Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 24.07.98 N 828 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 2000 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 24 июля 1998 г. N 828
                                   
         О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
          НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
                                   
  (с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 22.06.1999 N 659,
               от 02.02.2000 N 100, от 11.04.2000 N 327,
          с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
                         от 30.12.2000 N 1034)
   
       В   целях   обеспечения  реализации  государственной   политики
   занятости     населения    Правительство    Российской    Федерации
   постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую  Федеральную   целевую   программу
   содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 -  2000
   годы (далее именуется Программа).
       2.  Федеральным  органам  исполнительной  власти  совместно   с
   органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   обеспечить  взаимосвязь  Программы с  разрабатываемыми  отраслевыми
   целевыми   и   региональными   программами   содействия   занятости
   населения, уделив в них особое внимание:
       созданию  и  сохранению  рабочих мест, повышению  эффективности
   труда,    трудовой    мобильности    граждан,    развитию    малого
   предпринимательства и нетрадиционных форм занятости;
       конкретизации мер государственной политики занятости в  городах
   с   градообразующими  предприятиями,  закрытых  административно   -
   территориальных  образованиях, территориях с напряженной  ситуацией
   на рынке труда;
       реализации дополнительных мер по сдерживанию роста безработицы,
   повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы  на
   рынке труда.
       3.   Министерству  труда  и  социального  развития   Российской
   Федерации  совместно с Министерством экономики Российской Федерации
   и   Министерством  финансов  Российской  Федерации  представить   в
   Правительство Российской Федерации:
       в январе 1999 и 2000 годов по итогам соответственно 1998 года и
   1999 года предложения о корректировке мероприятий Программы;
       в  феврале  1999, 2000 и 2001 годов - отчеты о ходе  реализации
   Программы;
       в  декабре  2000  г.  -  проект Федеральной  целевой  программы
   содействия занятости населения Российской Федерации на 2001 -  2003
   годы.
       4.   Признать   утратившим  силу  Постановление   Правительства
   Российской  Федерации  от 3 августа 1996 г.  N  928  "О  реализации
   Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест  на
   1996  - 2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации,
   1996, N 33, ст. 4001).
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                            С.КИРИЕНКО
   
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 24 июля 1998 г. N 828
   
                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
          СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НА 1998 - 2000 ГОДЫ
                                   
      (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.06.1999 N 659,
               от 02.02.2000 N 100, от 11.04.2000 N 327)
   
                                ПАСПОРТ
          ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
          НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
   
   Наименование         - Федеральная целевая программа содействия
   Программы              занятости населения Российской Федерации
                          на 1998 - 2000 годы
   
   Наименование, дата   - статья 15 Закона Российской Федерации "О
   и номер принятия       занятости населения Российской Федерации",
   решения о разработке   план мероприятий Правительства Российской
   Программы              Федерации по реализации Программы
                          социальных реформ в Российской Федерации
                          на период 1996 - 2000 годов, утвержденный
                          Постановлением Правительства Российской
                          Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222
   
   Государственный      - Министерство труда и социального развития
   заказчик               Российской Федерации
   
   Основные             - Министерство труда и социального развития
   разработчики           Российской Федерации, Министерство
   Программы              экономики Российской Федерации с участием
                          федеральных органов исполнительной власти,
                          органов исполнительной власти субъектов
                          Российской Федерации
   
   Цели и задачи        - реализация государственной политики
   Программы,             занятости путем:
   важнейшие целевые      развития гибкости рынка труда;
   показатели             увеличения уровня занятости;
                          переориентации экономически активного
                          населения на новые формы трудовых
                          отношений;
                          повышения стимулов к активному поиску
                          работы безработными;
                          смягчения социальных последствий
                          высвобождения рабочей силы;
                          повышения сбалансированности количества
                          предложений рабочей силы и числа рабочих
                          мест;
                          предупреждения массовой безработицы
                          на региональных рынках труда;
                          создания новых и повышения эффективности
                          существующих рабочих мест;
                          развития кадрового потенциала путем
                          совершенствования системы обучения,
                          переобучения, переподготовки и повышения
                          квалификации кадров;
                          роста мобильности трудовых ресурсов
   
   Сроки реализации     - 1998 - 2000 годы
   Программы
   
   Объемы и источники   - финансовые затраты на реализацию Программы
   финансирования         из Государственного фонда занятости
                          населения Российской Федерации составят
                          35 млрд. рублей, в том числе в 1998 году -
                          11,07 млрд. рублей; средства федерального
                          бюджета, направляемые на финансирование
                          мероприятий, влияющих на состояние рынка
                          труда, составят 280 млрд. рублей, в том
                          числе в 1998 году - 92,9 млрд. рублей
   
   Ожидаемые конечные   - реализация Программы в течение 1998 -
   результаты             2000 годов позволит:
   реализации             сдержать уровень регистрируемой
   Программы              безработицы в 1998 году в пределах
                          3,6 процента, в 1999 - 2000 годах -
                          в пределах 4 - 5 процентов;
                          оказать консультационные услуги
                          по вопросам трудоустройства 24 - 25 млн.
                          человек, в том числе в 1998 году -
                          8 млн. человек;
                          повысить сбалансированность спроса и
                          предложения рабочей силы на рынке труда
                          путем заполнения 10 млн. вакансий, в том
                          числе в 1998 году - 3 млн. вакансий;
                          обеспечить временное трудоустройство более
                          3,1 млн. человек, в том числе в 1998 году -
                          более 1 млн. человек;
                          поддержать предпринимательскую инициативу
                          0,46 млн. человек, в том числе
                          в 1998 году - 0,17 млн. человек;
                          предоставить возможность для получения
                          необходимых для последующего
                          трудоустройства профессиональных навыков и
                          знаний более 1,3 млн. безработных граждан,
                          в том числе в 1998 году - 0,4 млн. человек;
                          провести профориентационную работу
                          с 10 млн. человек, в том числе
                          в 1998 году - с 3,2 млн. человек;
                          поддержать доходы 10 - 11 млн. безработных
                          граждан, в том числе в 1998 году - 3,1 млн.
                          безработных
   
   Система организации  - контроль за реализацией Программы
   контроля за            осуществляет Министерство труда и
   выполнением            социального развития Российской Федерации
   Программы              совместно с заинтересованными федеральными
                          органами исполнительной власти и с участием
                          органов исполнительной власти субъектов
                          Российской Федерации
   
                               ВВЕДЕНИЕ
   
       Федеральная  целевая  программа содействия занятости  населения
   Российской   Федерации  на  1998  -  2000  годы  (далее   именуется
   Программа)  сориентирована на ускорение рыночных  преобразований  в
   трудовой   сфере  в  целях  осуществления  структурных  сдвигов   в
   экономике,  повышения  эффективности  труда,  изменения   трудового
   менталитета и развития гибкого рынка труда.
       Основные  положения  Программы определены  исходя  из  Послания
   Президента  Российской  Федерации  Федеральному  Собранию   "Общими
   силами  -  к  подъему  России", Программы Правительства  Российской
   Федерации "Структурная перестройка и экономический рост  в  1997  -
   2000  годах" и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996
   г.  N  768  "О  Комплексной программе мер по созданию и  сохранению
   рабочих мест на 1996 - 2000 годы".
       Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально
   -  экономического  развития Российской Федерации  на  1998  -  2000
   годы,  разработанного Министерством экономики Российской Федерации,
   а  также  предложений федеральных органов исполнительной власти,  в
   компетенцию  которых  входят различные направления  деятельности  в
   трудовой   сфере.  При  разработке  Программы  учитывались   другие
   федеральные  целевые программы, регулирующие социально  -  трудовую
   сферу.  Программа  определяет  основные  направления  и  приоритеты
   государственной политики занятости на 1998 - 2000 годы.  Реализация
   положений  Программы осуществляется путем разработки  и  выполнения
   территориальных и отраслевых программ занятости.
       Программа реализует комплексный подход к решению проблем  рынка
   труда  с  учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой
   сферы   на   этапе  перехода  к  экономическому  росту.   Программа
   рассчитана  на дальнейшую консолидацию усилий различных федеральных
   органов  исполнительной  власти,  деятельность  которых  влияет  на
   состояние   занятости,   а   также  объединений   работодателей   и
   объединений профсоюзов. Она предполагает реализацию мероприятий  по
   содействию   трудоустройству   незанятых   граждан   в   увязке   с
   экономическими  возможностями расширения  сферы  приложения  труда,
   предстоящим      реформированием     системы     оплаты      труда,
   профессионального образования и социального обеспечения.
       Программа базируется на разграничении функций и ответственности
   между  федеральными  органами  государственной  власти  и  органами
   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации    по
   регулированию рынка труда, имея в виду повышение роли  последних  в
   реализации    политики   занятости   в   рамках   их    территорий.
   Финансирование   мероприятий  по  содействию  занятости   населения
   осуществляется   на   местах   в   основном   за    счет    средств
   Государственного  фонда  занятости населения  Российской  Федерации
   (далее   именуется  Фонд  занятости),  формируемого   в   субъектах
   Российской  Федерации,  а  также бюджетов  всех  уровней  и  других
   источников.
       Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и
   социальных  проблем перехода к эффективной занятости, имея  в  виду
   как  содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так
   и    смягчение   социальных   последствий   неизбежного   ускорения
   высвобождения  рабочей  силы, в том числе в  связи  с  банкротством
   предприятий.
       Используемые в Программе понятия означают следующее:
       "трудовые   ресурсы"  -  лица  трудоспособного   возраста   (за
   исключением  неработающих инвалидов труда и войны I и  II  групп  и
   лиц,  получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а  также
   работающие лица нетрудоспособного возраста;
       "занятые"  -  лица трудоспособного возраста и старше,  а  также
   младших  возрастов,  работающие  по  найму  за  вознаграждение   на
   условиях  полного или неполного рабочего времени, не по  найму,  на
   приносящей  доход  работе, самостоятельно или у отдельных  граждан,
   без оплаты на семейном предприятии;
       "незанятые"  -  лица трудоспособного возраста  и  старше  (если
   последние  не  ищут  работы), которые не  имеют  работы  (доходного
   занятия);
       "безработица"   -  явление  в  экономике,  при  котором   часть
   экономически  активного  населения,  желающая  работать,  не  может
   применить   свою   рабочую   силу.   Выделяются   следующие    виды
   безработицы:
       сезонная,  которая обусловлена сезонным характером деятельности
   организации;
       структурная, которая вызвана несоответствием структуры  рабочих
   мест структуре рабочей силы;
       скрытая  (завуалированная), которая характеризуется накоплением
   на  предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит
   к снижению производительности труда.
       Безработица различается по продолжительности - временная (до  4
   месяцев) и хроническая (свыше года);
       "безработные" - лица трудоспособного возраста и старше, которые
   не  имеют  работы (доходного занятия), занимаются поиском работы  и
   готовы   приступить  к  работе.  Из  них  выделяются   безработные,
   официально  зарегистрированные  в  органах  государственной  службы
   занятости    и   получившие   этот   статус   в   соответствии    с
   законодательством Российской Федерации о занятости населения;
       "уровень общей безработицы" - отношение численности безработных
   к численности экономически активного населения (в процентах);
       "уровень  регистрируемой безработицы" -  отношение  численности
   зарегистрированных    безработных   к   численности    экономически
   активного населения (в процентах);
       "экономически  активное  население  (рабочая  сила)"  -   часть
   населения, включающая всех занятых и безработных граждан;
       "уровень  экономической  активности"  -  отношение  численности
   экономически  активного населения к общей численности населения  (в
   процентах).
   
              ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
   
          Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу
   
       В  1997  году  в  экономике  наметились  позитивные  тенденции.
   Снизились  темпы инфляции, начался рост реальной заработной  платы.
   Впервые  за  последние  7  лет  темпы роста  объема  произведенного
   валового   внутреннего  продукта  составили   100,4   процента   по
   отношению к прошлому году, а объема промышленной продукции -  101,9
   процента.
       Однако   эти  тенденции  пока  не  повлияли  на  продолжающееся
   устойчивое  сокращение  спроса на рабочую  силу,  основные  причины
   которого связаны:
       с падением объемов производства в предыдущие годы;
       со  структурными  изменениями  производств  в  пользу  сырьевых
   отраслей,  формирующих лишь около 20 процентов  спроса  на  рабочую
   силу;
       с    приватизацией   и   акционированием,   которые   вынуждают
   администрацию   сокращать   численность   занятых   и   не   всегда
   обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства.
   
                      Изменения в сфере занятости
   
       Проводимые   в  стране  реформы  обусловили  количественные   и
   качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:
       снижением   численности   населения,   занятого   экономической
   деятельностью.   Наиболее   существенным  последствием   кризисного
   проявления макроэкономических факторов (спада производства,  низкой
   инвестиционной   активности,   бюджетных   ограничений,   инфляции,
   недостатков  в  институциональных  преобразованиях  и   т.п.)   для
   российского   рынка  труда  стало  значительное  по   масштабам   и
   устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. За  6  лет
   реформирования  экономики численность занятых  уменьшилась  на  8,4
   млн.  человек.  При  этом  только за последние  3  года  при  почти
   стабильной  численности  трудовых ресурсов  (в  среднем  84,1  млн.
   человек)   среднегодовая  численность  занятых  во  всех   секторах
   экономики  сократилась в 1995 - 1996 годах на 1,1 млн.  человек  (с
   66,5  до  65,4 млн. человек) и в 1996 - 1997 годах еще на 0,7  млн.
   человек  (с  65,4  до  64,7  млн. человек).  Наибольшее  сокращение
   численности  занятых происходило в отраслях промышленности  (военно
   -  промышленном  комплексе,  легкой,  текстильной,  машиностроении,
   химической  и  др.),  геологии,  разведке  недр,  геодезической   и
   гидрометеорологической   службах,   проектных    и    проектно    -
   изыскательных организациях, науке и научном обслуживании;
       перераспределением  работающих  по  формам   собственности.   В
   настоящее  время  в  соответствии с принятым статистическим  учетом
   вне  государственного сектора экономики уже занято  более  40  млн.
   человек,  или  62,4  процента от всех занятых в  экономике,  в  том
   числе  непосредственно в частном секторе - более 24  млн.  человек,
   или 37,4 процента. Численность индивидуальных предпринимателей,  по
   экспертным оценкам, в 1997 году составляет более 6 млн. человек,  в
   том  числе  1,5 млн. фермеров. Развивается рыночная инфраструктура,
   банковская  сфера  и  другие альтернативные  направления  занятости
   населения;
       превышением  численности выбывающих с предприятий и организаций
   над  численностью  принятых.  В 1997 году  количество  принятых  на
   работу  в  крупные  и средние предприятия по-прежнему  было  меньше
   выбывших  на  2  млн. человек, при этом уровень замещения  выбывших
   работников  принятыми составил 82 процента против 79 в  1996  году.
   Доля  выбывших по собственному желанию уменьшилась по  сравнению  с
   1996 годом с 67 процентов до 66 процентов;
       активизацией  процессов высвобождения работников. Ликвидация  и
   реорганизация отдельных предприятий и видов производств  обусловили
   увеличение  числа лиц, выбывающих в связи с сокращением численности
   персонала.  По  сравнению  с  1996 годом  с  8,4  до  9,3  процента
   возросла   доля  работников,  выбывающих  в  связи  с   сокращением
   численности персонала (данные за год);
       незначительным   снижением   масштабов   вынужденной   неполной
   занятости.  В декабре 1997 г. численность работников, которым  были
   предоставлены  отпуска  без сохранения или с частичным  сохранением
   заработной  платы по инициативе администрации, составила  1,5  млн.
   человек,   или   3,4   процента  среднесписочной   численности,   а
   численность  работников,  работавших  неполное  рабочее  время   по
   инициативе администрации, превысила к концу года 2,5 млн.  человек,
   или   5,8  процента  среднесписочного  состава.  В  1996  году  эти
   показатели  составили  соответственно 2,4  млн.  человек,  или  5,2
   процента, и 3,4 млн. человек, или 7,2 процента. В январе -  декабре
   1997  года  в  среднем  в месяц более 4 млн. работников  крупных  и
   средних  предприятий  и организаций вынужденно  работали  в  режиме
   неполной   занятости.   Наибольшие   размеры   неполной   занятости
   отмечались   на   предприятиях   промышленности   (14,7    процента
   среднесписочного состава), транспорта (15,1 процента), в том  числе
   железнодорожного  (30,2  процента),  в  научных  учреждениях   (7,5
   процента);
       расширением  вторичной  занятости и  занятости  в  неформальном
   секторе.  Значительное распространение неполной занятости, задержки
   выплаты  заработной  платы,  а также сложности  с  трудоустройством
   обусловили  распространение вторичной и неформальной занятости.  По
   оценке  Всероссийского  центра  изучения  общественного  мнения,  в
   настоящее  время вторую работу имеют около 8 млн. человек  (в  1996
   году   -  7  млн.  человек);  численность  занятых  в  неформальном
   секторе,  для  которых этот вид деятельности является  единственным
   источником дохода, составляет около 7,5 млн. человек;
       снижением  давления иностранной рабочей силы на рынок  труда  и
   стабилизацией  численности привлекаемой иностранной  рабочей  силы.
   Количество  приезжающих на работу трудящихся мигрантов составило  в
   1997  году  241  тыс.  человек  (в  1996  году  -  292  тыс.),  что
   составляет  0,4 процента численности занятого населения. Наибольшее
   количество  иностранной рабочей силы используется  в  строительстве
   (около   55  процентов),  промышленности  (более  9  процентов)   и
   сельском хозяйстве (около 9 процентов);
       недостаточным   использованием  интеллектуального   потенциала,
   которое  обусловлено  сокращением спроса на высококвалифицированную
   рабочую  силу, в наибольшей степени затронувшим высокотехнологичные
   отрасли,   а   также  науку  и  научное  обслуживание,  отсутствием
   зачастую  связи  между трудовым вкладом работника и  его  доходами,
   низким  уровнем  оплаты труда в этих отраслях, а также  длительными
   задержками выплаты заработной платы;
       расширением масштабов неэффективной занятости. Снижение объемов
   производства  и  услуг  не  сопровождалось  адекватным  сокращением
   численности  работников.  В  результате  для  большинства  отраслей
   характерны   излишняя  численность  работников  и  низкий   уровень
   производительности труда.
       На  макроуровне скрытая безработица выполняет своего рода  роль
   буфера  между  эффективной  занятостью и  открытой  безработицей  в
   условиях  кризиса  экономики,  не  допуская  лавинообразного  роста
   последней и резкого возрастания напряженности в обществе.
       Большой  масштаб скрытой безработицы стал возможным в  связи  с
   незначительным  перетоком  рабочей силы на  макро-  и  микроуровне,
   незаинтересованностью  трудовых коллективов в  росте  эффективности
   труда.
   
                      Общая динамика безработицы
   
       С  1995  года  отмечается тенденция к замедлению  темпов  роста
   общей  и регистрируемой безработицы. В 1995 году темпы роста  общей
   численности   безработных  составляли  в  среднем  в  месяц   101,4
   процента,  в  1996  году  - 100,1 процента,  в  1997  году  -  99,5
   процента,  зарегистрированных безработных  -  соответственно  103,5
   процента, 100,6 процента и 98,4 процента.
   
                                                             Таблица 1
   
                  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ <*>
   --------------------------------
       <*> По данным Госкомстата России, Минтруда России, Минэкономики
   России.
   
                                                   (в среднем за год)
   -----------------------------------------------------T-----T-----¬
   ¦                                                    ¦1996 ¦1997 ¦
   ¦                                                    ¦ год ¦ год ¦
   +----------------------------------------------------+-----+-----+
   ¦Безработные - всего, млн. человек                   ¦ 6,2 ¦ 6,7 ¦
   ¦в процентах к экономически активному населению      ¦ 8,7 ¦ 9,3 ¦
   ¦  из них:                                           ¦     ¦     ¦
   ¦зарегистрированы в службе занятости, млн. человек   ¦ 2,6 ¦ 2,3 ¦
   ¦  в процентах к экономически активному населению    ¦ 3,6 ¦ 3,2 ¦
   ¦  в процентах к общей численности  безработных      ¦42   ¦34   ¦
   ¦не зарегистрированы в службе занятости, млн. человек¦ 3,6 ¦ 4,4 ¦
   L----------------------------------------------------+-----+------
   
       Состояние    рынка    труда   в   1997   году   характеризуется
   незначительным   снижением   общей   численности   безработных    и
   устойчивым  сокращением численности безработных, зарегистрированных
   в  органах  федеральной государственной службы занятости  населения
   (далее именуются органы службы занятости) в течение всего года.
       С  начала  1997 года численность зарегистрированных безработных
   уменьшилась  на  20  процентов и составила  к  концу  года  2  млн.
   человек.  При этом уровень регистрируемой безработицы  снизился  за
   1997  год с 3,2 процента до 2,7 процента, достигнув уровня середины
   1995 года.
       Основная   причина   снижения  численности   зарегистрированных
   безработных связана со снижением мотивации регистрации  в  качестве
   безработных,  что вызвано финансовыми трудностями Фонда  занятости,
   которые  привели  к  сбою системы выплаты пособий  по  безработице,
   сокращению   объемов  профессионального  обучения   безработных   и
   участия их в общественных работах.
   
                Состав безработных, зарегистрированных
                      в органах службы занятости
   
       В 1996 - 1997 годах не произошло изменений в соотношении мужчин
   и  женщин,  обратившихся в службу занятости, и в общей  численности
   зарегистрированных  безработных, а  также  в  каждой  из  групп  по
   причинам незанятости, уровню образования и т.д.
   
                                                             Таблица 2
   
             СОСТАВ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ПОЛУ
   
                                                        (в процентах)
   ------------------------T-----------------------T-----------------------¬
   ¦    Показатели         ¦       Женщины         ¦        Мужчины        ¦
   ¦                       +-------T-------T-------+-------T-------T-------+
   ¦                       ¦ На 1  ¦ На 1  ¦ На 1  ¦ На 1  ¦ На 1  ¦ На 1  ¦
   ¦                       ¦января ¦января ¦января ¦января ¦января ¦января ¦
   ¦                       ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦
   +-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦По причинам незанято-  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦сти:                   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦уволившиеся по         ¦46,9   ¦43,4   ¦39,5   ¦54,5   ¦52,5   ¦46,9   ¦
   ¦собственному желанию   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦высвобожденные         ¦23,5   ¦27,2   ¦30,6   ¦11,5   ¦15,2   ¦19,1   ¦
   ¦работники              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦выпускники             ¦10,8   ¦ 9,8   ¦ 5,5   ¦ 6,7   ¦ 6,2   ¦ 4,1   ¦
   ¦общеобразовательных    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦школ и профессиональных¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦учебных заведений      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦По уровню образования: ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦с высшим и средним     ¦39,2   ¦36,7   ¦37,4   ¦25,1   ¦23,8   ¦23,8   ¦
   ¦специальным            ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦образованием           ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦не имеющие полного     ¦16,2   ¦13,6   ¦12,9   ¦29,1   ¦24,5   ¦24,2   ¦
   ¦среднего образования   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦По возрасту:           ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦молодежь 16 - 29 лет   ¦38,7   ¦36,7   ¦33,9   ¦30,9   ¦29,3   ¦27,9   ¦
   ¦лица среднего возраста ¦56     ¦58,3   ¦60,7   ¦60,9   ¦61,8   ¦63,3   ¦
   ¦30 - 49 (54) лет       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦лица предпенсионного   ¦ 5,3   ¦ 5     ¦ 5,4   ¦ 8,2   ¦ 8,9   ¦ 8,8   ¦
   ¦возраста               ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦Отдельные категории    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦безработных            ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦не приступившие к      ¦14,4   ¦14     ¦13,6   ¦11,7   ¦10,5   ¦10,6   ¦
   ¦трудовой деятельности  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦не имеющие профессии,  ¦10,8   ¦10,5   ¦ 9,6   ¦10,5   ¦ 9     ¦ 9,1   ¦
   ¦специальности          ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦имеющие длительный     ¦20,4   ¦19,9   ¦22,8   ¦19,3   ¦19,3   ¦25,3   ¦
   ¦(более года) перерыв в ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦работе                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦Доля этих категорий    ¦62,5   ¦62,9   ¦63,9   ¦37,5   ¦37,1   ¦36,1   ¦
   ¦среди                  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦зарегистрированных     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦безработных по         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦состоянию на конец года¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦(периода)              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦                       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦Продолжительность      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦безработицы:           ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦средняя                ¦ 6,4   ¦ 7     ¦ 7,5   ¦ 5,9   ¦ 6,7   ¦ 6,9   ¦
   ¦продолжительность      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦(месяцев)              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦доля временной         ¦41,4   ¦37,1   ¦35,6   ¦46,7   ¦41     ¦40,8   ¦
   ¦безработицы            ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦доля хронической       ¦15     ¦19,2   ¦24,5   ¦12,3   ¦16,7   ¦20,4   ¦
   ¦безработицы            ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   L-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
   
       Возрастной  состав  безработных, зарегистрированных  в  органах
   службы  занятости,  за последние 2 года практически  не  изменился.
   Как  видно  из  таблицы 3, наметилась тенденция к  уменьшению  доли
   молодежи  в возрасте 16 - 29 лет в общей численности безработных  и
   увеличению  доли граждан в возрасте 30 - 49 (54) лет.  В  настоящее
   время    доля   молодежи   среди   зарегистрированных   безработных
   составляет около 32 процентов.
   
                                                             Таблица 3
   
       РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ВОЗРАСТУ
   
   ----------------------T--------------T-------------T-------------¬
   ¦                     ¦ На 1 января  ¦ На 1 января ¦ На 1 января ¦
   ¦                     ¦    1996 г.   ¦   1997 г.   ¦   1998 г.   ¦
   ¦                     +------T-------+------T------+------T------+
   ¦                     ¦ млн. ¦про-   ¦ млн. ¦про-  ¦ млн. ¦про-  ¦
   ¦                     ¦ чел. ¦центов ¦ чел. ¦центов¦ чел. ¦центов¦
   +---------------------+------+-------+------+------+------+------+
   ¦Численность          ¦ 2,3  ¦100    ¦ 2,5  ¦100   ¦ 2,0  ¦100   ¦
   ¦зарегистрированных   ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦безработных - всего  ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦  в том числе:       ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦в возрасте           ¦ 0,8  ¦ 35,8  ¦ 0,9  ¦ 34,0 ¦ 0,6  ¦ 31,8 ¦
   ¦16 - 29 лет          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦предпенсионного      ¦ 0,1  ¦  6,4  ¦ 0,2  ¦  6,4 ¦ 0,1  ¦  6,6 ¦
   ¦возраста             ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦других возрастов     ¦ 1,4  ¦ 57,8  ¦ 1,4  ¦ 59,6 ¦ 1,3  ¦ 61,6 ¦
   L---------------------+------+-------+------+------+------+-------
   
       Перемены  на рынке труда и рост безработицы повысили требования
   к  образованию  работников. Повышение спроса  на  квалифицированные
   кадры    изменяет   состав   безработных   по   уровню   имеющегося
   образования.  Работники низкой квалификации или узкой специализации
   имеют  меньше  шансов  найти  новое  рабочее  место.  Удельный  вес
   безработных,  не  имеющих  профессионального  образования  (имеющих
   среднее   общее,  неполное  среднее  или  начальное   образование),
   увеличился  с  66  процентов в 1996 году до 67,5  процента  в  1997
   году.
       С  трудностями  в поиске рабочего места в связи  с  недостатком
   профессиональных  знаний  и  опыта чаще  сталкивается  молодежь,  а
   также   граждане,   имеющие  неполное  среднее  и   среднее   общее
   образование.
       Приобретение  первичных профессиональных  и  трудовых  навыков,
   повышение  квалификации, обучение новым профессиям  -  приоритетные
   задачи содействия занятости населения.
   
                                                             Таблица 4
   
                 СОСТАВ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ
                         ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
   
   ----------------------T--------------T-------------T-------------¬
   ¦                     ¦ На 1 января  ¦ На 1 января ¦ На 1 января ¦
   ¦                     ¦    1996 г.   ¦   1997 г.   ¦   1998 г.   ¦
   ¦                     +------T-------+------T------+------T------+
   ¦                     ¦ млн. ¦про-   ¦ млн. ¦про-  ¦ млн. ¦про-  ¦
   ¦                     ¦ чел. ¦центов ¦ чел. ¦центов¦ чел. ¦центов¦
   +---------------------+------+-------+------+------+------+------+
   ¦Численность          ¦ 2,3  ¦100    ¦ 2,5  ¦100   ¦2,0   ¦100   ¦
   ¦зарегистрированных   ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦безработных - всего  ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦ в том числе имеющих:¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦высшее               ¦ 0,2  ¦  9,5  ¦ 0,2  ¦  9,9 ¦0,2   ¦ 10,1 ¦
   ¦профессиональное     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦образование          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦среднее              ¦ 0,6  ¦ 24,5  ¦ 0,5  ¦ 22   ¦0,5   ¦ 22,4 ¦
   ¦профессиональное     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦образование          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦начальное            ¦ -    ¦ -     ¦ 0,3  ¦ 14,2 ¦0,3   ¦ 16,2 ¦
   ¦профессиональное     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦образование          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦среднее общее        ¦ 1    ¦ 45    ¦ 0,9  ¦ 36,3 ¦0,7   ¦ 34,3 ¦
   ¦образование          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦                     ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   ¦неполное среднее     ¦ 0,5  ¦ 21,0  ¦ 0,4  ¦ 17,6 ¦0,3   ¦ 17   ¦
   ¦образование          ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
   L---------------------+------+-------+------+------+------+-------
   
       Снижение   масштабов   и   уровня  регистрируемой   безработицы
   сопровождается  ростом средней продолжительности  безработицы  (6,3
   месяца  на  начало  1996 года и 7,3 месяца - на конец  1997  года),
   снижением  временной  безработицы  (до  4  месяцев)  и  увеличением
   длительной   безработицы   (более  года).   В   общей   численности
   зарегистрированных безработных возросла доля граждан,  не  нашедших
   работу  и  состоящих  на  учете в органах  службы  занятости  от  8
   месяцев  до  1 года (с 18 процентов до 18,2 процента) и более  года
   (с  14 процентов до 23 процентов). По состоянию на конец 1997  года
   временным безработным мог считаться только каждый третий, а  каждый
   пятый   имел   статус  длительно  безработного.  Наиболее   высокие
   показатели  длительности  регистрируемой безработицы  отмечаются  в
   регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
   
                 Распределение безработицы по регионам
   
       В  1996 - 1997 годах сохранялась высокая степень дифференциации
   различных регионов по уровню безработицы.
       Основными  факторами  высокого уровня  безработицы  в  регионах
   были:
       несоответствие  темпов роста численности  населения  спросу  на
   рабочую  силу,  наблюдавшееся на протяжении длительного  времени  в
   ряде  республик Северного Кавказа, Поволжья и других  экономических
   районов;
       кризисные  явления в экономике северных и восточных регионов  с
   высокой   долей   в  производстве  добывающих  предприятий   (кроме
   экспортно  - ориентированного производства) и центральных  и  южных
   регионов  с  высокой долей машиностроения (в том  числе  оборонного
   назначения), легкой промышленности;
       последствия военных действий в Чеченской Республике, ухудшившие
   ситуацию  на  рынке  труда  не только в этой  республике,  но  и  в
   Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия  в  связи
   с массовым притоком беженцев и вынужденных переселенцев.
       Низкий уровень безработицы в регионах обусловлен:
       столичным   статусом,   обеспечивающим   высокую   концентрацию
   экспортно  -  ориентированных и финансово  -  банковских  структур,
   органов государственного управления (г. Москва);
       многоотраслевым   характером  экономики,   повышенным   уровнем
   развития малого бизнеса;
       высокой  концентрацией экспортно - ориентированных  предприятий
   добывающей промышленности.
       В  регионах отмечаются значительные различия в уровнях общей  и
   регистрируемой безработицы.
   
               Прогноз спроса и предложения рабочей силы
   
                 Прогнозируемый спрос на рабочую силу
                          в 1998 - 2000 годах
   
       Расширение сферы приложения труда зависит, главным образом,  от
   роста производства и увеличения объемов инвестиций.
       Динамика экономических процессов в 1997 году свидетельствует  о
   том,  что Россия вплотную подошла к переломной точке экономического
   развития.   При   продолжении  активных   рыночных   преобразований
   последует  переход  в  стадию  постепенного  экономического  роста.
   Темпы прироста внутреннего валового продукта возрастут в 2000  году
   до 4,5 процента, а в промышленности до 4 - 5 процентов.
       Ближайшие  годы  (до  2000 года), в течение  которых  ожидается
   переход  к  экономическому росту, будут характеризоваться  в  сфере
   занятости  сочетанием  старых инерционных  процессов  и  появлением
   новых  тенденций или ускорением (углублением) позитивных изменений,
   обозначившихся в последние годы.
       Главная  особенность  в развитии занятости  и  рынка  труда  на
   период  до  2000  года  будет заключаться в переходе  к  позитивной
   динамике   основных   количественных  и   качественных   параметров
   трудовой  сферы.  Начнет  расти  производительность  труда  в  ряде
   отраслей    и    уменьшаться   скрытая   безработица,   обозначатся
   прогрессивные   сдвиги   в  профессиональной   структуре   занятых,
   повысится  мобильность  рабочей силы, а безработица,  обусловленная
   кризисом производства, трансформируется в структурную безработицу.
       В ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности.
   Уже  в 1998 году объем капитальных вложений может превысить уровень
   1997   года  на  2  процента.  В  последующие  годы  инвестиционная
   активность   должна   возрасти  еще  заметнее   -   темп   прироста
   капитальных  вложений в 1999 году прогнозируется на уровне  4  -  6
   процентов,  а  в  2000 году - 5 - 8 процентов. В  результате  роста
   инвестиций и реструктуризации бюджетных расходов начнется  реальная
   структурная  перестройка, что окажет положительное  воздействие  на
   процессы создания и обновления рабочих мест.
       В  1998 - 2000 годах будет продолжена работа по созданию  рынка
   рабочих  мест  в  соответствии  с  Комплексной  программой  мер  по
   созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы.
       В прогнозируемом периоде следует ожидать перегруппировку спроса
   на  рабочую  силу в пользу отраслей непроизводственной сферы:  доля
   занятых  в ней возрастет с 34 процентов в 1997 году до 35 процентов
   в  2000  году.  В отраслях материального производства доля  занятых
   сократится  с  66  процентов до 65 процентов. При  этом  уменьшатся
   темпы  снижения численности занятых в промышленности. В предстоящие
   годы   численность  занятых  в  промышленности  сократится   на   3
   процента.   Доля  занятых  в  промышленности  в  общей  численности
   работников  народного хозяйства уменьшится с 25  процентов  в  1997
   году  до  24  процентов в 2000 году. В 2000  году  с  учетом  роста
   производительности  труда  численность  занятых  в   промышленности
   стабилизируется на уровне 15,6 - 15,7 млн. человек.
       Ожидаются  позитивные  сдвиги  в сельском  хозяйстве.  Меры  по
   поддержке  национального  производителя, расширяющаяся  конкуренция
   между  государственным  и частным секторами  создадут  условия  для
   стабилизации и роста численности работников сельского хозяйства  до
   9,4  млн. человек (на 0,2 млн. человек) в основном за счет  занятых
   в  личном  подсобном хозяйстве, для которых этот  вид  деятельности
   является первичной и единственной занятостью.
       Наибольшие  темпы  прироста  рабочих  мест  ожидаются  в  сфере
   финансов,   страхования   и   кредитования   (10   процентов),    в
   здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении  (6,5
   процента).
       Одновременно  прогнозируется  достаточно  устойчивый  спрос  на
   работников   организаций   рыночной  инфраструктуры,   бытового   и
   сервисного  обслуживания  населения,  транспорта,  связи  (в  части
   обслуживания  населения),  образования  (прежде  всего  школьного),
   науки и научного обслуживания.
       Значительная  часть  вакансий будет  открываться  в  тех  новых
   сферах  профессиональной  деятельности, работа  в  которых  требует
   длительной  специальной  подготовки. Новые  требования  к  качеству
   подготовки  рабочей  силы  обусловливают  необходимость   серьезных
   перемен  как  в  базовом  профессиональном  образовании,  так  и  в
   системе переподготовки высвобождаемых работников.
       Предполагаемые  положительные  сдвиги  в  экономике   обусловят
   увеличение  численности занятых в 1998 - 2000  годах  на  0,4  млн.
   человек.  Численность  занятых  в  2000  году  составит  65,1  млн.
   человек.
   
            Прогнозируемый спрос на квалифицированные кадры
   
       Потребность экономики в квалифицированных кадрах в 1998 -  2000
   годах  будет  характеризоваться устойчивым спросом на руководителей
   и   специалистов   в   области  управления  и   административно   -
   производственного обеспечения (специалисты по экономике,  финансам,
   коммерции  и маркетингу, праву, кадровому обеспечению и т.д.).  Уже
   начал  формироваться и к 2000 году значительно повысится  спрос  на
   специалистов,  работающих непосредственно в области  менеджмента  и
   анализа   хозяйственной  деятельности  предприятий  промышленности,
   транспорта,  строительства, связи и т.д. В  связи  с  развивающимся
   процессом  информатизации  общества  интенсифицируется   спрос   на
   квалифицированных     специалистов,     владеющих     компьютерными
   технологиями.  Не  будут  испытывать сложности  с  трудоустройством
   представители  профессионального отряда  технических  исполнителей,
   то   есть   лиц,   обеспечивающих  административно  -   техническую
   поддержку  процесса управления. В случае сохранения низкого  уровня
   оплаты  труда  может произойти "вымывание" специалистов  в  области
   здравоохранения,  образования,  агрозоотехники,  науки  и  научного
   обслуживания,  что приведет к интенсификации их межпрофессиональных
   перетоков.
       Наибольшее  сокращение численности занятых будет  отмечаться  в
   группах  профессий  индустриального типа. К  2000  году  сохранятся
   высокие    уровни   безработицы   при   стабилизации    численности
   безработных   среди   строителей  и   транспортников,   численность
   безработных  среди  пищевиков, текстильщиков, швейников,  обувщиков
   будет   постепенно   сокращаться,  а  среди   малоквалифицированных
   промышленных рабочих - расти.
       Согласно  прогнозу,  выполненному  на  базе  оценок  перспектив
   развития   экономики,   изучения  тенденций   изменения   структуры
   занятости   населения  по  отраслям  и  регионам,   потребность   в
   специалистах  с  высшим  профессиональным образованием  составит  к
   2000  году  410 тыс. человек, со средним профессиональным  -  558,2
   тыс. человек.
       В  соответствии с потребностью прием студентов  в  вузы  должен
   составить  в 2000 году 616 тыс. человек, в средние профессиональные
   учебные заведения - 671 тыс. человек.
       Таким  образом,  в ближайший период необходимо  уделить  особое
   внимание  решению  проблемы подготовки квалифицированных  кадров  в
   соответствии  с изменяющимся спросом на рабочую силу. Эта  проблема
   в  отличие  от  предшествующего периода должна решаться  с  позиций
   качественного    развития   людских   ресурсов    в    долгосрочной
   перспективе.
   
           Отраслевые проблемы занятости в 1998 - 2000 годах
   
       Продолжающийся  в  течение последних лет  процесс  "утяжеления"
   структуры  производства,  т.е.  ее  переориентации  на  сырьевые  и
   добывающие   отрасли  с  низкой  степенью  переработки   продукции,
   сохранится  и  в  1998  -  2000 годах. Электроэнергетика,  газовая,
   нефтедобывающая   отрасли  промышленности  будут  характеризоваться
   относительно   более  высоким  уровнем  роста   производства,   чем
   промышленность   в  целом.  Сокращение  спроса  на   рабочую   силу
   произойдет,   прежде  всего,  в  машиностроении   (за   исключением
   транспортного),    нефтехимическом    комплексе,     промышленности
   стройматериалов  и  текстильной  промышленности.  В  то  же   время
   возможен  небольшой  рост  числа  занятых  в  топливно  -  сырьевых
   отраслях.
       Наиболее острая ситуация с занятостью в предстоящие годы  будет

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное