Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ МОСОБЛДУМЫ ОТ 12.07.2006 N 4/187 ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                       МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                      от 12 июля 2006 г. N 4/187
                                   
       ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
             РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ
   
       Рассмотрев    Отчет    о   реализации   Концепции    социально-
   экономического  развития  Московской  области  на  1997-2005  годы,
   внесенный   Губернатором  Московской  области   Громовым   Б.В.   в
   соответствии  с  пунктом  5 статьи 4 Закона  Московской  области  N
   11/96-ОЗ  "О  Концепции,  прогнозах  и  государственных  программах
   социально-экономического развития Московской  области",  Московская
   областная Дума решила:
       1.  Принять  к сведению Отчет о реализации Концепции социально-
   экономического  развития  Московской  области  на  1997-2005   годы
   (приложение).
       2.   Признать   результаты  реализации   Концепции   социально-
   экономического  развития  Московской  области  на  1997-2005   годы
   удовлетворительными.
       3.  Предложить  Губернатору  Московской  области  Громову  Б.В.
   представить  в  Московскую  областную Думу  предложения  о  порядке
   разработки  проекта  Концепции  социально-экономического   развития
   Московской области на соответствующий период.
       4.  Контроль  за  исполнением настоящего решения  возложить  на
   заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.
   
                                                          Председатель
                                             Московской областной Думы
                                                          В.Е. Аксаков
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                                             к решению
                                             Московской областной Думы
                                            от 12 июля 2006 г. N 4/187
   
                                 ОТЧЕТ
       О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ
   
       Отчет  о реализации Концепции социально-экономического развития
   Московской   области   на  1997-2005  годы  (далее   -   Концепция)
   подготовлен в соответствии с Законом Московской области N  11/96-ОЗ
   "О  Концепции,  прогнозах и государственных  программах  социально-
   экономического развития Московской области", на основании  отчетной
   информации,   полученной  от  центральных  исполнительных   органов
   государственной     власти    Московской    области,     Управления
   государственной   и   муниципальной  службы   Московской   области,
   Государственного   учреждения   Московской   области    "Управление
   автомобильных  дорог  Московской  области  "Мосавтодор",   Главного
   управления  внутренних  дел  Московской  области,  а  также  данных
   территориального   органа   Федеральной   службы    государственной
   статистики   по   Московской  области  и   Управления   Федеральной
   налоговой службы по Московской области.
   
                     Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Итоги  социально-экономического развития Московской области  за
   период   1997-2005   годов  показывают,  что   основные   положения
   Концепции,  разработка  которой  была  осуществлена  в  1996  году,
   выполнены. При этом следует иметь в виду, что в августе  1998  года
   в  Российской  Федерации произошел финансово-экономический  кризис,
   повлекший за собой резкое падение курса национальной валюты.
       Валовой   региональный  продукт  увеличился  в  2005  году   по
   сравнению  с  1996  годом почти в 1,9 раза  и  достиг  727,4  млрд.
   рублей  <*>  доходная часть консолидированного  бюджета  Московской
   области  -  в  10  раз  и  составила  139,1  млрд.  рублей.   Объем
   промышленной   продукции  вырос  в  3,3  раза,  объем   отгруженных
   товаров,  выполненных работ и оказанных услуг в 2005 году  составил
   532,8  млрд.  рублей. Производство продукции сельского хозяйства  в
   действующих  ценах  увеличилось с 9,7 млрд. рублей  до  42,6  млрд.
   рублей.   Объем   работ,  выполненных  по  договорам  строительного
   подряда,  возрос  почти в 1,5 раза и составил  в  2005  году  119,3
   млрд.  рублей,  ежегодный  объем вводимых  жилых  домов  увеличился
   более чем вдвое, а всего за период 1997-2005 годов было введено  32
   млн.  кв. м жилья. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех
   источников финансирования увеличился в 2,3 раза и составил  в  2005
   году  162 млрд. рублей; объем иностранных инвестиций возрос  в  6,6
   раза  и  достиг  2,7  млрд.  долларов  США.  Значительное  развитие
   получил  потребительский рынок в Московской области. Объем  оборота
   розничной  торговли  увеличился по сравнению с  1996  годом  в  2,7
   раза,  достигнув в 2005 году 371 млрд. рублей; оборот общественного
   питания  -  в 2,4 раза и составил 14,8 млрд. рублей; объем  платных
   услуг населению - в 1,8 раза и составил 105,3 млрд. рублей.
   --------------------------------
       <*>  Стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах,  за
   исключением случаев, специально указанных в Отчете.
   
       Улучшилось благосостояние жителей Московской области.  Реальные
   денежные доходы населения в 2005 году возросли по сравнению с  1996
   годом  в  1,8 раза, среднедушевой доход в декабре 2005 года  достиг
   10705 рублей, средняя заработная плата - 12157 рублей.
   
                   Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
   
                      Глава 2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Выбор    приоритетных    направлений   реализации    Концепции,
   определяющих  стратегию развития Московской  области  как  субъекта
   Российской  Федерации, а также осуществление основных ее  положений
   производился   на   основании  применения  методов  прогнозирования
   социально-экономических процессов.
       В   1997-2005   годах  прогнозирование  в  Московской   области
   осуществлялось  в  соответствии  с требованиями  Закона  Московской
   области  N  11/96-ОЗ  "О  Концепции,  прогнозах  и  государственных
   программах социально-экономического развития Московской области".
       За   годы   реализации  Концепции  были  разработаны  ежегодные
   прогнозы   социально-экономического  развития,   в   которых   были
   определены  основные  тенденции  развития  Московской  области   на
   соответствующие  годы  и  которые  явились  базой  для   разработки
   консолидированных  бюджетов  и  бюджетов  Московской   области   на
   очередной финансовый год.
       Анализ   фактических  данных  показателей  за  1998-2005   годы
   свидетельствует  о  повышении достоверности и  качества  прогнозов,
   что  позволило  более  точно  производить  расчеты  доходной  части
   консолидированных  бюджетов Московской области  на  соответствующий
   финансовый год.
       В  период  реализации Концепции осуществлялась также разработка
   среднесрочных  (на  три  года)  прогнозов  социально-экономического
   развития  Московской  области по системе  показателей,  единой  для
   всех субъектов Российской Федерации.
       За  период  1997-2005 годов в Московской области  была  создана
   целостная   система  прогнозирования,  основанная   на   нормативно
   утвержденной системе показателей социально-экономического  развития
   Московской    области   и   эффективном   взаимодействии    органов
   государственной власти Московской области, территориальных  органов
   федеральных  органов  исполнительной  власти  и  органов   местного
   самоуправления.
       В целях обеспечения преемственности долгосрочных, среднесрочных
   и  краткосрочных  целей развития Московской области,  а  также  для
   согласования   поставленных  целей  с   имеющейся   на   территории
   Московской    области   ресурсной   базой   реализация    Концепции
   осуществлялась    с    применением    программно-целевого    метода
   управления.    Так,   в   период   действия   Концепции    органами
   государственной    власти    Московской   области    осуществлялась
   разработка  и  реализация областных целевых программ  и  начиная  с
   2000  года Комплексной программы социально-экономического  развития
   Московской   области,   в  которой  обобщались   мероприятия   всех
   утвержденных     областных    целевых    программ,     обеспеченных
   финансированием   и   подлежащих   реализации   в   соответствующем
   финансовом году.
       За  период  действия Концепции реализация комплексных  программ
   социально-экономического      развития      Московской      области
   осуществлялась следующим образом.
       1. В 2000 году на территории Московской области реализовывались
   мероприятия двадцати областных целевых программ на сумму 1,9  млрд.
   рублей,   что   составило   105,8   процента   к   предусмотренному
   Комплексной  программой социально-экономического развития  на  2000
   год  объему  финансирования. Кроме данных программ,  осуществлялось
   финансирование  мероприятий  по  повышению  почвенного   плодородия
   земель сельскохозяйственного назначения.
       2.  В  рамках  Комплексной  программы  социально-экономического
   развития   Московской   области   на   2001   год   реализовывались
   мероприятия    двадцати   одной   областной   целевой    программы.
   Фактическое финансирование составило 12,4 млрд. рублей, что на  9,3
   процента  больше предусмотренного объема. В рамках данных  программ
   было выполнено работ на сумму 12,6 млрд. руб.
       3.   В   соответствии   с  Комплексной  программой   социально-
   экономического   развития   Московской   области   на   2002    год
   финансировались  мероприятия тридцати областных  целевых  программ.
   Фактическое  финансирование данных программ  составило  13,2  млрд.
   рублей,    или    99,5   процента   от   предусмотренного    объема
   финансирования. Запланированные программами работы  были  выполнены
   в полном объеме.
       4.   На   реализацию  программных  мероприятий  тридцати   трех
   областных  целевых  программ  в 2003  году  из  бюджета  Московской
   области  были  выделены ассигнования в размере 12,8  млрд.  рублей,
   что    составило   95,4   процента   к   предусмотренному    объему
   финансирования.  Запланированные работы  были  выполнены  на  общую
   сумму 11,8 млрд. рублей, или на 92,2 процента.
       5.  В 2004 году Комплексной программой социально-экономического
   развития   Московской   области   была   запланирована   реализация
   мероприятий  тридцати  областных  целевых  программ.  Общий   объем
   финансовых ресурсов, привлеченных для их реализации, составил  14,8
   млрд.  рублей,  в  том  числе  за счет средств  бюджета  Московской
   области  -  11,5 млрд. руб., что составило 78 процентов  от  общего
   объема  финансирования.  Запланированные работы  были  выполнены  в
   объеме  14,7  млрд.  рублей,  или 99,3 процента  от  общего  объема
   финансирования.
       6.  В 2005 году подлежали финансированию двадцать три областные
   целевые  программы.  За 2005 год финансирование  областных  целевых
   программ за счет средств бюджета Московской области составило  13,4
   млрд.  рублей, или 99 процентов от предусмотренного соответствующей
   Комплексной  программой  объема  финансирования.  Кроме  того,  для
   финансирования   областных  целевых  программ  были   дополнительно
   привлечены внебюджетные средства в объеме почти 5 млрд. рублей.
       В  целом за период с 2000 по 2005 годы на территории Московской
   области  были  реализованы мероприятия шестидесяти  пяти  областных
   целевых программ.
       В  период реализации Концепции проводилась работа по созданию и
   совершенствованию   системы  государственного   заказа   Московской
   области.
       На   первоначальных  этапах  реализации  Концепции  нормативную
   правовую  базу осуществления государственных закупок на  конкурсной
   основе  составлял  Указ  Президента  РФ  от  08.04.1997  N  305  "О
   первоочередных  мерах  по  предотвращению  коррупции  и  сокращению
   бюджетных   расходов   при  организации   закупки   продукции   для
   государственных   нужд".  Начиная  с  1998  года  деятельность   по
   обеспечению   государственных   закупок   в   Московской    области
   осуществляется в соответствии с Законом Московской области N 61/98-
   ОЗ  "О  закупках  и  поставках продукции для  государственных  нужд
   Московской  области". В развитие этого Закона за период  реализации
   Концепции   органами  государственной  власти  Московской   области
   разработано  и  утверждено  более  30  нормативных  правовых  актов
   Московской    области,    регулирующих   деятельность    в    сфере
   формирования,  размещения  и  исполнения  государственного   заказа
   Московской области.
       В  настоящее  время система государственного заказа  Московской
   области  представляет собой комплекс, состоящий из  взаимосвязанных
   уровней:
       управление  закупками - планирование, размещение, исполнение  и
   осуществление контроля;
       обеспечение процесса закупок - нормативно-правовое, финансовое,
   информационное и кадровое.
       В  1998-1999  годах  государственные закупки осуществлялись  по
   схемам  взаимозачетов. С введением в 2000 году казначейской системы
   в   Московской  области  исполнения  расходов  бюджета   Московской
   области  закупки  продукции по государственному  заказу  Московской
   области  стали  финансироваться практически в полном  объеме  (2002
   год  -  99,5  процента, 2003 год - 99,2 процента, 2004 год  -  98,9
   процента).   Усилился   контроль  за  исполнением   государственных
   контрактов   по  государственному  заказу  Московской   области   и
   одновременно за целевым использованием бюджетных средств.
       За  период  действия  Концепции объем  государственного  заказа
   Московской области вырос в шесть раз - с 569,4 млн. рублей  в  1998
   году   до  3,4  млрд.  рублей  в  2004  году.  В  2005  году  объем
   государственного заказа составил 1,9 млрд. рублей.
       Основным способом размещения государственного заказа Московской
   области   стал  открытый  конкурс.  Одновременно  был   разработан,
   утвержден  и  отлажен механизм согласования внеконкурсных  способов
   закупки,  что  позволило  в ряде случаев оперативно  решать  задачи
   обеспечения деятельности органов государственной власти  Московской
   области    и   подведомственных   им   государственных   учреждений
   Московской области.
       С  2002  года  в  Московской области стала  вводиться  практика
   проведения  объединенных конкурсов на закупку однотипной  продукции
   для   обеспечения   нужд   нескольких  государственных   заказчиков
   Московской  области. Объединенные конкурсы проводились  на  закупку
   потребительских  товаров и продуктов питания,  продукции  топливной
   промышленности,  автотранспортных  услуг,  услуг  по  сопровождению
   справочно-правовых  систем.  Только в 2004  году  проведение  таких
   конкурсов  позволило сэкономить 11,3 млн. рублей. В  этом  же  году
   впервые  был  проведен объединенный закрытый  конкурс  на  оказание
   автотранспортных   услуг   для  государственных   нужд   Московской
   области.
       Размещение  государственных  заказов  производилось  с   учетом
   интересов  Московской  области в сфере  развития  рынка  товаров  и
   услуг,   создания  дополнительных  рабочих  мест   и   возвратности
   затрачиваемых  средств  в бюджет Московской области  через  налоги.
   Поставщиками,   зарегистрированными  в  Московской  области,   было
   поставлено:  в  2003  году  -  57  процентов  от  всей   продукции,
   поставленной по государственному заказу Московской области, в  2004
   году - 58,2 процента, в 2005 году - 20,6 процента.
       Важным  элементом системы государственных закупок в  Московской
   области   являлось  информационное  обеспечение  процесса  закупок,
   которое  в  период  действия Концепции осуществлялось  через  такие
   средства  информации, как газета "Ежедневные новости. Подмосковье",
   Интернет-сайт    "Госзаказ   Московской   области",   Интернет-сайт
   Министерства экономики Московской области.
       С 2004 года в Московской области проводится работа по внедрению
   системы  электронной торговли, ведению реестров закупок  продукции.
   Так,  в  городе Балашихе создана электронная торговая  площадка,  в
   городе  Воскресенске начала применяться электронная система ведения
   реестров    закупок   продукции.   Создан   Московский    областной
   удостоверяющий  центр,  который осуществляет  работу  по  внедрению
   системы  электронного документооборота с использованием  защищенной
   электронной подписи.
       Ежегодно  на базе государственного образовательного  учреждения
   дополнительного профессионального образования Московский  областной
   учебный центр "Нахабино" проводится обучение специалистов работе  в
   сфере  государственных и муниципальных закупок. С момента  создания
   системы  государственных закупок в Московской области было  обучено
   1635  специалистов, занятых в сфере государственных и муниципальных
   закупок.
       В  целях дальнейшего развития системы государственных закупок в
   Московской  области в 2005 году была принята новая редакция  Закона
   Московской   области   "О  закупках  и  поставках   продукции   для
   государственных  нужд  Московской области",  которая  предусмотрела
   распространение   применения  созданного  механизма   контроля   за
   закупками  на  всю  продукцию,  закупаемую  для  государственных  и
   муниципальных нужд, на все стадии процесса осуществления закупок.
   
               Глава 2.2. БЮДЖЕТ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
                          КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
   
       За   период  действия  Концепции  собственные  доходы   бюджета
   Московской    области   (без   учета   безвозмездных   поступлений)
   увеличились  с 13,2 млрд. рублей в 1997 году до 120,3 млрд.  рублей
   в 2005 году.
       Существенно  изменилась  структура  собственных  (налоговых   и
   неналоговых)   доходов   консолидированного   бюджета    Московской
   области.  Так, доля налога на прибыль увеличилась с  20,9  до  33,7
   процента;  налога  на  доходы физических  лиц  -  с  21,5  до  29,8
   процента;  доходов  от  сдачи в аренду  имущества,  находящегося  в
   государственной  и  муниципальной  собственности,  -  с  2  до  6,8
   процента.  Это  связано  с  процессом реформирования  налогового  и
   бюджетного  законодательства, проводимого в Российской Федерации  в
   1997-2005 годах.
       За  период  реализации  Концепции в  Российской  Федерации  был
   проведен   целый   ряд   реформ,  которые  принципиально   изменили
   направления развития экономики и систему управления финансами.
       В   1997-1999   годах  характерной  особенностью  экономической
   ситуации  как  в  Российской Федерации, так и в Московской  области
   являлись  чрезмерно высокие темпы инфляции, которые превышали  1000
   процентов, спад экономического развития. Увеличилась дебиторская  и
   кредиторская задолженность организаций. Рост недоимки  по  платежам
   в   бюджет   Московской  области  усугубил  положение  с  расчетами
   бюджетных  учреждений Московской области за фактически  выполненные
   работы и оказанные услуги.
       Экономика   того   периода  была  такова,  что  взаимоотношения
   строились  на  проведении  различного  рода  зачетов.  В   условиях
   минимальных   объемов  денежных  поступлений   налогов   в   бюджет
   создавалась   критическая  ситуация  по  финансированию   социально
   значимых   бюджетных   расходов.  В   целях   снижения   социальной
   напряженности  все денежные средства, поступающие в  тот  период  в
   бюджет  Московской  области,  направлялись  в  первую  очередь   на
   выплаты  текущей заработной платы работникам организаций  бюджетной
   сферы,    а    также    поэтапное   погашение   задолженности    за
   энергоносители.  В  результате более 50 процентов  объема  расходов
   консолидированного  бюджета Московской  области  исполнялось  не  в
   денежной форме.
       Сложившаяся  ситуация  потребовала изыскания  новых  источников
   покрытия  дефицита бюджета Московской области. В  этих  условиях  в
   1997  году  (впервые  за  годы  реформ)  были  размещены  облигации
   государственного  займа Московской области на сумму  почти  в  один
   миллиард  рублей.  Эта мера позволила исполнить годовые  назначения
   по  финансированию приоритетных отраслей бюджетной сферы Московской
   области:   образования,   здравоохранения   и   социальной   защиты
   населения   -   на  99  процентов,  90  процентов  и  84   процента
   соответственно.  В  целом  исполнение  расходов  консолидированного
   бюджета  Московской области за 1997 год составило около 81 процента
   к  плановым  назначениям. Использование в расчетах векселей  банков
   позволило  осуществить  финансирование практически  всех  бюджетных
   отраслей,  включая частичное бюджетное финансирование пассажирского
   транспорта, строительного комплекса, дорожного хозяйства.
       При   формировании  бюджета  Московской  области  на  1998  год
   планировалось  сохранить достигнутые результаты  1997  года,  а  по
   отдельным  доходным источникам предусматривался  их  незначительный
   рост.  Расходы  бюджета Московской области планировалось  сохранить
   на уровне не ниже предыдущего года.
       Однако  1998  год  -  год  финансового  кризиса  -  внес   свои
   коррективы в исполнение бюджета Московской области.
       Девальвация  рубля,  скачок цен, кризис  банковской  системы  в
   Московской  области  выразились в том, что если  в  начале  кризиса
   каждая  третья  организация была платежеспособна, то  на  его  пике
   реальный    сектор    экономики   был   практически    парализован.
   Коммерческие банки, обслуживающие текущие счета бюджета  Московской
   области,   оказались  неплатежеспособными.  По  этой   причине   не
   осуществлялось  кассовое исполнение бюджета Московской  области.  В
   результате   реальные  денежные  поступления  на  бюджетные   счета
   снизились  в 10-12 раз. Создалась критическая ситуация  с  выплатой
   заработной   платы  и  осуществлением  других  социально   значимых
   бюджетных расходов.
       Кризис  в  экономике и банковской сфере сказался на  исполнении
   расходов  бюджета Московской области, которые в 1998 году составили
   всего  80,6 процента к годовым назначениям, или 17,1 млрд.  рублей.
   Доходы  консолидированного  бюджета Московской  области  1998  года
   сложились  в сумме 16,3 млрд. рублей, или 98,1 процента к  плановым
   назначениям.
       Несмотря на крайне негативные последствия августовского кризиса
   1998  года, приведшие к обвалу банковской системы страны,  снижению
   уровня  жизни населения и, как следствие, подрыву доверия населения
   к  государству,  дефолт в конечном итоге стал  катализатором  роста
   экономики Московской области.
       Период  с  2000  по  2005  годы характеризуется  зарождением  и
   дальнейшим    укреплением   позитивных   тенденций   в   социально-
   экономическом развитии Московской области.
       С   2000   года   бюджет  Московской  области  превращается   в
   действенный   инструмент  влияния  не  только  на  функционирование
   непосредственно  организаций  бюджетной  сферы,   но   и   на   все
   экономические процессы в Московской области.
       Начиная  с 2000 года доходная часть бюджета Московской  области
   постепенно  увеличивалась.  Если в 1999  году  ее  объем  составлял
   менее  25  млрд.  рублей,  то в 2000 году  доходная  часть  бюджета
   Московской  области  увеличилась  более  чем  на  40  процентов   и
   составила уже 35,2 млрд. рублей.
       Годовые  назначения  бюджета Московской области  по  доходам  и
   расходам  в  2000  году были перевыполнены и  после  его  уточнения
   составили 119,5 и 105,5 процента соответственно.
       Экономика  Московской области вышла из состояния дефолта:  была
   ликвидирована задолженность по заработной плате в бюджетной  сфере,
   пособиям  на  детей и другим социальным выплатам, практически  были
   погашены долги 90-х годов за газ и электроэнергию.
       Формирование  доходов  консолидированного  бюджета   Московской
   области  в  2001-2004  годах происходило в  условиях  проводимой  в
   Российской   Федерации  налоговой  реформы,   результатом   которой
   явилось снижение ставок или отмена целого ряда налогов, а также  их
   перераспределение в пользу федерального бюджета.
       Среди  особо  значимых  потерь для бюджета  Московской  области
   явились  потери  от  отмены  в  2001  году  стабильного  налога  на
   содержание  жилищного фонда и объектов социально-культурной  сферы,
   а  также передача федеральному бюджету 100 процентов поступлений от
   налога   на   добавленную  стоимость.  При  этом   потери   бюджета
   Московской области, по оценке, составили свыше 5 млрд. рублей.
       С  отменой  с 1 января 2004 года налога с продаж, введенного  в
   2001  году  в  качестве альтернативы отмененным налогам  и  сборам,
   потери  доходной  части  бюджета Московской области  составили,  по
   оценке,  около  4  млрд. рублей. При этом если  в  предыдущие  годы
   потери  бюджета Московской области компенсировались из федерального
   бюджета на 70-90 процентов, то в 2004 году - только немногим  более
   50 процентов.
       В  этих  условиях  необходимо было  сохранить  тенденцию  роста
   доходов  бюджета  Московской области, что стало одной  из  основных
   задач всех органов государственной власти Московской области.
       Работа   по  увеличению  доходов  бюджета  Московской   области
   осуществлялась по следующим направлениям:
       активное   привлечение  инвесторов  на  территорию   Московской
   области;
       постановка  на учет на территории Московской области крупнейших
   налогоплательщиков,  среди которых акционерные общества  "Газпром",
   "Аэрофлот   -   Российские   авиалинии",  "Международный   аэропорт
   "Шереметьево";
       снижение  задолженности организаций по платежам в бюджеты  всех
   уровней, увеличение собираемости налогов;
       увеличение  доходов от предпринимательской  и  иной  приносящей
   доход деятельности и другое.
       Данные  мероприятия  способствовали  ежегодному  росту  доходов
   бюджета Московской области, который следующим образом отражается  в
   его  динамике: 2001 год к 2000 году - в 1,5 раза; 2002 год  к  2001
   году  - в 1,2 раза; 2003 год к 2002 году - в 1,3 раза; 2004  год  к
   2003 году - в 1,3 раза.
       Фактическое   исполнение  доходов  консолидированного   бюджета
   Московской  области за 2005 год в объеме 139,1 млрд.  рублей  более
   чем  в  8 раз превысило уровень послекризисного 1999 года; к уровню
   2004 года указанный рост составил 1,4 раза.
       Объем расходов консолидированного бюджета Московской области за
   2005  год  увеличился  по сравнению с 1999 годом  в  1,5  раза;  по
   сравнению  с  2004 годом - на 37 процентов и составил  141,1  млрд.
   рублей.
       Увеличение   расходов  консолидированного  бюджета   Московской
   области  обусловлено  расширением перечня  расходных  обязательств,
   закрепленных  с  2005  года  за  органами  государственной   власти
   субъектов Российской Федерации и подлежащих финансированию за  счет
   средств региональных бюджетов.
       В  соответствии с требованиями времени изменилась  и  структура
   расходов   бюджета   Московской  области.  Все   осуществляемые   в
   настоящее  время  мероприятия по социально-экономическому  развитию
   Московской    области    подчинены    одной    главной    цели    -
   последовательному   повышению  уровня   жизни   ее   населения.   В
   результате  начиная  с  2002 года расходы  на  социально-культурную
   сферу  составляли  более половины всех расходов бюджета  Московской
   области.
       На  территории  Московской области в 1997-2005 годах  проживало
   более  6,6  миллиона человек, значительную часть которых составляли
   работники   организаций  бюджетной  сферы,  пенсионеры,   граждане,
   нуждающиеся  в  социальной  поддержке. В  связи  с  этим  повышение
   уровня  жизни  указанных  категорий  населения  Московской  области
   являлось  первоочередной задачей бюджетной  политики  Правительства
   Московской   области  в  период  реализации   Концепции.   Для   ее
   выполнения   ежегодно  осуществлялся  комплекс  мер  по  поэтапному
   повышению заработной платы работников организаций бюджетной  сферы,
   увеличению различного рода социальных выплат населению.
       Московская  область  все эти годы в полном объеме  обеспечивала
   выполнение  решений  федеральных органов государственной  власти  о
   повышении заработной платы работников организаций бюджетной  сферы.
   Сверх  этого  данной  категории  работников  в  Московской  области
   выплачивались дополнительные надбавки к заработной плате.
       В  результате реализации намеченных целей по доведению  средней
   заработной  платы  в  бюджетной сфере к концу  2005  года  до  8000
   рублей  фактически  средняя  заработная  плата  основных  категорий
   специалистов этой сферы в декабре 2005 года составила 8800 рублей.
       В  связи  с  этим расходы консолидированного бюджета Московской
   области  на  заработную плату с начислениями работникам организаций
   бюджетной сферы составили 30,4 млрд. рублей, или почти пятую  часть
   всех  расходов  бюджета  Московской области;  к  уровню  2004  года
   расходы на эти цели увеличились почти на 6 млрд. рублей.
       В  основу социальной поддержки населения Московской области был
   положен принцип адресной направленности социальной помощи.
       Реализуя  этот  принцип, в 2005 году за  счет  средств  бюджета
   Московской  области осуществлялся целый ряд денежных выплат,  среди
   которых:  предоставление жилищных субсидий малообеспеченным  семьям
   на оплату жилищно-коммунальных услуг; поддержка малообеспеченных  и
   одиноко   проживающих  пенсионеров;  выплаты  пособий  студенческим
   семьям,  имеющим  детей; материальная помощь и  доплаты  к  пенсиям
   семьям   военнослужащих,   погибших  при  исполнении   обязанностей
   военной  службы,  и  ряд других мер в соответствии  с  нормативными
   правовыми актами Московской области.
       На   реализацию   мер   социальной   поддержки,   установленных
   законодательством  Московской области для ветеранов  труда  (льготы
   на    предоставление   жилищно-коммунальных   услуг,   на    проезд
   автомобильным  пассажирским  транспортом  общего  пользования,   на
   проезд  железнодорожным транспортом пригородного сообщения и  др.),
   расходы бюджета Московской области в 2005 году составили 5,8  млрд.
   рублей, или 98 процентов к запланированному уровню.
       На  реализацию  мер  социальной поддержки  труженикам  тыла  из
   бюджета  Московской области в 2005 году было направлено 174,7  млн.
   рублей.
       Всего  на  финансирование различных социальных выплат  и  льгот
   населению  Московской  области в 2005 году  из  бюджета  Московской
   области  было выделено более 7 млрд. рублей, что в 1,2 раза  больше
   уровня 2004 года.
       Начиная   с   2000   года   бюджеты   Московской   области   на
   соответствующие  финансовые годы принимались с величиной  дефицита,
   не   превышающей   установленный  Бюджетным   кодексом   Российской
   Федерации уровень. Так, размер дефицита бюджета Московской  области
   за  2005 год составил 2 млрд. рублей, что на 5,4 млрд. рублей  ниже
   его   планируемого  объема.  Относительная  величина   фактического
   дефицита  бюджета  Московской области за  2005  год  составила  1,6
   процента,  что  на 4,4 процента ниже планируемого  уровня  и  на  5
   процентов ниже уровня дефицита за 2004 год.
       В   Московской   области   работа  по  определению   нормативов
   формирования  консолидированного бюджета  Московской  области  была
   начата в 1997 году.
       Постановлением Губернатора Московской области от  04.07.1997  N
   160-ПГ   "О   временных  финансовых  нормативах   для   определения
   прогнозных  показателей областного и местных бюджетов на социально-
   культурную   сферу  и  жилищно-коммунальное  хозяйство   Московской
   области"  были  утверждены среднеобластные финансовые  нормативы  в
   четырех   сферах:   жилищно-коммунальном  хозяйстве,   образовании,
   здравоохранении, социальной защите.
       Однако   в   условиях  недостаточного  обеспечения   бюджетными
   средствами данные нормативы практического применения не получили.
       С   2000  года  работа  по  использованию  нормативного  метода
   формирования   расходов   консолидированного   бюджета   Московской
   области была продолжена.
       Ежегодно   разрабатывались  и  принимались  законы   Московской
   области  о  нормативах  бюджетной обеспеченности,  применяемых  при
   составлении прогноза консолидированного бюджета Московской  области
   на  соответствующий финансовый год, которые устанавливали  величины
   нормативов  в  социально-культурной  сфере  и  жилищно-коммунальном
   хозяйстве.
       За  период  2000-2005 годов было разработано  и  принято  шесть
   законов Московской области о финансовых нормативах.
       Это  позволило, опираясь на созданную правовую базу, определять
   объемы  средств, необходимых для решения вопросов местного значения
   и обеспечения социальных гарантий жителей Московской области.
       В   2005   году  с  учетом  реформирования  бюджетной   системы
   Российской  Федерации понятие "нормативы бюджетной  обеспеченности"
   было заменено понятием "нормативы расходов бюджета".
       При  составлении консолидированного бюджета Московской  области
   на  2006  год  нормативный метод расчета расходов  был  применен  в
   следующих   сферах:  жилищно-коммунальное  хозяйство,  образование,
   здравоохранение,  культура, физическая культура и  спорт,  пожарная
   безопасность,  дорожно-мостовое хозяйство,  а  также  при  расчетах
   содержания    органов    местного   самоуправления    муниципальных
   образований Московской области.
       Применение   нормативных  методов  регулирования   межбюджетных
   отношений  в  Московской  области  позволило  обеспечить   единство
   методологии  бюджетного  процесса и определять  необходимые  объемы
   финансовых  средств  для  решения вопросов местного  значения.  Это
   дало  возможность  гарантировать каждому жителю Московской  области
   (вне  зависимости  от места проживания, возможностей  бюджета  того
   или  иного  муниципального образования и прочих условий)  получение
   бюджетных услуг стандартного качества.
       Одним  из  основных  методов управления бюджетным  процессом  в
   Московской  области в период действия Концепции являлся  постоянный
   контроль   за   целевым   и   эффективным  использованием   средств
   консолидированного бюджета Московской области.
       Начиная  с 2003 года казначейское исполнение бюджета Московской
   области  осуществляется Министерством финансов  Московской  области
   по  всем  разделам, подразделам, целевым статьям и  видам  расходов
   функциональной    классификации   расходов   бюджетов    Российской
   Федерации,   а   также   группам  расходов,   предметным   статьям,
   подстатьям   и   элементам  расходов  экономической   классификации
   расходов  бюджетов  Российской Федерации, за  исключением  средств,
   поступающих из федерального бюджета.
       Это   позволило   обеспечить  достоверность   и   оперативность
   информации   о   состоянии  государственных   финансовых   ресурсов
   Московской   области,  дало  возможность  установить  контроль   за
   прохождением   финансовых   потоков   в   любой   период   времени,
   очередностью  платежей в соответствии с их социальной  значимостью,
   за  целевым  использованием средств бюджета Московской  области,  а
   также     за    соблюдением    финансовой    дисциплины    главными
   распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
       В  соответствии с постановлением Губернатора Московской области
   от  01.03.2000  N  77-ПГ  "О  мерах  по  переходу  на  казначейское
   исполнение  областного бюджета и бюджетов муниципальных образований
   Московской   области"   в  2005  году  был  завершен   переход   на
   казначейское  исполнение всех расходов бюджета Московской  области.
   По  состоянию  на  01.01.2006 в Управлении областного  казначейства
   Министерства финансов Московской области было открыто 1792  лицевых
   счета  главных распорядителей, распорядителей и получателей средств
   бюджета Московской области.
       Учет  операций  на лицевых счетах получателей  средств  бюджета
   Московской  области ведется с применением технологии единого  счета
   бюджета   Московской   области,  которая   позволяет   осуществлять
   централизацию  учета,  оптимизацию  финансовых  потоков  и  решение
   задачи  оперативного представления информации о состоянии  финансов
   Московской области для принятия управленческих решений.
   
       Глава 2.3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
             ИНСТРУМЕНТ ПОПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
   
       Эффективная налоговая политика, проводимая в Московской области
   в   1997-2005  годах,  являлась  основным  инструментом  пополнения
   доходной части консолидированного бюджета Московской области.
       Достижение  определенных  Концепцией долгосрочных  целей  стало
   возможным  благодаря  своевременному принятию нормативных  правовых
   актов  в  сфере  налоговых  отношений,  относящихся  к  полномочиям
   субъектов Российской Федерации.
       При  этом необходимо учитывать, что в период действия Концепции
   осуществлялось   реформирование   налоговой   системы    Российской
   Федерации,   направленное  на  снижение   налоговой   нагрузки   на
   налогоплательщиков.
       Самым     значимым     изменением    в    структуре     доходов
   консолидированного  бюджета Московской области за  период  действия
   Концепции  стало  введение на территории  Московской  области  с  1
   января  2001  года  налога  с  продаж.  В  соответствии  с  Законом
   Московской области "О налоге с продаж" в Московской области  ставка
   налогообложения   данным   налогом   составила   5   процентов.   В
   соответствии  с  законодательством Российской  Федерации  указанный
   Закон был признан утратившим силу с 1 января 2004 года.
       В   качестве   эффективной  меры  поддержки  субъектов   малого
   предпринимательства  на  территории  Московской  области  в  период
   действия     Концепции    была    введена    упрощенная     система
   налогообложения, которая оказала положительное влияние на  успешное
   развитие малого бизнеса.
       С  1  января 2003 года Законом Московской области N 136/2002-ОЗ
   "О  системе  налогообложения  в виде единого  налога  на  вмененный
   доход  для  отдельных видов деятельности в Московской  области"  на
   территории  Московской области была введена система налогообложения
   в  виде  единого налога на вмененный доход для видов  деятельности,
   предусмотренных   в   тот  период  Налоговым  кодексом   Российской
   Федерации.
       С   1  января  2005  года  перечень  видов  предпринимательской
   деятельности,  с которых взимается данный налог, был  расширен.  На
   уплату  единого налога на вмененный доход был переведен  новый  вид
   деятельности - оказание услуг по хранению автотранспортных  средств
   на   платных   стоянках.   Кроме  того,  были   изменены   значения
   корректирующего  коэффициента  базовой  доходности,  что  позволило
   снизить   налоговую   нагрузку   на  субъекты   предпринимательской
   деятельности  в  сфере  розничной торговли  в  сельских  населенных
   пунктах и на общественные организации инвалидов.
       В  связи  с отменой налога с владельцев транспортных средств  и
   налога на водные и воздушные транспортные средства с 1 января  2003
   года  Законом  Московской  области N  129/2002-ОЗ  "О  транспортном
   налоге  в Московской области" на территории Московской области  был
   введен транспортный налог.
       Один   из  основных  региональных  налоговых  законов  -  Закон
   Московской   области   N  150/2003-ОЗ  "О   налоге   на   имущество
   организаций  в Московской области" был принят в связи с вступлением
   в  силу  с  1  января  2004  года  главы  30  "Налог  на  имущество
   организаций" части второй Налогового кодекса Российской  Федерации,
   которая  внесла  принципиальные изменения в  режим  налогообложения
   имущества  (была увеличена ставка налога на имущество  и  уменьшено
   количество льготных категорий налогоплательщиков).
       В   целях   увеличения   числа   зарегистрированных   субъектов
   предпринимательской  деятельности  в  сфере  игорного  бизнеса   на
   территории Московской области в соответствии с главой 29 "Налог  на
   игорный   бизнес"   части  второй  Налогового  кодекса   Российской
   Федерации  был  принят Закон Московской области  N  115/2003-ОЗ  "О
   ставках   налога   на  игорный  бизнес  на  территории   Московской
   области".  В  2005  году  ставки  налога  на  игорный  бизнес  были
   увеличены   до   максимальных  пределов,  установленных   Налоговым
   кодексом Российской Федерации.
       Политика предоставления налоговых льгот в Московской области на
   протяжении  всего  периода  действия  Концепции  осуществлялась   в
   рамках  Закона  Московской  области "О льготном  налогообложении  в
   Московской  области",  который гибко реагировал  на  изменения  как
   федерального   законодательства,   так   и   в   целом   социально-
   экономической  ситуации в Московской области. Посредством  действия
   норм данного Закона осуществлялась поддержка наиболее значимых  для
   Московской   области  отраслей  промышленности,  новейших   научно-
   технических   достижений  и  технологий,  создавался  благоприятный
   инвестиционный климат.
       За  годы  действия Концепции был разработан и принят целый  ряд
   законов     Московской    области,    совершенствующих     механизм
   предоставления   налоговых  льгот:  в  части   изменения   принципа
   применения  льгот  по  налогу на прибыль в соответствии  с  нормами
   федерального    законодательства;    освобождения     от     уплаты
   транспортного   налога   организаций   пассажирского    транспорта,
   осуществляющих  перевозки пассажиров, имеющих социальное  значение;
   предоставления    льгот    организациям,   оказывающим    поддержку
   спортивным организациям Московской области, и другие.
       С  1 января 2005 года вступил в действие в новой редакции Закон
   Московской  области  N  151/2004-ОЗ "О льготном  налогообложении  в
   Московской области".
       Необходимость    пересмотра    действующей    ранее     системы
   предоставления   налоговых  льгот  была  продиктована   изменениями
   налогового, бюджетного и административного законодательства.
       Так,  в  условиях существенного снижения налогового бремени  на
   налогоплательщиков   указанным  Законом  были  отменены   налоговые
   льготы  в  части налогов, зачисляемых в бюджет Московской  области,
   для  организаций  реального  сектора экономики,  установлен  единый
   порядок  предоставления  льгот по транспортному  налогу  ветеранам,
   участникам Великой Отечественной войны и инвалидам, проживающим  на
   территории Московской области.
       В    настоящее   время   указанный   Закон   имеет   социальную
   направленность  и  сохраняет  все социальные  льготы  для  граждан,
   общественных  организаций инвалидов, благотворительных  организаций
   и бюджетных учреждений.
       В  целях  повышения  эффективности налоговой  системы  органами
   государственной  власти  Московской  области  был  разработан   ряд
   законодательных    инициатив,   которые    впервые    в    практике
   законотворческой   деятельности  органов   государственной   власти
   Московской   области   были  реализованы  в   2004-2005   годах   в
   федеральном налоговом законодательстве:
       по  налогу на игорный бизнес - в части установления обязанности
   по  постановке на учет и уплате налога по месту нахождения объектов
   налогообложения;
       по  транспортному  налогу - в отношении  определения  налоговой
   базы  и  ставки  транспортного налога  для  воздушных  транспортных
   средств,   имеющих   реактивные  двигатели,   а   также   в   части
   установления  отчетных периодов и срока уплаты  авансовых  платежей
   для налогоплательщиков - юридических лиц.
       В  рамках  дальнейшего совершенствования налоговой  политики  в
   2005  году  осуществлялась  подготовка  законодательной  инициативы
   Московской   области  по  внесению  изменений  в   законодательство
   Российской   Федерации  в  части  зачисления   налога   на   доходы
   физических лиц по месту жительства налогоплательщиков.
       Одновременно  проводилась работа по расширению  налоговой  базы
   путем  постановки на учет в налоговых органах по Московской области
   организаций,  осуществляющих  деятельность  на  ее  территории,  но
   зарегистрированных  в  других  регионах;  мобилизации  налоговых  и
   неналоговых доходов; реструктуризации и погашению задолженности  по
   налоговым платежам в бюджет Московской области.
       При  выявлении и привлечении к постановке на учет  в  налоговых
   органах     Московской    области    организаций,    осуществляющих
   деятельность  на  ее  территории, но  зарегистрированных  в  других
   субъектах   Российской   Федерации,  главное   внимание   уделялось
   организациям:
       осуществляющим    строительство   объектов   недвижимости    на
   территории Московской области за счет внебюджетных источников;
       эксплуатирующим   на  территории  Московской  области   объекты
   топливно-заправочного комплекса;
       имеющим  объекты недвижимого имущества на территории Московской
   области;
       потребительского рынка.
       Данная  работа  велась  в  основном в  районах,  прилегающих  к
   Московской  кольцевой  автомобильной дороге, автомобильным  дорогам
   федерального  значения и на территории развития Московской  области
   "Международный аэропорт "Шереметьево".
       В  целях  повышения  эффективности  этой  работы  было  принято
   постановление  Правительства Московской  области  от  03.08.2004  N
   459/30  "О  мероприятиях  по  упорядочению  постановки  на  учет  в
   налоговых    органах    по    Московской    области    организаций,
   осуществляющих  в  Московской  области  деятельность   на   внешней
   стороне   Московской   кольцевой   автомобильной   дороги,    вдоль
   автомобильных дорог федерального значения и на территории  развития
   Московской области "Международный аэропорт "Шереметьево".
       В  результате проведенных мероприятий было поставлено на учет в
   налоговых  органах  по  Московской  области  223  организации,   из
   которых  100  организаций осуществляли деятельность  на  территории
   развития Московской области "Международный аэропорт "Шереметьево".
       Основной  задачей  налоговых  органов  по  Московской   области
   являлось  обеспечение максимальной мобилизации налогов и  сборов  в
   бюджеты всех уровней.
       В   течение   всего  периода  действия  Концепции   сохранялась
   тенденция  ежегодного прироста налоговых и неналоговых  поступлений
   в бюджетную систему Российской Федерации.
       По итогам 2005 года в бюджетную систему Российской Федерации от
   налогоплательщиков   Московской  области  (по   данным   Управления
   Федеральной  налоговой  службы  по  Московской  области)  поступило
   налогов  и  сборов  на  общую сумму 165,8  млрд.  рублей  с  учетом
   платежей  единого  социального налога,  зачисляемых  в  федеральный
   бюджет,  что  на  29 процентов больше уровня 2004  года.  Из  общей
   суммы данных поступлений платежи в федеральный бюджет составили  38
   процентов,  в  консолидированный бюджет  Московской  области  -  62
   процента.
       По  основным  видам  экономической  деятельности  в  2005  году
   наибольшие  налоговые  поступления  приходились  на  обрабатывающие
   производства   (20,9   процента),  финансовую  деятельность   (14,8
   процента),  оптовую  и розничную торговлю, ремонт  автотранспортных
   средств,  бытовых  изделий  и предметов личного  пользования  (12,9
   процента),   операции  с  недвижимым  имуществом  (9,7   процента),
   транспорт и связь (7,3 процента), строительство (4,1 процента).
       Структура основных налоговых доходов консолидированного бюджета
   Московской  области за 2005 год сложилась следующим образом:  налог
   на  прибыль организаций - 39,5 процента, налог на доходы физических
   лиц  -  35,1  процента, акцизы - 5,5 процента, налог  на  имущество
   предприятий   -   7,4  процента.  На  долю  перечисленных   налогов
   приходилось 87,5 процента всех поступивших налоговых платежей.
       Установленные  Законом  Московской  области  N  166/2004-ОЗ  "О
   бюджете   Московской  области  на  2005  год"  объемы   поступлений
   налоговых  доходов в бюджет Московской области были  обеспечены  на
   125,7  процента. Сверх установленных объемов поступило  16,8  млрд.
   рублей дополнительных доходов.
       Задолженность  по  налогам и сборам в консолидированный  бюджет
   Московской области по состоянию на 31.12.2005 составила 21,6  млрд.
   рублей,  увеличившись  по сравнению с началом  года  на  3,3  млрд.
   рублей,  или  на  18  процентов.  В  структуре  задолженности  57,3
   процента приходилось на недоимку.
       В  2005 году доля организаций, не представляющих отчетность,  в
   структуре   недоимки  увеличилась  на  9,3  процентных  пункта   по

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное