Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 03.10.2002 N 732 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003 2006 ГОДЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 3 октября 2002 г. N 732
                                   
             О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"
                          НА 2003 - 2006 ГОДЫ
                                   
  (с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459,
                         от 30.12.2005 N 847)
   
       Правительство Российской Федерации постановляет:
       1.  Утвердить  прилагаемую Федеральную целевую программу  "Дети
   России"  на  2003  -  2006  годы, включающую  в  себя  подпрограммы
   "Здоровый  ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности
   и   правонарушений  несовершеннолетних",  "Дети-сироты"  и   "Дети-
   инвалиды" (далее именуется - Программа).
       2.   Утвердить   государственным  заказчиком  -   координатором
   Программы  Министерство  здравоохранения  и  социального   развития
   Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм:
       "Здоровый ребенок" - Федеральное агентство по здравоохранению и
   социальному развитию и Федеральное агентство по образованию;
       "Одаренные   дети"  -  Федеральное  агентство  по  образованию,
   Федеральное  агентство по культуре и кинематографии  и  Федеральное
   агентство по физической культуре и спорту;
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 847)
       "Профилактика       безнадзорности       и       правонарушений
   несовершеннолетних"  - Федеральное агентство по  здравоохранению  и
   социальному   развитию,  Федеральное  агентство   по   образованию,
   Министерство  внутренних  дел Российской  Федерации  и  Федеральную
   службу исполнения наказаний;
       "Дети-сироты"   -  Федеральное  агентство  по   образованию   и
   Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
       "Дети-инвалиды"  -  Федеральное агентство по здравоохранению  и
   социальному  развитию,  Федеральное  агентство  по  образованию   и
   Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
   (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
       3.  Министерству экономического развития и торговли  Российской
   Федерации,    Министерству   финансов   Российской   Федерации    и
   Министерству   образования   и  науки  Российской   Федерации   при
   формировании проектов федерального бюджета на соответствующие  годы
   включать   Программу  в  перечень  федеральных  целевых   программ,
   подлежащих  финансированию за счет средств федерального бюджета,  и
   ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
       4.   Рекомендовать  органам  исполнительной  власти   субъектов
   Российской  Федерации  предусматривать при разработке  региональных
   программ   социально-экономического  развития  меры  по  социальной
   поддержке и улучшению положения детей.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 3 октября 2002 г. N 732
   
                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                             "ДЕТИ РОССИИ"
                          НА 2003 - 2006 ГОДЫ
                                   
      (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459,
                         от 30.12.2005 N 847)
   
                                ПАСПОРТ
              ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ"
                          НА 2003 - 2006 ГОДЫ
   
   Наименование       - Федеральная целевая программа "Дети
   Программы            России" на 2003 - 2006 годы
   
   Основание для      - распоряжение Правительства Российской
   разработки           Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р
   Программы
   
   Государственный    - Министерство здравоохранения и социального развития
   заказчик -           Российской Федерации
   координатор
   Программы
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
   Государственные    - Федеральное агентство по здравоохранению
   заказчики            и социальному развитию, Федеральное
   подпрограмм          агентство по образованию, Министерство
                        внутренних дел Российской Федерации,
                        Федеральная служба исполнения наказаний,
                        Федеральное агентство по культуре и
                        кинематографии, Федеральное агентство по
                        физической культуре и спорту
   (в ред. Постановлений Правительства РФ от  06.09.2004  N  459,  от
   30.12.2005 N 847)
   
   Основные           - Министерство труда и социального развития
   разработчики         Российской Федерации
   Программы            Министерство здравоохранения Российской
                        Федерации
                        Министерство образования Российской Федерации
   
   Исполнители        - организации, выполняющие государственный
   Программы            заказ на конкурсной основе
   
   Перечень           - "Здоровый ребенок"
   подпрограмм          "Одаренные дети"
                        "Профилактика безнадзорности
                        и правонарушений несовершеннолетних"
                        "Дети-сироты"
                        "Дети-инвалиды"
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
   Цель Программы     - улучшение качества жизни и здоровья детей;
                        решение проблем неблагополучия детей, в том
                        числе проблемы детской безнадзорности и
                        беспризорности;
                        государственная поддержка детей-сирот и
                        детей, оставшихся без попечения родителей,
                        а также детей-инвалидов;
                        формирование системы выявления, поддержки и
                        развития одаренных детей
   
   Задачи Программы   - обеспечение условий для рождения здоровых
                        детей, профилактика детской заболеваемости
                        и инвалидности;
                        формирование эффективной комплексной системы
                        социальной защиты и интеграции с обществом
                        детей, находящихся в трудной жизненной
                        ситуации;
                        совершенствование системы профилактики
                        безнадзорности и правонарушений
                        несовершеннолетних;
                        создание условий, способствующих воспитанию
                        детей-сирот и детей, оставшихся без
                        попечения родителей, в приемных семьях
                        (опека, патронат, усыновление);
                        государственная поддержка семей, принявших
                        на воспитание детей-сирот и детей,
                        оставшихся без попечения родителей;
                        обеспечение детей-инвалидов современными
                        индивидуальными техническими средствами
                        реабилитации и средствами, облегчающими им
                        самообслуживание
   
   Срок реализации    - 2003 - 2006 годы
   Программы
   
   Перечень основных  - государственная поддержка материнства и
   мероприятий          детства;
   Программы            совершенствование системы охраны здоровья
                        матери и ребенка;
                        создание системы выявления, развития и
                        поддержки одаренных детей;
                        улучшение социального обслуживания детей-
                        инвалидов, их социальная интеграция и
                        профессионально-трудовая реабилитация;
                        научное обеспечение реализации программных
                        мероприятий;
                        развитие сети и укрепление материально-
                        технической базы учреждений
                        здравоохранения, образования, социальной
                        защиты, оказывающих всестороннюю помощь и
                        поддержку детям, в том числе строительство
                        и реконструкция таких учреждений;
                        создание и внедрение электронной
                        информационной системы выявления и учета
                        детей, находящихся в трудной жизненной
                        ситуации;
                        подготовка, переподготовка и повышение
                        квалификации кадров;
                        осуществление государственной поддержки и
                        социальной защиты одаренных детей;
                        спортивно-оздоровительная работа с детьми,
                        находящимися в трудной жизненной ситуации;
                        реформирование системы опеки и
                        попечительства;
                        внедрение и развитие системы постинтернатной
                        адаптации;
                        обеспечение качественного образования и
                        трудоустройства детей-сирот и детей,
                        оставшихся без попечения родителей;
                        интеграция детей-сирот с обществом;
                        создание для детей-сирот условий воспитания
                        и развития, максимально приближенных к
                        семейным;
                        развитие новых технологий и форм профилактики
                        безнадзорности и правонарушений
                        несовершеннолетних;
                        мониторинг соблюдения прав детей-сирот,
                        развития и жизнеустройства воспитанников и
                        выпускников образовательных учреждений для
                        детей-сирот;
                        социально-бытовая, профессиональная и
                        трудовая реабилитация детей-инвалидов
   
   Объем и источники  - общие затраты на реализацию Программы за
   финансирования       счет всех источников финансирования -
   Программы            20377,99 млн. рублей, из них за счет средств
   (в ценах 2003        федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей,
   года)                бюджетов субъектов Российской Федерации -
                        13417,24 млн. рублей,
                        внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей;
                        подпрограмма "Здоровый ребенок" -
                        3526,42 млн. рублей, из них за счет средств
                        федерального бюджета - 1472,21 млн. рублей,
                        бюджетов субъектов Российской Федерации -
                        2049,98 млн. рублей,
                        внебюджетных источников - 4,23 млн. рублей;
                        подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95 млн.
                        рублей, из них за счет средств федерального
                        бюджета - 148,91 млн. рублей,
                        бюджетов субъектов Российской Федерации -
                        41,64 млн. рублей,
                        внебюджетных источников - 10,4 млн. рублей;
                        подпрограмма "Профилактика безнадзорности и
                        правонарушений несовершеннолетних" -
                        5887,05 млн. рублей, из них за счет средств
                        федерального бюджета - 1563,4 млн. рублей,
                        бюджетов субъектов Российской Федерации -
                        4183,65 млн. рублей,
                        внебюджетных источников - 140 млн. рублей;
                        подпрограмма "Дети-сироты" - 2330,2 млн.
                        рублей, из них за счет средств федерального
                        бюджета - 1577,3 млн. рублей,
                        бюджетов субъектов Российской Федерации -
                        730,4 млн. рублей,
                        внебюджетных источников - 22,5 млн. рублей;
                        подпрограмма "Дети-инвалиды" - 8433,37 млн.
                        рублей, из них за счет средств федерального
                        бюджета - 1977,8 млн. рублей,
                        бюджетов субъектов Российской Федерации -
                        6411,57 млн. рублей,
                        внебюджетных источников - 44 млн. рублей
   
