Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.12.2005 N 803 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 2010 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 23 декабря 2005 г. N 803
   
          О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
                           НА 2006 - 2010 ГОДЫ
   
   (с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
   
       В    целях   реализации   приоритетных   направлений   развития
   образовательной  системы  Российской  Федерации,  совершенствования
   содержания  и  технологий образования, развития системы обеспечения
   качества  образовательных услуг, повышения эффективности управления
   и  совершенствования  экономических  механизмов в сфере образования
   Правительство Российской Федерации постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую   Федеральную   целевую  программу
   развития образования на 2006 - 2010 годы.
       2.  Министерству  экономического развития и торговли Российской
   Федерации   и   Министерству   финансов  Российской  Федерации  при
   формировании  проекта  федерального  бюджета на соответствующий год
   включать  указанную в пункте 1 настоящего Постановления Программу в
   перечень  федеральных  целевых  программ, подлежащих финансированию
   за счет средств федерального бюджета.
       3.   Рекомендовать   органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных
   целевых   программ   развития   образования   учитывать   положения
   Программы, утвержденной настоящим Постановлением.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 23 декабря 2005 г. N 803
   
                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
   
       (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
   
                                 ПАСПОРТ
           ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
                           НА 2006 - 2010 ГОДЫ
   
   Наименование Программы    - Федеральная целевая программа развития
                               образования на 2006 - 2010 годы
   
   Дата принятия решения о   - распоряжение Правительства Российской
   разработке Программы        Федерации от 3 сентября 2005 г.
                               N 1340-р
   
   Государственные           - Федеральное агентство по образованию,
   заказчики Программы         Федеральное агентство по науке
                               и инновациям
   
   Государственный           - Министерство образования и науки
   заказчик-координатор        Российской Федерации
   Программы
   
   Основной разработчик      - Федеральное агентство по образованию
   Программы
   
   Цели и задачи             - основная стратегическая цель
   Программы                   Программы - обеспечение условий для
                               удовлетворения потребностей граждан,
                               общества и рынка труда в качественном
                               образовании путем создания новых
                               институциональных механизмов
                               регулирования в сфере образования,
                               обновления структуры и содержания
                               образования, развития
                               фундаментальности и практической
                               направленности образовательных
                               программ, формирования системы
                               непрерывного образования.
                               Стратегическими задачами Программы
                               являются:
                                 совершенствование содержания
                               и технологий образования;
                                 развитие системы обеспечения
                               качества образовательных услуг;
                                 повышение эффективности управления
                               в системе образования;
                                 совершенствование экономических
                               механизмов в сфере образования
   
   Важнейшие целевые         - удельный вес численности
   индикаторы и                региональных систем образования,
   показатели Программы        вовлеченных в апробацию и внедрение
                               моделей предшкольного образования
                               детей старшего дошкольного возраста
   
                               удельный вес численности учащихся
                               10 - 11 (12) классов, обучающихся
                               по программам профильного обучения
   
                               удельный вес численности
                               образовательных учреждений,
                               реализующих новые государственные
                               образовательные стандарты общего
                               образования, включающие в себя
                               требования к уровню подготовки
                               выпускников различных ступеней общего
                               образования и условия осуществления
                               образовательной деятельности
   
                               удельный вес численности
                               образовательных учреждений начального
                               профессионального, среднего
                               профессионального и высшего
                               профессионального образования,
                               использующих методы дистанционного
                               обучения
   
                               удельный вес численности иностранных
                               студентов, обучающихся в российских
                               образовательных учреждениях высшего
                               профессионального образования на
                               коммерческой основе
   
                               удельный вес численности российских
                               высших учебных заведений,
                               аккредитованных зарубежными
                               аккредитационными агентствами
   
                               удельный вес численности высших
                               учебных заведений и филиалов,
                               осуществляющих прием по результатам
                               единого государственного экзамена
   
                               удельный вес численности
                               образовательных учреждений,
                               реализующих интегрированные
                               образовательные программы
                               профессионального образования
   
                               увеличение объема инвестиций в
                               сферу образования из различных
                               источников (без учета средств
                               федерального бюджета и бюджетов
                               субъектов Российской Федерации) по
                               отношению к 2005 году
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
   
   Сроки и этапы             - 2006 - 2010 годы.
   реализации Программы        На первом этапе (2006 - 2007 годы)
                               предусмотрены работы, связанные
                               с разработкой моделей развития
                               образования по отдельным направлениям,
                               их апробацией, а также с началом
                               масштабных преобразований и
                               экспериментов.
                               На втором этапе (2008 - 2009 годы)
                               приоритет отдается мероприятиям,
                               направленным на закупку оборудования,
                               инвестиции (модернизацию материальной
                               инфраструктуры образования и другие
                               высокозатратные работы), осуществление
                               методического, кадрового и
                               информационного обеспечения Программы.
                               На третьем этапе (2010 год)
                               реализуются мероприятия, направленные
                               в основном на внедрение и
                               распространение результатов,
                               полученных на предыдущих этапах
   
   Объемы и источники        - общий объем финансирования Программы
   финансирования              в ценах соответствующих лет составляет
   Программы                   63277,44 млн. рублей, в том числе:
                               за счет средств федерального
                               бюджета - 49085,32 млн. рублей;
                               за счет средств бюджетов субъектов
                               Российской Федерации - 8475,46
                               млн. рублей;
                               за счет средств внебюджетных
                               источников - 5716,66 млн. рублей
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
   
   Ожидаемые конечные        - по 60 процентам образовательных
   результаты реализации       дисциплин будут разработаны и внедрены
   Программы и                 новые стандарты общего образования
   показатели
   социально-                  количество программ профессионального
   экономической               образования, получивших международное
   эффективности               признание, увеличится в 1,3 раза по
                               сравнению с 2005 годом
   
                               доля учащихся, получающих образование
                               с использованием информационных
                               технологий, увеличится в 1,5 раза по
                               сравнению с 2005 годом
   
                               изменения в системе дополнительного
                               образования взрослых позволят
                               переподготовить в 1,3 раза больше
                               граждан в возрасте 25 - 65 лет по
                               сравнению с 2005 годом
   
                               прогнозируется повышение рейтинга
                               России в международных обследованиях
                               качества образования до уровня,
                               являющегося средним (20-е место) для
                               стран, входящих в Организацию
                               экономического сотрудничества и
                               развития (сейчас Россия занимает 30-е
                               место)
   
                               доля иностранных учащихся в системе
                               среднего и высшего профессионального
                               образования, в том числе обучающихся
                               на коммерческой основе, увеличится
                               с 0,9 до 1,6 процента
   
                               доля учащихся, поступивших в учебные
                               заведения среднего и высшего
                               профессионального образования по
                               результатам единого государственного
                               экзамена, увеличится с 40 до 90
                               процентов
   
                               доля учебных заведений, реализующих
                               программы двухуровневого
                               профессионального образования,
                               увеличится с 15 до 70 процентов
   
                               увеличится доля средств, поступивших
                               от коммерческих и некоммерческих
                               организаций на финансирование
                               образования, в общей сумме расходов
                               на образование по сравнению с 2005
                               годом.
   
                               Будет обеспечено выравнивание доступа
                               к получению качественного образования
                               за счет:
                                 распространения различных моделей
                               образования детей старшего
                               дошкольного возраста с целью
                               обеспечения равных стартовых
                               возможностей для последующего
                               обучения в начальной школе,
                               профильного обучения;
                                 создания общероссийской системы
                               оценки качества образования и
                               системы непрерывного <*>
                               профессионального образования;
                                 опережающего развития
                               общенациональных университетов и
                               системообразующих вузов как центров
                               интеграции науки и образования для
                               подготовки высокопрофессиональных
                               кадров
   
             1. Характеристика проблемы, на решение которой
                          направлена Программа
   
               Обоснование соответствия решаемой проблемы
                 и целей Программы приоритетным задачам
                    социально-экономического развития
                          Российской Федерации
   
       Основным  условием  усиления  политической и экономической роли
   России   и   повышения   благосостояния   ее   населения   является
   обеспечение   роста  конкурентоспособности  страны.  В  современном
   мире,    идущем    по   пути   глобализации,   способность   быстро
   адаптироваться  к  условиям  международной  конкуренции  становится
   важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
       Главное   конкурентное   преимущество   высокоразвитой   страны
   связано   с  возможностью  развития  ее  человеческого  потенциала,
   которая  во  многом  определяется  состоянием  системы образования.
   Именно  в  этой  сфере  находится  источник обеспечения устойчивого
   экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
       Цель   политики   модернизации   образования   в  среднесрочной
   перспективе  состоит  в обеспечении конкурентоспособности России на
   мировом  уровне.  Указанная  цель  достижима, если в ближайшие годы
   обеспечить  оптимальное  соотношение  затрат  и  качества  в сферах
   образования  и  науки.  Для  этого  необходимо  внедрить  в систему
   образования     новые    организационно-экономические    механизмы,
   обеспечивающие   эффективное  использование  имеющихся  ресурсов  и
   способствующие   привлечению   дополнительных   средств,   повысить
   качество   образования   на   основе   обновления   его  структуры,
   содержания  и  технологий  обучения,  привлечь  в сферу образования
   квалифицированных    специалистов,   повысить   его   инновационный
   потенциал и инвестиционную привлекательность.
       Задачи,  направленные  на  обеспечение  качества, доступности и
   эффективности  образования,  определены  в  Концепции  модернизации
   российского   образования   на   период   до  2010  года  (далее  -
   Концепция).   Применительно   к   периоду  действия  Программы  они
   сводятся к следующему:
       развитие современной системы непрерывного образования;
       повышение качества профессионального образования;
       обеспечение доступности качественного общего образования;
       повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
       формирование   эффективного   рынка   образовательных  услуг  и
   переход на принципы подушевого финансирования.
       Решение  этих  задач в 2006 - 2010 годах позволит ликвидировать
   следующие проблемы:
       несоответствие      действующего     законодательства     целям
   интенсивного развития системы образования;
       чрезмерное           государственное          регламентирование
   финансово-хозяйственной  деятельности  и трудовых отношений в сфере
   образования   при  нехватке  средств  и  недостаточной  свободе  их
   использования;
       отсутствие  формируемых  вне  системы  образования требований к
   содержанию и качеству образования;
       несоответствие   ресурсного   обеспечения   сферы   образования
   задачам социально-экономического развития страны.
       Отдельные  мероприятия,  направленные  на решение этих проблем,
   реализовывались в предшествующий период.
       В  ходе выполнения Федеральной программы развития образования в
   2000  -  2005  годах  реализованы  мероприятия  и проекты в области
   модернизации  структуры  и  содержания  общего  и профессионального
   образования,  формирования общенациональной системы оценки качества
   образования,  развития материально-технической базы образовательных
   учреждений  на условиях совершенствования механизмов финансирования
   образования,   расширения   экспорта   образовательных  услуг  <*>,
   совершенствования     институциональных    механизмов    управления
   образованием.
       Федеральная  целевая программа "Развитие единой образовательной
   информационной  среды  (2001  -  2005  годы)"  создала  условия для
   поэтапного   перехода   к   новому  уровню  образования  на  основе
   информационных    технологий    (оснащение    школ    персональными
   компьютерами,  подключение  их  к  сети  Интернет, создание системы
   федеральных   образовательных   порталов,   разработка  электронных
   образовательных  продуктов, переподготовка преподавателей в области
   информационно-коммуникационных    технологий),    а    также    для
   предоставления  образовательных  услуг  русскоязычному населению за
   рубежом.
       Благодаря  мерам,  принятым  в  2001  -  2005  годах  в  рамках
   реализации   Концепции,  федеральных  целевых,  межведомственных  и
   ведомственных  программ  в сфере образования, была создана база для
   решения  новых  задач,  направленных на усиление роли образования в
   социально-экономическом развитии страны:
       приведение   содержания   образования,  технологий  обучения  и
   методов  оценки  качества образования в соответствие с требованиями
   современного общества;
       разработка  механизмов  управления, адекватных задачам развития
   системы образования;
       создание      экономических      механизмов,     обеспечивающих
   инвестиционную привлекательность сферы образования.
       Организационной  основой  реализации  государственной  политики
   Российской  Федерации  в сфере образования должна стать Федеральная
   целевая  программа  развития образования на 2006 - 2010 годы (далее
   -  Программа),  обеспечивающая продолжение модернизации российского
   образования.
       Решение    указанных    задач   достигается   также   благодаря
   использованию  системы мер по совершенствованию нормативно-правовой
   базы,   кадровому,   информационному   и   материально-техническому
   обеспечению сферы образования.
   
         Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
   
       Несмотря   на  ряд  позитивных  сдвигов,  произошедших  в  ходе
   реализации   Концепции  в  системе  образования,  пока  еще  нельзя
   говорить   о   том,   что  процесс  ее  модернизации  удовлетворяет
   общество.
       Реализация  поставленных  в  Программе  стратегических  целей и
   задач   требует   применения   эффективных   механизмов  и  методов
   преодоления  кризисных  явлений  в сфере образования. Использование
   программно-целевого    метода    для   решения   проблем   развития
   образования   направлено   на   создание  условий  для  максимально
   эффективного  управления  государственными финансами в соответствии
   с  приоритетами  государственной  политики  в  сфере  образования в
   условиях бюджетных ограничений.
       Программа  как  организационная основа государственной политики
   в  сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по
   ресурсам  и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре,
   содержании   и   технологиях   образования,   системе   управления,
   организационно-правовых     формах     субъектов    образовательной
   деятельности   и   финансово-экономических  механизмах.  Автономное
   развитие  каждого  из  этих  элементов  не  позволит  поднять сферу
   образования   на   уровень,   соответствующий   современному  этапу
   социально-экономического развития страны.
       Кроме    того,    реализация    мероприятий   Программы   носит
   межотраслевой   характер  и  направлена  на  все  субъекты  системы
   образования,   включая  учреждения  и  организации,  находящиеся  в
   ведении   различных   федеральных  органов  исполнительной  власти,
   органов  управления  субъектов Российской Федерации и муниципальных
   органов  управления  образованием,  что  позволит  проводить единую
   федеральную  образовательную  политику,  обеспечит решение проблемы
   диспропорций   в   развитии   региональных   систем  образования  и
   формирование    единого    образовательного    и    информационного
   пространства.  Решение  задач  Программы  невозможно  осуществить в
   рамках  текущего  финансирования,  направленного  исключительно  на
   содержание  подведомственных  учреждений  высшего профессионального
   образования  и  частично  среднего  и  начального профессионального
   образования.
       Реализация   с  помощью  программно-целевого  метода  комплекса
   мероприятий    федерального    масштаба,    затрагивающих   систему
   образования  в  целом,  предусматривает  создание  централизованных
   механизмов  их  координации  и  распространения  на  региональном и
   муниципальном  уровнях,  а также формирование системы индикаторов и
   показателей изменений в образовании.
       Применение  программно-целевого  метода позволит избежать таких
   негативных последствий и рисков, как:
       неполное  введение  к  2011  году  профильного  обучения  из-за
   недостаточного    материального,    кадрового    и    методического
   обеспечения;
       перенос  срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся
   по  новым  образовательным  стандартам, на 2015 и последующие годы,
   что  негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов
   страны   и   уменьшит  ее  конкурентоспособность  и  инвестиционную
   привлекательность;
       замедление  роста  доли детей дошкольного возраста, обучающихся
   по программам предшкольного образования;
       сохранение  перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных
   учреждениях,  что  крайне  отрицательно  повлияет  на  физическое и
   психологическое здоровье нации;
       перенос  срока  создания системы непрерывного профессионального
   образования  в  стране  и неполная реализация к 2010 году положений
   Болонской  и  Копенгагенской  деклараций, что негативно скажется на
   положении   России   в   рейтинге   стран,  конкурентоспособных  на
   международном рынке образовательных услуг;
       рост   социальной   напряженности,   обусловленной  сохранением
   неравной   доступности   образования   и  дифференциацией  качества
   образования для различных регионов и групп населения;
       усиление  деградации  материальной  инфраструктуры образования,
   что  к  2020  году  может потребовать принятия экстренных мер по ее
   воссозданию.
       Вместе  с  тем  при  использовании  программно-целевого  метода
   могут возникнуть риски, связанные:
       с недостатками в управлении Программой;
       с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.
       Риски,  связанные с недостатками в управлении Программой, могут
   быть  вызваны  слабой  координацией  действий  различных  субъектов
   образовательной   политики   (федеральные   органы   исполнительной
   власти,   органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской
   Федерации,    муниципальные    органы    власти,    образовательные
   организации   и   учреждения),   что   приведет   к   возникновению
   диспропорций    в   ресурсной   поддержке   реализации   намеченных
   мероприятий,    их    неоправданному    дублированию   и   снижению
   эффективности использования бюджетных средств.
       Недостаточный   учет  результатов  мониторинговых  исследований
   хода   реализации   Программы   может   существенно   повлиять   на
   объективность   принятия   решений   при  планировании  программных
   мероприятий,  что  приведет  к  отсутствию  их  привязки к реальной
   ситуации.
       Ошибки   при   выборе   механизмов   управленческой   коррекции
   программных  мероприятий могут привести к недостаточной координации
   деятельности  заказчиков  и  исполнителей, нецелевому использованию
   бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
       Риски,  связанные  с  неверно  выбранными приоритетами развития
   отрасли,  могут быть вызваны изменениями государственной политики в
   сфере  образования  и  последующей  внеплановой коррекцией частично
   реализованных  мероприятий,  что снизит эффективность использования
   бюджетных средств.
   
              Характеристика и прогноз развития сложившейся
                           проблемной ситуации
   
       Сравнительные   преимущества   России  в  сфере  образования  и
   фундаментальной  науки определяются сегодня в основном потенциалом,
   накопленным  в  предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось
   добиться    опережающего    по   сравнению   с   общеэкономическими
   показателями  увеличения затрат на образование и науку. Это создало
   предпосылки  для институциональной перестройки в сфере образования,
   в  первую  очередь  касающейся  модернизации структуры и содержания
   общего   и  профессионального  образования,  совершенствования  его
   качества,   эффективности   управления   образовательной  системой,
   вхождения    Российской   Федерации   в   мировое   образовательное
   пространство.
       Вместе  с  тем  в  системе  образования  продолжают развиваться
   негативные тенденции:
       серьезное  отставание  российских  школьников от сверстников из
   индустриально   развитых  стран  в  освоении  практически  значимых
   научных   представлений   и   навыков.   Социальная  дифференциация
   приводит  к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых
   относятся   к   различным   социальным   группам,  что  закладывает
   предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем;
       система     профессионального    образования    не    полностью
   соответствует структуре потребностей рынка труда;
       не    получила    должного    развития   система   непрерывного
   профессионального         образования,        что        сдерживает
   технико-технологическое    обновление   экономики,   не   позволяет
   эффективно модернизировать социальную сферу;
       высшее    образование    слабо    интегрировано    с    научной
   деятельностью,  что  негативно  сказывается  на качестве подготовки
   специалистов  и  одновременно  снижает  потенциал  развития научных
   исследований в России;
       сложившаяся  система образования обладает низкой инвестиционной
   привлекательностью,   что   ведет   к  ее  ресурсному  "истощению",
   снижению  конкурентоспособности  российского образования на мировом
   рынке образовательных услуг;
       образование   перестало   играть   роль   "социального  лифта",
   снизилась   образовательная   и  социальная  мобильность  молодежи,
   ограничен  доступ  детей  из  низкодоходных  семей  к качественному
   образованию;
       поступающие   в   систему   образования   ресурсы  используются
   неэффективно.   Существующая  система  образования  характеризуется
   нерациональной   организацией  сети  образовательных  учреждений  с
   устаревшей    материально-технической   и   информационной   базой.
   Кадровый   состав   системы  образования  не  отвечает  современным
   требованиям.
       Для   обеспечения   качественного   образования,   его   равной
   доступности   для   всех   граждан   необходима   институциональная
   перестройка    системы    образования    на   основе   эффективного
   взаимодействия  образования  с  рынком труда. Экономика завтрашнего
   дня  -  это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий.
   Для    преодоления   усиливающегося   разрыва   между   содержанием
   образования,      образовательными     технологиями,     структурой
   образовательной  сферы,  уровнем ее кадрового потенциала и задачами
   новой  экономики  необходимо  создать механизмы, ориентированные не
   только  на  внутренние  социально-экономические потребности страны,
   но  и  на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке
   труда.
       Ускорение    темпов    обновления    технологий    приводит   к
   необходимости   разработки  адекватного  содержания  образования  и
   соответствующих   методов   обучения.   В  условиях  стремительного
   развития  и  расширения  доступности  открытых информационных сетей
   трансляция   "готовых"   знаний   перестает  быть  главной  задачей
   учебного    процесса,   снижается   функциональная   значимость   и
   привлекательность традиционных методов обучения.
       Это   отставание  в  первую  очередь  выражается  в  отсутствии
   адекватной   реакции   системы   профессионального  образования  на
   потребности   рынка   труда.  Более  четверти  выпускников  высшего
   профессионального  образования  и  около трети выпускников среднего
   профессионального  образования не трудоустраиваются по полученной в
   учебном  заведении  специальности.  Сегодняшняя  российская система
   образования       характеризуется      фактическим      отсутствием
   ответственности    учебных   заведений   за   конечные   результаты
   образовательной  деятельности.  Не  развиты  в  достаточной степени
   независимые  формы  и  механизмы  участия  граждан,  работодателей,
   профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики.
       Слабая  интеграция  образовательной  и  научной  деятельности в
   перспективе  может  привести  к  значительному сокращению кадрового
   потенциала научной сферы.
       Отсутствие   полноценной   взаимосвязи  между  профессиональным
   образованием,      научно-исследовательской      и     практической
   деятельностью  усиливает  несоответствие  содержания  образования и
   образовательных   технологий   современным  требованиям  и  задачам
   обеспечения   конкурентоспособности   российского   образования  на
   мировом  рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет
   на   готовность  российской  системы  образования  к  интеграции  в
   мировое образовательное пространство.
       Проблема  негибкости,  инерционности,  слабой  реакции  системы
   образования  на  внешние  факторы  во  многом  связана  с проблемой
   дефицита  преподавательских  и  управленческих  кадров  необходимой
   квалификации.    В    силу    низкого   уровня   заработной   платы
   государственная    система   образования   становится   все   менее
   привлекательной сферой профессиональной деятельности.
       Отстающая    от    реальных    потребностей   отрасли   система
   переподготовки   и   повышения   квалификации   тормозит   развитие
   кадрового  потенциала, способного обеспечить современное содержание
   образовательного    процесса    и   использование   соответствующих
   образовательных технологий.
       Низкая          квалификация         значительной         части
   административно-управленческого      персонала     не     позволяет
   осуществлять  развитие  системы  образования на основании внедрения
   эффективных форм и технологий организации и управления.
       Слабая   восприимчивость  традиционной  системы  образования  к
   внешним   запросам  и  дефицит  квалифицированных  кадров  являются
   следствием  несоответствия  действующих  в  этой  сфере  механизмов
   государственного  управления  задаче создания благоприятных условий
   для  развития  системы  образования.  В  то  же  время недостаточно
   развиты   механизмы  привлечения  общественных  и  профессиональных
   организаций   к   решению   вопросов   формирования   и  реализации
   образовательной   политики.   Отсутствуют   условия   для  развития
   независимых  форм  оценки  качества  образования, а также механизмы
   определения,    поддержки   и   распространения   лучших   образцов
   инновационной образовательной деятельности.
       Несоответствие  заявляемых  целей  и  задач  преобразований тем
   результатам,  которые  достигаются  в  процессе  их  реализации,  в
   значительной  степени  является  следствием  того,  что  каждый  из
   активно   действующих   на  открытом  образовательном  пространстве
   субъектов   интерпретирует   эти   цели  и  задачи  по-своему.  При
   отсутствии  Программы,  являющейся  одним  из основных инструментов
   единой  государственной политики в сфере образования, все указанные
   противоречия  не  будут  устранены,  а  стоящие  перед образованием
   задачи не найдут своего решения.
       Без  Программы  не  будут  созданы  единые условия для развития
   рыночных  механизмов  в  сфере образования, увеличится разрыв между
   требованиями  рынка  труда  и  качеством  образовательных услуг, не
   будет  реализован  принцип  равных  возможностей  и доступа граждан
   Российской   Федерации  к  качественному  образованию,  существенно
   затруднится  вхождение  России  в  Болонский процесс и во Всемирную
   торговую организацию.
   
                   2. Основные цели и задачи Программы
               с указанием сроков и этапов ее реализации,
                а также целевых индикаторов и показателей
   
                         Цели и задачи Программы
   
       Основной  стратегической  целью  Программы является обеспечение
   условий  для  удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка
   труда    в    качественном   образовании   путем   создания   новых
   институциональных  механизмов  регулирования  в  сфере образования,
   обновления    структуры    и   содержания   образования,   развития
   фундаментальности  и  практической  направленности  образовательных
   программ, формирования системы непрерывного образования.
       Для   достижения   стратегической   цели   должны  быть  решены
   следующие стратегические задачи:
       совершенствование содержания и технологий образования;
       развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
       повышение эффективности управления в системе образования;
       совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
       Каждая   из   задач  Программы  носит  комплексный  характер  и
   направлена   на   реализацию  нескольких  приоритетных  направлений
   развития   образовательной  системы  Российской  Федерации,  в  том
   числе:
       развитие  современной  системы  непрерывного  профессионального
   образования  (обеспечивается  главным  образом  в  рамках  задач по
   совершенствованию  содержания  и  технологий образования и развитию
   системы     обеспечения     качества     образовательных     услуг,
   совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);
       повышение  качества  профессионального образования (реализуется
   в   рамках  задач  по  совершенствованию  содержания  и  технологий
   образования,  развитию системы обеспечения качества образовательных
   услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);
       обеспечение   доступности   качественного   общего  образования
   (решается   в   рамках  задач  по  совершенствованию  содержания  и
   технологий   образования,  развитию  системы  обеспечения  качества
   образовательных   услуг,   повышению   эффективности  управления  в
   системе образования);
       повышение  инвестиционной  привлекательности сферы образования,
   формирование  эффективного рынка образовательных услуг и переход на
   принципы  подушевого  финансирования (обеспечиваются в рамках задач
   по   повышению   эффективности   управления   и   совершенствованию
   экономических механизмов в сфере образования).
       Достижение  стратегической  цели и решение стратегических задач
   Программы    обеспечиваются    за   счет   реализации   программных
   мероприятий.
       Ожидаемые   результаты   реализации   Программы   и  показатели
   социально-экономической эффективности приведены в Приложении N 1.
   (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
   
          Совершенствование содержания и технологий образования
   
       Решение  стратегической  задачи  совершенствования содержания и
   технологий    образования   обеспечивается   за   счет   реализации
   программных мероприятий по следующим основным направлениям:
       создание   системы   образования   детей  старшего  дошкольного
   возраста  с  целью  обеспечения  равных  стартовых возможностей для
   последующего обучения в начальной школе;
       абзац  исключен. - Постановление Правительства РФ от 05.05.2007
   N 270;
       введение  профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего
   возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
       внедрение   новых  государственных  образовательных  стандартов
   общего образования;
       внедрение  моделей  непрерывного профессионального образования,
   обеспечивающего    каждому    человеку   возможность   формирования
   индивидуальной    образовательной    траектории   для   дальнейшего
   профессионального, карьерного и личностного роста;
       введение   нового  перечня  профессий,  направлений  подготовки
   (специальностей)    в   сфере   профессионального   образования   и
   соответствующих    государственных    образовательных   стандартов,
   разработанных   в   целях  формирования  образовательных  программ,
   адекватных   мировым   тенденциям,   потребностям   рынка  труда  и
   личности;
       внедрение   новых   образовательных   технологий   и  принципов
   организации    учебного    процесса,   обеспечивающих   эффективную
   реализацию  новых  моделей  непрерывного образования, в том числе с
   использованием   современных   информационных   и  коммуникационных
   технологий;
       реализация   системы   мер  по  обеспечению  участия  России  в
   Болонском    и   Копенгагенском   процессах   с   целью   повышения
   конкурентоспособности  российского профессионального образования на
   международном  рынке  образовательных услуг и получения возможности
   участия   российских   студентов   и   выпускников  образовательных
   учреждений в системе международного непрерывного образования.
   
                  Развитие системы обеспечения качества
                          образовательных услуг
   
       Решение  стратегической  задачи  развития  системы  обеспечения
   качества  образования  достигается  за  счет реализации программных
   мероприятий по следующим основным направлениям:
       совершенствование  государственной  системы оценки деятельности
   образовательных  учреждений  и  организаций  с целью обеспечения ее
   соответствия развивающейся системе образования;
       развитие  новых  форм  и  механизмов оценки и контроля качества
   деятельности    образовательных   учреждений,   в   том   числе   с
   привлечением общественности и профессиональных объединений;
       совершенствование    механизмов    признания    эквивалентности
   документов   об   образовании   с   целью  повышения  академической
   мобильности  и  увеличения  экспорта образовательных услуг, а также
   интеграции России в мировое образовательное пространство;
       завершение  эксперимента  по  введению единого государственного
   экзамена,    итоги   которого   позволят   обеспечить   доступность
   профессионального    образования,    объективность    вступительных
   испытаний,  преемственность общего и профессионального образования,
   а   также  осуществление  государственного  контроля  и  управления
   качеством   образования   на   основе   независимой  оценки  уровня
   подготовки выпускников;
       создание  общероссийской  системы  оценки качества образования,
   согласованной  по  всем уровням и ступеням образования, что в итоге
   позволит обеспечить его качество и доступность;
       совершенствование    государственной   аттестации   научных   и
   научно-педагогических   кадров   с   целью   повышения  качества  и
   результативности  системы  подготовки  кадров высшей квалификации и
   обеспечения   воспроизводства   и   развития  кадрового  потенциала
   образования  и  науки,  а  также  приведения отечественных процедур
   аттестации  научных и научно-педагогических кадров в соответствие с
   международной практикой.
   
                   Повышение эффективности управления
                          в системе образования
   
       Решение    стратегической    задачи   повышения   эффективности
   управления  в  сфере  образования обеспечивается за счет реализации
   программных мероприятий по следующим основным направлениям:
       внедрение  моделей  интегрированных образовательных учреждений,
   реализующих    образовательные    программы    различных    уровней
   образования,    для    обеспечения   адекватной   реакции   системы
   образования   на   динамично   изменяющиеся  потребности  личности,
   общества и государства;
       внедрение       механизмов       взаимодействия      учреждений
   профессионального   образования   и  работодателей,  обеспечивающих
   привлечение   в   сферу  образования  дополнительных  материальных,
   интеллектуальных и иных ресурсов;
       выделение   в  системе  высшего  профессионального  образования
   общенациональных   университетов   и  системообразующих  вузов  для
   повышения  эффективности использования интеллектуального потенциала
   высшей  школы  и  концентрации материально-технических и финансовых
   ресурсов  на ключевых направлениях развития российского образования
   в интересах государства, общества и личности;
       внедрение   моделей   государственно-общественного   управления
   образовательными   учреждениями   в   целях   развития   институтов
   общественного  участия  в  образовательной деятельности и повышения
   открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
       повышение   эффективности   институционального  управления  при
   изменении   организационно-правовых   форм   деятельности   учебных
   заведений    в    целях    обеспечения    развития    экономической
   самостоятельности    образовательных    учреждений,   усиления   их
   ответственности  за  конечные  результаты  деятельности,  повышения
   результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
       организация  сетевого взаимодействия образовательных учреждений
   для  развития  мобильности  в  сфере образования, совершенствования
   информационного обмена и распространения эффективных решений;
       совершенствование  системы  управления  образованием  на основе
   эффективного      использования      информационно-коммуникационных
   технологий в рамках единого образовательного пространства.
   
               Совершенствование экономических механизмов
                           в сфере образования
   
       Решение  стратегической  задачи совершенствования экономических
   механизмов  в  сфере  образования обеспечивается за счет реализации
   программных мероприятий по следующим основным направлениям:
       внедрение    новых   моделей   финансирования   образовательных
   организаций всех уровней образования;
       внедрение  механизмов,  способствующих  развитию  экономической
   самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
       реализация  комплекса  мероприятий  по повышению инвестиционной
   привлекательности   сферы   образования,   способствующих   притоку
   инвестиций,  а  также  финансовых, материальных, интеллектуальных и
   иных ресурсов в систему образования.
   
                   Сроки и этапы реализации Программы
   
       Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
       На  первом  этапе  реализации  Программы  (2006  -  2007  годы)
   предусмотрено  проведение  работ,  связанных  с разработкой моделей
   развития  образования  по  отдельным направлениям, их апробацией, а
   также с началом масштабных преобразований и экспериментов.
       На   втором   этапе  (2008  -  2009  годы)  приоритет  отдается
   осуществлению    мероприятий,    которые    предполагают    закупку
   оборудования,  инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры
   образования    и    другие   высокозатратные   работы),   а   также
   методическое,   кадровое,  информационное  обеспечение  мероприятий
   Программы,   направленных   на   решение   задач  развития  системы
   образования.
       На   третьем   этапе   (2010   год)   предусмотрена  реализация
   мероприятий,    направленных    в    основном    на   внедрение   и
   распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
       На   каждом   из   этапов  планируется  изменение  показателей,
   характеризующих   ход  реализации  Программы  по  годам  и  влияние
   программных мероприятий на состояние системы образования.
       За  счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию
   Программы,    не   планируется   создание   новых   образовательных
   учреждений   и   организаций.   Поставка   товаров  (работ,  услуг)

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное