Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 20.06.97 N 1587-II ГД О ПРОЕКТЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 20 июня 1997 г. N 1587-II ГД
   
                 О ПРОЕКТЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в первом чтении проект Кодекса Российской Федерации
   об   административных   правонарушениях,   внесенный    депутатами
   Государственной      Думы      Н.Н. Жуковой,      А.И. Лукьяновым,
   Ю.А. Рыбаковым.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в Комитет Государственной Думы по законодательству и
   судебно - правовой реформе до 1 августа 1997 года.
       3. Комитету   Государственной   Думы   по  законодательству  и
   судебно - правовой реформе  доработать  указанный  законопроект  с
   учетом  поступивших  поправок  и  представить  его на рассмотрение
   Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                 К ПРОЕКТУ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
   
       Проект нового Кодекса Российской Федерации об административных
   правонарушениях  (далее - проект Кодекса) вносится на рассмотрение
   Государственной Думы в связи с тем,  что ныне  действующий  Кодекс
   РСФСР    об    административных    правонарушениях   не   отвечает
   конституционным положениям и международным нормам о защите прав  и
   законных интересов человека и гражданина.
       В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции  Российской
   Федерации   в   проекте   решаются  вопросы  разделения  предметов
   совместного ведения Российской Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации  в  части,  касающейся  административной ответственности
   физических и юридических лиц за совершенные ими правонарушения.
       Было признано  целесообразным  сохранение  прежнего построения
   Кодекса,   объединяющего   не   только   нормы   материального   и
   процессуального   права,   но  и  включающего  в  себя  положения,
   определяющие  систему  органов  административной  юрисдикции,   их
   полномочия  по  возбуждению и рассмотрению дел об административных
   правонарушениях,  а  также  вопросы,  регламентирующие  исполнение
   решений по этим делам. Такая система построения Кодекса привычна и
   удобна для правоприменителей.
       Проект Кодекса состоит из пяти  разделов:  "Общие  положения",
   "Особенная часть",  "Органы,  уполномоченные рассматривать дела об
   административных  правонарушениях",  "Производство  по  делам   об
   административных  правонарушениях",  "Исполнение  постановлений  о
   наложении административных взысканий.  Пересмотр  постановлений  и
   определений по делам об административных правонарушениях".
       В разделе  "Общие  положения"  определены  задачи  и  принципы
   законодательства  об  административных  правонарушениях,  предметы
   ведения   Российской   Федерации  в  области  законодательства  об
   административных  правонарушениях,  пределы  действия  законов  об
   административных  правонарушениях,  а также закреплены положения о
   презумпции невиновности,  о субъектах ответственности,  о целях  и
   видах административных взысканий, правилах их наложения.
       Предусмотрено, что в соответствии с принципами Конституции  РФ
   административная  ответственность  физических  и  юридических  лиц
   может быть установлена только  федеральным  законом  либо  законом
   субъекта   Российской   Федерации.  Это  существенно  повышает  по
   сравнению с действующим Кодексом гарантии прав лиц, привлекаемых к
   административной ответственности.
       Для осуществления  идеи  реальной кодификации законодательства
   об административных правонарушениях в проекте  предусмотрено,  что
   все   вновь   принимаемые   на   федеральном   уровне   нормы   об
   административной ответственности должны включаться в данный Кодекс
   (исключение   составляют   лишь   нарушения   таможенных   правил,
   ответственность за которые и сейчас  устанавливается  не  КоАП,  а
   Таможенным кодексом Российской Федерации).
       В условиях принципиально  новых  подходов  к  решению  проблем
   государственного   устройства  России  и  распределения  предметов
   ведения между Федерацией  и  ее  субъектами  в  проекте  по-новому
   решены  вопросы разграничения компетенции в сфере законодательства
   об административных правонарушениях.
       К ведению  Российской  Федерации  отнесено:  определение общих
   положений  и  принципов   законодательства   об   административных
   правонарушениях, перечня видов административных взысканий, порядка
   производства по делам об административных правонарушениях, а также
   установление  административной  ответственности  за  нарушения тех
   правил, которые закреплены на федеральном уровне.
       Административная ответственность  за  правонарушения,  имеющие
   региональное   значение,   (нарушение    правил    благоустройства
   населенных  пунктов,  общественного порядка и т.п.),  в проекте не
   предусмотрена.  Она  может  быть  установлена  законами  субъектов
   Федерации.
       В проекте  сохранен  принцип  более  строгой   ответственности
   должностных лиц;  но перечень составов,  предусматривающих для них
   повышенную ответственность,  расширен.  В отличие от  действующего
   Кодекса  там  дано  четкое определение понятия "должностное лицо",
   совпадающее с определением,  содержащимся в статье 285  нового  УК
   РФ.
       С учетом  сложившейся  в  стране   многоукладности   экономики
   предлагается    также    установить   повышенную   ответственность
   индивидуальных предпринимателей,  а равно руководителей  и  других
   служащих организаций (юридических лиц) любых форм собственности за
   административные  правонарушения,  совершенные  с   использованием
   своих    управленческих    функций,   то   есть   при   исполнении
   организационно   -   распорядительных   или   административно    -
   хозяйственных  обязанностей.  Они  несут ответственность наравне с
   должностными лицами.
       Принципиальным отличием  проекта Кодекса является то,  что его
   действие распространяется и на юридических  лиц.  Необходимость  в
   таком нововведении объясняется тем, что в связи с переходом страны
   к рыночной экономике в  последние  годы  уже  принят  ряд  законов
   прямого      действия,      предусматривающих     административную
   ответственность  юридических  лиц  за  правонарушения  в   области
   строительства,  природопользования  и  пр.  Вместе с тем в проекте
   подчеркнуто,  что   наложение   административного   взыскания   на
   юридическое    лицо    не    освобождает    от    административной
   ответственности за данное правонарушение виновных физических лиц.
       Внесены изменения в перечень видов административных взысканий.
   Для  усиления  мер  по   обеспечению   общественной   безопасности
   предусмотрено взыскание в виде лишения специального права хранения
   и   ношения   огнестрельного   оружия,   специального   права   на
   эксплуатацию радиоэлектронных средств.  В то же время исключены из
   числа административных взысканий исправительные работы,  поскольку
   применяемые   исключительно  по  месту  работы,  они  по  существу
   являются "штрафом в рассрочку".
       В соответствии  с  мировой практикой в целях усиления гарантий
   прав и  свобод  человека  и  гражданина  расширена  исключительная
   компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо
   административного ареста) ряда других административных  взысканий:
   лишения  специального  права,  конфискации  и  возмездного изъятия
   предметов,  явившихся  орудием  совершения  или   непосредственным
   объектом правонарушения,  административного выдворения иностранных
   граждан и лиц без гражданства из пределов Российской Федерации.
       В Особенную   часть   проекта   Кодекса   включен   ряд   норм
   действующего Кодекса,  которые  доказали  свою  эффективность  при
   осуществлении   правоприменительной  практики,  нормы  принятых  в
   последнее  время  федеральных  законов,  в  которых  предусмотрена
   административная   ответственность,   а   также  учтены  положения
   законопроектов,   находящихся   на   рассмотрении    Правительства
   Российской Федерации и Государственной Думы.
       С учетом  ст. 71  Конституции  Российской Федерации  в проекте
   Кодекса   предусмотрена   ответственность    за    правонарушения,
   посягающие  на конституционные права граждан,  направленные против
   институтов государственной власти  и  управления,  наносящие  вред
   окружающей  природной среде,  препятствующие развитию конкуренции,
   рыночных отношений,  а  также  за  нарушения  в  области  налогов,
   федерального транспорта,  дорожного движения,  связи, информации и
   за некоторые другие проступки, имеющие общефедеральное значение.
       Исходя из новых реалий,  в  проект  Особенной  части  включены
   новые    главы:   о   правонарушениях   в   области   финансов   и
   налогообложения; связи и информации; нарушениях законодательства о
   Государственной   границе   Российской   Федерации,  миграционного
   законодательства; законодательства о воинском учете и др.
       При подготовке  проекта  учитывалось  соотношение максимальных
   размеров  административных   штрафов   со   штрафными   санкциями,
   предусмотренными  УК  РФ  (ст. 46).  В  связи  с этим максимальный
   предел   административного   штрафа,   налагаемого   на   граждан,
   предлагается установить в 25 минимальных размеров оплаты труда. По
   предложению министерств и  ведомств  максимальный  размер  штрафа,
   налагаемого  на должностных лиц,  поднят до пятидесяти минимальных
   размеров оплаты труда.
       В целях   исключения   конкуренции   норм   об   уголовной   и
   административной  ответственности  за  отдельные   деяния   статьи
   Особенной  части  проекта  скорректированы  с  Уголовным  кодексом
   Российской Федерации.
       В разделе   проекта   Кодекса   об   Органах,   уполномоченных
   рассматривать дела об административных  правонарушениях,  детально
   регламентируется компетенция субъектов административной юрисдикции
   по делам об административных  правонарушениях,  предусмотренных  в
   Особенной части проекта.
       С учетом происшедших преобразований в  экономике  и  структуре
   федеральных  надзорных  органов  заметно  изменился  круг органов,
   уполномоченных    рассматривать    дела    об     административных
   правонарушениях.
       В проект  Кодекса  впервые  включены   в   качестве   органов,
   наделенных    правом    рассматривать   дела   о   соответствующих
   правонарушениях, органы, осуществляющие государственный контроль в
   сфере информации и информатизации,  органы,  осуществляющие охрану
   государственных природных заповедников  и  национальных  природных
   парков,   органы,   осуществляющие   государственный  контроль  по
   карантину растений,  а также  за  фитосанитарной  обстановкой,  по
   контролю  за  химизацией  и  использованием  химических  веществ в
   сельском   хозяйстве,   органы    по    земельным    ресурсам    и
   землепользованию, органы государственного энергетического надзора,
   другие органы.
       В то   же  время  такие  органы,  как  комиссии  по  борьбе  с
   пьянством,  административные комиссии в данном проекте в  качестве
   субъектов  административной  юрисдикции  на  федеральном уровне не
   предусмотрены.  При необходимости законодательный  орган  субъекта
   Российской     Федерации    может    воссоздать    такие    органы
   административной юрисдикции  (с  учетом  происшедших  изменений  в
   структуре  и  функциях  органов самоуправления) - для рассмотрения
   дел  об  административных  правонарушениях,   ответственность   за
   которые  установлена законами соответствующего субъекта Российской
   Федерации.
       В последующих  разделах  проекта Кодекса значительное внимание
   уделено   усилению   гарантий   законности    при    осуществлении
   производства  по  делам об административных правонарушениях с тем,
   чтобы  были  обеспечены  такие  основополагающие   принципы,   как
   всесторонность,    полнота    и   объективность   выяснения   всех
   обстоятельств   совершенного    правонарушения,    законность    и
   справедливость принимаемых решений.
       В этих целях детально определено правовое положение участников
   производства  по этим делам.  Расширен круг дел,  при рассмотрении
   которых  личное  участие  правонарушителя  является   обязательным
   (например,  при  рассмотрении  дел о правонарушениях,  совершенных
   несовершеннолетними,    либо     совершение     которых     влечет
   административные   взыскания   в  виде  ареста,  административного
   выдворения за пределы Российской Федерации,  лишения  специального
   права, предоставленного лицу, конфискации имущества).
       Допускается возможность рассмотрения дел  об  административных
   правонарушениях  не  только  по месту совершения административного
   правонарушения,  но  и  по  месту  жительства  лица,  в  отношении
   которого ведется производство по делу.
       Предлагается усилить охрану прав потерпевшего,  который  будет
   вправе   знакомиться   со  всеми  материалами  дела,  представлять
   доказательства,   заявлять    ходатайства    и    отводы,    иметь
   представителя, обжаловать принимаемые решения.
       В проект  включена  специальная   статья,   которая   подробно
   регламентирует   порядок   предоставления  лицу,  привлекаемому  к
   административной  ответственности,  и   потерпевшему   юридической
   помощи.   В   качестве  защитников  и  представителей  допускаются
   адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь.
       Причем эти  лица  допускаются  к  участию  в  деле  с  момента
   административного     задержания     лица,     привлекаемого     к
   административной  ответственности,  или  составления  протокола об
   административном   правонарушении.   Им   предоставляется    право
   знакомиться    со    всеми    материалами    дела,   предоставлять
   доказательства,  заявлять  ходатайства  и  отводы,  участвовать  в
   рассмотрении дела, приносить жалобы на решения.
       В целях   повышения   результативности    административно    -
   процессуальной  деятельности,  обеспечения  установления истины по
   делам об административных правонарушениях предлагается  установить
   ответственность   за   неисполнение   процессуальных  обязанностей
   (процессуальную   ответственность)    свидетелей,    специалистов,
   экспертов  и  переводчиков  за  дачу  заведомо  ложных  показаний,
   заключений и переводов.
       В соответствии   с   Федеральным   законом  "О  прокуратуре  в
   Российской  Федерации"  в  проекте  Кодекса  отражены   полномочия
   прокурора  как участника производства по делам об административных
   правонарушениях.
       Специальная глава    проекта    Кодекса   отведена   вопросам,
   касающимся предмета доказывания, доказательствам и их оценке.
       В целях  обеспечения конституционных прав личности более четко
   регламентировано применение мер обеспечения производства по  делам
   об   административных   правонарушениях.   В   их   число,  помимо
   задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств
   и   изъятия   вещей  и  документов  у  физических  лиц,  включены:
   доставление физического  лица  к  месту  составления  протокола  о
   правонарушении,  привод,  осмотр  принадлежащих  юридическому лицу
   помещений,  транспортных  средств,  наложение  ареста  на  товары,
   транспортные средства и иное имущество, принадлежащее юридическому
   лицу.
       В отдельную   главу   выделены   нормы,   касающиеся   порядка
   возбуждения  дел  и  составления  протоколов  об  административных
   правонарушениях.
       В отличие  от  действующего  КоАП  РСФСР,  в  проекте  Кодекса
   определены  органы  и должностные лица,  которые вправе составлять
   протоколы и возбуждать дела об  административных  правонарушениях.
   Это  позволит  применять  и  те  нормы  Особенной  части,  которые
   предусмотрены законами,  но в  настоящее  время  из-за  отсутствия
   механизма их применения фактически не действуют.
       Усовершенствован институт     обжалования     и     пересмотра
   постановлений,    вынесенных    по   делам   об   административных
   правонарушениях.  Необжалованное  и  неопротестованное  прокурором
   постановление  вступает в законную силу по истечении десяти суток.
   Постановление,   вынесенное   судьей,   может   быть    обжаловано
   (опротестовано)    в    вышестоящий    суд.   В   суд   обжалуются
   (опротестовываются) и постановления,  вынесенные  соответствующими
   должностными   лицами.   Таким   образом,   по   всем   делам   об
   административных правонарушениях  обеспечивается  судебная  защита
   прав и законных интересов граждан и юридических лиц.  Вместе с тем
   сохраняется  возможность  обжалования  постановлений,   вынесенных
   должностными лицами,  вышестоящему должностному лицу, что, однако,
   не исключает последующую подачу жалобы в суд.
       Предусматривается, что   жалоба   или   протест  прокурора  на
   вынесенное  постановление  по  делу  должны  быть  рассмотрены   в
   десятидневный  срок  со  дня  поступления,  а  на  постановление о
   применении к правонарушителю взыскания  в  виде  административного
   ареста - в течение суток.
       Судья или вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы
   или протеста не связаны доводами,  в них изложенными,  и проверяют
   дело  в  полном  объеме.  При  этом  законность  и  обоснованность
   вынесенного   постановления   должны   проверяться  не  только  по
   материалам,  находящимся в  деле,  но  и  с  учетом  дополнительно
   представленных  доказательств.  Таким  образом,  вводятся элементы
   апелляционного производства,  что создает  возможность  обеспечить
   своевременное  устранение  нарушений закона,  которые еще довольно
   часто  допускаются  при  рассмотрении  дел   об   административных
   правонарушениях.
       Для усиления гарантий законности по делам об  административных
   правонарушениях  в  проекте  Кодекса  предусмотрена  возможность в
   установленных   случаях   судебного   пересмотра    постановлений,
   вступивших  в  законную  силу,  в  том  числе  и  Верховным  Судом
   Российской Федерации.  Таким образом, разработан надежный правовой
   механизм, обеспечивающий исправление допущенных ошибок.
       При разработке проекта Кодекса учитывалось,  что в перспективе
   должен  быть  принят  Федеральный конституционный закон "О мировых
   судьях",    значительное    число    дел    об    административных
   правонарушениях будут рассматриваться этими судьями.
       Поскольку административные взыскания (в том  числе  и  штрафы)
   являются мерой государственного принуждения, предлагается включить
   в  проект  норму  о  том,  что  штрафные   суммы   по   делам   об
   административных   правонарушениях,  предусмотренных  в  Особенной
   части Кодекса,  должны в  соответствии  с  Федеральным  законом  о
   бюджете   зачисляться   в   доход  федерального  бюджета,  бюджета
   соответствующего субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
   Иное  решение может повлечь нарушения законности,  необъективность
   при  рассмотрении   дел,   граничащие   со   злоупотреблениями   и
   произволом.
       Проект Кодекса  обеспечивает  необходимую  правовую  базу  для
   разработки    субъектами    Российской    Федерации   законов   об
   ответственности  за   административные   правонарушения,   имеющие
   региональное значение и соответствующую специфику.
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                  Вносится депутатами
                                               Государственной Думы -
                                                     членами Комитета
                                                  по законодательству
                                         и судебно - правовой реформе
                                        ЖУКОВОЙ Н.Н., РЫБАКОВЫМ Ю.А.,
                                                      ЛУКЬЯНОВЫМ А.И.
   
                      КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
   
                       Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
              Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
   
       Статья 1.1.     Законодательство      об      административных
   правонарушениях
   
       1. Законодательство  об  административных  правонарушениях   в
   Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в
   соответствии с  основными  положениями,  установленными  настоящим
   Кодексом,    законов    субъектов    Российской    Федерации    об
   административных правонарушениях.  Основания и порядок привлечения
   к  ответственности  за нарушение таможенных правил устанавливаются
   Таможенным кодексом Российской Федерации.
       2. Настоящий  Кодекс  основывается  на  Конституции Российской
   Федерации,  общепризнанных принципах и нормах международного права
   и международных договорах Российской Федерации. Если международным
   договором  Российской  Федерации  установлены  иные  правила,  чем
   предусмотренные      законодательством     об     административных
   правонарушениях в Российской  Федерации,  то  применяются  правила
   международного договора.
       3. Законы субъектов Российской Федерации  об  административных
   правонарушениях  не  могут  противоречить  настоящему  Кодексу.  В
   случае противоречия между данным  Кодексом  и  законами  субъектов
   Российской Федерации об административных правонарушениях действует
   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
   
       Статья 1.2.   Задачи   законодательства   об  административных
   правонарушениях
   
       Задачей законодательства  об  административных правонарушениях
   является  защита  личности,  охрана  прав  и  свобод  человека   и
   гражданина, здоровья, санитарно - эпидемиологического благополучия
   населения,  общественной нравственности, собственности, окружающей
   среды,   установленного   порядка   осуществления  государственной
   власти,  общественного  порядка,  прав  юридических   лиц   и   их
   объединений    от   административных   правонарушений,   а   также
   предупреждение совершения административных правонарушений.
   
       Статья 1.3.  Предметы  ведения  Российской Федерации в области
   законодательства об административных правонарушениях
   
       1. Ведению  Российской Федерации в области законодательства об
   административных правонарушениях подлежат:
       1) определение:
       а) общих положений  и  принципов  законодательства  Российской
   Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации об административных
   правонарушениях;
       б) понятия административного правонарушения;
       в) перечня  видов  административных  взысканий  и  правил   их
   применения;
       г) порядка   производства   по   делам   об   административных
   правонарушениях;
       д) порядка    исполнения     постановлений     о     наложении
   административных взысканий;
       2) установление:
       а) административной   ответственности   по  вопросам,  имеющим
   общефедеральное значение,  в том числе за нарушение правил и норм,
   предусмотренных   федеральными   законами   и  иными  нормативными
   правовыми актами;
       б) перечня органов и должностных лиц, правомочных осуществлять
   производство  по  делам   об   административных   правонарушениях,
   предусмотренных настоящим Кодексом.
       2. Вне предметов ведения Российской Федерации,  определенных в
   части  первой  настоящей  статьи,  субъекты  Российской  Федерации
   осуществляют   собственное   правовое   регулирование   в    сфере
   ответственности за административные правонарушения.
   
       Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
   
       Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед
   законом. Физические лица подлежат административной ответственности
   независимо от пола,  расы,  национальности,  языка, происхождения,
   имущественного  и  должностного   положения,   места   жительства,
   отношения  к  религии,  убеждений,  принадлежности  к общественным
   объединениям  и  других  обстоятельств,  а  юридические   лица   -
   независимо    от    формы    собственности,    места   нахождения,
   организационно - правовой формы и подчиненности.
   
       Статья 1.5. Презумпция невиновности
   
       Физическое лицо,  в  отношении  которого  возбуждено  дело  об
   административном  правонарушении,  считается невиновным,  пока его
   виновность не будет доказана в предусмотренном настоящим  Кодексом
   порядке  и  установлена  вступившим в законную силу постановлением
   судьи,  органа (должностного  лица),  рассмотревшего,  в  пределах
   своих полномочий, дело.
   
       Статья 1.6. Принцип вины
   
       Физическое лицо   подлежит   административной  ответственности
   только за те нарушения,  в отношении которых установлена его вина.
   Административная    ответственность   за   невиновное   причинение
   физическим лицом вреда не допускается.
   
       Статья 1.7.    Обеспечение    законности    при     применении
   административного   принуждения   в   связи   с  административными
   правонарушениями
   
       1. Никто не может быть подвергнут административному  взысканию
   и  мерам  обеспечения  производства  по  делу  об административном
   правонарушении иначе  как на основаниях и в порядке, установленных
   законом.
       2. Применение уполномоченными  на  то  органами  (должностными
   лицами)  административных взысканий и мер обеспечения производства
   по   делу   об   административном   правонарушении   в   связи   с
   административными  правонарушениями  осуществляется  в пределах их
   компетенции  в  точном  соответствии  с  законом.  Не  допускаются
   действия и решения, унижающие человеческое достоинство.
   
       Статья 1.8.     Действие     законов    об    административных
   правонарушениях
   
       1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит
   ответственности на основании закона,  действовавшего во время и по
   месту совершения правонарушения.
       2. Закон,   смягчающий   или   отменяющий  ответственность  за
   административное  правонарушение  или  иным   образом   улучшающий
   положение   лица,  совершившего  административное  правонарушение,
   имеет  обратную  силу,  то  есть  распространяется   и   на   лиц,
   совершивших  правонарушения  до  вступления  такого закона в силу.
   Закон,   устанавливающий   или   отягчающий   ответственность   за
   административные   правонарушения   или  иным  образом  ухудшающий
   положение лица, обратной силы не имеет.
       3. Производство  по  делу  об  административном правонарушении
   осуществляется на основании закона,  действующего во  время  и  по
   месту производства по делу.
   
                Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
                   И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
   
       Статья 2.1. Административное правонарушение
   
       1. Административным правонарушением признается противоправное,
   виновное  действие   либо   бездействие   физического   лица   или
   противоправное  действие  либо  бездействие юридического лица,  за
   которое  настоящим  Кодексом  или  законами  субъектов  Российской
   Федерации установлена административная ответственность.
       2. Наложение административного взыскания на  юридическое  лицо
   не  освобождает  от  административной  ответственности  за  данное
   правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к
   административной  ответственности  физического лица не освобождает
   от  административной  ответственности  за  данное   правонарушение
   юридическое лицо.
   
       Статья 2.2.    Совершение   административного   правонарушения
   умышленно
   
       Административное правонарушение     признается     совершенным
   умышленно,   если  физическое  лицо,  его  совершившее,  сознавало
   противоправный   характер   своего   действия   или   бездействия,
   предвидело  его  вредные  последствия  и  желало  или  сознательно
   допускало наступление этих  последствий,  либо  относилось  к  ним
   безразлично.
   
       Статья 2.3.  Совершение  административного  правонарушения  по
   неосторожности
   
       Административное правонарушение  признается   совершенным   по
   неосторожности,  если физическое лицо, его совершившее, предвидело
   возможность  наступления вредных последствий своего действия  либо
   бездействия,  но  без  достаточных  к  тому оснований самонадеянно
   рассчитывало на их предотвращение либо не  предвидело  возможности
   наступления  таких  последствий,  хотя  должно  было  и  могло  их
   предвидеть.
   
       Статья 2.4.  Возраст,   по   достижении   которого   наступает
   административная ответственность физического лица
   
       1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к
   моменту      совершения      административного      правонарушения
   шестнадцатилетнего возраста.
       2. С  учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности
   совершившего  административное  правонарушение   в   возрасте   от
   шестнадцати  до  восемнадцати  лет  оно  может быть освобождено от
   административной  ответственности  с  применением  к   нему   меры
   воздействия,   предусмотренной   федеральным  законодательством  о
   защите прав несовершеннолетних.
   
       Статья 2.5. Административная ответственность должностных лиц
   
       Должностные лица      привлекаются      м     административной
   ответственности   при   условии    совершения    административного
   правонарушения   в   связи   с   неисполнением  либо  ненадлежащим
   исполнением  ими  служебных  обязанностей.  При  отсутствии  этого
   обстоятельства    должностное    лицо,   виновное   в   совершении
   административного  правонарушения,  подлежит  ответственности   на
   общих основаниях.
       Примечание. Под   должностными   лицами  в  настоящем  Кодексе
   следует понимать лиц,  постоянно,  временно или в соответствии  со
   специальными  полномочиями  осуществляющих  функции представителей
   власти, то  есть  наделенных  в  установленном   законом   порядке
   распорядительными  полномочиями в отношении лиц,  не находящихся в
   служебной зависимости от данных  должностных  лиц,  а  равно  лиц,
   выполняющих    организационно      -    распорядительные       или
   административно - хозяйственные функции в государственных органах,
   органах  местного самоуправления,  государственных и муниципальных
   предприятиях,  учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской
   Федерации,  других  войсках  и  воинских  формированиях Российской
   Федерации.  Руководители  и  другие  работники  иных  организаций,
   индивидуальные   предприниматели,   совершившие   административные
   правонарушения   в   связи   с   выполнением   организационно    -
   распорядительных  или  административно  -  хозяйственных  функций,
   несут административную ответственность как должностные лица.
   
       Статья 2.6.  Ответственность военнослужащих  и  иных  лиц,  на
   которых   распространяется  действие  дисциплинарных  уставов,  за
   совершение административных правонарушений
   
       1. Военнослужащие и находящиеся  на  военных  сборах  граждане
   несут   ответственность   за  административные  правонарушения  по
   дисциплинарным уставам.  Лица рядового и  начальствующего  состава
   органов  внутренних дел,  сотрудники федеральных органов налоговой
   полиции несут ответственность за административные правонарушения в
   соответствии  с  нормативными правовыми актами,  регламентирующими
   порядок прохождения  службы  в  названных  органах.  За  нарушение
   санитарного    законодательства,    правил   дорожного   движения,
   требований пожарной безопасности вне места службы,  правил  охоты,
   рыболовства,   охраны   рыбных  запасов  и  других  правил  охраны
   окружающей среды эти лица несут  административную  ответственность
   на  общих  основаниях.  К  указанным лицам не могут быть применены
   административные взыскания в виде административного  ареста,  а  к
   военнослужащим,  проходящим военную службу по призыву, - также и в
   виде административного штрафа.
       2. Судьи,  органы  (должностные  лица),  которым предоставлено
   право налагать административные взыскания,  могут вместо наложения
   административных  взысканий  на  лиц,  указанных  в  части  первой
   настоящей   статьи,   передавать   материалы   о   правонарушениях
   соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных
   к дисциплинарной ответственности.
       3. Лица,  кроме указанных в части первой настоящей статьи,  на
   которых  распространяется  действие  дисциплинарных  уставов   или
   специальных    положений    о   дисциплине,   в   случаях,   прямо
   предусмотренных этими актами, несут за совершение административных
   правонарушений     при     исполнении    служебных    обязанностей
   дисциплинарную  ответственность,   а   в   остальных   случаях   -
   административную ответственность на общих основаниях.
   
       Статья 2.7.   Административная   ответственность   иностранных
   граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства
   
       1. Иностранные граждане,  иностранные юридические лица и  лица
   без  гражданства,  совершившие  на территории Российской Федерации
   административные   правонарушения,    подлежат    административной
   ответственности на общих основаниях.
       2. Иностранные граждане,  иностранные юридические лица и  лица
   без  гражданства  за  совершение  административных правонарушений,
   посягающих   на   суверенные   права   Российской   Федерации   на
   континентальном  шельфе  Российской Федерации или в исключительной
   экономической зоне Российской Федерации,  подлежат ответственности
   на общих основаниях.
       3. Вопрос    об    административной     ответственности     за
   административное   правонарушение,   совершенное   на   территории
   Российской Федерации  иностранным  гражданином,  который  согласно
   законам  и международным договорам Российской Федерации пользуется
   иммунитетом от административной юрисдикции  Российской  Федерации,
   разрешается дипломатическим путем.
   
       Статья 2.8. Крайняя необходимость
   
       Не является  административным правонарушением причинение вреда
   охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то
   есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности
   и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам
   общества  или  государства,  если  эта  опасность  не  могла  быть
   устранена иными средствами и если причиненный вред является  менее
   значительным, чем предотвращенный вред.
   
       Статья 2.9. Невменяемость
   
       Не подлежит  административной ответственности физическое лицо,
   которое  во  время  совершения   противоправного   действия   либо
   бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло
   осознавать фактический характер и противоправность своего действия
   или   бездействия  либо  руководить  ими  вследствие  хронического
   психического расстройства,  временного  болезненного  психического
   расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.
   
       Статья 2.10.   Возможность  освобождения  от  административной
   ответственности при малозначительности правонарушения
   
       При малозначительности  вреда,  причиненного  административным
   правонарушением,  судья,  орган (должностное лицо), уполномоченный
   решить дело,  может освободить лицо,  совершившее административное
   правонарушение, от административной ответственности, ограничившись
   устным замечанием.
   
       Статья 2.11. Административная ответственность юридических лиц
   
       1. Юридическое лицо подлежит административной  ответственности
   за    административное    правонарушение    в    случаях,    прямо
   предусмотренных нормами раздела II настоящего Кодекса или  законом
   субъекта Российской Федерации.
       2. Если в нормах разделов I, III, IV и V настоящего Кодекса не
   указано,  применяются  ли  они к физическому лицу или юридическому
   лицу,  данные нормы в равной мере действуют  в  отношении  того  и
   другого лица,  за исключением случаев, когда по смыслу данных норм
   они относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
   
                  Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
   
       Статья 3.1. Цели административного взыскания
   
       1. Административное  взыскание  является мерой ответственности
   за совершенное административное  правонарушение  и  применяется  в
   целях     воспитания     лица,    совершившего    административное
   правонарушение,   а   также   предупреждения   совершения    новых
   правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
       2. Административное  взыскание  не  может  иметь  своей  целью
   унижение     человеческого    достоинства    лица,    совершившего
   административное  правонарушение  или  причинение  ему  физических
   страданий,  а также нанесение вреда деловой репутации юридического
   лица.
   
       Статья 3.2. Виды административных взысканий
   
       1. За   совершение   административных   правонарушений   могут
   устанавливаться    и    применяться   следующие   административные
   взыскания:
       1) предупреждение;
       2) административный штраф;
       3) возмездное изъятие предмета,  явившегося орудием совершения
   или непосредственным объектом административного правонарушения;
       4) конфискация  предмета,  явившегося  орудием  совершения или
   непосредственным объектом административного правонарушения;
       5) лишение  специального  права,  предоставленного конкретному
   лицу;
       6) административный арест;
       7) административное   выдворение   из   Российской   Федерации
   иностранных граждан и лиц без гражданства.
       2. В   отношении    юридических    лиц    могут    применяться
   административные взыскания,  перечисленные  в  пунктах 1 - 4 части
   первой настоящей статьи.
       3. Административные   взыскания,   перечисленные в пунктах 5 -
   7 части  первой  настоящей  статьи,  могут  быть  установлены   за
   конкретные   административные   правонарушения   только  настоящим
   Кодексом.
   
       Статья 3.3.   Основные   и   дополнительные   административные
   взыскания
   
       1. Предупреждение,  административный штраф  и административный
   арест  могут  устанавливаться  и  применяться  только  в  качестве
   основных административных взысканий.
       2. Лишение    специального    права    граждан,    а     также
   административное  выдворение  из  Российской Федерации иностранных
   граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться и  применяться
   в  качестве  как  основных,  так и дополнительных административных
   взысканий.
       3. Возмездное  изъятие  и  конфискация  предметов,  являвшихся
   орудием совершения или непосредственным объектом административного
   правонарушения,  устанавливаются  и  применяются только в качестве
   дополнительного взыскания.
       4. За одно административное правонарушение может быть наложено
   основное либо основное и дополнительное административное взыскание
   из  числа  указанных  в санкции применяемой статьи Особенной части
   настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации.
   
       Статья 3.4. Предупреждение
   
       Предупреждение состоит в  официальном  осуждении  государством
   совершенного  правонарушения  и  предостережении  физического  или
   юридического  лица  о  недопустимости  противоправного  поведения.
   Предупреждение выносится в письменной форме.
   
       Статья 3.5. Административный штраф
   
       1. Административный   штраф  является  денежным  взысканием  и
   выражается  в  величине,  кратной  минимальному  размеру  месячной
   оплаты  труда  (без учета районных коэффициентов),  установленному
   законодательством Российской Федерации (далее - минимальный размер
   оплаты труда) на момент окончания или пресечения правонарушения.
       2. Административный штраф не может быть  менее  одной  десятой
   минимального размера оплаты труда.
       3. Административный штраф,  налагаемый на  граждан,  не  может
   превышать  двадцати  пяти минимальных размеров оплаты труда,  а на
   должностных лиц пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
       4. Административный штраф,  налагаемый на юридических лиц,  не
   может превышать пятисот минимальных размеров оплаты труда.
       5. Административный  штраф  за  нарушение  законодательства об
   исключительной экономической зоне и континентальном  шельфе  может
   быть   установлен   в   размерах,   превышающих  размеры  штрафов,
   установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
       6. Административный   штраф   взыскивается  в  соответствии  с
   федеральным  законом  о  бюджете  в  доход  федерального  бюджета,
   бюджета субъекта Российской Федерации, а также местного бюджета.
   
       Статья 3.6.  Возмездное  изъятие предмета,  явившегося орудием
   совершения   или   непосредственным   объектом   административного
   правонарушения
   
       1. Возмездное изъятие предмета,  явившегося орудием совершения
   или непосредственным  объектом  административного  правонарушения,
   состоит  в  его  принудительном изъятии и последующей реализации с
   передачей  вырученной  суммы  бывшему  собственнику   за   вычетом
   расходов  по  реализации  изъятого  предмета.  Возмездное  изъятие
   назначается судьей.
       2. Возмездное  изъятие  охотничьего оружия,  боевых припасов и
   других орудий охоты не может  применяться  к  лицам,  для  которых
   охота является основным законным источником существования.
   
       Статья 3.7.    Конфискация   предметов,   явившихся   орудиями
   совершения  или  непосредственными   объектами   административного
   правонарушения
   
       1. Конфискация  предметов,  явившихся  орудиями совершения или
   непосредственными  объектами   административного   правонарушения,
   состоит  в принудительном безвозмездном обращении этих предметов в
   собственность государства. Конфискация назначается судьей.
       2. Конфискация  охотничьего  оружия и боевых припасов,  других
   дозволенных орудий охоты не может применяться к лицам, для которых
   охота является основным законным источником существования.
   
       Статья 3.8. Лишение специального права
   
       1. Лишение  специального  права,  предоставленного конкретному
   лицу,  применяется за грубое или систематическое нарушение порядка
   пользования  этим правом в случаях,  прямо предусмотренных нормами
   раздела II настоящего Кодекса и назначается судьей.
       2. Срок  лишения специального права не может быть менее одного
   месяца и более двух лет.
       3. Лишение  специального  права  в   виде   права   управления
   транспортными  средствами  не  может применяться к лицам,  которые
   пользуются  этими  средствами  в   связи   с   инвалидностью,   за
   исключением случаев управления в состоянии опьянения, уклонения от
   прохождения  в  установленном   порядке   освидетельствования   на
   состояние  опьянения,  а  также  оставления  указанными лицами,  в
   нарушение установленных  правил,  места  дорожно  -  транспортного

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное