Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПИСЬМО ПФ РФ ОТ 27.08.97 N ЕВ-09-11/6323-ИН ОБ ОБОБЩЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ АРБИТРАЖНОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1997 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                от 27 августа 1997 г. N ЕВ-09-11/6323-ИН
   
            ОБ ОБОБЩЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ АРБИТРАЖНОЙ И СУДЕБНОЙ
                 ПРАКТИКИ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1997 ГОДА
   
       Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для сведения и
   руководства  материалы  по  обобщению  результатов  арбитражной  и
   судебной практики Пенсионного фонда Российской Федерации за первое
   полугодие 1997 года.
       Обращаем внимание   управляющих   региональными    отделениями
   Пенсионного фонда Российской Федерации на недопустимость уклонения
   от представления отчетов по судебной и арбитражной практике.
       Напоминаем, что  отчеты  за  второе полугодие 1997 года должны
   быть представлены не позднее 15 января 1998 года.
   
                                                          Заместитель
                                               Председателя Правления
                                                           Е.ВАСИЛЬЕВ
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
   
                                 ОТЧЕТ
                    ПО ИТОГАМ ОБОБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
           АРБИТРАЖНОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 1997 ГОДА
   
       Пенсионный фонд     Российской    Федерации    проанализировал
   представленные региональными органами ПФР отчеты по арбитражной  и
   судебной практике за первое полугодие 1997 года.
       Отчеты представили   85   региональных   отделений   ПФР.   Из
   представленных  к рассмотрению отчетов следует выделить отчет ОПФР
   по Московской  области  как  наиболее  проработанный  и  тщательно
   подготовленный,   в   котором   представлены  все  категории  дел,
   рассмотренные  арбитражным  судом  и  судами  общей  юрисдикции  с
   участием  ОПФР  и  его  управлений по Московской области,  а также
   отчет  ОПФР  по  Нижегородской  области,  который   также   хорошо
   проработан и заблаговременно представлен для анализа.
       Не представили  отчеты  4  региональных  отделения   ПФР:   по
   Республике  Татарстан,  по  Удмуртской  Республике,  по  Чеченской
   Республике, по Корякскому автономному округу.
       ОПФР по Пермской области представило отчет 06.08.97, когда все
   данные по отчетам были сведены,  поэтому отчетные данные  ОПФР  не
   были включены в отчет.
       Не  по  установленной  форме  представили   отчеты   ОПФР   по
   Кабардино -  Балкарской  Республике,  Республике Северная Осетия -
   Алания,  Коми   -   Пермяцкому   автономному   округу,   Ненецкому
   автономному округу, Воронежской области.
       Требовали уточнений и доработки отчеты отделений по Республике
   Коми,  по Карачаево - Черкесской Республике, по Республике Адыгея,
   по Алтайскому краю,  по Архангельской, Астраханской, Белгородской,
   Вологодской,     Волгоградской,     Новосибирской,    Кемеровской,
   Костромской,  Курской,  Калужской,  Кировской, Читинской областям.
   Кроме того,  в представленном ОПФР по г. Москве отчете отсутствуют
   данные о предъявлении гражданами исков в судах общей юрисдикции  о
   взыскании  сумм  возмещения  вреда,  причиненного  при  ликвидации
   аварии и ее последствий на  Чернобыльской  АЭС,  в  то  время  как
   такого  рода  иски  предъявлялись:  только в межмуниципальном суде
   Басманного округа г. Москвы было предъявлено более 80 исков.
       Часть отделений  по-прежнему  игнорирует  установленную  форму
   отчета и высылает отчеты без приложения  решений  и  постановлений
   судов  (ОПФР  по Калининградской области,  Красноярскому краю),  а
   также без указания предметов предъявляемых исковых требований.
       Репрезентативность отчетных   данных   такова,  что  позволяет
   сделать достоверный анализ состояния дел в арбитражно  -  судебной
   практике,  вывод  о  тенденции к увеличению или снижению удельного
   веса  отдельных  категорий   дел   в   общем   объеме,   а   также
   содержательный   анализ   решений   и  правовой  позиции,  занятой
   отделениями в различных спорах.
       За I  полугодие  1997  г.  отделения  предъявили  8771  иск  к
   плательщикам,  банкам,  предпринимателям   и   другим   категориям
   ответчиков.  1014  исков  предъявлено  к  отделениям.  Соотношение
   предъявленных  отделениями  и  предъявленных  к  отделениям  исков
   приблизительно  такое  же,  как в 1996 году:  II полугодие 1996 г.
   5102 / 552 = 9,2; I полугодие 1997 г. 8771 / 1014 = 8,6.
   
           I. Иски, предъявляемые отделениями к плательщикам,
                       банкам и другим ответчикам
   
       1. Иски о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам
                 путем обращения взыскания на имущество
   
       Из представленных  отчетных  данных  следует,   что   наиболее
   актуальной   по-прежнему   остается  категория  дел  об  обращении
   взыскания   на   имущество   должника.   Отделениями   предъявлено
   2847 исков,   только   по   41   предъявленному  иску  отказано  в
   удовлетворении  (Еврейская   автономная   область,   Карачаево   -
   Черкесская  Республика,  Республика  Марий Эл,  Ханты - Мансийский
   автономный округ, Алтайский край и др.).
       Удельный вес  данной  категории  дел составляет 32%  от общего
   количества предъявленных исков,  что соответствует уровню  второго
   полугодия 1996 г. (II полугодие 1996 г. - 36% удельный вес).
       Наиболее активно проводится работа по взысканию недоимки путем
   обращения взыскания на имущество должника отделениями:
       по Челябинской области - 407 исков;
       по Ленинградской области - 116 исков;
       по Новосибирской области - 187 исков;
       по Волгоградской области - 185 исков;
       по Белгородской области - 113 исков;
       по Алтайскому краю - 167 исков;
       по Нижегородской области - 54 иска;
       по Амурской области - 61 иск;
       по Оренбургской области - 144 иска;
       по Тверской области - 36 исков;
       по Тульской области - 41 иск;
       по Ханты - Мансийскому автономному округу - 46 исков.
       По-прежнему остается   актуальной   проблема   взыскания    по
   исполнительным   листам.   Так,   не   произведено   взыскание  по
   исполнительным листам отделениями по:  Республике Алтай,  Ханты  -
   Мансийскому   автономному  округу,  Мурманской  области,  Тульской
   области. Размеры взысканных отделениями сумм различны и колеблются
   от 76 млн. до 4 млрд. рублей.
       Привлечение к  реализации   имущества   должников   управлений
   Федеральной  службы  налоговой  полиции  в  I  полугодии  1997  г.
   проблему реализации имущества  не  решило,  несмотря  на  то,  что
   Пенсионным  фондом  были подготовлены совместные письма о работе с
   федеральными органами налоговой полиции.
       Кроме того, должники обращаются в арбитражный суд с заявлением
   о  предоставлении  рассрочки  исполнения  решений   об   обращении
   взыскания  на  имущество  (Оренбургская  область,  г.  Новотроицк,
   градообразующее  предприятие),  и  арбитражный  суд  удовлетворяет
   такого рода ходатайства.
       Главное правовое   управление   не   согласно   с    практикой
   предоставления  рассрочки  в исполнении решения арбитражного суда,
   так как финансирование выплат пенсий производится ежемесячно.
   
                       2. Иски к виновным банкам
   
       Региональными отделениями ПФР предъявлено 316 исков к  банкам.
   Удельный  вес  данной  категории  дел  составляет  3,6%  от общего
   количества предъявленных исков (II полугодие 1996 г. - 1,4%).
       Из   приведенных   данных  видно,   что  иски,   предъявляемые
   отделениями   к  банкам,    стали   возрастать   в  сравнении   со
   II полугодием 1996 года.  Видимо,  сыграла свою роль неоднозначная
   арбитражная практика по применению Постановления Правления ПФР  от
   19.03.96 N 25.  Сложность в предъявлении указанных исков состоит в
   том,  что арбитражные суды  неоднозначно  применяют  Постановление
   Правления ПФР от 19.03.96 N 25.
       Из отделений поступают сведения,  что банки при  возникновении
   спорных  правоотношений  между  ними  и  ОПФР  пытаются произвести
   расчет пеней,  начисленных им за  виновные  действия  в  отношении
   ОПФР,  по ставке Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96
   N  1212,  игнорируя  тот  факт,  что  данная  норма  относится   к
   плательщикам страховых взносов,  открывших счет недоимщика, а не к
   банкам.
       Наиболее активно  ведут  работу по предъявлению исков к банкам
   ОПФР  по  г.  Москве - 262 иска,  ОПФР по Нижегородской области  -
   6 исков,  Самарской  области,  Республике Марий Эл,  Архангельской
   области.
       Из отделений   поступает   устная   информация   и  запросы  о
   возможности применения штрафных санкций  к  виновным  в  нарушении
   очередности   списания   средств   банкам  на  основании  ст.  855
   Гражданского  кодекса  Российской  Федерации.   Главным   правовым
   управлением  давались  по данному вопросу разъяснения о применении
   санкций, было направлено письмо в отделения с просьбой представить
   материалы  по  взысканию  с банков пеней за нарушение очередности,
   установленной  ст.  855.  Представленные   отделениями   материалы
   свидетельствуют,   что   арбитражная   практика  по  данным  делам
   отсутствует.
       Отделение ПФР   по  Нижегородской  области  предъявило  иск  к
   коммерческому  банку  "Химик"  о  взыскании  пеней  за   нарушение
   очередности  списания  денежных средств со счета плательщика (банк
   осуществлял списание в нарушение очередности,  установленной ч.  2
   ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, НДС и оплату за
   кассовое обслуживание).  Арбитражный суд взыскал  с  коммерческого
   банка  316 млн.  руб.  пеней за нарушение очередности перечисления
   страховых взносов в ПФР.  Кроме того,  имеется  еще  одно  дело  в
   арбитражном   суде   Ярославской   области  по  иску  акционерного
   коммерческого  банка  к  Государственной  налоговой  инспекции   о
   неправомерности   взыскания  с  акционерного  коммерческого  банка
   штрафа  за  нарушение  очередности  списания  средств  со   счета.
   Арбитражный   суд,  применив  норму  ст.  15  Закона  "Об  основах
   налоговой  системы",  в  иске  отказал.   Отсутствие   арбитражной
   практики  по  данному  вопросу  свидетельствует  о том,  что банки
   применяют очередность  ст.  855  при  списании  средств  со  счета
   клиента.
   
               3. Дела о несостоятельности (банкротстве)
   
       За отчетный период региональными отделениями было направлено в
   арбитражные суды 163 заявления о признании  плательщика  страховых
   взносов  несостоятельным  (или  отделения  в  качестве  одного  из
   кредиторов участвовали в рассмотрении подобных дел).  Удельный вес
   данной категории дел в общем объеме составляет 1,9%  (II полугодие
   1996 г. - 1,5%).
       Удельный вес  данных дел в течение полутора лет сохраняется на
   одном уровне.
       Наиболее активно   ведут   работу   по   банкротству  ОПФР  по
   Ленинградской области - 59 заявлений, Республике Дагестан - 17 (по
   11 заявлениям отказано),  Нижегородской области - 15, Свердловской
   области - 16 (по 4 заявлениям отказано),  по Челябинской области -
   21 (по 4 отказано).
       Следует отметить,  что применение  методов  банкротства  может
   потребовать от ОПФР дополнительных материальных затрат,  связанных
   с оплатой услуг конкурсных и арбитражных управляющих, организацией
   собрания кредиторов и т.д.
   
                       4. Иски к предпринимателям
                   без образования юридического лица
   
       За отчетный  период  отделениями  предъявлено  3553   иска   к
   предпринимателям  без  образования  юридического  лица о взыскании
   задолженности по страховым взносам  в  ПФР,  удельный  вес  данной
   категории дел составляет 40,5%  от общего объема дел (II полугодие
   1996 г.  - 47%).  Данная категория дел является самой значительной
   как  по  абсолютной  величине,  так  и по удельному весу.  Но если
   проанализировать  результаты  взыскания  по   данным   делам,   то
   выяснится,   что   сумма,  взысканная  с  плательщиков,  составила
   783410000 руб.,  а заявлено исковых требований по данной категории
   дел было на 4832128000 рублей.
       В связи с принятием Федерального закона  Российской  Федерации
   от   05.02.97  N  26-ФЗ  и  увеличением  тарифа  Главное  правовое
   управление считает,  что иски по  данной  категории  дел  будут  в
   арбитражной практике возрастать во II полугодии.
   
                 II. Иски, предъявляемые плательщиками,
                          пенсионерами к ОПФР
   
       За I    полугодие   1997   года   к   отделениям   предъявлено
   плательщиками, пенсионерами, гражданами 1014 исков.
   
       1. Иски о признании актов проверки ОПФР недействительными
   
       Значительной категорией  дел  по-прежнему  остаются  дела   по
   признанию  актов  проверки  ОПФР  недействительными.  К отделениям
   предъявлено   75   исков   о   признании   акта   проверки    ОПФР
   недействительным (II полугодие 1996 г.  - 102 иска),  удельный вес
   данной категории составляет 7,4%  от общего объема предъявленных к
   ОПФР исков. Арбитражные суды удовлетворили 11 предъявленных к ОПФР
   исков,  что составляет 15%  от  исков  по  данной  категории  дел.
   Снижение  в  отчетном  периоде  количества  предъявляемых исков по
   сравнению со II полугодием 1996 г.  означает,  что отделения более
   тщательно   стали  подходить  к  оформлению  и  составлению  актов
   документальных и камеральных проверок.
   
             2. Иски о признании не подлежащими исполнению
                      инкассовых распоряжений ОПФР
   
       За I  полугодие  1997  г.  к  ОПФР  предъявлено  116  исков  о
   признании не  подлежащими  исполнению  инкассовых  поручений,  что
   составляет 11,6%  от общего количества предъявленных к ОПФР исков.
   В данной категории находятся иски,  предъявляемые плательщиками  к
   ОПФР  за неправомерное повторное списание сумм страховых взносов с
   расчетного  счета  плательщика  при  несвоевременном  перечислении
   обслуживающим    плательщика    банком   средств   на   счет  ОПФР
   (II полугодие  1996  г.  -  10,7%),  удельный  вес  данных   исков
   незначительно  возрос  в  сравнении  с  удельным  весом  исков  за
   II полугодие 1996  года.  Но  незначительный  прирост  данных  дел
   объясняется  тем,  что  эти  иски  за  повторное списание денежных
   средств со счета плательщика находятся в  категории  дел  "иски  о
   возврате необоснованно списанных средств".  Причина состоит в том,
   что плательщики оспаривают в судебном порядке возложенную  на  них
   ответственность за виновные действия банков по задержке исполнения
   его  платежных  документов.  Ряд  судов  по  данным  спорам  занял
   однозначную  позицию,  разрешая спорные правоотношения  на  основе
   п. 6 Порядка уплаты страховых взносов (арбитражный суд г.  Москвы,
   Еврейской автономной области).  Некоторые суды принимают за основу
   разрешения спорного правоотношения Постановление Правления ПФР  от
   19.03.96  N 25 (арбитражный суд Еврейской автономной области вынес
   решение по первой инстанции и постановление  по  апелляционной  на
   основании  пункта  6  Порядка  уплаты  страховых взносов в ПФР,  а
   постановлением  Федерального  арбитражного  суда  ранее   принятые
   решение  и  постановление  были  отменены  на основании того,  что
   Федеральный суд применил в качестве нормы Постановление  Правления
   ПФР от 19.03.96 N 25,  исходя из того,  что ПФР на основании п.  9
   Положения о ПФР вправе  принимать  в  пределах  своей  компетенции
   нормативные  акты).  В  связи с неоднозначным подходом арбитражных
   судов  к  разрешению  спорных  правоотношений   Главное   правовое
   управление,  проанализировав и обобщив материалы дел,  подготовило
   письмо в Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации  с  просьбой
   дать  анализ  арбитражной  практики  по этой проблеме и установить
   единообразное применение материальных норм.
       Кроме того,   23   сентября   1997   года   в   Замоскворецком
   межмуниципальном  суде  г.  Москвы  состоится  слушание  дела   по
   протесту  Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании
   Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации  от
   19.03.96  N  25  не  соответствующим  законодательству  Российской
   Федерации. О результатах рассмотрения будет сообщено.
   
            3. Иски о возврате необоснованно списанных сумм
                 страховых взносов и финансовых санкций
   
       Иски о   возврате   необоснованно   списанных   по  инкассовым
   поручениям  ОПФР  сумм   по-прежнему   остаются   распространенной
   категорией  исков.  К ОПФР предъявлено за отчетный период 173 иска
   (II полугодие 1996 г.  - 140 исков),  что составляет 17%  в  общем
   объеме предъявленных к ОПФР исков.
       В данную  категорию  дел  также  входят  иски,   предъявляемые
   плательщиками  страховых  взносов  за  повторное списание со счета
   сумм страховых взносов на основании Постановления Правления ПФР от
   19.03.96 N 25.
       Наиболее неблагополучно обстоят дела с данной категорией исков
   в  ОПФР по Архангельской области,  где предъявлено к ОПФР 42 иска.
   Все  иски   ОПФР   проиграло,    проигранная    сумма    составила
   480877000 рублей.
       Следует отметить,  что к ОПФР по  Волгоградской  области  было
   предъявлено  18 исков на сумму в 997000000 руб.,  но ОПФР отстояло
   свои   позиции   в   спорах,  проиграв   всего  2 иска  на сумму в
   27000000 рублей.
       По-прежнему в  качестве  ответчика  по  данной  категории  дел
   привлекался непосредственно ПФР.
       Появились в данной категории дела,  связанные с возникновением
   спорных правоотношений по размеру начисления пеней.  Основание для
   таких споров есть - это наличие коллизии в  двух  правовых  нормах
   Федерального  закона  Российской  Федерации  от 10.07.96 N 88-ФЗ и
   Указа Президента Российской Федерации  от  18.08.96  N  1212.  При
   решении коллизий этих правовых норм суды,  как правило,  применяют
   норму федерального закона как акта,  имеющего  высшую  юридическую
   силу.  Кроме  того,  в обоснование применения указанной нормы суды
   исходят  из  того,  что  в  соответствии  со  ст.  90  Конституции
   Российской  Федерации  указы  Президента  не  должны противоречить
   нормам  федерального  закона.  Арбитражные  суды  придают  ст.   8
   Федерального  закона  N  88-ФЗ  обратную  силу,  распространяя  ее
   действие  на  правоотношения,  возникшие  до  10.07.96,  т.е.   до
   вступления Федерального закона в силу. Этой позиции придерживается
   и заместитель Председателя Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации   О.В.  Бойков,  отказавший  в  принесении  протеста  на
   заявление ОПФР по Свердловской области.
       Арбитражный суд    Ярославской   области,   применив   ст.   8
   Федерального  закона  N  88-ФЗ  при  рассмотрении  иска  ОПФР   об
   обращении  взыскания  на  имущество,  уменьшил размер взыскиваемых
   пеней, придав обратную силу ст. 8 данного Закона.
       В этой группе дел появилась новая категория дел,  связанная со
   спорными правоотношениями по вопросу начисления страховых  взносов
   адвокатам  в  1997  году  по  новому  тарифу  на  основании ст.  1
   Федерального закона Российской  Федерации  от  05.02.97  N  26-ФЗ.
   Арбитражный  суд  Вологодской  области  признал требования истца -
   юридической консультации -  о  взыскании  необоснованно  списанных
   сумм  страховых  взносов  из  расчета  28%  за  I  квартал 1997 г.
   правомерными,  основываясь на том,  что в соответствии  со  ст.  5
   Федерального закона N 26-ФЗ Закон вступает в силу с 01.01.97.
       Указанный Федеральный закон опубликован в "Российской  газете"
   11.02.97.  Федеральным  законом установлен тариф страховых взносов
   для адвокатов в размере  28%.  Арбитражный  суд  посчитал,  что  в
   указанном случае должна действовать ст.  57 Конституции Российской
   Федерации,  закрепляющая норму о том, что новые налоги, ухудшающие
   положение   плательщика,   не  могут  вводиться  законом,  имеющим
   обратную силу.  Статьей 2 Закона "Об  основах  налоговой  системы"
   установлено,  что платежи во внебюджетные фонды входят в налоговые
   платежи и что Конституцией Российской Федерации  ограничено  право
   на придание Закону обратной силы.
       Обосновывая решение,   арбитражный   суд   удовлетворил    иск
   юридической консультации.  Главное правовое управление Пенсионного
   фонда Российской Федерации считает,  что данное решение необходимо
   обжаловать,  поскольку  страховые  взносы  в  Пенсионный  фонд  не
   являются налогами и не входят в систему налоговых платежей.
   
            4. Иски, предъявляемые к ОПФР, о взыскании сумм
            возмещения вреда, причиненного здоровью в связи
                 с ликвидацией аварии и ее последствий
                          на Чернобыльской АЭС
   
       По сравнению  с  1996  годом  количество  данных  исков  резко
   возросло.  Всего  предъявлено  чернобыльцами  о   взыскании   сумм
   возмещения  вреда к ПФР в I полугодии 1997 г.  85 исков.  Но,  как
   отмечалось ранее,  ОПФР по г.  Москве  не  представил  достоверные
   сведения   по   данной   категории  дел  (II  полугодие 1996 г.  -
   17 исков).  Только в Басманном  межмуниципальном  суде  г.  Москвы
   чернобыльцами было предъявлено более 80 исков,  иски предъявлялись
   и в других межмуниципальных  судах  города.  Удельный  вес  данной
   категории дел возрос до 8,5%.
       Наибольшее количество исков, по отчетным данным, предъявлено в
   Республике Хакасия - 25 исков о выплате сумм возмещения вреда,  на
   сумму 900000000 руб.  Правовая позиция ОПФР по Республике  Хакасия
   проработана, в удовлетворении исков истцам суд отказал.
       К  ОПФР по Московской области предъявлено 37 исков о взыскании
   сумм  возмещения  вреда,  некоторые  дела слушались в кассационной
   инстанции,  отказано  по  3 искам,  17  исков  удовлетворено.  ПФР
   проработал  правовую позицию по данной категории дел и довел ее до
   сведения    региональных    отделений    письмом    от    12.03.97
   N ЕВ-09-28/1780.   Но   районные   суды  в  Московской  области  и
   Московский областной  суд  при  постановлении  решений  по  данной
   категории  дел  руководствовались письмом заместителя Председателя
   Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.97 N  280-7/общ.  и,
   как   правило,   взыскивали  с  ОПФР  суммы  возмещения  в  пользу
   ликвидаторов.  ПФР считает обоснование решений  указанным  письмом
   неправомерным,  т.к. письмо, исходящее от заместителя Председателя
   Верховного Суда Российской  Федерации,  не  может  содержать  норм
   права.
       Ряд районных народных судов признает надлежащим ответчиком  по
   делам  органы  федерального  казначейства  (Кудымкарский  районный
   народный суд),  некоторые суды (г. Обнинск) взыскивают с ПФР суммы
   возмещения  вреда,  причиненного  здоровью  в  связи с ликвидацией
   аварии и ее последствий на Чернобыльской АЭС.  На решение  горсуда
   г.  Обнинска прокурором города подготовлены материалы о принесении
   протеста,  Главное  правовое   управление   в   порядке   оказания
   методической  помощи  подготовило  письмо  с обоснованием правовой
   позиции по делу и направило его в Управление по г. Обнинску.
       Главное правовое  управление считает,  что по данной категории
   дел ПФР  и  его  региональные  органы  не  могут  быть  надлежащей
   стороной,   т.к.   в  соответствии  с  Положением  о  ПФР  на  ПФР
   законодателем не возложена обязанность  по  финансированию  выплат
   возмещения вреда и бюджетом ПФР данные выплаты не предусмотрены.
       Кроме того,  на   семинаре   для   юридических   служб   ОПФР,
   проведенном   в  марте  1997  года,  Главное  правовое  управление
   разъяснило позицию по данному вопросу и представило копии  отзывов
   на данные виды исков.
   
              5. Иски пенсионеров, прокуроров о взыскании
           задолженности по пенсиям, возмещении морального и
        материального ущерба в связи с задержкой выплаты пенсий
   
       За отчетный  период  к  ОПФР  предъявлено 284 иска о взыскании
   задолженности  по   пенсиям,   возмещении   морального   вреда   и
   материального  ущерба  в  связи  с  задержкой выплаты пенсий,  что
   составляет 28% от общего количества предъявленных к ОПФР исков (за
   II полугодие 1996 г. - 48 исков). Количество данных исков возросло
   в сравнении со II полугодием 1996  г.  в  5,9  раза.  Значительной
   категорией  дел  могут  оказаться  иски  о  взыскании  с  ПФР сумм
   задолженности по  пенсиям  пенсионерами  и  во  II  полугодии  для
   дотационных регионов.
       В данной  группе  дел  следует  отметить  иск,   предъявленный
   прокурором  Парфеньевского района Костромской области к ПФР и ОПФР
   по Костромской области в пользу  2700  пенсионеров  Парфеньевского
   района   Костромской   области.   Данные  дела  являются  наиболее
   значительными для таких дотационных  регионов,  как  Краснодарский
   край, Московская, Владимирская, Костромская области.
       ПФР с  обоснованной  правовой  позицией  по  данному   вопросу
   обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.  Письмом
   от  16.05.97  N  8-2226-97  заместитель   Генерального   прокурора
   Российской  Федерации  С.Г.  Кехлеров сообщил в ПФР,  что обращено
   внимание прокуроров  на  необходимость  оценки  общей  ситуации  в
   стране  по  пенсионному обеспечению граждан,  возможных негативных
   последствий для  интересов  других  пенсионеров  при  предъявлении
   исков к ПФР о взыскании задолженности по пенсиям.
       Правовая позиция по данной категории  исков  Главным  правовым
   управлением   проработана   и   будет   доведена   до  сведения  в
   аналитической части отчета.
   
                6. Иски общественных организаций к ОПФР
   
       Данная категория дел  представлена  4  делами  и  составила  в
   отчетном   периоде  0,5%  от  общей  категории  дел.  Несмотря  на
   незначительный удельный вес данной категории исков,  эта  проблема
   является  на  сегодняшний  день  очень  актуальной.  Как  правило,
   способом решения спорного правоотношения избирается не судебный, а
   административный путь - путь обжалования решений ОПФР в ПФР.
       Некоторым организациям,       принадлежащим       общественным
   организациям  инвалидов,  арбитражные  суды  отказывают в принятии
   исковых заявлений об отмене решений ОПФР о непредоставлении льгот.
   Так,  определением  арбитражного  суда  г.  Санкт  - Петербурга от
   23.01.97  отказано  в  принятии  искового   заявления   учреждению
   "Сигнал"    общественной    организации   инвалидов   по   причине
   неподведомственности арбитражному суду.
       Пенсионный фонд   Российской   Федерации   сообщает,   что   в
   арбитражной практике имеют место иски, предъявляемые предприятиями
   и   хозяйственными   обществами,   находящимися   в  собственности
   общественных организаций инвалидов, к отделениям Пенсионного фонда
   Российской   Федерации   по   вопросам  признания  не  подлежащими
   исполнению инкассовых распоряжений,  выставляемых  отделениями  на
   расчетные   счета   указанных  организаций  для  взыскания  с  них
   страховых взносов (к ОПФР по Республике  Мордовия,  по  Самарской,
   Новосибирской областям).
       Отделения Пенсионного   фонда    Российской    Федерации    не
   освобождали  предприятия,  хозяйственные  товарищества и общества,
   созданные после 08.12.94, от уплаты страховых взносов в ПФР на том
   основании,  что  указанные  организации  не подпадают под действие
   нормы  пункта  3  Постановления   Верховного   Совета   Российской
   Федерации   от   09.07.93   N   5357-1,   так  как  данной  нормой
   предусмотрено  освобождение  от   уплаты   страховых   взносов   в
   Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  общественных  организаций
   инвалидов и пенсионеров,  а также находящихся в  их  собственности
   предприятий, учреждений и объединений, созданных для осуществления
   их уставных целей.  В обоснование своей позиции по данному вопросу
   Пенсионный   фонд   Российской  Федерации  исходит  из  того,  что
   хозяйственные товарищества  и  общества,  созданные  общественными
   организациями  инвалидов  после  08.12.94,  не  могут находиться в
   собственности своих учредителей,  так как это противоречит части 3
   ст.  48 действующего Гражданского кодекса Российской Федерации,  а
   имущество   хозяйственных   товариществ   и   обществ   не   может
   принадлежать   на  праве  собственности  общественной  организации
   инвалидов,  т.к.  это противоречит части 2 ст. 48, ст. 66, ст. 213
   Гражданского  кодекса  Российской Федерации.  Актуален вопрос и об
   освобождении  от  уплаты  страховых  взносов  в  ПФР  предприятий,
   созданных   после   08.12.94   и   находящихся   в   собственности
   общественных  организаций  инвалидов,  которым   Пенсионный   фонд
   Российской  Федерации  также  отказывает  в освобождении от уплаты
   страховых взносов.  В данном  случае  свою  позицию  в  отказе  от
   освобождения   от   уплаты   страховых   взносов  Пенсионный  фонд
   Российской Федерации  аргументирует  тем,  что  в  соответствии  с
   нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепленными в
   пункте 2 ст.  48,  ст.  ст.  113 - 115,  ст.  213, в собственности
   общественных организаций инвалидов не могут находиться юридические
   лица в организационно - правовой форме "предприятие".
       Арбитражные суды,   рассматривающие  споры  между  отделениями
   Пенсионного фонда Российской Федерации и организациями, созданными
   общественными   организациями   инвалидов   и  находящимися  в  их
   собственности, указанные споры разрешают неоднозначно.
       Ряд арбитражных   судов,   основываясь   на   признании  права
   собственности общественной организации инвалидов на учрежденную им
   организацию  и  ее  имущество,  выносят  решения о неправомерности
   взыскания с указанных  организаций  страховых  взносов  в  ПФР.  В
   качестве   аргумента   арбитражный   суд  приводит  норму  ст.  33
   Федерального закона Российской Федерации от 24.11.95 N  181-ФЗ,  в
   соответствии  с  которой  в собственности общественных организаций
   инвалидов могут находиться предприятия,  учреждения, хозяйственные
   товарищества  и  общества.  Пенсионный  фонд  Российской Федерации
   считает,  что арбитражные суды не могут применять данную норму при
   постановлении решения, т.к. она противоречит ст. ст. 48, 66, 113 -
   115, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии
   с пунктом 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы,
   относящиеся к гражданскому праву и содержащиеся в иных федеральных
   законах,   не   должны   противоречить  действующему  Гражданскому
   кодексу,  при  имеющей  место  коллизии  правовых   норм   следует
   применять нормы Гражданского кодекса,  т.к. законодателем в данном
   случае установлен приоритет норм Гражданского кодекса.
       Другие арбитражные  суды  выносят решения исходя из того,  что
   общества с ограниченной ответственностью  не  могут  находиться  в
   собственности  общественных  организаций  инвалидов  и не являются
   юридическим лицом,  созданным в организационно  -  правовой  форме
   "предприятие",   и  на  основании  этого  под  действие  пункта  3
   Постановления  Верховного Совета Российской Федерации  от 09.07.93
   N 5357-1 не подпадают.
       Пенсионный фонд  Российской  Федерации  подготовил  письмо   в
   Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о рассмотрении данного
   вопроса и в  целях  содействия  единству  арбитражной  практики  и
   обеспечения законности в вопросах освобождения от уплаты страховых
   взносов  организациями,  созданными  общественными   организациями
   инвалидов  и  находящимися в их собственности,  просил рассмотреть
   поставленные вопросы на заседании Президиума Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской  Федерации.  О  результате  рассмотрения  данного
   вопроса Президиумом  Высшего  Арбитражного  Суда  отделения  будут
   проинформированы.
   
                   7. Иски о бездействии органов ПФР
   
       В 1995 - 1996 годах такой категории дел в судебной практике не
   было. За отчетный период иски составили 2,3% от всех предъявленных
   к ОПФР исков.  В связи с тем,  что решения по данной категории дел
   ОПФР по Краснодарскому  краю  представлены  не  были,  позицию  по
   данным   делам   в   аналитической   части   отчета   изложить  не
   представляется возможным.
   
                 8. Иски, связанные с функционированием
                        Единой пенсионной службы
   
       За отчетный  период  удельный вес данной категории дел (иски о
   неправильно начисленной пенсии,  иски об  установлении  пенсий  на
   льготных основаниях и др.) возрос до 6,9% и составил 70 исков.
   
                 9. Иски о взыскании пенсионерами с ПФР
                 сумм проезда к месту отдыха и обратно
   
       Пенсионеры, проживающие   в   районах   Крайнего   Севера    и
   приравненных к ним местностях,  предъявляют к ПФР иски о взыскании
   сумм проезда к месту отдыха и обратно и  выигрывают  данные  дела.
   Удельный вес этой категории дел составил за отчетный период 7,3%.
       10. В  связи  с  принятием  Конституционным  Судом  Российской
   Федерации  Постановления  от  16.12.95  N 11-П "По делу о проверке
   конституционности статьи 124 Закона РФ "О государственных  пенсиях
   в  РФ"  к  ПФР  и  его  региональным  органам предъявляются иски о
   взыскании пенсии заключенными.  Удельный вес данных исков составил
   за отчетный период 0,4%.
       11. В  ряде   регионов   получила   распространение   практика
   взыскания  задолженности  по заработной плате на основании решений
   Комиссии по трудовым  спорам  (КТС)  и  удостоверений  профсоюзных
   комитетов,  которые  имеют  силу исполнительных листов.  Взыскание
   осуществляется без начисления страховых взносов в ПФР.
       Главным правовым  управлением  подготовлено письмо в Верховный
   Суд Российской  Федерации  об  изменении  подобной  практики  и  с
   просьбой разрешить ситуацию.  Верховный Суд Российской Федерации в
   письме ПФР указал,  что работники  имеют  правовые  основания  для
   обращения в суд за защитой нарушенных прав.  Проблемы, связанные с
   взысканием  задолженности  по  страховым  взносам,  Верховный  Суд
   предложил решать ПФР в рамках арбитражного процессуального закона.
       Главное правовое управление  считает,  что  при  неоднократном
   взыскании  заработной  платы  по исполнительным листам ОПФР должно
   обращаться в прокуратуру либо в связи  с  отсутствием  средств  на
   расчетном   счете   предъявлять  иск  с  обращением  взыскания  на
   имущество.
       Кроме того, Главное правовое управление готовит предложения по
   внесению изменений в ст. 195 Гражданского процессуального кодекса.
   
   
   
   
   
                                 АНАЛИЗ
           АРБИТРАЖНОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 1997 ГОДА
   
       Отделениями ПФР,  как показывает анализ арбитражной  практики,
   активно  проводится  работа  по  взысканию  недоимки  по страховым
   взносам путем обращения взыскания  на  имущество  должника.  Часть
   исполнительных листов о взыскании задолженности отделения передают
   на исполнение Федеральной службе налоговой полиции.
       1. Ассоциация  "Содружество" (г.  Биробиджан) предъявила иск к
   Управлению  Федеральной  службы  налоговой  полиции  по  Еврейской
   автономной  области  о признании распоряжения об аресте имущества,
   вынесенное 26.03.97 N 64, недействительным.
       В качестве третьего лица на стороне ответчика,  не заявляющего
   самостоятельные требования на предмет спора,  было привлечено ОПФР
   по Еврейской автономной области.
       В ходе  судебного  заседания  было   установлено,   что   ОПФР
   направило   в  Управление  Федеральной  службы  налоговой  полиции
   исполнительные листы,  выданные  арбитражным  судом,  о  взыскании
   задолженности  по  страховым  взносам путем обращения взыскания на
   имущество.
       Истец считает,  что  Управление  Федеральной  службы налоговой
   полиции  не  является  органом,  уполномоченным  государством   на
   совершение действий по исполнительному производству,  в частности,
   на  наложение  ареста  на  имущество  должника,  опись  имущества,
   поэтому его распоряжение следует считать недействительным.
       Управление Федеральной  службы  налоговой  полиции  требования
   истца не признало,  сославшись в обоснование своей позиции на п. 1
   Положения о порядке обращения  взыскания  недоимки  по  налогам  в
   бюджет  и  платежам  во  внебюджетные  фонды,  а  также на решение
   Временной  чрезвычайной   комиссии   при   Президенте   Российской
   Федерации   от   23.12.96,   в   котором  предложено  использовать
   возможности Федеральной службы  налоговой  полиции  в  обеспечение
   исполнений   решений   арбитражных  судов.  Кроме  того,  ответчик
   сослался на Временное положение о порядке обращения  взыскания  на
   имущество,  утвержденное Указом Президента Российской Федерации от
   14.02.96  N   199,   которым   установлено,   что   взыскание   по
   исполнительным   листам   могут  производить  не  только  судебные
   исполнители,  но и иные лица  или  органы,  уполномоченные  на  то
   государством. Законом Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О
   федеральных органах налоговой полиции" предоставлено право органам
   налоговой  полиции  налагать  арест на имущество должника в случае
   неисполнения им обязательств по уплате налогов  и  иных  платежей.
   Позицию ответчика поддержало третье лицо.
       Арбитражный суд  посчитал,  что  исковые  требования  подлежат
   удовлетворению  по  следующим  основаниям.  Сославшись на ст.  207
   Арбитражного процессуального кодекса,  суд указал,  что  обращение
   взыскания  на  имущество  может  быть  обращено  только в порядке,
   установленном   законом.   Обращение   взыскания   на    имущество
   осуществляется в порядке, установленном Гражданским процессуальным
   кодексом  РСФСР.  Исполнительное  производство   возбуждается   на
   основании заявления взыскателя, который должен направить заявление
   только в суд.  Суд посчитал ссылки ответчика и  третьего  лица  на
   Закон  Российской  Федерации  от  24.06.93 N 5238-1 "О федеральных
   органах налоговой  полиции",  на  Положение  о  порядке  обращения
   взыскания,   от  24.06.94  N  609,  а  также  на  Указ  Президента
   Российской Федерации от 14.02.96 N 199 несостоятельными и признал,
   что  взыскание по исполнительным листам не относится к компетенции
   ответчика.
       ОПФР по Еврейской автономной области, воспользовавшись правом,
   предоставленным  третьему  лицу  на   обжалование   неправомерного
   решения,   направило   в   Федеральный   арбитражный   суд  округа
   кассационную жалобу.
       В жалобе   ОПФР   заявило,   что   решение   основывается   на
   неправильном  применении  норм  права.   В   кассационной   жалобе
   заявитель  указал  на  то,  что нормой статьи 11 Закона Российской
   Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О  федеральных  органах  налоговой
   полиции"  законодатель  прямо  предоставил право органам налоговой
   полиции осуществлять арест имущества.  Кроме того,  данную  статью
   следует  рассматривать  в  контексте  статьи  13 Закона Российской
   Федерации от 27.12.91 N 2118-1  "Об  основах  налоговой  системы",
   которой   установлено   право   налоговых  органов  на  бесспорное
   взыскание налогов и  иных  платежей,  а  при  отсутствии  денежных
   средств   на  счете  взыскание  осуществлять  путем  обращения  на
   имущество. Кроме того, ст. 3 Гражданского кодекса установлено, что
   указы  Президента  Российской  Федерации  могут  содержать  нормы,
   относящиеся к гражданскому праву,  нормы, содержащиеся в указе, не
   должны противоречить действующему Гражданскому кодексу.  Нормы, на
   которые ссылались ответчик  и  третье  лицо  в  обоснование  своей
   позиции,  не  противоречат действующим Гражданскому и Гражданскому
   процессуальному   кодексу.   Кроме   того,   Конституционный   Суд
   Российской   Федерации   в   Постановлении   от  17.12.96  N  20-П
   подтвердил,  что  право  на  взыскание  недоимки  и  пеней   может
   реализовываться   в   бесспорном   порядке  федеральными  органами
   налоговой полиции.
       ПФР обращает  внимание  на то,  что при возникновении подобных
   ситуаций следует при защите своих интересов исходить из того,  что
   отношения между плательщиком и ОПФР публично - правовые, а так как
   это административные отношения,  то ОПФР  вправе  выбирать  орган,
   осуществляющий  взыскание по исполнительному листу,  тем более что
   арбитражным судом установлено взыскание недоимки  путем  обращения
   взыскания  на  имущество должника и оно таким образом взыскивается
   не в бесспорном порядке.
       2. ОПФР  по Оренбургской области предъявило исковые требования
   к  акционерному  обществу  "Носта"  (г.  Новотроицк)  о  взыскании
   задолженности  по  страховым  взносам путем обращения взыскания на
   имущество.   Исковые   требования   истца   были    удовлетворены.
   Акционерное   общество   "Носта"   обратилось  в  арбитражный  суд
   Оренбургской области с ходатайством о предоставлении  рассрочки  в
   исполнении  решения.  Свою  позицию  акционерное  общество "Носта"
   аргументировало  тем,  что  оно  за  1996 год   перечислило   ОПФР
   24,5 млрд.  руб.  долга,  за I квартал 1997 г.  - 20,8 млрд. руб.,
   т.е.   образовавшуюся   задолженность   погашает.   Кроме    того,
   акционерное общество "Носта" представило доказательства того,  что
   является  градообразующим  предприятием.  Арбитражный  суд   вынес
   определение  о  предоставлении  рассрочки  в  исполнении  решения,
   исполнение решения производить, начиная с 12.05.97, равными долями
   по 12.05.99.
       ПФР считает,  что определение о рассрочке  исполнения  следует
   обжаловать.
       3. При  рассмотрении  иска  ОПФР  по  Ярославской  области   к
   Волжскому  лесокомбинату о взыскании задолженности путем обращения
   взыскания  на  имущество  должника  арбитражный  суд   Ярославской
   области вынес решение о взыскании суммы недоимки, образовавшейся у
   должника перед  ОПФР.  При  решении  вопроса  о  взыскании  пеней,
   арбитражный    суд    посчитал    расчет,    произведенный   ОПФР,
   неправомерным,  т.к. ОПФР исходило при расчете сумм пеней из нормы
   Указа   Президента   Российской  Федерации  от  18.08.96  N  1212,
   определившей размер пеней 0,3%.  Арбитражный суд посчитал,  что за
   спорный  период  пени  должны  быть  рассчитаны  по  норме  ст.  8
   Федерального закона Российской Федерации от 08.07.96  N  88-ФЗ  из
   1/300 ставки рефинансирования.
       4. В арбитражной практике появились дела,  при решении которых
   арбитражные суды применяют норму статьи 333 Гражданского кодекса.
       ОПФР по Читинской  области  предъявило  исковые  требования  к
   акционерному   обществу  закрытого  типа  "Читинский  социально  -
   коммерческий банк" о взыскании на основании  п.  5.1  Договора  на
   расчетно - кассовое обслуживание от 19.01.95 суммы основного долга
   и санкций.  В  ходе  судебного  заседания  истец  увеличил  размер
   исковых  требований  к  банку,  из  которых  сумма основного долга
   составила 10654543653 руб.,  а размер  штрафных  санкций  составил
   24564508462  руб.  Ответчик с заявленными требованиями согласился,
   но  просил  суд  применить  норму  ст.  333  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  и  уменьшить  размер  взыскиваемых денежных
   средств.
       В ходе  слушания  дела  арбитражный  суд  пришел  к  выводу  о
   несоразмерности сумм финансовых  санкций  сумме  основного  долга.
   Арбитражный  суд  отметил,  что истец закрыл свой расчетный счет в
   банке 10.06.96,  и исковые требования к банку не  предъявлял,  что
   способствовало увеличению размера финансовых санкций.
       Суд вынес решение на основании ст.  333  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  снизить  размер финансовых санкций до суммы
   основного долга.
       ПФР считает  необходимым  обратить  внимание  на своевременное
   оформление исковых заявлений и  предъявление  исковых  требований,
   т.к.   арбитражный   суд   может   посчитать,  что  несвоевременно
   предъявленные требования способствуют увеличению размера пеней,  и
   применить ст. 333 Гражданского кодекса.
       ПФР предъявил иск к обществу с  ограниченной  ответственностью
   "Стиплер"   о   взыскании  неустойки  в  связи  с  несвоевременной
   поставкой оборудования  по  договору  поставки.  Ответчик  иск  не
   признал.   Изучив   материалы  дела,  арбитражный  суд  г.  Москвы
   установил,  что поставка  осуществлялась  ответчиком  в  нарушение
   условий  раздела 4 Договора.  В соответствии с разделом 5 Договора
   поставки  за  просрочку   поставки   оборудования   с   поставщика
   взыскивается  неустойка в размере 0,5%  от суммы недопоставленного
   оборудования за каждый день просрочки.  Учитывая, что оборудование
   поставлено,   а   размер   неустойки   несоразмерен   последствиям
   нарушенного  обязательства,  суд  применил  ст.  333  Гражданского
   кодекса   Российской   Федерации,   уменьшив  размер  взыскиваемой
   неустойки на 75%.
       Отделение ПФР  по Алтайскому краю обратилось в арбитражный суд
   Алтайского края с иском о взыскании с товарищества с  ограниченной
   ответственностью  "Петровский  леспромхоз" задолженности по уплате
   страховых   взносов   в   сумме   430655923   рублей,   пеней   за
   несвоевременное    перечисление   страховых   взносов    в   сумме
   1469009987 рублей,  а также суммы сокрытой оплаты труда в  размере
   176272730  рублей  и  штрафа  в  таком  же  размере  с  обращением
   взыскания на имущество.
       Решением арбитражного суда Алтайского края от 26.06.96 исковые
   требования удовлетворены в части взыскания основного долга,  суммы
   сокрытой   оплаты   труда  и  штрафа  с  обращением  взыскания  на
   изготовляемую товариществом продукцию. Размер пеней в соответствии
   со  статьей  333  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации был
   уменьшен.
       Федеральный арбитражный   суд   Западно  -  Сибирского  округа
   Постановлением от 02.10.96 указанное  решение  в  части  обращения
   взыскания  на  изготовляемую ответчиком продукцию отменил и в этой
   части  принял  решение  об  обращении   взыскания   на   имущество
   товарищества. В остальной части решение оставлено без изменения.
       В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской  Федерации предлагается названные судебные акты в части
   снижения  размера  пеней  отменить.  Взыскать  с  товарищества   с
   ограниченной     ответственностью      "Петровский     леспромхоз"
   941665270 рублей пеней и госпошлину  в  размере  24024978  рублей,
   обратив взыскание на имущество ответчика.  Президиум считает,  что
   протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно пункту  3  статьи  2  Гражданского кодекса Российской
   Федерации    к    имущественным    отношениям,    основанным    на
   административном   или  ином  властном  подчинении  одной  стороны
   другой,  в  том  числе  к  налоговым   и   другим   финансовым   и
   административным   отношениям,   гражданское  законодательство  не
   применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
       Поскольку возможность применения гражданского законодательства

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное