Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРОЕКТ) (ВНЕСЕН ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ В ГД ФС РФ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
                      от 2 марта 1999 г. N 192-68

       68.  О  ПРОЕКТЕ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вносит
   Правительство Российской Федерации)

       Принято решение:
       1. Направить  указанный  проект  Трудового  кодекса Российской
   Федерации Президенту Российской Федерации,  в  комитеты,  комиссию
   Государственной Думы,  депутатские  объединения  в Государственной
   Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации,
   законодательным (представительным) органам государственной  власти
   субъектов Российской  Федерации,  Конституционный  Суд  Российской
   Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,  Высший Арбитражный
   Суд Российской Федерации,  Российскую  трехстороннюю  комиссию  по
   регулированию социально   -   трудовых  отношений  для  подготовки
   замечаний и  предложений,  а  также  на  заключение   в   Правовое
   управление Аппарата Государственной Думы.
       Назначить ответственным  в  работе  над   проектом   Трудового
   кодекса Российской Федерации Комитет Государственной Думы по труду
   и социальной политике,  в который направить до 5 апреля 1999  года
   замечания и предложения.
       2.   Комитету   Государственной  Думы  по  труду  и социальной
   политике    совместно   с  Комитетом   Государственной   Думы   по
   законодательству  и судебно  - правовой  реформе (соисполнитель) с
   учетом  поступивших  замечаний и предложений подготовить указанный
   проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.

                                      Первый заместитель Председателя
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Б.Ю.КУЗНЕЦОВ





                                                               Внесен
                                                       Правительством
                                                 Российской Федерации

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                                ПРОЕКТ

                  ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  Основные задачи и сфера действия  Трудового кодекса
   Российской Федерации

       Трудовой кодекс   Российской   Федерации   в   соответствии  с
   Конституцией  Российской  Федерации  закрепляет  и  конкретизирует
   систему  трудовых  прав  и  свобод,  устанавливает государственные
   гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и
   работодателей,  возникающие  в  связи  с заключением и реализацией
   трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.
       Трудовой кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии
   с ним законы и иные  нормативные  правовые  акты  обязательны  для
   применения на всей территории Российской Федерации.

       Статья 2. Основные начала трудового законодательства

       Основными началами трудового законодательства являются:
       свобода труда;
       запрещение принудительного   труда  и  дискриминации  в  сфере
   трудовых правоотношений;
       обеспечение права  на  содействие  занятости  и  на  защиту от
   безработицы;
       обеспечение права  на труд в условиях,  отвечающих требованиям
   безопасности и гигиены;
       обеспечение права  на вознаграждение за труд,  без какой бы то
   ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
   минимального размера оплаты труда;
       обеспечение права на отдых;
       обеспечение права на возмещение вреда,  причиненного работнику
   в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
       содействие профессиональному     развитию     работника     на
   производстве, подготовке кадров;
       признание права  на  индивидуальные  и  коллективные  трудовые
   споры с использованием установленных федеральным законом  способов
   их разрешения, включая право на забастовку;
       установление государственных    гарантий    по     обеспечению
   признания,   соблюдения   и   защиты   трудовых  прав  работников,
   осуществлению  государственного   надзора   и   контроля   за   их
   соблюдением,  обеспечению права каждого на защиту государством его
   прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
       признание права   на   объединение,  включая  право  создавать
   профессиональные  союзы  и  органы  общественной  самодеятельности
   работников  для  защиты  своих прав,  свобод и интересов в области
   трудовых правоотношений и осуществления общественного контроля  за
   их соблюдением;
       участие объединений работников и работодателей в регулировании
   трудовых правоотношений.

       Статья 3.    Запрещение   дискриминации   в   сфере   трудовых
   правоотношений

       Каждый имеет равные возможности для реализации своих  трудовых
   прав и свобод.
       Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или
   получать  какие-либо  преимущества при их реализации в зависимости
   от   пола,    расы,    национальности,    языка,    происхождения,
   имущественного   и   должностного   положения,   возраста,   места
   жительства,   отношения   к   религии,   политических   убеждений,
   принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а
   также от других обстоятельств.
       Не являются дискриминацией различия,  исключения, предпочтения
   и ограничения, которые определяются свойственными конкретному виду
   труда   требованиями,  установленными  федеральным  законом,  либо
   обусловлены особой заботой  государства  о  лицах,  нуждающихся  в
   повышенной социальной и правовой защите.
       Лица, считающие,  что они подверглись дискриминации в трудовых
   правоотношениях,  вправе  обратиться  в органы системы федеральной
   инспекции труда и / или в  суд  с  соответствующим  заявлением  об
   устранении  дискриминации,  а  также  о возмещении им причиненного
   вреда.

       Статья 4. Запрещение принудительного труда

       Принудительный труд запрещен.
       Принудительным трудом считается работа, требуемая от работника
   под угрозой применения  какого-либо  насильственного  воздействия,
   в том числе:
       в качестве средства политического воздействия  или  воспитания
   или  в  качестве  меры  наказания  за  наличие  или  за  выражение
   политических    взглядов     или     идеологических     убеждений,
   противоположных   установленной   политической,   социальной   или
   экономической системе;
       в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для
   нужд экономического развития;
       в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
       в качестве средства наказания за участие в забастовках.
       Не считается принудительным трудом:
       работа, выполнение которой обусловлено федеральным  законом  о
   военной   службе  или  заменяющей  ее  альтернативной  гражданской
   службе;
       работа, требуемая  в  условиях чрезвычайных обстоятельств,  то
   есть в  случаях  войны,  бедствия  или  угрозы  бедствия  (пожары,
   наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии),
   а также иных случаях,  ставящих под угрозу  жизнь  или  нормальные
   жизненные условия всего или части населения;
       работа, выполняемая вследствие  вступившего  в  законную  силу
   приговора суда под надзором государственных органов, ответственных
   за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.

       Статья 5. Стороны трудового правоотношения

       Сторонами трудового   правоотношения   являются   работник   и
   работодатель.
       Работник - гражданин  Российской  Федерации  либо  иностранный
   гражданин   или   лицо   без  гражданства,  состоящий  в  трудовом
   правоотношении с работодателем на основании заключенного трудового
   договора.
       Работодатель -  юридическое  лицо  либо  другая   организация,
   которая  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации
   может  не  являться  юридическим  лицом,  либо  физическое   лицо,
   заключившие трудовой договор с работником.
       Права и обязанности  работодателя  в  трудовом  правоотношении
   осуществляются  руководителем  организации,  другими  должностными
   лицами   и   (или)   коллегиальными   органами,   действующими   в
   соответствии  с законами,  иными нормативными правовыми актами или
   учредительными документами организации.

       Статья 6. Основные права и обязанности работника

       Работник имеет право:
       на предоставление    ему    работы,   обусловленной   трудовым
   договором;
       на рабочее место,  защищенное от воздействия вредных и опасных
   факторов,  на информацию о  состоянии  условий  и  требованиях  по
   охране труда на рабочем месте;
       на своевременную оплату труда в соответствии с  количеством  и
   качеством выполненной работы без какой бы то ни было дискриминации
   и не ниже установленного федеральным законом минимального  размера
   оплаты труда;
       на оплату  простоя  не  по  своей  вине  в  размере  не   ниже
   определяемого настоящим Кодексом;
       на отдых,     обеспечиваемый     установлением      предельной
   продолжительности рабочего времени,  сокращенного рабочего дня для
   ряда  профессий,   работ   и   отдельных   категорий   работников,
   предоставлением еженедельных выходных дней,  нерабочих праздничных
   дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;
       на заключение   трудового  договора  и  расторжение  трудового
   договора по собственной инициативе;
       на объединение, включая право создавать профессиональные союзы
   и органы общественной самодеятельности для  защиты  своих  прав  и
   свобод и общественного контроля за их соблюдением;
       на ведение    коллективных     переговоров     через     своих
   представителей;
       на возмещение вреда,  причиненного ему в связи  с  исполнением
   трудовых обязанностей;
       на обязательное    социальное    страхование    в     случаях,
   предусмотренных федеральными законами;
       на предоставление  гарантий   и   компенсаций,   установленных
   законами и иными нормативными правовыми актами;
       на защиту  своих  трудовых  прав  и  свобод  с  использованием
   способов,  предусмотренных федеральными законами, включая право на
   судебную защиту.
       Работник обязан:
       добросовестно выполнять  обязанности,  возложенные   на   него
   трудовым   договором   и   трудовым   распорядком,  действующим  в
   организации;
       выполнять установленные нормы труда;
       соблюдать требования   по   охране   труда    и    обеспечению
   безопасности производства;
       бережно относиться к имуществу работодателя и работников;
       не разглашать   доверенные   ему  в  соответствии  с  трудовым
   договором  сведения,  составляющие   государственную,   служебную,
   коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
       сообщать работодателю  о  возникшей  ситуации,  представляющей
   угрозу жизни и здоровью людей,  сохранности имущества работодателя
   и работников, а также о возникновении простоя.

       Статья 7. Основные права и обязанности работодателя

       Работодатель имеет право:
       заключать трудовые договоры с работниками,  а также расторгать
   их в порядке и по основаниям,  установленными настоящим Кодексом и
   иными федеральными законами;
       принимать локальные   нормативные   акты,   направленные    на
   организацию труда (положения, инструкции, приказы), а также другие
   акты,  необходимые  для  нормальной  работы  организации  (штатное
   расписание, графики отпусков, графики сменности и др.);
       вступать в коллективные переговоры  и  заключать  коллективные
   договоры и соглашения;
       создавать и  вступать  в  объединения  работодателей  в  целях
   представительства и защиты своих прав и интересов;
       поощрять работников;
       требовать от  работников выполнения условий трудового договора
   и действующего в организации трудового распорядка;
       привлекать работников   к   дисциплинарной   и   имущественной
   ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом;
       обращаться в суд в целях защиты своих прав и интересов.
       Работодатель обязан:
       соблюдать законы  и  иные  нормативные  правовые акты о труде,
   условия заключенных с работниками трудовых договоров, соглашений и
   коллективного договора, обеспечивать контроль за их выполнением;
       принимать в установленном порядке локальные  нормативные  акты
   направленные   на   организацию   труда   (положения,  инструкции,
   приказы),  а также другие акты,  необходимые для нормальной работы
   организации,  соблюдать их,  а также своевременно знакомить с ними
   работников;
       вступать в    коллективные    переговоры   с   представителями
   работников при получении от них соответствующего уведомления;
       обеспечивать в  организации  условия,  отвечающие  требованиям
   безопасности, охраны и гигиены труда;
       своевременно выполнять предписания государственных надзорных и
   контрольных органов,  а также уплачивать штраф,  наложенный ими за
   нарушение  законов  и  иных  нормативных  правовых актов о труде и
   охране труда;
       предоставлять работнику    работу,    обусловленную   трудовым
   договором;
       обеспечивать работников средствами и материалами, необходимыми
   для выполнения ими трудовых обязанностей;
       выплачивать причитающуюся работникам заработную плату в сроки,
   установленные трудовым  распорядком,  коллективным  договором  или
   трудовыми договорами;
       обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
       предоставлять представителям       работников      информацию,
   необходимую  для  ведения  коллективных  переговоров,   заключения
   коллективных договоров, а также контроля за их выполнением;
       уплачивать страховые взносы и другие обязательные  платежи  во
   внебюджетные фонды в порядке и размерах, определяемых федеральными
   законами.

       Статья 8.  Трудовое  законодательство   и   иные   нормативные
   правовые акты о труде

       В соответствии  с  Конституцией  Российской Федерации трудовое
   законодательство  находится  в   совместном   ведении   Российской
   Федерации и субъектов Российской Федерации.
       Трудовое законодательство  состоит  из  соответствующих   норм
   Конституции Российской Федерации,  настоящего Кодекса и принятых в
   соответствии с ним других федеральных  законов,  а  также  законов
   субъектов Российской Федерации.
       Трудовые отношения   могут   регулироваться   также    указами
   Президента  Российской  Федерации,  которые не могут противоречить
   настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
       На основании   и  во  исполнение  настоящего  Кодекса  и  иных
   федеральных  законов,  указов  Президента   Российской   Федерации
   Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления,
   содержащие нормы трудового права.
       Федеральные органы  исполнительной власти могут издавать акты,
   содержащие  нормы  трудового  права,  в  случаях  и  в   пределах,
   предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а
   также указами Президента Российской  Федерации  и  постановлениями
   Правительства Российской Федерации.
       Законы и иные нормативные правовые акты  субъектов  Российской
   Федерации   о   труде   не  могут  противоречить  законам  и  иным
   нормативным  правовым  актам   Российской   Федерации,   а   также
   ограничивать   или  отменять  установленные  федеральными  нормами
   трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их соблюдения и
   защиты.
       Трудовые отношения могут  регулироваться  также  соглашениями,
   коллективными   договорами   и   локальными   нормативными  актами
   организации.

       Статья 9.  Соотношение настоящего Кодекса, федеральных законов
   и  иных  нормативных  правовых  актов,  содержащих нормы трудового
   права

       Нормы трудового права,  содержащиеся в федеральных  законах  и
   иных  нормативных  правовых  актах,  не  могут  ухудшать положения
   работников по сравнению с настоящим Кодексом.
       В случае    если   указ   Президента   Российской   Федерации,
   постановление  Правительства   Российской   Федерации   или   иной
   нормативный   правовой   акт   ухудшает  положение  работников  по
   сравнению  с   настоящим   Кодексом   или   федеральным   законом,
   регулирующими  трудовые отношения,  либо налагает на работодателей
   дополнительные обязательства,  применяется  настоящий  Кодекс  или
   соответствующий федеральный закон.

       Статья 10.   Разграничение   полномочий   между   федеральными
   органами государственной власти и органами государственной  власти
   субъектов Российской Федерации в сфере трудовых правоотношений

       К полномочиям   федеральных   органов  государственной  власти
   относится принятие обязательных для применения на всей  территории
   Российской   Федерации  федеральных  законов  и  иных  нормативных
   правовых актов Российской Федерации, устанавливающих:
       основные направления   государственной   политики,   а   также
   федеральные целевые программы в области труда и охраны труда;
       основы правового регулирования трудовых отношений;
       гарантированный государством уровень трудовых прав,  свобод  и
   гарантий  работникам  (включая  дополнительные  гарантии отдельным
   категориям работников);
       единый порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
       основы социального партнерства;
       порядок разрешения   индивидуальных  и  коллективных  трудовых
   споров;
       принципы и   порядок   осуществления  федерального  надзора  и
   контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых  актов
   о  труде и охране труда,  систему и полномочия федеральных органов
   государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;
       единый порядок    расследования    несчастных    случаев    на
   производстве и профессиональных заболеваний;
       систему и   порядок   проведения   государственной  экспертизы
   условий  труда  и  сертификации   производственных   объектов   на
   соответствие требованиям по охране труда;
       порядок и   условия   имущественной   ответственности   сторон
   трудового  договора,  в том числе порядок возмещения вреда жизни и
   здоровью  работника,  причиненного  ему  при  исполнении  трудовых
   обязанностей;
       систему государственной статистической отчетности по  вопросам
   труда и охраны труда;
       особенности правового   регулирования    трудовых    отношений
   отдельных категорий работников.
       Субъекты Российской  Федерации   принимают   законы   и   иные
   нормативные  правовые  акты  о труде по вопросам,  не отнесенным к
   полномочиям федеральных органов государственной власти.  При  этом
   более  высокий  по  сравнению  с  федеральными  законами  и  иными
   нормативными  правовыми  актами   Российской   Федерации   уровень
   трудовых  прав  и  социальных  гарантий  работников,  приводящий к
   увеличению бюджетных расходов или  уменьшению  бюджетных  доходов,
   обеспечивается   за   счет   бюджета   соответствующего   субъекта
   Российской Федерации.

       Статья 11.  Недействительность  условий  договоров  о   труде,
   ухудшающих положение работников

       Условия трудовых    договоров,    коллективных   договоров   и
   соглашений,  ухудшающие  положение  работников  по   сравнению   с
   законами  и иными нормативными правовыми актами о труде,  являются
   недействительными.
       Работодатель вправе  устанавливать дополнительные по сравнению
   с законами и иными нормативными правовыми актами трудовые  и  иные
   льготы для работников.

       Статья 12. Применение трудового законодательства к отношениям,
   основанным на труде

       В тех случаях,  когда  вопреки  законодательству  работодатель
   заключил  с  работником  вместо  трудового  договора  гражданско -
   правовой  договор,  на  этот  договор  распространяется   трудовое
   законодательство,   а   работодатель  не  вправе  отказываться  от
   предоставления работнику трудовых прав и свобод.

       Статья 13. Особенности правового регулирования труда отдельных
   категорий работников

       Особенности правового  регулирования труда отдельных категорий
   работников  (руководителей   организаций,   лиц,   работающих   по
   совместительству, женщин  и  молодежи,  государственных служащих и
   т.д.) частично ограничивающие применение общих правил  по  тем  же
   вопросам    либо    предусматривающие    дополнительные   правила,
   устанавливаются  настоящим   Кодексом   и   другими   федеральными
   законами.

       Статья 14.  Трудовое законодательство и международные договоры
   Российской Федерации

       Если международным договором Российской Федерации  установлены
   более  благоприятные  для работников правила,  чем предусмотренные
   законами  и  иными  нормативными   правовыми   актами   Российской
   Федерации,   законами   и   иными  нормативными  правовыми  актами
   субъектов  Российской   Федерации,   соглашениями,   коллективными
   договорами, то применяются правила международного договора.
       Правила международных    договоров    Российской     Федерации
   применяются  непосредственно  и  в тех случаях,  когда те или иные
   отношения  не  урегулированы  законами  или   иными   нормативными
   правовыми актами.

       Статья 15.  Применение  законов  и  иных  нормативных правовых
   актов о труде к иностранным гражданам,  лицам без  гражданства,  а
   также  в  организациях,  принадлежащих  (полностью  или  частично)
   иностранным юридическим или физическим лицам

       Законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие в
   Российской  Федерации,  распространяются  на иностранных граждан и
   лиц без гражданства,  работающих в организациях,  расположенных на
   территории  Российской  Федерации,  кроме  случаев,  установленных
   федеральным  законом  или   международным   договором   Российской
   Федерации.
       На работников   организаций,   расположенных   на   территории
   Российской  Федерации,  учредителями или собственниками (полностью
   или  частично)  которых  являются  иностранные   юридические   или
   физические   лица,  распространяются  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты  Российской  Федерации  о  труде,  за   исключением
   случаев,  установленных  федеральными  законами или международными
   договорами Российской Федерации.

       Статья 16.  Действие законов и иных нормативных правовых актов
   о труде во времени

       Законы и  иные  нормативные  правовые  акты  о  труде не имеют
   обратной  силы  и  применяются  к  отношениям,  возникающим  после
   вступления их в силу.
       Действие закона или иного нормативного правового акта о  труде
   распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу,
   только в случаях,  когда это прямо предусмотрено этим законом  или
   иным нормативным правовым актом.
       По отношениям, возникшим до вступления в силу закона или иного
   нормативного  правового  акта  о труде,  он применяется к правам и
   обязанностям, возникшим после вступления его в силу.

       Статья 17.  Исчисление   сроков,   предусмотренных   настоящим
   Кодексом

       Течение сроков,   с   которыми   настоящий   Кодекс  связывает
   возникновение  трудовых   прав   и   обязанностей   начинается   с
   календарной даты, которой определено его начало.
       Течение сроков,  с   которыми   настоящий   Кодекс   связывает
   прекращение трудовых прав и обязанностей,  начинается на следующий
   день  после  календарной  даты,   которой   определено   окончание
   трудового правоотношения.
       Сроки, исчисляемые  годами,  месяцами,  неделями,  истекают  в
   соответствующее число последнего года,  месяца или недели срока. В
   срок,  исчисляемый в календарных неделях или  днях,  включаются  и
   нерабочие дни.
       Если последний день срока приходится  на  нерабочий  день,  то
   днем  окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий
   день.

                   Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

           Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

       Статья 18. Социальное партнерство

       Социальное партнерство - это система  отношений,  направленных
   на обеспечение согласования интересов работников и работодателей.
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   являются  субъектами социального партнерства в тех случаях,  когда
   они выступают в качестве работодателей.
       Органы исполнительной  власти и органы местного самоуправления
   в обязательном порядке являются участниками соглашений в  случаях,
   предусмотренных ст. 34 настоящего Кодекса.

       Статья 19. Основные принципы социального партнерства

       Основными принципами социального партнерства являются:
       равноправие сторон;
       полномочность представителей сторон;
       уважение интересов сторон;
       свобода выбора в обсуждении вопросов,  составляющих содержание
   соглашений и коллективных договоров;
       добровольность принятия сторонами обязательств;
       обязательность исполнения  принятых   сторонами   коллективных
   договоров, соглашений;
       ответственность сторон  за  неисполнение  принятых   на   себя
   обязательств.

       Статья 20. Стороны социального партнерства

       Сторонами социального   партнерства   являются   работники   и
   работодатели в лице  уполномоченных  в  установленном  порядке  их
   представителей.

       Статья 21. Формы социального партнерства

       Социальное партнерство осуществляется в формах:
       взаимных консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования
   трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников,
   осуществления   их   социальной   защиты    и    совершенствования
   законодательства о труде;
       коллективно - договорного регулирования трудовых отношений;
       участия работников в управлении организацией.

                 Глава II. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ
                       РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

       Статья 22. Представительство интересов работников

       Представительство интересов работников осуществляют  первичные
   профсоюзные   организации,   профессиональные  союзы,  объединения
   (ассоциации) профессиональных союзов (далее -  профсоюзы)  и  иные
   уполномоченные работниками органы общественной самодеятельности.
       Работники, не    являющиеся    членами    профсоюзов,    могут
   уполномочить профсоюзы на представительство своих интересов.
       Не допускается    представительство    интересов    работников
   органами,  созданными или финансируемыми работодателями,  органами
   государственной власти и  местного  самоуправления,  политическими
   партиями.
       В тех случаях,  когда  в  организации  одновременно  действуют
   профсоюзы    и    иные   органы   общественной   самодеятельности,
   работодатель не должен отказывать  заинтересованным  профсоюзам  в
   возможности  осуществления их права на представительство интересов
   работников.

       Статья 23. Представительство интересов работодателей

       Представителями интересов работодателя выступают  руководитель
   юридического лица либо другой организации,  которая в соответствии
   с  законодательством  Российской  Федерации  может   не   являться
   юридическим   лицом,  либо  другие  лица,  уполномоченные  на  это
   законами,  иными  нормативными  актами,  уставом  организации  или
   доверенностью руководителя организации.
       Представительство интересов работодателей на уровне Российской
   Федерации,  субъекта  Российской  Федерации,  отрасли,  территории
   осуществляют соответствующие объединения работодателей.

       Статья 24. Объединения работодателей

       Объединения работодателей создаются с целью  представительства
   и  защиты  интересов  работодателей  при  ведении  переговоров  по
   подготовке и заключению соглашений с представителями работников, а
   также  при  взаимодействии  с  органами  исполнительной  власти  и
   органами местного самоуправления.

                   Глава III. ОРГАНЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
                     СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

       Статья 25.  Российская трехсторонняя комиссия по регулированию
   социально - трудовых отношений

       Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально -
   трудовых   отношений   (далее   -   Комиссия)  является  постоянно
   действующим  органом   по   обеспечению   согласования   интересов
   государства  и  сторон социально - трудовых отношений в Российской
   Федерации.
       Комиссия состоит  из представителей общероссийских объединений
   профессиональных союзов, представителей общероссийских объединений
   работодателей,  представителей Правительства Российской Федерации,
   которые образуют соответствующие Стороны Комиссии.

       Статья 26. Цели и задачи Комиссии

       Основными целями Комиссии  являются  обеспечение  согласования
   интересов  государства  и  сторон  социально - трудовых отношений,
   ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Генерального
   соглашения.
       Основными задачами Комиссии являются:
       ведение коллективных   переговоров   по   подготовке   проекта
   Генерального  соглашения   между   общероссийскими   объединениями
   профессиональных     союзов,     общероссийскими     объединениями
   работодателей, Правительством Российской Федерации;
       содействие договорному   регулированию  социально  -  трудовых
   отношений на федеральном уровне;
       проведение консультаций,   связанных  с  разработкой  проектов
   законов и иных нормативных  правовых  актов,  федеральных  целевых
   программ  в  области  труда,  занятости,  миграции  рабочей  силы,
   социального обеспечения,  согласованием позиций Сторон Комиссии по
   основным направлениям социальной политики;
       рассмотрение по  инициативе  Сторон  Генерального   соглашения
   вопросов о ходе его реализации;
       распространение опыта      трехстороннего      сотрудничества,
   информирование о деятельности Комиссии региональных,  отраслевых и
   иных комиссий по регулированию социально - трудовых отношений;
       изучение международного   опыта,   участие   в   мероприятиях,
   проводимых соответствующими зарубежными  организациями  в  области
   труда   и  социального  партнерства,  проведение  консультаций  по
   вопросам ратификации международных  договоров  и  применения  норм
   международного трудового права.

       Статья 27. Трехсторонние комиссии по регулированию социально -
   трудовых отношений в субъектах Российской Федерации

       В субъектах   Российской   Федерации   могут   быть    созданы
   трехсторонние  комиссии  по  регулированию  социально  -  трудовых
   отношений - органы,  состоящие из  представителей  соответствующих
   объединений   профсоюзов,   объединений  работодателей  и  органов
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
       Положения о  трехсторонних  комиссиях  утверждаются в порядке,
   определяемом органами государственной власти субъектов  Российской
   Федерации после проведения соответствующих консультаций сторон.

                   Глава IV. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

       Статья 28. Право на ведение коллективных переговоров

       Каждая сторона  социального  партнерства  вправе участвовать в
   коллективных  переговорах  и  выступать  инициатором  коллективных
   переговоров по заключению и изменению соглашения или коллективного
   договора.
       Сторона, получившая  письменное  уведомление  другой стороны с
   предложением о  начале  переговоров  обязана  в  семидневный  срок
   начать переговоры.
       В течение трех месяцев до окончания срока действия  соглашения
   или коллективного договора или в сроки, определенные этими актами,
   любая  из  сторон  вправе  направить  другой  стороне   письменное
   уведомление  о  начале переговоров по заключению нового соглашения
   или коллективного договора.
       При наличии   на   уровне   Российской   Федерации,   субъекта
   Российской Федерации,  отрасли, территории, организации нескольких
   представителей  работников каждому из них предоставляется право на
   ведение  переговоров  от  имени  представляемых  им  работников  в
   составе  единого  органа,  представляющего интересы работников при
   ведении коллективных переговоров.
       Не допускается ведение переговоров и заключение соглашений или
   коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими
   работодателей.

       Статья 29. Порядок ведения переговоров

       Для ведения  коллективных  переговоров  и  подготовки  проекта
   соглашения или  коллективного  договора  стороны  на  равноправной
   основе  образуют  комиссию из наделенных необходимыми полномочиями
   представителей.
       Состав комиссии,   сроки,  место  проведения  и  повестка  дня
   переговоров определяются сторонами.
       Сторонам, участвующим  в  переговорах,  предоставляется полная
   свобода в выборе и обсуждении  вопросов,  составляющих  содержание
   соглашения или коллективного договора.
       Стороны коллективных  переговоров  должны  предоставлять  друг
   другу   имеющуюся   информацию,   необходимую   для   коллективных
   переговоров. Участники переговоров не вправе разглашать полученные
   сведения,  если эти сведения являются государственной,  служебной,
   коммерческой или иной охраняемой законом тайной.
       Дата подписания сторонами соглашения,  коллективного договора,
   протокола  разногласий  является  датой   окончания   коллективных
   переговоров, если иное не определено сторонами.
       Если в ходе коллективных переговоров стороны не смогли  прийти
   к  согласию  по  всем  или  некоторым из рассматриваемых вопросов,
   составляется протокол разногласий,  который может служить  основой
   для  начала  коллективных  переговоров по изменению или дополнению
   заключенного соглашения, коллективного договора.

       Статья 30.  Урегулирование  разногласий  в  ходе  коллективных
   переговоров

       Урегулирование разногласий  в  ходе  коллективных  переговоров
   производится   в   порядке,   предусмотренном    для    разрешения
   коллективных трудовых споров.

       Статья 31.   Гарантии   и  компенсации  лицам,  участвующим  в
   коллективных переговорах

       Лица, участвующие в коллективных переговорах, освобождаются от
   основной  работы с сохранением среднего заработка в дни проведения
   консультаций и переговоров,  но не более трех  месяцев  в  течение
   года.  Все  связанные  с  этим  затраты  компенсируются в порядке,
   предусмотренном соглашением или коллективным договором.
       Оплата услуг приглашенных соответствующей стороной экспертов и
   посредников   производится   этой   стороной   по   соглашению   с
   приглашенными экспертами и посредниками.
       Представители работников,  включенные в  состав  комиссий  для
   ведения  коллективных  переговоров и подготовки проекта соглашения
   или  коллективного   договора   и   участвующие   в   коллективных
   переговорах,   в   период   ведения   переговоров  не  могут  быть
   подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу
   или   уволены  по  инициативе  работодателя  без  предварительного
   согласия соответствующего представительного органа работников,  за
   исключением  случаев  расторжения трудового договора за совершение
   работником дисциплинарного проступка,  за который в соответствии с
   настоящим  Кодексом  и  иными  федеральными законами предусмотрено
   увольнение с работы.

                          Глава V. СОГЛАШЕНИЯ

       Статья 32. Понятие соглашения

       Соглашение -  это  правовой  акт,  регулирующий  социально   -
   трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый
   на уровне Российской  Федерации,  субъекта  Российской  Федерации,
   отрасли, территории, профессии.

       Статья 33. Виды соглашений

       В зависимости  от  сферы  регулируемых  социально  -  трудовых
   отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное,
   отраслевое (межотраслевое), территориальное, профессиональное.
       Генеральное соглашение    устанавливает     общие     принципы
   регулирования   социально  -  трудовых  отношений  на  федеральном
   уровне.
       Региональное соглашение     устанавливает    общие    принципы
   регулирования социально - трудовых отношений  на  уровне  субъекта
   Российской Федерации.
       Отраслевое (межотраслевое)   и   профессиональное   соглашения
   устанавливают  основные  условия труда,  а также гарантии и льготы
   для работников отрасли (отраслей) или отдельной профессии.
       Территориальное соглашение   устанавливает  условия  труда,  а
   также социальные гарантии и льготы,  связанные с  территориальными
   особенностями муниципального образования.

       Статья 34. Стороны и участники соглашений

       Сторонами соглашений являются:
       генерального -    общероссийские    объединения    профсоюзов,
   общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской
   Федерации;
       отраслевого (межотраслевого)  -  общероссийские профсоюзы,  их
   объединения и общероссийские объединения работодателей;
       регионального, территориального    и    профессионального    -
   соответствующие    профсоюзы    или     органы     соответствующих
   общероссийских    профсоюзов    и    соответствующие   объединения
   работодателей.
       Соглашения, предусматривающие  полное  или частичное бюджетное
   финансирование,    заключаются    при     обязательном     участии
   представителей  соответствующих  органов  исполнительной  власти и
   органов местного самоуправления.
       На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:
       отраслевого (межотраслевого)     и     профессионального     -
   соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
       На уровне  субъектов  Российской  Федерации  и   муниципальных
   образований участниками соглашений могут выступать:
       регионального -   орган   исполнительной    власти    субъекта
   Российской Федерации;
       территориального - орган местного самоуправления.

       Статья 35.  Порядок  разработки   и   заключения   соглашений.
   Содержание соглашений

       Порядок разработки   и   заключения  соглашений,  а  также  их
   содержание определяются  сторонами  соглашений,  которые  образуют
   соответствующие комиссии.
       При наличии    на    соответствующем     уровне     нескольких
   представителей  работников  состав  комиссии со стороны работников
   определяется по соглашению между этими представителями.
       Соглашение подписывается представителями сторон.
       Соглашениями могут предусматриваться положения:
       об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
       о механизме регулирования оплаты труда,  исходя из роста  цен,
   уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
       о доплатах компенсационного характера;
       о содействии занятости, переобучении работников;
       об обеспечении экологической безопасности  и  охране  здоровья
   работников на производстве;
       о специальных мероприятиях по социальной защите  работников  и
   членов их семей;
       о соблюдении    интересов    работников    при    приватизации
   государственных и муниципальных предприятий;
       о порядке  внесения  изменений  и  дополнений  в   соглашение,
   присоединения   к   нему,   содействии   заключению   коллективных
   договоров,  предотвращении трудовых конфликтов  и  забастовок,  об
   укреплении трудовой дисциплины;
       другие положения   по    социально - трудовым  вопросам,    не
   противоречащие законодательству.
       При достижении согласия между сторонами по основным положениям
   соглашения   стороны  не  вправе  отказаться  от  его  заключения.
   Неурегулированные разногласия включаются в протокол разногласий  и
   могут быть предметом дальнейших переговоров.

       Статья 36. Регистрация соглашений

       Подписанные сторонами    соглашения    в    семидневный   срок
   направляются представителями работодателей для регистрации:
       в федеральный орган исполнительной власти по труду (соглашения
   заключенные на федеральном уровне);
       в соответствующий орган по труду субъекта Российской Федерации
   (соглашения,  заключенные на уровне субъекта Российской  Федерации
   или на уровне муниципального образования).

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное