Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 1997 г. N 750
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 30.12.2000 N 1034)
В целях создания условий для укрепления бюджетного потенциала
Чувашской Республики на основе структурной перестройки, развития
экономической и социальной инфраструктуры, обеспечения взаимной
увязки приоритетов социально-экономического развития Российской
Федерации и Чувашской Республики Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу
развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на
1997 - 2000 годы (далее именуется Программа), разработанную
Кабинетом Министров Чувашской Республики и согласованную с
Министерством экономики Российской Федерации, Министерством
финансов Российской Федерации и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти.
2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации
государственным заказчиком - координатором Программы.
Определить государственными заказчиками Программы:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации - по вопросам аграрной политики;
Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и
строительной политике - по вопросам инженерной инфраструктуры;
Федеральную дорожную службу России - по вопросам строительства
и реконструкции федеральных автомобильных дорог.
3. Министерству экономики Российской Федерации ежегодно,
начиная с 1998 года, включать Программу в перечень федеральных
целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств
федерального бюджета.
4. Кабинету Министров Чувашской Республики по мере
необходимости представлять в Министерство экономики Российской
Федерации предложения по решению возникающих в процессе реализации
Программы проблем, связанных с конверсией оборонного комплекса
Чувашской Республики.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 1997 г. N 750
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
Наименование Программы - федеральная целевая программа развития
экономики и бюджетного потенциала
Чувашской Республики на 1997 -
2000 годы
Основание для разработки - поручения Президента Российской
Программы Федерации от 28 апреля 1995 года
(Пр-589), Правительства Российской
Федерации от 25 ноября 1995 года
(АЗ-П11-36804), от 11 января 1996 года
(АЗ-П11-00689) и от 13 апреля 1996 года
(ВК-П11-12216)
Государственный заказчик - Министерство экономики Российской
Программы Федерации
(заказчик - координатор)
Заказчики подпрограмм - Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации
(вопросы агропромышленного комплекса),
Министерство транспорта Российской
Федерации и Государственный комитет
Российской Федерации по жилищной и
строительной политике (вопросы
инженерной инфраструктуры)
Основной разработчик - Кабинет Министров Чувашской Республики
Программы
Основная цель Программы - создание условий для укрепления
бюджетного потенциала Чувашской
Республики, повышение роли республики
в общероссийском разделении труда,
увеличение ее вклада в
социально-экономическое развитие
Российской Федерации
Задачи и важнейшие - формирование нового
целевые показатели структурно-экономического облика
республики, реализация преимуществ ее
транспортно-географического положения,
осуществление программ конверсии и
финансового оздоровления промышленных
предприятий;
преодоление депрессивных явлений в
экономике республики за счет развития
предпринимательской активности,
содействия занятости населения и
расширения налогооблагаемой базы;
создание современной социальной и
инженерной инфраструктуры;
обеспечение реализации подпрограмм и
проектов в аграрной сфере, повышение
устойчивости функционирования
сельскохозяйственных предприятий;
решение национально-культурных проблем
в республике и чувашской диаспоры,
проживающей на территориях других
субъектов Российской Федерации;
мобилизация финансовых, кредитных и
иных видов ресурсов на решение
приоритетных задач
Срок реализации 1997 - 2000 годы
Основные направления - развитие промышленности Чувашской
Программы Республики до 2000 года;
стабилизация и развитие
агропромышленного комплекса в Чувашской
Республике на 1997 - 2000 годы;
строительство, реконструкция, ремонт и
содержание автомобильных дорог;
развитие и реконструкция систем
водоснабжения, теплоснабжения и
очистных сооружений;
социальная защита населения;
содействие занятости населения;
развитие образования;
сохранение и развитие культуры
Чувашской Республики на 1997 -
2000 годы
Исполнители подпрограмм - соответствующие предприятия и
и основных мероприятий организации Чувашской Республики,
федеральные и республиканские
министерства и ведомства
(млрд. рублей, в ценах 1996 г.)
Объемы и источники - всего 3869,5
финансирования в том числе:
федеральный бюджет 394,1
бюджет Чувашской Республики и
местные бюджеты 765,9
инвестиции в быстроокупаемые
коммерческие проекты, намечаемые
к размещению на конкурсной основе 42,8
собственные средства предприятий 229,5
иностранные инвестиции 100
другие внебюджетные источники 2,4
Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации 520,1
Федеральный дорожный фонд
Российской Федерации и
республиканский дорожный фонд 1814,7
Ожидаемые конечные - преодоление депрессивного характера
результаты Программы экономики и формирование нового
структурно-экономического облика
республики в соответствии с запросами
российского рынка, выравнивание
жизненного уровня населения и
приведение его к среднероссийским
показателям
Система организации - контроль осуществляют государственные
контроля за реализацией заказчики: Министерство экономики
Программы Российской Федерации (координатор),
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской
Федерации и Государственный комитет
Российской Федерации по жилищной и
строительной политике
ВВЕДЕНИЕ
Основанием для разработки федеральной целевой программы
развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на
1997 - 2000 годы (далее именуется Программа) служат Указ
Президента Российской Федерации от 11 сентября 1992 г. N 1071 "О
мерах по государственной поддержке социально-экономического
развития Чувашской Республики", поручение Президента Российской
Федерации от 28 апреля 1995 г. N Пр-589, поручения Правительства
Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N ОС-П11-13663, от 22 июня
1995 г. N НЕ-П11-18555, от 5 июля 1995 г. N СШ-П11-19716, от 25
ноября 1995 г. N АЗ-П11-36804, от 11 января 1996 г. N АЗ-П11-00689
и от 13 апреля 1996 г. N ВК-П11-12216.
Программа разработана с учетом положений Указа Президента
Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 803 "Об основных
положениях региональной политики в Российской Федерации",
Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997
г. N 360 "Об утверждении Программы Правительства Российской
Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 -
2000 годах", взаимоувязана с прогнозом и концепцией
социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2000 года.
Программа базируется на положениях договора о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
Чувашской Республики, соглашениях между Правительством Российской
Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о
разграничении полномочий в области осуществления структурной
перестройки экономики, развития хмелеводства, по уничтожению или
конверсии объектов по производству химического оружия в
акционерном обществе "Химпром" и ликвидации последствий
производства химического оружия на территории Чувашской
Республики.
Программа нацелена на повышение роли республики в
общероссийском разделении труда, увеличение ее вклада в
социально-экономическое развитие Российской Федерации, укрепление
республиканского ресурсно-финансового потенциала и в перспективе -
снижение финансовой зависимости республики от федерального
бюджета.
Большинство включенных в Программу проектов направлено на
решение тех проблем, которые относятся к предметам ведения
Российской Федерации или к предметам совместного ведения
Российской Федерации и Чувашской Республики.
Одной из важнейших особенностей этих проектов является
направленность на решение не только комплекса проблем, связанных с
обеспечением материальных и духовных потребностей населения
республики, но и на решение задач межрегионального и
общероссийского уровней.
Программа разработана в соответствии с Порядком разработки и
реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская
Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. При формировании Программы
учтены замечания и предложения заинтересованных федеральных
органов государственной власти, научных и проектных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В ходе структурной перестройки экономики остро встает вопрос о
комплексной адаптации регионов к новым условиям социально -
экономической среды. В большей мере это относится к тем регионам,
где в силу особенностей исторического развития сложились
неблагоприятные с точки зрения бюджетных и макроэкономических
показателей условия. Данное положение в полной мере относится к
Чувашской Республике, низкий экономический и налоговый потенциал
которой по сравнению со среднероссийским уровнем требует
реализации комплексных мероприятий со стороны органов
государственной власти Российской Федерации и Чувашской
Республики.
В целях решения задач региональной экономической политики и
формирования необходимых условий по выводу Чувашской Республики из
экономического кризиса был принят Указ Президента Российской
Федерации от 11 сентября 1992 г. N 1071 "О мерах по
государственной поддержке социально-экономического развития
Чувашской Республики", реализация которого положительно отразилась
на состоянии экономики республики.
Вместе с тем продолжается падение производства, особенно в
промышленности, являющейся основным источником формирования
доходной части бюджета. Значительная доля конверсионных
производств, высокая ресурсоемкость производства, зависимость от
внешних поставок сырья и утяжеленная структура производства в
условиях перехода к рыночной экономике и структурного кризиса
стали причиной более высоких темпов спада производства по
сравнению с общероссийскими. Объем промышленного производства в
республике в 1994 году по сравнению с 1993 годом снизился на 40
процентов, в целом по Российской Федерации - на 24 процента, а в
1995 году (по сравнению с 1994 годом) соответственно - 17
процентов и 3 процента и за 9 месяцев 1996 года - 19 процентов и 5
процентов. Растет число предприятий, на которых имеют место
длительные остановки производства. В 1995 году ежемесячные
остановки работы были на 110 предприятиях (в 1993 году - на 46).
Одной из важнейших проблем республики, требующих решения
методами структурной перестройки, является конверсия производства,
и прежде всего техническое перевооружение и реконструкция
производственных мощностей с целью производства продукции
гражданского назначения и товаров народного потребления.
Используя собственный научно-технический потенциал и передовые
технологии, 11 крупных промышленных предприятий и 1
специализированное проектно-конструкторское бюро приступили к
осуществлению программ конверсии в условиях минимальной
государственной поддержки.
В ходе реализации программ конверсии 8 предприятиям из 12
выделены в 1992 - 1994 годах льготные кредиты в размере 3,52 млрд.
рублей, в том числе в 1992 году - 45,6 процента требуемых средств,
в 1993 году - 44,3 процента, в 1994 году - 4,97 процента, в 1995 и
1996 годах средства не выделялись.
В настоящее время финансовое положение конверсионных
предприятий остается тяжелым, платежеспособность предприятий
ухудшается, производство продукции военно-технического назначения
сокращается. Снижение производства обусловило дальнейшее
сокращение численности занятых. Одной из причин оттока кадров
остается низкий уровень оплаты труда. Сокращение льготного
кредитования из федерального бюджета, а также отсутствие
собственной прибыли предприятий в результате спада производства,
необходимость содержания мобилизационных мощностей не позволяют им
финансировать в достаточной мере мероприятия по модернизации,
техническому перевооружению и перепрофилированию производства.
Однако конверсионные предприятия республики разработали ряд
проектов по освоению выпуска продукции двойного назначения,
импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, а также
диверсификации производства в 1997 - 2000 годах. В ходе реализации
этих программ дополнительно может быть создано более 5000 рабочих
мест.
Очевидно, что задачи, связанные с государственной поддержкой
конверсионных предприятий республики, остаются актуальными и
требуют скорейшего решения в соответствии с Законом Российской
Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской
Федерации".
Социально-экономическая обстановка в республике во многом
зависит от состояния дел в агропромышленном комплексе. В ходе
проведения аграрной реформы создан ряд существенных предпосылок
для развития рыночных отношений в этой сфере. Вместе с тем эти
преобразования еще не трансформировались в факторы поступательного
движения агропромышленного комплекса. Положение в сельском
хозяйстве остается сложным. Сужается материальная база
агропромышленного производства. Вследствие усиления диспаритета
цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, сокращения
инвестиций резко снизились закупки техники, минеральных удобрений.
Сохраняется разрыв в уровне заработной платы и доходов городского
и сельского населения. Сложное положение сельского хозяйства
объясняется также спадом производства, разрывом хозяйственных
связей, снижением платежеспособного спроса населения, отсутствием
финансово-кредитного механизма, создающего условия для
расширенного воспроизводства, малоземельем и относительной
перенаселенностью сельской местности.
Серьезную тревогу вызывает ухудшение качества земли из-за
снижения в почве гумуса и элементов питания, развитие эрозии. Для
решения указанных проблем, увеличения производства экологически
чистых продуктов питания, повышения доходности
сельскохозяйственного производства намечается разработка ряда
республиканских программ.
Важное государственное значение транспортных магистралей
Чувашской Республики в условиях рыночной экономики требует решения
на федеральном уровне ряда проблем, связанных с поддержанием
существующей сети автомобильных дорог на должном техническом
уровне, дальнейшим ее развитием за счет своевременного и
качественного ремонта и модернизации.
В республике сложилось напряженное положение с сохранением и
функционированием систем жизнеобеспечения городов. Если раньше
значительная часть объектов городского коммунального хозяйства
содержалась за счет средств предприятий, то процессы приватизации
и общеэкономический кризис значительно сократили участие
предприятий в содержании и развитии систем жизнеобеспечения
городов.
Строящиеся объекты теплоснабжения, водопровода, канализации,
инженерной защиты селитебных территорий остались без реальных
хозяев и без средств на завершение строительства и эксплуатацию.
Резко возросло количество крупных аварий на системах
жизнеобеспечения населенных пунктов, некоторые из них из-за
перегрузок и ветхости находятся на грани прекращения
функционирования. Износ основных средств составил: по водопроводу
- 61 процент, канализации - 57 процентов, электроснабжению - 60
процентов, теплоэнергетическому хозяйству - 32 процента. Одной из
первоочередных проблем, требующих скорейшего разрешения, является
проблема развития и функционирования системы жизнеобеспечения
столицы республики города Чебоксары и других городов республики,
пострадавших в результате строительства Чебоксарской
гидроэлектростанции. Удельный вес загрязненных вод в общем объеме
сброшенных сточных вод по Чувашской Республике к 1995 году достиг
76,7 процента, что создало большую напряженность в экологической
обстановке.
Уровень газификации сельской местности составляет 8 процентов
(в среднем по Российской Федерации - более 12 процентов).
Реализация проектов по функционированию и развитию систем
жизнеобеспечения городов республики только за счет средств бюджета
Чувашской Республики не представляется возможным, в связи с чем
требуются финансирование из федерального бюджета и привлечение
внебюджетных источников. Специальной миссией Всемирного банка
совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по
жилищной и строительной политике принято решение об участии
республики в конкурсе на льготное кредитование по проекту
"Водоснабжение и канализация". Финансовая поддержка проекта по
Чувашской Республике предварительно оценивается в 25,5 млн.
долларов США.
Чувашская Республика относится к числу регионов России, где в
силу ряда факторов показатели уровня жизни значительно ниже
среднероссийских. По уровню заработной платы в течение 1996 года
Чувашская Республика занимала 70 - 75 места среди субъектов
Российской Федерации, отставая от среднероссийского показателя на
45 - 48 процентов. Структурный кризис, сопровождающийся спадом
производства, ростом числа убыточных предприятий и увеличением
задолженности по выплате заработной платы, оказал негативное
влияние на ситуацию на рынке труда, которая характеризуется
продолжающимся сокращением численности населения, занятого всеми
видами экономической деятельности, и сохранением в значительных
размерах неполной занятости, являющейся фактором для увеличения
безработицы.
В 1995 году по сравнению с 1994 годом численность занятого
населения сократилась на 12,9 тыс. человек (2,2 процента) и
составила 579,5 тыс. человек. Наибольшее снижение численности
работающих произошло в промышленности на 8,2 процента, в сельском
хозяйстве - на 3,1 процента.
Количество официально зарегистрированных безработных составило
на 1 января 1997 г. 44 тыс. человек, уровень регистрируемой
безработицы - 6,8 процента экономически активного населения, что в
2 раза выше, чем в среднем по России. С учетом скрытой безработицы
данный показатель достиг 16,3 процента. Среди безработных 58
процентов - женщины, 43,5 процента - молодежь в возрасте 16 - 29
лет, 15,3 процента - высвобожденные работники, 7,3 процента -
выпускники общеобразовательных школ и учебных заведений
профессионального образования различного уровня. Доля лиц, особо
нуждающихся в социальной защите, составляет 37 процентов.
Кроме того, в Республиканской миграционной службе при
Министерстве труда и занятости Чувашской Республики по состоянию
на 1 января 1996 г. зарегистрировано 2649 беженцев и вынужденных
переселенцев, из них 55 процентов находятся в трудоспособном
возрасте.
Чувашская Республика является регионом со специфическими
социально-культурными и национально-государственными
особенностями. При этом республика объективно призвана выполнять
ряд общероссийских социально-культурных функций по отношению к
чувашской диаспоре (четвертой по численности в стране), около
половины которой расселено компактными группами на территориях
других субъектов Российской Федерации. В связи с ростом духовных
запросов возникли дополнительные задачи по развитию национальной
школы, подготовке специалистов по национальной культуре и
книгоиздательского дела.
В последние годы ухудшилось обеспечение школ учебниками,
учебно-методическими пособиями, детской художественной
литературой.
В сложном положении оказались национальные школы республики и
чувашские школы, расположенные за ее пределами.
Уровень развития высшего образования в Чувашской Республике
отстает от среднероссийского. Обеспеченность учебно-лабораторными
площадями в расчете на 1 студента в государственных вузах
республики из года в год снижается. Строительство учебных и
лабораторно-производственных помещений приостановлено. Обучение по
ряду специальностей не обеспечено необходимым уровнем материальной
и учебно-лабораторной базы.
На территории Чувашской Республики расположено значительное
количество объектов историко-культурного наследия, в том числе 58
памятников истории и культуры федерального (общероссийского)
значения.
В республике многое делается по приведению зданий - памятников
в надлежащий вид, их возрождению и сохранению. Однако республика
не располагает средствами для финансирования реставрационных работ
в полном объеме.
Существующие театральные труппы размещены в помещениях, не
имеющих полноценного театрального оборудования и необходимых
площадей.
В настоящее время в Чувашской Республике имеются следующие
предпосылки для формирования механизма новых производственных
отношений, вывода республики из кризиса и дальнейшего развития
социально-экономического потенциала:
в результате проводимой руководством Чувашской Республики
политики приняты решения, обеспечивающие благоприятный
инвестиционный климат, созданы условия для развития экономической
инфраструктуры, в частности, значительно понижен общий уровень
налогообложения для образующихся предприятий производственной
сферы;
республика отличается выгодным экономико-географическим
положением. Она расположена в среднем течении реки Волги, в центре
европейской части России, на важнейших железнодорожных, водных,
автомобильных магистралях, которые связывают между собой развитые
экономические районы: Центральный, Поволжский, Уральский. Через
территорию республики проходят магистральная железная дорога
Москва - Казань - Екатеринбург, автомобильные дороги федерального
значения Нижний Новгород - Казань, Цивильск - Ульяновск - Сызрань;
Чувашская Республика располагает значительным индустриальным
потенциалом, имеет важное значение в территориальном разделении
труда. На ее территории функционируют крупнейшие предприятия
промышленности: открытое акционерное общество "Промтрактор" -
единственное в России и Европе предприятие по производству мощных
тракторов многопрофильного использования, применяемых в
золотодобывающей и угледобывающей промышленности, открытое
акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" - одно
из крупнейших электротехнических предприятий Европы, производящих
станции управления, реле и контакторы, общество с ограниченной
ответственностью "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат",
выпускающее около 50 наименований хлопчатобумажных тканей,
крупнейшее в России открытое акционерное общество "Химпром",
подвергшееся конверсии в связи с прекращением производства
химического оружия, открытое акционерное общество "Текстильмаш",
производящее более 30 процентов ткацких станков от общего выпуска
по России;
республика играет важную роль в продовольственном комплексе
Волго-Вятского экономического района, поскольку производит около
17 процентов сельскохозяйственной продукции и занимает по данному
показателю третье место. Этому способствуют благоприятные
природно-климатические условия, плодородные почвы, избыточное
количество трудовых ресурсов на селе, широкая сеть
перерабатывающих предприятий, близость к крупным городам (Москва,
Нижний Новгород, Самара). Население республики полностью
обеспечивается за счет собственного производства мясо-молочными и
яйцепродуктами, картофелем и овощами, значительная часть
продовольствия вывозится в другие регионы Российской Федерации.
Однако для того, чтобы максимально использовать эти
предпосылки, требуются поддержка со стороны федерального бюджета,
более активное участие Правительства Российской Федерации в
реализации намеченных подпрограмм и основных мероприятий.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными целями Программы являются создание условий для
укрепления бюджетного потенциала Чувашской Республики, повышение
роли республики в общероссийском разделении труда, увеличение ее
вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации,
формирование экономической и социальной инфраструктуры, дальнейшее
развитие аграрного сектора.
Для достижения этих целей необходимо решить с учетом тенденций
и особенностей развития экономики Чувашской Республики следующие
задачи:
создание правовых, экономических и организационных условий для
укрепления доходной базы республиканского бюджета на основе
обеспечения устойчивого развития ее экономики и социальной сферы;
обеспечение перехода в экономике к конкурентным отношениям,
эффективно влияющим на уровень спроса и предложения и
стимулирующим рациональные структурные преобразования в экономике,
снижение уровня затрат на производство продукции, сокращение
неэффективных производств путем наращивания выпуска
конкурентоспособной продукции;
формирование нового структурно-экономического облика
республики, реализация преимуществ ее транспортно-географического
положения, осуществление программ конверсии и финансового
оздоровления промышленных предприятий;
расширение межрегиональных связей, усиление интеграции
экономики республики в единый общероссийский рынок;
преодоление депрессивных явлений в экономике республики за
счет развития предпринимательской деятельности, содействия
занятости населения и увеличения налогооблагаемой базы;
расширенное воспроизводство и эффективное использование
экономического, научного и кадрового потенциала;
развитие экспортного потенциала и внешнеэкономической
деятельности;
мобилизация финансовых, кредитных и иных видов ресурсов на
решение задач федерального значения посредством интеграции
интересов России, Чувашской Республики, предприятий и организаций,
отечественных и иностранных инвесторов;
создание современной социальной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение реализации республиканских целевых программ и
проектов, направленных на повышение плодородия почв, создание
необходимых условий для формирования фондов продовольствия и
других ресурсов для федеральных и республиканских государственных
нужд;
повышение устойчивости функционирования сельскохозяйственных
предприятий в результате осуществления комплекса мер по
обеспечению сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе;
разработка месторождений полезных ископаемых и рациональное
использование природных ресурсов, повышение экологической
безопасности;
решение национально-культурных проблем населения республики и
чувашской диаспоры в России.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Достижение основных целей Программы и решение поставленных
задач требуют проведения в республике особой социально -
экономической политики, основные положения которой утверждены
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10
февраля 1995 г. N 35. Эта политика предусматривает продолжение
процессов экономического реформирования, создание и поддержку
"очагов роста" в экономической и социально-культурной сферах,
имеющих не только республиканское, но и общероссийское значение.
В 1996 году заключен договор о разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики,
а также подписаны соглашения между Правительством Российской
Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о
разграничении полномочий в области осуществления структурной
перестройки экономики Чувашской Республики, развития хмелеводства
и химического разоружения.
В соответствии с указанными документами разрабатываются и
осуществляются региональные программы по комплексному развитию
экономики республики на основе согласованных приоритетов
структурной политики, в том числе в области:
конверсии оборонных предприятий;
агропромышленного комплекса;
рыночной инфраструктуры;
транспорта и связи.
Изменение структуры монополизированных товарных рынков,
создание базы для эффективной добросовестной конкуренции, развития
малого бизнеса, в том числе в области высоких технологий с
использованием основных средств предприятий оборонного комплекса,
будут осуществляться в ходе разработки и реализации программы
демонополизации и развития конкуренции экономики Чувашской
Республики на 1997 - 1998 годы в основном за счет местных
источников финансирования как неотъемлемой части данной Программы.
Для реализации задач в социально-экономической сфере
необходимо осуществить меры, обеспечивающие макроэкономическую
стабилизацию и последующий экономический рост. Важнейшей из них
явилось принятие бюджета республики на 1997 год, адекватно
отражающего государственные расходы с возможностями мобилизации
доходов.
В целях укрепления ресурсно-финансового потенциала республики
предполагается осуществить мероприятия по следующим направлениям:
дальнейшее совершенствование механизма межбюджетного
регулирования, предусматривающего единый подход к определению
размеров финансовой поддержки районов и городов, установление
прямой зависимости между размером финансовой поддержки и доходами;
продолжение работы по сокращению ассигнований из бюджета в
связи с регулированием цен, направление высвободившихся средств на
адресные выплаты малозащищенным слоям населения, распространение
этого механизма на большинство видов дотаций;
дальнейшая консолидация в бюджете целевых (внебюджетных)
финансовых ресурсов государства;
привлечение дополнительных финансовых источников для
осуществления социальных преобразований, в том числе за счет
выпуска государственных ценных бумаг (жилищных облигаций,
республиканских займов и др.);
укрепление финансовой дисциплины при исполнении бюджета и
ужесточение контроля за соблюдением налогового законодательства;
распространение льготного налогового режима на действующие
финансовые и страховые организации и расширение временных границ
предоставления льгот;
содействие развитию новых направлений банковской деятельности,
в том числе ипотечного кредитования, инвестиционной деятельности;
стимулирование дополнительных товарообменных потоков, в том
числе за счет развития межрегионального торгово-распределительного
центра;
развитие системы обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг;
развитие системы биржевого оборота ценных бумаг.
Важную роль в развитии экономики должны сыграть мероприятия по
укреплению доходной части бюджета Чувашской Республики и
увеличению налогооблагаемой базы на 1997 - 2000 годы в рамках
основных направлений Программы и ее подпрограмм.
1. Промышленность
В подпрограмму "Промышленность" включены проекты, намечаемые к
размещению на конкурсной основе и претендующие на финансовую
поддержку федеральных органов исполнительной власти.
1.1. БЫСТРООКУПАЕМЫЕ ПРОЕКТЫ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ
НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1994 Г. N 1928
"О ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Приложение 1.1)
Химическая и добывающая промышленность
Проект N 1.1.1. <*> Создание производства трихлорсилана
улучшенного качества
ОАО "Химпром" - одно из крупнейших производителей химической
продукции в России и СНГ.
Производство трихлорсилана на ОАО "Химпром" функционирует с
1983 года, оно предназначено для получения фенилтрихлорсилана и
дальнейшей его переработки в смолы и лаки.
В сложившейся экономической ситуации цены на сырье и
энергоносители значительно возросли, вследствие чего продукция,
полученная из трихлорсилана, стала неконкурентоспособной и ее
производство значительно снизилось.
На протяжении многих лет поставщиком трихлорсилана для
Подольского химико-металлургического завода, являющегося
единственным заводом в России, на котором производится
поликристаллический кремний, был Запорожский титано-магниевый
комбинат, в настоящее время оказавшийся за пределами России.
В предлагаемом проекте предусматривается:
создание установки для получения синтетического хлористого
водорода из графита методом давления на базе модульной установки
производства фирмы "СГЛ Техник ГмбХ" мощностью до 10 тыс. т/год;
получение на действующей установке трихлорсилана улучшенного
качества в объеме до 7 тыс. т/год, пригодного для производства
полупроводникового поликристаллического кремния на Подольском ХМЗ
в объеме до 500 т/год.
Вывод производства на проектную мощность планируется
осуществить с использованием технологических возможностей
существующей схемы производства.
Обеспечение сырьем осуществляется за счет собственного
производства (хлор, водород, ПЭС-5, известковое молоко) и поставок
с заводов России.
Капитальные затраты на осуществление проекта составят 22,4
млрд. рублей, в том числе на приобретение оборудования - 18,43
млрд. рублей, из них федеральный инвестиционный кредит на
конкурсной основе - 4,5 млрд. рублей.
Срок окупаемости - 2,7 года.
Участники проекта:
ОАО "Химпром", Подольский ХМЗ (партнер - инвестор).
Генеральный подряд планируется осуществить силами ОАО "Стройтрест
N 4" и других организаций.
Проект N 1.1.2. <*> Производство водорода из природного газа
В ОАО "Химпром" водород используется для производства анилина,
перекиси водорода, п-фенетидина, мягчителя-2, п-аминобензойной
кислоты, которые в сумме потребляют 50 млн. куб. м/год водорода.
Кроме того, готовятся к вводу в эксплуатацию мощности по
производству анестезина и синтетической соляной кислоты, для чего
необходимо еще 4 млн. куб. м/год водорода.
Целью данного проекта является создание альтернативной
установки получения водорода из природного газа мощностью 60 млн.
куб. м/год на основе паровой конверсии метана в трубчатой печи под
давлением 0,6 МПа с утилизацией тепла. Отходом данного
производства является углекислый газ, который может быть
использован для карбонизации рассола производства хлора и
каустика, получения жидкой углекислоты, бикарбоната натрия и
других целей.
Необходимый размер инвестирования - 52,3 млрд. рублей, из них
федеральный инвестиционный кредит, предоставляемый на конкурсной
основе, - 10,5 млрд. рублей, средства бюджета Чувашской Республики
- 10 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 31,8 млрд.
рублей.
Срок окупаемости - 1,4 года.
Исполнитель проекта - ОАО "Химпром".
Проект N 1.1.3. <*> Разработка Первомайского месторождения
трепелов и производство на их основе различной продукции
ОАО "Вурнарский завод смесевых препаратов" специализируется на
выпуске химических средств защиты растений, микроталька,
гранулированных препаратов, товаров бытовой химии.
В 1994 году завод выиграл конкурс на разработку Первомайского
месторождения трепелов Алатырского района Чувашской Республики,
которое характеризуется благоприятными геологическими условиями
для добычи открытым способом. Глубина вскрытия - от 1 до 3 метров,
глубина залегания трепела - до 18 метров, разведанные запасы
составляют до 1 млн. куб. м.
Цель проекта - освоение Первомайского месторождения трепелов и
производство на их основе кормовых добавок, керамических изделий,
сложных минеральных удобрений с известкующим эффектом, товаров
бытовой химии.
На основе трепела разработаны новые виды продукции:
чистящие порошки и пасты (совместно с АО "Росса", г. Пермь), в
которых трепел используется в качестве мягкого и мелкодисперсного
абразива для снятия механических загрязнений. Аналогов
использования трепела как абразива в настоящее время нет.
Выработана опытная партия препаратов в 1995 году;
сложные минеральные удобрения с известкующим эффектом
(совместно с Научно-исследовательским институтом удобрений и
фунгицидов, г. Москва). Трепел Алатырского месторождения содержит
до 25 - 30% цеолита, до 30% карбоната кальция и магния, что дает
основания для получения смеси удобрений, включающих трепел,
мочевину, аммофос, сульфат калия. Минеральные удобрения на основе
трепела, доля которого составляет до 60%, предназначены для
полноценного питания овощных, плодово-ягодных и декоративных
культур, выращиваемых в открытом и закрытом грунтах, обеспечивают
нейтрализацию кислотности и улучшение структуры почвы, не содержат
нитратного азота;
кормовые добавки для животноводства (совместно с Научно -
исследовательским ветеринарным институтом Нечерноземья, г.
Чебоксары) представляют собой измельченную горную породу
(цеолитсодержащий туф). Трепел является источником кальция,
магния, фосфора, биологически активных микроэлементов для
профилактики нарушения обмена веществ и заболеваний, связанных с
недостаточностью минерального питания, не содержит вредных для
здоровья и окружающей среды примесей. В 1994 году произведены
опытные партии кормовых добавок, в том числе с добавлением
микроэлементов. В настоящее время проводятся расширенные
исследования применения трепела в свиноводстве, при откорме
крупного рогатого скота, в птицеводстве. Проведенные опыты по
скармливанию трепела подопытным группам свиней (3,5 тыс. голов и 3
тыс. голов на доращивании) показали, что дополнительный прирост
живой массы составил 12,8 процента, заболеваемость болезнями
желудочно-кишечного тракта сократилась на 22,5 процента,
повысилась сохранность молодняка и уменьшился падеж;
керамические изделия для электротехнической промышленности
(создан и работает опытный участок совместно с ОАО "Роквэл", г.
Чебоксары) представляют собой новое направление производства
керамики - полимеркерамики, которое является энергосберегающим
видом продукции при сохранении ее основных потребительских свойств
- химической стойкости, низкой теплопроводности, негорючести,
стойкости к истиранию, достаточной конструкционной прочности.
Сфера применения изделий из полимеркерамики:
замена конструкционных строительных деталей из древесины, ДСП,
асбестоцементных изделий;
комплекты сантехнических изделий различной отделки (ванны,
раковины, декоративные плитки);
конструкционные электроизоляционные материалы (изоляторы,
чехлы).
|