Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 20.06.97 N 750 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997 2000 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 20 июня 1997 г. N 750
   
                О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
               ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ
                     РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
   
           (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
                          от 30.12.2000 N 1034)
   
       В  целях  создания условий для укрепления бюджетного потенциала
   Чувашской  Республики  на  основе структурной перестройки, развития
   экономической  и  социальной  инфраструктуры,  обеспечения взаимной
   увязки  приоритетов  социально-экономического  развития  Российской
   Федерации   и   Чувашской   Республики   Правительство   Российской
   Федерации постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую   федеральную   целевую  программу
   развития  экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на
   1997   -  2000  годы  (далее  именуется  Программа),  разработанную
   Кабинетом   Министров   Чувашской   Республики  и  согласованную  с
   Министерством   экономики   Российской   Федерации,   Министерством
   финансов   Российской   Федерации   и   другими   заинтересованными
   федеральными органами исполнительной власти.
       2.   Утвердить   Министерство  экономики  Российской  Федерации
   государственным заказчиком - координатором Программы.
       Определить государственными заказчиками Программы:
       Министерство  сельского  хозяйства  и продовольствия Российской
   Федерации - по вопросам аграрной политики;
       Государственный  комитет  Российской  Федерации  по  жилищной и
   строительной политике - по вопросам инженерной инфраструктуры;
       Федеральную  дорожную службу России - по вопросам строительства
   и реконструкции федеральных автомобильных дорог.
       3.   Министерству   экономики  Российской  Федерации  ежегодно,
   начиная  с  1998  года,  включать  Программу в перечень федеральных
   целевых   программ,   подлежащих  финансированию  за  счет  средств
   федерального бюджета.
       4.    Кабинету   Министров   Чувашской   Республики   по   мере
   необходимости  представлять  в  Министерство  экономики  Российской
   Федерации  предложения по решению возникающих в процессе реализации
   Программы  проблем,  связанных  с  конверсией  оборонного комплекса
   Чувашской Республики.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                         В.ЧЕРНОМЫРДИН
   
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 20 июня 1997 г. N 750
   
                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
               РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
                ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
   
                                 ПАСПОРТ
            ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
              И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                           НА 1997 - 2000 ГОДЫ
   
   Наименование Программы   - федеральная целевая программа развития
                              экономики и бюджетного потенциала
                              Чувашской Республики на 1997 -
                              2000 годы
   
   Основание для разработки - поручения Президента Российской
   Программы                  Федерации от 28 апреля 1995 года
                              (Пр-589), Правительства Российской
                              Федерации от 25 ноября 1995 года
                              (АЗ-П11-36804), от 11 января 1996 года
                              (АЗ-П11-00689) и от 13 апреля 1996 года
                              (ВК-П11-12216)
   
   Государственный заказчик - Министерство экономики Российской
   Программы                  Федерации
   (заказчик - координатор)
   
   Заказчики подпрограмм    - Министерство сельского хозяйства и
                              продовольствия Российской Федерации
                              (вопросы агропромышленного комплекса),
                              Министерство транспорта Российской
                              Федерации и Государственный комитет
                              Российской Федерации по жилищной и
                              строительной политике (вопросы
                              инженерной инфраструктуры)
   
   Основной разработчик     - Кабинет Министров Чувашской Республики
   Программы
   
   Основная цель Программы  - создание условий для укрепления
                              бюджетного потенциала Чувашской
                              Республики, повышение роли республики
                              в общероссийском разделении труда,
                              увеличение ее вклада в
                              социально-экономическое развитие
                              Российской Федерации
   
   Задачи и важнейшие       - формирование нового
   целевые показатели         структурно-экономического облика
                              республики, реализация преимуществ ее
                              транспортно-географического положения,
                              осуществление программ конверсии и
                              финансового оздоровления промышленных
                              предприятий;
                              преодоление депрессивных явлений в
                              экономике республики за счет развития
                              предпринимательской активности,
                              содействия занятости населения и
                              расширения налогооблагаемой базы;
                              создание современной социальной и
                              инженерной инфраструктуры;
                              обеспечение реализации подпрограмм и
                              проектов в аграрной сфере, повышение
                              устойчивости функционирования
                              сельскохозяйственных предприятий;
                              решение национально-культурных проблем
                              в республике и чувашской диаспоры,
                              проживающей на территориях других
                              субъектов Российской Федерации;
                              мобилизация финансовых, кредитных и
                              иных видов ресурсов на решение
                              приоритетных задач
   
   Срок реализации            1997 - 2000 годы
   
   Основные направления     - развитие промышленности Чувашской
   Программы                  Республики до 2000 года;
                              стабилизация и развитие
                              агропромышленного комплекса в Чувашской
                              Республике на 1997 - 2000 годы;
                              строительство, реконструкция, ремонт и
                              содержание автомобильных дорог;
                              развитие и реконструкция систем
                              водоснабжения, теплоснабжения и
                              очистных сооружений;
                              социальная защита населения;
                              содействие занятости населения;
                              развитие образования;
                              сохранение и развитие культуры
                              Чувашской Республики на 1997 -
                              2000 годы
   
   Исполнители подпрограмм  - соответствующие предприятия и
   и основных мероприятий     организации Чувашской Республики,
                              федеральные и республиканские
                              министерства и ведомства
   
                                      (млрд. рублей, в ценах 1996 г.)
   Объемы и источники       - всего                            3869,5
   финансирования             в том числе:
                              федеральный бюджет                394,1
   
                              бюджет Чувашской Республики и
                              местные бюджеты                   765,9
   
                              инвестиции в быстроокупаемые
                              коммерческие проекты, намечаемые
                              к размещению на конкурсной основе  42,8
   
                              собственные средства предприятий  229,5
   
                              иностранные инвестиции            100
   
                              другие внебюджетные источники       2,4
   
                              Государственный фонд занятости
                              населения Российской Федерации    520,1
   
                              Федеральный дорожный фонд
                              Российской Федерации и
                              республиканский дорожный фонд    1814,7
   
   Ожидаемые конечные       - преодоление депрессивного характера
   результаты Программы       экономики и формирование нового
                              структурно-экономического облика
                              республики в соответствии с запросами
                              российского рынка, выравнивание
                              жизненного уровня населения и
                              приведение его к среднероссийским
                              показателям
   
   Система организации      - контроль осуществляют государственные
   контроля за реализацией    заказчики: Министерство экономики
   Программы                  Российской Федерации (координатор),
                              Министерство сельского хозяйства и
                              продовольствия Российской Федерации,
                              Министерство транспорта Российской
                              Федерации и Государственный комитет
                              Российской Федерации по жилищной и
                              строительной политике
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       Основанием   для   разработки   федеральной  целевой  программы
   развития  экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на
   1997   -   2000   годы  (далее  именуется  Программа)  служат  Указ
   Президента  Российской  Федерации  от 11 сентября 1992 г. N 1071 "О
   мерах   по   государственной   поддержке   социально-экономического
   развития  Чувашской  Республики",  поручение  Президента Российской
   Федерации  от  28  апреля 1995 г. N Пр-589, поручения Правительства
   Российской  Федерации  от  7 мая 1995 г. N ОС-П11-13663, от 22 июня
   1995  г.  N  НЕ-П11-18555,  от 5 июля 1995 г. N СШ-П11-19716, от 25
   ноября  1995 г. N АЗ-П11-36804, от 11 января 1996 г. N АЗ-П11-00689
   и от 13 апреля 1996 г. N ВК-П11-12216.
       Программа  разработана  с  учетом  положений  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от  3  июня  1996  г.  N  803  "Об  основных
   положениях   региональной   политики   в   Российской   Федерации",
   Постановления  Правительства  Российской Федерации от 31 марта 1997
   г.   N  360  "Об  утверждении  Программы  Правительства  Российской
   Федерации  "Структурная  перестройка  и экономический рост в 1997 -
   2000    годах",    взаимоувязана    с    прогнозом   и   концепцией
   социально-экономического  развития  Российской  Федерации на период
   до 2000 года.
       Программа  базируется  на  положениях  договора о разграничении
   предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
   власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
   Чувашской  Республики,  соглашениях между Правительством Российской
   Федерации    и   Кабинетом   Министров   Чувашской   Республики   о
   разграничении   полномочий   в  области  осуществления  структурной
   перестройки  экономики,  развития  хмелеводства, по уничтожению или
   конверсии   объектов   по   производству   химического   оружия   в
   акционерном    обществе    "Химпром"   и   ликвидации   последствий
   производства    химического    оружия   на   территории   Чувашской
   Республики.
       Программа    нацелена    на   повышение   роли   республики   в
   общероссийском   разделении   труда,   увеличение   ее   вклада   в
   социально-экономическое  развитие  Российской Федерации, укрепление
   республиканского  ресурсно-финансового потенциала и в перспективе -
   снижение   финансовой   зависимости   республики   от  федерального
   бюджета.
       Большинство  включенных  в  Программу  проектов  направлено  на
   решение   тех   проблем,  которые  относятся  к  предметам  ведения
   Российской   Федерации   или   к   предметам   совместного  ведения
   Российской Федерации и Чувашской Республики.
       Одной   из   важнейших   особенностей  этих  проектов  является
   направленность  на решение не только комплекса проблем, связанных с
   обеспечением   материальных   и   духовных  потребностей  населения
   республики,    но   и   на   решение   задач   межрегионального   и
   общероссийского уровней.
       Программа  разработана  в  соответствии с Порядком разработки и
   реализации   федеральных   целевых  программ  и  межгосударственных
   целевых  программ,  в  осуществлении  которых  участвует Российская
   Федерация,  утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации  от  26  июня  1995  г. N 594. При формировании Программы
   учтены   замечания   и   предложения  заинтересованных  федеральных
   органов государственной власти, научных и проектных организаций.
   
             СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                    ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
   
       В  ходе структурной перестройки экономики остро встает вопрос о
   комплексной   адаптации  регионов  к  новым  условиям  социально  -
   экономической  среды.  В большей мере это относится к тем регионам,
   где   в   силу   особенностей   исторического   развития  сложились
   неблагоприятные  с  точки  зрения  бюджетных  и  макроэкономических
   показателей  условия.  Данное  положение  в полной мере относится к
   Чувашской  Республике,  низкий  экономический и налоговый потенциал
   которой   по   сравнению   со   среднероссийским   уровнем  требует
   реализации    комплексных    мероприятий    со    стороны   органов
   государственной    власти    Российской   Федерации   и   Чувашской
   Республики.
       В  целях  решения  задач  региональной экономической политики и
   формирования  необходимых условий по выводу Чувашской Республики из
   экономического   кризиса  был  принят  Указ  Президента  Российской
   Федерации   от   11   сентября   1992   г.   N  1071  "О  мерах  по
   государственной    поддержке    социально-экономического   развития
   Чувашской  Республики", реализация которого положительно отразилась
   на состоянии экономики республики.
       Вместе  с  тем  продолжается  падение  производства, особенно в
   промышленности,   являющейся   основным   источником   формирования
   доходной    части    бюджета.   Значительная   доля   конверсионных
   производств,  высокая  ресурсоемкость  производства, зависимость от
   внешних  поставок  сырья  и  утяжеленная  структура  производства в
   условиях  перехода  к  рыночной  экономике  и  структурного кризиса
   стали   причиной   более   высоких  темпов  спада  производства  по
   сравнению  с  общероссийскими.  Объем  промышленного производства в
   республике  в  1994  году  по сравнению с 1993 годом снизился на 40
   процентов,  в  целом  по Российской Федерации - на 24 процента, а в
   1995   году  (по  сравнению  с  1994  годом)  соответственно  -  17
   процентов  и 3 процента и за 9 месяцев 1996 года - 19 процентов и 5
   процентов.   Растет  число  предприятий,  на  которых  имеют  место
   длительные   остановки   производства.   В  1995  году  ежемесячные
   остановки работы были на 110 предприятиях (в 1993 году - на 46).
       Одной   из  важнейших  проблем  республики,  требующих  решения
   методами  структурной перестройки, является конверсия производства,
   и   прежде   всего   техническое   перевооружение  и  реконструкция
   производственных   мощностей   с   целью   производства   продукции
   гражданского назначения и товаров народного потребления.
       Используя  собственный научно-технический потенциал и передовые
   технологии,    11    крупных    промышленных    предприятий   и   1
   специализированное   проектно-конструкторское   бюро  приступили  к
   осуществлению    программ    конверсии   в   условиях   минимальной
   государственной поддержки.
       В  ходе  реализации  программ  конверсии  8  предприятиям из 12
   выделены  в 1992 - 1994 годах льготные кредиты в размере 3,52 млрд.
   рублей,  в том числе в 1992 году - 45,6 процента требуемых средств,
   в  1993 году - 44,3 процента, в 1994 году - 4,97 процента, в 1995 и
   1996 годах средства не выделялись.
       В    настоящее   время   финансовое   положение   конверсионных
   предприятий   остается   тяжелым,   платежеспособность  предприятий
   ухудшается,  производство  продукции военно-технического назначения
   сокращается.    Снижение    производства    обусловило   дальнейшее
   сокращение  численности  занятых.  Одной  из  причин  оттока кадров
   остается   низкий   уровень   оплаты  труда.  Сокращение  льготного
   кредитования   из   федерального   бюджета,   а   также  отсутствие
   собственной  прибыли  предприятий  в результате спада производства,
   необходимость  содержания мобилизационных мощностей не позволяют им
   финансировать  в  достаточной  мере  мероприятия  по  модернизации,
   техническому   перевооружению  и  перепрофилированию  производства.
   Однако   конверсионные   предприятия   республики  разработали  ряд
   проектов   по   освоению  выпуска  продукции  двойного  назначения,
   импортозамещающей  и  экспортно-ориентированной  продукции, а также
   диверсификации  производства в 1997 - 2000 годах. В ходе реализации
   этих  программ  дополнительно может быть создано более 5000 рабочих
   мест.
       Очевидно,  что  задачи,  связанные с государственной поддержкой
   конверсионных   предприятий   республики,  остаются  актуальными  и
   требуют  скорейшего  решения  в  соответствии  с Законом Российской
   Федерации   "О  конверсии  оборонной  промышленности  в  Российской
   Федерации".
       Социально-экономическая   обстановка  в  республике  во  многом
   зависит  от  состояния  дел  в  агропромышленном  комплексе. В ходе
   проведения  аграрной  реформы  создан  ряд существенных предпосылок
   для  развития  рыночных  отношений  в  этой сфере. Вместе с тем эти
   преобразования  еще не трансформировались в факторы поступательного
   движения   агропромышленного   комплекса.   Положение   в  сельском
   хозяйстве    остается    сложным.    Сужается   материальная   база
   агропромышленного  производства.  Вследствие  усиления  диспаритета
   цен  на  промышленную  и сельскохозяйственную продукцию, сокращения
   инвестиций  резко снизились закупки техники, минеральных удобрений.
   Сохраняется  разрыв  в уровне заработной платы и доходов городского
   и   сельского  населения.  Сложное  положение  сельского  хозяйства
   объясняется   также  спадом  производства,  разрывом  хозяйственных
   связей,  снижением  платежеспособного спроса населения, отсутствием
   финансово-кредитного     механизма,    создающего    условия    для
   расширенного    воспроизводства,   малоземельем   и   относительной
   перенаселенностью сельской местности.
       Серьезную  тревогу  вызывает  ухудшение  качества  земли  из-за
   снижения  в  почве гумуса и элементов питания, развитие эрозии. Для
   решения  указанных  проблем,  увеличения  производства экологически
   чистых       продуктов      питания,      повышения      доходности
   сельскохозяйственного   производства   намечается  разработка  ряда
   республиканских программ.
       Важное   государственное   значение   транспортных  магистралей
   Чувашской  Республики в условиях рыночной экономики требует решения
   на  федеральном  уровне  ряда  проблем,  связанных  с  поддержанием
   существующей   сети  автомобильных  дорог  на  должном  техническом
   уровне,   дальнейшим   ее   развитием   за  счет  своевременного  и
   качественного ремонта и модернизации.
       В  республике  сложилось  напряженное положение с сохранением и
   функционированием  систем  жизнеобеспечения  городов.  Если  раньше
   значительная  часть  объектов  городского  коммунального  хозяйства
   содержалась  за  счет средств предприятий, то процессы приватизации
   и    общеэкономический   кризис   значительно   сократили   участие
   предприятий   в   содержании  и  развитии  систем  жизнеобеспечения
   городов.
       Строящиеся  объекты  теплоснабжения,  водопровода, канализации,
   инженерной  защиты  селитебных  территорий  остались  без  реальных
   хозяев  и  без  средств на завершение строительства и эксплуатацию.
   Резко    возросло    количество    крупных   аварий   на   системах
   жизнеобеспечения   населенных   пунктов,  некоторые  из  них  из-за
   перегрузок    и    ветхости    находятся   на   грани   прекращения
   функционирования.  Износ  основных средств составил: по водопроводу
   -  61  процент,  канализации  - 57 процентов, электроснабжению - 60
   процентов,  теплоэнергетическому  хозяйству - 32 процента. Одной из
   первоочередных  проблем,  требующих скорейшего разрешения, является
   проблема   развития  и  функционирования  системы  жизнеобеспечения
   столицы  республики  города  Чебоксары и других городов республики,
   пострадавших     в     результате     строительства    Чебоксарской
   гидроэлектростанции.  Удельный  вес загрязненных вод в общем объеме
   сброшенных  сточных  вод по Чувашской Республике к 1995 году достиг
   76,7  процента,  что  создало большую напряженность в экологической
   обстановке.
       Уровень  газификации  сельской местности составляет 8 процентов
   (в среднем по Российской Федерации - более 12 процентов).
       Реализация  проектов  по  функционированию  и  развитию  систем
   жизнеобеспечения  городов республики только за счет средств бюджета
   Чувашской  Республики  не  представляется  возможным, в связи с чем
   требуются  финансирование  из  федерального  бюджета  и привлечение
   внебюджетных   источников.  Специальной  миссией  Всемирного  банка
   совместно  с  Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по
   жилищной   и  строительной  политике  принято  решение  об  участии
   республики   в   конкурсе   на  льготное  кредитование  по  проекту
   "Водоснабжение  и  канализация".  Финансовая  поддержка  проекта по
   Чувашской   Республике   предварительно  оценивается  в  25,5  млн.
   долларов США.
       Чувашская  Республика  относится к числу регионов России, где в
   силу   ряда  факторов  показатели  уровня  жизни  значительно  ниже
   среднероссийских.  По  уровню  заработной платы в течение 1996 года
   Чувашская  Республика  занимала  70  -  75  места  среди  субъектов
   Российской  Федерации,  отставая от среднероссийского показателя на
   45  -  48  процентов.  Структурный  кризис, сопровождающийся спадом
   производства,  ростом  числа  убыточных  предприятий  и увеличением
   задолженности   по  выплате  заработной  платы,  оказал  негативное
   влияние   на  ситуацию  на  рынке  труда,  которая  характеризуется
   продолжающимся  сокращением  численности  населения, занятого всеми
   видами  экономической  деятельности,  и  сохранением в значительных
   размерах  неполной  занятости,  являющейся  фактором для увеличения
   безработицы.
       В  1995  году  по  сравнению  с 1994 годом численность занятого
   населения  сократилась  на  12,9  тыс.  человек  (2,2  процента)  и
   составила  579,5  тыс.  человек.  Наибольшее  снижение  численности
   работающих  произошло  в промышленности на 8,2 процента, в сельском
   хозяйстве - на 3,1 процента.
       Количество  официально зарегистрированных безработных составило
   на  1  января  1997  г.  44  тыс.  человек,  уровень регистрируемой
   безработицы  - 6,8 процента экономически активного населения, что в
   2  раза выше, чем в среднем по России. С учетом скрытой безработицы
   данный  показатель  достиг  16,3  процента.  Среди  безработных  58
   процентов  -  женщины,  43,5 процента - молодежь в возрасте 16 - 29
   лет,  15,3  процента  -  высвобожденные  работники,  7,3 процента -
   выпускники    общеобразовательных    школ   и   учебных   заведений
   профессионального  образования  различного  уровня. Доля лиц, особо
   нуждающихся в социальной защите, составляет 37 процентов.
       Кроме   того,   в   Республиканской   миграционной  службе  при
   Министерстве  труда  и  занятости Чувашской Республики по состоянию
   на  1  января  1996 г. зарегистрировано 2649 беженцев и вынужденных
   переселенцев,  из  них  55  процентов  находятся  в  трудоспособном
   возрасте.
       Чувашская   Республика   является  регионом  со  специфическими
   социально-культурными         и        национально-государственными
   особенностями.  При  этом  республика объективно призвана выполнять
   ряд  общероссийских  социально-культурных  функций  по  отношению к
   чувашской  диаспоре  (четвертой  по  численности  в  стране), около
   половины  которой  расселено  компактными  группами  на территориях
   других  субъектов  Российской  Федерации. В связи с ростом духовных
   запросов  возникли  дополнительные  задачи по развитию национальной
   школы,   подготовке   специалистов   по   национальной  культуре  и
   книгоиздательского дела.
       В   последние  годы  ухудшилось  обеспечение  школ  учебниками,
   учебно-методическими      пособиями,     детской     художественной
   литературой.
       В  сложном  положении оказались национальные школы республики и
   чувашские школы, расположенные за ее пределами.
       Уровень  развития  высшего  образования  в Чувашской Республике
   отстает  от  среднероссийского. Обеспеченность учебно-лабораторными
   площадями   в   расчете  на  1  студента  в  государственных  вузах
   республики  из  года  в  год  снижается.  Строительство  учебных  и
   лабораторно-производственных  помещений приостановлено. Обучение по
   ряду  специальностей не обеспечено необходимым уровнем материальной
   и учебно-лабораторной базы.
       На  территории  Чувашской  Республики  расположено значительное
   количество  объектов  историко-культурного наследия, в том числе 58
   памятников   истории   и  культуры  федерального  (общероссийского)
   значения.
       В  республике многое делается по приведению зданий - памятников
   в  надлежащий  вид,  их возрождению и сохранению. Однако республика
   не  располагает средствами для финансирования реставрационных работ
   в полном объеме.
       Существующие  театральные  труппы  размещены  в  помещениях, не
   имеющих   полноценного   театрального  оборудования  и  необходимых
   площадей.
       В  настоящее  время  в  Чувашской  Республике имеются следующие
   предпосылки   для  формирования  механизма  новых  производственных
   отношений,  вывода  республики  из  кризиса  и дальнейшего развития
   социально-экономического потенциала:
       в   результате  проводимой  руководством  Чувашской  Республики
   политики     приняты    решения,    обеспечивающие    благоприятный
   инвестиционный  климат,  созданы условия для развития экономической
   инфраструктуры,  в  частности,  значительно  понижен  общий уровень
   налогообложения   для   образующихся  предприятий  производственной
   сферы;
       республика    отличается    выгодным   экономико-географическим
   положением.  Она расположена в среднем течении реки Волги, в центре
   европейской  части  России,  на  важнейших железнодорожных, водных,
   автомобильных  магистралях,  которые связывают между собой развитые
   экономические  районы:  Центральный,  Поволжский,  Уральский. Через
   территорию   республики   проходят  магистральная  железная  дорога
   Москва  -  Казань - Екатеринбург, автомобильные дороги федерального
   значения Нижний Новгород - Казань, Цивильск - Ульяновск - Сызрань;
       Чувашская  Республика  располагает  значительным индустриальным
   потенциалом,  имеет  важное  значение  в территориальном разделении
   труда.   На  ее  территории  функционируют  крупнейшие  предприятия
   промышленности:   открытое  акционерное  общество  "Промтрактор"  -
   единственное  в  России и Европе предприятие по производству мощных
   тракторов    многопрофильного    использования,    применяемых    в
   золотодобывающей    и   угледобывающей   промышленности,   открытое
   акционерное  общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" - одно
   из  крупнейших  электротехнических предприятий Европы, производящих
   станции  управления,  реле  и  контакторы,  общество с ограниченной
   ответственностью    "Чебоксарский    хлопчатобумажный    комбинат",
   выпускающее   около   50   наименований   хлопчатобумажных  тканей,
   крупнейшее   в  России  открытое  акционерное  общество  "Химпром",
   подвергшееся   конверсии   в   связи  с  прекращением  производства
   химического  оружия,  открытое  акционерное общество "Текстильмаш",
   производящее  более  30 процентов ткацких станков от общего выпуска
   по России;
       республика  играет  важную  роль  в продовольственном комплексе
   Волго-Вятского  экономического  района,  поскольку производит около
   17  процентов  сельскохозяйственной продукции и занимает по данному
   показателю   третье   место.   Этому   способствуют   благоприятные
   природно-климатические   условия,   плодородные  почвы,  избыточное
   количество    трудовых    ресурсов    на    селе,    широкая   сеть
   перерабатывающих  предприятий,  близость к крупным городам (Москва,
   Нижний    Новгород,   Самара).   Население   республики   полностью
   обеспечивается  за  счет собственного производства мясо-молочными и
   яйцепродуктами,    картофелем   и   овощами,   значительная   часть
   продовольствия вывозится в другие регионы Российской Федерации.
       Однако   для   того,   чтобы   максимально   использовать   эти
   предпосылки,  требуются  поддержка со стороны федерального бюджета,
   более   активное   участие  Правительства  Российской  Федерации  в
   реализации намеченных подпрограмм и основных мероприятий.
   
                    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
   
       Основными   целями  Программы  являются  создание  условий  для
   укрепления  бюджетного  потенциала  Чувашской Республики, повышение
   роли  республики  в  общероссийском разделении труда, увеличение ее
   вклада  в  социально-экономическое  развитие  Российской Федерации,
   формирование  экономической и социальной инфраструктуры, дальнейшее
   развитие аграрного сектора.
       Для  достижения этих целей необходимо решить с учетом тенденций
   и  особенностей  развития  экономики Чувашской Республики следующие
   задачи:
       создание  правовых, экономических и организационных условий для
   укрепления   доходной   базы  республиканского  бюджета  на  основе
   обеспечения устойчивого развития ее экономики и социальной сферы;
       обеспечение  перехода  в  экономике  к конкурентным отношениям,
   эффективно   влияющим   на   уровень   спроса   и   предложения   и
   стимулирующим  рациональные структурные преобразования в экономике,
   снижение   уровня  затрат  на  производство  продукции,  сокращение
   неэффективных     производств     путем     наращивания     выпуска
   конкурентоспособной продукции;
       формирование     нового     структурно-экономического    облика
   республики,  реализация  преимуществ ее транспортно-географического
   положения,   осуществление   программ   конверсии   и   финансового
   оздоровления промышленных предприятий;
       расширение    межрегиональных   связей,   усиление   интеграции
   экономики республики в единый общероссийский рынок;
       преодоление  депрессивных  явлений  в  экономике  республики за
   счет    развития   предпринимательской   деятельности,   содействия
   занятости населения и увеличения налогооблагаемой базы;
       расширенное   воспроизводство   и   эффективное   использование
   экономического, научного и кадрового потенциала;
       развитие    экспортного    потенциала   и   внешнеэкономической
   деятельности;
       мобилизация  финансовых,  кредитных  и  иных  видов ресурсов на
   решение   задач   федерального   значения   посредством  интеграции
   интересов  России, Чувашской Республики, предприятий и организаций,
   отечественных и иностранных инвесторов;
       создание современной социальной и инженерной инфраструктуры;
       обеспечение   реализации  республиканских  целевых  программ  и
   проектов,  направленных  на  повышение  плодородия  почв,  создание
   необходимых   условий  для  формирования  фондов  продовольствия  и
   других  ресурсов  для федеральных и республиканских государственных
   нужд;
       повышение  устойчивости  функционирования  сельскохозяйственных
   предприятий   в   результате   осуществления   комплекса   мер   по
   обеспечению сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе;
       разработка  месторождений  полезных  ископаемых  и рациональное
   использование    природных    ресурсов,   повышение   экологической
   безопасности;
       решение  национально-культурных  проблем населения республики и
   чувашской диаспоры в России.
   
                     СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
       Достижение  основных  целей  Программы  и  решение поставленных
   задач   требуют   проведения   в   республике  особой  социально  -
   экономической   политики,  основные  положения  которой  утверждены
   Постановлением   Кабинета  Министров  Чувашской  Республики  от  10
   февраля  1995  г.  N  35.  Эта политика предусматривает продолжение
   процессов   экономического  реформирования,  создание  и  поддержку
   "очагов  роста"  в  экономической  и  социально-культурной  сферах,
   имеющих не только республиканское, но и общероссийское значение.
       В  1996 году заключен договор о разграничении предметов ведения
   и  полномочий  между  органами  государственной  власти  Российской
   Федерации  и  органами государственной власти Чувашской Республики,
   а   также  подписаны  соглашения  между  Правительством  Российской
   Федерации    и   Кабинетом   Министров   Чувашской   Республики   о
   разграничении   полномочий   в  области  осуществления  структурной
   перестройки  экономики  Чувашской Республики, развития хмелеводства
   и химического разоружения.
       В  соответствии  с  указанными  документами  разрабатываются  и
   осуществляются  региональные  программы  по  комплексному  развитию
   экономики    республики   на   основе   согласованных   приоритетов
   структурной политики, в том числе в области:
       конверсии оборонных предприятий;
       агропромышленного комплекса;
       рыночной инфраструктуры;
       транспорта и связи.
       Изменение   структуры   монополизированных   товарных   рынков,
   создание  базы для эффективной добросовестной конкуренции, развития
   малого  бизнеса,  в  том  числе  в  области  высоких  технологий  с
   использованием  основных  средств предприятий оборонного комплекса,
   будут  осуществляться  в  ходе  разработки  и  реализации программы
   демонополизации   и   развития   конкуренции   экономики  Чувашской
   Республики  на  1997  -  1998  годы  в  основном  за  счет  местных
   источников финансирования как неотъемлемой части данной Программы.
       Для    реализации   задач   в   социально-экономической   сфере
   необходимо   осуществить  меры,  обеспечивающие  макроэкономическую
   стабилизацию  и  последующий  экономический  рост. Важнейшей из них
   явилось   принятие   бюджета  республики  на  1997  год,  адекватно
   отражающего  государственные  расходы  с  возможностями мобилизации
   доходов.
       В  целях  укрепления ресурсно-финансового потенциала республики
   предполагается осуществить мероприятия по следующим направлениям:
       дальнейшее     совершенствование     механизма    межбюджетного
   регулирования,   предусматривающего  единый  подход  к  определению
   размеров  финансовой  поддержки  районов  и  городов,  установление
   прямой зависимости между размером финансовой поддержки и доходами;
       продолжение  работы  по  сокращению  ассигнований  из бюджета в
   связи  с регулированием цен, направление высвободившихся средств на
   адресные  выплаты  малозащищенным  слоям населения, распространение
   этого механизма на большинство видов дотаций;
       дальнейшая   консолидация   в  бюджете  целевых  (внебюджетных)
   финансовых ресурсов государства;
       привлечение    дополнительных    финансовых    источников   для
   осуществления  социальных  преобразований,  в  том  числе  за  счет
   выпуска   государственных   ценных   бумаг   (жилищных   облигаций,
   республиканских займов и др.);
       укрепление  финансовой  дисциплины  при  исполнении  бюджета  и
   ужесточение контроля за соблюдением налогового законодательства;
       распространение  льготного  налогового  режима  на  действующие
   финансовые  и  страховые  организации и расширение временных границ
   предоставления льгот;
       содействие  развитию новых направлений банковской деятельности,
   в том числе ипотечного кредитования, инвестиционной деятельности;
       стимулирование  дополнительных  товарообменных  потоков,  в том
   числе  за счет развития межрегионального торгово-распределительного
   центра;
       развитие  системы  обращения  государственных  и  муниципальных
   ценных бумаг;
       развитие системы биржевого оборота ценных бумаг.
       Важную  роль в развитии экономики должны сыграть мероприятия по
   укреплению   доходной   части   бюджета   Чувашской   Республики  и
   увеличению  налогооблагаемой  базы  на  1997  -  2000 годы в рамках
   основных направлений Программы и ее подпрограмм.
   
                            1. Промышленность
   
       В  подпрограмму "Промышленность" включены проекты, намечаемые к
   размещению  на  конкурсной  основе  и  претендующие  на  финансовую
   поддержку федеральных органов исполнительной власти.
   
               1.1. БЫСТРООКУПАЕМЫЕ ПРОЕКТЫ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ
         НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1994 Г. N 1928
             "О ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                            (Приложение 1.1)
   
                 Химическая и добывающая промышленность
   
       Проект   N   1.1.1.  <*>  Создание  производства  трихлорсилана
   улучшенного качества
   
       ОАО  "Химпром"  -  одно из крупнейших производителей химической
   продукции в России и СНГ.
       Производство  трихлорсилана  на  ОАО  "Химпром" функционирует с
   1983  года,  оно  предназначено  для получения фенилтрихлорсилана и
   дальнейшей его переработки в смолы и лаки.
       В   сложившейся   экономической   ситуации   цены  на  сырье  и
   энергоносители  значительно  возросли,  вследствие  чего продукция,
   полученная  из  трихлорсилана,  стала  неконкурентоспособной  и  ее
   производство значительно снизилось.
       На   протяжении   многих   лет  поставщиком  трихлорсилана  для
   Подольского     химико-металлургического     завода,    являющегося
   единственным    заводом   в   России,   на   котором   производится
   поликристаллический   кремний,   был  Запорожский  титано-магниевый
   комбинат, в настоящее время оказавшийся за пределами России.
       В предлагаемом проекте предусматривается:
       создание  установки  для  получения  синтетического  хлористого
   водорода  из  графита  методом давления на базе модульной установки
   производства фирмы "СГЛ Техник ГмбХ" мощностью до 10 тыс. т/год;
       получение  на  действующей  установке трихлорсилана улучшенного
   качества  в  объеме  до  7  тыс. т/год, пригодного для производства
   полупроводникового  поликристаллического  кремния на Подольском ХМЗ
   в объеме до 500 т/год.
       Вывод    производства   на   проектную   мощность   планируется
   осуществить    с    использованием   технологических   возможностей
   существующей схемы производства.
       Обеспечение   сырьем   осуществляется   за   счет  собственного
   производства  (хлор, водород, ПЭС-5, известковое молоко) и поставок
   с заводов России.
       Капитальные  затраты  на  осуществление  проекта  составят 22,4
   млрд.  рублей,  в  том  числе  на приобретение оборудования - 18,43
   млрд.   рублей,   из   них  федеральный  инвестиционный  кредит  на
   конкурсной основе - 4,5 млрд. рублей.
       Срок окупаемости - 2,7 года.
       Участники проекта:
       ОАО   "Химпром",   Подольский   ХМЗ   (партнер   -   инвестор).
   Генеральный  подряд  планируется осуществить силами ОАО "Стройтрест
   N 4" и других организаций.
   
       Проект N 1.1.2. <*> Производство водорода из природного газа
   
       В  ОАО "Химпром" водород используется для производства анилина,
   перекиси   водорода,  п-фенетидина,  мягчителя-2,  п-аминобензойной
   кислоты,  которые  в  сумме потребляют 50 млн. куб. м/год водорода.
   Кроме   того,   готовятся   к  вводу  в  эксплуатацию  мощности  по
   производству  анестезина  и синтетической соляной кислоты, для чего
   необходимо еще 4 млн. куб. м/год водорода.
       Целью   данного   проекта   является   создание  альтернативной
   установки  получения  водорода из природного газа мощностью 60 млн.
   куб.  м/год на основе паровой конверсии метана в трубчатой печи под
   давлением   0,6   МПа   с   утилизацией   тепла.   Отходом  данного
   производства   является   углекислый   газ,   который   может  быть
   использован   для   карбонизации   рассола   производства  хлора  и
   каустика,   получения  жидкой  углекислоты,  бикарбоната  натрия  и
   других целей.
       Необходимый  размер  инвестирования - 52,3 млрд. рублей, из них
   федеральный  инвестиционный  кредит,  предоставляемый на конкурсной
   основе,  - 10,5 млрд. рублей, средства бюджета Чувашской Республики
   -  10  млрд.  рублей  и  из  внебюджетных  источников  - 31,8 млрд.
   рублей.
       Срок окупаемости - 1,4 года.
       Исполнитель проекта - ОАО "Химпром".
   
       Проект  N  1.1.3.  <*>  Разработка  Первомайского месторождения
   трепелов и производство на их основе различной продукции
   
       ОАО  "Вурнарский завод смесевых препаратов" специализируется на
   выпуске    химических   средств   защиты   растений,   микроталька,
   гранулированных препаратов, товаров бытовой химии.
       В  1994  году завод выиграл конкурс на разработку Первомайского
   месторождения  трепелов  Алатырского  района  Чувашской Республики,
   которое  характеризуется  благоприятными  геологическими  условиями
   для  добычи открытым способом. Глубина вскрытия - от 1 до 3 метров,
   глубина  залегания  трепела  -  до  18  метров,  разведанные запасы
   составляют до 1 млн. куб. м.
       Цель  проекта - освоение Первомайского месторождения трепелов и
   производство  на  их основе кормовых добавок, керамических изделий,
   сложных  минеральных  удобрений  с  известкующим  эффектом, товаров
   бытовой химии.
       На основе трепела разработаны новые виды продукции:
       чистящие  порошки и пасты (совместно с АО "Росса", г. Пермь), в
   которых  трепел  используется в качестве мягкого и мелкодисперсного
   абразива    для    снятия    механических   загрязнений.   Аналогов
   использования   трепела   как   абразива  в  настоящее  время  нет.
   Выработана опытная партия препаратов в 1995 году;
       сложные   минеральные   удобрения   с   известкующим   эффектом
   (совместно   с   Научно-исследовательским  институтом  удобрений  и
   фунгицидов,  г.  Москва). Трепел Алатырского месторождения содержит
   до  25  -  30% цеолита, до 30% карбоната кальция и магния, что дает
   основания   для   получения  смеси  удобрений,  включающих  трепел,
   мочевину,  аммофос,  сульфат калия. Минеральные удобрения на основе
   трепела,   доля  которого  составляет  до  60%,  предназначены  для
   полноценного   питания   овощных,  плодово-ягодных  и  декоративных
   культур,  выращиваемых  в открытом и закрытом грунтах, обеспечивают
   нейтрализацию  кислотности и улучшение структуры почвы, не содержат
   нитратного азота;
       кормовые  добавки  для  животноводства  (совместно  с  Научно -
   исследовательским    ветеринарным   институтом   Нечерноземья,   г.
   Чебоксары)    представляют   собой   измельченную   горную   породу
   (цеолитсодержащий   туф).   Трепел   является  источником  кальция,
   магния,   фосфора,   биологически   активных   микроэлементов   для
   профилактики  нарушения  обмена  веществ и заболеваний, связанных с
   недостаточностью  минерального  питания,  не  содержит  вредных для
   здоровья  и  окружающей  среды  примесей.  В  1994 году произведены
   опытные   партии  кормовых  добавок,  в  том  числе  с  добавлением
   микроэлементов.    В   настоящее   время   проводятся   расширенные
   исследования   применения   трепела  в  свиноводстве,  при  откорме
   крупного  рогатого  скота,  в  птицеводстве.  Проведенные  опыты по
   скармливанию  трепела подопытным группам свиней (3,5 тыс. голов и 3
   тыс.  голов  на  доращивании)  показали, что дополнительный прирост
   живой   массы  составил  12,8  процента,  заболеваемость  болезнями
   желудочно-кишечного    тракта   сократилась   на   22,5   процента,
   повысилась сохранность молодняка и уменьшился падеж;
       керамические   изделия  для  электротехнической  промышленности
   (создан  и  работает  опытный  участок совместно с ОАО "Роквэл", г.
   Чебоксары)   представляют   собой  новое  направление  производства
   керамики  -  полимеркерамики,  которое  является  энергосберегающим
   видом  продукции при сохранении ее основных потребительских свойств
   -   химической  стойкости,  низкой  теплопроводности,  негорючести,
   стойкости к истиранию, достаточной конструкционной прочности.
       Сфера применения изделий из полимеркерамики:
       замена  конструкционных строительных деталей из древесины, ДСП,
   асбестоцементных изделий;
       комплекты  сантехнических  изделий  различной  отделки  (ванны,
   раковины, декоративные плитки);
       конструкционные   электроизоляционные   материалы   (изоляторы,
   чехлы).

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное