Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 11.04.2001 N 1345-III ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 90066448-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 11 апреля 2001 г. N 1345-III ГД

               О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 90066448-3
            "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ
              ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении   проект   Федерального   закона
   N 90066448-3  "О  внесении  изменений  и  дополнений в Арбитражный
   процессуальный  кодекс  Российской  Федерации",  внесенный  Высшим
   Арбитражным Судом Российской Федерации.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству до
   1 июня 2001 года.
       3. Комитету    Государственной    Думы   по   законодательству
   доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок  и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ
              ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

              1. Обоснование необходимости принятия Закона

       В законопроекте  предлагается  новая   редакция   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации,  действующего с 1995
   года,  так как изменения и  дополнения  касаются  фактически  всех
   положений   Кодекса.   Вместе  с  тем  это  не  новый  Арбитражный
   процессуальный кодекс Российской Федерации, поскольку предлагаемая
   проектом   новая   редакция   не   меняет  концепции  Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, основанной
   на  принципах  существующей системы арбитражных судов в Российской
   Федерации,   ее   структурных   элементах,   количестве   судебных
   инстанций,  полномочиях  арбитражных судов каждого уровня и других
   положениях    судоустройственного    характера,    предусмотренных
   Федеральным   конституционным  законом  "Об  арбитражных  судах  в
   Российской Федерации".
       Необходимость разработки   и  принятия  законопроекта  вызвана
   несколькими причинами.
       Во-первых, это     пробелы     в    действующем    Арбитражном
   процессуальном   кодексе    Российской    Федерации,    внутренние
   противоречия  в  его  положениях  и их несогласованность с другими
   законами, которые выявились в практике применения Кодекса.
       Во-вторых, принятие    целого   ряда   законов,   регулирующих
   отношения  в  сфере  предпринимательской  и   иной   экономической
   деятельности,  которые не только расширяют компетенцию арбитражных
   судов,  но  и  требуют  иной,  адекватной   процессуальной   формы
   разрешения  споров,  возникающих из этих отношений.  К числу таких
   законов,  принятых  после   введения   в   действие   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, относятся:
   Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   (часть    вторая),
   Федеральный  закон  "Об  акционерных обществах",  Налоговый кодекс
   Российской Федерации (часть первая),  Бюджетный кодекс  Российской
   Федерации,  Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)",
   Кодекс  торгового  мореплавания  и  другие.  С  ноября  1997  года
   действует  Федеральный  закон  "Об  исполнительном  производстве",
   положения которого требуют реализации в судоустройственном законе.
   Кроме  этого,  с  1  января  1997  года вступил в силу Федеральный
   конституционный закон "О судебной системе  Российской  Федерации",
   который  в числе прочих судоустройственных вопросов решил вопрос о
   привлечении  к  осуществлению  правосудия  в   арбитражных   судах
   арбитражных  заседателей,  привлекавшихся  до этого к рассмотрению
   дел в порядке эксперимента только в 14 арбитражных судах.
       В-третьих, вступление  России  в  феврале  1996  года  в Совет
   Европы,  ратификация ею 30 марта 1998 года Европейской конвенции о
   защите   прав  человека  и  основных  свобод,  распространение  на
   Российскую  Федерацию  юрисдикции  Европейского  Суда  по   правам
   человека   также   вызвали  необходимость  внесения  многих  новых
   положений  в   действующий   Арбитражный   процессуальный   кодекс
   Российской Федерации,  с   тем   чтобы   современное   арбитражное
   процессуальное  законодательство соответствовало стандартам Совета
   Европы,  касающимся повышения эффективности судебной защиты,  и не
   привело   к   коренной   ломке   исторически  сложившейся  системы
   российского законодательства  и  учитывало  реалии  экономического
   положения в стране.

               2. Основные цели и задачи принятия проекта

       Основной целью принятия проекта является создание  современной
   основы  дальнейшего  развития  законодательной базы,  определяющей
   порядок разрешения  арбитражными  судами  экономических  споров  и
   рассмотрения   иных   дел   с   участием  организаций,  являющихся
   юридическими  лицами,  граждан,  имеющих   статус   индивидуальных
   предпринимателей,    и    иных    лиц,    возникающих    в   сфере
   предпринимательской и иной экономической деятельности.
       При этом   преследовалась   также   цель  отражения  специфики
   арбитражных  судов,   обусловленной   характером   рассматриваемых
   споров,   как   органов,   осуществляющих   правосудие   в   сфере
   экономической деятельности.
       Основными задачами   внесения   изменений   и   дополнений   в
   Арбитражный процессуальный кодекс  Российской  Федерации  являются
   повышение   эффективности  судебной  защиты  предпринимателей,  ее
   оперативности,    устранение    пробелов     в     законодательном
   регулировании,   дифференциация   судебных   процедур,  приведение
   арбитражного процессуального  законодательства  в  соответствие  с
   Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод и
   другими  международными   документами,   обеспечение   доступа   к
   правосудию   в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической
   деятельности.

          3. Общая характеристика и основные положения проекта
                          (концепция проекта)

       Законопроект исходит  из необходимости регламентации вопросов,
   связанных с особенностями судопроизводства  в  арбитражных  судах,
   как   органах,   разрешающих  экономические  споры  и  иные  дела,
   возникающие  в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической
   деятельности,  где сторонами являются юридические лица и граждане,
   имеющие статус индивидуального предпринимателя. При этом изучались
   и   учитывались  многолетний  отечественный  опыт  работы  органов
   государственного  арбитража  и  арбитражных  судов,  публикации  в
   юридической   литературе   и   выступления  в  средствах  массовой
   информации, предложения судей и ученых, а также международный опыт
   деятельности коммерческих,  торговых судов, который при подготовке
   проекта тщательно изучался, в том числе и за рубежом.
       В проекте  последовательно  проводится линия на повышение роли
   арбитражных  судов  в  урегулировании  споров   между   субъектами
   предпринимательской  деятельности  вне  рамок судебного заседания.
   Большая  роль  отводится  мировому  соглашению,  предусматривается
   сравнительно  новая для нашего процесса возможность урегулирования
   конфликта между сторонами с помощью посредника (глава 17  "Мировое
   соглашение.   Посредничество").   В   проект  включены  положения,
   обязывающие  судью  принять  меры  к  урегулированию  спора  между
   сторонами  на  стадии  подготовки дела к судебному разбирательству
   (глава 19).  При этом меры по урегулированию спора между сторонами
   рассматриваются   не   только  как  средства  ускорения  процесса,
   повышения его оперативности,  но и как возможность мирного  выхода
   из  конфликта,  позволяющая  сохранить деловые связи,  партнерские
   отношения  между  сторонами,  что  особенно  важно   в   интересах
   обеспечения стабильности экономики.
       В законопроекте подробно регламентирован институт  обеспечения
   иска,  предусматривается  широко  применяемый  в  мировой судебной
   практике порядок обеспечения  имущественных  интересов  до  подачи
   иска, а   также   институт   встречного   обеспечения   (глава   9
   "Обеспечение   иска.   Обеспечение   имущественных    интересов").
   Названные  положения  направлены  также на повышение оперативности
   судопроизводства  в  арбитражных  судах,  обеспечение  доступа   к
   правосудию.
       Арбитражный процессуальный кодекс  Российской  Федерации  1995
   года  предусматривает  ведение  протокола  судебного  заседания  в
   арбитражном  суде  судьей  -   председательствующим   в   судебном
   заседании.  Это  сказывается  на оперативности процесса,  качестве
   процессуального документа,  призванного  быть  гарантией  судебной
   защиты.  В  этой  связи в проекте вводится фигура помощника судьи,
   который наряду с  ведением  протокола  может  выполнять  и  другие
   процессуальные  и организационные функции,  что позволит несколько
   сократить  нагрузку  на  судью,  повысить  гарантии  защиты   прав
   участников процесса.
       Статьей 48   Конституции    Российской    Федерации    каждому
   гарантируется  право  на  получение  квалифицированной юридической
   помощи.  В  целях  реализации  данного  конституционного  права  в
   проекте   предпринята   попытка  ввести  институт  аккредитации  в
   арбитражном суде адвокатов и других лиц,  оказывающих  юридическую
   помощь  участникам  процесса  в  ведении  дела  в  суде.  При этом
   предусматривается   возможность    назначения    судом    адвоката
   индивидуальному   предпринимателю  исходя  из  его  имущественного
   положения,  из числа адвокатов,  аккредитованных  при  арбитражных
   судах,  когда  дело  не  может быть рассмотрено без предоставления
   стороне   квалифицированной   юридической   помощи   (статья    62
   законопроекта).
       Предусматривается дифференциация  процедур  при   рассмотрении
   различных категорий дел: раздел II законопроекта посвящен вопросам
   производства  в  арбитражном  суде  первой  инстанции  по   делам,
   возникающим  из  гражданских  отношений;  раздел  III  -  вопросам
   производства по делам,  возникающим  из  административных  и  иных
   публично  -  правовых  отношений;  раздел  IV  -  вопросам особого
   производства  (об   установлении   фактов,   имеющих   юридическое
   значение;  о  признании  и  исполнении решений иностранных судов и
   др.).
       При этом  в  разделе IV (глава 32) регламентируются упрощенные
   процедуры рассмотрения так называемых бесспорных дел и  споров  на
   мелкие  суммы.  Суть этих процедур состоит не только в сокращенных
   по  сравнению  с  обычными  сроками  рассмотрения  дел,  но  и   в
   исключении апелляционного обжалования решений по таким делам.
       В проекте сохраняется существующая система пересмотра судебных
   решений.
       Вместе с  тем  более  четко  проводится  разграничение   между
   полномочиями судов апелляционной и кассационной инстанций, усилены
   гарантии независимости судей  различных  судебных  инстанций,  что
   прежде всего проявляется в самостоятельной, беспристрастной оценке
   всех обстоятельств дела судом первой и апелляционной инстанций,  в
   повторном рассмотрении судом апелляционной инстанции дела в полном
   объеме, в возможности вынесения ею нового решения и др.
       Наиболее существенному  реформированию  подвергнуты  положения
   Кодекса, регламентирующие производство в суде надзорной инстанции.
       В проекте  устанавливается,  что  с  заявлением  о  пересмотре
   решения в порядке надзора могут  обратиться  лица,  участвующие  в
   деле.  Такое  же  обращение  в  Высший  Арбитражный Суд Российской
   Федерации  может  инициировать   и   прокурор.   Предусматривается
   судебная процедура (коллегиальным составом суда, сформированным из
   числа  судей  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации)
   рассмотрения  названных  заявлений  и  решения  вопроса  о наличии
   оснований для пересмотра дела в порядке надзора. При наличии таких
   оснований  состав  судей  вносит  в Президиум Высшего Арбитражного
   Суда Российской  Федерации  протест  с  предложением  пересмотреть
   судебный  акт  нижестоящего  суда.  При  отсутствии  оснований суд
   выносит    об    этом    определение,     которое     направляется
   заинтересованному лицу и не может быть обжаловано.
       Тем самым предлагается уйти от существующего в настоящее время
   порядка  возбуждения производства по делу в надзорной инстанции по
   протестам   должностных   лиц,   от   решения   которых   зависело
   волеизъявление   лиц,   участвующих   в  деле.  Проект  фактически
   исключает вмешательство должностных лиц в судебный процесс.
       Положения раздела  VI  "Производство  по  делам,  связанным  с
   исполнением  судебных  актов  арбитражных   судов"   приведены   в
   соответствие    с    Федеральным    законом   "Об   исполнительном
   производстве".
       Усовершенствован раздел  VII "Производство по делам с участием
   иностранных  лиц"  на  основании   серьезного   анализа   судебной
   арбитражной практики по данной категории дел, с учетом ратификации
   Российской Федерацией ряда международных  соглашений  и  тенденций
   развития институтов международного частного права.

            4. Финансово - экономическое обоснование проекта

       В проекте    содержатся    некоторые    положения,   требующие
   финансового обеспечения.
       В частности,  требует финансовых затрат реализация положений о
   направлении   судебных   дел,   процессуальных   документов,    об
   обеспечении перевода лицам,  не владеющим языком судопроизводства,
   о назначении (и оплате) экспертизы по инициативе суда и др.
       Однако эти   расходы   включаются   ежегодно   в   расходы  на
   обеспечение  деятельности   арбитражных   судов   по   обеспечению
   правосудия.
       В проекте предусматривается также рассмотрение судебных дел  с
   участием  арбитражных заседателей,  предполагающее оплату их труда
   за счет средств федерального бюджета,  введение  фигуры  помощника
   судьи с возложением на него отдельных процессуальных функций.
       Вместе с  тем  финансовое  обеспечение  реализации   названных
   положений   было   предусмотрено   в   законопроектах  "О  порядке
   привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей"  и
   "Об  увеличении  штатной  численности судей и работников аппаратов
   арбитражных судов  в  Российской  Федерации",  ранее  внесенных  в
   Государственную Думу  с  соответствующим финансово - экономическим
   обоснованием.
       С учетом изложенного для реализации данного  законопроекта  не
   потребуется дополнительных финансовых ассигнований из федерального
   бюджета.

                5. Справка о состоянии законодательства

       Законодательную основу   реализации   Федерального  закона  "О
   внесении  изменений  и  дополнений  в  Арбитражный  процессуальный
   кодекс  Российской  Федерации"  составляют  Конституция Российской
   Федерации,  Федеральный конституционный закон "О судебной  системе
   Российской   Федерации",  Федеральный  конституционный  закон  "Об
   арбитражных судах в Российской Федерации",  а также  международные
   договоры Российской Федерации.

         6. Перечень законов и иных нормативных правовых актов,
           отмены, изменения, дополнения или принятия которых
                    потребует принятие законопроекта

       Реализация проекта потребует внесения изменений и дополнений в
   следующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты:
       Гражданский процессуальный    кодекс   РСФСР   от   11.06.1964
   (Ведомости Верховного Совета РСФСР,  1964, N 24, ст. 407) (в части
   разграничения   компетенции   между   судами  общей  юрисдикции  и
   арбитражными судами);
       Федеральный закон  "О  Прокуратуре  Российской  Федерации"  от
   17.01.1992 N 2202-1 (в редакции Федерального закона от  17.11.1995
   N 168-ФЗ)  (Ведомости   Съезда   народных   депутатов   Российской
   Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст.
   366;  Собрание законодательства Российской Федерации,  1995, N 47,
   ст. 4472) (в части участия прокурора в арбитражном процессе);
       Закон Российской  Федерации   от   07.07.1993    N 5338-1   "О
   международном  коммерческом  арбитраже" (Ведомости Съезда народных
   депутатов Российской  Федерации  и  Верховного  Совета  Российской
   Федерации,  1993, N 32, ст. 1240) (в части приведения в исполнение
   и оспаривания решений арбитража по экономическим спорам);
       Временное положение   о   третейском   суде   для   разрешения
   экономических  споров,  утвержденное   постановлением   Верховного
   Совета  Российской  Федерации  (в  части приведения в исполнение и
   оспаривание решений третейских судов).
       Реализация положений,  предусмотренных частями 2 и 3 статьи 62
   законопроекта,  возможна после  принятия  федерального  закона  об
   адвокатуре в Российской Федерации.
       Реализация проекта  потребует  также  принятия   внесенных   в
   Государственную Думу проектов федеральных законов:
       "О порядке привлечения к осуществлению правосудия  арбитражных
   заседателей";
       "Об увеличении  штатной   численности   судей   и   работников
   аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации".






                                                               Проект
                                                      31 июля 2000 г.

                                                             Вносится
                                             Высшим Арбитражным Судом
                                                 Российской Федерации

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

            О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ
               ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Статья 1.   Внести   в   Арбитражный   процессуальный   кодекс
   Российской   Федерации   (Собрание   законодательства   Российской
   Федерации, 1995,  N 19,  ст. 1709) изменения и дополнения, изложив
   его в следующей редакции:

                   "АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Осуществление правосудия арбитражными судами

       1. Арбитражные  суды  в  Российской  Федерации,  созданные   в
   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации и федеральным
   законом (далее - арбитражные суды),  осуществляют судебную  власть
   посредством   гражданского  судопроизводства  и  административного
   судопроизводства (далее - судопроизводство в арбитражных судах).
       2. Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической
   деятельности  осуществляется   в   Российской   Федерации   только
   арбитражными   судами  путем  разрешения  экономических  споров  и
   рассмотрения иных дел,  отнесенных к  их  компетенции  Арбитражным
   процессуальным    кодексом    Российской   Федерации   и   другими
   федеральными     законами,     по     правилам,      установленным
   законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

       Статья 2. Задачи судопроизводства в арбитражных судах

       Задачами судопроизводства   в   арбитражных   судах   являются
   обеспечение доступности правосудия в сфере  предпринимательской  и
   иной экономической деятельности,  справедливое, публичное судебное
   разбирательство в  разумный  срок  независимым  и  беспристрастным
   судом  в  целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных
   интересов   лиц,   осуществляющих   предпринимательскую   и   иную
   экономическую  деятельность,  а  также  прав  и законных интересов
   Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,  органов
   государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  иных
   органов и лиц в сфере  предпринимательской  и  иной  экономической
   деятельности.
       Судопроизводство в  арбитражных  судах  должно   содействовать
   укреплению  законности  и  предупреждению  правонарушений  в сфере
   предпринимательской и иной  экономической  деятельности,  а  также
   способствовать   становлению   и   развитию   партнерских  деловых
   отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

       Статья 3.  Законодательство о судопроизводстве  в  арбитражных
   судах

       1. В   соответствии   с   Конституцией   Российской  Федерации
   законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах  находится
   в ведении Российской Федерации.
       2. Порядок судопроизводства в арбитражных  судах  определяется
   Конституцией  Российской Федерации,  Федеральными конституционными
   законами  "О  судебной  системе  в  Российской  Федерации"  и  "Об
   арбитражных  судах в Российской Федерации",  настоящим Арбитражным
   процессуальным кодексом Российской Федерации (далее  -  Кодекс)  и
   принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
       3. Если   международным   договором    Российской    Федерации
   установлены   иные   правила  судопроизводства,  чем  те,  которые
   предусмотрены    законодательством    Российской    Федерации    о
   судопроизводстве  в  арбитражных  судах,  то  применяются  правила
   международного договора.
       4. Судопроизводство  в  арбитражных  судах ведется по законам,
   действующим во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее -
   рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия
   или исполнения судебного акта.

       Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд

       1. Заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный  суд
   за  защитой  своих  нарушенных  или  оспариваемых  прав и законных
   интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
       Отказ от права на обращение в суд недействителен.
       2. В  случаях,  предусмотренных  настоящим  Кодексом  и  иными
   федеральными законами,  право на обращение в арбитражный суд имеют
   лица, выступающие в защиту публичных интересов.
       3. Если   федеральным   законом  установлен  для  определенной
   категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования
   либо  он  предусмотрен  договором,  спор  передается на разрешение
   арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
       Лица, указанные  в  части  2 настоящей статьи,  имеют право на
   обращение   в   арбитражный   суд   без   соблюдения   досудебного
   (претензионного) порядка урегулирования спора.

       Статья 5. Независимость судей арбитражных судов

       1. При  осуществлении  правосудия  судьи  арбитражных  судов в
   Российской Федерации независимы,  подчиняются  только  Конституции
   Российской Федерации и федеральному закону.
       2. Какое-либо постороннее  воздействие  на  судей  арбитражных
   судов,  вмешательство  в  их деятельность государственных органов,
   органов  местного  самоуправления,  иных   органов,   организаций,
   должностных  лиц или граждан запрещаются и влекут ответственность,
   установленную законом.
       3. Гарантии     независимости    судей    арбитражных    судов
   устанавливаются Конституцией Российской  Федерации  и  федеральным
   законом.

       Статья 6. Обеспечение законности при осуществлении правосудия

       Законность при    осуществлении    правосудия   обеспечивается
   правильным применением законов и иных нормативных правовых  актов,
   а  также  соблюдением  всеми  судьями  арбитражных  судов  правил,
   установленных законодательством о судопроизводстве  в  арбитражных
   судах.

       Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

       1. Правосудие  в  арбитражных  судах осуществляется на началах
   равенства всех граждан перед законом и судом независимо  от  пола,
   расы,   национальности,  языка,  происхождения,  имущественного  и
   должностного положения,  места жительства,  отношения  к  религии,
   убеждений,  принадлежности  к  общественным  объединениям и других
   обстоятельств, а организаций  -  независимо  от  организационно  -
   правовой   формы,   формы   собственности,   подчиненности,  места
   нахождения и других обстоятельств.
       2. Арбитражный  суд обеспечивает равную судебную защиту прав и
   законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

       Статья 8. Равноправие сторон

       1. Судопроизводство  в  арбитражном  суде  осуществляется   на
   основе равноправия сторон.
       2. Арбитражный  суд  не  вправе  своими   действиями   ставить
   какую-либо  из  сторон  в преимущественное положение,  равно как и
   умалять права одной из сторон.

       Статья 9. Состязательность

       1. Судопроизводство  в  арбитражном  суде  осуществляется   на
   основе состязательности.
       2. Арбитражный суд,  сохраняя независимость,  объективность  и
   беспристрастность,  осуществляет руководство процессом,  оказывает
   лицам,  участвующим в  деле,  содействие  в  реализации  их  прав,
   создает   условия   для   всестороннего   и  полного  исследования
   доказательств,   установления    фактических    обстоятельств    и
   правильного  применения  законов и иных нормативных правовых актов
   при рассмотрении споров и разрешении дел.

       Статья 10. Непосредственность судебного разбирательства

       1. Арбитражный   суд   при   разбирательстве    дела    обязан
   непосредственно исследовать все доказательства по делу.
       2. Доказательства,  которые не были предметом  исследования  в
   судебном  заседании,  не  могут  быть положены арбитражным судом в
   основу принимаемого судебного акта.

       Статья 11. Гласность судебного разбирательства

       1. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое.
       2. Разбирательство     в     закрытом    судебном    заседании
   осуществляется  по  делам,   содержащим   сведения,   составляющие
   государственную   тайну,  а  также  по  другим  делам,  когда  это
   предусмотрено федеральным законом.
       Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается
   также при удовлетворении ходатайства лица,  участвующего  в  деле,
   ссылающегося  на  необходимость  сохранения  коммерческой или иной
   охраняемой законом тайны.
       3. О   разбирательстве  дела  в  закрытом  судебном  заседании
   выносится определение.
       4. При  разбирательстве  дела  в  закрытом  судебном заседании
   присутствуют лица,  участвующие в  деле,  их  представители,  а  в
   необходимых случаях также эксперты, свидетели и переводчики.
       5. Разбирательство  дела   в   закрытом   судебном   заседании
   осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных
   судах.
       6. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

       Статья 12. Тайна совещания судей

       1. Принятие  судебного акта осуществляется арбитражным судом в
   условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.
       2. В помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и
   принимает судебный акт,  могут находиться только лица,  входящие в
   состав  суда,  рассматривающего  дело.  Запрещаются  доступ  в это
   помещение других лиц,  а также иные  способы  общения  с  составом
   суда.
       3. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать кому  бы  то  ни
   было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта,
   о позиции  отдельных  судей,  входивших  в  состав  суда,  и  иным
   способом раскрывать тайну совещания судей.

       Статья 13. Язык судопроизводства

       1. Судопроизводство  в  арбитражном  суде  ведется  на русском
   языке - государственном языке Российской Федерации.
       2. Лицам,  участвующим  в  деле и не владеющим русским языком,
   арбитражный  суд  обеспечивает  право   полного   ознакомления   с
   материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и
   право выступать в суде на родном языке.

       Статья 14.  Нормативные   правовые   акты,   применяемые   при
   разрешении споров и рассмотрении иных дел

       1. Арбитражные  суды разрешают споры и рассматривают иные дела
   на  основании  Конституции   Российской   Федерации,   федеральных
   конституционных законов,  федеральных законов,  нормативных указов
   Президента  Российской  Федерации  и  постановлений  Правительства
   Российской   Федерации,  нормативных  правовых  актов  федеральных
   органов  исполнительной   власти,   нормативных   правовых   актов
   субъектов    Российской    Федерации,   актов   органов   местного
   самоуправления и международных договоров Российской Федерации.
       Арбитражные суды   в   случаях,   предусмотренных  федеральным
   законом, применяют обычаи делового оборота.
       2. Арбитражный    суд,   установив   при   рассмотрении   дела
   несоответствие  нормативного  правового  акта  иному  нормативному
   правовому  акту,  имеющему  большую юридическую силу,  в том числе
   издание его с превышением полномочий,  принимает  судебный  акт  в
   соответствии   с   нормативным  правовым  актом,  имеющим  большую
   юридическую силу.
       3. Если    международным    договором   Российской   Федерации
   установлены иные правила, чем предусмотренные законом, арбитражный
   суд применяет правила международного договора.
       4. Арбитражный суд в  соответствии  с  законом,  международным
   договором Российской Федерации,  соглашением сторон, заключенным в
   соответствии с ними, применяет нормы иностранного права.
       5. В  случаях,  когда спорные отношения прямо не урегулированы
   законом и другими нормативными правовыми  актами  или  соглашением
   сторон  и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота,  к
   таким  отношениям,  если  это   не   противоречит   их   существу,
   арбитражные  суды  применяют  нормы  права,  регулирующие  сходные
   отношения (аналогия закона).
       При невозможности  использования  аналогии  закона арбитражные
   суды рассматривают дела исходя из общих начал и смысла  законов  и
   иных  нормативных  правовых  актов  (аналогия права),  если это не
   противоречит существу регулируемых отношений.

       Статья 15. Применение норм иностранного права

       1. В случае применения норм иностранного права арбитражный суд
   устанавливает  существование  и  содержание  этих норм с учетом их
   толкования и практики  применения  в  соответствующем  иностранном
   государстве.
       2. Для   установления   существования   и   содержания    норм
   иностранного  права  арбитражный суд может в установленном порядке
   обратиться за содействием и разъяснениями в компетентные органы  и
   организации в Российской Федерации либо за границей.
       Существование и содержание норм иностранного  права  считается
   установленным  при  получении  судом надлежащим образом заверенных
   компетентным органом текстов соответствующих нормативных  правовых
   актов, переведенных на русский язык.
       3. Если существование или содержание норм иностранного  права,
   несмотря   на  принятые  меры,  не  установлено,  арбитражный  суд
   применяет соответствующие нормы права Российской Федерации.

       Статья 16. Обязательность судебных актов

       1. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного  суда
   (решения,  постановления,  определения) являются обязательными для
   органов государственной власти,  органов местного  самоуправления,
   иных  органов,  организаций,  должностных лиц и граждан и подлежат
   исполнению на всей территории Российской Федерации.
       2. Неисполнение   судебных   актов  арбитражных  судов  влечет
   ответственность,  установленную  настоящим  Кодексом   и   другими
   федеральными законами.
       3. Обязательность   судебных   актов   не   лишает   лиц,   не
   участвовавших в деле,  возможности обратиться в арбитражный суд за
   защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов.
       4. Признание   и   обязательность   исполнения  на  территории
   Российской  Федерации   судебных   актов   государственных   судов
   иностранных    государств,    третейских    судов    (арбитражей),
   расположенных на территории иностранных государств,  международных
   третейских   судов   (далее   -   иностранный   суд)  определяются
   федеральными  законами,   международными   договорами   Российской
   Федерации и взаимностью исполнения.

                   Глава 2. СОСТАВ АРБИТРАЖНОГО СУДА

       Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

       1. Дела  в  арбитражном  суде  рассматриваются  судьями,  а  в
   случаях,  предусмотренных   настоящей   статьей,   -   судьями   и
   арбитражными заседателями.
       2. Дела в арбитражном суде рассматриваются судьями  единолично
   или коллегиально.
       При коллегиальном  рассмотрении  дела  в  состав  суда  должно
   входить нечетное количество судей.
       3. Дела в первой инстанции арбитражного  суда  рассматриваются
   судьей единолично, если иное не установлено настоящей статьей.
       В первой    инстанции    арбитражного    суда     коллегиально
   рассматриваются:
       1) дела,  относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации;
       2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;
       3) дела о несостоятельности (банкротстве);
       4) дела,   возвращенные   арбитражными   судами    вышестоящих
   инстанций в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение
   с указанием о коллегиальном рассмотрении.
       4. По  ходатайству  сторон  судья  арбитражного  суда субъекта
   Российской Федерации,  рассматривающий в первой инстанции дело  по
   спору,  вытекающему из гражданских и иных отношений, вправе решить
   вопрос  о  коллегиальном  рассмотрении  этого  дела   с   участием
   арбитражных заседателей.
       Не подлежат рассмотрению с  участием  арбитражных  заседателей
   дела, вытекающие из административных  отношений,  и  дела  особого
   производства.
       5. Дела  в апелляционной и кассационной инстанциях арбитражных
   судов,  а также в порядке  надзора  рассматриваются  коллегиально,
   если иное не установлено настоящим Кодексом.
       6. В случае,  когда  настоящим  Кодексом  судье  предоставлено
   право   единолично   рассматривать   дела  и  разрешать  отдельные
   процессуальные вопросы,  судья  действует  от  имени  арбитражного
   суда.

       Статья 18. Формирование судебного состава

       1. Состав  арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела
   формируется с учетом специализации судей в  порядке,  определяемом
   Регламентом   арбитражных   судов,   исключающем  влияние  на  его
   формирование лиц, заинтересованных в исходе разбирательства.
       2. Дело,  находящееся в производстве судьи,  может быть у него
   отозвано  на   основании   определения,   вынесенного   судьей   -
   председателем соответствующего арбитражного суда, в случаях:
       1) заявленного и  удовлетворенного  в  порядке,  установленном
   настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;
       2) длительного (свыше одного месяца)  отсутствия  судьи  ввиду
   болезни, отпуска, пребывания на учебе;
       3) чрезмерной   загруженности    судьи,    когда    количество
   находящихся  у  него  на  рассмотрении дел значительно превосходит
   загруженность других судей того же суда,  если  судья  согласен  с
   таким перераспределением.

       Статья 19. Арбитражные заседатели

       1. Арбитражные   заседатели   привлекаются   к   осуществлению
   правосудия  в  арбитражных  судах  в  соответствии  с  федеральным
   законом.
       2. При рассмотрении  дела  арбитражные  заседатели  пользуются
   правами и несут обязанности судьи.
       3. Судья  и  арбитражный  заседатель  при  рассмотрении  дела,
   разрешении всех вопросов,  возникающих при рассмотрении и принятии
   судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.
       4. Арбитражный  заседатель  не может быть председательствующим
   состава суда.

       Статья 20.  Порядок разрешения вопросов  арбитражным  судом  в
   коллегиальном составе

       1. Вопросы,  возникающие при рассмотрении дела в коллегиальном
   составе,  разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей
   не     вправе     воздержаться    от    голосования.    Судья    -
   председательствующий в заседании голосует последним.
       2. Судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать
   судебный акт и вправе изложить в письменном  виде  особое  мнение,
   которое приобщается к делу,  но не объявляется. Лиц, участвующих в
   деле,  и иных участников арбитражного процесса с особым мнением не
   знакомят.

       Статья 21.   Недопустимость   повторного   участия   судьи   в
   рассмотрении дела

       1. Судья,  принимавший участие  в  рассмотрении  дела  в  суде
   первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в
   судах апелляционной и кассационной инстанций,  а также  в  порядке
   надзора.
       2. Судья,  принимавший участие  в  рассмотрении  дела  в  суде
   апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого
   дела в судах первой и кассационной инстанций,  а также  в  порядке
   надзора.
       3. Судья,  принимавший участие  в  рассмотрении  дела  в  суде
   кассационной инстанции,  не может участвовать в рассмотрении этого
   дела в судах первой и апелляционной инстанций,  а также в  порядке
   надзора.
       4. Судья,  принимавший участие в рассмотрении дела  в  порядке
   надзора,  не  может  участвовать в рассмотрении этого дела в судах
   первой, апелляционной и кассационной инстанций.

       Статья 22. Помощник судьи

       Помощник судьи совершает процессуальные действия в  случаях  и
   порядке,  установленных  настоящим Кодексом,  а также осуществляет
   иные полномочия в порядке, предусмотренном Регламентом арбитражных
   судов.

                            Глава 3. ОТВОДЫ

       Статья 23. Отвод судьи

       1. Судья  не  может  участвовать  в рассмотрении дела и обязан
   заявить самоотвод:
       1) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал
   в качестве судьи и его повторное участие  в  рассмотрении  дела  в
   соответствии    с   требованиями   настоящего   Кодекса   является
   недопустимым;
       2) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал
   в качестве прокурора,  помощника судьи,  представителя,  эксперта,
   переводчика или свидетеля;
       3) если он является родственником лица,  участвующего в  деле,
   или его представителя;
       4) если он лично,  прямо или косвенно,  заинтересован в исходе
   дела  либо  имеются  иные  обстоятельства,  которые  могут вызвать
   сомнение в его беспристрастности;
       5) если  он находится или ранее находился в служебной или иной
   зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
       6) если  им  делались  публичные заявления по рассматриваемому
   делу или по вопросам, связанным с этим делом.
       2. В состав арбитражного суда, рассматривающего дело, не могут
   входить лица, состоящие в родстве.
       3. Если    судья    не   заявил   самоотвод   по   основаниям,
   предусмотренным настоящей статьей,  отвод  по  тем  же  основаниям
   может быть заявлен лицом, участвующим в деле.

       Статья 24. Заявление об отводе

       1. Самоотвод  и  отвод  должны быть мотивированы и заявлены до
   начала рассмотрения дела по существу.
       В ходе  рассмотрения  дела  заявление о самоотводе и об отводе
   допускается лишь в случаях,  когда основание самоотвода  и  отвода
   стало известно лицу,  заявляющему самоотвод и отвод,  после начала
   рассмотрения дела.
       2. Заявления  о  самоотводе и об отводе подаются в арбитражный
   суд в письменной форме с  указанием  оснований  для  самоотвода  и
   отвода и приведением необходимых обоснований.

       Статья 25. Порядок разрешения заявленного отвода

       1. В  случае  заявления  отвода  арбитражный  суд  заслушивает
   мнение лиц,  участвующих в деле,  а также лица,  которому  заявлен
   отвод, если отводимый желает дать объяснения.
       2. Вопрос об отводе судьи,  рассматривающего дело  единолично,
   разрешается тем же судьей.
       3. Вопрос  об   отводе   судьи   при   рассмотрении   дела   в
   коллегиальном   составе   разрешается   этим   же   составом  суда
   большинством голосов в отсутствие судьи,  которому заявлен  отвод.
   При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья
   считается отведенным.
       Вопрос об  отводе,  заявленном  нескольким  судьям  или  всему
   составу суда,  рассматривающему дело, разрешается этим же составом
   суда большинством голосов.
       4. По результатам  рассмотрения  вопроса  о  самоотводе  и  об
   отводе судьи арбитражный суд выносит определение.

       Статья 26. Последствия удовлетворения заявления об отводе

       1. Судья,  заявивший  самоотвод,  а  также судья,  в отношении
   которого удовлетворено  заявление  об  отводе,  заменяется  другим
   судьей.
       2. В случае удовлетворения заявления о самоотводе  или  отводе
   судьи   либо  нескольких  судей,  либо  всего  состава  суда  дело
   рассматривается в том же  арбитражном  суде,  но  в  ином  составе
   судей.
       3. Если в  результате  удовлетворения  самоотводов  и  отводов
   невозможно  образовать  новый состав суда для рассмотрения данного
   дела  в  том  же  арбитражном  суде,  дело  передается  в   другой
   арбитражный суд того же уровня в порядке, установленном статьей 42
   настоящего Кодекса.

       Статья 27. Отвод помощника судьи, эксперта, переводчика

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное