Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2005 г. N 543/29
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Московской
области на 2006 год, Правительство Московской области
постановляет:
1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития
Московской области на 2006 год согласно приложению.
2. Министерству экономики Московской области (Крымов В.Б.)
произвести уточнение основных показателей прогноза социально-
экономического развития Московской области на 2006 год с учетом
изменений налогового и бюджетного законодательства Российской
Федерации и итогов работы отраслей экономики и социальной сферы
Московской области за первое полугодие 2005 года.
3. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,
Законами Московской области "О Концепции, прогнозах и
государственных программах социально-экономического развития
Московской области" и "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в Московской области" представить прогноз социально-экономического
развития Московской области на 2006 год в установленном порядке в
Московскую областную Думу для сведения.
4. Министерству по делам печати и информации Московской области
(Моисеев С.Н.) обеспечить опубликование прогноза социально-
экономического развития Московской области на 2006 год в средствах
массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства Московской
области - министра финансов Правительства Московской области
Кузнецова А.В.
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 5 августа 2005 г. N 543/29
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 ГОД
Прогноз социально-экономического развития Московской области на
2006 год разработан в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством Московской области.
Правовой основой для его разработки явились:
Федеральный закон "О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской
Федерации";
Закон Московской области "О Концепции, прогнозах и
государственных программах социально-экономического развития
Московской области";
постановление Правительства Московской области от 31.03.2005 N
199/11 "Об организации и сроках разработки прогноза социально-
экономического развития Московской области на 2006 год, проекта
закона Московской области "О Комплексной программе социально-
экономического развития Московской области на 2006 год", проекта
закона Московской области "О бюджете Московской области на 2006
год", параметров прогноза социально-экономического развития
Московской области до 2008 года и перспективного финансового плана
до 2008 года".
Показатели прогноза сформированы на базе статистических данных
за 2000-2004 годы, а также итогов социально-экономического
развития Московской области за пять месяцев 2005 года.
Разработка основных параметров развития экономики Московской
области проведена по двум вариантам:
первый вариант предполагает сохранение инерционной динамики
развития и исходит из относительно устойчивой комбинации внешних и
внутренних условий социально-экономического развития Московской
области;
второй вариант предполагает усиление инновационной и
инвестиционной составляющих экономического роста и раскрытие
потенциальных возможностей развития всех секторов экономики
Московской области с учетом спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Сводный финансовый баланс Московской области разработан в
условиях действующего бюджетного и налогового законодательства
Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития Московской области на
2006 год разработан на основе анализа тенденций развития отраслей
экономики и социальной сферы Московской области, сценарных условий
функционирования экономики Российской Федерации с учетом индексов-
дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития
и торговли Российской Федерации.
Демографические показатели
Социально-экономическое развитие Московской области
определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из
которых является демографическая ситуация.
В 2005 году население Московской области по оценке,
произведенной на основании итогов Всероссийской переписи населения
2002 года, составит 6633,6 тысячи человек.
В процессах естественного движения населения произошли
небольшие изменения. В связи с вступлением в детородный возраст
относительно многочисленного поколения 80-х годов рождения в
Московской области отмечается рост числа родившихся. По
предварительной оценке общий коэффициент рождаемости увеличился с
8,8 промилле в 2003 году до 9,4 промилле в 2005 году. В 2006 году
продолжится умеренный рост этого показателя.
Улучшение социально-экономического положения населения
Московской области способствует снижению общего коэффициента
смертности с 18 промилле в 2003 году до прогнозируемых в 2006 году
по двум вариантам расчетов 17,5-17,4 промилле. В результате с 2003
года величина естественной убыли населения сокращается.
Динамика общей численности населения отражает закономерности в
тенденциях формирования его возрастной структуры, естественного
воспроизводства и миграционного движения населения, сложившихся в
Московской области.
Под влиянием этих факторов, а также исходя из предположения,
что миграционный прирост превысит естественную убыль населения, в
2006 году прогнозируется увеличение численности населения
Московской области по сравнению с оценкой 2005 года на 4,2 тысячи
человек по первому варианту расчетов и на 10,2 тысячи человек по
второму варианту.
Численность городского населения по первому варианту прогноза
возрастет по сравнению с оценкой 2005 года на 5,1 тысячи человек,
по второму - на 8,1 тысячи человек.
Сельское население, составляющее 20 процентов от общей
численности населения Московской области, по первому варианту
прогноза на 2006 год сохранит тенденцию к сокращению по сравнению
с предыдущим годом на 0,9 тысячи человек. По второму варианту
предполагается его рост на 2,1 тысячи человек.
В настоящее время для возрастного состава населения Московской
области характерно благоприятное сочетание поколений на входе в
трудоспособный возраст и на выходе из него. Соотношение
численности населения трудоспособных и нетрудоспособных возрастов
характеризуется коэффициентом демографической (трудовой) нагрузки.
В 2004 году значение этого показателя составило 611 человек. В
2005-2006 годах предполагается его снижение до уровня 609 человек.
Макроэкономические показатели
По оценке в 2005 году объем валового регионального продукта
составит 736,3 млрд. рублей, что на 11,7 процента выше оценочных
значений величины этого показателя в 2004 году.
В прогнозируемом периоде сохранится устойчивый рост валового
регионального продукта, который обусловлен расширением внешнего и
внутреннего спроса.
В 2006 году объем валового регионального продукта достигнет
878,4-901,3 млрд. рублей, что превысит ожидаемый уровень 2005 года
соответственно на 9,9-11,7 процентов.
Индекс физического объема валового регионального продукта по
сравнению с 2000 годом по первому варианту прогноза на 2006 год
составит 171,8 процента, по второму - 174,6 процента.
Ускорение роста валового регионального продукта связано, прежде
всего, с развитием традиционных отраслей экономики. В производстве
валового регионального продукта наиболее высокими темпами будет
увеличиваться добавленная стоимость промышленности, строительства,
торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и
услуг.
В структуре производства валового регионального продукта в
последние годы отмечается тенденция увеличения доли производства
услуг (с 46,4 процента в 2003 году до 50-49,6 процента в 2006
году). В ближайшей перспективе эта тенденция сохранится.
Доля инвестиций в основной капитал в объеме валового
регионального продукта в период 2003-2005 годов незначительно
снижается (с 23,5 процента в 2003 году до 22,8 процента в 2005
году). По прогнозу в 2006 году ее величина составит 22,6-23,1
процента. При этом определенное влияние на изменение указанной
доли окажет некоторое замедление роста инвестиций в основной
капитал, ожидаемое в 2005-2006 годах.
Промышленность
Промышленность остается ведущей отраслью экономики Московской
области, которой принадлежит решающая роль в обеспечении
прогрессивных структурных сдвигов в экономике, создании социально-
экономических предпосылок для преобразований в сфере труда и
обслуживания.
В 2003-2004 годах в Московской области отмечен значительный
рост промышленного производства (индекс промышленного производства
составил соответственно 119,1 и 114,1 процента). В 2005 году по
оценке рост объема промышленной продукции составит 115,5 процента.
Прогноз развития отраслей промышленности в 2006 году
предусматривает увеличение общего объема промышленного
производства в целом на 11-14,3 процента по сравнению с оценкой
2005 года. Высокий рост промышленного производства в целом будет
обеспечен опережающим развитием пищевой промышленности (18-20
процентов), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности (13-15 процентов), промышленности строительных
материалов (10-15 процентов), машиностроения и металлообработки
(8,6 и 14,9 процента), химической и нефтехимической промышленности
(11-13,5 процента).
В структуре промышленного производства по-прежнему существенно
преобладают две отрасли - пищевая промышленность и машиностроение
и металлообработка. При этом доля пищевой промышленности в общем
объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту с 24,8
процента в 2003 году до 34,3 процента в 2005 году. В 2006 году
данное соотношение составит (по вариантам прогнозных расчетов)
соответственно 36,6 и 35,9 процента. Доля машиностроения и
металлообработки в общем объеме промышленного производства
уменьшилась с 26,4 процента в 2003 году до 22 процентов в 2005
году (по оценке). Значительных изменений в 2006 году не
предполагается - доля машиностроения и металлообработки составит
21,4-22,2 процента.
Стабильный рост промышленного производства предполагается
обеспечить за счет реализации мер по:
активизации процессов модернизации и реконструкции действующих
промышленных объектов;
развитию инновационной деятельности, разработке новых видов
продукции, технологий, материалов с использованием научно-
технического потенциала Московской области;
совершенствованию политики закупок продукции для
государственных нужд Московской области.
В то же время относительно невысокими темпами будут развиваться
электроэнергетика, цветная металлургия, легкая промышленность.
В 2006 году предполагается рост производства дизелей и дизель-
генераторов, магистральных тепловозов, пассажирских магистральных
вагонов, автобусов, строительного кирпича, керамической
глазурованной плитки для внутренней облицовки стен, трикотажных
изделий, обуви и другой продукции.
Значительный рост промышленного производства в 2006 году
прогнозируется в промышленных организациях Балашихинского,
Волоколамского, Дмитровского, Егорьевского, Истринского,
Красногорского, Мытищинского, Наро-Фоминского, Ногинского, Орехово-
Зуевского, Пушкинского, Серебряно-Прудского, Серпуховского,
Талдомского, Химкинского, Чеховского и Шаховского районов,
городов: Дзержинский, Дубна, Железнодорожный, Жуковский,
Ивантеевка, Климовск, Лосино-Петровский, Реутов, Серпухов,
Фрязино, Черноголовка и Щербинка.
В то же время предполагается незначительный, не более 5
процентов, рост промышленного производства в Зарайском,
Коломенском, Ленинском, Лотошинском, Люберецком, Раменском,
Шатурском районах, в городах: Долгопрудный, Звенигороде, Королеве
и Электрогорске.
Сельское хозяйство
Развитие сельского хозяйства Московской области складывается
под влиянием потребительского рынка Москвы и крупных городов
Московской области.
Происходит постепенный, хотя и нестабильный рост
сельскохозяйственного производства.
По оценке в 2005 году объем сельскохозяйственной продукции
увеличится по сравнению с 2004 годом на 2,1 процента и составит
43,5 млрд. рублей. Прогнозируемый объем сельскохозяйственной
продукции в 2006 году должен составить 48,5-49,7 млрд. рублей, что
на 3,5-6,2 процента больше оценки 2005 года. Ожидается
значительный рост сельскохозяйственного производства в
организациях Можайского, Наро-Фоминского и Одинцовского районов.
При объеме продукции растениеводства в 2004 году, составившем
23,04 млрд. рублей, ожидается его увеличение в 2005 году до 25,98
млрд. рублей. По прогнозу в 2006 году объем продукции
растениеводства достигнет 28-28,7 млрд. рублей, что составит 100,2-
102,9 процента к оценке 2005 года.
При благоприятных погодных условиях (данное условие
предполагается при расчете по второму варианту прогноза), а также
стабильной и системной государственной поддержке
сельскохозяйственного производства прогнозируемое увеличение
объемов продукции растениеводства обусловлено увеличением
ежегодных темпов прироста производства зерновых и зернобобовых
(2005 год - на 16,8 процента, 2006 год - на 7,2 процента).
В 2006 году прогнозируется увеличение объемов производства
картофеля по сравнению с 2004 годом на 4,2-6,5 процента. При этом
рост производства картофеля сельскохозяйственными организациями
составит 2,5-2,7 процента, хозяйствами населения - 3 процента (по
второму варианту прогнозных расчетов). Основными производителями
картофеля являются хозяйства населения. Удельный вес производства
картофеля в хозяйствах населения в общем объеме производства
картофеля в 2004 году составил 65 процентов, по оценке 2005 года
соответственно 66,2 процента. В 2006 году данное соотношение
составит 65,7-66,4 процента.
Увеличение объемов производства растениеводческой продукции
будет происходить в основном за счет повышения урожайности
сельскохозяйственных культур путем применения высокоурожайных
сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использования
интенсивных ресурсосберегающих технологий.
При объеме продукции животноводства в 2004 году в 16,2 млрд.
рублей ожидается его увеличение в 2005 году до 17,6 млрд. рублей.
По прогнозу в 2006 году объем продукции животноводства достигнет
20,5-20,97 млрд. рублей, что составит 108,4-111,1 процента к
оценке 2005 года.
В 2006 году прогнозируется значительное увеличение (на 11,4-
14,6 процента) производства скота и птицы (в живом весе). При этом
его рост в сельскохозяйственных организациях составит 15,9-23,8
процента. Увеличение производства скота и птицы в значительной
степени произойдет за счет роста поголовья свиней
высокопродуктивных пород, предусмотренного в ЗАО "Кузнецовский
комбинат" Наро-Фоминского района и на свиноводческом комплексе в
с. Тропарево Можайского района, а также роста поголовья птицы -
бройлеров в ООО "Птицефабрика Глебовская" Истринского района.
В прогнозируемом периоде предусматривается рост производства
молока во всех категориях сельскохозяйственных организаций по
сравнению с оценкой 2005 года на 2,2-3,5 процента, яиц -
соответственно на 6,2-7,4 процента. При этом увеличение
производства молока в сельскохозяйственных организациях составит
1,2-1,7 процента, яиц - 7,3-8,4 процента.
В Московской области успешно функционируют крупнейшие
специализированные птицефабрики яичного направления общей
проектной мощностью 2,4 млрд. штук яиц и 5 государственных
племенных заводов мощностью 300 тыс. голов родительского стада,
способных восстановить поголовье птицы и обеспечить рост
производства яиц.
В прогнозируемом периоде рост производства продукции
животноводства может быть также обеспечен более полным
использованием потенциала крестьянских (фермерских) хозяйств и
хозяйств населения, укреплением кормовой базы, улучшением
селекционно-племенной работы, созданием высокопродуктивных пород
скота и птицы.
Основным условием реализации прогноза развития сельского
хозяйства является выполнение в полном объеме намеченных мер по
финансированию агропромышленного комплекса в рамках реализации
программы Правительства Московской области "Экономическое и
социальное развитие агропромышленного комплекса Московской области
на период 2006-2010 годы".
Транспорт и связь. Дорожное строительство
Развитие транспортного комплекса играет ключевую роль в
снижении издержек в экономике и обеспечении социальной
стабильности.
Объем грузооборота автомобильного транспорта в 2005 году по
оценке составит 2795,1 млн. тонна-километров, что на 1,5 процента
выше, чем в 2004 году. По прогнозу в 2006 году он увеличится на 1-
1,3 процента.
В 2005 году по оценке пассажирооборот автомобильного транспорта
увеличится на 3 процента, пригородного железнодорожного транспорта
- на 1,4 процента, городского электрического транспорта
соответственно на 1,4 процента. В 2006 году ожидается
незначительный рост значений указанных показателей.
Существенное значение для развития транспортной инфраструктуры
имеет строительство новых и ремонт существующих автомобильных
дорог общего пользования. В государственной собственности
Московской области в 2005 году по оценке находится 15,07 тыс. км
автомобильных дорог общего пользования. По прогнозу в 2006 году их
протяженность увеличится до 15,15-15,16 тыс. км.
По оценке в 2005 году будет построено или реконструировано
113,5 км автомобильных дорог общего пользования, в прогнозируемом
2006 году, исходя из финансовых возможностей, - 50-190 км (по двум
вариантам расчетов).
Потребность в ремонте автомобильных дорог общего пользования на
2006 год составит 6,9-7,5 тыс. км.
Малое предпринимательство
В Московской области в 2004 году действовало 39,7 тыс. малых
предприятий. Ожидается их рост в 2005 году на 3,4 процента, в 2006
году по сравнению с 2005 годом - на 2,4-2,9 процента.
По оценке в 2005 году увеличение численности работников малых
предприятий по сравнению с 2004 годом составит 2 процента, по
прогнозу на 2006 год по сравнению с оценкой 2005 года - 2-2,5
процента.
Динамика выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем
видам деятельности в 2006 году будет положительной.
Средняя заработная плата работников малых предприятий в 2004
году была значительно ниже среднемесячной заработной платы одного
работника в Московской области (соответственно 4323 и 7399,2
рубля). Несмотря на принимаемые в Московской области меры,
направленные на повышение уровня заработной платы в малом
предпринимательстве, существенных изменений ее величины не
произойдет. По оценке в 2005 году средняя заработная плата в этой
сфере увеличится по сравнению с уровнем 2004 года на 25,6 процента
и составит 5430 рублей. В прогнозируемом 2006 году по первому
варианту расчетов величина средней заработной платы работников
малых предприятий составит 6570 рублей, по второму варианту - 6733
рубля (рост по сравнению с оценкой 2005 года соответственно на 21-
24 процента).
Инвестиции
Одним из источников устойчивого экономического роста в
Московской области является увеличение инвестиций в основной
капитал.
В 2004 году достигнут значительный рост инвестиций по сравнению
с 2003 годом - индекс физического объема составил 113,5 процента.
При этом объем инвестиций в основной капитал за счет собственных
средств организаций увеличился на 9,2 млрд. рублей. Его удельный
вес в общем объеме инвестиций составил 37 процентов. Объем
привлеченных средств в 2004 году увеличился на 21,6 млрд. рублей и
составил в общем объеме инвестиций в основной капитал 63 процента.
В прогнозируемом периоде указанные структурные соотношения
сохранятся.
В 2004 году в структуре привлеченных средств наибольшую долю
занимали кредиты банков, средства населения на строительство
индивидуального жилья, заемные средства других организаций и
бюджетные средства. Такое соотношение сохранится в 2006 году с
незначительными колебаниями.
По оценке в 2005 году ожидается рост общего объема инвестиций в
основной капитал на 10 процентов к уровню 2004 года. Объем
инвестиций достигнет уровня 167,5 млрд. рублей.
В 2006 году прогнозируемый объем инвестиций составит по
вариантам расчетов 198,7-207,9 млрд. рублей, что на 8-13 процентов
выше ожидаемого уровня 2005 года. Увеличение инвестиций произойдет
в основном за счет отраслей материальной сферы, прежде всего
промышленности. Доля инвестиций, направляемых на развитие
промышленного производства, составит в 2006 году 28 процентов.
Значительное увеличение инвестиций в 2006 году по сравнению с
оценкой 2005 года прогнозируется в развитие связи (рост на 24,3-
30,1 процента), торговли и общественного питания (соответственно
11,4-16,5 процента), строительства (9,9-15 процентов), жилищно-
коммунального хозяйства (8,8-11,3 процента), транспорта (5,4-10,3
процента).
Незначительные объемы инвестиций в основной капитал по-прежнему
поступают в отрасли социальной сферы (здравоохранение, физическая
культура и спорт, социальное обеспечение, образование, культура и
искусство). Их доля в общем объеме инвестиций снижается от 3,4
процента в 2003 году до 3,2 процента в 2005-2006 годах.
По оценке в 2005 году в структуре привлеченных инвестиций доля
средств бюджетов всех уровней составит 22,6 процента, по прогнозу
на 2006 год - 21,9 процента (по двум вариантам расчетов). При этом
инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета Московской
области в 2006 году увеличатся на 7,5-10,4 процента (в
сопоставимой оценке), бюджетов муниципальных образований
Московской области - соответственно на 3,2-8 процентов.
В 2004 году в Московскую область поступило иностранных
инвестиций на 1,83 млрд. долларов США, что на 45,4 процента
больше, чем в 2003 году.
По оценке в 2005 году в Московской области объем привлеченных
иностранных инвестиций составит 2,5 млрд. долларов США, или 136,7
процента к уровню 2004 года.
В прогнозируемом периоде увеличение притока иностранных
инвестиций будет основываться на дальнейших мерах по улучшению
инвестиционной привлекательности Московской области.
В 2006 году прогнозируемый объем иностранных инвестиций
достигнет 2,8-3 млрд. долларов США, что на 11,8-20 процентов
больше ожидаемого уровня 2005 года.
Труд
Позитивные тенденции развития экономики Московской области
оказывают положительное влияние на состояние сферы занятости и
рынка труда. Продолжается рост численности занятых в экономике. По
оценке 2005 года численность занятых в экономике Московской
области увеличится на 22 тысячи человек. Данный рост произойдет
как в отраслях материального производства, так и в
непроизводственной сфере. В материальном производстве численность
занятых вырастет в промышленности, транспорте, строительстве,
торговле и общественном питании. В непроизводственных отраслях
число занятых вырастет в отраслях "Здравоохранение, физическая
культура и спорт, социальное обеспечение" и "Наука и научное
обслуживание". Сократится численность занятых в сельском
хозяйстве.
По прогнозу на 2006 год сохранится тенденция роста как общего
числа занятых в экономике, так и по большинству отраслей. В
сельском хозяйстве продолжится уменьшение числа занятых.
Рост числа безработных по оценке 2005 года обусловлен введением
в 2005 году новых условий выплаты пособий по безработице и
предоставления безработным гражданам субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг.
По прогнозу на 2006 год численность официально
зарегистрированных безработных составит 36,4-34,1 тысячи человек.
Уровень официально зарегистрированной безработицы может колебаться
на уровне 0,91-0,85 процента.
Денежные доходы и расходы населения
По оценке в 2005 году общая сумма денежных доходов населения
Московской области составит 583,8 млрд. рублей, что на 27
процентов выше предварительных данных за 2004 год. В 2006 году
прогнозируется увеличение общей суммы денежных доходов населения
Московской области на 23-26 процентов по сравнению с оценкой 2005
года.
Основной составляющей денежных доходов населения является
оплата труда, которая в 2005 году по оценке составит 236,1 млрд.
рублей, что на 25,6 процента выше величины этого показателя в 2004
году. В 2006 году прогнозируется рост оплаты труда на 21-24
процента по сравнению с оценкой 2005 года. При этом доля этого
показателя в общей сумме денежных доходов населения Московской
области в 2006 году составит 39,9 процента.
Согласно прогнозным расчетам средняя заработная плата в
Московской области в 2006 году составит 11300-11500 рублей.
Определенное влияние на ее величину окажет незначительный размер
средней заработной платы работников в сфере малого
предпринимательства.
Предполагается, что в 2006 году на 13-15 процентов возрастет
величина социальных трансфертов, включающих пенсии, пособия,
стипендии, которая достигнет 96,9-98,6 млрд. рублей. Доля
социальных трансфертов в общей сумме доходов населения составит
13,5-13,4 процента.
Общая сумма расходов и сбережений населения Московской области
по прогнозу на 2006 год достигнет 832,8-852,9 млрд. рублей, что на
24-27 процентов выше оценки 2005 года. При этом наибольшую долю
(79,6-79,5 процента) в сумме расходов будут занимать, как и
прежде, затраты на покупку товаров и оплату услуг.
Прогноз на 2006 год предусматривает рост реальных располагаемых
денежных доходов населения на 13-15,7 процента по сравнению с
оценкой 2005 года.
Потребительский рынок
Повышение благосостояния населения Московской области
обеспечило прирост оборота розничной торговли в 2004 году к уровню
2003 года на 34 процента, его объем составил 283,4 млрд. рублей.
По оценке оборот розничной торговли в 2005 году составит 395,9
млрд. рублей, или 127 процентов к уровню 2004 года. В 2006 году
прогнозируется рост оборота розничной торговли к оценке 2005 года
на 20-22 процента (510,7-520,1 млрд. рублей).
В 2004 году рост объемов платных услуг населению по сравнению с
предыдущим годом составил 9,4 процента. По итогам истекшего
периода 2005 года отмечена положительная динамика развития рынка
платных услуг населению. Ожидается, что к концу 2005 года рост
объема платных услуг составит 8 процентов.
Прогнозные расчеты показывают, что в 2006 году ожидается
некоторое ускорение роста объемов платных услуг населению.
Прогнозируется прирост в этой сфере на 10-12 процентов.
Опережающими темпами будут увеличиваться объемы услуг физической
культуры и спорта (25-29 процентов), бытовых (10-12 процентов),
транспортных (10-12 процентов) услуг, услуг связи (7-9 процентов)
и некоторые другие.
Развитие отраслей социальной сферы
Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2006 год
ориентирован на решение проблем функционирования отраслей
социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения
потребностей всех групп населения Московской области в социальных
услугах при формировании оптимального соотношения платных и
бесплатных услуг населению с одновременным обеспечением адресной и
дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
В 2004 году в Московской области введено в эксплуатацию 5,7
млн. кв. м общей площади жилых домов, что на 39,5 процента
превысило уровень 2003 года. По оценке в 2005 году ожидается ввод
5,2 млн. кв. метров общей площади, по прогнозу на 2006 год - 5,2-
5,3 млн. кв. метров общей площади жилья.
Это позволит в 2006 году увеличить среднюю обеспеченность
населения общей площадью жилья на 1,8 кв. метров на человека по
сравнению с 2004 годом и на 0,8 кв. метра по сравнению с оценкой
2005 года.
По оценке в 2005 году 42,3 процента от всего вводимого в
Московской области жилья будет построено населением за счет
собственных или кредитных средств. За счет средств бюджетов всех
уровней в текущем году будет построено 3,5 процента всех жилых
домов. Такое соотношение сохранится и в прогнозируемом периоде.
В 2006 году прогнозные значения показателей обеспеченности
населения учреждениями здравоохранения и социального обеспечения
изменятся незначительно. На их расчетную величину определенное
влияние оказывает прогнозируемый в 2006 году рост численности
населения Московской области.
В соответствии с прогнозными расчетами обеспеченность населения
Московской области амбулаторно-поликлиническими учреждениями в
2006 году увеличится по сравнению с отчетом 2004 года на 0,3
процента, по сравнению с оценкой 2005 года соответственно на 0,2
процента.
Обеспеченность больничными койками по прогнозу на 2006 год по
сравнению с оценкой 2005 года незначительно сократится - на 0,88
процента по первому варианту расчетов и на 0,92 процента - по
второму. По сравнению с уровнем 2004 года в прогнозируемом периоде
предполагается увеличение обеспеченности больничными койками на 4
процента.
Основными направлениями совершенствования организации
медицинской помощи в Московской области являются: перенос объемов
медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный,
реорганизация стационарной помощи на основе реструктуризации
больниц по степени интенсивности лечебного процесса, развитие
дневных стационаров, стационаров краткосрочного пребывания,
амбулаторных хирургических центров.
Обеспеченность дошкольными общеобразовательными учреждениями в
2006 году прогнозируется с незначительным сокращением по сравнению
с оценкой 2005 года, обусловленным ожидаемым ростом численности
детей в учреждениях дошкольного образования, связанным прежде
всего с ростом приема детей с более раннего возраста и увеличением
количества детей в возрастной группе до трех лет, которое
отмечается в динамике за 2000-2003 годы.
В общеобразовательных учреждениях в силу демографических причин
в 2006 году произойдет некоторое сокращение контингента
обучающихся по сравнению с 2003 годом, в связи с чем количество
обучающихся в первую смену в этих учреждениях будет увеличиваться.
В сфере культуры обеспеченность населения учреждениями культуры
в период 2003-2006 годов имеет стабильный характер.
Обеспеченность спортивными залами, плоскостными спортивными
сооружениями и плавательными бассейнами имеет тенденцию к росту и
в период 2005-2006 годов увеличится в связи с вводом в
эксплуатацию ряда спортивных объектов.
Охрана окружающей среды
В 2005 году по оценке на природоохранную деятельность
предполагается направить 385,7 млн. рублей инвестиций в основной
капитал, что составит 64,5 процента к предыдущему году. Снижение
обусловлено изменениями в федеральном законодательстве, вследствие
чего в 2005 году из бюджета Московской области прекращено
финансирование ряда областных целевых программ.
В 2006 году размер инвестиций, направляемых на природоохранную
деятельность, прогнозируется по двум вариантам прогноза в размере
383,51-389,2 млн. рублей, или 90,6-91,9 процента к оценке 2005
года.
Сброс загрязненных сточных вод в 2004 году составил 643 млн.
куб. м, что на 1,7 процента выше уровня 2003 года. Увеличение
объема сброса загрязненных сточных вод было обусловлено
увеличением мощности отдельных промышленных организаций,
неэффективной работой очистных сооружений в отдельных
муниципальных образованиях Московской области и рядом других
причин. По оценке в 2006 году величина этого показателя
прогнозируется на уровне 641,5 млн. куб. м, что меньше оценочного
значения 2005 года на 0,1 процента.
Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от
стационарных источников загрязнения по оценке в 2005 году
сохранится на уровне 2003-2004 годов и составит 171 тыс. т. В
последующие годы предполагается ежегодно сокращать уровень
выбросов вредных веществ в атмосферу.
Объем водопотребления в 2004 году снизился по отношению к 2003
году на 6 процентов и составил 1609,1 млн. куб. м. Значительное
уменьшение водопотребления было связано с уменьшением мощности
Каширской ГРЭС. В 2005 году объем водопотребления в Московской
области предполагается довести до уровня 1625 млн. куб. м.
Прогнозом на 2006 год предусматривается рост объема
водопотребления до 1635 млн. куб. м, обусловленный ожидаемым
ростом промышленного производства и увеличением числа
водопользователей.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2004 году внешнеторговый оборот Московской области увеличился
по сравнению с 2003 годом на 15,9 процента и составил 7781,4 млн.
долларов США.
Следует отметить, что по сравнению с 2003 годом структура
внешнеторгового оборота практически не изменилась: доля экспорта в
2003 году составляла 26,8 процента, в 2004 году - 26,5 процента,
доля импорта - соответственно 73,2 процента и 73,5 процента. В
2005 году ожидается незначительное увеличение доли экспорта - до
27,9 процента. По прогнозу на 2006 год доля экспорта составит по
двум вариантам 29,1-29,4 процента. При этом предусматриваются
опережающие темпы роста экспорта по сравнению с импортом. Объем
экспорта в 2006 году увеличится на 9,1-12,6 процента, импорта - на
2,9-4,8 процента.
Регулирование цен (тарифов)
В 2004 году наиболее значительно выросли по сравнению с 2003
годом тарифы на перевозку пассажиров и багажа: железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении (на 57,9 процента);
автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (на
42,9 процента); средние тарифы на электроэнергию, отпущенную
различным потребителям (на 13,9 процента), цены на сжиженный и
природный газ, реализуемый населению (соответственно на 18,4 и
27,9 процента), тариф на услуги по техническому обслуживанию и
текущему ремонту лифтового хозяйства (на 18,6 процента).
По оценке в 2005 году ожидается значительный рост:
тарифа на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении - на 30,7 процента;
тарифа на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего
пользования - на 34,2 процента;
цен на природный газ, реализуемый населению, - на 36 процентов;
тарифа за услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов
- на 36,6 процента;
тарифа на услуги по содержанию и текущему ремонту жилья - на
20,5 процента.
В 2006 году прогнозируется высокий рост среднего тарифа на
услуги теплоснабжения, оказываемые населению и бюджетным
организациям (на 29,2-30,1 процента), на услуги водоснабжения (на
19,5-21,8 процента), водоотведения (на 20,9-23,2 процента), цены
на сжиженный газ, реализуемый населению (на 40 процентов).
Прогноз социально-экономического развития Московской области на
2006 год содержит прогнозные показатели социально-экономического
развития муниципальных образований Московской области,
разработанные экономическими службами администраций муниципальных
образований Московской области.
Среди них показатели численности и занятости населения,
развития промышленного и сельскохозяйственного производства,
прибыли и фонда оплаты труда, эффективности использования
муниципальной собственности, оборота розничной торговли и объема
платных услуг населению, инвестиций в основной капитал,
показатели, связанные с обеспеченностью населения муниципальных
образований Московской области услугами здравоохранения и
образования, прогнозируемых на 2006 год цен и тарифов.
Прогнозы социально-экономического развития муниципальных
образований Московской области на 2006 год разработаны в двух
вариантах.
Показатели прогнозов социально-экономического развития
муниципальных образований Московской области на 2006 год
подтверждают сохранение в ближайшей перспективе диспропорций в их
социально-экономическом развитии.
В целом для прогноза социально-экономического развития
Московской области на 2006 год остается характерным динамичное
развитие экономики и социальной сферы, позволяющее создать условия
для дальнейшего повышения уровня жизни населения Московской
области.
Финансы
Прогноз сводного финансового баланса Московской области основан
на анализе тенденций развития экономики Московской области за
предшествующий период и осуществлен в двух вариантах в условиях
действующего законодательства. В прогнозных расчетах применены
экспертные оценки.
Прогнозные показатели на 2006 год сформированы с учетом данных,
представленных центральными исполнительными органами
государственной власти Московской области, а также отделениями
государственных социальных внебюджетных фондов Российской
Федерации по Московской области (в одном варианте).
В связи с изменением состава показателей сводного финансового
баланса Московской области, обусловленного рекомендациями
Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации, данные по прибыли и амортизационным отчислениям начиная
с оценки 2005 года приводятся справочно.
Прогнозируемый на 2006 год рост прибыли организаций Московской
области по двум вариантам составляет 7,5-11,6 процента. Величина
прибыли по прогнозу определена в размере 79,4-82,5 млрд. рублей.
Ряд крупнейших налогоплательщиков Московской области, таких как
ООО "Межрегионгаз" и ООО "Мострансгаз", заявили о существенном
снижении своих финансовых результатов в 2005-2006 годах. Однако
прогнозными расчетами данные намерения не подтверждаются и в этой
связи учтены не в полном объеме.
Амортизационные отчисления в 2006 году рассчитаны на уровне
45,6 млрд. рублей по двум вариантам расчетов с ростом против
оценки 2005 года на 10 процентов.
В оценке 2005 года и двух вариантах прогноза на 2006 год к
финансовым ресурсам Московской области отнесены только налоговые и
неналоговые доходы, при этом в состав налоговых доходов включены
налоги и сборы на социальные нужды (единый социальный налог), в
состав неналоговых доходов - средства государственных внебюджетных
фондов.
Рассчитанный таким образом общий объем финансовых ресурсов
Московской области без учета средств, перечисляемых и получаемых
из федерального бюджета и организаций федерального уровня, по
прогнозу составит в 2006 году 239,3-245,2 млрд. рублей,
увеличившись по сравнению с оценкой 2005 года соответственно на
11,4-14,1 процента.
Наиболее значительным в доходной части сводного финансового
баланса Московской области в 2006 году остается размер налоговых
доходов: 165,6-170,4 млрд. рублей. Удельный вес этого вида доходов
в доходах Московской области составит по двум вариантам прогноза
69,2-69,5 процента.
В налоговых доходах наиболее весомым будет поступление налога
на доходы физических лиц. Его удельный вес составит 26,3-26,1
процента. Рост налога на доходы физических лиц по прогнозу на 2006
год составит 20,2-23,2 процента.
Следующим по значимости показателем налоговых доходов сводного
финансового баланса Московской области в 2006 году будет налог на
добавленную стоимость, являющийся источником доходов федерального
бюджета. Доля этого вида налогов в налоговых доходах Московской
области составит 21,1-20,7 процента, а его размер достигнет 35-
35,3 млрд. рублей.
Другим существенным источником налоговых доходов сводного
финансового баланса Московской области в 2006 году послужат налоги
и сборы на социальные нужды (единый социальный налог), которые
составят 15,6-15,2 процента от объема налоговых поступлений.
Рост налогов на имущество, составляющих по двум вариантам
прогноза 9,1 процента налоговых доходов Московской области,
составит 8,7-10,9 процента.
Акцизы, составляющие по двум вариантам прогноза 5,7-5,6
процента налоговых доходов, вырастут в 2006 году по сравнению с
оценкой 2005 года на 2-4 процента.
Неналоговые доходы сводного финансового баланса Московской
области составят в 2006 году 73,8-74,8 млрд. рублей, а их доля в
доходах сводного финансового баланса - 30,8-30,5 процента.
Прогноз поступлений неналоговых доходов предполагает их рост на
10,9 процента по первому варианту расчетов и на 12,4 процента по
второму.
Наибольшей составляющей в неналоговых доходах Московской
области явятся средства государственных внебюджетных фондов,
которые прогнозируются по обоим вариантам прогноза в размере 60,2
млрд. рублей.
По прогнозу на 2006 год сальдо финансовых взаимоотношений с
федеральным уровнем власти по отношению к оценке 2005 года
увеличится с -25 млрд. рублей до -26,2 млрд. рублей по первому
варианту расчетов и до -27,2 млрд. рублей по второму.
Доходы Московской области с учетом взаимоотношений с
федеральным уровнем власти в 2006 году ожидаются в размере 213,1-
218 млрд. рублей, что на 12,3-14,9 процента выше оценки 2005 года.
Расходная часть сводного финансового баланса Московской области
в 2006 году прогнозируется по двум вариантам расчетов в размере
222,5-226,7 млрд. рублей (рост по сравнению с оценкой 2005 года на
10,5 и 12,6 процента соответственно).
Наибольший удельный вес в структуре расходов на 2006 год по
обоим вариантам прогноза будет приходиться на следующие статьи:
расходы государственных внебюджетных фондов, включающие пенсионное
обеспечение, социальное и медицинское страхование (37,2-36,7
процента), расходы на образование (14,6-14,7 процента), социальную
политику (9,6-9,7 процента), здравоохранение и физическую культуру
(10-10,1 процента) и национальную экономику (7,5 процента по двум
вариантам).
Дефицит сводного финансового баланса Московской области в 2006
году прогнозируется в размере 9,4-8,6 млрд. рублей. Основную долю
дефицита баланса составит дефицит консолидированного бюджета
Московской области, на погашение которого будут направляться
доходы от продажи земли, находящейся в государственной и
муниципальной собственности, займов, а также бюджетные ссуды,
кредиты и другие источники, установленные законодательством
|