   Ожидаемые          - улучшение положения детей в Российской
   конечные             Федерации, в том числе одаренных детей,
   результаты           детей-инвалидов, детей-сирот, детей,
   реализации           оставшихся без попечения родителей,
   Программы            несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
                        жизненной ситуации;
                        снижение показателей материнской смертности
                        до 30 на 100000 родившихся живыми,
                        младенческой смертности до 13 на 1000
                        родившихся живыми, детской смертности
                        на 15 - 20 процентов, заболеваемости женщин
                        на 3 - 5 процентов;
                        развитие системы выявления и поддержки
                        одаренных детей, оснащение и материально-
                        техническая поддержка специализированных
                        учреждений по работе с одаренными детьми;
                        стабилизация семьи как социального института;
                        снижение численности безнадзорных детей,
                        сокращение числа правонарушений
                        несовершеннолетних;
                        расширение сети специализированных учреждений
                        для несовершеннолетних, нуждающихся в
                        социальной реабилитации (до 1225 единиц);
                        предупреждение социального сиротства,
                        создание условий для развития детей-
                        сирот в семьях различного типа;
                        увеличение количества детских
                        реабилитационных центров для детей-
                        инвалидов и детей с ограниченными
                        возможностями до 350 единиц и численности
                        обслуживаемых в них детей до 150 тыс.
                        человек;
                        обеспечение более 30 тыс. детей с
                        церебральным параличом, 10 тыс. слепых и
                        слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих
                        детей индивидуальными техническими средствами
                        самообслуживания, более 6 тыс. детей-
                        инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс.
                        детей с сахарным диабетом глюкометрами
   
   Система контроля   - контроль за реализацией Программы
   за исполнением       осуществляется в установленном порядке
   Программы            Министерством здравоохранения и социального
                        развития Российской Федерации и
                        государственными заказчиками подпрограмм
                        совместно с Министерством экономического
                        развития и торговли Российской Федерации и
                        с участием Министерства финансов
                        Российской Федерации, а также Министерства
                        образования и науки Российской Федерации
                        (в части научно-исследовательских работ)
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
                               Введение
   
       Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы
   (далее  именуется  -  Программа), разработанная  в  соответствии  с
   распоряжением Правительства Российской Федерации от 13  марта  2002
   г.  N  292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок",
   "Одаренные  дети",  "Профилактика безнадзорности  и  правонарушений
   несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".
       Общее   руководство   и   контроль  за  реализацией   Программы
   осуществляет  государственный заказчик - координатор - Министерство
   здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
       Основной  задачей  Программы является формирование  эффективной
   комплексной  системы государственной поддержки детей, включающей  в
   себя    диагностические,   профилактические   и    реабилитационные
   мероприятия,   создание  оптимальной  среды  для  жизнедеятельности
   детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
       Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения  детей
   в   рамках   федеральных  целевых  программ,   результаты   анализа
   реализации  их  мероприятий, наличие проблем,  а  также  социально-
   экономическая  и  демографическая ситуация в регионах  подтверждают
   целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
       Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей
   должно  привести  к  улучшению демографической ситуации  в  стране,
   укреплению ее интеллектуального потенциала.
   
          I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами
   
       В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в
   Российской  Федерации  за  короткий  срок  сформирована  адекватная
   рыночным  условиям  и  современному этапу развития  законодательная
   база,   найдены   принципиально   новые   механизмы   и   институты
   осуществления государственной политики в отношении детей.  Несмотря
   на  достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты  реализации
   федеральных  целевых  программ  по  улучшению  положения  детей   в
   Российской   Федерации,   сохраняется  много   вопросов   в   сфере
   обеспечения  полноценной жизнедеятельности детей,  которые  требуют
   решения   на   государственном  уровне,  в  том   числе   улучшение
   репродуктивного  здоровья  населения,  поддержка  одаренных  детей,
   детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения  родителей,  детей-
   инвалидов  и  несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной  жизненной
   ситуации.
       В  последние годы благодаря совместной деятельности  органов  и
   учреждений   здравоохранения   по   совершенствованию   организации
   медицинской   помощи   матерям  и  детям,  реализации   мероприятий
   федеральных  и региональных целевых программ удалось  улучшить  ряд
   показателей службы материнства и детства.
       Однако  вследствие  низкого уровня здоровья женщин  детородного
   возраста  продолжает увеличиваться количество случаев  беременности
   и  родов,  протекающих  с  различными  осложнениями.  В  результате
   показатели  материнской  и  младенческой  смертности  остаются   на
   высоком  уровне, превышая аналогичные среднеевропейские,  и  только
   30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.
       Воздействие экологических и социально-психологических факторов,
   интенсивность   которого   в  последнее   десятилетие   многократно
   увеличилась,   приводит  к  тому,  что  состояние  здоровья   детей
   оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет  в
   субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
       Одной  из  причин  прогрессирующего ухудшения  здоровья  детей,
   особенно     раннего    и    подросткового    возраста,    является
   неэффективность   проводимых   профилактических   и   коррекционных
   мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического  и
   психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям  в
   социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
       Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного  питания
   детей.
       Практически  не разрабатываются и слабо внедряются современные,
   научно  обоснованные организационные технологии по созданию условий
   для нормального физического и нервно-психического развития детей  и
   реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
       Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма
   среди    подростков    требует   принятия   экстренных    мер    по
   противодействию  потреблению наркотических средств  и  асоциальному
   поведению.
       Социальная значимость проблем, связанных с состоянием  здоровья
   детей  в  Российской  Федерации,  обусловливает  необходимость   их
   решения   программными  методами  на  основе   реализации   системы
   мероприятий,   направленных   на   снижение   показателей   детской
   заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и  укрепление
   здоровья на всех этапах развития ребенка.
       Развитие  общества на современном этапе требует  вовлечения  во
   все   структуры  народного  хозяйства  страны  наиболее   развитых,
   неординарно  мыслящих людей, то есть людей одаренных.  Выявление  и
   развитие  способностей детей должно осуществляться на всех ступенях
   их  развития, образования и воспитания, для чего необходимы  усилия
   не  только  родителей и педагогов, но и всего общества.  Необходима
   разработка   системы   выявления  одаренности  детей,   обеспечение
   условий,   способствующих  максимальному   раскрытию   возможностей
   каждого  ребенка,  и  прежде  всего уникальных  способностей  особо
   одаренных детей.
       В  целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала
   страны   необходимо  поднять  на  государственный  уровень  решение
   проблем,  обусловливающих  создание равных  стартовых  условий  для
   выявления,   развития,   социальной  поддержки   одаренных   детей,
   реализации     их    потенциальных    возможностей,     обеспечения
   всестороннего   развития  и  образования,  адекватных   требованиям
   научно-технического прогресса.
       Социальные  и экономические проблемы в российском  обществе  на
   данном  этапе  развития  существенно ослабили  институт  семьи,  ее
   воздействие   на  воспитание  детей.  Результатом  этого   процесса
   является  рост  численности  безнадзорных  и  беспризорных   детей,
   увеличение   распространения  в  детской   и   подростковой   среде
   наркотиков  и  различных психотропных препаратов, алкоголя  и,  как
   следствие,      увеличение     числа      правонарушений      среди
   несовершеннолетних.   За  последние  10  лет  численность   больных
   наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
       Ежегодно  в  стране выявляется более 300 тыс. уголовных  деяний
   несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается  детьми,  не
   достигшими   возраста  уголовной  ответственности.  Каждый   третий
   несовершеннолетний  правонарушитель  не  учится  и   не   работает.
   Ежегодно   сотрудниками  органов  внутренних   дел   выявляется   и
   помещается  в  центры временной изоляции для несовершеннолетних  до
   60 тыс. детей и подростков.
       Кроме  того,  имеются проблемы, решение которых назрело  давно,
   среди  них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных  и
   межнациональных конфликтов, экологических и техногенных  катастроф,
   стихийных  бедствий,  особые  проблемы  детей,  освободившихся   из
   воспитательных  колоний,  мест лишения свободы  или  проживающих  с
   одним из родителей.
       Продолжается  рост  числа социальных сирот и детей,  оставшихся
   без  попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами
   продажи  и  сексуальной эксплуатации, привлекаются  к  непосильному
   труду.
       Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения
   в  воспитательных  колониях, многие из них  не  имеют  образования,
   соответствующего возрасту.
       Реализация    Федеральной   целевой   программы   "Профилактика
   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997  -  2001
   годах   позволила   частично  снизить  остроту   проблемы   детской
   безнадзорности    и    социального    сиротства.    Создана    сеть
   специализированных учреждений для детей, нуждающихся  в  социальной
   реабилитации,   в  которых  используются  технологии,   позволяющие
   оказывать  детям  экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать
   их  социальный  статус,  осуществлять  социальную  реабилитацию.  В
   результате   количество   преступлений   среди   несовершеннолетних
   снизилось  в  2000  году  по сравнению с предыдущим  годом  на  6,2
   процента.
       В  то  же  время следует отметить слабое развитие  материально-
   технической   базы  этих  учреждений,  которое  не   позволяет   на
   современном  уровне  проводить  программы  социальной  и   трудовой
   реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест  лишения
   свободы.
       Незавершенность   формирования  и  оснащения  сети   учреждений
   системы     профилактики    безнадзорности     и     правонарушений
   несовершеннолетних,   недостаточный  уровень   подготовки   кадров,
   осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу,  снижают
   эффективность предпринимаемых действий.
       Принимая   во   внимание  необходимость  комплексного   решения
   проблемы     профилактики    безнадзорности    и     правонарушений
   несовершеннолетних,  корни которой кроются прежде  всего  в  семье,
   следует  продолжить  работу  в данном направлении  в  2003  -  2006
   годах.
       Проблема  сиротства, особенно социального  сиротства,  то  есть
   сиротства  при  живых родителях, является одной из наиболее  острых
   проблем  детства.  Отсутствие полноценной  государственной  системы
   поддержки   семьи  и  стимулирования  развития  системы   семейного
   воспитания   детей-сирот   и   детей,  оставшихся   без   попечения
   родителей, не способствуют решению данной проблемы.
       Следует  отметить  усложняющийся год от  года  контингент  этой
   категории  детей,  среди  которых  увеличивается  число  детей   со
   сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
       Проблема  социализации  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
   попечения   родителей,  при  преимущественном  в  настоящее   время
   воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах  не  дает
   возможности  полноценно  подготовить этих детей  к  самостоятельной
   жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый  план
   выдвигается  проблема воспитания детей-сирот в приемных  семьях  на
   основе  опеки,  попечительства,  усыновления,  патроната.  Активное
   развитие   таких   форм   воспитания   позволит   решить   проблему
   социализации  детей  и  естественного вхождения  их  в  современное
   общество,  что положительно скажется на всей дальнейшей жизни  этих
   детей.  Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки
   государства.
       В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов
   для  детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей,  не
   отвечает  современным  педагогическим  и  техническим  требованиям.
   Многие  из  них  требуют  капитального  ремонта,  реконструкции   и
   технического переоснащения, что должно осуществляться не только  за
   счет  средств  федерального бюджета, но  и  прежде  всего  за  счет
   средств  бюджетов  субъектов Российской Федерации  и  муниципальных
   образований,  на  территории  которых  расположено  образовательное
   учреждение.
       В  Российской  Федерации, как и во всем мире, наблюдается  рост
   числа  детей-инвалидов. Среди причин, способствующих  возникновению
   инвалидности  у  детей, основными являются ухудшение  экологической
   обстановки,    неблагоприятные   условия   труда    женщин,    рост
   травматизма,   недостаточные  возможности  для  ведения   здорового
   образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
       В   настоящее  время  подавляющее  большинство  детей-инвалидов
   воспитывается  в  семье, одна треть находится в  специализированных
   детских  учреждениях. В 1439 школах-интернатах системы  образования
   проживают  и  обучаются 203 тыс. детей с умственными и  физическими
   недостатками  (из  них 22,9 тыс. - дети-сироты),  30,5  тыс.  детей
   воспитываются  в  151  доме-интернате  системы  социальной   защиты
   населения (половина из них - сироты) и 19,5 тыс. детей находятся  в
   249  домах  ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений
   нуждается  в  реформировании с целью усиления  ее  реабилитационной
   направленности.
       Решающее  значение  в  становлении  и  развитии  новой  системы
   профилактической  и  реабилитационной работы с детьми-инвалидами  и
   их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".
   
           II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
   
       Целями    Программы   являются   улучшение   здоровья    детей,
   профилактика  безнадзорности  и беспризорности  несовершеннолетних,
   обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и  детей,
   оставшихся   без  попечения  родителей,  а  также  детей-инвалидов,
   формирование  системы  выявления, поддержки  и  развития  одаренных
   детей.
       Достижение  указанных  целей  будет  осуществляться  в   рамках
   реализации подпрограмм, входящих в Программу.
       Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является создание условий
   для  рождения  здоровых детей, снижение показателей  материнской  и
   детской,  в  том  числе  младенческой,  смертности,  сохранение   и
   укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
       Для   достижения  указанных  целей  предусматривается   решение
   следующих задач:
       совершенствование нормативно-правовой базы по  вопросам  охраны
   материнства и детства;
       совершенствование  организации  акушерской   и   педиатрической
   помощи;
       укрепление      материально-технической      базы      лечебно-
   профилактических учреждений родовспоможения и детства;
       внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования  и
   социальной     защиты     населения    современных     медицинских,
   образовательных   и   психологических  технологий,   обеспечивающих
   сохранение здоровья;
       профилактика  заболеваемости  и  инвалидности   в   детском   и
   подростковом возрасте;
       развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и
   детства;
       совершенствование   системы   подготовки,   переподготовки    и
   повышения квалификации кадров.
       Целью  подпрограммы  "Одаренные  дети"  является  создание   на
   государственном  уровне  системы выявления,  развития  и  поддержки
   одаренных  детей, обеспечение условий для их личностной, социальной
   самореализации и профессионального самоопределения.
       Задачами подпрограммы являются:
       создание  условий для выявления детской одаренности и  развития
   детей в соответствии с их способностями;
       развитие центров работы с одаренными детьми;
       ресурсное  обеспечение  учреждений  образования,  работающих  с
   одаренными детьми;
       создание  на федеральном уровне системы научного, методического
   и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.
       Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений
   несовершеннолетних"   -   защита  и  улучшение   положения   детей,
   находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  укрепление   системы
   профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
       Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
       стабилизация   семьи   как  основного   социального   института
   общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
       совершенствование    системы   профилактической    работы    по
   предупреждению  семейного  неблагополучия,  социального  сиротства,
   детской беспризорности и безнадзорности;
       ресурсное    обеспечение    системы    служб,    осуществляющих
   профилактику  безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних,
   социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся  в  трудной
   жизненной ситуации;
       развитие   инновационных  форм  и  технологий  профилактической
   работы  с  семьями  и  детьми,  находящимися  в  трудной  жизненной
   ситуации.
       Целью   подпрограммы   "Дети-сироты"  является   предупреждение
   социального  сиротства,  социализация и  интеграция  детей-сирот  и
   детей,   оставшихся   без   попечения  родителей,   с   современным
   обществом.
       Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
       создание  условий,  способствующих  воспитанию  детей-сирот   и
   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  в  приемных  семьях
   (опека, патронат, усыновление);
       государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-
   сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
       Целью  подпрограммы "Дети-инвалиды" является формирование основ
   комплексного  решения  проблем детей  с  отклонениями  в  развитии,
   создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
       Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
       создание    системы   профессионально-трудовой   и   социальной
   реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом;
       обеспечение    детей-инвалидов   современными   индивидуальными
   техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими  им
   самообслуживание;
       создание системы полного учета детей-инвалидов;
       мониторинг  социально-экономического положения  семей,  имеющих
   детей-инвалидов;
       укрепление   материально-технической  базы   специализированных
   учреждений   для  детей-инвалидов,  детских  домов-интернатов   для
   проведения  комплексной  медицинской, педагогической  и  социальной
   реабилитации детей-инвалидов.
       Срок реализации Программы - 2003 - 2006 годы.
   
                 III. Система программных мероприятий
   
       Подпрограммы  содержат  конкретные  мероприятия,  увязанные  по
   срокам,  ресурсам и исполнителям, которые направлены на  реализацию
   целей Программы.
       Для  координации  действий федеральных  органов  исполнительной
   власти   и   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации,      повышения      эффективности      межведомственного
   взаимодействия    и    социального   партнерства    государственным
   заказчиком  -  координатором Программы  планируется  организация  и
   проведение совещаний с государственными заказчиками подпрограмм  по
   вопросам  взаимодействия  и  исключения  дублирования  мероприятий,
   практических  семинаров по вопросам улучшения  положения  детей  по
   федеральным  округам,  ежегодных  совещаний-семинаров   по   итогам
   реализации    Программы    и   других   организационно-методических
   мероприятий.
       Подпрограмма  "Здоровый ребенок" включает  как  мероприятия  по
   охране  здоровья  матерей,  так  и  мероприятия  по  сохранению   и
   укреплению здоровья детей и подростков.
       В  рамках  реализации подпрограммы предусматриваются  следующие
   мероприятия:
       совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
       строительство    и    реконструкция    лечебно-профилактических
   учреждений детства и родовспоможения;
       научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
       Подпрограмма    "Одаренные   дети"   содержит   систему    мер,
   направленных  на  создание  равных условий,  адресную  поддержку  и
   социальную адаптацию одаренных детей.
       В подпрограмме планируются:
       развитие  и поддержка сети организаций, работающих с одаренными
   детьми;
       осуществление  государственной поддержки  и  социальной  защиты
   одаренных детей;
       развитие системы работы с кадрами.
       Мероприятия   подпрограммы   "Профилактика   безнадзорности   и
   правонарушений  несовершеннолетних"  направлены  на   защиту   прав
   детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах (безнадзорных  и
   беспризорных,  проживающих  в  семьях,  находящихся   в   социально
   опасном    положении,   подвергшихся   насилию   и    эксплуатации,
   злоупотребляющих   наркотическими   средствами   и    психотропными
   веществами,  алкоголем,  детей  из  семей  беженцев  и  вынужденных
   переселенцев).
       С этой целью предполагается осуществить:
       научно-методическое   обеспечение   работы   по    профилактике
   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
       информационно-аналитическое обеспечение работы по  профилактике
   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
       ресурсное    обеспечение   учреждений   системы    профилактики
   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
       меры  по  организации  и проведению реабилитационной  работы  с
   детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
       Решение   задач,  поставленных  в  подпрограмме  "Дети-сироты",
   предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:
       реформирование системы опеки и попечительства;
       внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
       обеспечение  качественного  образования  детей-сирот  и  детей,
   оставшихся без попечения родителей;
       создание   условий  для  воспитания  и  развития   детей-сирот,
   максимально   приближенных   к  семейным   (ресурсное   обеспечение
   учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
   родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов  семейного
   типа,     школ-интернатов,    школ-интернатов     с     углубленной
   профессиональной     подготовкой,     школ-интернатов     различной
   воспитательной направленности);
       строительство  образовательных  учреждений  для  детей-сирот  и
   детей, оставшихся без попечения родителей;
       развитие системы социальной защиты семьи;
       мониторинг    соблюдения   прав   детей-сирот,    развития    и
   жизнеустройства   воспитанников   и   выпускников   образовательных
   учреждений   для  детей-сирот  и  организационные  мероприятия   по
   подпрограмме.
       В подпрограмме "Дети-инвалиды" предусматриваются:
       информационно-аналитическое    и    организационно-методическое
   обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
       меры   по   социальной  интеграции  и  профессионально-трудовой
   реабилитации детей-инвалидов;
       меры  по  улучшению  социального обслуживания  детей-инвалидов,
   укреплению  материально-технической  базы  учреждений  для   детей-
   инвалидов;
       научно  -  методическое  обеспечение  решения  проблем  детской
   инвалидности;
       обеспечение  автотранспортом специализированных учреждений  для
   детей-инвалидов;
       организация  переподготовки  и повышения  квалификации  кадров,
   работающих с детьми-инвалидами;
       строительство   и   реконструкция   детских   домов-интернатов,
   реабилитационных центров системы социальной защиты населения.
   
                  IV. Ресурсное обеспечение Программы
   
       Мероприятия  Программы реализуются за счет средств федерального
   бюджета,  бюджетов  субъектов Российской Федерации  и  внебюджетных
   источников.
       Объем финансирования Программы за счет всех источников на  2003
   -  2006  годы составляет 20377,99 млн. рублей, в том числе за  счет
   средств:
   
   федерального бюджета                       - 6739,62 млн. рублей;
   
   бюджетов субъектов Российской Федерации    - 13417,24 млн. рублей;
   
   внебюджетных источников                    - 221,13 млн. рублей.
   
       Расходы  на  капитальные вложения предусматриваются  в  размере
   10886,9 млн. рублей, в том числе за счет средств:
   
   федерального бюджета                       - 3645,92 млн. рублей;
   
   бюджетов субъектов Российской Федерации    - 7210,98 млн. рублей;
   
   внебюджетных источников                    - 30 млн. рублей.
   
       Расходы  на  научно-исследовательские и  опытно-конструкторские
   работы  предусматриваются  в размере  56,67  млн.  рублей  за  счет
   средств федерального бюджета.
       Расходы  на "Прочие нужды" предусматриваются в размере  9434,42
   млн. рублей, в том числе за счет средств:
   
   федерального бюджета                       - 3037,03 млн. рублей;
   
   бюджетов субъектов Российской Федерации    - 6206,26 млн. рублей;
   
   внебюджетных источников                    - 191,13 млн. рублей.
   
       Финансирование  Программы  в  2003  году  предусматривается   в
   размере   4574,72  млн.  рублей,  в  том  числе  за  счет   средств
   федерального  бюджета  -  1452,54 млн. рублей,  бюджетов  субъектов
   Российской   Федерации   -   3057,45  млн.   рублей,   внебюджетных
   источников - 64,73 млн. рублей.
       Объем  финансирования  мероприятий Программы  за  счет  средств
   федерального    бюджета    ежегодно   при   формировании    проекта
   федерального  бюджета на соответствующий год подлежит  уточнению  в
   установленном порядке.
       Объемы  финансирования программных мероприятий за счет  средств
   бюджетов    субъектов    Российской    Федерации    согласовываются
   государственными заказчиками подпрограмм с органами  исполнительной
   власти  соответствующих субъектов Российской Федерации  и  подлежат
   ежегодно уточнению.
   
                   ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
              ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ"
                          НА 2003 - 2006 ГОДЫ
   
   ------------------------T--------T-------------------------------¬
   ¦       Источники       ¦Объем   ¦         В том числе           ¦
   ¦   финансирования и    ¦финанси-+-------T-------T-------T-------+
   ¦ направления расходов  ¦рования ¦  2003 ¦  2004 ¦  2005 ¦  2006 ¦
   ¦                       ¦на 2003 ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦
   ¦                       ¦- 2006  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦годы -  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦всего   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦(млн.   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦рублей) ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +-----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
   ¦1. Федеральная целевая ¦20377,99¦4574,72¦4967,10¦5220,31¦5615,86¦
   ¦   программа "Дети     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   России" - всего     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   в том числе:        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   федеральный бюджет  ¦ 6739,62¦1452,54¦1633,33¦1736,85¦1916,9 ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   бюджеты субъектов   ¦13417,24¦3057,45¦3285,57¦3434,36¦3639,86¦
   ¦   Российской Федерации¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   внебюджетные        ¦  221,13¦  64,73¦  48,2 ¦  49,1 ¦  59,1 ¦
   ¦   источники           ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   Капитальные вложения¦10886,9 ¦2442,89¦2650,67¦2778,74¦3014,6 ¦
   ¦   - всего             ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   в том числе:        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   федеральный бюджет  ¦ 3645,92¦ 758,3 ¦ 882,82¦ 937,09¦1067,71¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   бюджеты субъектов   ¦ 7210,98¦1674,59¦1762,85¦1836,65¦1936,89¦
   ¦   Российской Федерации¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   внебюджетные        ¦   30   ¦  10   ¦   5   ¦   5   ¦  10   ¦
   ¦   источники           ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   НИОКР - всего       ¦   56,67¦  20,24¦  15,83¦  12,53¦   8,07¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   в том числе         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   федеральный бюджет  ¦   56,67¦  20,24¦  15,83¦  12,53¦   8,07¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   Прочие нужды - всего¦ 9434,42¦2111,59¦2300,6 ¦2429,04¦2593,19¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   в том числе:        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   федеральный бюджет  ¦ 3037,03¦ 674   ¦ 734,68¦ 787,23¦ 841,12¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   бюджеты субъектов   ¦ 6206,26¦1382,86¦1522,72¦1597,71¦1702,97¦
   ¦   Российской Федерации¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   внебюджетные        ¦  191,13¦  54,73¦  43,2 ¦  44,1 ¦  49,1 ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное