Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
 

ИНФОРМАЦИЯ ЦБ РФ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ ЗА 1998 ГОД

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

                  ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ ЗА 1998 ГОД

       Произошло ухудшение состояния платежного баланса страны.
       С начала  года  нарастал  дефицит  по  счету текущих операций,
   вызванный   падением   мировых   цен   на   товары   топливно    -
   энергетического    комплекса   (основной   статьи   отечественного
   экспорта),  а также существенным утяжелением бремени  обслуживания
   государственного долга.  Равновесие платежного баланса достигалось
   преимущественно за счет официальных внешних заимствований.
       В условиях   нарастания   проблем   во  внешнеэкономической  и
   бюджетной    сферах    иностранные    контрагенты     пересмотрели
   инвестиционные  приоритеты  и  приступили  к  репатриации средств,
   вложенных  в  российскую  экономику.  Без  иностранных  инвестиций
   Правительство    Российской    Федерации    утратило   возможность
   рефинансировать   внутренний   долг,   а   спрос    на    свободно
   конвертируемую валюту существенно превысил предложение.
       Попыткой остановить   отток   иностранного   капитала    стало
   совместное  решение  Правительства  Российской  Федерации  и Банка
   России от 17 августа о замораживании всех выплат по ГКО -  ОФЗ  со
   сроком погашения до 31 декабря 1999 года и о введении моратория на
   осуществление   отдельных    видов    капитальных    операций    с
   нерезидентами.
       Однако  предпринятые  меры не только  не  принесли  ожидаемого
   эффекта, а, напротив, интенсифицировали процесс вывоза капитала. В
   итоге    к   началу   сентября   стала   очевидной   невозможность
   противостоять   накопившемуся   девальвационному   потенциалу    и
   удерживать  валютный  курс  рубля  без  опасного  снижения  уровня
   официальных резервов.
       Последовавшая отмена механизма валютного коридора,  переход  к
   режиму  плавающего  курса  и  как  следствие девальвация привели к
   сокращению импорта и выравниванию платежного баланса.
       С  одной стороны, сальдо текущих операций стало активным, но с
   другой -  в  результате  крупномасштабного  оттока  капитала   был
   зафиксирован дефицит по финансовому счету.
       Официальные валютные резервы сократились более чем на 5  млрд.
   долларов.

                         СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

       Положительное сальдо  счета   текущих    операций    составило
   2,4 млрд. долларов против 4 млрд. долларов в 1997 году. Впервые за
   последние  пять  лет  его  величина  упала до столь низкого уровня
   главным образом из-за резко возросших  обязательств  экономики  по
   выплате  инвестиционных доходов нерезидентам.  Во взаимоотношениях
   со странами дальнего зарубежья сальдо текущих операций сократилось
   с 2,5  млрд.  долларов   до  0,7  млрд.   долларов,   со  странами
   СНГ - несколько  выросло:  с  1,6  млрд.  долларов  до  1,7  млрд.
   долларов.

         СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
             В ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСАХ РОССИИ В 1994 - 1998 ГГ.

     1994 г.       1995 г.       1996 г.       1997 г.        1998 г.
   T----------------------------------------------------------------T
   ¦                         22,9                                   ¦
   ¦             20,5        --¬                                    ¦
   +-------------T-T---------+ +------------------------------------+
   ¦17,7         ¦ ¦         ¦ ¦        17,4         17,3           ¦
   ¦ --¬         ¦ ¦         ¦ ¦         --¬         --¬            ¦
   +-+1+---------+1+---------+1+---------+1+---------+1+------------+
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   +-+ +---------+ +---------+ +-*12,0---+ +---------+ +------------+
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   ¦ ¦ ¦ *8,9    ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   +-+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +------------+
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦ *7,8    ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   +-+ +---------+ +---------+ +---------+ +-*4,0----+ +------------+
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦     0,1 ¦ ¦    0,1  ¦ ¦         ¦ ¦ *2,4       ¦
   ¦ ¦ ¦         ¦ ¦   --¬   ¦ ¦   --¬   ¦ ¦         ¦ ¦            ¦
   +-+-+-T-T-T-+-+-+-T-+-+-+-+-+-T-+-+-+-+-+-T-T-T-+-+-+-T-T-T------+
   ¦   ¦2¦3+--     ¦2¦3¦       ¦2¦3¦       ¦2¦3+--     ¦2¦3+--      ¦
   ¦   ¦ +---0,3   ¦ +--       ¦ ¦ ¦       ¦ ¦ ¦-0,3   L-+ ¦ -0,4   ¦
   ¦   ¦ ¦-1,8     ¦ ¦-3,4     ¦ ¦ ¦       ¦ ¦ ¦     -3,2¦ ¦        ¦
   +---+ +---------+ +---------+ ¦ +-------+-+ +---------+ +--------+
   ¦   ¦ ¦         ¦ ¦         L-+--    -4,7 ¦ ¦         ¦ ¦        ¦
   ¦   ¦ ¦         ¦ ¦      -5,7   -5,3      ¦ ¦         ¦ ¦        ¦
   ¦   L---6,7     ¦ ¦                       ¦ ¦         ¦ ¦        ¦
   +---------------+ +-----------------------+ +---------+ +--------+
   ¦               ¦ ¦                       L--         ¦ ¦        ¦
   ¦               L--                        -8,4       ¦ ¦        ¦
   ¦               -9,4                                  L-- -11,4  ¦
   +----------------------------------------------------------------+
       ---¬
       ¦1 ¦ - Сальдо торгового баланса
       L---
       ---¬
       ¦2 ¦ - Сальдо баланса услуг
       L---
       ---¬
       ¦3 ¦ - Сальдо доходов
       L---
       ---¬
       ¦  ¦ - Сальдо текущих трансфертов
       L---

       * - Сальдо текущих операций

       Внешнеторговый оборот сложился в размере 132,2 млрд.  долларов
   и сократился к уровню предыдущего года на 18 процентов.  Стоимость
   экспорта снизилась на 16%, импорта - на 20 процентов. В результате
   положительное  сальдо  торгового  баланса,  отражающее  превышение
   экспорта  над  импортом,  в  отчетном  году было лишь на 0,1 млрд.
   долларов  меньше,  чем  в  предыдущем,  и  равнялось  17,3   млрд.
   долларов.
       При этом если  динамика  экспорта  на  протяжении  всего  года
   формировалась   под  воздействием  комплекса  негативных  факторов
   конъюнктуры мирового рынка,  то на  снижении  стоимости  импортных
   поступлений  решающим  образом сказалась резкая девальвация рубля,
   пришедшаяся на второе полугодие.
       Более чем  три четверти объема экспортно - импортных операций,
   как  и  в  предыдущем  году,  приходилось  на  взаимоотношения  со
   странами  дальнего  зарубежья.  Практически неизменным оставался и
   перечень наиболее крупных торгово - экономических партнеров.

             ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ РОССИИ В 1998 ГОДУ
                         (ПО ДАННЫМ ГТК РОССИИ)

   ----------------------------T------------------T-----------------¬
   ¦                           ¦  Удельный вес в  ¦  Удельный вес в ¦
   ¦                           ¦экспорте России, %¦импорте России, %¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Страны дальнего зарубежья  ¦        80,9      ¦         74,2    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦  из них:                  ¦                  ¦                 ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Германия                   ¦         8,0      ¦         12,6    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦США                        ¦         7,1      ¦          9,5    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Италия                     ¦         4,5      ¦          4,2    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Китай                      ¦         4,4      ¦          2,7    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Страны СНГ                 ¦        19,1      ¦         25,8    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦  из них:                  ¦                  ¦                 ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Украина                    ¦         7,7      ¦          7,5    ¦
   +---------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Белоруссия                 ¦         6,5      ¦         10,4    ¦
   L---------------------------+------------------+------------------

       Экспорт товаров сложился на уровне 74,8 млрд. долларов, в  том
   числе  в страны дальнего зарубежья - 59,1 млрд. долларов, в страны
   СНГ - 15,7 млрд.  долларов.  Снижение стоимости поставок в дальнее
   зарубежье составило 16%, в страны СНГ - 18 процентов. Отчетный год
   характеризовался    крайне    неблагоприятной    ситуацией     для
   отечественных   экспортеров:   мировые  цены  практически  на  всю
   номенклатуру российского экспорта заметно снизились,  в результате
   чего  потери экономики при реализации за рубеж товаров оцениваются
   почти в 17,5 млрд. долларов.
       Ценовой фактор  только  по  трем товарам,  составляющим основу
   отечественного экспорта,  -  нефти,  нефтепродуктам  и  природному
   газу, обусловил его сокращение более чем на 10 млрд. долларов. При
   этом наиболее драматично  складывалась  ситуация  в  IV  квартале,
   когда  цены  на  сырую  нефть достигли абсолютного минимума и были
   почти вдвое ниже среднегодового уровня двух предшествующих лет.
       В условиях  сузившегося мирового спроса (преимущественно из-за
   кризиса в Юго - Восточной Азии) на сырьевые товары  и  продукты  с
   невысокой    долей   добавленной   стоимости   резко   обострилась
   конкуренция   на   внутренних   рынках   других   регионов,   куда
   поставлялась  продукция  из  России.  В  целом  ряде  случаев  это
   приводило к установлению партнерами жестких ограничительных мер на
   российский  экспорт.  Прямые  и косвенные потери экономики от этих
   мер оцениваются в 2 млрд. долларов.
       Избыток предложения товаров на мировом рынке  и  недостаточная
   диверсификация отечественного экспорта не позволили компенсировать
   ценовые   потери   наращиванием   физических   объемов   поставок,
   увеличение  которых  за  год  составило 4 процента.  Усилившееся к
   концу  года   влияние   конъюнктурных   факторов,   по   существу,
   нейтрализовало  и  ожидаемое  позитивное  воздействие  девальвации
   рубля на  рост  экспорта:  увеличение  его  физических  объемов  в
   IV квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было
   наименьшим в отчетном году.
       Импорт товаров оценивался в 57,4 млрд.  долларов,  в том числе
   из стран дальнего зарубежья - 43,3 млрд.  долларов, из стран СНГ -
   14,2 млрд.  долларов.  Снижение стоимости продукции,  ввезенной из
   дальнего зарубежья, составило 18%, из стран СНГ - 24 процента.
       Сокращение стоимости  импорта  происходило  на   фоне   общего
   падения цен мирового рынка.  Вследствие этого поступившие в Россию
   товары были в долларовом выражении в среднем на 10% дешевле, чем в
   предыдущем  году.  Относительная  экономия  средств  за счет этого
   фактора  оценивается  в  сумме,  превышающей  6  млрд.   долларов,
   реальный  же  эффект состоит в том,  что физические объемы импорта
   уменьшились только на 11 процентов.
       При этом  условия,  в  которых формировался импорт товаров,  и
   соответственно его динамика существенно различались по полугодиям.
   Так,   в  январе  -  июне  из-за  снижения  мировых  цен  на  фоне
   завышенного обменного  курса  рубля  физические  объемы  ввезенных
   товаров выросли на 15%,  а их стоимость была почти на 8% выше, чем
   в аналогичном периоде предыдущего года.
       Решающее влияние на снижение импорта во II  полугодии  оказала
   девальвация  рубля.  Ввоз  товаров  уже  в  III  квартале  упал на
   четверть  по  сравнению  с аналогичным периодом прошлого года, а в
   IV квартале импорт не достигал и  половины  от  уровня  октября  -
   декабря 1997 года.
       Еще более  быстро   сокращался   импорт   товаров,   завозимых
   "челноками".  С одной стороны, резкое обесценение рубля в реальном
   выражении обусловило эквивалентное снижение их оборотных  средств,
   с  другой стороны - снижение реальных доходов,  в первую очередь у
   малодоходных   групп   населения,   заметно   сузило   спрос    на
   непродовольственные   "челночные"  товары.  Кроме  того,  реальное
   укрепление  курсов  национальных  валют  стран  СНГ   относительно
   российского  рубля  ослабило  заинтересованность  резидентов  этих
   стран  в  неорганизованном   ввозе   в   нашу   страну   также   и
   продовольственных    товаров.    В    результате    общий   размер
   нерегистрируемого  импорта,  по  оценкам  Банка  России,  был   на
   четверть  меньше,  чем  в  предыдущем году,  и составил 14,3 млрд.
   долларов.
       Отрицательное сальдо   баланса   услуг   составило  3,2  млрд.
   долларов,  его абсолютная величина сократилась на  треть.  Экспорт
   услуг снизился на 9%, импорт - на 15 процентов.
       Решающую роль в формировании  объема  и  динамики  экспорта  и
   импорта  услуг  играли,  как  и в предшествовавшие годы,  отрасли,
   учитываемые  в  платежном  балансе  по   статьям   "Транспорт"   и
   "Поездки", на долю которых приходилось почти три четверти внешнего
   оборота по услугам.  В свою очередь размеры операций по  указанным
   статьям   демонстрируют  весьма  тесную  зависимость  от  курсовой
   динамики.
       Предоставленные иностранцам   услуги,  связанные  с  туризмом,
   частными и деловыми  поездками,  сложились  на  уровне  6,5  млрд.
   долларов,  что  на  9%  меньше,  чем  в предыдущем году.  При этом
   сокращение стоимости предоставленных услуг наблюдалось  только  во
   второй  половине  года,  что  было  связано  как  с удешевлением в
   долларовом  выражении  индивидуальных  расходов  нерезидентов   на
   пребывание  в  России,  так  и  с уменьшением количества въехавших
   иностранных граждан из стран СНГ.
       Снижение экспорта  услуг  транспорта  составило 11%,  причем в
   I полугодии   оно   было   большим,   а  впоследствии  в  условиях
   укрепившейся конкурентоспособности  отечественные  компании  стали
   постепенно возвращать ранее утраченные позиции на рынке грузовых и
   пассажирских перевозок.
       Еще более  значимое  влияние  девальвация  оказала на снижение
   стоимости импорта услуг,  поскольку в этих операциях  велика  доля
   сектора   домашних   хозяйств,   чутко  реагирующего  на  курсовые
   изменения.  Вследствие этого импорт услуг по статье  "Поездки"  за
   год сократился на 14%,  или на 1,4 млрд.  долларов, в том числе во
   II полугодии - на 1,6 млрд. долларов.
       Падение импорта  товаров  в  июле  -  декабре  повлекло  также
   уменьшение импорта услуг иностранного транспорта и торговых  услуг
   нерезидентов  из  стран  СНГ,  реализующих  товары  на  российских
   рынках.
       Баланс оплаты труда  имел  традиционно  отрицательное  сальдо,
   размер  которого  составил  0,2  млрд.  долларов  против 0,3 млрд.
   долларов в 1997 году.  В отличие  от  ситуации  предыдущих  лет  в
   течение  отчетного  года  не  наблюдалось  увеличения  численности
   временно занятых в российской экономике нерезидентов,  кроме того,
   средняя  номинальная  заработная  плата в долларовом эквиваленте в
   отраслях,  преимущественно их привлекавших, снизилась более чем на
   одну   пятую.   В  результате  размер  оплаты  труда  нерезидентов
   уменьшился за год на 18%  и не достигал 0,5  млрд.  долларов.  Две
   трети этой суммы приходились на работников из стран СНГ.
       Доходы россиян,  трудоустроенных за рубежом, выросли за год на
   треть и оценивались в 0,3 млрд. долларов.
       Отрицательное сальдо  баланса  доходов от инвестиций составило
   11,2 млрд. долларов против 8,1 млрд. долларов в прошлом году.
       Ожидаемые к  получению  доходы примерно соответствовали уровню
   1997 года и составляли 4 млрд. долларов. Подавляющая их часть, как
   и   в   прежние   годы,   приходилась  на  обслуживание  кредитов,
   предоставленных еще  бывшим  СССР,  хотя  фактическое  поступление
   доходов по ним не превышало 9% начисленных сумм.
       Доходы, подлежащие  выплате,  достигли  15,2 млрд.  долларов и
   превысили  уровень  предыдущего  года  (12,2  млрд.  долларов)  на
   четверть.   Такое   увеличение,  как  известно,  было  связано  со
   значительными   заимствованиями   иностранного   капитала    всеми
   секторами  экономики в течение ряда лет,  а также ростом стоимости
   этих заимствований,  наблюдавшимся с  конца  1997  года.  Основная
   нагрузка  (80%)  по  текущему  обслуживанию  долговых обязательств
   экономики приходилась на сектор  государственного  управления.  За
   год размер доходов к выплате этим сектором вырос на 24 процента.
       Еще более динамично увеличивались  в  отчетном  периоде  суммы
   выплат    доходов    коммерческими    банками    и   нефинансовыми
   предприятиями,  составившие почти 3 млрд.  долларов против 2 млрд.
   долларов в 1997 году.
       В целом отношение размера доходов к  выплате  всеми  секторами
   экономики к ВВП страны выросло до 5,5 с 2,8% в предыдущем году.
       По текущим трансфертам зафиксировано  отрицательное  сальдо  в
   размере 0,4 млрд.  долларов.  В 1997 году оно составляло 0,3 млрд.
   долларов.

         СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

       Счет операций с капиталом
       Сальдо операций   между   резидентами   и   нерезидентами,  не
   предполагающих  встречных  потоков   экономических   ценностей   и
   классифицируемых в платежном балансе как капитальные трансферты (в
   основном это операции, связанные с миграцией населения), сложилось
   отрицательным  в  размере  -0,4  млрд.  долларов против -0,8 млрд.
   долларов в 1997 году.
       Наиболее значимыми  оставались   миграционные   потоки   между
   Россией  и  странами  СНГ:  их  доля  в  общем объеме полученных в
   1998  году  трансфертов   составила   почти  100%,  выплаченных  -
   45 процентов.
       Стоимостная оценка вывезенных эмигрантами ресурсов  из  России
   (2,1 млрд.  долларов) превышала  оценку  соответствующих  средств,
   поступивших в страну (1,6 млрд. долларов).

       Финансовый счет
       Сальдо финансового счета в аналитическом  представлении,  т.е.
   без  учета  изменения  официальных  валютных  резервов,  сложилось
   положительным  в  размере  0,5  млрд.  долларов,  сократившись  по
   сравнению с уровнем 1997 года почти на 6 млрд. долларов.
       В I полугодии было отмечено  превышение  притока  иностранного
   капитала  над  инвестициями  резидентов  в  иностранные  активы  в
   размере 8,1 млрд.  долларов, а по итогам июля - декабря имел место
   чистый   отток  инвестиций  в  7,6  млрд.  долларов,  что  явилось
   результатом разразившегося финансового кризиса.
       В то   время  как  чистые  иностранные  обязательства  сектора
   государственного  управления  выросли  на  11,9  млрд.   долларов,
   наблюдался  нетто  - отток капитала из других секторов экономики -
   банков  и  нефинансовых  предприятий,  -  превысивший   15   млрд.
   долларов.
       Иностранные обязательства   экономики  приросли  на  18  млрд.
   долларов (в 1997 году - на 43,8 млрд.  долларов).  Таким  образом,
   приток иностранного капитала сократился более чем в 2,4 раза.
       В структуре  внешнего   финансирования   доминирующими   стали
   портфельные  инвестиции (их доля выросла с 39 до 45 процентов),  в
   основном   представленные   вложениями   в   облигационные   займы
   Правительства России в иностранной валюте.

                  СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ <*>
                   В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В 1998 ГОДУ

   ------------T------------T-------------T------------T------------¬
   ¦   Вид     ¦I полугодие ¦II полугодие ¦   1998 г.  ¦ Справочно: ¦
   ¦инвестиций ¦   1998 г.  ¦   1998 г.   ¦            ¦   1997 г.  ¦
   ¦           +-----T------+-----T-------+-----T------+-----T------+
   ¦           ¦млрд.¦ доля ¦млрд.¦ доля  ¦млрд.¦ доля ¦млрд.¦ доля ¦
   ¦           ¦долл.¦ в %  ¦долл.¦  в %  ¦долл.¦ в %  ¦долл.¦ в %  ¦
   +-----------+-----+------+-----+-------+-----+------+-----+------+
   ¦Прямые     ¦ 1,1 ¦   7  ¦ 1,1 ¦   38  ¦  2,2¦   12 ¦  6,2¦   14 ¦
   +-----------+-----+------+-----+-------+-----+------+-----+------+
   ¦Портфельные¦ 7,9 ¦  52  ¦ 0,1 ¦    4  ¦  8,0¦   45 ¦ 17,3¦   39 ¦
   +-----------+-----+------+-----+-------+-----+------+-----+------+
   ¦Прочие     ¦ 6,1 ¦  41  ¦ 1,7 ¦   58  ¦  7,8¦   43 ¦ 20,3¦   47 ¦
   +-----------+-----+------+-----+-------+-----+------+-----+------+
   ¦Всего      ¦15,1 ¦ 100  ¦ 2,9 ¦  100  ¦ 18,0¦  100 ¦ 43,8¦  100 ¦
   L-----------+-----+------+-----+-------+-----+------+-----+-------

       --------------------------------
       <*> Нетто - прирост обязательств перед нерезидентами.

       Сектор государственного   управления   по-прежнему   оставался
   главным заемщиком иностранного капитала:  на его долю пришлось 75%
   всех поступивших из-за рубежа инвестиций (в 1997 году  -  49%).  В
   условиях   финансового  кризиса,  выразившегося,  в  частности,  в
   чрезмерно  высокой   цене   внутренних   заимствований,   значение
   иностранных   ресурсов   для  финансирования  бюджетного  дефицита
   постоянно росло. Это привело к дальнейшему увеличению официального
   внешнего  долга  и  утяжелению  бремени  его обслуживания:  каждый
   десятый доллар (в  1997  году  -  каждый  тринадцатый  доллар)  от
   экспорта  товаров  и  нефакторных услуг должен был направляться на
   погашение внешней задолженности.

               АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
              ОБСЛУЖИВАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА <*>
                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 - 1998 ГГ.

                                                 (млрд. долларов США)
   ----------------------------------------------------T-----T------¬
   ¦Наименование показателя                            ¦1997 ¦ 1998 ¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦1. График платежей по внешнему долгу               ¦ 14,2¦  14,6¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦2. Фактическое погашение внешнего долга            ¦  7,7¦   9,1¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦3. Валовой внутренний продукт <**>                 ¦443  ¦ 277  ¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦4. Соотношение платежей по внешнему долгу и объема ¦     ¦      ¦
   ¦ВВП, в процентах                                   ¦     ¦      ¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦- по графику (стр. 1 : стр. 3)                     ¦  3,2¦   5,3¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦- фактически (стр. 2 : стр. 3)                     ¦  1,7¦   3,3¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦5. Доходы консолидированного бюджета               ¦123  ¦  74,4¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦6. Соотношение платежей по внешнему долгу и доходов¦     ¦      ¦
   ¦консолидированного бюджета, в процентах            ¦     ¦      ¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦- по графику (стр. 1 : стр. 5)                     ¦ 11,6¦  19,7¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦- фактически (стр. 2 : стр. 5)                     ¦  6,3¦  12,3¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦7. Экспорт товаров и нефакторных услуг             ¦103,2¦  87,7¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦8. Коэффициент обслуживания внешнего долга,        ¦     ¦      ¦
   ¦в процентах                                        ¦     ¦      ¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦- по графику (стр. 1 : стр. 7)                     ¦ 13,8¦  16,7¦
   +---------------------------------------------------+-----+------+
   ¦- фактически (стр. 2 : стр. 7)                     ¦  7,5¦  10,4¦
   L---------------------------------------------------+-----+-------

       --------------------------------
       <*> Включена  задолженность  в  форме  ссуд и займов,  а также
   валютных облигаций, кроме ОВГВЗ.
       <**> В  текущих  ценах,  пересчет в доллары США осуществлен по
   среднегодовому официальному курсу Банка России.

       Основной формой привлечения  иностранного  капитала  в  сектор
   государственного управления были портфельные инвестиции.  При этом
   в  связи  с  угнетенным  состоянием,  в  котором  находился  рынок
   рублевых  облигаций  (ГКО - ОФЗ),  определяющее значение приобрели
   вложения   нерезидентов   в   государственные    ценные    бумаги,
   номинированные  в иностранной валюте.  Задолженность федеральных и
   местных органов власти перед нерезидентами по валютным  облигациям
   увеличилась в отчетном году на 7,8 млрд. долларов.
       Правительство России     разместило     несколько     выпусков
   еврооблигаций  на общую сумму 4,8 млрд.  долларов против 3,6 млрд.
   долларов в 1997 году.
       В июле  был  осуществлен  обмен  ряда  обращавшихся  на  рынке
   выпусков ГКО,  срок  погашения  которых  приходился  на  ближайшие
   месяцы,   на   долгосрочные   долларовые   облигации.  Иностранные
   участники произвели обмен на 1,6 млрд. долларов, а также купили за
   наличные  этих  новых  ценных  бумаг  на  сумму  около  0,4  млрд.
   долларов.

              ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
         УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ,
                       ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ В 1998 ГОДУ

   -----------------------T-------T---------T------T------T---------¬
   ¦       Эмитент        ¦ Дата  ¦  Период ¦Валюта¦Объем ¦Эффектив-¦
   ¦                      ¦выпуска¦обращения¦      ¦выпус-¦ная до-  ¦
   ¦                      ¦       ¦  (лет)  ¦      ¦ка по ¦ходность ¦
   ¦                      ¦       ¦         ¦      ¦номи- ¦при раз- ¦
   ¦                      ¦       ¦         ¦      ¦налу  ¦мещении  ¦
   ¦                      ¦       ¦         ¦      ¦(млрд.¦(% годо- ¦
   ¦                      ¦       ¦         ¦      ¦вал.  ¦вых)     ¦
   ¦                      ¦       ¦         ¦      ¦ед.)  ¦         ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦Федеральные органы власти Российской Федерации                  ¦
   +----------------------T-------T---------T------T------T---------+
   ¦1. Еврооблигации      ¦       ¦         ¦      ¦      ¦         ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Минфин России       ¦ март  ¦    7    ¦  DEM ¦  1,25¦   9,45  ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Минфин России       ¦ май   ¦    5    ¦  ITL ¦750   ¦   9,11  ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Минфин России       ¦ июнь  ¦    5    ¦  USD ¦  1,25¦  12,43  ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Минфин России       ¦ июнь  ¦   30    ¦  USD ¦  2,5 ¦  13,36  ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦2. Облигации,         ¦       ¦         ¦      ¦      ¦         ¦
   ¦   эмитированные      ¦       ¦         ¦      ¦      ¦         ¦
   ¦   в обмен на ГКО     ¦       ¦         ¦      ¦      ¦         ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Минфин России       ¦ июль  ¦    7    ¦  USD ¦  2,97¦  15,44  ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Минфин России       ¦ июль  ¦   20    ¦  USD ¦  3,47¦  15,75  ¦
   ¦  в т.ч. за наличные  ¦       ¦         ¦      ¦  0,5 ¦  15,75  ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦Органы государственной власти субъектов Российской Федерации    ¦
   +----------------------T-------T---------T------T------T---------+
   ¦1. Еврооблигации      ¦       ¦         ¦      ¦      ¦         ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Правительство Москвы¦ апрель¦    3    ¦  DEM ¦  0,5 ¦   9,125 ¦
   +----------------------+-------+---------+------+------+---------+
   ¦  Правительство Москвы¦ май   ¦    3    ¦  ITL ¦400   ¦   9,875 ¦
   L----------------------+-------+---------+------+------+----------

       Доходность по  вновь  размещаемым   валютным   государственным
   облигациям  в  течение отчетного года увеличивалась,  отражая рост
   рискованности такого рода  вложений  для  нерезидентов,  ухудшение
   инвестиционной привлекательности российского фондового рынка. Так,
   если эффективная доходность при размещении еврооблигаций  в  марте
   не  превышала  9,5%  годовых,  то  последний  из  эмитированных  в
   отчетном году (в  июне)  выпусков  федеральных  еврооблигаций  был
   размещен под 13,36% годовых.
       После отмены  с  1 января 1998 года ограничений на репатриацию
   средств нерезидентов,  инвестированных  в  ГКО  -   ОФЗ,   влияние
   иностранного  капитала  на динамику рынка рублевых государственных
   облигаций существенно возросло.  В течение года,  по мере развития
   бюджетного  кризиса  в  России,  нерезиденты  неоднократно  меняли
   инвестиционные  приоритеты.  Если  в   начале   года   перспективы
   российского  рынка  ценных  бумаг  оценивались  ими  еще  в  целом
   позитивно и по итогам I квартала был  зафиксирован  чистый  приток
   средств  в  3,1  млрд.  долларов,  то  уже примерно с середины мая
   нерезиденты начали активно выводить вложенные в ГКО - ОФЗ ресурсы:
   в целом во II квартале - на сумму 0,3 млрд.  долларов,  а с 1 июля
   по 15 августа - на 1,8 млрд. долларов (с учетом обмена ГКО в конце
   июля на долларовые облигации).
       17 августа  1998  года   Правительство   России   объявило   о
   замораживании  выплат  по  ГКО  -  ОФЗ  со  сроками  погашения  до
   31 декабря 1999 года и о предстоящей реструктуризации этих  ценных
   бумаг.
       По состоянию  на  1 января 1999 года переговоры с иностранными
   владельцами ГКО - ОФЗ еще не были завершены, и в платежном балансе
   отражена  просроченная  задолженность по этим ценным бумагам перед
   нерезидентами, оцениваемая в 2,2 млрд. долларов.
       Наряду с  эмиссией  ценных бумаг важным механизмом привлечения
   иностранных ресурсов в сектор государственного управления являлись
   ссуды и займы.
       В отчетном году было привлечено новых кредитов от нерезидентов
   на общую сумму 10,5 млрд.  долларов,  что  в  1,4  раза  превысило
   уровень 1997 года (7,6 млрд. долларов).
       Большая часть  средств  (7,4 млрд.  долларов) была получена от
   международных финансовых организаций.  Впервые выступая в качестве
   заемщика   у   МВФ,   Банк  России  получил  3,8  млрд.  долларов,
   непосредственно   предназначенных   на   поддержание    равновесия
   платежного баланса.

           ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ ПЕРЕД МВФ И МБРР В 1998 ГОДУ

                                                 (млрд. долларов США)
   ----------------------T--------T-------T-------T-------T---------¬
   ¦Механизм кредитования¦Задол-  ¦Исполь-¦Погаше-¦Курсо- ¦Задолжен-¦
   ¦                     ¦жен-    ¦зовано ¦но в   ¦вые    ¦ность на ¦
   ¦                     ¦ность   ¦в от-  ¦отчет- ¦разницы¦01.01.99 ¦
   ¦                     ¦на      ¦четном ¦ном    ¦       ¦         ¦
   ¦                     ¦01.01.98¦периоде¦периоде¦       ¦         ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Кредиты МВФ          ¦ 13,2   ¦  6,2  ¦   1,0 ¦  0,9  ¦  19,3   ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Кредит системной     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦трансформации,       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦1993 - 1994 гг.      ¦  2,9   ¦  0    ¦   0,4 ¦  0,2  ¦   2,7   ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Резервный кредит,    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦1995 - 1996 гг.      ¦  5,8   ¦  0    ¦   0,6 ¦  0,3  ¦   5,5   ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Расширенное          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦кредитование,        ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦1996 - 1998 гг.      ¦  4,5   ¦  2,4  ¦   0   ¦  0,3  ¦   7,2   ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Компенсационное и    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦чрезвычайное         ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦финансирование,      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦1998 г.              ¦  0     ¦  2,9  ¦   0   ¦  0,1  ¦   3,0   ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Дополнительный       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦механизм пополнения  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
   ¦резервов, 1998 г.    ¦  0     ¦  0,9  ¦   0   ¦  0,1  ¦   1,0   ¦
   +---------------------+--------+-------+-------+-------+---------+
   ¦Кредиты МБРР         ¦  5,1   ¦  1,2  ¦   0,1 ¦  0,1  ¦   6,3   ¦
   L---------------------+--------+-------+-------+-------+----------

       По привлеченным ссудам и займам было фактически погашено около
   7,5 млрд.  долларов  (4,6 млрд. долларов - по  основному  долгу  и
   2,9 млрд.  долларов  -  по  процентам)  из  подлежащих   погашению
   11,9 млрд.  долларов  (7,1  млрд.  долларов  и 4,8 млрд.  долларов
   соответственно),  просрочено - 2,3 млрд. долларов (главным образом
   платежи в   рамках  Парижского  клуба),  перенесено  -  2,1  млрд.
   долларов. Платежи по кредитным соглашениям, заключенным собственно
   Россией,   за   небольшим  исключением  (были  допущены  просрочки
   местными органами власти), осуществлялись своевременно.
       Интенсивный рост иностранных обязательств банковского сектора,
   наблюдавшийся  в  1997  году  (8,9  млрд.  долларов),  существенно
   замедлился   в   первой  половине  1998  года.  По  мере  развития
   финансового кризиса иностранные  контрагенты  начали  отказываться
   как   от  заключения  новых  соглашений,  так  и  от  пролонгации,
   рефинансирования  старых  кредитных  линий.  Прирост   иностранных
   обязательств  банков  в  январе  -  июне  составил  лишь 2,1 млрд.
   долларов, а начиная с июля нерезиденты приступили к выводу средств
   из банковского сектора.
       Решения Правительства и Банка России от 17 августа  1998  года
   по  введению  моратория  на  отдельные  виды  капитальных операций
   резидентов не только не привели к ожидаемой стабилизации положения
   коммерческих   банков,   имевших   крупную   задолженность   перед
   нерезидентами,  и не остановили оттока  иностранного  капитала  из
   этого  сектора экономики,  а,  напротив,  интенсифицировали данный
   процесс.  Дело в том,  что  большую  часть  накопленных  к  началу
   августовского     кризиса    иностранных    пассивов    составляли
   краткосрочные инструменты,  не подпадавшие под действие введенного
   моратория,  по которым крупные объемы погашения приходились именно
   на ближайшие месяцы.
       Кроме того, среди операций банковского сектора с нерезидентами
   в связи с девальвацией рубля  особое  значение  приобрели  срочные
   сделки. Снижение соответствующих нетто - обязательств с 1 сентября
   1998 года по 1  января  1999  года  составило  порядка  5,2  млрд.
   долларов. Причем большинство обязательств было урегулировано путем
   переговоров,  а  также  в  результате  операций  по  взаимозачету.
   Фактически  российскими  банками  было  уплачено нерезидентам лишь
   0,6 млрд. долларов.
       В июле   -   сентябре   1998  года  иностранные  обязательства
   банковского  сектора   уменьшились   на  5,0  млрд.   долларов,  в
   IV квартале  -  еще  на 3,3 млрд.  долларов.  В годовом исчислении
   банковская  система  лишилась  иностранных  инвестиций   на  сумму
   6,1 млрд. долларов.
       Необходимо отметить,  что отток капитала  привел  к  изменению
   временной  структуры  пассивов банков:  если на 1 января 1998 года
   доля краткосрочной задолженности  перед  нерезидентами  составляла
   84%, то к началу 1999 года эта доля снизилась до 70 процентов.
       Не урегулированная в отчетном году и соответственно перешедшая
   в разряд просроченной банковская задолженность перед нерезидентами
   оценивается в 0,7 млрд. долларов.
       Приток прямых  иностранных  инвестиций  в  сектор нефинансовых
   предприятий сократился по сравнению с 1997 годом более чем втрое -
   с 6,2 до 1,9 млрд. долларов.
       Наряду с  общим  ухудшением  инвестиционной  привлекательности
   российской  экономики уменьшение притока капитала было обусловлено
   тем,  что  в  отчетном  году  не   получил   продолжения   процесс
   привлечения   инвестиций     через    приватизационный    механизм
   (в 1997 году - 1,3  млрд.  долларов).  Не  состоялись  аукционы  с
   предполагавшимся  участием  иностранных юридических лиц по продаже
   крупных пакетов акций АО "Роснефть",  АО "Связьинвест", а также АО
   "ЛУКойл".
       К портфельным  инвестициям  в  соответствии   с   методологией
   платежного  баланса  отнесена  сделка  по  продаже 2,5%  акций ОАО
   "Газпром" иностранному инвестору  на  сумму  0,7  млрд.  долларов,
   осуществленная в декабре 1998 года.
       Более значимым, несмотря на сокращение в абсолютном выражении,
   каналом   поступления   средств  нерезидентов  в  реальный  сектор
   являлись  ссуды  и  займы.   Иностранные   обязательства   сектора
   нефинансовых  предприятий  в  данной  форме выросли в 1998 году на
   3,7 млрд.  долларов против 6,1 млрд.  долларов в  предыдущем.  При
   этом  было использовано 6,7 млрд.  долларов,  а погашено - 3 млрд.
   долларов.  Несмотря на то,  что основными  заемщиками  на  мировых
   рынках капитала   оставались  крупные  предприятия  -  экспортеры,
   кредитные  соглашения  которых  большей   частью   гарантировались
   поставками товаров,  разразившийся кризис нашел свое отражение и в
   динамике таких  операций:  привлеченных  в  IV  квартале  кредитов
   оказалось    недостаточно    для    рефинансирования   накопленной
   задолженности, и  сальдо  "использовано  -   погашено"   сложилось
   отрицательным в -0,1 млрд. долларов.
       Структура инвестиций резидентов России в иностранные активы не
   претерпела   кардинальных   изменений.   Их   прирост   происходил
   преимущественно в форме  прочих  инвестиций  сектора  нефинансовых
   предприятий  (86%  всего  вывоза  капитала).  В  целом иностранные
   активы экономики увеличились на 17,5 млрд. долларов (в 1997 году -
   на 37,3 млрд. долларов).

                  СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ <*>
          РЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БЕЗ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ
                   С РЕЗЕРВНЫМИ АКТИВАМИ) В 1998 ГОДУ

                                                 (млрд. долларов США)
   -------------T------------T--------------T-----------T-----------¬
   ¦    Вид     ¦I полугодие ¦ II полугодие ¦  1998 г.  ¦Справочно: ¦
   ¦ инвестиций ¦            ¦              ¦           ¦  1997 г.  ¦
   +------------+------------+--------------+-----------+-----------+
   ¦Прямые      ¦     0,6    ¦      0,4     ¦     1,0   ¦     2,6   ¦
   +------------+------------+--------------+-----------+-----------+
   ¦Портфельные ¦     0,6    ¦     -0,3     ¦     0,3   ¦     0,2   ¦
   +------------+------------+--------------+-----------+-----------+
   ¦Прочие      ¦     5,8    ¦     10,4     ¦    16,2   ¦    26,6   ¦
   +------------+------------+--------------+-----------+-----------+
   ¦Всего       ¦     7,0    ¦     10,5     ¦    17,5   ¦    37,3   ¦
   L------------+------------+--------------+-----------+------------

       --------------------------------
       <*> Нетто - прирост иностранных активов резидентов.

       Примечания. 1.  Знак "-" означает снижение иностранных активов
   резидентов.
       2. В прочие инвестиции включена поправка к резервным активам.

       Прирост иностранных     активов    сектора    государственного
   управления (1,7 млрд.  долларов) в значительной мере осуществлялся
   в   виде  накопления  требований  по  невыплаченным  процентам  по
   кредитам,  предоставленным иностранным правительствам бывшим СССР.
   В  целом  по  задолженности  перед бывшим СССР было погашено всего
   около 0,8 млрд.  долларов  из  подлежащих  к  выплате  по  графику
   7,1 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов).
       Государства -  бывшие  республики  СССР   в   счет   погашения
   полученных  от  России  кредитов  перечислили  в  отчетном периоде
   порядка 0,1 млрд.  долларов (по графику предполагалось поступление
   1,2 млрд. долларов).
       Банковский сектор  в  условиях  финансового   кризиса   снизил
   иностранные активы на 0,4 млрд. долларов. По состоянию на 1 января
   1999 года они составляли 10,1 млрд. долларов.
       Падение иностранных активов коммерческих банков не было  столь
   существенным,   как  сокращение  их  иностранных  обязательств.  В
   результате чистая международная инвестиционная позиция  банковской
   системы  значительно улучшилась:  с -7,2 млрд.  долларов на начало
   года до -0,2 млрд. долларов на 1 января 1999 года.
       Зарегистрированный объем  прямых инвестиций за границу сектора
   нефинансовых предприятий снизился и составил  1,1  млрд.  долларов
   против  2,6  млрд.  долларов  в  1997  году.  В результате падения
   мировых  цен  на   энергоносители   валютные   доходы   российских
   экспортеров    сократились,    что   значительно   ограничило   их
   инвестиционные возможности за  границей  (именно  эти  предприятия
   осуществляют   крупномасштабные   капиталовложения,  связанные  со
   строительством  газо-  и  нефтепроводов,  а  также  инвестируют  в
   совместные   производства   за   рубежом   по  добыче  минеральных
   ресурсов).
       Среди важнейших  операций  с  иностранными активами оставались
   операции небанковского сектора экономики (нефинансовых предприятий
   и домашних хозяйств) с наличной иностранной валютой.
       По оценкам  Банка  России,  в  1998  году произошло сокращение
   наличной иностранной валюты в  небанковском  секторе,  составившее
   0,9 млрд.  долларов  (в  1997  году  этот  показатель,   напротив,
   увеличился на 13,4 млрд. долларов).
       Снижение спроса  на наличную валюту в I полугодии было вызвано
   двумя  факторами:  значительными  накоплениями  наличной   СКВ   в
   небанковском  секторе  в  предшествующий  период  (в  IV  квартале
   1997 года прирост  составил  5,9  млрд.  долларов)  и  расширением
   масштабов   использования   безналичных  форм  сбережения  СКВ  (в
   январе - июне 1998 года был  отмечен  рост  остатков  на  валютных
   счетах   физических   лиц  в  коммерческих  банках  на  1,2  млрд.
   долларов).
       В середине  года  под  воздействием развивающегося финансового
   кризиса  спрос  небанковского  сектора  на  наличную   СКВ   резко
   активизировался:   в   структуре  использования  денежных  доходов
   населения  доля  покупки  иностранной  валюты  достигла   в   июле
   максимального  с  начала  1998  года уровня в 19,6%.  Однако уже в
   сентябре,  после резкого удорожания (в 2,5 раза) доллара, спрос на
   СКВ пошел на убыль,  и указанная доля снизилась до минимального за
   последние  несколько  лет  значения  -8,4%.  В  целом   по  итогам
   III квартала 1998 года прирост запасов наличной СКВ в небанковском
   секторе оценивается в 1,7 млрд. долларов.
       В октябре  -  декабре  на   фоне   снизившейся   покупательной
   способности   населения   запасы  наличной  иностранной  валюты  в
   небанковском секторе сократились на 0,6  млрд.  долларов  -  часть
   ранее накопленных запасов была направлена на потребление.

        БАЛАНС ДВИЖЕНИЯ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В 1998 ГОДУ

                                                 (млрд. долларов США)
   -------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
   ¦                  ¦   I   ¦  II   ¦  III  ¦  IV   ¦1998 г.¦Спра-  ¦
   ¦                  ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦       ¦вочно: ¦
   ¦                  ¦1998 г.¦1998 г.¦1998 г.¦1998 г.¦       ¦1997 г.¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦1. Ввезено,       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   всего          ¦   5,8 ¦   5,6 ¦   6,8 ¦   2,5 ¦  20,7 ¦  43,2 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- банковской      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  системой        ¦   4,9 ¦   4,4 ¦   5,3 ¦   1,5 ¦  16,2 ¦  38,3 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- иммигрантами    ¦   0,1 ¦   0,2 ¦   0,2 ¦   0,2 ¦   0,8 ¦   0,9 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- туристами       ¦   0,5 ¦   0,7 ¦   1,2 ¦   0,8 ¦   3,2 ¦   3,1 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- по каналам      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  нерегистрируемой¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  торговли        ¦   0,2 ¦   0,2 ¦   0,1 ¦   0,1 ¦   0,5 ¦   0,8 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦2. Вывезено, всего¦   6,4 ¦   6,9 ¦   5,1 ¦   3,2 ¦  21,6 ¦  29,7 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- банковской      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  системой        ¦   0,1 ¦   0,1 ¦   0,1 ¦   0,1 ¦   0,4 ¦   0,8 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- эмигрантами     ¦   0,1 ¦   0,3 ¦   0,2 ¦   0,1 ¦   0,7 ¦   0,9 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- туристами       ¦   1,4 ¦   1,9 ¦   1,9 ¦   1,1 ¦   6,2 ¦   7,3 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- по каналам      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  нерегистрируемой¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  торговли        ¦   4,0 ¦   3,9 ¦   2,6 ¦   1,8 ¦  12,4 ¦  17,2 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- прочие          ¦   0,7 ¦   0,7 ¦   0,4 ¦   0,2 ¦   2,0 ¦   3,6 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦3. Прирост налич- ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ной СКВ у рези-¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   дентов, всего  ¦  -0,6 ¦  -1,3 ¦   1,7 ¦  -0,8 ¦  -0,9 ¦  13,4 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- в банковском    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  секторе         ¦   0,2 ¦  -0,2 ¦   0,1 ¦  -0,1 ¦  -0,1 ¦   0,1 ¦
   +------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦- в секторе       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  нефинансовых    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  предприятий и в ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  секторе домашних¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦  хозяйств        ¦  -0,8 ¦  -1,1 ¦   1,7 ¦  -0,6 ¦  -0,9 ¦  13,4 ¦
   L------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

       Наиболее значимой формой вывоза капитала сектора  нефинансовых
   предприятий продолжали оставаться внешнеторговые операции.
       Сумма предоставленных нерезидентам торговых кредитов составила
   6,8 млрд.  долларов.  Таким образом, итоги 1998 года показали, что
   более 9,1% российского экспорта товаров осуществлялось на условиях
   рассрочки  платежа,  выходящей  за  рамки  года,   что   превысило
   соответствующий показатель 1997 года (7,8%).
       Непоступление в     установленные     сроки     выручки     за
   экспортированные  товары  составило  в  отчетном  году  4,4  млрд.
   долларов (в предыдущем - 4,6  млрд.  долларов).  Снижение  данного
   показателя   произошло  в  результате   частичного   погашения   в
   I полугодии 1998 года рядом стран СНГ  просроченной  задолженности
   перед  ОАО  "Газпром",  а  также  в связи с поступлением во второй
   половине года части  экспортной  выручки,  не  репатриированной  в
   прошлые периоды, что объяснялось усилением валютного контроля.
       Непоступление товаров в счет предоставленных  ранее  импортных
   авансов  также  уменьшилось:  с 6,9 млрд. долларов  в 1997 году до

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное