Стр. 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 1998 г. N ВК-6-16/200
ОБ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В 1997 ГОДУ
В 1997 году в условиях бюджетного дефицита,
неудовлетворительного поступления в государственную казну налогов
и других обязательных платежей налоговые органы на местах
принимали конкретные меры, направленные на усиление контроля за
соблюдением налогового законодательства. В целях обеспечения
пополнения доходной части федерального бюджета и повышения
собираемости налогов ими на постоянной основе совместно с
правоохранительными и другими контролирующими органами
осуществлялись мероприятия по выявлению, предупреждению и
пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
Материалы плановых и оперативных проверок налогоплательщиков,
отчетные данные и информация, поступающая от госналогинспекций по
субъектам Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в
результате принятых организационных и других мер эффективность
контрольной работы в прошлом году по сравнению с предыдущим годом
заметно повысилась, что подтверждается следующими показателями.
В 1997 году проверками отчетов, налоговых расчетов и
деклараций налогоплательщиков доначислено, с учетом финансовых
санкций, в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные
фонды 256,9 трлн. руб. <*> и уменьшены начисленные налоги и сборы
на 4,9 трлн. руб., или в итоге доначислено платежей на сумму
252,0 трлн. руб., что составляет 38% к общим фактическим
поступлениям (в 1996 году было доначислено 174,5 трлн. руб., или
33,7%). Документальными проверками доначислено 76,4 трлн. руб.
(29,7%) и камеральными проверками - 180,5 трлн. руб. (70,3%). При
приросте платежей в бюджетную систему в 1997 г. на 27,7% сумма
доначислений по итогам контрольной работы увеличилась
на 44,4 процента.
--------------------------------
<*> Здесь и далее стоимостные показатели представлены в
неденоминированных рублях.
Наиболее значительные доначисления по отношению к фактически
поступившей в бюджетную систему сумме налогов и обязательных
платежей произведены налоговыми органами Республики Башкортостан,
Кемеровской, Иркутской, Челябинской, Свердловской, Омской,
Нижегородской областей и некоторых других субъектов Российской
Федерации.
В расчете на одного документально проверенного
налогоплательщика (юридического лица) доначисления увеличились в
1,6 раза (103,8 млн. руб.), а в расчете на одного налогового
работника, занимающего должность руководителя и специалиста,
доначисления возросли в 1,4 раза (1620 млн. рублей).
Дополнительные начисления в бюджетную систему за 1997 год по
результатам контрольных проверок в расчете на одного специалиста
составили в налоговых органах Ямало - Ненецкого автономного
округа - 13,7 млрд. руб., Ханты - Мансийского - 6,2 и
Таймырского - 5,8, г. Москвы - 3,8, Республики Коми - 3,7,
Кемеровской, Самарской областей и Чукотского автономного округа -
по 3,3, Республики Башкортостан, Свердловской и Магаданской
области - по 2,9 млрд. рублей. В абсолютной сумме налоговыми
органами г. Москвы доначислено платежей, включая финансовые
санкции, - 19,4 трлн. руб., Республики Башкортостан - 14,6,
Свердловской области - 13,3, Самарской области - 11,1, Ханты -
Мансийского автономного округа - 10,7, Кемеровской области - 10,0,
Красноярского края и Челябинской области - по 9,1, Ямало -
Ненецкого автономного округа - 8,6 трлн. рублей.
Заметно возросли эти показатели в налоговых органах Республики
Карелия, Ярославской, Тульской, Кемеровской, Томской,
Ленинградской и других областей, Чукотского и Эвенкийского
автономных округов.
К нарушителям налоговой дисциплины принимались предусмотренные
действующим законодательством меры воздействия. Более 429 тыс.
должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и 559 тыс.
физических лиц - предпринимателей привлечены к административной
ответственности с наложением штрафов на сумму 319 млрд. руб.,
460 тыс. раз приостанавливались операции по расчетным счетам
налогоплательщиков, 220 тыс. материалов направлено в
правоохранительные органы.
В 1997 году в 1,6 раза увеличилось количество срочных
сообщений госналогинспекций о доначислениях в ходе документальных
проверок юридических лиц налогов и иных обязательных платежей
свыше 500 млн. рублей, что также свидетельствует о повышении
качества проверок и результативности контрольной работы налоговых
органов. Всего поступило таких сообщений от 75 территориальных
госналогинспекций по результатам 1302 проверок, которыми
доначислено 17,0 трлн. рублей, или в среднем на одну
документальную проверку - 13,1 млрд. рублей. От налоговых органов
Московской области поступило 56 (на общую сумму доначисленных
платежей в размере 1,5 трлн. рублей), Челябинской области -
53 (1,3 трлн. руб.), Республики Саха (Якутия) - 44 (0,5 трлн.
руб.), Иркутской области - 35 (0,6 трлн. руб.), Кемеровской
области - 32 (0,8 трлн. руб.), Свердловской области -
28 (1,1 трлн. руб.), г. Москвы - 27 (1,2 трлн. руб.) срочных
сообщений.
Большая контрольная работа проведена во исполнение
Межведомственного плана первоочередных мероприятий по пополнению
доходной части федерального бюджета, утвержденного Председателем
Правительства Российской Федерации 15 марта 1997 года. В
результате осуществления проверок и мероприятий, предусмотренных
этим планом, дополнительно начислено платежей, включая финансовые
санкции, на сумму 8,0 трлн. рублей и 2,7 млн. долларов США.
В соответствии с Национальным планом проверок
налогоплательщиков на 1997 год проведены контрольные мероприятия
по 28 темам, из них по 20 темам с участием специалистов органов
налоговой полиции. В результате доначислено платежей в бюджет и
внебюджетные фонды на сумму более 4 трлн. руб., 44,4 млн.
американских долларов и 21,6 млн. немецких марок.
При проведении проверок отдельных категорий хозяйствующих
субъектов выявлены массовые нарушения налогового законодательства
и доначислены крупные суммы платежей в бюджет и государственные
внебюджетные фонды.
Так, при проверке 479 предприятий и организаций,
осуществляющих экспорт сырьевых ресурсов, нарушения налогового и
валютного законодательства выявлены на 225 предприятиях и в
организациях (47%). По результатам проверок доначислено налогов и
финансовых санкций на сумму 291,1 млн. руб., 44,4 млн. долларов
США и 21,6 млн. немецких марок. Основными причинами занижения
платежей указанной категории налогоплательщиков явились: нарушение
порядка учета валютной выручки от реализации продукции (работ,
услуг); неправильное отражение в учете курсовых разниц, занижение
в отчетности финансовых результатов по бартерным операциям,
нарушения положений о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в их себестоимость; занижение
платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство
минерально - сырьевой базы, необоснованное применение льгот по
налогу на добавленную стоимость.
При проверке 285 представительств иностранных компаний,
выполняющих строительные, строительно - монтажные и ремонтные
работы на территории России, и 650 налоговых агентов,
осуществляющих выплату в пользу инофирм за выполненные ими
указанные работы, у 241 (26%) лица выявлены нарушения налогового
законодательства, в результате доначислено платежей (налогов и
штрафов) на сумму 349 млн. руб., в том числе налога на добавленную
стоимость - 140 млн. руб., налога на прибыль - 41 млн. руб.,
других налогов - 54 млн. рублей. Наиболее характерными нарушениями
являются: непостановка или несвоевременная постановка иностранными
юридическими лицами на налоговый учет и непредставление налоговых
деклараций и расчетов в налоговые органы; неполное отражение в
учете объемов выполненных работ и необоснованное отнесение
расходов на их себестоимость; невключение в облагаемый НДС оборот
сумм авансовых платежей, неправильное определение рублевого
эквивалента стоимостной оценки имущества в СКВ; занижение налогов,
базой для исчисления которых является фонд оплаты труда.
Проверкой соблюдения налогового законодательства на
760 предприятиях перерабатывающей промышленности и сельского
хозяйства нарушения выявлены на 700, или у 90% проверенных. По
итогам проверок доначислено налогов и предъявлено штрафных санкций
на общую сумму 340 млн. рублей. Занижение налогооблагаемой базы и
соответственно налогов допущено в результате отнесения на
себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, не
предусмотренных действующими законодательными и нормативными
актами, а также расходов сверх установленных норм.
При проверке 220 предприятий и организаций по вопросу
исчисления и уплаты налога на реализацию горюче - смазочных
материалов доначислено этого налога и предъявлено штрафных санкций
на сумму 333 млн. рублей. Основные причины: неполное включение в
налогооблагаемый оборот разницы между выручкой от продажи ГСМ и
стоимостью их приобретения, неначисление налога при осуществлении
разовых операций от реализации ГСМ, занижение выручки от их
реализации при бартерных операциях, неначисление налога при
реализации отдельных марок автомобильных масел и другие.
Серьезные нарушения выявлены при проверке предприятий и
организаций, производящих спирт этиловый из всех видов сырья, по
вопросу правильности исчисления и уплаты акцизов при его
реализации. В результате проверок доначислено в бюджет 772 млн.
рублей. К основным нарушениям, выявленным в процессе проверки на
85 спиртопроизводящих предприятиях, относятся: фальсификация
экспортных поставок ("лжеэкспорт"); невключение в облагаемый
оборот сумм товарообменных операций (бартер), а также поступивших
в порядке частичной оплаты; неначисление акцизов по оборотам
реализации эликсиров; несоблюдение сроков уплаты акцизов в бюджет.
В соответствии с пунктом 28 Национального плана на постоянной
основе осуществлялись мероприятия по выявлению юридических лиц и
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, уклоняющихся от постановки на
налоговый учет и уплаты налогов и сборов. Путем сверки и
использования данных органов, осуществляющих государственную
регистрацию хозяйствующих субъектов, органов статистики и выдающих
лицензии на право заниматься определенным видом деятельности,
банков и других кредитных учреждений, а также информации,
поступившей из других госналогинспекций, выявлено около 27 тысяч
таких предприятий, учреждений и организаций и 32 тысячи граждан.
Обобщенные результаты отдельных проверок, проведенных в
соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков на
1997 год, управлениями и отделами центрального аппарата
Госналогслужбы России были использованы при подготовке предложений
по изменению и дополнению действующего налогового и иного
законодательства, других нормативных актов, при подготовке
докладов в Правительство Российской Федерации, писем и информаций
федеральным органам государственного управления, при подготовке
материалов по вопросам, рассматриваемым на коллегии Госналогслужбы
России. По результатам проверок, которыми установлены серьезные
нарушения и доначислены крупные суммы платежей,
госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации направлены
обзорные письма с конкретными предложениями по повышению
эффективности контрольной работы.
Анализ результатов проведенной налоговыми органами и органами
налоговой полиции совместной работы позволяет сделать вывод о
качественном повышении уровня их взаимодействия в 1997 году,
особенно в части проведения совместных контрольных и других
мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений
налогового и иного законодательства. Совместными документальными
проверками юридических и физических лиц было доначислено налогов и
других обязательных платежей на сумму 16,3 трлн. рублей, что в 1,6
раза больше, чем в 1996 году, в расчете на одну документальную
проверку юридического лица в среднем доначислено 943 млн. рублей
(больше в 1,7 раза).
Активное взаимодействие налоговых органов и органов налоговой
полиции осуществляется в Республиках Ингушетия, Марий Эл, Бурятия,
Хабаровском крае, Новгородской, Московской, Тамбовской, Иркутской,
Омской, Смоленской областей, г. Москве, Еврейской автономной
области, Коми - Пермяцком, Агинском Бурятском, Ямало - Ненецком,
Таймырском автономных округах.
Во исполнение указаний Госналогслужбы России, ФСНП России и
МВД России от 8 - 9 января 1997 г. N ВА-6-16/23; ВА-6-17/30, от
23 января 1997 г. N ВК-6-16/67 и от 3 апреля 1997 г. N ВК-6-16/269
совместными контрольными проверками налоговых органов, органов
налоговой полиции и внутренних дел выявлено более 5 тыс.
юридических и 195 тыс. физических лиц, уклонявшихся от постановки
на налоговый учет и уплаты налогов. На 80 тыс. предприятий и
организаций пресечены различные нарушения порядка производства,
хранения и реализации алкогольной продукции, уплаты акцизов и
лицензионных сборов, на рынках и в других местах торговли
проверено более 520 тыс. торговых точек и 2 млн. торгующих
граждан, на постах ГАИ проверено 1,2 млн. единиц автотранспорта на
предмет наличия сопроводительных документов на товары повышенного
спроса и их принадлежности.
Повышению результативности контрольной работы налоговых
органов способствовало усиление организационно - методической
работы центрального аппарата Госналогслужбы России и
госналогинспекций по субъектам Российской Федерации.
В 1997 году налоговыми органами применялись процедуры отбора
налогоплательщиков для проведения документальных проверок,
предусмотренные Регламентом планирования и подготовки
документальных проверок соблюдения налогового законодательства,
утвержденным руководителем Госналогслужбы России 28.03.97.
Положительное влияние на повышение эффективности контрольной
работы оказало и предусмотренное указанным Регламентом внедрение в
практику работы налоговых органов предпроверочного анализа
имеющейся информации о налогоплательщике. Практическая реализация
положений этого документа позволила налоговым органам обеспечить
наиболее рациональное использование своих кадровых и материальных
ресурсов.
В результате обеспечения налоговыми органами целенаправленного
отбора налогоплательщиков для проведения проверок объем
доначислений по результатам одной документальной проверки, которой
установлены нарушения налогового законодательства, в 1997 году
возрос по сравнению с уровнем 1996 года на 73 процента.
При общих положительных результатах контрольной работы анализ
отчетных данных, доклады и информации госналогинспекций, проверки,
проводимые центральным аппаратом непосредственно на месте,
свидетельствуют о том, что в работе по организации и осуществлению
контроля за соблюдением налогового законодательства продолжают
иметь место существенные недостатки и недоработки, в результате
чего резервы и возможности дальнейшего повышения его
результативности используются далеко не полностью.
Госналогслужба России неоднократно, и в частности, в письме от
11.03.97 N ВК-6-16/195 "Об итогах контрольной работы налоговых
органов за соблюдением налогового законодательства в 1996 году и
основных направлениях повышения ее эффективности в 1997 году"
обращала внимание начальников госналогинспекций по субъектам
Российской Федерации на наличие серьезных недостатков в
контрольной работе налоговых органов, в том числе на сокращение
количества документальных проверок, их низкие результативность и
качество, необеспечение полного поступления в бюджеты и
внебюджетные фонды доначисленных документальными и камеральными
проверками сумм платежей и другие недостатки и на необходимость их
устранения.
Однако отчетные данные за 1997 год показывают, что
госналогинспекциями недостаточно критически, а в отдельных случаях
и формально, было рассмотрено состояние контрольной работы в
подчиненных налоговых органах по итогам 1996 года, не приняты
конкретные меры по устранению имеющихся недостатков, в результате
они продолжают допускаться, а по многим направлениям имеют
тенденцию к росту.
В 1997 году не преодолена, в частности, тенденция сокращения
количества документальных проверок налогоплательщиков. Если в
1996 году документально было проверено 831 тыс.
налогоплательщиков (30,6% состоящих на учете), то в 1997 году
только 736 тыс. (25,4%), или меньше почти на 100 тыс.
налогоплательщиков. Особенно резко в 1997 году сократилось число
документально проверенных налогоплательщиков в Республиках Алтай
(43% к 1996 году), Северная Осетия (50%), Карелия (65%), Марий Эл
(68%), Тува (69%), Бурятия (70%); в Читинской (61%), Тверской
(70%), Камчатской (71%) областях; Еврейской автономной области
(40%); Корякском (57%) и Чукотском (64%) автономных округах.
Сокращение количества документальных проверок в определенной
степени объявляется объективными причинами (оперативные задания по
тематическим проверкам, в том числе и по вопросам, не входящим в
компетенцию налоговых органов, трудности с финансированием
командировочных расходов и др.). Однако и в этих условиях
налоговые органы ряда регионов если и сократили их, то
незначительно, а некоторые обеспечили рост: в Республике Ингушетия
рост составил 105%, Коми - 104%, Саратовской области - 112%,
Вологодской - 107%, Архангельской - 104%, Иркутской области и
г. Москве - 102%.
Продолжается снижение количества результативных документальных
проверок. В целом по России он снизился на 4 пункта и составил
59 процентов, в т.ч. по проверкам НДС - 49% и налога на прибыль -
43% (снижение соответственно на 4,2 и 5,7 пункта). Это означает,
что при каждых 2 из 5 документальных проверок нарушения не
выявляются. В результате рабочее время специалистов, как правило,
высококвалифицированных, используется нерационально.
В Республике Дагестан количество результативных документальных
проверок составляет всего лишь 40%, в Республике Адыгея, Чувашской
Республике и Пензенской области - 48%, Московской и Оренбургской
областях - 49 процентов.
Заметно снизился по сравнению с 1996 годом показатель
результативности документальных проверок в налоговых органах
Саратовской области - с 64% до 50%, Ненецкого автономного округа
соответственно (48% и 35%), Карачаево - Черкесской Республики (63%
и 54%), Ивановской области (59% и 50%), Вологодской области (59% и
52%), Ульяновской области (58% и 51%), Рязанской (61% и 55%)
области, Красноярском крае (59% и 54%).
В налоговых органах Республики Алтай доля результативных
документальных проверок по налогу на прибыль составила всего лишь
15% и налогу на добавленную стоимость - 31%, Республике Дагестан
соответственно - 16% и 25%, Чувашской Республике - 29% и
38%.
Это свидетельствует о том, что перечисленными выше
региональными инспекциями не в полной мере обеспечивается
применение процедур отбора налогоплательщиков для документальных
проверок, предусмотренных Регламентом планирования и подготовки
документальных проверок соблюдения налогового законодательства.
В 1997 году количество документальных проверок, проведенных
совместно с органами налоговой полиции, по сравнению с 1996 годом
снизилось с 18,5 тыс. до 17,1 тыс. (92,2%), их доля в общем
количестве документальных проверок остается незначительной - всего
лишь 1,6%. Крайне низкий удельный вес совместных документальных
проверок (менее 0,5%) в Республиках Адыгея и Алтай, Сахалинской,
Камчатской и Калужской областях. Не превышает 0,7 процента
удельный вес совместных проверок в Магаданской, Кемеровской,
Тюменской, Ивановской, Костромской, Самарской, Брянской,
Ульяновской областях.
Допущено снижение количества документальных проверок,
проводимых совместно с органами налоговой полиции, налоговыми
органами 44 субъектов Российской Федерации, в том числе
Карачаево - Черкесской Республики - на 76%, Республики Алтай -
57%, Брянской области - 56%, Липецкой и Кировской областей -
на 49%, Кабардино - Балкарской Республики, Красноярского края и
Пензенской области - на 43 процента.
В 1997 году большинством госналогинспекций по субъектам
Российской Федерации не принято действенных мер к перечислению и
взысканию налогов и финансовых санкций, доначисленных
документальными и камеральными проверками налоговых расчетов и
деклараций. Вследствие этого не обеспечивается своевременное и
полное поступление денежных средств в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды, а конечная эффективность
сложной и трудоемкой контрольной работы практически сводится на
"нет".
В целом по России поступило и взыскано 31,9 трлн. руб., что к
доначисленной сумме платежей составляет 12,7% (в 1996 году
поступило 25,1 трлн. руб., или 14,4%).
Резко сократилась доля взысканных сумм по отношению к общей
сумме доначислений в Московской области - с 33,3% до 18,4%,
Орловской (30,2% и 15,5%), Тюменской (31,3% и 18,0%), Омской
(25,8% и 12,6%) областях.
Крайне низким остается процент взыскания доначисленных
проверками платежей в Республике Башкортостан, налоговыми органами
которой из доначисленных 14635 млрд. руб. взыскано только
658,6 млрд. руб., или 4,5% (в 1996 году взыскано 734,5 млрд. руб.,
или 7,8%), в Кемеровской области взыскано 519,4 млрд. руб., или
5,2% (в 1996 г. соответственно 306,4 млрд. руб. и 4,9%), Ямало -
Ненецком автономном округе - 492,7 млрд. руб., или 5,7% (в
1996 г. - 602 млрд. руб. и 8,7%), Самарской области - 608,5 млрд.
руб., или 5,5% (в 1996 г. - 928,4 млрд. руб. и 9,9%). В два раза
ниже общероссийского процент взыскания доначисленных платежей в
налоговых органах Республики Хакасия, Красноярском крае,
Ивановской, Курской, Магаданской, Челябинской и некоторых других
областях и автономных округах.
Основными причинами неудовлетворительного поступления,
особенно в последние два года, доначисленных проверками платежей
является тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов
из-за продолжающегося кризиса платежей, дальнейшее расширение
безденежных форм расчетов между ними, организация расчетов через
третьих лиц и др. Однако в регионах, где налоговыми органами
наиболее полно используются предоставленные им права и другие
возможности, положение дел с поступлением и взысканием
доначисленных налогов и финансовых санкций обстоит значительно
лучше, чем в целом по России. В частности, налоговыми органами
г. Санкт - Петербурга в 1997 году взыскано 33,6% доначисленных
сумм (в 1996 - 31,3%), Республики Дагестан - 29,5% (25,7%),
Липецкой области - 27,5% (30,4%), Камчатской - 26,6% (17,2%),
Псковской 26,2% (30,5%), Новосибирской области - 24,7% (18,8%).
Налоговыми органами г. Москвы обеспечено поступление и взыскание
4644,0 млрд. руб., или 23,9% доначисленных сумм, Ханты -
Мансийского автономного округа - 1406,5 млрд. руб., или 13,1% (в
1996 г. - 334,1 млрд. руб., или 4,4%). В целом в 1997 году
улучшены показатели по взысканию доначисленных проверками платежей
налоговыми органами 25 субъектов Российской Федерации.
Отчетные данные свидетельствуют о необходимости принятия
дополнительных мер по повышению качества документальных и
камеральных проверок, которое находится еще не на должном уровне.
Это подтверждается и ростом количества удовлетворенных жалоб,
претензий и исков налогоплательщиков к налоговым органам. За
1997 год по сравнению с 1996 годом при общем снижении количества
документальных проверок число удовлетворенных жалоб (претензий)
налогоплательщиков на действия налоговых органов возросло на 11%
(с 4600 до 5091), а количество удовлетворенных исков - в 1,6 раза
(с 2118 до 3456).
В 1997 году при перепроверках результатов документальных
проверок доначислено налогов и финансовых санкций на сумму
96,2 млрд. руб. и камеральных проверок - 466,4 млрд. руб. Крупные
суммы перепроверками доначислены в налоговых органах Республик
Башкортостан, Алтай, Северная Осетия - Алания, Красноярского и
Ставропольского краев, Костромской, Московской, Нижегородской,
Свердловской, Тверской областей, г. Москвы, Ханты - Мансийского и
Ямало - Ненецкого автономных округов.
При таком положении госналогинспекциями по отдельным субъектам
Российской Федерации ослаблен контроль за работой нижестоящих
налоговых органов, в том числе и за качеством документальных и
камеральных проверок. В истекшем году количество перепроверок
документальных проверок сократилось на 8% (с 7,2 тыс. до
6,6 тыс.). Неудовлетворительно проводится эта работа
госналогинспекциями по Камчатской области (проведено всего
4 перепроверки), по Республикам Ингушетия (7), Хакасия (12),
Удмуртской Республике (11), Тульской (12), Калининградской (14),
Вологодской (14), Новгородской (15) областям и другим республикам,
областям и автономным округам.
За этот же период планы комплексных проверок работы налоговых
органов выполнены на 93%, проверено 840 госналогинспекций по
городам и районам или 32% их общего количества. По состоянию на
1 января 1998 года более 3 лет не проверялась работа
151 госналогинспекции.
Госналогинспекцией по г. Москве более 3 лет комплексно не
проверялась работа 17 территориальных госналогинспекций, т.е.
каждая вторая, по Ханты - Мансийском автономному округу - 8 (35%),
по Мурманской области - 7 (33%), Псковской области - 7 (27%), по
Республике Саха (Якутия) - 8 (23%), по Орловской области -
7 (23%), по Ленинградской области - 5 (22%).
В 1997 году налоговыми органами в соответствии с действующим
порядком передачи материалов о нарушениях налогового
законодательства в федеральные органы налоговой полиции и
введенным в действие с 1 января 1997 года Уголовным кодексом
Российской Федерации передано органам налоговой полиции
9397 материалов на сумму 22,7 трлн. рублей. Отчетные данные
свидетельствуют о том, что налоговыми органами принимались
определенные меры по повышению качества передаваемых материалов. В
целом по России органами налоговой полиции возвращено на доработку
и дооформление 825 материалов, или 7% от числа рассмотренных (в
1996 г. возвращено 3380 или 9,5%). Вместе с тем в отдельных
субъектах Российской Федерации доля возврата некачественных
материалов составляет еще значительные размеры. Налоговым органам
Республики Северная Осетия - Алания было возвращено 67,7%
рассмотренных материалов, Кабардино - Балкарской Республики -
55,9%, Магаданской области - 54,6%, Республики Дагестан - 40,0%,
Краснодарского края - 26,1%, Вологодской области - 21,1 процента.
Практически каждый шестой материал возвращался на доработку
налоговым органам Республики Алтай, Алтайского и Приморского
краев, Липецкой и Пермской областей, г. Москвы.
Не улучшилось положение дел с рассмотрением переданных
налоговыми органами материалов проверок. В истекшем году органами
налоговой полиции рассмотрено 11768 дел, или 75% от поступивших (с
учетом не рассмотренных на начало года), тогда как в 1996 году
было рассмотрено 35417 материалов (82,8%). Резко сократился
удельный вес рассмотренных материалов в Магаданской (на
46 пунктов), Ростовской (39), Амурской (33) областях. Более чем на
20 пунктов снизилась доля рассмотренных материалов в Республике
Мордовия, Приморском крае, Астраханской, Кировской, Московской
областях, а в Тверской области в течение года было рассмотрено
всего 7% переданных налоговыми органами материалов.
По-прежнему по подавляющему большинству рассмотренных
материалов органами налоговой полиции выносятся решения об отказе
в возбуждении уголовного дела, в основном с мотивировкой -
отсутствие в действиях должностных лиц предприятий и организаций,
ответственных за соблюдение налогового законодательства, граждан -
предпринимателей доказательств фактов умышленного сокрытия доходов
(прибыли) и иных объектов налогообложения, а также признаков
состава преступления. Всего в 1997 году отказано в возбуждении
уголовных дел по 10117 материалам, что составляет 86% от
рассмотренных (в 1996 г. - 84%). Более чем по 95% рассмотренных
материалов отказано в возбуждении уголовных дел в Республиках
Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, в Красноярском крае,
Белгородской, Новосибирской, Омской, Рязанской областях.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что госналогинспекции по
субъектам Российской Федерации не приняли необходимых мер по
выполнению совместного решения коллегий Госналогслужбы России и
ФСНП России от 30 октября 1996 года по усилению взаимодействия
налоговых органов и органов налоговой полиции, в том числе и в
части обеспечения предварительного ознакомления следственными
работниками органов налоговой полиции с материалами проверок,
подлежащими передаче, на предмет выявления в них признаков состава
налогового преступления. В результате продолжается расточительное
использование рабочего времени, как правило
высококвалифицированных специалистов налоговых органов и органов
налоговой полиции, занимающихся оформлением, передачей и
рассмотрением материалов проверок налогоплательщиков, что является
недопустимым, тем более в условиях массовых нарушений налогового
законодательства.
Госналогслужба России отмечает, что в отдельных
госналогинспекциях по субъектам Российской Федерации не на должном
уровне находится исполнительская и служебная дисциплина,
вследствие чего не обеспечивается качественное и в установленные
сроки представление докладов и информации о результатах
контрольной работы по централизованным заданиям. Это в
значительной степени затрудняет, а в отдельных случаях и
исключает, возможность их своевременного обобщения, оперативного и
полного использования при подготовке докладов в Правительство
Российской Федерации, предложений по совершенствованию налогового
и иного законодательства.
Так, госналогинспекциями по Республикам Коми, Татарстан,
Архангельской, Иркутской, Калининградской, Камчатской,
Оренбургской, Ростовской, Томской, Челябинской областям,
Таймырскому, Ханты - Мансийскому и Ямало - Ненецкому автономным
округам информация о результатах проверки предприятий -
экспортеров сырьевых ресурсов в соответствии с п. 1 Национального
плана проверок налогоплательщиков на 1997 год в Госналогслужбу
России не была представлена вообще, а госналогинспекцией по
Волгоградской области представлена с опозданием на 3 месяца.
С нарушением установленных сроков направлялись информации о
проведенных проверках в соответствии с Межведомственным планом
первоочередных мероприятий по пополнению доходной части
федерального бюджета госналогинспекциями по Республике Северная
Осетия - Алания, Владимирской, Калининградской, Кировской,
Оренбургской областям, Ненецкому, Таймырскому, Чукотскому, Ямало -
Ненецкому автономным округам. С ноября 1997 года не представлялись
указанные выше информации госналогинспекциями по Кабардино -
Балкарской Республике, Республикам Калмыкия, Мордовия, Тыва.
Госналогслужба России многократно указывала на существенные
недостатки и нарушения в составлении и представлении срочных
сообщений о документальных проверках, которыми доначислены крупные
суммы налогов и других обязательных платежей. Однако необходимые
меры по их устранению не приняты, в результате указанные сообщения
по-прежнему во многих случаях представляются с задержкой, не по
установленной форме и не в полном объеме.
Госналогинспекцией по Волгоградской области срочное сообщение
по результатам проверки УТТР ДП "Волгоградтрансгаз" выслано с
опозданием на 15 дней, по Тамбовской области (АО "Эльтра") - на
13 дней, по Приморскому краю (АО Холдинговая компания
"Дальморепродукт") и по Омской области (МП "Эффект - Люкс") - на
11 дней.
Большинством госналогинспекций в срочных сообщениях и
сопроводительных письмах к ним не излагаются характер нарушений
налогового законодательства и методы их выявления. Во многих
срочных сообщениях не указываются полное наименование проверенных
хозяйствующих субъектов, форма их собственности и отраслевая
принадлежность, дополнительно исчисленные к уплате суммы по
каждому виду налога и иного платежа, должностные лица, на которых
наложены административные штрафы, причины неполного взыскания
доначисленных сумм. Допускаются арифметические ошибки при
определении сумм доначисленных налогов, не полностью
расшифровываются суммы штрафов и пени, допускаются и другие
недостатки. Все это приводит к необходимости дополнительных
уточнений и запросов, нерациональному использованию рабочего
времени работников, денежных средств.
Перечисленные выше факты имели место в срочных сообщениях
госналогинспекций по Республикам Башкортостан, Бурятия, Карелия,
Саха (Якутия), Ивановской, Курганской, Самарской, Смоленской,
Тверской областям и многим другим субъектам Российской Федерации.
Направляя обзор результатов контрольной работы налоговых
органов за соблюдением налогового законодательства в 1997 году,
Госналогслужба России предлагает критически рассмотреть имеющиеся
серьезные недостатки и нарушения в ее организации и осуществлении
и принять конкретные меры по их устранению и недопущению в
дальнейшем. При этом основное внимание должно быть уделено
обеспечению:
качественного и своевременного выполнения контрольных проверок
и мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий Госналогслужбы
России по выполнению Межведомственного плана мероприятий
налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов
валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части
федерального бюджета на IV квартал 1997 года и на 1998 год,
утвержденным Приказом Госналогслужбы России от 6 ноября 1997 г.
N АП-3-27/205, Национальным планом проверок налогоплательщиков
Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1998 год,
утвержденным руководителем Госналогслужбы России по согласованию с
ФСНП России и МВД России 5 января 1998 года, решения коллегии
Госналогслужбы России от 28 января 1998 года "О практике работы
налоговых органов по проведению камеральных и документальных
проверок" (протокол 3, пункт 1), других указаний и поручений
Госналогслужбы России по вопросам контрольной работы;
увеличения количества и повышения качества проверок
налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства,
полной реализации их результатов, и в первую очередь,
своевременного поступления в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды доначисленных проверками
налогов, других обязательных платежей и финансовых санкций;
повышения персональной ответственности конкретных должностных
лиц госналогинспекций за организацию и осуществление контрольной
работы, соблюдение исполнительской дисциплины при выполнении
заданий и поручений Госналогслужбы России.
О принятых мерах по повышению эффективности контрольной работы
за соблюдением налогового законодательства проинформируйте
Госналогслужбу России в разделе "Контрольная работа" аналитической
записки к отчету за I полугодие 1998 года.
Заместитель Руководителя -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
Приложение
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ЗА 1997 ГОД
----T------------------------------T--------T--------T-----------¬
¦ N ¦ Содержание показателей ¦1996 г. ¦1997 г. ¦ Изменения,¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ % ("+", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"-" пункты)¦
+---+------------------------------+--------+--------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+------------------------------+--------+--------+-----------+
¦1. ¦Поступило в бюджет и государ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственные внебюджетные фонды ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млрд. руб.) ¦518615 ¦662340 ¦ 127,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Дополнительно начислено про- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦верками налогов и других пла- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тежей (млрд. руб.) ¦174538 ¦252006 ¦ 144,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в % к сумме поступлений в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджет ¦ 33,7 ¦ 38,0 ¦ +4,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Из них: - доначислено провер- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ками (млрд. руб.) ¦180846 ¦256884 ¦ 142,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- уменьшено (млрд. руб.) ¦ 6308 ¦ 4878 ¦ 77,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Из суммы дополнительно начис- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ленных платежей предъявлено ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовых санкций (млрд. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб.) ¦158720 ¦230721 ¦ 145,4 ¦
¦ ¦в % ¦ 87,8 ¦ 89,8 ¦ +2,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Из суммы доначисленных плате- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жей юридическим лицам выявле- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦но: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документальными проверками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млрд. руб.) ¦ 53006 ¦ 76391 ¦ 144,1 ¦
¦ ¦в % ¦ 29,4 ¦ 29,7 ¦ +0,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦камеральными проверками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млрд. руб.) ¦127106 ¦180493 ¦ 142,0 ¦
¦ ¦в % ¦ 70,6 ¦ 70,3 ¦ -0,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Из доначисленных платежей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взыскано (млрд. руб.) ¦ 25071 ¦ 31892 ¦ 127,2 ¦
¦ ¦в % ¦ 14,4 ¦ 12,7 ¦ -1,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Количество плательщиков юриди-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих лиц, поставленных на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учет (тыс.) ¦ 2716 ¦ 2892 ¦ 106,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦из них проверено документально¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс.) ¦ 831 ¦ 736 ¦ 88,6 ¦
¦ ¦в % ¦ 30,6 ¦ 25,4 ¦ -5,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Количество плательщиков, у ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых вскрыты нарушения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документальными проверками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс.) ¦ 523 ¦ 435 ¦ 83,2 ¦
¦ ¦в % ¦ 63,0 ¦ 59,1 ¦ -3,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Доначислено платежей: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на 1 документально проверен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного плательщика (млн. руб.) ¦ 63,8¦ 103,8¦ 162,7 ¦
¦ ¦- на 1 документальную провер- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ку, которой установлены нару- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦шения налогового законодатель-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ства (млн. руб.) ¦ 101,3¦ 175,6¦ 173,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Привлечено к административной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственности (тыс.): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а) должностных лиц ¦ 425 ¦ 429 ¦ 100,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) физических лиц ¦ 522 ¦ 559 ¦ 107,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Сумма наложенных администра- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тивных штрафов (млрд. руб.) ¦ 194 ¦ 319 ¦ 164,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Количество случаев приостанов-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ления операций в финансово - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитных учреждениях (тыс.) ¦ 491 ¦ 460 ¦ 93,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Количество материалов, направ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ленных в правоохранительные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органы (тыс.) ¦ 166 ¦ 220 ¦ 132,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.¦Численность работников ГНС, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занимающих должности руководи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телей, специалистов (тыс.) ¦ 152,4¦ 155,6 ¦ 102,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13.¦Сумма доначисленных платежей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 1 работника ГНС, занимающе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го должность руководителя, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалиста (млн. руб.) ¦ 1145 ¦ 1620 ¦ 141,5 ¦
L---+------------------------------+--------+--------+------------
ПОКАЗАТЕЛИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ГНИ ЗА 1997 ГОД
------------------------T-----T-----------------------------T--------------------------T
¦Наименование республик,¦ Код ¦ Поступления платежей ¦ Недоимка по платежам ¦
¦ краев, областей, ¦стро-¦ в бюджет ¦ в бюджет ¦
¦автономных образований ¦ ки +-------T-------T-----T-------+------------T-------------+
¦ ¦ ¦ за ¦ за ¦дина-¦ доля ¦На 01.01.97 ¦ На 01.01.98 ¦
¦ ¦ ¦1996 г.¦1997 г.¦мика ¦ в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(млрд. ¦(млрд. ¦(ин- ¦итоге +------T-----+------T------+
¦ ¦ ¦рублей)¦рублей)¦декс)¦России ¦млрд. ¦в % к¦млрд. ¦в % к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за ¦рублей¦пла- ¦рублей¦ пла- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1997 г.¦ ¦тежам¦ ¦тежам ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (%) ¦ ¦ за ¦ ¦за год¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+-------+-------+-----+-------+------+-----+------+------+
¦ А ¦ В ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-----------------------+-----+-------+-------+-----+-------+------+-----+------+------+
¦Адыгея Республика ¦ 1 ¦ 481 ¦ 661 ¦1,4 ¦ 0,1 ¦ 87¦ 20,8¦ 71¦ 12,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Башкортостан Республика¦ 2 ¦ 12651 ¦ 14908 ¦1,2 ¦ 2,25¦ 4247¦ 39,2¦ 8450¦ 65,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бурятия Республика ¦ 3 ¦ 1710 ¦ 2040 ¦1,2 ¦ 0,31¦ 285¦ 18,4¦ 579¦ 32,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Алтай Республика ¦ 4 ¦ 196 ¦ 364 ¦1,9 ¦ 0,06¦ 39¦ 21,7¦ 78¦ 24,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дагестан Республика ¦ 5 ¦ 746 ¦ 1108 ¦1,5 ¦ 0,17¦ 103¦ 15,6¦ 297¦ 30,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ингушетия Республика ¦ 6 ¦ 413 ¦ 271 ¦0,7 ¦ 0,04¦ 14¦ 3,4¦ 26¦ 10,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабардино - Балкарская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика ¦ 7 ¦ 858 ¦ 1055 ¦1,2 ¦ 0,16¦ 289¦ 34,6¦ 579¦ 59,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Калмыкия - Хальмг Тангч¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика ¦ 8 ¦ 510 ¦ 1132 ¦2,2 ¦ 0,17¦ 103¦ 22,2¦ 167¦ 17,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Карачаево - Черкесская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика ¦ 9 ¦ 440 ¦ 542 ¦1,2 ¦ 0,08¦ 100¦ 24,4¦ 208¦ 41,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Карелия Республика ¦10 ¦ 1791 ¦ 2029 ¦1,1 ¦ 0,31¦ 664¦ 42,9¦ 1084¦ 62,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Коми Республика ¦11 ¦ 6767 ¦ 8096 ¦1,2 ¦ 1,22¦ 1970¦ 34,5¦ 3206¦ 45,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Марий Эл Республика ¦12 ¦ 1114 ¦ 1198 ¦1,1 ¦ 0,18¦ 232¦ 23 ¦ 376¦ 34,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мордовия Республика ¦13 ¦ 1524 ¦ 2018 ¦1,3 ¦ 0,3 ¦ 208¦ 15,9¦ 415¦ 23,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика ¦14 ¦ 5167 ¦ 6897 ¦1,3 ¦ 1,04¦ 1321¦ 27,9¦ 1612¦ 26,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Северная Осетия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика ¦15 ¦ 620 ¦ 760 ¦1,2 ¦ 0,11¦ 131¦ 23 ¦ 244¦ 35,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Татарстан Республика ¦16 ¦ 13376 ¦ 19474 ¦1,5 ¦ 2,94¦ 2871¦ 24,6¦ 4152¦ 24,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тува Республика ¦17 ¦ 232 ¦ 280 ¦1,2 ¦ 0,04¦ 31¦ 15,3¦ 56¦ 23 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Удмуртская Республика ¦18 ¦ 4573 ¦ 5780 ¦1,3 ¦ 0,87¦ 566¦ 13,6¦ 1017¦ 19,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Хакасия Республика ¦19 ¦ 1351 ¦ 1592 ¦1,2 ¦ 0,24¦ 521¦ 42,8¦ 626¦ 43,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Чеченская Республика ¦20 ¦ 54 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Чувашская Республика ¦21 ¦ 2312 ¦ 2953 ¦1,3 ¦ 0,45¦ 388¦ 18,3¦ 522¦ 19,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Алтайский край ¦22 ¦ 3718 ¦ 4458 ¦1,2 ¦ 0,67¦ 635¦ 18,1¦ 1136¦ 29,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Краснодарский край ¦23 ¦ 9669 ¦ 10330 ¦1,1 ¦ 1,56¦ 1537¦ 18 ¦ 2601¦ 28,7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Красноярский край ¦24 ¦ 11251 ¦ 15455 ¦1,4 ¦ 2,33¦ 4850¦ 49,8¦ 5067¦ 37,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Приморский край ¦25 ¦ 6395 ¦ 7291 ¦1,1 ¦ 1,1 ¦ 1146¦ 20,2¦ 1680¦ 26,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ставропольский край ¦26 ¦ 4514 ¦ 4753 ¦1,1 ¦ 0,72¦ 641¦ 15,4¦ 1142¦ 26,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Хабаровский край ¦27 ¦ 5719 ¦ 6097 ¦1,1 ¦ 0,92¦ 1263¦ 24,7¦ 2061¦ 37,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Амурская область ¦28 ¦ 2729 ¦ 2257 ¦0,8 ¦ 0,34¦ 543¦ 22,6¦ 1185¦ 63 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Архангельская область ¦29 ¦ 3079 ¦ 3918 ¦1,3 ¦ 0,59¦ 1190¦ 46,2¦ 1528¦ 48,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Астраханская область ¦30 ¦ 1611 ¦ 2498 ¦1,6 ¦ 0,38¦ 255¦ 17,6¦ 315¦ 14,8 ¦
|