Стр. 1
26 марта 2003 года N 23-оз
------------------------------------------------------------------
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской
области 25 февраля 2003 года)
Статья 1.
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу
"Безопасное материнство" на 2003-2006 годы".
Статья 2.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области В.Сердюков
Санкт-Петербург,
26 марта 2003 года
N 23-оз
УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 26.03.2003 N 23-оз
(приложение)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ"
-----------------------T------------------------------------------
|Полное наименование|Региональная целевая программа "Безопас-|
|Программы |ное материнство" на 2003-2006 годы" |
| |(далее - Программа) |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Основание для разра-|Указ Президента Российской Федерации от|
|ботки Программы |15 октября 1998 года N 29 "О Президентс-|
| |кой программе "Дети России" на 1998-2000|
| |годы"; |
| |постановление Правительства Российской|
| |Федерации от 25 августа 2000 года N 625|
| |"О федеральных целевых программах по улу-|
| |чшению положения детей в Российской Феде-|
| |рации на 2001-2002 годы"; |
| |постановление Правительства Российской|
| |Федерации от 5 октября 1999 года N 1119|
| |"О мерах по профилактике заболеваний,|
| |связанных с дефицитом йода"; |
| |приказ Министерства здравоохранения Рос-|
| |сийской Федерации от 20 апреля 2001 года|
| |N 124 "О федеральных целевых программах|
| |по улучшению положения детей в Российской|
| |Федерации на 2001-2002 годы"; |
| |приказ Министерства здравоохранения Рос-|
| |сийской Федерации от 14 декабря 1999 года|
| |N 444 "О мерах по профилактике заболева-|
| |ний, связанных с дефицитом йода" |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Период реализации Про-|2003-2006 годы |
|граммы | |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Цель Программы |Государственная поддержка материнства и|
| |детства, создание условий для охраны здо-|
| |ровья матери и рождения здоровых детей,|
| |охрана репродуктивного здоровья, предуп-|
| |реждение и снижение материнской и младен-|
| |ческой заболеваемости и смертности |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Основные задачи и ме-|Совершенствование организации и качества|
|роприятия Программы |оказания акушерско-гинекологической помо-|
| |щи; |
| |оснащение новейшей лечебно-диагностичес-|
| |кой и эндоскопической аппаратурой для ин-|
| |тенсивного наблюдения и лечения беремен-|
| |ных и новорожденных; |
| |закупка лекарственных средств для обеспе-|
| |чения "безопасных" родов; |
| |профилактика йоддефицита у беременных и|
| |детей; |
| |продолжение формирования службы планиро-|
| |вания семьи в Ленинградской области; |
| |обеспечение подростков и социально неза-|
| |щищенных женщин средствами гормональной|
| |контрацепции; |
| |повышение квалификации медицинских работ-|
| |ников (80 человек в год); |
| |завершение строительства родильного дома|
| |в городе Выборге |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Объем финансовых ре-|18327,6 тысячи рублей, в том числе: |
|сурсов, запланирован-|федеральный бюджет - 1900,0 тысяч рублей,|
|ных по Программе на|областной бюджет - 9000,0 тысяч рублей,|
|2003 год |бюджеты муниципальных образований -|
| |7427,6 тысячи рублей |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Объем финансовых ре-|127307,3 тысячи рублей, в том числе: |
|сурсов, необходимых|федеральный бюджет - 16773,4 тысячи|
|для завершения Прог-|рублей, |
|раммы |областной бюджет - 44795,5 тысячи рублей,|
| |бюджеты муниципальных образований -|
| |65738,4 тысячи рублей, из них: |
| |2003 год - 18327,6 тысячи рублей, в том|
| |числе: |
| |федеральный бюджет - 1900,0 тысяч рублей,|
| |областной бюджет - 9000,0 тысяч рублей,|
| |бюджеты муниципальных образований -|
| |7427,6 тысячи рублей; |
| |2004 год - 36626,5 тысячи рублей, в том|
| |числе: |
| |федеральный бюджет - 4900,0 тысяч рублей,|
| |областной бюджет - 12598,4 тысячи рублей,|
| |бюджеты муниципальных образований -|
| |19128,1 тысячи рублей; |
| |2005 год - 36143,7 тысячи рублей, в том|
| |числе: |
| |федеральный бюджет - 4986,7 тысячи руб-|
| |лей, |
| |областной бюджет - 11598,4 тысячи рублей,|
| |бюджеты муниципальных образований -|
| |19558,6 тысячи рублей; |
| |2006 год - 36209,5 тысячи рублей, в том|
| |числе: |
| |федеральный бюджет - 4986,7 тысячи руб-|
| |лей, |
| |областной бюджет - 11598,7 тысячи рублей,|
| |бюджеты муниципальных образований -|
| |19624,1 тысячи рублей |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Объем освоенных финан-|82429,5 тысячи рублей, в том числе: |
|совых ресурсов за пе-|федеральный бюджет - 4794,1 тысячи руб-|
|риод действия регио-|лей, |
|нальной целевой прог-|областной бюджет - 60447,1 тысячи рублей,|
|раммы "Безопасное ма-|бюджеты муниципальных образований -|
|теринство" (1997-2002|6393,2 тысячи рублей, |
|годы) |прочие источники - 10795,1 тысячи рублей |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Ожидаемые конечные ре-|Реализация мероприятий Программы позво-|
|зультаты, социальный и|лит: |
|экономический эффект,|укрепить материально-техническую базу уч-|
|важнейшие целевые по-|реждений родовспоможения; |
|казатели Программы |обеспечить современный уровень организа-|
| |ции и качество акушерско-гинекологической|
| |помощи вне, во время беременности и в ро-|
| |дах, пре- и перинатальной помощи: |
| |сохранить на низком уровне показатели пе-|
| |ринатальной и младенческой смертности в|
| |пределах 11,5 промилле и 12 промилле, что|
| |обеспечит экономический эффект в год не|
| |менее 603,0 тысячи рублей за счет сокра-|
| |щения средних сроков посещения беременной|
| |женской консультации, сроков лечения на|
| |койке патологии беременных, уменьшения|
| |числа патологических родов, рождения не-|
| |доношенных детей (выхаживание на койках|
| |интенсивной терапии); |
| |ежегодно снижать врожденную хромосомную|
| |патологию, влияющую на уровень инвалид-|
| |ности с детства, на 10 процентов, что|
| |приведет к экономии федеральных средств в|
| |размере 1024,0 тысячи рублей в год из|
| |расчета 256,0 тысячи рублей на содержание|
| |одного ребенка в год; |
| |снизить на 25 процентов врожденный гипо-|
| |тиреоз с ежегодной экономической эффекти-|
| |вностью 10,0 тысячи рублей в год за счет|
| |проведения профилактики йодзависящих за-|
| |болеваний у беременных; |
| |ежегодно снижать на 10 процентов число|
| |заболеваний щитовидной железы у детей с|
| |экономическим эффектом 6300,0 рубля в|
| |год за счет проведения йодзаместительной|
| |терапии у детей; |
| |снизить уровень осложнений родов на 5|
| |процентов в год с ежегодной экономической|
| |эффективностью 868,0 тысяч рублей за счет|
| |уменьшения затрат и снижения количества|
| |дней пребывания на акушерской койке в|
| |два-три раза; |
| |ежегодно снижать число абортов на 10 про-|
| |центов, что позволит предотвратить неза-|
| |планированные беременности или беременно-|
| |сти высокого риска и достигнуть экономи-|
| |ческой эффективности до 2425,0 тысячи|
| |рублей |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Разработчик Программы |Комитет по здравоохранению Правительства|
| |Ленинградской области |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Срок разработки Прог-|2002 год |
|раммы | |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Представитель заказчи-|Комитет по здравоохранению Правительства|
|ка Программы |Ленинградской области |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Основной исполнитель и|Комитет по здравоохранению Правительства|
|соисполнители Програм-|Ленинградской области, |
|мы |органы местного самоуправления |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Фамилия, имя, отчест-|Шишкина Ольга Степановна - начальник сек-|
|во, должность, номер|тора организации медицинской помощи мате-|
|телефона руководителя|рям и детям комитета по здравоохранению|
|Программы |Правительства Ленинградской области; тел.|
| |275-28-67 |
+----------------------+-----------------------------------------+
|Система организации|Общий контроль за выполнением Программы|
|контроля за выполнени-|осуществляет вице-губернатор Ленинградс-|
|ем Программы |кой области по социальному развитию. Для|
| |осуществления оперативного контроля руко-|
| |водители учреждений и служб, участвующих|
| |в Программе, представляют ежеквартально в|
| |комитет по здравоохранению Правительства|
| |Ленинградской области сведения о выполне-|
| |нии мероприятий и финансировании Програм-|
| |мы. Комитет по здравоохранению Правитель-|
| |ства Ленинградской области ежеквартально|
| |направляет информацию о ходе финансирова-|
| |ния и выполнения Программы в комитет по|
| |экономике и инвестициям Ленинградской об-|
| |ласти |
L----------------------+------------------------------------------
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Анализ состояния родовспоможения в Ленинградской области
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития
экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное
значение приобретает создание оптимальных условий для материнства,
сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и
развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач по охране
здоровья матерей и детей оптимально осуществлять в рамках целевых
программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые
ресурсы на решении острых проблем материнства и детства.
На территории Ленинградской области программа "Безопасное
материнство" реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства
Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 региональная
целевая программа "Безопасное материнство" продлена на 2001-2002
годы.
Проводимые комплексные мероприятия по Программе позволяют:
сохранить показатели перинатальной и младенческой смертности
на низком уровне: показатель перинатальной смертности за 2001 год
составил 9,21 на 1000 родов (1999 год - 10,8; 2000 год - 11,7);
показатель младенческой смертности - 10,4 на 1000 родившихся
живыми (1999 год - 11,8; 2000 год - 11,6);
уменьшить степень риска материнской заболеваемости и
смертности: по сравнению с 1997 годом показатель материнской
смертности снизился в 3,7 раза и составил в 2001 году 16,3 на 100
тысяч родившихся живыми (1997 год - 59,8; 2000 год - 17,7);
снизить родовой травматизм. За 2001 год случаев родового
травматизма в родильных стационарах области не зарегистрировано
(1999 год - 3 случая, 2000 год - 1 случай). Распространение
идеологии безопасного материнства способствовало развитию
перинатальной помощи на основе психологически комфортного
(физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и
ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди, что привело
к снижению на 26 процентов гнойно-септической заболеваемости среди
новорожденных;
продолжить развитие службы планирования семьи в области;
снизить в абсолютных цифрах на 1120, или 5,2 процента число
абортов по сравнению с 2000 годом и, что особенно важно, в
возрастной группе подростков до 14 лет - на 30,7 процента; в
группе 15-19 лет - на 13 процентов, криминальных абортов - на 39
процентов по сравнению с 1996 годом. В семи районнах открыты
кабинеты планирования семьи, в 10 районах организованы
специализированные приемы детскими подростковыми гинекологами, в
пяти - кабинеты экстренной контрацепции на базах социальных
центров "Семья";
улучшить оснащение родовспомогательных учреждений области
современным медицинским оборудованием, которое способствует
внедрению современных технологий сохранения и восстановления
репродуктивной функции, перинатальных технологий.
Отработана система пренатальной диагностики на уровне
районов, которая позволяет уменьшить количество рождения детей с
врожденными пороками развития (инвалиды с детства). В областной
клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики
с медико-генетическим обследованием. Упорядочены и увеличены
объемы медико-генетического консультирования и пренатальной
диагностики: ультразвуковое обследование на выявление врожденных
пороков развития плода, хорионбиопсия, кариотипирование. В два
раза по сравнению с 2000 годом увеличились объемы
молекулярно-генетических исследований и выявлений хромосомной
патологии на ранних сроках беременности, что способствует
сокращению рождения детей с тяжелой умственной патологией и
множественными пороками развития, ведущими к инвалидизации детей.
Количество прерываний беременности с врожденной патологией плода,
не совместимой с жизнью, увеличилось до 80 процентов (2000 год -
67 процентов). Проблемы, связанные с врожденными и наследственными
болезнями, при которых традиционные лечебные меры неэффективны,
демонстрируют важность профилактики как с медицинской и
социальной, так и экономической точек зрения. Для предотвращения
потерь детей по этим причинам требуется дальнейшее внедрение в
практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка
квалифицированных специалистов и наличие в учреждениях
родовспоможения соответствующей аппаратуры и оснащения.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения
здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и
перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими
медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние
экономические и социальные факторы (качество жизни и питания,
уровень организации и оказания медицинской помощи женщинами и
детям и другие).
В создавшихся условиях социально-экономического положения
населения в течение последних 10 лет в Ленинградской области
наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном
поведении населения - сокращение числа женщин и семей, желающих
иметь детей. Показатель рождаемости в 2001 году составил 7,36 на
1000 населения (1990 год - 11,0; 1995 год - 7,1; 2000 год - 6,8).
Наметившаяся положительная тенденция воспроизводства
населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного
здоровья женщин - увеличивается число женщин, страдающих
гинекологическими заболеваниями, бесплодием, осложнениями
беременности, родов и послеродового периода. Качество здоровья
беременных отражает низкий удельный вес нормальных родов,
показатель которого в целом по области в 2001 году составил 40,4
процента, а в областном родильном доме (город Всеволожск) не
достигает 20 процентов.
На высоком уровне сохраняются невынашивание - 4,4 процента
(2000 год - 4,2 процента; 1999 год - 4,5 процента) и удельный вес
преждевременных родов - 3,4 процента (1999 год - 4 процента).
Преждевременные роды остаются одной из основных причин
перинатальной заболеваемости и смертности. Показатель числа
недоношенных детей в 2001 году составил 77,1 на 1000 родившихся
живыми (75 - в 2000 году), то есть ежегодно рождается 600-700
новорожденных с массой тела от 1 до 2,5 килограмма. Неразрывно
связано с этой проблемой и совершенствование системы выхаживания
новорожденных, в том числе и недоношенных; оснащение родильных
отделений и палат интенсивной терапии для новорожденных
современным лечебно-диагностическим оборудованием (согласно
приложению 5 к Программе) и повышение профессиональной подготовки
медицинских кадров. С учетом высокого показателя патологических
родов, удельного веса преждевременных родов (основные показатели
родовспоможения Ленинградской области приведены в таблице 1),
которые являются основной причиной ранней неонатальной смертности
за счет рождения глубоконедоношенных детей, детей с низкой массой
тела и тяжелыми формами интранатальной асфиксии, в Программу
заложено приобретение сурфактантов. Неблагоприятным фоном является
рост социально обусловленных заболеваний - наркомании,
алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, в
том числе у беременных. В 2001 году в акушерских стационарах
области родоразрешены 21 ВИЧ-инфицированная беременная.
Удельный вес экстрагенитальной патологии у беременных в 2001
году составил 69,7 процента, более 50 процентов из них имеют по
2-3 заболевания. Неудовлетворительное питание женщин, особенно при
беременности, обуславливает высокий уровень заболеваемости анемией
(40 процентов к числу закончивших беременность в 2001 году).
Данные по районам приведены в таблице 1. С целью оздоровления
беременных Программой предусмотрена закупка за счет средств
местных бюджетов антианемических препаратов для
амбулаторно-поликлинического лечения анемии у беременных (согласно
приложению 1 к Программе).
Экстрагенитальная патология как нарушение функции щитовидной
железы (недостаточное потребление йода) у беременных женщин в два
раза увеличивает риск развития гестоза, самопроизвольных выкидышей
и преждевременных родов; в 23 процентах случаев приводит к
хронической внутриутробной гипоксии и асфиксии плода; в 68,2
процента - к перинатальной энцефалопатии, новорожденные в два раза
чаще страдают пролонгированной гипербилирубинемией,
гнойно-септическими заболеваниями, в 17-25 процентах случаев
встречаются внутриутробные аномалии развития плода, такие как
гидроцефалия, микроцефалия, болезнь Дауна; в 50 процентах случаев
возникают осложнения в родах и послеродовом периоде. Наиболее
тяжелыми последствиями йодного дефицита являются нарушения
умственного и физического развития ребенка, которые возникают
преимущественно в перинатальный период.
Перечисленные факторы влияют на мертворождаемость и
перинатальную заболеваемость. Показатель заболеваемости
новорожденных по родильным стационарам области за 2001 год
составил 297,2 на 1000 (2000 год - 274,0; 1999 год - 264,9). В
структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими
причинами являются состояния, возникающие в перинатальном периоде,
в том числе врожденные пороки развития. Рост заболеваемости
новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической
патологией, инвалидов с детства, на ухудшение генофонда.
В Ленинградской области за последние пять лет удельный вес
детей с патологией щитовидной железы вырос в пять лет и в 2001
году составил 43,2 процента всей эндокринной патологии, что может
являться следствием йоддефицита у матери во время беременности и в
период грудного вскармливания. Проявлением йоддефицита у детей
являются более частые заболевания по сравнению со здоровым
ребенком, склонность к хроническим заболеваниям, отставание в
физическом и умственном развитии.
С целью снижения удельного веса патологических родов, пороков
внутриутробного развития плода, врожденного гипотиреоза и снижения
заболеваний щитовидной железы у детей в Программу заложена закупка
йодзамещающих препаратов с расчетом количества беременных и детей
группы риска (таблица 2).
Одним из основных показателей, характеризующих качество
медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является
материнская смертность. В течение последних лет в области
наметилась положительная тенденция к стабилизации этого
показателя. Материнской смертности от абортов в 2001 году не
зарегистрировано. В структуре смертности матерей ведущими
причинами остаются тяжелая экстрагенитальная патология,
кровотечения, развившиеся на фоне соматической патологии и
токсикозов, септические осложнения. Сохраняется высокий уровень
кровотечений в родах в основном у женщин с экстрагенитальной
патологией.
Проблемы, связанные с абортами, имеют национальный характер
(особенно на фоне низкой рождаемости). Несмотря на абсолютное
снижение числа абортов, показатель в Ленинградской области на 1000
женщин фертильного возраста остается высоким: 1998 год - 64,05;
1999 год - 59,8; 2000 год - 50,8; 2001 год - 50,0. Остается
высоким уровень осложнений после абортов: более 70 процентов
женщин страдают воспалением женской половой сферы, высок уровень
эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В
общей структуре материнской смертности в 43 процентах случаев
смерть обусловлена абортами, в том числе криминальными.
Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности
после абортов - недостаточное использование современных
гормональных средств контрацепции женщинами фертильного возраста
(1998 год - 73,4, на 1000 женщин фертильного возраста; 1999 год -
49,5; 2000 год - 52,7; 2001 год - 61,2). Для снижения числа
абортов и материнской смертности от абортов Программой
предусмотрено бесплатное обеспечение гормональными средствами
контрацепции социально незащищенных женщин и подростков за счет
средств местных бюджетов.
Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин,
материально-техническое оснащение в районах области не в полной
мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к
учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам.
Необходимо продолжить подготовку и специализацию медицинских
кадров: акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других
специальностей, педагогов, социальных работников основам
планирования семьи и полового воспитания. Обеспечить внедрение
системы информирования населения по вопросам безопасности
материнства.
Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста,
распространенность абортов, патологии беременности и родов,
обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери,
являются основанием продолжения комплекса государственных мер
неотложного и перспективного характера, утверждения их как
Программы.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы заключается в принятии комплекса
дополнительных мер государственной поддержки, направленных на
создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых и
желанных детей, охрану репродуктивного здоровья, профилактику и
снижение числа абортов, предупреждение и снижение материнской и
младенческой заболеваемости и смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование организации и качества оказания
акушерско-гинекологической помощи за счет внедрения современных
технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции,
перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы
родовспомогательных учреждений;
оснащение эффективной современной лечебно-диагностической и
эндоскопической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного
наблюдения и лечения новорожденных;
оснащение медико-генетического кабинета и проведение
медико-генетического обследования супругов с целью предупреждения
рождения детей с врожденной патологией;
обеспечение профилактики осложнений беременности и родов
(кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и
других); закупка простагландинов для обеспечения "безопасных"
родов;
обеспечение скринингового обследования беременных групп
высокого риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение
невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей,
закупка сурфактантов;
проведение профилактики йоддефицита среди беременных,
кормящих матерей и детей высокой группы риска с целью снижения
осложнений беременности, родов, снижения мертворождаемости и
младенческой смертности, риска врожденных пороков развития плода,
снижения случаев развития заболеваний щитовидной железы и
связанных с ними осложнений;
продолжение формирования службы планирования семьи в
Ленинградской области с государственными и общественными
структурами с целью создания условий регулирования рождаемости
методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного
здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;
обеспечение подростков и социально незащищенных женщин
средствами гормональной контрацепции;
подготовка и специализация медицинских кадров:
акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов,
анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны
материнства и детства;
информационное обеспечение населения по проблемам охраны
репродуктивного здоровья, вопросам безопасного материнства,
здорового образа жизни, планирования семьи, ответственности
родителей за рождение здорового ребенка;
завершение строительства родильного корпуса в городе Выборге.
3. Основные направления Программы
1. Принятие мер государственной поддержки безопасности
материнства.
2. Совершенствование организации и качества оказания
акушерско-гинекологической помощи:
продолжение совершенствования амбулаторно-поликлинической и
стационарной акушерско-гинекологической помощи, основанной на
оптимизации деятельности первичной медико-профилактической службы
на всех уровнях, реструктуризации, внедрении современных
технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции и
перинатальных технологий;
проведение работы в соответствии с федеральными стандартами
качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов,
в послеродовом периоде, гинекологической помощи детям и
подросткам;
дальнейшее развитие консультативно-диагностических служб,
дневных стационаров с расширением акушерско-гинекологической
помощи в амбулаторных условиях; внедрение специализированных видов
медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных
пороков развития, онкологических заболеваний, медико-генетическое
обследование);
продолжение оснащения родовспомогательных учреждений
современной лечебно-диагностической аппаратурой, оснащение
медико-генетического кабинета, обеспечение "безопасных" родов
(закупка простагландинов). Проведение профилактического лечения
йоддефецитных заболеваний с целью снижения мертворождаемости,
пренатальной и младенческой смертности, гестозов, осложнений во
время беременности и родов. Закупка сурфактантов с целью снижения
перинатальной и младенческой смертности среди недоношенных и
маловесных новорожденных. С целью внедрения современных
эффективных методов профилактики абортов предусматривается
централизованная закупка средств гормональной контрацепции для
обеспечения населения групп социального риска (подростки,
малообеспеченные, безработные, инвалиды) за счет средств
федерального бюджета и внебюджетных средств.
3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации
медицинских кадров:
обеспечение повышения квалификации врачей и среднего
медицинского персонала (80 человек ежегодно) по вопросам оказания
неотложной медицинской помощи в акушерстве и гинекологии,
внедрения новых перинатальных и семейно ориентированных
технологий, по профилактике и раннему выявлению онкологических
заболеваний репродуктивной системы женщин, инфекций, передающихся
половым путем, и так далее;
осуществление работы по сертификации специалистов, работающих
в области охраны репродуктивного здоровья;
повышение роли и статуса средних медицинских работников,
включение в их деятельность вопросов профилактики абортов,
современных технологий подготовки семьи к беременности и родам.
4. Обеспечение информированности населения по вопросам
безопасности материнства и здоровья женщин:
разработка и внедрение образовательных программ для населения
по проблеме здоровья женщины и безопасного материнства на основе
ведущих факторов, влияющих на материнскую заболеваемость и
смертность, с особым вниманием к проблемам репродуктивного
здоровья подростков, предупреждения абортов, инфекций,
передаваемых половым путем;
разработка программ по вопросам создания здоровой семьи,
подготовки к рождению ребенка, "безопасных" родов, грудного
вскармливания, информационно-образовательных материалов (брошюры,
буклеты, плакаты и другое);
приобретение видеофильмов по проблемам здоровья и
безопасности материнства.
5. Завершение в 2006 году строительства родильного корпуса в
городе Выборге, находящегося в муниципальной собственности (на 120
коек), за счет средств муниципального и федерального бюджетов.
Проектно-сметная документация разработана в 1989 году
Ленгражданпроектом и утверждена администрацией муниципального
образования Выборгский район, ведется корректировка проекта.
Действующий родильный дом находится в приспособленном
трехэтажном здании, требующем капитального ремонта и замены
теплосети, канализационной системы и системы водоснабжения.
Родильный дом обеспечивает лечебно-диагностическую помощь
населению города Выборга, Выборгского района и города Светогорска.
Технологический процесс родов по системе "Мать и дитя" соблюдается
с трудом, так как норматив площадей занижен в два раза. В то же
время отмечается тенденция к увеличению количества родов: 2000 год
- 1302, 2001 год - 1508 с удельным весом патологических родов - 60
процентов.
Отсутствие должных площадей не позволяет соблюдать
санитарно-эпидемиологический режим родильного дома: увеличивается
риск развития гнойно-септической заболеваемости среди беременных,
рожениц, родильниц и новорожденных; затруднено внедрение
современного лечебно-диагностического оборудования в достаточном
количестве из-за постоянной перегрузки электросети; нет
возможности развернуть операционные (в настоящее время в родильном
доме одна операционная для чистых и гнойных операций), отделение
реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, что
необходимо, учитывая количество родов и отдаленность от
Санкт-Петербурга (135 км). Завершение строительства нового корпуса
родильного дома позволит увеличить объемы и улучшить качество
оказания акушерско-гинекологической помощи населению, уменьшить
отток беременных и больных в другие лечебно-профилактические
учреждения.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий
Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
укрепить материально-техническую базу учреждений
родовспоможения;
обеспечить современный уровень организации и качества
акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в
родах, пре- и перинатальной помощи;
сохранить на низком уровне показатели перинатальной
смертности (11,5 на 1000 родов) и младенческой смертности (12,0 на
1000 родившихся живыми). Обеспечение родовспомогательных
учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием,
внедрение современных технологий в акушерстве и обучение персонала
приведет к предотвращению 65-70 перинатальных и младенческих
потерь (в абсолютных цифрах) в год. Экономическая эффективность в
сокращении дородовых посещений беременной женской консультации, в
том числе областной клинической поликлиники, сокращении сроков
лечения на койке патологии беременных, количества патологических
родов, рождения недоношенных детей (выхаживание на койке
интенсивной терапии) составит не менее 603,0 тысячи рублей;
снизить врожденную хромосомную патологию плода, влияющую на
уровень инвалидности с детства, на 10 процентов, что приведет к
ежегодной экономии государственных средств в размере 1024,0 тысячи
рублей. Данная группа детей - глубокие инвалиды с детства, которые
не могут самостоятельно себя обслуживать, продолжительность их
жизни не превышает 30 лет, как правило, такие дети находятся в
специализированных государственных учреждениях. Уменьшатся
косвенные затраты, так как матери таких детей вынуждены не
работать, браки в 50 процентах случаев распадаются;
ежегодно снижать врожденный гипотиреоз новорожденных на 25
процентов (в абсолютных цифрах - 10 детей) за счет проведения
профилактики йодзависящих заболеваний у беременных. Стоимость
лечения одного ребенка в год - 1000,0 рублей (лечение
пожизненное). Экономический эффект составит 10000,0 рублей в год;
ежегодно снижать удельный вес осложненных родов на пять
процентов (в абсолютных цифрах - 280-300 патологических родов).
Стоимость одного дня пребывания на муниципальной акушерской койке
составляет 306,28 рубля, на областной - 313,68 рубля (в ценах 2002
года), среднее количество дней пребывания на койке в результате
осложненных родов - 10 дней. Уменьшение количества патологических
родов приведет к уменьшению затрат и снижению количества
пребывания на койке в два-три раза (4,5-5,5 дня). Экономия
финансовых средств - в пределах 868,0 тысячи рублей;
ежегодно снижать на 10 процентов заболевания щитовидной
железы у детей. Затраты на лечение одного ребенка с патологией
щитовидной железы - 420,0 рублей в год. За счет проведения
йодзаместительной терапии у детей (в абсолютных цифрах - 15 детей
в год) экономический эффект составит 6300,0 тысячи рублей в год;
ежегодно снижать абсолютное число абортов на 10 процентов в
год. Ежегодное предотвращение незапланированной беременности или
беременностей высокого риска (около 2 тысяч) предотвратит 1064
аборта, 88 выкидышей, 168 инфицированных выкидышей, 44 (2,2
процента) осложнений после абортов и 680 незапланированных родов
высокого риска, что позволит снизить расходы государства в
пределах 2425,0 тысячи рублей в год.
5. Мероприятия по безопасному материнству
1. Программа разрабатывалась с учетом заявок
лечебно-профилактических учреждений и реальной потребностью
родовспомогательных учреждений Ленинградской области в современном
лечебно-диагностическом оборудовании, этим определены учреждения
здравоохранения для включения в Программу. Программа
предусматривает долевое участие муниципальных образований в
размере 25 процентов от средств областного бюджета, которое
направлено на закупку антианемических препаратов и препаратов
гормональной контрацепции.
2. Объем финансирования, запланированный на лечение анемии,
приведен в приложении 1 к Программе по каждом району с учетом
количества беременных с анемией, удельным весом беременных из
групп средней и высокой степени риска по материнской и
младенческой смертности с возможным лечением в амбулаторных
условиях и учетом долевого участия муниципального образования.
3. С целью снижения перинатальной и младенческой смертности в
Программу заложено приобретение сурфактантов с учетом высокого
процента патологических родов (59,6 процента), удельного веса
преждевременных родов (3,4 процента), которые являются основной
причиной ранней неонатальной и младенческой смертности за счет
рождения новорожденных с низкой массой тела от 500 до 2000 граммов
(около 200 новорожденных ежегодно). Учреждения здравоохранения,
указанные в Программе по обеспечению сурфактантами, выполняют
функцию межрайонных отделений, в которых сосредоточена основная
патология новорожденных, имеются реанимационные койки и койки
интенсивного ухода за новорожденными. Ленинградское областное
государственное учреждение "Детская клиническая больница"
оказывает экстренную медицинскую помощь глубоконедоношенным детям
на месте при выездах в районы и проводит лечение в реанимационном
отделении.
4. С учетом высокого уровня патологических родов для
обеспечения их безопасности для матери и плода, минимального риска
для женщины при прерывании беременности по медицинским и
социальным показаниям (3,2 процента), снижения материнской
смертности Программой предусмотрена закупка простагландинов из
расчета количества патологических родов и удельного веса
осложнений в родовспомогательных учреждениях области и
Ленинградской областной клинической больнице.
5. С целью снижения удельного веса патологических родов,
пороков внутриутробного развития плода, врожденного гипотиреоза и
снижения заболеваний щитовидной железы у детей Программой
предусмотрена закупка йодзамещающих препаратов с расчетом
количества беременных и детей высокой группы риска.
6. Обеспечение гормональной контрацепцией социально
незащищенных женщин и подростков предусмотрено с учетом показателя
числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста в каждом
муниципальном образовании при его долевом участии.
Таблица 1. Основные показатели родовспоможения
Таблица 1.1
----------------------T------T-------------T-----------------------T---------
| Муниципальное |Коли- | Беременные | Роды |Новорож-|
| образование |чество+------T------+-------T-------T-------+денные с|
| |женщин|коли- |удель-|коли- |удель- |удель- |низкой |
| |фер- |чество|ный |чество |ный вес|ный вес|массой |
| |тиль- |бере- |вес |родов в|патоло-|прежде-|500-2000|
| |ного |менных|анемии|акушер-|гичес- |вре- |граммов |
| |воз- |высо- |(про- |ских |ких ро-|менных |(количе-|
| |раста |кой |цент) |стаци- |дов |родов |ство и |
| | |группы| |онарах |(про- |(про- |процент)|
| | |риска | |области|цент) |цент) | |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Бокситогорский район |5800 |154 |85,0 |211 |57,3 |6,2 |5-2,4 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Волосовский район |12548 |379 |33,3 |283 |50,9 |11,5 |8-2,8 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Всеволожский район |33693 |617 |58,8 |994 |94,7 |7,3 |36-3,6 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Волховский район |5097 |187 |48,9 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Город Волхов |7430 |229 |53,7 |671 |48,5 |8,0 |22-3,3 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Выборгский район |39269 |906 |70,8 |1480 |59,0 |6,4 |39-2,6 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Гатчинский район и|44868 |822 |40,1 |1052 |77,6 |7,3 |39-3,7 |
|город Гатчина | | | | | | | |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Кингисеппский район |18936 |348 |52,2 |572 |54,0 |6,1 |13-2,3 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Киришский район |17802 |361 |39,3 |611 |27,6 |7,2 |14-2,3 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Кировский район |20000 |341 |47,5 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Лодейнопольский район|9735 |172 |51,1 |280 |83,5 |6,1 |5-1,8 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Ломоносовский район |15831 |265 |63,7 |207 |32,8 |5,9 |2-1,0 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Лужский район |17890 |379 |55,2 |589 |39,0 |5,0 |13-2,25 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Подпорожский район |8400 |163 |81,7 |248 |28,2 |5,7 |6-2,4 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Приозерский район |13109 |251 |66,4 |388 |59,8 |7,5 |11-2,8 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Сланцевский район |10199 |221 |72,6 |336 |53,0 |4,8 |7-2,1 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Тихвинский район |21600 |388 |49,8 |606 |61,0 |4,6 |15-2,5 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Тосненский район |34368 |466 |51,9 |679 |42,0 |7,8 |23-3,4 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Город Пикалево |5420 |128 |81,8 |213 |54,5 |1,9 |1-0,5 |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Город Ивангород |3647 |52 |66,4 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Город Светогорск |6122 |89 |66,6 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Город Сертолово |7112 |93 |82,0 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Колтушская волость |1800 |37 |71,2 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Город Новая Ладога |2182 |46 |40,8 |нет |нет |нет |нет |
| | | | |роддома|роддома|роддома|роддома |
+---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
|Поселок Кузнечное |Нет акушера-гинеколога; беременные наблюдаются в жен-|
| |ской консультации МУЗ "Приозерская центральная район-|
| |ная больница" |
+---------------------+------T------T------T-------T-------T-------T--------+
|Город Коммунар |5009 |77 |41,6 |нет |нет |нет |нет |
|