Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 1997 г. N 820
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
В целях эффективного комплексного социально-экономического
развития Удмуртской Республики на основе структурной перестройки
ее хозяйства, рационального использования экономического, научного
и кадрового потенциала и в соответствии с Договором о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Удмуртской Республики от 17 октября 1995 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить представленную федеральную целевую программу
социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 -
2000 годы (далее именуется Программа), разработанную
Правительством Удмуртской Республики и согласованную с
Министерством экономики Российской Федерации, Министерством
финансов Российской Федерации и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти.
2. Утвердить:
государственным заказчиком - координатором Программы -
Министерство экономики Российской Федерации;
государственными заказчиками по направлениям:
развития промышленности - Министерство Российской Федерации по
атомной энергии и Государственный комитет Российской Федерации по
связи и информатизации;
развития топливно-энергетического комплекса - Министерство
топлива и энергетики Российской Федерации;
создания объектов уничтожения химического оружия -
Министерство обороны Российской Федерации;
развития промышленности строительных материалов -
Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и
строительной политике;
развития и использования минерально-сырьевой базы и водного
хозяйства - Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
развития агропромышленного комплекса - Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
национальной политики - Министерство Российской Федерации по
делам национальностей и федеративным отношениям;
социальной защиты населения - Министерство труда и социального
развития Российской Федерации;
образования - Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации;
культуры - Министерство культуры Российской Федерации;
молодежной политики - Государственный комитет Российской
Федерации по делам молодежи;
землеустройства - Государственный комитет Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству;
развития предпринимательства - Государственный комитет
Российской Федерации по поддержке и развитию малого
предпринимательства;
экологии и охраны окружающей среды - Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды;
развития лесного хозяйства - Федеральную службу лесного
хозяйства Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации при разработке проектов
государственной инвестиционной программы и проектов федерального
бюджета на 1998 год и последующие годы предусматривать с учетом
имеющихся возможностей выделение капитальных вложений и
ассигнований на финансирование мероприятий, предусмотренных
Программой.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 1997 г. N 820
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
социально-экономического развития
Удмуртской Республики
на 1997 - 2000 годы
Основание для разработки - Договор о разграничении предметов
Программы ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти Удмуртской Республики
от 17 октября 1995 г.
Государственный заказчик - Министерство экономики Российской
Программы, координирующий Федерации
деятельность
государственных
заказчиков подпрограмм
Основные разработчики - Министерство экономики Удмуртской
Программы Республики государственное
предприятие "Удмуртия-инжиниринг"
Основные исполнители - предприятия и организации Удмуртской
подпрограмм Республики
Основная цель Программы - повышение уровня жизни и социальной
защищенности населения Удмуртской
Республики путем реформирования ее
социально-экономической сферы и
постепенного создания социально
ориентированной экономики рыночного
типа, интегрированной в экономику
Российской Федерации
Задачи и важнейшие - Стабилизация и переход к устойчивому
целевые показатели развитию экономики республики;
Программы уточнение места и роли Удмуртской
Республики в общефедеральном
(российском) разделении труда с
учетом закономерностей перехода к
рыночной экономике;
усиление интеграции хозяйственного
комплекса республики с регионами
Российской Федерации и странами
Содружества Независимых Государств в
новом рыночном экономическом
пространстве;
расширенное воспроизводство и
эффективное использование
экономического, научного и кадрового
потенциала, в том числе создание
условий для снижения безработицы до
среднего по России уровня;
рациональное использование природных
ресурсов, повышение экологической
безопасности;
решение национально-культурных
проблем населения республики и
удмуртского этноса в России;
создание современной социальной
инфраструктуры;
формирование институтов рыночной
инфраструктуры;
развитие экспортного потенциала и
внешнеэкономической деятельности,
создание условий для зарубежных
инвестиций;
мобилизация финансовых, кредитных и
других видов ресурсов на решение
приоритетных федеральных
направлений, преодоление
территориального и структурного
кризиса в народном хозяйстве
Перечень подпрограмм - Развитие промышленности Удмуртской
Республики до 2000 года;
Стабилизация и развитие
агропромышленного производства в
Удмуртской Республике на 1997 -
2000 годы;
Развитие промышленности строительных
материалов и стройиндустрии;
Газификация Удмуртской Республики;
Создание объектов по утилизации
химического оружия;
Развитие лесного хозяйства;
Развитие малого бизнеса в Удмуртской
Республике в 1997 - 2000 годах;
Охрана окружающей среды;
Водное хозяйство;
Землеустройство;
Социальная защита населения;
Молодежная политика;
Развитие образования;
Сохранение и развитие культуры и
искусства Удмуртской Республики на
1997 - 2000 годы;
Национальное развитие и
межнациональное сотрудничество
народов Удмуртской Республики
Срок реализации Программы - 1997 - 2000 годы
Мероприятия по - создание администрации Программы и
обеспечению выполнения фонда реализации Программы;
Программы мероприятия по подпрограммам
Ожидаемые конечные - прирост объемов производства по всем
результаты Программы отраслям экономики составит:
1997 - 2000 годы - 7324712 млн.
рублей
1997 год - 1383809 млн. рублей
1998 год - 1583771 млн. рублей
1999 год - 2008023 млн. рублей
2000 год - 2349109 млн. рублей;
создание 6124 новых рабочих мест;
дополнительные налоговые поступления
в размере 1832944 млн. рублей, в том
числе 733178 млн. рублей в
федеральный бюджет;
развитие инфраструктуры социального
обслуживания населения
Система организации - администрация Программы и
контроля за реализацией госзаказчики подпрограмм
Программы
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
------------------------T--------------------------------------------------
Источники ¦ Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года,
финансирования ¦ млн. рублей
¦ инвестиционный кредит
¦ безвозвратная основа
------------------------+----------T---------T---------T---------T---------
¦ 1997 - ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г.
¦ 2000 гг. ¦ ¦ ¦ ¦
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
------------------------T----------T---------T---------T---------T---------
Федеральный бюджет ¦ 125387,0¦ 101643,0¦ 16016,0¦ 4736,0¦ 2992,0
¦ 2123941,5¦ 309409,0¦ 588868,5¦ 663292,0¦ 562372,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Республиканский бюджет ¦ 13118,0¦ 4538,0¦ 5024,0¦ 2208,0¦ 1348,0
¦ 1610499,5¦ 282843,0¦ 320289,5¦ 481731,0¦ 525636,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Собственные средства ¦ 506003,2¦ 133172,6¦ 113317,6¦ 124956,0¦ 134557,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Другие источники ¦ 17639,0¦ 4883,0¦ 4232,0¦ 4292,0¦ 4232,0
¦ 714190,0¦ 365782,0¦ 147109,0¦ 101595,0¦ 99704,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
ИТОГО: ¦ 5510778,2¦1202270,6¦1194856,6¦1382810,0¦1330841,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
------------------------T----------T---------T---------T---------T---------
Федеральный бюджет ¦ 8995,0¦ 2833,0¦ 2026,0¦ 2114,0¦ 2022,0
¦ 816897,0¦ 136471,8¦ 228281,2¦ 205926,0¦ 246218,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Республиканский бюджет ¦ 14873,0¦ 2386,0¦ 3948,0¦ 4218,0¦ 4321,0
¦ 1761271,0¦ 357788,0¦ 396413,0¦ 438225,0¦ 568845,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Собственные средства ¦ 2911303,0¦ 588527,0¦ 628402,0¦ 668689,0¦1025685,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
ИТОГО: ¦ 5513339,0¦1088005,8¦1259070,2¦1319172,0¦1847091,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
НИОКР
------------------------T----------T---------T---------T---------T---------
Федеральный бюджет ¦ 8800,0¦ 7800,0¦ 1000,0¦ - ¦ -
¦ 3000,0¦ 700,0¦ 900,0¦ 800,0¦ 600,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Республиканский бюджет ¦ 275,0¦ 42,0¦ 57,0¦ 148,0¦ 28,0
¦ 175,0¦ 53,0¦ 88,0¦ 17,0¦ 17,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Собственные средства ¦ 5201,2¦ 4200,6¦ 1000,6¦ - ¦ -
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Другие источники ¦ 500,0¦ 210,0¦ 210,0¦ 70,0¦ 10,0
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
ИТОГО: ¦ 17951,2¦ 13005,6¦ 3255,6¦ 1035,0¦ 655,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
ВСЕГО
------------------------T----------T---------T---------T---------T---------
Федеральный бюджет ¦ 126048,0¦ 107721,0¦ 14435,0¦ 1892,0¦ 2000,0
¦ 1388780,0¦ 269638,8¦ 376227,2¦ 341736,0¦ 401178,0
кроме того: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
по действующим федераль-¦ 17134 ¦ 4555 ¦ 4607 ¦ 4958 ¦ 3014
ным целевым программам ¦ 1555058,5¦ 176942,0¦ 441822,5¦ 528282,0¦ 408012,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Республиканский бюджет ¦ 28266,0¦ 6966,0¦ 9029,0¦ 6574,0¦ 5697,0
¦ 3371945,5¦ 640684,0¦ 716790,5¦ 919973,0¦1094498,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Собственные средства ¦ 3422507,4¦ 725900,2¦ 742720,2¦ 793645,0¦1160242,0
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Другие источники ¦ 18139,0¦ 5093,0¦ 4442,0¦ 4362,0¦ 4242,0
¦ 714190,0¦ 365782,0¦ 147109,0¦ 101595,0¦ 99704,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
ИТОГО: ¦10642068,4¦2303282,0¦2457182,4¦2703017,0¦3178587,0
------------------------+----------+---------+---------+---------+---------
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Удмуртская Республика является суверенной республикой в
составе Российской Федерации, расположена в западной части
Среднего Урала, между реками Кама и Вятка, имеет 6 городов и
25 районов.
Население на 1 января 1995 года составило 1640,7 тыс. человек
(городское - 69,9 процента, сельское - 30,1 процента). Плотность -
38,7 человека на кв. километр. Трудоспособное население от общей
численности составляет 56,1 процента.
Экономическое развитие республики в течение длительного
времени определялось рядом благоприятных факторов:
развитый промышленный потенциал, высококвалифицированные
кадры, научно-исследовательская и опытная база;
выгодное транспортно-географическое положение, благоприятное
для размещения производств, тесно связанных с хозяйственным
комплексом как Уральского экономического района, так и смежных
районов;
наличие природных ресурсов (нефть, торф, лес), создавших
надежную сырьевую основу для развития;
благоприятные почвенно-климатические условия, позволявшие
обеспечить при соблюдении современной культуры земледелия успешное
развитие сельскохозяйственного производства;
хорошая освоенность территорий и относительно благоприятная
демографическая ситуация.
Однако в настоящее время экономика и социальная сфера
Удмуртской Республики находятся в кризисном состоянии. В 1995 году
объем промышленного производства составил 44 процента к уровню
1990 года. Как следствие, резко упали реальные доходы населения
(средняя зарплата на предприятиях республики самая низкая среди
республик и областей Уральского региона и в 1995 году составила
349,5 тыс. рублей). Официальная численность безработных к концу
1995 года превысила 70 тыс. человек, что составляет один из самых
высоких показателей в Российской Федерации (7,8 процента). Доля
убыточных предприятий на начало 1996 года составила 46,1 процента.
Резко ухудшилась криминогенная ситуация, обострилось
демографическое положение, что связано не в последнюю очередь и с
ухудшением экологии в регионе.
Спад в бюджетообразующих отраслях экономики сказался на
исполнении доходной части бюджета и, как следствие, привел к
резкому сокращению расходов на социальную защиту населения,
культуру, образование, здравоохранение, развитие систем
жизнеобеспечения, охрану окружающей среды и т.д.
Совокупность причин, обусловивших кризисное состояние
социально-экономической сферы в Удмуртской Республике, выходит за
рамки факторов, определяющих положение в Российской Федерации в
целом. Исторически сложилось так, что роль Удмуртской Республики в
межрегиональном разделении труда имеет уникальную особенность:
ориентация на сверхвысокую милитаризацию промышленного
производства.
Основу народно-хозяйственного комплекса республики составляют
оборонные предприятия, в течение долгого времени обеспечивавшие
около 80 процентов поступлений в республиканский бюджет, занятость
большей части городского населения, жилищное строительство и
содержание социальной сферы. Позитивные изменения во
внешнеэкономической деятельности России, направленные на снижение
военного противостояния, привели к необходимости сокращения
государственного оборонного заказа. Объем производства военной
техники на предприятиях Республики сократился к уровню 1990 года в
5,5 раза. Ситуация усугубляется и постоянным ростом долгов
государственных заказчиков оборонного комплекса - Министерства
обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по
атомной энергии, государственной компании "Росвооружение".
Особенности структуры экономики Удмуртской Республики не
позволяют осуществить переход к рыночным отношениям без масштабной
государственной поддержки.
Решение указанных проблем требует согласованных действий
Правительства Российской Федерации и Правительства Удмуртской
Республики, изложенных в виде программных мероприятий. Сама
Программа может быть рассмотрена как способ решения социально -
экономических проблем при переходе к рыночным отношениям
территорий, ориентированных на высокотехнологичные оборонные
производства. Опыт, накопленный в ходе ее разработки и реализации,
может быть использован в других регионах России.
В ходе реализации Программы должны решаться задачи, которые
обеспечат комплексное развитие республики, удовлетворяющие при
этом потребности гармоничного и устойчивого социально -
экономического развития Российской Федерации.
С учетом сказанного можно сделать следующие выводы:
решение проблем, связанных с развитием социально-экономической
сферы Удмуртской Республики, невозможно в приемлемые сроки за счет
использования действующих рыночных механизмов без государственной
поддержки;
указанные проблемы носят взаимосвязанный характер и должны
решаться в рамках комплексной программы;
реализация Программы должна осуществляться совместными
усилиями Удмуртской Республики и Российской Федерации.
Федеральная целевая программа социально-экономического
развития Удмуртской Республики на 1997 - 2000 годы разработана на
основании Договора о разграничении предметов ведения между
Правительствами Российской Федерации и Удмуртской Республики в
соответствии с порядком разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня
1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках
продукции для федеральных государственных нужд".
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является повышение уровня жизни и
обеспечение максимальной занятости населения республики на основе
структурной перестройки и социальной переориентации ее экономики в
условиях перехода на рыночные отношения, превращения Удмуртской
Республики в экономически и социально развитое звено народно -
хозяйственного комплекса страны путем реализации на ее территории
приоритетных для Российской Федерации направлений развития. Для
достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
стабилизация и переход к устойчивому развитию экономики
республики;
уточнение места и роли Удмуртской Республики в общефедеральном
(российском) разделении труда с учетом закономерностей перехода к
рыночной экономике;
усиление интеграции хозяйственного комплекса республики с
хозяйственными комплексами регионов Российской Федерации и
странами Содружества Независимых Государств;
расширенное воспроизводство и эффективное использование
экономического, научного и кадрового потенциала, в том числе
создание условий для снижения безработицы до среднего по России
уровня;
рациональное использование природных ресурсов, повышение
экологической безопасности;
решение национально-культурных проблем населения республики и
удмуртского этноса в России;
создание современной социальной инфраструктуры;
развитие экспортного потенциала и внешнеэкономической
деятельности, создание условий для зарубежных инвестиций;
мобилизация финансовых, кредитных и других видов ресурсов на
преодоление территориального и структурного кризиса в народном
хозяйстве.
В связи со сложной социально-экономической ситуацией в
Удмуртской Республике ряд перечисленных задач требует
незамедлительной реализации. Самостоятельно их решить в полном
объеме республика не в состоянии, требуется оказание
организационно-правовой и финансовой поддержки со стороны
федерального центра, расширение ее полномочий в нормативном
регулировании экономического развития.
Финансирование намеченных задач будет осуществляться за счет
собственных средств предприятий и организаций Удмуртской
Республики, заемных средств и кредитных ресурсов с привлечением
средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и
других источников, включая иностранные инвестиции.
В соответствии с целями и задачами определена структура
Программы, которая включает и проекты федеральной значимости.
В области макроэкономической политики цели Программы на 1997 -
2000 годы состоят в том, чтобы:
обеспечить рост уровня жизни населения, проводя активную
социальную политику с учетом интересов различных групп и слоев;
добиться устойчивой стабилизации общего объема производства и
возобновить дальнейший экономический рост;
осуществить макроэкономическую стабилизацию и создать тем
самым благоприятные условия для повышения инвестиционной
активности;
укрепить институты государственной власти, добиться
налаживания платежной и финансовой дисциплины;
серьезно улучшить условия для предпринимательства и деловой
активности, осуществлять приватизацию в интересах повышения
эффективности производства и стимулирования инвестиций;
активизировать структурно-инвестиционную политику.
В области институциональных преобразований на предшествующем
этапе реформ были созданы органы государственной власти,
соответствующие демократическому обществу; проведен первый этап
приватизации, создана сеть конкурирующих финансовых институтов;
проведен ряд других крупномасштабных мер. Теперь предстоит этап
качественного формирования институтов рыночной экономики по таким
направлениям, как:
укрепление законности и правопорядка, а также основных
институтов государственной власти;
осуществление дальнейшей приватизации и реформирование
предприятий государственного сектора;
регулирование процессов оздоровления и банкротства
предприятий, решение проблемы неплатежей;
развитие рынка ценных бумаг и формирование системы его
регулирования;
дальнейшее развитие банковской системы;
поддержка предпринимательства;
активизация антимонопольной политики и формирование
конкурентной среды.
В соответствии с этими направлениями предусматривается:
дальнейшее развитие и укрепление технической базы
правоохранительных органов в республике, судебной системы,
налоговой и таможенной служб;
постепенное сокращение ограничений на приватизацию, развитие
системы информирования о предстоящих продажах;
привлечение инвесторов для оздоровления неплатежеспособных
предприятий, подготовка профессиональных управляющих и развитие
специализированных структур, оказывающих аудиторские,
консалтинговые и инжиниринговые услуги;
создание финансово-промышленной группы в сельскохозяйственной
отрасли и дальнейшее развитие финансово-промышленной группы
"Уральские заводы";
совершенствование системы выпуска государственных ценных
бумаг;
развитие рынка недвижимости с созданием залогового фонда,
совершенствование земельных отношений, создание механизма
экономического стимулирования, рационального и эффективного
использования земель;
усиление контроля за деятельностью банков, привлекающих
средства населения, стимулирование сокращения доли
налично-денежного оборота и развитие новых методов безналичных
расчетов;
принятие программы развития малого предпринимательства;
совершенствование антимонопольного регулирования в
соответствии с федеральными принципами;
создание администрации Программы и фонда реализации Программы.
На среднесрочную перспективу до 2000 года в рамках структурной
политики ставятся следующие взаимосвязанные задачи:
поддержка эффективных и конкурентоспособных
товаропроизводителей при последовательном свертывании
бесперспективных и устаревших производств;
содействие развитию инфраструктуры экономики республики,
необходимой для реализации структурных преобразований;
обеспечение более эффективного и экономного использования
ресурсов, сохранение наиболее ценных элементов накопленного
научно-технического потенциала;
преодоление структурных деформаций, согласование структуры
производства и платежеспособного спроса;
адаптация предприятий к рыночным условиям;
обеспечение повышения экологической безопасности (в том числе
уничтожение химического оружия);
целенаправленное развитие внешних экономических связей
Удмуртии.
Народно-хозяйственный результат структурных преобразований
должен получить отражение в относительном сокращении сырьевой
сферы экономики и соответствующем увеличении доли в структуре
валового внутреннего продукта обрабатывающей промышленности,
оказания услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы предполагается за счет следующих
источников:
собственные средства предприятий, заинтересованных в
реализации настоящей Программы, заемные средства, средства фондов,
включая внебюджетные фонды Удмуртской Республики;
бюджетные средства Удмуртской Республики, проценты от
предоставления инвестиционных кредитов;
средства федерального бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет
10642068,4 млн. рублей. Разбивка по годам и источникам
финансирования представлена в таблице 1.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы
в 1997 году, составляет 2303282 млн. рублей. Из них средства
федерального бюджета - 558856,8 млн. рублей, средства
республиканского бюджета - 647650 млн. рублей, собственные
средства предприятий и другие источники - 1096775,2 млн. рублей.
Реализация последующего этапа Программы потребует
8338786,4 млн. рублей, в том числе за счет федеральных средств -
2528163,7 млн. рублей.
АССИГНОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
------------------------T---------------------------------------------
Источники ¦Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года,
финансирования ¦ млн. рублей
¦ инвестиционный кредит
¦ безвозвратная основа
------------------------+---------T--------T--------T--------T--------
¦ 1997 - ¦1997 г. ¦1998 г. ¦1999 г. ¦2000 г.
¦ 2000 гг.¦ ¦ ¦ ¦
------------------------+---------+--------+--------+--------+--------
Федеральный бюджет ¦ 126048,0¦107721,0¦ 14435,0¦ 1892,0¦ 2000,0
¦1388780,0¦269638,8¦376227,2¦341736,0¦401178,0
кроме того: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
по действующим федераль-¦ 17134 ¦ 4555 ¦ 4607 ¦ 4958 ¦ 3014
ным целевым программам ¦1555058,5¦176942,0¦441822,5¦528282,0¦408012,0
------------------------+---------+--------+--------+--------+--------
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Настоящая Программа предусматривает комплексное решение
стоящих перед республикой проблем. Это обеспечивается за счет
проведения мероприятий по совершенствованию финансовой и налоговой
систем, проведения активной инвестиционной политики, осуществления
структурной перестройки промышленности и дальнейшего развития
внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и реализации
конкретных проектов развития социальной и производственной сфер, с
другой стороны.
Реализация Программы проводится администрацией Программы
совместно с государственными заказчиками подпрограмм путем
распределения на условиях тендера ежегодно выделяемых бюджетных и
внебюджетных средств.
Финансирование подпрограмм по развитию социальной сферы, по
охране окружающей среды, по водоснабжению и землеустройству,
уничтожению запасов химического оружия, целью которых не является
получение прямого экономического эффекта, осуществляется на
безвозвратной основе.
Подпрограммы, направленные на развитие производственной сферы
и инженерной инфраструктуры (газ, энергетика, транспорт и т.п.),
финансируются на основе льготных долгосрочных инвестиционных
кредитов.
Правительством Удмуртской Республики предусмотрено введение
налоговых льгот на республиканском уровне для предприятий и
инвесторов, участвующих в реализации Программы.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Для организации управления Программой и контроля за ходом ее
реализации требуется создание гибкой структуры, обеспечивающей
сочетание интересов Российской Федерации и Удмуртской Республики,
отраслевого и территориального, стратегического и тактического
управления. Такая структура включает в себя администрацию
Программы и фонд реализации Программы.
Администрация состоит из коллегии и исполнительного органа -
дирекции Программы. Состав коллегии формируется из представителей
экономических и отраслевых органов управления Российской Федерации
и Удмуртской Республики. Такой подход позволяет согласовывать
федеральные и республиканские, территориальные и отраслевые
интересы. Коллегия готовит рекомендации по экономическому,
организационному и правовому механизму исполнения Программы,
рассматривает и координирует отдельные подпрограммы, утверждает
планы распределения ресурсов по направлениям и проектам.
Особая роль в выполнении Программы принадлежит фонду ее
реализации, который представляет собой акционерное общество
закрытого типа, учрежденное Правительством Российской Федерации и
Правительством Удмуртской Республики в лице соответствующих
органов управления государственным имуществом с равными долями в
его уставном капитале. Являясь самостоятельным юридическим лицом,
наделенным полномочиями финансового агента двух правительств, фонд
имеет широкие возможности для аккумуляции и направления на
выполнение Программы бюджетных и внебюджетных средств, а также
средств, полученных за счет собственной деятельности в различных
сферах предпринимательства. В то же время он полностью
подконтролен администрации Программы: в структуре дирекции
формируются ревизионные службы, а генеральный директор по
должности является одновременно председателем правления фонда.
Здесь также реализован принцип разделения функций. Дирекция по
отношению к фонду является направляющим и контролирующим органом,
а последний - исполняющим на практике финансовые планы Программы.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы позволит преодолеть кризисное состояние в
народно-хозяйственном и социальном комплексе и обеспечить:
увеличение налоговых поступлений на 1832944 млн. рублей, в том
числе в федеральный бюджет - на 733178 млн. рублей;
прирост объема производства по всем отраслям экономики - на
7324712 млн. рублей, в том числе уже в 1997 году - на 1383809 млн.
рублей, а в 2000 году - на 2349109 млн. рублей, что составит более
20 процентов к уровню 1996 года;
дополнительный объем прибыли в размере 1003313,5 млн. рублей;
существенное расширение номенклатуры и объема выпуска новой
медицинской техники, ранее в стране не выпускавшейся;
рациональное использование и сбережение энергетических и
материальных ресурсов, снижение зависимости от импорта;
увеличение числа рабочих мест на 6124;
вовлечение в сферу предпринимательской деятельности
23500 человек;
снижение задолженности по зарплате и пенсиям в бюджетной
сфере;
доведение среднедушевого дохода населения Удмуртской
Республики до среднего по России;
снижение роста рождаемости детей - инвалидов;
улучшение реабилитации и социальной защиты инвалидов;
развитие инфраструктуры социального обслуживания населения до
нормального уровня;
перевод 7 районов республики на природный газ, рост уровня
газификации на 28 процентов;
снижение преступности среди подростков;
среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского
хозяйства на 2 - 3 процента, увеличение урожайности зерновых
культур - на 16 процентов и продуктивности дойного стада - на
10 процентов;
ремонт 70 процентов детских клубов, реконструкцию 4 объектов
культуры;
увеличение посещаемости учреждений культуры и улучшение
условий их профессиональной деятельности;
увеличение национально-культурных объединений Удмуртской
республики до 20, создание новых творческих мастерских - студий,
сохранение национального культурного наследия, расширение
этносоциальных научных исследований;
восстановление отлаженной системы обеспечения учеников школ
бесплатными учебниками;
повышение освоения расчетной лесосеки до 70 процентов;
сокращение не покрытых лесом земель в 2,6 раза;
снижение ущерба и улучшение экологической обстановки
республики;
снятие психологической и эмоциональной нагрузки на население,
проживающее вблизи объектов по хранению и уничтожению химического
оружия;
создание благоприятных условий проживания в районах хранения и
уничтожения химического оружия за счет комплексного развития
инфраструктуры районов;
комплексное экологическое, санитарно-гигиеническое и
медицинское обследование районов хранения и уничтожения
химического оружия;
создание систем экологического и медицинского мониторинга в
районах уничтожения химического оружия;
использование в промышленно-хозяйственных целях продуктов
утилизации отходов, образующихся при уничтожении химического
оружия.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
I. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ ДО 2000 ГОДА"
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Название подпрограммы - Развитие промышленности
Удмуртской Республики до 2000 года
Государственные заказчики - Министерство экономики Российской
подпрограммы Федерации;
Министерство топлива и энергетики
Российской Федерации;
Министерство Российской
Федерации по атомной энергии;
Государственный комитет Российской
Федерации по связи и информатизации
Основные исполнители - предприятия Удмуртской Республики:
акционерное общество "Чепецкий
механический завод", г. Глазов;
акционерное общество "Сарапульский
радиозавод", г. Сарапул;
акционерное общество "Ижевский
мотозавод "Аксион", г. Ижевск;
государственное предприятие "Ижевский
электромеханический завод", г. Ижевск;
акционерное общество "Ижевский
радиозавод"
Основные разработчики - предприятия Удмуртской Республики,
Министерство промышленности
Удмуртской Республики
Основная цель - обеспечение интенсивного развития
подпрограммы экономики Удмуртской Республики;
удовлетворение потребностей в
современных средствах связи,
медицинской технике, нефтедобывающем
оборудовании, порошковой проволоке и
редкоземельной продукции
Важнейшие целевые - увеличение объемов выпуска
показатели и конечные промышленной продукции:
результаты в 1997 - 2000 годах - на 1991512 млн.
рублей
в 1997 году - на 326961 млн. рублей
в 1998 году - на 429508 млн. рублей
в 1999 году - на 593142 млн. рублей
в 2000 году - на 641901 млн. рублей;
создание 1439 новых рабочих мест;
дополнительные налоговые поступления
в размере 349904 млн. рублей
Срок реализации - 1997 - 2000 годы
подпрограммы
Таблица 1.1.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПОДПРОГРАММЕ
------------------------T----------------------------------------¬
¦ Источники ¦ Объем финансовых ресурсов в ценах ¦
¦ финансирования ¦ 1996 года, млн. рублей ¦
¦ ¦ инвестиционный кредит ¦
¦ ¦ безвозвратная основа ¦
+-----------------------+--------T-------T-------T-------T-------+
¦ ¦1997 - ¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
¦ ¦2000 гг.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦Федеральный бюджет ¦ 63056,0¦49986,0¦12070,0¦ 300,0¦ 700,0¦
¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республиканский бюджет ¦ 9370,0¦ 4750,0¦ 2580,0¦ 1210,0¦ 830,0¦
¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Собственные средства ¦ 36922,4¦29421,2¦ 4101,2¦ 1400,0¦ 2000,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Другие источники ¦ 200,0¦ 20,0¦ 20,0¦ 140,0¦ 20,0¦
+-----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦ИТОГО: ¦109548,4¦84177,2¦18771,2¦ 3050,0¦ 3550,0¦
L-----------------------+--------+-------+-------+-------+--------
Ведущее место в республике занимали предприятия военно -
промышленного комплекса, которые с 1991 года начали интенсивный
переход на освоение производства новых видов конкурентоспособной
продукции гражданского назначения. Процесс перепрофилирования
затруднен ограниченностью внутреннего спроса вследствие низкого
уровня инвестиционной активности и доходов населения,
возрастающими трудностями на внешних рынках и низкой
конкурентоспособностью отечественной продукции. Также негативно
сказываются не решенные ранее финансовые проблемы, старение
|