Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 19.11.97 N 1911-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 19 ноября 1997 г. N 1911-II ГД
   
           О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
               ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   выборах  депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания
   Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы -
   членами  Комитета  Государственной  Думы  по  законодательству   и
   судебно-правовой реформе.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший  Арбитражный   Суд,
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в Комитет Государственной Думы по законодательству и
   судебно-правовой реформе до 22 декабря 1997 года.
       3. Комитету  Государственной  Думы   по   законодательству   и
   судебно-правовой   реформе  доработать  указанный  законопроект  с
   учетом  поступивших  поправок  и  внести   его   на   рассмотрение
   Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ
              ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
                     СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
                            (Новая редакция)
   
       Закон "О выборах депутатов Государственной Думы..." был принят
   в июне  1995  года.  Его  основные  положения  выдержали испытание
   выборами  в  декабре  того  же  года.  Вместе   с   тем   практика
   избирательной  кампании  1995  г.,  а  также  выборы  в  отдельных
   избирательных округах взамен выбывших депутатов выявили  известную
   неполноту    законодательного   регулирования   различных   этапов
   избирательной  кампании,  деятельности  кандидатов,  избирательных
   объединений,  избирательных  комиссий,  участия СМИ в предвыборной
   агитации, финансирования избирательной кампании и т.д. 30 сентября
   1997  г.  вступил  в  силу  рамочный  Закон "Об основных гарантиях
   избирательных прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации",   значительно  расширивший  и  во  многом
   уточнивший регулирование избирательных действий  на  выборах  всех
   уровней.   Уже   одно   это  требует  приведения  всех  конкретных
   избирательных законов в соответствие с базовым законом.
       Предлагаемый проект сохраняет все  основные  принципы  выборов
   депутатов  Государственной  Думы,  в  том  числе  и  те,  что были
   предметом  дискуссии,  развернувшейся  как  в  средствах  массовой
   информации,  так и на различных собраниях: смешанную избирательную
   систему,  равное число депутатов,  избираемых по  общефедеральному
   округу    и    одномандатным    избирательным   округам,   барьер,
   предотвращающий  участие  маловлиятельных  партий  и  движений   в
   распределении  мандатов  и  т.д.  Нет необходимости воспроизводить
   здесь многократно излагавшуюся аргументацию в защиту  существующей
   избирательной  системы.  Достаточно отметить лишь,  что она играет
   важную   роль   в   трудном   процессе   становления   в    России
   партийно-политической   системы  и  политическом  структурировании
   Государственной  Думы,  в   повышении   профессионального   уровня
   парламентской   работы.  Принятая  система  обеспечивает  разумный
   баланс представительства общенациональных  политических  интересов
   общества,  которые  выражает  политические  партии  и движения,  и
   специфических интересов граждан в отдельных избирательных округах.
   Федеральные партии,  какими бы они сегодня ни были, являются одним
   из  важнейших  факторов,  стягивающих  политическую  жизнь  России
   воедино,   препятствующих   развитию  региональных  сепаратистских
   тенденций.  Кроме  того,  базовые  принципы  системы  должны  быть
   многократно испытаны в нескольких избирательных циклах; только это
   позволит  сохранить   разумную   стабильность,   избежать   резких
   шараханий, которые могли бы отбросить политическое развитие страны
   далеко назад.
       Сохраняя принятую   избирательную   систему,  законопроект  во
   многом уточняет и изменяет правила и процедуры  выборов  депутатов
   Государственной Думы:
       - положения,  относящиеся  к  составлению списков избирателей,
   формированию  и  полномочиям   избирательных   комиссий,   статусу
   кандидатов    в   депутаты,   правилам   проведения   агитации   и
   финансирования выборов,  порядку голосования и подсчету голосов  и
   т.д.  приведены  в  соответствие  с  новой  редакцией  Закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме граждан Российской Федерации";
       - ужесточены  требования  к  внесению  в  списки  избирателей,
   голосующих  вне  места  своего  постоянного  или преимущественного
   проживания;
       - уточнен  порядок  формирования   избирательных   округов   и
   участков;
       - прописан  порядок  формирования  избирательных комиссий всех
   уровней,  обеспечивающий   представительство   в   них   различных
   политических сил;
       - открыта   возможность  увеличения  числа  членов  участковых
   избирательных комиссий до 15 человек;
       - уточнен порядок   выдвижения    кандидатов    избирательными
   объединениями,   избирательными   блоками,   составления   списков
   кандидатов и внесения в него изменений;
       - усложнен  порядок  регистрации  общественных  организаций  в
   качестве  избирательных объединений,  которыми могут являться лишь
   политические  партии  и  движения,  осуществившие  соответствующие
   коррекции в уставах;
       - исключено участие в блоках неполитических организаций;
       - ужесточен   и  значительно  более  детально  регламентирован
   порядок  сбора  и  контроля  достоверности  подписей  в  поддержку
   кандидатов, списков кандидатов;
       - снят  двойной  счет  подписей:   отменен   зачет   подписей,
   собранных   в  одномандатных  избирательных  округах  в  поддержку
   кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, при учете числа
   подписей в поддержку списков кандидатов;
       - введен запрет трем  лидерам,  возглавляющим  общефедеральную
   часть партийных списков, баллотироваться в одномандатных округах;
       - установлено,  что при отказе от мандатов этих лидеров  после
   установления   результатов   выборов   их   мандаты  не  достаются
   автоматически кандидатам из тех же списков, а включаются в процесс
   перераспределения;
       - детально проработан раздел финансирования выборов;
       - введен институт участия  избирателей  в  выборах  на  основе
   открепительных удостоверений.
       Обновление Закона о выборах депутатов Государственной Думы  не
   предусматривает увеличения государственных расходов по сравнению с
   действующей редакцией.
       Законопроект подготовлен  группой депутатов - членов Комитетов
   по законодательству и судебно-правовой реформе, по делам Федерации
   и  региональной  политике  и по вопросам местного самоуправления с
   участием   представителей   Центральной   избирательной   комиссии
   Российской Федерации,  а также экспертов, участвующих в разработке
   избирательного законодательства Российской Федерации с 1992 г.
       В законопроекте учтены все основные замечания  членов  Рабочей
   группы   по   подготовке   проектов   законодательных   актов   по
   совершенствованию избирательной системы  в  Российской  Федерации,
   высказанные на ее заседании 14 октября 1997 г., а также замечания,
   содержавшиеся в заключениях  Правительства  Российской  Федерации,
   ряда комитетов и Правового управления Государственной Думы.
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                        Вносится депутатами - членами
                                         Комитета по законодательству
                                           и судебно-правовой реформе
                                               и депутатами - членами
                                          Комитета по делам Федерации
                                              и региональной политике
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
                О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
               ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1.  Основные  принципы  участия  гражданина  Российской
   Федерации в выборах депутатов  Государственной  Думы  Федерального
   Собрания Российской Федерации
   
       Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
   Федерации  (далее  -  депутаты  Государственной  Думы)  избираются
   гражданами  Российской  Федерации  на  основе  всеобщего равного и
   прямого  избирательного  права  при  тайном  голосовании.  Участие
   гражданина  Российской  Федерации  в  выборах является свободным и
   добровольным.  Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина
   Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию
   в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
       Жирным шрифтом  выделен  текст,  измененный  по  сравнению   с
   действующей  редакцией  Федерального  закона  "О выборах депутатов
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в
   основном  -  восстанавливающий  соответствие с Федеральным законом
   "Об основных гарантиях избирательных прав и  права  на  участие  в
   референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября  1997  г.
   N 124-ФЗ.
   
       Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной
   Думы
   
       Законодательство о  выборах  депутатов  Государственной   Думы
   составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме  граждан Российской Федерации",  настоящий Федеральный
   закон, другие федеральные законы.
   
       Статья 3. Выборы в Государственную Думу
   
       1. В  соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации
   Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
       2. 225   депутатов   Государственной   Думы   избираются    по
   одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на
   основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный
   избирательный   округ,   за   исключением  избирательных  округов,
   образуемых в субъектах Российской Федерации,  число избирателей  в
   которых   меньше  единой  нормы  представительства.  Единая  норма
   представительства избирателей на одномандатный избирательный округ
   устанавливается  путем  деления  общего числа зарегистрированных в
   соответствии  с  Федеральным  законом   "Об   основных   гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме граждан
   Российской Федерации" избирателей в Российской Федерации на  общее
   число (225) одномандатных избирательных округов.
       3. 225   депутатов   Государственной   Думы   избираются    по
   федеральному   избирательному  округу  пропорционально  количеству
   голосов,  поданных за федеральные списки  кандидатов  в  депутаты,
   выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
   
       Статья 4.  Избирательные права гражданина Российской Федерации
   на выборах депутатов Государственной Думы
   
       1. Гражданин   Российской   Федерации,   достигший   на   день
   голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной
   Думы по федеральному избирательному округу, а также участвовать во
   всех   иных  избирательных  действиях,  в  порядке,  установленном
   настоящим Федеральным законом.
       2. Гражданин   Российской   Федерации,   достигший   на   день
   голосования  18 лет,  постоянно или преимущественно проживающий на
   территории  соответствующего  избирательного  округа  имеет  право
   избирать   депутата   Государственной   Думы   по   одномандатному
   избирательному округу.
       3. Депутатом  Государственной Думы может быть избран гражданин
   Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
       4. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся
   в период подготовки и проведения выборов за  пределами  территории
   Российской   Федерации,   обладает   равными  с  иными  гражданами
   Российской Федерации правами при выборах депутатов Государственной
   Думы.
       5. Не  имеет  права  избирать  и  быть   избранным   гражданин
   Российской   Федерации,   признанный   судом   недееспособным  или
   содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
   
       Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
   
       1. Выборы     депутатов    Государственной    Думы    являются
   обязательными и проводятся  в  сроки,  установленные  Конституцией
   Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
       2. В соответствии с Конституцией Российской  Федерации  выборы
   депутатов  Государственной  Думы нового созыва назначает Президент
   Российской  Федерации.  Днем  голосования  на  выборах   депутатов
   Государственной  Думы  является первое воскресенье после истечения
   конституционного срока,  на который была  избрана  Государственная
   Дума  прежнего  созыва.  Срок  со  дня  официального опубликования
   решения о назначении выборов до дня  голосования  должен  быть  не
   менее четырех и не более пяти месяцев.
       3. В случае если Президент Российской  Федерации  не  назначит
   выборы   депутатов  Государственной  Думы  в  срок,  установленный
   пунктом 2 настоящей статьи,  выборы депутатов Государственной Думы
   проводятся    Центральной   избирательной   комиссией   Российской
   Федерации в первое или второе воскресенье  месяца,  следующего  за
   месяцем,  в  котором  истекают  полномочия  Государственной  Думы.
   Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  о
   назначении  выборов  публикуется не позднее чем за 115 дней до дня
   голосования.
       4. При роспуске Государственной  Думы  в  случаях  и  порядке,
   предусмотренных   Конституцией   Российской  Федерации,  Президент
   Российской  Федерации  одновременно  назначает  досрочные   выборы
   депутатов  Государственной Думы нового созыва.  Днем голосования в
   этом случае является последнее воскресенье перед  истечением  трех
   месяцев со дня роспуска Государственной Думы.
       5. В  случае  если  Президент Российской Федерации,  распустив
   Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Государственной
   Думы   нового   созыва,   выборы  депутатов  Государственной  Думы
   проводятся   Центральной   избирательной   комиссией    Российской
   Федерации,  в  первое  или  второе  воскресенье  по истечении трех
   месяцев со дня роспуска Государственной Думы.  Решение Центральной
   избирательной  комиссии  Российской Федерации о назначении выборов
   публикуется не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
       6. Сроки  избирательных  действий,   установленные   настоящим
   Федеральным  законом,  в  случаях,  предусмотренных пунктами 4 и 5
   настоящей статьи, сокращаются на четверть.
       7. В  случае  совпадения  воскресенья,  на которое должны быть
   назначены выборы,  с предпраздничным или  праздничным  днем,  либо
   днем,  следующим  после  праздничного  дня,  выборы назначаются на
   ближайшее следующее воскресенье.
   
       Статья 6. Право выдвижения кандидатов в депутаты
   
       Кандидаты в  депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты)
   могут быть выдвинуты избирателями соответствующего  одномандатного
   избирательного  округа  и  в  порядке  самовыдвижения.  Кандидаты,
   списки  кандидатов  могут  быть  выдвинуты  также   избирательными
   объединениями, избирательными блоками.
   
       Статья 7.   Подготовка  и  проведение  выборов  избирательными
   комиссиями
   
       1. Подготовка и проведение выборов  депутатов  Государственной
   Думы, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и
   контроль за их соблюдением возлагаются на избирательные комиссии в
   пределах их компетенции.
       2. При подготовке и проведении выборов избирательные  комиссии
   в  пределах  их компетенции,  установленной федеральными законами,
   независимы от органов государственной власти  и  органов  местного
   самоуправления.
       3. Решения и акты избирательных комиссий,  принятые в пределах
   их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными
   федеральными   законами,   обязательны   для  федеральных  органов
   исполнительной власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
   Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного
   самоуправления,   кандидатов,    зарегистрированных    кандидатов,
   избирательных   объединений,  избирательных  блоков,  общественных
   объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
       4. Избирательные комиссии при подготовке и проведении  выборов
   используют   государственную   автоматизированную   информационную
   систему,   обеспечивающую   максимально    быстрое    и    широкое
   информирование избирателей о ходе и результатах выборов, повышение
   эффективности и надежности процессов  поиска,  сбора,  пополнения,
   обработки,  передачи  и  хранения информации,  используемой в ходе
   подготовки  и  проведения  выборов,  информационного   обеспечения
   деятельности  избирательных  комиссий,  осуществляемой  в пределах
   полномочий,   установленных   настоящим    Федеральным    законом,
   федеральными   конституционными   законами,   иными   федеральными
   законами.
   
       Статья 8. Право на предвыборную агитацию
   
       1. Государство обеспечивает  гражданам  Российской  Федерации,
   политическим   партиям,  политическим  организациям,  политическим
   движениям и иным общественным объединениям при проведении  выборов
   свободное   проведение   агитации   в   соответствии  с  настоящим
   Федеральным законом, иными федеральными законами.
       2. Граждане   Российской   Федерации,   политические   партии,
   политические   организации,   политические   движения    и    иные
   общественные  объединения  вправе  в  допускаемых законом формах и
   законными  методами   вести   предвыборную   агитацию,   то   есть
   деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к
   участию в выборах,  а также к голосованию  за  или  против  любого
   зарегистрированного  кандидата,  за зарегистрированный Центральной
   избирательной комиссией Российской  Федерации  федеральный  список
   кандидатов или против него.
       3. Зарегистрированным кандидатам  в  депутаты  Государственной
   Думы (далее - зарегистрированные кандидаты), а также избирательным
   объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные
   списки   кандидатов,   гарантируются   равные  условия  доступа  к
   средствам  массовой   информации   для   проведения   предвыборной
   агитации.
   
       Статья 9.  Финансирование  выборов  депутатов  Государственной
   Думы
   
       1. Расходы   по  подготовке  и  проведению  выборов  депутатов
   Государственной Думы производятся за счет средств,  выделяемых  из
   федерального бюджета.
       2. Кандидаты,  избирательные объединения,  избирательные блоки
   обязаны    создавать    собственные    избирательные   фонды   для
   финансирования своей избирательной кампании.
   
       Статья 10.  Гласность  при  подготовке  и  проведении  выборов
   депутатов Государственной Думы
   
       1. Подготовка  и  проведение выборов депутатов Государственной
   Думы осуществляется открыто и гласно.
       2. Все решения избирательных комиссий, органов государственной
   власти и органов местного самоуправления,  связанные с подготовкой
   и проведением выборов, подлежат опубликованию.
   
         Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
   
       Статья 11. Образование одномандатных избирательных округов
   
       1. Для  проведения  выборов  депутатов  Государственной  Думы,
   избираемых  по одномандатным избирательным округам,  на территории
   Российской Федерации образуются  225  одномандатных  избирательных
   округов  на  основании  представляемых в Центральную избирательную
   комиссию    Российской    Федерации    исполнительными    органами
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации данных о
   численности  избирателей,  зарегистрированных  в  соответствии   с
   требованиями  статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях
   избирательных прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации"   на   территориях   субъектов  Российской
   Федерации.
       2. Одномандатные  избирательные  округа  образует  Центральная
   избирательная  комиссия  Российской   Федерации   при   соблюдении
   следующих требований:
       примерное равенство  одномандатных  избирательных  округов  по
   числу   зарегистрированных   на   их   территориях  избирателей  с
   допустимым  отклонением   от   средней   нормы   представительства
   избирателей  в  пределах  одного  субъекта Российской Федерации не
   более чем на  10  процентов,  а  в  труднодоступных  и  отдаленных
   местностях   -   не   более   чем   на   15   процентов.  Перечень
   труднодоступных и отдаленных  местностей  устанавливается  законом
   субъекта Российской Федерации;
       в пределах  территории  субъекта   Российской   Федерации   не
   допускается образование одномандатного избирательного округа из не
   граничащих  между  собой  территорий,  а  также   не   допускается
   образование  одномандатного  избирательного  округа  из территорий
   двух и более субъектов Российской Федерации;
       на территории  каждого  субъекта  Российской  Федерации должно
   быть образовано  не  менее  одного  одномандатного  избирательного
   округа.
       3. При  соблюдении  требований  об  образовании  одномандатных
   избирательных  округов,  указанных  в  пункте  2 настоящей статьи,
   учитываются административно-территориальное  устройство  (деление)
   субъекта    Российской    Федерации,    территории   муниципальных
   образований.
       4. Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации не
   позднее чем за 135 дней до дня голосования определяет и  вносит  в
   Государственную Думу схему образования одномандатных избирательных
   округов,  в которой должны быть обозначены их названия и  границы,
   перечень  населенных  пунктов (в случае,  если избирательный округ
   включает в себя часть территории населенного пункта - улиц и домов
   этой   части   данного  населенного  пункта),  входящих  в  каждый
   одномандатный  избирательный  округ,   номер   и   центр   каждого
   одномандатного    избирательного    округа,   число   избирателей,
   зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе и в
   каждой входящей  в  его   состав   административно-территориальной
   единицы или ее части.
       5. При   образовании  одномандатных  избирательных  округов  и
   определении   схемы   их    образования    может    использоваться
   государственная автоматизированная информационная система.
       6. Схема  образования  одномандатных  избирательных   округов,
   включая   ее  графическое  изображение,  утверждается  федеральным
   законом,  который должен быть опубликован (обнародован) не позднее
   чем  за 100 дней до дня голосования,  но не ранее дня официального
   опубликования решения о назначении выборов.
       7. В  случае  роспуска  Государственной  Думы  либо  в  случае
   неутверждения схемы одномандатных избирательных  округов  в  срок,
   установленный   пунктом   6  настоящей  статьи,  выборы  депутатов
   Государственной Думы нового  созыва  проводятся  по  одномандатным
   избирательным  округам,  схема которых была утверждена при выборах
   Государственной Думы прежнего созыва.
   
       Статья 12. Федеральный избирательный округ
   
       Выборы депутатов     Государственной     Думы,      избираемых
   пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки
   кандидатов в депутаты,  выдвинутые  избирательными  объединениями,
   избирательными блоками,  проводятся по федеральному избирательному
   округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
   
       Статья 13. Образование избирательных участков
   
       1. Для проведения голосования и подсчета  голосов  избирателей
   при    выборах    депутатов    Государственной   Думы   образуются
   избирательные  участки   на   основании   данных   о   численности
   избирателей,  зарегистрированных  в  соответствии  с  требованиями
   статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской
   Федерации" на территориях муниципальных образований.
       2. Избирательные   участки  образуются  главой  муниципального
   образования (в случае,  если  уставом  муниципального  образования
   такая  должность не предусмотрена,  - лицом,  уполномоченным на то
   органом местного самоуправления,     в  случае  отсутствия  органа
   местного  самоуправления  -  руководителем  исполнительного органа
   государственной власти субъекта  Российской  Федерации  либо  иным
   должностным   лицом   по   его   поручению)   по   согласованию  с
   соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за
   30  дней  до  дня  голосования с учетом местных и иных условий,  в
   целях создания максимальных удобств для избирателей.
       3. Избирательные  участки  образуются при соблюдении следующих
   требований:
       на территории   каждого  избирательного  участка  должно  быть
   зарегистрировано не более 3000 избирателей;
       недопустимо пересечение границ избирательных округов границами
   избирательных участков.
       4. В  местах  временного  пребывания  избирателей  (больницах,
   санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в
   труднодоступных   и   отдаленных   местностях,   на   полярных   и
   гидрометеорологических станциях,  на  судах,  находящихся  в  день
   голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться
   в  срок,  установленный  пунктом   2   настоящей   статьи,   а   в
   исключительных  случаях  -  не  позднее  чем  за  5  дней  до  дня
   голосования.  Такие избирательные участки входят  в  одномандатные
   избирательные  округа  по  месту  их  расположения  или  по  месту
   приписки судна.
       5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.  В
   порядке исключения допускается образование избирательных  участков
   на  территориях  воинских  частей,  расположенных  в обособленных,
   удаленных от населенных пунктов районах.  Избирательные участки  в
   этих  случаях  образуются  командирами  воинских частей по решению
   соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом доступ в
   помещение  для  голосования  должен  быть  обеспечен  всем  членам
   участковой и вышестоящих избирательных комиссий,  кандидатам и  их
   доверенным  лицам,  наблюдателям  по предъявлении соответствующего
   удостоверения   либо   документа,    предусмотренного    настоящим
   Федеральным законом.
       6. Избирательные участки для проведения голосования и подсчета
   голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях
   иностранных государств,  образуются руководителями дипломатических
   представительств  или  консульских учреждений Российской Федерации
   на территории страны их пребывания.  При этом требования  о  числе
   зарегистрированных  избирателей,  указанное  в  пункте 3 настоящей
   статьи, может не применяться.
       7. Вопрос об отнесении избирательных участков, образованных за
   пределами  территории  Российской   Федерации,   к   одномандатным
   избирательным  округам  решается при определении схемы образования
   одномандатных избирательных округов в  соответствии  с  пунктом  4
   статьи   11  настоящего  Федерального  закона.  Число  избирателей
   округа, к которому отнесены избирательные участки, образованные за
   пределами  территории  Российской  Федерации,  должно  быть меньше
   единой нормы представительства избирателей.  Число избирателей  на
   избирательных   участках,  образованных  за  пределами  территории
   Российской Федерации,  не  должно  превышать  10  процентов  числа
   избирателей,   зарегистрированных   на  территории  одномандатного
   избирательного  округа,  к  которому  отнесены  эти  избирательные
   участки.
       8. Списки избирательных  участков  с  указанием  их  границ  и
   номеров,   мест   нахождения  участковых  избирательных  комиссий,
   помещений  для  голосования   и   номеров   телефонов   участковых
   избирательных    комиссий    публикуются   главой   муниципального
   образования (в случае,  если  уставом  муниципального  образования
   такая  должность не предусмотрена,  - лицом,  уполномоченным на то
   органом местного самоуправления) не позднее чем за 25 дней до  дня
   голосования.
       9. Вопросы   опубликования   указанных   выше   сведений    об
   избирательных   участках,  образованных  за  пределами  территории
   Российской  Федерации,  решаются  руководителями   соответствующих
   дипломатических   представительств   или   консульских  учреждений
   Российской Федерации с учетом местных условий.
   
                     Глава III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
   
       Статья 14. Составление списков избирателей
   
       1. Списки    избирателей     составляются     соответствующими
   территориальными  избирательными  комиссиями  отдельно  по каждому
   избирательному  участку  не  позднее  чем  за  30  дней   до   дня
   голосования.   Списки   избирателей   по  избирательным  участкам,
   образованным в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13  настоящего
   Федерального   закона,   составляются  участковыми  избирательными
   комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
       2. Списки     избирателей     составляются     территориальной
   избирательной комиссией  на  основании  сведений  об  избирателях,
   представляемых  главой муниципального образования (в случае,  если
   уставом   муниципального   образования    такая    должность    не
   предусмотрена,  -  лицом,  уполномоченным  на  то органом местного
   самоуправления),   командиром   воинской   части,    руководителем
   учреждения,   где   избиратели   временно   проживают,  по  форме,
   установленной  Центральной  избирательной   комиссией   Российской
   Федерации.
       3. По  избирательному  участку,  образованному  на  территории
   воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в
   воинской части,  членов их семей и других  избирателей,  если  они
   проживают  в  пределах  расположения воинской части,  составляется
   участковой  избирательной  комиссией  на  основании  сведений   об
   избирателях, представляемых командиром воинской части.
       4. Список избирателей по избирательному участку, образованному
   на  судне,  находящемся  в  день  голосования в плавании,  либо на
   полярной   или   гидрометеорологической   станции,    составляется
   соответствующей  участковой  избирательной  комиссией на основании
   сведений  об  избирателях,  представляемых  капитаном  судна  либо
   руководителями указанных станций.
       5. Список избирателей по избирательному участку, образованному
   за   пределами   территории   Российской  Федерации,  составляется
   соответствующей участковой избирательной  комиссией  на  основании
   сведений     об    избирателях,    представляемых    руководителем
   соответствующего дипломатического представительства,  консульского
   учреждения  Российской  Федерации  либо командиром воинской части,
   расположенной за пределами территории Российской Федерации.
       6. Сведения    об   избирателях   формируются   и   уточняются
   должностными лицами,  указанными в пунктах 2,  3,  4 и 5 настоящей
   статьи,  на  основании государственной системы регистрации (учета)
   избирателей  и  представляются  в  территориальные   избирательные
   комиссии  не  позднее  чем  за  60  дней  до дня голосования,  а в
   соответствующие участковые избирательные комиссии сразу  после  их
   формирования.
       7. Список  избирателей  составляется  в  двух  экземплярах  по
   форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской
   Федерации.  Сведения   об   избирателях,   включаемые   в   список
   избирателей,  располагаются  в  алфавитном  или  ином  порядке (по
   населенным  пунктам,   улицам,   домам,   квартирам).   В   списке
   указываются   фамилия,  имя,  отчество,  год  рождения (в возрасте
   18 лет  -  дополнительно  день  и  месяц  рождения),  адрес  места
   постоянного или преимущественного проживания избирателя.
       8. При составлении  списка  избирателей  может  использоваться
   государственная    автоматизированная    информационная   система.
   Допускается составление списка избирателей с  использованием  иных
   технических  средств,  а  в  исключительных случаях - в рукописном
   виде.
       9. Первый  экземпляр  списка  избирателей передается по акту в
   соответствующую участковую избирательную комиссию не  позднее  чем
   за  25  дней  до  дня  голосования,  а второй экземпляр остается в
   территориальной   избирательной   комиссии.   Список   избирателей
   подписывается    председателем    и   секретарем   территориальной
   избирательной комиссии,  а  после  передачи  указанного  списка  в
   участковую   избирательную   комиссию  и  его  уточнения  -  также
   председателем  и  секретарем  участковой  избирательной  комиссии.
   Список     избирателей    заверяется    печатями    соответственно
   территориальной и участковой избирательных комиссий.
       10. Список     избирателей    по    избирательному    участку,
   образованному в соответствии  с  пунктами  4,  5  и  6  статьи  13
   настоящего  Федерального  закона,  подписывается  председателем  и
   секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется  печатью
   участковой избирательной комиссии.
       11. Участковая  избирательная  комиссия  производит  уточнение
   списка     избирателей     согласно     произошедших    изменений,
   подтвержденных   соответствующими  документами  органов   местного
   самоуправления,    учреждений    и   организаций,   осуществляющих
   регистрацию (учет) избирателей.
   
       Статья 15. Порядок включения граждан в списки избирателей
   
       1. В списки избирателей  включаются  все  граждане  Российской
   Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии
   со статьей 4 настоящего Федерального закона.
       2. Основанием  для включения гражданина Российской Федерации в
   список избирателей на конкретном  избирательном  участке  является
   факт   его   постоянного   или   преимущественного  проживания  на
   территории этого избирательного участка,  который  устанавливается
   органами   регистрационного   учета  населения  в  соответствии  с
   федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан
   Российской   Федерации   на   свободу  передвижения,  выбор  места
   пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
       3. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются
   в списки избирателей по  месту  жительства  на  общих  основаниях.
   Основанием для включения избирателей - военнослужащих, находящихся
   в воинской части,  членов их семей и других избирателей,  если они
   проживают   в  пределах  расположения  воинской  части,  в  список
   избирателей является факт  их  постоянного  или  преимущественного
   проживания  на территории воинской части,  который устанавливается
   квартирно-эксплуатационной службой  или  домоуправлением  воинской
   части,  или  органами  регистрационного  учета  граждан Российской
   Федерации по месту пребывания и по  месту  жительства  в  пределах
   Российской  Федерации,  либо  приказ  командира  воинской  части о
   зачислении в штат воинской части  граждан,  проходящих  службу  по
   призыву.
       4. Основанием  для  включения  в  список  избирателей  граждан
   Российской   Федерации,   проживающих   за   пределами  территории
   Российской Федерации  или  находящихся  в  длительных  заграничных
   командировках,  является факт их постоянного или преимущественного
   проживания,  а   также   пребывания   в   длительных   заграничных
   командировках,           устанавливаемый          дипломатическими
   представительствами,    консульскими    учреждениями    Российской
   Федерации.
       5. Избиратели,  находящиеся в день  голосования  в  больницах,
   санаториях,  домах  отдыха  и других местах временного пребывания,
   включаются  в  список  избирателей  на  основании   паспорта   или
   заменяющего его документа и открепительного удостоверения.
       6. Порядок  составления  списков  избирателей  и   организации
   голосования граждан Российской Федерации, содержащихся под стражей
   в день голосования в местах содержания под стражей подозреваемых и
   обвиняемых,   определяется   Центральной  избирательной  комиссией
   Российской Федерации  совместно  с  соответствующими  федеральными
   органами исполнительной власти.
       7. Граждане  Российской  Федерации,  признанные   вынужденными
   переселенцами  или  обратившиеся в Федеральную миграционную службу
   России или в ее территориальные органы с ходатайством о  признании
   их  вынужденными  переселенцами,  включаются  в день голосования в
   список избирателей по месту их временного проживания на  основании
   паспорта  или  заменяющего его документа,  а также соответствующих
   документов, выдаваемых Федеральной миграционной службой России или
   ее территориальными органами.
       8. Граждане Российской  Федерации,  связанные  по  условиям  и
   характеру    работы    с   постоянным   передвижением   (работники
   геологических,  поисковых  и  разведочных   экспедиций,   линейных
   строительно-монтажных,   передвижных   механизированных  колони  и
   другие)  включаются  в  список  избирателей  по  месту  нахождения
   избирателя  на  основании паспорта или заменяющего его документа и
   открепительного удостоверения.
       9. Граждане    Российской   Федерации,   обладающие   активным
   избирательным  правом,  прибывшие  в  иностранные  государства  по
   частным приглашениям в служебные,  деловые и туристические поездки
   включаются в список избирателей при их явке в день  голосования  в
   помещение  участковой избирательной комиссии на основании паспорта
   или заменяющего его документа и открепительного удостоверения.
       10. Избиратели,  поселившиеся  на  территории   избирательного
   участка после представления списка избирателей для ознакомления, а
   также избиратели,  по какой-либо  иной  причине  не  включенные  в
   список    избирателей,    дополнительно    включаются   участковой
   избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта
   или  заменяющего его документа,  а при необходимости и документов,
   подтверждающих   постоянное   или   преимущественное    проживание
   избирателя на территории данного избирательного участка.
       11. Избиратель  может быть включен в список избирателей только
   на одном избирательном участке.
       12. Вносить  какие-либо  изменения  в списки избирателей после
   окончания  голосования  и  начала  подсчета  голосов   избирателей
   запрещается.
   
       Статья 16. Ознакомление избирателей со списками избирателей
   
       1. Список  избирателей представляется участковой избирательной
   комиссией для всеобщего ознакомления избирателей и дополнительного
   уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
       2. Гражданин   Российской   Федерации,   обладающий   активным
   избирательным  правом,  вправе  заявить в участковую избирательную
   комиссию о невключении его в список избирателей,  о  любой  ошибке
   или неточности в списке избирателей.  В течение 24 часов, а в день
   голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее
   момента  окончания  голосования  участковая избирательная комиссия
   обязана проверить заявление,  а также представленные  документы  и
   либо   устранить   ошибку  или  неточность,  либо  дать  заявителю
   письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
       3. Исключение  гражданина  из  списка  избирателей  после  его
   подписания    председателем    и    секретарем     территориальной
   избирательной    комиссии   производится   только   на   основании
   официальных  документов,  а  также  в  случае  выдачи   избирателю
   открепительного  удостоверения в порядке,  установленном настоящим
   Федеральным законом.  При этом в  списке  избирателей  указываются
   дата  исключения гражданина из списка и причина такого исключения.
   Данная  запись   заверяется   подписью   председателя   участковой
   избирательной комиссии.
       4. Решение участковой избирательной комиссии о  включении  или
   невключении   в   список   избирателей  может  быть  обжаловано  в
   вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту  нахождения
   участковой  избирательной  комиссии),  которые обязаны рассмотреть
   жалобу (заявление) в  трехдневный  срок,  а  за  три  дня  до  дня
   голосования  и в день голосования - немедленно.  При положительном
   для   заявителя   решении   исправление   в   списке   избирателей
   производится участковой избирательной комиссией немедленно.
   
                    Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
   
       Статья 17.  Система и статус избирательных комиссий по выборам
   депутатов Государственной Думы
   
       1. Подготовку и проведение выборов  депутатов  Государственной
   Думы осуществляют:
       Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
       избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
       окружные избирательные комиссии;
       территориальные (районные,  городские  и другие) избирательные
   комиссии;
       участковые избирательные комиссии.
       2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по
   выборам депутатов Государственной Думы устанавливаются Федеральным
   законом "Об основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на
   участие  в  референдуме  граждан Российской Федерации",  настоящим
   Федеральным законом и иными федеральными законами.
       3. Решения   вышестоящей  избирательной  комиссии  по  выборам
   депутатов   Государственной   Думы,   принятые   в   пределах   ее
   компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
       4. Решение  избирательной  комиссии   по   выборам   депутатов
   Государственной  Думы,  противоречащее  федеральным  законам  либо
   принятое с превышением установленных полномочий,  подлежит  отмене
   вышестоящей   избирательной   комиссией   или   судом.   При  этом
   вышестоящая  избирательная  комиссия  вправе  принять  решение  по
   существу вопроса.
       5. Государственные  органы,  органы  местного  самоуправления,
   учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а
   также  их  должностные  лица   обязаны   оказывать   избирательным
   комиссиям  содействие  в  реализации  их  полномочий,  в частности
   предоставлять необходимые помещения и безвозмездно обеспечивать их
   охрану,   а   также   предоставлять   транспорт,  средства  связи,
   техническое оборудование,  сведения и материалы,  давать ответы на
   обращения  избирательных  комиссий  в пятидневный срок,  а за пять
   дней до дня выборов и в день  выборов  -  немедленно,  а  средства
   массовой  информации,  указанные  в  пункте 1 статьи 49 настоящего
   Федерального  закона,   должны   предоставлять   возможность   для
   размещения  печатной  информации избирательных комиссий в порядке,
   установленном настоящим Федеральным  законом,  иными  федеральными
   законами.
       6. Общественные    объединения,    предприятия,    учреждения,
   организации, средства массовой информации, не указанные в пункте 5
   настоящей  статьи,   а   также   их   должностные   лица   обязаны
   предоставлять   избирательным  комиссиям  необходимые  сведения  и
   материалы,  давать ответы на обращения  избирательных  комиссий  в
   пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов -
   немедленно.
   
       Статья 18.  Порядок  формирования  Центральной   избирательной
   комиссии  Российской  Федерации,  избирательных комиссий субъектов
   Российской Федерации
   
       Центральная избирательная   комиссия   Российской   Федерации,
   избирательные  комиссии субъектов Российской Федерации формируются
   в  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме граждан
   Российской Федерации".
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное