Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 30.10.2004 N 352 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ ДЛЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ, ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ, МОРСКИХ КАДЕТСКИХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                      от 30 октября 2004 г. N 352
                                   
                      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
           ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ ДЛЯ СУВОРОВСКИХ
        ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ, ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ
          УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ, МОРСКИХ КАДЕТСКИХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ
                КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Утвердить  и  ввести в действие с 1 января 2005 г.  прилагаемое
   Наставление  по  физической подготовке  и  спорту  для  суворовских
   военных,  нахимовских военно-морских, военно-музыкальных  училищ  и
   кадетских,   морских  кадетских,  музыкальных  кадетских   корпусов
   Министерства обороны Российской Федерации.
   
                                                       Министр обороны
                                                  Российской Федерации
                                                              С.ИВАНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                                             к Приказу
                                                      Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                           от 30 октября 2004 г. N 352
   
                              НАСТАВЛЕНИЕ
           ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ ДЛЯ СУВОРОВСКИХ
        ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ, ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ
          УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ, МОРСКИХ КАДЕТСКИХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ
                КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.  Физическая  культура  обучающихся  в  суворовских  военных,
   нахимовских   военно-морских,   военно-музыкальных    училищах    и
   кадетских,   морских  кадетских,  музыкальных  кадетских   корпусах
   Министерства    обороны   Российской   Федерации    <*>    является
   неотъемлемой  частью  их  образования и воспитания.  Она  включает:
   физическую   подготовку,   спорт  и   мероприятия   оздоровительно-
   рекреационной направленности.
       Физическая подготовка обучающихся осуществляется во взаимосвязи
   с воинским, нравственным и эстетическим воспитанием.
   --------------------------------
       <*>  Далее в тексте настоящего Наставления для краткости  будут
   именоваться:   суворовские  военные,  нахимовские   военно-морские,
   военно-музыкальные   училища   и  кадетские,   морские   кадетские,
   музыкальные  кадетские  корпуса  Министерства  обороны   Российской
   Федерации   -  училищами;  лица,  проходящие  в  них  обучение,   -
   обучающимися.
   
       2.   Цель   физической  подготовки  заключается  в   подготовке
   преданных   Отечеству,  крепких  и  закаленных  юношей,   способных
   переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения.
       3. Задачами физической подготовки являются:
       расширение  двигательного опыта за счет овладения двигательными
   и военно-прикладными навыками;
       развитие и совершенствование физических качеств - выносливости,
   гибкости,   силы,   быстроты  и  ловкости   с   учетом   возрастных
   особенностей;
       улучшение   физического   развития,   укрепление   здоровья   и
   закаливание организма, формирование правильной осанки;
       формирование    потребности   в   систематическом    выполнении
   физических упражнений.
       Физическая   подготовка,  кроме  того,  должна   способствовать
   повышению     военно-специальной    подготовленности,    воспитанию
   психической    устойчивости,    уверенности    в    своих    силах,
   целеустремленности,   смелости  и   решительности,   инициативы   и
   находчивости,  настойчивости и упорства, выдержки и  самообладания,
   дисциплинированности и чувства коллективизма.
       4. Основным средством физической подготовки являются физические
   упражнения.  Они  выполняются с учетом возрастных  особенностей,  а
   также   с   соблюдением   требований  безопасности,   гигиенических
   требований и правил закаливания солнцем, воздухом и водой.
       5.  Формами  организации  и  проведения  физической  подготовки
   обучающихся  являются учебные занятия (уроки), утренняя  физическая
   зарядка  и  спортивная работа, а при нахождении в летних лагерях  -
   дополнительно попутная физическая подготовка.
       6.   Физическая   подготовка  имеет  образовательную,   военно-
   прикладную и оздоровительно-рекреационную направленность.
       Образовательная направленность физической подготовки выражается
   в   приобретении  обучающимися  необходимых  специальных  знаний  и
   формировании двигательных навыков.
       Военно-прикладная    направленность    физической    подготовки
   обеспечивается  включением в содержание обучения  военно-прикладных
   физических упражнений и видов спорта.
       Оздоровительно-рекреационная     направленность      физической
   подготовки  заключается в улучшении физического развития  с  учетом
   возраста  и  индивидуальных особенностей обучающихся, в  соблюдении
   санитарно-гигиенических   требований,   в    проведении    лечебно-
   профилактических и физкультурно-спортивных мероприятий.
       7.  Командиры, офицеры-воспитатели при участии специалистов  по
   физической  подготовке  и  спорту в целях успешного  решения  задач
   физической   подготовки   обучающихся   организуют   воспитательную
   работу. В ее задачи входят:
       информирование  о содержании издаваемых в Российской  Федерации
   нормативных  правовых  актов  по  вопросам  физической  культуры  и
   спорта;
       разъяснение  обучающимся  важной  роли  физической   подготовки
   военнослужащих для поддержания боевой готовности войск (сил);
       популяризация достижений российских спортсменов,  в  том  числе
   военнослужащих, на всероссийских и международных соревнованиях;
       наглядная агитация, отражающая состояние физической культуры  и
   спорта  в России, вопросы физической подготовки и спортивной работы
   в   Вооруженных   Силах   Российской  Федерации,   в   училищах   и
   подразделениях;
       пропаганда роли физической культуры и спорта, здорового  образа
   жизни и их значения в профилактике и искоренении вредных привычек.
       8.  Физическая подготовка обучающихся проводится  в  спортивной
   или  военной  форме  одежды в соответствии  с  Приложением  N  1  к
   настоящему  Наставлению.  Форма  одежды  (военная  или  спортивная)
   определяется решением начальника училища (корпуса), а ее  варианты:
   на  утреннюю физическую зарядку - дежурным по училищу (корпусу); на
   учебные  занятия  -  руководителем  занятия.  Выбор  формы   одежды
   зависит  от видов учебных занятий, климатических условий  и  других
   факторов.
   
       Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
   
       9.  Организация  физической подготовки включает:  планирование,
   подготовку руководителей, контроль и учет.
       10. Планирование физической подготовки в училище осуществляется
   учебным  отделом  и начальником физической подготовки  и  спорта  -
   старшим  преподавателем при участии начальника  медицинской  службы
   училища,   в  роте  -  командиром  роты.  Оно  должно  обеспечивать
   выполнение  задач учебно-воспитательной работы и учебной  программы
   по физической подготовке и осуществляется из расчета:
       учебные  занятия по разделам физической подготовки - 4  часа  в
   неделю в учебное время;
       факультативные (учебно-тренировочные) занятия по  спорту  -  не
   менее 6 часов в неделю во внеучебное время;
       утренняя  физическая  зарядка  - ежедневно,  кроме  выходных  и
   праздничных дней, продолжительностью 30 мин.
       В соответствующих разделах плана-календаря основных мероприятий
   учебно-воспитательной работы на учебный год и месяц указываются:
       даты  и время проведения учебных, инструкторско-методических  и
   показных занятий по физической подготовке, открытых уроков;
       тематика  и  сроки  проведения заседаний предметно-методической
   комиссии   по   физической  подготовке,   сборов   (семинаров)   со
   спортивными  организаторами подразделений, тренерами и  судьями  по
   спорту;
       сроки проведения спортивных и военно-спортивных соревнований;
       мероприятия по контролю за организацией физической подготовки в
   подразделениях и сроки их проведения.
       Кроме  того, начальник физической подготовки и спорта - старший
   преподаватель разрабатывает:
       план проведения утренней физической зарядки;
       план спортивной работы училища на учебный год;
       положение  о  спортивных,  военно-спортивных  соревнованиях   и
   смотре спортивной работы в училище на учебный год;
       поурочные   планы   учебных  занятий  по  разделам   физической
   подготовки на учебный год;
       график   использования   подразделениями   мест   для   занятий
   физической подготовкой и спортом;
       расписание работы спортивных секций училища.
       В  документах планирования учебно-воспитательной работы в  роте
   указываются  время, содержание спортивных мероприятий и внеклассной
   спортивной работы.
       11.  Подготовка руководителей, на которых возложены организация
   и  проведение  физической подготовки, заключается  в  повышении  их
   теоретических  знаний  и  методической  квалификации   на   учебно-
   методических   сборах,  конференциях,  совещаниях,   теоретических,
   инструкторско-методических  занятиях, открытых  уроках,  заседаниях
   предметно-методической   комиссии,  инструктажах   и   в   процессе
   самостоятельной работы.
       К подготовке привлекаются: преподаватели, руководители утренней
   физической  зарядки, офицеры-воспитатели, спортивные  организаторы,
   тренеры и судьи по спорту.
       12.   К   проведению   занятий  по  физической   подготовке   с
   обучающимися,  учебно-тренировочных занятий по спорту  привлекаются
   преподаватели   предметно-методической   комиссии   по   физической
   подготовке.  При  невозможности проведения  занятий  по  физической
   подготовке   штатными   преподавателями  из  числа   преподавателей
   предметно-методической  комиссии  по  физической  подготовке  могут
   привлекаться  специалисты  по  физической  культуре   с   почасовой
   оплатой труда.
       Занятия  по физической подготовке, учебно-тренировочные занятия
   по  спорту  проводятся в составе группы численностью  не  более  15
   обучающихся.
       13. Контроль за физической подготовкой в училище осуществляется
   начальником   училища,  учебным  отделом,  начальником   физической
   подготовки и спорта - старшим преподавателем, командиром  роты.  Он
   включает:
       проверку  организации  и методики проведения  учебных  занятий,
   утренней физической зарядки и спортивной работы с обучающимися;
       определение  степени усвоения учебной программы  по  физической
   подготовке и уровня физической подготовленности обучающихся  нового
   набора.
       14. Учет физической подготовки ведется: в училище - начальником
   физической подготовки и спорта - старшим преподавателем; в  роте  -
   командиром  и спортивным организатором роты; во взводе -  офицером-
   воспитателем и спортивным организатором взвода.
       15.   Начальник  физической  подготовки  и  спорта  -   старший
   преподаватель учитывает:
       результаты, выводы и предложения по каждой проверке  физической
   подготовки училища и подразделений;
       проведенные учебно-методические сборы, семинары, теоретические,
   инструкторско-методические и показные занятия, инструктажи;
       наличие   и   состояние  спортивных  сооружений,  оборудования,
   инвентаря,  имущества, аппаратуры и мест для проведения  физической
   подготовки;
       итоги  спартакиады  училища, количество  спортивных  и  военно-
   спортивных  соревнований в училище и вне  его,  показанные  на  них
   результаты;
       общее    количество    обучающихся,    количество    спортивных
   организаторов подразделений, нештатных тренеров и судей по спорту;
       спортивные рекорды и достижения училища.
       16. Командир роты учитывает:
       результаты всех спортивных и военно-спортивных соревнований  на
   первенство роты;
       количество спортсменов-разрядников и судей по спорту;
       спортивные рекорды и достижения роты.
       17. Офицер-воспитатель (спортивный организатор) учитывает:
       успеваемость каждого обучающегося;
       результаты  спортивных  и  военно-спортивных  соревнований   на
   первенство подразделения;
       спортсменов-разрядников (поименно).
       18.   Учет   физической  подготовки  в   училище   ведется   по
   установленным формам (Приложение N 2 к настоящему Наставлению).
       19. Обеспечение физической подготовки включает в себя следующие
   виды:   материальное,  методическое,  медицинское,   финансовое   и
   агитационно-пропагандистское.
       20.  Материальное обеспечение физической подготовки  в  училище
   предусматривает:
       строительство  и  оборудование  спортивных  сооружений  и  мест
   проведения  занятий  по физической подготовке, утренней  физической
   зарядки и спортивной работы;
       обеспечение   табельным   спортивным  инвентарем,   имуществом,
   наглядными пособиями и техническими средствами обучения;
       содержание   и   ремонт  спортивных  сооружений,  оборудования,
   инвентаря, имущества и аппаратуры;
       изготовление нетабельного спортивного и учебного оборудования;
       приобретение   учебной   литературы,   книг,   бланков   учета,
   переходящих призов (кубков), спортивных нагрудных знаков и  бланков
   документов к ним;
       наглядную агитацию по физической подготовке и спорту.
       При    отсутствии   объектов   материально-технической    базы,
   приведенных в примерном перечне спортивных сооружений  и  мест  для
   проведения  физической  подготовки в  училище  (Приложение  N  3  к
   настоящему   Наставлению),  обеспечивающей   выполнение   программы
   обучения,  могут заключаться договоры об аренде мест для проведения
   занятий  по физической подготовке, учебно-тренировочных занятий  по
   спорту и спортивных мероприятий.
       21. Методическое обеспечение включает:
       обобщение  и  распространение передового  опыта  организации  и
   проведения физической подготовки;
       разработку  рекомендаций  по  улучшению  физической  подготовки
   обучающихся,   обеспечение  руководителей   физической   подготовки
   необходимыми методическими пособиями;
       оказание  помощи командирам подразделений в проведении  занятий
   по физической подготовке и спортивных мероприятий;
       методическое руководство самостоятельной физической тренировкой
   обучающихся;
       организацию   работы   методического   класса   (кабинета)   по
   физической подготовке и спорту.
       22. Медицинское обеспечение включает:
       проведение медицинских обследований обучающихся для определения
   уровня  допустимых для них физических нагрузок с учетом физического
   развития,  функционального состояния организма и уровня  физической
   подготовленности;
       планирование и проведение мероприятий по улучшению  физического
   развития и укреплению здоровья обучающихся;
       привитие навыков самоконтроля, личной и общественной гигиены;
       наблюдение  за  санитарным состоянием спортивных  сооружений  и
   мест для занятий по физической подготовке и спорту;
       контроль   за   соблюдением  правильной  дозировки   физической
   нагрузки  и  выполнением  санитарно-гигиенических  требований   при
   проведении занятий по физической подготовке;
       медицинский   контроль  за  членами  сборных  команд   училища,
   проведением   учебно-тренировочных  занятий  по  видам   спорта   и
   спортивных мероприятий;
       разработку   мероприятий  по  предупреждению   травматизма   на
   занятиях по физической подготовке и спортивных соревнованиях.
       23. Финансовое обеспечение включает:
       планирование,  истребование  и  получение  денежных  средств  с
   учетом потребности физической подготовки училища;
       приобретение   спортивного  инвентаря  и   имущества,   учебной
   литературы,  переходящих  призов  (кубков),  спортивных   нагрудных
   знаков и бланков документов к ним;
       оплату  расходов  за  аренду  мест для  проведения  занятий  по
   физической подготовке, спортивных и военно-спортивных мероприятий;
       оплату расходов за почасовую работу дополнительным специалистам
   физической   культуры,  привлекаемым  для  проведения  занятий   по
   физической подготовке с обучающимися;
       приобретение   материалов,  оборудования  и  инструментов   для
   ремонта и содержания объектов учебной материально-технической  базы
   по физической подготовке.
       24. Агитационно-пропагандистское обеспечение включает:
       изготовление   средств   наглядной   агитации   по   физической
   подготовке и спорту;
       пропаганду здорового образа жизни;
       оформление стенда чемпионов училища по видам спорта;
       создание информационного стенда.
   
           Глава 3. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
   
                            УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
   
                            ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
   
       25.   Учебные  занятия  являются  основной  формой   физической
   подготовки.  Они организуются в виде теоретических  и  практических
   занятий,  проводимых в форме урока. Продолжительность  урока  -  45
   мин.  По  лыжной подготовке и другим разделам физической подготовки
   в  зависимости  от  местных  условий  допускается  проведение  двух
   занятий, следующих одно за другим, продолжительностью 90 мин.
       26. Теоретические занятия по физической подготовке проводятся в
   составе    подразделения   преподавателями   предметно-методической
   комиссии   по   физической  подготовке,   а   также   специалистами
   медицинской  службы  училища. На теоретических  занятиях  изучаются
   следующие темы:
       роль  и  место  физической  культуры  в  системе  всестороннего
   воспитания;
       значение  физической  подготовки для  повышения  боеспособности
   личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
       влияние физических упражнений на организм человека;
       содержание  физических  упражнений в  программе  по  физической
   подготовке;
       требования личной и общественной гигиены;
       требования предупреждения травматизма.
       27.   Практические  занятия  являются  основным  видом  учебных
   занятий  по физической подготовке. Они проводятся по таким разделам
   физической  подготовки, как "Гимнастика и атлетическая подготовка",
   "Легкая  атлетика",  "Лыжная подготовка", "Плавание",  "Преодоление
   препятствий",   "Спортивные   единоборства   и   рукопашный   бой",
   "Спортивные  игры",  а  также комплексно  и  должны  иметь  учебно-
   тренировочную  направленность.  В  выпускных  классах   обучающиеся
   знакомятся   с  методикой  проведения  различных  форм   физической
   подготовки.
       28.  В  целях  повышения  общей физической  подготовленности  с
   обучающимися   проводятся   комплексные   занятия.   Они   включают
   упражнения,  приемы  и  действия из различных  разделов  физической
   подготовки.
       29.  Практические занятия по физической подготовке должны иметь
   высокую   плотность   и   достаточную  физическую   нагрузку.   Это
   достигается:
       сокращением   времени   на   построение   и   различного   рода
   передвижения;
       краткостью и ясностью объяснений;
       увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;
       сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений;
       выполнением  упражнений  всеми занимающимися  одновременно  или
   потоком;
       применением круговой тренировки и соревновательного метода;
       наиболее      целесообразным     использованием     спортивного
   оборудования.
       Они проводятся при постоянном контроле со стороны преподавателя
   и врача.
       30.   Руководители  занятий  по  физической  подготовке  должны
   учитывать возрастные особенности обучающихся. В возрасте  12  -  17
   лет   наибольшее   положительное  влияние  на   развитие   основных
   физических  качеств оказывают упражнения, направленные на  развитие
   ловкости,  гибкости,  быстроты и выносливости,  что  определяет  их
   преимущественное   использование   на   занятиях   по    физической
   подготовке.
       31.   Развитие   основных  физических  качеств   осуществляется
   сопряженным  методом,  т.е. с использованием простейших  физических
   упражнений,  изученных  ранее,  или выполнением  в  конце  основной
   части   занятия   специальных  комплексов  упражнений.   Упражнения
   подбираются с таким расчетом, чтобы они по технике выполнения  были
   максимально приближены к основному учебному материалу, т.е.  играли
   роль подготовительных упражнений.
       32.  Для  развития  скоростных качеств  применяются  простые  в
   техническом   отношении   физические   упражнения   в   максимально
   возможном  темпе.  Продолжительность  упражнения  -  8  -   12   с,
   интервалы  отдыха  между повторениями - 40 - 60  с.  После  2  -  3
   повторений отдых увеличивается до 1,5 - 2 мин. На одном занятии  по
   физической  подготовке выполняются 2 - 3 упражнения  с  повторением
   каждого  2 - 3 раза. Общая продолжительность комплекса  -  8  -  10
   мин.
       33.   Для   развития  силовых  качеств  выполняются  физические
   упражнения  с  преодолением  собственного  веса  или  сопротивления
   партнера,  а  также  с  тяжестями (гантелями,  гирями).  Упражнения
   повторяются   в  одном  подходе  8  -  10  раз.  На  одно   занятие
   планируется  4  - 5 упражнений для 1 - 2 групп мышц. Упражнения  от
   занятия  к  занятию  чередуются таким образом: для  мышц  плечевого
   пояса, брюшного пресса и ног, для мышц ног и спины, для мышц  спины
   и  плечевого  пояса  и  т.д.  В комплексные  уроки  можно  включать
   силовые  упражнения общего воздействия на организм.  Перерыв  между
   упражнениями - до 45 с.
       34.   Для   развития   скоростно-силовых   качеств   включаются
   упражнения,  требующие  проявления как скоростных,  так  и  силовых
   качеств:  прыжки,  метания,  преодоление препятствий,  перелезания,
   переноска груза и т.д., выполняемые в максимально возможном темпе.
       35.  Для  развития общей выносливости используются  циклические
   физические  упражнения  (бег, ходьба на  лыжах).  Продолжительность
   выполнения   упражнения   постепенно   от   занятия    к    занятию
   увеличивается  до  50  мин. По мере развития выносливости  скорость
   передвижения   увеличивается.  Общая  выносливость   обеспечивается
   также  поддержанием  высокой плотности и  интенсивности  выполнения
   физических упражнений на любом практическом занятии.
       Для развития ловкости в занятия включаются элементы подвижных и
   спортивных игр, а также акробатические упражнения.
       36. Для повышения вестибулярной устойчивости в подготовительной
   части  урока  используются 3 - 4 физических упражнения (вращения  и
   повороты головы). Продолжительность выполнения одного упражнения  -
   10  - 25 с. Скорость и длительность вращения (поворотов) возрастают
   постепенно от занятия к занятию.
       Для   предупреждения  возможных  неблагоприятных  вестибулярных
   реакций  (головокружение, рвота, побледнение и т.д.)  упражнения  с
   вращением  (поворотами) распределяются равномерно  в  течение  всей
   подготовительной  части с интервалами между упражнениями  не  менее
   35 - 45 с.
       37.   Обучение  физическим  упражнениям,  приемам  и  действиям
   проводится  в  такой последовательности: ознакомление, разучивание,
   тренировка.
       Ознакомление  способствует созданию у  обучающихся  правильного
   представления   о   разучиваемом   упражнении.   Для   ознакомления
   необходимо:  назвать упражнение; образцово показать  его  в  целом;
   разъяснить  влияние  на  организм и  условия  применения;  показать
   упражнение  еще  раз  по  частям  или  по  разделениям  с  попутным
   объяснением техники выполнения и требований безопасности.
       Разучивание проводится в целях формирования у обучающихся новых
   двигательных    навыков.   В   зависимости   от    подготовленности
   занимающихся  и сложности упражнения применяются различные  способы
   разучивания:
       в  целом  - если упражнение несложное, доступно для обучающихся
   или его выполнение по элементам невозможно;
       по  частям или по разделениям - если упражнение сложное  и  его
   можно расчленить на отдельные части;
       с   помощью   подготовительных  упражнений  -  если  упражнение
   выполнить  в  целом нельзя из-за трудности, а расчленить  на  части
   невозможно.
       После разучивания упражнение выполняется в целом.
       Тренировка   -  это  многократное  систематическое   повторение
   разученных   упражнений  с  постепенным  усложнением   условий   их
   выполнения    и   повышением   физической   нагрузки.   Тренировкой
   обеспечивается   развитие  у  обучающихся  физических   качеств   и
   совершенствование прикладных двигательных навыков.
       При  проведении тренировки соблюдается такая последовательность
   в  выполнении  упражнения:  в простой обстановке;  после  действий,
   дающих  значительную  физическую нагрузку; в  комплексе  с  другими
   действиями  как  на  специально подготовленных  местах,  так  и  на
   различной по характеру местности.
       38.   Подготовительная  и  заключительная  части   занятия   по
   физической    подготовке   проводятся   в   составе    взвода.    В
   подготовительной  части физическая нагрузка повышается  постепенно.
   Физические  упражнения выполняются одновременно всеми  обучающимися
   с  постепенным  увеличением  количества  повторений  и  усложнением
   упражнений.  В  заключительной  части  занятий  проводится   уборка
   инвентаря  и  наведение порядка в местах проведения занятий.  Затем
   выполняются ходьба, медленный бег, упражнения на расслабление  мышц
   в  сочетании  с  глубоким  дыханием. После этого  подводятся  итоги
   занятия.
       39.   Для   передвижения  обучающихся  по  границам  спортивной
   площадки  или  зала  подается  команда  "Взвод,  в  обход  площадки
   (зала),  шагом  -  МАРШ"  (в движении - "МАРШ").  По  этой  команде
   подразделение двигается по границам площадки (зала), заходя  правым
   плечом (без дополнительной команды).
       40.    Общеразвивающие   и   вольные   физические    упражнения
   обучающимися выполняются в разомкнутом строю (дистанция и  интервал
   между  занимающимися  -  2  -  3 шага). Перестроения  и  размыкания
   производятся  согласно Строевому уставу Вооруженных Сил  Российской
   Федерации, а в движении - по команде "Налево по три (по  четыре)  -
   МАРШ".  По  этой  команде  первая  тройка  (четверка)  занимающихся
   поворачивается   налево  и  двигается  прямо,  последующие   тройки
   (четверки)  поворачиваются налево на том же  месте,  что  и  первая
   тройка   (четверка),   без  дополнительной  команды.   По   команде
   руководителя  занятий  "Интервал  и  дистанция  -  2  -   3   шага"
   занимающиеся размыкаются в движении по фронту и в глубину.
       41.  Выполнение обучающимися физических упражнений,  приемов  и
   действий  на  месте и в движении начинается с исходного  положения,
   которое  принимается  по команде "Исходное  положение  -  ПРИНЯТЬ".
   Упражнение  выполняется  по  команде  "Упражнение  начи-НАЙ".   При
   необходимости  вначале указывается, какое упражнение выполняется  и
   сколько раз оно должно быть повторено.
       Для  окончания  выполнения упражнения на месте на предпоследнем
   счете  голос повышается и вместо последнего счета подается  команда
   "СТОЙ".  По  этой  команде занимающиеся принимают строевую  стойку.
   Для   окончания  упражнения,  выполняемого  в  движении,   подается
   команда  "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ", по которой продолжается движение
   шагом или бегом.
       42.  Сложные упражнения разучиваются по разделениям.  Например:
   "Наклониться,  руки  назад, делай - РАЗ;  выпрямиться  и  присесть,
   руки  вперед,  делай - ДВА; встать, руки в стороны,  делай  -  ТРИ;
   строевая   стойка,  делай  -  ЧЕТЫРЕ".  При  повторном   выполнении
   упражнения  можно ограничиться командой "Упражнение по разделениям,
   делай - РАЗ, делай - ДВА" и т.д.
       43.   Показ   общеразвивающих  вольных  физических   упражнений
   осуществляется  руководителем, стоя лицом или боком к  обучающимся.
   Показ  упражнений  в  положении стоя  лицом  к  строю  производится
   зеркально.   При   объяснении  и  показе   упражнений   обучающиеся
   находятся в положении "вольно".
       44.  По  окончании подготовительной части занятия по физической
   подготовке  подразделение выстраивается в  колонну  по  одному,  по
   два,  по  три  или  по четыре. Указав место занятий,  преподаватель
   подает  команду "Взвод, к месту занятий, шагом (бегом) - МАРШ".  По
   этой   команде  взвод  двигается  кратчайшим  путем  к   указанному
   учебному  месту  и,  подойдя к нему так,  чтобы  снаряд  или  место
   занятия  находились слева, обозначает шаг на месте. Затем по  общей
   команде    взвод    останавливается   и   поворачивается    налево.
   Руководитель подает команду "Гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ"  <*>.
   По  этой  команде обучающиеся отставляют правую ногу на  полшага  в
   сторону,    руки   соединяют   сзади,   тяжесть   тела   равномерно
   распределяют  на  обе  ноги,  плечи отводят  назад,  голову  держат
   прямо.
   --------------------------------
       <*>  Может также подаваться команда "На гимнастическую скамейку
   - САДИСЬ".
   
       45.  На  каждом учебном месте руководитель называет упражнение,
   показывает  его  и  организует обучение.  Для  повышения  плотности
   занятия   учебное   место   должно  быть  оборудовано   достаточным
   количеством спортивных снарядов и инвентаря.
       46.  Основная часть занятия по физической подготовке проводится
   в  составе  взвода  со сменой учебных мест и заканчивается  играми,
   соревнованиями,  эстафетами, круговой или комплексной  тренировкой,
   включающей  в различных сочетаниях бег, прыжки или ранее  изученные
   упражнения   для   развития  физических  качеств   и   формирования
   прикладных двигательных навыков.
       47. В основной части комплексного занятия упражнения, приемы  и
   действия  выполняются  на  трех и более  учебных  местах.  В  конце
   основной  части занятия могут применяться упражнения  для  развития
   выносливости:  бег  на  длинные  дистанции,  спортивные  игры.  При
   проведении   упражнений,   как  правило,  используются   групповой,
   круговой и соревновательный методы тренировки.
       48.  Выход  обучающегося  из строя для  выполнения  упражнений,
   приемов и действий производится по команде "Обучающийся Павлов,  на
   исходное  положение,  шагом (бегом) - МАРШ".  Обучающийся,  услышав
   свою  фамилию, принимает строевую стойку и отвечает "Я", по команде
   о  выходе  на исходное положение отвечает "ЕСТЬ", а затем  строевым
   шагом  или бегом следует на исходное положение. По команде "ВПЕРЕД"
   или  "К  СНАРЯДУ" принимает строевую стойку и выполняет упражнение,
   прием или действие.
       49. Для поточного выполнения упражнения, приема или действия  с
   правого  фланга на исходное положение вызываются один или несколько
   обучающихся.  Подразделение или остается на месте  построения,  или
   по   команде  поворачивается  направо  в  колонну  по  одному,  или
   выстраивается   в   затылок   за   правофланговым.   После   отдачи
   предварительного  распоряжения о количестве  повторений  и  порядке
   возвращения  в  строй подается команда "Взвод,  потоком,  дистанция
   пять (десять) шагов - ВПЕРЕД".
       50.   На   проверках  после  команды  "ВПЕРЕД"  ("К   СНАРЯДУ")
   обучающийся принимает строевую стойку и, повернув голову в  сторону
   проверяющего, докладывает фамилию, после этого поворачивает  голову
   прямо и выполняет упражнение.
       51.  Перед  каждой сменой мест занятий в течение  2  -  3  мин.
   проводится  многократное выполнение упражнений, приемов и  действий
   потоком  по  2 - 3 человека или в составе подразделения. Выполнение
   упражнений  начинается  по  команде руководителя  "К  тренировке  -
   ПРИСТУПИТЬ".
       52.  Для  смены мест занятий по физической подготовке  подается
   общая  команда "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". По этой команде выполнение
   упражнения   прекращается.  Взвод  выстраивается   и   по   команде
   руководителя    поворачивается   направо.   Смена   мест    занятий
   производится  по команде "Для смены мест занятий, шагом  (бегом)  -
   МАРШ".
   
                 ГИМНАСТИКА И АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
   
                    Направленность и задачи занятий
   
       53.  Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены
   на  развитие  ловкости,  силы  и  силовой  выносливости,  гибкости,
   устойчивости    к   укачиванию,   пространственной    ориентировки,
   прикладных    двигательных   навыков,   воспитание    смелости    и
   решительности, настойчивости и упорства, совершенствование  осанки,
   строевой выправки и подтянутости.
       54.  Основными  задачами занятий по гимнастике  и  атлетической
   подготовке являются следующие.
       Для  5  -  6-х  классов: формирование осанки,  преимущественное
   развитие  координации движений и подвижности в суставах, укрепление
   мышц    тела,   а   также   формирование   навыков   в   выполнении
   общеразвивающих  упражнений, прыжков, лазаний, а  также  воспитание
   смелости и решительности.
       Для  7  -  8-х  классов:  преимущественное  развитие  ловкости,
   гибкости,    пространственной    ориентировки,    устойчивости    к
   укачиванию;    формирование   осанки;   укрепление    мышц    тела;
   совершенствование навыков в выполнении общеразвивающих  упражнений,
   в   прыжках,   в  лазании,  в  преодолении  несложных  препятствий;
   воспитание смелости и решительности.
       Для   9  -  10-х  классов:  преимущественное  развитие  силовой
   выносливости,   ловкости,  гибкости,  устойчивости  к   укачиванию;
   формирование  строевой  выправки и подтянутости;  совершенствование
   прикладных   двигательных  навыков;  воспитание   настойчивости   и
   упорства.
       Для  11-х  классов: преимущественное развитие  силы  и  силовой
   выносливости,   ловкости,  гибкости,  устойчивости  к   укачиванию;
   совершенствование  строевой  выправки  и  подтянутости,   а   также
   прикладных   двигательных  навыков;  воспитание   настойчивости   и
   упорства.
   
                   Организация и проведение занятий
   
       55. Занятия проводятся на гимнастических площадках, тренажерных
   комплексах,  в  гимнастических  городках,  спортивных   залах   или
   специально оборудованных помещениях, а также на местности.
       56.  В  подготовительную часть включаются:  строевые  приемы  и
   упражнения   на   внимание,   упражнения   в   ходьбе    и    беге,
   общеразвивающие  упражнения на месте, в том  числе  упражнения  для
   тренировки   положений  "наскок"  и  "соскок",  комплексы   вольных
   упражнений, упражнения вдвоем, специальные упражнения и  упражнения
   в   прыжках.  Общеразвивающие  упражнения  могут  выполняться   под
   музыку,   у  гимнастической  стенки,  с  гимнастической  скамейкой,
   мячом, гимнастической палкой, гантелями.
       В основную часть занятия включаются упражнения на перекладине и
   брусьях,  опорные и безопорные прыжки, акробатические и комплексные
   упражнения,    упражнения   с   тяжестями,   на   тренажерах,    на
   многопролетных  снарядах,  а  также  лазание,  подвижные   игры   и
   эстафеты.
       57.   Физические   упражнения   на   гимнастических   снарядах,
   акробатические  упражнения, упражнения  с  тяжестями  и  в  прыжках
   разучиваются   в  целом,  по  частям,  с  помощью  подготовительных
   упражнений, а комплексы вольных упражнений - по разделениям.
       58.   Тренировка   в   выполнении   гимнастических   упражнений
   заключается  в  их  многократном  повторении.  Сложные   физические
   упражнения совершенствуются сначала по частям (несколько  элементов
   с соскоком), затем - в целом.
       59.   Для   повышения   интенсивности  и  физической   нагрузки
   гимнастические    упражнения   выполняются    одновременно    всеми
   обучающимися, поочередно, шеренгами, колоннами, потоком  по  одному
   или  по  несколько человек, в парах, с помощью, а также  со  сменой
   учебных мест по кругу.
       60.  Выход  занимающихся из строя для выполнения гимнастических
   упражнений производится по команде: "Суворовец Петров, на  исходное
   положение,  шагом  (бегом)  -  МАРШ".  Обучающийся,  услышав   свою
   фамилию,    принимает   строевую   стойку,   отвечает    "Я",    по
   исполнительной  команде отвечает "ЕСТЬ", строевым шагом  или  бегом
   занимает   исходное  положение  справа  от  снаряда   и   принимает
   гимнастическую  стойку  (правая  нога  отставляется  на  полшага  в
   сторону,   руки   соединяются  сзади,   тяжесть   тела   равномерно
   распределяется на обе ноги).
       61.   По   команде  "К  СНАРЯДУ"  (при  выполнении  прыжков   и
   акробатических   упражнений  -  "ВПЕРЕД")   обучающийся   принимает
   строевую   стойку,   подходит  к  снаряду,   выполняет   физические
   упражнения,  сходит с матов и поворачивается лицом  к  руководителю
   занятия.   Начинается  и  заканчивается  гимнастическое  упражнение
   кратковременной  фиксацией  положений  "наскок"  и   "соскок".   По
   команде  "К  СНАРЯДУ"  ("ВПЕРЕД")  очередной  обучающийся  занимает
   исходное положение, а выполнивший упражнение становится в строй.
       На  проверках после команды "К СНАРЯДУ" ("ВПЕРЕД")  обучающийся
   принимает   строевую   стойку   и,  повернув   голову   в   сторону
   проверяющего, докладывает звание и фамилию.
       62.   Для   одновременного  выполнения  физических   упражнений
   обучающиеся  выходят  из  строя по команде "Отделение  (взвод),  на
   исходные  положения, шагом (бегом) - МАРШ". По команде "К  СНАРЯДУ"
   или  "ВПЕРЕД"  обучающиеся выполняют физическое  упражнение,  затем
   поворачиваются  лицом к руководителю и по его команде  возвращаются
   в строй.
       63.  Для  выполнения физических упражнений в парах  обучающиеся
   рассчитываются  на  "первый" и "второй" и размыкаются  по  команде,
   например:  "Отделение  (взвод), по двое на  снаряд,  влево,  разом-
   КНИСЬ".  Затем  подается  команда  "Первые  номера  -  на  исходные
   положения,  вторые номера - для оказания помощи и страховки,  шагом
   -   МАРШ",   по  которой  одни  обучающиеся  выходят  на   исходные
   положения,  а  другие занимают места слева у снарядов  в  положении
   строевой  стойки.  По команде "К СНАРЯДУ" первые  номера  выполняют
   физические  упражнения,  по  завершении  поворачиваются   лицом   к
   руководителю; вторые, оказав помощь, занимают исходные положения.
       64.   Для   поточного   выполнения  упражнений   после   отдачи
   предварительных  распоряжений  о  порядке  возвращения   в   строй,
   количестве  подходов и повторений подаются команды:  "Потоком  -  К
   СНАРЯДУ"  или  "Потоком  -  ВПЕРЕД". При необходимости  указывается
   дистанция между обучающимися, например: "Отделение, дистанция  пять
   шагов, потоком - ВПЕРЕД".
       65.   Для  организации  комплексной  тренировки  на  тренажерах
   назначаются   несколько  учебных  мест,  на   которых   выполняются
   физические  упражнения  для развития силы и  силовой  выносливости.
   После   определения  и  объявления  дозировки  физической  нагрузки
   обучающиеся   по   командам  руководителя  подходят   к   указанным
   тренажерам,   останавливаются  и  поворачиваются   лицом   к   ним.
   Начинается   выполнение  упражнений  по  команде  "К  СНАРЯДУ",   а
   заканчивается   по   команде  "Упражнение   -   ЗАКОНЧИТЬ".   Затем
   обучающиеся   поворачиваются  направо  или   налево,   после   чего
   происходит смена мест занятий по кругу.
   
                  Методы развития физических качеств
   
       Методы развития силы и силовой выносливости
       66.  Под  силой  понимается  способность  преодолевать  внешнее
   сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
       Под   силовой  выносливостью  понимается  способность  человека
   противодействовать утомлению в процессе выполнения работы  силового
   характера.
       В   качестве  средств  развития  силы  и  силовой  выносливости
   применяются  упражнения  с  внешним сопротивлением,  в  преодолении
   собственного веса и изометрические упражнения.
       Основными  методами  развития силы являются:  повторный  метод,
   метод "до отказа" и метод максимальных усилий.
       67.  Повторный  метод характеризуется многократным  выполнением
   физического   упражнения  с  величиной   усилий   50   -   60%   от
   максимального   с   количеством   повторений   6    -    10    раз.
   Продолжительность отдыха между подходами составляет 1 - 2 мин.
       Для   развития   силовой   выносливости   величина   отягощений
   уменьшается до 20 - 50%, количество повторений увеличивается до  15
   -  30  и  более раз. Отдых между подходами составляет 30 - 40  с  и
   дальнейшая    работа    осуществляется   в    условиях    неполного
   восстановления организма.
       Повторный метод рекомендуется для обучающихся 5 - 11-х классов,
   при  этом  величина  отягощений в младших классах  составляет,  как
   правило, 20 - 30%, а в старших - 50 - 60% от максимального уровня.
       Метод "до отказа" предполагает работу с отягощениями в пределах
   70  -  80%  от максимального уровня, при этом обязательным условием
   является  выполнение упражнения до сильного утомления.  Работа  при
   данном   методе  отличается  большими  энергетическими   затратами,
   поэтому   интервалы   отдыха  между  подходами  должны   обеспечить
   восстановление  организма (2 - 4 мин.). Данный метод  рекомендуется
   для обучающихся 9 - 11-х классов.
       Метод  максимальных усилий предполагает работу с предельными  и
   околопредельными отягощениями с количеством подходов 2  -  3  раза.
   На  занятиях  по  гимнастике данный метод может использоваться  как
   дополнительный  и  только для обучающихся  9  -  11-х  классов  при
   достаточно высоком уровне их силовой подготовленности.
   
       Методы развития ловкости
       68.  Под  ловкостью  понимается способность выполнять  движения
   координированно,  соразмерно  и  точно,  а  также  своевременно   и
   рационально  справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной
   задачей.
       К    средствам    развития   ловкости    относятся    различные
   гимнастические,   акробатические  упражнения,  подвижные   игры   и
   эстафеты, упражнения в прыжках, в лазании и т.д.
       69.   Основными  методами  развития  ловкости  являются:  метод
   необычных   двигательных   заданий   (изучение   новых   элементов,
   варьирование и усложнение условий их выполнения) и сенсорный  метод
   (выполнение  упражнений по командам и сигналам,  воздействующим  на
   различные органы чувств).
   
       Методы развития гибкости
       70. Под гибкостью понимается способность выполнять двигательные
   действия  с  большой  амплитудой. Различают  активную  и  пассивную
   гибкость.   Активная  гибкость  -  способность  достигать   больших
   амплитуд  движения в суставах за счет собственных мышечных  усилий.
   Пассивная  гибкость  определяется  наивысшей  амплитудой  действия,
   которую можно достичь за счет воздействия внешних сил.
       Гибкость  зависит  от  эластичности мышц и связок,  возбуждения
   растягиваемых    мышц,   температуры   внешней   среды,    возраста
   обучающихся.
       71.  Основными  методами развития гибкости являются:  повторные
   движения  активного  характера (свободные движения  с  максимальной
   амплитудой   и  многократным  повторением)  и  повторные   движения
   пассивного  характера (преодоление сопротивления отдельных  мышц  и
   связок  за  счет  помощи партнера, применения тяжестей,  резинового
   бинта и т.д.).
   
          Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны
              овладеть обучающиеся к концу учебного года
   
       72.  Пройдя курс обучения по разделу "Гимнастика и атлетическая
   подготовка"  в  течение  учебного года, каждый  воспитанник  должен
   усвоить знания, овладеть умениями и навыками.
   
       5 - 6-й классы
       Знать:
       название программных упражнений и нормативы;
       требования  безопасности на занятиях, приемы  оказания  помощи,
   страховки и самостраховки в процессе обучения.
       Уметь выполнять:
       строевые приемы и упражнения на внимание;
       общеразвивающие упражнения на месте и в движении;
       комплексы вольных упражнений N 1 (для 5-х классов) и 2 (для 6-х
   классов);
       упражнения  на  перекладине - подтягивание, подъем  переворотом
   махом  одной  и толчком второй ногой (на низкой перекладине),  вис,
   размахивание в висе;
       упражнения  на  брусьях - упор, размахивание в упоре,  упор  на
   руках, размахивание в упоре на руках;
       акробатические упражнения - стойка на лопатках (держать  5  с),
   кувырки вперед и назад;
       опорные  прыжки - прыжок ноги врозь через козла в длину высотой
   70 - 90 см;
       упражнения с тяжестями - поднимание гири 16 кг (тягой);
       сгибание  и  разгибание рук в упоре лежа, наклоны из  положения
   лежа на спине;
       лазание по канату с помощью ног;
       упражнения на гибкость;
       подвижные игры, эстафеты.
   
       7 - 8-й классы
       Знать:
       название программных упражнений и нормативы;
       требования  безопасности на занятиях, приемы  оказания  помощи,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное