Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 10.05.2007 N 317 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
                       (СНИП 12-04-2002, П. 5.2.6)
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦    Виды грунтов     ¦  Крутизна откоса (отношение его высоты к ¦
   ¦                     ¦заложению) при глубине выемки, м, не более¦
   ¦                     +--------------T---------------T-----------+
   ¦                     ¦      1,5     ¦      3,0      ¦    5,0    ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦Насыпные             ¦1:0,67        ¦1:1            ¦1:1,25     ¦
   ¦неслежавшиеся        ¦              ¦               ¦           ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦Песчаные             ¦1:0,5         ¦1:1            ¦1:1        ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦Супесь               ¦1:0,25        ¦1:0,67         ¦1:0,85     ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦Суглинок             ¦1:0           ¦1:0,5          ¦1:0,75     ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦Глина                ¦1:0           ¦1:0,25         ¦1:0,5      ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦Лессовые             ¦1:0           ¦1:0,5          ¦1:0,5      ¦
   +---------------------+--------------+---------------+-----------+
   ¦    Примечания.                                                 ¦
   ¦    1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов¦
   ¦назначают по наименее устойчивому виду от обрушения откоса.     ¦
   ¦    2. К неслежавшимся насыпным  относятся  грунты  с  давностью¦
   ¦отсыпки до двух лет - для песчаных; до пяти лет - для  пылевато-¦
   ¦глинистых грунтов                                               ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Устройство  выемок  с вертикальными стенками без крепления выше
   уровня  грунтовых  вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений
   допускается при их глубине не более, м:
       1,0  -  в неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных
   грунтах;
       1,25 - в супесях;
       1,5 - в суглинках и глинах (СНиП 12-04-2002, п. 5.2.4).
       Крутизна  откосов  выемок  глубиной более 5 м во всех случаях и
   глубиной  менее  5  м при гидрологических условиях и видах грунтов,
   не  предусмотренных  таблицей  2,  а  также откосов, подвергающихся
   увлажнению,  должна  устанавливаться  проектом (СНиП 12-04-2002, п.
   5.2.7).   Для  откосов  временных  выемок  в  однородных  немерзлых
   грунтах  их  крутизну допускается принимать по методике, изложенной
   в  приложении  3  СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и
   фундаменты".
       4.6.   Для  определения  характеристики  грунта  при  установке
   грузоподъемной    машины    у    котлована    (выемки)   необходимо
   руководствоваться  инженерно-геологическим  заключением  о грунтах,
   при  этом  при  наличии  в  откосе  разнородных грунтов определение
   приближения  грузоподъемной  машины  производится  по  одному  виду
   грунта с наихудшими показателями (по наиболее слабому грунту).
       4.7.  При установке грузоподъемных машин у зданий (сооружений),
   имеющих   подвалы   или   другие  подземные  пустотные  сооружения,
   проектные  институты  (авторы  проекта) должны рассчитывать несущую
   способность  стен указанных сооружений на крановые нагрузки. Расчет
   передается   разработчикам  ППР  для  включения  в  состав  проекта
   производства работ.
       4.8.  Если  расстояние от ближайшей опоры грузоподъемной машины
   или  нижнего  края  балластной  призмы  рельсового пути до наружной
   грани  стены подвала (с) соответствует требованиям п. 4.5 и рисунку
   9,   проверочных   расчетов,   подтверждающих   устойчивость   стен
   подвалов, фундаментов и других конструкций, не требуется.
       4.9.  При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от
   габарита   стрелы   до   выступающих   частей   здания  соблюдалось
   расстояние  не  менее  0,5  м,  а до перекрытия (покрытия) здания и
   других  площадок, на которых могут находиться люди, не менее 2 м по
   вертикали,  как  показано  на  рисунках 1 и 2. При наличии у стрелы
   крана  предохранительного  каната  указанные расстояния принимаются
   от каната согласно рисунку 10.
       Расстояние    между    стрелой   крана-манипулятора,   коленами
   подъемника  в  любых  их  положениях  и выступающими частями здания
   должно быть не менее 0,5 м.
       4.10.  При  привязке стреловых кранов, а также башенных кранов,
   имеющих  подъемную стрелу, необходимо учитывать возможность монтажа
   конструкций,   ближайших   к   крану;   особое  внимание  при  этом
   необходимо обращать на случаи, когда работа кранов ограничена.
       4.11.   При   привязке   башенных   кранов   следует  учитывать
   необходимость  их  монтажа  и  демонтажа,  обратив  при этом особое
   внимание  на  положение  стрелы и расположенного вверху противовеса
   по  отношению к возводимому зданию (сооружению). Во время монтажа и
   демонтажа  этих  кранов  стрела  и  расположенный вверху противовес
   должны   находиться  над  свободной  территорией,  т.е.  не  должны
   попадать   на   строящиеся   или   существующие   здания  и  другие
   препятствия.
       Монтаж  и  демонтаж  кранов  осуществляется  в  соответствии  с
   инструкцией по их монтажу и эксплуатации.
       В  случае  невозможности  организации  площадки  для  монтажа и
   демонтажа   башенных   кранов   с   размерами  согласно  инструкции
   завода-изготовителя  в составе ППР должны быть представлены решения
   по монтажу и демонтажу кранов.
       4.12.  При строительстве или реконструкции грузоподъемные краны
   и    краны-манипуляторы   могут   устанавливаться   внутри   зданий
   (сооружений),  габарит приближения кранов или перемещаемых грузов к
   конструкциям здания (сооружения) дан на рисунке 11.
       4.13.  При  привязке  стреловых  башенных  кранов с поворотной
   башней   для   возведения   надземной  части  здания  (сооружения)
   расстояние  (S  ) от  оси  вращения  крана до ближайшей оси здания
                 к.
   (сооружения),  как  показано  на  рисунках  1  и  2,  определяется
   наибольшей  суммой  расстояний  от  оси  здания до его выступающих
   частей  (а)  и  габарита  приближения  (п)  плюс величина габарита
   поворотной части крана (R  ):
                            п.
   
                             S = а + п + R  ,                     (6)
                                          п.
   
       Примечание.  Сумма  а  +  п  для башенных кранов определяется с
   учетом п. 4.1 и принимается наибольшей.
   
       4.14.   Привязка  башенных  кранов,  устанавливаемых  у  откоса
   котлована  (выемки),  к  оси  здания  (сооружения) в соответствии с
   рисунком 3 определяется по формуле:
   
                       S = г + с + 0,5d + 0,5К,                   (7)
   
       где:
       г  -  расстояние от оси здания (сооружения) до основания откоса
   котлована (выемки);
       с  -  расстояние от основания откоса котлована (выемки) до края
   балластной призмы;
       d - ширина основания балластной призмы;
       К - ширина колеи крана.
       4.15.   Привязка   стреловых   кранов,   подъемников   (вышек),
   кранов-манипуляторов,  устанавливаемых  у откоса котлована (выемки)
   или  траншеи, к оси здания (сооружения) в соответствии с рисунком 8
   определяется по формуле:
   
                         S = г + с + 0,5L   ,                     (8)
                                         оп.
   
       где:
       г  -  расстояние  от  оси здания до основания откоса котлована
   (выемки);
       с  -  расстояние  от  основания  откоса  котлована (выемки) до
   ближайшей опоры грузоподъемной машины, определяемое по таблице 1;
       L     -  размер  колеи  или  базы  гусеничного  крана,  а  для
        оп.
   грузоподъемных   машин  с  выносными  опорами  -  размер  опорного
   контура.
       Примечание.  При  привязке  грузоподъемных  машин  у зданий или
   сооружений,   имеющих   подвалы   согласно  рисунку  9,  необходимо
   учитывать требования п. 4.4; 4.5; 4.6; 4.7.
   
       4.16.  При  отсутствии  ограждений  рельсовых крановых путей со
   стороны  строящегося  здания  (сооружения)  все  проемы  в  сторону
   рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
       4.17.  Монтаж  конструкций  верхних  этажей многоэтажных зданий
   краном  на  "себя",  когда  расстояние  между стрелой и перекрытием
   (покрытием)   или   предохранительными   канатами   и   перекрытием
   (покрытием)  менее 0,5 м или когда подъемная стрела "режет" здание,
   то  есть пересекается с контуром строящегося здания, осуществляется
   по  специально  разработанной  технологии  с  учетом мероприятий по
   безопасному  производству  работ с ограничением количества рабочих,
   находящихся  на  монтажном  горизонте,  и  выхода  их  на монтажный
   горизонт.
       4.18.  При  возведении  зданий  (сооружений)  или  их отдельных
   частей   башенными  кранами  методом  на  "себя",  что  чаще  всего
   применяется при "разрезке" широких зданий, необходимо:
       -  установить  в  ППРк величину шага отступления крана, которая
   должна  быть  увязана  с  длиной  звеньев  (полузвеньев) рельсового
   кранового    пути,    модулем   конструктивных   элементов   здания
   (сооружения) и длиной стрелы крана;
       -  определить  в  ППР крайнее положение крана на каждом участке
   пути с привязкой тупиковых упоров;
       -  заземление  рельсового  кранового  пути  и укладка звена для
   стоянки  крана  в нерабочее время должны быть выполнены в той части
   пути, которая демонтируется в последнюю очередь;
       -  каждый  раз  перед  демонтажем  участка рельсового кранового
   пути  необходимо  переставить  на  новое  место  тупиковые  упоры и
   выключающие  линейки  и  восстановить  на конце пути соединительный
   проводник.
       Возможность  "разрезки"  здания  для  установки  грузоподъемных
   кранов       определяется       проектным       институтом      или
   проектно-технологической  организацией  по согласованию с проектным
   институтом.
       4.19.   При  установке  грузоподъемных  машин  на  существующие
   конструкции  зданий  (сооружений)  проектные  институты  в  рабочих
   чертежах    предусматривают    необходимые   технические   решения,
   обеспечивающие    сохранность    зданий   (сооружений)   в   целом,
   устойчивость   и   геометрическую   неизменяемость   его  отдельных
   конструкций,  а  также технические решения по устройству рельсового
   кранового   пути   или  основания  под  него  и  безопасной  работе
   грузоподъемной    машины.   К   рабочим   чертежам   прикладываются
   необходимые расчеты, обосновывающие принятые решения.
       При    установке    грузоподъемных   кранов   на   существующие
   конструкции  зданий  (сооружений)  должны  решаться  также  вопросы
   безопасного  монтажа  (демонтажа) кранов, въезда (съезда) кранов на
   существующие   конструкции,  установки  вспомогательных  кранов,  с
   помощью   которых   осуществляется  монтаж  или  демонтаж  основных
   кранов.
       4.20.  Возможность  крепления  приставных кранов к конструкциям
   здания  согласовывается  с  проектной организацией, разрабатывающей
   рабочие  чертежи  здания.  При  необходимости  проектным институтом
   разрабатываются  технические  решения  по  обеспечению устойчивости
   здания от воздействия крановых нагрузок.
       4.21.  Стреловой кран с выдвижной стрелой может ее выдвигать во
   время   перемещения  груза,  если  это  предусмотрено  паспортом  и
   инструкцией по эксплуатации крана.
       4.22.   Если   при   привязке   грузоподъемной  машины  габарит
   приближения  (расстояние  между поворотной частью крана, подъемника
   (вышки),  крана-манипулятора  при любых их положениях и строениями,
   штабелями  грузов  и  другими  предметами)  оказывается меньше 1 м,
   необходимо   зону  вращения  поворотной  части  с  учетом  габарита
   приближения  огородить  сигнальным ограждением. В этом случае лицо,
   ответственное   за  безопасное  производство  работ  грузоподъемной
   машиной,  проверяет  установку  грузоподъемной  машины на стоянке и
   только  после  этого дает разрешение на производство работ (сделать
   разрешающую  запись  в  "Вахтенном  журнале  крановщика" (машиниста
   подъемника и т.д.)).
       4.23.   Установка  приставного  крана  у  многоэтажного  здания
   производится в такой последовательности:
       -  кран  устанавливается  на высоту, при которой может работать
   без  крепления (если здание до этой или большей высоты не возведено
   другим краном);
       -  крепление  ставится  перед  окончанием  возведения здания до
   отметки,  при  которой  дальнейшее  возведение здания без крепления
   крана не допускается;
       -   после   установки   первого  крепления  крана  производится
   наращивание  башни  до  высоты,  при  которой кран может работать с
   одним первым креплением;
       -   в   процессе   возведения  здания  и  установки  следующего
   крепления,  когда  высотная  характеристика  крана будет исчерпана,
   производится  вновь  наращивание  башни  и  продолжается возведение
   здания.   В   дальнейшем  последовательность  установки  крепления,
   наращивания  крана  и  возведения  здания  повторяются  до  полного
   окончания строительства здания;
       -  крепления  крана  ставятся  в местах, определенных паспортом
   крана;
       -  в  случае  если  крепление крана попадет на не несущие части
   здания  (например,  стеновые  панели),  где отсутствует возможность
   его установки, выполняется объемное крепление;
       -  объемное  крепление  по  конструкции  значительно  сложнее и
   требует  для его изготовления почти вдвое большего расхода металла,
   поэтому его необходимо по возможности избегать;
       -  высота  секций  башни  крана  почти никогда не кратна высоте
   этажей,  поэтому  для  выбора наивыгоднейших мест крепления башни к
   конструкциям  здания  определяется или уточняется уровень установки
   крана;  при  этом  при необходимости первая опорная секция, имеющая
   другой размер по высоте, чем промежуточная, может не ставиться;
       -   возможность  крепления  приставного  крана  к  конструкциям
   здания   подтверждается   проектным  институтом,  автором  рабочего
   проекта здания;
       -   наращивание  крана  производится  при  наличии  необходимой
   прочности   конструкций,   за  которые  производится  крепление,  и
   конструкций  вышележащего  перекрытия,  что  определяется  в ППРк и
   подтверждается проектной организацией;
       -    разработка   крепления   приставных   кранов   выполняется
   специализированной   организацией,   которая   при  предварительной
   проработке  проекта уточняет расположение и отметки установки крана
   и его креплений;
       -  при  наличии  двух  кранов  и  более  на  объекте  крепления
   выполняются  в  соответствии со схемой поэтапного возведения здания
   кранами, исключающей их взаимное столкновение.
       4.24.  При  монтаже  ограниченного  количества  конструкций для
   увеличения  зоны  обслуживания  крана  (или  необходимого вылета) в
   отдельных  случаях допускается применение балансирной траверсы (при
   достаточном   запасе  по  грузоподъемности).  Балансирная  траверса
   может  применяться  также  в  случаях,  когда ранее установленные в
   проектное  положение  конструкции здания мешают перемещать крюковую
   обойму  при монтаже стеновых панелей и витражей, а также при подаче
   груза под козырьки, навесы и т.д.
   
      V. ГРАНИЦЫ ЗОН, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
   
       5.1.   При   работе   грузоподъемных   машин   выделяются  зона
   обслуживания  грузоподъемной  машины,  опасная зона, возникающая от
   перемещаемых  грузоподъемной  машиной грузов, а также опасная зона,
   возникающая   от   перемещения   подвижных  рабочих  органов  самой
   грузоподъемной машины.
       5.2.  Граница  зоны  обслуживания башенных кранов определяется
   максимальным  вылетом  (R  ) на  участке  между крайними стоянками
                            р.
   крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 12.
       5.3.    Границы    зон   обслуживания   стреловых   кранов   и
   кранов-манипуляторов   определяются   максимальным  вылетом  (R  )
                                                                  р.
   согласно рисунку 13.
       5.4.  Границы  опасных  зон  в  местах, над которыми происходит
   перемещение   грузов   грузоподъемными  машинами,  а  также  вблизи
   строящегося  здания,  представленные  на рисунке 14, принимаются от
   крайней   точки   горизонтальной   проекции  наружного  наименьшего
   габарита  перемещаемого  груза  или  стены  здания  с  прибавлением
   наибольшего  габаритного  размера перемещаемого (падающего) груза и
   минимального   расстояния   отлета  груза  при  его  падении  (СНиП
   12-03-2001,  приложение Г) согласно таблице 3 и графику определения
   минимального    расстояния    отлета   груза   при   его   падении,
   представленного на рисунке 15.
   
                                                             Таблица 3
   
         МИНИМАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ ОТЛЕТА ГРУЗА ПРИ ЕГО ПАДЕНИИ (Х)
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦   Высота возможного  ¦   Минимальное расстояние отлета груза   ¦
   ¦     падения груза    ¦           (предмета), м (Х)             ¦
   ¦     (предмета), м    +--------------------T--------------------+
   ¦                      ¦перемещаемого краном¦падающего со здания ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦До 10                 ¦4                   ¦3,5                 ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦-"- 20                ¦7                   ¦5                   ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦-"- 70                ¦10                  ¦7                   ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦-"- 120               ¦15                  ¦10                  ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦-"- 200               ¦20                  ¦15                  ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦-"- 300               ¦25                  ¦20                  ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦-"- 450               ¦30                  ¦25                  ¦
   +----------------------+--------------------+--------------------+
   ¦    Примечание. При промежуточных  значениях  высоты  возможного¦
   ¦падения грузов  (предметов)  минимальное  расстояние  их  отлета¦
   ¦допускается определять методом интерполяции                     ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       5.5.  Под  высотой возможного падения груза при его перемещении
   грузоподъемными    машинами    следует   понимать   расстояние   от
   поверхности  земли  (или площадки, для которой определяется граница
   опасной   зоны)  до  низа  груза,  подвешенного  на  грузозахватном
   приспособлении (строп, траверса и др.).
       5.6.   Граница   опасной   зоны,   возникающая  от  перемещения
   подвижных  рабочих  органов  грузоподъемной машины, устанавливается
   на  расстоянии  не  менее  5  м  от  предельного положения рабочего
   органа,  если  в  инструкции  завода-изготовителя  отсутствуют иные
   повышенные требования.
       5.7. Граница опасной зоны принимается:
       -  для  грузопассажирских  подъемников  от  габарита  кабины  и
   противовеса и составляет 5 м (п. 7.2.9 СНиП 12-03-2001);
       -  для  грузовых  подъемников с платформой от габарита грузовой
   платформы  согласно  рисунку 16, для подъемников (вышек) и фасадных
   подъемников - от габарита люльки.
       Граница  опасной  зоны принимается согласно графику определения
   минимального  расстояния  отлета  груза при его падении, как вблизи
   строящегося здания.
       Граница  опасной  зоны  для  грузовых  подъемников с консольной
   стрелой  определяется  согласно  графику  определения  минимального
   расстояния  отлета груза при его падении, как при перемещении груза
   краном,   с   учетом   габарита  наибольшего  груза  согласно  СНиП
   12-03-2001, приложение Г.
       5.8.     Нормативными    документами    не    предусматривается
   возникновение  опасных  зон от падения крана и его отдельных узлов,
   поэтому  противовесная  консоль и часть балочной стрелы, на которую
   не  может  заходить  грузовая  тележка при наличии соответствующего
   концевого  выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами
   строительной  площадки  и  над  местами, где могут находиться люди,
   при соблюдении требований ПБ 10-382-00.
       5.9.   При   определении   границы  опасной  зоны  вдоль  луча,
   ограничивающего   поворот   стрелы,  у  кранов,  имеющих  подъемную
   стрелу,   необходимо   учитывать   изменение   высоты   подъема   в
   зависимости  от вылета, поэтому расстояние от линии ограничения (по
   лучу)  до  границы  опасной  зоны является переменной величиной при
   изменении  вылета (при отсутствии мероприятий по ограничению высоты
   подъема).
       5.10.  Границу  опасной  зоны обозначают на местности знаками в
   соответствии  с  ГОСТ  Р  12.4.026-2001,  предупреждающими о работе
   крана  (знак  N  3, приложение И). Знаки устанавливаются из расчета
   видимости  границы  опасной  зоны,  в темное время суток они должны
   быть  освещены.  Знаки  устанавливаются на закрепленных стойках для
   предотвращения   опасности  от  их  падения  при  проходе  людей  и
   передвижении техники.
       5.11.  На  границе  опасной  зоны  в  местах возможного прохода
   людей   (дороги   и   пешеходные  дорожки)  устанавливаются  знаки,
   предупреждающие о работе крана (знак N 3, Приложение 8).
       5.12.    В    необходимых   случаях   в   стесненных   условиях
   строительства  величина  опасной  зоны может быть сокращена за счет
   применения технических и организационных решений.
       5.13.  К  техническим  решениям  по сокращению величины опасной
   зоны  относятся:  ограничение  высоты  подъема  и зоны обслуживания
   путем   ограничения   поворота   стрелы   или  ограничения  вылета,
   применения  кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных
   стропов,  отвечающих  требованиям  ГОСТ 25573-82*, и грузозахватных
   приспособлений,  оборудованных устройствами для испытания прочности
   монтажных  петель,  или  страховочного  приспособления, исключающих
   возможность   падения   грузов,   применение   защитных  ограждений
   (экранов).
       5.14.   К   организационным   решениям  относятся  мероприятия,
   содержащие  дополнительные  требования,  связанные  с  обеспечением
   производства       работ       (мероприятия      по      выполнению
   погрузочно-разгрузочных  работ  с  обозначением  на  местности  зон
   подъема  груза  не  на  полную высоту и т.п.), которые в письменном
   виде выдаются крановщикам и стропальщикам.
       5.15.  Эксплуатация  зданий  и их отдельных частей, находящихся
   вблизи  строящихся  или  реконструируемых  зданий,  допускается при
   условии,  если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не
   находится    в   опасной   зоне   возможного   падения   предметов,
   определяемой  в  зависимости  от высоты возможного падения груза до
   перекрытия   верхнего   этажа   эксплуатируемого   здания,   и  при
   выполнении следующих мероприятий:
       -   оконные,  дверные  проемы  эксплуатируемого  здания  и  его
   отдельных  частей,  попадающие в зону возможного падения предметов,
   должны   быть   закрыты  защитными  ограждениями;  входы  и  выходы
   эксплуатируемого  здания  должны быть устроены за пределами опасной
   зоны;
       -   перемещение   грузов  у  существующих  (находящихся  вблизи
   строящихся)  зданий  с  глухими  капитальными стенами или стенами с
   проемами,  закрытыми защитными ограждениями, может производиться на
   расстоянии  не  менее  1  м  от  стены  или выступающих конструкций
   зданий  и  сооружений согласно рисунку 17, если максимальная высота
   подъема  груза  меньше  высоты  здания,  с  применением средств для
   искусственного ограничения зоны работы стреловых кранов.
       5.16.  При  строительстве объектов с применением грузоподъемных
   кранов,  когда  в  опасные  зоны,  расположенные  вблизи строящихся
   зданий,  а  также  мест перемещения грузов кранами, граница которых
   определяется   в   соответствии  с  п.  5.4  настоящих  "Указаний",
   попадают  транспортные  или  пешеходные пути, санитарно-бытовые или
   производственные  здания  и  сооружения,  другие  места постоянного
   нахождения  людей  на  территории  строительной площадки или вблизи
   ее,  необходимо  предусматривать  решения,  предупреждающие условия
   возникновения там опасных зон, в том числе:
       -    оснащение   стреловых   кранов   для   предотвращения   их
   столкновения   с   препятствиями   в   стесненных  условиях  работы
   системами координатной защиты;
       -  устройство  защитных  сооружений  (укрытий),  обеспечивающих
   защиту людей от действия опасного фактора;
       -  ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы
   рабочей  зоны  до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза
   до границы зоны менее 7 м;
       -  установка на участках вблизи строящегося (реконструируемого)
   здания  по  периметру  здания  защитных экранов, имеющих равную или
   большую  высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза,
   перемещаемого    грузоподъемным    краном.    Зона   работы   крана
   ограничивается  таким  образом,  чтобы перемещаемый груз не выходил
   за   контуры   здания   в  местах  расположения  защитных  экранов,
   расположение  которых показано на рисунках 18, 19, 20, 21, 22, 23 и
   24.  В случае ограничения зоны действия крана по наружному габариту
   здания  (стене)  защитный экран проектируется с учетом динамических
   нагрузок от перемещаемых грузов кранами.
       В качестве защитных экранов могут применяться:
       -  конструкции  строительных лесов стоечных, если расстояние от
   линии  ограничения  до  наружной грани здания составит (рисунки 18,
   20):
   
                            S   >= 0,5L    + 1,0, м,
                             Б.        гр.
   
       где:
       S   -  расстояние  от  линии  ограничения зоны обслуживания до
        Б.
   наружной грани здания;
       L    - максимальный габарит груза;
        гр.
       -  при  значениях  S   меньше  указанных  выше  защитный экран
                           Б.
   должен  быть  рассчитан  на динамические нагрузки от перемещаемого
   груза (рисунок 19).
       Элементы  защитного экрана, расположенные у мест подъема груза,
   изготавливаются   сплошной   стенкой   из   досок  толщиной  25  мм
   (профлистом).
       Намеченные    мероприятия   согласовываются   с   организацией,
   эксплуатирующей соответствующие здания и территории.
       5.17.   Для   уменьшения   или   ликвидации   опасной   зоны  у
   реконструируемых   зданий   (сооружений),  выходящих  на  городские
   магистрали   с   интенсивным   движением   транспорта,   когда   не
   представляется  возможным  выгородить  на  длительное время опасную
   зону  как  от  реконструируемого  здания,  так  и  от перемещаемого
   краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:
       -  установить  сплошное  ограждение,  закрепляемое  за наружные
   стены  реконструируемого  здания или за инвентарные трубчатые леса,
   устанавливаемые у реконструируемого здания;
       -  принять  высоту  защитного  ограждения не менее 3 м от верха
   существующих наружных стен;
       -  на  лесах установить два защитных настила и наружную сторону
   лесов выгородить тканой сеткой;
       - закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;
       -  максимальную  высоту  перемещения  грузов  (до  низа  груза)
   принять  ниже  верха  защитного ограждения на величину не менее 0,5
   м;
       -  вдоль  лесов  или  здания  выполнить  для пешеходов защитный
   козырек не менее 2,2 м;
       -  при  выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с
   защитным  ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над
   перекрытием  или  выступающими  конструкциями  и  подводить к месту
   установки  у  наружной стены на минимальной скорости, удерживая его
   оттяжками;
       -  при  нахождении  стропальщика вне видимости крановщика между
   ними должна быть организована радиосвязь;
       -  монтаж  или  перестановку  ограждений  без  устройства лесов
   производить   в   ночное   время   в  период  наименьшего  движения
   транспорта  с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за
   границей  опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных
   знаков по согласованию с ГИБДД.
   
                VI. ОГРАНИЧЕНИЕ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАНАМИ
   
       6.1.  Для  предупреждения образования опасной зоны в стесненных
   условиях  за  пределами  строительной  площадки  или при наличии на
   строительной   площадке   помещений,   где   находятся   или  могут
   находиться   люди,   или   других   препятствий   предусматривается
   ограничение зоны обслуживания краном.
       6.2.  Принудительное  ограничение  зоны  обслуживания  башенным
   краном  заключается  в  автоматическом  отключении  соответствующих
   механизмов,  работающих  в заданном режиме, с помощью установленных
   на  кране  концевых  выключателей,  а  также  установке на крановых
   путях выключающих линеек.
       Принудительно ограничиваются на башенных кранах:
       - передвижение крана;
       - поворот стрелы;
       - вылет;
       - высота подъема.
       Стреловые   краны   для   предотвращения   их   столкновения  с
   препятствиями  в  стесненных  условиях  работы  оснащаются системой
   координатной защиты, представленной на рисунке 25.
       6.3.  Принудительное ограничение зоны обслуживания краном может
   заключаться   также   в   искусственном   ограничении   размеров  и
   конфигурации  опасных  зон путем использования координатной защиты,
   представленной на рисунке 26.
       СОЗР,   представленный   на   рисунке   26,  ограничивает  зону
   перемещения  крана,  стрелы и груза в вертикальной и горизонтальной
   проекции  в  заданных  пределах,  автоматически блокируя (отключая)
   соответствующие  приводы  при  попадании  груза  в  зону запрета, а
   также  при  угрозе  столкновения  стрелы  или  груза  с  объектами,
   входящими в зону ограничения.
       Система обеспечивает управление следующими приводами крана:
       - поворота стрелы;
       - перемещения крана по рельсовому пути;
       - вылета груза;
       - подъема груза.
       Система  по  сигналам датчиков определяет местоположение крана,
   стрелы,   вылета  груза  и  высоты  подъема  крюковой  подвески  на
   строительной  площадке  и  по результатам сравнения с заложенными в
   "Блок  параметров строительной площадки" данными выдает управляющие
   сигналы на приводы крана.
       Система обеспечивает управление приводами крана:
       -  в  зоне,  в  которую не должна попадать ни одна точка стрелы
   крана и груз;
       -  в зоне, в которую не должен попадать груз, но могут попадать
   элементы стрелы, расстояние до которых больше вылета груза;
       -  в  зонах  (не  более  четырех) с ограничением высоты проноса
   груза.
       Зоны   ограничения   указываются   на  стройгенплане.  Для  зон
   ограничения  высоты подъема крюковой подвески задается максимальная
   для данной зоны высота.
       Пример  с  принудительным ограничением зоны обслуживания дан на
   рисунке  27. На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном
   с  помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы альфа в
   стесненных условиях.
       Порядок  эксплуатации  башенных  кранов,  оборудованных СОЗР, в
   стесненных условиях изложен в МДС 12-19.2004.
       6.4.  В  случае  выхода  опасной  зоны  от  действия  крана  за
   ограждение   стройплощадки,   как   показано   на  рисунке  27,  по
   согласованию   с   городскими   районными  организациями  (районный
   архитектор,   ГИБДД,  управление  движения  городского  транспорта,
   пожарная  инспекция  и  т.д.)  дополнительно выставляется временное
   сигнальное  ограждение по ГОСТ 23407-78 с предупреждающими о работе
   крана знаками.
       6.5.  Использование  концевых  выключателей  в качестве рабочих
   органов отключения электродвигателей запрещается.
       6.6.   Угол   принудительного  ограничения  привязывают  к  оси
   рельсового  кранового  пути  или  оси  башни крана в зависимости от
   типа кранов.
       В  проектах производства работ (ППРк) угол ограничения поворота
   стрелы  обозначается  в  координатах  и  в градусах. По линии лучей
   угла  ограничения  поворота  стрелы (а также линиям принудительного
   ограничения  зоны обслуживания) в ППР указывают запрещающие знаки N
   2,  а  перед ними (со стороны перемещения стрелы) - предупреждающие
   знаки  N  1.  При  этом  расстояние  между  линиями  ограничения  и
   предупреждения  в ППР принимается не менее 7,0 м. Знаки N 1, 2 даны
   в Приложении 8.
       6.7.   Машинист   крана   обязан   не  менее  чем  за  1  м  до
   предупреждающего  знака  N  1 снизить скорость перемещения груза до
   минимальной  и  далее  перемещать  груз  на этой скорости короткими
   повторными включениями.
       6.8.  Знаки  устанавливаются  из расчета возможности крановщика
   видеть  границу  зоны обслуживания, но не менее двух знаков каждого
   типа  на  один  луч  угла  или  одну  линию зоны ограничения. Знаки
   устанавливаются  на  закрепленных  стойках.  В  отдельных  случаях,
   когда  не  представляется  возможным установить знаки на стойках (в
   зоне   крановых   путей,   на   проезжей   части  дороги  и  т.п.),
   допускается:
       -   подвеска   знаков   на  натянутом  канате  или  специальном
   кронштейне;
       -  фиксированная укладка знаков в горизонтальном положении так,
   чтобы  они  не  могли  быть  сдвинуты  и  в  то  же время не мешали
   движению транспорта.
       Между   подвешенными   знаками   и   проезжей   частью   дороги
   обеспечивается    дорожный    габарит,   равный   4,5   м.   Знаки,
   расположенные   горизонтально,   должны  периодически  очищаться  и
   обновляться.
       6.9.  Для  уменьшения  величины опасной зоны на башенных кранах
   может  устанавливаться  в  соответствующем положении (а не только в
   верхнем)  ограничитель  высоты  подъема, который по мере возведения
   здания  (сооружения)  может  периодически  переставляться  в  новое
   положение.
       Для  уменьшения  величины  опасной  зоны  в стесненных условиях
   допускается   ограничение   высоты  подъема  груза  при  выполнении
   погрузочно-разгрузочных     работ,    при    прокладке    подземных
   коммуникаций,  возведении  подземных  частей  зданий и сооружений с
   разработкой организационно-технических мероприятий.
       6.10.  При  ограничении  высоты  подъема  груза  до  4  - 6 м в
   соответствии    с   организационно-техническими   мероприятиями   в
   установленной  зоне  обслуживания  груз  не  должен  быть поднят на
   высоту,  более  принятой  в  ППРк.  На  местности эта зона по всему
   контуру   обозначается   знаками   N  2  с  поясняющей  надписью  о
   запрещении  подъема  груза  на  высоту  более,  чем принята в ППРк.
   Специально   назначенный   сигнальщик  из  числа  наиболее  опытных
   стропальщиков  визуально  контролирует  высоту подъема груза. Место
   нахождения  сигнальщика показывается на чертежах. Между крановщиком
   башенного крана и стропальщиком обеспечивается радиосвязь.
       6.11.   Перед  эксплуатацией  башенного  крана,  оборудованного
   современными  приборами  безопасности  (ОНК-160 и др.) в стесненных
   условиях  с  установленной  координатной  защитой  по  производству
   работ   краном,   машинист   ознакамливается   с   инструкцией   по
   эксплуатации  прибора  безопасности под роспись. К проведению работ
   по   установке   и   настройке  приборов  безопасности  допускаются
   специалисты,  прошедшие  обучение  и  аттестованные в установленном
   Службой  порядком.  Акт  настройки приборов безопасности (ОНК-160 и
   др.)   с   указанием   зон   ограничения  рабочих  движений  крана,
   подписанный   специалистом,   настроившим  приборы,  ответственными
   лицами   и   крановщиком,  составляется  в  2-х  экземплярах.  Один
   экземпляр  акта  находиться у крановщика, второй - у ответственного
   за безопасное производство работ кранами.
       6.12.  Условия производства работ по тому или иному ограничению
   зоны   обслуживания   краном   записываются   в  вахтенном  журнале
   крановщика  и  подтверждаются  каждый  раз перед сменой ограничения
   зоны   обслуживания   краном.   Одновременно  переставляются  знаки
   безопасности.
   
            VII. РАБОТА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ОХРАННОЙ ЗОНЕ
                 ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ИЛИ НА РАССТОЯНИИ
                    МЕНЕЕ 30 М ОТ БЛИЖАЙШЕГО ПРОВОДА
   
       7.1.  Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных
   машин   в   охранной   зоне   действующей   линии   электропередачи
   напряжением    более    42    вольт    следует    производить   под
   непосредственным  руководством  лица,  ответственного за безопасное
   производство    работ   грузоподъемными   машинами,   при   наличии
   письменного    разрешения   организации   -   владельца   линии   и
   наряда-допуска  (Приложение  2)  на  производство  работ  в  местах
   действия  опасных или вредных факторов, выданного непосредственному
   руководителю   работ,   и   нарядов-допусков   (Приложение   3)  на
   производство  работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии
   электропередачи,  выданного  крановщику (оператору, машинисту). При
   установке  грузоподъемных  машин  в  охранной  зоне воздушной линии
   электропередачи  необходимо  снять  напряжение  с  воздушной  линии
   электропередачи.
       7.2.   Охранная  зона  вдоль  воздушной  линии  электропередачи
   согласно   ГОСТ   12.1.051-90  устанавливается  в  виде  воздушного
   пространства  над землей, ограниченного параллельными вертикальными
   плоскостями,  отстоящими  по  обе  стороны  линии  на расстоянии от
   крайних   проводов   по   горизонтали,  указанном  в  таблице  4  и
   представленном на рисунке 28.
   
                                                             Таблица 4
   
           ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ВДОЛЬ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
   
   ------------------------------------T----------------------------¬
   ¦       Напряжение линии, кВ        ¦        Расстояние, м       ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦До 1                               ¦2                           ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦Свыше 1 до 20                      ¦10                          ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦Свыше 20 > 35                      ¦15                          ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦> 35 > 110                         ¦20                          ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦> 110 > 220                        ¦25                          ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦> 220 > 500                        ¦30                          ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦> 500 > 750                        ¦40                          ¦
   +-----------------------------------+----------------------------+
   ¦> 750 > 1150                       ¦55                          ¦
   L-----------------------------------+-----------------------------
   
       7.3.    Охранная   зона   вдоль   подземных   кабельных   линий
   электропередачи    устанавливается    в    виде    участка   земли,
   ограниченного  параллельными  вертикальными плоскостями, отстоящими
   по  обе  стороны  линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних
   кабелей.
       7.4.  Опасной  зоной  вдоль  воздушной линии электропередачи, в
   которой   действует   опасность   поражения   электрическим  током,
   является     пространство,    заключенное    между    вертикальными
   плоскостями,   отстоящими  от  крайних  проводов,  находящихся  под
   напряжением,  на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в
   пределах   которых   действует  опасность  поражения  электрическим
   током,  устанавливаются  СНиП 12-03-2001 (приложение Г) в размерах,
   указанных в таблице 5.
   
                                                             Таблица 5
   
                           ГРАНИЦЫ ОПАСНЫХ ЗОН
   
   ---------------------T-----------------T-------------------------¬
   ¦   Напряжение, кВ   ¦Расстояние от лю-¦Расстояния от механизмов ¦
   ¦                    ¦дей, применяемых ¦и грузоподъемных машин в ¦
   ¦                    ¦ими инструментов,¦рабочем и транспортном   ¦
   ¦                    ¦приспособлений и ¦положении, от стропов,   ¦
   ¦                    ¦временных огражд-¦грузозахватных приспо-   ¦
   ¦                    ¦ений, м          ¦соблений и грузов, м     ¦
   +----T---------------+-----------------+-------------------------+
   ¦До 1¦     На ВЛ     ¦0,6              ¦1,0                      ¦
   ¦    +---------------+-----------------+-------------------------+
   ¦    ¦В остальных    ¦Не нормируется   ¦1,0                      ¦
   ¦    ¦электроуста-   ¦(без             ¦                         ¦
   ¦    ¦новках         ¦прикосновения)   ¦                         ¦
   +----+---------------+-----------------+-------------------------+
   ¦1 - 35              ¦0,6              ¦1,0                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦60, 110             ¦1,0              ¦1,5                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦150                 ¦1,5              ¦2,0                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦220                 ¦2,0              ¦2,5                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦330                 ¦2,5              ¦3,5                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦400, 500            ¦3,5              ¦4,5                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦750                 ¦5,0              ¦6,0                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦800 (постоянный ток)¦3,5              ¦4,5                      ¦
   +--------------------+-----------------+-------------------------+
   ¦1150                ¦8,0              ¦10,0                     ¦
   L--------------------+-----------------+--------------------------
   
       7.5.   При   обоснованной  невозможности  снятия  напряжения  с
   воздушной   линии   электропередачи  работу  строительных  машин  в
   охранной  зоне  линии  электропередачи  разрешается производить при
   условии выполнения следующих требований:
       а)  расстояние  от  подъемной  или выдвижной части строительной
   машины  в  любом ее положении до ближайшего провода находящейся под
   напряжением  воздушной  линии  электропередачи должно быть не менее
   указанного в таблице 6;
       б)  корпуса  машин,  за  исключением  машин на гусеничном ходу,
   заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.
   
                                                             Таблица 6
   
       ДОПУСТИМЫЕ РАССТОЯНИЯ ПРИ РАБОТЕ МАШИН В ОХРАННОЙ ЗОНЕ ЛЭП,
                       НАХОДЯЩЕЙСЯ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦ Напряжение воздушной ¦              Расстояние, м              ¦
   ¦      линии, кВ       +-----------------T-----------------------+
   ¦                      ¦   минимальное   ¦ минимально измеряемое ¦
   ¦                      ¦                 ¦техническими средствами¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦До 1                  ¦1,5              ¦1,5                    ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 1 до 20         ¦2,0              ¦2,0                    ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 20 до 35        ¦2,0              ¦2,0                    ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 35 до 110       ¦3,0              ¦4,0                    ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 110 до 220      ¦4,0              ¦5,0                    ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 220 до 400      ¦5,0              ¦7,0                    ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 400 до 750      ¦9,0              ¦10,0                   ¦
   +----------------------+-----------------+-----------------------+
   ¦Свыше 750 до 1150     ¦10,0             ¦11,0                   ¦
   L----------------------+-----------------+------------------------
   
       7.6.   На   выполнение   работ   в   зонах   действия   опасных
   производственных  факторов,  возникновение  которых  не  связано  с
   характером  выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме
   Приложения 2.
       Наряд-допуск   выдается  непосредственному  руководителю  работ
   (мастеру,   бригадиру   и   т.п.)  лицом,  уполномоченным  приказом
   руководителя  организации.  Перед началом работ руководитель работы
   обязан   ознакомить  работников  с  мероприятиями  по  безопасности
   производства    работ   и   оформить   инструктаж   с   записью   в
   наряде-допуске.
       7.7.   При   производстве   работ   в   охранной   зоне   линии
   электропередачи  или  в  пределах разрывов, установленных правилами
   охраны  высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть
   выдан  только  при  наличии разрешения организации, эксплуатирующей
   линию электропередачи.
       7.8.  Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии
   менее  30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а
   также  от  груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на
   землю   ближайшего   провода   воздушной   линии   электропередачи,
   находящейся   под   напряжением   более   42   В,  производится  по
   нарядам-допускам  согласно  Приложению  3,  выдаваемому  крановщику
   (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.
       7.9.  Условия  работы  грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное