Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2002 г. N 732
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
(с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459,
от 30.12.2005 N 847)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Дети
России" на 2003 - 2006 годы, включающую в себя подпрограммы
"Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-
инвалиды" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором
Программы Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм:
"Здоровый ребенок" - Федеральное агентство по здравоохранению и
социальному развитию и Федеральное агентство по образованию;
"Одаренные дети" - Федеральное агентство по образованию,
Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное
агентство по физической культуре и спорту;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 847)
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" - Федеральное агентство по здравоохранению и
социальному развитию, Федеральное агентство по образованию,
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную
службу исполнения наказаний;
"Дети-сироты" - Федеральное агентство по образованию и
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
"Дети-инвалиды" - Федеральное агентство по здравоохранению и
социальному развитию, Федеральное агентство по образованию и
Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
3. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и
Министерству образования и науки Российской Федерации при
формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы
включать Программу в перечень федеральных целевых программ,
подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и
ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предусматривать при разработке региональных
программ социально-экономического развития меры по социальной
поддержке и улучшению положения детей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2002 г. N 732
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ РОССИИ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459,
от 30.12.2005 N 847)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа "Дети
Программы России" на 2003 - 2006 годы
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р
Программы
Государственный - Министерство здравоохранения и социального развития
заказчик - Российской Федерации
координатор
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Государственные - Федеральное агентство по здравоохранению
заказчики и социальному развитию, Федеральное
подпрограмм агентство по образованию, Министерство
внутренних дел Российской Федерации,
Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральное агентство по культуре и
кинематографии, Федеральное агентство по
физической культуре и спорту
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459, от
30.12.2005 N 847)
Основные - Министерство труда и социального развития
разработчики Российской Федерации
Программы Министерство здравоохранения Российской
Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Исполнители - организации, выполняющие государственный
Программы заказ на конкурсной основе
Перечень - "Здоровый ребенок"
подпрограмм "Одаренные дети"
"Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
"Дети-сироты"
"Дети-инвалиды"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Цель Программы - улучшение качества жизни и здоровья детей;
решение проблем неблагополучия детей, в том
числе проблемы детской безнадзорности и
беспризорности;
государственная поддержка детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
а также детей-инвалидов;
формирование системы выявления, поддержки и
развития одаренных детей
Задачи Программы - обеспечение условий для рождения здоровых
детей, профилактика детской заболеваемости
и инвалидности;
формирование эффективной комплексной системы
социальной защиты и интеграции с обществом
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
совершенствование системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
создание условий, способствующих воспитанию
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в приемных семьях
(опека, патронат, усыновление);
государственная поддержка семей, принявших
на воспитание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
обеспечение детей-инвалидов современными
индивидуальными техническими средствами
реабилитации и средствами, облегчающими им
самообслуживание
Срок реализации - 2003 - 2006 годы
Программы
Перечень основных - государственная поддержка материнства и
мероприятий детства;
Программы совершенствование системы охраны здоровья
матери и ребенка;
создание системы выявления, развития и
поддержки одаренных детей;
улучшение социального обслуживания детей-
инвалидов, их социальная интеграция и
профессионально-трудовая реабилитация;
научное обеспечение реализации программных
мероприятий;
развитие сети и укрепление материально-
технической базы учреждений
здравоохранения, образования, социальной
защиты, оказывающих всестороннюю помощь и
поддержку детям, в том числе строительство
и реконструкция таких учреждений;
создание и внедрение электронной
информационной системы выявления и учета
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров;
осуществление государственной поддержки и
социальной защиты одаренных детей;
спортивно-оздоровительная работа с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации;
реформирование системы опеки и
попечительства;
внедрение и развитие системы постинтернатной
адаптации;
обеспечение качественного образования и
трудоустройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
интеграция детей-сирот с обществом;
создание для детей-сирот условий воспитания
и развития, максимально приближенных к
семейным;
развитие новых технологий и форм профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
мониторинг соблюдения прав детей-сирот,
развития и жизнеустройства воспитанников и
выпускников образовательных учреждений для
детей-сирот;
социально-бытовая, профессиональная и
трудовая реабилитация детей-инвалидов
Объем и источники - общие затраты на реализацию Программы за
финансирования счет всех источников финансирования -
Программы 20377,99 млн. рублей, из них за счет средств
(в ценах 2003 федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей,
года) бюджетов субъектов Российской Федерации -
13417,24 млн. рублей,
внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей;
подпрограмма "Здоровый ребенок" -
3526,42 млн. рублей, из них за счет средств
федерального бюджета - 1472,21 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации -
2049,98 млн. рублей,
внебюджетных источников - 4,23 млн. рублей;
подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95 млн.
рублей, из них за счет средств федерального
бюджета - 148,91 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации -
41,64 млн. рублей,
внебюджетных источников - 10,4 млн. рублей;
подпрограмма "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" -
5887,05 млн. рублей, из них за счет средств
федерального бюджета - 1563,4 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации -
4183,65 млн. рублей,
внебюджетных источников - 140 млн. рублей;
подпрограмма "Дети-сироты" - 2330,2 млн.
рублей, из них за счет средств федерального
бюджета - 1577,3 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации -
730,4 млн. рублей,
внебюджетных источников - 22,5 млн. рублей;
подпрограмма "Дети-инвалиды" - 8433,37 млн.
рублей, из них за счет средств федерального
бюджета - 1977,8 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации -
6411,57 млн. рублей,
внебюджетных источников - 44 млн. рублей
Ожидаемые - улучшение положения детей в Российской
конечные Федерации, в том числе одаренных детей,
результаты детей-инвалидов, детей-сирот, детей,
реализации оставшихся без попечения родителей,
Программы несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
снижение показателей материнской смертности
до 30 на 100000 родившихся живыми,
младенческой смертности до 13 на 1000
родившихся живыми, детской смертности
на 15 - 20 процентов, заболеваемости женщин
на 3 - 5 процентов;
развитие системы выявления и поддержки
одаренных детей, оснащение и материально-
техническая поддержка специализированных
учреждений по работе с одаренными детьми;
стабилизация семьи как социального института;
снижение численности безнадзорных детей,
сокращение числа правонарушений
несовершеннолетних;
расширение сети специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации (до 1225 единиц);
предупреждение социального сиротства,
создание условий для развития детей-
сирот в семьях различного типа;
увеличение количества детских
реабилитационных центров для детей-
инвалидов и детей с ограниченными
возможностями до 350 единиц и численности
обслуживаемых в них детей до 150 тыс.
человек;
обеспечение более 30 тыс. детей с
церебральным параличом, 10 тыс. слепых и
слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих
детей индивидуальными техническими средствами
самообслуживания, более 6 тыс. детей-
инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс.
детей с сахарным диабетом глюкометрами
Система контроля - контроль за реализацией Программы
за исполнением осуществляется в установленном порядке
Программы Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации и
государственными заказчиками подпрограмм
совместно с Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации и
с участием Министерства финансов
Российской Федерации, а также Министерства
образования и науки Российской Федерации
(в части научно-исследовательских работ)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Введение
Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы
(далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002
г. N 292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок",
"Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".
Общее руководство и контроль за реализацией Программы
осуществляет государственный заказчик - координатор - Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Основной задачей Программы является формирование эффективной
комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в
себя диагностические, профилактические и реабилитационные
мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей
в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа
реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-
экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают
целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей
должно привести к улучшению демографической ситуации в стране,
укреплению ее интеллектуального потенциала.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в
Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная
рыночным условиям и современному этапу развития законодательная
база, найдены принципиально новые механизмы и институты
осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря
на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации
федеральных целевых программ по улучшению положения детей в
Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере
обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют
решения на государственном уровне, в том числе улучшение
репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей,
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-
инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и
учреждений здравоохранения по совершенствованию организации
медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий
федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд
показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного
возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности
и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате
показатели материнской и младенческой смертности остаются на
высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только
30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов,
интенсивность которого в последнее десятилетие многократно
увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей
оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в
субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей,
особенно раннего и подросткового возраста, является
неэффективность проводимых профилактических и коррекционных
мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в
социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания
детей.
Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные,
научно обоснованные организационные технологии по созданию условий
для нормального физического и нервно-психического развития детей и
реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма
среди подростков требует принятия экстренных мер по
противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному
поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья
детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их
решения программными методами на основе реализации системы
мероприятий, направленных на снижение показателей детской
заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление
здоровья на всех этапах развития ребенка.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во
все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых,
неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и
развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях
их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия
не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима
разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение
условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей
каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо
одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала
страны необходимо поднять на государственный уровень решение
проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для
выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей,
реализации их потенциальных возможностей, обеспечения
всестороннего развития и образования, адекватных требованиям
научно-технического прогресса.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на
данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее
воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса
является рост численности безнадзорных и беспризорных детей,
увеличение распространения в детской и подростковой среде
наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как
следствие, увеличение числа правонарушений среди
несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных
наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний
несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не
достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий
несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает.
Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и
помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до
60 тыс. детей и подростков.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно,
среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф,
стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из
воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с
одним из родителей.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами
продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному
труду.
Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения
в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования,
соответствующего возрасту.
Реализация Федеральной целевой программы "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997 - 2001
годах позволила частично снизить остроту проблемы детской
безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть
специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной
реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие
оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать
их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В
результате количество преступлений среди несовершеннолетних
снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2
процента.
В то же время следует отметить слабое развитие материально-
технической базы этих учреждений, которое не позволяет на
современном уровне проводить программы социальной и трудовой
реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения
свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров,
осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают
эффективность предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения
проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье,
следует продолжить работу в данном направлении в 2003 - 2006
годах.
Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть
сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых
проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы
поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного
воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, не способствуют решению данной проблемы.
Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой
категории детей, среди которых увеличивается число детей со
сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, при преимущественном в настоящее время
воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает
возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной
жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план
выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на
основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное
развитие таких форм воспитания позволит решить проблему
социализации детей и естественного вхождения их в современное
общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих
детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки
государства.
В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
отвечает современным педагогическим и техническим требованиям.
Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и
технического переоснащения, что должно осуществляться не только за
счет средств федерального бюджета, но и прежде всего за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, на территории которых расположено образовательное
учреждение.
В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост
числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению
инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической
обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост
травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового
образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов
воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных
детских учреждениях. В 1439 школах-интернатах системы образования
проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими
недостатками (из них 22,9 тыс. - дети-сироты), 30,5 тыс. детей
воспитываются в 151 доме-интернате системы социальной защиты
населения (половина из них - сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в
249 домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений
нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной
направленности.
Решающее значение в становлении и развитии новой системы
профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и
их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".
II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целями Программы являются улучшение здоровья детей,
профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,
обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов,
формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных
детей.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках
реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является создание условий
для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и
детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и
укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Для достижения указанных целей предусматривается решение
следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны
материнства и детства;
совершенствование организации акушерской и педиатрической
помощи;
укрепление материально-технической базы лечебно-
профилактических учреждений родовспоможения и детства;
внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и
социальной защиты населения современных медицинских,
образовательных и психологических технологий, обеспечивающих
сохранение здоровья;
профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и
подростковом возрасте;
развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и
детства;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров.
Целью подпрограммы "Одаренные дети" является создание на
государственном уровне системы выявления, развития и поддержки
одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной
самореализации и профессионального самоопределения.
Задачами подпрограммы являются:
создание условий для выявления детской одаренности и развития
детей в соответствии с их способностями;
развитие центров работы с одаренными детьми;
ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с
одаренными детьми;
создание на федеральном уровне системы научного, методического
и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.
Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" - защита и улучшение положения детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
стабилизация семьи как основного социального института
общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
совершенствование системы профилактической работы по
предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства,
детской беспризорности и безнадзорности;
ресурсное обеспечение системы служб, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
развитие инновационных форм и технологий профилактической
работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации.
Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение
социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с современным
обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях
(опека, патронат, усыновление);
государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью подпрограммы "Дети-инвалиды" является формирование основ
комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии,
создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
создание системы профессионально-трудовой и социальной
реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом;
обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными
техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им
самообслуживание;
создание системы полного учета детей-инвалидов;
мониторинг социально-экономического положения семей, имеющих
детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы специализированных
учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для
проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной
реабилитации детей-инвалидов.
Срок реализации Программы - 2003 - 2006 годы.
III. Система программных мероприятий
Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, увязанные по
срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию
целей Программы.
Для координации действий федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, повышения эффективности межведомственного
взаимодействия и социального партнерства государственным
заказчиком - координатором Программы планируется организация и
проведение совещаний с государственными заказчиками подпрограмм по
вопросам взаимодействия и исключения дублирования мероприятий,
практических семинаров по вопросам улучшения положения детей по
федеральным округам, ежегодных совещаний-семинаров по итогам
реализации Программы и других организационно-методических
мероприятий.
Подпрограмма "Здоровый ребенок" включает как мероприятия по
охране здоровья матерей, так и мероприятия по сохранению и
укреплению здоровья детей и подростков.
В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие
мероприятия:
совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
строительство и реконструкция лечебно-профилактических
учреждений детства и родовспоможения;
научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
Подпрограмма "Одаренные дети" содержит систему мер,
направленных на создание равных условий, адресную поддержку и
социальную адаптацию одаренных детей.
В подпрограмме планируются:
развитие и поддержка сети организаций, работающих с одаренными
детьми;
осуществление государственной поддержки и социальной защиты
одаренных детей;
развитие системы работы с кадрами.
Мероприятия подпрограммы "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" направлены на защиту прав
детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах (безнадзорных и
беспризорных, проживающих в семьях, находящихся в социально
опасном положении, подвергшихся насилию и эксплуатации,
злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными
веществами, алкоголем, детей из семей беженцев и вынужденных
переселенцев).
С этой целью предполагается осуществить:
научно-методическое обеспечение работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ресурсное обеспечение учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
меры по организации и проведению реабилитационной работы с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты",
предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:
реформирование системы опеки и попечительства;
внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
обеспечение качественного образования детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
создание условий для воспитания и развития детей-сирот,
максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов семейного
типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной
профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной
воспитательной направленности);
строительство образовательных учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы социальной защиты семьи;
мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и
жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных
учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по
подпрограмме.
В подпрограмме "Дети-инвалиды" предусматриваются:
информационно-аналитическое и организационно-методическое
обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой
реабилитации детей-инвалидов;
меры по улучшению социального обслуживания детей-инвалидов,
укреплению материально-технической базы учреждений для детей-
инвалидов;
научно - методическое обеспечение решения проблем детской
инвалидности;
обеспечение автотранспортом специализированных учреждений для
детей-инвалидов;
организация переподготовки и повышения квалификации кадров,
работающих с детьми-инвалидами;
строительство и реконструкция детских домов-интернатов,
реабилитационных центров системы социальной защиты населения.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных
источников.
Объем финансирования Программы за счет всех источников на 2003
- 2006 годы составляет 20377,99 млн. рублей, в том числе за счет
средств:
федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - 13417,24 млн. рублей;
внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей.
Расходы на капитальные вложения предусматриваются в размере
10886,9 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 3645,92 млн. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - 7210,98 млн. рублей;
внебюджетных источников - 30 млн. рублей.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы предусматриваются в размере 56,67 млн. рублей за счет
средств федерального бюджета.
Расходы на "Прочие нужды" предусматриваются в размере 9434,42
млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 3037,03 млн. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - 6206,26 млн. рублей;
внебюджетных источников - 191,13 млн. рублей.
Финансирование Программы в 2003 году предусматривается в
размере 4574,72 млн. рублей, в том числе за счет средств
федерального бюджета - 1452,54 млн. рублей, бюджетов субъектов
Российской Федерации - 3057,45 млн. рублей, внебюджетных
источников - 64,73 млн. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств
федерального бюджета ежегодно при формировании проекта
федерального бюджета на соответствующий год подлежит уточнению в
установленном порядке.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются
государственными заказчиками подпрограмм с органами исполнительной
власти соответствующих субъектов Российской Федерации и подлежат
ежегодно уточнению.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
------------------------T--------T-------------------------------¬
¦ Источники ¦Объем ¦ В том числе ¦
¦ финансирования и ¦финанси-+-------T-------T-------T-------+
¦ направления расходов ¦рования ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦
¦ ¦на 2003 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦- 2006 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Федеральная целевая ¦20377,99¦4574,72¦4967,10¦5220,31¦5615,86¦
¦ программа "Дети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ России" - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ федеральный бюджет ¦ 6739,62¦1452,54¦1633,33¦1736,85¦1916,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджеты субъектов ¦13417,24¦3057,45¦3285,57¦3434,36¦3639,86¦
¦ Российской Федерации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внебюджетные ¦ 221,13¦ 64,73¦ 48,2 ¦ 49,1 ¦ 59,1 ¦
¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Капитальные вложения¦10886,9 ¦2442,89¦2650,67¦2778,74¦3014,6 ¦
¦ - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ федеральный бюджет ¦ 3645,92¦ 758,3 ¦ 882,82¦ 937,09¦1067,71¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджеты субъектов ¦ 7210,98¦1674,59¦1762,85¦1836,65¦1936,89¦
¦ Российской Федерации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внебюджетные ¦ 30 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦ источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ НИОКР - всего ¦ 56,67¦ 20,24¦ 15,83¦ 12,53¦ 8,07¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ федеральный бюджет ¦ 56,67¦ 20,24¦ 15,83¦ 12,53¦ 8,07¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Прочие нужды - всего¦ 9434,42¦2111,59¦2300,6 ¦2429,04¦2593,19¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ федеральный бюджет ¦ 3037,03¦ 674 ¦ 734,68¦ 787,23¦ 841,12¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бюджеты субъектов ¦ 6206,26¦1382,86¦1522,72¦1597,71¦1702,97¦
¦ Российской Федерации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внебюджетные ¦ 191,13¦ 54,73¦ 43,2 ¦ 44,1 ¦ 49,1 ¦
|