Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2005 г. N 803
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
В целях реализации приоритетных направлений развития
образовательной системы Российской Федерации, совершенствования
содержания и технологий образования, развития системы обеспечения
качества образовательных услуг, повышения эффективности управления
и совершенствования экономических механизмов в сфере образования
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу
развития образования на 2006 - 2010 годы.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при
формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год
включать указанную в пункте 1 настоящего Постановления Программу в
перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию
за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при принятии в 2006 - 2010 годах региональных
целевых программ развития образования учитывать положения
Программы, утвержденной настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2005 г. N 803
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития
образования на 2006 - 2010 годы
Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Российской
разработке Программы Федерации от 3 сентября 2005 г.
N 1340-р
Государственные - Федеральное агентство по образованию,
заказчики Программы Федеральное агентство по науке
и инновациям
Государственный - Министерство образования и науки
заказчик-координатор Российской Федерации
Программы
Основной разработчик - Федеральное агентство по образованию
Программы
Цели и задачи - основная стратегическая цель
Программы Программы - обеспечение условий для
удовлетворения потребностей граждан,
общества и рынка труда в качественном
образовании путем создания новых
институциональных механизмов
регулирования в сфере образования,
обновления структуры и содержания
образования, развития
фундаментальности и практической
направленности образовательных
программ, формирования системы
непрерывного образования.
Стратегическими задачами Программы
являются:
совершенствование содержания
и технологий образования;
развитие системы обеспечения
качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления
в системе образования;
совершенствование экономических
механизмов в сфере образования
Важнейшие целевые - удельный вес численности
индикаторы и региональных систем образования,
показатели Программы вовлеченных в апробацию и внедрение
моделей предшкольного образования
детей старшего дошкольного возраста
удельный вес численности учащихся
10 - 11 (12) классов, обучающихся
по программам профильного обучения
удельный вес численности
образовательных учреждений,
реализующих новые государственные
образовательные стандарты общего
образования, включающие в себя
требования к уровню подготовки
выпускников различных ступеней общего
образования и условия осуществления
образовательной деятельности
удельный вес численности
образовательных учреждений начального
профессионального, среднего
профессионального и высшего
профессионального образования,
использующих методы дистанционного
обучения
удельный вес численности иностранных
студентов, обучающихся в российских
образовательных учреждениях высшего
профессионального образования на
коммерческой основе
удельный вес численности российских
высших учебных заведений,
аккредитованных зарубежными
аккредитационными агентствами
удельный вес численности высших
учебных заведений и филиалов,
осуществляющих прием по результатам
единого государственного экзамена
удельный вес численности
образовательных учреждений,
реализующих интегрированные
образовательные программы
профессионального образования
увеличение объема инвестиций в
сферу образования из различных
источников (без учета средств
федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации) по
отношению к 2005 году
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
Сроки и этапы - 2006 - 2010 годы.
реализации Программы На первом этапе (2006 - 2007 годы)
предусмотрены работы, связанные
с разработкой моделей развития
образования по отдельным направлениям,
их апробацией, а также с началом
масштабных преобразований и
экспериментов.
На втором этапе (2008 - 2009 годы)
приоритет отдается мероприятиям,
направленным на закупку оборудования,
инвестиции (модернизацию материальной
инфраструктуры образования и другие
высокозатратные работы), осуществление
методического, кадрового и
информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2010 год)
реализуются мероприятия, направленные
в основном на внедрение и
распространение результатов,
полученных на предыдущих этапах
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования в ценах соответствующих лет составляет
Программы 63277,44 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального
бюджета - 49085,32 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 8475,46
млн. рублей;
за счет средств внебюджетных
источников - 5716,66 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
Ожидаемые конечные - по 60 процентам образовательных
результаты реализации дисциплин будут разработаны и внедрены
Программы и новые стандарты общего образования
показатели
социально- количество программ профессионального
экономической образования, получивших международное
эффективности признание, увеличится в 1,3 раза по
сравнению с 2005 годом
доля учащихся, получающих образование
с использованием информационных
технологий, увеличится в 1,5 раза по
сравнению с 2005 годом
изменения в системе дополнительного
образования взрослых позволят
переподготовить в 1,3 раза больше
граждан в возрасте 25 - 65 лет по
сравнению с 2005 годом
прогнозируется повышение рейтинга
России в международных обследованиях
качества образования до уровня,
являющегося средним (20-е место) для
стран, входящих в Организацию
экономического сотрудничества и
развития (сейчас Россия занимает 30-е
место)
доля иностранных учащихся в системе
среднего и высшего профессионального
образования, в том числе обучающихся
на коммерческой основе, увеличится
с 0,9 до 1,6 процента
доля учащихся, поступивших в учебные
заведения среднего и высшего
профессионального образования по
результатам единого государственного
экзамена, увеличится с 40 до 90
процентов
доля учебных заведений, реализующих
программы двухуровневого
профессионального образования,
увеличится с 15 до 70 процентов
увеличится доля средств, поступивших
от коммерческих и некоммерческих
организаций на финансирование
образования, в общей сумме расходов
на образование по сравнению с 2005
годом.
Будет обеспечено выравнивание доступа
к получению качественного образования
за счет:
распространения различных моделей
образования детей старшего
дошкольного возраста с целью
обеспечения равных стартовых
возможностей для последующего
обучения в начальной школе,
профильного обучения;
создания общероссийской системы
оценки качества образования и
системы непрерывного <*>
профессионального образования;
опережающего развития
общенациональных университетов и
системообразующих вузов как центров
интеграции науки и образования для
подготовки высокопрофессиональных
кадров
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей Программы приоритетным задачам
социально-экономического развития
Российской Федерации
Основным условием усиления политической и экономической роли
России и повышения благосостояния ее населения является
обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном
мире, идущем по пути глобализации, способность быстро
адаптироваться к условиям международной конкуренции становится
важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны
связано с возможностью развития ее человеческого потенциала,
которая во многом определяется состоянием системы образования.
Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого
экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации образования в среднесрочной
перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на
мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы
обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах
образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему
образования новые организационно-экономические механизмы,
обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и
способствующие привлечению дополнительных средств, повысить
качество образования на основе обновления его структуры,
содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования
квалифицированных специалистов, повысить его инновационный
потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и
эффективности образования, определены в Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года (далее -
Концепция). Применительно к периоду действия Программы они
сводятся к следующему:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг и
переход на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2006 - 2010 годах позволит ликвидировать
следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям
интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование
финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере
образования при нехватке средств и недостаточной свободе их
использования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к
содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования
задачам социально-экономического развития страны.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем,
реализовывались в предшествующий период.
В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в
2000 - 2005 годах реализованы мероприятия и проекты в области
модернизации структуры и содержания общего и профессионального
образования, формирования общенациональной системы оценки качества
образования, развития материально-технической базы образовательных
учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования
образования, расширения экспорта образовательных услуг <*>,
совершенствования институциональных механизмов управления
образованием.
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001 - 2005 годы)" создала условия для
поэтапного перехода к новому уровню образования на основе
информационных технологий (оснащение школ персональными
компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы
федеральных образовательных порталов, разработка электронных
образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области
информационно-коммуникационных технологий), а также для
предоставления образовательных услуг русскоязычному населению за
рубежом.
Благодаря мерам, принятым в 2001 - 2005 годах в рамках
реализации Концепции, федеральных целевых, межведомственных и
ведомственных программ в сфере образования, была создана база для
решения новых задач, направленных на усиление роли образования в
социально-экономическом развитии страны:
приведение содержания образования, технологий обучения и
методов оценки качества образования в соответствие с требованиями
современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития
системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих
инвестиционную привлекательность сферы образования.
Организационной основой реализации государственной политики
Российской Федерации в сфере образования должна стать Федеральная
целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее
- Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского
образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря
использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой
базы, кадровому, информационному и материально-техническому
обеспечению сферы образования.
Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе
реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя
говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет
общество.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и
задач требует применения эффективных механизмов и методов
преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование
программно-целевого метода для решения проблем развития
образования направлено на создание условий для максимально
эффективного управления государственными финансами в соответствии
с приоритетами государственной политики в сфере образования в
условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики
в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по
ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре,
содержании и технологиях образования, системе управления,
организационно-правовых формах субъектов образовательной
деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное
развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу
образования на уровень, соответствующий современному этапу
социально-экономического развития страны.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит
межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы
образования, включая учреждения и организации, находящиеся в
ведении различных федеральных органов исполнительной власти,
органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных
органов управления образованием, что позволит проводить единую
федеральную образовательную политику, обеспечит решение проблемы
диспропорций в развитии региональных систем образования и
формирование единого образовательного и информационного
пространства. Решение задач Программы невозможно осуществить в
рамках текущего финансирования, направленного исключительно на
содержание подведомственных учреждений высшего профессионального
образования и частично среднего и начального профессионального
образования.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса
мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему
образования в целом, предусматривает создание централизованных
механизмов их координации и распространения на региональном и
муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и
показателей изменений в образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких
негативных последствий и рисков, как:
неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за
недостаточного материального, кадрового и методического
обеспечения;
перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся
по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы,
что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов
страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную
привлекательность;
замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся
по программам предшкольного образования;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных
учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и
психологическое здоровье нации;
перенос срока создания системы непрерывного профессионального
образования в стране и неполная реализация к 2010 году положений
Болонской и Копенгагенской деклараций, что негативно скажется на
положении России в рейтинге стран, конкурентоспособных на
международном рынке образовательных услуг;
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением
неравной доступности образования и дифференциацией качества
образования для различных регионов и групп населения;
усиление деградации материальной инфраструктуры образования,
что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее
воссозданию.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода
могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут
быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов
образовательной политики (федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, муниципальные органы власти, образовательные
организации и учреждения), что приведет к возникновению
диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных
мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению
эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований
хода реализации Программы может существенно повлиять на
объективность принятия решений при планировании программных
мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной
ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции
программных мероприятий могут привести к недостаточной координации
деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию
бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития
отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в
сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично
реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования
бюджетных средств.
Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации
Сравнительные преимущества России в сфере образования и
фундаментальной науки определяются сегодня в основном потенциалом,
накопленным в предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось
добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими
показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало
предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования,
в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания
общего и профессионального образования, совершенствования его
качества, эффективности управления образовательной системой,
вхождения Российской Федерации в мировое образовательное
пространство.
Вместе с тем в системе образования продолжают развиваться
негативные тенденции:
серьезное отставание российских школьников от сверстников из
индустриально развитых стран в освоении практически значимых
научных представлений и навыков. Социальная дифференциация
приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых
относятся к различным социальным группам, что закладывает
предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем;
система профессионального образования не полностью
соответствует структуре потребностей рынка труда;
не получила должного развития система непрерывного
профессионального образования, что сдерживает
технико-технологическое обновление экономики, не позволяет
эффективно модернизировать социальную сферу;
высшее образование слабо интегрировано с научной
деятельностью, что негативно сказывается на качестве подготовки
специалистов и одновременно снижает потенциал развития научных
исследований в России;
сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной
привлекательностью, что ведет к ее ресурсному "истощению",
снижению конкурентоспособности российского образования на мировом
рынке образовательных услуг;
образование перестало играть роль "социального лифта",
снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи,
ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному
образованию;
поступающие в систему образования ресурсы используются
неэффективно. Существующая система образования характеризуется
нерациональной организацией сети образовательных учреждений с
устаревшей материально-технической и информационной базой.
Кадровый состав системы образования не отвечает современным
требованиям.
Для обеспечения качественного образования, его равной
доступности для всех граждан необходима институциональная
перестройка системы образования на основе эффективного
взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего
дня - это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий.
Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием
образования, образовательными технологиями, структурой
образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами
новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не
только на внутренние социально-экономические потребности страны,
но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке
труда.
Ускорение темпов обновления технологий приводит к
необходимости разработки адекватного содержания образования и
соответствующих методов обучения. В условиях стремительного
развития и расширения доступности открытых информационных сетей
трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей
учебного процесса, снижается функциональная значимость и
привлекательность традиционных методов обучения.
Это отставание в первую очередь выражается в отсутствии
адекватной реакции системы профессионального образования на
потребности рынка труда. Более четверти выпускников высшего
профессионального образования и около трети выпускников среднего
профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в
учебном заведении специальности. Сегодняшняя российская система
образования характеризуется фактическим отсутствием
ответственности учебных заведений за конечные результаты
образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени
независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей,
профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в
перспективе может привести к значительному сокращению кадрового
потенциала научной сферы.
Отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным
образованием, научно-исследовательской и практической
деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и
образовательных технологий современным требованиям и задачам
обеспечения конкурентоспособности российского образования на
мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет
на готовность российской системы образования к интеграции в
мировое образовательное пространство.
Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы
образования на внешние факторы во многом связана с проблемой
дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой
квалификации. В силу низкого уровня заработной платы
государственная система образования становится все менее
привлекательной сферой профессиональной деятельности.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система
переподготовки и повышения квалификации тормозит развитие
кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание
образовательного процесса и использование соответствующих
образовательных технологий.
Низкая квалификация значительной части
административно-управленческого персонала не позволяет
осуществлять развитие системы образования на основании внедрения
эффективных форм и технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к
внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются
следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов
государственного управления задаче создания благоприятных условий
для развития системы образования. В то же время недостаточно
развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных
организаций к решению вопросов формирования и реализации
образовательной политики. Отсутствуют условия для развития
независимых форм оценки качества образования, а также механизмы
определения, поддержки и распространения лучших образцов
инновационной образовательной деятельности.
Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем
результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в
значительной степени является следствием того, что каждый из
активно действующих на открытом образовательном пространстве
субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При
отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов
единой государственной политики в сфере образования, все указанные
противоречия не будут устранены, а стоящие перед образованием
задачи не найдут своего решения.
Без Программы не будут созданы единые условия для развития
рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между
требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не
будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан
Российской Федерации к качественному образованию, существенно
затруднится вхождение России в Болонский процесс и во Всемирную
торговую организацию.
2. Основные цели и задачи Программы
с указанием сроков и этапов ее реализации,
а также целевых индикаторов и показателей
Цели и задачи Программы
Основной стратегической целью Программы является обеспечение
условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка
труда в качественном образовании путем создания новых
институциональных механизмов регулирования в сфере образования,
обновления структуры и содержания образования, развития
фундаментальности и практической направленности образовательных
программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения стратегической цели должны быть решены
следующие стратегические задачи:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и
направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений
развития образовательной системы Российской Федерации, в том
числе:
развитие современной системы непрерывного профессионального
образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по
совершенствованию содержания и технологий образования и развитию
системы обеспечения качества образовательных услуг,
совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);
повышение качества профессионального образования (реализуется
в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий
образования, развитию системы обеспечения качества образовательных
услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);
обеспечение доступности качественного общего образования
(решается в рамках задач по совершенствованию содержания и
технологий образования, развитию системы обеспечения качества
образовательных услуг, повышению эффективности управления в
системе образования);
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования,
формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на
принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач
по повышению эффективности управления и совершенствованию
экономических механизмов в сфере образования).
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач
Программы обеспечиваются за счет реализации программных
мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели
социально-экономической эффективности приведены в Приложении N 1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2007 N 270)
Совершенствование содержания и технологий образования
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и
технологий образования обеспечивается за счет реализации
программных мероприятий по следующим основным направлениям:
создание системы образования детей старшего дошкольного
возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для
последующего обучения в начальной школе;
абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 05.05.2007
N 270;
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего
возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
внедрение новых государственных образовательных стандартов
общего образования;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования,
обеспечивающего каждому человеку возможность формирования
индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего
профессионального, карьерного и личностного роста;
введение нового перечня профессий, направлений подготовки
(специальностей) в сфере профессионального образования и
соответствующих государственных образовательных стандартов,
разработанных в целях формирования образовательных программ,
адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и
личности;
внедрение новых образовательных технологий и принципов
организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную
реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с
использованием современных информационных и коммуникационных
технологий;
реализация системы мер по обеспечению участия России в
Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения
конкурентоспособности российского профессионального образования на
международном рынке образовательных услуг и получения возможности
участия российских студентов и выпускников образовательных
учреждений в системе международного непрерывного образования.
Развитие системы обеспечения качества
образовательных услуг
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения
качества образования достигается за счет реализации программных
мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование государственной системы оценки деятельности
образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее
соответствия развивающейся системе образования;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества
деятельности образовательных учреждений, в том числе с
привлечением общественности и профессиональных объединений;
совершенствование механизмов признания эквивалентности
документов об образовании с целью повышения академической
мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также
интеграции России в мировое образовательное пространство;
завершение эксперимента по введению единого государственного
экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность
профессионального образования, объективность вступительных
испытаний, преемственность общего и профессионального образования,
а также осуществление государственного контроля и управления
качеством образования на основе независимой оценки уровня
подготовки выпускников;
создание общероссийской системы оценки качества образования,
согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге
позволит обеспечить его качество и доступность;
совершенствование государственной аттестации научных и
научно-педагогических кадров с целью повышения качества и
результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и
обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала
образования и науки, а также приведения отечественных процедур
аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с
международной практикой.
Повышение эффективности управления
в системе образования
Решение стратегической задачи повышения эффективности
управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации
программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы различных уровней
образования, для обеспечения адекватной реакции системы
образования на динамично изменяющиеся потребности личности,
общества и государства;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений
профессионального образования и работодателей, обеспечивающих
привлечение в сферу образования дополнительных материальных,
интеллектуальных и иных ресурсов;
выделение в системе высшего профессионального образования
общенациональных университетов и системообразующих вузов для
повышения эффективности использования интеллектуального потенциала
высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых
ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования
в интересах государства, общества и личности;
внедрение моделей государственно-общественного управления
образовательными учреждениями в целях развития институтов
общественного участия в образовательной деятельности и повышения
открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления при
изменении организационно-правовых форм деятельности учебных
заведений в целях обеспечения развития экономической
самостоятельности образовательных учреждений, усиления их
ответственности за конечные результаты деятельности, повышения
результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений
для развития мобильности в сфере образования, совершенствования
информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием на основе
эффективного использования информационно-коммуникационных
технологий в рамках единого образовательного пространства.
Совершенствование экономических механизмов
в сфере образования
Решение стратегической задачи совершенствования экономических
механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации
программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение новых моделей финансирования образовательных
организаций всех уровней образования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической
самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной
привлекательности сферы образования, способствующих притоку
инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и
иных ресурсов в систему образования.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
На первом этапе реализации Программы (2006 - 2007 годы)
предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей
развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а
также с началом масштабных преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается
осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку
оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры
образования и другие высокозатратные работы), а также
методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий
Программы, направленных на решение задач развития системы
образования.
На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация
мероприятий, направленных в основном на внедрение и
распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
На каждом из этапов планируется изменение показателей,
характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние
программных мероприятий на состояние системы образования.
За счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию
Программы, не планируется создание новых образовательных
учреждений и организаций. Поставка товаров (работ, услуг)
|