Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 10.05.2007 N 317 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

         ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
                           И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
   
                                 ПРИКАЗ
                         от 10 мая 2007 г. N 317
   
                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
             МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ
          ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ
          И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
   
       Приказываю:
       Утвердить  и  ввести  в действие с 1 июля 2007 года прилагаемые
   Методические    рекомендации    о   порядке   разработки   проектов
   производства  работ грузоподъемными машинами и технологических карт
   погрузочно-разгрузочных работ.
   
                                                          Руководитель
                                                       К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждены
                                                              Приказом
                                                    Федеральной службы
                                                    по экологическому,
                                                      технологическому
                                                    и атомному надзору
                                               от 10 мая 2007 г. N 317
   
                                                    Введены в действие
                                                    с 1 июля 2007 года
   
                          РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
   
                        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
            О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
             ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
                      ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
   
                              РД-11-06-2007
   
                           I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1.  Эксплуатация грузоподъемных машин (грузоподъемных кранов,
   кранов-манипуляторов,    строительных    подъемников,   подъемников
   (вышек)),  подконтрольных  Федеральной  службе  по  экологическому,
   технологическому    и    атомному   надзору   (далее   -   Служба),
   осуществляется  согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ
   "О   техническом   регулировании"  в  соответствии  с  требованиями
   технических   регламентов,  стандартов  и  настоящих  "Методических
   рекомендаций...".
       1.2.  Установка  грузоподъемных машин, организация и выполнение
   строительно-монтажных  работ  с  их  применением  осуществляются  в
   соответствии  со  специально  разработанным для этих целей проектом
   производства работ грузоподъемными кранами (ППРк).
       Погрузочно-разгрузочные  работы  и складирование грузов кранами
   и  кранами-манипуляторами  на базах, складах, площадках выполняются
   по  технологическим  картам  погрузочно-разгрузочных  работ (ТК п/р
   работ).
       1.3.  Проекты  организации  строительства (ПОС) разрабатываются
   проектными    организациями   с   привлечением   специализированных
   проектных    организаций,    имеющих   лицензию   на   данный   вид
   деятельности.
       Проекты   производства   работ   и   технологические  карты  на
   строительно-монтажные    и    погрузочно-разгрузочные    работы   с
   использованием  грузоподъемных машин разрабатываются специалистами,
   имеющими  опыт  работы  в  строительстве,  прошедшими  подготовку и
   аттестованными   в   области   промышленной   безопасности  опасных
   производственных   объектов   в   порядке,  установленном  Службой.
   Обучение  и  аттестация  проводится  в  соответствии с Положением о
   порядке    подготовки    и   аттестации   работников   организаций,
   осуществляющих  деятельность  в  области  промышленной безопасности
   опасных   производственных   объектов,  подконтрольных  Службе  (РД
   03-444-02),  утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от
   30.04.2002  N  21,  зарегистрированным Министерством юстиции России
   31.05.2002,  рег. N 3489, по программам и билетам, согласованным со
   Службой.  В  протоколе  и  удостоверении специалиста, занимающегося
   разработкой  ППРк и ТК п/р работ, делается отметка об аттестации на
   знание  требований промышленной безопасности по конкретным Правилам
   устройства   и   безопасной   эксплуатации  грузоподъемных  кранов,
   кранов-манипуляторов,    строительных    подъемников,   подъемников
   (вышек)  с правом разработки ППРк, ТК п/р работ, а также разработки
   проектов на крановые пути.
       1.4.    Разработанный   ППРк   согласовывается   с   владельцем
   грузоподъемной   машины,   осуществляющим   надзор,   руководителем
   организации,   разработавшей  ППРк,  и  утверждается  руководителем
   генподрядной строительно-монтажной организации (заказчиком).
       Лица,  согласовывающие  и  утверждающие ППРк, аттестовываются в
   области    промышленной   безопасности   опасных   производственных
   объектов и в объеме требований соответствующих Правил.
       1.5.  На  основании  ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N
   116-ФЗ   "О   промышленной  безопасности  опасных  производственных
   объектов"   и   п.   3.2.1   "Положения  по  проведению  экспертизы
   промышленной  безопасности  опасных  производственных  объектов, на
   которых    используются   подъемные   сооружения"   РД   10-528-03,
   утвержденного  Постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.2003
   N   5,  зарегистрированного  Минюстом  России  28.03.2003  N  4345,
   "проекты    производства    работ   кранами   подлежат   экспертизе
   промышленной безопасности".
       Экспертиза  проектов  может  выполняться организациями, которые
   соответствуют  требованиям  законодательства  Российской Федерации,
   предъявляемым  к  организациям, выполняющим экспертизу промышленной
   безопасности,  имеющие  лицензию  Службы  на  проведение экспертизы
   промышленной  безопасности проектной документации на строительство,
   расширение,  реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию
   и  ликвидацию  опасных  производственных объектов, где используются
   стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
       Аттестация  экспертов  проводится  в  соответствии  с Правилами
   аттестации  экспертов, принятыми Наблюдательным советом, решение от
   25.04.2006  N  2/42,  и  "Рекомендациями по подготовке и аттестации
   специалистов  и  экспертов,  осуществляющих экспертизу промышленной
   безопасности    подъемных    сооружений",   одобренных   отраслевой
   комиссией  по подъемным сооружениям Системы экспертизы промышленной
   безопасности  (с  25.04.2006 - технической комиссией Единой системы
   оценки  соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе
   по    экологическому,    технологическому   и   атомному   надзору)
   16.04.2003, протокол N 7.
       1.6.  До начала работ заключение экспертизы ППРк регистрируется
   в территориальном органе Ростехнадзора вместе с ППРк.
       1.7.  Сложные  строительно-монтажные  и погрузочно-разгрузочные
   работы   (подъем   и  перемещение  грузов  двумя  кранами  и  т.д.)
   производятся    по    ППРк,   разработанному   в   соответствии   с
   утвержденными    ОАО    "Корпорация    Монтажспецстрой"    25.06.99
   Методическими   указаниями  по  составлению  проектов  производства
   сложных   строительно-монтажных   и  погрузочно-разгрузочных  работ
   кранами,  согласованными  с  Госгортехнадзором  России  письмом  от
   18.06.1999 N 12-07/569.
       1.8.  При  выполнении  работ  кранами  вблизи  ЛЭП (ближе 30 м)
   необходимо согласование ППРк с владельцем ЛЭП.
       1.9.   В   зависимости   от   объема  работ  и  технологических
   возможностей  ППРк  разрабатывается  на  возведение  всего здания в
   целом  (надземная и подземная части) или поэтапно, в зависимости от
   задействованных  грузоподъемных  кранов,  очередности  производства
   работ и сроков.
       1.10.  Автор  ППРк  в ходе строительства проверяет производство
   работ  по  разработанному  им проекту, а при грубых отступлениях от
   проекта,  которые  могут  привести  к  аварии,  несчастному случаю,
   немедленно  информирует отдел по надзору за подъемными сооружениями
   территориального органа Ростехнадзора (субъекты федерации).
       1.11.  Изменения  в ППРк имеет право вносить разработчик ППРк с
   согласия   экспертной   организации   с   росписью  разработчика  и
   эксперта.
       1.12.  До  начала  работ  с  ППРк  ознакамливаются  под роспись
   исполнители    работ,    находящиеся   на   строительной   площадке
   (ответственные    лица,    стропальщики   (монтажники),   машинисты
   грузоподъемных кранов).
       1.13.  Привязка  крана  производится  в  строгом соответствии с
   отведенным   под   строительство   участком  земли,  оформленном  в
   установленном   законодательством   порядке   (правоустанавливающим
   документом на земельный участок).
       1.14. Исходными данными для разработки ПОС служат:
       -   рекомендованные   генеральной   подрядной   и  субподрядной
   организациями  решения  по  применению  материалов  и  конструкций,
   средств механизации строительно-монтажных работ;
       -  порядок обеспечения строительства энергетическими ресурсами,
   водой,    временными   инженерными   сетями,   а   также   местными
   строительными материалами;
       -   сведения   об   условиях  поставки  и  транспортирования  с
   предприятий   -   поставщиков   строительных   конструкций  готовых
   изделий, материалов и оборудования;
       -  специальные  требования к строительству сложных и уникальных
   объектов;
       -   сведения  об  условиях  производства  строительно-монтажных
   работ на реконструируемых объектах;
       -  объемно-планировочные  и  конструктивные  решения  зданий  и
   сооружений   и   принципиальные   технологические  схемы  основного
   производства  объекта  (его  очереди), подлежащего строительству, с
   разбивкой на пусковые комплексы и узлы;
       -   мероприятия   по   защите   территории   строительства   от
   неблагоприятных  природных  явлений  и  геологических  процессов  и
   этапы их выполнения.
       1.15.    Исходными    материалами    для   разработки   проекта
   производства работ служат:
       -  техническое  задание  на разработку проектно-технологической
   документации;
       -    проект    организации    строительства,   утвержденный   в
   установленном порядке;
       - техническое заключение о грунтах;
       -   генплан   с   существующими   и   проектируемыми  зданиями,
   сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;
       -    необходимая    рабочая    документация,   утвержденная   к
   производству работ;
       -  материалы и результаты технического обследования действующих
   предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;
       -   требования   к   выполнению   строительных,   монтажных   и
   специальных    строительных    работ    в   условиях   действующего
   производства.
       1.16.  Состав и содержание проектов организации строительства и
   проектов    производства    работ   установлены   СНиП   12-01-2004
   "Организация   строительства".  Проектные  решения  и  мероприятия,
   отраженные   в   составе   ПОС  и  проектов  производства  работ  с
   применением   грузоподъемных   машин,   кроме   того,  определяются
   Правилами  устройства  и  безопасной  эксплуатации  соответствующих
   машин,  утвержденными  Госгортехнадзором России, а также изложены в
   разделе 2 настоящих "Методических рекомендаций...".
       Согласно  Постановлению  Правительства  Российской Федерации от
   01.02.2006   N   54   "О  государственном  строительном  надзоре  в
   Российской   Федерации"  для  строительства  объектов  капитального
   строительства  опасных,  технически сложных и уникальных объектов в
   составе  ПОС  разрабатываются  чертежи на специальное оборудование,
   приспособление и оснастку.
       К  критериям  особо  опасных,  технически  сложных и уникальных
   относятся   объекты   капитального   строительства,   в   проектной
   документации  которых  предусмотрена  хотя  бы  одна  из  следующих
   характеристик:
       а)  высота  более 75 метров или с пролетами 100 метров, а также
   вылетами консолей более 20 метров;
       б) наличие более 1 подземного этажа;
       в)   использование   конструкций   и   конструктивных   систем,
   требующих   применения   нестандартных  методов  расчета  с  учетом
   физической   или   геометрической   нелинейности   либо  разработки
   специальных  методов  расчета,  а также применяемых на территориях,
   сейсмичность которых превышает 9 баллов.
       1.17.  Проект  производства  работ  утверждается  руководителем
   генподрядной  строительно-монтажной  организации, а по производству
   монтажных  и  специальных  работ  -  руководителем  соответствующей
   субподрядной    организации    по   согласованию   с   генподрядной
   строительно-монтажной   организацией.   Лица,   утверждающие  ППРк,
   аттестуются    в    области   промышленной   безопасности   опасных
   производственных   объектов  в  объеме  требований  соответствующих
   Правил.  Проекты  производства работ по реконструкции, расширению и
   техническому   перевооружению   действующего  предприятия  (здания,
   сооружения)  согласовываются  и  с  руководителем или ответственным
   представителем этого предприятия.
       Проекты  производства  работ с применением грузоподъемных машин
   согласовываются с владельцами этих машин.
       1.18.   При   разработке   проектных   решений  по  организации
   строительных    и   производственных   площадок,   участков   работ
   необходимо выделять опасные для людей зоны.
       Зоны  действия  опасных  и  вредных  производственных факторов,
   связанные   с   технологией  и  условиями  производства  работ  при
   использовании  грузоподъемных  машин,  определяются  согласно  СНиП
   12-03-2001  в  ПОСе,  а остальные - в ППРк. Отступления от решений,
   принятых   в   ПОС,   при   разработке   ППРк  не  допускаются  без
   согласования с организацией, разработавшей ПОС.
       1.19.  Чертежи  проектов  организации  строительства и проектов
   производства  работ кранами рекомендуется выполнять в масштабе 1:50
   -  1:200, а отдельные детали - в масштабе 1:10 - 1:20, стройгенплан
   - в масштабе 1:500.
       1.20.   Проект   производства   работ   кранами  передается  на
   строительную  площадку за 5 дней до начала выполнения тех работ, на
   которые он разработан.
       1.21.  Перед  началом  выполнения строительно-монтажных работ с
   применением   грузоподъемных   машин   на   территории  организации
   генеральный  подрядчик  (субподрядчик) и администрация организации,
   эксплуатирующая  (строящая)  этот  объект,  оформляют акт-допуск по
   форме Приложения 1.
       1.22.  На выполнение работ с применением грузоподъемных машин в
   зонах  действия  опасных  или  вредных  производственных  факторов,
   возникновение  которых  не  связано с характером выполняемых работ,
   выдается наряд-допуск по форме Приложения 2.
       1.23.    До   начала   производства   строительно-монтажных   и
   погрузочно-разгрузочных  работ  с применением грузоподъемных машин,
   выполняемых  в  темное  время суток, строительная площадка (участок
   работ)  должна  быть  освещена  в  соответствии с требованиями ГОСТ
   12.1.046-85.
       1.24.   При   строительстве   объектов  в  стесненных  условиях
   городской  застройки  рекомендуется применять грузоподъемные краны,
   отработавшие  не более 80% нормативного срока службы, оборудованные
   современными приборами и устройствами безопасности.
       1.25.   Перед   началом   эксплуатации   грузоподъемных   машин
   необходимо обозначить опасные зоны работы.
       На  границах  опасных зон устанавливаются сигнальные ограждения
   и знаки безопасности (см. Прил. 7 - не приводится, 8).
       1.26.  Все  объекты,  на которых эксплуатируются грузоподъемные
   машины,   подлежат   регистрации   в   соответствии  с  Руководящим
   документом  "Требования  к  регистрации  объектов в государственном
   реестре   опасных  производственных  объектов  и  к  ведению  этого
   реестра"  (РД-03-16-2006),  утвержденным  Приказом Ростехнадзора от
   13.07.2006  N  682,  зарегистрированным Минюстом России 29.08.2006,
   рег. N 8176.
       1.27.  В  целях  обеспечения  содержания грузоподъемных машин в
   исправном   состоянии   и   безопасных   условий   их   работы   на
   стройплощадке  владелец  грузоподъемных машин, а также руководитель
   организации,  эксплуатирующей  грузоподъемные машины, в зависимости
   от имеющегося парка машин, назначают:
       -  инженерно-технического  работника  по  надзору за безопасной
   эксплуатацией  грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений
   и    тары,    кранов-манипуляторов,    строительных    подъемников,
   подъемников (вышек);
       -    инженерно-технического    работника,   ответственного   за
   содержание     грузоподъемных     кранов,     кранов-манипуляторов,
   строительных   подъемников,   подъемников   (вышек)   в   исправном
   состоянии;
       -  приказом  лицо,  ответственное  за  безопасное  производство
   работ      грузоподъемными     кранами,     кранами-манипуляторами,
   строительными  подъемниками,  подъемниками (вышками) в каждом цехе,
   на строительной площадке или другом участке работ в каждой смене;
       - приказом стропальщиков.
       Лицо,    ответственное   за   безопасное   производство   работ
   грузоподъемными  машинами,  может  назначаться  из  числа мастеров,
   прорабов,   начальников   цехов,   участков,   а  при  эксплуатации
   подъемников  (вышек)  и кранов-манипуляторов, кроме этого, из числа
   бригадиров.
       Все  назначенные  лица,  имеющие  соответствующую квалификацию,
   проходят   проверку  знаний  ими  правил  устройства  и  безопасной
   эксплуатации  соответствующих  грузоподъемных  машин  с  получением
   удостоверения установленной формы.
       1.28.   Руководители   и   специалисты   по   разработке  ППРк,
   устройству  крановых  путей,  эксперты  несут установленную законом
   ответственность    за    соответствие    разрабатываемых    решений
   требованиям  промышленной безопасности и охраны труда. Строительная
   организация  несет  ответственность  за  соответствие строительного
   объекта  проекту  производства  работ  кранами  (ППРк), требованиям
   промышленной безопасности и охраны труда.
   
                  II. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТАМ
             ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
                   С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
   
       2.1.    В    ПОС    с    применением    грузоподъемных   кранов
   предусматриваются:
       -      соответствие     устанавливаемых     кранов     условиям
   строительно-монтажных  работ  по грузоподъемности, высоте подъема и
   вылету (грузовая характеристика крана);
       -  обеспечение  безопасного  расстояния  от  сетей  и воздушных
   линий   электропередачи,  мест  движения  городского  транспорта  и
   пешеходов,  а  также  безопасных  расстояний  приближения  кранов к
   строениям   и   местам   складирования   строительных   деталей   и
   материалов;
       - условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
       -   условия   безопасной  работы  нескольких  кранов  и  других
   механизмов, находящихся на строительной площадке;
       - складские площадки.
       В  случае  принятия  технических  решений по сокращению опасных
   зон  вблизи  строящегося  здания в виде защитных экранов или других
   защитных  конструкций  рабочая  документация на них разрабатывается
   на стадии проектирования.
       2.2.  Согласно  ст.  9.5.18  ПБ 10-382-00 "Правила устройства и
   безопасной        эксплуатации        грузоподъемных        кранов"
   строительно-монтажные  работы  с  применением грузоподъемных кранов
   должны  выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в
   котором должны предусматриваться:
       -      соответствие     устанавливаемых     кранов     условиям
   строительно-монтажных  работ  по грузоподъемности, высоте подъема и
   вылету (грузовая характеристика крана);
       -  обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий
   электропередачи,  мест  движения городского транспорта и пешеходов,
   а  также  безопасных  расстояний  приближения  кранов к строениям и
   местам складирования строительных деталей и материалов;
       - условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
       -  условия  безопасной работы нескольких кранов на одном пути и
   на  параллельных  путях  с  применением  соответствующих приборов и
   устройств безопасности;
       -   перечень   применяемых   грузозахватных   приспособлений  и
   графическое изображение (схема) строповки грузов;
       -  места  и  габариты  складирования  грузов, подъездные пути и
   т.д.;
       -  мероприятия  по  безопасному  производству  работ  с  учетом
   конкретных  условий  на  участке,  где  установлен кран (ограждение
   строительной площадки, монтажной зоны и т.п.);
       -  расположение  помещений  для санитарно-бытового обслуживания
   строителей, питьевых установок и мест отдыха;
       -  разрез  здания  на полную высоту, при положении стрелы крана
   над  зданием  (максимальный  и  минимальный  вылет)  и  пунктиром -
   выступающих металлоконструкций крана при повороте на 180-;
       - отметки верха, парапета и машинного помещения лифтов;
       -   безопасные   расстояния  от  низа  перемещаемого  груза  до
   наиболее  выступающих  по  вертикали  частей  здания или сооружения
   (должно  быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут
   находиться   люди,   не  менее  2,3  м),  а  также  высоты  стропов
   (траверсы);
       -  безопасные  расстояния от частей стрелы, консоли противовеса
   с   учетом   габаритов  блоков  балласта  противовеса  до  наиболее
   выступающих по вертикали частей здания или сооружения;
       -  размеры  наиболее  выступающих  в  горизонтальной  плоскости
   элементов  здания  или  сооружения  (карнизы,  балконы, ограждения,
   эркеры, козырьки и входы).
       2.3.  Согласно  ст.  5.5.10  ПБ 10-257-98 "Правила устройства и
   безопасной    эксплуатации   грузоподъемных   кранов-манипуляторов"
   строительно-монтажные  работы  с  применением  кранов-манипуляторов
   должны     выполняться     по     проекту     производства    работ
   кранами-манипуляторами, в котором предусматриваются:
       -  соответствие  устанавливаемых  кранов-манипуляторов условиям
   строительно-монтажных  работ  по грузоподъемности, высоте подъема и
   вылету;
       -  обеспечение  безопасных расстояний от сети и воздушных линий
   электропередачи,  мест  движения городского транспорта и пешеходов,
   а  также  безопасных  расстояний приближения кранов-манипуляторов к
   строениям   и   местам   складирования   строительных   деталей   и
   материалов;
       -   условия  установки  и  работы  кранов-манипуляторов  вблизи
   откосов котлованов (канав);
       -   перечень   применяемых   грузозахватных   приспособлений  и
   графическое изображение (схема) строповки грузов;
       - места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.п.
       2.4.  Согласно  ст.  4.5.12  ПБ 10-518-02 "Правила устройства и
   безопасной   эксплуатации   строительных   подъемников"   работы  с
   применением  подъемников должны выполняться по проекту производства
   работ, в котором в частности должны предусматриваться:
       -  соответствие  устанавливаемых  подъемников условиям работ по
   грузоподъемности и высоте подъема;
       - условия установки подъемника на площадке;
       -  условия  безопасной  работы  нескольких  подъемников, в т.ч.
   совместной   работы   грузовых   и   грузопассажирских  подъемников
   совместно  с  работой  фасадных  подъемников,  а  также  совместной
   работы указанных подъемников и башенных кранов;
       -  мероприятия  по  безопасному  производству  работ  с  учетом
   конкретных   условий   на   участке,   где   установлен   подъемник
   (ограждение площадки, монтажной зоны и т.п.).
       2.5.  Согласно  ст.  4.5.9  ПБ  10-611-03 "Правила устройства и
   безопасной  эксплуатации подъемников (вышек)" строительно-монтажные
   работы  с использованием подъемников (вышек) выполняются по проекту
   производства     работ     подъемниками,     в    котором    должны
   предусматриваться:
       -    соответствие    устанавливаемых    подъемников    условиям
   строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема;
       -  обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий
   электропередачи,  мест  движения городского транспорта и пешеходов,
   а  также  безопасных расстояний приближения подъемников к строениям
   и местам складирования строительных деталей и материалов;
       -   условия  установки  и  работы  подъемников  вблизи  откосов
   котлованов или канав;
       - условия безопасной работы нескольких подъемников;
       -   перечень   применяемых   грузозахватных   приспособлений  и
   графическое  изображение  (схема) строповки грузов для подъемников,
   оборудованных крюком;
       -  места  и  габариты  складирования  грузов, подъездные пути и
   т.д.;
       -  мероприятия  по  безопасному  производству  работ  с  учетом
   конкретных   условий   на   участке,   где   установлен   подъемник
   (ограждение  строительной площадки, монтажной зоны или зоны работ),
   уровень освещения в темное время суток не менее 20 лк и т.д.
       2.6.  Технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы и
   складирование       грузов      грузоподъемными      кранами      и
   кранами-манипуляторами    на    базах,    складах    и    площадках
   разрабатываются с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76*.
       2.7.    Проекты    производства    работ    с    использованием
   грузоподъемных       машин,      технологические      карты      на
   погрузочно-разгрузочные  работы и другие технологические регламенты
   утверждаются   руководителем  организации,  выполняющей  работы,  и
   выдаются   на  стройплощадку  за  2  месяца  до  начала  выполнения
   предусмотренных там работ.
       2.8.  Лица,  ответственные  за  безопасное  производство  работ
   грузоподъемными   машинами,   крановщики,   операторы  (машинисты),
   рабочие  люльки  и  стропальщики должны быть ознакомлены с проектом
   производства работ под роспись до начала производства работ.
   
                    III. ПОДБОР ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
   
       3.1. Подбор грузоподъемного крана.
       3.1.1.  Подбор  крана производится по трем основным параметрам:
   грузоподъемности,  вылету и высоте подъема, а в отдельных случаях и
   по глубине опускания.
       3.1.2.   Машинисту  крана  должен  быть  обеспечен  обзор  всей
   рабочей  зоны.  Зона  работы  башенного  крана должна охватывать по
   высоте,  ширине  и  длине  строящееся  здание, а также площадку для
   складирования   монтируемых   элементов   и   дорогу,   по  которой
   подвозятся грузы.
       3.1.3.  При выборе крана для производства строительно-монтажных
   работ  необходимо  следить  за  тем, чтобы вес поднимаемого груза с
   учетом  грузозахватных приспособлений и тары не превышал допустимую
   (паспортную)   грузоподъемность   крана.   Для   этого   необходимо
   учитывать  максимальный  вес монтируемых изделий и необходимость их
   подачи   краном   для   монтажа  в  наиболее  отдаленное  проектное
   положение  с  учетом  допустимой  грузоподъемности  крана на данном
   вылете стрелы.
       3.1.4.  Для  монтажа конструкций или изделий, требующих плавной
   и  точной  установки,  выбираются краны, имеющие плавные посадочные
   скорости.  Соответствие  крана  высоте  подъема  крюка определяется
   исходя  из  необходимости  подачи  на максимальную высоту изделий и
   материалов  с  учетом их размеров и длины стропов. При выборе крана
   для  строительных  работ  пользуются рабочими чертежами возводимого
   объекта,   при  этом  учитываются  размеры,  форма  и  вес  сборных
   элементов,  подлежащих  монтажу.  Затем  с  учетом  места установки
   крана  определяется наибольший требуемый вылет стрелы и необходимая
   максимальная высота подъема.
       3.1.5.   Грузоподъемность   крана   -   груз   полезной  массы,
   поднимаемый  краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных
   приспособлений   или  непосредственно  к  несъемным  грузозахватным
   приспособлениям.   У  стреловых  поворотных  кранов  обеспечивается
   возможность  подъема  груза при всех положениях поворотной части. У
   некоторых  импортных  кранов  в массу поднимаемого груза включается
   также  масса  крюковой  обоймы, на что необходимо обращать внимание
   при разработке ППР.
       Требуемая  грузоподъемность  крана  на  соответствующем  вылете
   определяется   по   массе   наиболее  тяжелого  груза  со  съемными
   грузозахватными    приспособлениями    (грейфера,   электромагнита,
   траверс,  стропов  и  т.п.).  В  массу груза включаются также масса
   навесных  монтажных  приспособлений,  закрепляемых  на  монтируемой
   конструкции до ее подъема, и конструкций усиления жесткости груза.
       Грузоподъемность  крана (Q) должна быть больше или равна массе
   поднимаемого груза Р    плюс масса грузозахватного  приспособления
                       гр.
   Р      ,  плюс  масса  навесных монтажных приспособлений Р
    гр.пр.                                                   н.м.пр.,
   плюс  масса  конструкций  усиления жесткости поднимаемого элемента
   Р    :
    к.у.
   
                  Q >= Р    + Р       + Р        + Р    .         (1)
                        гр.    гр.пр.    н.м.пр.    к.у.
   
       Для  кранов  с  переменным вылетом грузоподъемность зависит от
   вылета.
       3.1.6. Необходимый  рабочий вылет R   определяется расстоянием
                                          р.
   по   горизонтали   от  оси  вращения  поворотной  части  крана  до
   вертикальной оси грузозахватного органа, как показано на рисунке 1
   (здесь и далее рисунки не приводятся).
       3.1.7.  Требуемая  высота  подъема h   определяется от отметки
                                           п.
   установки   грузоподъемных   машин   (кранов)   по   вертикали   и
   складывается  из следующих показателей: высоты здания (сооружения)
   от  нулевой  отметки  здания  с учетом отметок установки (стоянки)
   кранов до верхней отметки здания (сооружения) (верхнего монтажного
   горизонта) h  , запаса высоты, равной 2,3 м из условий безопасного
               з.
   производства работ на верхней отметке здания, где могут находиться
   люди,  максимальной  высоты  перемещаемого груза h   (в положении,
                                                     гр.
   при котором производится его перемещение) с учетом закрепленных на
   грузе  монтажных  приспособлений  или  конструкций усиления, длины
   (высоты)    грузозахватного   приспособления   h        в  рабочем
                                                   гр.пр.
   положении, как показано на рисунках 1, 2, 3:
   
             h   = [(h   +/- n) + h    + h       + 2,3], м,       (2)
              п.      з.           гр.    гр.пр.
   
       где n  -  разность отметок стоянки кранов  и  нулевой  отметки
   здания (сооружения).
       3.1.8.   Требуемая  глубина  опускания  h     определяется  от
                                                оп.
   отметки  установки  грузоподъемного крана по вертикали как разница
   между  высотой  здания  (сооружения)  -  при  установке  крана  на
   конструкциях  возводимого  сооружения,  или  глубиной  котлована и
   суммой  минимальных  высот груза и грузозахватного приспособления,
   как показано на рисунке 4, с увеличением  h    на 0,15 - 0,3 м для
                                              оп.
   ослабления натяжения строп при расстроповке:
   
   h    = (h   +/- е +/- m) - (h    + h      ) + (0,15...0,3), м, (3)
    оп.     з.                  гр.    гр.пр.
   
       или
   
       h    = (h   +/- m) - (h    + h      ) + (0,15...0,3), м,   (4)
        оп.     к.            гр.    гр.пр.
   
       где:
       h   - высота здания (сооружения) от нулевой отметки до отметки
        з.
   перекрытия (крыши), на котором устанавливается кран;
       h  - глубина   котлована   (сооружения)   от   отметки   земли
        к.
   до отметки дна котлована (сооружения);
       е - разность   отметок  земли   и   нулевой   отметки   здания
   (сооружения);
       m - разность  отметок  стоянки  крана  и  отметки   перекрытия
   (крыши), или поверхности земли, на которых устанавливают кран.
       3.1.9.  В  стесненных  условиях,  где  к опасной зоне примыкают
   дошкольные   и   образовательные   учреждения,   при  выборе  крана
   рекомендуется использование стационарных кранов.
       3.2. Подбор крана-манипулятора.
       3.2.1.  Подбор  кранов-манипуляторов осуществляется так же, как
   и  грузоподъемных  кранов по основным параметрам: грузоподъемности,
   вылету, высоте подъема и глубине опускания.
       При     этом     учитываются    грузовысотные    характеристики
   крана-манипулятора   для  всех  комбинаций  условий  его  работы  и
   исполнение, при которых предусмотрена эксплуатация.
       3.2.2.  Требуемые грузоподъемность крана-манипулятора и рабочий
   вылет определяются аналогично указаниям пп. 3.1.5 и 3.1.6.
       3.2.3.  Требуемая  высота  подъема h  определяется от  отметки
                                           п.
   крепления  краноманипуляторной  установки  (КМУ)  на  транспортном
   средстве  по  вертикали  до грузозахватного органа, находящегося в
   верхнем  положении,  максимально необходимом для выполнения работ,
   как показано на рисунке 5:
   
         h   = (h        + h    + h       + 0,5) - h    , м,      (5)
          п.     гр.п.п.    гр.    гр.пр.           к.м.
   
       где:
       h     - высота  крепления   краноманипуляторной  установки  на
        к.м.
   транспортном средстве;
       h    - высота груза;
        гр.
       h       -  высота (длина) грузозахватного приспособления;
        гр.пр.
       0,5 - запас высоты;
       h       - высота  грузоприемной  площадки  от  уровня  стоянки
        гр.п.п.
   крана-манипулятора.
       3.3. Подбор строительного подъемника.
       3.3.1.  Подбор  строительного  подъемника  производится по двум
   основным  параметрам:  грузоподъемности  и высоте подъема. Грузовые
   подъемники,    оборудованные    грузозахватными    приспособлениями
   (монорельсом, укосиной и др.), кроме этого - по вылету.
       3.3.2.  Грузоподъемность строительного подъемника - масса груза
   и   (или)   людей,   на  подъем  которого  рассчитано  грузонесущее
   устройство  (кабина, грузовая платформа, монорельс, укосина и др.),
   и подъемник в целом.
       Грузоподъемность   строительного  подъемника  определяется  его
   паспортом.
       Грузоподъемность    строительного    подъемника   (Q)   должна
   быть  больше  или  равна  массе  поднимаемого  груза  Р   ,  т.е.:
                                                          гр.
   
                                Q >= Р   .
                                      гр.
   
       3.3.3.  Высота подъема определяется расстоянием по вертикали от
   уровня    стоянки    подъемника    до   грузонесущего   устройства,
   находящегося в верхнем положении:
       -  при подъеме груза и (или) людей в кабине, на платформе или в
   люльке - до уровня пола грузонесущего устройства;
       -  при  подъеме груза на грузозахватном устройстве - до опорной
   поверхности крюка.
       Требуемая  высота подъема (h  ), определяемая в зависимости от
                                   п.
   условий   строительства   и  типа  строительного  подъемника,  как
   показано на рисунке 6, должна быть меньше или равна высоте подъема
   строительного подъемника (Н), указанной в его паспорте, т.е.:
   
                                h   <= Н.
                                 п.
   
       3.3.4.  Вылет  определяется  расстоянием по горизонтали от оси
   грузозахватного  приспособления до оси мачты (шахты), как показано
   на рисунке 6.
       Рабочий вылет (R  )  не должен превышать вылет грузозахватного
                       р.
   приспособления    (L),   установленный   паспортом   строительного
   подъемника, т.е.:
   
                                R   <= L.
                                 р.
   
       3.4. Подбор подъемников (вышек).
       3.4.1.  Подбор  подъемников  (вышек)  производится  по  четырем
   основным  параметрам:  грузоподъемности,  высоте  подъема,  вылету,
   глубине опускания.
       3.4.2.   Грузоподъемность   подъемника   (вышки)   определяется
   наибольшей массой груза, на подъем которого он рассчитан.
       Поднимаемая   масса   груза   Р     не  должна  превышать  его
                                      гр.
   грузоподъемность Q, т.е.:
   
                                Р    <= Q.
                                 гр.
   
       3.4.3.  Необходимый рабочий вылет R   определяется расстоянием
                                          р.
   по   горизонтали   от  вертикальной  оси  поворота  подъемника  до
   наружного ограждения люльки, как показано на рисунке 7.
       3.4.4.  Требуемая  высота подъема  h   определяется от отметки
                                           п.
   основания,  на  котором  стоит  подъемник,  до  верхней или нижней
   отметки поверхности, на которой выполняются работы.
       Значения   R    и  h   для  рабочих  положений  люльки  должны
                   р.      п.
   находиться   в  пределах  зоны  обслуживания  подъемника  согласно
   паспортной схеме.
       3.4.5.   Подбор   грузоподъемных   машин  с  учетом  расстояния
   приближения  к  зданию (сооружению), котловану (выемке) заключается
   в  проверке  соответствия  грузовой характеристики машины требуемым
   параметрам (грузоподъемности, вылету, высоте подъема).
       3.5.  Техническая оснащенность объекта и другие организационные
   мероприятия с указанием:
       -   типа   и   марки  грузоподъемной  машины,  необходимой  для
   обеспечения   строительства   (монтажа)  объекта,  с  указанием  ее
   краткой  технической характеристики, обоснованием по высоте подъема
   крюка, вылету и грузоподъемности;
       -  перечня  необходимых  грузозахватных приспособлений (стропы,
   клещи,  захваты,  траверсы,  контейнеры,  тара  и т.д.) с указанием
   типа, количества и грузоподъемности;
       -    подмостков,    стеллажей,   площадок,   кассет,   пирамид,
   необходимых для производства работ и приема грузов;
       -  оснастки,  обеспечивающей  временное  закрепление  элементов
   перед их расстроповкой;
       -  перечня  (по  весу)  строительных  деталей  и  конструкций с
   указанием   вылетов  стрелы,  на  которых  они  будут  укладываться
   (монтироваться);
       - наличия и размещения предупредительных надписей, плакатов;
       -  способов  (схем)  строповки, обеспечивающей подачу элементов
   при  складировании  и  монтаже  в  положении,  соответствующем  или
   близком к проектному, и мест их расположения;
       - мест установки и мощности приборов освещения;
       - расположения и параметров воздушных линий электропередачи;
       -   конструкции   и   устройства   подкранового  основания  для
   установки стреловых кранов (применение железобетонных плит и др.);
       - расположения и конструкции ограждения крановых путей;
       -    проекта   устройства   крановых   путей,   выполненных   в
   соответствии с ГОСТ 51248-99;
       -   безопасной  установки  кранов  вблизи  откосов,  котлованов
   (траншей), строящихся зданий и сооружений.
   
                    IV. ПРИВЯЗКА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
   
       4.1.  Расстояния между выступающими частями передвигающегося по
   наземным  рельсовым путям крана (его поворотной или другой наиболее
   выступающей   частью)   и   внешним   ближайшим   контуром   здания
   (сооружения),  включая  его  выступающие  части (козырьки, карнизы,
   пилястры,    балконы    и    т.п.)   или   временные   строительные
   приспособления,  находящиеся  на  здании или у здания (строительные
   леса,  выносные  площадки,  защитные  козырьки  и  т.п.),  а  также
   строениями,   штабелями   грузов   и   другими  предметами,  должны
   составлять  согласно  ст.  2.18.6  ПБ 10-382-00 от уровня земли или
   рабочих  площадок на высоте до 2000 мм не менее 700 мм, а на высоте
   более  2000  мм  -  не  менее  400 мм соответственно рисунку 1. Для
   кранов  с  поворотной башней и числом секций в башне более двух это
   расстояние  принимается  не  менее  800  мм  по  всей  высоте ввиду
   возможного отклонения башни от вертикали.
       Расстояние   по   вертикали   от  консоли  противовеса  или  от
   противовеса,   расположенного  под  консолью  башенного  крана,  до
   площадок,  на  которых  могут находиться люди, должно быть не менее
   2000 мм.
       4.2.   Приближение  к  зданию  (сооружению)  приставного  крана
   определяется   минимальным   вылетом,  при  котором  обеспечивается
   монтаж  ближайших  к  башне крана конструктивных элементов зданий с
   учетом  размеров  фундамента  крана  и  условий  крепления  крана к
   зданию.
       Конструкции  фундамента  приставного  крана в каждом конкретном
   случае   определяются   расчетом,   выполненным  специализированной
   организацией.
       Конструкции  крепления  приставного крана к конструкциям здания
   разрабатывает  специализированная  организация  и  согласовывает  с
   автором проекта здания.
       4.3.  Расстояние  между  поворотной частью стреловых самоходных
   кранов,  платформой  подъемника  (вышки),  краном-манипулятором при
   любых  их  положениях и строениями, штабелями грузов, строительными
   лесами  и  другими  предметами (оборудованием) должно быть не менее
   1000 мм.
       4.4.  При  установке  фасадных  подъемников  расстояние  от  их
   выступающих  частей  (не  считая  опорных роликов, на которые может
   опираться  люлька  при подъеме) до выступающих частей здания должно
   быть не менее 200 мм.
       4.5.  Приближение  грузоподъемных машин к неукрепленным откосам
   котлованов,   траншей  или  других  выемок  при  ненасыпном  грунте
   разрешается   только   за   пределами  призмы  обрушения  грунта  и
   определяется   расстоянием   по  горизонтали  от  основания  откоса
   котлована (выемки):
       -  до  нижнего края балластной призмы рельсового кранового пути
   согласно рисунку 3 и таблице 1.
       -    для    стреловых    кранов,    строительных   подъемников,
   кранов-манипуляторов  и  подъемников  (вышек)  -  до ближайших опор
   согласно рисунку 4 и таблице 1.
   
                                                             Таблица 1
   
                  МИНИМАЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ
           ОТ ОСНОВАНИЯ ОТКОСА ВЫЕМКИ ДО БЛИЖАЙШИХ ОПОР МАШИНЫ
                     (СНИП 12-03-2001, П. 7.2.4) (L)
   
   --------------T--------------------------------------------------¬
   ¦   Глубина   ¦               Грунт ненасыпной (L)               ¦
   ¦выемки (h), м+-----------T------------T-------------T-----------+
   ¦             ¦ песчаный  ¦ супесчаный ¦ суглинистый ¦ глинистый ¦
   +-------------+-----------+------------+-------------+-----------+
   ¦1,0          ¦1,50       ¦1,25        ¦1,00         ¦1,00       ¦
   +-------------+-----------+------------+-------------+-----------+
   ¦2,0          ¦3,00       ¦2,40        ¦2,00         ¦1,50       ¦
   +-------------+-----------+------------+-------------+-----------+
   ¦3,0          ¦4,00       ¦3,60        ¦3,25         ¦1,75       ¦
   +-------------+-----------+------------+-------------+-----------+
   ¦4,0          ¦5,00       ¦4,40        ¦4,00         ¦3,00       ¦
   +-------------+-----------+------------+-------------+-----------+
   ¦5,0          ¦6,00       ¦5,30        ¦4,75         ¦3,50       ¦
   +-------------+-----------+------------+-------------+-----------+
   ¦    Примечание. При глубине  выемки  более  5  м  расстояние  от¦
   ¦основания откоса выемки до ближайших опор  грузоподъемных  машин¦
   ¦определяется расчетом с обязательным дополнительным укреплением ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Крутизну   откосов   выемок,   устраиваемых   без  крепления  в
   насыпных,   песчаных  и  пылевато-глинистьых  грунтах  выше  уровня
   грунтовых   вод  (с  учетом  капиллярного  поднятия)  или  грунтах,
   осушенных   с   помощью   искусственного   водопонижения,   следует
   принимать по таблице 2.
   
                                                             Таблица 2
   
            КРУТИЗНА ОТКОСОВ ВЫЕМОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЛУБИНЫ
                       (СНИП 12-04-2002, П. 5.2.6)

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное
Rambler's Top100