Стр. 1
МОСКВА
МЭР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ
О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ
К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
(в ред. постановлений Правительства Москвы
от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)
В целях развития информационного общества в Москве и
обеспечения комплекса мер по развитию городской информационно -
телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и
услуг, совершенствованию нормативно - правовой базы:
1. Утвердить представленную Департаментом экономической
политики и развития г. Москвы Концепцию движения Москвы к
информационному обществу (приложение 1).
2. Утратил силу. - Постановления Правительства Москвы от
25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП.
3. Утратил силу. - Постановления Правительства Москвы от
25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ
КОНЦЕПЦИЯ
ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Резюме
Сущность информационного общества
Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей -
после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую
обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой
дефиниции информационного общества нет, но большинство
специалистов сходятся в том, что его сущность определяют
несколько взаимосвязанных процессов:
- информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной
движущей силой социально - экономического, технологического и
культурного развития;
- формируется рынок информации и знания как фактора
производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и
капитала;
- стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих
создание, передачу и использование информации;
- развитая информационная инфраструктура превращается в
условие, определяющее национальную и региональную
конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например,
транспортные коммуникации;
- развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых
информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) существенно
меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Мегаполисы в информационном обществе
Города и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, -
находятся в центре происходящих изменений. Глобализация,
интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к
серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран.
Опережающими темпами растет информационная индустрия
высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг,
спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке
труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих
изменений экономическая деятельность, связанная с получением и
обработкой информации, в настоящее время играет как никогда
важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя
характеризовать их как постиндустриальные или "информационные".
Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам
экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны
сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня
очих мест в развитых странах связаны
сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня
занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех
видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность
города: производство продукции, транспорт, системы "продавец -
покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха
и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные
службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.
Возможности и риски информационного общества
С формирующимся информационным обществом в последнее
десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что
информационное общество обладает огромным потенциалом для
улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого
человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и
среднего предпринимательства, для оптимального использования
местных условий и ресурсов, для развития управления, образования
и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для
значительного повышения эффективности производства, для экономии
природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к
устойчивому развитию.
Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного
общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только
новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и
любое другое информационное общество несовершенно, а ИКТ
нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от
ценностных установок и политических решений. Реализация
возможностей информационного общества - вопрос адекватной
политики и своевременных управленческих решений.
Разработка программ движения к информационному обществу
Именно в силу сказанного информационное общество стало
политической целью развития многих государств и регионов. Уже
более 20 лет "информационное общество" является предметом
программных разработок на национальном, международном и
региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить
максимальную пользу от перехода к информационному обществу и
парировать риски и негативные последствия. В развитых странах
уже приняты документы третьего поколения, подводящие
промежуточные итоги и ставящие новые цели.
Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации,
Россия и Москва задержались в разработке современных программ,
учитывающих проблематику информационного общества. В Москве
ежегодно принимается план работ по информатизации, программные
основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и
эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в
1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные
целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она
была в основном направлена на информатизацию городского
управления, возникла настоятельная необходимость в создании
нового программного документа, учитывающего новые реалии и
направленного на более широкий круг вопросов формирования
информационного общества.
Отвечая на вызовы времени, Московская городская Дума (МГД)
второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные
направления своей деятельности, относящиеся к информационной
сфере, в одно комплексное направление: "Информация,
информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной
1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному
направлению. Одна из главных задач совета - разработка
рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений
движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла
с инициативой подготовки концепции движения Москвы к
информационному обществу, которая была поддержана Правительством
Москвы.
Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные
основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и
координации деятельности всех участников процессов
информатизации, определить общие и конкретные по областям цели
перехода к информационному обществу.
Видение будущего для Москвы
Авторы Концепции движения Москвы в информационное общество
исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве
центра информационной деятельности как "информационный город".
Это означает, что Москва должна стать:
- городом с развитой информационно - телекоммуникационной
инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
- городом, экономический фундамент которого формирует
экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и
создание рабочих мест определяется инновационной активностью,
которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов
исследований и разработок;
- городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное
использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и
культурной жизни;
- центром конкурентоспособной информационной индустрии, где
производство информации, информационных технологий и услуг станет
важнейшей отраслью городской экономики;
- городом, где доступ к социально значимой информации и
базовым информационно - телекоммуникационным услугам будет
обеспечен для всех горожан независимо от пола, возраста и
социально - экономического положения.
Цели перехода Москвы к информационному обществу
Дерево целей движения Москвы к информационному обществу
выделяет определенный аспект в целевых установках развития
Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному
обществу совпадает с общими целями социально - экономического
развития города: создание благоприятных условий для
предпринимательской деятельности и повышения
конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и
качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости
городского управления, улучшение работы городского хозяйства и
экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели
высшего уровня с точки зрения условий и возможностей
информационного общества:
- формирование нормативно - правовой базы информационного
общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей,
владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а
также всех участников движения к информационному обществу;
- совершенствование городского управления за счет дальнейшего
развития его информатизации на единой концептуальной основе
(концепция "электронной власти") и согласованной технической
политики;
- содействие развитию и обновлению различных отраслей
деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ
(образование, культура, здравоохранение, малый бизнес,
общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
- создание условий для приоритетного развития и повышения
экспортных возможностей информационной индустрии города;
- формирование современной информационно - коммуникационной
инфраструктуры города;
- формирование эффективной московской региональной
инновационной системы;
- преодоление информационного неравенства.
В ряде случаев выделены цели третьего уровня, конкретизирующие
целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.
Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу
Нельзя не заметить, что многие тенденции современного
информационного общества характерны и для Москвы. Основные
условия для этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих
мировых центров производства и хранения информации, является
центром научно - технической и научно - образовательной
деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены
управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва
представляет собой главный российский узел национальных и
международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и
распространения массовой информации. Здесь создана достаточно
развитая информационно - телекоммуникационная инфраструктура.
Москва занимает первые места в России по обеспеченности домов и
рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сотовой связи и
доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это
административный центр страны, в котором реализуется
информационный и управленческий потенциал федеральных органов
государственной власти. Следует также иметь в виду, что Москва -
крупнейший мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно
мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании
информационного общества. У Москвы существует достаточный
потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих
городов в мировом экономическом пространстве и информационном
сообществе.
В ходе движения Москвы к информационному обществу следует
стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в
Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной
стороны, необходимость распространения московского опыта на
крупные российские города, а с другой - использование в Москве
прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в
этих городах.
Направления действий
В предлагаемом документе выделено шесть стратегических
направлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению
движения к информационному обществу:
1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в
рамках формирующегося глобального информационного общества.
2. Развитие информатизации городского управления.
3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных
сферах деятельности в г. Москве.
4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями
города.
5. Развитие современной информационно - телекоммуникационной
инфраструктуры Москвы.
6. Совершенствование нормативно - правовой базы развития
информационного общества в г. Москве.
Каждое стратегическое направление деятельности детализировано
рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются
конкретные действия Правительства Москвы, основанные на
законодательно закрепленных инструментах городской политики
(городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и
т.п.). Предлагаются также первоочередные мероприятия по
реализации основных положений настоящей Концепции.
Цели и задачи Концепции движения Москвы
к информационному обществу
Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических
ориентиров развития Москвы как "информационного города".
Основной задачей Концепции является разработка основных положений
политики Правительства Москвы и Московской городской Думы,
обеспечивающей движение к информационному обществу. На основе
Концепции должна быть разработана комплексная программа
формирования и развития в Москве базовых компонентов
информационного общества, включающая в себя программные
разработки по всем приоритетным направлениям.
1. Введение: формирование глобального информационного
общества - вызов времени
В последнее десятилетие Россия осуществляет несколько
фундаментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому
демократическому обществу, от государственной плановой экономике
к рыночной, от индустриального общества к информационному.
Внимание российской прессы, политиков и общественности
сосредоточено в основном на первых двух переходах, вызвавших
драматические перемены в стране и существенно изменивших условия
жизни и хозяйственной деятельности. В политических документах
разного уровня практически не рассматриваются вопросы перехода к
информационному обществу. Вместе с тем этот переход, который
совершают сегодня и другие страны, существенно затрагивает
цивилизационные основы жизни всего человечества и бросает не
менее серьезный вызов личности, корпорации и государству с точки
зрения адаптации и выработки адекватной стратегии поведения. По
мнению известного испано - американского социолога М. Кастелса,
для России переход к информационному обществу - решающий, его
нельзя отложить до того, как окончательно осуществятся остальные
переходы. Более того, без его успешного осуществления невозможно
решить главную задач российских реформ - вхождение в сообщество
экономически развитых демократических государств в качестве
полноправного участника. Задача предлагаемого документа -
сформулировать концептуальные основы стратегии движения Москвы в
информационное общество.
1.1. Сущность информационного общества
Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты
формирующегося информационного общества:
1. Изменение роли информации и знания в жизни общества,
выразившееся прежде всего в беспрецедентном возрастании
информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и
других сфер деятельности, в превращении информации и знания в
важнейший ресурс социально - экономического развития.
2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную,
выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает
лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой
экономики.
3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления
информации и информационных услуг и, в частности, широкое
внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в
профессиональную, но и бытовую.
4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и
сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена
централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами
организации, приспособленными к быстрым изменениям и
инновационному развитию.
Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли
информации и знания в современном обществе. Информация и знания
становятся все более важным фактором производства, движущей силой
экономического развития и процветания общества. Основываясь
именно на этой особенности современного общества, многие
исследователи и называют его "информационным" (Й. Масуда, Д.
Белл, О. Тоффлер) или "обществом знания" (П. Дракер), или
обществом, основанным на "информационной экономике" или
"экономике знания" (М. Порат). В информационном обществе
экономические успехи все больше зависят от наличия и
эффективности национальной, региональной, локальной или
корпоративной системы инноваций (М. Портер) и налаженной системы
непрерывного образования.
Несколько факторов обусловливают происходящие изменения:
- окончательно оформившаяся где-то в середине XX века тесная
связь науки и технических разработок, повлекшая за собой резкий
рост динамики производства и появление наукоемких технологий;
- глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда
события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются
звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы,
локальный характер;
- колоссальное усложнение всей экономической, политической,
военной деятельности человечества и формирование здесь сложных
систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его
информационного обеспечения, породив не только такие области
знания как кибернетика, системный анализ, исследование операций,
но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается
через призму информационных процессов;
- развитие новых информационных и коммуникационных технологий,
широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их
серьезной перестройке и появлению таких новых форм социальной и
экономической деятельности как электронная коммерция, телеработа,
дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.
Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного
общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов
нашего века. Изобретение самого термина "информационное
общество" приписывается профессору Токийского технологического
института Ю. Хаяши. В 70-е годы началась конвергенция двух почти
одновременно появившихся идеологий - информационного общества и
постиндустриализма. Сегодня многие ученые вслед за известными
социологами и философами Д. Беллом и О. Тоффлером считают, что
человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии
развития вступает в новую - информационную. По мнению Д. Белла
"информационное общество" - это новое название для
постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в
последовательности ступеней общественного развития (после
индустриального общества), а основу определения его социальной
структуры - информацию.
До сих пор, несмотря на широкое распространение термина
"информационное общество", ученые и специалисты еще не пришли к
единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд
определений, которые выдвигают на передний план те или иные
реальные черты и тенденции современного общества.
Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых
обработкой информации в структуре занятости в развитых странах. По
расчетам С. Барли к началу XXI века доля американцев, чей труд в
основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг
(сельхозрабочие, ремесленники, механики, работники гостиниц,
розничные торговцы, парикмахеры и т.п.) сократится с 83% в 1900
году до примерно 41%. Доля же тех, кто работает в основном с
информацией, увеличится с 17% до 59%. Аналогичные изменения
происходят и в других странах. Именно поэтому одно из самых
распространенных определений информационного общества такое:
информационным называется общество, в котором обработкой
информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов.
С точки зрения американского экономиста Т. Стюарта
информационный век наступил в 1991 году, когда впервые
американские компании больше затратили на приобретение
информационной техники, необходимой для манипулирования с
информацией (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), чем
на промышленное оборудование, предназначенное для разного рода
действий с материальными предметами (двигатели, турбины, станки и
механизмы, машины и т.п.).
В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие
информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее
использование во всех сферах экономической и общественной жизни.
ИКТ существенно изменили за последние годы то, как мы учимся,
работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более
того, цифровые технологии активно проникают в традиционные
технологии, меняя их возможности и сферы использования. Все это
позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или
микроэлектронной революции (Д.Е. Сайчел, Т. Форестер) и считать
информационное общество обществом информационных технологий.
Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 70-х
годов, привела к смене доминирующей формы организационной
структуры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью
организационных изменений была адаптация к резко возросшим темпам
изменений в экономической, институциональной и технологической
среде деятельности фирм. Общее направление изменений - переход
от вертикальных иерархических структур к гибким сетевым формам
организации, причем сети стали формообразующей основой как
внутренней организации современной корпорации, так и ее
взаимодействия с партнерами (межфирменные сети, корпоративные
стратегические альянсы и т.п.). Аналогичные организационные
изменения происходят в сфере услуг, административных органах и
других областях деятельности. Развитие ИКТ стимулировало
происходящие изменения, позволило выявить все преимущества новой
формы социальной организации, хотя организационные изменения
возникли и развивались первоначально независимо от
технологического развития. Со своей стороны развитие
телекоммуникационной инфраструктуры и прежде всего Интернета
привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике
и обществе совершается с использованием компьютерных сетей.
Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха.
Стремительно растут мировые доходы от электронной коммерции,
которые составили в 2000 г. 185 млрд. долларов США, в 2001 г. по
прогнозам они увеличатся уже до 336,2 млрд., в 2002 г. - до 684,3
млрд., а в 2003 г. достигнут 1,26 трлн. долларов США. Указанные
тенденции позволяют многим специалистам говорить об
информационном обществе как о "сетевом обществе", а современную
экономику определять как "сетевую".
Последние 20 лет "информационное общество" находится в центре
внимания многих политических документов регионального,
национального и международного уровня. В политическом контексте
информационное общество рассматривается как политическая цель и
определяется через его возможности и преимущества.
Созданная в мае 1995 г. с целью анализа социальных аспектов
информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских
сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически
всех стран Европейского Союза, определила информационное общество
как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет
иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ;
которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению
культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые
возможности для самоидентификации и развития собственной
уникальной культуры. Кроме того, это общество знания, в котором
главным условием благополучия каждого человека и каждого
государства становится знание, полученное благодаря
беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней.
Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью
научной обработки данных и информации, научной поддержки знания
будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.
1.2. Возможности и риски информационного общества
С формирующимся информационным обществом в последнее
десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что
информационное общество обладает гигантским потенциалом для
улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого
человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и
среднего предпринимательства, для оптимального использования
местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг и
образования. Развитие информационного общества формирует
предпосылки для значительного повышения эффективности
производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей
среды, для перехода к устойчивому развитию.
Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые
в истории нашей планеты открывают возможность связать буквально
каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам
человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить
сегодняшние знания и духовные ценности, а значит, существенно
раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и
техники.
Сегодня четко обозначилась тесная связь между образованием,
обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой
отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к
образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью
становится развертывание массовой системы качественного обучения
на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками,
системы постоянного повышения квалификации.
Еще одна возможность, предоставляемая информационным
обществом, - качественное улучшение системы охраны здоровья.
Новые ИКТ делают широко доступной профилактическую информацию,
создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил,
регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность
"телемедицину", опирающуюся на национальные и мировые
информационные ресурсы.
В информационном обществе обычным явлением становится
"телеработа", которая в состоянии кардинально решить проблему
занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими
возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных
социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением
телеработы связываются надежды на решение такой острой проблемы
больших городов, как перегрузка транспортной системы и
загрязнение воздуха выхлопными газами.
Информация становится реальным социальным ресурсом - ведь
фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к
жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным
изменениям, выработать новые стереотипы поведения,
соответствующие новым обстоятельствам.
Для человека информационного века единство мира оказывается уже
не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его
повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество
резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких
условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные
товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от
потребителей, существенно усложняют жизнь монополистам,
недобросовестным работодателям и производителям.
Использование спутников, "живого" радио и телевидения для
передачи информации оказывает массированное влияние на
формирование общественного мнения по всему миру. Появление и
совершенствование мультимедиа, видеоконференционной связи и
искусственного интеллекта сильно расширяют возможности передачи
информации, а значит, распространения знаний и обмена ими.
Важнейшей особенностью информационного общества является
перенос акцента в производстве с использования материалов на
производство информации и оказание услуг, что влечет за собой
значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода
энергии. Преимущественное развитие "третичного" сектора экономики
- оказания услуг - приводит к существенному изменению удельного
веса отраслей экономики в формировании валового национального
продукта. В целом ряде европейских стран более половины оборота
средств в информационной индустрии приходится на создание
информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство
техники; в индустрии связи разрыв еще более радикальный: 80%
составляют телекоммуникационные услуги и только 20% - производство
средств коммуникации.
Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя,
однако, не признать, что оно несет с собой не только новые решения
и возможности, но и новые проблемы и риски.
Одним из объективных процессов, с которыми вынужден считаться
современный мир, является глобализация, порожденная взрывным
развитием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной
экономики, либерализацией международной торговли, развитием
транспорта. Так или иначе все это приводит к размыванию
национальных и политических границ и к ускорению темпов
индустриализации и унификации культур - частично за счет
образования глобальных конгломератов в области информации,
телекоммуникаций и досуга.
Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жесткую
конкуренцию, в результате которой выживают действительно
сильнейшие, которые затем получают большую реальную власть,
начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к
нему слабых.
В условиях интенсивного использования глобальных сетей
возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее
развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность
утраты целыми сообществами своей культурной и национальной
самобытности, включая самобытность языковую, происходит
навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в
интересах узкой группы транснациональных компаний -
производителей.
Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся
глобализация производства и мобильность всемирных корпораций
может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны
окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту,
причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является
сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством
ИКТ, в наиболее развитых странах.
Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность
столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы
иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и
даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации
людям становится труднее ориентироваться в ее содержании,
ограждать себя от ее избытка.
В условиях существования открытых, легко доступных и легко
наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения
информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема
безопасности персональных и других видов данных, проблема
соблюдения авторских прав и прав производителей электронной
информации.
Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению еще
одного измерения бедности, так называемой "информационной
бедности". Это понятие отражает рост социальной дифференциации
населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к
современным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к
новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать
это преимущество.
Благодаря ускорению процесса технологической инновации,
вовлечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая
технология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому
доступнее для все большего числа людей. Что же касается доступа
к распространяемой по ним информации, то это остается одной из
самых сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на
многие годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто
может и кто не может себе позволить получать и распространять
информацию.
Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются
следующие:
Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей
программных продуктов, авторов, издателей, правительств и
международных организаций в широком распространении информации в
тех слоях населения или в тех странах, где доступ к информационным
ресурсам недостаточен?
Как добиться баланса между дешевой или бесплатной информацией,
распространяемой для широкого круга пользователей правительствами
и международными организациями, и интеллектуально емкими
информационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к
знанию и принятие эффективных решений?
Решение этих и других проблем становления информационного
общества требует серьезных усилий специалистов самых разных
профилей. При этом необходимо принимать в расчет, что методы
противодействия всем перечисленным и другим опасностям
информационного века лежат не в области отгораживания себя от
глобального информационного общества, а в сфере развития
собственного полноценного участия в его формировании.
1.3. Необходимость разработки программ
движения к информационному обществу
Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а
ИКТ нейтральны - последствия их применения целиком зависят от
ценностных установок и политических решений. Реализация
возможностей информационного общества - вопрос адекватной
политики и своевременных управленческих решений.
Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается
ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения
в развитие ИКТ, информационной инфраструктуры, в наращивание
информационных ресурсов, в изучение экономических и социальных
особенностей информационного общества. Уже более 20 лет
"информационное общество" является предметом программных
разработок на национальном, международном и региональном уровнях,
основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от
перехода к информационному обществу и парировать риски и
негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы
третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие
новые цели. Самое серьезное значение этим проблемам придается в
странах "большой семерки", к которой в свое время присоединилась
Россия.
Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации,
Россия и Москва задержались в разработке современных программ,
учитывающих проблематику информационного общества. В Москве
ежегодно принимается план работ по информатизации, программные
основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и
эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в
1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные
целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она
была в основном направлена на информатизацию городского
управления, возникла настоятельная необходимость в создании
нового программного документа, отражающего новые реалии и
направленного на более широкий круг вопросов формирования
информационного общества.
Отвечая на вызовы времени, Московская городская Дума (МГД)
второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные
направления своей деятельности, относящиеся к информационной
сфере, в одно комплексное направление: "Информация,
информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной
1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному
направлению. Одна из главных задач совета - разработка
рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений
движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла
с инициативой подготовки Концепции движения Москвы к
информационному обществу, которая была поддержана Правительством
Москвы.
Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные
основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и
координации деятельности всех участников процессов
информатизации, определить общие и конкретные по отдельным
областям цели перехода к информационному обществу.
2. Стратегические цели и задачи
2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город"
Необходимо различать общие характеристики информационного
общества как некоторого этапа в развитии человечества, с одной
стороны, и положение отдельных государств, регионов или городов в
рамках этого общества, с другой. Поэтому наряду с понятием
информационного общества необходимо ввести понятие центра
информационной деятельности, которое подчеркивает
пространственную неоднородность информационного общества и
лидирующее положение государств и городов в производстве
информации, информационных технологий и услуг.
Ставя проблему вхождения Москвы в информационное общество,
авторы Концепции движения Москвы в информационное общество
исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве
центра информационной деятельности как "информационный город".
Это означает, что Москва должна стать:
- центром конкурентоспособной информационной индустрии, где
производство информации, информационных технологий и услуг станет
важнейшей отраслью городской экономики;
- городом, экономический фундамент которого формирует
экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и
создание рабочих мест определяются инновационной активностью,
которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов
исследований и разработок;
- местом базирования управляющих подразделений крупных
национальных и международных компаний и организаций, городом, в
котором принимаются решения, значение которых выходит за пределы
города и страны;
- центром познавательного и делового туризма;
- городом с развитой информационно - телекоммуникационной
инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
- городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное
использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и
культурной жизни;
- городом, где доступ к социально значимой информации и
базовым информационно - телекоммуникационным услугам будет
обеспечен для всех горожан независимо от пола, возраста и
социально - экономического положения.
Движение столицы к информационному обществу должно привести к
существенному улучшению социально - экономической ситуации в
городе, созданию значительного числа новых рабочих мест,
повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции,
улучшению окружающей среды, более полному использованию
культурного потенциала города, созданию новых условий развития
политического самосознания граждан и максимальной реализации их
личностного потенциала.
2.2. Цели и задачи перехода Москвы
к информационному обществу
Дерево целей движения Москвы к информационному обществу
выделяет определенный аспект в целевых установках развития
Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному
обществу совпадает с общими целями социально - экономического
развития города: создание благоприятных условий для
предпринимательской деятельности и повышения
конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и
качества жизни горожан, развитие демократических институтов,
повышение эффективности и открытости городского управления,
улучшение работы городского хозяйства и экологии города.
Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с
точки зрения условий и возможностей информационного общества:
- формирование нормативно - правовой базы информационного
общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей,
владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а
также всех участников движения к информационному обществу;
- совершенствование городского управления за счет дальнейшего
развития его информатизации на единой концептуальной основе
(концепция "электронной власти") и согласованной технической
политики;
- содействие развитию и обновлению различных отраслей
деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ
(образование, культура, здравоохранение, малый бизнес,
общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
- создание условий для приоритетного развития и повышения
экспортных возможностей информационной индустрии города;
- формирование современной информационно - коммуникационной
инфраструктуры города;
- формирование эффективной московской региональной
инновационной системы;
- преодоление информационного неравенства.
В ряде случаев в соответствующих разделах Концепции выделены
цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по
отдельным отраслям и видам деятельности.
К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для
достижения вышеуказанных целей, относятся:
- разработка и реализация блока согласованных городских
программ использования современных информационных и
коммуникационных технологий для более эффективной деятельности
органов власти и развития общедоступных услуг, ориентированных на
потребности граждан;
- разработка и реализация мероприятий для стимулирования и
организации использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а
также в сферах, имеющих особое значение для общества, -
транспорт, охрана окружающей среды, здравоохранение, наука,
образование и культура;
- разработка системы мер, способствующих ускоренному развитию
городской информационной индустрии;
- разворачивание системы обучения населения использованию новых
|