Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.03.2003 N 23-ОЗ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   26 марта 2003 года                                         N 23-оз
   ------------------------------------------------------------------
   
                         ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
   
                            ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
   
                    О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
              "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ"
   
            (Принят Законодательным собранием Ленинградской
                     области 25 февраля 2003 года)
   
        Статья 1.
   
        Утвердить  прилагаемую   региональную    целевую    программу
   "Безопасное материнство" на 2003-2006 годы".
   
        Статья 2.
   
        Настоящий областной   закон   вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.
   
   Губернатор
   Ленинградской области                                   В.Сердюков
   
   Санкт-Петербург,
   26 марта 2003 года
   N 23-оз
   
   
   
                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                                    областным законом
                                                от 26.03.2003 N 23-оз
                                                         (приложение)
   
                     РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
              "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ"
   
                                ПАСПОРТ
                     РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
              "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2003-2006 ГОДЫ"
   
   -----------------------T------------------------------------------
   |Полное    наименование|Региональная целевая программа  "Безопас-|
   |Программы             |ное материнство" на 2003-2006 годы"      |
   |                      |(далее - Программа)                      |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Основание для   разра-|Указ Президента Российской Федерации   от|
   |ботки Программы       |15 октября 1998 года N  29 "О Президентс-|
   |                      |кой программе "Дети  России" на 1998-2000|
   |                      |годы";                                   |
   |                      |постановление   Правительства  Российской|
   |                      |Федерации от 25 августа 2000  года  N 625|
   |                      |"О федеральных целевых программах по улу-|
   |                      |чшению положения детей в Российской Феде-|
   |                      |рации на 2001-2002 годы";                |
   |                      |постановление   Правительства  Российской|
   |                      |Федерации от 5 октября 1999  года  N 1119|
   |                      |"О мерах  по  профилактике   заболеваний,|
   |                      |связанных с дефицитом йода";             |
   |                      |приказ Министерства  здравоохранения Рос-|
   |                      |сийской Федерации от  20 апреля 2001 года|
   |                      |N 124 "О  федеральных  целевых программах|
   |                      |по улучшению положения детей в Российской|
   |                      |Федерации на 2001-2002 годы";            |
   |                      |приказ  Министерства здравоохранения Рос-|
   |                      |сийской Федерации от 14 декабря 1999 года|
   |                      |N 444  "О мерах по профилактике заболева-|
   |                      |ний, связанных с дефицитом йода"         |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Период реализации Про-|2003-2006 годы                           |
   |граммы                |                                         |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Цель Программы        |Государственная поддержка материнства   и|
   |                      |детства, создание условий для охраны здо-|
   |                      |ровья  матери  и рождения здоровых детей,|
   |                      |охрана репродуктивного  здоровья, предуп-|
   |                      |реждение и снижение материнской и младен-|
   |                      |ческой заболеваемости и смертности       |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Основные задачи и  ме-|Совершенствование организации  и качества|
   |роприятия Программы   |оказания акушерско-гинекологической помо-|
   |                      |щи;                                      |
   |                      |оснащение новейшей  лечебно-диагностичес-|
   |                      |кой и эндоскопической аппаратурой для ин-|
   |                      |тенсивного наблюдения  и лечения беремен-|
   |                      |ных и новорожденных;                     |
   |                      |закупка лекарственных средств для обеспе-|
   |                      |чения "безопасных" родов;                |
   |                      |профилактика  йоддефицита  у беременных и|
   |                      |детей;                                   |
   |                      |продолжение формирования  службы планиро-|
   |                      |вания семьи в Ленинградской области;     |
   |                      |обеспечение  подростков и социально неза-|
   |                      |щищенных женщин  средствами  гормональной|
   |                      |контрацепции;                            |
   |                      |повышение квалификации медицинских работ-|
   |                      |ников (80 человек в год);                |
   |                      |завершение строительства  родильного дома|
   |                      |в городе Выборге                         |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Объем  финансовых  ре-|18327,6 тысячи рублей, в том числе:      |
   |сурсов,  запланирован-|федеральный бюджет - 1900,0 тысяч рублей,|
   |ных  по  Программе  на|областной бюджет   - 9000,0 тысяч рублей,|
   |2003 год              |бюджеты   муниципальных   образований   -|
   |                      |7427,6 тысячи рублей                     |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Объем  финансовых  ре-|127307,3 тысячи рублей, в том числе:     |
   |сурсов,    необходимых|федеральный  бюджет   -   16773,4  тысячи|
   |для  завершения  Прог-|рублей,                                  |
   |раммы                 |областной бюджет - 44795,5 тысячи рублей,|
   |                      |бюджеты   муниципальных   образований   -|
   |                      |65738,4 тысячи рублей, из них:           |
   |                      |2003 год - 18327,6 тысячи рублей,  в  том|
   |                      |числе:                                   |
   |                      |федеральный бюджет - 1900,0 тысяч рублей,|
   |                      |областной бюджет   - 9000,0 тысяч рублей,|
   |                      |бюджеты   муниципальных   образований   -|
   |                      |7427,6 тысячи рублей;                    |
   |                      |2004 год - 36626,5 тысячи рублей,  в  том|
   |                      |числе:                                   |
   |                      |федеральный бюджет - 4900,0 тысяч рублей,|
   |                      |областной бюджет - 12598,4 тысячи рублей,|
   |                      |бюджеты    муниципальных    образований -|
   |                      |19128,1 тысячи рублей;                   |
   |                      |2005 год - 36143,7 тысячи рублей,  в  том|
   |                      |числе:                                   |
   |                      |федеральный бюджет  -  4986,7 тысячи руб-|
   |                      |лей,                                     |
   |                      |областной бюджет - 11598,4 тысячи рублей,|
   |                      |бюджеты    муниципальных   образований  -|
   |                      |19558,6 тысячи рублей;                   |
   |                      |2006 год - 36209,5 тысячи рублей,  в  том|
   |                      |числе:                                   |
   |                      |федеральный бюджет  -  4986,7 тысячи руб-|
   |                      |лей,                                     |
   |                      |областной бюджет - 11598,7 тысячи рублей,|
   |                      |бюджеты   муниципальных    образований  -|
   |                      |19624,1 тысячи рублей                    |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Объем освоенных финан-|82429,5  тысячи рублей, в том числе:     |
   |совых ресурсов за  пе-|федеральный бюджет  -  4794,1 тысячи руб-|
   |риод  действия  регио-|лей,                                     |
   |нальной  целевой прог-|областной бюджет - 60447,1 тысячи рублей,|
   |раммы  "Безопасное ма-|бюджеты   муниципальных    образований  -|
   |теринство"  (1997-2002|6393,2 тысячи рублей,                    |
   |годы)                 |прочие источники - 10795,1 тысячи рублей |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Ожидаемые конечные ре-|Реализация  мероприятий  Программы позво-|
   |зультаты, социальный и|лит:                                     |
   |экономический  эффект,|укрепить материально-техническую базу уч-|
   |важнейшие целевые  по-|реждений родовспоможения;                |
   |казатели Программы    |обеспечить современный  уровень организа-|
   |                      |ции и качество акушерско-гинекологической|
   |                      |помощи вне, во время беременности и в ро-|
   |                      |дах, пре- и перинатальной помощи:        |
   |                      |сохранить на низком уровне показатели пе-|
   |                      |ринатальной  и  младенческой смертности в|
   |                      |пределах 11,5 промилле и 12 промилле, что|
   |                      |обеспечит  экономический  эффект в год не|
   |                      |менее 603,0 тысячи рублей  за счет сокра-|
   |                      |щения средних сроков посещения беременной|
   |                      |женской консультации,  сроков  лечения на|
   |                      |койке  патологии  беременных,  уменьшения|
   |                      |числа патологических родов,  рождения не-|
   |                      |доношенных детей (выхаживание  на  койках|
   |                      |интенсивной терапии);                    |
   |                      |ежегодно  снижать  врожденную хромосомную|
   |                      |патологию,  влияющую  на уровень инвалид-|
   |                      |ности  с  детства,  на  10 процентов, что|
   |                      |приведет к экономии федеральных средств в|
   |                      |размере  1024,0  тысячи рублей  в год  из|
   |                      |расчета 256,0 тысячи рублей на содержание|
   |                      |одного ребенка в год;                    |
   |                      |снизить  на 25 процентов врожденный гипо-|
   |                      |тиреоз с ежегодной экономической эффекти-|
   |                      |вностью  10,0 тысячи рублей в год за счет|
   |                      |проведения профилактики  йодзависящих за-|
   |                      |болеваний у беременных;                  |
   |                      |ежегодно снижать  на  10  процентов число|
   |                      |заболеваний щитовидной  железы  у детей с|
   |                      |экономическим  эффектом  6300,0  рубля  в|
   |                      |год  за счет проведения йодзаместительной|
   |                      |терапии у детей;                         |
   |                      |снизить уровень  осложнений  родов  на  5|
   |                      |процентов в год с ежегодной экономической|
   |                      |эффективностью 868,0 тысяч рублей за счет|
   |                      |уменьшения затрат  и  снижения количества|
   |                      |дней пребывания  на  акушерской  койке  в|
   |                      |два-три раза;                            |
   |                      |ежегодно снижать число абортов на 10 про-|
   |                      |центов,  что позволит предотвратить неза-|
   |                      |планированные беременности или беременно-|
   |                      |сти высокого риска и достигнуть  экономи-|
   |                      |ческой  эффективности  до  2425,0  тысячи|
   |                      |рублей                                   |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Разработчик Программы |Комитет по  здравоохранению Правительства|
   |                      |Ленинградской  области                   |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Срок разработки  Прог-|2002 год                                 |
   |раммы                 |                                         |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Представитель заказчи-|Комитет по  здравоохранению Правительства|
   |ка Программы          |Ленинградской области                    |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Основной исполнитель и|Комитет по  здравоохранению Правительства|
   |соисполнители Програм-|Ленинградской области,                   |
   |мы                    |органы местного самоуправления           |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Фамилия,  имя, отчест-|Шишкина Ольга Степановна - начальник сек-|
   |во,  должность,  номер|тора организации медицинской помощи мате-|
   |телефона  руководителя|рям  и  детям комитета по здравоохранению|
   |Программы             |Правительства Ленинградской области; тел.|
   |                      |275-28-67                                |
   +----------------------+-----------------------------------------+
   |Система    организации|Общий контроль  за  выполнением Программы|
   |контроля за выполнени-|осуществляет вице-губернатор  Ленинградс-|
   |ем Программы          |кой области по социальному развитию.  Для|
   |                      |осуществления оперативного контроля руко-|
   |                      |водители учреждений и служб,  участвующих|
   |                      |в Программе, представляют ежеквартально в|
   |                      |комитет по здравоохранению  Правительства|
   |                      |Ленинградской области сведения о выполне-|
   |                      |нии мероприятий и финансировании Програм-|
   |                      |мы. Комитет по здравоохранению Правитель-|
   |                      |ства Ленинградской  области ежеквартально|
   |                      |направляет информацию о ходе финансирова-|
   |                      |ния  и выполнения Программы  в комитет по|
   |                      |экономике и инвестициям Ленинградской об-|
   |                      |ласти                                    |
   L----------------------+------------------------------------------
   
        1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
   
        1.1. Анализ состояния родовспоможения в Ленинградской области
   
        В  условиях  наметившихся  тенденций   позитивного   развития
   экономики, снижения  темпов  падения  рождаемости  особенно важное
   значение приобретает создание оптимальных условий для материнства,
   сохранение здоровья   женщины-матери   и  обеспечение  рождения  и
   развития здорового ребенка.
        Как показала  практика,  решение приоритетных задач по охране
   здоровья матерей и детей оптимально осуществлять в рамках  целевых
   программ, что  позволяет  сосредоточить  материальные и финансовые
   ресурсы на решении острых проблем материнства и детства.
        На территории  Ленинградской  области  программа  "Безопасное
   материнство" реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства
   Ленинградской области  от  26  октября 2000 года N 23 региональная
   целевая программа "Безопасное материнство" продлена  на  2001-2002
   годы.
        Проводимые комплексные мероприятия по Программе позволяют:
        сохранить показатели  перинатальной и младенческой смертности
   на низком уровне:  показатель перинатальной смертности за 2001 год
   составил 9,21 на 1000 родов (1999 год - 10,8; 2000  год  -  11,7);
   показатель младенческой  смертности  -  10,4  на  1000  родившихся
   живыми (1999 год - 11,8; 2000 год - 11,6);
        уменьшить степень   риска   материнской   заболеваемости    и
   смертности: по  сравнению  с  1997  годом  показатель  материнской
   смертности снизился в 3,7 раза и составил в 2001 году 16,3 на  100
   тысяч родившихся живыми (1997 год - 59,8; 2000 год - 17,7);
        снизить родовой травматизм.  За  2001  год  случаев  родового
   травматизма в  родильных  стационарах области  не зарегистрировано
   (1999 год - 3  случая,  2000  год  -  1  случай).  Распространение
   идеологии безопасного    материнства    способствовало    развитию
   перинатальной помощи   на   основе   психологически    комфортного
   (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и
   ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди, что привело
   к снижению на 26 процентов гнойно-септической заболеваемости среди
   новорожденных;
        продолжить развитие  службы  планирования  семьи  в  области;
   снизить в абсолютных  цифрах  на  1120,  или  5,2  процента  число
   абортов по  сравнению  с  2000  годом  и, что  особенно  важно,  в
   возрастной группе подростков до 14  лет  -  на  30,7  процента;  в
   группе 15-19 лет - на 13 процентов, криминальных абортов -  на  39
   процентов по сравнению с  1996  годом.  В  семи  районнах  открыты
   кабинеты   планирования   семьи,   в   10   районах   организованы
   специализированные приемы детскими подростковыми  гинекологами,  в
   пяти  -  кабинеты  экстренной  контрацепции  на  базах  социальных
   центров "Семья";
        улучшить оснащение  родовспомогательных  учреждений   области
   современным медицинским    оборудованием,   которое   способствует
   внедрению современных  технологий  сохранения   и   восстановления
   репродуктивной функции, перинатальных технологий.
        Отработана система   пренатальной   диагностики   на   уровне
   районов, которая  позволяет  уменьшить количество рождения детей с
   врожденными пороками развития (инвалиды с  детства).  В  областной
   клинической больнице  открыта лаборатория пренатальной диагностики
   с медико-генетическим  обследованием.  Упорядочены   и   увеличены
   объемы медико-генетического    консультирования   и   пренатальной
   диагностики: ультразвуковое обследование на  выявление  врожденных
   пороков развития  плода,  хорионбиопсия,  кариотипирование.  В два
   раза по   сравнению    с    2000    годом    увеличились    объемы
   молекулярно-генетических исследований   и   выявлений  хромосомной
   патологии на  ранних   сроках   беременности,   что   способствует
   сокращению рождения   детей  с  тяжелой  умственной  патологией  и
   множественными пороками развития,  ведущими к инвалидизации детей.
   Количество прерываний  беременности с врожденной патологией плода,
   не совместимой  с жизнью,  увеличилось до 80 процентов (2000 год -
   67 процентов). Проблемы, связанные с врожденными и наследственными
   болезнями, при которых традиционные  лечебные  меры  неэффективны,
   демонстрируют  важность   профилактики   как   с   медицинской   и
   социальной, так и экономической точек зрения.  Для  предотвращения
   потерь детей по этим причинам  требуется  дальнейшее  внедрение  в
   практическое  здравоохранение   высоких   технологий,   подготовка
   квалифицированных   специалистов   и   наличие    в    учреждениях
   родовспоможения соответствующей аппаратуры и оснащения.
        Создание условий   для  охраны  здоровья  матери  и  рождения
   здоровых детей,   предупреждение   и   снижение   материнской    и
   перинатальной заболеваемости   и  смертности  являются  важнейшими
   медико-социальными проблемами,  на   которые   оказывают   влияние
   экономические и  социальные  факторы  (качество  жизни  и питания,
   уровень организации и  оказания  медицинской  помощи  женщинами  и
   детям и другие).
        В создавшихся  условиях  социально-экономического   положения
   населения в  течение  последних  10  лет  в  Ленинградской области
   наблюдается существенное  изменение  тенденций  в   репродуктивном
   поведении населения  -  сокращение числа женщин и семей,  желающих
   иметь детей.  Показатель рождаемости в 2001 году составил 7,36  на
   1000 населения (1990 год - 11,0; 1995 год - 7,1; 2000 год - 6,8).
        Наметившаяся   положительная    тенденция     воспроизводства
   населения происходит  на  фоне  снижения  качества репродуктивного
   здоровья женщин   -   увеличивается   число   женщин,   страдающих
   гинекологическими заболеваниями,      бесплодием,     осложнениями
   беременности, родов и  послеродового  периода.  Качество  здоровья
   беременных отражает   низкий   удельный   вес   нормальных  родов,
   показатель которого в целом по области в 2001 году  составил  40,4
   процента, а  в  областном  родильном  доме  (город  Всеволожск) не
   достигает 20 процентов.
        На высоком  уровне  сохраняются  невынашивание - 4,4 процента
   (2000 год - 4,2 процента;  1999 год - 4,5 процента) и удельный вес
   преждевременных родов  -  3,4  процента  (1999  год - 4 процента).
   Преждевременные роды   остаются   одной   из    основных    причин
   перинатальной заболеваемости   и   смертности.   Показатель  числа
   недоношенных детей в 2001 году составил 77,1  на  1000  родившихся
   живыми (75  -  в  2000 году),  то  есть ежегодно рождается 600-700
   новорожденных с массой тела от 1  до  2,5  килограмма.  Неразрывно
   связано с  этой  проблемой и совершенствование системы выхаживания
   новорожденных, в том числе  и  недоношенных;  оснащение  родильных
   отделений и    палат   интенсивной   терапии   для   новорожденных
   современным лечебно-диагностическим    оборудованием     (согласно
   приложению 5  к Программе) и повышение профессиональной подготовки
   медицинских кадров.  С учетом высокого  показателя  патологических
   родов, удельного  веса  преждевременных родов (основные показатели
   родовспоможения Ленинградской  области  приведены  в  таблице  1),
   которые являются основной причиной ранней  неонатальной смертности
   за счет рождения глубоконедоношенных детей,  детей с низкой массой
   тела и  тяжелыми  формами  интранатальной  асфиксии,  в  Программу
   заложено приобретение сурфактантов. Неблагоприятным фоном является
   рост социально    обусловленных    заболеваний    -    наркомании,
   алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, в
   том числе  у  беременных.  В  2001  году  в акушерских стационарах
   области родоразрешены 21 ВИЧ-инфицированная беременная.
        Удельный вес экстрагенитальной патологии у беременных в  2001
   году  составил  69,7 процента,  более 50 процентов из них имеют по
   2-3 заболевания. Неудовлетворительное питание женщин, особенно при
   беременности, обуславливает высокий уровень заболеваемости анемией
   (40 процентов к  числу  закончивших  беременность  в  2001  году).
   Данные по районам приведены в  таблице 1.   С  целью  оздоровления
   беременных   Программой  предусмотрена  закупка  за  счет  средств
   местных     бюджетов      антианемических      препаратов      для
   амбулаторно-поликлинического лечения анемии у беременных (согласно
   приложению 1 к Программе).
        Экстрагенитальная патология  как нарушение функции щитовидной
   железы (недостаточное потребление йода) у беременных женщин в  два
   раза увеличивает риск развития гестоза, самопроизвольных выкидышей
   и преждевременных  родов;  в  23  процентах  случаев  приводит   к
   хронической внутриутробной  гипоксии  и  асфиксии  плода;  в  68,2
   процента - к перинатальной энцефалопатии, новорожденные в два раза
   чаще страдают         пролонгированной        гипербилирубинемией,
   гнойно-септическими заболеваниями,  в  17-25   процентах   случаев
   встречаются внутриутробные  аномалии  развития  плода,  такие  как
   гидроцефалия, микроцефалия,  болезнь Дауна; в 50 процентах случаев
   возникают осложнения  в  родах  и  послеродовом периоде.  Наиболее
   тяжелыми последствиями   йодного   дефицита   являются   нарушения
   умственного и  физического  развития  ребенка,  которые  возникают
   преимущественно в перинатальный период.
        Перечисленные  факторы   влияют    на   мертворождаемость   и
   перинатальную заболеваемость.      Показатель       заболеваемости
   новорожденных по   родильным   стационарам  области  за  2001  год
   составил 297,2 на 1000 (2000 год - 274,0;  1999 год  -  264,9).  В
   структуре заболеваемости  и  младенческой смертности определяющими
   причинами являются состояния, возникающие в перинатальном периоде,
   в том   числе  врожденные  пороки  развития.  Рост  заболеваемости
   новорожденных влияет  на  увеличение  числа  детей  с  хронической
   патологией, инвалидов с детства, на ухудшение генофонда.
        В Ленинградской области за последние пять  лет  удельный  вес
   детей с  патологией  щитовидной  железы  вырос в пять лет и в 2001
   году составил 43,2 процента всей эндокринной патологии,  что может
   являться следствием йоддефицита у матери во время беременности и в
   период грудного вскармливания.  Проявлением  йоддефицита  у  детей
   являются  более  частые  заболевания  по  сравнению  со   здоровым
   ребенком, склонность  к  хроническим  заболеваниям,  отставание  в
   физическом и умственном развитии.
        С целью снижения удельного веса патологических родов, пороков
   внутриутробного развития плода, врожденного гипотиреоза и снижения
   заболеваний щитовидной железы у детей в Программу заложена закупка
   йодзамещающих препаратов  с расчетом количества беременных и детей
   группы риска (таблица 2).
        Одним из   основных   показателей,  характеризующих  качество
   медицинской помощи женщинам  и  состояние  их  здоровья,  является
   материнская смертность.   В   течение   последних  лет  в  области
   наметилась положительная   тенденция    к    стабилизации    этого
   показателя. Материнской  смертности  от  абортов  в  2001  году не
   зарегистрировано. В   структуре   смертности   матерей    ведущими
   причинами остаются     тяжелая     экстрагенитальная    патология,
   кровотечения, развившиеся  на  фоне   соматической   патологии   и
   токсикозов, септические  осложнения.  Сохраняется  высокий уровень
   кровотечений в  родах  в  основном  у  женщин  с экстрагенитальной
   патологией.
        Проблемы, связанные с абортами,  имеют национальный  характер
   (особенно на  фоне  низкой  рождаемости).  Несмотря  на абсолютное
   снижение числа абортов, показатель в Ленинградской области на 1000
   женщин фертильного  возраста  остается высоким:  1998 год - 64,05;
   1999 год - 59,8;  2000 год -  50,8;  2001  год  -  50,0.  Остается
   высоким уровень  осложнений  после  абортов:  более  70  процентов
   женщин страдают воспалением женской половой сферы,  высок  уровень
   эндокринных нарушений,  невынашивания беременности,  бесплодия.  В
   общей структуре материнской  смертности  в  43  процентах  случаев
   смерть обусловлена абортами, в том числе криминальными.
        Одна из основных причин высокого уровня абортов и  смертности
   после абортов    -    недостаточное    использование   современных
   гормональных средств контрацепции женщинами  фертильного  возраста
   (1998 год - 73,4,  на 1000 женщин фертильного возраста; 1999 год -
   49,5; 2000 год - 52,7;  2001  год  -  61,2).  Для  снижения  числа
   абортов и    материнской    смертности   от   абортов   Программой
   предусмотрено бесплатное  обеспечение   гормональными   средствами
   контрацепции социально  незащищенных  женщин  и подростков за счет
   средств местных бюджетов.
        Существующий потенциал   службы   охраны   здоровья   женщин,
   материально-техническое оснащение в районах области  не  в  полной
   мере соответствуют   современным   требованиям,   предъявляемым  к
   учреждениям,  оказывающим  специализированную   помощь   женщинам.
   Необходимо продолжить   подготовку   и  специализацию  медицинских
   кадров: акушеров-гинекологов,  акушерок,  обучение  врачей  других
   специальностей, педагогов,     социальных    работников    основам
   планирования семьи и  полового  воспитания.  Обеспечить  внедрение
   системы информирования    населения   по   вопросам   безопасности
   материнства.
        Низкий уровень   здоровья  женщин  репродуктивного  возраста,
   распространенность абортов,  патологии   беременности   и   родов,
   обуславливающие материнскую  смертность  и  перинатальные  потери,
   являются основанием  продолжения  комплекса  государственных   мер
   неотложного и   перспективного   характера,   утверждения  их  как
   Программы.
   
        2. Цели и задачи Программы
   
        Цель   Программы    заключается    в    принятии    комплекса
   дополнительных мер   государственной  поддержки,  направленных  на
   создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых  и
   желанных детей,  охрану  репродуктивного здоровья,  профилактику и
   снижение числа абортов,  предупреждение и снижение  материнской  и
   младенческой заболеваемости и смертности.
        Программа предусматривает решение следующих задач:
        совершенствование   организации    и     качества    оказания
   акушерско-гинекологической помощи за  счет  внедрения  современных
   технологий сохранения  и  восстановления  репродуктивной  функции,
   перинатальных технологий,  укрепления материально-технической базы
   родовспомогательных учреждений;
        оснащение эффективной современной  лечебно-диагностической  и
   эндоскопической   аппаратурой,   аппаратурой   для    интенсивного
   наблюдения и лечения новорожденных;
        оснащение медико-генетического    кабинета    и    проведение
   медико-генетического обследования супругов с целью  предупреждения
   рождения детей с врожденной патологией;
        обеспечение профилактики  осложнений  беременности  и   родов
   (кровотечений,   токсикоза,   гнойно-септических   заболеваний   и
   других);  закупка  простагландинов  для  обеспечения  "безопасных"
   родов;
        обеспечение скринингового   обследования   беременных   групп
   высокого риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение
   невынашивания беременности,   выхаживание   недоношенных    детей,
   закупка сурфактантов;
        проведение профилактики   йоддефицита    среди    беременных,
   кормящих матерей  и  детей  высокой  группы риска с целью снижения
   осложнений беременности,  родов,  снижения   мертворождаемости   и
   младенческой смертности,  риска врожденных пороков развития плода,
   снижения случаев  развития   заболеваний   щитовидной   железы   и
   связанных с ними осложнений;
        продолжение формирования   службы   планирования   семьи    в
   Ленинградской области    с    государственными   и   общественными
   структурами с целью  создания  условий  регулирования  рождаемости
   методами и  средствами  контрацепции,  сохранения  репродуктивного
   здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;
        обеспечение подростков   и   социально   незащищенных  женщин
   средствами гормональной контрацепции;
        подготовка     и    специализация     медицинских     кадров:
   акушеров-гинекологов,        акушерок,        врачей-неонатологов,
   анестезиологов-реаниматологов,   работающих   в    сфере    охраны
   материнства и детства;
        информационное обеспечение  населения  по  проблемам   охраны
   репродуктивного  здоровья,   вопросам   безопасного   материнства,
   здорового  образа  жизни,  планирования   семьи,   ответственности
   родителей за рождение здорового ребенка;
        завершение строительства родильного корпуса в городе Выборге.
   
        3. Основные направления Программы
   
        1. Принятие   мер   государственной   поддержки  безопасности
   материнства.
        2. Совершенствование    организации   и   качества   оказания
   акушерско-гинекологической помощи:
        продолжение совершенствования  амбулаторно-поликлинической  и
   стационарной акушерско-гинекологической  помощи,   основанной   на
   оптимизации деятельности  первичной медико-профилактической службы
   на всех   уровнях,   реструктуризации,    внедрении    современных
   технологий сохранения  и  восстановления  репродуктивной функции и
   перинатальных технологий;
        проведение работы  в  соответствии с федеральными стандартами
   качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов,
   в   послеродовом   периоде,   гинекологической   помощи   детям  и
   подросткам;
        дальнейшее развитие   консультативно-диагностических   служб,
   дневных стационаров   с   расширением   акушерско-гинекологической
   помощи в амбулаторных условиях; внедрение специализированных видов
   медицинской помощи (профилактика и  ранняя диагностика  врожденных
   пороков развития,  онкологических заболеваний, медико-генетическое
   обследование);
        продолжение оснащения      родовспомогательных     учреждений
   современной лечебно-диагностической     аппаратурой,     оснащение
   медико-генетического кабинета,   обеспечение   "безопасных"  родов
   (закупка простагландинов).  Проведение  профилактического  лечения
   йоддефецитных заболеваний   с  целью  снижения  мертворождаемости,
   пренатальной и младенческой смертности,  гестозов,  осложнений  во
   время беременности и родов.  Закупка сурфактантов с целью снижения
   перинатальной и  младенческой  смертности  среди  недоношенных   и
   маловесных новорожденных.    С    целью    внедрения   современных
   эффективных методов   профилактики    абортов    предусматривается
   централизованная закупка  средств  гормональной  контрацепции  для
   обеспечения населения   групп   социального   риска    (подростки,
   малообеспеченные, безработные,    инвалиды)    за   счет   средств
   федерального бюджета и внебюджетных средств.
        3. Совершенствование   подготовки  и  повышение  квалификации
   медицинских кадров:
        обеспечение повышения    квалификации   врачей   и   среднего
   медицинского персонала (80 человек ежегодно) по вопросам  оказания
   неотложной   медицинской   помощи   в  акушерстве  и  гинекологии,
   внедрения   новых   перинатальных   и   семейно    ориентированных
   технологий,  по  профилактике  и  раннему выявлению онкологических
   заболеваний репродуктивной системы женщин,  инфекций, передающихся
   половым путем, и так далее;
        осуществление работы по сертификации специалистов, работающих
   в области охраны репродуктивного здоровья;
        повышение роли  и  статуса  средних  медицинских  работников,
   включение в   их   деятельность   вопросов  профилактики  абортов,
   современных технологий подготовки семьи к беременности и родам.
        4. Обеспечение   информированности   населения   по  вопросам
   безопасности материнства и здоровья женщин:
        разработка и внедрение образовательных программ для населения
   по проблеме здоровья женщины и безопасного материнства  на  основе
   ведущих факторов,   влияющих   на   материнскую  заболеваемость  и
   смертность, с  особым  вниманием   к   проблемам   репродуктивного
   здоровья подростков,     предупреждения     абортов,     инфекций,
   передаваемых половым путем;
        разработка программ  по  вопросам  создания  здоровой  семьи,
   подготовки к  рождению  ребенка,  "безопасных"   родов,   грудного
   вскармливания, информационно-образовательных  материалов (брошюры,
   буклеты, плакаты и другое);
        приобретение видеофильмов    по    проблемам    здоровья    и
   безопасности материнства.
        5. Завершение  в 2006 году строительства родильного корпуса в
   городе Выборге, находящегося в муниципальной собственности (на 120
   коек), за счет  средств  муниципального  и  федерального бюджетов.
   Проектно-сметная документация    разработана    в    1989     году
   Ленгражданпроектом и   утверждена   администрацией  муниципального
   образования Выборгский район, ведется корректировка проекта.
        Действующий родильный   дом   находится   в   приспособленном
   трехэтажном здании,  требующем  капитального  ремонта   и   замены
   теплосети, канализационной   системы   и   системы  водоснабжения.
   Родильный дом    обеспечивает    лечебно-диагностическую    помощь
   населению города Выборга, Выборгского района и города Светогорска.
   Технологический процесс родов по системе "Мать и дитя" соблюдается
   с трудом,  так  как норматив площадей занижен в два раза.  В то же
   время отмечается тенденция к увеличению количества родов: 2000 год
   - 1302, 2001 год - 1508 с удельным весом патологических родов - 60
   процентов.
        Отсутствие должных    площадей    не    позволяет   соблюдать
   санитарно-эпидемиологический режим родильного дома:  увеличивается
   риск развития  гнойно-септической заболеваемости среди беременных,
   рожениц, родильниц   и   новорожденных;    затруднено    внедрение
   современного лечебно-диагностического  оборудования  в достаточном
   количестве из-за   постоянной    перегрузки    электросети;    нет
   возможности развернуть операционные (в настоящее время в родильном
   доме одна операционная для чистых и гнойных  операций),  отделение
   реанимации и    интенсивной   терапии   для   новорожденных,   что
   необходимо, учитывая   количество   родов   и   отдаленность    от
   Санкт-Петербурга (135 км). Завершение строительства нового корпуса
   родильного дома позволит  увеличить  объемы  и  улучшить  качество
   оказания акушерско-гинекологической  помощи  населению,  уменьшить
   отток беременных  и  больных в   другие   лечебно-профилактические
   учреждения.
   
        4. Ожидаемые  конечные  результаты   реализации   мероприятий
   Программы
   
        Реализация мероприятий Программы позволит:
        укрепить     материально-техническую      базу     учреждений
   родовспоможения;
        обеспечить современный   уровень   организации   и   качества
   акушерско-гинекологической помощи вне,  во время беременности и  в
   родах, пре- и перинатальной помощи;
        сохранить  на  низком   уровне    показатели    перинатальной
   смертности (11,5 на 1000 родов) и младенческой смертности (12,0 на
   1000 родившихся    живыми).    Обеспечение     родовспомогательных
   учреждений современным    лечебно-диагностическим   оборудованием,
   внедрение современных технологий в акушерстве и обучение персонала
   приведет к   предотвращению  65-70  перинатальных  и  младенческих
   потерь (в абсолютных цифрах) в год.  Экономическая эффективность в
   сокращении дородовых посещений беременной женской консультации,  в
   том числе областной  клинической  поликлиники,  сокращении  сроков
   лечения на  койке патологии беременных,  количества патологических
   родов, рождения   недоношенных   детей   (выхаживание   на   койке
   интенсивной терапии) составит не менее 603,0 тысячи рублей;
        снизить врожденную хромосомную патологию плода,  влияющую  на
   уровень инвалидности  с детства,  на 10 процентов,  что приведет к
   ежегодной экономии государственных средств в размере 1024,0 тысячи
   рублей. Данная группа детей - глубокие инвалиды с детства, которые
   не могут самостоятельно  себя  обслуживать,  продолжительность  их
   жизни не  превышает  30 лет,  как правило,  такие дети находятся в
   специализированных государственных     учреждениях.     Уменьшатся
   косвенные затраты,   так  как  матери  таких  детей  вынуждены  не
   работать, браки в 50 процентах случаев распадаются;
        ежегодно снижать  врожденный  гипотиреоз  новорожденных на 25
   процентов (в абсолютных цифрах -  10  детей)  за  счет  проведения
   профилактики  йодзависящих  заболеваний  у  беременных.  Стоимость
   лечения одного  ребенка   в   год   -   1000,0   рублей   (лечение
   пожизненное). Экономический эффект составит 10000,0 рублей в год;
        ежегодно снижать  удельный  вес  осложненных  родов  на  пять
   процентов (в абсолютных цифрах -  280-300  патологических  родов).
   Стоимость  одного дня пребывания на муниципальной акушерской койке
   составляет 306,28 рубля, на областной - 313,68 рубля (в ценах 2002
   года), среднее количество дней пребывания на  койке  в  результате
   осложненных родов - 10 дней. Уменьшение количества  патологических
   родов  приведет  к  уменьшению  затрат   и   снижению   количества
   пребывания на  койке  в   два-три  раза  (4,5-5,5  дня).  Экономия
   финансовых средств - в пределах 868,0 тысячи рублей;
        ежегодно снижать   на  10  процентов  заболевания  щитовидной
   железы у детей.  Затраты на лечение одного  ребенка  с  патологией
   щитовидной железы  -  420,0  рублей  в  год.  За  счет  проведения
   йодзаместительной терапии у детей (в абсолютных цифрах - 15  детей
   в год) экономический эффект составит 6300,0 тысячи рублей в год;
        ежегодно снижать абсолютное число абортов на 10  процентов  в
   год. Ежегодное  предотвращение  незапланированной беременности или
   беременностей высокого риска (около  2  тысяч)  предотвратит  1064
   аборта, 88   выкидышей,  168  инфицированных  выкидышей,  44  (2,2
   процента) осложнений после абортов и 680  незапланированных  родов
   высокого риска,   что   позволит  снизить  расходы  государства  в
   пределах 2425,0 тысячи рублей в год.
   
        5. Мероприятия по безопасному материнству
   
        1. Программа     разрабатывалась     с     учетом      заявок
   лечебно-профилактических учреждений    и   реальной   потребностью
   родовспомогательных учреждений Ленинградской области в современном
   лечебно-диагностическом оборудовании,  этим  определены учреждения
   здравоохранения для    включения    в     Программу.     Программа
   предусматривает долевое   участие   муниципальных   образований  в
   размере 25  процентов  от  средств  областного  бюджета,   которое
   направлено на  закупку  антианемических  препаратов  и  препаратов
   гормональной контрацепции.
        2. Объем  финансирования,  запланированный на лечение анемии,
   приведен в приложении 1 к Программе  по  каждом  району  с  учетом
   количества беременных  с  анемией,  удельным  весом  беременных из
   групп средней  и  высокой   степени   риска   по   материнской   и
   младенческой смертности   с   возможным  лечением  в  амбулаторных
   условиях и учетом долевого участия муниципального образования.
        3. С целью снижения перинатальной и младенческой смертности в
   Программу заложено приобретение  сурфактантов  с  учетом  высокого
   процента патологических  родов  (59,6  процента),  удельного  веса
   преждевременных родов (3,4 процента),  которые  являются  основной
   причиной ранней  неонатальной  и  младенческой  смертности за счет
   рождения новорожденных с низкой массой тела от 500 до 2000 граммов
   (около 200  новорожденных  ежегодно).  Учреждения здравоохранения,
   указанные в  Программе  по  обеспечению  сурфактантами,  выполняют
   функцию межрайонных  отделений,  в  которых сосредоточена основная
   патология новорожденных,  имеются  реанимационные  койки  и  койки
   интенсивного ухода   за  новорожденными.  Ленинградское  областное
   государственное учреждение    "Детская    клиническая    больница"
   оказывает экстренную  медицинскую помощь глубоконедоношенным детям
   на месте при выездах в районы и проводит лечение в  реанимационном
   отделении.
        4. С  учетом  высокого  уровня   патологических   родов   для
   обеспечения их безопасности для матери и плода, минимального риска
   для женщины  при  прерывании   беременности   по   медицинским   и
   социальным показаниям   (3,2   процента),   снижения   материнской
   смертности Программой  предусмотрена  закупка  простагландинов  из
   расчета количества   патологических   родов   и   удельного   веса
   осложнений в    родовспомогательных    учреждениях    области    и
   Ленинградской областной клинической больнице.
        5. С целью  снижения  удельного  веса  патологических  родов,
   пороков внутриутробного развития плода,  врожденного гипотиреоза и
   снижения заболеваний  щитовидной   железы   у   детей   Программой
   предусмотрена закупка    йодзамещающих   препаратов   с   расчетом
   количества беременных и детей высокой группы риска.
        6. Обеспечение     гормональной    контрацепцией    социально
   незащищенных женщин и подростков предусмотрено с учетом показателя
   числа абортов   на  1000  женщин  фертильного  возраста  в  каждом
   муниципальном образовании при его долевом участии.
   
        Таблица 1. Основные показатели родовспоможения
   
        Таблица 1.1
   
   ----------------------T------T-------------T-----------------------T---------
   |    Муниципальное    |Коли- | Беременные  |         Роды          |Новорож-|
   |     образование     |чество+------T------+-------T-------T-------+денные с|
   |                     |женщин|коли- |удель-|коли-  |удель- |удель- |низкой  |
   |                     |фер-  |чество|ный   |чество |ный вес|ный вес|массой  |
   |                     |тиль- |бере- |вес   |родов в|патоло-|прежде-|500-2000|
   |                     |ного  |менных|анемии|акушер-|гичес- |вре-   |граммов |
   |                     |воз-  |высо- |(про- |ских   |ких ро-|менных |(количе-|
   |                     |раста |кой   |цент) |стаци- |дов    |родов  |ство  и |
   |                     |      |группы|      |онарах |(про-  |(про-  |процент)|
   |                     |      |риска |      |области|цент)  |цент)  |        |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Бокситогорский район |5800  |154   |85,0  |211    |57,3   |6,2    |5-2,4   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Волосовский район    |12548 |379   |33,3  |283    |50,9   |11,5   |8-2,8   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Всеволожский район   |33693 |617   |58,8  |994    |94,7   |7,3    |36-3,6  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Волховский район     |5097  |187   |48,9  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Город Волхов         |7430  |229   |53,7  |671    |48,5   |8,0    |22-3,3  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Выборгский район     |39269 |906   |70,8  |1480   |59,0   |6,4    |39-2,6  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Гатчинский район    и|44868 |822   |40,1  |1052   |77,6   |7,3    |39-3,7  |
   |город Гатчина        |      |      |      |       |       |       |        |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Кингисеппский район  |18936 |348   |52,2  |572    |54,0   |6,1    |13-2,3  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Киришский район      |17802 |361   |39,3  |611    |27,6   |7,2    |14-2,3  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Кировский район      |20000 |341   |47,5  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Лодейнопольский район|9735  |172   |51,1  |280    |83,5   |6,1    |5-1,8   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Ломоносовский район  |15831 |265   |63,7  |207    |32,8   |5,9    |2-1,0   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Лужский район        |17890 |379   |55,2  |589    |39,0   |5,0    |13-2,25 |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Подпорожский район   |8400  |163   |81,7  |248    |28,2   |5,7    |6-2,4   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Приозерский район    |13109 |251   |66,4  |388    |59,8   |7,5    |11-2,8  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Сланцевский район    |10199 |221   |72,6  |336    |53,0   |4,8    |7-2,1   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Тихвинский район     |21600 |388   |49,8  |606    |61,0   |4,6    |15-2,5  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Тосненский район     |34368 |466   |51,9  |679    |42,0   |7,8    |23-3,4  |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Город Пикалево       |5420  |128   |81,8  |213    |54,5   |1,9    |1-0,5   |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Город Ивангород      |3647  |52    |66,4  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Город Светогорск     |6122  |89    |66,6  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Город Сертолово      |7112  |93    |82,0  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Колтушская волость   |1800  |37    |71,2  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Город Новая Ладога   |2182  |46    |40,8  |нет    |нет    |нет    |нет     |
   |                     |      |      |      |роддома|роддома|роддома|роддома |
   +---------------------+------+------+------+-------+-------+-------+--------+
   |Поселок Кузнечное    |Нет акушера-гинеколога; беременные наблюдаются в жен-|
   |                     |ской консультации МУЗ "Приозерская центральная район-|
   |                     |ная больница"                                        |
   +---------------------+------T------T------T-------T-------T-------T--------+
   |Город Коммунар       |5009  |77    |41,6  |нет    |нет    |нет    |нет     |

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное