Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.10.2007 N 672 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 866

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 12 октября 2007 г. N 672
   
                          О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
           В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 866
   
       В  целях  совершенствования  управления реализацией Федеральной
   целевой  программы  развития  Калининградской  области на период до
   2010   года   и   уточнения   перечня   мероприятий  и  объемов  их
   финансирования Правительство Российской Федерации постановляет:
       Утвердить    прилагаемые    изменения,   которые   вносятся   в
   Постановление  Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001
   г.  N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской
   области   на   период  до  2010  года"  (Собрание  законодательства
   Российской  Федерации,  2001, N 52, ст. 4974; 2002, N 23, ст. 2187;
   2004, N 50, ст. 5076; 2005, N 13, ст. 1174).
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                              В.ЗУБКОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждены
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                           от 12 октября 2007 г. N 672
   
                               ИЗМЕНЕНИЯ,
             КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 866
        "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
                     ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
   
       1. В пункте 2:
       слова   "Министерству   экономического   развития   и  торговли
   Российской   Федерации   -   государственному  заказчику"  заменить
   словами  "Министерству  регионального развития Российской Федерации
   - государственному заказчику - координатору";
       слова  "администрации Калининградской области" заменить словами
   "правительству Калининградской области".
       2.  В  пункте  3  слова "и Министерству промышленности, науки и
   технологий Российской Федерации" исключить.
       3.   Федеральную  целевую  программу  развития  Калининградской
   области   на   период   до   2010   года,   утвержденную  указанным
   Постановлением, изложить в следующей редакции:
   
                     "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
         РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
   
                                 ПАСПОРТ
                 Федеральной целевой программы развития
             Калининградской области на период до 2010 года
   
   Наименование          -  Федеральная целевая программа развития
   Программы                Калининградской области на период до
                            2010 года
   
   Дата принятия         -  разработана на основании раздела II
   решения о разработке     протокола заседания Правительства
   Программы                Российской Федерации
                            от 22 марта 2001 г. N 11
   
   Дата утверждения      -  утверждена Постановлением Правительства
   Программы                Российской Федерации от 7 декабря 2001
                            г. N 866 (с изменениями, внесенными
                            Постановлениями Правительства Российской
                            Федерации от 6 июня 2002 г. N 388, от 7
                            декабря 2004 г. N 743, от 21 марта 2005
                            г. N 147)
   
   Государственный       -  Министерство регионального развития
   заказчик -               Российской Федерации
   координатор
   Программы
   
   Государственные       -  Министерство сельского хозяйства
   заказчики Программы      Российской Федерации, Федеральное
                            агентство по строительству и жилищно-
                            коммунальному хозяйству, Федеральное
                            дорожное агентство, Федеральное
                            агентство по энергетике, Федеральное
                            агентство по культуре и кинематографии,
                            Федеральное архивное агентство,
                            Федеральное агентство кадастра объектов
                            недвижимости, Федеральное агентство по
                            образованию, Федеральное агентство по
                            физической культуре и спорту,
                            Федеральное агентство по здравоохранению
                            и социальному развитию
   
   Основные              -  Министерство регионального развития
   разработчики             Российской Федерации, правительство
   Программы                Калининградской области, закрытое
                            акционерное общество "Международный
                            центр развития регионов"
   
   Цель Программы        -  создание условий для устойчивого
                            социально-экономического развития
                            Калининградской области, сопоставимого с
                            уровнем развития сопредельных
                            государств, благоприятного
                            инвестиционного климата в регионе для
                            сближения Российской Федерации и
                            государств - членов Европейского союза
   
   Основные задачи       -  основные задачи Программы включают в
   Программы                себя:
                              задачи по обеспечению
                            геостратегических интересов России в
                            Балтийском регионе:
                              развитие г. Калининграда как крупного
                            транспортного узла Российской Федерации;
                              обеспечение энергетической
                            безопасности Калининградской области за
                            счет реконструкции существующих и ввода
                            новых энергоисточников;
                              улучшение экологической обстановки,
                            выход на нормативный уровень состояния
                            компонентов окружающей среды;
                              задачи общефедерального уровня:
                              создание в регионе условий для
                            устойчивого социально-экономического
                            развития, увеличение валового
                            регионального продукта к 2010 году в
                            2,05 раза при средних годовых темпах
                            прироста в размере 7 - 8 процентов;
                              трансформация экономической структуры
                            региона в направлении ее экспортной
                            ориентации;
                              развитие телекоммуникационной
                            инфраструктуры;
                              развитие туристско-рекреационного
                            комплекса;
                              задачи регионального значения,
                            требующие государственной поддержки:
                              комплексное развитие сельского
                            хозяйства, обеспечение потребности
                            населения Калининградской области
                            в основных продуктах питания за счет
                            технического переоснащения и применения
                            современных технологий во всех отраслях
                            сельскохозяйственного производства;
                              развитие рыбопромышленного комплекса;
                              развитие отраслей социальной сферы
   
   Важнейшие целевые     -  целевые индикаторы определены с учетом
   индикаторы и             мероприятий, реализацию которых
   показатели               предполагается осуществить за счет
                            внебюджетных средств. В результате
                            реализации Программы в 2010 году будут
                            достигнуты следующие показатели:
                              валовой региональный продукт от
                            реализации мероприятий Программы -
                            35598,4 млн. рублей (в ценах 2001 года);
                              объем промышленной продукции - 12842
                            млн. рублей (в ценах 2001 года);
                              налоговые отчисления в федеральный
                            бюджет - 3687 млн. рублей (в ценах 2001
                            года);
                              налоговые отчисления в
                            консолидированный бюджет Калининградской
                            области - 2886,3 млн. рублей (в ценах
                            2001 года);
                              годовой фонд оплаты труда - 1465 млн.
                            рублей (в ценах 2001 года);
                              среднедушевой денежный доход - 11875
                            рублей в месяц (прогнозные данные в
                            ценах 2010 года);
                              обеспеченность населения:
                              учреждениями образования
                            (обеспеченность площадью на 1
                            занимающегося в части
                            общеобразовательных школ при сменности
                            1,5) - 144 процента норматива;
                              учреждениями здравоохранения - 7800
                            посещений поликлиник на 1000 человек
                            в год, 2731 койко-день в стационаре на
                            1000 человек в год;
                              коммунальными услугами:
                              удельный вес населения, обеспеченного
                            водопроводом, - 98,6 процента;
                              удельный вес населения, обеспеченного
                            канализацией, - 96,8 процента;
                              удельный вес населения, обеспеченного
                            газом, - 95,1 процента, в том числе
                            централизованным газоснабжением - 57
                            процентов.
                              Несоответствие результатов выполнения
                            Программы целевым индикаторам может
                            служить основанием для досрочного
                            прекращения ее действия
   
   Сроки и этапы         -  Программа реализуется в 2002 - 2010
   реализации Программы     годах в два этапа:
                              первый этап (2002 - 2005 годы) - на
                            основе реализации масштабных
                            инфраструктурных проектов создание базы
                            для развития экономики области,
                            разработка правовых механизмов
                            функционирования особой экономической
                            зоны;
                              второй этап (2006 - 2010 годы) -
                            продолжение реализации инвестиционных и
                            социальных мероприятий, закрепляющих
                            достигнутые на первом этапе реализации
                            Программы положительные результаты в
                            развитии экономики и социальной сферы
   
   Объемы и источники    -  общий объем финансирования Программы
   финансирования           составляет (в ценах соответствующих лет)
   Программы                31 083,22 млн. рублей, в том числе:
                              средства федерального бюджета -
                            12 552,54 млн. рублей;
                              средства консолидированного бюджета
                            Калининградской области - 3 635,71 млн.
                            рублей;
                              средства внебюджетных источников -
                            14 894,97 млн. рублей
   
   Ожидаемые результаты  -  создание в Калининградской области
   реализации Программы     благоприятного инвестиционного и
                            предпринимательского климата,
                            способствующего привлечению инвестиций,
                            развитию экспортно-ориентированного
                            производства, повышению
                            конкурентоспособности продукции местных
                            товаропроизводителей;
                              создание условий для значительного
                            роста уровня жизни населения,
                            сопоставимого с уровнем жизни граждан
                            сопредельных государств, в том числе
                            улучшение показателей обеспеченности
                            населения:
                              учреждениями образования
                            (обеспеченность площадью на одного
                            занимающегося в части
                            общеобразовательных школ при сменности
                            1,5 достигнет 144 процента норматива);
                              учреждениями здравоохранения
                            (количество посещений поликлиник
                            составит 7800 посещений на 1000 человек
                            в год, обеспеченность дневным
                            стационаром - 577 дней на 1000 человек в
                            год, стационаром круглосуточным - 2731
                            койко-день на 1000 человек в год);
                              коммунальными услугами (удельный вес
                            населения, обеспеченного водопроводом,
                            достигнет 98,6 процента, удельный вес
                            населения, обеспеченного канализацией, -
                            96,8 процента, удельный вес населения,
                            обеспеченного газом, - 95,1 процента, в
                            том числе централизованным
                            газоснабжением - 57 процентов);
                              обеспечение к 2010 году сохранения
                            14103 существующих и создание 10062
                            новых рабочих мест.
                              Финансово-экономические результаты в
                            2010 году по отношению к 2001 году в
                            сопоставимых ценах составят:
                              валовой региональный продукт
                            Калининградской области возрастет в 2,05
                            раза;
                              поступления в бюджеты всех уровней
                            возрастут почти на 6,6 млрд. рублей, в
                            том числе в федеральный бюджет на 3,7
                            млрд. рублей;
                              бюджетная обеспеченность на душу
                            населения возрастет более чем на 3 тыс.
                            рублей
   
                  I. Социально-экономическое положение
              и стратегия развития Калининградской области
   
                  1. Социально-экономическое положение
                         Калининградской области
   
       Калининградская  область  -  самый  западный субъект Российской
   Федерации.  Территория области составляет 15,1 тыс. кв. километров,
   население  - 939,9 тыс. человек (на начало 2006 года), из них около
   78 процентов - горожане.
       Область  отделена  от  остальной  территории страны сухопутными
   границами   с   Польшей   и   Литвой   и   международными   водами.
   Калининградская  область занимает выгодное экономико-географическое
   положение, определяющееся:
       близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;
       близостью  к  трансъевропейским транспортным коридорам и другим
   европейским коммуникациям;
       климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;
       наличием   на   территории   области  незамерзающего  портового
   комплекса.
       Калининградская  область  располагает  существенными природными
   ресурсами.   На   ее   территории  находится  единственное  в  мире
   промышленное  месторождение  янтаря,  где  сосредоточено  более  90
   процентов   его   мировых  запасов,  имеются  перспективные  запасы
   высококачественной   низкосернистой   нефти,  бурого  угля,  торфа,
   каменной   соли,   строительных  материалов  и  минеральных  вод  с
   минерализацией до 50 граммов солей на литр.
       В   силу   своего   специфического  геополитического  положения
   Калининградская   область   играет   особую   роль   в  обеспечении
   национальных  интересов  России  в  Балтийском регионе и в Европе в
   целом.
       В  ходе  реализации первого этапа Федеральной целевой программы
   развития  Калининградской  области  на период до 2010 года (далее -
   Программа)   был   достигнут   значительный   рост  по  большинству
   показателей социально-экономического развития региона.
       Основу    экономики    области    составляет    промышленность,
   формирующая  30,1  процента валового регионального продукта (данные
   2004   года).   Торговля   и   коммерческая  деятельность  в  части
   предоставления    услуг    составляют    14,5   процента   валового
   регионального   продукта,   нерыночные   услуги  -  11,2  процента,
   строительство  -  10  процентов, транспорт - 8,5 процента, сельское
   хозяйство  - 5,6 процента, другие отрасли, включая чистые налоги на
   продукты,   составляют   14,9   процента   валового   регионального
   продукта.    Темпы    роста    валового    регионального   продукта
   Калининградской   области   значительно   превосходят  темпы  роста
   валового   регионального  продукта  соседних  стран.  Средний  темп
   прироста  валового регионального продукта Калининградской области в
   2001  -  2004  годах  составил 8,75 процента в год. Динамика объема
   валового  регионального  продукта,  а  также  сопоставление  темпов
   роста  валового  внутреннего  продукта  с  темпами  роста  валового
   внутреннего  продукта государств Балтийского региона представлены в
   приложениях N 1 и 2.
       В    2000    -   2005   годах   доля   промышленной   продукции
   Калининградской  области  в экономике Российской Федерации возросла
   с   0,3   процента  до  0,56  процента,  доля  сельскохозяйственной
   продукции - с 0,47 процента до 0,54 процента (приложение N 3).
       Промышленность   Калининградской   области   развивается  более
   высокими   темпами,   чем   в  среднем  по  России,  объем  выпуска
   промышленной  продукции  в  2005  году  составил  81,2  процента от
   уровня 1990 года, тогда как в среднем по России - 73,2 процента.
       В  структуре  промышленности по данным за 2004 год доминирующее
   положение   занимают   машиностроение  и  металлообработка  -  36,5
   процента,  пищевая промышленность (в основном представленная рыбной
   промышленностью)  -  30,2 процента, топливная промышленность - 11,1
   процента,      деревообрабатывающая      и      целлюлозно-бумажная
   промышленность - 9,5 процента, электроэнергетика - 6,2 процента.
       Традиционно  одной  из  ведущих отраслей промышленности области
   является  рыбная.  Калининградская  область  располагает уникальным
   рыбохозяйственным  комплексом, обеспечивающим производство более 13
   процентов  общероссийской  товарной  пищевой  рыбной продукции и 34
   процентов рыбных консервов страны.
       Общий  улов  рыбы  в 2005 году составил 290 тыс. тонн. Основным
   районом  промысла  является  Северо-Восточная Атлантика (более 75,8
   процента  общего  объема  вылова).  Производство рыбных консервов и
   пресервов  на рыбоперерабатывающих предприятиях области за 2005 год
   увеличилось на 5,1 процента и составило 284 млн. условных банок.
       По  многим  позициям  Калининградская  область занимает ведущее
   место   в   производстве   промышленной   продукции   в  Российской
   Федерации.   В  2005  году  доля  произведенных  здесь  телевизоров
   составила  63,1 процента общего объема телевизоров, произведенных в
   России.  Удельная  доля  улова и добычи морепродуктов составила 9,1
   процента общероссийского улова (приложение N 4).
       Валовая  продукция  сельского  хозяйства  в 2005 году составила
   8,1  млрд.  рублей,  или  0,54 процента общего объема по Российской
   Федерации.  Ведущие  направления  сельского  хозяйства - молочное и
   мясное    животноводство,    выращивание    картофеля   и   овощей,
   птицеводство и пушное звероводство.
       Сельскохозяйственное    производство    ведется    в   условиях
   повышенного   увлажнения   на   низменных   землях,  часть  которых
   расположена  ниже  уровня  моря  и защищена дамбами. Как показывает
   опыт   предшествующих  лет,  имеющийся  агропотенциал  обеспечивает
   более   высокую   экономическую   эффективность   производства   по
   сравнению    с    большинством   нечерноземных   регионов   страны.
   Развивающееся  в аналогичных условиях польское и литовское сельское
   хозяйство,  опыт  которых  следует  учитывать  и  развивать, сейчас
   значительно эффективнее.
       Развитие  транспортного комплекса является одним из безусловных
   приоритетов  развития  Калининградской  области. В рамках Программы
   оно ведется по следующим основным направлениям:
       рациональная  специализация  в  рамках  участия Калининградской
   области  в процессе транспортных перевозок по территории Российской
   Федерации,  государств  -  участников  СНГ  и  государств  - членов
   Европейского союза;
       устойчивое    регулярное    внутриобластное   сообщение   между
   населенными пунктами.
       До  2001  года  проектные  мощности портов использовались менее
   чем  на 30 процентов, в особенности это касалось специализированных
   терминалов  по  перевалке  минеральных  удобрений,  нефтепродуктов,
   рефрижераторных  грузов,  металла  и  угля. В 2001 году грузооборот
   портов  возрос  на  одну  треть  по сравнению с предыдущим годом, в
   2002  году  он  увеличился еще в 1,7 раза и составил по итогам года
   9,9  млн.  тонн,  то  есть  превысил уровень начала 1990-х годов. В
   2003  году  было  обработано  12,7  млн.  тонн  грузов, что на 28,4
   процента  больше, чем в предыдущем году, и почти в 2,2 раза больше,
   чем  в  2001  году.  По  итогам  года превышен рекордный показатель
   грузооборота   1985  года  (10,3  млн.  тонн).  В  2004  году  было
   обработано  13,9  млн. тонн грузов, что на 9,4 процента больше, чем
   в предыдущем году, и почти в 2,4 раза больше, чем в 2001 году.
       В  структуре  грузооборота портов в настоящее время преобладают
   экспортные  грузы  (91  процент  общего грузооборота в 2003 году) -
   нефть  и нефтепродукты, черные металлы, химические удобрения, уголь
   и кокс, зерно, ферросплавы и др.
       С  учетом  сложившейся  политической  и  экономической ситуации
   повысилась  роль  внешней торговли в экономике области. В 2005 году
   внешнеторговый  оборот вырос по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза и
   составил  3223,7  млн.  долларов  США,  в том числе экспорт - 606,9
   млн.  долларов  США  (рост  в  1,17  раза),  импорт  -  2616,8 млн.
   долларов США (рост в 3 раза).
       Такой    существенный   рост   оборота   внешней   торговли   и
   грузооборота  обусловлен заключением межгосударственных соглашений,
   определяющих   рациональную   специализацию  ряда  портов  бассейна
   Балтийского моря.
       Среднегодовая  численность  занятых в экономике Калининградской
   области  увеличилась с 414,1 тыс. человек в 2000 году до 418,2 тыс.
   человек в 2004 году.
       Общая   численность   незанятых   лиц,   классифицируемых   как
   безработные,  в  соответствии с методикой Международной организации
   труда   составила   в  2004  году  27,8  тыс.  человек,  официально
   зарегистрированных  в  службе занятости - 9,1 тыс. человек. Уровень
   регистрируемой  безработицы  составил  2  процента и по сравнению с
   2003 годом вырос на 6 процентов.
       По  уровню  развития малого предпринимательства Калининградская
   область  находится  в  числе  лидеров  среди  российских  регионов,
   уступая  по  числу  малых  предприятий  в  расчете  на 1000 жителей
   только  гг.  Москве  и  Санкт-Петербургу.  В  2004  году 6621 малое
   предприятие   области  произвело  продукции  почти  на  39,9  млрд.
   рублей.  Численность работающих на этих предприятиях составила 73,8
   тыс.  человек (из них 31,1 процента было занято в промышленности, в
   2003 году - 23,4 процента).
       Демографическая   ситуация   в   области   за   последние  годы
   характеризуется  повышением уровня рождаемости, уровня смертности и
   при  этом  ростом естественной убыли населения, которая в 2005 году
   достигла  9,1  человек на 1 тыс. населения. Остаются очень высокими
   показатели смертности населения трудоспособного возраста.
       Для  Калининградской  области  характерен  высокий миграционный
   прирост,  коэффициент которого в 2000 году составил 5,3 человека на
   1  тыс.  населения, в 2005 году - 3,6 человека на 1 тыс. населения.
   Пик  миграционного  прироста  пришелся на 1994 год (20 человек на 1
   тыс. населения).
       В   системе   образования,  сохраняющей  в  целом  относительно
   высокий   уровень,   нарастает   тенденция  развития  платных  форм
   обучения,   особенно  в  учреждениях  высшего  и  несколько  меньше
   среднего  специального образования, за счет чего обеспечивается все
   большая доля финансирования учреждений.
       Охват   детей   дошкольными   учреждениями   в  последние  годы
   увеличивался  и  в  2005 году составил более 67 процентов, однако в
   сельской   местности   охват  детей  в  возрасте  от  1  до  6  лет
   дошкольными  учреждениями  составил только 33 процента по сравнению
   с 60 процентами в 1990 году.
       Инфраструктура  здравоохранения  по  количественным показателям
   уступает  среднему  по  Российской Федерации уровню. На начало 2005
   года   в   области   было  102  врачебных  учреждения,  оказывающих
   амбулаторно-врачебную    помощь   населению,   обеспеченность   ими
   составила  197  посещений  в  смену на 10 тыс. человек, по России -
   251.  В  72  больничных  учреждениях  области  на  10  тыс. человек
   приходится   109   коек,  по  России  -  113  коек.  Обеспеченность
   населения  врачами  и  средним  медицинским  персоналом  на 10 тыс.
   человек составила соответственно 32 и 83, по России - 49 и 111.
       По    целому    ряду   показателей   заболеваемость   населения
   Калининградской   области   все  еще  превосходит  среднероссийский
   уровень  и  уровень  сопредельных  государств  (Литвы  и Польши). В
   последние  годы замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных. В
   2002   году   впервые   выявленная   заболеваемость   ВИЧ-инфекцией
   составила  в области 43 человека на 100 тыс. населения, в 2003 году
   этот  показатель  снизился  до  36,2  человека,  что приближается к
   среднероссийскому    уровню.    Удалось    снизить   заболеваемость
   туберкулезом  детей  (61,3  случая на 100 тыс. детского населения в
   2002 году, в 2003 году - 47,2 случая).
       Бюджетные  расходы  на  душу  населения  (с учетом прожиточного
   минимума)  остаются  ниже среднероссийского уровня. Ниже среднего и
   удельные    расходы   на   образование,   культуру   и   искусство,
   здравоохранение    и   физическую   культуру,   средства   массовой
   информации,  социальную  политику,  а также на жилищно-коммунальное
   хозяйство.
       Жилищный  фонд  в области составляет 18 млн. кв. метров, из них
   значительная   часть   жилых   зданий   и  инженерных  коммуникаций
   построена до 1971 года.
       Обеспеченность    населенных    пунктов    области    системами
   биологической  очистки  сточных  вод  составляет 5 - 8 процентов их
   необходимого количества.
       Растет   износ   основных   фондов   организаций  коммунального
   хозяйства,  снижается  надежность  и устойчивость инженерных систем
   жизнеобеспечения населения.
       Несмотря    на    осуществление    в   последнее   время   ряда
   природоохранных    мероприятий,    а    также   снижение   выбросов
   загрязняющих   веществ,   экологическая   ситуация   на  территории
   Калининградской   области   остается   неблагополучной.   В  рамках
   Программы  планируется  решить вопрос по утилизации твердых бытовых
   и промышленных отходов.
   
                 2. Описание основных рисков, связанных
               с осуществлением программно-целевого метода
   
       В  течение  первого  этапа Программы накоплен существенный опыт
   реализации    мероприятий,    привлечения   внебюджетных   средств,
   отработан   в   целом   механизм  реализации  Программы,  достигнут
   приемлемый   уровень   координации   действий  различных  субъектов
   социально-экономической   политики,   что   позволяет   существенно
   снизить риски реализации Программы.
       Первоначальный   анализ   мероприятий  Программы  проводился  с
   учетом  2  сценариев  развития  экономики  страны  на среднесрочную
   перспективу,  разработанных Министерством экономического развития и
   торговли  Российской  Федерации.  В основу разработки Программы был
   положен   оптимистический   сценарий   развития   экономики  как  в
   наибольшей  степени  отвечающий решению задачи по удвоению валового
   внутреннего  продукта  и  предусматривающий  проведение структурных
   преобразований  в  экономике,  ее  диверсификацию,  увеличение роли
   обрабатывающей  промышленности,  развитие  сферы услуг и отраслей с
   высокой   долей   добавленной   стоимости.   Структурные  сдвиги  в
   экономике   будут  сопровождаться  ростом  спроса  на  качественное
   инфраструктурное    обеспечение    социальной    и    экономической
   деятельности.   Тенденции   развития   страны  по  оптимистическому
   сценарию    развития    подтверждаются    динамикой   экономических
   показателей  за  последние  годы.  Социально-экономическое развитие
   Калининградской  области  как  опорного  региона  России  в  Европе
   должно  соответствовать  темпам  социально-экономического  развития
   России.
       Потребность    в   модернизации   и   развитии   социальной   и
   экономической   инфраструктуры   рассчитана  исходя  из  прогнозных
   параметров    роста    валового   внутреннего   продукта,   объемов
   производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок.
       Рассматривались  2  варианта  развития  социально-экономической
   ситуации в Калининградской области:
       инерционный   вариант,   который   предусматривает   сохранение
   существующих  тенденций  функционирования  экономики  и  социальной
   сферы   Калининградской  области,  недостаточные  объемы  работ  по
   развитию  социальной  и экономической инфраструктуры, строительство
   и   реконструкцию   только   отдельных  приоритетных  незавершенных
   объектов;
       базовый   вариант,  который  предусматривает  финансирование  в
   объеме,   необходимом   для  достижения  целей  Программы,  включая
   обеспечение    необходимых   социально-экономических   показателей,
   концентрацию   ресурсов  для  выполнения  важнейших  для  экономики
   страны  и  области  проектов модернизации и развития региональных и
   муниципальных  инфраструктурных  объектов, завершение строительства
   новых   объектов   и   реконструкции   существующих,   формирование
   социальной   и  экономической  инфраструктуры  региона,  отвечающей
   интересам населения и экономики страны и области.
       Реализация  базового  варианта развития Калининградской области
   предусматривает  выполнение  мероприятий Программы в полном объеме.
   Для  этого  варианта  выполнена  оценка  эффективности мероприятий,
   социально-экономических и экологических последствий.
   
           II. Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации
          Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели
   
       Основной   целью   Программы   является  создание  условий  для
   устойчивого   социально-экономического   развития   Калининградской
   области,  сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств,
   а  также  благоприятного  инвестиционного  климата  в  регионе  для
   сближения  Российской  Федерации и государств - членов Европейского
   союза.
       Реализация  Программы позволит достичь к 2010 году по сравнению
   с 2001 годом (в сопоставимых ценах) следующие показатели:
       валовой региональный продукт увеличится в 2,05 раза;
       прирост  объема производства промышленной продукции составит не
   менее 50 процентов;
       прирост  инвестиций  в  основной  капитал  составит не менее 80
   процентов;
       прирост  среднедушевой  бюджетной  обеспеченности  составит  не
   менее 120 процентов.
       Для  сравнения  можно  отметить, что в соседних государствах за
   аналогичный  период  при  сохранении  темпов  роста, усредненных за
   последние  5  лет, валовой внутренний продукт увеличится в Германии
   -  в  1,13 раза, Дании - в 1,2 раза, Финляндии - в 1,3 раза, Польше
   - в 1,4 раза, Литве - в 1,7 раза.
       Для  достижения  цели  Программы  необходимо  решение следующих
   основных задач:
       задачи  по  обеспечению  геостратегических интересов Российской
   Федерации в Балтийском регионе:
       обеспечение    энергетической    безопасности   Калининградской
   области   за   счет   реконструкции   существующих  и  ввода  новых
   энергоисточников;
       развитие   г.  Калининграда  как  крупного  транспортного  узла
   России за счет модернизации транспортной инфраструктуры;
       улучшение   экологической   обстановки,  выход  на  нормативный
   уровень состояния компонентов окружающей среды;
       задачи общефедерального значения:
       создание      в     регионе     условий     для     устойчивого
   социально-экономического      развития,     увеличение     валового
   регионального  продукта к 2010 году в 2,05 раза при средних годовых
   темпах прироста в размере 7 - 8 процентов;
       трансформация  экономической структуры региона в направлении ее
   экспортной ориентации;
       развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
       развитие туристско-рекреационного комплекса;
       задачи   регионального   значения,   требующие  государственной
   поддержки:
       комплексное    развитие    сельского   хозяйства,   обеспечение
   потребности  населения Калининградской области в основных продуктах
   питания   за   счет   технического   переоснащения   и   применения
   современных   технологий  во  всех  отраслях  сельскохозяйственного
   производства;
       развитие рыбопромышленного комплекса;
       развитие отраслей социальной сферы.
       В  ходе  реализации  Программы  в области будут созданы условия
   для   улучшения  инвестиционного  климата,  важнейшими  из  которых
   являются   развитие  транспортной  и  телекоммуникационной  систем,
   туристско-рекреационной   инфраструктуры,  обеспечение  устойчивого
   энергоснабжения и улучшение экологической обстановки.
       Развитие    телекоммуникационной   инфраструктуры   планируется
   осуществлять  путем  создания территориальных систем информатизации
   органов  государственной  власти,  органов местного самоуправления,
   хозяйствующих субъектов и населения.
       Развитие   туристско-рекреационного  комплекса  способно  стать
   одним  из  эффективных  рычагов  структурной  перестройки экономики
   области  и  обеспечить  растущий  спрос  российских  и  иностранных
   потребителей  на все разнообразие туристических продуктов и услуг в
   сфере  туризма,  сохранение  и  рациональное использование богатого
   историко-культурного и природного наследия.
       Огромное    значение    для    функционирования   хозяйства   и
   экономической    безопасности    Калининградской    области   имеет
   энергетическая    обеспеченность.   Для   решения   этой   проблемы
   предусматривается   строительство   основного   энергоисточника   -
   Калининградской  ТЭЦ-2.  Первый  энергоблок  Калининградской  ТЭЦ-2
   мощностью  450 МВт в конце 2005 года введен в эксплуатацию. В целях
   повышения   надежности   энергообеспечения   региона   и   экономии
   энергоресурсов   запланировано  строительство  второго  энергоблока
   Калининградской  ТЭЦ-2.  Кроме  того,  запланирована  реконструкция
   газопровода  с  доведением  его  мощности  до уровня не менее 1 270
   млн.  куб.  метров в год, а также развитие газотранспортной системы
   Калининградской  области  с  целью  дополнительных  поставок газа в
   регион.
       Поставки  газа в Калининградскую область в 2010 году составят 2
   500  млн.  куб.  метров,  в  том  числе для Калининградской ТЭЦ-2 в
   составе двух энергоблоков в объеме 1 100 млн. куб. метров.
       Дополнительным     фактором,     определяющим    инвестиционную
   привлекательность   региона,  является  экологическая  ситуация.  В
   целях  улучшения  экологической  обстановки и выхода на нормативный
   уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо:
       ввести    в    строй   очистные   сооружения,   модернизировать
   канализационные сети и системы водоснабжения;
       перевести  промышленное  производство  на  экологически  чистые
   технологии;
       построить   полигон   для  утилизации  отходов  производства  и
   потребления, мусороперерабатывающий завод;
       перевести  электростанции и котельные на газовое и местные виды
   топлива.
       К      числу     отраслевых     приоритетов,     обеспечивающих
   конкурентоспособность   и   реализацию  стратегических  преимуществ
   области, относится и аграрно-промышленный комплекс.
       Одной   из   основных   задач   реализации  Программы  является
   повышение   качества   жизни   населения  Калининградской  области,
   которое  характеризуется не только его доходами и стоимостью жизни,
   но  и жилищными условиями, состоянием здоровья, уровнем образования
   населения,  экологией,  работой  общественного  транспорта,  личной
   безопасностью   и  многими  другими  факторами.  Такое  определение
   качества  жизни  обусловило  включение  в  Программу мероприятий по
   развитию   сфер  здравоохранения,  образования,  культуры,  бытовых
   услуг, жилищно-коммунального хозяйства, по обеспечению занятости.
       Программа   разработана   как   взаимоувязанный   по  ресурсам,
   исполнителям     и    срокам    реализации    комплекс    правовых,
   организационных,                                научно-технических,
   производственно-хозяйственных,  экологических,  социальных и других
   мероприятий,  обеспечивающий достижение поставленной цели и решение
   связанных с ней задач.
       Проекты  и  мероприятия,  включенные в Программу, отбирались на
   основании следующих принципов:
       в отношении инвестиционных проектов:
       значение   реализации   проекта   для  Российской  Федерации  и
   Калининградской  области  с точки зрения укрепления межрегиональных
   связей  и  сотрудничества  с  государствами  - членами Европейского
   союза, экспортного потенциала, улучшения структуры промышленности;
       величина  бюджетного  эффекта  для  федерального  и  областного
   бюджетов;
       коммерческий   эффект   реализации   проекта,   величина  срока
   окупаемости заемных средств;
       в отношении некоммерческих мероприятий:
       острота проблемы, решаемой данным мероприятием;
       достижение социальных нормативов уровня жизни населения.
       Программа  реализуется  в  2002 - 2010 годах и осуществляется в
   два этапа.
       Реализация   первого   этапа   Программы  (2002  -  2005  годы)
   позволила   достигнуть  следующих  результатов  в  экономической  и
   социальной сферах Калининградской области:
       начата  реализация группы приоритетных инвестиционных проектов,
   отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;
       создана   база  для  реализации  стратегических  направлений  в
   развитии  сотрудничества  с  государствами  -  членами Европейского
   союза     (энергетика,    транспортная    и    телекоммуникационная
   инфраструктуры);
       сформирован  инвестиционный  потенциал  области  для  ускорения
   экономического роста;
       отработан    новый   механизм   финансирования   инвестиционных
   проектов  и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных
   средств  инвесторов  и  поддержки  за  счет  средств федерального и
   областного бюджетов.
       На  втором  этапе  реализации  Программы  (2006  -  2010  годы)
   продолжится  реализация  мероприятий  в инвестиционной и социальной
   сферах,   закрепляющих   достигнутые  на  первом  этапе  реализации
   Программы    положительные    сдвиги   в   развитии   экономики   и
   реформировании социальной сферы.
       Предстоит        организовать       информационно-аналитическое
   сопровождение   для  контроля  параметров  социально-экономического
   развития области, обеспечить управление осуществлением Программы.
       В  рамках  Программы будут проведены работы в части капитальных
   вложений,  прочие  текущие  мероприятия,  обеспечено финансирование
   всех  инвестиционных  проектов,  созданы  благоприятные условия для
   социально-экономического    развития   области   в   период   после
   завершения Программы.
       Индикаторы  реализации  Программы,  характеризующие  достижение
   заявленных  целей  и  выполнение  поставленных  задач,  приведены в
   приложении N 5.
       Условием  досрочного  прекращения  действия  Программы является
   несоответствие   результатов   ее  выполнения  целевым  индикаторам
   эффективности.
   
                       III. Мероприятия Программы
   
       Основным  принципом группировки мероприятий Программы служит их
   целевая направленность.
       В   период   реализации   Программы   подлежат   выполнению  80
   инвестиционных    проектов,    финансируемых    за   счет   средств
   внебюджетных  источников,  и  43 мероприятия, финансируемых за счет
   средств   федерального  бюджета,  открытого  акционерного  общества
   "Газпром"  и Российского открытого акционерного общества энергетики
   и   электрификации   "Единая   энергетическая  система  России".  В
   Программу  включены также инвестиционные проекты, которые подпадают
   под  действие  Федерального  закона "Об Особой экономической зоне в
   Калининградской   области   и  о  внесении  изменений  в  некоторые
   законодательные  акты  Российской  Федерации" (в части соответствия
   критерию  минимального  объема капитальных вложений). Результаты их
   реализации  (создание  новых рабочих мест, дополнительные налоговые
   платежи и пр.) учтены при расчете эффективности Программы.
       Перечень    мероприятий   Программы,   финансирование   которых
   осуществляется  за  счет  средств  федерального  бюджета, открытого
   акционерного    общества    "Газпром"   и   Российского   открытого
   акционерного   общества   энергетики   и   электрификации   "Единая
   энергетическая   система  России",  приведены  в  приложении  N  6.
   Перечень  мероприятий  Программы и объемы их финансирования за счет
   средств    федерального    бюджета,    консолидированного   бюджета
   Калининградской  области  и  внебюджетных  источников  приведены  в
   приложении   N  7.  Объемы  финансирования  инновационных  проектов
   Программы    за    счет    средств    консолидированного    бюджета
   Калининградской  области  и  средств  внебюджетных  источников,  за
   исключением  средств  открытого  акционерного  общества "Газпром" и
   Российского    открытого   акционерного   общества   энергетики   и
   электрификации  "Единая энергетическая система России", приведены в
   приложении N 8.
   
          1. Градостроительное развитие Калининградской области
   
       Стратегия   развития  Калининградской  области  определяется  в
   Территориальной  комплексной  схеме градостроительного планирования
   развития   территории   Калининградской  области  и  ее  частей  (в
   генеральном  плане области), а также в генеральных планах городов и
   других поселений.
       Отдельные  территории Калининградской области относятся к зонам
   особого  регулирования  градостроительной  деятельности.  В связи с
   этим  возникла необходимость разработки Территориальной комплексной
   схемы    градостроительного    планирования   развития   территории
   Калининградской  области и ее частей с элементами консолидированных
   схем.
       Развитие   инфраструктуры   зон   отдыха   городов  -  курортов
   федерального  значения  Светлогорска  и  Зеленоградска  также будет
   основываться на генеральных планах этих городов.
       В   соответствии   с   Градостроительным   кодексом  Российской
   Федерации  регулирование  градостроительной  деятельности  на  этих
   территориях,  а  также  контроль  за  разработкой  схем  и проектов
   инженерной,  транспортной  и  социальной инфраструктур федерального
   значения  относятся  к  полномочиям  органов государственной власти
   Российской Федерации.
   
               2. Мероприятия по предотвращению негативных
             экологических последствий реализации Программы
   
       Активное  развитие  экономики  Калининградской  области создает
   дополнительные  нагрузки  на  экосистемы, в связи с чем планируется
   провести   комплекс  мероприятий,  направленных  на  предотвращение
   негативных последствий техногенного воздействия.
       Кроме    мероприятий    по    предупреждению    неблагоприятных
   экологических   ситуаций  и  предотвращению  наносимого  окружающей
   среде  ущерба,  реализуемых  на предприятиях производственной сферы
   Калининградской   области   в   рамках   Программы,  предполагается
   осуществить    мероприятия,   направленные   на   совершенствование
   экологической    службы   Калининградской   области   и   улучшение
   экологической ситуации.
       Мероприятия будут проводиться по следующим направлениям:
       снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
       увеличение   степени   очистки  сточных  вод,  достижение  норм
   предельно допустимого сброса в водоемы;
       снижение   количества   отходов   и   увеличение   степени   их
   переработки и утилизации;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное