Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ИНСТРУКЦИЯ ГОСБАНКА СССР 03.12.86 N 6 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ДЕНЕЖНОМУ ОБРАЩЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
УТРАТИЛ СИЛУ
   "ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА
   ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 05.01.98 N 14-П
   (утв. Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47)

                        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР

                                ИНСТРУКЦИЯ
                         от 3 декабря 1986 г. N 6

               ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ДЕНЕЖНОМУ ОБРАЩЕНИЮ
                 УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР

                             ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        1. Государственный банк СССР как единый эмиссионный и кассовый
    центр страны  организует и регулирует денежное обращение на основе
    Государственного плана экономического и социального развития СССР.
        2. Важным  условием функционирования хозяйственного механизма,
    призванного обеспечить ускорение социально-экономического развития
    общества, является  устойчивость  денежного  обращения  на  основе
    сбалансирования платежеспособного спроса населения с  предложением
    товаров и услуг.
        Исходя из  этого  основными  задачами  учреждений  Госбанка  в
    работе по денежному обращению являются:
        - выполнение  директив  партии  и  правительства   в   области
    денежного обращения;
        - решение  вопросов   кредитования   народного   хозяйства   и
    организации расчетов  исходя  из  интересов  укрепления  денежного
    обращения, активное содействие кредитом росту производства товаров
    народного потребления, товарооборота и сферы услуг;
        - осуществление контроля за  расходованием  фондов  заработной
    платы в целях усиления стимулирующей роли заработной платы в росте
    производительности труда;
        - рациональная    организация    налично-денежного    оборота,
    обеспечивающая  быстрейшее  привлечение  наличных  денег  в  банк,
    своевременную   выдачу   наличных   денег  на  обоснованные  нужды
    хозяйства,  экономное  расходование налично-денежных   средств   в
    хозяйстве;
        - строгое       соблюдение       установленного        порядка
    эмиссионно-кассовой работы.
        Учреждения Госбанка обязаны:
        - систематически   изучать  состояние  денежного  обращения  в
    республике, крае, области, районе, городе;
        - осуществлять   контроль   за   полнотой  и  своевременностью
    поступления денег в банк и  за  расходованием  наличных  денег  по
    целевому назначению;
        - обеспечивать  выполнение  утвержденных  кассовых  планов   и
    установленных заданий по денежному обращению;
        - разрабатывать  предложения   по   сбалансированию   денежных
    доходов и расходов населения.

                     ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

        3. Планирование  денежного  обращения  в  СССР  осуществляется
    путем составления балансов денежных доходов и расходов населения и
    кассовых планов Госбанка.
        4. Порядок  и  формы  составления  расчетов  баланса  денежных
    доходов и    расходов    населения    определяются   методическими
    указаниями, издаваемыми Госпланом СССР,  ЦСУ СССР, Минфином СССР и
    Госбанком СССР.
        В период  разработки  планового  баланса  денежных  доходов  и
    расходов населения конторы Госбанка:
        - производят  экономический  анализ  и  оценку   правомерности
    складывающегося в  планируемом периоде соотношения между денежными
    доходами и  расходами  населения  по  республике,  краю,  области,
    исходя из  проектируемых  плановыми органами на местах показателей
    государственного плана экономического  и  социального  развития  и
    государственного бюджета;
        - разрабатывают  и  вносят   плановым   органам   предложения,
    обеспечивающие улучшение  соотношения  между  денежными доходами и
    расходами населения,  в  первую  очередь,   за   счет   увеличения
    производства товаров     народного     потребления,     розничного
    товарооборота, платных услуг, оказываемых населению, использования
    имеющихся в  республике,  крае,  области  возможностей  для  более
    полной реализации денежных доходов населения по месту их получения
    и ликвидации необоснованного территориального перемещения денег.
        Конторы Госбанка в ходе  разработки  проектов  государственных
    планов экономического    и   социального   развития   представляют
    руководящим органам доклады  о  состоянии  денежного  обращения  и
    мерах, необходимых  для  дальнейшего  укрепления его в планируемом
    периоде.
        Проект планового баланса денежных доходов и расходов населения
    конторы Госбанка  в  автономных   республиках,   краях,   областях
    высылают республиканским    (в   союзных   республиках)   конторам
    Госбанка, а  последние  -  Правлению  Госбанка   СССР   в   сроки,
    установленные для разработки государственного плана экономического
    и социального развития. О содержании неурегулированных вопросов по
    отдельным статьям  баланса  денежных  доходов и расходов населения
    между конторами Госбанка  и  соответствующими  плановыми  органами
    конторы Госбанка   сообщают   одновременно   с   высылкой  проекта
    планового баланса.
        5. На  основе  планового  баланса  денежных доходов и расходов
    населения разрабатываются  годовые  расчеты  кассового  плана   (в
    соответствии с  методическими  указаниями,  направленными конторам
    Госбанка).
        Республиканские конторы   Госбанка   (в  союзных  республиках)
    составляют годовые расчеты кассового плана в двухнедельный срок со
    времени получения  в  республике  утвержденного  планового баланса
    денежных доходов  и  расходов  населения  на  предстоящий  год   и
    представляют их Управлению денежного обращения Госбанка СССР.
        Правление Госбанка СССР утверждает годовые  расчеты  кассового
    плана по  союзным  республикам  и  доводит их до Советов Министров
    союзных республик и республиканских контор Госбанка.
        Республиканские (в   союзных   республиках)  конторы  Госбанка
    утверждают годовые   расчеты   кассового   плана   по   автономным
    республикам, краям,  областям  и  доводят  их до Советов Министров
    автономных республик,  исполкомов  областных   (краевых)   Советов
    народных депутатов и до соответствующих контор Госбанка.
        По усмотрению   управляющих   республиканскими   (в    союзных
    республиках, не   имеющих   областного  деления,  и  в  автономных
    республиках), краевыми  и   областными   конторами   Госбанка   на
    основании утвержденных республике,  краю, области годовых расчетов
    кассового плана разрабатываются годовые расчеты кассового плана по
    подчиненным отделениям Госбанка.
        6. Кассовый план Государственного банка СССР  составляется  на
    основе показателей   Государственного   плана   экономического   и
    социального развития  СССР  и  Государственного  бюджета  СССР   и
    устанавливает размер  и  источники  поступлений  наличных  денег в
    кассы Госбанка,  размер и целевое направление выдач наличных денег
    из касс Госбанка, размер выпуска денег или изъятия их из обращения
    на каждый квартал года с распределением по месяцам.
        Квартальные кассовые  планы Госбанка составляются отделениями,
    городскими управлениями   контор,   агентствами,    конторами    и
    Правлением Госбанка СССР <*>.
        При составлении кассовых планов  учреждения  Госбанка  обязаны
    тщательно анализировать  намечаемый  результат плана (выпуск денег
    или изъятие  их  из  обращения)  и   на   основе   этого   анализа
    разрабатывать предложения, направленные на обеспечение правильного
    соотношения между денежными  доходами  и  расходами  населения,  к
    сокращению эмиссии или увеличению изъятия денег из обращения.
        --------------------------------
        <*> В дальнейшем для сокращения текста под термином "отделения
    Госбанка"  понимается  "отделения,  городские  управления контор и
    агентства  "Госбанка";  под  термином  "учреждения   Госбанка"   -
    "отделения,  городские  управления  контор,  агентства  и  конторы
    Госбанка".

        7. Кассовый план Госбанка составляется по следующим источникам
    поступлений и направлениям выдач наличных денег:

                                  Приход                      N
                                                           символов
        Поступления торговой выручки                          02
        Поступления выручки железнодорожного, водного
        и воздушного транспорта                               05
        Поступления выручки местного транспорта               06
        Поступления квартирной платы и коммунальных
        платежей                                              08
        Поступления выручки зрелищных предприятий             09
        Поступления выручки предприятий бытового
        обслуживания                                          11
        Поступления налогов и сборов                          12
        Поступления на счета колхозов                         13
        Поступления на счета жилищных кооперативов            15
        Поступления от предприятий министерств связи          17
        Поступления от сберегательных касс                    18
        Прочие поступления                                    32
        Перечисления из резервных фондов в оборотную кассу    38

                                  Расход

        Выдачи на заработную плату (включая стипендии,
           прочие виды оплаты труда, выплаты постоянных
           надбавок и премий из фондов материального
           поощрения)                                         40
        Выдачи на закупки сельскохозяйственных продуктов      46
        Выдачи со счетов колхозов                             47
        Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых
        возмещений                                            50
        Выдачи на прочие цели                                 53
        Выдачи подкреплений предприятиям министерств связи    59
        Выдачи подкреплений сберегательным кассам             61
        Перечисления из оборотной кассы в резервные фонды     73

        8. Для  составления  квартальных  кассовых  планов  учреждения
    Госбанка в соответствии  с  Уставом  Государственного  банка  СССР
    имеют право  получать необходимые отчетные и плановые материалы от
    всех предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств.
        9. Отделения  Госбанка  за  60  дней  до  начала  планируемого
    квартала получают от предприятий, организаций, учреждений, имеющих
    счета в   данном   отделении   банка,  кассовые  заявки  по  форме
    Приложения N 2, от колхозов - по форме Приложения N 7.
        Кроме кассовых  заявок,  торговые  организации,  транспортные,
    зрелищные, коммунальные  предприятия  и  организации,  предприятия
    бытового обслуживания,  районные  и  городские  финансовые отделы,
    инспекции Госстраха,  отделы социального  обеспечения,  центры  по
    начислению и  выплатам пенсий и пособий представляют фактические и
    плановые данные  соответственно  по  формам  Приложений  N 3 - 6 и
    применительно к форме Приложения N 18.
        Центральные сберегательные   кассы   представляют   отделениям
    Госбанка данные о своих операциях по форме Приложения N 11.
        Районные узлы связи,  почтамты  сообщают  отделениям  Госбанка
    фактические и  плановые  данные  об объемах реализации услуг связи
    населению и о суммах выплат заработной платы своим работникам.
        Воинские части,  учреждения, организации Министерства обороны,
    МВД СССР,  КГБ  СССР  (за   исключением   торговых   и   зрелищных
    предприятий), партийные   и   комсомольские  организации  сообщают
    отделениям Госбанка данные об общих  суммах  поступлений  и  выдач
    наличных денег в планируемом квартале. Отделения Госбанка включают
    эти суммы в  кассовый  план  по  статьям  "Прочие  поступления"  и
    "Выдачи на заработную плату".
        Учреждения Стройбанка  или  его  уполномоченные  и   отделения
    Внешторгбанка представляют в соответствующие отделения Госбанка за
    55 дней  до   начала   планируемого   квартала   кассовые   планы,
    составленные на  основе  плановых  и отчетных данных обслуживаемых
    ими предприятий, организаций и учреждений в порядке, установленном
    настоящей инструкцией.  Отделения  Госбанка  включают  эти планы в
    свой кассовый план.
        Кассовые заявки  и  расчеты  к  ним  отделения  Госбанка могут
    получать:
        - в сводном виде по учреждениям, состоящим на местном бюджете,
    - от  местных  финансовых  органов;  по  сельским  потребительским
    обществам и    хозрасчетным    отраслевым    объединениям   -   от
    райпотребсоюзов или     райпо;      по      домоуправлениям      и
    жилищно-эксплуатационным конторам  -  от  организаций  жилищного и
    коммунального хозяйства;
        - два  раза  в  год  -  в установленный срок на I квартал и не
    позднее 1 февраля на  II,  III,  IV  кварталы  года  (отдельно  по
    кварталам) -   от   торговых   организаций,  предприятий  местного
    транспорта, зрелищных,  коммунальных  предприятий  и  организаций,
    предприятий бытового  обслуживания,  учреждений  и  нехозрасчетных
    организаций, а также от предприятий,  имеющих  небольшие  кассовые
    обороты.
        Сводить кассовые заявки организаций рекомендуется в  ведомости
    по форме Приложения N 8.
        10. Организации,    имеющие    в    подчинении    предприятия,
    расположенные на   территории   двух   или   нескольких   районов,
    представляют кассовые  заявки  в  отделения  Госбанка   по   месту
    нахождения своего  расчетного  счета  с  указанием  в  них  объема
    товарооборота (доходов) предприятий,  расположенных на  территории
    других районов,  и  суммы  выручки,  сдаваемой  в  кассы отделений
    Госбанка в других районах (по каждому району отдельно).  Отделения
    Госбанка в  день  получения  планов  от таких организаций сообщают
    соответствующим отделениям и конторам Госбанка  сведения  о  плане
    товарооборота (доходов)  и  размере поступлений выручки в их кассы
    на планируемый квартал.
        11. Конторы  Госбанка для составления кассового плана получают
    плановые и отчетные данные в территориальном разрезе:
        - от  министерств  торговли  союзных  и  автономных республик,
    краевых, областных  и  городских  управлений  (отделов)  торговли,
    отделов (управлений)   торговли   Главного   управления   торговли
    Министерства обороны,   организаций   Госкомнефтепродукта   -    о
    розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли и
    об объеме продажи товаров по мелкому опту;
        - от предприятий Союзпечати - о реализации печатных изданий по
    ранее оплаченной  подписке   и   ожидаемых   в   данном   квартале
    поступлениях подписной платы наличными деньгами;
        - от управлений железных дорог и гражданской авиации,  морских
    и речных   пароходств   -  о  поступлениях  выручки  от  перевозок
    пассажиров и багажа;
        - от   республиканских   министерств   и   ведомств,  краевых,
    областных и  городских  управлений  автомобильного  транспорта   и
    шоссейных дорог,   культуры,  кинофикации,  бытового  обслуживания
    населения, организаций  жилищного  и  коммунального  хозяйства,  а
    также других организаций,  оказывающих платные услуги населению, -
    о доходах по отдельным видам платных услуг, оказываемых населению,
    а от  республиканских,  краевых и областных советов профсоюзов - о
    доходах от кинообслуживания клубными киноустановками;
        - от  министерств  финансов  союзных  и  автономных республик,
    краевых, областных и городских финансовых отделов - о поступлениях
    налогов и сборов (по форме Приложения N 5);
        - от   республиканских,   краевых,   областных   и   городских
    управлений государственного страхования - о поступлениях страховых
    платежей  и  выплатах  страховых возмещений (по форме Приложения N
    6);
        - от  госпланов  союзных  и  автономных  республик,  областных
    (краевых) плановых комиссий - о плановых фондах заработной платы;
        - от    республиканских,    краевых    и    областных   союзов
    потребительской кооперации,  госагропромов, управлений торговли  и
    других организаций,   производящих   закупки  сельскохозяйственных
    продуктов и сырья,  - об объемах закупок у  населения  в  суммовом
    выражении (применительно к форме Приложения N 17);
        - от   республиканских,   краевых,   областных   и   городских
    управлений  гострудсберкасс - об операциях сберегательных касс (по
    форме Приложения N 11);
        - от  республиканских  министерств связи,  краевых и областных
    управлений  связи - об объеме реализации услуг связи населению и о
    выплатах работникам  предприятий  связи заработной платы из денег,
    поступающих на почту;
        от министерств  финансов  и  социального обеспечения союзных и
    автономных республик,  краевых,  областных и городских  финансовых
    отделов и  отделов  социального  обеспечения,  а  также от советов
    профсоюзов - о расходах на выплату пенсий и пособий (применительно
    к форме Приложения N 18).
        12. Учреждения   Госбанка    рассматривают    полученные    от
    предприятий, организаций   и   учреждений   плановые   и  отчетные
    материалы, необходимые для составления  кассового  плана,  обращая
    при этом особое внимание на:
        - полноту учета денежных поступлений  в  кассы  предприятий  и
    организаций исходя из планов их деятельности;
        - правильное определение в планах  сумм  поступлений  денежной
    выручки в  банк  исходя  из действующих норм и правил расходования
    наличных денег из выручки и распределение этих сумм по каналам:  в
    кассы банка, в сберегательные кассы, на почту;
        - возможность увеличения денежных  поступлений  и  экономии  в
    расходовании денежных средств.
        Плановые и  отчетные  материалы,  полученные  для  составления
    кассового плана,    рассматриваются    с   участием   экономистов,
    осуществляющих кредитно-расчетное      обслуживание      отдельных
    предприятий и организаций.
        По результатам рассмотрения полученных от организаций плановых
    материалов учреждения  Госбанка  при  необходимости  вносят  в них
    уточнения.
        13. Учреждения  Госбанка  производят расчеты кассового плана в
    соответствии с методическими указаниями,  изложенными в приложении
    N 1. По отдельным статьям отделения Госбанка составляют расчеты по
    формам   Приложений   N 9 - 13,   конторы   Госбанка  -  по формам
    Приложений N 9 - 18.
        14. Конторы Госбанка распределяют квартальные  кассовые  планы
    по месяцам. При этом учитывается:
        - количество дней и другие особенности каждого месяца;
        - возможные    изменения    по   месяцам   объема   розничного
    товарооборота, фондов       заработной       платы,        закупок
    сельскохозяйственной продукции (в зависимости от сезонности работы
    отдельных отраслей    промышленности,     сельского     хозяйства,
    строительства, влияния праздников и т.п.);
        - сроки уплаты населением налогов,  сборов и других  платежей,
    проведения тиражей   государственных   займов   и  лотерей;  время
    массовых отпусков рабочих и служащих;
        - проводимые  мероприятия  по  увеличению  кассовых ресурсов и
    экономии в расходовании средств.
        15. Кассовые  планы  представляются  отделениями  и  конторами
    Госбанка их вышестоящим учреждениям.  Вместе с  кассовыми  планами
    представляются основные    показатели   к   планам   по   перечню,
    приведенному в Приложении N 1.
        Кассовые планы  и  основные показатели высылаются по телеграфу
    (отделениями - в тысячах рублей,  конторами  -  в  десятках  тысяч
    рублей). Конторы   Госбанка   могут  разрешать  высылку  планов  и
    показателей почтой  при  условии  соблюдения  срока  представления
    кассовых планов.
        Одновременно с квартальным кассовым планом высылают почтой:
        - отделения  Госбанка - расчет кассового плана по поступлениям
    торговой выручки (Приложение N 9);
        - конторы Госбанка - помесячное распределение кассового плана,
    расчеты плана по статьям  (Приложения  N 9 - 18) и  объяснительную
    записку к  кассовому  плану.  Записка  должна быть краткой,  в ней
    даются обоснования  плана  в  целом  и   объяснения   значительных
    изменений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
        Сроки представления кассовых  планов  отделениями  конторам  и
    последними республиканским         конторам        устанавливаются
    республиканской (в союзной республике) конторой Госбанка  с  таким
    расчетом, чтобы  план  с  расчетами  по статьям в целом по союзной
    республике, распределение его по месяцам и объяснительная  записка
    были представлены  Правлению  Госбанка  СССР  за 35 дней до начала
    планируемого квартала.
        16. До  высылки  Правлению  Госбанка СССР квартальных кассовых
    планов республиканские (в союзных  республиках)  конторы  Госбанка
    представляют эти  планы  на рассмотрение Советам Министров союзных
    республик.
        Конторы Госбанка в автономных республиках,  краях,  областях и
    отделения Госбанка  предварительно  представляют  кассовые   планы
    местным руководящим  органам  для  рассмотрения  в случаях,  когда
    такой порядок  установлен   Советом   Министров   республики   или
    обл(край)исполкомом. При  этом  в  городах,  где имеется несколько
    отделений Госбанка,  кассовый план представляется на  рассмотрение
    городского Совета    народных    депутатов    в    сводном    виде
    непосредственно конторой Госбанка или одним из отделений Госбанка,
    которому это поручено конторой Госбанка.
        17. Правление Госбанка СССР подготавливает проект квартального
    кассового плана совместно с Советами Министров союзных республик и
    представляет его в разрезе союзных республик на утверждение Совета
    Министров СССР.
        Квартальные кассовые планы Госбанка СССР в целом по  стране  и
    по союзным  республикам  с  помесячным распределением утверждаются
    Советом Министров СССР.  Утвержденный кассовый план Госбанка  СССР
    является директивой по денежному обращению.
        В союзных республиках кассовые планы утверждаются:
        - по  автономным  республикам,  краям  и  областям  -  Советом
    Министров союзной   республики    или    (по    его    усмотрению)
    соответствующей республиканской конторой Госбанка;
        - по районам и городам - Советом Министров союзной республики,
    не имеющей   областного   деления,  Советом  Министров  автономной
    республики, обл(край)исполкомом    или    (по    их    усмотрению)
    соответствующей республиканской,   краевой,   областной   конторой
    Госбанка. Для  города  и  прилегающего  района  утверждается  один
    кассовый план в случаях,  когда предприятия и организации города и
    района обслуживает одно отделение Госбанка.
        18. Правление  Госбанка  СССР  доводит  утвержденные  кассовые
    планы по союзным республикам  до  соответствующих  республиканских
    контор Госбанка.
        Кассовые планы   учреждениям   Госбанка,   расположенным    на
    территории республики,  края,  области,  утверждаются на квартал с
    распределением по месяцам в точном соответствии с кассовым планом,
    установленным для данной конторы Госбанка по каждой статье прихода
    и расхода.
        Кассовые планы   конторы   Госбанка   доводят  до  подчиненных
    учреждений в течение четырех рабочих дней  после  получения  плана
    конторой.
        По усмотрению управляющих конторами Госбанка кассовый  план  в
    условиях централизованной  инкассации  денежной  выручки аппаратом
    инкассации банка в  областных,  краевых,  республиканских  центрах
    (других городах)   контора   Госбанка   разрабатывает   и  доводит
    горуправлению конторы Госбанка  или  отделению,  которому  поручен
    свод кассового плана в соответствии с п.  16, в целом, включая все
    одногородние отделения  банка.  При  этом  порядке   для   каждого
    отделения Госбанка  такого  города  контора Госбанка,  кроме того,
    утверждает кассовый план по оборотам  наличных  денег,  проходящих
    через их   кассы,  что  определяет  плановую  эмиссионную  позицию
    соответствующих отделений Госбанка.
        Республиканские (в   союзных   республиках)  конторы  Госбанка
    доводят до республиканских (в  автономных  республиках),  краевых,
    областных контор  Госбанка  кассовые планы на квартал и первые два
    месяца квартала по телеграфу;  на  третий  месяц  план  сообщается
    конторам по  почте.  Республиканские  (в  союзных республиках,  не
    имеющих областного деления, и в автономных республиках), краевые и
    областные конторы   Госбанка  доводят  до  подчиненных  учреждений
    кассовые планы на квартал и на первый месяц квартала по  телеграфу
    или почтой    в   зависимости   от   условий   связи.   Помесячное
    распределение плана на второй и третий  месяцы квартала сообщается
    учреждениям Госбанка по почте,  за исключением отдаленных, которым
    оно высылается по телеграфу.
        Кассовые планы     отделениям    Внешторгбанка    утверждаются
    соответствующим отделением Госбанка в течение двух рабочих дней.
        Конторы  Госбанка  доводят  до  учреждений  Госбанка  вместе с
    кассовым планом те основные показатели к кассовому плану,  которые
    сообщены Правлением Госбанка СССР.
        19. При разработке кассового плана по подчиненным  учреждениям
    конторы Госбанка   используют   плановые   данные,  полученные  от
    республиканских, краевых и областных организаций,  расчеты годовых
    кассовых планов,     проекты    квартальных    кассовых    планов,
    представленные учреждениями Госбанка,  отчетные данные Госбанка  о
    фактических кассовых  оборотах  за  прошлые  периоды,  анализируют
    результат кассового  плана   по   каждому   учреждению   Госбанка,
    оценивают выполнение годовой директивы по денежному обращению и, в
    зависимости от результатов,  разрабатывают предложения и принимают
    меры к выполнению установленных заданий по денежному обращению.

             ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КАССОВОГО ПЛАНА

        20. Работа  учреждений  Госбанка по исполнению кассового плана
    направляется на  безусловное  выполнение  директив  по   денежному
    обращению, достижение  лучшего  в  сравнении с планом эмиссионного
    результата.
        При организации этой работы учреждения Госбанка учитывают, что
    законодательными органами установлено следующее:
        - Советы  Министров союзных и автономных республик,  исполкомы
    местных Советов  народных  депутатов  в  целях  сбалансированности
    денежных доходов  населения  с  предложением необходимых товаров и
    услуг обеспечивают постоянный рост производства высококачественных
    товаров народного  потребления  и ускоренное развитие сферы услуг,
    привлекая к активному участию в производстве  товаров  и  оказании
    платных услуг    населению    все   предприятия,   объединения   и
    организации, независимо от их ведомственной подчиненности;
        - Советы  Министров союзных и автономных республик,  исполкомы
    краевых и  областных  Советов  народных  депутатов   имеют   право
    устанавливать на  основе  изыскания  местных и вторичных ресурсов,
    сверхплановой экономии   сырья   и   материалов,   более   полного
    использования  производственных  мощностей  задания  предприятиям,
    объединениям  и  организациям,  независимо  от  их   ведомственной
    подчиненности,  по  дополнительному  выпуску  пользующихся спросом
    товаров народного потребления,  оставляя в своем распоряжении весь
    объем товаров, изготовленных по указанным заданиям.
        Учреждения Госбанка,  с   участием   в   необходимых   случаях
    соответствующих предприятий и организаций,  разрабатывают и вносят
    на рассмотрение руководящих  органов  предложения  по  обеспечению
    выполнения кассового    плана.   Разработка   предложений   должна
    основываться на анализе состояния денежного обращения, проводимого
    при составлении кассового плана и в процессе его исполнения.
        Учреждения Госбанка докладывают местным руководящим органам  о
    ходе выполнения кассового плана.
        21. Учреждения    Госбанка     систематизируют     показатели,
    характеризующие состояние    денежного    обращения,   изучают   и
    анализируют его, повседневно контролируют ход выполнения кассового
    плана, осуществляют    меры,    направленные   на   выполнение   и
    перевыполнение приходной   части   кассового   плана,    экономное
    расходование наличных    денег,    бесперебойное    удовлетворение
    потребности хозяйства в наличных деньгах,  достижение экономии  по
    выпуску денег  в  обращение  или перевыполнение заданий по изъятию
    денег из обращения.
        Учреждения Госбанка:
        - осуществляют систематический контроль  за  ходом  выполнения
    планов и  заданий  по  производству товаров народного потребления,
    розничному товарообороту,  оказанию   платных   услуг   населению,
    поставке товаров  в  торговую  сеть,  за размещением товаров между
    районами, областями,  торговыми организациями  и  предприятиями  в
    соответствии с денежными доходами и спросом населения;
        - предоставляют  кредиты  предприятиям  и   организациям   для
    увеличения производства   нужных   населению  товаров,  расширения
    ассортимента и улучшения качества  этих  товаров,  развития  сферы
    платных услуг,  оказываемых  населению;  в случае выявления фактов
    снижения объема производства товаров или свертывания видов платных
    услуг, пользующихся  спросом  и  нужных  населению,  ставят  перед
    соответствующими организациями  вопросы  об  обоснованности  таких
    действий;
        - применяют  меры  кредитного  воздействия  к  предприятиям  и
    организациям, которые   вырабатывают   товары   без  учета  спроса
    населения, допускают   выпуск   продукции,   не   имеющей   сбыта,
    накапливают в     связи     с     этим     сверхплановые    запасы
    товарно-материальных ценностей,  а также к торговым  организациям,
    которые завозят товары без учета спроса населения;
        - изучают   конъюнктуру   торговли,    структуру    розничного
    товарооборота, состав товарных запасов в оптовом звене и розничной
    торговой сети, удовлетворение спроса населения на товары и услуги,
    состояние торговли  на  колхозных  рынках  и используют результаты
    этого изучения   для   разработки   предложений    по    улучшению
    удовлетворения платежеспособного  спроса  населения;  контролируют
    соблюдение правил  и  лимитов  мелкооптовой  продажи  товаров   из
    торговой сети внерыночным потребителям;
        - проводят  совместно   со   сберегательными   кассами   меры,
    направленные на  привлечение  свободных денежных средств населения
    во вклады,  расширение безналичных перечислений  денежных  доходов
    трудящихся  во  вклады,  развитие безналичных расчетов за товары и
    услуги;
        - организуют  налично-денежный   оборот   в   районе,  городе,
    устанавливают предприятиям,   организациям,   учреждениям    нормы
    расходования денег  из выручки,  лимиты остатка денег в их кассах,
    порядок и сроки сдачи денежной выручки,  имея в  виду  обеспечение
    быстрейшего поступления   наличных   денег   в  банк,  недопущение
    встречных перевозок денег;
        - анализируют  причины  отклонений  фактических  поступлений и
    выдач наличных денег от  кассового  плана  Госбанка  по  отдельным
    статьям и  принимают  меры  к  усилению  поступлений и обеспечению
    строгой экономии в расходовании денежных средств.
        Конторы Госбанка:
        - проводят и организуют работу  по  кредитованию  и  денежному
    обращению с  таким  расчетом,  чтобы  активно влиять на соблюдение
    основных пропорций   государственного   плана   экономического   и
    социального развития,   в   частности,  соотношение  темпов  роста
    денежных доходов населения и розничного  товарооборота  и  платных
    услуг, соотношение темпов роста производительности труда и средней
    заработной платы;
        - анализируют   ход   исполнения   кассовых  планов  Госбанка,
    оперативно выявляют намечающиеся отклонения от  плана,  добиваются
    осуществления мер,    обеспечивающих    выполнение   установленной
    директивы по денежному обращению.  В случае  превышения  плана  по
    выдачам денег   вносят   на   рассмотрение   руководящих   органов
    предложения по  увеличению  объема  розничного   товарооборота   и
    расширению услуг   населению  с  тем,  чтобы  обеспечить  покрытие
    указанных расходов за счет дополнительных поступлений денег  и  не
    допустить увеличения  против  плана  выпуска денег в обращение или
    снижение изъятия денег;
        - изучают  территориальное  размещение  эмиссии денег,  пути и
    причины миграции  денег,   добиваются   правильных   экономических
    пропорций между   денежными  доходами  и  расходами  населения  по
    республике, краю,  области,  вносят  предложения  о  распределении
    рыночных товарных  фондов и розничного товарооборота по территории
    в соответствии  с  объемами  и  темпами  роста  денежных   доходов
    населения;
        - осуществляют в установленном порядке регулирование  кассовых
    ресурсов, имея в виду обеспечение своевременных расчетов наличными
    деньгами в хозяйстве, ускорение оборачиваемости кассовых ресурсов;
        - систематически  контролируют  работу  подчиненных учреждений
    Госбанка по денежному обращению.
        22. Для  повседневного  контроля за ходом выполнения кассового
    плана отделения  Госбанка  используют  ведомость  учета   кассовых
    оборотов по  форме  N  744.  План  прихода  денег в кассы Госбанка
    распределяется по   дням   с   учетом   возможных   внутримесячных
    колебаний, в   частности,   в   зависимости  от  выходных  дней  и
    праздников. В   ведомости    проставляется    рассчитанный    план
    поступлений на каждую пятидневку и выводится отклонение от плана.
        Для сопоставления с планом  фактические  кассовые  обороты  по
    приходу и  расходу  должны  быть  сальдированы  за  счет  операций
    предприятий связи  и  сберегательных   касс,   которые   в   учете
    показываются развернуто   по   приходу   и   расходу.   (Например,
    поступления от предприятий связи  составили  100  тыс.  рублей,  а
    выдачи им  подкреплений  -  20  тыс.  рублей.  Следовательно,  при
    сальдировании кассовые обороты по приходу и расходу уменьшаются на
    20 тыс.  рублей.  Поступления  от сберегательных касс составили 10
    тыс. рублей,  а выдачи им подкреплений - 70 тыс.  рублей, кассовые
    обороты по приходу и расходу уменьшаются на 10 тыс. рублей).
        Отделения Госбанка по данным о  кассовых  оборотах  производят
    оценку ожидаемого  исполнения  кассового  плана  до  конца месяца.
    Конторы Госбанка  уточняют  оценку  при  получении  отчетности   о
    кассовых оборотах  за  последующие  пятидневки.  На основании этих
    оценок и  рассмотрения  причин  отклонений   в   ходе   выполнения
    кассового плана   руководители   учреждений   Госбанка   принимают
    оперативные меры  к  обеспечению  его  выполнения  и   недопущению
    потребности в сверхплановых денежных подкреплениях.

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОТА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

        23. В  соответствии  с "Положением о ведении кассовых операций
    государственными, кооперативными  и  общественными  предприятиями,
    организациями и учреждениями",  утвержденным постановлением Совета
    Министров СССР  от  6  августа  1973  г.   N   552,   предприятия,
    организации и учреждения могут иметь в своей кассе наличные деньги
    в пределах лимитов и использовать деньги  из  выручки  в  пределах
    норм, устанавливаемых   ежегодно   отделениями  банка  с  участием
    руководителей указанных организаций,  а для колхозов - правлениями
    колхозов по  согласованию с соответствующими отделениями Госбанка.
    Всю денежную  наличность  сверх  лимитов  остатка  денег  в  кассе
    организации обязаны  сдавать в порядке и в сроки,  устанавливаемые
    отделениями банка для зачисления на их счета в банке.
        24. Для  установления  лимитов остатка наличных денег в кассе,
    норм расходования денег из выручки, порядка и сроков сдачи выручки
    отделения Госбанка  получают  в первом квартале заявку - расчет от
    торговых организаций (предприятий) по форме Приложения  N  20,  от
    других предприятий, организаций и учреждений - по форме Приложения
    N 21.
        Лимит остатка  наличных  денег  в  кассе  и нормы расходования
    денег из  выручки   устанавливаются   для   каждого   предприятия,
    организации, имеющих  постоянную  денежную  выручку  независимо от
    того, состоят или не состоят они на самостоятельном балансе (кроме
    мелкорозничной сети),  ежегодно,  а  при  необходимости могут быть
    пересмотрены в  течение  года.  Для   учреждений,   нехозрасчетных
    организаций и предприятий,  имеющих небольшие кассовые обороты (по
    списку, утвержденному    руководителем    отделения     Госбанка),
    установленные лимиты  остатка  наличных  денег  в  кассе  и  нормы
    расходования денег из выручки  могут  в  последующем,  с  согласия
    руководителей таких организаций,  утверждаться отделением Госбанка
    без ежегодного предоставления ими заявки - расчета.
        По магазинам  и  столовым,  расположенным  в  других  районах,
    лимиты остатка  кассы  и  нормы  расходования  денег  из   выручки
    устанавливаются отделением Госбанка, в котором находится расчетный
    счет организации;  эти лимиты  и  нормы  сообщаются  для  контроля
    отделениям Госбанка по месту нахождения торговых предприятий.
        Нормы расходования наличных денег из выручки (или из  кассовых
    поступлений) для   предприятий  и  организаций  устанавливаются  в
    пределах действительной потребности,  но не выше предельных  норм,
    установленных Председателем  Правления  Госбанка СССР (действующие
    предельные нормы приведены в Приложении N 31).
        Порядок установления  лимитов остатка наличных денег в кассах,
    норм расходования  денег  из   выручки,   сроков   сдачи   выручки
    предприятиями и организациями излагается в Приложении N 19.
        25. Установленные лимиты остатка наличных денег в кассе, нормы
    расходования денег  из  выручки,  порядок  и  сроки  сдачи выручки
    письменно сообщаются  отделениями   банка   каждому   предприятию,
    организации и   учреждению,   в  том  числе  и  не  выделенным  на
    самостоятельный баланс.
        Руководители отделений    Госбанка,    по   договоренности   с
    руководителями соответствующих торговых организаций,  могут ввести
    порядок, при    котором    установленные   лимиты   кассы,   нормы
    расходования денег из  выручки,  порядок  и  сроки  сдачи  выручки
    сообщаются отделением  Госбанка торговой организации,  а последней
    доводятся до каждого торгового предприятия.
        По усмотрению  руководителей  отделений Госбанка для сообщения
    установленных лимитов,  норм,  порядка  и  сроков  сдачи   выручки
    используются вторые экземпляры заявок - расчетов (Приложения  N 20
    и 21), представляемых предприятиями и организациями.
        26. В   целях   ускорения  оборачиваемости  наличных  денег  и
    устранения встречных перевозок денег внутри района,  а  также  для
    своевременного обеспечения  денежной наличностью предприятий связи
    и сберегательных касс отделения Госбанка при установлении  порядка
    сдачи денежной  выручки  принимают  меры  к  тому,  чтобы торговые
    предприятия, расположенные   в   сельской   местности   вне   мест
    нахождения банка, сдавали торговую выручку через предприятия связи
    или сберегательные кассы,  привлеченные к  кассовому  обслуживанию
    организаций.
        27. Отделения Госбанка ведут учет предприятий  и  организаций,
    имеющих постоянную денежную выручку, в журнале по форме Приложения
    N 22.  В нем регистрируются все  торговые  и  другие  предприятия,
    имеющие постоянную  денежную выручку,  в том числе и не выделенные
    на самостоятельный баланс.  Не  регистрируются:  палатки,  киоски,
    павильоны, буфеты    и    т.п.,   продавцы   которых   материально
    ответственны перед торговыми предприятиями,  в состав которых  они
    входят, и сдают выручку в их кассы.
        По усмотрению руководителя отделения Госбанка учет предприятий
    и организаций,   имеющих   постоянную   денежную   выручку,  может
    осуществляться  непосредственно по  заявкам - расчетам (Приложения
    N 20  и  21).  В   этом  случае  указанные заявки - расчеты должны
    формироваться в специальном деле.
        28. Своевременность  сдачи  денежной  выручки  предприятиями и
    организациями контролируются экономистами отделений Госбанка.
        Для осуществления  указанного контроля экономисты по кассовому
    плану на  основании  журнала  (Приложение  N  22)  составляют   по
    предприятиям и организациям,  сдающим выручку в дневные,  вечерние
    кассы Госбанка,  в сберегательные кассы и через  почту,  списки  -
    контрольные ведомости  и передают их бухгалтерам Госбанка по месту
    ведения счетов  клиентов  и  контролерам  вечерних  касс,  которые
    ежедневно делают  в  этих контрольных ведомостях по предприятиям и
    организациям отметки о сдаче выручки.
        Начальник отдела  (группы)  инкассации  по кругу предприятий и
    организаций, сдающих   выручку   через   инкассаторов    Госбанка,
    ежедневно представляет  экономисту  по  кассовому  плану справку о
    предприятиях и организациях,  не  сдавших  выручку  за  предыдущий
    день, с  указанием причин.  В условиях централизованной инкассации
    названные справки представляются  отделом  инкассации  экономистам
    соответствующих отделений Госбанка.
        Экономисты отделений Госбанка обязаны ежедневно  просматривать
    контрольные ведомости и справки отдела инкассации и принимать меры
    к обязательной сдаче в дневную кассу  всей   задержанной  накануне
    выручки, а также к недопущению задержек впредь.  В этих ведомостях
    и справках экономисты по кассовому плану делают отметки о принятых
    мерах.
        По предприятиям и организациям, сдающим денежную выручку через
    объединенные  кассы,  экономисты  отделений  Госбанка периодически
    проверяют своевременность сдачи выручки в  объединенную  кассу  на
    основании отметок работников таких касс в контрольных ведомостях.
        29. Отделения  Госбанка  ежемесячно  и   за   каждый   квартал
    анализируют состояние  инкассации  торговой  выручки  по отдельным
    торговым организациям, имеющим счета в данном отделении Госбанка.
        Для анализа состояния инкассации торговой выручки по отдельным
    торговым организациям    производится    расчет,     в     котором
    сопоставляется  фактический    объем    розничного   товарооборота
    организации с суммой выручки, поступившей на счет этой организации
    (через кассы   данного  отделения  Госбанка,  включая  поступления
    расчетных чеков и перечисления со счетов вкладчиков  в  уплату  за
    товары, в  кассы других отделений Госбанка,  перечисленной по МФО,
    переводами по почте,  через сберегательные кассы).  Предварительно
    сумма фактической выручки корректируется на переходящую выручку от
    торговли по  отчетным  данным  Госбанка  путем  исключения  суммы,
    перешедшей с предыдущего квартала (месяца), и прибавления выручки,
    перешедшей на следующий квартал (месяц).  При  анализе  инкассации
    торговой выручки  за  квартал используются также данные отчетов об
    обороте кассы торговых организаций и о продаже населению товаров в
    кредит.
        В результате  указанного  расчета  выводится   неинкассируемая
    часть товарооборота  и рассматривается обоснованность ее размеров,
    в частности,  правильность использования  торговыми  предприятиями
    права расходования  из  выручки денег на выплату заработной платы,
    на закупки сельскохозяйственных продуктов,  на  неотложные  нужды,
    причины и  правомерность изменения объемов мелкооптового оборота и
    продажи товаров  в  кредит;  принимаются   меры   по   прекращению
    необоснованных встречных оборотов денег,  соблюдению установленных
    лимитов остатка  денег  в  кассе  и  норм  расходования  денег  из
    выручки, правил  мелкооптовой продажи товаров и порядка реализации
    товаров в кредит.
        Для анализа  состояния  инкассации торговой выручки в целом по
    району отделения  Госбанка   сравнивают   фактические   данные   о
    товарообороте и  поступлении  торговой  выручки  по  всем каналам,
    процент инкассации выручки с плановыми данными.
        По результатам    анализа   отделения   Госбанка   предъявляют
    требования руководству  соответствующих  торговых  предприятий   и
    организаций, при  необходимости вносят на рассмотрение вышестоящих
    организаций предложения  по  устранению  необоснованных  встречных
    оборотов наличных  денег,  по  другим  вопросам,  решение  которых
    обеспечивает  выполнение  планов  поступления  торговой  выручки в
    банк.
        30. Конторы  Госбанка  производят  расчет  инкассации торговой
    выручки в целом по  республике,  краю,  области  ежемесячно  и  по
    кварталам, а по отдельным городам и районам - по кварталам.
        При наличии разрывов между фактически поступившей  выручкой  и
    выручкой, которая  должна  поступить исходя из объема фактического
    розничного товарооборота,  выясняются  причины  таких  разрывов  и
    принимаются меры к увеличению поступления выручки в кассы банка.
        При анализе инкассации торговой выручки по конторе за  квартал
    используются также  данные:  отчетов  об  обороте  кассы  торговых
    организаций, о продаже населению товаров  в  кредит,  о  стоимости
    периодических печатных  изданий,  реализуемых  по ранее оплаченной
    подписке, о поступлениях подписной платы за последующую реализацию
    периодических печатных изданий.
        31. Учреждения Госбанка в соответствии с Положением о  ведении
    кассовых операций  могут  проверять соблюдение кассовой дисциплины
    на всех предприятиях,  в организациях,  учреждениях и  колхозах  и
    имеют право  получать  от  них  данные  об их кассовых оборотах по
    источникам поступлений и целевым назначениям расходования денег.
        32. Руководители отделений Госбанка,  утверждая планы проверок
    соблюдения кредитно-расчетной  дисциплины   на   предприятиях,   в
    организациях, учреждениях   и   по  другим  вопросам,  по  которым
    учреждения Госбанка имеют право производить  проверки,  определяют
    также перечень тех предприятий, организаций, учреждений, колхозов,
    в которых планируются проверки соблюдения кассовой дисциплины (при
    этом учитывается,  что  проверки  соблюдения кассовой дисциплины в
    учреждениях и организациях,  состоящих на республиканских бюджетах
    автономных республик и местных бюджетах,  производятся финансовыми
    органами, а в  организациях,  обслуживаемых  Стройбанком  СССР,  -
    учреждениями Стройбанка).
        В соответствии  с  этими   планами   бухгалтерские   работники
    отделений Госбанка  подготавливают  необходимые  данные  о  суммах
    наличных денег, сданных в кассы банка и выданных из касс банка, по
    организациям, подлежащим проверке. К проверкам кассовой дисциплины
    привлекаются все кредитные работники.  Экономисты, направляемые на
    проверку, должны    иметь   удостоверение   на   право   проверки,
    подписанное руководителем отделения Госбанка.
        33. Проверка  соблюдения  кассовой  дисциплины производится по
    данным бухгалтерского учета организаций (в необходимых случаях - и
    по первичным   денежным  документам).  Условия  хранения  денег  и
    ценностей на предприятиях,  в организациях, учреждениях и колхозах
    учреждения Госбанка не проверяют.
        При проверке кассовой дисциплины устанавливается:
        - соответствие    записей    кассовой    книги    предприятия,
    организации, учреждения о суммах,  полученных из банка и сданных в
    банк, данным  банка.  В  случае  расхождения между данными банка и
    записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. При
    установлении злоупотреблений отделения Госбанка обязаны немедленно
    передать материалы следственным органам;
        - соблюдение  установленных  банком норм расходования денег из
    выручки, лимитов остатка кассы,  сроков и порядка  сдачи  денежной
    выручки, своевременность   возврата   в   банк  не  выплаченных  в
    установленный срок  сумм  заработной  платы,  пособий,  стипендий,
    пенсий,  премий и других сумм. При выявлении нарушений выясняется,
    на  какие  цели  израсходованы деньги сверх установленных норм,  в
    течение какого времени и какая сумма не  сдавалась  в  банк  и  по
    какой причине, когда и в какой сумме имело место превышение лимита
    кассы за проверяемый период;
        - правильность  использования  наличных  денег,  полученных  в
    банке, имея в виду, что организации не имеют права их использовать
    на иные  цели,  кроме  указанных  в  чеке  при  получении   денег;
    правильность расходования    наличных    денег    из   собственных

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное