информационное общество
   исходили  их  того,  что  Москва  должна  войти  в него в качестве
   центра  информационной  деятельности  как  "информационный город".
   Это означает, что Москва должна стать:
      - городом  с  развитой  информационно  -   телекоммуникационной
   инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
      - городом,   экономический   фундамент    которого    формирует
   экономика,   основанная  на  знаниях,  где  экономический  рост  и
   создание  рабочих  мест  определяется  инновационной  активностью,
   которая   подразумевает   успешную   коммерциализацию  результатов
   исследований и разработок;
       - городом,  в котором будет иметь место массовое и эффективное
   использование ИКТ во всех  областях  экономической,  социальной  и
   культурной жизни;
       - центром конкурентоспособной  информационной  индустрии,  где
   производство информации,  информационных технологий и услуг станет
   важнейшей отраслью городской экономики;
       - городом,  где  доступ  к  социально  значимой  информации  и
   базовым  информационно   -  телекоммуникационным   услугам   будет
   обеспечен  для  всех  горожан  независимо  от  пола,  возраста   и
   социально - экономического положения.
   
            Цели перехода Москвы к информационному обществу
   
      Дерево  целей  движения   Москвы  к  информационному   обществу
   выделяет  определенный  аспект   в  целевых  установках   развития
   Москвы.  Верхний уровень  целей движения Москвы к  информационному
   обществу  совпадает  с  общими  целями  социально - экономического
   развития   города:      создание    благоприятных   условий    для
   предпринимательской        деятельности        и         повышения
   конкурентоспособности  предприятий  города,  повышение  уровня   и
   качества  жизни  горожан,  повышение  эффективности  и  открытости
   городского  управления,  улучшение  работы  городского хозяйства и
   экологии города.  Цели  второго уровня уточняют и  раскрывают цели
   высшего   уровня   с   точки   зрения   условий   и   возможностей
   информационного общества:
      - формирование  нормативно  -  правовой  базы   информационного
   общества в  г.   Москве, регулирующей  взаимоотношения создателей,
   владельцев  и  пользователей  информационных  ресурсов и систем, а
   также всех участников движения к информационному обществу;
      - совершенствование  городского  управления за счет дальнейшего
   развития  его  информатизации  на  единой  концептуальной   основе
   (концепция   "электронной  власти")  и  согласованной  технической
   политики;
      - содействие   развитию   и   обновлению   различных   отраслей
   деятельности в  г.  Москве  на  базе  широкого  использования  ИКТ
   (образование,    культура,    здравоохранение,    малый    бизнес,
   общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
      - создание  условий  для  приоритетного  развития  и  повышения
   экспортных возможностей информационной индустрии города;
      - формирование  современной  информационно  -  коммуникационной
   инфраструктуры города;
      - формирование      эффективной     московской     региональной
   инновационной системы;
      - преодоление информационного неравенства.
      В ряде случаев выделены цели третьего уровня,  конкретизирующие
   целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.
   
        Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу
   
      Нельзя  не   заметить,  что   многие  тенденции    современного
   информационного  общества  характерны   и  для  Москвы.   Основные
   условия для  этого есть.   Москва имеет  статус одного  из ведущих
   мировых  центров  производства  и  хранения  информации,  является
   центром  научно   -  технической   и  научно   -   образовательной
   деятельности  и  культурной  жизни  страны.   В Москве расположены
   управляющие  структуры  крупного   российского  бизнеса.    Москва
   представляет  собой   главный  российский   узел  национальных   и
   международных  телекоммуникационных  сетей,  центр  формирования и
   распространения  массовой  информации.   Здесь  создана достаточно
   развитая  информационно  -  телекоммуникационная   инфраструктура.
   Москва занимает первые  места в России  по обеспеченности домов  и
   рабочих  мест  компьютерами,  по  числу  абонентов сотовой связи и
   доступу   населения   к   Интернету.    Наконец,   Москва   -  это
   административный    центр    страны,    в    котором   реализуется
   информационный  и  управленческий  потенциал  федеральных  органов
   государственной власти.  Следует также иметь в виду, что Москва  -
   крупнейший мегаполис России.  Как показывает мировой опыт,  именно
   мегаполисам    принадлежит    ведущая    роль    в    формировании
   информационного  общества.    У   Москвы  существует   достаточный
   потенциал,  чтобы  занять  достойное  место  в  иерархии   ведущих
   городов  в  мировом  экономическом  пространстве  и информационном
   сообществе.
      В  ходе  движения  Москвы  к  информационному  обществу следует
   стремиться  к  тесному  взаимодействию  процессов информатизации в
   Москве  и  в  других  регионах  страны.   Это  означает,  с  одной
   стороны,  необходимость  распространения   московского  опыта   на
   крупные российские  города, а  с другой  - использование  в Москве
   прогрессивных  решений  проблем  информатизации,  осуществляемых в
   этих городах.
   
                         Направления действий
   
      В   предлагаемом   документе   выделено   шесть  стратегических
   направлений  деятельности  Правительства  Москвы  по   обеспечению
   движения к информационному обществу:
      1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в
   рамках формирующегося глобального информационного общества.
      2. Развитие информатизации городского управления.
      3. Стимулирование  и  организация использования ИКТ в различных
   сферах деятельности в г. Москве.
      4. Обеспечение  возможностей  использования  ИКТ всеми жителями
   города.
      5. Развитие  современной  информационно  - телекоммуникационной
   инфраструктуры Москвы.
      6. Совершенствование   нормативно   -  правовой  базы  развития
   информационного общества в г. Москве.
      Каждое стратегическое  направление деятельности  детализировано
   рядом  приоритетных  направлений,  в  рамках  которых предлагаются
   конкретные   действия   Правительства   Москвы,   основанные    на
   законодательно   закрепленных   инструментах   городской  политики
   (городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам  и
   т.п.).   Предлагаются   также   первоочередные   мероприятия    по
   реализации основных положений настоящей Концепции.
   
                Цели и задачи Концепции движения Москвы
                      к информационному обществу
   
      Цель настоящей Концепции  состоит в определении  стратегических
   ориентиров   развития   Москвы   как   "информационного   города".
   Основной задачей Концепции является разработка основных  положений
   политики  Правительства  Москвы   и  Московской  городской   Думы,
   обеспечивающей  движение  к  информационному  обществу.  На основе
   Концепции   должна   быть   разработана   комплексная    программа
   формирования   и   развития    в   Москве   базовых    компонентов
   информационного   общества,   включающая   в   себя    программные
   разработки по всем приоритетным направлениям.
   
         1. Введение: формирование глобального информационного
                       общества - вызов времени
   
      В   последнее   десятилетие   Россия   осуществляет   несколько
   фундаментальных переходов -  переход от тоталитарного  к открытому
   демократическому обществу,  от государственной  плановой экономике
   к  рыночной,  от   индустриального  общества  к   информационному.
   Внимание   российской   прессы,    политиков   и    общественности
   сосредоточено  в  основном  на  первых  двух  переходах, вызвавших
   драматические перемены в  стране и существенно  изменивших условия
   жизни  и  хозяйственной  деятельности.   В политических документах
   разного уровня практически  не рассматриваются вопросы  перехода к
   информационному  обществу.   Вместе  с  тем  этот переход, который
   совершают  сегодня  и   другие  страны,  существенно   затрагивает
   цивилизационные  основы  жизни  всего  человечества  и  бросает не
   менее серьезный вызов личности,  корпорации и государству с  точки
   зрения адаптации и выработки  адекватной стратегии поведения.   По
   мнению известного  испано -  американского социолога  М. Кастелса,
   для  России  переход  к  информационному  обществу - решающий, его
   нельзя отложить до того, как окончательно  осуществятся  остальные
   переходы. Более того,  без его успешного  осуществления невозможно
   решить главную  задач российских  реформ -  вхождение в сообщество
   экономически  развитых  демократических   государств  в   качестве
   полноправного  участника.    Задача   предлагаемого  документа   -
   сформулировать концептуальные основы  стратегии движения Москвы  в
   информационное общество.
   
                1.1. Сущность информационного общества
   
      Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты
   формирующегося информационного общества:
      1. Изменение  роли  информации  и  знания  в  жизни   общества,
   выразившееся   прежде   всего   в   беспрецедентном    возрастании
   информационной   насыщенности   хозяйственной,   управленческой  и
   других  сфер  деятельности,  в  превращении  информации и знания в
   важнейший ресурс социально - экономического развития.
      2. Превращение  информационной индустрии в наиболее динамичную,
   выгодную и престижную  сферу  производства,  которая  обеспечивает
   лидирующую  роль  отдельных  стран  и  городов  в  системе мировой
   экономики.
      3. Возникновение  развитой  рыночной инфраструктуры потребления
   информации  и  информационных  услуг  и,  в   частности,   широкое
   внедрение  ИКТ  в  различные  сферы  жизни,  причем  не  только  в
   профессиональную, но и бытовую.
      4. Глубокие   изменения  в  моделях  социальной  организации  и
   сотрудничества,  когда во всех сферах общества  происходит  замена
   централизованных  иерархических  структур  гибкими сетевыми типами
   организации,   приспособленными    к    быстрым    изменениям    и
   инновационному развитию.
      Ключевой тенденцией является последовательное возрастание  роли
   информации и знания в  современном обществе.  Информация  и знания
   становятся все более важным фактором производства, движущей  силой
   экономического  развития  и   процветания  общества.   Основываясь
   именно  на   этой  особенности   современного  общества,    многие
   исследователи  и  называют  его  "информационным"  (Й.  Масуда, Д.
   Белл,  О.  Тоффлер)  или  "обществом  знания"  (П.   Дракер),  или
   обществом,   основанным   на   "информационной   экономике"    или
   "экономике  знания"  (М.    Порат).   В  информационном   обществе
   экономические   успехи   все   больше   зависят   от   наличия   и
   эффективности   национальной,    региональной,    локальной    или
   корпоративной системы инноваций (М.  Портер) и налаженной  системы
   непрерывного образования.
      Несколько факторов обусловливают происходящие изменения:
      - окончательно  оформившаяся  где-то  в середине XX века тесная
   связь науки и технических разработок,  повлекшая за  собой  резкий
   рост динамики производства и появление наукоемких технологий;
      - глобализация всех происходящих в  обществе  изменений,  когда
   события,  территориально очень далекие друг от друга,  оказываются
   звеньями одной  цепи,  утрачивая  тем  самым  свой,  казалось  бы,
   локальный характер;
      - колоссальное  усложнение  всей  экономической,  политической,
   военной  деятельности  человечества  и  формирование здесь сложных
   систем,  что выдвинуло на первый план проблемы  управления  и  его
   информационного  обеспечения,  породив  не  только  такие  области
   знания как кибернетика,  системный анализ,  исследование операций,
   но  и  новое  мировоззрение,  в рамках которого мир воспринимается
   через призму информационных процессов;
      - развитие  новых информационных и коммуникационных технологий,
   широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их
   серьезной  перестройке  и  появлению таких новых форм социальной и
   экономической деятельности как электронная коммерция,  телеработа,
   дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.
      Впервые  в  достаточно  отчетливом  виде  идея  информационного
   общества  была  сформулирована  в  конце  60-х - начале 70-х годов
   нашего   века.    Изобретение   самого   термина   "информационное
   общество"  приписывается  профессору  Токийского  технологического
   института Ю. Хаяши.  В 70-е годы началась конвергенция двух  почти
   одновременно появившихся  идеологий -  информационного общества  и
   постиндустриализма.   Сегодня  многие  ученые  вслед за известными
   социологами и философами Д.   Беллом и О.  Тоффлером  считают, что
   человеческая цивилизация  после аграрной  и индустриальной  стадии
   развития вступает в новую -  информационную.  По мнению Д.   Белла
   "информационное   общество"    -    это   новое    название    для
   постиндустриального общества,  подчеркивающее не  его положение  в
   последовательности   ступеней   общественного   развития    (после
   индустриального  общества),  а  основу  определения его социальной
   структуры - информацию.
      До сих   пор,   несмотря  на  широкое  распространение  термина
   "информационное общество",  ученые и специалисты еще не  пришли  к
   единому  пониманию его основного содержания.  Существует целый ряд
   определений,  которые выдвигают  на  передний  план  те  или  иные
   реальные черты и тенденции современного общества.
      Так, например,  очевидна  тенденция  увеличения  доли   занятых
   обработкой информации в структуре занятости в развитых странах. По
   расчетам С.  Барли к началу XXI века доля американцев,  чей труд в
   основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг
   (сельхозрабочие,  ремесленники,  механики,   работники   гостиниц,
   розничные  торговцы,  парикмахеры и т.п.) сократится с 83%  в 1900
   году до примерно 41%.  Доля же тех,  кто  работает  в  основном  с
   информацией,  увеличится  с  17%  до  59%.  Аналогичные  изменения
   происходят и в  других  странах.  Именно  поэтому  одно  из  самых
   распространенных   определений   информационного  общества  такое:
   информационным   называется   общество,   в   котором   обработкой
   информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов.
      С точки   зрения   американского    экономиста    Т.    Стюарта
   информационный   век   наступил   в   1991   году,  когда  впервые
   американские   компании   больше   затратили    на    приобретение
   информационной   техники,   необходимой   для   манипулирования  с
   информацией (компьютеры и телекоммуникационное оборудование),  чем
   на  промышленное  оборудование,  предназначенное  для разного рода
   действий с материальными предметами (двигатели,  турбины, станки и
   механизмы, машины и т.п.).
      В  центре  внимания  многих  работ  находятся  быстрое развитие
   информационных  и  коммуникационных  технологий  и их возрастающее
   использование во всех  сферах экономической и  общественной жизни.
   ИКТ  существенно  изменили  за  последние  годы то, как мы учимся,
   работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем.  Более
   того,  цифровые  технологии   активно  проникают  в   традиционные
   технологии, меняя их возможности  и сферы использования.   Все это
   позволяет  говорить  о   компьютерной,  телекоммуникационной   или
   микроэлектронной революции (Д.Е. Сайчел,  Т.  Форестер) и  считать
   информационное общество обществом информационных технологий.
      Перестройка  мировой  экономики,  начавшаяся  в  середине  70-х
   годов,  привела   к  смене   доминирующей  формы   организационной
   структуры  предприятия  и  межфирменного  сотрудничества.    Целью
   организационных изменений была адаптация к резко возросшим  темпам
   изменений  в  экономической,  институциональной  и технологической
   среде деятельности  фирм.   Общее направление  изменений - переход
   от  вертикальных  иерархических  структур  к гибким сетевым формам
   организации,  причем  сети   стали  формообразующей  основой   как
   внутренней   организации   современной   корпорации,   так   и  ее
   взаимодействия  с  партнерами  (межфирменные  сети,  корпоративные
   стратегические  альянсы  и  т.п.).   Аналогичные   организационные
   изменения  происходят  в  сфере  услуг, административных органах и
   других   областях   деятельности.    Развитие   ИКТ  стимулировало
   происходящие изменения, позволило  выявить все преимущества  новой
   формы  социальной  организации,  хотя  организационные   изменения
   возникли    и    развивались    первоначально    независимо     от
   технологического   развития.      Со   своей   стороны    развитие
   телекоммуникационной  инфраструктуры  и  прежде  всего   Интернета
   привело к тому, что все больше транзакций в современной  экономике
   и  обществе  совершается  с  использованием  компьютерных   сетей.
   Интернет  становится  глобальной  средой  общения, труда и отдыха.
   Стремительно  растут  мировые  доходы  от  электронной  коммерции,
   которые составили в 2000 г.  185 млрд. долларов США, в 2001 г.  по
   прогнозам они увеличатся уже до 336,2 млрд., в 2002 г. - до  684,3
   млрд., а в 2003 г.  достигнут 1,26 трлн. долларов США.   Указанные
   тенденции    позволяют    многим    специалистам    говорить    об
   информационном обществе  как о  "сетевом обществе",  а современную
   экономику определять как "сетевую".
      Последние 20 лет "информационное общество" находится  в  центре
   внимания    многих    политических    документов    регионального,
   национального и международного уровня.  В  политическом  контексте
   информационное  общество  рассматривается  как политическая цель и
   определяется через его возможности и преимущества.
      Созданная в мае  1995 г.   с целью анализа  социальных аспектов
   информационного  общества  группа  экспертов  Комиссии Европейских
   сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты  практически
   всех стран Европейского Союза, определила информационное  общество
   как  глобальное  общество,  в  котором  обмен информацией не будет
   иметь ни временных,  ни пространственных, ни  политических границ;
   которое,  с   одной  стороны,   способствует   взаимопроникновению
   культур,  а  с  другой   -  открывает  каждому  сообществу   новые
   возможности   для   самоидентификации   и   развития   собственной
   уникальной культуры.  Кроме  того, это общество знания,  в котором
   главным  условием   благополучия  каждого   человека  и    каждого
   государства     становится     знание,     полученное    благодаря
   беспрепятственному доступу к информации  и умению работать с  ней.
   Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с  помощью
   научной обработки  данных и  информации, научной  поддержки знания
   будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.
   
           1.2. Возможности и риски информационного общества
   
      С формирующимся   информационным    обществом    в    последнее
   десятилетие   связываются   большие   ожидания.   Считается,   что
   информационное  общество  обладает  гигантским   потенциалом   для
   улучшения  качества жизни всего человеческого сообщества и каждого
   человека в отдельности,  резко расширяет возможности для малого  и
   среднего   предпринимательства,   для  оптимального  использования
   местных  условий  и  ресурсов,  для  развития  сложных   услуг   и
   образования.    Развитие    информационного   общества   формирует
   предпосылки    для    значительного    повышения     эффективности
   производства,  для экономии природных ресурсов и защиты окружающей
   среды, для перехода к устойчивому развитию.
      Возникновение глобальных информационных сетей и систем  впервые
   в истории  нашей планеты  открывают возможность  связать буквально
   каждого  с  каждым,  обеспечить  доступ  к информационным ресурсам
   человеческой   цивилизации   любому   жителю   Земли,   объединить
   сегодняшние  знания  и  духовные  ценности,  а значит, существенно
   раздвинуть  границы  применения   достижений  культуры,  науки   и
   техники.
      Сегодня четко обозначилась  тесная  связь  между  образованием,
   обучением   и  развитием,  поэтому  ключевым  фактором  для  любой
   отрасли,  организации или компании становится эффективный доступ к
   образованию и непрерывное обучение.  Во многих странах реальностью
   становится развертывание массовой системы  качественного  обучения
   на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками,
   системы постоянного повышения квалификации.
      Еще   одна    возможность,    предоставляемая    информационным
   обществом,  -  качественное  улучшение  системы  охраны  здоровья.
   Новые  ИКТ  делают  широко  доступной профилактическую информацию,
   создают основу для  получения любым пациентом,  где бы он  ни жил,
   регулярных врачебных  консультаций.   Они превращают  в реальность
   "телемедицину",   опирающуюся    на   национальные    и    мировые
   информационные ресурсы.
      В   информационном   обществе   обычным   явлением   становится
   "телеработа",  которая  в  состоянии  кардинально  решить проблему
   занятости,  в  том  числе  для  людей  с ограниченными физическими
   возможностями, что  может помочь  решению одной  из самых  сложных
   социальных  проблем.   Кроме  того,  с  массовым  распространением
   телеработы связываются  надежды на  решение такой  острой проблемы
   больших   городов,   как   перегрузка   транспортной   системы   и
   загрязнение воздуха выхлопными газами.
      Информация  становится  реальным  социальным  ресурсом  -  ведь
   фактически только  она способна  помочь человеку  адаптироваться к
   жизни  в  условиях  неопределенности,  приспособиться к постоянным
   изменениям,     выработать     новые     стереотипы     поведения,
   соответствующие новым обстоятельствам.
      Для человека информационного века единство мира оказывается уже
   не  теоретической  или  идеологической  абстракцией,  а фактом его
   повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество
   резко  расширяет  возможности  человека  выбирать,  где и на каких
   условиях работать,  у кого и по каким ценам покупать те  или  иные
   товары   и   услуги,   делает   продавцов   более   зависимыми  от
   потребителей,   существенно    усложняют    жизнь    монополистам,
   недобросовестным работодателям и производителям.
      Использование спутников,  "живого"  радио  и  телевидения   для
   передачи    информации    оказывает   массированное   влияние   на
   формирование общественного  мнения  по  всему  миру.  Появление  и
   совершенствование   мультимедиа,   видеоконференционной   связи  и
   искусственного интеллекта сильно  расширяют  возможности  передачи
   информации, а значит, распространения знаний и обмена ими.
      Важнейшей особенностью   информационного   общества    является
   перенос  акцента  в  производстве  с  использования  материалов на
   производство информации и оказание  услуг,  что  влечет  за  собой
   значительное   снижение  добычи  и  переработки  сырья  и  расхода
   энергии.  Преимущественное развитие "третичного" сектора экономики
   -  оказания  услуг  - приводит к существенному изменению удельного
   веса отраслей  экономики  в  формировании  валового  национального
   продукта.  В  целом  ряде европейских стран более половины оборота
   средств  в  информационной  индустрии   приходится   на   создание
   информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство
   техники;  в индустрии связи  разрыв  еще  более  радикальный:  80%
   составляют телекоммуникационные услуги и только 20% - производство
   средств коммуникации.
      Осознавая все  преимущества  информационного общества,  нельзя,
   однако, не признать, что оно несет с собой не только новые решения
   и возможности, но и новые проблемы и риски.
      Одним из объективных  процессов, с которыми  вынужден считаться
   современный  мир,  является  глобализация,  порожденная   взрывным
   развитием  ИКТ,  созданием  планетарных  сетей,  триумфом рыночной
   экономики,   либерализацией   международной   торговли,  развитием
   транспорта.   Так  или  иначе   все  это  приводит  к   размыванию
   национальных  и   политических  границ   и  к   ускорению   темпов
   индустриализации  и   унификации  культур   -  частично   за  счет
   образования  глобальных   конгломератов  в   области   информации,
   телекоммуникаций и досуга.
      Глобализация заставляет  предпринимателей  вступать  в  жесткую
   конкуренцию,   в   результате   которой   выживают   действительно
   сильнейшие,   которые  затем  получают  большую  реальную  власть,
   начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе  не  подпускать  к
   нему слабых.
      В условиях   интенсивного   использования   глобальных    сетей
   возникают  новые  формы  культурной  агрессии  со стороны наиболее
   развитых стран в отношении менее  развитых,  появляется  опасность
   утраты   целыми   сообществами  своей  культурной  и  национальной
   самобытности,   включая    самобытность    языковую,    происходит
   навязывание  человечеству  потребительских предпочтений и вкусов в
   интересах    узкой    группы    транснациональных    компаний    -
   производителей.
      Главная  опасность   заключается  в   том,  что   усиливающаяся
   глобализация  производства  и  мобильность  всемирных   корпораций
   может  неблагоприятным   образом  повлиять   на  политику   охраны
   окружающей  среды,  а  также  права  на  труд и социальную защиту,
   причем во всемирном масштабе.  Реальным сигналом тревоги  является
   сокращение  рабочих  мест  в  компаниях, связанных с производством
   ИКТ, в наиболее развитых странах.
      Все большее  распространение "экранной" культуры,  неизбежность
   столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы
   иллюзия  и действительность,  создают некоторые психологические (и
   даже психические) проблемы.  По мере нарастания объема  информации
   людям   становится   труднее   ориентироваться  в  ее  содержании,
   ограждать себя от ее избытка.
      В условиях  существования  открытых,  легко  доступных  и легко
   наполняемых информационных сетей  возникает  проблема  ограничения
   информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема
   безопасности  персональных  и  других   видов   данных,   проблема
   соблюдения   авторских  прав  и  прав  производителей  электронной
   информации.
      Развитие и  широкое использование  ИКТ привело  к появлению еще
   одного   измерения   бедности,   так   называемой  "информационной
   бедности".   Это понятие  отражает рост  социальной дифференциации
   населения по  новому принципу  - принципу  возможностей доступа  к
   современным  ИКТ,  когда  лишь  часть  населения получает доступ к
   новым технологиям  и информационным  ресурсам и  может реализовать
   это преимущество.
      Благодаря   ускорению   процесса   технологической   инновации,
   вовлечению индустриального  капитала и  конкуренции новая  сетевая
   технология и инфраструктура  становятся гораздо дешевле,  а потому
   доступнее для все большего числа  людей.  Что же касается  доступа
   к распространяемой  по ним  информации, то  это остается  одной из
   самых сложных  проблем.   Стоимость информационных  услуг может на
   многие годы  стать фактором,  усиливающим разрыв  между теми,  кто
   может  и  кто  не  может  себе позволить получать и распространять
   информацию.
      Вопросами, до  сих  пор   не   получившими   ответа,   остаются
   следующие:
      Какова роль    владельцев    инфраструктуры,     производителей
   программных   продуктов,   авторов,   издателей,   правительств  и
   международных организаций в широком распространении  информации  в
   тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным
   ресурсам недостаточен?
      Как добиться баланса между дешевой или бесплатной  информацией,
   распространяемой для широкого круга пользователей  правительствами
   и   международными   организациями,   и   интеллектуально   емкими
   информационными продуктами,  обеспечивающими эффективный  доступ к
   знанию и принятие эффективных решений?
      Решение  этих  и  других  проблем  становления  информационного
   общества  требует  серьезных  усилий  специалистов  самых   разных
   профилей.   При  этом  необходимо  принимать  в расчет, что методы
   противодействия   всем   перечисленным    и   другим    опасностям
   информационного  века  лежат  не  в  области отгораживания себя от
   глобального  информационного   общества,  а   в  сфере    развития
   собственного полноценного участия в его формировании.
   
                1.3. Необходимость разработки программ
                  движения к информационному обществу
   
      Как  и  любое  другое,  информационное общество несовершенно, а
   ИКТ  нейтральны  -  последствия  их  применения целиком зависят от
   ценностных   установок   и   политических   решений.    Реализация
   возможностей   информационного   общества   -   вопрос  адекватной
   политики и своевременных управленческих решений.
      Значимость  происходящих  сегодня  перемен  хорошо   осознается
   ведущими странами мира.  Они осуществляют стратегические  вложения
   в  развитие  ИКТ,  информационной  инфраструктуры,  в  наращивание
   информационных  ресурсов,  в  изучение  экономических и социальных
   особенностей  информационного   общества.    Уже  более   20   лет
   "информационное   общество"    является   предметом    программных
   разработок на национальном, международном и региональном  уровнях,
   основная  цель  которых  -   обеспечить  максимальную  пользу   от
   перехода  к   информационному  обществу   и  парировать   риски  и
   негативные последствия.  В развитых странах уже приняты  документы
   третьего  поколения,  подводящие  промежуточные  итоги  и ставящие
   новые цели.  Самое  серьезное значение этим проблемам  придается в
   странах "большой семерки", к  которой в свое время  присоединилась
   Россия.
      Несмотря  на  большой  опыт  решения  вопросов  информатизации,
   Россия  и  Москва  задержались  в разработке современных программ,
   учитывающих  проблематику  информационного  общества.   В   Москве
   ежегодно  принимается  план  работ  по информатизации, программные
   основы  этой  деятельности  были  заложены  в Концепции создания и
   эксплуатации  общегородской  информационной  системы,  принятой  в
   1991  г.   Учитывая,  однако,  то  обстоятельство,  что   основные
   целевые установки этой  Концепции выполнены, а  также то, что  она
   была   в   основном   направлена   на   информатизацию  городского
   управления,  возникла  настоятельная   необходимость  в   создании
   нового  программного   документа,  отражающего   новые  реалии   и
   направленного  на   более  широкий   круг  вопросов   формирования
   информационного общества.
      Отвечая  на  вызовы  времени,  Московская  городская Дума (МГД)
   второго  созыва  приняла  решение  объединить  ранее  разрозненные
   направления  своей  деятельности,  относящиеся  к   информационной
   сфере,   в    одно   комплексное    направление:      "Информация,
   информатизация, связь,  телекоммуникации и  телевидение".   Весной
   1998 г.  был сформирован общественный экспертный совет по  данному
   направлению.    Одна  из   главных  задач   совета  -   разработка
   рекомендаций  по  развитию  информационной  и телекоммуникационной
   инфраструктуры  Москвы  и  определение  приоритетных   направлений
   движения Москвы к информационному обществу.   В 1999 г. МГД  вышла
   с   инициативой   подготовки    Концепции   движения   Москвы    к
   информационному обществу,  которая была  поддержана Правительством
   Москвы.
      Смысл  предлагаемого  документа  -  разработать  концептуальные
   основы для  создания в  городе системы  поддержки, регулирования и
   координации     деятельности     всех     участников     процессов
   информатизации,  определить  общие   и  конкретные  по   отдельным
   областям цели перехода к информационному обществу.
   
                    2. Стратегические цели и задачи
   
       2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город"
   
      Необходимо  различать   общие  характеристики   информационного
   общества как  некоторого этапа  в развитии  человечества, с  одной
   стороны, и положение отдельных государств, регионов или городов  в
   рамках  этого  общества,  с  другой.   Поэтому  наряду  с понятием
   информационного   общества   необходимо   ввести   понятие  центра
   информационной      деятельности,      которое        подчеркивает
   пространственную   неоднородность   информационного   общества   и
   лидирующее  положение   государств  и   городов  в    производстве
   информации, информационных технологий и услуг.
      Ставя  проблему  вхождения  Москвы  в  информационное общество,
   авторы  Концепции  движения   Москвы  в  информационное   общество
   исходили  их  того,  что  Москва  должна  войти  в него в качестве
   центра  информационной  деятельности  как  "информационный город".
   Это означает, что Москва должна стать:
      - центром  конкурентоспособной  информационной  индустрии,  где
   производство информации,  информационных технологий и услуг станет
   важнейшей отраслью городской экономики;
      - городом,    экономический    фундамент   которого   формирует
   экономика,  основанная  на  знаниях,  где  экономический  рост   и
   создание  рабочих  мест  определяются  инновационной  активностью,
   которая  подразумевает   успешную   коммерциализацию   результатов
   исследований и разработок;
      - местом   базирования   управляющих   подразделений    крупных
   национальных  и международных компаний и организаций,  городом,  в
   котором принимаются решения,  значение которых выходит за  пределы
   города и страны;
      - центром познавательного и делового туризма;
      - городом   с  развитой  информационно  -  телекоммуникационной
   инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
      - городом,  в  котором будет иметь место массовое и эффективное
   использование ИКТ во всех  областях  экономической,  социальной  и
   культурной жизни;
      - городом,  где  доступ  к  социально  значимой  информации   и
   базовым  информационно   -  телекоммуникационным   услугам   будет
   обеспечен  для  всех  горожан  независимо  от  пола,  возраста   и
   социально - экономического положения.
      Движение столицы к  информационному обществу должно  привести к
   существенному  улучшению  социально  -  экономической  ситуации  в
   городе,  созданию   значительного  числа   новых  рабочих    мест,
   повышению  эффективности  труда,  развитию  электронной коммерции,
   улучшению   окружающей   среды,   более   полному    использованию
   культурного  потенциала  города,  созданию  новых условий развития
   политического самосознания  граждан и  максимальной реализации  их
   личностного потенциала.
   
                  2.2. Цели и задачи перехода Москвы
                      к информационному обществу
   
      Дерево  целей  движения   Москвы  к  информационному   обществу
   выделяет  определенный  аспект   в  целевых  установках   развития
   Москвы.  Верхний уровень  целей движения Москвы к  информационному
   обществу  совпадает  с  общими  целями  социально - экономического
   развития   города:      создание    благоприятных   условий    для
   предпринимательской        деятельности        и         повышения
   конкурентоспособности  предприятий  города,  повышение  уровня   и
   качества  жизни  горожан,  развитие  демократических   институтов,
   повышение  эффективности  и   открытости  городского   управления,
   улучшение работы городского хозяйства и экологии города.
      Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с
   точки зрения условий и возможностей информационного общества:
      - формирование  нормативно  -  правовой  базы   информационного
   общества  в  г.  Москве,  регулирующей взаимоотношения создателей,
   владельцев и пользователей информационных  ресурсов  и  систем,  а
   также всех участников движения к информационному обществу;
      - совершенствование городского управления за  счет  дальнейшего
   развития   его  информатизации  на  единой  концептуальной  основе
   (концепция  "электронной  власти")  и  согласованной   технической
   политики;
      - содействие   развитию   и   обновлению   различных   отраслей
   деятельности  в  г.  Москве  на  базе  широкого  использования ИКТ
   (образование,    культура,    здравоохранение,    малый    бизнес,
   общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
      - создание  условий  для  приоритетного  развития  и  повышения
   экспортных возможностей информационной индустрии города;
      - формирование  современной  информационно  -  коммуникационной
   инфраструктуры города;
      - формирование     эффективной     московской      региональной
   инновационной системы;
      - преодоление информационного неравенства.
      В ряде  случаев  в  соответствующих разделах Концепции выделены
   цели  третьего  уровня,  конкретизирующие  целевые  установки   по
   отдельным отраслям и видам деятельности.
      К первоочередным задачам,  которые предстоит решать городу  для
   достижения вышеуказанных целей, относятся:
      - разработка  и  реализация   блока   согласованных   городских
   программ     использования     современных     информационных    и
   коммуникационных технологий  для  более  эффективной  деятельности
   органов власти и развития общедоступных услуг,  ориентированных на
   потребности граждан;
      -  разработка  и  реализация  мероприятий  для стимулирования и
   организации  использования  современных  ИКТ  в  сфере  бизнеса, а
   также  в  сферах,   имеющих  особое  значение   для  общества,   -
   транспорт,  охрана  окружающей   среды,  здравоохранение,   наука,
   образование и культура;
      - разработка  системы мер,  способствующих ускоренному развитию
   городской информационной индустрии;
      - разворачивание системы обучения населения использованию новых

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное