Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОБРАЩЕНИИ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ (ВМЕСТЕ С ТИПОВЫМ СОГЛАШЕНИЕМ ПО ВОПРОСУ О НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕПАТРИАЦИИ И ГОСПИТАЛИЗАЦИИ В НЕЙТРАЛЬНОЙ СТРАНЕ РАНЕНЫХ И БОЛЬНЫХ ВОЕННОПЛЕННЫХ, ПОЛОЖЕНИЕМ О СМЕШАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМИССИЯХ, ПРАВИЛАМИ, КАСАЮЩИХСЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПОСЫЛОК ПОМОЩИ ВОЕННОПЛЕННЫМ И ТИПОВЫМИ ПРАВИЛАМИ, КАСАЮЩИХСЯ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ...) (ЗАКЛЮЧЕНА В Г. ЖЕНЕВЕ 12.08.1949)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   утвердить военнопленного,  выбранного его товарищами по плену, она
   должна будет   представить   причины   такого   отказа  державе  -
   покровительнице.
       Во всех  случаях  гражданство,  язык и обычаи доверенного лица
   должны быть  одинаковыми  с  гражданством,   языком   и   обычаями
   военнопленных,    которых   он   представляет.    Таким   образом,
   военнопленные,  распределенные  по  различным  секторам  лагеря  в
   соответствии с их гражданством,  языком и обычаями,  будут иметь в
   каждом    секторе   свое   доверенное   лицо   в  соответствии   с
   постановлениями предыдущих абзацев.

                               Статья 80

       Доверенные лица должны содействовать физическому, моральному и
   интеллектуальному благосостоянию военнопленных.
       В частности,  если  бы пленные решили организовать между собой
   систему взаимопомощи,  то  эта  организация  должна  находиться  в
   ведении доверенных  лиц,  независимо  от специальных обязанностей,
   которые возложены  на  них   другими   постановлениями   настоящей
   Конвенции.
       Доверенные лица не будут  ответственны  только  в  силу  своих
   обязанностей за правонарушения, совершенные военнопленными.

                               Статья 81

       Доверенные лица  не  будут  принуждаться  ни  к  какой  другой
   работе, если это будет затруднять выполнение их функций.
       Доверенные лица  могут назначать нужных им помощников из числа
   пленных. Им будут предоставлены все практические возможности и,  в
   частности, некоторая   свобода   передвижения,   необходимая   для
   выполнения их  обязанностей  (посещение  рабочих   команд,   прием
   посылок помощи и т.д.).
       Доверенным лицам должно быть разрешено посещать  помещения,  в
   которых интернированы  военнопленные;  последние будут иметь право
   свободно консультироваться со своим доверенным лицом.
       Равным  образом   доверенным  лицам  будут  предоставлены  все
   возможности для их почтовой и телеграфной  переписки  с  властями,
   держащими в плену,  с державами - покровительницами, Международным
   комитетом Красного Креста  и  их  представителями,  со  смешанными
   медицинскими комиссиями,  а  также с организациями,  которые будут
   оказывать помощь военнопленным.  Доверенные  лица  рабочих  команд
   будут пользоваться  теми же льготами в отношении своей переписки с
   доверенным лицом основного лагеря.  Для этой  переписки  не  будет
   установлено никаких  ограничений,  и  ее  нельзя рассматривать как
   идущую в счет квоты, предусмотренной в статье 71.
       Ни одно  доверенное  лицо  не  может  быть переведено в другое
   место без предоставления ему времени,  нормально необходимого  для
   введения своего преемника в курс дела.
       В случае смещения доверенного лица причины этого решения будут
   сообщены державе - покровительнице.

            Глава III. УГОЛОВНЫЕ И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАКАЗАНИЯ

                           I. Общие положения

                               Статья 82

       Военнопленные   подчиняются   законам,   уставам   и приказам,
   действующим   в  вооруженных   силах   держащей  в плену  державы.
   Последняя  будет  иметь  право принять судебные или дисциплинарные
   меры  в отношении  любого  военнопленного,  совершившего нарушение
   этих  законов,  уставов или приказов.  Однако не следует допускать
   судопроизводства   или   наказаний,    противоречащих   положениям
   настоящей главы.
       Если в законах,  уставах или приказах держащей в плену державы
   объявляются наказуемыми  действия,  совершенные военнопленными,  в
   то  время,  как те же действия не влекут за собой наказания,  если
   они совершены  лицами,  принадлежащими  к  составу вооруженных сил
   держащей в плену державы, то в таком случае на военнопленных будут
   наложены лишь дисциплинарные взыскания.

                               Статья 83

       При решении   вопроса  о  том,  какие  меры  наказания  должны
   применяться за преступления,  в которых обвиняются  военнопленные,
   судебные или  дисциплинарные,  держащая  в  плену  держава  должна
   следить   за   тем,   чтобы   соответствующие   власти   проявляли
   максимальную снисходительность при оценке этого вопроса  и во всех
   возможных случаях прибегали скорее к дисциплинарным мерам,  чем  к
   судебному преследованию.

                               Статья 84

       Только военные  суды могут судить военнопленного,  если только
   законодательство держащей  в  плену   державы   не   предоставляет
   специально право  гражданским  судам  судить лиц,  принадлежащих к
   составу вооруженных сил этой державы,  за то  же  преступление,  в
   котором обвиняется военнопленный.
       Ни в коем случае военнопленный не будет судиться каким  бы  то
   ни было  судом,  который  не предоставляет основных общепризнанных
   гарантий  независимости  и  беспристрастности   и,   в  частности,
   судебная процедура  которого  не  обеспечивает подсудимому  прав и
   средств защиты, предусмотренных статьей 105.

                               Статья 85

       Военнопленные,     подвергающиеся    преследованию    в   силу
   законодательства держащей в плену державы за действия, совершенные
   ими до  взятия  в плен,  пользуются   покровительством   настоящей
   Конвенции даже в случае их осуждения.

                               Статья 86

       Военнопленный может быть наказан только один раз за один и тот
   же проступок или по одному и тому же обвинению.

                               Статья 87

       Военные власти и суды  держащей  в  плену  державы  не  должны
   приговаривать военнопленных  ни  к каким другим наказаниям,  кроме
   тех, которые предусмотрены  за  такие  же  проступки,  совершенные
   лицами, принадлежащими  к составу вооруженных сил держащей в плену
   державы.
       При назначении  наказания  суды  или  власти  держащей в плену
   державы должны в максимально возможной степени учитывать тот факт,
   что, поскольку подсудимый не является гражданином держащей в плену
   державы, он не связан долгом верности по отношению к ней  и что он
   находится в  ее  власти вследствие обстоятельств,  не зависящих от
   его воли.  Они  будут  иметь   возможность   смягчить   наказание,
   полагающееся за вменяемое военнопленному в вину правонарушение,  и
   для этого не будут обязаны придерживаться  предписанного  минимума
   этого наказания.
       Воспрещаются всякие коллективные наказания  за  индивидуальные
   проступки, всякие  телесные  наказания,  заключение  в  помещения,
   лишенные дневного света,  и вообще какие бы то ни было виды  пыток
   или проявления жестокости.
       Держащая в  плену  держава   не   может   лишить   ни   одного
   военнопленного его звания или возможности носить знаки различия.

                               Статья 88

       При равном  звании  военнопленные  офицеры,  унтер-офицеры или
   солдаты, отбывающие дисциплинарное  или  уголовное  наказание,  не
   могут подвергаться  более  строгому  обращению,  чем  то,  которое
   предусмотрено в отношении таких же наказаний в  вооруженных  силах
   держащей в плену державы.
       Женщины - военнопленные  не  должны  приговариваться  к  более
   суровым наказаниям  или  подвергаться  более суровому обращению во
   время отбывания наказания,  чем женщины из состава вооруженных сил
   держащей в    плену    державы,    наказываемые   за   аналогичные
   правонарушения.
       Ни   в  коем   случае   женщины  -  военнопленные   не   могут
   приговариваться к более суровому наказанию  или подвергаться более
   суровому обращению  во  время отбывания наказания,  чем мужчины из
   состава вооруженных сил держащей в плену державы,  наказываемые за
   аналогичные правонарушения.
       После отбытия военнопленными наложенных на них  дисциплинарных
   или уголовных  наказаний  с  ними  нельзя обращаться иначе,  чем с
   другими военнопленными.

                      II. Дисциплинарные взыскания

                               Статья 89

       На военнопленных могут быть наложены следующие  дисциплинарные
   взыскания:
       1) штраф в размере  не  свыше  50%  аванса  в  счет  денежного
   довольствия и  платы  за  работу,  причитающихся  военнопленным  в
   соответствии со статьями 60 и 62 и притом на срок,  не превышающий
   30 дней;
       2) лишение  преимуществ,  предоставленных  сверх   того,   что
   предусмотрено настоящей Конвенцией;
       3) внеочередные наряды, не свыше двух часов в день;
       4) арест.
       Наказание, указанное в пункте 3,  не может  быть  наложено  на
   офицеров.
       Дисциплинарные  взыскания  ни в коем  случае  не  должны  быть
   бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья военнопленных.

                               Статья 90

       Продолжительность одного наказания никогда не должна превышать
   30 дней.  В  случае  дисциплинарного  проступка   сроки   отбытого
   предварительного заключения  до  слушания  дела  или  до вынесения
   дисциплинарного взыскания будут засчитываться  в  срок  наказания,
   наложенного на военнопленного.
       Максимальный тридцатидневный срок,  предусмотренный  выше,  не
   может быть  увеличен,  даже если военнопленный должен одновременно
   отвечать в дисциплинарном  порядке  за  ряд  проступков  в  момент
   вынесения решения о наказании,  независимо от того, связаны ли эти
   проступки между собой или нет.
       С момента   вынесения   решения  о  наложении  дисциплинарного
   взыскания и до его исполнения должно пройти не больше месяца.
       Если на  военнопленного  будет  наложено  новое дисциплинарное
   взыскание, то между приведением в исполнение каждого из  наказаний
   должно проходить не менее трех дней, если продолжительность одного
   из наказаний достигает десяти или более дней.

                               Статья 91

       Побег военнопленного считается удавшимся в тех случаях, когда:
       1) он присоединился к вооруженным силам державы, за которой он
   числится, или союзной державы;
       2) он  покинул территорию,  находящуюся под властью держащей в
   плену державы или ее союзницы;
       3) он попал на судно, плавающее под флагом державы, за которой
   он числится, или союзной державы,  и находящееся в территориальных
   водах держащей  в  плену  державы,  при условии,  что это судно не
   находится под контролем этой последней.
       Военнопленные, которые  после удавшегося,  по смыслу настоящей
   статьи, побега снова  попали  в  плен,  не  подвергаются  никакому
   наказанию за побег.

                               Статья 92

       Военнопленный, пытающийся бежать или пойманный до удачного,  в
   смысле статьи 91,  завершения побега,  подлежит за этот  проступок
   только дисциплинарным взысканиям, даже в случае рецидива.
       Вновь захваченный военнопленный должен  быть  без  промедления
   передан соответствующим военным властям.
       В отступление от статьи 88,  абзац 4,  военнопленные,  несущие
   наказание за  неудавшийся побег,  могут быть поставлены под особый
   надзор, при условии, однако, что таковой не отразится на состоянии
   их   здоровья,   что   он   будет   осуществляться   в лагере  для
   военнопленных и что он не повлечет за собой устранения ни одной из
   гарантий, предоставляемых им настоящей Конвенцией.

                               Статья 93

       Побег или попытка к побегу,  даже в случае рецидива, не должны
   рассматриваться как отягчающие вину обстоятельства в  том  случае,
   когда военнопленный  привлекается  к  судебной  ответственности за
   совершенные им при побеге или при попытке к побегу правонарушения.
       В соответствии   с   принципом,   изложенным   в   статье  83,
   преступления, совершенные  военнопленными  с  единственной   целью
   облегчить себе    побег    и   не   сопровождающиеся   какими-либо
   насильственными действиями  против  жизни  и  здоровья,  например,
   такие, как  преступления против общественной собственности,  кража
   без намерения   обогатиться,   изготовление   или    использование
   фальшивых документов,  ношение гражданской одежды, влекут за собой
   только дисциплинарные взыскания.
       Военнопленные, которые   являлись   соучастниками  побега  или
   попытки к побегу,  будут подвергнуты за это только дисциплинарному
   взысканию.

                               Статья 94

       О бежавшем,  но  пойманном  военнопленном  должно быть послано
   державе,   за   которой   он   числится,   извещение   в  порядке,
   предусмотренном  в статье  122,  если  ранее  было  сообщено о его
   побеге.

                               Статья 95

       Военнопленные,    обвиняемые   в  дисциплинарных   проступках,
   содержатся  в предварительном  заключении  до  вынесения приговора
   только в том случае, если лица из состава вооруженных сил держащей
   в плену  державы подлежат такому же предварительному заключению за
   аналогичные проступки  или  если  такое  заключение  необходимо  в
   интересах поддержания порядка и дисциплины в лагере.
       Для всех  военнопленных  срок  предварительного  заключения  в
   случае совершения  дисциплинарного  проступка  будет  сокращен  до
   минимума и не будет превышать 14 дней.
       Положения статей   97  и  98  настоящей  главы  применяются  к
   военнопленным, подвергшимся   предварительному    заключению    за
   дисциплинарный проступок.

                               Статья 96

       Действия, представляющие  собой  нарушения дисциплины,  должны
   быть немедленно расследованы.
       За исключением   случаев,   подлежащих   компетенции  судебных
   органов и высших военных властей,  дисциплинарные взыскания  могут
   быть наложены только офицером, наделенным дисциплинарной властью в
   качестве начальника лагеря,  или ответственным  офицером,  который
   заменяет его или которому он передал свою дисциплинарную власть.
       Ни в  коем  случае  такие  полномочия  не  могут  передаваться
   военнопленному и последний не может их осуществлять.
       До наложения любого дисциплинарного  взыскания  военнопленному
   будут в  точности сообщены проступки,  в которых он обвиняется,  и
   ему будет предоставлена возможность  объяснить  свое  поведение  и
   защищаться. Ему будет разрешено, в частности, вызвать свидетелей и
   прибегнуть, если   необходимо,   к   услугам    квалифицированного
   переводчика. Решение    должно    быть    объявлено    обвиняемому
   военнопленному и доверенному лицу.
       Начальник лагеря должен вести реестр налагаемых дисциплинарных
   взысканий. Этот реестр будет  доступен  представителям  державы  -
   покровительницы для ознакомления с ним.

                               Статья 97

       Ни при  каких  обстоятельствах  военнопленные  не  могут  быть
   переведены для отбытия дисциплинарных взысканий  в  исправительные
   учреждения (тюрьма,  исправительные заведения,  каторжные тюрьмы и
   проч.).
       Все помещения  для  отбытия  дисциплинарных  взысканий  должны
   отвечать  требованиям  гигиены,   предусмотренным   в  статье  25.
   Военнопленные, отбывающие  наказания,  должны  в  соответствии  со
   статьей 29 иметь возможность содержать себя в чистоте.
       Офицеры  и   к  ним   приравненные  не  должны  содержаться  в
   заключении в одних помещениях с унтер-офицерами или рядовыми.
       Женщины - военнопленные,  отбывающие дисциплинарные взыскания,
   будут  содержаться в помещениях отдельно от мужчин - военнопленных
   и будут находиться под непосредственным наблюдением женщин.

                               Статья 98

       Военнопленные, подвергнутые  дисциплинарному  взысканию в виде
   ареста, будут  продолжать   пользоваться   положениями   настоящей
   Конвенции, кроме  тех,  которые  являются  неприменимыми в связи с
   указанным арестом.  Их  нельзя  ни  в  коем  случае  лишать  прав,
   предусмотренных статьями 78 и 126.
       Военнопленные, подвергнутые  дисциплинарным   взысканиям,   не
   могут быть лишены преимуществ, присвоенных их званию.
       Военнопленные, подвергнутые дисциплинарным  взысканиям,  будут
   иметь возможность   делать   ежедневно   физические  упражнения  и
   пребывать на открытом воздухе не менее двух часов.
       Им будет  разрешено,  по  их  просьбе,  являться на ежедневный
   медицинский осмотр. Они будут получать необходимую им по состоянию
   здоровья медицинскую  помощь,  а  в случае необходимости они будут
   помещены в лагерный лазарет или в госпиталь.
       Им будет  разрешено  читать  и  писать,  а  также  посылать  и
   получать письма.  Однако выдача им посылок  и  денежных  переводов
   может быть отложена до отбытия наказания.  Таковые будут вручаться
   на это время доверенному лицу,  которое будет передавать в лазарет
   находящиеся в посылках скоропортящиеся продукты.

                      III. Судебное преследование

                               Статья 99

       Ни один военнопленный не может быть предан суду или осужден за
   проступок, который  не  является  наказуемым  по  законодательству
   держащей в  плену  державы  или  по международному праву,  которое
   действует в момент совершения проступка.
       Никакое моральное   или  физическое  давление  не  может  быть
   оказано на военнопленного для того,  чтобы заставить его  признать
   себя виновным в проступке, в котором его обвиняют.
       Ни один военнопленный не может быть осужден,  если он не  имел
   возможности  защищаться   и   если   ему   не   был   предоставлен
   квалифицированный защитник.

                               Статья 100

       Как только  это  будет  возможно,  военнопленные  и  державы -
   покровительницы извещаются о правонарушениях,  карающихся смертной
   казнью по законам держащей в плену державы.
       Впоследствии ни  за  какое другое правонарушение не может быть
   установлена сметная  казнь  без  согласия  державы,   за   которой
   числятся военнопленные.
       Смертный приговор  может  быть вынесен военнопленному только в
   том случае,  если в соответствии со статьей 87,  абзац 2  внимание
   суда было особо обращено на тот факт, что, поскольку обвиняемый не
   является гражданином держащей в плену державы, он не связан долгом
   верности по  отношению  к  ней  и  что  он  находится  в ее власти
   вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли.

                               Статья 101

       В случае    вынесения   военнопленному   смертного   приговора
   последний приводится в  исполнение  не  ранее,  чем  по  истечении
   шестимесячного срока  со дня получения державой - покровительницей
   по указанному ею адресу подробного сообщения,  предусмотренного  в
   статье 107.

                               Статья 102

       Приговор в отношении военнопленного будет  считаться  законным
   только  в том случае,  если он выносится теми же судами и в том же
   порядке,  какие  установлены  для  лиц,  принадлежащих  к  составу
   вооруженных  сил  держащей  в плену державы,  и,  кроме того,  при
   условии соблюдения постановлений настоящей главы.

                               Статья 103

       Всякое судебное  расследование  в   отношении   военнопленного
   должно   вестись   с   такой  быстротой,  какую  только  допускают
   обстоятельства,  и таким образом, чтобы судебный процесс начинался
   по возможности скорее. Ни один военнопленный не должен содержаться
   в  предварительном  заключении,  если  только  такая  же  мера  не
   применима к  личному  составу  вооруженных  сил  держащей  в плену
   державы за аналогичные правонарушения  и  если  этого  не  требуют
   интересы  государственной  безопасности.  Ни  в  коем  случае  это
   заключение  не  должно   превышать   трехмесячного   срока.   Срок
   предварительного  заключения военнопленного должен засчитываться в
   тот срок лишения свободы,  к которому он будет приговорен, и будет
   приниматься во внимание при определении наказания.
       Военнопленные,   находящиеся  в  предварительном   заключении,
   будут продолжать пользоваться положениями статей 97 и 98 настоящей
   главы.

                               Статья 104

       Во всех  случаях,  когда  держащая  в плену держава возбуждает
   судебное преследование против военнопленного, она извещает об этом
   державу - покровительницу как можно скорее,  но не позднее, чем за
   три недели до начала слушания  дела  в  суде.  Трехнедельный  срок
   начинается с  момента  получения  этого   извещения   державой   -
   покровительницей по адресу,  предварительно ею указанному держащей
   в плену державе.
       Извещение это должно содержать следующие данные:
       1) фамилия и имя военнопленного, его звание, его личный номер,
   дата его рождения, его профессия, если таковая у него имеется;
       2) место интернирования или заключения;
       3) подробное изложение обвинения  или  обвинений  с  указанием
   подлежащих применению статей закона;
       4) наименование суда, который будет разбирать дело, и указание
   намеченных места и даты начала слушания дела.
       Такое же  извещение  посылается  держащей  в  плену   державой
   доверенному лицу военнопленного.
       Если при начале слушания дела не поступит доказательство,  что
   держава  -  покровительница,   военнопленный   и  заинтересованное
   доверенное лицо получили вышеуказанное извещение по  крайней  мере
   за три  недели  до начала слушания дела,  последнее не может иметь
   места и должно быть отложено.

                               Статья 105

       Военнопленному  предоставляется  право   пользоваться  помощью
   одного   из   своих   товарищей    из    среды    пленных,   иметь
   квалифицированного адвоката по своему выбору,  требовать вызова  в
   суд свидетелей  и,  если  он это считает необходимым,  прибегать к
   услугам компетентного  переводчика.  Об  этом   своем   праве   он
   заблаговременно до  начала  слушания  дела уведомляется держащей в
   плену державой.
       Если  военнопленный  не  выберет  себе  защитника,  держава  -
   покровительница предоставит ему  такового,  располагая  для  этого
   сроком  не  менее  недели.  По  просьбе  державы - покровительницы
   держащая в плену держава передаст ей список квалифицированных лиц,
   могущих обеспечить защиту.  В случае,  когда ни военнопленный,  ни
   держава - покровительница не выберут защитника,  держащая в  плену
   держава     официально    назначит    для    защиты    обвиняемого
   квалифицированного адвоката.
       Защитник будет иметь в своем распоряжении не менее двух недель
   до начала слушания дела для подготовки к защите обвиняемого, равно
   как и все необходимые для этого возможности, в частности, он будет
   иметь  право  свободно  посещать обвиняемого и разговаривать с ним
   без свидетелей.  Он может также совещаться  с  любыми  свидетелями
   защиты,   включая   военнопленных.  Он  будет  располагать  такими
   возможностями до истечения срока обжалования приговора.
       За достаточно продолжительное время до дня открытия  судебного
   заседания обвиняемый военнопленный получит изложенный на  понятном
   для  него языке обвинительный акт,  а также документы,  сообщаемые
   обычно обвиняемому,  согласно законам,  действующим в  вооруженных
   силах держащей в плену державы.  Подобные же документы при этих же
   обстоятельствах должны быть вручены его защитнику.
       Представители державы  -  покровительницы  будут  иметь  право
   присутствовать на  судебных заседаниях,  кроме тех случаев,  когда
   они в порядке исключения должны происходить при закрытых дверях  в
   интересах государственной безопасности. В таких случаях держащая в
   плену держава предупреждает об этом державу - покровительницу.

                               Статья 106

       Каждый военнопленный  будет  иметь  такое  же  право  подавать
   апелляционную или  кассационную  жалобу  на  всякий вынесенный ему
   приговор или  просить  о  пересмотре  дела,  какое   имеют   лица,
   принадлежащие к  составу вооруженных сил держащей в плену державы.
   Он должен быть полностью информирован о своем праве на обжалование
   и о сроке, в течение которого он может это сделать.

                               Статья 107

       Всякий  вынесенный   какому-нибудь   военнопленному   приговор
   немедленно доводится до сведения державы - покровительницы в  виде
   краткого сообщения,   в   котором   также  указывается,  имеет  ли
   военнопленный право подавать апелляционную или кассационную жалобу
   или просить  о пересмотре дела.  Такое же сообщение будет передано
   соответствующему доверенному  лицу.  Оно  будет   равным   образом
   передано военнопленному на понятном для него языке,  если приговор
   был вынесен в его отсутствие. Кроме того, держащая в плену держава
   немедленно     сообщит    державе  -  покровительнице   о  решении
   военнопленного  воспользоваться  своими правами на обжалование или
   не воспользоваться ими.
       Кроме того,  в случае,  если приговор вошел в законную силу  и
   если дело  идет  о смертном  приговоре,  вынесенном  в суде первой
   инстанции, держащая в плену  держава  направит  как  можно  скорее
   державе - покровительнице подробное извещение, содержащее:
       1) точный текст приговора;
       2) краткий  отчет  о  предварительном  следствии  и о суде,  в
   котором особенно будут выделены моменты обвинения и защиты;
       3) указание  в  соответствующем  случае  места,  где наказание
   будет приводиться в исполнение.
       Предусмотренные   в предыдущих  абзацах  сообщения  посылаются
   державе - покровительнице по адресу,  предварительно ею указанному
   держащей в плену державе.

                               Статья 108

       Военнопленные будут  отбывать  наказания,  к которым они будут
   присуждены по вступившим в законную  силу  приговорам,  в  тех  же
   учреждениях и в тех же условиях, что и лица из состава вооруженных
   сил держащей в плену державы.  Эти условия должны во всяком случае
   отвечать требованиям гигиены и гуманности.
       Женщина - военнопленная,  в отношении которой вынесен подобный
   приговор, должна  заключаться  в  отдельное помещение и находиться
   под наблюдением женского персонала.
       В любом  случае  военнопленные,  присужденные  к  наказанию  с
   лишением свободы,  остаются под защитой положений  статей 78 и 126
   настоящей Конвенции.  Кроме  того,  им  будет разрешено получать и
   отправлять корреспонденцию,  получать  не менее  одной  посылки  в
   месяц, регулярно  гулять  на  открытом  воздухе;  они  также будут
   получать медицинскую помощь,  которая потребуется по состоянию  их
   здоровья, и   духовную   помощь,   которую   они  пожелают  иметь.
   Наказания, которые   на   них   могут   быть   наложены,    должны
   соответствовать положениям статьи 87, абзаца третьего.

                         РАЗДЕЛ IV. КОНЕЦ ПЛЕНА

                                Часть I

             НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ РЕПАТРИАЦИЯ И ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
                          В НЕЙТРАЛЬНОЙ СТРАНЕ

                               Статья 109

       За исключением  случаев,  предусмотренных  в  абзаце   третьем
   настоящей статьи,  стороны, находящиеся в конфликте, будут обязаны
   в соответствии с первым абзацем  следующей  статьи  отправлять  на
   родину тяжело   больных   и  тяжело  раненных  военнопленных,  вне
   зависимости от их звания и количества,  после того,  как они будут
   приведены в состояние, допускающее их перевозку.
       Во время военных действий стороны,  находящиеся  в  конфликте,
   будут стараться  при содействии соответствующих нейтральных держав
   организовать  госпитализацию  в  нейтральных  странах  раненых   и
   больных военнопленных,   указанных   во  втором  абзаце  следующей
   статьи. Они могут,  кроме того, заключать соглашения о репатриации
   или об интернировании в нейтральной стране здоровых военнопленных,
   пробывших долгое время в плену.
       Ни один  раненый  или  больной военнопленный,  назначенный  на
   репатриацию согласно первому абзацу настоящей статьи не может быть
   репатриирован против своего желания во время военных действий.

                               Статья 110

       Непосредственной репатриации подлежат:
       1) неизлечимые раненые и больные,  умственные  или  физические
   способности которых, по всей видимости, сильно понизились;
       2) раненые и больные, которые по прогнозу врачей не могут быть
   излечены в течение одного года, состояние которых требует ухода, а
   умственные или физические способности которых,  по всей видимости,
   сильно понизились;
       3)  излечившиеся раненые и больные,  умственные или физические
   способности   которых,   по  всей  видимости,   сильно  и навсегда
   понизились.
       Могут быть госпитализированы в нейтральной стране:
       1) раненые  и  больные,  излечение  которых  может наступить в
   течение года со дня ранения или с начала заболевания, если лечение
   в нейтральной  стране  дает возможность ожидать более вероятного и
   более быстрого выздоровления;
       2) военнопленные,  для  физического или психического состояния
   которых, по  мнению  врачей,   дальнейшее   пребывание   в   плену
   представляет серьезную угрозу и которых от этой опасности могла бы
   спасти госпитализация в нейтральной стране.
       Условия, которым  должны  будут отвечать госпитализированные в
   нейтральной стране военнопленные, для их репатриации так же, как и
   их статус, будут установлены по соглашению между заинтересованными
   державами. Обычно    будут     репатриироваться     военнопленные,
   госпитализированные в  нейтральной  стране,  которые принадлежат к
   следующим категориям:
       1) те,  состояние  здоровья  которых  ухудшилось так,  что оно
   отвечает условиям для непосредственной репатриации;
       2) те,  умственные или физические способности которых остались
   даже после лечения значительно пониженными.
       При отсутствии между заинтересованными сторонами, находящимися
   в   конфликте,   специальных   соглашений,   определяющих   случаи
   инвалидности или заболеваний,  влекущих за собой  непосредственную
   репатриацию  или  госпитализацию в нейтральной стране,  эти случаи
   будут  установлены  согласно  принципам,  изложенным   в   Типовом
   соглашении  о  непосредственной  репатриации  и  госпитализации  в
   нейтральной стране раненых и больных военнопленных и в Положении о
   смешанных   медицинских   комиссиях,   приложенных   к   настоящей
   Конвенции.

                               Статья 111

       Держащая в  плену  держава  и  держава,  за  которой  числятся
   военнопленные, а  также  нейтральная держава,  в отношении которой
   согласились эти две державы, будут стараться заключить соглашения,
   дающие возможность  интернировать военнопленных на территории этой
   нейтральной державы до прекращения военных действий.

                               Статья 112

       С начала   конфликта   должны   быть    назначены    смешанные
   медицинские  комиссии  для  освидетельствования  больных и раненых
   военнопленных и для  принятия  всех  необходимых  о  них  решений.
   Назначение, обязанности   и   деятельность  этих  комиссий  должны
   соответствовать Положению, приложенному к настоящей Конвенции.
       Однако военнопленные,  которые,  по мнению медицинских властей
   держащей в плену державы,  явно являются тяжело раненными и тяжело
   больными,    могут    быть    репатриированы   без   обязательного
   освидетельствования смешанной медицинской комиссией.

                               Статья 113

       Кроме военнопленных,   назначенных    медицинскими    властями
   держащей в  плену  державы,  раненые  или  больные  военнопленные,
   принадлежащие к перечисленным ниже категориям,  будут иметь  право
   явиться на  освидетельствование  в смешанные медицинские комиссии,
   предусмотренные предыдущей статьей:
       1) раненые  и  больные,  рекомендованные  работающим  в лагере
   врачом - соотечественником  или  врачом,   являющимся  гражданином
   находящейся в конфликте державы - союзницы той державы, за которой
   они числятся;
       2) раненые и больные, рекомендованные своим доверенным лицом;
       3) раненые и больные, рекомендованные державой, за которой они
   числятся, или   признанной  ею  организацией,  оказывающей  помощь
   пленным.
       Военнопленные, не   принадлежащие   ни   к   одной   из   трех
   вышеуказанных категорий,  могут   тем   не   менее   являться   на
   освидетельствование в   смешанные  медицинские  комиссии,  но  они
   проходят его после лиц вышеуказанных категорий.
       Врач  -  соотечественник     военнопленных,     подвергающихся
   освидетельствованию   смешанной   медицинской   комиссией,   и  их
   доверенное    лицо    имеют    право   присутствовать   при   этом
   освидетельствовании.

                               Статья 114

       В отношении  репатриации  или  госпитализации   в  нейтральной
   стране  под действие настоящей Конвенции  подпадают военнопленные,
   ставшие жертвами  несчастных  случаев,  за   исключением   случаев
   членовредительства.

                               Статья 115

       Ни один    удовлетворяющий   условиям,   предусмотренным   для
   репатриации или   для   госпитализации   в   нейтральной   стране,
   военнопленный, на  которого наложено дисциплинарное взыскание,  не
   может быть задержан на том основании,  что он еще не отбыл  своего
   наказания.
       Военнопленные, находящиеся под следствием или приговоренные по
   суду, намеченные  к репатриации или к госпитализации в нейтральной
   стране, могут  быть  репатриированы   или   госпитализированы   до
   окончания процесса  или  отбытия ими наказания при соответствующем
   согласии держащей в плену державы.
       Стороны, находящиеся  в конфликте,  сообщат друг другу фамилии
   лиц, задерживаемых до окончания рассмотрения дела или отбытия  ими
   наказания.

                               Статья 116

       Расходы по  репатриации  военнопленных  или  по перевозке их в
   нейтральную страну,  начиная от границы держащей в плену  державы,
   несет держава, за которой военнопленные числятся.

                               Статья 117

       Ни один   репатриированный   не   может  быть  использован  на
   действительной военной службе.

                                Часть II

                ОСВОБОЖДЕНИЕ И РЕПАТРИАЦИЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ
                     ПО ОКОНЧАНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

                               Статья 118

       Военнопленные освобождаются  и  репатриируются  тотчас  же  по
   прекращении военных действий.
       При отсутствии  постановлений  по  этому вопросу в соглашении,
   заключенном сторонами,   находящимися   в   конфликте,   с   целью
   прекращения военных действий, или при отсутствии такого соглашения
   каждая из держащих в плену держав сама составит и  незамедлительно
   выполнит план   репатриации   согласно   принципу,  изложенному  в
   предыдущем абзаце.
       В том   и  другом  случае  о  принятых  мерах  будет  сообщено
   военнопленным.
       Расходы по  репатриации  военнопленных  будут  во всех случаях
   справедливо распределены  между  держащей  в  плену   державой   и
   державой, за  которой  числятся  военнопленные.  С  этой целью при
   распределении будут соблюдаться следующие принципы:
       a) если обе эти державы граничат между собой,  на державу,  за
   которой числятся  военнопленные,  будут   возложены   расходы   по
   репатриации военнопленных,  начиная  от  границы  держащей в плену
   державы;
       b) если обе эти державы не граничат между собой, на держащую в
   плену державу   будут   возложены   расходы   по   транспортировке
   военнопленных на  ее  территории  до  границы  или до ближайшего к
   территории державы,  за которой  они числятся,  порта отправления.
   В   отношении   остальных   расходов,   связанных  с репатриацией,
   заинтересованные стороны договорятся  о справедливом распределении
   их между  собой.  Заключение  такого соглашения не может ни в коем
   случае служить оправданием для какой бы  то  ни  было  задержки  в
   репатриации военнопленных.

                               Статья 119

       Репатриация   будет   проводиться   в   условиях,  аналогичных
   установленным  в  статьях  46  -  48   настоящей   Конвенции   для
   перемещения военнопленных,  и  с  учетом  статьи  118  и положений
   нижеследующих абзацев.
       При репатриации ценные предметы,  отобранные у военнопленных в
   соответствии со статьей 18, и денежные суммы в иностранной валюте,
   которые не были обращены в валюту держащей в плену державы,  будут
   им возвращены.  Ценные предметы и  денежные  суммы  в  иностранной
   валюте, которые   по   каким-либо   причинам  не  были  возвращены
   военнопленным при их  репатриации,  будут  переданы  в  Справочное
   бюро, предусмотренное статьей 122.
       Военнопленным будет  разрешено  взять  с  собой  личные  вещи,
   корреспонденцию и  прибывшие  в их адрес посылки;  вес этих вещей,
   если  обстоятельства  репатриации  этого  потребуют,   может  быть
   ограничен  до   пределов   того,   что   может   нормально   нести
   военнопленный; во  всяком  случае,  каждому  военнопленному  будет
   разрешено взять с собой не менее 25 килограммов.
       Другие личные  вещи   репатриируемого   военнопленного   будут
   оставлены на  хранение  держащей в плену державе;  она перешлет их
   ему, как только она  заключит  с  державой,  за  которой  числятся
   военнопленные,    соглашение,    устанавливающее    условия   этой
   транспортировки и оплату связанных с ней расходов.
       Военнопленные,    против    которых    возбуждено    уголовное
   преследование  за уголовные преступления,  могут быть задержаны до
   окончания  суда  или  в соответствующих  случаях  до  отбытия  ими
   наказания.    То    же   положение   применяется   и  в  отношении
   военнопленных, осужденных за уголовное преступление.
       Стороны, находящиеся в конфликте,  сообщат друг другу  фамилии
   военнопленных, которые  будут  задержаны  до  окончания  суда  или
   отбытия наказания.
       Стороны,  находящиеся  в  конфликте,  договорятся  о  создании
   комиссии с целью розыска  рассеянных  по  стране  военнопленных  и
   обеспечения их репатриации в кратчайший срок.

                               Часть III

                          СМЕРТЬ ВОЕННОПЛЕННЫХ

                               Статья 120

       Завещания военнопленных  будут  составляться  так,  чтобы  они
   отвечали    условиям    для    их   действительности,    требуемым
   законодательством их родины,  которая примет необходимые меры  для
   доведения этих условий до сведения держащей в  плену  державы.  По
   просьбе военнопленных  и во всех случаях после их смерти завещания
   без  задержки  будут  передаваться  державе  -  покровительнице  и
   заверенные копии   будут   посылаться   в  Центральное  справочное
   агентство.
       Акты о смерти,  составленные по форме, приложенной к настоящей
   Конвенции, или списки всех лиц, которые умерли в плену, заверенные
   ответственным офицером,  будут  как  можно  скорее  передаваться в
   Справочное бюро по делам военнопленных,  созданное в  соответствии
   со статьей  122.  В  актах  о смерти или заверенных списках должны
   содержаться подробности,   касающиеся   личности   военнопленного,
   указанные в  третьем  абзаце  статьи  17,  а  также  время и место
   смерти, причина смерти,  время и место погребения  и  все  данные,
   необходимые для опознавания могил.
       Погребению или  сожжению  военнопленного должен предшествовать
   медицинский осмотр тела, производимый с целью констатации смерти и
   для   составления   акта,  а  также,  когда  это  необходимо,  для
   установления личности умершего.
       Держащие   в   плену   власти    должны    обеспечить,   чтобы
   военнопленные,  умершие в плену,  были погребены с честью и,  если
   возможно,  согласно  обрядам религии,  к которой они принадлежали,
   чтобы могилы умерших  уважались,  содержались  в  порядке  и  были
   отмечены таким образом,  чтобы их всегда можно было разыскать.  Во
   всех  случаях,  когда   это   возможно,   умершие   военнопленные,
   числившиеся за одной и той же державой, должны предаваться земле в
   одном и том же месте.
       Погребение  умерших  военнопленных   должно   производиться  в
   отдельных могилах,   за   исключением  случаев,  когда  неизбежные
   обстоятельства заставят похоронить их в братской могиле.  Сожжение
   трупов может  производиться  только  по настоятельным соображениям
   гигиены или по  религиозным  мотивам,  или  по  ясно  высказанному
   желанию. Если  будет  произведено  сожжение,  то  в  свидетельстве
   о смерти должно быть указано о факте сожжения и о причинах его.
       Для того  чтобы  можно было всегда найти могилы,  все данные о
   погребении и  могилах  должны  регистрироваться   Службой   могил,
   созданной держащей  в  плену  державой.  Списки  могил  и данные о
   военнопленных, погребенных на кладбищах и в других  местах,  будут
   передаваться державе,  за  которой  числились  эти  военнопленные.
   Ответственность за уход за этими могилами и  за  регистрацию  всех
   последующих перемещений   тел  лежит  на  державе,  контролирующей
   данную территорию,  если   она   является   участницей   настоящей
   Конвенции. Эти  положения  относятся также к пеплу,  который будет
   храниться Службой могил до того времени, когда будет решена судьба
   этих останков, в соответствии с пожеланиями родины военнопленных.

                               Статья 121

       По поводу   каждого   случая   смерти   или  тяжелого  ранения
   военнопленного, причиненных часовым,  или вызывающих подозрение  в
   том,  что они причинены последним  или  другим военнопленным,  или
   любым другим лицом,  а также по  поводу  всех  случаев  смерти  по
   неизвестным причинам  держащая  в  плену держава должна немедленно
   открыть официальное следствие.
       Об  этом   будет   немедленно   сделано   сообщение  державе -
   покровительнице. Должны  быть  сняты  показания   со   свидетелей,
   особенно с  военнопленных,  и отчет,  содержащий эти свидетельские
   показания, должен быть послан державе - покровительнице.
       Если в  результате  расследования будет установлена виновность
   одного или нескольких лиц,  то держащая в плену держава примет все

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное