Стр. 1
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2004 г. N 352
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ ДЛЯ СУВОРОВСКИХ
ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ, ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ
УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ, МОРСКИХ КАДЕТСКИХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ
КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемое
Наставление по физической подготовке и спорту для суворовских
военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и
кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов
Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ
Приложение
к Приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 30 октября 2004 г. N 352
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ ДЛЯ СУВОРОВСКИХ
ВОЕННЫХ, НАХИМОВСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ, ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ
УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ, МОРСКИХ КАДЕТСКИХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ
КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Физическая культура обучающихся в суворовских военных,
нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и
кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах
Министерства обороны Российской Федерации <*> является
неотъемлемой частью их образования и воспитания. Она включает:
физическую подготовку, спорт и мероприятия оздоровительно-
рекреационной направленности.
Физическая подготовка обучающихся осуществляется во взаимосвязи
с воинским, нравственным и эстетическим воспитанием.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Наставления для краткости будут
именоваться: суворовские военные, нахимовские военно-морские,
военно-музыкальные училища и кадетские, морские кадетские,
музыкальные кадетские корпуса Министерства обороны Российской
Федерации - училищами; лица, проходящие в них обучение, -
обучающимися.
2. Цель физической подготовки заключается в подготовке
преданных Отечеству, крепких и закаленных юношей, способных
переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения.
3. Задачами физической подготовки являются:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными
и военно-прикладными навыками;
развитие и совершенствование физических качеств - выносливости,
гибкости, силы, быстроты и ловкости с учетом возрастных
особенностей;
улучшение физического развития, укрепление здоровья и
закаливание организма, формирование правильной осанки;
формирование потребности в систематическом выполнении
физических упражнений.
Физическая подготовка, кроме того, должна способствовать
повышению военно-специальной подготовленности, воспитанию
психической устойчивости, уверенности в своих силах,
целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и
находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания,
дисциплинированности и чувства коллективизма.
4. Основным средством физической подготовки являются физические
упражнения. Они выполняются с учетом возрастных особенностей, а
также с соблюдением требований безопасности, гигиенических
требований и правил закаливания солнцем, воздухом и водой.
5. Формами организации и проведения физической подготовки
обучающихся являются учебные занятия (уроки), утренняя физическая
зарядка и спортивная работа, а при нахождении в летних лагерях -
дополнительно попутная физическая подготовка.
6. Физическая подготовка имеет образовательную, военно-
прикладную и оздоровительно-рекреационную направленность.
Образовательная направленность физической подготовки выражается
в приобретении обучающимися необходимых специальных знаний и
формировании двигательных навыков.
Военно-прикладная направленность физической подготовки
обеспечивается включением в содержание обучения военно-прикладных
физических упражнений и видов спорта.
Оздоровительно-рекреационная направленность физической
подготовки заключается в улучшении физического развития с учетом
возраста и индивидуальных особенностей обучающихся, в соблюдении
санитарно-гигиенических требований, в проведении лечебно-
профилактических и физкультурно-спортивных мероприятий.
7. Командиры, офицеры-воспитатели при участии специалистов по
физической подготовке и спорту в целях успешного решения задач
физической подготовки обучающихся организуют воспитательную
работу. В ее задачи входят:
информирование о содержании издаваемых в Российской Федерации
нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и
спорта;
разъяснение обучающимся важной роли физической подготовки
военнослужащих для поддержания боевой готовности войск (сил);
популяризация достижений российских спортсменов, в том числе
военнослужащих, на всероссийских и международных соревнованиях;
наглядная агитация, отражающая состояние физической культуры и
спорта в России, вопросы физической подготовки и спортивной работы
в Вооруженных Силах Российской Федерации, в училищах и
подразделениях;
пропаганда роли физической культуры и спорта, здорового образа
жизни и их значения в профилактике и искоренении вредных привычек.
8. Физическая подготовка обучающихся проводится в спортивной
или военной форме одежды в соответствии с Приложением N 1 к
настоящему Наставлению. Форма одежды (военная или спортивная)
определяется решением начальника училища (корпуса), а ее варианты:
на утреннюю физическую зарядку - дежурным по училищу (корпусу); на
учебные занятия - руководителем занятия. Выбор формы одежды
зависит от видов учебных занятий, климатических условий и других
факторов.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
9. Организация физической подготовки включает: планирование,
подготовку руководителей, контроль и учет.
10. Планирование физической подготовки в училище осуществляется
учебным отделом и начальником физической подготовки и спорта -
старшим преподавателем при участии начальника медицинской службы
училища, в роте - командиром роты. Оно должно обеспечивать
выполнение задач учебно-воспитательной работы и учебной программы
по физической подготовке и осуществляется из расчета:
учебные занятия по разделам физической подготовки - 4 часа в
неделю в учебное время;
факультативные (учебно-тренировочные) занятия по спорту - не
менее 6 часов в неделю во внеучебное время;
утренняя физическая зарядка - ежедневно, кроме выходных и
праздничных дней, продолжительностью 30 мин.
В соответствующих разделах плана-календаря основных мероприятий
учебно-воспитательной работы на учебный год и месяц указываются:
даты и время проведения учебных, инструкторско-методических и
показных занятий по физической подготовке, открытых уроков;
тематика и сроки проведения заседаний предметно-методической
комиссии по физической подготовке, сборов (семинаров) со
спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по
спорту;
сроки проведения спортивных и военно-спортивных соревнований;
мероприятия по контролю за организацией физической подготовки в
подразделениях и сроки их проведения.
Кроме того, начальник физической подготовки и спорта - старший
преподаватель разрабатывает:
план проведения утренней физической зарядки;
план спортивной работы училища на учебный год;
положение о спортивных, военно-спортивных соревнованиях и
смотре спортивной работы в училище на учебный год;
поурочные планы учебных занятий по разделам физической
подготовки на учебный год;
график использования подразделениями мест для занятий
физической подготовкой и спортом;
расписание работы спортивных секций училища.
В документах планирования учебно-воспитательной работы в роте
указываются время, содержание спортивных мероприятий и внеклассной
спортивной работы.
11. Подготовка руководителей, на которых возложены организация
и проведение физической подготовки, заключается в повышении их
теоретических знаний и методической квалификации на учебно-
методических сборах, конференциях, совещаниях, теоретических,
инструкторско-методических занятиях, открытых уроках, заседаниях
предметно-методической комиссии, инструктажах и в процессе
самостоятельной работы.
К подготовке привлекаются: преподаватели, руководители утренней
физической зарядки, офицеры-воспитатели, спортивные организаторы,
тренеры и судьи по спорту.
12. К проведению занятий по физической подготовке с
обучающимися, учебно-тренировочных занятий по спорту привлекаются
преподаватели предметно-методической комиссии по физической
подготовке. При невозможности проведения занятий по физической
подготовке штатными преподавателями из числа преподавателей
предметно-методической комиссии по физической подготовке могут
привлекаться специалисты по физической культуре с почасовой
оплатой труда.
Занятия по физической подготовке, учебно-тренировочные занятия
по спорту проводятся в составе группы численностью не более 15
обучающихся.
13. Контроль за физической подготовкой в училище осуществляется
начальником училища, учебным отделом, начальником физической
подготовки и спорта - старшим преподавателем, командиром роты. Он
включает:
проверку организации и методики проведения учебных занятий,
утренней физической зарядки и спортивной работы с обучающимися;
определение степени усвоения учебной программы по физической
подготовке и уровня физической подготовленности обучающихся нового
набора.
14. Учет физической подготовки ведется: в училище - начальником
физической подготовки и спорта - старшим преподавателем; в роте -
командиром и спортивным организатором роты; во взводе - офицером-
воспитателем и спортивным организатором взвода.
15. Начальник физической подготовки и спорта - старший
преподаватель учитывает:
результаты, выводы и предложения по каждой проверке физической
подготовки училища и подразделений;
проведенные учебно-методические сборы, семинары, теоретические,
инструкторско-методические и показные занятия, инструктажи;
наличие и состояние спортивных сооружений, оборудования,
инвентаря, имущества, аппаратуры и мест для проведения физической
подготовки;
итоги спартакиады училища, количество спортивных и военно-
спортивных соревнований в училище и вне его, показанные на них
результаты;
общее количество обучающихся, количество спортивных
организаторов подразделений, нештатных тренеров и судей по спорту;
спортивные рекорды и достижения училища.
16. Командир роты учитывает:
результаты всех спортивных и военно-спортивных соревнований на
первенство роты;
количество спортсменов-разрядников и судей по спорту;
спортивные рекорды и достижения роты.
17. Офицер-воспитатель (спортивный организатор) учитывает:
успеваемость каждого обучающегося;
результаты спортивных и военно-спортивных соревнований на
первенство подразделения;
спортсменов-разрядников (поименно).
18. Учет физической подготовки в училище ведется по
установленным формам (Приложение N 2 к настоящему Наставлению).
19. Обеспечение физической подготовки включает в себя следующие
виды: материальное, методическое, медицинское, финансовое и
агитационно-пропагандистское.
20. Материальное обеспечение физической подготовки в училище
предусматривает:
строительство и оборудование спортивных сооружений и мест
проведения занятий по физической подготовке, утренней физической
зарядки и спортивной работы;
обеспечение табельным спортивным инвентарем, имуществом,
наглядными пособиями и техническими средствами обучения;
содержание и ремонт спортивных сооружений, оборудования,
инвентаря, имущества и аппаратуры;
изготовление нетабельного спортивного и учебного оборудования;
приобретение учебной литературы, книг, бланков учета,
переходящих призов (кубков), спортивных нагрудных знаков и бланков
документов к ним;
наглядную агитацию по физической подготовке и спорту.
При отсутствии объектов материально-технической базы,
приведенных в примерном перечне спортивных сооружений и мест для
проведения физической подготовки в училище (Приложение N 3 к
настоящему Наставлению), обеспечивающей выполнение программы
обучения, могут заключаться договоры об аренде мест для проведения
занятий по физической подготовке, учебно-тренировочных занятий по
спорту и спортивных мероприятий.
21. Методическое обеспечение включает:
обобщение и распространение передового опыта организации и
проведения физической подготовки;
разработку рекомендаций по улучшению физической подготовки
обучающихся, обеспечение руководителей физической подготовки
необходимыми методическими пособиями;
оказание помощи командирам подразделений в проведении занятий
по физической подготовке и спортивных мероприятий;
методическое руководство самостоятельной физической тренировкой
обучающихся;
организацию работы методического класса (кабинета) по
физической подготовке и спорту.
22. Медицинское обеспечение включает:
проведение медицинских обследований обучающихся для определения
уровня допустимых для них физических нагрузок с учетом физического
развития, функционального состояния организма и уровня физической
подготовленности;
планирование и проведение мероприятий по улучшению физического
развития и укреплению здоровья обучающихся;
привитие навыков самоконтроля, личной и общественной гигиены;
наблюдение за санитарным состоянием спортивных сооружений и
мест для занятий по физической подготовке и спорту;
контроль за соблюдением правильной дозировки физической
нагрузки и выполнением санитарно-гигиенических требований при
проведении занятий по физической подготовке;
медицинский контроль за членами сборных команд училища,
проведением учебно-тренировочных занятий по видам спорта и
спортивных мероприятий;
разработку мероприятий по предупреждению травматизма на
занятиях по физической подготовке и спортивных соревнованиях.
23. Финансовое обеспечение включает:
планирование, истребование и получение денежных средств с
учетом потребности физической подготовки училища;
приобретение спортивного инвентаря и имущества, учебной
литературы, переходящих призов (кубков), спортивных нагрудных
знаков и бланков документов к ним;
оплату расходов за аренду мест для проведения занятий по
физической подготовке, спортивных и военно-спортивных мероприятий;
оплату расходов за почасовую работу дополнительным специалистам
физической культуры, привлекаемым для проведения занятий по
физической подготовке с обучающимися;
приобретение материалов, оборудования и инструментов для
ремонта и содержания объектов учебной материально-технической базы
по физической подготовке.
24. Агитационно-пропагандистское обеспечение включает:
изготовление средств наглядной агитации по физической
подготовке и спорту;
пропаганду здорового образа жизни;
оформление стенда чемпионов училища по видам спорта;
создание информационного стенда.
Глава 3. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
25. Учебные занятия являются основной формой физической
подготовки. Они организуются в виде теоретических и практических
занятий, проводимых в форме урока. Продолжительность урока - 45
мин. По лыжной подготовке и другим разделам физической подготовки
в зависимости от местных условий допускается проведение двух
занятий, следующих одно за другим, продолжительностью 90 мин.
26. Теоретические занятия по физической подготовке проводятся в
составе подразделения преподавателями предметно-методической
комиссии по физической подготовке, а также специалистами
медицинской службы училища. На теоретических занятиях изучаются
следующие темы:
роль и место физической культуры в системе всестороннего
воспитания;
значение физической подготовки для повышения боеспособности
личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
влияние физических упражнений на организм человека;
содержание физических упражнений в программе по физической
подготовке;
требования личной и общественной гигиены;
требования предупреждения травматизма.
27. Практические занятия являются основным видом учебных
занятий по физической подготовке. Они проводятся по таким разделам
физической подготовки, как "Гимнастика и атлетическая подготовка",
"Легкая атлетика", "Лыжная подготовка", "Плавание", "Преодоление
препятствий", "Спортивные единоборства и рукопашный бой",
"Спортивные игры", а также комплексно и должны иметь учебно-
тренировочную направленность. В выпускных классах обучающиеся
знакомятся с методикой проведения различных форм физической
подготовки.
28. В целях повышения общей физической подготовленности с
обучающимися проводятся комплексные занятия. Они включают
упражнения, приемы и действия из различных разделов физической
подготовки.
29. Практические занятия по физической подготовке должны иметь
высокую плотность и достаточную физическую нагрузку. Это
достигается:
сокращением времени на построение и различного рода
передвижения;
краткостью и ясностью объяснений;
увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;
сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений;
выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или
потоком;
применением круговой тренировки и соревновательного метода;
наиболее целесообразным использованием спортивного
оборудования.
Они проводятся при постоянном контроле со стороны преподавателя
и врача.
30. Руководители занятий по физической подготовке должны
учитывать возрастные особенности обучающихся. В возрасте 12 - 17
лет наибольшее положительное влияние на развитие основных
физических качеств оказывают упражнения, направленные на развитие
ловкости, гибкости, быстроты и выносливости, что определяет их
преимущественное использование на занятиях по физической
подготовке.
31. Развитие основных физических качеств осуществляется
сопряженным методом, т.е. с использованием простейших физических
упражнений, изученных ранее, или выполнением в конце основной
части занятия специальных комплексов упражнений. Упражнения
подбираются с таким расчетом, чтобы они по технике выполнения были
максимально приближены к основному учебному материалу, т.е. играли
роль подготовительных упражнений.
32. Для развития скоростных качеств применяются простые в
техническом отношении физические упражнения в максимально
возможном темпе. Продолжительность упражнения - 8 - 12 с,
интервалы отдыха между повторениями - 40 - 60 с. После 2 - 3
повторений отдых увеличивается до 1,5 - 2 мин. На одном занятии по
физической подготовке выполняются 2 - 3 упражнения с повторением
каждого 2 - 3 раза. Общая продолжительность комплекса - 8 - 10
мин.
33. Для развития силовых качеств выполняются физические
упражнения с преодолением собственного веса или сопротивления
партнера, а также с тяжестями (гантелями, гирями). Упражнения
повторяются в одном подходе 8 - 10 раз. На одно занятие
планируется 4 - 5 упражнений для 1 - 2 групп мышц. Упражнения от
занятия к занятию чередуются таким образом: для мышц плечевого
пояса, брюшного пресса и ног, для мышц ног и спины, для мышц спины
и плечевого пояса и т.д. В комплексные уроки можно включать
силовые упражнения общего воздействия на организм. Перерыв между
упражнениями - до 45 с.
34. Для развития скоростно-силовых качеств включаются
упражнения, требующие проявления как скоростных, так и силовых
качеств: прыжки, метания, преодоление препятствий, перелезания,
переноска груза и т.д., выполняемые в максимально возможном темпе.
35. Для развития общей выносливости используются циклические
физические упражнения (бег, ходьба на лыжах). Продолжительность
выполнения упражнения постепенно от занятия к занятию
увеличивается до 50 мин. По мере развития выносливости скорость
передвижения увеличивается. Общая выносливость обеспечивается
также поддержанием высокой плотности и интенсивности выполнения
физических упражнений на любом практическом занятии.
Для развития ловкости в занятия включаются элементы подвижных и
спортивных игр, а также акробатические упражнения.
36. Для повышения вестибулярной устойчивости в подготовительной
части урока используются 3 - 4 физических упражнения (вращения и
повороты головы). Продолжительность выполнения одного упражнения -
10 - 25 с. Скорость и длительность вращения (поворотов) возрастают
постепенно от занятия к занятию.
Для предупреждения возможных неблагоприятных вестибулярных
реакций (головокружение, рвота, побледнение и т.д.) упражнения с
вращением (поворотами) распределяются равномерно в течение всей
подготовительной части с интервалами между упражнениями не менее
35 - 45 с.
37. Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям
проводится в такой последовательности: ознакомление, разучивание,
тренировка.
Ознакомление способствует созданию у обучающихся правильного
представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления
необходимо: назвать упражнение; образцово показать его в целом;
разъяснить влияние на организм и условия применения; показать
упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным
объяснением техники выполнения и требований безопасности.
Разучивание проводится в целях формирования у обучающихся новых
двигательных навыков. В зависимости от подготовленности
занимающихся и сложности упражнения применяются различные способы
разучивания:
в целом - если упражнение несложное, доступно для обучающихся
или его выполнение по элементам невозможно;
по частям или по разделениям - если упражнение сложное и его
можно расчленить на отдельные части;
с помощью подготовительных упражнений - если упражнение
выполнить в целом нельзя из-за трудности, а расчленить на части
невозможно.
После разучивания упражнение выполняется в целом.
Тренировка - это многократное систематическое повторение
разученных упражнений с постепенным усложнением условий их
выполнения и повышением физической нагрузки. Тренировкой
обеспечивается развитие у обучающихся физических качеств и
совершенствование прикладных двигательных навыков.
При проведении тренировки соблюдается такая последовательность
в выполнении упражнения: в простой обстановке; после действий,
дающих значительную физическую нагрузку; в комплексе с другими
действиями как на специально подготовленных местах, так и на
различной по характеру местности.
38. Подготовительная и заключительная части занятия по
физической подготовке проводятся в составе взвода. В
подготовительной части физическая нагрузка повышается постепенно.
Физические упражнения выполняются одновременно всеми обучающимися
с постепенным увеличением количества повторений и усложнением
упражнений. В заключительной части занятий проводится уборка
инвентаря и наведение порядка в местах проведения занятий. Затем
выполняются ходьба, медленный бег, упражнения на расслабление мышц
в сочетании с глубоким дыханием. После этого подводятся итоги
занятия.
39. Для передвижения обучающихся по границам спортивной
площадки или зала подается команда "Взвод, в обход площадки
(зала), шагом - МАРШ" (в движении - "МАРШ"). По этой команде
подразделение двигается по границам площадки (зала), заходя правым
плечом (без дополнительной команды).
40. Общеразвивающие и вольные физические упражнения
обучающимися выполняются в разомкнутом строю (дистанция и интервал
между занимающимися - 2 - 3 шага). Перестроения и размыкания
производятся согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской
Федерации, а в движении - по команде "Налево по три (по четыре) -
МАРШ". По этой команде первая тройка (четверка) занимающихся
поворачивается налево и двигается прямо, последующие тройки
(четверки) поворачиваются налево на том же месте, что и первая
тройка (четверка), без дополнительной команды. По команде
руководителя занятий "Интервал и дистанция - 2 - 3 шага"
занимающиеся размыкаются в движении по фронту и в глубину.
41. Выполнение обучающимися физических упражнений, приемов и
действий на месте и в движении начинается с исходного положения,
которое принимается по команде "Исходное положение - ПРИНЯТЬ".
Упражнение выполняется по команде "Упражнение начи-НАЙ". При
необходимости вначале указывается, какое упражнение выполняется и
сколько раз оно должно быть повторено.
Для окончания выполнения упражнения на месте на предпоследнем
счете голос повышается и вместо последнего счета подается команда
"СТОЙ". По этой команде занимающиеся принимают строевую стойку.
Для окончания упражнения, выполняемого в движении, подается
команда "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ", по которой продолжается движение
шагом или бегом.
42. Сложные упражнения разучиваются по разделениям. Например:
"Наклониться, руки назад, делай - РАЗ; выпрямиться и присесть,
руки вперед, делай - ДВА; встать, руки в стороны, делай - ТРИ;
строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ". При повторном выполнении
упражнения можно ограничиться командой "Упражнение по разделениям,
делай - РАЗ, делай - ДВА" и т.д.
43. Показ общеразвивающих вольных физических упражнений
осуществляется руководителем, стоя лицом или боком к обучающимся.
Показ упражнений в положении стоя лицом к строю производится
зеркально. При объяснении и показе упражнений обучающиеся
находятся в положении "вольно".
44. По окончании подготовительной части занятия по физической
подготовке подразделение выстраивается в колонну по одному, по
два, по три или по четыре. Указав место занятий, преподаватель
подает команду "Взвод, к месту занятий, шагом (бегом) - МАРШ". По
этой команде взвод двигается кратчайшим путем к указанному
учебному месту и, подойдя к нему так, чтобы снаряд или место
занятия находились слева, обозначает шаг на месте. Затем по общей
команде взвод останавливается и поворачивается налево.
Руководитель подает команду "Гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ" <*>.
По этой команде обучающиеся отставляют правую ногу на полшага в
сторону, руки соединяют сзади, тяжесть тела равномерно
распределяют на обе ноги, плечи отводят назад, голову держат
прямо.
--------------------------------
<*> Может также подаваться команда "На гимнастическую скамейку
- САДИСЬ".
45. На каждом учебном месте руководитель называет упражнение,
показывает его и организует обучение. Для повышения плотности
занятия учебное место должно быть оборудовано достаточным
количеством спортивных снарядов и инвентаря.
46. Основная часть занятия по физической подготовке проводится
в составе взвода со сменой учебных мест и заканчивается играми,
соревнованиями, эстафетами, круговой или комплексной тренировкой,
включающей в различных сочетаниях бег, прыжки или ранее изученные
упражнения для развития физических качеств и формирования
прикладных двигательных навыков.
47. В основной части комплексного занятия упражнения, приемы и
действия выполняются на трех и более учебных местах. В конце
основной части занятия могут применяться упражнения для развития
выносливости: бег на длинные дистанции, спортивные игры. При
проведении упражнений, как правило, используются групповой,
круговой и соревновательный методы тренировки.
48. Выход обучающегося из строя для выполнения упражнений,
приемов и действий производится по команде "Обучающийся Павлов, на
исходное положение, шагом (бегом) - МАРШ". Обучающийся, услышав
свою фамилию, принимает строевую стойку и отвечает "Я", по команде
о выходе на исходное положение отвечает "ЕСТЬ", а затем строевым
шагом или бегом следует на исходное положение. По команде "ВПЕРЕД"
или "К СНАРЯДУ" принимает строевую стойку и выполняет упражнение,
прием или действие.
49. Для поточного выполнения упражнения, приема или действия с
правого фланга на исходное положение вызываются один или несколько
обучающихся. Подразделение или остается на месте построения, или
по команде поворачивается направо в колонну по одному, или
выстраивается в затылок за правофланговым. После отдачи
предварительного распоряжения о количестве повторений и порядке
возвращения в строй подается команда "Взвод, потоком, дистанция
пять (десять) шагов - ВПЕРЕД".
50. На проверках после команды "ВПЕРЕД" ("К СНАРЯДУ")
обучающийся принимает строевую стойку и, повернув голову в сторону
проверяющего, докладывает фамилию, после этого поворачивает голову
прямо и выполняет упражнение.
51. Перед каждой сменой мест занятий в течение 2 - 3 мин.
проводится многократное выполнение упражнений, приемов и действий
потоком по 2 - 3 человека или в составе подразделения. Выполнение
упражнений начинается по команде руководителя "К тренировке -
ПРИСТУПИТЬ".
52. Для смены мест занятий по физической подготовке подается
общая команда "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". По этой команде выполнение
упражнения прекращается. Взвод выстраивается и по команде
руководителя поворачивается направо. Смена мест занятий
производится по команде "Для смены мест занятий, шагом (бегом) -
МАРШ".
ГИМНАСТИКА И АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Направленность и задачи занятий
53. Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены
на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости,
устойчивости к укачиванию, пространственной ориентировки,
прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и
решительности, настойчивости и упорства, совершенствование осанки,
строевой выправки и подтянутости.
54. Основными задачами занятий по гимнастике и атлетической
подготовке являются следующие.
Для 5 - 6-х классов: формирование осанки, преимущественное
развитие координации движений и подвижности в суставах, укрепление
мышц тела, а также формирование навыков в выполнении
общеразвивающих упражнений, прыжков, лазаний, а также воспитание
смелости и решительности.
Для 7 - 8-х классов: преимущественное развитие ловкости,
гибкости, пространственной ориентировки, устойчивости к
укачиванию; формирование осанки; укрепление мышц тела;
совершенствование навыков в выполнении общеразвивающих упражнений,
в прыжках, в лазании, в преодолении несложных препятствий;
воспитание смелости и решительности.
Для 9 - 10-х классов: преимущественное развитие силовой
выносливости, ловкости, гибкости, устойчивости к укачиванию;
формирование строевой выправки и подтянутости; совершенствование
прикладных двигательных навыков; воспитание настойчивости и
упорства.
Для 11-х классов: преимущественное развитие силы и силовой
выносливости, ловкости, гибкости, устойчивости к укачиванию;
совершенствование строевой выправки и подтянутости, а также
прикладных двигательных навыков; воспитание настойчивости и
упорства.
Организация и проведение занятий
55. Занятия проводятся на гимнастических площадках, тренажерных
комплексах, в гимнастических городках, спортивных залах или
специально оборудованных помещениях, а также на местности.
56. В подготовительную часть включаются: строевые приемы и
упражнения на внимание, упражнения в ходьбе и беге,
общеразвивающие упражнения на месте, в том числе упражнения для
тренировки положений "наскок" и "соскок", комплексы вольных
упражнений, упражнения вдвоем, специальные упражнения и упражнения
в прыжках. Общеразвивающие упражнения могут выполняться под
музыку, у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой,
мячом, гимнастической палкой, гантелями.
В основную часть занятия включаются упражнения на перекладине и
брусьях, опорные и безопорные прыжки, акробатические и комплексные
упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах, на
многопролетных снарядах, а также лазание, подвижные игры и
эстафеты.
57. Физические упражнения на гимнастических снарядах,
акробатические упражнения, упражнения с тяжестями и в прыжках
разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных
упражнений, а комплексы вольных упражнений - по разделениям.
58. Тренировка в выполнении гимнастических упражнений
заключается в их многократном повторении. Сложные физические
упражнения совершенствуются сначала по частям (несколько элементов
с соскоком), затем - в целом.
59. Для повышения интенсивности и физической нагрузки
гимнастические упражнения выполняются одновременно всеми
обучающимися, поочередно, шеренгами, колоннами, потоком по одному
или по несколько человек, в парах, с помощью, а также со сменой
учебных мест по кругу.
60. Выход занимающихся из строя для выполнения гимнастических
упражнений производится по команде: "Суворовец Петров, на исходное
положение, шагом (бегом) - МАРШ". Обучающийся, услышав свою
фамилию, принимает строевую стойку, отвечает "Я", по
исполнительной команде отвечает "ЕСТЬ", строевым шагом или бегом
занимает исходное положение справа от снаряда и принимает
гимнастическую стойку (правая нога отставляется на полшага в
сторону, руки соединяются сзади, тяжесть тела равномерно
распределяется на обе ноги).
61. По команде "К СНАРЯДУ" (при выполнении прыжков и
акробатических упражнений - "ВПЕРЕД") обучающийся принимает
строевую стойку, подходит к снаряду, выполняет физические
упражнения, сходит с матов и поворачивается лицом к руководителю
занятия. Начинается и заканчивается гимнастическое упражнение
кратковременной фиксацией положений "наскок" и "соскок". По
команде "К СНАРЯДУ" ("ВПЕРЕД") очередной обучающийся занимает
исходное положение, а выполнивший упражнение становится в строй.
На проверках после команды "К СНАРЯДУ" ("ВПЕРЕД") обучающийся
принимает строевую стойку и, повернув голову в сторону
проверяющего, докладывает звание и фамилию.
62. Для одновременного выполнения физических упражнений
обучающиеся выходят из строя по команде "Отделение (взвод), на
исходные положения, шагом (бегом) - МАРШ". По команде "К СНАРЯДУ"
или "ВПЕРЕД" обучающиеся выполняют физическое упражнение, затем
поворачиваются лицом к руководителю и по его команде возвращаются
в строй.
63. Для выполнения физических упражнений в парах обучающиеся
рассчитываются на "первый" и "второй" и размыкаются по команде,
например: "Отделение (взвод), по двое на снаряд, влево, разом-
КНИСЬ". Затем подается команда "Первые номера - на исходные
положения, вторые номера - для оказания помощи и страховки, шагом
- МАРШ", по которой одни обучающиеся выходят на исходные
положения, а другие занимают места слева у снарядов в положении
строевой стойки. По команде "К СНАРЯДУ" первые номера выполняют
физические упражнения, по завершении поворачиваются лицом к
руководителю; вторые, оказав помощь, занимают исходные положения.
64. Для поточного выполнения упражнений после отдачи
предварительных распоряжений о порядке возвращения в строй,
количестве подходов и повторений подаются команды: "Потоком - К
СНАРЯДУ" или "Потоком - ВПЕРЕД". При необходимости указывается
дистанция между обучающимися, например: "Отделение, дистанция пять
шагов, потоком - ВПЕРЕД".
65. Для организации комплексной тренировки на тренажерах
назначаются несколько учебных мест, на которых выполняются
физические упражнения для развития силы и силовой выносливости.
После определения и объявления дозировки физической нагрузки
обучающиеся по командам руководителя подходят к указанным
тренажерам, останавливаются и поворачиваются лицом к ним.
Начинается выполнение упражнений по команде "К СНАРЯДУ", а
заканчивается по команде "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". Затем
обучающиеся поворачиваются направо или налево, после чего
происходит смена мест занятий по кругу.
Методы развития физических качеств
Методы развития силы и силовой выносливости
66. Под силой понимается способность преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Под силовой выносливостью понимается способность человека
противодействовать утомлению в процессе выполнения работы силового
характера.
В качестве средств развития силы и силовой выносливости
применяются упражнения с внешним сопротивлением, в преодолении
собственного веса и изометрические упражнения.
Основными методами развития силы являются: повторный метод,
метод "до отказа" и метод максимальных усилий.
67. Повторный метод характеризуется многократным выполнением
физического упражнения с величиной усилий 50 - 60% от
максимального с количеством повторений 6 - 10 раз.
Продолжительность отдыха между подходами составляет 1 - 2 мин.
Для развития силовой выносливости величина отягощений
уменьшается до 20 - 50%, количество повторений увеличивается до 15
- 30 и более раз. Отдых между подходами составляет 30 - 40 с и
дальнейшая работа осуществляется в условиях неполного
восстановления организма.
Повторный метод рекомендуется для обучающихся 5 - 11-х классов,
при этом величина отягощений в младших классах составляет, как
правило, 20 - 30%, а в старших - 50 - 60% от максимального уровня.
Метод "до отказа" предполагает работу с отягощениями в пределах
70 - 80% от максимального уровня, при этом обязательным условием
является выполнение упражнения до сильного утомления. Работа при
данном методе отличается большими энергетическими затратами,
поэтому интервалы отдыха между подходами должны обеспечить
восстановление организма (2 - 4 мин.). Данный метод рекомендуется
для обучающихся 9 - 11-х классов.
Метод максимальных усилий предполагает работу с предельными и
околопредельными отягощениями с количеством подходов 2 - 3 раза.
На занятиях по гимнастике данный метод может использоваться как
дополнительный и только для обучающихся 9 - 11-х классов при
достаточно высоком уровне их силовой подготовленности.
Методы развития ловкости
68. Под ловкостью понимается способность выполнять движения
координированно, соразмерно и точно, а также своевременно и
рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной
задачей.
К средствам развития ловкости относятся различные
гимнастические, акробатические упражнения, подвижные игры и
эстафеты, упражнения в прыжках, в лазании и т.д.
69. Основными методами развития ловкости являются: метод
необычных двигательных заданий (изучение новых элементов,
варьирование и усложнение условий их выполнения) и сенсорный метод
(выполнение упражнений по командам и сигналам, воздействующим на
различные органы чувств).
Методы развития гибкости
70. Под гибкостью понимается способность выполнять двигательные
действия с большой амплитудой. Различают активную и пассивную
гибкость. Активная гибкость - способность достигать больших
амплитуд движения в суставах за счет собственных мышечных усилий.
Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой действия,
которую можно достичь за счет воздействия внешних сил.
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, возбуждения
растягиваемых мышц, температуры внешней среды, возраста
обучающихся.
71. Основными методами развития гибкости являются: повторные
движения активного характера (свободные движения с максимальной
амплитудой и многократным повторением) и повторные движения
пассивного характера (преодоление сопротивления отдельных мышц и
связок за счет помощи партнера, применения тяжестей, резинового
бинта и т.д.).
Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны
овладеть обучающиеся к концу учебного года
72. Пройдя курс обучения по разделу "Гимнастика и атлетическая
подготовка" в течение учебного года, каждый воспитанник должен
усвоить знания, овладеть умениями и навыками.
5 - 6-й классы
Знать:
название программных упражнений и нормативы;
требования безопасности на занятиях, приемы оказания помощи,
страховки и самостраховки в процессе обучения.
Уметь выполнять:
строевые приемы и упражнения на внимание;
общеразвивающие упражнения на месте и в движении;
комплексы вольных упражнений N 1 (для 5-х классов) и 2 (для 6-х
классов);
упражнения на перекладине - подтягивание, подъем переворотом
махом одной и толчком второй ногой (на низкой перекладине), вис,
размахивание в висе;
упражнения на брусьях - упор, размахивание в упоре, упор на
руках, размахивание в упоре на руках;
акробатические упражнения - стойка на лопатках (держать 5 с),
кувырки вперед и назад;
опорные прыжки - прыжок ноги врозь через козла в длину высотой
70 - 90 см;
упражнения с тяжестями - поднимание гири 16 кг (тягой);
сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны из положения
лежа на спине;
лазание по канату с помощью ног;
упражнения на гибкость;
подвижные игры, эстафеты.
7 - 8-й классы
Знать:
название программных упражнений и нормативы;
требования безопасности на занятиях, приемы оказания помощи,
|