Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНОБЛАСТИ ОТ 06.04.2001 N 29 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛЕСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 ГОД

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 6 апреля 2001 г. N 29
   
             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                "ЛЕСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 ГОД
   
             (в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЙ правительства Ленобласти
               от 26.11.2001 N 118, от 13.12.2001 N 123)
   
        В соответствии  с  Лесным  кодексом  Российской  Федерации  и
   областным законом "О региональных целевых программах Ленинградской
   области"  от  19  февраля  1999   года   N   23-оз   Правительство
   Ленинградской области постановляет:
   
        1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Леса
   Ленинградской области"  на  2001  год.  Распорядителями  бюджетных
   средств по программе определить Департамент природных ресурсов  по
   Северо-Западному   региону   Министерства    природных    ресурсов
   Российской Федерации и с 1 ноября 2001 года - комитет  по  лесному
   комплексу Ленинградской области.
   (п. 1  -  в  ред.  Постановления   правительства   Ленобласти   от
   26.11.2001 N 118)
        2. Утвердить руководителями  региональной  целевой  программы
   "Леса Ленинградской области" на 2001 год заместителя  руководителя
   Департамента  природных  ресурсов  по   Северо-Западному   региону
   Министерства природных ресурсов Российской Федерации и с 1  ноября
   2001  года  -   председателя   комитета   по   лесному   комплексу
   Ленинградской области Дедов М.А.
   (п. 2  -  в  ред.  Постановления   правительства   Ленобласти   от
   26.11.2001 N 118)
        3. Утвердить    получателем   бюджетных   средств   по  плану
   реализации дополнительных   мероприятий    региональной    целевой
   программы "Леса  Ленинградской  области" на 2001 год Ленинградское
   областное государственное   учреждение   лесного   комплекса   (ГУ
   "Ленобллес").
   (п.   3   введен Постановлением    правительства   Ленобласти   от
   26.11.2001 N 118)
        4. Контроль   за   исполнением   постановления  возложить  на
   вице-губернатора Ленинградской   области   по    агропромышленному
   комплексу Голохвастова Ю.И.
   
                                                           Губернатор
                                                Ленинградской области
                                                           В.Сердюков
   
   
   
                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                         постановлением Правительства
                                                Ленинградской области
                                                   от 06.04.2001 N 29
                                                         (приложение)
   
                     РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                "ЛЕСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 ГОД
   
                                ПАСПОРТ
                     РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                "ЛЕСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 ГОД
   
   ------------------------T------------------------------------------
   |  Полное наименование  |  Региональная целевая программа "Леса   |
   |       программы       |   Ленинградской области" на 2001 год    |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Основания           для| Лесной   кодекс  Российской   Федерации,|
   |разработки программы   |международные    обязательства    России,|
   |                       |вытекающие из решений конференции ООН  по|
   |                       |окружающей     среде     и       развитию|
   |                       |(Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН|
   |                       |об изменениях   климата, о  биологическом|
   |                       |разнообразии,    концепция    устойчивого|
   |                       |лесоуправления, принятая на Всероссийском|
   |                       |совещании лесничих России.               |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Период       реализации|2001 год                                 |
   |программы              |                                         |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Основные цели программы|Сохранение и    воспроизводство    лесов,|
   |                       |повышение      их     средозащитной     и|
   |                       |средоформирующей    роли,     обеспечение|
   |                       |потребности  хозяйств области в древесной|
   |                       |и   недревесной   продукции,   сохранение|
   |                       |биологического     разнообразия    лесной|
   |                       |экосистемы,  продуктивности  лесов  и  их|
   |                       |роли    в   экологическом   оздоровлении,|
   |                       |повышение  эффективности  противопожарной|
   |                       |охраны  лесного  фонда  и  не  входящих в|
   |                       |лесной фонд  лесов,  выполнение  принятых|
   |                       |Россией    и    Ленинградской    областью|
   |                       |соглашений    в    сфере    рационального|
   |                       |использования,        сохранения        и|
   |                       |воспроизводства лесов путем осуществления|
   |                       |комплекса организационно-технических мер,|
   |                       |совершенствования     экономической     и|
   |                       |правовой         базы,          улучшения|
   |                       |научно-технического  обеспечения   охраны|
   |                       |лесов.                                   |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Основные         задачи|Обеспечение рационального               и|
   |программы              |неистощительного   использования   лесных|
   |                       |ресурсов,    обеспечение     непрерывного|
   |                       |воспроизводства    леса   на   вырубаемых|
   |                       |площадях,     повышение     эффективности|
   |                       |лесохозяйственных и лесовосстановительных|
   |                       |работ.                                   |
   |                       |Развитие         и      совершенствование|
   |                       |лесоустройства  и   мониторинга    лесов,|
   |                       |разработка   мер   по поддержанию  службы|
   |                       |защиты  лесов от вредителей,  болезней  и|
   |                       |ведение    лесного  хозяйства   в   зонах|
   |                       |радиоактивного загрязнения.              |
   |                       |Снижение вероятности        возникновения|
   |                       |крупных    лесных    пожаров   стихийного|
   |                       |характера    на    активно     охраняемой|
   |                       |территории  лесного фонда и не входящих в|
   |                       |лесной  фонд  лесов,   расположенных   на|
   |                       |землях  Министерства  обороны  Российской|
   |                       |Федерации.                               |
   |                       |Обеспечение охраны   и   защиты    лесов,|
   |                       |сокращение    объемов   сплошных    рубок|
   |                       |главного пользования  за счет  увеличения|
   |                       |несплошных       рубок,       обеспечение|
   |                       |лесокультурных работ   высококачественным|
   |                       |посадочным    материалом,     обеспечение|
   |                       |широкого     внедрения      прогрессивных|
   |                       |технологий  на  рубках  ухода  за лесом и|
   |                       |лесовосстановительных работах.           |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Основные    мероприятия|Для     реализации  поставленных    целей|
   |программы              |необходимо      проведение      следующих|
   |                       |мероприятий:                             |
   |                       |лесоустроительные работы - 705 тыс. га;  |
   |                       |авиационная охрана лесов - 400 часов;    |
   |                       |проектно-изыскательские  работы  -  740,7|
   |                       |тыс. руб.                                |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |                       |Лесохозяйственные работы, в том числе:   |
   |                       |отвод    лесосек   под   рубки   главного|
   |                       |пользования - 33400 га;                  |
   |                       |отвод лесосек  под  рубки  ухода  - 38000|
   |                       |га;                                      |
   |                       |проведение рубок ухода за  лесом   -  700|
   |                       |тыс. куб. м ликвидной древесины;         |
   |                       |проведение  рубок  ухода  в  молодняках -|
   |                       |22500 га;                                |
   |                       |прочие  лесохозяйственные  рубки  - 183,2|
   |                       |тыс. куб. м;                             |
   |                       |разрубка и расчистка квартальных просек -|
   |                       |1555 км;                                 |
   |                       |очистка леса  от  захламленности  -  1455|
   |                       |га;                                      |
   |                       |строительство дорог    лесохозяйственного|
   |                       |назначения - 5 км.                       |
   |                       |Лесозащитные работы,                     |
   |                       |в том числе:                             |
   |                       |лесопатологический  мониторинг  -  117360|
   |                       |га;                                      |
   |                       |наземные меры борьбы - 44250 га.         |
   |                       |Гидролесомелиоративные работы,           |
   |                       |в том числе:                             |
   |                       |ремонт и содержание осушительной сети   -|
   |                       |5100 га.                                 |
   |                       |Лесовосстановительные работы,            |
   |                       |в том числе:                             |
   |                       |посадка и посев лесных культур - 8700 га;|
   |                       |содействие естественному    возобновлению|
   |                       |лесов - 4000 га;                         |
   |                       |выращивание посадочного    материала    в|
   |                       |питомниках из   семян,    собранных     с|
   |                       |объектов постоянной  лесосеменной базы  -|
   |                       |45000 тыс. шт.;                          |
   |                       |внедрение в     производство     новейших|
   |                       |технологий и оборудования  по выращиванию|
   |                       |сеянцев для производства  лесных культур.|
   |                       |                                         |
   |                       |Мероприятия по  охране лесов  от пожаров,|
   |                       |в том числе:                             |
   |                       |устройство   противопожарных    барьеров |
   |                       |(защитных    минерализованных      полос,|
   |                       |разрывов,  заслонов,  опушек,   канав)  -|
   |                       |1213 км;                                 |
   |                       |уход за   минерализованными  полосами   и|
   |                       |противопожарными разрывами - 9195 км;    |
   |                       |строительство   дорог    противопожарного|
   |                       |назначения - 32 км;                      |
   |                       |ремонт дорог противопожарного  назначения|
   |                       |- 179 км;                                |
   |                       |организация лесопользования  по договорам|
   |                       |аренды, краткосрочному пользованию.      |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Объем        финансовых|444861,4  тыс.  рублей,   в   том   числе|
   |ресурсов,              |инвестиций - 23872,3 тыс. рублей.        |
   |запланированных      по|Федеральный бюджет - 32170,0 тыс. рублей;|
   |программе              |областной бюджет - 30581 тыс. рублей,  из|
   |                       |них по плану дополнительных мероприятий -|
   |                       |15000 тыс. рублей, внебюджетные  средства|
   |                       |- 382110,4 тыс. рублей.                  |
   |                       |(позиция   -    в    ред.   Постановления|
   |                       |правительства от 26.11.2001 N 118)       |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Ожидаемые      конечные|Обеспечение   потребности   Ленинградской|
   |результаты,  социальный|области   в  высокопродуктивной    лесной|
   |и экономический эффект,|продукции,      увеличение        площади|
   |важнейшие       целевые|высокопродуктивных    лесов,    улучшение|
   |показатели программы   |породного состава лесов.                 |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Разработчик программы  |Департамент   природных   ресурсов     по|
   |                       |Северо-Западному региону МПР России      |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Заказчик программы     |Правительство Ленинградской области      |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Представитель заказчика|Департамент   природных    ресурсов    по|
   |программы              |Северо-Западному   региону   МПР  России,|
   |                       |комитет     по     лесному      комплексу|
   |                       |Ленинградской области                    |
   |                       |(позиция   -    в    ред.   Постановления|
   |                       |правительства от 26.11.2001 N 118)       |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Основной исполнитель  и|Исполнители:    Департамент     природных|
   |соисполнители программы|ресурсов по Северо-Западному региону  МПР|
   |                       |России  (лесхозы,  федеральное  унитарное|
   |                       |предприятие                      институт|
   |                       |"Севзаплесхозпроект"),         Гатчинское|
   |                       |селекционно-семеноводческое              |
   |                       |лесохозяйственное   предприятие  "Центр",|
   |                       |Ленинградское  областное  государственное|
   |                       |учреждение    лесного    комплекса"   (ГУ|
   |                       |"Ленобллес").                            |
   |                       |(абз. 1    -    в    ред.   Постановления|
   |                       |правительства  Ленобласти  от  26.11.2001|
   |                       |N 118)                                   |
   |                       |Соисполнители:        Санкт-Петербургский|
   |                       |научно-исследовательский         институт|
   |                       |лесного хозяйства,    Санкт-Петербургская|
   |                       |лесотехническая  академия,  Всероссийский|
   |                       |институт      повышения      квалификации|
   |                       |работников      лесного        хозяйства,|
   |                       |предприятия лесопромышленного  комплекса,|
   |                       |заводы лесохозяйственного машиностроения,|
   |                       |химической промышленности,  строительного|
   |                       |комплекса       в    соответствии       с|
   |                       |постановлением  Губернатора Ленинградской|
   |                       |области   от 8 января 1997 года N  1/1-пг|
   |                       |"О     введении     конкурсной     основы|
   |                       |распределения ресурсов   в  Ленинградской|
   |                       |области".                                |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Фамилия, имя, отчество,|Заместитель   руководителя   Департамента|
   |телефон    руководителя|природных  ресурсов  по  Северо-Западному|
   |программы              |региону МПР России; тел. 592-39-91, Дедов|
   |                       |Михаил    Александрович,     председатель|
   |                       |комитета     по     лесному     комплексу|
   |                       |Ленинградской области (тел. 276-62-35)   |
   |                       |(позиция   -    в    ред.   Постановления|
   |                       |правительства от 26.11.2001 N 118)       |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Постановление        об|Утверждена постановлением   Правительства|
   |утверждении программы  |Ленинградской  области   от 6 апреля 2001|
   |                       |года N 29.                               |
   +-----------------------+-----------------------------------------+
   |Система     организации|Департамент   природных    ресурсов    по|
   |контроля за выполнением|Северо-Западному  региону  МПР  России  и|
   |                       |комитет     по     лесному      комплексу|
   |                       |Ленинградской    области     осуществляют|
   |                       |контроль за  ходом  выполнения  работ  по|
   |                       |срокам, качеству, конечным результатам  и|
   |                       |всем  видам  израсходованных  средств   и|
   |                       |ежеквартально представляют в  комитет  по|
   |                       |экономике  и  инвестициям   Ленинградской|
   |                       |области   отчет   о    ходе    реализации|
   |                       |мероприятий программы.                   |
   |                       |(позиция   -    в    ред.   Постановления|
   |                       |правительства от 26.11.2001 N 118)       |
   L-----------------------+------------------------------------------
   
        Раздел 1. Современное состояние лесного  фонда  Ленинградской
   области, лесопользования, охраны защиты и воспроизводства лесов
   
        Ленинградская область расположена в  Северо-Западном  регионе
   России.  Ее общая площадь составляет 8,3 миллиона гектаров.  Общая
   площадь лесного фонда Ленинградской области на 1 января 2000  года
   - 4564,3 тысячи гектаров (79 процентов площади лесов области).
        Покрытая лесом  площадь составляет 3479,3 тысячи гектаров,  в
   том числе 1472,1 тысячи гектаров  -  леса  первой  группы,  2007,2
   тысячи гектаров - леса второй группы.
        По результатам   последнего   учета  установлено,  что  общая
   площадь лесного фонда увеличилась на 23,3 тысячи гектаров,  в  том
   числе  покрытая  лесом - на 20,1 тысячи гектаров.  Площадь лесов с
   преобладанием хвойных пород увеличилась на 18,4 тысячи гектаров.
        Из общей  площади  не  покрытых лесом земель вырубки занимают
   33,7 тысячи гектаров,  гари  -  5,8  тысячи  гектаров,  прогалины,
   пустыри - 0,9  тысячи  гектаров,  погибшие  древостои - 1,6 тысячи
   гектаров.
        Расчетная лесосека    по    главному   пользованию   ежегодно
   определена в объеме 7,6 миллиона кубических метров.
        Фактическая заготовка   древесины   по  главному  пользованию
   составила в  1997  году  -  2,8  миллиона  кубических  метров  (36
   процентов   расчетной  лесосеки),  в  1998  году  -  3,3  миллиона
   кубических метров (43 процента расчетной лесосеки),  в 1999 году -
   4,2  миллиона кубических метров (55 процентов расчетной лесосеки),
   в 2000  году  -  3,8  миллиона  кубических  метров  (50  процентов
   расчетной лесосеки).
        Несплошные рубки в 1998 году составили 9,1 тысячи гектаров, в
   1999 году - 8,9 тысячи гектаров.
        Лес для   Ленинградской   области   -   один   из   важнейших
   возобновляемых  ресурсов,  значение  которого неизменно возрастает
   при решении экологических и экономических проблем.
        В ведении Департамента природных ресурсов по Северо-Западному
   региону   МПР   России   находятся    26    лесхозов,    Лисинский
   лесхоз-техникум         (лесной        колледж),        Гатчинское
   селекционно-семеноводческое лесохозяйственное предприятие "Центр",
   федеральное  унитарное  предприятие институт "Севзаплесхозпроект",
   которые расположены в 16 районах области.
        За последние  35  лет  осуществлялся  процесс  сокращения  не
   покрытых лесом площадей.  Однако в последний год число не покрытых
   лесом  земель  увеличилось за счет горельников 1999 года,  которые
   необходимо освоить и в наиболее  доступных  местах  произвести  до
   2005  года  создание  лесных  культур,  предотвратив нежелательную
   смену основных лесообразующих пород.
        По учету  лесного фонда на 1 января 2000 года по Департаменту
   природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России числится
   52,8 тысячи гектаров не покрытых лесом земель, в том числе:
        горельники -10418 гектаров;
        погибшие насаждения - 1527 гектаров;
        вырубки прошлых лет - 39947 гектаров;
        прогалины, пустыри - 867 гектаров.
        Санитарное состояние   лесов   Ленинградской    области    по
   результатам     лесопатологического     мониторинга     в    целом
   удовлетворительное.  Очаги   хвоегрызущих   вредителей   (сосновая
   пяденица,  рыжий  сосновый  пилильщик)  затухли  под  воздействием
   естественных факторов.  Однако есть негативные тенденции.  Площадь
   очагов  стволовых  вредителей  не  сокращается.  Наблюдается  рост
   очагов  корневой  губки.  Ее  распространению  способствует  общее
   ухудшение экологической обстановки, приведшее к ослаблению хвойных
   насаждений.   Лесовосстановление   вырубок   из-под    насаждений,
   зараженных  корневой  губкой,  потребует  изменения  агротехники с
   целью  выращивания  пород,  устойчивых  к  фитозаболеваниям.   Это
   предотвратит возникновение вторичных очагов,  но потребует больших
   затрат.
        Идет интенсивная  разработка  горельников и ветровальников во
   всех лесхозах области и в первую очередь в Тихвинском и в лесхозах
   Карельского  перешейка.  Из  11446  гектаров горельников 1999 года
   обследованы все площади,  нуждающиеся в  санитарно-оздоровительных
   мерах,  и  назначены  сплошные  санитарные  рубки на площади 10551
   гектара.
        Основные проблемы,  которые испытывали лесхозы при реализации
   федеральных целевых  программ  и  которые  потребуют  решения  при
   реализации данной программы, следующие:
        слабое оснащение    современной    техникой,    машинами    и
   механизмами;
        отсутствие единой на всей  территории  Ленинградской  области
   системы  охраны  лесов от пожаров,  адаптированной к специфическим
   лесным условиям и непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке;
        не гарантированное   по   срокам   и  объемам  финансирование
   лесовосстановительных мероприятий и мероприятий по охране лесов от
   пожаров.
        Разработка программы обусловлена необходимостью  эффективного
   использования   ресурсов,   согласования   работ   исполнителей  и
   соисполнителей по срокам и конечным результатам на основе создания
   и  применения  прогрессивной  техники,  технологии  и  организации
   производства.
   
        Раздел 2. Цели и задачи реализации программы
   
        Региональная целевая  программа  "Леса Ленинградской области"
   на  2001  год  (далее  -  программа)  разработана  во   исполнение
   федеральной  целевой  программы  "Леса  России" на 1997-2000 годы,
   утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации  от
   26  сентября  1997  года  N  1240  и  продолженной  постановлением
   Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N  1034
   "О продлении срока реализации некоторых федеральных целевых и иных
   программ",  постановлений Правительства Российской Федерации от 19
   февраля 1996 года N 155 "О плане действий Правительства Российской
   Федерации в области охраны окружающей среды  и  природопользования
   на  1996-1997  годы",  от  27  марта 1997 года N 339 "О неотложных
   мерах по охране лесов от пожаров  и  защите  их  от  вредителей  и
   болезней в 1997 году", федеральной целевой программы "Охрана лесов
   от пожаров",  утвержденной постановлением Правительства Российской
   Федерации от 10 января 1999 года N 35,  приказа Федеральной службы
   лесного хозяйства России от 10 ноября 1997 года N 148.
        Основные положения   программы   соответствуют    требованиям
   Лесного кодекса Российской Федерации, международным обязательствам
   России,  вытекающим из решений конференции ООН по окружающей среде
   и   развитию   (Рио-де-Жанейро,   1992  год),  конвенциям  ООН  об
   изменениях  климата,  о  биологическом   разнообразии,   а   также
   нормативным  правовым актам Ленинградской области по рациональному
   использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
        Учитывая многостороннее   значение   лесов,  программа  имеет
   комплексную       экологическую,        лесохозяйственную        и
   социально-экономическую направленность.
        Цель программы - обеспечение рационального и неистощительного
   использования  лесного  фонда,  воспроизводства лесов,  сохранение
   биологического   разнообразия    лесных    экосистем,    повышение
   экологического   и  ресурсного  потенциала  лесов,  удовлетворение
   потребностей  общества  в  лесных  ресурсах   на   основе   научно
   обоснованного,     многоцелевого     лесопользования,    повышение
   эффективности противопожарной  охраны  лесов  путем  осуществления
   комплекса организационно-технических     мер,    совершенствования
   экономической и правовой базы, научно-технического обеспечения.
        Для достижения   поставленной   цели   необходимо  обеспечить
   решение следующих задач:
        повысить       эффективность        лесохозяйственных       и
   лесовосстановительных работ;
        активизировать работы   по  внедрению  рыночных  отношений  в
   организации всех видов лесопользования,  повышению размера отпуска
   древесины и освоению расчетной лесосеки;
        постоянно сокращать   объемы    сплошных    рубок    главного
   пользования за счет увеличения несплошных рубок;
        обеспечить непрерывное воспроизводство  леса  на  вырубленных
   площадях;
        обеспечить     лесокультурные    работы    высококачественным
   посадочным материалом;
        обеспечить широкое  внедрение  прогрессивных  технологий   на
   рубках ухода за лесом и лесовосстановительных работах;
        обеспечить предупреждение  возникновения  и   распространения
   лесных пожаров;
        обеспечить своевременное обнаружение и ликвидацию  пожаров  в
   начальной стадии развития;
        обеспечить разработку  и   внедрение   новых   технологий   и
   технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров;
        повысить эффективность работы по формированию  контингента  и
   трудоустройству выпускников учебных заведений, готовящих кадры для
   лесного хозяйства;
        обеспечить совместно с отраслевыми институтами переподготовку
   и повышение квалификации специалистов лесного хозяйства;
        принять меры  по  улучшению условий и охраны труда работников
   лесного хозяйства.
        обеспечить внедрение  научных  разработок  в практику ведения
   лесного  хозяйства,  повысить  за  счет  их   внедрения   качество
   выполняемых лесохозяйственных мероприятий.
   
        Раздел 3. Система программных мероприятий
   
        3.1. Лесоустройство
   
        Переход лесного   хозяйства   на  качественно  новый  уровень
   требует реализации новой  научно-технической  политики  управления
   лесными ресурсами;  реализация такой политики возможна при наличии
   соответствующей  информации  и  научно  обоснованных   технологий,
   методов и   нормативов  управления.  Особую  роль  в  этом  играет
   лесоустройство.
        Лесоустройство является  информационной  и научно-технической
   основой отрасли.  Однако меняющиеся условия требуют ускоренного  и
   существенного совершенствования  всей  системы учетных и проектных
   работ в лесном хозяйстве.
        Стержневой путь    развития    лесоустройства    -   создание
   автоматизированных   геоинформационных   систем   (далее  -  ГИС),
   представляющих целенаправленную   информацию   о  лесных  ресурсах
   необходимой полноты,  точности и оперативности и содержащих  набор
   региональных систем  рационального  управления  лесными ресурсами.
   Основой ГИС на уровне  лесного  предприятия  являются  совмещенные
   банки    данных,    содержащие    повыдельную    таксационную    и
   картографическую  информацию.  Получаемые  как  результат  базовой
   лесоинвентаризации  данные  о  лесных  ресурсах подлежат ежегодной
   актуализации   по   результатам   хозяйственной   деятельности   и
   естественных   изменений   лесов.  Повышение  точности  и  полноты
   информации, совершенствование методов и технологий проектирования,
   учет  экономических  (в  частности,  введение  кадастровой  оценки
   лесов)  и   материальных   факторов   должны   позволить   вывести
   лесоустроительное    проектирование   на   уровень   технического,
   обеспечивающего   оперативное   и    среднесрочное    планирование
   лесохозяйственной  деятельности.  Технической  основой  реализации
   рассмотренного подхода является  последовательная  компьютеризация
   лесных   предприятий  на  базе  персональных  ЭВМ,  находящихся  в
   лесхозах и лесничествах, соединенных в единую сеть.
        В 2002-2004 годах истекает срок действия ревизионного периода
   лесоустройства.  Северо-Западным лесоустроительным предприятием  в
   27  лесхозах  на  площади 4,7 миллиона гектаров в период с 2003 по
   2005 год намечено проведение лесоустроительных работ, цель которых
   состоит в изучении хозяйственной деятельности лесхозов,  изменений
   в лесном фонде,  экономике и составлении на  этой  основе  проекта
   организации  и  развития  лесоустройства  на следующий ревизионный
   период (10 лет).
        Выполнение лесоустроительных  работ  в  намеченных  объемах и
   организация лесного мониторинга  обеспечит  стабильное  управление
   лесами,  лесопользователей  -  оперативной  информацией  о  лесных
   ресурсах.
   
        3.2. Лесохозяйственные мероприятия
   
        Лесное хозяйство    призвано    обеспечить     удовлетворение
   потребности  области  в  древесине  и  других  продуктах  леса при
   сохранении за ним защитных и социальных функций.
        Важнейшим лесохозяйственным мероприятием являются рубки ухода
   за лесом. С экономической точки зрения проведение рубок ухода дает
   возможность  систематически  получать  в  зависимости  от возраста
   древостоя   определенное   количество   ликвидной   древесины   до
   наступления момента рубки главного пользования.  С лесоводственной
   точки зрения рубки ухода  направлены  на  формирование  устойчивых
   высокопродуктивных  хозяйственно  ценных насаждений,  сохранение и
   усиление  их  полезных  функций  и   своевременное   использование
   древесины.
        В зависимости от возраста  насаждений  и  целей  рубок  ухода
   проводятся  следующие  основные  виды рубок ухода или формирования
   насаждений:  рубки ухода в молодняках,  прореживания  и  проходные
   рубки.  Кроме  того,  в лесах различного целевого назначения могут
   проводиться  рубки  переформирования  насаждений,  в  лесах   ряда
   категорий  защитности  и  особо  защитных  участков водоохранного,
   защитного,  санитарно-гигиенического,  оздоровительного и  другого
   специального   назначения,   в   насаждениях   старших   возрастов
   проводятся рубки обновления. К системе рубок ухода также относятся
   рубки реконструкции, выборочно-санитарные рубки.
        Основными общими  целями  рубок  ухода  являются:
        улучшение породного состава древостоев;
        повышение качества и устойчивости насаждений;
        сохранение     и     усиление      защитных     водоохранных,
   санитарно-гигиеничных и других полезных свойств леса;
        увеличение размера пользования древесиной и сокращение сроков
   выращивания технически спелой древесины.
        При определении  объемов  рубок  ухода  за  лесом учитывается
   фактическое состояние  насаждений,  динамика  показателей  лесного
   фонда   и   контрольные   цифры,   принятые  лесоустроителями  при
   осуществлении инвентаризации лесного фонда.  Данные лесного  фонда
   лесхозов   Ленинградской   области,  ведомость  площадей  общих  и
   осушаемых земель лесного фонда лесхозов  Ленинградской  области  и
   фактическая   заготовка   древесины   в   лесном   фонде  лесхозов
   Ленинградской  области  приведены  в  приложениях  1,  2  и  3   к
   программе.
        Ежегодный расчетный размер вырубаемой ликвидной древесины  от
   рубок  ухода  за  лесом,  утвержденный  лесоустройством в лесхозах
   Ленинградской  области  (приложение 4), составляет  1142,3  тысячи
   кубических метров,  площадь рубок ухода в молодняках - 23,0 тысячи
   гектаров (приложение 4).  В 2000  году  лесхозами  рубки  ухода  в
   молодняках проведены на площади 23,5 тысячи гектаров.
        На перспективу план работ по  уходу  в  молодняках  несколько
   сокращается.  Это связано,  в частности,  с тем, что в лесхозах на
   востоке области,  где до 30 процентов  лесного  фонда  заболочено,
   уход  в молодняках  неэффективен с лесохозяйственной точки зрения.
   В связи с отдаленностью этих участков доставка людей и  техники  к
   ним  крайне затруднена.  На 2001 год планируется уход в молодняках
   на площади 22,5 тысячи гектаров.
        В 2000  году  ликвидной  древесины  от проведения рубок ухода
   получено 785,3 тысячи кубических метров, из них  силами лесхозов -
   570  тысяч  кубических  метров.  Передача участков лесного фонда в
   аренду для целей заготовки древесины от рубок главного пользования
   позволила  часть  работ  по проведению рубок ухода на арендованной
   территории выполнить силами  арендаторов  (за  2000  год  -  133,1
   тысячи кубических метров). Это дает возможность лесхозам направить
   дополнительные силы на осуществление своих обязанностей по охране,
   защите и воспроизводству лесов.
        Выполнение основных  объемных  показателей  лесохозяйственных
   мероприятий по  лесхозам Ленинградской области за 1997-2000 годы и
   план на 2001 год представлены в приложениях 5 и 6 к программе.
   
        Рубки главного пользования
   
        Рубки главного пользования - это рубки спелых  и  перестойных
   деревьев,  проводимые  для  заготовки  лесоматериалов,  а  в  ряде
   случаев    -    для    усиления    водоохранных,    защитных     и
   санитарно-гигиенических  свойств  леса.  Здесь сочетаются интересы
   лесоэксплуатации с задачами лесоводства.
        Отправной точкой  при  проведении данного вида рубок является
   расчетная лесосека,  запроектированная  лесоустройством,  то  есть
   максимально  возможный  объем рубок главного пользования,  который
   служит  основой  для  планирования  лесосечного  фонда.  Расчетная
   лесосека по главному пользованию по лесхозам Ленинградской области
   составляет 7,6 миллиона кубических метров.
        С 1997  года  наметилась тенденция к увеличению использования
   расчетной лесосеки (таблица 1).
        Использование расчетной  лесосеки  главного  пользования   по
   лесхозам Ленинградской области за 1997-2000 годы
   
                                                            Таблица 1
   ------------T----------------T-----------------T------------------
   |    Год    |   Расчетная    |   Фактически    |     Процент     |
   |           |    лесосека    |   заготовлено   |  использования  |
   |           | (тыс. куб. м)  |  (тыс. куб. м)  |                 |
   +-----------+----------------+-----------------+-----------------+
   |   1997    |    7639,4      |     2816,0      |       36,9      |
   +-----------+----------------+-----------------+-----------------+
   |   1998    |    7639,4      |     3312,8      |       43,4      |
   +-----------+----------------+-----------------+-----------------+
   |   1999    |    7639,4      |     4225,3      |       55,4      |
   +-----------+----------------+-----------------+-----------------+
   |   2000    |    7639,4      |     3834,2      |       50,2      |
   L-----------+----------------+-----------------+------------------
   
        Усилия Департамента  природных  ресурсов  по Северо-Западному
   региону  МПР  России  и   лесхозов   направлены   на   организацию
   лесопользования  на  основе  передачи  участков  лесного  фонда  в
   аренду,  продажи древесины на аукционах,  а также передачи объемов
   лесосечного   фонда  в  краткосрочное  пользование  администрациям
   муниципальных  образований  для   удовлетворения   нужд   местного
   населения  и  бюджетных  организаций  (статья  43  Лесного кодекса
   Российской   Федерации).  В   среднем   на   нужды   муниципальных
   образований  ежегодно передается от 800 тысяч кубических метров до
   1 миллиона кубических метров лесосечного фонда.
        В Ленинградской  области  началась передача в аренду участков
   лесного фонда в  1994  году.  На  1  января  2001  года  лесхозами
   Ленинградской   области  и  арендаторами  заключено  144  договора
   аренды,  согласно которым в установленном законом порядке передано
   2,4  миллиона  гектаров  лесного  фонда  с  объемом  5,1  миллиона
   кубических метров, в том числе по промежуточному пользованию - 0,3
   тысячи кубических метров.
        Передача участков лесного фонда в аренду  за  1998-2000  годы
   представлена в таблице 2.
   
                                                            Таблица 2
   -----T---------T--------------------------------T-----------------
   |Год | Площадь |  Объем ежегодного расчетного   | Сумма арендной |
   |    | аренды  |размера пользования арендаторов | платы лесхозам |
   |    |(тыс. га)|         (тыс. куб. м)          |  (тыс. руб.)   |
   +----+---------+--------------------------------+----------------+
   |1998|  1859,5 |             3471,5             |    4070,9      |
   +----+---------+--------------------------------+----------------+
   |1999|  2429,7 |             5069,6             |   16961,0      |
   +----+---------+--------------------------------+----------------+
   |2000|  2386,4 |             5015,0             |   61171,3      |
   L----+---------+--------------------------------+-----------------
   
        Дальнейшая передача участков лесного фонда в аренду сопряжена
   с  некоторыми  трудностями,  так  как  оставшиеся на данный момент
   свободные  участки   лесного   фонда   представлены   скальниками,
   низкобонитетными насаждениями, сильно заболочены.
        На основании статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации и
   Положения  о  порядке  проведения лесных аукционов,  утвержденного
   приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 11 августа
   1997 года  N 99,  с  1998 года лесхозы проводят лесные аукционы по
   продаже древесины на корню (таблица 3).
   
                                                            Таблица 3
   ------T-------------T---------------------------------T-----------
   | Год |  Проданный  | Стоимость 1 куб. м, проданного  | Поступило|
   |     |    объем    |       на аукционе (руб.)        | на счета |
   |     |(тыс. куб. м)+------------T-----------T--------+ лесхозов |
   |     |             |по минималь-|по конкрет-|аукцион-|(млн руб.)|
   |     |             |ным ставкам |ным ставкам|ная цена|          |
   +-----+-------------+------------+-----------+--------+----------+
   |1998 |    375,5    |  10,9      |   14,6    |   37,5 |     9,4  |
   +-----+-------------+------------+-----------+--------+----------+
   |1999 |    545,6    |  15,0      |   19,6    |   81,4 |    33,6  |
   +-----+-------------+------------+-----------+--------+----------+
   |2000 |    366,0    |  19,1      |   39,2    |  133,5 |    42,8  |
   L-----+-------------+------------+-----------+--------+-----------
   
        По распоряжению  Правительства  Ленинградской  области  от  3
   января 2001 года N 21-р лесхозам разрешено  продать  на  аукционах
   594,0 тысячи кубических метров древесины на корню.
        В перспективе  до  2005  года  ежегодная продажа древесины на
   корню на лесных аукционах  будет  увеличиваться  до  600,0  тысячи
   кубических метров,  что позволит лесхозам снижать объемы заготовки
   ликвидной древесины при проведении рубок ухода за лесом.
        Основные проблемы  рационального  лесопользования  связаны  с
   развитием комплексного эколого-экономического использования лесных
   ресурсов,  полным  освоением  мягколиственных  лесов,  планомерным
   преобразованием  мощностей   лесозаготовительной   промышленности,
   развитием глубокой переработки древесины.
        Важное значение для интенсификации  лесного  хозяйства  имеет
   развитие     многоцелевого      лесопользования,    в    частности
   рекреационного,    природоохранительного    и     познавательного,
   организация туризма и охотничьего хозяйства.
        Программой   предусматривается  разработка  единой  стратегии
   ведения  лесного  и  охотничьего  хозяйства  на  фоне планомерного
   улучшения   среды   обитания   охотничьей   фауны,   регулирования
   количества  диких  животных  и  птиц в соответствии с биологически
   обоснованными нормативами.
        Объемы лесохозяйственных работ на период реализации программы
   определены по данным лесоустройства,  а также  возрастающей  ролью
   лесных ресурсов в охране окружающей среды.
   
        3.3. Мероприятия по охране и защите  лесов  от  вредителей  и
   болезней
   
        Мероприятия по охране и защите лесов от вредителей и болезней
   направлены  на  обследование лесов и выявление очагов вредителей и
   болезней леса.
        По защите    леса   от   вредителей   и   болезней   наиболее
   приоритетными являются следующие мероприятия.
        Проведение во  всех лесхозах области по принятым десятилетним
   планам лесопатологического мониторинга.  Ежегодный  установившийся
   объем работ в 2001 году составляет 117,4 тысячи гектаров.
        Наземные истребительные меры,  проводимые  во  всех  лесхозах
   биометодом,  имеют тенденцию к росту с 36,8 тысячи гектаров в 1999
   году до 44,25 тысячи гектаров в 2001 году.  К этим мерам относятся
   изготовление  птичьих  гнездовий,  переселение муравейников с мест
   рубок, выкладка ловчих деревьев и выборка свежезараженных.
   
        3.4. Лесовосстановление
   
        Программа     предусматривает    совершенствование    системы
   организации  работ по лесовосстановлению на основе создания единой
   системы семеноводства и питомнического хозяйства  на  селекционной
   основе,  сокращение не покрытых лесом площадей,  а также ежегодное
   развитие материально-технической  базы;   повышение   качества   и
   технологии   работ,  обеспечение   их  соответствия  установленным
   стандартам и  расчетно-технологическим  картам,  разработанным  на
   регионально-технологической   основе;    существенное   расширение
   мероприятий по реконструкции  малоценных  насаждений  и  улучшение
   породного состава лесов, предотвращение гибели ценных молодняков и
   лесных культур.
        Для предотвращения нежелательной смены пород и восстановления
   лесов  хозяйственно   ценными   древесными   породами   программой
   предусмотрены лесовосстановительные мероприятия, включающие в себя
   производство  лесных   культур   и   проведение   мер   содействия
   естественному   возобновлению   леса,   в  том  числе  и  способом
   сохранения подроста  и  молодняка  хвойных  пород  при  проведении
   сплошных рубок.
        В основу  предложений  по  перспективе  лесовосстановительных
   мероприятий       положен      имеющийся      опыт      проведения
   лесовосстановительных  работ,   прогнозируемый   ежегодный   объем
   сплошной  рубки,  выявленная  не  покрытая  лесом  площадь земель,
   учитывая ход  естественного  возобновления  леса  в  Ленинградской
   области.
        При проектировании   лесовосстановительных   мероприятий   за
   основу были взяты следующие положения:
        1. Площади, на которых отсутствует естественное возобновление
   или  количество его недостаточно,  а также площади в группах типов
   леса,  на которых происходит  смена  главных  пород  при  сплошных
   рубках, назначались под лесные культуры.
        2. Под естественное возобновление намечались площади в стадии
   естественного    возобновления   главными   хозяйственно   ценными
   породами,  а  также  мягколиственными  со  значительной   примесью
   хвойных,  проведением рубок ухода в молодняках, на которых можно в
   дальнейшем получить хвойно-лиственные насаждения. Под естественное
   возобновление оставлены  также  не  покрытые  лесом площади высших
   бонитетов, успешно возобновляющиеся березой.
        3. На   лесосеках   сплошнолесосечных   рубок  с  достаточным
   количеством   благонадежного   хвойного   подроста   под   пологом
   насаждений намечено сохранение его при рубках.
        4. На  лесосеках  с  постепенными  и  добровольно-выборочными
   рубками обеспечивается естественное возобновление.
        В таблице 4  приведены  площади  фонда  лесовосстановления  и
   лесокультурного фонда  по  данным  учета лесного фонда на 1 ноября
   2000 года.
   
                                                            Таблица 4
   
                 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ФОНДА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ
                  И ВЫЯВЛЕННОГО ЛЕСОКУЛЬТУРНОГО ФОНДА
              (ПО ДАННЫМ УЧЕТА ЛЕСНОГО ФОНДА ПО СОСТОЯНИЮ
                         НА 1 НОЯБРЯ 2000 ГОДА)
   
                                                            (тыс. га)
   ------------------------------------------------------------------
   |       Фонд лесовосстановления (не покрытые лесом земли)        |
   +----------T--------------T-----------T-------------T------------+
   |   Гарь   |   Погибшие   |  Вырубки  |  Прогалины  |    Итого   |
   |          |  насаждения  |           |             |            |
   +----------+--------------+-----------+-------------+------------+
   |   10,4   |      1,5     |    40,0   |     0,9     |    52,8    |
   +----------+--------------+-----------+-------------+------------+
   |                      Лесокультурный фонд                       |
   +----------T--------------T-----------T-------------T------------+
   |    2,8   |      0,3     |    13,9   |     0,1     |    17,1    |
   L----------+--------------+-----------+-------------+-------------
   
        Не покрытые лесом площади,  имеющиеся по учету лесного  фонда
   на  1  ноября  2000  года,  проектируются  к  лесовосстановлению в
   течение 5 лет (приложения 7, 8, 9, 10 к программе).
        Искусственное восстановление   не   покрытых   лесом   земель
   позволит  сформировать  более  устойчивые  насаждения  с  высокими
   водоохранными,     санитарно-гигиеническими     и    эстетическими
   свойствами, желательного видового состава и определенного целевого
   назначения культивируемых пород.
        Процент искусственного  возобновления  на  покрытых  лесом  и
   нелесных   площадях  определен  на  основании  хода  естественного
   возобновления  по  лесхозам   Ленинградской   области   с   учетом
   рекомендаций лесоустройства,  изложенных  в проектах организации и
   развития лесного хозяйства и текущих изменений  в  государственном
   лесном фонде.
        Процент искусственного     возобновления     на     лесосеках
   ревизионного  периода  от  сплошнолесосечных  рубок  определен  по
   каждому   лесхозу,   который   на   основании  хода  естественного
   возобновления  под  пологом  спелых  и  перестойных  насаждений  в
   лесохозяйственных  районах  Ленинградской  области принят с учетом
   рекомендаций лесоустройства. В связи с чем создание лесных культур
   от сплошной ежегодной вырубки составляет 39,0 процента, содействие
   естественному  возобновлению  -  18,0  процента   и   естественное
   заращивание - 43,0 процента.
        Объемы лесных   культур   по   периодам   действия  программы
   определялись по  каждому  лесхозу  с  учетом  проектируемого  хода
   освоения расчетной лесосеки главного пользования.
        Большое внимание    будет    уделяться    вопросам    лесного
   семеноводства,    особенно    обеспечению    всех    лесхозов    и
   лесопользователей (арендаторов)  Ленинградской  области   семенами
   основных   лесообразующих   пород  с  улучшенными  наследственными
   свойствами,   для   чего   заложены   лесосеменные   плантации   и

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное